10 причин плохого поведения детей

10 причин плохого поведения детей, в котором не виноваты родители

Время прочтения:<\p>

Вряд ли на свете найдется родитель, который не ощущал бы свою вину за плохое поведение ребенка. За все промахи, ошибки и недочеты в воспитании. Однако есть неочевидные факторы, которые просто вынуждают ребенка вести себя не так, как от него ожидают мама, папа и бабушка. Иногда дети просто не в силах быть паиньками, и в этом нет вины родителей.

AdMe.ru спешит на помощь ответственным родителям, чтобы рассказать о неожиданных причинах, которые побуждают детей вести себя не лучшим образом.

1. Любопытство

© depositphotos   © depositphotos  

Тяга к познанию мира толкает ребенка на странные (по мнению взрослых) вещи. «Что будет, если сбросить все книги с полки?», «А что, если смешать мамины тени для глаз и папин гель для бритья?» — детей действительно интересуют такие вопросы.

Взрослые часто интерпретируют такое поведение как непослушание, но на самом деле ребенок проводит важный научный эксперимент и не стремится злить вас.

Что делать?

Проводите «легальные» эксперименты. Пусть малыш под присмотром мамы что-то смешивает, играет с сыпучими материалами — так он будет познавать мир во всем многообразии его проявлений.

2. Трудности коммуникации

© depositphotos   © depositphotos   © depositphotos  

Дети в 1,5–2 года, как правило, разговаривают неважно. Поэтому коммуникация с внешним миром очень затруднена.

И если ваш малыш ударил соседа по песочнице лопаткой по голове, это не значит, что он агрессивный, просто он еще не может сказать: «Это моя игрушка, не бери ее».

А еще бывают невыносимо колючие свитеры, слишком громкие возбуждающие звуки и другие причины для раздражительности.

Что делать?

Спокойно разговаривать и объяснять, а потом объяснить еще раз. Ребенок учится взаимодействию с миром у вас, родителей, — будьте терпимы, дети растут очень быстро и скоро усвоят необходимые правила.

3. Незрелость нервной системы

© depositphotos   © depositphotos  

Дети до 3–4 лет еще не совсем контролируют свою импульсивность и не знают границ приемлемого поведения. Поэтому они часто проверяют на прочность ваши семейные правила. Неважно, как, может, малыш решил пойти на летнюю прогулку в варежках или вовсе отказался надеть, например, рубашку.

К тому же у детей мало опыта в эмоциональной сфере, что приводит к слезам и даже истерикам, а сломанная игрушка может стать настоящей катастрофой.

Что делать?

Четко стоять на своем. Наша жизнь утроена так, что дети нуждаются в нерушимых границах — правилах, нарушать которые нельзя.

4. Жажда независимости

© depositphotos   © depositphotos  

Несмотря на то что ребенок родился совсем недавно, он уже личность. Как бы родителям ни было тяжело это признавать, но это так. И как каждая личность, ребенок испытывает потребность быть значимым и иметь свое обособленное жизненное пространство.

Игнорирование значимости ребенка ведет к агрессии — самому легкому способу утвердиться в этом огромном мире. А если родители не дают малышу пространства для личных секретов и сокровенных мыслей, то он попросту может начать врать.

Что делать?

Слушать и слышать, дать возможность быть самостоятельным и «взрослым». Даже такая простая, на первый взгляд, вещь, как самостоятельное одевание, способна повысить самооценку ребенка.

5. Изменения в жизни

© depositphotos   © depositphotos  

Дети — самые настоящие ретрограды, и стабильность во всем жизненно важна для гармоничного роста. Любые изменения в жизни — не только отрицательные (например, развод родителей), но и положительные (переезд, поход в сад, школу, рождение братьев и сестер) — приведут к изменениям в поведении. Ребенок может стать шумным, агрессивным и нетерпимым в новой для себя ситуации.

Что делать?

Создать для своего чада зону комфорта, стабильности, безопасности. Пусть это будут знакомые игрушки или общение с друзьями — все, что поможет ребенку преодолеть стресс.

6. Пища с высоким содержанием сахара

© depositphotos   © depositphotos  

Влияние потребления сахара на поведение детей — горячо обсуждаемая тема в среде педиатров. Многие родители отмечают изменения (не в лучшую сторону) в поведении своих детей после того, как те наелись сладостей.

По данным нескольких исследований, повышенное потребление углеводов может быть связано с гиперактивностью у детей.

Что делать?

Продукты с высоким содержанием сахара — это не только конфеты, шоколад и газировка. Некоторые йогурты, злаки и даже мюсли — продукты с высоким гликемическим индексом, которые способны повысить уровень глюкозы в крови.

7. Наследственность

© depositphotos   © depositphotos  

Родители детей, которые не могут сосредоточиться, склонны нервничать и действовать импульсивно, могут наконец вздохнуть спокойно. В поведении детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) виновато не плохое воспитание, а гены.

Мамы и папы гиперактивных детей часто слышат обвинения в том, что не сумели хорошо воспитать ребенка. Ученые из Кардиффа заявляют: плохое поведение может передаваться по наследству.

Что делать?

Синдром гиперактивности и дефицита внимания требует обращения к врачу. Это неврологическо-поведенческое расстройство, и корректировать его должен специалист.

8. Недостаток свободного времени

© depositphotos   © depositphotos  

Сегодня дети постоянно заняты — кружки, спортивные секции и развивающие центры занимают почти все свободное время.

А когда же просто поиграть? Игры — важная составляющая эмоционального и социального развития человека. Во время игрового процесса рождаются навыки взаимодействия со сверстниками.

В свою очередь, отсутствие таких навыков приводит к недостатку взаимопонимания, дракам и конфликтам.

Даже банальное безделье идет на пользу развитию ребенка — в разумных пределах, конечно. Когда ваше чадо лежит на диване или просто так отдыхает в «неположенные» часы — идут мыслительные процессы и формируются творческие идеи.

Что делать?

  • Не стремитесь занять все свободное время детей обучением чему-то очень полезному и не торопитесь вторгаться в уже начавшуюся игру. Помните о том, что игровой процесс не менее важен, чем процесс обучения. Именно в игре ребенок впервые учится сам принимать решения, общаться с другими людьми и брать ответственность за поступки.
  • Не ругайте детей, которые предпочитают поспать лишний часок или любят немного побездельничать. Все это части творческого процесса. Вдруг у вас растет гений?

9. Детский эгоцентризм

© depositphotos   © depositphotos  

Психика детей устроена так, что до определенного возраста они просто не способны на сочувствие, эмпатию и сопереживание. Малыши более всего заинтересованы в получении собственной выгоды и просто не способны видеть точку зрения оппонента.

Даже играя бок о бок, малыши играют в одиночку — если вы внимательно прислушаетесь к группе детей, которые, кажется, разговаривают, то услышите, что говорят они, не придавая значения ответам товарищей.

Так что даже самые простые групповые игры, например прятки, недоступны для детей определенного возраста — они просто не сумеют в них играть.

Что делать?

Подождать. Серьезно, при нормальном психическом развитии к 3–4 годам дети осознают, что мир не крутится только вокруг них, они научатся играть друг с другом, делиться игрушками и жалеть товарища, разбившего коленку, а не смеяться над ним.

10. Фрустрация

© depositphotos   © depositphotos  

Фрустрация — это психическое состояние, возникающее в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Взрослые люди, столкнувшись с этим несоответствием, приобретают неврозы, депрессию, тревожные состояния, а особо впечатлительные и вовсе разочаровываются в жизни.

Детская же психика устроена по-другому: столкнувшись с непреодолимым препятствием (мама не разрешила нырнуть в лужу), ребенок заплачет или устроит истерику, таким образом просто выпуская пар.

Что делать?

Старайтесь избегать ситуаций, провоцирующих истерики у ребенка. Ни разу еще не выходили без истерики из магазина? Просто не ходите туда некоторое время. Установите четкие и понятные правила, не допускающие двойного толкования.

Фото на превью depositphotos, depositphotos

Источник: https://mag-m.com/razvlecheniya/10-prichin-ploxogo-povedeniya-detej,-v-kotorom-ne-vinovatyi-roditeli.html

Четыре причины плохого поведения ребенка — Психологос

Это самая распространенная причина! Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит свой способ его получить — это непослушание! Часто ли вы замечаете своего ребенка, если он не кричит, не скандалит и не дергает вас? Обычно только его негативное поведение приводит к тому, что родители немедленно отвлекаются от своих неотложных дел и бросаются воспитывать чадо. Итак, каждый ребенок нуждается во внимании родителей для нормального существования, причем эта потребность столь же велика, как потребность в еде и отдыхе.

Что делать?

Итак, вы честно признались себе, что чаще всего ребенок ведет себя плохо из-за отсутствия внимания с вашей стороны. Следовательно, необходимо как можно больше общаться с ребенком, всякий раз находя способ показать ваше положительное отношение к нему! Эту работу лучше начинать в минуты тишины и спокойствия, когда каждый из вас способен адекватно воспринимать ситуацию.

Попробуйте ввести в жизнь вашей семьи возможно больше традиций: совместные прогулки по выходным, игры и занятия с каждым из родителей по отдельности («папино» и «мамино» время), традиционные семейные ужины, праздники и походы в театр. Любой ребенок с благодарностью принимает заботу и любовь взрослых людей.

В эти моменты можно не обращать внимания на мелкие капризы и шалости вашего малыша, воспринимайте их спокойно и доброжелательно. Давайте ребенку понять, что вы любите его независимо от того, как он себя ведет. Учитесь разделять личность малыша и его поступки. Ребенок не может быть плохим, но иногда он способен совершать плохие поступки.

Через некоторое время вы увидите положительные сдвиги в поведении своего чада и будете гордиться собственными успехами. См. подробно →

Вторая причина — это борьба за самостоятельность и протест против слишком большой родительской опеки

Чрезмерное внимание, гиперопека со стороны родителей приводит к бунтарству и борьбе за самостоятельность. Уже в двухлетнем возрасте ребенок нередко заявляет настойчивым и громким голосом: «Я сам!» Часто родители теряются от таких заявлений, ведь гораздо проще указывать и делать замечания, чем научить действовать самостоятельно.

Что делать?

Что же делать в том случае, если источник конфликтов — борьба за самостоятельность и протест против вашей чрезмерной опеки? Здесь следует, наоборот, ослабить свой контроль за действиями ребенка.

Не делайте того, что он может сделать сам! Воздерживайтесь от завышенных или заниженных требований. Поддерживайте ребенка в его действиях, давая ему возможность иногда совершать ошибки и учиться на них.

Если ваш ребенок достиг возраста трех лет, начинайте учить его самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. См. подробно →

Третья причина — месть, протест

Причины детской мести могут быть разные: обида, разочарование, ревность, невыполненное обещание и несправедливое наказание. Этот перечень можно продолжать долго. Иногда критика взрослых приводит к тому, что ребенок говорит: «Вы считаете меня плохим? Но вы еще не знаете, какой я плохой! Сейчас я покажу вам это!»

Что делать?

Плохое поведение ребенка связано с тем, что он, в силу различных обстоятельств, мстит вам.

Спросите себя: «Почему возникла такая ситуация? Что заставляет ребенка так себя вести?» Возможно, вы уделяете больше внимания другому члену семьи или забыли прийти на праздник в детском саду, отказались купить обещанную игрушку или запрещаете ходить на вечеринки? Существует много причин для мести со стороны ребенка, но не все они оправдывают его поведение. Поняв причину, постарайтесь ее устранить, но не потакайте прихотям. См. подробно →

Четвертая причина — потеря веры в себя

Постоянная критика, унижение и череда неудач могут сломить и взрослого человека. Если ребенка постоянно критикуют, он теряет уверенность в себе и приходит к выводу: «Что бы я ни сделал, мной всегда недовольны! Вы, взрослые, лучше меня знаете, что и как нужно делать. Значит, зачем стараться? Все равно ничего не получится. Пусть я плохой, мне все равно».

Что делать?

​​​​​​​Ребенок потерял веру в себя. Это самая тяжелая ситуация. исправление которой требует ювелирной работы. Перестаньте беспрекословно требовать от ребенка «хорошего» поведения. Разрешите ему расслабиться и получать удовольствие от детства. Ведь и вы не совершенны.

В каждом человеке есть заложенные природой способности, постарайтесь раскрыть их в своем ребенке. Найдите дело, в котором ваше чадо хоть чуть-чуть преуспело. Никогда не сравнивайте успехи или неудачи своего ребенка с действиями других детей.

Читайте также:  Бабушка чрезмерно балует внуков и все им позволяет – что делать родителям

Только с его собственными действиями: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера!» Ищите любой повод для похвалы, отмечайте и поощряйте даже самый маленький успех. Постарайтесь ненавязчиво подстраховать его и избавить от крупных неудач в первое время.

В любом случае не ждите, что ваши старания исправить поведение ребенка приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и потребует от вас немало усилий и терпения. См. подробно →

Только поняв причину плохого поведения ребенка, мы, взрослые, сможем действовать в нужном направлении. Еще раз отмечу, что помощь должна быть сугубо индивидуальной: только вы сами, самостоятельно разобравшись в причинах негативного поступка своего чада. можете решить, насколько вам подходит тот или иной «рецепт».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/chetyre-prichiny-plohogo-povedeniya-rebenka

10 причин плохого поведения ребенка. Как с ними бороться?

Каждый малыш в раннем и дошкольном возрасте ведет себя плохо время от времени. Иногда он капризничает, устраивает истерики в магазине и на игровой площадке, ругается и даже дерется со сверстниками.

В чем же кроются мотивы плохого поведения малышей? Чего хотят добиться дети своими отрицательными поступками? Сегодня мы расскажем о стандартных причинах детских капризов и поделимся понятными и применимыми на практике советами о том, как сберечь свои и детские нервы.

Психологи условно делят мотивы плохих поступков детей на две большие группы: связанные с неправильным поведением родителей и обусловленные эмоциональным состоянием ребенка и его внутренними переживаниями. Вы удивитесь, но зачастую источником всех бед становятся воспитательные ошибки взрослых. Однако правильные действия мам и пап могут исправить ситуацию.

Причины плохого поведения детей

Безусловно, всех источников плохих детских поступков не перечислить. И все же можно выделить 10 основных причин серьезных нарушений поведения в раннем и дошкольном возрасте. О них мы сейчас и поговорим.

1. Недостаток родительского внимания

Это, пожалуй, главный мотив непослушания. И проявляется он по-разному на каждом возрастном этапе.

Младенцы привлекают внимание мамы криком и плачем, повзрослевшие дети изобретают более действенные методы: истерики, капризы, драки и угрозы.

Именно в этот момент родители оставляют все свои дела и спешат к неуправляемому малышу. Ответная реакция достигнута, пусть и с помощью плохого поведения.

Что делать?

  • Прежде чем наказать малыша, подумайте, может, ему попросту не хватает общения с вами. Возможно, вы замечаете его только тогда, когда он становится неуправляем?
  • Попробуйте уделять ребенку больше времени: организовывайте совместные походы, занимайтесь творчеством, спортом, просто чаще разговаривайте.
  • Реагируйте на плохое поведение прохладно, зато хвалите за хорошие поступки. В следующий раз, чтобы привлечь мамино внимание, кроха начнет вести себя намного лучше.

2. Постоянные запреты

Чрезмерное количество запретов ограничивает детскую самостоятельность. Ребенок может стать пассивным либо упрямым и капризным.

Тип реакции зависит от психологических особенностей – медлительные дети чаще подчиняются суровым требованиям, активные же стараются показать свой характер.

Что делать?

  • Постарайтесь уменьшить число запретов, оставив только те, которые касаются безопасности и уважительного отношения к окружающим людям.
  • Маленькие дети, стремясь познать мир, начинают рвать, кидать, грызть дорогие вам вещи. Поэтому положите их повыше, оставив в зоне досягаемости только игрушки.
  • Подросшему чаду обязательно объясняйте цель и смысл запретов, рассказывайте, что может произойти, если он поступит неправильно.

3. Избалованность

Еще один распространенный мотив плохого поведения заключается в том, что избалованные дети с помощью капризов и истерик стремятся получить желаемое. Ребенок, прослезившись перед витриной с игрушками, получает понравившуюся машинку. Стоит ли удивляться, что в семье появляется манипулятор, решающий все проблемы через крики и рев.

Что делать?

  • Не следует поддаваться на детские слезы, которые являются действенным инструментом манипулирования родителями. Поэтому не выполняйте любую прихоть только ради того, что кроха перестал рыдать.
  • Чтобы ребенок не стал относиться к вам потребительски, научитесь говорить «нет» на некоторые его просьбы. Старайтесь предложить альтернативу – вместо очередной куклы вы можете сходить в цирк.

4. Желание независимости

Ребенок может нарушать правила и вести себя вызывающе, стремясь обрести независимость. Особенно это касается детей, вступивших в кризис трех лет.

Малыши внезапно начинают по поводу и без говорить «Я сам», игнорировать любые просьбы мамы и папы, отказываться от помощи взрослых, хотя пока не могут выполнить самостоятельно элементарные вещи.

Что делать?

  • Если вы хотите избежать многочисленных конфликтов, начните доверять подрастающему ребенку. Пусть он хотя бы в пределах собственной комнаты почувствует себя самостоятельным человеком.
  • Предоставьте малышу поручения – пусть он вытирает пыль, поливает цветы, накрывает на сто. Возможно, пока у него не все будет получаться, и вам придется переделывать за ним, зато он удовлетворит свое желание независимости.
  • Не следует критиковать за ошибки, которых поначалу будет очень много. Негативные оценки могут отбить у ребенка стремление что-то делать, а значит, не за горой новые скандалы – уже в школьном возрасте.

5. Ревность к брату (сестре)

Чаще всего ревность возникает у первенца.

Малышу кажется, что мать с отцом больше времени уделяют братику или сестренке.

Он начинает прямо заявлять о своем недовольстве или действует исподтишка.

Если после рождения второго ребенка первый становится неуправляемым, начинает драться, капризничать, не отпускать от себя маму, возможно, все дело именно в соперничестве.

Что делать?

  • Постарайтесь проводить с каждым ребенком одинаковое количество времени. Пусть первенец побудет рядом, когда вы кормите, меняете подгузники. Возможно, скоро он захочет вам помочь в уходе за малышом.
  • В случае конфликтной ситуации не следует сразу же вставать на сторону младших детей. Сначала необходимо выяснить источник ссоры и установить виновного.

6. Любопытство

Детки в дошкольном и раннем школьном возрасте очень любопытны и любознательны. Иногда это приводит к нежелательному поведению. Например, маленький исследователь захочет узнать, что произойдет, если он скинет все книги с полки или спустит в унитаз золотую рыбку. Взрослые интерпретируют такие действия, как непослушание, а ребенок считает, что он проводит научный эксперимент.

Что делать?

  • Не стоит ограничивать естественную любознательность, однако нужно обсудить с ребенком границы дозволенного. Объясните, что можно делать, а каких поступков следует избегать.
  • Приобретите набор для опытов и экспериментов, с помощью которого малыш сможет активно и, главное, без особых последствий для обстановки, исследовать окружающий мир.

7. Утомление

Дошкольникам необходим дневной сон, поскольку детская психика за день перегружается.

Когда ребенок спит, его нервная система перерабатывает и усваивает полученную за день информацию. Если же малыш пропускает это важное мероприятие, то становится капризным, раздражительным и даже агрессивным.

Что делать?

  • Посещайте общественные места после дневного сна. Не забывайте брать с собой бутерброды для перекусов.
  • Старайтесь проводить меньше времени в шумных местах – парках развлечений, магазинах. После возвращения домой дайте крохе отдохнуть и восстановить силы.
  • Если ребенок достаточно взрослый, интересуйтесь периодически, не устал ли он, как его самочувствие.

8. Особенности психического развития

Еще одной причиной плохого поведения является нарушенное психическое развитие. Так, при гиперактивности дети чрезмерно подвижны, импульсивны, что приводит к различным проступкам.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) ведут себя плохо лишь потому, что не понимают простых правил поведения.

  • Обязательно обратитесь к специалисту, если вы думаете, что у вашего отпрыска есть проблемы в развитии. В этом случае непослушание выступает всего лишь симптомом серьезного нарушения.
  • Проконсультируйтесь с психологом по организации воспитательной и образовательной среды дома. И гиперактивность, и ЗПР в большинстве случаев проходят, правда, при условии своевременной помощи.

Дети социализируются и учатся правилам поведения, глядя на родителей, родственников, сверстников и других людей.

Еще один источник нежелательных поступков – вредные мультфильмы, телевизионные передачи и компьютерные и видеоигры, в которых есть сцены насилия и оскорбительные слова.

Что делать?

  • Обязательно проверяйте, чем занимается ребенок: во что он играет за компьютером, какие мультики предпочитает смотреть, с кем из приятелей чаще всего общается.
  • Следите за собственным поведением, помня о том, что именно вы являетесь главным образцом для подражания.

10. Семейные конфликты

Впечатлительные и эмоциональные дети тяжело переживают конфликты, ссоры и скандалы между близкими людьми.

Некоторые малыши пугаются, становятся замкнутыми. Другие же выражают протест, проявляют агрессивность и гнев по отношению к ровесникам и младшим членам семьи, повторяя ранее увиденные сцены.

Что делать?

  • Если конфликтных ситуаций не избежать, постарайтесь, чтобы ребенок не смог их увидеть.
  • Проводите чуть больше времени с малышом, стараясь показать, что он находится в полной безопасности.

Не секрет, что детство – время игр, поэтому научить ребенка вести себя правильно и исправить плохое поведения помогут сюжетно-ролевые игры.

Проигрывайте конфликтные ситуации, дайте возможность крохе побыть сначала на одной, а затем на другой стороне. Тем самым вы научите его справляться со своими чувствами и покажете образец нужного поведения.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/10-prichin-ploxogo-povedeniya-rebenka

Ребенок плохо себя ведет, что делать?

Реальная картина семейного вечера не всегда совпадает с идиллическими мечтами детей и родителей. Особенно в рабочие дни взрослым хочется провести остаток дня в тишине и спокойствии.

Причины плохого поведения

Взрослые сами порой ведут себя неправильно, не в состоянии выработать последовательную линию своего воспитательного воздействия. Призывы к порядку,  наказания в такой ситуации бесполезны  и только заводят отношения родителей и детей в тупик. Воспитателям просто необходимо изучить «словарь» истерик, капризов и приступов ярости своего чада.

  1. Недостаток внимания. Что значит внимание по отношению к малышу? Его энергию подпитывают взгляды и объятия, улыбка, доброе слово. Если ему этого не способны подарить, он начинает капризничать и скандалить, требуя свое.
  2. Желание выйти из-под опеки. На каждом этапе взросления детям хочется получить больше самостоятельности, попробовать что-то сделать самим. Но старшие порой не замечают подросшей личности, и все еще окружают ее чрезмерной опекой.
  3. Месть или протест. Несправедливое наказание, невыполнение родителями обещаний приводят к таким взрывам мстительности. Чувство обиды толкает на демонстрацию того, какие же на самом деле эти плохиши.
  4. Отсутствие уверенности в себе. Бесконечная критика взрослых, их вечное недовольство приводят к тому, что у ребенка «опускаются руки». Нет смысла проявлять усилия, если ты все равно всегда плохой.
  5. «Подсмотрел» чужой образ. Малыша везде окружают положительные и отрицательные герои, будь то мультики, компьютерные игры или товарищи из детского сада, двора. Ребенок копирует, примеряет модель плохого поведения других детей, пытается быть таким же ярким.
  6. Желание проверить насколько «железный» запрет действительно железный. Детское любопытство подталкивает испытать, а что будет, если…?
  7. Стихия эмоций. Она порою захватывает маленького бунтаря настолько, что он не в состоянии с ней справиться. Тут возможны визг, драки, укусы. Юный дирижер не справился с управлением большим оркестром.

Как решить проблему и дать пример хорошего поведения

Родители порой требуют от своего чада того, что сами выполнять не в состоянии. Их собственное поведение является самым лучшим маяком для воспитываемого.

Читайте также:  Топ-20 лучших игрушек для детей 4-5 лет (игрушки бестселлеры)

Если они сами говорят неправду, выходят из себя, могут кого-то ударить, нет ничего удивительного, что сын или дочь перенимают такие плохие примеры поведения.

 Когда взрослый сам поступает правильно, любая иная модель становится для ребенка неприемлемой , теряет легитимность.

Если одни и те же детские поступки каждый раз получают разную оценку, в зависимости от настроения взрослого, ребенок не может понять, как же ему стоит поступать. Реакции родителей должны быть последовательными.

Не стоит быть косноязычными в своих требованиях. Вместо длинной тирады о правах, обязанностях и потраченных на воспитание лучших годах жизни нужно четко сформулировать требования: сделаешь уроки – пойдешь гулять.

Читайте еще:  Правила поведения в лесу для детей

Проблема, как правило, возникает там, где забывают о потребностях малыша. Они сводятся к примерной схеме:

  • Необходим четкий распорядок: время гулять, спать или есть. Несвоевременность усиливает вероятность раздражительности и конфликтов.
  • Нельзя игнорировать потребность во внимании. Иногда даже гнев бывает более полезен, чем равнодушие.
  • Нужно контролировать свои эмоции и ощущения. Уставший после работы родители часто неадекватно воспринимает слова и поступки детей.
  • Лучший способ избежать негативных эмоций – удовлетворить потребности ребенка. Если он устал – уложить спать, проголодался – накормить. И все это с соблюдением полной невозмутимости. Конфликт будет погашен, не успев разгореться.

Как наказывать детей за плохое поведение

Большинство родителей уверены, что чада капризничают, проявляя характер. В действительности причин для непослушания гораздо больше. Малыш теряется от крика или угроз его разлюбить за то, что он не съел кашу.

Ему может не нравиться манера родителя подавлять, заставлять, а не договариваться. Тем, у кого слабая нервная система, трудно брать на себя ответственность и самостоятельно принимать решения. Они слишком послушны.

А другие лишь имитируют послушание, чтобы все-таки сделать по-своему.

Наказывать детей, конечно, нужно, но каждое наказание должно быть адекватно проступку, особенно в том случае, когда он подпадает под определение аморального или несет в себе угрозу для здоровья и даже жизни самого ребенка или окружающих (предположим, не просто не съел суп, а вылил его в окошко на чью-то голову).

Малыш до года не поймет слишком жесткой реакции мамы, а всего лишь придет к выводу, что его не любят. Двухлетнего стоит пожурить и объяснить ему, почему так делать нельзя. Здесь более уместна сказка с моралью про плохое поведение, чем ремень по попе. Те, кому больше трех лет, способны понять свою неправоту при спокойном объяснении.

Девочек не стоит наказывать так же жестко как мальчиков. С сына спрос более строгий.

Чтобы бороться с плохим поведением, не все методы воспитания хороши

  1. Позорить ребенка публично, унижать его достоинство недопустимо. Это обязательно запомнится и «аукнется» в будущем.
  2. Никогда нельзя вешать обидные ярлыки, такие как «тупица» или «дурак», или «руки не из того места». Это снижает самооценку и эмоционально отдаляет от родителей.

  3. Метод игнорирования после проступка действенен только с теми детьми, у которых с родителями выстроены крепкие эмоциональные связи.
  4. Сидеть в темном чулане или стоять коленями на горохе – наказания очень экстремальные.

    Могут быть оправданы только в том случае, если отпрыск осуществил поджог дома или иным способом покушался на свою и чужую жизнь.

  5. Ограничивать малыша в правах (не пускать на улицу, не позволять играть за компьютером) можно только, если заранее оговаривались такие правила.

  6. Вполне приемлемое наказание – лишение удовольствий и сладостей. Подобные меры воздействия тоже оговариваются «на берегу», чтобы наследнику было понятно, за что его наказали.
  7. В процессе обсуждения проступка никогда нельзя говорить ему, что его больше не любят, стыдятся, жалеют о его рождении.

    Строгого разговора на слегка повышенных тонах будет вполне достаточно, если в семье дружелюбная обстановка.

  8. Физического воздействия нужно избегать.

Читайте еще:  Правила поведения на уроке физкультуры

Каким должно быть «правильное» наказание

  1. Заставить убрать, если намусорил, помыть, если запачкал.
  2. Посадить на стул, поставить в угол.
  3. Сердитый взгляд, строгий голос.
  4. Объяснения, особенно в том случае, когда ребенок оказался в чем-то неправ впервые.

  5. Наказывают за воровство, обман, учиненную драку.

Лучше не путать ребенка в обычных провинностях и крайне плохих поступках. Наказание за пролитый чай не должно быть равно наказанию за полученную в школе «пару».

Нужно соблюсти баланс.

«Разбор полетов» тоже не будет лишним. Возможно, урок был выучен, а полученная двойка стала последствием стресса или конфликта. Поэтому любящие родители не будут скорее хвататься за ремень, а постараются разобраться в причинах. Не гнева родительского должен бояться ребенок, а их огорчения.

Источник: https://vospitanie.guru/povedenie/rebenok-ploho-sebya-vedet

7 причин плохого поведения ребенка

С проблемой непослушания рано или поздно сталкиваются все родители. От того, какой будет реакция взрослого на озорство малыша, во многом зависят их взаимоотношения в будущем. Психолог назовет 7 причин плохого поведения ребенка и расскажет, как поступать родителям в таких случаях.

В современной семье изменилось отношение к авторитету взрослого. Если раньше от ребенка требовалось беспрекословное подчинение решению родителей, то теперь мамы и папы рассматриваются как партнеры, ведущие кроху за руку по дороге жизни. Как же совместить свободу и послушание?

Давайте разберемся в причинах, из-за которых часто возникает недопонимание между взрослыми и детьми, и научимся воспитывать маленьких непосед.

Причина №1 Недостаток внимания
Работа, ведение домашнего хозяйства, усталость, бешеный ритм жизни отнимают огромное количество времени и сил. В результате мы обращаем внимание на ребенка только тогда, когда появляется «проблема» — малыш подрался, нагрубил, некрасиво повел себя. Да, чтобы хоть как-то восполнить недостаток внимания, он провоцирует родителей на раздражение.

Что делать? Старайтесь уделять крохе больше внимания. Это несложно!

Чаще смотрите на малыша любящим, восхищенным взглядом.
Говорите ребенку о своих чувствах — как вы скучаете без него, любите его.

Восполняйте недостаток телесных ощущений — обнимайте, целуйте кроху, дурачьтесь вместе с детьми.

Находите время, чтобы побыть с ребенком наедине: почитать, обсудить прошедший день, посекретничать, поболтать.

Причина №2 Попытка самоутвердиться
По мере роста и развития каждый человек переживает возрастные кризисы, во время которых он утверждается как личность. Даже малыши учатся отстаивать свои интересы и выражать протест (и даже бунт!) против родительского авторитета.

Что делать? Наберитесь терпения и не реагируйте на капризы, крик, слезы. Ведите себя так, будто ничего особенного не происходит. Тогда бунтарь быстро поймет, что такими действиями вас не проймешь. Если же вы начнете уговаривать, уступать, будьте уверены, что подобное поведение повторится. Когда ребенок успокоится, обязательно поговорите с ним.

Причина №3 Неумение договариваться
В ситуации, когда нам неудобно за своего ребенка или когда мы недовольны им, мы часто выплескиваем на него негативные эмоции. Эта реакция возвращается к нам в виде детской агрессии.

Что делать? Используйте активное слушание. Дайте ребенку выговориться, постарайтесь понять и принять его точку зрения. Затем спокойно разберите ситуацию, используя «я-сообщения». Это значит, что в разговоре нужно говорить о том, что вы чувствуете. Вместо «ТЫ ужасно себя ведешь» скажите «МНЕ неприятно…», «Я расстроена».

Обязательно спросите, что чувствует ваш малыш. Тем самым вы поможете ему освободиться от негатива. Объясните, чем именно недовольны. Иногда ребенку просто непонятно, из-за чего сердится мама. Предложите крохе самому найти выход из ситуации («Что будем делать?»).

Не давите на него и не ставьте условия, иначе в следующий раз откровенного разговора у вас не получится.

Причина №4 Обида на родителей
Если у вашего ребенка есть основания всерьез обижаться на вас, он тоже может реагировать непослушанием.

В случае развода, ревности к младшему братику или сестренки, в других ситуациях, на которые малыш болезненно отзывается, у него накапливаются обида и раздражение, с которыми он не в силах справиться самостоятельно. Как результат — выплеск эмоций и упрямство.

Что делать? Поговорите с ребенком о его чувствах и исправьте ситуацию. В случае развода кроха должен знать, что он все так же нужен и любим. Причина в ревности? Привлекайте старшенького к уходу за малышами. Обязательно проговаривайте, что без такого помощника вам было бы гораздо сложнее справляться.

Причина №5 Отсутствие последовательностиЕсли сегодня вы что-то запретили, а завтра под влиянием хорошего настроения отменили свое решение, не ждите, что малыш будет выполнять ваши требования.

Что делать? Последовательность слов и действий очень важна в воспитании. Если запрет установлен, соблюдайте его, будьте верны своему слову и решению.

Причина №6 Неверный стиль отношений.
Все мы очень любим своих детей. Но в любых детско-родительских отношениях наступает момент, когда бывает необходимо сказать «нет», «нельзя», «стоп».

Ребенок безо­бразничает и не слушается. Как правильно реагировать? Одни стараются договориться, другие давят авторитетом, третьи наказывают.

От того, какой способ взаимодействия с ребенком выберет взрослый, будет зависеть дальнейшее поведение крохи.

Угрозы. Бесконечное запугивание приводит к возникновению страхов и отсутствию чувства защищенности. Ребенок может вырасти безвольным и инфантильным.
Шантаж. «Если ты… то я…» Шантажируя кроху, мы утрачиваем его доверие.

Психологическое давление на слабые места приучают его действовать тем же способом по отношению к другим людям.
Задабривание. Родители против использования силы, поэтому прибегают к за­дабриванию, чтобы добиться своего. Такая реакция порождает желание торговаться.
Уговоры.

Ребенок быстро привыкает к тому, что его постоянно упрашивают, и начинает пользоваться этим.

Что делать? Старайтесь соблюдать баланс между авторитетом и демократией. Ищите золотую середину.

Причина №7 Большое количество запретов
Если ребенка окружают сплошные ограничения и запреты, он рано или поздно перестанет на них реагировать. А в его душе поселится протест по отношению к вам.

Что делать? Объясняйте, почему вы запрещаете что-либо. Когда малыш знает причину вашего отказа, ему легче его воспринять. Чтобы было еще проще, чередуйте запреты с разрешением: «Этого брать нельзя, потому что… А вот это можно».

Источник: https://lisa.ru/novosti/20353-7-prichin-plokhogo-povedenija-rebenka-120428/

4 основных причины плохого поведения ребенка

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made! Как вы думаете почему ребенок не слушается? Дурной характер или есть веские причины плохого поведения ребенка?

Есть хорошая поговорка: “Если звезды загораются – значит это кому-нибудь нужно”.

Так и с детьми.

Ничего не происходит просто так, на все должна быть причина.

Если ребенок перестал слушаться, капризничает, упрямится и всячески Вам досаждает, у него на это есть причина нарушения поведения, которую я и предлагаю найти.

А для этого приведу несколько советов известных психологов. Мне пришлось по душе Адлерианское направление или учение Альфреда Адлера и его последователей.

Весьма развернуто о причинах нарушения поведения у детей и способах коррекции поведения написано в чудесной книге Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания».

Согласно теории Альфреда Адлера и его последователей в дошкольном и младшем школьном возрасте причины нарушения поведения детей можно разделить на 4 группы и у каждой будут свои особенности.

Причина № 1 — привлечение внимания

Наиболее распространенная и наиболее раздражающая родителей. Ребенок ноет, дергает вас за одежду, мешает разговаривать с другими людьми. Постоянно твердит “мама, мама…” Подобное поведение обусловлено тем, что:

  1. ребенку не хватает внимания;
  2. детей приучают к негативному вниманию.

Каким образом можно определить, что именно “привлечение внимания” является причиной плохого поведения у ребенка? Самый простой способ – это спросить у родителей, что они чувствуют в тот момент, когда ребенок себя ведет подобным образом?

Если есть возможность поговорить с самим ребенком, то ему можно задать, например, такой вопрос – “Может ли так быть, чтобы тебе хотелось, чтобы мама обратила на тебя внимание?” Только в случае, когда ребенок говорит четкое “нет” – это нет. Если тянет и не уверен, то скорее всего вы попали в точку.

Рекомендации для причины № 1

Их предлагается три. Но они сработают только в том случае, если родители будут применять их все вместе и на постоянной основе. Если от случая к случаю, то эффекта не будет.

  1. Никогда не уделять ребенку внимания в тот момент, когда он требует его неадекватным образом. Так вы только подкрепляете его старания. Если нет другого внимания, то пусть будет хотя бы негативное. Мама заругалась – значит обратила внимание. Правда со знаком “-“.
  2. Приучать ребенка к позитивному вниманию.
  3. Взрослым проявлять инициативу в том, чтобы уделять внимание ребенку.

В книге Кэтрин Кволс  приведены те же самые рекомендации по устранению данной причины нарушения поведения, но более развернуто и с примерами. Автор называет данный подход “переориентацией”.

В тот момент, когда Вы чувствуете, что начинаете раздражаться на своего ребенка, Автор рекомендует не заглядывая в глаза ребенку и не разговаривая с ним, сделать что-то такое, что напомнит ребенку о том, что его любят. Например, нежно погладить по спине. Или есть вариант мягко перевести ребенка в другое помещение. Лучше если это не будет его спальней, иначе она будет ассоциироваться с местом для наказания.

Спокойно взять за руку, отвести и сказать всего один раз – “можешь вернуться, когда успокоишься”. Таким образом Вы даете ребенку возможность учиться контролировать свое внутреннее состояние. Если для нормализации поведения потребуется один раз – великолепно. Если нет – повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не подействует.

Но уже молча. Автор приводит в пример своего сына, первый раз с которым пришлось повторить эту процедуру целых 14 раз! Но в дальнейшем на это требовалось все меньше и меньше времени.

Также весьма полезным научить своего ребенка отслеживать и понимать свое внутреннее состояние и в том случае, когда ему необходимо Ваше внимание, просто сказать “Мама, мне не хватает твоего внимания”, а не капризничать и всячески доставать маму.

Все эти действия будут гораздо проще, если Вы по мере сил и возможностей будете уделять своим детям качественное время вместе. Время, проведенное с родителями – лучшее, что могут подарить взрослые своим детям.

Совместные поездки, прогулки всей семьей, пикники и игры – вот, что лучше всего скорректирует поведение ребенка, которому не хватает внимания. А лучше если это будет сделано до того, как возникнет необходимость исправлять поведение. Пусть у Вашего ребенка не будет такой причины нарушения поведения как привлекать Ваше внимание!

Причина № 2 — борьба за власть

Существует две формы борьбы за власть:

  1. Активная. Например, Вы просите ребенка сделать что-то, а он прямо говорит “не буду”, “не хочу” и т.д.
  2. Пассивная. В той же самой ситуации, только ребенок сидит, молчит, возможно даже кивает, но ничего не делает.

Индикатор, определяющий, что именно эта причина вызывает нарушение поведения ребенка – Ваша реакция.

При общении с ребенком можно задать следующий вопрос, чтобы определить борьба за власть это или нет: “Может ли быть так,  что ты хочешь показать маме, что она не сможет заставить тебя сделать так, как хочет она?”  Если ребенок говорит четкое нет, значит ищем дальше, если колеблется, то наверняка попали в точку.

Рекомендации для причины № 2

  1. Категорически нельзя вступать в борьбу за власть взрослому тогда, когда ребенок ее требует.
  2. Важно говорить ребенку о правилах взаимодействия в семье (более подробно о том, что это такое написано в статье А вы знаете что такое семья?).

    Формулировка может быть такой – “Ты знаешь, солнышко, в нашей семье так не принято или наоборот принято поступать так…”

  3. Предоставить ребенку право выбора своего поведения и обрисовать логические последствия (о том что это такое читайте дальше) его выбора.

    Пример подобной коммуникации следующий – “Ты знаешь, малыш, ты можешь делать так, как принято у нас в семье. Если ты сделаешь так, как принято у нас, то тебя ожидает следующее… Если ты выбираешь поступить по-другому, то… Что ты выбираешь?”

  4. Применять озвученные последствия выбора поведения.

Подобное общение должно протекать в дружелюбной форме, но применяемые последствия должны быть четкими.

Например, вы хотите, чтобы ребенок помыл посуду. Вы его просите об этом. Он отказывается. Вы говорите, что в вашей семье после еды принято мыть посуду. Вы это делаете (ну если конечно делаете), а сегодня вы просите ребенка помочь Вам. Если он Вам поможет, то вы в это время сможете, например, сделать другое дело, а потом вместе пойти погулять.

Если он этого не сделает – это будете вынуждены делать Вы, а на прогулку времени уже не будет, и все останутся дома. У него есть выбор. Он знает последствия и решает сам, что ему важнее. А Вы должны быть готовы принять оба варианта.

Безусловно, Вы лучше знаете своего ребенка, потому и варианты Вашего предложения будут индивидуальными для Вашего ребенка.

Логические последствия – это ноу-хау адлерианской теории.

Отличие наказания от логического последствия

  1. Когда взрослые применяют наказание, они учат ребенка действовать с позиции силы – кто сильнее, тот и прав. Логическое последствие учит ребенка делать осознанный выбор и нести ответственность за него.
  2. Наказание увеличивает страдание ребенка. И ребенок учится делать людям больно.

    Иногда смотришь на то, как взрослые разговаривают со своими детьми и думаешь – за что вы ненавидите своих детей? Логическое последствие просто является продолжением добровольного выбора ребенка.

  3. Наказание логически не связано с поступком.

    Логическое последствие – прямое продолжение поступка.

  4. Наказание удлиняет время – “месяц не будешь смотреть телевизор”. Логическое последствие – короткое (“сегодня”).
  5. При наказании взрослый эмоционально вовлекается в проблему ребенка.

    При логическом последствии – взрослый спокоен.

Вне зависимости от того какие он поступки и проступки совершает. Никакое орудие воспитательного процесса не должно влиять на ваши отношения.

Отношения ребенка и родителей — это самое ценное!!! Ни оценки в школе, ни испорченные предметы, ни какие-то другие неприятности не должны уменьшать вашу любовь к ребенку. Вы его любите просто за то, что он такой. И все. И точка.

Как помочь ребенку проявить лидерские качества

В случае если Вы чувствуете, что Ваш ребенок всячески пытается отстоять свое мнение, свою позицию и свое Я — помогите ему проявить лидерские качества.

Нужно предложить ребенку проявить себя в одной из следующих областей:

  1. Управление финансами;
  2. Управление людьми;
  3. Управление информацией.

Это три наиболее серьезные и ответственные сферы, в которых ребенок ощущает свою значимость. Прогулка с собакой — тоже весьма полезное занятие, но оно не приобщает ребенка к миру взрослых.

На занятиях в АППО нам приводили следующие примеры заданий для детей из указанных выше сфер:

  1. хранить деньги на походы в кино и выдавать их по мере необходимости;
  2. в школе учитель, выходя из класса, просит ученика последить за классом в его отсутствие;
  3. родитель просит ребенка записать сообщение, которое должен будет передать позвонивший по телефону знакомый.

Я уверена, что зная своего ребенка как никто другой, Вы сможете придумать такое задание для него, в котором он будет чувствовать себя значимым, и у него отпадет необходимость бороться с Вами за власть. А лучше если в этом вообще не будет необходимости!

Причина № 3 — месть

Это сложная и весьма неприятная причина нарушения поведения у ребенка.

Она говорит о том, что у ребенка и родителей потеряны доверительные отношения.  И на их восстановление потребуется много сил и времени.

Как ведет себя мстящий ребенок?

  1. Портит имущество, находясь в более-менее сознательном возрасте;
  2. Делает больно Вам физически и психологически, причем даже после того как Вы говорите о том, что Вам больно;
  3. Обзывается, унижает, ворует.

Диагностировать эту причину нарушения поведения можно как и другие, задавая вопросы взрослому и ребенку.

Рекомендации для причины № 3

  1. Будьте готовы потратить много сил и времени.  Потерять доверие весьма легко, а вот восстановить…;
  2. Необходимо обратиться к специалисту (посреднику), который будет слышать и вас, и ребенка.

    Прямого диалога в данной ситуации у вас не получится;

  3. Необходимо выяснить причину обиды;
  4. Взрослому следует искренне попросить прощения;
  5. Специалист должен определить зону конфликта, ожидания сторон в этой зоне;
  6. Провести переговоры, установить правила взаимодействия, приемлемые для обеих сторон.

Если вы узнали в причине нарушения поведения ребенка  месть — не думайте, что время будет лучшим лекарем. Да, возможно, пройдет острый период, вы загладите свой проступок подарком, ребенок оттает и все вроде бы станет на свои места. До следующей ситуации, в которой как снежный ком может всплыть такое…

Проблему нужно решать, даже если вы думаете, что ребенок — мал и непонятлив, а вам очень сложно попросить прощение и признать, что Вы были не правы. Это сделает Вас слабее в глазах ребенка? Нет.

Это научит его признавать свою неправоту и просить прощения.

Как много взрослых не могут признать своей вины и до хрипоты отстаивают свою правоту, даже когда очевидно, что это не так! А все почему? Скорее всего их родители вели себя также…

Причина № 4 — избегание неудачи или демонстрация несостоятельности

Это также весьма сложный для коррекции случай причины нарушения поведения у ребенка, так как в основе лежит заниженная самооценка ребенка и это дело не одного дня.

Как ведет себя ребенок в такой ситуации?

Плохо учится, настроение подавленное, в школе инициативу не проявляет, дела не доделывает.

На лицо все симптомы депрессивного состояния.

Взрослые не знают, что им делать с  ребенком.

А ребенку, в свою очередь, можно задать такой вопрос: «Может ли быть так, что ты не веришь в то, что у тебя получится?»

И отслеживаем реакцию ребенка.

Рекомендации для причины № 4

К основным рекомендациям для устранения данной причины нарушения поведения и помощи ребенку будут действия, направленные на укрепление самооценки и уверенности ребенка в своих силах. А именно:

  • Напрочь! исключить всякую критику ребенка;
  • Включить поддержку — словами одобрения, комплиментами, жестами, всем чем придумаете. Здесь много не будет.
  • Давать ребенку задания маленькими, дробными порциями. И радоваться каждому достигнутому результату. Не смотря на возраст подход будет как «к маленькому». 1. Показывать как делать; 2. Делать вместе; 3. Предложить делать самому, но маленькими кусочками.
  • Обязательно приучать ребенка к независимости от оценки взрослых. Следует задавать подобные вопросы — «Ты собой гордишься?» «Ты доволен своим достижением?» и т.д.

А взрослым сделать один важный вывод на всю жизнь — самостоятельность невозможно воспитать, ее можно только дать.

Источник: http://zhizn-hm.ru/prichinyi-plohogo-povedeniya-rebenka/

Ссылка на основную публикацию