Как научиться искусству запрещать ребенку, не запрещая?

Как научиться искусству запрещать ребенку, не запрещая?

Слово «нет», как и частица «не» воспринимается нашим подсознанием часто наоборот, как бы программируя нас делать всё не так, как просят. Дети ещё более подвержены подобному воздействию. Посылая ребенка в магазин за хлебом не надо говорить: «Не забудь купить еще молока», т.к.

скорей всего ребенок получит послание «не». Скажите просто: «Купи еще молока». Если сказать ребёнку: «Не бери ножницы!», скорее всего, он захочет их взять. Насколько же важно для родителей научиться запрещать, не запрещая.

Как это сделать? Как перестать употреблять высказывания в негативном ключе?

Увлекательная игра «Час без запретов»

Суть игры заключается в том, чтобы в течение часа мама обходилась без слов «нет», нельзя» и частицы «не». Для начала стоит разъяснить малышу правила – мама ничего не запрещает, а ты ведёшь себя хорошо. «Сегодня у нас час без запретов.

Ты знаешь, как вести себя? Мне нельзя тебе ничего запрещать, а ты, в свою очередь, покажи, насколько ты уже взрослый. Я буду заниматься своими взрослыми делами, а ты – своими».

 Детишкам точно понравится эта игра, ведь теперь, как ему может показаться, он волен делать, что захочет, не рискуя быть наказанным.

Скорей всего этот час ребенку будет интересен, он может и действительно вести себя хорошо, но может и проверять родителей, правда ли вам запрещено запрещать, нарочно создавая ситуации, в которых без запрета обойтись не получится, — ходить по краю кровати, например.

Что делать в таком случае, ведь вы обещали обойтись без «нельзя»? Ничто не мешает вам сделать замечание ребёнку, сказав, что так делать опасно. Можете подбежать к нему с испуганным видом, чтобы подстраховать. Скажите крохе, что вы сильно испугались за него.

Малыш сам поймёт, почему вы раньше не разрешали так поступать, ведь вы боитесь за него и хотите уберечь от беды. Такой подход является позитивным, а прямой запрет всегда воспринимается негативно.

Пора практиковать день без запретов

Когда первая игра станет приносить плоды, постепенно переходите ко дню без запрещающих фраз. Это вовсе не означает, что теперь малышу всё дозволено – отец и мама имеют право делать замечания и обращать внимание на неправильные поступки своих детей. Главное – делать это правильно, не употребляя частицу «не» и слово «нельзя». Как это возможно?

если что-то запрещаете — объясняйте причину

Допустим, сын вернулся с занятий спустя час после их завершения, а обычно дорога домой занимает 30 минут. Естественно, родители стали волноваться.

Первое, что может вырваться, это: «Почему ты не вернулся домой вовремя?» Спросив так, вы нарушите правила своей же игры. Попробуйте перестроить фразу так, чтобы частицы «не» в ней не оказалось.

Спросите ребёнка: «Почему ты задержался?» или «Где ты был?» Попросите его в следующий раз приходить домой сразу после окончания уроков или предупреждать о необходимости зайти к другу: «В следующий раз, когда будешь задерживаться – звони и говори, куда и с кем ты хочешь пойти.

Просто, что бы я знала и была спокойна». Так вы сделали замечание, объяснили, что так не надо делать (по правилам игры), и дали понять, что вы переживаете и помните о том, что он не пришел вовремя. Ребенок еще должен понимать, что это не день вседозволенности.

Отсутствие запретов в словах родителей не означает полную свободу действий и безнаказанность, именно это и должен усвоить малыш.

Когда взрослые не употребляют слова «нет» и «нельзя», воспитание не вызывает у детей протеста на психологическом уровне, а наоборот, побуждает их совершать поступки, за которыми последует похвала родных. На самом деле ребятишкам нравится быть хорошими и радовать близких, если их не заставляют это делать.

На формирование новой привычки обходиться без запретов уйдёт примерно один месяц, в дальнейшем почти все замечания вам будет легко произносить в положительном ключе.

Постоянно совершенствуйте навык не запрещать

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Чтобы не утратить мастерство позитивного наставления, нужно регулярно включать себя и детей в игровой процесс. Детям определённо понравится игра, по правилам которой все члены семьи исключают из употребления некоторые слова.

Если в течение всего дня стараться не произносить некоторые слова, например, «да», «нет», «белое» или «чёрное», а вечером вознаграждать победителя и штрафовать проигравшего, старшие дети придут в восторг. Чтобы увидеть наглядно, кто сколько раз допустил осечку, установите небольшие ёмкости для каждого игрока.

В них вы будете складывать штрафные бумажки – у кого их наберётся больше, тот проиграл.

В качестве наказания за использование в речи запрещённых слов можно попросить отжаться несколько раз от пола, вымыть посуду, скушать лимон. Штрафы не должны быть унизительными и невыполнимыми.

Не стоит оставлять без поощрения победителя – тогда в следующий раз он станет прикладывать ещё больше усилий, чтобы выиграть. Такая игра способна избавить от плохого настроения и сблизить членов семьи, так что практикуйте её чаще.

В результате всем удастся научиться контролировать свою речь, а это полезно как родителям, так и детям.

Что делать, если без запрета обойтись невозможно?

Бывают ситуации, когда не получается исключить запрет на какое-то действие. Что делать тогда? На этот счёт лучше воспользоваться некоторыми правилами, изложенными ниже.

  1. Если вы говорите ребёнку «нельзя», обязательно сопровождайте его подробным объяснением причин. Дети, которые понимают, почему им запрещено совершать конкретный поступок, легче следуют родительскому наставлению. Читаем также: как говорить ребенку «нельзя».
  2. Не пользуйтесь запретами слишком часто, только при необходимости. При этом обсуждайте возможные исключения из правил вместе с детьми. Например, школьнику нельзя уходить со двора, из зоны видимости мамы, но если всё же нужно зайти в гости к другу, об этом нужно предупреждать взрослых.
  3. Старайтесь не использовать противоречия, которые важны для физического и психического развития: «не бегать», «не прыгать», «не кричать», либо заинтересовывайте чем-то другим.
  4. Никогда не используйте в обращении с детьми приказной тон и не ставьте условия, это вызовет обратную реакцию и раздражение. Подходящая форма для запретов — дружественно-объяснительная.
  5. Вводя ограничения для детей, обязательно оговаривайте и согласовывайте их с другими членами семьи, чтобы мнение родителей совпадало. В противном случае ребёнок станет манипулировать вами.

Чтобы ребёнок научился легче воспринимать родительское напутствие, а также во избежание лишних конфликтов с ним, возьмите на заметку ещё несколько полезных советов.

  • Запрещая что-то детям, сами следуйте своим правилам – не делайте того, что нельзя им;
  • Держите подальше предметы, которые ребёнку трогать нельзя, — иголки, ножи, ножницы, лекарства. Убрав эти вещи из поля зрения малыша, вам не придётся запрещать их трогать;
  • Старайтесь меньше использовать слова – «так надо», «ты должен», произносите фразы так, чтобы их легко было воспринимать психологически. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты должен скушать всю кашу», говорите так: «Дети, которые всё съедают, становятся сильными и здоровыми»;
  • Когда малыш отказывается делать то, что не хочет, предоставьте ему выбор, а не ставьте его перед фактом. К примеру, он не хочет собираться на улицу, тогда не говорите прямо: «Мы пойдём на прогулку», а спросите его мнение – вы пойдёте в парк или на детскую площадку? Детям нравится принимать решения. Сделав свой выбор, ребёнок охотно пойдёт гулять. Этот психологический приём позволяет маме добиться желаемого, не оказывая давление на малыша.

Будьте мудрыми, находите правильный подход к своим детям, избавьтесь от негативных фраз и запретов. Вскоре вы увидите результат – с некогда неуправляемыми сорванцами станет намного проще совладать.

Читаем также:

Как запрещать ребенку не запрещая — детский психолог Юлия Милованов рассказывает об этом в программе «Все намного проще» с ее постоянной ведущей Риной Корчминский:

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-nauchitsya-iskusstvu-zapreshhat-rebenku-ne-zapreshhaya.html

как запретить ребенку | как научить ребенка слову нельзя

Увы, каждый взрослый понимает, что жизнь в обществе невозможна без соблюдения некоторого комплекса ограничительных рамок.

Чтобы не прослыть невежей, нужно знать, например, некоторые правила этикета, а чтобы не вступить в конфликт с правоохранительными органами, нужно соблюдать ограничения, прописанные в законах и конституции.

Когда же надо учить ребенка словам «нельзя», «нет», как запретить ребенку не делать то, что хочется ему в данный момент, а выполнять действия, которые предписывают какие-то педагогические правила?

Сложный вопрос. Настолько сложный, что буквально десятилетие назад детские психологи всего мира все еще ломали копья, доказывая друг другу свою правоту.

Во главе одного из учений (назовем его «воспитание без ограничений») стоял всемирно известный доктор Спок. Основой его методики воспитания было снятие всех запретов.

Хочет ребенок кричать, когда все спят – пусть кричит; вырастет, сам кричать не будет, потому что взрослому человеку вообще не свойственно так бурно выражать свои чувства. Если сидит за столом и во время еды болтает ногами – пусть себе болтает.

Вырастет сам – вырастут и ноги, и болтать ногами за столом, мешая окружающим, он просто физически не сможет. И так далее.

Девизом его учения можно было бы взять следующую фразу: все, что не запрещено, то можно. А запрещено было ребенку всего 3 вещи: нельзя подходить к раскрытому окну, нельзя лезть к розетке и нельзя брать (играть) со спичками. Все остальное – можно!

Кстати, когда мои собственные дети были маленькими, была у меня знакомая, которая воспитывала своего ребенка строго по книге доктора Спока.

Тяжеловато ей приходилось! То ребенок с размаху запустит тяжеленный утюг в кинескоп телевизора, и тот взрывался со страшным грохотом, то стены гвоздем ковырять начинал… Это дома. А на улице повадился 6-летний малыш стаскивать крышки с канализационных люков.

Как ему это удавалось – для меня загадка до сих пор. Но – факт, как говорится, налицо.

Для сантехников и слесарей ЖКХ военного городка, где мы жили, сынок главного инженера был как стихийное бедствие: постоянно после его прогулок нужно было возвращать на место крышки люков, поправлять вентили и обмотку утепления системы отопления и водоснабжения… Интерес ребенка распространялся на все слесарно-сантехническое оборудование, и мама только радостно вздыхала: любознательный ребенок растет!

То, что ребенок не реагировал не только на замечания посторонних, но и ее собственные замечания, ее нисколько не волновало: вырастет, сам расставит нужные приоритеты, а пока нельзя ограничивать ребенка в познании мира! А с любознательным ребенком дети общались очень неохотно. Он мог запросто кинуть в голову камень (может, ожидал, что голова разлетится с таким же грохотом и треском, как кинескоп от телевизора? ), ударить палкой, отобрать игрушку…

Читайте также:  Ребенок-ураган: как справиться с гиперактивностью

Таких белых ворон больше в нашем военном городке не было. Годам к десяти он, как говорится, «перебесился» и стал спокойнее, но по-прежнему делал только то, что хотел.

Я работала в классе, где учился этот уже подросший ребенок, и хорошо помню, что он мог посреди урока вдруг выйти из класса, потому что ему надоело сидеть, мог во весь голос начать разговаривать, мог перебивать учителя… Он мог и делал все, что хотел, а время для его «перерождения» все не наступало. ..

Когда дети, воспитанные без запретов, стали подрастать, естественное понимание ими социальных и физических запретов так и не привилось.

Выросло поколение беспринципных хамов, понимающих только свои желания, ради которых они могут идти по трупам, в прямом значении слова.

Когда они были еще детьми, их не научили ограничивать себя в малом, а теперь их взрослый эгоизм граничил со звериной жестокостью и беспринципностью. И теперь и подавно никто не мог сказать, как правильно запрещать и научить слову нет.

В общем, надо отдать должное мировой знаменитости детской педагогики – он прилюдно признал ошибочность своей теории. Жалко загубленные жизни.

Но еще более жалко, что, «сохраняя авторитет науки», ошибочность его теории, а главное – его самоличное признание этого, почему-то не получило настолько широкой огласки, как пропаганда «воспитания без запретов».

Поэтому многие до сих пор верят, что воспитывать ребенка надо не запрещая, и научить слову нет и нельзя его сможет сама взрослая жизнь. И продолжают калечить жизни своих детей.

Чтобы научиться правильно запрещать, всегда соблюдайте простые правила, и строго следуйте им. Научить ребенка слову нельзя как можно раньше полезно и с точки зрения сохранения здоровой психики ребенка. Как известно, дети не умеют мыслить абстрактными категориями.

В их размышлениях нет «полутонов». Помните выражение «юношеский максимализм»? Так вот, к детскому образу мыслей это можно отнести еще в большей степени. «Плохой-хороший», «белое – черное», «можно-нельзя» — именно так дети воспринимают окружающий мир.

И, как только перед ними встает вопрос: можно, при условии… — их психика уже напрягается, они чувствуют дискомфорт, пытаясь подогнать решение вопроса в привычные рамки. Естественно, выбирая при этом решение, наиболее простое в данный момент.

Нельзя или можно, если очень хочется? Можно! Нужно ли, если нет желания? Нет!

Родители должны помочь ребенку сделать этот правильный выбор. Запрещая, обязательно пояснять, почему именно нельзя. Можно даже от противного. Нельзя брать и зажигать спички. Почему? Ребенку пока непонятно слово «обожжешься». Дайте возможность узнать эти ощущения.

Например, вместе с ними зажгите спичку, а потом, потушив ее, попросите взять пальчиками за потухший кончик. Будет горячо, очень горячо для нежной кожи малыша.

Может быть, даже вскочит маленький пузырик на пальчике (если он схватит обгоревшую спичку сразу же, а не спустя секунды 2-3 после того, как пламя потухнет)  — но он будет твердо знать, почему нельзя. Ведь если даже потухшая спичка обжигает, как же сильно может ожечь живой огонь!

Каждый запрет должен быть конкретным, и понятна причина этого запрета. Запреты типа «нельзя, и точка», «потому что я сказала», «нельзя значит нельзя» для него так же непонятны, как и запреты совсем без объяснений.

«Не вертись за столом». Нельзя  вертеться вообще, или только в этот конкретный миг? А через минуту уже можно? А почему нельзя? Постарайтесь ответить на вопрос как можно конкретней и понятней именно для сознания ребенка.

Чтобы подсластить горькую пилюлю запрета, можно давать ребенку иллюзию свободы выбора.

Ты хочешь гулять, но не хочешь одеваться? Хорошо, тогда гулять не пойдем совсем, и ты не увидишь, как в парке плавают на пруду прилетевшие утки – я как раз собиралась тебе их сегодня показать. Не хочешь одеваться – не идешь гулять. Потому что гуляют только в теплой одежде. Подойдите к окну, покажите, как тепло одеты прохожие (даже если они одеты и не тепло, убедить ребенка совсем не сложно – мало ли, может, у него под плащом меховая куртка надета)

Источник: http://lady-mari.ru/kak-pravilno-zapretit-rebenku.html

О вреде слова «нельзя» или как правильно запрещать ребенку?

2014-11-28

В этой статье я хотела бы поговорить на очень серьезную тему – стоит ли запрещать ребенку и если да, то как это делать? Ибо от того, как и в каких количествах вы будете говорить своему ребенку «нет» будет во многом зависеть ваша модель воспитания.

Безусловно, человека второго типа удобнее воспитывать. Он меньше сопротивляется вашим требованиям, меньше выказывает свою волю, с меньшей вероятностью он влезет куда-то без вашего на то разрешения.

Но! Наивно полагать, что детство пройдет, ребенок вылетит из под вашего крыла, и сразу изменится. Нет, такой человек всю жизнь так и будет бояться отстаивать свои интересы, он с трудом будет сам принимать решения, т.к.

привык, что вы всегда говорили ему, что ему стоит делать, а что нет.

Итак, если вам больше нравится удобный ребенок, вы можете кричать ему «Нельзя!» к чему бы он ни прикоснулся, бить его по рукам без четкого объяснения причин, ну и все в таком духе.

Ну а если вы все-таки хотите вырастить свободного и думающего человека… нет-нет, я вовсе не хочу сказать, что такому ребенку должно быть все дозволено, запреты обязательно должны быть.

Но какие именно и в каких количествах? Об этом читайте в статье!

Слово «нельзя» ребенок начинает понимать где-то в возрасте 6-8 месяцев. И как раз в это время вам впервые приходится столкнуться с необходимостью что-то запретить ребенку.

В это время малыш уже начинает самостоятельно передвигаться в пространстве, его интересует все больше окружающих вещей, и тотально контролировать его действия, как это было раньше, у вас уже не получится.

Начиная с этого возраста, хотите в этого или нет, вам придется иметь дело со словами с запретами.

Поэтому рассмотрим подробнее, как сказать ребенку «нет» и какие правила при этом нужно знать. Эти правила не теряют своей актуальности и в год, и в 2 года, и в 3 …

1. Запрещайте как можно реже!

Прежде, чем что-то запрещать ребенку, подумайте, а действительно ли это нельзя? Случится ли что-то страшное, если ребенок наступит в грязь или поднимет с земли выброшенный фантик? Ведь не так трудно постирать одежду ребенка или лишний раз протереть ему руки влажной салфеткой, стоят ли эти хлопоты того, чтобы запретить ребенку исследовать окружающий мир!

Под словом «нельзя» должны находиться только самые строгие запреты. Строгие запреты в основном могут быть связаны с вопросами безопасности (не совать пальцы в розетку), но могут быть связаны и с чем-то другим, например, с чем-то особенно ценным для вас.

Организуйте вашу семейную жизнь, так чтобы запрещать приходилось очень редко. Если ребенку еще нет 1-1,5 лет, просто уберите из зоны досягаемости ребенка все опасные и особо ценные предметы.

Никакой бытовой химии и дорогой посуды в нижних шкафчиках, никаких острых предметов по близости, желательно, безопасные розетки.

Так, чтобы вы точно знали, если ребенок будет передвигаться по комнате самостоятельно, ничего страшного не произойдет.

Если же ребенок уже постарше, то здесь задача будет потруднее. Нужно учиться идти на компромиссы со своим ребенком. Если ваше чадо хочет исследовать камешки и бумажные фантики – берите на прогулку влажные салфетки.

Хочет исследовать грязное ведро для мытья пола – налейте и поставьте рядом чистое ведерко специально для малыша. Используйте также ограничительные условия.

Например, на требование ребенка немедленно поиграть с ним не говорите «Нет», скажите «Я закончу свои дела через 15 минут, подожди, и мы с тобой поиграем» (только обязательно исполните свое обещание).

Почаще вместо «Что ты делаешь? Нельзя!» задавайте вопрос «Что ты хочешь?». По своей дочери я убедилась, что этот вопрос очень действенный.

Стоит только его задать в ответ на капризы дочери, она сразу как бы приостанавливается и задумывается («И чего я в самом деле хочу?») Считаю, что этот вопрос очень хорошо помогает ребенку лучше понять себя.

Этим вопросом вы завязываете с ребенком спокойную беседу, в которой потихоньку начинаете объяснять причину ограничений, рассказываете, что всем нам приходится согласовывать свои действия с желаниями окружающих.

Помните, чем реже вы будете говорить «Нет! Нельзя!», тем больше ребенок будет прислушиваться к этим словам.

2. Позиция родителей относительно запретов должна быть одинаковой

Избегайте ситуации, когда «плохой» папа запрещает, а «добрая» мама разрешает, или наоборот. Поначалу это только сбивает ребенка с толку, но вскоре ему становится ясно, что ваш запрет не является непререкаемым, и прислушиваться к нему тоже необязательно.

3. Не отменяйте запрет только потому, что ребенок плачет или кричит

Конечно, это нелегко. Стоит только ребенку заплакать, хочется сразу все ему разрешить, лишь бы он только успокоился. Но если уж вы решили в чем-то отказать (а как я уже писала, нужно это делать обдуманно и не слишком часто), то стойте на своем до конца.

4. Выберите правильный тон

Некоторые родители, боясь показаться «плохим» папой или «злой» мамой, говорят «нельзя» заискивающим, извиняющимся тоном. Другие же наоборот кричат на ребенка истошным голосом. Конечно, оба эти варианта крайне неправильны.

Слова запрета нужно произносить четко, твердо и однозначно. Голос должен быть спокойный и, если того требуют обстоятельства, строгий. Желательно при этом смотреть ребенку в глаза.

Чтобы ребенок поверил вам и прислушался, вы должны сами себе поверить, не должно быть ни сомнения, ни истерики в ваших словах.

5. Не приучайте ребенка ориентироваться на мнение чужих людей

Чем старше становится ребенок, тем больше появляется запретов, связанных с общественным мнением «Не плачь, а то дядя подумает, какая ты капризная девочка», «Не кричи громко, а то нас отсюда выгонят!» Мы часто не придаем значения этим фразам, но на самом деле, благодаря ним, ребенок очень быстро привыкает ориентироваться на внешний мир, на внешние оценки людей, начинает придавать большую важность этим оценкам.

Конечно, прислушиваться к мнению окружающего мира важно, без этого невозможно жить в социуме. Но постоянно ссылаясь на мнение чужих людей, вы рискуете преувеличить в глазах ребенка важность этого самого мнения и привить ребенку ненужные комплексы, от которых потом так трудно будет избавиться.

Объясните лучше как-то по-другому причину «Не кричи, а то ты мешаешь доктору лечить других деток» (в очереди в поликлинике) или «Не делай так, это меня расстраивает (утомляет)». Это не сделает ребенка столь зависимым от того, что подумают люди. А это очень важно для счастливой жизни маленького человека.

Что запрещать?

Вам, как родителям, нужно сесть и подумать, что вашему ребенку будет категорически запрещено, что иногда можно разрешить, и что позволено всегда.

У нас, например, под строгим запретом в основном находятся ситуации, которые представляют опасность (никогда нельзя выходить на дорогу без родителей, нельзя играть с дверной ручкой в автомобиле во время езды), но и не только (нельзя драться).

Читайте также:  Лекарства от изжоги разрешенные беременным - список из 10 препаратов

Среди ограничений, которые могут иногда отменяться, у нас в основном режимные моменты (иногда можно лечь спать попозже или посмотреть мультики чуть больше отведенного времени). Всегда же разрешено дочке выбирать, во что мы будем играть, куда пойдем гулять и т.д.

Зачем же все-таки нужны запреты и правила?

Итак, не должно быть много «нельзя», но и совсем без них тоже никак! И не только потому, что при отсутствии ограничений ребенок вырастет эгоистом, а в первую очередь потому что дети, сами того не подозревая, сильно нуждаются в четкой структуре во всем. Вводя в жизнь ребенка определенные правила и запреты, родители тем самым делают мир более понятным и предсказуемым, а значит – безопасным.

Для спокойного и гармоничного развития ребенку необходима уверенность во внешнем мире. А чтобы быть уверенным во внешнем мире, ребенку нужно знать, что окружающий мир стабилен, что в нем есть четкие правила, которые действуют одинаково и сегодня и завтра.

Так, например, ребенок должен знать, что конфеты можно есть только после того, как пообедаешь, а после соблюдения вечернего ритуала (чтение книжек, чистка зубов и т.д.) уже больше ничего не последует, только сон.

Конкретные правила, которые в первую очередь будут соблюдать и сами родители, ребенку просто необходимы, только их количество должно быть разумным! По той же причине ребенок нуждается в своей собственной комнате и кроватке, в режиме дня, т.к. это тоже дает ему ощущение стабильности.

Как справляться с негативной реакцией ребенка на запреты

Важно помнить, что в ответ на ваш запрет ребенок, скорее всего, заплачет или даже обидится. Отказывая малышу в чем-то, вы должны быть готовы к этим чувствам. Старайтесь не оставлять ребенка один на один со своей обидой. Если малыш еще совсем маленький (до 1-1,5 лет), то его, скорее всего, будет довольно легко отвлечь чем-то.

К году дети становятся более упрямыми и непослушными, отвлечь их уже не так просто. И здесь уже нужно учиться договариваться с ребенком. Во-первых, всегда нужно обосновывать, почему вы вводите то или иное ограничение.

«Не нужно драться! Это больно!», «Я не могу сейчас с тобой поиграть, я должна приготовить ужин, скоро придет папа». Обоснование должно быть таким, чтобы вы сами чувствовали его значимость. В таком случае жизненные наблюдения обязательно подтвердят ребенку правдивость ваших слов.

А абстрактные призывы типа «Хорошие девочки так не делают!» останутся для ребенка пустым звуком.

Во-вторых, обязательно постарайтесь предложить ребенку такую же интересную альтернативу. С ребенком можно и нужно договариваться. Это поможет ему в дальнейшем. Став постарше, он всегда будет стремиться договариваться с окружающими. К тому же он будет понимать: в этом мире нет безвыходных ситуаций, всегда есть достойная альтернатива, стоит только немного подумать.

 Из личного опыта

В воспитании своей дочери я с самого начала решила минимизировать употребление слов «нет» и «нельзя». И, я считаю, именно благодаря этому примерно до 1 года 2 месяцев мы с Таисией практически не знали проблем в общении. В тех редких случаях, когда я что-то ей запрещала, она ко мне прислушивалась.

Крайне редко случалось, чтобы она возмущалась или устраивала небольшой скандал. Иногда даже было так: Тая протягивала руку к чему-то запретному и смотрела на меня вопросительным взглядом, на что я говорила ей «Нельзя, ты же знаешь», и она, убедившись в том, что ничего не изменилось, спокойно отступала.

Но в 1 год 2 месяца все поменялось. В этом возрасте дочь начала нам закатывать настоящие истерики с требованиями получить желаемое. Ее возмущение стало гораздо более ощутимо и долговременно, отвлечь ее стало практически невозможно.

Например, дочь почему-то стала наотрез отказываться сидеть в автокресле. Ничего не поделаешь, приходилось стоять на своем, объяснять, договариваться.

Зачастую приходилось какое-то время переждать море слез, и только потом объяснять и успокаивать, ибо в самые первые минуты после озвучивания ограничения, дочь просто не хотела ничего слышать.

Источник: https://jili-blog.ru/o-vrede-slova-nelzya-ili-kak-pravilno-zapreshyat-rebenku.html

Как научиться запрещать, не запрещая?

Слово «нет», как и частица «не», обладает странным свойством: оно или пролетает мимо ушей, или дает послание делать то, что надо не делать.

Посылая ребенка в магазин за хлебом не надо говорить: «Не забудь купить еще молока», т.к. скорей всего ребенок получит послание «не». Скажите просто: «Купи еще молока».

То, что относится к негативным высказываниям – дети часто слышат либо не то, что мы имеем в виду, либо такого рода послания их программируют делать наоборот. Поэтому иногда достаточно менять построение фразы, что бы исчезло массу недоразумений и обид со стороны дитя.

Наглядный пример, как начать запрещать не запрещая.

Поиграйте в игру «Час без запретов»

Начните сначала с часа без запретов, заинтересуйте малыша, объясните правила: «Сегодня у нас час без запретов. Ты знаешь, как вести себя? Мне нельзя тебе ничего запрещать, а ты, в свою очередь, покажи, насколько ты уже взрослый. Я буду заниматься своими взрослыми делами, а ты – своими».

Сдержите свое слово, и обойдитесь без «нет», «нельзя», «не…» и т.д.

Скорей всего этот час ребенку будет интересен, он может и действительно вести себя хорошо, а может и нарочно проверить, действительно ли вам запрещено запрещать.

Если малыш будет проверять вас, балансируя на краю дивана, сделайте замечание по правилам игры: подбегите с испуганным взглядом, схватите его и с рукой на полуостановившемся сердце расскажите ему, как вам было страшно и как вы испугались.

Ваш испуг он воспримет позитивно, он поймет, почему нельзя, вы переживаете и т.д. А вот прямой запрет, особенно без понятных на то оснований – негативно.

Далее переходите постепенно ко дню без запретов

Допустим, ваш первоклашка добирается домой вместо обычного получаса целый час. Первое, что может вырваться: «Почему ты не пришел вовремя?». Но, как мы помним, это не по правилам игры.

Спросите: «Сейчас уже два часа, где же ты был?» или «В следующий раз, когда будешь задерживаться – звони и говори, куда и с кем ты хочешь пойти. Просто, что бы я знала и была спокойна».

Так вы сделали замечание, объяснили, что так не надо делать (по правилам игры), и дали понять, что вы переживаете и помните о том, что он не пришел вовремя. Ребенок еще должен понимать, что это не день вседозволенности.

От соблюдения таких правил ребенок учится поступать так, чтобы им были довольны. Вы даете ребенку направление без упреков, которые могут вызвать только протест у ребенка.

Примерно через месяц привычка запрещать в грубой и нетактичной форме для ребенка уйдет, и вы сможете делать замечания только в позитивной форме. Каждому малышу нравится быть хорошим, особенно если это от него не требуют.

Для старших деток подойдет игра, где будут задействованы все члены семьи. Например, «Да и нет не говорить, в черном-белом не ходить».

Предложите поиграть. Условия простые: в течение всего дня не говорить слов «чёрное», «белое», «да» и «нет». Эти слова всем тяжело не употреблять, поэтому сразу придумывайте штрафы и наказания. Например, поставьте на видном месте прозрачную баночку и слаживайте туда разноцветные бумажечки (для каждого игрока свой цвет).

Ближе к вечеру можете подсчитать «баллы» и выбрать таким образом проигравшего. Наказания могут быть любые, главное, не обидные. Например, отжаться от пола (посильно практически всем), выпить чашку воды, присесть 20 раз и т.д. Выигравшего тоже не стоит оставлять без внимания: с утра придумайте поощрение, что бы было к чему стремиться.

Кстати, такая игра поможет вывести подростков из меланхолии: запретные слова будут сами собой постоянно выскакивать то у одного, то у другого и каждый раз будут сопровождаться смешными комментариями и смехом.

Придумать можно много игр, главное, чтобы это было вам на пользу, а ребенку в радость.

В обычные дни либо, когда запретить просто необходимость, используйте несколько правил:

— слово «нельзя» нуждается в пояснениях: почему именно нельзя и на понятном для ребенка языке;

— ограничений должно быть как можно меньше, и в слове «нельзя» могут быть исключения, оговоренные предварительно;

— старайтесь не использовать противоречия, которые важны для физического и психического развития: «не бегать», «не прыгать», «не кричать», либо заинтересовывайте чем-то другим;

— запреты должны быть дружественно-объяснительными, отдавая приказы или ставя ультиматумы, ждите обратной реакции;

— и основное: любые правила, запреты, ограничения согласовывайте со всеми членами семьи, чтобы ребенок не учился манипулировать.

Еще несколько правил, как избежать конфликтных ситуаций с ребенком:

— старайтесь не делать то, что запрещаете ребенку. Кроме обиды и агрессии, ребенок не почувствует ничего;

— спрячьте все, что может ребенок просить, но вы не можете дать (лекарства, ножницы, крема и т.д.). Вы избавитесь от «нет», «нельзя», «ни в коем случае» и т.д.;

— изменяйте контексты или переформулируйте представление о ситуации, не употребляйте «надо», «должен» или переключайте внимание на что-то другое;

— и последнее, если ребенок не хочет есть или идти на прогулку, предоставляйте ему возможность выбирать: вместо «Сейчас мы идем в парк», спросите: «Куда мы пойдем? В парк или на площадку?», или «Что мы сейчас будем есть? Гречневую кашу или рисовую?».

Ищите пути, подходы к своему ребенку, чтобы воспоминания о детстве у малыша были самыми яркими и теплыми!

Источник: https://womanway.online/article/kak-nauchitsja-zapreshat-ne-zapreshaja/

Как правильно что-либо запрещать подростку

Многие родители считают, что гнев подростка — нечто ненормальное, и его проявления надо подавлять и пресекать. Это очень опасное заблуждение. В Священном Писании нам говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет» (Прит. 22:6). Одна из самых важных вещей, которым надо учить подростка, это как справляться с гневом.

Подробнее: pravoslavie.by

По общепринятому мнению, в переходном возрасте подростки становятся неадекватными.

Не слушают старших, не подчиняются правилам, нарушают запреты и делают все для того, чтобы свести своих родителей с ума.

Стороннему наблюдателю, ситуация видится несколько иначе — всякую логику теряли и родители в том числе, ведь для них взросление ребенка – не менее сложный и важный период, чем для самого подростка.

Подробнее: boomerang-kdm.ru

Запреты в отношениях с подростками — дело очень опасное, ведь ребенок сейчас обладает повышенным чувством справедливости и желанием быть свободным. Что нельзя запрещать детям в этом возрасте, и можно ли найти подход к подростку, который поможет сохранить с ним близкие и дружеские отношения?

Подробнее: www.pinetka.com

Запреты ребенку необходимы, но они нужны точно также, как и разрешения. Только Вы сами сможете решить, что запрещать ребенку, а что нет. Некоторые психологи разграничивают запреты используя цветовую гамму.

Я заметила, что многим нравится эта простая классификация запретов. На моих консультациях родители детей анализируют свои воспитательные тактики и отмечают, что становится понятнее, как быть более последовательными в своих запретах.

Так называемые «красные » запреты — они не обсуждаются, просто нельзя и все! Это однозначно и главное всегда должно соблюдаться.

Читайте также:  Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Нужно ли наказывать Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения.

Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом.

Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

В любой семье, где есть дети, всегда наступает такой момент, когда родители сталкиваются с вопросом, как установить границы для слишком активного или даже агрессивного ребенка. Но далеко не всегда мама и папа правильно понимают, что именно нужно запрещать, в какой форме, каким должно быть наказание за нарушение запретов, и нужно ли оно вообще.

Подробнее: www.ya-roditel.ru

Увы, каждый взрослый понимает, что жизнь в обществе невозможна без соблюдения некоторого комплекса ограничительных рамок.

Чтобы не прослыть невежей, нужно знать, например, некоторые правила этикета, а чтобы не вступить в конфликт с правоохранительными органами, нужно соблюдать ограничения, прописанные в законах и конституции.

Когда же надо учить ребенка словам «нельзя», «нет», как запретить ребенку не делать то, что хочется ему в данный момент, а выполнять действия, которые предписывают какие-то педагогические правила?

Ужасами переходного возраста родителей запугивают еще тогда, когда ребенок таких слов и по слогам не прочтет. Согласно сложившемуся мнению, дети становятся неуправляемыми и теряют к взрослым всякое уважение.

К счастью, я не настолько давно распрощалась с переходным возрастом, чтобы забыть очевидный для любого подростка факт: настоящий кризис случается не столько у детей, сколько у их родителей.

И именно ошибки взрослых превращают юность в пространство для ежедневных конфликтов.

Как правильно общаться с подростками? Если бы этот вопрос родители задавали себе чаще, многих конфликтов удалось бы избежать. Мы приоткроем вам завесу тайны общения с любимым ребенком, потому что подростковый возраст по праву считается самым сложным из всех возрастов. Конфликты ребенка и папы с мамой в этом возрасте неизбежны, потому что…

Обычно родители говорят что подростковый возраст—это трудный возраст.Но при этом они имеют ввиду что им самим трудно найти общий язык с сыном или дочерью.А на самом деле этот возраст труден именно для подростка.ведь в отрочестве общения с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влияние возникающего чувства взрослости

Ребенок вступил в подростковый период – гормональная перестройка организма, физическое и психоэмоциональное становление и переход от детского сознания к взрослому. В среднем он начинается с 12 лет. Самоощущения взрослеющих детей сильно отличаются от их возрастных физиологических возможностей.

Слово «нет», как и частица «не» воспринимается нашим подсознанием часто наоборот, как бы программируя нас делать всё не так, как просят. Дети ещё более подвержены подобному воздействию. Посылая ребенка в магазин за хлебом не надо говорить: «Не забудь купить еще молока», т.к.

скорей всего ребенок получит послание «не». Скажите просто: «Купи еще молока». Если сказать ребёнку: «Не бери ножницы!», скорее всего, он захочет их взять. Насколько же важно для родителей научиться запрещать, не запрещая.

Как это сделать? Как перестать употреблять высказывания в негативном ключе?

Подробнее: razvitie-krohi.ru

Многие подростки жалуются, что родители во всем ущемляют их свободу и самостоятельность постоянными запретами. Запрещается буквально все: походы на дискотеку, поздние возвращения домой, им не нравятся друзья детей, которые любят тусоваться под модную музыку, пить пиво или еще что-то покрепче, а также курят при этом.

Подробнее: familyexpert.ru

Источник: http://www.chsvu.ru/kak-pravilno-chto-libo-zapreshhat-podrostku/

Что и как запрещать ребенку

Запрет  – это некая граница, которую мы ставим ребенку для того, чтобы  его защитить, для того, чтобы ребенок понимал, что можно – что нельзя, где стоит остановиться. Очень часто на запреты дети реагируют обидой, раздражением, злостью, возмущением, но запрет все равно важен для ребенка потому, что он позволяет, как любая граница, успокоиться.

 

Фото © ilСittadino online.it

Родители, выросшие в большом количестве запретов,  иногда думают, что надо ребенку разрешать все, не надо ему ничего запрещать.

И это тоже ошибка, потому что это рождает в детях тревогу, беспокойство, а иногда это приводит к провокациям – ребенок  провоцирует родителя на то, чтобы тот поставил этот запрет или границу, чтобы понять, что все в порядке, есть кто-то большой и взрослый, кто за ним присматривает, кто решает вопросы, что можно, а что нельзя. Именно поэтому запреты должны быть ясные, четкие и соответствовать традициям и устоям семьи.

Очень часто родители вносят запреты автоматически. Если говорить о причинах, по которым родитель ставит запрет своему ребенку, то их можно разделить на  осознанные  и неосознанные запреты.

Что же входит в осознанные запреты?

  • Когда родитель хочет  от чего-то защитить ребенка. Ему кажется, что если он поставит сейчас запрет, границу, то он защитит его от больного горла (если он не дает ребенку мороженого), или жизнь (запрещая ему переходить на красный свет) – это очень логичные и понятные запреты.

  • Когда родитель считает, что, воспитывая ребенка, необходимо ему ставить запреты. Иначе это вседозволенность, безобразие, и ребенок вырастет без ощущения того, что можно, а что нельзя.
  • Привычка.

    Родителям, когда они были детьми, их родители запрещали что-то делать – и поэтому они теперь это же самое запрещают своим детям, иногда даже не осознавая.

Гораздо сложнее с неосознанными запретами.

  • Родитель прячет за этим какие-то свои чувства. Например, он раздражен на ребенка, обижен на него. И тогда, чтобы выразить эту злость, родитель  ставит ему запрет. Или когда родитель, например, завидует ребенку.

    Девочка говорит: «Мам, я хочу еще одно платье!» а у мамы было мало платьев, когда она была маленькой девочкой, и мама говорит: «Нет, ты это не получишь!» Зависть – совершенно нормальное объяснимое чувство, просто важно его осознавать – и что это не имеет отношения к реальной защите ребенка.

  • Тревога родителя. Родитель может быть настолько неуверен, тревожен, ему настолько страшна жизнь, что он готов все запрещать ребенку, на всякий случай – лишь бы с ним ничего не случилось.

    И для родителя здесь важно понять, что это моя тревога, это я так сильно боюсь жизни, а мой ребенок тут не при чем.

  • Желание родителя оставлять ребенка зависимым.

    Мы не всегда бываем готовы к тому, что ребенок растет, что он уходит от нас, что он все больше проводит времени без нас, и тогда мы запрещаем ему что-то, просто желая оставлять его возле себя, оставлять его зависимым от нас.

К сожалению, большая ошибка родителей в том, что они, запрещая что-то, делают это очень осуждающим тоном. «Как ты не понимаешь! Ты что, не понял?! Как ты мог?!» и так далее, тем самым обвиняя ребенка и стыдя его.

Поставить запрет – это не значит показать ребенку, что он плохой или что он ужасно виноват. Запрет – это просто стоп. Поэтому по возможности в установке запретов и обозначения границ не должно звучать осуждение и тем более стыжение ребенка.

Чем лучше вам это удастся – тем легче будет ребенку воспринять этот запрет.

У детей обычно есть три основных реакции на наши запреты.

1. возмущение, раздражение, расстройство, плач, слезы, крик.

 Это нормальная реакция на запрет. Почему? потому что ребенок чего-то хотел – вы ему говорите НЕТ – и он  расстроен. Наша задача как родителей – выдерживать эти его чувства, его эмоции.

2. принятие.

Они принимают, успокаиваются, говорят: «Хорошо!», и идут заниматься своими делами – и иногда даже как-то расслабляются, потому что в этот момент они поняли, что кто-то следит за их благополучием, кто-то заботится об этом.

3. манипуляция.

Ребенок пытается какими-то способами обойти наш запрет, продавить его: мама запретила, надо пойти к папе подкатить, или к бабушке, но все-таки добиться своего. С одной стороны, попытка ребенка добиться своего – она вполне объяснима, полезна для ребенка – это важный навык – уметь добиваться своего. Но желательно, чтобы ребенок делал это напрямую.

Например, пытаться доказать маме, говорить, например: «Мама, мне очень важно пойти погулять с подружкой. Я очень хочу. Что мне надо сделать для этого, чтобы ты мне разрешила?» Но когда идет манипулятивная попытка добиться своего – через хныкание и другие подобные действия – то вот это для нас уже неприятный знак, надо обучать ребенка договариваться.

Дети манипулируют тогда, когда либо взрослые сами манипулируют, и ребенок видит эту модель, либо когда взрослые очень суровые и жесткие, и слишком часто ставят запреты.

Тогда у ребенка не остается другого выхода, как начать манипулировать.

И поэтому если Ваш ребенок манипулирует, то стоит посмотреть на себя внимательно – может, это делаете и Вы, или может Вы слишком часто говорите ему НЕТ.

Как именно мы ставим запреты нашим детям, как стоит это делать.

Первое, что важно – это сказать ребенку «Я запрещаю тебе это делать», и по возможности объяснить причины. Здесь бывает такой нюанс – когда мы запрещаем что-то регулярно – то не надо все время объяснять причины, потому что ребенок их уже прекрасно знает. Вы один раз сказали – этого достаточно.

В следующий раз вы просто говорите: «Нет. И ты знаешь, почему нет.» чем запрет четче и проще сформулирован – тем легче он воспринимается ребенком. Объяснение должно быть коротким и ясным.

Читать долгие нотации не стоит, потому что ребенок перестает вас слышать, включает «транзит» и думает: «Боже, когда все это закончится…»

Второй момент – мы это делаем без комментариев насчет его личности, без унижений, без обвинений, без стыжения – нет – это нельзя.

Следующий момент – важно уметь выдерживать обратную реакцию ребенка, т.е. когда ребенок расстраивается, плачет, стучит ногами, наша задача  выдержать это.

Чтобы это выдержать, важно понимать, что, во-первых, эта реакция естественна для ребенка, во-вторых, разделять ее: «Да, я понимаю, ты расстроен, тебя это рассердило – это любого рассердило бы и обидело…» Тогда ребенку легче воспринять ваш запрет, потому что его чувства приняты, но запрет остается запретом. Не стоит ставить границу, которую Вы не готовы выдержать. Т.е. если Вы решаете ребенку что-то запретить, подумайте заранее. Менять свое решение можно только в том случае, если ребенок как-то вступил с вами в переговоры, и переговоры закончились успешно. Но просто менять свое решение от того, что ребенок вас продавил, или похныкал, или пошел договорился с кем-то другим, не стоит.

В нашей жизни с ребенком должны быть не только запреты, но и много любви. Если есть любовь – тогда легче воспринять любые границы и запреты.

Автор Ирина Млодик, детский психолог

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@ncuxolog.ru

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/chto-i-kak-zapreshhat-rebenku

Ссылка на основную публикацию