9 простых советов как приучить ребенка помогать по дому

Как приучить ребенка помогать по дому: 5 способов от детского психолога и 5 критических ошибок

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.

  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие.

    Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.

  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка.

    Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.

  5. Обязательно хвалите за помощь.

    Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.

  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.

  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд.

    Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.

  5. Не делите виды деятельности по половому признаку.

    Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано.

Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Оценка статьи:

(3

Источник: http://kroha.info/razvitie/psychology/kak-priuchit-rebyonka-pomogat-po-domu

Как приучить ребенка помогать по дому? 9 советов

x

Check Also

23 августа 2016 в 12:11 27 августа 2014 в 12:24 Писать посажу то посажу,а нет так в штаны сходить может.Зато какает сам в горшок тихо молча снимает штаны и садится.И обычно делает это когда я чем то занята и не вижу его.

Навигация: Начало Оглавление Поиск по книге Другие книги — 0 Приучение к горшкуГодовалый ребенок 348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок, которому уже исполнилось полтора-два годика, не интересуется горшком, а если и интересуется, то только как игрушкой. Переживать по этому поводу, конечно, не нужно! Малютка обязательно научится справлять нужду в положенном месте и помочь ему в этом могут его родители.

Как приучить ребенка к горшку? Достаточно сложный вопрос, учитывая то, что нет строгих правил и возрастных границ, у всех малышей приучение к горшку проходит по-разному.

Перед тем, как начать рассуждать на эту тему, хочу сразу сказать, что мнение, изложенное в этой статье, сугубо моё профессиональное. И личное. Ибо сейчас очень уж много всяких разных теорий на эту тему, одни из которых предлагают высаживания с рождения, другие – не трогать ребенка до полутора лет и использовать одноразовые подгузники.

В наше время существует множество различных вариантов памперсов, которые значительно упрощают жизнь молодым мамочкам. Однако они дороги и многие стремятся приучить ребёнка к горшку как можно раньше.

Тема приучения ребенка к горшку, а в современное время — отучения от подгузника — весьма щепетильна и непроста. Я не претендую на лавры доктора Коморовского или любого другого детского врача, психолога или специалиста по приучению к горшку (оказывается, есть и такие). Я обычная украинская мама, которая делится с вами своим опытом.

Как приучить ребенка к горшку: советы доктора Анны Левадной В прошлых материалах Анна Левадная, педиатр и автор книги «Как ухаживать за ребенком?» (издательство «Эксмо») поделилась советами о том, как ухаживать за кожей малыша зимой, в чем лучше всего носить ребенка и что нужно знать о правильной организации детского сна.

Процесс приучения к горшку зависит от того, в каком возрасте Вы начинаете высаживать ребенка на горшок, от индивидуальных особенностей малыша и, конечно, Вашего терпения.

например во время игры ребенок замирает, это происходит когда ребенок хочет по большому, или же он в этот момент писает в подгузник. также признаком того, что ребенок готов к пользованию горшка, является проявление самостоятельности.

Интернет-журнал о непознанном, сновидениях и светских новостях. Как приучить ребенка к горшку ; советы многодетной мамы, правила Комаровского Любая многодетная мама знает, что все дети разные.

Как приучить ребенка к горшку в 1 год и 1.5 по методу Комаровского Умение ходить на горшок детей ещё один важный показатель взросления. Недаром вопрос о том, когда ребёнок стал садиться на горшок, звучит так же часто, как и когда он начал ходить или говорить.

Плохой врач лечит болезнь, хороший — причину болезни. С необходимостью приучения ребенка к горшку рано или поздно сталкивается каждый родитель. Существует много вариантов решения этого деликатного вопроса, надо лишь разобраться, какой подойдет именно вам.

Как приучить ребенка к горшку? Советы и рекомендации. Как же узнать, когда все-таки пора приучать ребенка к горшку? Многие родители с нетерпением ждут дня, когда их малыш сможет пользоваться горшком самостоятельно.

Как приучить ребенка к горшку – этот вопрос задают себе многие родители. И не всегда знают, как правильно на него ответить. Между тем, для каждого ребенка приучение к горшку строго индивидуально и по возрасту, и по настроению, и по развитию.

экономит деньги на подгузники; укрепляет эмоциональную связь между матерью и ребенком, так как мама постоянно прислушивается к своему малышу, тем самым учится его понимать; а также закаливает малыша, так как ему часто снимают штаны.

Приближается лето. На мой взгляд, это самое удобное время для приучения ребенка к горшку. Конечно, не нужно ждать лета, чтобы научить малыша справлять свои потребности на горшок, но важно с максимальной пользой использовать благоприятный и теплый период.

Как и когда пора приучать ребенка к горшку делимся советами Сказкотерапия для дошкольников какие сказки использовать, алгоритм действий Мнемотаблицы для дошкольников в картинках какие они бывают и как ими пользоваться Здравствуйте, уважаемые родители, а также бабушки и дедушки.

Источник: https://season-mir.ru/rebenok-do-3-x-let/kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu-9-sovetov

Как приучить ребенка помогать по дому

Содержание статьи: Четко определенного возраста для приобщения ребенка к домашней работе нет. Когда малыш начинает ходить, он сам пытается помочь маме, особенно если видит, что это делают другие члены семьи.

Родители должны стимулировать это желание, несмотря на то, что сделать самим намного быстрее и качественнее. Привлекая ребенка к выполнению домашней работы, родители формируют у него навык самообслуживания. Он учится приносит пользу семье, начинает ценить чужой труд, заботится о близких.

Конечно, на обучение придется потратить немало времени и сил, однако вскоре вы поймете, что вырастили лучшего помощника.

Оптимальный возраст для приобщения к домашней работе

Нередко родители задаются вопросом о том, должен ли ребенок помогать по дому. Ответ – да. Содействие детей освободит время, чтобы обдумать, что вы хотите сделать. Но снижение нагрузки – это не главная цель.

Когда малыш имеет свои обязанности и знает, чем он может помочь, он становится сильнее, самостоятельнее, увереннее. Возможно, поначалу они будут отказываться от мелкой работы, но со временем они втянутся, почувствуют, что их помощь важна для всех, почувствуют себя более значительными и нужными.

Не стоит тщательно оберегать ребенка от работы и брать все на себя. Малыш вполне сможет выбить пыльный коврик, и от этого станет лучше всем. Конечно, не нужно поручать ребенку 3 лет пропылесосить дом или старшему дошкольнику приготовить обед, ведь можно подобрать более подходящие им по возрасту задачи.

Начинать ребенка приобщать к выполнению домашней работы можно уже с 2 лет. Обычно малышей даже не нужно заставлять, им интересно помочь маме помыть посуду, а папе — вкрутить болтик. Важно не пропустить этот момент, а позволить крохе помочь вам, чтобы почувствовать себя более взрослым и важным.

Ни в коем случае не отказывайтесь от помощи ребенка, иначе он привыкнет, что все в доме делается без его помощи и в будущем не захочет помогать вам.

Подходящие по возрасту задачи

Как вы уже поняли, дети должны помогать родителям по дому, только задания нужно подбирать с учетом возраста малыша:

• В 2 – 3 года ребенок может собирать за собой игрушки, складывать грязную одежду в корзину, убирать свои книги и журналы, вытирать пролитое. С помощью родителей кроха может положить корм животному.

• В 4 – 5 лет все вышеперечисленные задания дополняются следующими обязанностями: уборка постели, стола, выброс мусора, полив комнатных растений. Дошкольник под присмотром родителей может приготовить завтрак из хлопьев.

• В 6 – 7 лет малыш может сортировать белье, подмести мусор, помочь маме приготовить завтрак, накрыть стол, убрать в своей комнате, налить напитки, ответить на телефонный звонок.

• В 8 – 9 лет кроме всего вышеперечисленного ребенок способен загрузить посудомоечную машину, разобрать купленные продукты, помочь приготовить ужин, подготовить свою одежду для стирки, почистить овощи, сделать тосты, выгулять собаку.

• В 10 – 12 лет подросток может достать посуду из посудомоечной машины, расставить ее на места, сложить чистое белье, приготовить простое блюдо (омлет, салат), убрать в ванной, постирать, подстричь газон, поменять постельное белье убрать на кухне, присмотреть за своими младшими братьями или сестрами.

Чтобы ребенок справился с заданием и почувствовал себя полезным, нужно правильно их подбирать. В противном случае он не сможет выполнить поставленную задачу, расстроится и больше не захочет оказывать помощь близким.

Правила привлечения детей к труду

Многие родители интересуются вопросом о том, как заставить ребенка помогать по дому. Это очень просто, ребенок с удовольствием помогает по дому, если его не заставляют, а показывают ему, что его помощь неоценима.

Чтобы процесс привлечения малыша к домашней работе прошел как можно легче и безболезненнее, соблюдайте следующие правила: • Регулярно показывайте ребенку, как делать то или иное дело. В первый раз просто покажите ему, обязательно комментируйте свои действия, потом сделайте все вместе, и так с каждым разом, позволяя ему все больше быть самостоятельным.

Будьте терпеливы, не заставляйте кроху выполнять работу от начала до конца, если он устал или отвлекся. Обязательно похвалите его за помощь. • Не вмешивайтесь в процесс, если ребенок делает что-то медленно или некачественно. Не стоит критиковать его действия, торопить или останавливать.

Обязательно находитесь рядом, чтобы в нужный момент подстраховать, чтобы он знал, что родители всегда придут на помощь. • Оказывайте помощь только в том случае, если малыш об этом просит. • Составляйте план домашней работы вместе, обязательно советуйтесь с крохой. • Если ребенок сделал работу некачественно, то переделайте все позже, чтобы он не видел.

• Купите малышу его личные аксессуары для домашней работы: совок, щеточка, маленькие инструменты, тряпочки, коробки и т. д. Так у него будет дополнительный стимул к выполнению хозяйственных дел. • Если вы вместе убираете в доме, то установите главное правило – все занимаются делом, никто не отвлекается на разговоры, просмотр мультфильмов и т. д.

После работы обязательно похвалите малыша за его труд. В качестве поощрения можно потом сходить вместе в зоопарк, парк развлечений или просто поесть мороженного. • После освоения ребенком навыка уборки по дому не стоит выполнять работу за него, потому что он устал. В таком случае лучше выполнить это дело чуть позже или в другой день.

В этом случае излишняя жалость только навредит. Обязательно научите детей правилам безопасности во время работы на кухне, покажите как пользоваться острыми инструментами. А после кулинарных экспериментов можно привлечь ребенка к уборке. Предлагайте малышу помогать вам месить или раскатывать тесто, резать овощи или перемешивать салат, переворачивать оладьи на сковороде и т. д.

Действия родителей при отказе ребенка в помощи по дому

Чаще всего от выполнения домашних дел отказываются дети, которых не приучили к этому. В этом случае виноваты только родители, которые раньше при этом вопросе занимали пассивную позицию.

Однако не стоит расстраиваться, в таком случае можно принять следующие меры: • Включите в распорядок дня ребенка домашние дела. • Определите семейные обязанности, которые должен выполнять только он. • Составьте список дел, запишите их в блокнот, периодически проверяйте, все ли он выполнил или нет.

• Если ребенок забыл выполнить какую-то работу, то мягко напомните ему об этом и объясните, что закончить дело все равно нужно. • Не констатируйте факт, что работа не сделана. Откажитесь от фраз: «Ты не убрал в комнате», «Не погулял с животным», «Не помыл посуду» и т. д.

Замените эти фразы следующими: «Я заметила, что в комнате не убрано, собака не выгуляна, посуда грязная и т. д.». Так получится избежать конфликта и напомнить ребенку, что ему еще нужно выполнить некоторые дела. Договаривайтесь с детьми, не стоит их наказывать.

Конечно, это сложно, нужно набраться терпения, но не забывайте, что именно вы начали поздно приобщать повзрослевшего ребенка к домашним делам. Вместо этого предложите ему, например, помыть посуду, а потом идти заниматься любимым делом.

Советы по воспитанию помощников

Чтобы домашние хлопоты не вызывали негативные эмоции, во время приобщения ребенка к домашней работе соблюдайте советы психологов: • Выполняйте домашние дела вместе. Не разделяйте работу по дому и общение с ребенком, предложите маленькому помощнику поучаствовать в процессе. • Не забывайте хвалить ребенка за его помощь.

Говорите ему, что только он может справиться с тем или иным делом лучше всех. • Учитывайте желания ребенка. Если малыш больше любит выполнять какое-то конкретное действие, то внесите его в список обязанностей. • Занимайтесь домашними делами весело.

Можно просто включить веселую музыку или превратить обычную уборку в «укрощение пылесоса», помыть посуду «волшебными пузырями», поискать «сокровища» в пакетах с продуктами. • Не раздражайтесь, если ребенок выполняет работу некачественно.

Он только учится, поэтому если малыш разбил тарелку или пролил воду на пол, не ругайтесь, а просто объясните ему, как исправить ошибку. • Наберитесь терпения. Не подгоняйте малыша, не мешайте ему, иначе он больше не захочет помогать вам. • Не наказывайте домашними хлопотами.

Заставляя ребенка убирать в комнате или мыть посуду за какой-то проступок – это ошибка. Он должен понять, что эти дела нужно выполнять каждый день, независимо от его поведения. • Не платите за домашнюю работу. Если вы хотите отблагодарить ребенка за выполненное дело, то сводите его в цирк, зоопарк и т. д.

Но давать ему деньги или покупать игрушки за его работу не стоит. • Не делите обязанности детей на девчачьи и мальчишеские. Часто девочкам нравится помогать папе в ремонте, а мальчикам – помогать маме на кухне. И помните, что вы подаете пример своим детям.

Если родители не убирают в доме, разбрасывают одежу, не моют посуду после обеда, то и ребенок не будет этого делать. Начинайте привлекать кроху к домашней работе с раннего детства. Когда он подрастет, составьте список его обязанностей. Обязательно помогайте малышу, хвалите его за работу, чтобы он чувствовал себя важным и полезным.

Последние материалы раздела:

Кукольный домик своими руками из фанеры, коробок, бумаги, фетра У каждой маленькой девочки есть любимые куклы, которым просто необходим большой красивый домик. Конечно, игрушечные апартаменты можно купить, однако их стоимость порой очень высокая…Живой песок для детей Многие дети просто обожают играться в песочнице, лепить куличики, разные фигурки, строить домики и настоящие замки. Но, когда наступает зима или просто льет дождь, о песочных забавах…Шариковый пластилин: поделки для детей Шариковый пластилин – это очень популярная, яркая и необычная масса для лепки. Он состоит из маленьких шариков, которые соединены между собой тонкими клеевыми нитями. Из этого материала…

Источник: http://birth-info.ru/1119/parenting-Kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu/

Как приучить подростка помогать по дому – Развитие ребенка

Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки.

Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому.

Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.

Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность.

Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы.

Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.

Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию.

Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет.

Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.

Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна.

Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы.

Поэтому вам следует проявить смекалку.

Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье.

Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».

Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:

  • помыть посуду;
  • вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
  • вымыть и высушить кастрюли;
  • вытереть обеденный стол.

Устройте подростку «курс молодого бойца».

Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо.

Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.

Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.

Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.

Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.

Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»

Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.

Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.

Установите последствия.

Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.

Наконец, одно из главных правил: когда приучаете подростка к порядку, используйте юмор. Например, если ребенок разбрасывает свои вещи и одежду по квартире, вы можете незаметно спрятать их в школьном рюкзаке подростка перед тем, как он пойдет в школу. Подросток поймет, что вы хотели ему этим сказать, но при этом будет воспринимать все как игру, а не как наказание.

Помните, что вы можете найти гораздо лучший способ общения с подростком, чем споры по поводу беспорядка в его комнате.

Хотя научить его ответственности необходимо, он также нуждается в том, чтобы поговорить, посмеяться с вами и иногда подурачиться. Совсем скоро подросток поступит в университет и уедет из дома.

Ваша квартира будет чище, чем когда-либо раньше, но вы будете скучать по этим временам.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/6009/

Основные домашние обязанности детей в семье

Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.

Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей.

Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» — кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому.

Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек — от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье. Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем. Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность. Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами.

Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка.

Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой.

Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье (с картинками)

Какие обязанности ребенок выполняет в семье, как он может помочь родителям? Ребенок может делать практически все! Чтобы вам было легче ориентироваться, можно составить списки дел, которые можно делать без ребенка, рядом с ребенком и вместе с ним, то есть при его активном участии. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей.

Домашние дела и ребенок:

Без ребенка Рядом с ребенком Вместе с ребенком

Постарайтесь вписать в первую колонку как можно меньше дел: время «Без ребенка» можно и нужно тратить на что-то более приятное, полезное и интересное, чем уборка. А ведь для многих современных мам именно время сна ребенка является временем для выполнения домашних дел. Маме тоже нужно отдыхать и набираться физических и моральных сил!

«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять. Если мама занялась рукоделием, то ребенок может быть рядом и развивать мелкую моторику, перебирая пуговицы и лоскуты ткани.

Если мама решила навести порядок в книгах и документах, у ребенка есть прекрасная возможность сделать аппликацию из ненужной бумаги или нарисовать портрет всей семьи на гарантийных талонах с закончившимся сроком действия.

Если мама «расхламляет» гардероб, то малыш может представить себя моделью и дизайнером и примерить на себя различные образы.

Дети не обязательно должны заниматься тем же, чем заняты вы. Они могут действительно просто находиться рядом или хотя бы в одной комнате с вами.

Если малыш занят строительством железной дороги и города вокруг нее, то вам можно смело снимать шторы или гладить белье, поддерживая игру, задавая наводящие и уточняющие вопросы: «А в твоем городе есть почта?», «А как же без кафе! Надо же жителям городка где-то подкрепляться», «Куда отправляется твой поезд?» и т.д. Чем дольше вам удастся подогревать интерес к игре, тем больше у вас будет времени на ваши дела.

Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому — пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.

Предлагайте ребенку больше, чем, по вашему мнению, он способен сделать. Лучше попробовать на практике и убедиться, что это ему пока недоступно, чем переждать и получить ребенка, который скажет: «Нет, ты сама почисть».

Подумайте, какую реальную помощь может оказать ребенок и что для этого нужно подготовить.

Для удобства можно использовать таблицу.

Чем мне может помочь ребенок?

Мои домашние дела Как может участвовать и помогать ребенок Что мне нужно для этого подготовить
Развесить выстиранное белье Выгружать белье из машинки, нести маленький тазик с бельем, вешать белье
  • Маленький тазик для белья
  • Удобную низкую сушилку для белья или устойчивый табурет, на который сможет вставать ребенок

Помимо того что ребенок может быть активным участником ваших домашних дел, он может вам просто не мешать. Это тоже хорошее подспорье, особенно если другой помощи у вас нет.

Как это сделать? Нарисуйте схематично план своей квартиры и пропишите все дела, которые вы выполняете в той или иной комнате, а напротив этих дел напишите то, чем в это время может заняться ваш ребенок. Добавляйте и меняйте занятия для ребенка в зависимости от его возраста и изменяющихся интересов.

А что должен делать ребенок по дому, если он уже находится в старшем дошкольном возрасте?

Такие дети вполне могут:

  • пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи;
  • следить за состоянием своей обуви;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами;
  • заботиться о домашнем питомце;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель.

Предложите малышу посмотреть на обязанности ребенка в семье в картинках – наверняка много из этого он уже может делать самостоятельно:

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать — это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

  • Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
  • Почистить яйца
  • Размешать салат или некрутое тесто
  • Подавать ложки, чашки, тарелки
  • Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
  • Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
  • Накрывать на стол
  • Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
  • Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее — с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
  • Украшать пирожные и торты
  • Вырезать печенье формочками, лепить пироги
  • Стирать со стола крошки
  • Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 96 122 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=6815

8 золотых советов как приучить ребенка помогать по дому —

Развитие и воспитание детей

1214 просмотров

Одни родители утверждают, что не стоит с раннего детства нагружать ребенка домашними обязанностями, дабы не лишать любимого малыша счастливого и беззаботного детства. Другие же уверены, что это просто необходимо — ребенок не только научится помогать взрослым по хозяйству, но и будет больше времени проводить в кругу семьи.

Нужно ли приучать ребенка к домашним делам? И как грамотно организовать рабочий процесс, без лишнего давления на маленького помощника?

От 2 до 4 лет

Лучше всего приучать ребенка к домашним заботам с самого детства — именно в этот период у малыша возникает ярое желание помочь маме подмести на кухне, а папе — забить молотком гвоздь в стену.

Самой большой ошибкой родителей считается то, что зачастую они запрещают малышу принимать участие в семейных хлопотах, ссылаясь на то, что потом все равно придется за ним переделывать, да и самим справиться намного быстрее.

Этими действиями взрослые сами себе противоречат, ведь когда ребенок взрослеет, они хотят от него какой либо помощи, на что тот, не умеючи работать в команде, отвечает отказом. В лучшем случае в ход начинают идти родительские просьбы, напоминания и даже указания, а в худшем — взрослым от безысходности приходится платить за домашние услуги своему же ребенку.

Дайте проявить малышу свою самостоятельность с малого — попросите его принести ваши очки, подать пульт от телевизора, книгу или блокнот. Покажите ребенку его полку с вещами и дайте возможность одевать, снимать и складывать вещи самостоятельно — хоть это будет и не идеально, но стремление всегда должно быть вознаграждено похвалой.

От 4 до 6 лет

В таком возрасте ребенку можно поручить многое, начиная от уборки в квартире, а именно борьбы с пылью, сервировки обеденного стола, а так же сортировки продуктов в холодильнике и заканчивая заботой о домашнем животном. Со стороны родителей такой энтузиазм малыша должен быть оценен по достоинству, ведь ему очень важна поддержка и благодарность взрослого.

От 6 лет и старше

В данном возрасте ребенок является полноправным и самостоятельным членом семьи, который может с успехом участвовать в домашних заботах и делах. Поддержание ежедневного порядка в собственной комнате, самостоятельные сборы на улицу, уход за домашними растениями и животными — все эти обязанности можно с легкостью доверить помощнику.

Ребенок, который с самого раннего детства помогает родителям по дому и имеет свои определенные обязанности, которые в свою очередь выполняет, обязательно вырастет самостоятельным, трудоспособным, независимым и уверенным в своих силах человеком.

Плюсы трудового воспитания ребенка:

  • развитие самоуважения;
  • организованность;
  • дисциплинированность;
  • уверенность в себе;
  • достижение желаемого результата;
  • высокая самооценка;
  • преодоление всех трудностей.

Советы родителям

Будьте терпеливы, не ждите мгновенного идеального результата, ведь ребенок не в силах выполнять домашние обязанности наравне с взрослым человеком. Отвечайте ребенку за помощь благодарностью, а не упреком, иначе в следующий раз он просто откажется от выполнения домашних дел.

Превращайте уборку в веселое развлечение — с малышами очень легко найти общий язык, приложив к уборке игрушек немного смекалки, фантазии и терпения. С таким подходом любая уборка будет нипочем!

Учитывайте пожелания ребенка — дайте ему такое задание, которое придется по душе.

Не платите ребенку за помощь по дому — выбрав такой вид поощрения за проделанную работу, родители сами себе делают проблему, за которую приходится тяжело расплачиваться в дальнейшем. Ведь ребенок начнет воспринимать свои обязанности в качестве предмета торга, плата за который будет каждый раз расти.

Домашняя работа не должна выступать в качестве наказания, иначе малыш, убирая в своей комнате игрушки или застилая кровать, будет думать, что он сделал что-то не так.

Старайтесь делать домашние дела вместе и дружно, показывая малышу положительный пример.

Будьте терпеливы — «не требуйте» исполнения заданной задачи, а «попросите» ребенка о помощи или предложите ее выполнить вместе.

Для того, что бы ребенок вырос трудолюбивым и аккуратным, родителям нужно показывать это на своем личном примере. Запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой наравне — тогда ваши усилия в дальнейшем будут обязательно оценены по заслугам и в вашу же пользу.

Источник

Источник: http://journal.avers3.com/8-zolotyh-sovetov-kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu/

Как приучить ребенка помогать по дому

Я написала эту заметку по просьбе друзей, которые интересовались, как у меня получается позитивно и без напряжения привлекать детей к домашнему хозяйству.

Конечно, теоретизировать на тему можно много, долго и со вкусом — но я не психолог, не педагог и даже не мать десяти детей, так что ценности это особой иметь не будет.

Поэтому хочу просто поделиться теми принципами и приемами, которые мне удалось реализовать в своей семье и с детьми своих друзей. Надеюсь, читатели смогут почерпнуть что-то полезное и для себя.

Две важных оговорки

Я не люблю домашнее хозяйство как таковое (кроме приготовления еды, в нём я нахожу свою прелесть). Оно по умолчанию кажется мне бессмысленной тратой времени и сил, и я с радостью его делегировала бы при первой возможности. Если бы у меня было очень много денег и неограниченная возможность общаться с людьми, я бы вообще жила с прислугой.

Для меня успех приучения детей к домашнему хозяйству — это умение сделать так, чтобы домашние обязанности превращались в совместное времяпрепровождение, которое можно засчитать за «время с ребенком» и по итогам которого ребенок чему-то учится.

Моя схема

Практически всегда домашние дела я делала вместе с ребенком, где-то с года малыш может начинать участвовать. Каждый вид деятельности я отнесла к одной из трех групп:

  1. ребенок не может делать это;
  2. ребенок может делать какие-то элементы мне в помощь;
  3. ребенок может делать это сам — под моим надзором или без.

Каждый раз, когда вставала очередная задача, я определяла, по какому варианту я иду:

А) буду добиваться, чтобы он это делал или присутствовал рядом, и рассчитываю на это;

Б) не буду добиваться — перехочет или мне надоест, и ребенок пойдет заниматься своими делами.

Каждый раз перед началом домашнего дела я проговаривала вслух для себя и ребенка, что нужно сделать, и определяла, к какой группе (1, 2 или 3) мероприятие отнести и по какому варианту (А или Б) мы пойдем.

Мои примеры для разных возрастов — исходя из опыта с дочкой 13 лет, годовалыми двойняшками, а также детьми моих друзей и знакомых, с которыми мне довелось вести совместное хозяйство.

Ребенку 1-1,5 года:

  • Сейчас я буду готовить еду, а ты сиди в креслице и смотри, встанешь и пойдешь играть, когда я закончу (вариант 1А).
  • Это мусор, выброси его в ведро (вариант 3А).
  • Будем разбирать посудомойку, хочешь — возьми половник и положи его на стол (вариант 2Б).

Ребенку 2-3 года:

  • Сейчас я буду мыть пол, вот тебе тряпочка, если хочешь — протирай за мной, чтобы было посуше, надоест — иди играй (вариант 2Б).

  • Будем мыть посуду, твоя задача — споласкивать чашки, я тебе буду приносить их в ванную в красной миске, а ты — споласкивать и класть в зеленую (вариант 2А).

  • Ты пролил свою воду, это нехорошо. Надо вытереть, иди возьми швабру и вытри (вариант 3А).

Ребенку 5-6 лет:

  • У нас сегодня уборка, твои задачи — убрать свои игрушки по всему дому, снять постельное белье и отнести его и свои вещи в стирку, пропылесосить пол в одной из комнат (вариант 3А).
  • Я собираюсь стирать, ты вместе со мной рассортируешь вещи и потом поможешь мне развесить (вариант 2А).
  • Я буду делать ужин, хочешь помочь мне на подхвате (вариант 2Б)?

Ребенку 8-9 лет:

  • Вечером помой, пожалуйста, посуду, кроме кастрюль и сковородок, их я сама (вариант 2А).
  • Буду делать сложное блюдо, хочешь — побудь со мной в это время, расскажу, что как (вариант 1Б).
  • Сделай салат на ужин, пожалуйста (вариант 3А), либо что-то у меня нет сил делать салат, если ты хочешь — сделай, пожалуйста, буду благодарна (вариант 3Б).

Ребенку 11-12 лет:

  • Вечером гости будут, испеки пирог, пожалуйста (вариант 3А).

  • Будем в субботу лепить пельмени (вариант 2А), или я собираюсь в субботу после обеда лепить пельмени, хочешь — присоединяйся (вариант 2Б).

  • Надо убрать кухню-гостиную, с меня еда и общий бардак, с тебя — посудомойка (вариант 3А).
  • Было бы так классно, если бы ты что-то испекла (вариант 3Б).

В итоге у меня получилось, что почти все виды деятельности я могу отнести к какой-то из шести групп. С возрастом «доступные» категории менялись.

Моя категория «2» — наверное, то, что в возрастной психологии называется «зона ближайшего развития».

Постепенно увеличивается количество элементов крупного дела, которое ребенок может делать сам, и в итоге все дело постепенно переходит из категории 2 в категорию 3.

Важные детали

• Интерес. Надо следить, чтобы ребенку все время было интересно.

• Не внушить отвращение. Привлекая к домашней работе, важно не отбить желание этим самым хозяйством заниматься.

Выбирать задание по возрасту и способностям. Нужно осознавать, в какой категории дело сейчас для ребенка — с точки зрения его способностей. Например, шарлотка кочевала у нас из категории 1 (в дочкин год), в категорию 2 (2-3 года — помыть яблоки, 8 лет — заместить тесто под присмотром) и обосновалась в итоге к 10-11 годам в категории 3.

• Прислушиваться к текущему состоянию и желаниям ребенка. В какой категории ребенок сейчас хочет или будет более эффективно работать? Есть дети, которые обожают делать всё вместе, или у них часто бывает такое настроение.

Тогда лучше привлечь к уборке на подхвате, всё время взаимодействовать и дать им общий результат: «Мы вместе сделали дом чистым и уютным».

Бывает, что ребенок очень рвется сделать что-то сам, тогда ему правильнее будет дать конкретное задание и его личный результат: «Была целая раковина посуды, я всё сама помыла», «Я сама пропылесосила все комнаты в доме, мама даже пылесос не трогала».

А возможно ребенок пришел после садика-школы-кружка, сделал домашнее задание, у него вообще сил нет, и правильнее его направить в категорию 1: «Посиди со мной, пока я ужин готовлю, у нас новое блюдо, я тебе расскажу, как тут что».

• «Договариваться на берегу». Важно правильно работать с буквами А и Б — это устанавливает ребенку границы, избавляет от фрустраций и его, и меня. Если я сказала: «Если хочешь, побудь тут на подхвате, надоест — уйдешь» или «Если есть настроение — испеки что-нибудь», я не имею права обижаться, когда ребенок уходит или отказывается.

Обида в такой ситуации будет как бы нарушением моей же с ребенком договоренности, пусть и несколько односторонней. А если я говорю: «Будем мыть посуду, твоя задача вот такая», то ребенок заранее понимает, что от него будут добиваться результата, а я чувствую, что имею право этого добиваться. В таком случае я даже 2-летнему ребенку не позволяю уйти, не закончив дело.

Могу сориентироваться по ситуации и помочь, могу быстро поменять задание: «Надоело бутылочки мыть ершиком — ок, давай будешь споласкивать под струей воды», но добьюсь завершения, т. к. это вопрос ответственности. Кстати, видимо, поэтому у нас практически нет проблем вида «ребенок начал дело, а потом передумал и оставил бардак».

Принцип «работа закончена тогда, когда убрано рабочее место» я внедрила очень рано.

Интересные идеи

Есть всякие придумки, чтобы делать дела было интересно.

1. Развлекать и информировать. Во время всей работы по категориям 1 и 2, если мы можем слышать друг друга, я рта не закрываю, т. е. всё время что-то рассказываю про то, что мы делаем. Понятно, что в год это «Вот помидор, он красный, сейчас мы его разрежем ножом.

Нож острый, смотри, его деткам трогать опасно», а в 12 — про особенности дрожжевого теста, жарки мяса или экскурс в историю продуктов и историю вообще (те же спагетти карбонара дают массу возможностей рассказать об Италии).

Иногда просто разговор течет, вне контекста работы, но это редко.

2. Создавать веселый фон. Обычно это музыка, и ребенок ее сам выбирает. Хорошо подходит для каких-то раздельных занятий, ну или за которыми не поговоришь — уборка, например, гораздо лучше идет под ритмичную музыку.

3. Закладывать элемент случайности. Это я геймифицировала флайледи. Для каждой комнаты на неделю писала список мелких дел на 15 минут каждое на маленьких бумажках, а вечером мы доставали по 1-2 бумажки и их выполняли. Такая «хозлотерея».

4. Устраивать вечер хозяйства. Один будний вечер мы неизменно посвящали хозяйству. В него обычно либо осваивали новый рецепт, либо делали какое-то глобальное не каждодневное мероприятие, иногда несколько — убирали зимнюю одежду, наводили порядок в шкафу, убирали прихожую, сажали цветы. Обязательно этот вечер планировали, плюс решали, чем себя наградим — обычно сериальчик с пирожными.

Моя стратегия

• Что и когда «закрепить» за ребенком? Когда находишься в потоке, гораздо проще всё бьется на части и придумывается, что конкретно можно поручить малышу. Например, разбираешь вещи для стирки, и само собой получается маленькое дело — «выбрать всё белое и сложить в пакет».

Или загружаешь посудомойку, и логично вырисовывается — «счистить остатки пищи с посуды» или «собрать по квартире все кружки». Накрывать на стол дети в принципе лет с 5 могут полностью, им можно списочки писать, чтобы не забывали, что именно брать — заодно и учить читать.

То есть принцип понятен: заявляется «сейчас мы все будем готовить ужин/убирать квартиру», а дальше дается много поручений в потоке. Исключение, когда ребенок явно склоняется к категории 3 — тогда надо оформлять конкретные дела.

• Я не рассчитываю на ребенка как на помощника в хозяйстве. Я понимаю, что по умолчанию это моя и только моя ответственность.

Но есть важные цели — проводить время с ребенком, учить ребенка быту и не испытывать негативных эмоций на тему того, что я вынуждена этого ребенка обслуживать.

И вот этих целей достичь реально, причем гораздо реальнее, чем получить настоящую помощь от трехлетки. Они достигаются даже в случае, если ребенок тормозит процесс.

• Для ребенка в деле домашнего хозяйства я выгляжу авторитарно. Т. е. категория Б («не буду добиваться…») в моем доме — редкий гость.

Я могу много играться вариантами 1, 2 и 3, придумывать всякие фишки, чтобы делать сам процесс интересным, но мне трудно смириться с тем, что ребенок может взять и уйти, перестав участвовать в процесс, или изначально мне отказать.

У меня получается принцип — я одна домашним хозяйством вообще почти не занимаюсь, всегда привлекаю ребенка. Это, кстати, помогает и лучше планировать совместную деятельность.

• Я никогда не забываю про антицель. Не собираюсь вызвать в ребенке отвращения к домашнему хозяйству. Ведь и нам с ребенком жить еще долго, и ему потом строить свою жизнь, поэтому хотелось бы, чтобы всё это проходило на позитиве даже в таких каждодневных мелочах, как уборка и готовка.

• Я настаиваю на уборке за собой. Тут меня вообще начинает трясти, т. к. ненавижу убирать за кем-то.

Я даже с трехмесячными двойняшками сейчас практически не делаю касающуюся их уборку, когда они спят, только когда бодрствуют — показываю им пеленочки, объясняю, что кладу в грязное, бутылочки мыть с собой таскаю в ванную и т. п.

Их это развлекает, а мне дает опять же ощущение совместного времени, диалога, и избавляет от эмоций «они спят, а я тут вся из себя никакая их бутылки намываю».

Категория: От 1 до 6 Школьники Семья

505

Источник: https://littleone.com/publication/4316-kak-priuchit-rebenka-pomogat-po-domu

Ссылка на основную публикацию