Как читать маленьким детям?

Как читать маленькому ребенку, чтобы это приносило пользу?

Стандартный вопрос: «Как ему читать, если он ничего еще не понимает?» Надо подождать, вот ребенок подрастет, и тогда мы станем ему читать. А пока рано. Именно при таком подходе вырастают мало читающие или совсем не читающие дети. Если интерес не прививают родители, он может так и не появиться.

В психологии развития, в практическом воспитании ребенка существует золотой принцип создания так называемой зоны ближайшего развития ребенка.

Что же такое зона ближайшего развития?

На создании этой зоны построено было все традиционное обучение: ребенок еще не может, а мы ему уже показываем. Дитя еще не знает, а мы его уже учим.

Без создания этого «пространства, опережающего текущий момент развития» ребенок и ложку не научится держать, и первое слово не скажет. Ведь родители начинают разговаривать с первых дней жизни с совершенно не говорящим еще существом.

Если говорить об общих рекомендациях, то детям спокойным, не склонным к избыточной двигательной активности, читать можно начинать в 6-7 месяцев (когда они начинают уверенно сидеть). С детьми живыми и подвижными дело обстоит несколько иначе. Они бы с радостью слушали книжку — но просто не умеют сидеть на месте. Для того, чтобы им было интересно — требуется движение.

Родителям шустрых чад нужно осваивать традиционную для России практику детской потешки. В потешке элементы чтения и рассказывания соединены с игровыми движениями.

Как и с чего начинать.

Первый шаг в освоении науки чтения малышу книжек прост. Нужно, чтобы ваш ребенок научился связывать соотносить реальный предмет и его изображение. То есть, ребенок должен понимать, что вот собачка живая, вот собачка игрушечная, а вот собачка нарисованная в книжке. Появляется связь предмета с изображением — так называемая «символическая реперезентация».

Если вы регулярно читаете ребенку, то появится такая способность между 9 и 12 месяцам — тут все зависит от индивидуальной скорости развития вашего малыша.

Существует ряд способов, приемов, занятий.

Не забывайте о том, что культура чтения ставится в период до 2 лет. Если ребенка к этому возрасту не приучили к тому, что книжки это интересно и важно, то в дальнейшем это возможно , но уже не так органично.

На мой взгляд чтение — это как раз одно из тех занятий, которое нельзя полностью перепоручать няне или другим помощникам. Дети так устроены, что верят не словам , а делам. И считают важным то, чем занимаются сами родители.

Например, папа может сколько угодно говорить о важности чтения. Но если сам он к книжке не подходит, а занят в основном компьютером и мобильным телефоном, то все разговоры о важности книжек для ребенка — пустой звук. Это с говорящими детьми.

А с неговорящими все еще проще: они четко ориентированы на действия, и считают важным то, что с ними делают сами родители, а не бабушки и няни.
Передача культуры происходит непосредственно из рук в руки. И дело это энергоемкое.

Хотите вырастить читающего ребенка — извольте потратить на это время и силы.

Первые книжки

Для полугодавалого или десятимесячного ребенка лучшая книжка — самодельный домашний фотоальбом. Нужно напечатать дубли фотографий самых дорогих ребенку людей крупным планом и вставить в крепкий альбомчик.

Тут могут быть не только люди, а и домашние любимцы (кошки-собаки), если таковые имеются, фотографии машины, деревенского дома, коляски и кроватки — словом всех тех людей и предметов, которые малышу хорошо знакомы.

И хорошо если у вас получится хотя бы один раз в день этот фотоальбом просматривать. Через неделю или две в сознании малыша прочно свяжутся фотографии и их прообразы. Особенно хорошо просматривать такой фотоальбом в то время, когда папы или мамы нет дома. Тогда для малыша это будет еще более занятно — увидеть, маму которую нельзя увидеть на самом деле.

Далее подойдут книжки из серии «Мои первые слова» или «Мои первые животные» издательства Росмэн. Они небольшого формата и изданы на очень плотном картоне. В них на одну страницу приходится изображение одного животного.

Не забывайте о том, что первыми малыш начинает узнавать тех животных, которых может видеть в живую. Для городского ребенка это прежде всего кошка, собака, муха и ворона.

А все остальные , к сожалению, только в зоопарке. И зоопарк ( его детскую часть) я очень рекомендую посетить в возрасте около года.

И конечно, летом нужно использовать все возможности, чтобы увидеть настоящих «му-му», «хрю-хрю», «МЕ-ме» и прочих возможных.

Ребенку в возрасте около года интереснее всего то, что дышит , бегает, ползает и летает. Правда, городские дети, особенно мальчики, проявляют живейший интерес к механизмам. Как это ни грустно. Но похоже на то, что первые слова у многих детей теперь не «му-му» и «иго-го», а «би-би» и «вжжжж». С чем живем, о том и говорим.

https://www.youtube.com/watch?v=AeU1v-rvK9g

Но если в доме есть кошка или собака, то первое слово вашего малыша с высокой вероятностью будет «ав» или «мяу».
Можно и дальше пойти по пути фотографирования, и добавить в вашу самодельную книжку фотографии качелей, песочницы и первых уличных знакомых вашего малыша, а также фотографии вашего дивана, шкафа, холодильника и прочей знакомой ребенку мебели.

А когда малыш хорошо изучит и эти изображения , тогда перейти к книжке «Моя первая энциклопедия». Правило для иллюстраций то же — один предмет на страницу.

Лучший, самый детский художник — это Юрий Васнецов. Многие родители помнят его иллюстрации с детства. И книжки его «Радуга-дуга» , «Ладушки» неоднократно переиздавались издательствами Росмэн и «Планета детства».

Книжки эти стоит поискать в магазинах, так как рисунки его очень созвучны мировосприятию маленького ребенка.

Они немного мифологичны, но во многом совпадают с теми , почти сказочными образами козы рогатой или серого волка, которые возникают в сознании малыша.

У меня в практике был случай: на занятиях одна мама ребенка, которому было 1 год 4 месяца как-то говорит : «Поздравьте, у нас рекорд! За сегодняшний день мы прочитали «Курочку-рябу» 112 раз!». Это, понятное дело, крайность, мама была просто героическая. Но раз 5-7 прочитать «Красную шапочку» двух-с-половиной-летнему ребенку — вполне обычное дело.

Так что готовьтесь.

Но это совсем не плохо и никакая не патология. Более того, любовь к повторениям объяснима с точки зрения психофизиологии ребенка. Дело в том, что в возрасте до 2,5-3 лет очень медленно возникают нейронные цепочки в коре головного мозга. На уровне поведения и развития

Помните: 

• Выразительность голоса, преувеличенное жестикулирование и интонирование. • Развивайте актерские способности. • Помните — маленькие дети больше реагируют на эмоциональный компонент в чтении. • Очень важно — подобрать качественные иллюстрации.

Имеет значение и качество графики, и цветовая гамма, и композиция рисунков. • Правило — одна картинка на странице, и картинке крупная. • Книжки должны быть такого качества, чтобы и не рвались.

,и не мялись, и не елись, и не промокали ( но по сравнению с иллюстрациями это второстепенно)

• У читающих родителей как правило читающие дети. Главные враги книг — телевизор, компьютер.

Источник: https://clutch.ua/deti/razvitie/kak-chitat-malenkomu-rebenku-chtoby-jeto-prinosilo-polzu

Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения

Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Ребенок просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста

  1. Восприятие информации на слух
  2. Формирование запаса «опорных слов», т.е.

    слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого взгляда и не нуждается в пояснениях со стороны родителей и воспитателей.

    Благодаря наличию этого внутреннего словарика, ребенок может сосредоточиться на смысле всего текста, не останавливаясь каждую секунду.

  3. Навык беглой расшифровки неизвестных слов. 

Почему важно читать своему ребенку? Значение устного чтения

Чтение детям – самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания.

Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги.

Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова. 

Когда же мама, папа или педагог читают детям вслух, у взрослых есть возможность выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами.

Никто не говорит о чтении 6-летнему ребенку «Алых парусов» или «Тома Сойера», но некоторые из «Денискиных рассказов» (в конце статьи вас ждет маленький конкурс) могут оказаться вполне приемлемыми.

Какие-то слова будут непонятны с первого раза – вы сможете объяснить, к тому же многие слова ребенок сможет «восстановить» из контекста. 

Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое. 

Наш совет – читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком. 

Устраиваемся поудобнее и читаем – Как и в случае со всеми привычками, которые мы хотим развить у наших детей, читать ребенку вслух рекомендуется недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать дольше, но редко.

– Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке.

Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время – это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух.

– Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

– С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

– Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

– Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

Что делать, если ребенок не хочет слушать?

Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша…вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно. 

– Саша, ты почему не слушаешь?

– А…
– Сядь ровно и слушай внимательно! Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем некрепка. О том, что делать в такой ситуации, мы расскажем ниже.

Самые простые способы вовлечь ребенка в процесс чтения, а также полезные рекомендации по работе с текстом, были опубликованы в наших социальных сетях.
«Не ругать, не сдаваться, хвалить» – статья в «ВКонтакте» и

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/uluchshaem-navyki-chteniya-rebenka-chitaem-vslukh/

Как читать маленьким детям?

Малыши изучают книги по-разному, используя все доступные для них способы. Пока они не умеют читать сами или пока читают плохо, им важно всё: тембр вашего голоса, то, как вы произносите слова, с какой интонацией и скоростью, картинки, сюжет. От вас требуется найти те способы, что больше всего побуждают интерес малыша к чтению.

Чтение вслух – почему оно так полезно?

Ваша выразительная речь помогает ребëнку узнавать и заучивать новые слова, что ускоряет развитие речи и обогащает словарный запас.

У малыша расширяется кругозор, активизируется воображение, и идëт развитие образного мышления.

А ежедневно читая ребëнку короткие стихотворения, вы стимулируете развитие его памяти, так как со временем он начинает повторять их за вами и постепенно заучивает их наизусть.

Начинайте читать вслух как можно раньше

Ждать, пока ваш малыш возьмëт сам книгу в руки, не стоит — лучше начните ему читать как можно раньше. Читать книги можно даже новорождëнным.

Конечно, они вряд ли поймут, о чëм идëт речь, зато начнут понимать, как проходит процесс чтения и научатся слушать. Ребëнок будет различать мимику и интонацию, осознавать, как они связаны с текстом.

К тому же, услышав ваш голос, малыш будет ассоциировать чтение с положительными эмоциями.

Пока ребëнок сам не просит вас почитать ему, подходящий момент вы будете выбирать на интуитивном уровне. Не заставляйте малыша слушать книгу насильно, иначе это будет восприниматься ребёнком как пытка. Даже когда вы просто возьмëте в руки книгу, ребëнок может начать капризничать, проявлять негативные эмоции и даже агрессию.

Если вы заметили, что во время чтения ребëнок начал отвлекаться, на время отложите книгу в сторону и займитесь чем-то ещë. Не стоит переживать, если периодически у ребëнка пропадает интерес к книге — пока ему сложно долго концентрироваться на одном занятии.

Придумайте собственные домашние традиции и обычаи, связанные с чтением и отделите их от других занятий. Например, приучите ребëнка, что книжки хранятся на отдельной полке, не являются игрушками, и к ним необходимо бережное отношение.

Перед началом чтения используйте одну и ту же «волшебную фразу», которая означает, что сейчас — время чтения книг. Возможно, ребëнку будет комфортнее сидеть рядом с вами или, возможно, стоит посадить его на колени. Таким образом вы эмоционально сближаетесь с ребёнком.

Существуют интерактивные книжки с объëмными изображениями: в них вырастают замки, герои оживают и двигаются, нарисованные люди и животные могут разговаривать, смеяться, мяукать, хрюкать, лаять, если на них нажать. Это прекрасный способ увлечь малыша — расскажите ему, кто изображëн на страничке. Но чересчур сильно интерактивными картинками не стоит увлекаться — процесс не должен заменять чтение.

Сделайте из процесса чтения небольшое представление. Можете представить себя и ребёнка героями книги. Читайте как можно выразительнее, меняя интонацию, тембр голоса, читаем быстрее/медленнее для каждого персонажа. На монотонном одноголосом чтении малышу сосредоточиться сложно, поэтому подключайте эмоции, меняйте выражение лица.

Пусть малыш почувствует себя вовлечëнным в сюжет книги. Читая, обращайтесь непосредственно к ребëнку, чтобы привлекать его внимание и сохранять интерес к чтению. Если текст вам кажется сложным — упростите его, пересказав более простым языком для ребëнка.

Выявляем предпочтения ребëнка

Со временем вы увидите к каким книгам ребëнок проявляет больший интерес. Одни он слушает с удовольствием, к другим равнодушен. Это означает, что ребëнок начал относиться к чтению более осознанно. Внимательно наблюдайте, как он реагирует на ту или иную книгу и пока читайте то, что ему больше нравится. Покажите ему, что чтение вызывает у вас не меньший интерес, чем у него.

Как читать книги малышам. Мамина школа:

Я начинала читать дочке сказки и рассказы с 1,5 лет, ей нравилось и она внимательно слушала. С возрастом мы начали изучать алфавит. А к чтению приучала сначала по картинкам, покупала книги с подробным описанием картинок, а затем перешли на тонкие книжки с крупным текстом, понемногу все стало получаться. Главное, преподнести ребенку это как интересное занятие.

Я своему ребёнку стараюсь читать негромким голосом и в тишине. У нас хоть и одно комнатная квартира, и муж при этом тоже слушает.

Наши паблики в соц сетях. Подпишись:

Источник: https://w6x.ru/razvitie-rebenka/kak-chitat-malenkim-detjam

Какие книги читать детям до 3-х лет — как правильно читать малышам

На литературном рынке представлено столько книг, что у родителей порой разбегаются глаза. Хочется купить все и сразу, либо наоборот непонятно, что покупать и читать малышам. Ведь для них книга должны быть — понятной, интересной, увлекательной и поучительной.

Ниже представлен список книг наиболее подходящих для этого возраста.

Список книг для детей в возрасте от 1 года до 3 лет

  1. Для самых маленьких: потешки, пестушки, стишки фольклорные, прибаутки.
  2. «Сказки» В. Сутеева.
  3. Русские народные сказки.
  4. К. Чуковский «Сказки и стихи».
  5. С. Маршак
  6. А. Барто «Стихи».
  7. Ю.Васнецова «Стихи».
  8. М. Моцуорек «Про бегемота, который боялся прививок».
  9. С.

    Михалков стихи «Мой щенок» и другие.

  10. Э.Мошковская «Жадина».
  11. К.Овсепян «Я иду в детский сад».
  12. Г.Лебедева «Как Маша поссорилась с подушкой».
  13. Доктор Сьюз «Сказки».
  14. К. Ушинский «Сказки».
  15. К.Эрик «Очень голодная гусеница».
  16. В. Введенский «Мяу».
  17. Р. Скарри «Город добрых дел».
  18. Г.

    Циферов «Как лягушонок искал папу».

  19. Ю Ёнедзу. «Удивительные кубики», «Половинки», «Кто прячется под фруктами?».
  20. С. Мурадян: «Гуси-лебеди», «Зайкина шуба», «Грибок-теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка».
  21. Б.Заходер «Стихи».
  22. Ю. Мориц «Стихи».
  23. А. Пушкин «Стихи».
  24. В. Берестов «Стихи».
  25. А.

    Лаптев «Стихи».

  26. А. Орлова «Стихи».

Зачем читать книги маленьким детям?

Чтение — это не только развитие малыша, но и приятное времяпрепровождение с родителями. Чтение перед сном способствует благоприятному фону для спокойной ночи и крепкому сну малыша, а также эмоциональному сближению мамы или папы с ребенком.

Педиатры и ученые выделяют, что дети рано начавшие слушать книги, быстрее начинают разговаривать. Читайте книги ребенку с интонацией и удовольствием, рассматривайте в ходе чтения картинки или изображайте сцены.

Чтение книг самый лучший способ развивать память и образное мышление. Особенно полезно читать детям стихи, они легче в восприятии и быстрее запоминаются.

С помощью книг можно решить массу проблем и вопросов — жадность, обида, ревность, грусть, дружба, любовь.

Любовь к книге и чтению закладываются уже в таком раннем возрасте.

Ритуал чтения книг на ночь запомнится малышу на всю оставшуюся жизнь как приятное времяпровождения с родителем.

Как правильно читать книги детям до 3 лет?

  • Уберите все отвлекающие малыша предметы: игрушки, телевизор, телефон и другие;
  • Расположитесь удобно вместе с малышом;
  • Выбирайте первые книги в твердой обложке с крупными и яркими картинками;
  • Читайте книгу эмоционально, можно даже изображать персонажей, главное не читать монотонно.

Источник: http://friendlymama.ru/razvitie/razvitie-rebenka-1-3-goda/knigi-dlya-detej-do-3-let/

Как читать детям?

Очень важным шагом на пути к развитию детского мышления и интеллекта является общение с книгой. Оно не только предоставляет большой объем новой, интересной малышу информации, но и наполняет его только недавно начавшуюся жизнь яркими впечатлениями.

Прочитанные произведения находят эмоциональный отклик в душе ребенка, помогают понять ему различные события окружающего мира, какие бывают отношения между людьми, что такое щедрость, дружба, доброта.

Итак, далее вы узнаете, как правильно читать детям разного возраста книги.

Первое полугодие

Читать малышам желательно с самого рождения. Начинать необходимо с колыбельных песенок и детских стихов. Младенцы прекрасно чувствуют музыкальный и песенный ритм. Конечно, они еще не понимают смысла услышанных слов, но могут реагировать на интонацию маминого голоса.

Когда ребенок слышит веселую песенку, он начинает улыбаться, когда грустную, становится серьезным. Это важно, так как уже в первом полугодии жизни закладываются основные эмоции человека. Поэтому в данный период при чтении детям книг уделяйте больше внимания своей интонации.

До 1 года

С самого рождения необходимо общаться с ребенком. Как читать и какие именно произведения – это, конечно, зависит от возраста малыша.

Сказки, стихи, песенки читать нужно нараспев. Интонация должна быть выразительной. Текст выбирайте небольшой и ритмичный, в виде четверостиший.

Во время совместного чтения дайте ребенку рассмотреть иллюстрации на страницах. Полезно будет малышу потрогать переплет и обложку книги, бумажные страницы, так он заодно познакомится и с новым для него материалом. Книги выбирайте с крупными и яркими картинками.

В последнее время в магазинах можно увидеть книги с «говорящими» иллюстрациями, то есть ребенок может еще и услышать, какие звуки издает животное, изображенное на странице к этой сказке.

Лучше давать малышу самостоятельно полистать книгу, но странички должны быть плотными, картонными.

Можно приобрести мягкие книжки-игрушки, которые будут привлекать внимание малыша, хотя в этом возрасте свое внимание ребенок способен концентрировать на предмете в течение всего нескольких секунд. Поэтому лучше приобрести несколько ярких книг для чтения. Когда вы видите, что ребенку книга уже неинтересна, возьмите другую, а через некоторое время снова вернитесь к ней.

Первые два года жизни

Родители должны знать, как читать детям в этом возрасте. Ведь малыш уже знает многие слова, его запас постоянно пополняется. Важно грамотно произносить все фразы и забыть об употреблении слов типа «му-му» вместо «корова», «мяу» вместо «кот», «би-би», «масинка» и т. д.

Формируется речь ребенка, поэтому никаких искаженных слов и фраз в разговоре взрослого не должно быть. Для чтения ребенку не забывайте выбирать книги про животных с короткими и простыми сказками. В них имеются постоянные повторы, при чтении не пропускайте их, ведь благодаря им ребенку легче усвоить картину происходящих событий.

Читать нужно медленно и выразительно, правильно выговаривая все слова. В этот момент ребенок рассматривает иллюстрации. Хорошо, если книга имеет объемные иллюстрации или картинки, разные по текстуре. Малыш, слушая сказку, может водить пальчиком по нарисованной дорожке, где пробегал Колобок.

Внимания ребенка в этом возрасте хватает только на десять минут, поэтому не расстраивайтесь, если ребенок больше не захочет вас слушать.

Три года

Чтение книги ребенку старше двух лет должно сопровождаться движениями, мимикой, диалог зверей должен выделяться соответствующей интонацией.

Мама или папа, прочитав фразу, могут руками показать, как летит бабочка, прорычать, как волк, запищать, как мышь. Ребенок сразу это подхватывает и запоминает сюжет.

Благодаря такому эмоциональному обыгрыванию у него создается более полное представление описываемого героя или явления. Длительность чтения уже около пятнадцати минут.

До 6 лет

Ребенок взрослеет, и вместе с ним взрослеют и произведения, которые читают ему родители. В этом возрасте рекомендуется выбирать сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Бажова, можно русские народные сказки. Текст помогает понять иллюстрации, которые становятся тоже более сложными. Его необходимо произносить, правильно расставляя акценты и ударения.

Рекомендации, как читать детям шестилетнего возраста:

  •  Начинать чтение нужно, когда ребенок эмоционально готов к этому и находится в хорошем настроении.
  •  Пусть малыш займет удобное для него место.
  •  Создайте соответствующую атмосферу, можете включить тихую классическую музыку, накрыться вместе с малышом пледом.
  •  Сначала мама выразительно и медленно, давая время на обдумывание, читает ребенку произведение, а картинки не показывает.
  •  Нельзя читать наспех и следить за временем на часах, определяя таким образом, устало ваше чадо или нет.
  •  Лучший вариант – чтение мамы и папы по ролям.
  •  Пусть ребенок следит за тем, где вы читаете (чтобы была задействована зрительная память на буквы).
  •  После прочтения вместе с ребенком рассмотрите обложку, пролистайте страницы.
  •  Рассмотрите иллюстрации на обложке, затем картинки к рассказу, желательно задать вопросы по прочитанному или попросить ребенка попытаться пересказать произведение.

Помните, что процесс чтения должен быть подобен некому ритуалу. Пусть он приносит и ребенку и вам удовольствие. Не делайте мученическое выражение лица, когда ребенок просит вас почитать. Также покажите своим детям, как правильно обращаться с книгами. Сделайте для книг специальную полочку, где они будут храниться.

После покупки новой книги рассмотрите внимательно с ребенком обложку, иллюстрацию на ней, переплет. Пролистайте ее. Начиная читать, интонацией выделите название произведения, автора. Если видите, что ребенок устал и начинает ерзать на месте, сократите сказку или дочитайте в следующий раз. Нельзя насильно заставлять ребенка слушать.

И последний совет, как читать детям книги на ночь. Наблюдая за реакцией ребенка на чтение, определите, в какое время дня он больше готов к этому занятию (обычно это время после дневного сна или обеда, вечером).

Если вы остановились на чтении перед сном, то выбирайте произведения со спокойным сюжетом, которые не будут будоражить сознание малыша. Читать нужно спокойным, ровным голосом, без ярких интонаций.

К концу сказки произносите текст все тише и тише, как бы убаюкивая ребенка.

Источник: https://elhow.ru/razvlechenija/chtenie/kak-chitat-detjam

Чтение для малышей: нужно ли читать ребенку

Как чтение влияет на развитие детей и почему нужно читать ребенку? Знаете ли вы, как чтение меняет наш мозг? Когда и как приучать ребенка к чтению, а также как совместное чтение укрепит ваши отношения — читайте в материале.

В последнее время всё чаще родители занимают ребенка разными гаджетами и интерактивными игрушками. Но никакой смартфон для малыша не заменит чтение детских книг. В статье вы найдете рекомендации, как увлечь ребенка чтением.

Читай также:  Как выбирать детям книги: советы писателя

Почему нужно читать малышам

Исследования показывают, что дети с активным воздействием на них языка и речи имеют социальные и образовательные преимущества по сравнению со сверстниками — и чтение является одним из лучших вариантов знакомить их с речью.

Чтение детям с раннего возраста закладывает основу для дальнейшего самостоятельного чтения. Проблемы с чтением сложно исправлять уже в начальной школе, но большинство из них можно предотвратить, если чтение для малыша начинается еще совсем с дошкольного возраста. Перед тем как дети смогут читать сами, они нуждаются в ранних, появляющихся навыках грамотности. К ним относятся:

  • наличие большого словарного запаса и знание, как его использовать
  • понимание того, что слова состоят из более мелких частей (так называемых фонем)
  • понимание того, что знаки на странице представляют собой буквы и слова
  • знание букв алфавита

Для этого совсем не обязательно использовать карточки, игры специальные техники. Простое чтение для ребенка как можно чаще — лучший способ для него научиться читать самому.

Помощь во взрослении

Чтение вслух также является важным способом помочь детям сделать переход от младенчества к «детству» — возрасту от года до трех лет. В возрасте от 1 до 3, у детей бывают взлеты и падения, поэтому чтение поможет им услышать истории других о том, как им удалось побороть страхи или решить проблему использования горшка.

В этот период дети очень активно пополняют свой лексикон, они узнают о буквах, формах, цветах, погоде, животных, сезонах — все эти знания можно закрепить с помощью книг. Выберите книги с большим количеством картинок, чтобы ваш ребенок мог указывать и называть.

Стремясь все узнать и познать, ребенок все же нуждается в тесной связи с вами. Совместное чтение укрепит вашу связь, а малышу будет уютно и безопасно.

Когда и как читать малышу

Эксперты рекомендуют читать малышам как можно чаще, стремясь, по крайней мере, устраивать один сеанс чтения ежедневно. Одно и то же время для сна (перед дневным или ночным сном) помогает детям научиться сидеть с книгой и отдыхать.

Но вы можете читать в любое время, когда ваш ребенок, кажется, в настроении. Если малыш согласится, усадите его или ее на коленях, когда читаете. Это отличное мест, которое:

  • помогает детям чувствовать себя в безопасности, счастливым и расслабленным
  • позволяет уделять пристальное внимание
  • позволяет показывать новые предметы
  • завлекает к чтению

Вы обнаружите, что малыш хочет все делать сам. Поощряйте это, предлагая три или четыре книги на выбор, восхваляя его выбор, позволяя малышу помочь вам переворачивать страницы, и прося о помощи, если нашли какую-то интересную картинку на странице.

Ребенку понравится самому заканчивать предложения в книгах с повторяющимся фразами или рифмой. Когда вы дочитываете до фразы или рифмованного слова, сделайте паузу и дайте ребенку закончить.

Читай также: Мультфильмы для детей 2-3 лет, одобренные психологом

Фото — www.pinksugarland.com
 

Несколько дополнительных советов для чтения

  • Читайте любую книгу, которую просит ваш малыш, даже если это та же самая книга каждую ночь в течение нескольких недель/месяцев. 
  • Читайте достаточно медленно для того, чтобы малыш понял. 
  • Читайте выразительно, используя разные голоса для различных героев, меняя интонации и громкость. 
  • Выбирайте настольные картонные или тканевые книги, которые могут служить долго. Вы можете разрешить ребенку самому играть с книжкой, не переживая по поводу ее целостности. 
  • Используйте куколки-марионетки, игрушки на палец или другой реквизит во время чтения. 
  • Учите малыша хлопать или петь, когда вы читаете книги ритмично, нараспев. 
  • Говорите о рисунках. Укажите на предмет и назовите его. Затем попросите ребенка назвать его вместе с вами и сильно похвалить.
  • Задавайте открытые вопросы — «Почему ты думаешь, лев собирается в лес? Что будет дальше?» Это побуждает ребенка думать об истории и задавать вопросы. 
  • Подставляйте имя вашего ребенка для имени персонажа в книге. 
  • Веселитесь! Покажите ребенку, что чтение бывает приятным.

Сидеть смирно не обязательно

Попытка почитать малышу, который просто не будет сидеть спокойно, часто расстраивает и смущает родителей. Важно набраться терпения и продолжать пробовать. Найдите книгу или несколько страниц, представляющих для малыша интерес.

Если не получается, не заставляйте читать, но обязательно повторите попытку позже. Помните, что малыши любят повторять — если ваш ребенок кажется незаинтересованным в книгах, вам нужно пробовать и искать любимую, которую вы потом зачитаете до дыр.

Читай также: Почему дети просят читать одну и ту же сказку

Некоторые малыши любят вставать, когда им читают. Другие любят посмотреть на страницу или две, прежде чем перейти к другому занятию. Держите книгу на виду — дети могут пожелать вернуться к ней позже, что вы должны поощрять.

Не беспокойтесь, если ребенок не может сидеть на месте в течение всей книги — период внимания малышей будет постепенно увеличиваться. Вы можете продолжать читать, даже если ваш ребенок двигается где-то вокруг вас.

Перед сном, позвольте малышу играть и касаться любимых игрушек, пока вы ему читаете. Звук вашего голоса будет успокаивающим напоминанием о привычке перед сном, и что книга — част этой привычки.

Вы можете обнаружить, что ребенок сидит спокойнее за разукрашкой или с любимой игрушкой, пока вы читаете. Не думайте, что ему неинтересно, если он на вас не смотрит.

Вы должны создать у ребенка положительные ассоциации с чтением, так что если вы чувствуете напряжение или ребенок сопротивляется, отложите книгу и вернитесь к ней позже. Помните, что чтение для ребенка является лишь одним из способов поощрения возникающей грамотности.

Вы также можете говорить с ним весь день, петь вместе песни, играть в игры на придумывании рифмы, сочинять истории. Не забудьте о бумаге и карандашах, чтобы малыш мог практиковать письмо.

Также можно ограничить время на телевидение и видеоигры. Американская академия педиатрии не рекомендует детям до двух лет смотреть ТВ, а детям возрастом больше 2-х лет — не больше 1–2 часов в день на поучительные передачи или мультики.

Выбор книг для маленьких детей

Малыши хотят чувствовать себя непосредственными участниками всего, поэтому выбирайте книги, которые будут им под силу, особенно с повторяющимся текстом, чтобы они могли добавлять и повторять слова. Малышам интереснее книжки, в которых мало текста, а больше картинок о том, что им особенно интересно или нравится.

Для маленьких деток (1–2 года) лучше покупать прочные картонные книжки с картинками (особенно фотографиями) малышей, делающих то, что и они делают каждый день. Книги о сне, приеме ванны или приеме пищи отлично подойдут, а еще книги о том, как здороваться и говорить «до свидания». Ручки будут заняты переворачиванием страниц и проверкой всех картинок и текстур на ощупь.

Позже вы начнете определять особенные интересы ребенка — будь то поезда, грузовые автомобили, или игрушки медведей. Находите книгу о том, что его интересует, а также включайте в список книги о семье, детях, животных.

Малыши любят смотреть на самодельные книг, вырезки и фотоальбомы, полные людей, которых они знают (попробуйте добавить к фото простые подписи-комментарии). Стишки и песенники являются хорошим выбором для этой возрастной группы.

Держите книжки на виду

Совместное чтение — не единственный способ знакомства с книгами. Ребенок любит сам выбирать и смотреть на книги. Оставляйте книги в корзине на полу или на нижней полке, откуда ребенок может легко их брать и играться с ними самостоятельно.

Держите некоторые книги в машине и всегда имейте под рукой в сумке на случай очереди у врача или на почте. Посетите вместе библиотеку или книжный магазин, и пусть ребенок сам выбирает книжки для дома.

В некоторых магазинах иногда устраивают чтение для детей и разные интересные активности. Не забывайте также читать сами, и пускай ребенок наблюдает за этим, чтобы вскоре начать подражать вам.

Источник: kidshealth.org

Читай также: Почему сказки ребенку должен читать папа, а не мама

Читай также: 7 вещей, которые обогатят ваше совместное чтение с ребенком

Читай также: Как научить ребенка чтению с пеленок: 5 действенных способов

Источник: http://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-47105-chtenie-dlya-malyishey-nuzhno-li-chitat-rebenku/

Что и как читать ребенку

Чтение вслух – это не просто развлечение или хорошее «снотворное».

Читая ребенку книгу, мы стимулируем его речевое развитие, образное мышление, внимание и воображение; даем малышу новую информацию и впечатления, знакомим с правилами общения и жизни в обществе.

 Прививая любовь к чтению с раннего детства, мы тем самым избавляем ребенка от лишних проблем: привычка много читать научит его грамотно писать и правильно говорить, эффективно и творчески мыслить, хорошо ориентироваться в современном информационном мире.

Очень важно привить малышу любовь к чтению

Начинать малышу читать можно с самых первых дней жизни. Лучше всего подойдут стишки или песенки, так как дети отлично воспринимают стихотворный и музыкальный ритм.

Ребенок прекрасно чувствует интонацию голоса – веселый тон заставляет его улыбаться, а серьезный – оставаться внимательным. Выразительное чтение способствует формированию у малыша разнообразных эмоций.

Когда ребенок научится держать головку, его можно переворачивать на животик и класть перед ним красочную книжку с картинками, продолжая читать и показывая рисунки в книжке. 

Читать малышу стишки можно с первых дней жизни

В возрасте около полугода малыш начинает ползать, осваивать мир наощупь и на вкус. В этот период читать ребенку обычную книгу будет проблематично. Слишком велик соблазн для бойких ручек – бумажные странички рискуют стать измятыми, разорванными и даже съеденными.

Для этого возраста лучше припасти книжки-игрушки с толстыми страницами, желательно, из моющихся материалов. Ощупывая книжку и переворачивая странички малыш развивает мелкую моторику. Хорошо, если изображения в книге будут из разной текстуры – трогать такие рисунки ребенку гораздо интереснее.

Можно также приобрести говорящую книжку, нажимая на изображения в которой, ребенок будет извлекать различные звуки.

Книжки для ванной — развлечение во время купания

Мягкая книжка для самых маленьких

Минуя первый год жизни ребенок начинает использовать все больше новых слов, каждое из которых ему необходимо сопоставить с конкретным объектом. Чтобы создать крепкую связь между предметом и названием нужно использовать неоднократные повторы – показывать объект и повторять его «имя» много раз.

Для облегчения этой задачи читайте малышу коротенькие сказки с уже готовыми повторами в тексте – например, «Колобок» или «Репку». Также в возрасте от одного до двух лет детям очень нравятся истории о животных.

Ребенок может заинтересоваться определенным животным больше, чем всеми другими и в каждой книжке разыскивать именно его. Этой «влюбленностью» можно воспользоваться, рассказывая благодарному слушателю о его новом любимце – где живет, что кушает, какие звуки произносит.

 Большое значение все также имеют книжные картинки – они должны быть яркими, крупными, понятными и хорошо отражающими текст.

Книжка-театр «Курочка ряба»

Библиотечка для малышей от 1 года

В этот период значительную роль в развитии малыша начинает играть подражание. При чтении задействуйте свое актерское мастерство и попытайтесь изобразить мимикой, голосом и действием то, что происходит в книге. Машите ладонями, показывая, как летит птичка или бабочка, от имени медведя говорите грубым голосом и надувайте важно щеки.

 Таким образом малыш получит трехмерную информацию – он будет слушать про мишку, видеть его на рисунке, а по вашим действиям и тону определять его характеристики. Вскоре ребенок и сам с удовольствием разыграет перед вами мишку, зайчика или лисичку. Во время чтения объясняйте малышу непонятные слова, но не слишком долго, чтобы слушатель не заскучал.

Можно читать текст несколько раз, ребенок с удовольствием послушает одно и то же, но не забывайте предлагать ему и новые сказки. Не бойтесь читать детям сказки на подобие «Тараканища» — они кажутся страшноватыми вам, но, отнюдь, не малышу.

Для него это лишь бодрое, ритмичное и веселое представление, он не станет задумываться о том, что будет с волками «скушавшими друг друга».

Веселые стихи-подражалки

По мере взросления малыша его книги тоже обязаны повзрослеть. После трехлетнего возраста для ребенка нужно выбирать более сложные тексты – теперь он хорошо воспримет сказки Пушкина и Андрсена, Волкова, Бажова, развивающие книжки, а также сказки народов мира.

 Поначалу можно просить его пересказывать прочитанное, это станет хорошей тренировкой для памяти и логического мышления. Иллюстрации в книгах становятся все более сложными и информативными.

Ребенок может долго рассматривать картинку и сопоставлять ее подробности с прослушанным текстом.

Попросите малыша пересказать текст и рассказать о картинках

Во время чтения ребенку обратите внимание на следующие моменты:

  • Ничего не должно раздражать или отвлекать слушателя, поэтому проследите, чтобы телевизор или другие «говорящие» приборы были выключены;
  • Не прерывайтесь на какие-либо «неотложные» дела или разговоры по телефону во время чтения – вы упустите внимание слушателя;
  • Во время чтения малыш должен видеть ваше лицо, мимику и артикуляцию;
  • Важно начинать чтение, когда ребенок спокоен и благодушен, хорошим вариантом будет чтение перед сном;
  • Не отказывайтесь повторять – если ребенок просит перечитать отрывок текста еще раз или хочет слушать знакомую сказку несколько раз, не отказывайте ему. Поговорите о прочитанном, задайте вопросы, попросите пересказать;
  • По ходу чтения объясняйте в сказке только то, о чем ребенок сам спрашивает;
  • Обязательно старайтесь читать с выражением, наградите каждого персонажа отдельной интонацией – художественное исполнение не столь важно, так что не робейте;
  • Если малыш теряет интерес или не расположен к чтению, читайте текст небольшими отрывками;
  • Не забывайте показывать рисунки и обговаривать иллюстрации;
  • Если ребенок осторожничает по отношении к новым книгам – расскажите, о чем они, дайте ему рассмотреть картинки и обложку;
  • Всегда хвалите ребенка за то, что он внимательно слушает и отвечает на ваши вопросы;
  • Если малыш наотрез отказывается слушать, не принуждайте его;
  • Культивируйте бережное и уважительное отношение к книгам: не бросайте их небрежно, объясняйте, что рвать и мять книжку – нельзя;
  • Превращайте чтение в волшебный ритуал, никогда не читайте наспех и «для галочки».

Помните, что тепло своих первых книг, звучащих родными голосами, ребенок пронесет через всю жизнь – эти книги станут частью его личности.

Чтение перед сном запомнится ребенку на всю жизнь

Как читать книги малышам — рекомендации

Источник: http://www.perfectmama.ru/chto-i-kak-chitat-rebenku

Как правильно читать книги малышам

Мама и малыш, тесно прижавшись друг другу, смотрят в раскрытую книгу, на которую льется теплый свет от настольной лампы… Подобная картинка, кочуя по детским хрестоматиям, журналам для родителей и художественным фильмам, превратилась в символ счастливого, безмятежного детства.

И заботливые родители, сознательно или бессознательно, стремятся воссоздать в реальности эту идиллическую мизансцену.

Но реальность, как всегда, расходится с мечтой: один ребенок, послушав минутку, наотрез отказывается продолжать, другой требует раз за разом перечитывать одну и ту же книжку, третий, хотя и слушает, непрерывно скачет при этом по комнате или раскачивается на канате, четвертый предпочитает мультики…

Чтобы заинтересовать ребенка литературой, а в будущем сделать активным читателем, родителям придется приложить немало усилий. Более того, действуя неумело или чересчур настойчиво, можно привить малышу и неприязнь к чтению. Не стоит бояться! Достаточно знать несколько несложных правил — и дело пойдет на лад.

МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ

Топ-лист золотого фонда детской литературы для самых маленьких прекрасно известен, он мало меняется и практически неотличим от того, что читали детям поколение и даже два назад. Это русские народные сказки, потешки и частушки, стихи А. Барто, Ю. Мориц, К. Чуковского, С. Маршака, Д.

Хармса, И. Токмаковой, В. Левина, коротенькие сказочки В. Сутеева и Д. Бис-сета. Эти добротные, проверенные временем книги не нуждаются, пожалуй, ни в рекламе, ни даже в комментариях.

Хотелось бы конечно же заметить, что самой-самой первой книжкой, является открытка новорожденному и никак по-другому.

С новыми, недавно появившимися на рынке книгами лучше не экспериментировать. По крайней мере внимательно прочитайте текст, прежде чем знакомить с ним кроху: увы, встречается масса неграмотных, безвкусных, плохо написанных книг, которым не место в детской.

ЧУКОВСКОГО И БИССЕТА С БАЗАРА ПОНЕСУТ…

От того, как будут выглядеть первые книги малыша, во многом зависит, как сложатся его дальнейшие отношения с книгой. Ведь для крохи текст неотделим не только от иллюстрации, но и от образа книги в целом: качества бумаги, шрифта, переплета и т. д. Поэтому при выборе детской книги не может быть мелочей.

Материал. Для детей до трех лет лучше покупать книжки из твердого ламинированного картона. В изданиях для более старшего возраста бумага должна быть плотной, матовой, белой.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: края у листов не должны быть острыми, чтобы малыш не поранил пальчик.

Шрифт в книгах для малышей должен быть четким, контрастным и крупным: очень многие дети, еще не умея читать, любят рассматривают текст, искать в нем знакомые буквы и слова.

Иллюстрации. Кроха, который не только не умеет читать, но и говорит пока не слишком уверенно, текст воспринимает главным образом по картинке.

Поэтому книжная иллюстрация должна не просто пояснять текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание. Чем чаще в книге встречаются картинки, тем проще крохе воспринимать текст.

 В идеале иллюстрация должна соответствовать одному-двум предложениям или одной поэтической строке.

Важно, чтобы пейзажные и бытовые детали соответствовали, хотя бы схематично, описываемым реалиям, а сказочные звери, пусть и самые человекоподобные, были узнаваемы.

Не покупайте книгу, если ее герои выглядят злыми, неприятными; даже самую страшную Бабу-ягу можно изобразить с юмором, и кроху она не испугает. У ребенка с самого начала должна быть твердая уверенность, что добро одержит победу над злом.

В РЕЖИМЕ ДИАЛОГА

И все же как заинтересовать кроху чтением? Прежде всего, нужно помнить, что чтение — это диалог читателя с автором и героями; а если мы говорим о чтении детском, то это еще и диалог читающего взрослого и слушающего малыша. Главное условие диалога — заинтересованность в общении обеих сторон. Поэтому…

Читать надо тогда и столько, когда и сколько этого хочется крохе, пусть даже это будет буквально две-три минуты. Старайтесь закончить чтение прежде, чем малыш начнет скучать.

Будьте готовы в любой момент прерваться, чтобы ответить на вопрос или просто реплику малыша, даже если то, что он говорит, не имеет, как вам кажется, непосредственного отношения к тексту.

Чтение — творческий процесс. Обязательно поощряйте малыша, если он чувствует себя автором — подбирает новую, неожиданную рифму к хорошо знакомой стихотворной строке, продолжает сюжет сказки, разыгрывает по ролям сцену из любимой книги и т. д.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: родители часто жалуются, что дети раз за разом требуют читать одну и ту же сказку и наотрез отказываются послушать что-нибудь новенькое. Но именно при многократном перечитывании, когда сюжет хорошо знаком и внимательно следить за развитием событий не нужно, малыш может отпустить на волю воображение.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

Читайте не торопясь, несколько медленнее, чем обычно говорите.

При чтении знакомых малышу текстов делайте небольшую паузу перед ключевым словом (если это стихи — перед последним словом строки). Даже если кроха еще не очень хорошо говорит, он, скорее всего, прекрасно знает нужное слово и успевает воссоздать его в памяти. А если он уже активно осваивает речь, то с готовностью будет «подсказывать» вам.

Читайте «не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Слегка утрируйте интонации, говорите по- разному «за автора» и «за героев», передавая особенности их характера и настроения. Однако не следует перебарщивать: чтение вслух не театр одного актера.

Всегда держите книгу так, чтобы кроха мог следить за сюжетом по картинке. Когда читаете текст в первый раз, прерывайтесь, чтобы обсудить с крохой незнакомые ему детали изображения, например предметы деревенского быта.

{social}

Источник: https://woman-id.ru/razvitie-rebenka/kak-pravilno-chitat-knigi-malysham.html

Что и как читать ребенку от 0 до 5?

Слушая сказки, малыш мечтает, играет, развивается и… взрослеет! Специалисты не сомне­ваются в том, что начинать читать ребенку нужно с самого раннего возраста. Важно только помнить, что это занятие должно приносить удовольствие вам обоим.

У детских психологов уже не осталось никаких сомнений: детям, даже самым маленьким, книги нужны не меньше, чем родительская любовь или хорошее питание.

Хотя некоторые родители это утверждение до сих пор воспринимают скептически: для чего совсем маленьким детям сказки, если они даже смысла простых слов не понимают? Но у ученых есть все доказательства: книги не только помогают малышам взрослеть, но и на всю жизнь прививают им любовь к чтению.

Выбирая сказки для малыша, прислушайтесь к голосу своего сердца – именно вам предстоит «озвучить» выбранный сюжет, причем не один раз.

В первом чтении

Первое время книга для малыша будет прежде всего объектом изучения, стимулирующим развитие всех пяти чувств, включая обоняние и вкус. Чтобы в этом убедиться, достаточно понаблюдать за поведением полуторагодовалого ребенка.

Получив книгу в свое распоряжение, он сначала гладит ее, переворачивает вверх ногами, ставит на ребро, а потом нюхает, лижет и тянет в рот! Чтобы не прерывать знакомство в самый интересный момент, заранее позаботьтесь о том, чтобы выбранное вами издание было приспособлено для таких экстремальных способов «прочтения».

Это несложно: сегодня многие издательства соревнуются в изобретательности, выпуская малоформатные книжечки «повышенной прочности».

Как в зеркале

Первые книжки не только приносят ребенку чувственный опыт и удовольствие от общения с родителями, но и учат его наблюдательности. Очень скоро малыш начинает рассматривать картинки. Именно они дают ему представление об окружающем мире, поэтому иллюстрации пользуются неизменным успехом у детей: для них это азбука действительности.

Малыш быстро осознает, что на картинках изображены реальные вещи и явления. Исследования, например, подтверждают, что даже самые маленькие дети довольно редко путают верх и низ рисунка. В десять месяцев они уже понимают, что котенок, изображенный в книжке, и кот, свернувшийся на диване, − это совсем не одно и то же.

Такой переход к восприятию символов означает запуск процессов мышления.

Примерно в это же время маленький исследователь обнаруживает, что книга умеет «говорить»! На ее страницах «живут» не только картинки, но и слова. Разумеется, сделать это важное открытие без вашего участия у него не получится.

Первая книга всегда говорит голосом мамы, и только через несколько лет его сменяет молчание печатного слова. Благодаря вашим интонациям сюжет приобретает для него особую эмоциональную ценность.

Вам не хватает актерского мастерства и творческого подхода? Увлеченный слушатель простит вам эти недостатки. Главное, чтобы вы читали сказку с душой, тогда вашу стеснительность или оговорки он пропустит мимо ушей.

К тому же, каждый день тренируясь в декламаторском искусстве, рано или поздно вы обязательно откроете в себе такие таланты чтеца и рассказчика, о которых раньше и не подозревали.

Время для общения

Если в книжке есть картинки, вы можете описать их своими словами или придумать по ним свой сюжет, когда подписей под ними нет. Сначала опишите рисунок, потом задайте ребенку вопросы − такими нехитрыми способами вы сможете оживить новый для малыша образ.

Даже в раннем возрасте ребенок вполне способен воспринять на слух небольшой рассказ, сложенный из самых простых слов. На эту роль идеально подходят сказки, слушая которые малыш будет постепенно пополнять свой лексикон.

В этот период в загадочных и непонятных словах для крохи заключается целый волшебный мир. Не пытайтесь превратить чтение сказки в познавательную лекцию. Подробный разбор каждого слова с экскурсом в историю не оставит места для игры воображения. Если ребенок что-то не поймет, это не страшно.

Если ему действительно необходимо понять значение незнакомого слова, он сам попросит у вас объяснений.

А что делать, если времени и сил на чтение сказок не остается? Или душа к этому занятию совсем не лежит? Конечно, в мире существует немало родителей, которые с самыми благими намерениями каждый вечер насильно заставляют себя исполнять этот ритуал..

. В этом случае психологи дают два совета: не драматизировать ситуацию и перестать относиться к чтению как к обязанности. Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Не принуждайте себя только потому, что это полезно для развития малыша.

Знакомые напевы

Знакомство с художественным стилем речи не просто обогащает детский словарный запас, но и задает ребенку определенные ориентиры.

В отличие от языка повседневного общения, который почти всегда соотносится с настоящим моментом, история, рассказанная в книге, отсылает читателя и к прошлому, и к будущему.

Кроме того, у рассказа всегда есть начало и конец, между которыми в логической последовательности разворачиваются перипетии сюжета − чем не модель самой жизни!

Еще одно важное для малыша качество: сколько бы раз ему ни читали одну и ту же книжку, из нее не пропадет ни единое слово. Эта неизменность и предсказуемость обнадеживает ребенка, дает ему уверенность в прочности собственного существования.

Дедка обязательно вытянет репку, а курочка непременно снесет яичко и завтра, и через месяц, и через год.

Если бы сюжет сказки менялся каждый вечер, что убедило бы расстающегося на ночь с родителями малыша в том, что папа или мама не станут другими к следующему утру? Именно потребностью в стабильности и объясняется тот факт, что маленький любитель сказок готов слушать знакомую историю по сотне тысяч раз.

Странные знаки

Одно время считалось, что, пока ребенок не научился читать, у него нет ни малейшего представления о том, что такое письменный текст.

Но исследования доказали обратное: уже в возрасте двух-трех лет человек интуитивно понимает, что написанные строчки несут в себе какой-то смысл.

И поскольку ваш маленький Шерлок Холмс пока не знаком с механизмом письма, он начинает строить собственные гипотезы на этот счет. Часто забавные: дети говорят, что для слова «поезд» потребуется больше букв, чем для слова «машина»: ведь поезд намного длиннее!

Воспитание чувств

Хорошую книгу можно распознать прежде всего по тому всплеску эмоций и чувств, которые она у нас вызывает. Ребенок, как и взрослый, находит в ней отражение своих радостей, горестей, страхов, и порой там, где вы этого не ждете.

Малыш, например, может разглядеть в углу страницы крошечную птичку и, не обращая внимания на остальные детали рисунка, настойчиво требовать от вас ответа на вопрос: «А почему синичка сидит на ветке одна?» И тут не мудрено растеряться: в сказке-то об этом ничего не сказано! Но такая реакция вполне естественна: ребенок дает выход своим душевным переживаниям, ведь его тоже тревожат вечные человеческие страхи одиночества, смерти, разлуки.

Страшные рассказы тоже выполняют воспитательную функцию, поэтому, если малыш просит вас почитать на ночь сказку про злого великана, не пытайтесь отговорить его от этой затеи.

Запрещать такие книжки тоже не стоит: ребенок имеет право выбирать, что ему слушать. Если он заказывает вам страшную историю, значит, сейчас ему необходимо пережить ощущение страха.

Чтобы избавиться от негативной эмоции, ребенок должен ее проиграть, а сказка как раз позволяет ему это сделать.

О душе и теле

Позвольте малышу слушать вас так, как он хочет. Если ваш полуторагодовалый малыш, едва вы успели прочитать первые два предложения, убегает в другой конец комнаты играть с машинками, не расстраивайтесь. Это не значит, что он никогда не полюбит книжки.

Просто у некоторых детей потребность в двигательной активности выше, чем у других.

Во время совместного чтения у крохи может внезапно возникнуть желание прижаться к вам поближе, но уже через минуту ему может срочно понадобиться сделать круг по комнате… Этими и многими другими способами малыш пытается пережить полученные от рассказа эмоции. Свои чувства он выплескивает в движениях и жестах.

Но может случиться и так, что однажды вечером ребенку действительно не захочется слушать сказку. В этом случае его отказ нужно ясно расслышать и не настаивать на своем. Не стоит забывать, что на этом этапе романа, который у него завязывается с книгой, самое главное − удовольствие от процесса.

Страшные рассказы

Стоит ли оберегать ребенка от встречи с Бабой-ягой или Бармалеем? Психологи решительно отвечают: «Нет!» Сказки в ясной и самой естественной для малыша форме иллюстрируют важнейшие психологические переживания – желание быть любимым, боязнь оказаться отвергнутым, стремление жить, страх умереть. Ребенок получает возможность пережить свои тревоги вместе с главным героем, потому что он часто идентифицирует себя с ним. Злые персонажи наделены силой, коварством, хитростью и колдовскими чарами, но в конечном счете победу всегда одерживает Добро. И ваш малыш побеждает вместе с ним!

От 0 до 1,5 года

Малыш прекрасно воспринимает стихотворные ритмы и различает интонации. Для первых чтений выберите поэзию: она даст первое представление об особом художественном языке, отличающемся от повседневного. Поскольку смысл содержания крохе еще не доступен, читать ему можно любых поэтов.

Когда кроха научится сидеть и держать в руках предметы, можно дарить ему книжки-игрушки – матерчатые, резиновые, картонные, музыкальные. Главное, на одной странице должен быть изображен один персонаж,чтобы малыш мог с легкостью его опознать, показать, как мяукает киска, где у нее хвостик, ушки и усики.

Потешки, прибаутки, колыбельные помогают детям выстроить модель окружающего мира. Пригодятся также книжки, рассказывающие о повседневных событиях в жизни малыша: как он обедает, играет, спит.

Полезная привычка (от 0 до 1,5 лет)

Если для взрослых чтение – это прежде всего способ отрешиться от реальности, совершить путешествие в придуманный мир или почерпнуть полезную информацию, для малыша книга представляет совсем иную ценность: она дарит ему минуты общения с близкими и их внимание, в которых он так нуждается. Однако со временем этот приятный совместный досуг принесет интеллектуальные плоды, если вам удастся привить малышу вкус к чтению. Главное – читать с выражением, чтобы малышу было интересно, и примерно в одно и то же время – так чтение войдет у малыша в привычку.

Серия «Умный малыш», РОСМЭН.Русские народные сказки, РОСМЭН.«Азбука», Лабиринт Пресс.

От 1,5 до 3 лет

Ребенок начинает говорить, понимает смысл многих слов и может представить, как «чайник за кофейником бежит». Самое время познакомить его со стихотворениями Чуковского, Маршака, Барто.

Раннее чтение – это общение малыша не только с мамой, но и с автором книги и художником-иллюстратором. Ребенок пытается «раскодировать» картинки, поэтому ищите книги с красивыми рисунками и добрыми персонажами: по их лицам малыш будет учиться считывать эмоции. «Кислотные» расцветки и герои, нарисованные в стиле компьютерной графики – не самый удачный выбор.

Сюжет должен быть простым и связным, с началом, серединой и концом; мотивы поступков героев – понятны. Благодаря такой структуре текста малыш учится выстраивать последовательность событий и улавливать причинно-следственные связи.

Отдавайте предпочтение коротким рассказам. Начать можно со сказок с иллюстрациями Владимира Сутеева ( «Три котенка», «Цыпленок и Утенок») и серией книжек про Медведика Кармы Уилсон и Джейн Чапмен. Для 3 лет подойдут рассказы «Котенок по имени Гав» Григория Остера и «Приключения поросенка Петра» Людмилы Петрушевской. Параллельно можно читать общеизвестные сказки.

Аудиокниги можно включать с 2–3 лет. Главное их отличие от обычной книги – отсутствие живого общения с мамой.

Шире круг (от 1,5 до 3 лет)

Кроха начал говорить, и отныне книжка станет прекрасным подспорьем в пополнении словарного запаса и развитии речи. Предлагайте ему разные книжки, даже если вы видите, что маленький «консерватор» прекрасно обходится парой-тройкой любимых сказок.

Пробудить интерес к новым сюжетам можно прямо в книжном магазине. Полистайте вместе издания и позвольте ребенку выбрать на свой вкус.

Если сюжет вам не понравится, не беда – по картинкам вы сможете придумать свою историю, ведь малыш еще не умеет читать.

Х. Ховланд «Иван Иваныч не такой, как все», Мир детства медиа.Х.К. Андерсен «Дюймовочка», Махаон.Серия «Сказка вслух», «Король Лев», Эгмонт.

От 3 до 5 лет

Есть соблазн обложить малыша познавательными энциклопедиями и азбуками. Но в дошкольном возрасте у большинства детей ведущую роль играет правое полушарие, которое отвечает за образное мышление и эмоциональное развитие. Левое полушарие, отвечающее за логические операции и обработку информации, созревает только к 6–7 годам. Перегруженность малыша знаниями может привести к нервным срывам.

Ребенок учится слышать и воспринимать художественный текст, наслаждаться музыкой стиха, видеть за словами образ. Здесь важны стихи и классическая детская проза с целостными сюжетами: рассказы Н. Носова, А.Раскина, В. Драгунского, сказки Андерсена и т. п.

Время для игровой поэзии (стихов-перевертышей): малыш уже способен смеяться над миром, опрокинутым вверх тормашками. Предлагать их раньше не имеет смысла: ребенок ничего не поймет и запутается в странных образах. Можно почитать А. Усачева, Ю.Мориц, О. Григорьева.

«Психотерапевтические» книги современных авторов о смерти, рождении детей и т. п. можно почитать малышу в том случае, если этот вопрос его волнует и он проявляет к теме повышенный интерес. Читать их в чисто познавательных целях или ради разнообразия не стоит.

Стоит избегать и книжек, где знакомые сюжеты изложены в стиле учебного пособия, с задачками вроде: «А теперь посчитай, сколько козлят осталось в домике!» Такая подача нарушает целостное восприятие художественного текста.

Яблоко от яблони (от 3 до 5 лет)

Важно не только выбрать «правильную» книжку, но и подать малышу личный пример. Если мама с папой годами не подходят к книжкой полке, им вряд ли удастся внушить чаду любовь к чтению.

Отбить у ребенка желание брать в руки книгу может, как ни странно на первый взгляд, раннее обучение чтению.

Большинство психологов не рекомендуют покупать детям первый букварь до 6–7 лет: до этого момента малыши практически не способны понять смысл прочитанного.

А. Хавукайнен, С. Тойвонен. Серия «Тату и Пату», МД Медиа.Любимые песенки для маленьких принцесс», Лабиринт Пресс.К. Каспаравичюс «Глупые истории», МД Медиа.

Читать на эту тему:

Источник: http://www.parents.ru/article/chto-ikak-chitat-rebenku-ot-0-do-5/

Ссылка на основную публикацию