Что можно, а что нельзя запрещать ребенку

» Что можно и что нельзя запрещать ребенку

Многим родителям проще разрешить что-то ребенку, чем правильно запретить. Причины такого поведения различны: кто-то не хочет выглядеть в глазах ребенка тираном, кто-то не желает давить авторитетом, а кто-то подспудно стремится переложить «строгую» часть воспитания на супруга. Но помните, что слово «нет» для ребенка все же необходимо.

Идеальной модели воспитания не существует, каждая семья выбирает сама, что разрешить ребенку, а что запретить. Например, кто-то философски относится к употреблению «плохих» слов, а для других они – табу. Поговорим о том, что действительно нужно запрещать ребенку, а что можно разрешить, надеемся, что эта статья послужит для вас определенным ориентиром на будущее.

Останавливайте ребенка, когда он затевает драку, толкает других детей или пытается их укусить. Пресекайте жестокость по отношению к животным. Учите маленького человека выражать свои эмоции и чувства цивилизованно.

Начните с того, что твердо и беспрекословно задержите руку ребенка, если он замахнется, затем прямо посмотрите ему в глаза и скажите: «Бить других нельзя».

Потренируйтесь с ребенком «выпускать пар», бросая камушки в воду, рисуя произвольные каракули на бумаге или вымещая накопившиеся эмоции, например, на подушке (ее можно колотить). Постоянно повторяйте ребенку, что люди не вступают в драку, а договариваются.

Смысла нет ругать или стыдить ребенка. Не читайте мораль, а приводите примеры, рассказывайте жизненные истории – и пусть малыш тоже высказывается. Детская агрессия – признак того, как правило, что у ребенка недостаток внимания.

Нельзя отбирать у других детей игрушки, портить чужую одежду или хватать с прилавка и запихивать в рот еще не оплаченные родителями продукты. Ребенок вполне способен понять разницу между своим и чужим. Попросите вернуть вещь хозяину доброжелательным и спокойным голосом.

Предложите ребенку поставить себя на место девочки или мальчика, любимая игрушка которых была испорчена подобным же образом. Объясните, что вы не можете взять чужую машину, к примеру, потому что взрослые за такие поступки оказываются в тюрьме.

Говорите о таких серьезных вещах ребенком в спокойной обстановке, с глазу на глаз. Не стоит ругать его в песочнице при всех.

Не здороваться

Невежливо молчать в ответ на приветствие или прощание. Как можно раньше научите ребенка говорить слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «извините», познакомьте его с такими понятиями, как «вежливость» и «уважение». Вам только кажется, что маленький ребенок вас не понимает – вы смело можете даже с ним говорить о таких важных и сложных вещах.

Самым эффективным методом воспитания был и остается личный пример. Желайте ребенку доброго утра и спокойной ночи, извиняйтесь, если были неправы, благодарите за помощь. Некоторые детки не могут побороть стеснение перед незнакомым взрослым человеком, другие упрямо не замечают никого, кроме близких людей.

Да, одному ребенку социальные навыки будут даваться легче, другому сложнее, но учить надо и первого, и второго!

Далеко уходить от мамы

Это ключевое правило безопасности для дошкольника. Прежде чем отлучиться от вас, ребенок должен спросить разрешения. На прогулке, в особенности, если вы пришли на новое место, сразу определите, куда малышу можно идти без вас и куда нельзя. Выясните, понял ли вас ребенок.

Но не с любой посудой. Конечно, кухонные ножи и дорогой фарфор должны быть спрятаны подальше. Но такие предметы, как деревянная лопатка, поварешка, поднос, пластиковый контейнер или небольшая кастрюлька с крышкой, могут стать для малыша полезным развивающим материалом.

Спать со светом

Для детей, особенно в определенном возрасте (как правило, это 4-5 лет), свойственно бояться темноты. Дело в том, что в эти годы малыш начинает психологически отделяться от мамы.

Платой за автономию служит появление у него ночных кошмаров, где в самых фантастических формах реальность переплетается с фантазиями. Светящийся в комнате ночник поможет малышу успокоиться, когда он проснется среди ночи и убедится, что никаких чудовищ рядом с ним нет.

Бытует мнение, что спать при свете вредно, это нарушает естественные фазы сна. Поэтому введите сон при свете как временную меру параллельно с другими мерами.

Рекомендуется выключать телевизор за час до отхода ко сну, ограждать ребенка от компьютерных игр и «взрослых» программ, избегать чтения грустных сказок с плохим финалом, включать ребенку тихую и спокойную музыку перед сном.

Не доедать суп

Обед (и вообще любой прием пищи, конечно) не должен превращаться в испытание и мучение для ребенка. Не старайтесь отвлечь малыша мультиком и при помощи такой хитрости запихать в него побольше полезной еды.

Помните, что пользу еда принесет только в том случае, когда будет съедена ребенком не спеша, с удовольствием, когда малыш почувствует ее запах и распробует вкус, когда он будет воспринимать семейный обед или ужин как приятный ежедневный ритуал. Не заставляйте доедать все до последней крошки, старайтесь избегать перекусов в течение дня.

Если с малолетства ребенок принимает участие в приготовлении пищи, ест со взрослыми за одним столом, у него будет возможность понемногу попробовать все блюда, что представлены на столе.

Некоторые родители сталкиваются с неожиданными ситуациями, когда в детском саду ребенок рассказывает, что его папа прославленный летчик, мама выступает в цирке, а он сам недавно снимался в кино.

Подобные выдумки являются естественной частью детства, и воспринимать их нужно как игру, а не как преднамеренную ложь. Не высмеивайте и не ругайте ребенка. Он создает собственный мир, собственную вселенную, основанную на его воображении.

Проявите интерес к рассказу ребенка, вполне возможно, что впереди у юного сказочника большое творческое будущее!

Пачкаться

Позволяйте ребенку время от времени устраивать творческий беспорядок или поощряйте на прогулках исследовательскую деятельность. Пусть малыш играет с осенними листьями, кувыркается в траве, строит плотины, лазает по деревьям.

В современном мире детям все сложнее становится ощутить себя частью природы, поэтому родителям рекомендуется стимулировать подвижные игры, не беспокоясь за испачканную одежду.

Все же в большинстве семей сегодня имеются стиральные машины.

Помогать по хозяйству можно (и нужно!)

Маленькие дети 2-4 лет охотно помогают по хозяйству, им нравится вытирать пыль, поливать цветы и т.д. С возрастом эти порывы угасают, порой навсегда. Поэтому их следует поддерживать, поощрять и развивать. Как именно – можно прочитать в статье «Как воспитать ребенка трудолюбивым».

Самостоятельно планировать свое время

Не ограничивайте ребенка, проявляйте понимание и чуткость. Иногда ему хочется просто посидеть в тишине или придумать новую игру. Так малыш и сам научится уважать личное пространство других люде

Источник: https://paidagogos.com/chto-mozhno-i-chto-nelzya-zapreshhat-rebenku.html

10 советов, что нельзя запрещать ребенку

Какие слова вы чаще говорите своему ребенку – «можно» или «нельзя»? Оба чрезвычайно важны для маленьких детей: «можно» прививает веру в собственные возможности и воспитывает доверие к окружающему миру, а «нельзя» устанавливает рамки дозволенного и дает ощущение безопасности. Поговорим о том, когда на самом деле нужно устанавливать строгие запреты, а когда можно разрешать малышу делать то, что ему хочется.

Конечно, воспитание детей не обходится без умеренного числа запретов, необходимых для физической и эмоциональной безопасности. Однако психологи утверждают, что можно выделить десять вещей, которые не стоит запрещать малышу.

Самостоятельно одеваться, есть и пить

Безусловно, вы сделаете это лучше, качественнее и быстрее ребенка, но навряд ли поможете его развитию. Детские специалисты вообще считают самостоятельное застегивание пуговиц и натягивание перчаток одними из лучших упражнений для совершенствования моторики пальцев, а значит, и для развития мозга.

Выделяйте больше времени на сборы, чтобы ребенок смог позавтракать или одеться сам – в своем темпе, не спеша и не суетясь.

Безусловно, если вы боитесь опоздать, то можете сказать: «Уверена, ты сам справишься с одеждой, но нам нужно торопиться. Давай я помогу тебе сейчас, а вечером ты сам сможешь надеть пижаму».

А умение пользоваться ложкой или кружкой пригодится в детском саду, если только вам не хочется до школы запихивать обед в воспитанного вами же «неумеху».

Помогать родителям

Как часто можно услышать от возмущенных мамочек: «Мой сын вообще ничего не хочет делать дома!» Но почему-то они забывают, как несколькими годами ранее оберегали его и дорогие предметы от взаимодействия: «Не трогай, а то разобьешь!», «Поставь на место, сломаешь!» Взрослые опасаются, что за малышом придется переделывать, но ведь ему необходимо чувствовать собственную значимость и нужность и слышать родительское одобрение. Просите (не требуйте) ребенка помогать вам в бытовых делах, разрешайте выполнять простые поручения и не забывайте благодарить за проделанную работу.

Быть активным

Когда малыш шумит, бегает, прыгает и дурачится, он на самом деле физически развивается и расслабляется, выплескивая накопившуюся энергию. Конечно, подобное поведение не приветствуется в общественных местах (поликлиника, магазин), однако дома можно разрешить ему побыть таким, какой он есть. Может быть, вам стоит присоединиться и подурачиться вместе с ним?

Некоторые мамы запрещают детям лазать по турникам, предпочитая тихую возню в песочнице. Да, им проще запретить, чем показать, как залезать и спускаться, контролировать свое тело. Разрешайте активные упражнения, подстраховывая в случае необходимости.

Спать со светом

Боязнь темноты – естественный страх для детей четырех-пяти лет, которые в этом возрасте отделяются психологически от мамы.

Платой за подобную автономию является возникновение ночных кошмаров у ребенка, в которых быль тесно переплетена с вымыслом и фантазией. Неяркий ночник успокоит малыша, когда он проснется, и поможет убедиться, что вокруг нет страшных чудовищ.

Правда, существует мнение, что свет нарушает естественное течение сна, поэтому вводите освещение как временную меру.

Пачкаться

Не бойтесь, что ребенок испачкается, взяв в руки кисть с красками или фломастеры. Приобретите специальные нетоксичные краски, расстелите на полу или столе клеенку, экипируйте малыша фартуком – пусть рисует.

Разрешайте также заниматься исследовательской деятельностью на прогулках. Пусть ребенок кувыркается в траве, меряет глубину лужи, подбрасывает вверх охапки осенних листьев, не переживая за испачканную одежду. В конце концов, у вас наверняка есть стиральная машина.

Исследовать предметы

Позвольте детям понять назначение и устройство самых разных предметов. Вы удивитесь, но многие специалисты по детскому развитию рекомендуют говорить малышу: «Трогай вещи.

Сжимай, перекладывай из одной руки в другую, тяни, раскрывай, стучи, мни и рви!» Эксклюзивная игрушка порой менее привлекательна для ребенка, чем кипа старых газет или коробка с пуговицами. Если вы боитесь за дорогую посуду или ценную безделушку, уберите ее подальше от цепких и пытливых ручек.

Или же попробуйте рассмотреть ее вместе, объяснив, почему эта вещь вам так дорога и что лучше найти другой предмет для игр.

Смотреть мультфильмы

Да, качество современных мультфильмов порой не выдерживает никакой критики, да и развивающие передачи не так полезны, как принято считать.

Однако нынешним детям важно быть в курсе популярных мультиков, чтобы обсуждать их со сверстниками. Подберите те передачи и анимацию, которые вам кажутся полезными.

Обязательно смотрите их вместе с малышом, обсуждайте спорные моменты и приводите примеры приемлемого поведения.

Оставлять еду на тарелке

Не заставляйте ребенка оставлять на столе чистые тарелки. Прием пищи обязан быть удовольствием, а не средневековой пыткой. Во-первых, о размере порции и количестве блюд всегда можно поспорить.

Да и диетологи обеспокоены стремительно растущим числом маленьких толстяков. Во-вторых, не отвлекайте детей мультиками, впихивая хитростью как можно больше ложек полезной каши.

Настоящая польза появится, когда ребенок почувствует вкус еды, станет жевать не спеша, будет считать обед приятным ритуалом.

Фантазировать

Вымысел – естественное для детей переплетение фантазии и реальности. Помогите ребенку отличать фантазию от преднамеренного обмана. Расскажите, что его история очень похожа на сказку, попросите придумать еще что-нибудь подобное. Постарайтесь проявлять неподдельный интерес к его фантазиям, поощряя тем самым развитие творческой личности.

published on novostiifakty.ru according to the materials fresher.ru

Источник: https://novostiifakty.ru/fakty/10-sovetov-chto-nelzia-zapreshat-rebenky/

Что можно и что нельзя запрещать ребенку

Какое слово вы чаще говорите вашему малышу – «ДА» или «НЕТ»? Оба очень важны для воспитания и развития: «да» дает ощутить вкус свободы, почувствовать доверие к жизни и веру в собственные силы, «нет» – устанавливает границы.

Многим из нас научиться разрешать проще, чем научиться правильно запрещать. Одним не хочется выглядеть тиранами, другие против давления на детей родительским авторитетом, третьи просто перекладывают «строгую» часть воспитания на второго родителя.

Некоторое время назад в моде был так называемый «японский подход» к воспитанию, следуя которому родители намеренно избегали запрещать ребенку что бы то ни было до 5 лет.

Большинство мам и пап, детям которых сейчас 13−15 лет, изрядно поэкспериментировав с разными воспитательными методиками, поголовно пришли к выводу: говорить ребенку «нет» необходимо. Не существует одной идеальной системы воспитания для всех, каждая семья сама решаеть, что разрешать и что запрещать ребенку.

Например, для одних пускать ребенка к себе в постель – табу, для других семейная кровать, наоборот, часть домашнего уклада. К «плохим словам» в одних семьях относятся очень строго, в других – философски. Однако определенные ориентиры существуют.

Читайте также:  Выбор спального места для новорожденного

ДЕТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ МОЖНО И ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ, ИНАЧЕ ИМ БУДЕТ СЛОЖНО СПРАВЛЯТЬСЯ С БУРЕЙ СОБСТВЕННЫХ ИМПУЛЬСОВ И ЖЕЛАНИЙ. ЧТО ЗАПРЕЩАТЬ, ЧТО РАЗРЕШАТЬ – В КАЖДОЙ СЕМЬЕ РЕШАЮТ ПО-СВОЕМУ. НО ОРИЕНТИРЫ ВСЕ-ТАКИ СУЩЕСТВУЮТ.
Нет, нельзя БИТЬ ДРУГИХ.

Двухлетки легко огорчаются, играя рядом с другими детьми, и еще не имеют достаточного словарного запаса, чтобы выразить свои эмоции. Агрессивные проявления в этом возрасте нормальны, но это не значит, что взрослые не должны обращать на них внимания. Обязательно остановите ребенка, если он толкается, кусается или затевает драку с другими детьми.

Не разрешайте вашему малышу бить или щипать вас и других взрослых. Не оставляйте без внимания жестокое обращение с котенком или собакой. Научить человека выражать чувства и эмоции цивилизованным способом – целая наука. Для начала просто спокойно и твердо остановите ручку малыша, затем, глядя ему в глаза, скажите: «Нельзя бить других».

Научитесь сами и научите ребенка «выпускать пар», колотя подушку, черкая на листе бумаги или бросая камешки в пруд. Повторяйте снова и снова: «Люди не дерутся. Они договариваются». Нет смысла стыдить или обзывать ребенка − это не поможет ему справиться с инстинктами.

Важно не читать нотации, а объяснять, приводить примеры из жизни, рассказывать истории и не забывать дать ребенку высказаться! Детская агрессия почти всегда говорит о том, что ребенку нужно больше внимания.

Нет, нельзя БРАТЬ БЕЗ СПРОСА ЧУЖИЕ ВЕЩИ. В более широком смысле – нельзя распоряжаться тем, что принадлежит не тебе: отбирать силой игрушки у другого ребенка, пачкать и рвать чужую одежду, запихивать в рот в магазине продукты, которые взрослые еще не оплатили. Не стоит думать, что для ребенка недоступно понимание грани между своим и чужим.

Спокойно и доброжелательно попросите вернуть вещь владельцу! Предлагайте поставить себя на место ребенка, чью любимую игрушку испортили. Объясняйте, что вы не можете присвоить чужой дом или машину, как бы они вам ни нравились, потому что взрослые, которые берут чужие вещи, оказываются в тюрьме.

Важно говорить о таких серьезных вещах с ребенком с глазу на глаз, в спокойной обстановке, а не отчитывать его публично в песочнице.

Нет, нельзя НЕ ЗДОРОВАТЬСЯ. Объясняйте малышу, что не отвечать на слова приветствия и прощания – грубо. Пусть ребенок как можно раньше познакомится с понятиями«вежливый человек», «знак уважения». Говорите о сложных вещах даже с маленьким ребенком: возможно, вам только кажется, что он вас не понимает.

Самый эффективный метод – личный пример, поэтому не забывайте пожелать малышу доброго утра, извиниться, если поступили несправедливо, поблагодарить за помощь. Некоторым детям трудно преодолеть застенчивость, другие предпочитают упрямо делать вид, что никого, кроме членов семьи, не замечают.

Одним детям легче усвоить социальные навыки, другим сложнее, но учить надо и тех и других!

НЕТ, нельзя ДАЛЕКО УХОДИТЬ ОТ МАМЫ. Для дошкольника это главное правило безопасности. Настаивайте, чтобы малыш спрашивал разрешения, прежде чем куда-то пойти. На прогулке, особенно в новом месте, определите, куда ребенок может пойти и куда он не должен уходить без вас. Убедитесь, что малыш вас понял.

Да, можно ИГРАТЬ С ПОСУДОЙ. Речь не идет обо всей посуде, которая есть в доме. Дорогой фарфор и коллекцию кухонных ножей стоит разместить подальше от пола.

А вот пластиковые контейнеры и подносы, венчик и поварешка, деревянные лопатки и кастрюли с крышками могут стать самыми полезными развивающими игрушками для малыша.

При виде карапуза, тянущего из кухонного шкафа стопку сковородок, большинству из нас захочется крикнуть: «Не трогай!» Эту короткую фразу мы сами слишком часто слышали в детстве, чтобы она перестала автоматически воспроизводиться безо всяких усилий с нашей стороны. Но трудно только вначале.

Знаменитые авторитеты в области детского развития настоятельно рекомендуют детям: «Трогай! Как можно больше и чаще сжимай в руках, стучи, перекладывай из руки в руку, тереби, тяни, рви и мни». Ворох старых газет займет малыша не хуже, чем самая дорогая игрушка, а тазик с крупой для него не менее привлекателен, чем ваш телефон.

Да, можно СПАТЬ СО СВЕТОМ. Вы гордились тем, что ваш ребенок чуть ли не с рождения спит в своей кроватке в полной темноте, и вдруг в 4 года он начал просить не выключать на ночь свет в его комнате. Капризы? Или он регрессирует? Ни то ни другое. В 4 года дети начинают просыпаться среди ночи, потому что видят страшные сны.

В этом возрасте малыш психологически отделяется от мамы, и ночные кошмары, в которых фантазия и реальность переплетаются в неожиданной форме, – часть платы за автономию. Если в комнате будет светить ночник, при пробуждении ребенок сможет увидеть, что напугавшего его чудовища в комнате нет, успокоиться и заснуть снова.

Есть мнение, что спать со светом вредно, так как при этом нарушаются естественные фазы сна, что вредит работе мозга. Поэтому, решая оставлять свет в детской, скажите себе, что это временная уступка, и примите другие меры, чтобы помочь ребенку спать спокойно. За час до сна или около того выключайте телевизор.

В любое время дня старайтесь оградить его от «взрослых» телепрограмм и компьютерных игр. Избегайте грустных и страшных сказок с плохим концом. Ставьте перед сном спокойную тихую музыку.

Да, можно НЕ ДОЕДАТЬ СУП. Бабушка, скорее всего, будет против, и от вас потребуется твердость, чтобы заявить раз и навсегда, что «Общество чистых тарелок» обойдется без вашего членства в нем, тем более что размеры порций и количество блюд – вопрос дискуссионный.

Не превращайте обед в пытку! Не старайтесь отвлечь ребенка мультиком и впихнуть в него хитростью «сколько влезет» полезной еды.

Польза будет, если малыш будет жевать не спеша, почувствует вкус, получит удовольствие от запаха и цвета еды, станет воспринимать семейный обед не как загрузку калорий и витаминов, а как приятный ритуал.

Важно не заставлять съедать все до крошки и не позволять «перекусы» в течение дня. Если дети участвуют в приготовлении пищи с самого раннего возраста, едят за одним столом со взрослыми, им предлагают хотя бы попробовать все блюда, что есть на столе.

Да, можно РАССКАЗЫВАТЬ НЕБЫЛИЦЫ. Ребенок рассказывает в детском саду, что его папа знаменитый автогонщик, а сам он в выходные снимался в кино. Выдумки – естественная часть детства, когда реальность и фантазия переплетаются воедино. Не высмеивайте ребенка и не подлавливайте его на лжи, а отнеситесь с уважением к его игре.

Если вы хотите показать, что его рассказ больше похож на сказку, скажите, что это отличная история, и попросите еще что-нибудь рассказать об этом. Ребенок создает свой собственный мир, отличный от мира взрослых, строит свою вселенную с помощью воображения.

Проявляйте искренний интерес к нему, ведь творческие личности так нуждаются в слушателе.

НЕВОЗМОЖНО СОСТАВИТЬ СПИСОК ПРАВИЛ, А ПОТОМ ЗАЧИТАТЬ РЕБЕНКУ ДЕКЛАРАЦИЮ ЕГО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ. ДЕТИ БУДУТ РАСТИ, МЕНЯТЬСЯ, ПОСТОЯННО ПРОВЕРЯТЬ ГРАНИЦЫ НА ПРОЧНОСТЬ И РАСШИРЯТЬ ИХ. ЭТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ ПРОЦЕСС.

ГЛАВНОЕ – ЗАПРЕТОВ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМНОГО И ВЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОБЪЯСНИТЬ СЕБЕ И РЕБЕНКУ, В ЧЕМ ИХ СМЫСЛ.
Да, ты можешь ОДЕВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО. Стоит выделить специальное время, чтобы малыш мог сделать это в своем темпе, без суеты и спешки.

Ведь это целое приключение – поиск того места, куда надо просунуть голову, руки и ноги. А самостоятельное надевание перчаток и застегивание пуговиц вообще в топе 10 лучших упражнений для развития мозга.

Конечно, если вы опаздываете, вы можете сказать: «Я уверена, что ты справишься, но сейчас надо спешить. Сейчас я тебе помогу, а вечером ты сможешь сам переодеться в пижаму».

Да, можно ИСПАЧКАТЬСЯ. Время от времени разрешайте ребенку устроить творческий беспорядок в комнате.

Поощряйте исследовательскую активность на прогулке: пусть ребенок строит плотины, валяется на траве, зарывается в осенние листья.

Современным детям все труднее чувствовать себя частью природы, поэтому родителям надо поощрять любые подвижные игры на воздухе, не опасаясь пятен на одежде. У вас же есть стиральная машина.

Да, ты можешь ПОМОЧЬ МНЕ ПО ХОЗЯЙСТВУ. В 2−3 года почти все дети охотно и с удовольствием вытирают пыль, поливают цветы и готовят вместе с мамой десерты. В 7−8 половина детей теряет энтузиазм. Чтобы этого не произошло, придумывайте способы сделать уборку увлекательной.

Да, ты можешь САМ РЕШИТЬ, ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ. Не старайтесь расписать его день по минутам, не предлагайте постоянно ограниченный выбор типа «Ты хочешь поиграть в машинки или в кубики?» Проявите чуткость. Возможно, он вовсе не скучает, а придумывает новую игру или просто хочет посидеть в тишине. Это поможет ребенку научиться уважать чужое личное пространство.

Источник: http://loveforchildren.ru/tchto-mozhno-i-tchto-nelyzya-zapreshtaty-rebenku.html

Что нужно, а что нельзя запрещать ребенку?

Задумывались ли вы над тем, чего больше в вашей воспитательной системе: запретов или разрешений. И то, и другое очень важно для малышей.

Многочисленные «можно» позволяют детям реализовать свои возможности, почувствовать доверие к окружающему миру, а редкие «нельзя» устанавливают границы дозволенного и внушают ощущение безопасности.

Из нашей статьи вы узнаете, когда необходимо устанавливать категорические запреты, а в каких случаях нужно разрешать ребенку делать то, что он желает.

Скажем сразу, сложно найти идеальную методику воспитания, подходящую для всех родителей и детей. Каждая семья устанавливает собственные правила и решает, что нужно запрещать и разрешать.

К примеру, некоторые взрослые резко отрицательно относятся к неприличным словам, а другие воспринимают детскую брань более философски. И все же определенные ориентиры выделить можно.

Что нельзя запрещать детям?

Обратите внимание на то, что не следует запрещать малышу, поскольку постоянные слова «нет» и «нельзя» мешают нормальному развитию ребенка, способствуют появлению страхов, комплексов.

Родители подросших детей порой возмущаются, что те совершенно не помогают по дому. Однако при разговоре выясняется, что в раннем возрасте этим детям запрещали прикасаться к посуде, отгоняли от мойки. А ведь ребенок, помогая вам, ощущает себя значимым и взрослым.

Не отказывайтесь от детской помощи, пусть даже после нее вам придется перемывать посуду и отмывать кухню. Кроха хочет подмести пол – дайте специальный набор для уборки, хочет поднести сумки – поручите легкий пакет с батоном.

2. Самостоятельно одеваться и принимать пищу

Конечно, мама оденет кроху намного быстрее и качественнее, зато упражнения с пуговицами и крючками помогут малышу развить моторику пальчиков.

Навык пользования столовыми приборами и кружкой обязательно пригодится в садике, заметно снизив срок адаптации.

Поэтому старайтесь выделять больше времени на сборы, тогда дети успеют позавтракать и самостоятельно одеться, без суетливости и спешки.

Это только кажется, что ребенок дурачится, ведет себя плохо, когда начинает бегать, прыгать и скакать.

На самом же деле в это время происходит активное физическое развитие и выплескивание накопившейся энергии.

Безусловно, в магазине и поликлинике такое поведение не стоит поощрять, зато дома малыш может быть таким, какой он есть – веселым, заводным непоседой.

4. Пачкать одежду

Через испачканные комбинезоны и сапоги, полные воды, проходят все дети. На прогулках они не просто меряют лужи, кувыркаются в траве, а занимаются настоящей исследовательской деятельностью.

Разрешите малышу подобные эксперименты, ведь у вас в помощниках есть современная стиральная машина.

То же самое касается и рисование красками. Если вы боитесь, что ребенок испачкается, наденьте на него фартук или ненужную футболку, расстелите на полу клеенку или газеты – пусть занимается творчеством.

«Не успеваю покупать игрушки для сына – он их все разбирает», – обескуражено заявляют некоторые родители. Подобные манипуляции не являются злым умыслом, просто ребенок стремится понять устройство предметов.

Уберите подальше ценные вещи, если боитесь за их сохранность, но предоставьте в полное распоряжение малышу кипу старых газет, коробку со старыми игрушками. Кстати, такие вещи порой более привлекательны для юных экспериментаторов, чем самые дорогие роботы и куклы.

Читайте также:  Чем занять и увлечь ребенка в 1 - 2 года

6. Не доедать

Многие взрослые борются с малоежками, пытаясь хитростью и уловками впихнуть в кроху еще несколько ложек вкусной и полезной каши. В этом случае завтрак превращается не в приятный ритуал, а настоящую средневековую пытку.

Отечественные и зарубежные диетологи давно бьют тревогу из-за растущего числа маленьких толстяков. Чаще всего причиной детского ожирения является неправильное пищевое поведение родителей, которые учат детей оставлять на столе чистую тарелку.

У двухлетних детей начинает активно развиваться воображение, вследствие чего они часто путают правду и вымысел.

Проявляйте искренний интерес к детским фантазиям, поощряя тем самым творческую жилку у ребенка. И в то же время учите его отличать небылицы и выдумки, естественные для дошкольников, от преднамеренной лжи, недопустимой между близкими людьми.

8. Скучать и «лениться»

Не следует расписывать весь день своего чада по минутам и секундам, предлагая ему ограниченный выбор: «Во что мы сейчас будем играть – в кубики или конструктор?»

Вероятно, то, что вы считаете скукой и проявлением лени, на самом деле является желанием малыша придумать новую игру или просто посидеть в тишине. Старайтесь уважать его личное пространство.

9. Смотреть телевизор

Можно ли запрещать крохе смотреть мультики или телевизионные передачи? Безусловно, современные мультфильмы не всегда качественны, а развивающие передачи не настолько полезны, как многие родители считают. Но подрастающему поколению необходимо быть в курсе популярных анимационных фильмов и компьютерных игр, чтобы делиться впечатлениями со сверстниками.

Подбирайте передачи и мультики, которые будут полезны для вашего чада. Смотрите их вместе, обязательно обсуждайте каждый спорный момент, приводя пример правильного поведения.

Для деток трех-пяти лет страх темноты является естественной возрастной особенностью. Дело в том, что в этом возрасте малыши отделяются от матери, вследствие чего возможно появление ночных кошмаров.

Свет неяркого ночника поможет уложить ребенка, а если он проснется ночью, сможет удостовериться, что его не окружают страшные чудовища.

Если вы боитесь, что свет нарушит протекание сна, вводите освещение в качестве временной меры.

Что нужно запрещать ребенку?

Постоянное употребление слов «нельзя» и «нет» может привести к тому, что дети привыкают к ним и попросту перестают на них реагировать. Вот почему необходимо разделять запреты на абсолютные, временные и те, которые зависят от определенных обстоятельств. Мы поговорим именно об абсолютных запретах, которые обязательны для исполнения.

1. Бить, кусать вас и других людей

Маленькие детки пока не могут выражать словами свои эмоции, применяя зачастую к маме, приятелям, домашним животным в качестве аргументов укусы и удары.

Будьте категоричны – не разрешайте затевать драки со сверстниками, останавливайте кроху, если он замахнулся на вас или щенка. Глядя ему в глаза, каждый раз произносите: «Нельзя кусаться и бить других».

2. Брать чужие вещи

Конечно, в первую очередь это касается банального воровства, которым грешат некоторые дети. В широком же смысле это означает, что нельзя трогать и брать те вещи, которые тебе не принадлежат.

Категорически запрещено отбирать игрушки, рвать чужую одежду, выносить из магазинов неоплаченные товары. К примеру, если дошкольник принесет из садика не принадлежащую ему машинку, потребуйте вернуть ее хозяину.

3. Общаться с незнакомцами

К сожалению, эта проблема с каждым днем становится все острее. Запугивать ребенка не стоит, однако обсудить с ним это «нельзя» нужно обязательно.

В вашей семье должен существовать список людей, к которым дети могут обращаться: родственники, соседи по дому, близкие знакомые.

Не забывайте проигрывать различные ситуации, связанные с чужаками: к примеру, как должен поступить малыш, если незнакомец просит его достать мячик из подвала.

4. Нарушать правила безопасного поведения

Эти запреты категоричны, поскольку касаются детской безопасности и сохранности жизни. Ни в коем нельзя играть на проезжей части, совать пальцы или иголки в розетку, баловаться спичками (зажигалкой) или карабкаться на подоконник.

Изучить подобную «технику безопасности» вам помогут специальные картинки или мультфильмы, которые легко можно найти в Интернете.

Для нормального развития ребенка важно уметь запрещать ему определенные вещи, в этом случае со временем он сам научится запрещать их себе.

Однако слишком большое количество запретов порой приводит к тому, что малыш перестает реагировать на мамины или папины слова. Установите категорические ограничения, обязательно согласовав их со всеми членами семьи. И не бойтесь их отменять, когда ваше чадо подрастет.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/chto-nuzhno-a-chto-nelzya-zapreshhat-rebenku

Что запрещать, а что разрешать детям?

Дорогие читатели, сегодня мы с вами продолжим разговор в рубрике Счастливый ребенок и поговорим, что можно запрещать, а что можно разрешать нашим детям. Думаю, что тема будет интересна многим. Размышлять на эту тему будет ведущая этой рубрики психолог Анна Кутявина. Передаю слово Ане.

Добрый день всем читателям блога Ирины! Сегодня мы затронем одну из самых популярных тем в родительстве: что можно, а что нельзя? Как правильно запрещать, и надо ли вообще это делать? Что и как разрешать нашим детям? И к чему приведут те или иные наши решения? Попробуем разобраться?

Неспроста темам родительства и воспитания детей посвящены масса книг, статей, уроков, но… большинство мам и пап по-прежнему продолжают искать. А вдруг я сделаю что-то не так? Или чем-то наврежу своему чаду? А вдруг сейчас уже надо делать по-другому, не так, как меня самого воспитывали в детстве? И что говорят специалисты?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей почти каждый день. И неспроста. Ведь основные знания о мире вокруг и главных науках мы приобретаем в школе на протяжении долгих лет.

Умения и навыки в профессии к нам приходят спустя пять лет института, а затем производственной практики и непосредственной работы.

Но там у нас хотя бы есть должностная инструкция, есть знания, есть конкретные задачи с видимыми и ощутимыми результатами.

В родительстве же все иначе. Нас никто не учит быть хорошими мамами и папами. Считается, что все это заложено генетически, и придет «само собой». Как только мы заберем малютку из роддома.

Но так ли это на самом деле? И почему нас никто ни в школе, ни в институтах не учит быть родителями? На данный момент вряд ли кто-то может четко ответить на такой вопрос.

Но из года в год миллионы родителей во всем мире пытаются найти баланс в извечном поединке «разрешать-запрещать». Какие же могут быть варианты?

Как это бывает в жизни

Не так давно мы с вами общались на тему стилей воспитания в статье Как выбрать свой стиль воспитания Так вот, там мы ставили акцент на том, что существуют три основных направления во взаимоотношениях детей и родителей: авторитарный, демократический и либеральный.

Нетрудно предположить, что семьи, в которых господствует авторитарный режим, предпочитают малышу скорее запрещать, чем разрешать. Там мы можем услышать от мам и пап бесконечное: «Нельзя!», «Не трогай!», «Отойди!», «Прекрати!» и «Ты что, не слышишь, что сказала мама?».

Естественно, в таких семьях дети редко балуются на полную катушку или позволяют себе вольности. Но вот, к сожалению, и во взрослой жизни потом им, скорее всего, будут нужны мудрые управленцы, которые будут ограждать от всех опасностей. Даже от самой жизни. Таким детям сложно научиться самостоятельности, ведь любой их шаг декларирован свыше, и отступлений не предусмотрено.

Родители-либералы, напротив, позволяют малышам слишком многое, вплоть до попустительства. Тут не принято многое запрещать, да и вообще, запреты считаются редкостью. Малыши с детства привыкают к вседозволенности. Вот только насколько это нужно растущей личности, еще вопрос.

Ведь в нашем обществе надо уважать и принимать не только свои интересы и цели, но и интересы близких, родных, коллег и всех, с кем приходится взаимодействовать. А человек же, с детства привычный, что ему все можно и прямо сразу, просто не сможет нормально приспособиться к жизни в социуме.

Или, по крайней мере, ему для этого придется приложить немало усилий. Хотим ли мы такой участи для своих драгоценных чад?

К тому же, дети, у которых нет элементарных запретов, типа «Не перебегать улицу на красный свет» и «Не трогать спички», элементарно пребывают в зоне повышенной опасности. Ведь маленькие дети еще не могут контролировать свои поступки и связывать их с какими-то последствиями. И тут уже нам, родителям, необходимо быть начеку.

А вот в семьях с демократическим укладом мама и папа пытаются найти баланс между грамотными запретами и обоснованными разрешениями. Зачастую они пытаются ограничить неоправданные запреты, и вверить детям посильную ответственность.

То есть, отказаться от еды – можно, но потом придется ждать еще пару часов до следующего приема пищи. И это твой выбор, мой малыш. А выскакивать на дорогу нельзя ни при каких условиях, даже если очень хочется. Потому, что это опасно для жизни, и так сказала мама или папа.

Они старшие, а, значит, знают лучше.

Мне решение вопроса видится тоже где-то в этой золотой середине между «разрешать» и «запрещать». И вот как это правильно делать, мы и попробуем найти ответ.

Как правильно запрещать? Что запрещать детям?

По утверждению психологов, в жизни ребенка необходимы ограничения. Благодаря правилам поведения, с которыми кроха знакомится с помощью родителей, он чувствует себя более уверенно и спокойно. Мнение, что малышу хорошо от вседозволенности, обманчиво. Загляните в глаза ребенку, которому все позволяют. И вы увидите там страх из-за отсутствия опоры, неопределенности.

Таким детям сложно разбираться в закономерностях, которые управляют нашей жизнью. К тому же, если любое, даже самое возмутительное, поведение не вызывает у мамы и папы никаких действий, малышу может показаться, что родителям все равно. А это очень непросто осознавать, согласитесь.

Если же кроха знает определенные правила, он может предвидеть ситуацию, контролировать себя и события вокруг себя. Он уже не блуждает в трех соснах, а может видеть какие-то ориентиры. Стоит ли говорить, как много это значит для его будущей взрослой жизни?

Итак, мы пришли к выводу, что запреты и ограничения все-таки нужны. Но как их правильно выстроить, чтобы не перегнуть палку? Специалисты рекомендуют, во-первых, соблюдать неимпульсивный, взвешенный подход.

Это значит, что не стоит «рубить сгоряча», разрешая или запрещая ребенку что-то. Подчиняясь своему слишком плохому, или, наоборот, хорошему настроению. В порыве сильных эмоций.

Такие запреты или, наоборот, позволения, могут сыграть плохую службу ребенку, и, к тому же, пошатнуть ваш авторитет в его глазах.

Кроме того, по мнению многих психологов, стоит придерживаться определенных рекомендаций в установке запретов:

Предлагайте другое решение. Если ребенок на чем-то настаивает, постарайтесь не просто запретить ему это делать, но и предложить взаимовыгодную альтернативу. Например, ребенок шумит в то время, когда бабушка спит. Бесполезно просто кричать и поучать малыша, что так делать нельзя.

Лучше вместе с ним придумайте какое-то более тихое занятие. Например, почитайте книгу, нарисуйте рисунок или вместе приготовьте ужин. И все будут счастливы. Кстати, и в разговоре с малышом лучше делайте акцент не на том, что «не надо», а на том, что можно: «Юрик, ты можешь взять мячик и поиграть с дедушкой в футбол».

Правда, звучит лучше, чем: «Нельзя трогать кота! Отпусти его немедленно!»?

Избегайте частицы «НЕ». Так уж вышло, что мозг человека не воспринимает частицу «не». А слышит только то, что стоит за ней. И вот вместо «Не бегай!» малыш принимает руководство к действию «Бегай!». И выполняет его. Хотя вы можете остановить его, сказав просто: «Остановись!».

Будьте последовательны. Очень важный вопрос в воспитании в целом. Единовременные акции тут не проходят. Если вы говорите ребенку, что нельзя бить маму, то это значит, нельзя никогда. Даже когда та в хорошем настроении и воспринимает все как милую игру. Я утрирую, конечно, но вы понимаете, к чему я это все говорю.

И, конечно же, очень важно, чтобы все члены семьи, которые принимают непосредственное участие в воспитании чада, были единогласны в своих «можно» и «нельзя». Так есть все шансы вырастить гармоничную личность, а не задерганного невротика, которому мама запрещает, бабушка разрешает, а папе все равно.

И малыш просто не знает, а кто же, все-таки, прав, и что ему делать на самом деле?

Читайте также:  10 предосторожностей, которым родители должны обучить своего ребенка

В сторону длинные объяснения и нотации! Скажите, а вам-то самим нравятся долгие нравоучения? Думаю, вряд ли. Так зачем же мы тогда мучаем ими наших деток? Да, я понимаю, хочется ребенку все подробно рассказать, как правильно и нужно, и что может быть в результате.

Вот только не всегда это уместно, особенно, когда ребенок уже совершил какой-то проступок. Скорее всего, он вас просто не услышит, и смысл всех умных слов так и останется за кадром его внимания. А вот ваше лицо в этот момент, эмоции, интонация – это запомнится, да.

Но никак ни сомнительные последствия того, что могло бы случиться, если бы…

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Будьте искренни и убедительны. Если вы вслух декларируете «нет», но ваш голос звучит неубедительно, а глаза говорят: «Да!», скорее всего, малыш поверит глазам. Ведь детки умеют считывать правду даже без слов.

И сложно слушаться маму, если она требует от тебя того, чего не делает сама. Так, например, мы запрещаем детям есть конфеты, а сами втихаря их жуем на кухне. Честно ли это? Запрещая что-то ребенку, будьте уверены сами, что это необходимая мера, и тверды в своем решении.

И, конечно же, подключите семью для поддержки ваших взглядов.

Старайтесь обходиться без физических наказаний. Тут вообще не буду много всего писать. Наверное, и так понятно, что воспитательная мера под названием «выпороть» — не самое лучшее, что мы можем дать своим детям. Поэтому лучше все же до этого не доводить.

Ведь все, чего вы таким образом добьетесь – страх и слепое подчинение. Или, наоборот, ярый протест. Ни то, ни другое к конструктивным результатам не приведет, увы.

Так что пусть нашим главным родительским «оружием» будет не ремень, а любящее сердце и слова понимания и поддержки.

Список вещей, которые необходимо ребенку строго запрещать, для каждой семьи свой. Тут многое зависит от самих родителей, привычек и жизненного уклада в семье. Но, наверное, есть рамки, которые точно нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах.

К ним относятся действия, которые ставят под угрозу здоровье или даже жизнь ребенка и других людей. Например, игры с газовой плитой, с открытым огнем, с режущими предметами, с розетками и проводами, а также вблизи проезжей части. Тут родителям стоит проявить строгость и последовательность.

И никаких отступлений! Впрочем, категоричных запретов на самом деле не так уж и много, чтобы можно было переживать по поводу их количества.

Что можно разрешать делать ребенку?

А теперь давайте перейдем к самому приятному. Что же можно – и нужно – разрешать детям? Опять-таки, мы сейчас постараемся обойти спорные моменты, которые подходят только отдельным семьям, а попробуем вывести общую формулу необходимых «можно» для ребенка. Итак, мне видится, что мы вполне себе можем позволить ребенку:

Выбирать что-то.

Например, какую кофточку надеть сегодня на прогулку – эту или вот эту? Съесть хлеб с маслом или с вареньем? Прочитать сказку «Репка» или «Колобок»? Посмотреть «Лунтика» или «Свинку Пеппу»? Такие, казалось бы, простые задачи помогут ребенку лучше подготовиться к взрослой жизни, научиться самостоятельному выбору и решениям. Согласитесь, все это очень важно. Да, нам намного проще сказать трехлетке: «Наденем вот эти джинсы, я так сказала!», чем дать ему возможность выбрать. Но ведь мы хотим вырастить счастливых детей, а не простых исполнителей, правда?

Говорить о своих чувствах. Даже о «плохих» и «нелицеприятных».

Если мы не приучим малыша к этому с детства, потом ему может быть очень сложно научиться не только заявлять о своих потребностях и желаниях, но и самому понимать их. И первый шаг к пониманию чувств – проговаривание их вместе с мамой.

Пусть мама озвучивает, задает вопросы, интересуется. Во-первых, на будущее у вас будет меньше секретов. Во-вторых, и ребенок, и мама станут счастливее. Однозначно.

Помогать маме по дому. Когда мама сидит в декрете с ребенком, это совсем не значит, что она становится аниматором и уборщицей в одном лице.

Вспомните, как стремятся малыши в 2-3 года хоть что-то сделать по дому, помогая маме. Да, конечно, нам проще все сделать самим, а ребенка отвлечь мультиками.

Вот только потом, когда дети будут в подростковом возрасте, не стоит удивляться, что они совсем не хотят помогать.

Делать ошибки. Да, даже падать, оступаться, что-то ронять и разливать. Это непросто. Но иначе невозможно вырастить самодостаточную личность. Не стоит и впадать в другую крайность, мол, это твои проблемы, сам и разгребай. Родители на то и есть, чтобы оказывать поддержку и помощь, когда это нужно. То есть, сделать вместе с ребенком. А не ЗА НЕГО.

Изучать мир. Нюхать цветы, ходить по летним лужам и пересыпать песок. Подбирать такие интересные палочки и рассматривать жучков. Все это – очень важные этапы в развитии ребенка. Не стоит его лишать удовольствия познания. Даже если придется лишний раз постирать штанишки и зашить дырку на футболке.

Творить. Все мы знаем, что все дети – потрясающе творческие личности! Они все умеют рисовать, петь, танцевать и бесконечно радоваться своему творчеству. В отличие от многих взрослых.

Так давайте же не позволим погаснуть искорке творческого вдохновения в наших дорогих детишках! Ведь это так здорово – видеть радостные, живые глаза взрослого человека, который вырос из счастливого и креативного ребенка! Подумайте, а вправе ли мы лишать его всего этого? Мне кажется, вряд ли.

Конечно же, этот список можно еще продолжать и продолжать. Но в целях экономии нашего времени давайте сейчас остановимся. Ведь главное уже назвали, правда?

Давайте прямо сейчас повернемся лицом к нашим детям. Вот они, перед нами, такие милые, наивные и беззащитные. Такие родные и самые-самые.

Счастливы ли они? Горят ли радостью и вдохновением их глаза? И что мы можем сделать, чтобы это было так? Мне кажется, ответы на эти вопросы уже есть в нас. Они живут в наших сердцах, там, где хранится все самое ценное и сокровенное.

Все остальное – уже следствие, детали, дополняющие картину. А суть одна. И мы уже знаем ее! Хоть порой и не догадываемся об этом годами.

Наверное, не столь важно, что именно вы разрешите или запретите своему ребенку сейчас. Важнее другое. Какие у вас отношения складываются? И, что самое главное, счастливы ли вы? И родители, и малыш? Это и есть показатель истинности всего того, что с нами происходит.

И, конечно же, в очередной раз напомню о собственном примере. Только так дети не просто научатся что-то делать, строить взаимоотношения, но и научатся жить, понимать и принимать себя. А это ли не одно из главных умений человека?

Я искренне желаю вам радостной и осознанной жизни вместе с любимыми детишками! Жду ваших новых вопросов, с удовольствием будем стараться отвечать на страницах теплого блога Ирины!

Анна Кутявина, психолог, журналист, сказочница, поэт, любящая жена и счастливая мама маленького Юрика, автор сайта Сказочный мир Мои группы в контакте: https://vk.com/yarmarka_sudeb и https://vk.com/skazochniy_mir

Я благодарю Аню за все советы. Будем рады услышать ваши вопросы. Также вы можете предложить темы для дальнейшего обсуждения в нашей рубрике.

И для души мы с вами послушаем Шуберт Фантазия. Исполняют ее Ланг Ланг и его ученик.

Сырные булочки к завтраку от Гордона Рамзи или НЕбезумное чаепитие с Алисой в Стране чудесВаренье из красной рябины на зиму. Побалуем себя витаминчиками!Зеленая гречка — здоровье в каждом зернышкеМасло туиКак правильно заморозить кабачки на зимуУкрепляем здоровье вместе с кизилом

Источник: https://irinazaytseva.ru/chto-zapreshhat-a-chto-razreshat-detyam.html

Что можно и что нельзя запрещать ребенку?

В этой статье речь пойдет о запретах. Нужны ли они вообще? Что можно и что нельзя запрещать ребенку? Есть семьи, в которых слово «нельзя» звучит так же часто, как и «нет», разрешая ребенку только сидеть мирно и не мешать родителям.

В других семьях наоборот, придерживаются мнения, что запрещать ребенку ничего не нужно, чтобы он рос в полной свободе выбора.

Рано или поздно все родители сталкиваются с вопросом: «Запрещать ли ребенку то, что по их мнению ему вредно/опасно/рано? И если запрещать, то в какой форме, как часто? Как реагировать на негативные эмоции ребенка, которые вызовет запрет?». Если и вы интересуетесь, запрещать ли что-либо ребенку, тогда эта статья для вас.

Когда ребенок растет в среде, где ему постоянно запрещают делать то, что ему интересно, а именно бегать, прыгать, исследовать окружающий мир, проявлять фантазию и творчество, то вскоре он начнет терять интерес ко всем этим занятиям. Постоянными запретами можно обрубить ребенку крылья, погасить тот энтузиазм, который заложен природой. И тогда перед вами будет апатичный, ничем не интересующийся ребенок. Будет ли он счастлив в будущем? А сейчас?

Обратной стороной запретов есть еще и желание ребенка сделать наперекор, во что бы то ни стало, так сказать «на зло». И тогда своим запретом родители еще больше подтолкнут ребенка к его нарушению.

Но если перед малышом не ставить никаких запретов, не проявлять строгость в воспитании, он потеряется в этом мире. Он не будет понимать, что хорошо, а что плохо. Что добро, а что зло.

Запреты и ограничения, словно очерчивают ему рамки, показывают, где грань дозволенного. И на самом деле, несмотря на его протесты, ребенок в таких рамках чувствует себя спокойней и уверенней.

Удивительно, но среди детей с повышенной тревожностью, очень много таких, которым все можно. Но разрешая все детям, родители указывают им медвежью услугу. 

Представьте себе, то вы сели за руль автомобиля, и не следуете запрещающим знакам дорожного движения. Едите на красный свет, не обращаете на знак «Уступи дорогу», превышаете скорость. Просто едите, как вам удобно. К чему это приведет? Увы, к аварии, где могут погибнуть люди.

Точно так же может и «наломать дров» малыш, которому ничего не запрещают. Обычно такие дети растут своевольными эгоистами, которым плевать на чье-либо мнение. Они не щадят чувства других людей, делают им больно, лишь бы себе во благо. Часто из таких детей вырастают трудные подростки, которые приносят немало слез своим родителям.

Запреты должны быть, но их количество должно быть ограничено. Запрещать нужно то, что действительно опасно для ребенка или окружающих. Например, играть со спичками, открывать газ, брать иголки. Бить и царапать родителей или других детей. Есть много конфет. Переходить улицу на красный свет. Перевешиваться с перил балкона.

Но не говорите ребенку «нельзя» по любому поводу. Не запрещайте что-то просто из-за того, что вам это неудобно или стыдно. Например, бесполезно требовать от 4-летнего малыша, чтобы он стоял в очереди смирно и не бегал.

Или запрещать ребенку играть на музыкальном инструменте только потому, что вы хотите тишины. Или требовать, чтобы пятилетка играл во дворе аккуратно и возвращался в чистой одежде.

Такие запреты идут против детской природы и не к чему хорошему не приведут.

И, кстати, когда запретов слишком много, тогда ребенок вообще перестает относиться к ним серьезно. И тогда малыш действительно может оказаться перед лицом опасности, так как не будет воспринимать ваши слова серьезно в любых ситуациях. Даже когда окажется на краю глубокой ямы или возле огня.

Поэтому запреты должны быть обоснованными и ограниченными в количестве.

Вообще, все запреты должны делиться на два вида. Первый – это незыблемые запреты, которые нельзя нарушать не при каких обстоятельствах. Это все про те же спички или перевешивания через перила.

А второй – те запреты, которые иногда можно нарушать, согласовывая это с родителями.

Например, запрет ложиться спать после 10 может быть на один вечер отклонен, если у вас задержались гости или папа возвращается из командировки, а ребенок хочет его встретить.

Когда и что запрещать ребенку, а когда нет похоже на настоящую науку, которую могут постичь все родители, если они действительно любят свое чадо и хотят ему лучшего будущего.

С любовью, Юлия Кравченко

Instagram Telegram В моих аккаунтах Инстаграм и Телеграм еще больше полезностей, подписывайтесь!

Источник: https://www.twiy.ru/chto-mozhno-i-chto-nelzya-zapreshhat-rebenku/

Ссылка на основную публикацию