Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Домашнее воспитание: как жить без детского сада

Порой «домашнее воспитание» продиктовано суровой необходимостью: состоянием здоровья малыша или отсутствием мест в детском саду; а порой — исключительно «идеологическими» соображениями. Но, чем бы ни было вызвано такое решение, ситуации, в которых оказываются «домашние» дети и их родители, примерно одинаковые.

Итак, решено: ваш ребенок в сад не пойдет. Стало быть, вам придется общаться с ним 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Конечно, при наличии няни или бабушки ситуация выглядит не так серьезно, но ведь и им, и мамам, сидящим с детьми, самостоятельно придется задаваться одними и теми же вопросами.

Мы попробуем ответить на самые распространенные из них.

Где искать друзей?

Ребенку, безусловно, нужно общение со сверстниками. В садике он его получит так или иначе, а вот дома надо что-то придумывать. Прежде всего, маме следует знать, что активная коммуникация ребенка с другими детьми начинается ближе к трем годам. Возможно, позже, но никак не раньше.

Первым и главным кругом общения для ребенка станут ваши друзья, у которых есть дети.

Компания, скорее всего, окажется разновозрастной, но это и к лучшему: младшие тянутся за старшими и в результате не только быстрее осваивают многие навыки, но и учатся быть более компромиссными и гибкими.

Второй важный круг общения — детская площадка. Родители здесь объединены исключительно по территориальному признаку, и детки могут встретиться всякие, как и в группе детского сада.

Отлично! Именно в этой разнородной «песочнице» ребенок научится разрешать конфликты и преодолевать сложные моменты в общении.

На детской площадке малыш получает бесценный опыт самого различного свойства: от совместной лепки куличиков до умения отстаивать собственные интересы и защиты более слабых.

Третий круг — различные кружки и детские развивающие центры. Тут ребенок уже сам находит себе друзей с такими же, как у него, интересами, и решает, с кем сидеть за одной партой и гулять после занятий.

Важный момент, который стоит учитывать в выборе развивающих студий для малыша, — будущее поступление в школу (если вы, конечно, не собираетесь обучать ребенка на дому).

Довольно часто домашние дети чувствуют себя неуютно среди первоклашек, пришедших в школу из одной группы детского сада и хорошо знакомых между собой.

Дискомфорт, правда, обычно длится не больше пары недель — дети очень контактны и легко заводят новые знакомства, — но лучше постараться его избежать. Проблема решается просто — ребенок идет заниматься на подготовительные курсы к школе и там заранее знакомится с будущими одноклассниками.

Как найти время на себя?

Каждому знакома ситуация: родители мечтают о пятиминутке тишины и покоя, а ребенок ноет, требуя уделить ему внимание — поиграть или просто поговорить. Это случается сплошь и рядом, даже когда дети ходят в сад, а уж если они сидят дома, такие требования носят практически круглосуточный характер.

Проблему необходимо научиться разрешать ко взаимному удовольствию, иначе родителям (бабушкам и даже няням) грозит быстрое и почти необратимое умопомешательство. Ключевые слова здесь — совместная деятельность. Даже младенец, пока мама моет посуду, может стучать ложкой по кастрюле или перебирать безопасные пластиковые стаканы.

А уж для трехлетки найдется масса дел, которые могут действительно оказаться подспорьем матери.

Договоритесь с ребенком, что, если вы заняты каким-то делом, он помогает вам поскорее с ним справиться, а потом вы вместе читаете или играете в машинки с куклами.

Впрочем, если вам просто хочется поваляться на диване с журналом, с чадом тоже можно договориться: вы ему книжку с большими картинками или задание нарисовать кита в море, а он вам — 20 минут вожделенного покоя.

При этом, конечно, надо попытаться максимально обезопасить квартиру: острые, режущие, колючие и прочие опасные для детского здоровья предметы не должны находиться в зоне досягаемости малыша.

Отдельная проблема — телефонные разговоры. Практика показывает, что, как только мама берет в руки трубку и звонит подруге, она немедленно становится необходима малышу. И он не успокоится до тех пор, пока не прервет разговор.

Выход есть! Дети ведут себя так не из вредности, а из ревности (как это кто-то в телефоне может быть интересней, чем я) и из любопытства (о чем это мама с ним разговаривает?). Протяните малышу трубку, пусть он пару минут поговорит с вашими друзьями — этого, как правило, оказывается вполне достаточно, чтобы он потерял интерес к процессу.

Чем спокойнее и адекватнее вы будете относиться к «приставаниям» наследника, тем проще договориться с ним о том, чтобы он выделил вам свободное время.

Как развивать ребенка? Что он должен знать к школе?

Как развивать?

Требования к уровню развития детей растут год от года, и переживания мам по поводу того, достаточно ли «образован» их малыш для своего возраста, постоянно повышают эту планку. Не поддавайтесь этой так называемой «родительской лихорадке».

Исходить здесь нужно не из собственных представлений об идеальном и, естественно, гениальном малыше, не из того, что говорят умные люди в книжках и продвинутые мамы на детской площадке, а исключительно из потребностей и возможностей вашего ребенка.

В сознании малыша любящая мама ни в коем случае не должна слиться с образом строгой и требовательной учительницы.

Поэтому, если в процессе обучения чтению, счету или, например, рисованию у вас регулярно возникают конфликты из серии «Ну как же ты не понимаешь такую ерунду?! Немедленно сделай, как я говорю!», то раннее образование чада лучше передоверить профессионалам. Чем дольше ребенок будет думать, что учиться — это приятно, тем с наименьшими потерями он потом переживет школу.

В деле дошкольного образования очень кстати придутся всевозможные развивающие центры и кружки. Отдельное внимание обратите на те семейные и детские центры, которые предлагают совместные занятия родителей и детей.

Это, кроме прочего, отличный способ проведения семейного досуга, да и ребенку полезно посмотреть на маму, у которой никак не получается вылепить мало-мальски похожую на настоящую лошадь.

Именно в таких ситуациях доверие детей к родителям значительно возрастает и они хорошо понимают, что не уметь чего-то делать совсем не страшно.

Ну и наконец, важным аргументом за развивающие центры является подготовка к школе (как в виде знакомства с будущими одноклассниками, так и в виде приобретения необходимых навыков). Постарайтесь выбрать занятия, где ребенок не только научится чтению, письму или счету, но и сможет постепенно, без стресса привыкнуть к школьному распорядку: домашним заданиям, урокам по расписанию.

Как не избаловать?

Распространенный страх, что «домашние» мальчики и девочки вырастут слишком изнеженными и неприспособленными к жизни на самом деле абсолютно беспочвенен.

То, каким будет ребенок, зависит не от того, ходит ли он в садик, а от того, как ведут себя воспитывающие его взрослые.

Если вы не будете трястись над каждой царапинкой, вмешиваться в его отношения с другими детьми и сломя голову выполнять каждую просьбу наследника, то никакой синдром «мимозы из ботанического сада» ему не грозит.

Теперь о дисциплине

Сторонники детского сада в качестве главного козыря говорят о том, что там малыш живет по определенному расписанию и волей-неволей, но организуется. Дома же выстроить четкий распорядок дня якобы невозможно. Утверждение, согласитесь, крайне спорное.

Если вы хорошо умеете организовывать собственное время, то и с самым непослушным ребенком справитесь. Менее ответственным мамам придется посложнее, но и тут особенных проблем не будет. На самом деле с «домашним» ребенком можно жить по любому расписанию, важно только, чтобы оно устраивало всех обитателей дома.

Главное — соблюдать последовательность действий, а не точное время их выполнения.

Просто обозначьте себе определенный промежуток, в который нужно уложиться: пусть дневной сон у ребенка будет не в два, а «в районе двух», а в магазин будет нужно успеть «до десяти». Маленькие дети очень любят ритуализацию бытовой жизни, и этим можно воспользоваться.

Например, если малыш плохо засыпает, придумайте предсонный ритуал и строго его выполняйте, не забывая про мелочи: любимая пижама или игрушка, определенное печенье, вечерний сок в одной и той же кружке и т. д.

Подобным образом можно регламентировать что угодно: выход на прогулку, семейные обеды, домашние дела, игры и развивающие занятия.

Воспитательницы, заставляющие «садовских» детей съесть весь суп без остатка и нервно загоняющие их на дневной сон, вряд ли таким образом сумеют повлиять на организованность малышей. А вот «домашняя» мама, применив капельку фантазии, добьется в этом деле если не больших, то уж точно не меньших успехов.

Как, впрочем, и во всех аспектах «дошкольного» воспитания. Подводя итоги, можно с абсолютной уверенностью сказать, что в детсадовской системе нет ничего такого, чему нельзя было научить ребенка дома. Разве что мамам и папам «домашних детей» понадобится чуть больше терпения и выдержки, которых мы им искренне и желаем.

Надо знать

На данный момент в России нет единого государственного образовательного стандарта для детских садов.

Существует специальное приложение к приказу Министерства образования под длинным названием «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях».

Списка «Что должен уметь мой ребенок в возрасте *** лет», который страстно желают иметь многие родители, увы, нет. Текст документа состоит из множества рекомендаций воспитателям. Впрочем, из них сообразительный человек тоже может почерпнуть массу нужных родителю сведений.

К моменту окончания детского сада ребенок должен уметь:

  • Играть. Вместе с другими детьми и самостоятельно; признавать и соблюдать правила той или иной игры; фантазировать и придумывать игровые сюжеты
  • Социализироваться. Уметь работать в команде, строить отношения с другими детьми и самостоятельно разрешать несложные конфликты; знать правила поведения в общественном месте и уметь их соблюдать; знать основы безопасности
  • «Художничать». Различать цвета, вырезать ножницами заданные простые фигуры, рисовать карандашами, фломастерами и красками; творчески сотрудничать с другими детьми; понимать пропорции изображаемых предметов, выстраивать композицию рисунка
  • «Музицировать». Петь, играть на простых инструментах, танцевать, различать музыку по жанрам. Также ребенок должен иметь представление о том, что такое чувство ритма, слух и тембр голоса
  • Конструировать. Изучать простые геометрические формы, их использование в различных конструкциях; строить из кубиков и конструкторов по простейшим схемам; мастерить из природных материалов
  • Разговаривать. Уметь грамотно строить предложения, описывать ситуации, пересказывать истории, читать легкие (детские) стихи наизусть, понимать речь взрослых
  • Двигаться. Бегать, прыгать, играть в подвижные игры
  • Логически мыслить и считать. Различать простые предметы по качественным признакам: форме, цвету, величине, категориям (мебель, растения, еда); понимать количественные характеристики: счет до 10, умение посчитать, на сколько частей разделили яблоки; развивать пространственные представления (верх-низ, лево-право, спереди-сзади); уметь двигаться в заданном направлении; определять время
  • Источник: https://www.GoodHouse.ru/family_and_children/education/domashnee-vospitanie-kak-zhit-bez-detskogo-sada/

    Детсад или домашнее воспитание?

    28 февраля 2013 2161

    Поделиться:

    Ваш малыш подрастает и уже следует задуматься стоит ли его определить в детский сад или все же воспитываться ребенок будет дома. У каждого из способов воспитания есть свои плюсы и минусы. В данной статье мы попытаемся разобраться и озвучить все достоинства и недостатки  домашнего и детсадовского воспитания.

    Детский сад обычно рассматривался, как заведение обязательное и у родителей даже мысли не возникает, что ребенок не будет ходит в садик, ведь мама и папа работают, и финансовое состояние семьи часто не позволяют сидеть маме дома и воспитывать ребенка. Редкий ребенок находится дома до школы и не знает, что такое ходить в сад.  Хорошо это или плохо?

                      Плюсы детского сада:

    1. Конечно же, самый главный плюс детских садов это то, что вы можете оставить ребенка под присмотром. Он будет под наблюдением воспитателей и нянек, плюс ко всему приятно будет проводить время, играя с детьми своего возраста.
    2. Относительно хорошее питание, хотя в наше время хорошее питание могут предоставить далеко не все детские сады.
    3. При посещении детского сада у ребенка формируется режим питания, сна и бодрствования, что полезно для здоровья и позволяет верно распределить силы. Кроме того, в саду проводят развивающие , обучающие занятия (в том числе, подготовка к школе), занимаются гимнастикой и физкультурой. Не в каждой семье есть время и возможность дать все это ребенку в течении дня.
    4. В детском саду ребенок учится социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми (воспитателями), что несомненно отличается от общения  в семье. Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребенок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций (бытовых, личных и общественных). Это колоссальный опыт, ведь он попадает в условия, где рядом находятся совершенно разные люди, не такие как он сам  или его семья, с другими взглядами и желаниями, с другим поведением и способами общения. Такой опыт получить в домашних условиях просто не возможно.
    5. Кроме того, ребенок учится принимать решения самостоятельно, отстаивать свою позицию, идти на компромисс или защищаться, при этом дети не только играют друг с другом, они учатся совместно обедать или собираться на прогулку, делать домашние дела  (застилать постель, убирать посуду со стола, собирать игрушки, поливать цветы). Все это положительно отражается на формировании личности ребенка, поскольку он находится в среде сверстников, таких как он и таких непохожих на него.
    6. В саду у ребенка появляется возможность проявить себя, он более самостоятельный, так как рядом нет мамы (бабушки),  которая за него уберет игрушки или покормит с ложечки, в саду ребенок выполняет все то, что необходимо согласно его возрасту, в том числе и ухаживает за собой.

    Минусы детского сада:

    1. Самый главный минус детских садов – это с многолетние очереди в него. К сожалению, в нашей стране зарабатывают абсолютно на всем, даже на таких заведениях, как детские сады. Что бы не стоять долгие очереди в детские заведения нам приходится платить так называемую «спонсорскую помощь», которая в свою очередь стоит немалых денег, а если этих денег нет, то приходится стоять в этой очереди по 3 – 4 года.
    2. Длительное пребывание ребенка в саду, целый день без матери (которая еще очень необходима ребенку для благополучного развития) может отрицательно сказаться на психическом состоянии малыша. Часто дети тяжело переживают отрыв от дома и в частности от мамы, плачут, грустят и отказываются ходить в сад. Выходом зачастую является неполный день, когда дети практически поровну находятся в саду и дома. Конечно, не всегда это возможно, но по-крайней мере в самом начале ребенка лучше оставлять на неполный день и то после того, как некоторое время малыш будет ходить в сад совместно с мамой. Обычно такой вариант адаптации к саду предлагают в так называемых, ясельных группах с 1, 5 лет. Однако и дети старше 1,5 лет могут испытывать те же отрицательные эмоции и чувства, что и малыши. Поэтому следует очень серьезно отнестись к адаптационному периоду в детском саду, со всех сторон продумать выбор детского учреждения, познакомиться с персоналом, с условиями воспитания детей в данном саду, ведь те люди, с которыми Вы оставляете своего ребенка должны вызывать и оправдывать Ваше доверие, кроме того, воспитатель должен расположить к себе ребенка, найти к нему подход, заинтересовать и отвлечь (при необходимости) от грустных мыслей. Именно воспитатели организовывают ту среду, в которой находятся дети.
    3. Еще одним минусом я считаю то, что когда за ним присматривает «чужая тетя», она, конечно же, будет смотреть за ним, но она будет к нему относиться не более как просто к ребенку, и может сделать то, чего бы вы себе не позволили сделать с вашим чадом, например, накричать на него или ударить, что в настоящее время не редкость! (Хотя и няня может принести не меньше вреда).
    4. Еще из минусов можно назвать частые заболевания ребенка, особенно, в первое время посещения сада. Это связано не только с тем, что ребенок может простудиться или заразиться от других детей, но и с психологическим дискомфортом.  Если малышу очень плохо в саду, это скажется на его здоровье.
    5. В детском садике дети «набираются» разных плохих слов и привычек от новых друзей. Воспитатели не следят за этим, а вот родителям придется разгребать эту кашу. Детки все впитывают, как губка, и хорошее, и плохое. Поэтому садик, в этом случае, не лучшее место пребывания для вашего ребенка.
    6. Как бы не противоречило, но питание это тоже существенный минус детских садиков. Согласитесь, даже хорошо приготовленная еда не заменитеду домашенго приготовления. Что уже говорить о качестве продуктов и прочих прелестях общепита. Родители порой не хотят отдавать малыша в детское учреждение, потому что сами прошли эту непростую школу детского коллектива и отношения педагога к воспитанникам. Родители боятся, что их ребёнок останется без внимания, без поддержки, когда они будут далеко от него. Но все ли так просто? Разберемся.
    Читайте также:  Советы разведенным родителям: как воспитывать ребенка после краха семьи

    Плюсы домашнего воспитания:

    1. Дома малыш чувствует себя всегда спокойно, он соблюдает привычный ему режим, вокруг него – родные люди, которые вовремя ободрят, помогут, подскажут.
    2. Малыш в семье не испытывает стресса, он ежедневно просыпается в хорошем расположении духа, его не расталкивают в семь часов утра, чтобы тащить к детскому саду по дождливой холодной погоде. Бабушка сделает ему вкусный завтрак, потом они вместе пойдут на прогулку, а заодно – по магазинам.
    3. После обеда малыш может поспать, а если спать не хочет – бабушка или мама почитают ему книжку, поиграют с ним. В жизни малыша нет перегрузок, лишних волнений и тревог – когда его заберут домой, рано или поздно придут за ним его родители?
    4. Малышу, находящемуся дома, полное внимание со стороны других членов семьи, а в группе детей воспитатель даже может не заметить затруднений или проблем у одного ребёнка, когда их всего двадцать пять.
    5. Безусловно, семейное воспитание, основанное на стабильных традициях и семейных ценностях – это очень важно, это – первая школа малыша, которая сформирует его взгляды на роль семьи для себя, и на свою роль в семье.
    6. К одним из безусловных плюсов домашнего воспитания детей относится исчезновение из семейного бюджета такой статьи расходов, как детсад. А ведь это экономия как минимум 2 500 тысяч рублей ежемесячно. Ну, если не считать еще размеров единоразовой взятки, которую некоторые вынуждены давать за то, чтобы их ребенок вообще попал в дошкольное учреждение. Кроме того, мамы и папы навсегда забывают также о дополнительных «поборах» в течение года (на подарки воспитателям, на костюмы для детского утренника, на игрушки и материалы для поделок и так далее).
    7. Если же у родителей есть желание и главное — позволяют возможности, они могут заниматься с малышом не только самостоятельно, но и могут нанять себе для подмоги гувернантку или репетиторов. В этом случае домашнее обучение может проходить на основах более профессионального подхода.
    8. Кроме того, домашнее воспитание подразумевает то, что ребенок будет получать исключительно домашнее питание, которое будет составлено исключительно с учетом традиции семьи и индивидуальных особенностей ребенка.

    Минусы домашнего воспитания:

    1. Жизнь не ограничивается семейными рамками, и когда-нибудь малыш встретит людей грубых, заносчивых, более активных, чем он, и не сможет противостоять негативным натискам, потому что получил совершенно тепличное воспитание, изолированное от всех моделей социума, которые существуют вне его семьи. Исключительно семейное воспитание – очень сложный вопрос, обрастающий большими проблемами, которые не в силах разрешить даже родители высокого статуса, с большими доходами.
    2. Общение исключительно с членами своей семьи, ну или на худой конец еще и с гувернером или репетитором, ограничивает возможности ребенка овладеть навыками общения со сверстниками. Это не самым лучшим образом может сказаться на его умении в дальнейшем взаимодействовать с окружающими. Может также пострадать детская способность уверенно чувствовать себя в школьном коллективе — в частности, и в социуме — в целом.
    3. Оградив детский иммунитет от неизбежных детских «болячек», которыми он может переболеть в детском саду, Вы рискуете по полной огрести себе эти же проблемы в период школы.
    4. При обучении в группе и во время пребывания в детском садике у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников. Как говорят психологи, это положительным образом влияет на формирование детской самооценки и «прививает» способность критично относиться к своим успехам.
    5. Детсадовский ребенок лучше овладевает столь необходимыми навыками самообучения, которые, несомненно, помогут ему по жизни. Ведь не секрет, что для успеха во взрослой жизни нужны не столько сами знания, которые мы приобретаем в процессе дошкольного и школьного обучения, сколько умение добывать их самостоятельно из различных источников.
    6. Не всегда есть дедушки и бабушки, которым можно оставить ребенка, чтобы оба родителя работали.

    Наверное, невозможно в проблеме воспитания дать один готовый рецепт для всех семей, всех детей. Все дети разные, и одни, пройдя школу только домашнего обучения и воспитания, становятся открытыми и адекватными членами общества, не испытывают проблем и трудностей в общении, имеют адекватную самооценку.

    Другие же дети остро недобирают опыт общения, и становятся «белыми воронами», резко отличаясь от тех членов коллектива, в который попали. Хорошо, если при этом малыш не чувствует своей ущербности, и ему нравится быть не таким, как все.

    Но если самооценка у ребёнка сильно снижена – он может стать настоящим изгоем, и не сможет добиться чего-либо значимого в своей жизни.

    Вместо того чтобы «запирать» малыша в четырёх стенах, может быть, родителям стоит более серьёзно и обдуманно подойти к вопросу выбора школы для ребёнка, планировать период подготовки ребёнка к школе, чтобы не поставить малыша в неравные условия со своими сверстниками, когда они получат иммунитет против социальной несправедливости, а он – нет. Как можно раньше, ребёнка необходимо знакомить с другими детьми, играть с ними вместе на детской площадке на прогулках, приглашать их в гости, показывая, как им образом нужно взаимодействовать с окружающими, как решать возникающие проблемы в общении.

    Взаимоотношения ребёнка со взрослым строятся совсем по и ному принципу, чем взаимоотношения между сверстниками, и поэтому в семье, даже самой положительной, ребёнок не может почерпнут нужного ему опыта гибкости, лабильности, терпимости в отношениях, умения дружить на равных, учиться друг у друга и учить приятеля чему-то.

    Семейное, «домашнее» воспитание и обучение очень ценно, но при его выборе, при принятии решения о нём родители должны ориентироваться на самого ребёнка, его потребности – и возрастные, в том числе. Как мы уже помним, самое недопустимое в воспитании – упустить время, и поэтому к вопросу выбора домашнего обучения нужно подходить очень обдуманно, объективно и взвешенно.

    Источник: http://MamaGo.ru/pages/mybaby/ot-1-do-3/detsad-ili-domashnee-vospitanie.html

    Альтернатива детскому саду

    Итак, допустим, чтовашему чуду нахождение в садике нежелательно, а у вас есть возможности избавить его от этого. Какие можно предложить альтернативы?

    И как мама, и как психолог могу порекомендовать в этом случае школу раннего развития – так называемую «развивалку».

    Группы раннего развития – это такие заведения, где вашего ребенка на 2-4 часа займут интересными и полезными делами в форме игровых занятий: детки в таких группах учатся общаться, познавать закономерности окружающего мира, ставят «опыты», изучают родной и иностранный язык, считают, готовят ручку к письму, занимаются музыкой и танцами – словом, овладевают всем понемножку.

    Каковы плюсы «развивалки» в сравнении с детским садом? 1) индивидуальный подход и внимание к особенностям личности ребенка (что легко соблюсти, когда в группе 5-7 человек); 2) небольшие группы (что является нормой для хорошей «развивалки»);

    3) ;

    4) хорошие программы в грамотных руках; 5) имеют квалифицированные кадры, поскольку оплата за обучение немалая, и, соответственно, зарплата у сотрудников – не в пример воспитателям садов, а значит – конкурсный отбор и обязательное профсоответствие. А если нет – родители голосуют рублем, всегда можно ребенка перевести в другую «школку», благо их сейчас множество; 6) предоставляют возможность выбора времени посещения – а значит, отсутствует необходимость ломки биоритмов ребенка; 7) меньше грузят иммунную систему, поскольку: — в развивалки, за редчайшим исключением, в отличие от садов, не допускаются дети даже с легким недомоганием, — дети не едят и не спят совместно, — в развивалках дети не гуляют – а значит не переодеваются.

    Минусы:

    1) неполный день – маме придется нанимать няню на остальное время или работать на полставки; 2) нередко школы раннего развития или «группы неполного дня» – очень дорогое удовольствие. Как видим, минусов ощутимо меньше и все они упираются в финансы. Поэтому, если только есть возможность заменить сад развивалкой и финансы позволяют (то есть разница не катастрофична для вашего бюджета) – лучше выбрать именно этот вариант.

    С чем же можно сочетать такие группы – ведь пребывание ребенка в них краткосрочно, и несколько часов занятий в день не снимают вопроса о «занятости», наполненности его дня. Другими словами, что можно посоветовать дополнительно?

    Читайте также:  Памятка родителям: 20 причин, почему ребёнок не ест в детском саду, и что с этим делать (часть 1)

    В первую очередь, занятия спортом (конечно, если и здоровье в порядке, и возраст уже позволяет). Идеально – плавание, причем лет до 6 идет речь об «адаптации к воде и обучении навыкам поведения в воде и элементам плавания», а о серьезных тренировках вопрос может встать лишь лет с 6-7. С этого же возраста рекомендуется большой теннис.

    Это – то, что можно практически любому здоровому ребенку. По остальным видам нужна консультация с врачом – все зависит от специфики спорта и состояния здоровья малыша. А что делать, если ребенок увлекается чем-то еще, помимо активного движения? Для пластичных в этом случае можно порекомендовать гимнастические и танцевальные группы.

    Для любителей лицедейства – группы актерского мастерства для малышей. Для интеллектуалов – шахматы (моего сына взяли в неполных 5 лет; тут главное, чтобы ребенок умел хорошо считать и понимал основы геометрии – имел понятия о линии, площади, расстояния и т.д.). Для прикладных талантов – рисование, скульптура (лепка), музыка, бисероплетение, народные промыслы – кому что дано.

    Ну а если речь идет о 2-3 летних малышах, то главное – это неленивое и небестолковое внимание родителей.

    И любовь, конечно!

    Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/448210284-181805786/

    Детский сад или развивающий центр? Что выбрать? — Солнечный Город

    Задача каждого родителя – обеспечить ребенку достойное образование. Об этом необходимо начинать думать до того, как чадо отправится в первый класс. Ведь малыши начинают познавать законы мира уже с первого года жизни.

    Чтобы учеба впоследствии давалась детям легче, следует с ранних лет развивать в них способности и учить адаптироваться в коллективе. Родителям не всегда хватает на это времени и знаний.

    Поэтому они обращаются за помощью педагогов в специальные дошкольные учреждения.

    Что такое развивающий центр?

    Если раньше родители имели возможность отправить свое чадо только в ясли или в детский сад, то у современных мам и пап есть альтернатива. На сегодняшний день, как в больших, так и в маленьких городах работают специальные развивающие центры. Обучение здесь кардинально отличается от процесса овладения знаниями в стандартных дошкольных учреждениях. Малыши познают мир особым способом.

    Педагоги детских развивающих центров используют в своей работе разные методики обучения. В их числе методики раннего развития Зайцева, Никитиных, Монтессори, Сесиль Лупан, Масару Ибуки и многих других. Опытные специалисты подбирают для ребенка самую эффективную систему, исходя из его индивидуальных особенностей.

    Занятия проходят в непринужденной игровой форме. Таким образом у детей с малых лет формируется интерес к знаниям. Процесс обучения построен таким образом, чтобы дети чувствовали себя легко и не испытывали никаких проблем и неудобств.

    Детские развивающие центры имеют огромное количество преимуществ перед дошкольными учреждениями стандартного типа. Тем не менее некоторые родители предпочитают по тем или иным причинам отдавать ребенка в детский сад.

    Как только малыш оказывается готовым к общению и обучению, перед родителями встает вопрос, что выбрать – детский сад стандартного типа или детский развивающий центр. Некоторые идут самым легким путем и оставляют чадо на домашнем воспитании.

    Однако психологи не поддерживают подобных решений.

    Преимущества и недостатки детских садов

    Прежде чем поступить в детский сад, необходимо пройти с ребенком медицинское обследование. В дошкольное учреждение принимают детей только при наличии справки определенного образца и прививочной карты. Вакцинация – обязательное условие приема в сад.

    Из-за этого возникают проблему у родителей, которые отказываются делать прививки ребенку. Этот вопрос приходится решать с администрацией учебного учреждения. Не всегда переговоры бывают результативными.

    В некоторых случаях непривитых детей наотрез отказываются принимать в сад.

    В дошкольном учреждении дети проводят почти половину дня. Здесь они завтракают, обедают, спят, играют и учатся. В младших ясельных группах занятиям уделяется немного времени. Ребят постарше ждут в детском саду занятия по подготовке к школе. Обучение проводится по стандартной системе. Дети знакомятся в детском саду с азами чтения, математики, пения, рисования и трудовой деятельности.

    В группах насчитывается, зачастую, более 20 человек. У воспитателя не всегда хватает времени уделять внимание каждому. Стандартная система образования не позволяет организовать обучение, учитывая особенности и темперамент каждого воспитанника. Дети усваивают информацию с разной скоростью. Лучшей эффективности можно достичь только при индивидуальном подходе.

    В дошкольном учреждении воспитанники обеспечены сбалансированным питанием, которое, так же, как и учебный план, утверждено вышестоящими органами.

    Не учитываются в детском саду не только психологические особенности, но и вкусовые пристрастия ребенка. Для малыша не будут готовить отдельно, если он, например, вегетарианец или склонен к аллергии.

    В этом случае ребенку мама готовит контейнеры с обедом и дает с собой. Очевидно, что это нельзя назвать полноценным питанием.

    Детский сад часто выбирают в том случае, если обоим родителям приходится работать. В дошкольном учреждении чадо проводит весь рабочий день под присмотром опытного персонала.

    Что касается занятий, организовать их на должном уровне не всегда удается.

    Сотрудники детских садов много времени уделяют бумажной волоките и работают по правилам, утвержденным министерством образования, которые подходят далеко не всем малышам.

    Преимущества и недостатки развивающих центров

    Современные развивающие центры принимают малышей самого раннего возраста. Педагоги работают по разным методикам раннего развития.

    Из всего многообразия детских центров родители имеют возможность выбрать тот вариант, который их устроит.

    Кроме того, малыши, как правило, могут посетить пробное занятие бесплатно, чтобы было понятно, насколько они увлечены процессом. Ведь заинтересованность очень важна для эффективного обучения.

    Занятия в специализированных центрах длятся не более четырех часов. Поэтому работающим родителям придется позаботиться, где будет их чадо все остальное время. Лучший вариант – нанять няню. Безусловно, это дорогая услуга. Но без помощи посторонних обойтись не получится. Легче справиться с этой проблемой тем, кому готовы прийти на помощь бабушки и дедушки. Но так бывает далеко не всегда.

    В развивающих центрах акцент делается на обучение. Даже игры здесь предусмотрены не только в развлекательных целях, а как дополнительный метод дать детям определенные знания.

    Малыши в таких учреждениях не имеют много времени для общения. В то же время они полностью сконцентрированы на уроках и не отвлекаются на посторонние разговоры.

    А пообщаться со сверстниками ребята вполне могут на детских площадках во время прогулки.

    Количество воспитанников в группах детских развивающих центрах насчитывает не более 15 человек. Педагог имеет возможность объяснить материал каждому в индивидуальном порядке. Это позволяет гарантировать, что малыши получат определенный багаж знаний.

    Некоторые дети с трудом привыкают к коллективу. Им сложно расстаться с мамой и остаться наедине с незнакомыми людьми.

    Если при посещении детского сада малышей приходится ломать психологически, так как здесь присутствие родителей абсолютно не предусмотрено, то уроки в развивающем центре необязательно посещать самостоятельно. На занятиях при желании и возможности может присутствовать кто-то из близких.

    Занятия в развивающих центрах позволяют ребенку дополнительно посещать кружки или секции по интересам. Детям до 2-3 лет в этом нет необходимости, а вот у дошкольников уже появляются хобби, будь то танцы или спортивные дисциплины. Ребята вполне могут совмещать обучающие занятия и любимое увлечение.

    Стоит отметить, что уроки в развивающих центрах небесплатны. Их посещение обойдется дороже, чем детский сад. Однако преимущества, которыми обладает такое учебное заведение, неоспоримы. Главное – правильно выбрать детский развивающий центр, чтобы потом не жалеть потраченных денег.

    Родителям следует познакомиться с преподавательским составом, пообщаться лично. Отдельное внимание необходимо уделить интерьеру помещения. В детских развивающих центрах светло и чисто. Здесь стараются создать уютную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя в стенах учебного заведения как дома. И, не важно, сколько часов в неделю малыши здесь проводят.

    В любом случае в выборе развивающего центра необходимо наблюдать за реакцией ребенка. Он должен быть заинтересован. Не стоит забывать о личных предпочтениях и интересах чада. Спокойным усидчивым малышам подойдут секции с творческим уклоном, а маленьким непоседам – центры, где большее внимание уделяется движению.

    Выбор дошкольного учебного заведения – достаточно серьезный шаг. Но в любом случае последнее слово будет за родителями. Им следует тщательно продумать доступные варианты и взвесить все за и против. Правильно сделанный выбор поможет ребенку научиться адаптироваться к окружающему обществу и приведет к успехам в будущем.

    Источник: https://sunny-town.org/info/detskij-sad-ili-razvivayushchij-tsentr.html

    Все за и против детских садов

    Рейтинг:  5 / 5

    Многих родителей волнует вопрос, нужен ли детский сад. Если мама должна выйти на работу, но при этом с ребенком никто не сможет посидеть, то очевидно, что малыш пойдет в детсад. Все намного сложнее, если в этом нет особой необходимости..

    Минусы

    Естественно, у детсада есть свои минусы. Прежде всего, это стресс, причина которому – разлука с мамой. Многие дети, которые почти весь день проводят без близких людей, чувствуют эмоциональную незащищенность. Чтобы ребенок мог нормально развиваться и учиться, ему нужно постоянно ощущать тепло и поддержку. В этом вопросе садик никогда не заменит семью.

    Некоторые дети в саду психологически переутомляются из-за невозможности побыть в одиночестве или заниматься любимым делом. Также недостатком детсада считается негативное влияние сверстников. В любой группе всегда будут дети из менее благополучных семей. К этому нужно быть готовым.

    Многие родители вынуждены отдавать в сад ребенка с кашлем или насморком, если только нет высокой температуры. В таком случае могут заразиться другие дети. Чтобы свести к минимуму негативное воздействие, нужно следить за состоянием здоровья малыша и укреплять его иммунитет.

    Общение с детьми – это не всегда плюс. Обычно в группах воспитывается около 15 детей. Соответственно, педагог просто физически не может за всем проследить.

    В итоге более напористые и наглые малыши могут отнимать у других игрушки и толкаться. Другие начинают ябедничать или подлизываться. Потому обучение малыша нормам общения – это задача родителей.

    Можно прийти с ребенком на площадку и понаблюдать за его поведением издалека. Так, родители поймут, над чем стоит поработать.

    Преимущества

    Главный плюс детсада – это строгое соблюдение режима, что делает ребенка более дисциплинированным и благотворно сказывается на его здоровье.

    В саду ребенок сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения. Причем это касается взаимодействия не только с детьми, но и с взрослыми. Чем раньше малыш научится общаться, тем легче ему будет по жизни.

    Поскольку рядом с ребенком в детском саду нет ни мамы, ни бабушки, он вынужден самостоятельно ухаживать за собой. Если у малыша не все получается, ему обязательно поможет педагог. Если же в группе между ребятами устанавливаются теплые дружеские отношения, то дети могут и сами помогать друг другу.

    В саду есть все возможности для физического и интеллектуального развития. Хотя стоит отметить, что такого образования будет мало. Потому родители должны в свободное время заниматься с ребенком в домашних условиях. Это должно быть рисование, лепка из пластилина, развитие речи, гимнастика. Также постепенно добавляется чтение и азы математики.

    Некоторые родители предпочитают водить свое чадо не в детсад, а на занятия в центр раннего развития. На самом деле это не одно и то же. Если взрослым важно, чтобы малыш не только развивался умственно, но и учился общаться и решать спорные ситуации без помощи родителей, его стоит записать в садик.

    Источник: https://sadik.ua/publ/za-i-protiv/preimushchestva-i-nedostatki-detskogo-sada

    Детский сад или домашнее воспитание?

    Многих родителей, когда их ребенку исполняется 1,5-2 года, начинают задумываться о том, как дальше будет проходить обучение и воспитание их чада. Отправлять ли ребенка в детский сад или же оставить на домашнем воспитании?

    Читайте также:  Как объяснить ребенку почему небо голубое

    Раньше, у наших мам или бабушек даже сомнений подобных не возникало. Однозначно – в детский сад. Причем очень часто детей отдавали в детский сад уже в год-полтора. Теперь же у современных родителей есть выбор. Тенденция оставлять ребенка на домашнем воспитании появилась, во многом, из-за того, что детские сады не справляются со своей задачей.

    Несомненно, главным плюсом детского сада была и остается социализация. Ребенку предстоит жить в обществе и еще с самых малых лет он должен усвоить нормы общественного поведения.

    В детском саду ребенок общается со сверстниками, с воспитателями и нянечками. Он учится уважать старших, слушаться их, выполнять поручения и требования, соблюдать дисциплину.

    Все это – крайне необходимые навыки социального поведения.

    Кроме того, детский сад – это еще и режим. Обычно распорядок дня ребенка в садике включает в себя: завтрак, занятие, прогулку перед обедом, обед, дневной сон, полдник и вечернюю прогулку. И уж если обед у детей в садике должен быть ровно в 12, то он – ровно в 12, никаких отклонений.

    Но минусы воспитания ребенка в детском саду тоже очень существенны. Ребенок в детском саду более подвержен разным инфекционным заболеваниям. Психологический климат в садике не всегда благоприятный. Даже хороший воспитатель не в состоянии индивидуально работать с двадцатью-тридцатью детьми сразу. За кем-то не углядел, кому-то не уделил достаточно внимания…

    В то же время, работа воспитателя детского дошкольного учжреждения – сейчас одна из самых низкооплачиваемых. Это привело к тому, что по-настоящему талантливых и профессиональных воспитателей практически не осталось, а новое поколение не стремиться осваивать такую непопулярную профессию.

    Современные родители просто боятся отдавать ребенка в детский сад, ведь низкоквалифицированные воспитатели ничему хорошему малыша не научат, да еще и методы их воздействия на детей бывают до ужаса не педагогичны. Бывают даже случаи когда детей бьют, оскорбляют.

    К тому же, количество отечественных детских садов существенно сократилось из-за их приватизации и перепрофилирования. Поэтому часто даже желающие отдать ребенка в детский сад родители вынуждены подолгу стоять на очереди в садик и потому занимаются обучением ребенка на дому.

    А чем же хорошо домашнее воспитание? Во-первых, только домашнее воспитание может быть полностью индивидуальным.

    Ведь программа обучения и распорядок дня в детском саду рассчитаны на среднестатистического ребенка, но никак не учитываются индивидуальные особенности и склонности ребенка.

    Дома можно развивать в ребенке те качества и навыки, которые по мнению родителей ему больше всего необходимы, например, делая упор на раскрытии творческих способностей ребенка.

    Дома ребенок под надежным присмотром. Родители всегда контролируют где ребенок находится и что он делает. Качество питания ребенка дома тоже, намного лучше, чем в детском саду. Это особенно важно для детей, подверженных пищевым аллергиям.

    Если ребенок находится на домашнем воспитании, то он намного меньше рискует подхватить от сверстников вши, инфекцию.

    При домашнем воспитании родители могут установить такой режим занятий, прогулок и приемов пищи, который учитывает индивидуальные особенности ребенка.

    Но, в то же время, некоторые плюсы домашнего воспитания могут обернуться и минусами. Есть определенные болезни, которые легче переносятся именно в детском возрасте. Ветрянка, краснуха, свинка… В более старшем возрасте эти болезни могут дать большие осложнения. Поэтому иммунитет, который ребенок приобретает при общении с другими детьми, очень ценен.

    Индивидуальный режим занятий – это, конечно, хорошо, но если малыша заранее не приучать к определенным ограничениям, то ему будет трудно в дальнейшем приспособиться к школе. Ведь в школу придется ходить не тогда, когда это удобно ребенку, а по строгому расписанию. Чем позже начнется у ребенка «ломка», тем сложнее будет протекать этот период.

    Чтобы, воспитываясь в домашних условиях, ребенок приобрел те же социальные навыки, что и в детском саду, родителям придется приложить максимум усилий.

    То, что в детском садике происходит само по себе, дома требует определенной тренировки и настойчивости со стороны родителей.

    Общаясь между собой в садике, дети учатся делиться друг с другом игрушками, уступать, идти на компромисс, сочувствовать. Они учатся умерять свои желания и свой эгоцентризм.

    Если же ребенок находится на домашнем воспитании, то и навыки эти он усваивает несколько позднее. Так, учеными подмечено, что если ребенок ходит в садик, то уже к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или даже исчезает. В домашних условиях это происходит только к 6 годам, а у некоторых детей эгоцентризм сохраняется и до 7-8 лет.

    Так, все-таки, что же лучше для ребенка? Детский сад или домашнее воспитание? Как видите, и тот, и другой подход к дошкольному воспитанию ребенка имеет как плюсы, так и минусы. Что подойдет именно Вашему ребенку, решить можете только Вы.

    В последнее время все большую популярность приобретает некий компромисс между садиком и домом. До четырех лет ребенок находится на домашнем воспитании, при этом примерно с 3 лет он посещает несколько раз в неделю развивающие кружки. А после 4 лет такой ребенок переходит в детский сад.

    Такой подход сохраняет в себе плюсы обеих систем воспитания ребенка.

    Источник: http://strana-sovetov.com/kids/1-6/1740-kindergarten-home-education.html

    Преимущества и недостатки домашнего детского сада

    Проблема, с которой в 90 случаях из 100 приходится сталкиваться молодым родителям, это нехватка мест в районных детских садах, если таковые вообще имеются поблизости.

    Некоторые мамочки решают эту проблему чуть ли не за несколько месяцев до рождения ребенка: обращаются к заведующим муниципальных детских садов, договариваются и становятся в очередь, которая, если повезет, как раз подойдет года через 3.

    Но, к сожалению, не все родители столь предусмотрительны, бывает и так, что срок окончания декрета подходит к отцу, молодой мамочке нужно выходить на работу, папа тоже постоянно работает, а бабушки и вовсе живут в другом городе.

    Что делать тогда? Как говорится, спрос порождает предложение, в результате чего стали активно появляться частные детские сады, где, за отдельную плату, ваше маленькое чадо проходит азы обучения, всегда находится под присмотром, накормлено и ухоженно.

    Обычно частные садики даже имеют необходимый набор документов, лицензию, правда, и называются они иначе, что-то вроде «Центр детского развития» или «Школа раннего развития» и так далее. Вместе с ними появилась и другая альтернатива муниципальным учреждениям – домашние детские сады.

    Чаще всего, организовываются они такими же молодыми мамочками, которые не работают и все равно сидят со своими маленькими детьми. Иногда это становится настоящим спасательным кругом на фоне бескрайнего моря безысходности, родители находят выход из трудной ситуации, а молодая мамочка, присматривающая за вашим чадом, имеет возможность подзаработать.

    Что представляет собой домашний детский сад?

    Такие «учреждения», как бы это странно для кого не выглядело, действительно набирают популярность в нашей стране, а вот на Западе – это и вовсе нормальная тенденция, к которой молодые родители давно привыкли и с удовольствием пользуются. Как организовать подобное явление?

    Обычно организаторы, а, чаще всего, это целая семья, располагают новоиспеченный детский сад прямо у себя в квартире, обязательным условием обычно становится наличие, как минимум, двух комнат.

    В качестве персонала в большинстве случаев выступают сами члены семьи: мама за воспитателя, папа отвечает за техническое обслуживание и занимается доставкой продуктов, бабушка, если таковая имеется, обычно занимается готовкой.

    Если в семье есть подросшие дети, они иногда выступают в роли старших наставников, в результате – целый семейный бизнес, который, увы и ах, в большинстве случаев существует полулегально или вообще без всякого оформления. В основном, в таких садиках группа совсем небольшая, от 3-х до 10-ти детей, что, конечно же, заманчиво, ведь ребенку уделяется куда больше внимания, чем в обычном муниципальном аналоге.

    Иногда домашние центры устраивают в загородных коттеджах, в таких помещениях и оформить документы намного проще, да и шумные в таком возрасте дети не будут мешать соседям. Конечно, хоть это может быть удобно для самих организаторов, загородные помещения не всегда устраивают родителей, ведь каждый день везти ребенка по пробкам через весь город – не самое увлекательное занятие.

    • Одним из главных преимуществ таких организаций – это отсутствие необходимости ждать очереди и возраста для поступления ребенка в сад, ведь сюда ребенка могут принять практически в любом возрасте.
    • Благодаря небольшой численности детей в группах, каждому уделяется больше внимания, разрабатывается индивидуальный подход, который основывается на чертах характерах ребенка.
    • Благодаря домашней обстановке, а также небольшому числу детей, новый ребенок быстро адаптируется к новым условиям.
    • Обычно в домашних детских садиках готовят сами хозяева-родители, мама или бабушка, на продуктах не экономят, так как этот момент всегда легко проконтролировать. Плюс ко всему, здесь намного проще составить индивидуальное питание, если ваше чадо требует соблюдения определенной диеты.
    • Обычно в такие организации закупаются только новые игрушки и оборудование, в особенности, это может заинтересовать тех родителей, которых не устраивает обветшавшая мебель и поломанные игрушки муниципальных садиков.
    • Все воспитанники домашних садиков, чаще всего, разного возраста, благодаря чему старшие могут помогать совсем маленьким деткам, а младшие развиваются быстрее.
    • В домашнем детсаде нет проблем с отсутствием каких-либо прививок, вас не будут журить за пропуски, к тому же всегда можно договориться о гибком графике посещения, если у вас нестандартный рабочий день.
    • Цены в домашних садах намного ниже, чем в частных.

    Сколько бы хорошего не представляли домашние садики, есть множество важных «НО», которые должен учесть каждый родитель, прежде чем доверить своего ребенка в руки «домашних» воспитателей. Возможно, именно из-за внушительного списка недостатков, такие организации никак не выйдут на официальный уровень.

    • Нельзя забывать, что в большинстве случаев деятельность такого клуба никак не лицензирована, организаторы зачастую и вовсе не имеют никаких документов, которые бы подтверждали существование домашнего детского сада. А это значит, что безопасность вашего чада остается под вопросом: учреждение никем не контролируется и не проверяется, в случае какого-то неприятного инцидента, вам некуда будет пожаловаться и не на что будет опираться, чтобы доказать свою правоту. Даже если при вступлении вы заключаете с организаторами договор, с его помощью будет очень трудно что-либо доказать. Получается, что вы оставляете своего ребенка, опираясь лишь на «честное слово» воспитателей.
    • Качество занятий с детьми никем не контролируется, ровно так же, как и отношение к ним воспитателя.
    • Еще одна серьезная проблема домашних детсадов – это отсутствие близлежащей территории для ежедневных прогулок. Чаще всего бывает так, что дети и вовсе целый день проводят в квартире или выходят гулять во двор. Проблема еще и состоит в том, что в условиях обычного парка или детской площадки одному взрослому человеку довольно-таки трудно уследить за всеми детьми, а, как следствие, обеспечить им безопасность.
    • В домашнем садике обычно нет квалифицированного медика, а потому и с оказанием первой медицинской помощи могут возникнуть проблемы.
    • Стоимость домашнего садика обычно дороже стоимости муниципальных детсадов.

    Как вы видите, существует большое количество, как плюсов, так и минусов подобных организаций, а, потому вопрос дошкольного воспитания вашего малыша – спорный и может решаться только после тщательного взвешивания всех «за» и «против».

    Для того чтобы чувствовать себя спокойнее, родители собирают информацию и отзывы от тех родителей, которые уже испробовали домашние детские сады на своем опыте.

    Источник: http://hotshapershop.ru/preimushhestva-i-nedostatki-domashnego/

    Ссылка на основную публикацию