Не бросайте ребенка плакать в одиночестве

Почему нельзя ребенка «оставлять проплакаться»

Экологичное родительство: Прежде всего нужно сказать, что исследования, которые есть в доступности сейчас, не были в доступности много лет назад. Нейрофизиологи сейчас знают, что пережитое детьми гораздо более значимо, чем мы могли бы себе предположить.

Прежде всего нужно сказать, что исследования, которые есть в доступности сейчас, не были в доступности много лет назад. Нейрофизиологи сейчас знают, что пережитое детьми гораздо более значимо, чем мы могли бы себе предположить. При рождении ребенка только 15% его нейронных связей сформированы.

Это простейшие связи, позволяющие выживать, но остальные 85% в основном складываются в первые 3 года, и они складываются на основе опыта ребенка. На самом просто уровне, нейрофизиология доказала, что роль родителя абсолютно критична в определении будущего ребенка. Ребенок, выросший в любви, заботе и понимании, имеет настройку в мозгу на позитивные результаты.

Когда мама или папа обнимают ребенка, поют ему, носят его на руках, они помогают выстраиванию в мозгу ребенка тех самых связей, которые впоследствии помогут ему научиться самому строить отношения, основанные на любви. Если вы показываете ребенку тепло и любовь, даете ему возможность переживать положительные эмоции, и он вырастет в счастливого, здорового, заботливого взрослого.

Бытует мнение, что если каждый раз, когда ребенок плачет, брать его на руки, то его можно избаловать. Нейрофизиологи знают теперь на основе фактов, что ребенка в таком возрасте нельзя избаловать. Его мозг пока не способен к манипуляциям.

Приведенная ниже информация имеет целью собрать фактические знания из разных областей, чтобы помочь мамам делать информированный выбор, а не только идти на поводу у советов «так надо». Она не отнимает права каждой мамы и папы на «материнский инстинкт».

Есть много разных методов воспитания и ухода, среди них есть методы, зарождающие в ребенке чувство защищенности и доверия, и по большому счету это — здравый смысл. Однако информация о том, почему именно так лучше для ребенка, не всегда есть, и поэтому данная информация приведена ниже.

Когда врачи и психологи говорят о тех или иных расстройствах у ребенка, часто упоминают широкий спектр расстройств, связанных с «потерей привязанности к матери», и, к сожалению, не все они касаются только детей из детских домов.

В частности, в контексте таких расстройств и даются советы подходить на плач ребенка, а не оставлять его проплакаться, или применять методы «контролируемого плача».

Говоря более конкретно о проблемах детского сна, а именно с ним связаны большинство случаев, когда ребенка оставляют плакать в одиночества, стоит прежде всего задуматься о культурных стереотипах того, как должен спать ребенок.

Если бы ученые отталкивались от той модели сна, которая удобна родителям в нашей культуре, то исследования не отражали бы потребностей ребенка, и выстраивали бы ложную теорию. Поэтому то, как мы считаем, что ребенок должен или не должен спать вовсе не отражает того, как он на самом деле спит.

И до применения любых методах стоит задуматься, насколько объективны наши требования к сну ребенка.

Многие родители, особенно старшее поколение, часто говорят, что если брать ребенка на руки каждый раз, когда он заплачет, то его «балуют», и учат плакать, чтобы его брали на руки. Этот посыл основан на бихевиористических исследованиях начала 20-го века, которые были опровергнуты десятками более поздних исследований и отвергнуты в большинстве своем в своем применении к ребенку, и человеку в принципе. Поэтому страх «избаловать»- ложен, детский мозг не в состоянии проделать пока таких манипуляций. Исследования, на которые ссылаются, пропагандируя эту ложную теорию, касались лабораторных крыс, и их реакции на «позитивное подкрепление».

Человек отличается от других млекопитающих. Только 15% мозга человека имеет нейронные связи при рождении (в сравнении с шимпанзе, ближайшим по сходству приматом, у которого на момент рождения существует 45% нейронных связей).

Это говорит о незрелости нервной системы, и о том, что в следующие 3 года мозг ребенка будет занят выстраиванием этих связей, и именно его опыт в первые 3 года, его отношения с родителями, и в особенности отношения с матерью, и формируют «структуру» его личности. Дети познают мир через то, как окружающие их люди (родители, братья, сестры) реагируют на них. Это касается и сна.

Согласно исследования одного клинического психолога, дети учатся успокаиваться, когда их успокаивают. А не когда их оставляют плакать до полного истощения. Многие думают, что только дети из детских домов становятся нелюдимыми, озлобленными, бесчувственными, и случается это потому, что им не хватает общения. Это не так.

Тот же самый клинический психолог забрал 6 месячного ребенка из родной семьи и поместил его в приемную семью, так как ребенок не умел плакать вообще! Его кормили, одевали, согревали, но на его плач никто не реагировал! И ребенок «закрылся», так как это случается с брошенными детьми в домах ребенка.

В 9 месяцев пришлось снова учить ребенка протягивать руки, чтобы ее взяли!

Родителям часто говорят, что методы контролируемого плача работают. Они работают, потому что ребенок прекращает плакать! А что ИМЕННО работает? Ребенок научился успокаиваться, или потерял надежду, что ему помогут? Это разве хорошо?

Др. Джей Гордон считает, что чем в более раннем возрасте на плач ребенка перестают реагировать, тем больше шансов, что ребенок «закроется», даже немного. Она также считает, что дети, которых обнимают, или кормят всю ночь, рано или поздно научатся успокаиваться и спать самостоятельно. Все иное, по ее мнению, это просто ЛОЖЬ, которая помогает продавать книги по методам контролируемого плача.

 

В 1970х доктор Т. Берри Бразелтон изучал новорожденных, в частности, могут ли они испытывать отчаяние или депрессию. В видеосъемках, от которых разрывается сердце, видны маленькие дети, которые плачут, чтобы добиться реакции от мамы, и если у них не получаются, то они плачут ещё громче.

Через какое-то время, испробовав все выражения и попытки поймать взгляд матери, ребенок достигает пика терпения и начинает отворачиваться, не в силах больше прилагать бесплодных усилий. В конце концов ребенок отворачивается и отказывается смотреть на мать. Потом он поворачивается, и пытается вызвать реакцию.

И каждый раз он отворачивается на все более долгий и долгий срок. В конце концов каждый ребенок роняет голову, затихает, и демонстрирует все признаки отчаяния.

Как писала Линда Палмер в книги «Химия Привязанности», нейронные и гормональные связи, которые есть у ребенка и у родителя, помогающие им развить взаимную привязанность, являются одними из самых сильных в природе.

Как только родился ребенок, гормональные системы контроля и мозговые синапсы начинают обретать постоянные структуры в соответствии с теми обращением, которое переживает ребенок.

Ненужные рецепторы мозга и нейронные связи исчезают, а новые, подходящие тому миру, который окружает ребенка, усиливаются (часть развития мозга, происходящая в первые 3 года).

Постоянный телесный контакт и другие проявления заботы родителей производят постоянный высокий уровень окситоцина в ребенке, который в свою очередь подавляет реакцию на стрессовые гормоны. Многие психологические исследования показали, что, в зависимости от поведения родителей, высокий или низкий уровень окситоцина в мозгу ребенка приводил к формированию постоянной структуры реакции на стресс.

Дети, формирующиеся в положительных эмоциях и высоком уровне окситоцина начинают проявлять характеристики «уверенного и любимого» ребенка, дети же, которых оставляют плакать, игнорируют, лишают общения, озлобленно реагируют на их проявления эмоций, плач, вырастая, проявляют характеристики «неуверенного, нелюбимого» ребенка, а потом подростка, и позже взрослого. Характеристики «неуверенности» включают в себя асоциальное поведение, агрессию, неспособность к длительным любовным отношениям, душевные болезни и неспособность справляться со стрессом. Новорожденные существенно более чувствительны к феромонам, нежели взрослые. Они не в состоянии выражать себя речью, и поэтому полагаются на более примитивные чувства, которыми контролируют друг друга более низшие животные. Самые ранние, примитивные переживания ребенка позволяют ему развить более высокие способности к пониманию выражений лица и эмоций, чем мы можем ожидать. Именно так ребенок научается узнавать об уровне стресса в тех, кто о нем заботится, иными словами, испытывает ли мама страх или радость. Часть стресса от отсутствия рядом матери может быть в том, что ребенок теряет способность понимать, находится ли он в безопасности. Второй способ понимания — это тактильный, и естественно, запахи тела, которые ощущает ребенок, ведь феромоны можно почувствовать только, если мама находится рядом. Аргументация «ну вот они оставляли ребенка проплакаться в 3 месячном возрасте и с ним все в порядке» некорректна. Если посмотреть на социологическую ситуацию в обществе, уровень преступности растет, уровень употребления наркотиков растет, уровень разводов растет и так далее. Естественно, это не имеет прямой взаимосвязи только с детским сном, но все начинается дома. По словам д-ра Серван-Шрайбера, он видит прямые последствия родительской заботы только о своих интересах и применения ими тех или иных «воспитательных» методов, во взрослых, которые приходят к нему лечиться от депрессии, страха, и неспособности выстроить открытые доверительные отношения.

По его словам, чувствительные дети, на плач которых не реагировали, начинают считать свою потребность в тепле и успокоении — недостатком характера, родителей — холодными, далекими фигурами, и страх и одиночество — естественными спутниками существования человека. Они научаются, что эмоционально-важным людям нельзя доверять, что от них нельзя ждать понимания и поддержки.

Так как потребность врожденная и контролировать ее нельзя, они пытаются справиться с ней, или отказываясь и прячась от собственных эмоций (депрессивные тенденции во взрослых), или утолять одиночество или боль не с помощью людей, а с помощью вещей, которые более надежны, например, алкоголь или наркотики. Теория о том, что беря ребенка на руки, мы его балуем, наукофицирована и была крайне популярна в начале 20 века. Было принято считать, что если «поощрять» плач тем, что брать ребенка на руки, то ребенок будет плакать больше. Как оказалась, человеческое поведение все-таки несколько сложнее. Др-ра Бэлл и Айнсуорт исследовали две группы родителей с детьми. В первой группе детей много обнимали, носили на руках. Это были счастливые, уверенные в себе дети, результат заботливых родителей. Вторую группу растили более строго, на их плач не всегда реагировали, они жили по более жесткому графику, не всегда получали тепло и заботу. За всеми детьми следили около года. Дети в группе А проявляли куда большую независимость. Более того, синдром «закрытия» может проявляться не только в детдомовских детях. Только ребенок может знать глубину своей потребности. Дети, который оставляют плакать в одиночестве, или не носят на руках, боясь испортить, в конце концов могут вырасти в наиболее неуверенных взрослых. Дети, которых «выдрессировали» не показывать свои потребности, могут казаться послушными, удобными, «хорошими» детьми. Но они всего лишь отказываются от выражения своих потребностей, или могут вырасти во взрослых, которые будут бояться высказать что-то, что нужно им.

Все исследования раннего детства показывают, что дети, постоянно получавшие любовь и заботу в раннем детстве становятся наиболее любящими и уверенными взрослыми, а дети, которых заставили уйти в подчиненное поведение (оставили плакать), накапливают чувства гнева и ненависти, которые впоследствии могут выражаться различными вредными способами.

Часто задают вопрос — а какова альтернатива? Учитывая имеющиеся исследования, физиологические и психологические потребности ребенка, мы должны принять необходимость некоторых принципов для себя.

Можно попробовать метод шипения=похлопывания, но если он не работает, то можно взять стул, и сесть рядом с ребенком, положив на него руку, чтобы он чувствовал от вас постоянное успокоение (особенно до возраста, когда ребенок познает постоянство объекта, в 6-8 мес). Если ребенок перевозбужден, не может заснуть, и никакие методы не работают — просто будьте рядом с ним, чтобы он вас чувствовал.

Если вам тяжело, делайте это по очереди с папой. Главный принцип — не оставляйте ребенка, потому что психологически дети усваивают реакцию. Если вам повезло и у вас ребенок, который готов засыпать, и вы не требуетесь ему в комнате… отлично, но все другие дети всего лишь хотят, чтобы их потребности были удовлетворены, и они общаются с нами, как умеют.

Даже если ваш ребенок плачет, и вы рядом, он знает, что вы с ним. Что его слышат. А чтобы успокоиться, было проведено большое исследование, касавшееся количества просыпаний ночью, и их зависимости от возраста. После снижения количества просыпаний в возрасте от 3 до 6 месяцев, после 9 месяцев снова регистрируется рост количества просыпаний.

Увеличение беспокойства ночного сна к концу 1 года жизни связано с огромным социо-эмоциональным скачком развития, который характеризует эту стадию развития. В возрасте 1 года 55% детей просыпались по ночам.

Дополнить хочу постом одной мамы, оригинальный пост на английском, перевод мой:

«Я не эксперт по сну, но если вы находитесь в точке отчаяния, и страстно желаете наконец поспать, что вам иногда приходит в голову, ну не могут же ошибаться вся эти люди, которые советуют «оставить проораться», и ничего такого уж страшного в этом нет. Моему сыну только что исполнилось 10 месяцев. С рождения он не спал более 2 часов подряд, и вчера он впервые проспал всю ночь. Я от радости просто места себе не находила, ведь я тоже не спала более 2 часов подряд все эти 10 месяцев. А сегодня он проспал до 4:30 утра! Я позвонила всем, кого знала, и все сказали мне одно и то же: «… если он начнет плакать вскоре после засыпания, просто оставь его, и он скоро поймет…» В этот день он пошел спать как обычно, около 8 вечера, и в 9:30 уже заплакал первый раз. Это не был отчаянный плач, просто плач, значащий «я проснулся». Я отправилась к нему, и в голове у меня жужжали все советы, что не нужно подходить, и я изводила себя тем, что я такой слабак и не могу это сделать. Я вошла к нему в комнату и увидела своего сына сидящего в кровати, держащего свое одеяло, и всего ПОКРЫТОГО рвотой. Вся кровать была в рвоте, и даже стены и пол. Он сидел в огромной луже рвоты. Когда он увидел меня, тут он заплакал уже по-настоящему. Я взяла его на руки, и он немедленно заснул, наверное, из-за истощения и обезвоживания от рвоты. И мне стало плохо от одной мысли, что было бы, если бы я оставила его плакать? Он бы заснул рано или поздно, скорее всего прямо там, в собственной рвоте, один, испуганный и больной. Его бы снова тошнило (а его тошнило потом всю ночь), и может быть он бы захлебнулся собственной рвотой только потому, что я хотела спать всю ночь?! Как же все эти дети, которых бросают плакать в одиночестве. Скольким из них страшно, больно, сколькие были больны и нуждались в маме, но знали, что плач им не поможет, потому что не помогал в прошлом? Скольким из них температуру заметили только с утра, когда ребенку было «можно вставать»?

Поверьте мне, я отчаивалась настолько, что мысль «оставить проораться» посещала меня. Но ребенок маленький не навсегда. И бессонные ночи — не навсегда.

И каждый раз, когда кажется, что ты уже отчаялась и кончились все силы и терпение, и ты где-то внутри даже ненавидишь это существо, которое не дает тебе спать третий час подряд в 4 утра…

вспомни, что тебе был дан великий дар, о котором нужно заботиться, любить, и оберегать. Ведь его можно потерять в один момент, страшно и беспричинно.

опубликовано econet.ru

Источник: https://econet.ru/articles/92881-pochemu-nelzya-rebenka-ostavlyat-proplakatsya

Надо ли оставлять ребенка плакать — разные точки зрения

В старых книгах, посвященных воспитанию детей, можно встретить совет оставлять малыша плакать: мол, он должен с ранних лет понять, что родители не обязаны подчиняться всем его капризам.

Читайте также:  5 моментов, о которых нужно задуматься перед тем, как планировать ребенка

В других, более современных, трудах напротив, рекомендуется кидаться к ребенку по первому зову.

Что же делать молодой маме? Давайте поговорим о том, как отучить ребёнка плакать, и что стоит предпринимать, и стоит ли при виде плачущего сына или дочки. Ответ вы найдете в этой статье.

Плач ребенка — родители должны быть рядом

Стоит ли оставлять ребенка плакать: психология

Психологи утверждают, что на каждом этапе своего развития человек должен решать определенные задачи. От того, как будет преодолен тот или иной этап, зависят будущий характер и даже судьба.

В младенческом возрасте закладываются основы доверия к миру: так называемого базового доверия. Если доверие сформировалось, человек будет уверенным в себе, решительным и смелым.

В противном случае ядерными качествами личности станут нерешительность, постоянная тревога и мнительность.

От чего же зависит, сформируется ли доверие к миру? Психотерапевты считают, что главную роль в прохождении этого этапа личностного развития играют родители ребенка.

Мама в младенчестве представляет собой весь мир: она кормит, развлекает, обеспечивает комфорт и безопасность, удовлетворяет все потребности ребенка.

Если мама успешно справляется со своими обязанностями, отношение к ней постепенно распространяется на весь мир в целом. Конечно, в противном случае происходит то же самое.

Малыш плачет потому. что ему страшно

У ребёнка не такой уж и богатый выбор, как можно заявить о своих потребностях родителям, разве что только заплакать. Так он сообщает о том, что ему плохо, одиноко, что он нуждается в пище и общении.

Если после такого «сигнала» появляется мама, то мир кажется малышу предсказуемым и безопасным. В противном же случае в подсознании формируется убежденность в том, что невозможно оказать какое-либо влияние на событие и сколько ни кричи, лучше не станет. Естественно, о базовом доверии к миру в этом случае не может быть и речи.

У взрослых людей, родители которых предпочитали не реагировать на плач младенца, формируются следующие убеждения:

  • меня никто не любит;
  • никто не поможет мне в трудной ситуации;
  • я не важен для моих близких;
  • мир — негостеприимное и неуютное место.

Естественно, наличие таких убеждений — отличная почва для формирования невротического расстройства. Поэтому если вы не хотите, чтобы в будущем ваш ребенок испытывал сложности психологического плана, старайтесь не оставлять его плакать в одиночестве.

Почему ребенок перестает плакать, если не получает «обратной связи»?

«Специалисты», которые советуют не обращать внимания на плач ребенка, объясняют свою точку зрения тем, что рано или поздно малыш, к которому не подходят родители, перестает плакать и засыпает. Это действительно так. Но по каким же причинам ребенок «успокаивается» и полезно ли это для его психики?

Издавая громкие звуки, ребенок надеется получить от мамы «обратную связь», то есть определенное поведение.

Дети в детдоме скоро отучаются плакать — они теряют надежду

Если эта «обратная связь» отсутствует, малыш действительно может внезапно прекратить кричать. Однако это произойдет не потому, что он успокоился.

Ведь и взрослые люди, которые много раз повторили просьбу и не получили никакого результата, приходят к мысли, что продолжать бессмысленно. В результате в подсознании ребенка не формируется связь между активным выражением своего недовольства и родительским поведением.

Можно сказать, он теряет надежду добиться своего, естественно, переставая плакать и засыпая из-за банального переутомления.

Кстати, считается, что отсутствие родительской реакции на плач ребенка может стать причиной аутизма. Ведь малыш просто не понимает, для чего нужно общаться с окружающими: он привык к тому, что любые попытки наладить коммуникацию, ни к чему не приводят.

Ребенок аутист — причина — отсутствие реакции родителей на плач

Органические изменения во время плача

Когда ребенок слишком долго плачет, в его организме начинает вырабатываться гормон под названием кортизол. Это довольно опасно, ведь в младенчестве головной мозг динамично развивается.

Во время сильного стресса, который вызывают безрезультатные попытки привлечь к себе внимание, кортизол буквально уничтожает нервные клетки.

Стресс, который испытывает ребенок при длительном отсутствии родителей, запускает цепочку специфических реакций со стороны всего организма в целом. Например, страдает пищеварительная система, в результате чего могут начаться колики, запоры или диарея.

Участие отца обязательно должно быть

Это может происходить из-за стереотипа о том, что заниматься малышом должна мама, а папина задача — зарабатывать деньги. К тому же, мамочка может бояться, что папа сделает что-то не так и причинит ребенку вред.

Делать так не стоит: важно, чтобы между ребенком и его отцом с раннего возраста формировалась эмоциональная связь. К тому же, если мама устала, папа сможет успокоить ребенка вместо нее.

В это время женщина может поспать, отдохнуть и восстановить силы, чтобы не испытывать раздражение на малыша, который слишком много «хнычет».

Дифференциация плача: залог формирования социальных навыков

Любая мама знает, что малыш может плакать по-разному. Определенным образом он сигнализирует о том, что хочет есть, промок или просто соскучился. Обычно плач «дифференцируется» спустя несколько месяцев после рождения. Однако происходит это только в том случае, если ребенок не плакал в одиночестве.

Если родители не реагируют на плач, у малыша просто не возникает необходимости пытаться донести до мамы и папы определенную информацию.

Реакция родителей — самое важное для ребенка

В противном же случае ребенок будет пытаться как можно скорее объяснить, чего именно он хочет. А значит, он будет плакать по-разному.

Конечно, это не значит, что ребенок сознательно «выбирает», как именно ему нужно поплакать: связь между издаваемыми звуками и поведением родителей закрепляется на подсознательном уровне. Однако ребенок усваивает, что от его поведения будет зависеть реакция окружающих.

Например, если ребенок резко начинает плакать, издавать громкие звуки, это может обозначать, что он промок, а если тихонько хнычет — хочет общения. А это очень важно для дальнейшего социально-психологического развития.

Коммуникация с ребенком — это самое важное

Обнимите ребенка, поговорите с ним, убедитесь в том, что ему не нужно поменять пеленки или не пришло время поесть. Не игнорируйте коммуникацию с ребенком даже в том случае, если вы очень сильно устали: так вы сможете воспитать гармоничную личность.

Спокойные родители — спокойный малыш

Теперь вы знаете, почему нужно реагировать не плач малыша и стараться как можно скорее его успокоить. Если вы будете вести себя подобным образом, вы сможете избежать проблем в будущем.

Ведь ребенок, который уверен в том, что мама и папа его любят и всегда готовы прийти к нему на помощь, чувствует себя спокойным и уверенным.

А значит, он в будущем не будет требовать, чтобы родители постоянно присутствовали рядом с ним для того, чтобы убедиться, что защищен и любим.

Если игнорировать плач ребенка, в дошкольном возрасте он будет постоянно требовать доказательств вашей любви. Некоторые дети буквально не выпускают родителей из поля зрения и даже пытаются ходить вместе с ними в уборную. Таким образом выражается пережитый в младенчестве страх одиночества.

Спокойные родители — психологический комфорт для ребенка

В детских домах для детей могут создаваться наилучшие условия.

Хорошая еда, качественный уход… Однако все равно малыши развиваются медленнее сверстников как психически, так и физически, а повзрослев, испытывают серьезные трудности с адаптацией в обществе.

Психологи полагают, что объясняется это очень просто: персонал детских домов просто не имеет возможности реагировать на плач брошенных детей. Не нужно оставлять малыша одного: подарите ему веру в то, что мир — надежное, уютное место, а сам он — нужен и любим!

Источник: http://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/ostavlyat-rebenka-plakat.html

Ребенок постоянно плачет: почему нельзя бросать его в одиночестве?

У ученых-психологов есть две версии отношения к детскому плачу. Когда ребенок плачет, одни медики считают, что нужно «дать ему выплакаться», другие – что ребенка нельзя оставлять один на один с его плачем дольше 10 минут. Если ребенок часто плачет, нужно обязательно реагировать на его призыв. Почему?

Почему нельзя оставлять ребенка одного плакать

Дать детям «выплакаться», когда они остаются одни, это плохая идея, которая закрепляет у ребенка понимание собственной беспомощности и влияет на всю его дальнейшую жизнь. Это происходит от непонимания физиологии ребенка и того, как развивается его мозг.

Дети хуже растут и развиваются, когда взрослые не реагируют на их плач. Их организм находится в состоянии так называемой дизрегуляции, когда они физически страдают и когда их папа и мама не с ними.

Плач – это необходимость ребенка заявить о своих потребностях, пока он еще не может говорить. Так же, как взрослые тянутся к жидкости, когда пим хочется пить, дети тоже находятся в поисках того, что им нужно в данный момент. Так же, как взрослые становятся спокойными, удовлетворив свою потребность в чем-то, ребенок тоже успокаивается, когда получает то, в чем он нуждался.

Чувство безопасности ребенка связано с отзывчивым воспитанием взрослых. Поэтому, когда дети просыпаются и плачут по ночам, нужно обязательно подняться и успокоить ребенка, подарив ему это чувство безопасности.
Изменения в организме ребенка во время плача

Нейроны головного мозга плачущего ребенка погибают. Когда ребенок сильно огорчен, в его организме в избытке выделяется гормон кортизол. Это и есть убийца нейронов. Дело в том, что у доношенного ребенка (40-42 недель), развиты только 25% мозга, в первые месяцы жизни его мозг очень быстро развивается.

Мозг новорожденного растет в среднем в три раза быстрее к концу первого года, чем в период с 1 до 2-х лет. А во время сильного стресса, каким является плач новорожденного, активно выделяется кортизол и уничтожает клетки головного мозга. Поэтому нельзя оставлять ребенка одного в одиночестве во время плача, какими бы вы не были уставшими.

Это грозит задержкой в развитии – и физическом, и эмоциональном.

Неупорядоченный реактивный стресс может быть связан с целой системой стрессовой реакции всего организма. Гормон стресса и разрушения психики младенца может влиять на другие системы организма через блуждающий нерв, который влияет на функционирование нескольких систем (например, пищеварения).

Например, длительный плач без всякого отзыва на него родителей в ранний период жизни дает плохое функционирование блуждающего нерва.

В результате это приводит к таким расстройствам, как синдром раздраженного кишечника Это подтверждено исследованиями, проведенными учеными Гарвардского университета.

Как вывод, основы хорошего здоровья и крепкой психики ребенка строятся в раннем детстве).
Нарушение саморегулирования

Ребенок, особенно новорожденный, полностью зависит от родителей – тогда его системы организма могут саморегулироваться. Отзывчивый уход — удовлетворения потребностей ребенка, прежде чем он долго и безутешно плачет — настраивает тело и мозг на спокойствие. Тогда организм не тратит время на борьбу со стрессом, а занимается нормальным развитием.

Когда ребенок пугается и мама утешает его, ребенок успокаивается и него закрепляется убеждение, что в беде и любых потребносятх ему всегда помогут. Это убеждение интегрируется в способность ощущать комфорт. Дети же не могут ощущать его в изоляции.

Если ребенка оставили плакать в одиночестве, он утрачивает ощущение безопасности и комфорта и могут даже остановиться в развитии.
Подрыв доверия

Как писал известный психолог Эрик Эриксон, первый год жизни – это период для установления чувства доверия к окружающему миру и миру личности. Когда потребности ребенка удовлетворяются без дистресса, ребенок осознает, что мир — это надежное место, что отношения с ним можно поддерживать, и что потребности ребенка в этом мире будут всегда удовлетворены.

Когда потребности ребенка игнорируются, у него развивается чувство недоверия к отношениям со взрослыми и миром вообще. И уверенность в себе в дальнейшие годы его жизни будет очень низкой. Ребенок может потратить всю жизнь, чтобы заполнить внутреннюю пустоту.

Плач ребенка – это его естественная потребность, возможность заявить о том, что его беспокоит. Если ребенок часто плачет, взрослые должны подумать о том, как правильно реагировать на этот плач. И если реакцией будет забота и внимание, совсем скоро ваш ребенок будет чувствовать себя более уверенным и счастливым.

Источник: http://npkid.com/rebenok-postoyanno-plachet-pochemu-nelzya-brosat-ego-v-odinochestve/

Ненужные дети: как вы можете им помочь | Системно-векторная психология — антидот против информационного яда

Просмотров: 0

Каждый год в России происходит более 6000 отказов матерей от своих новорожденных детей.

Отказники

«Мы до сих пор не можем к этому привыкнуть, каждый такой случай для нас — трагедия». Так сказала медсестра из детского отделения про случаи, когда оставляют детей в роддоме. Она приходила делать массаж моему шестимесячному ребенку. Все мои проблемы сразу померкли.

«А вы знаете, что ребенок, которого оставила мама в роддоме перестает плакать, — говорит она с явным непониманием, почему это происходит. — Брошенный ребенок замолкает, не плачет уже, взгляд становится серьезным и вдумчивым, как у взрослого».

«Ты знаешь, мы купили подарки с дочкой и пришли в дом ребенка поздравить детей, — поведала еще одна знакомая. — Это было очень тяжело.

Наверное, больше не смогу это пережить… Им не особенно подарки были нужны, они облепили меня, обнимают, тянутся ручками, заглядывают жадно в глаза и кричат: “Мама! Ты моя мама?” Так и рвалось наружу из каждого маленького одинокого человечка: “Наконец-то ты пришла, МОЯ МАМА!” Это все, что ему нужно в этот момент. Только одно».

Что происходит с малышом, которого бросили? Для вас это всегда трагично и вызывает боль? Почему вам от этого тяжело и что можно сделать, чтобы помочь?

Надлом. Есть ли я в этом мире?

Потребности маленького ребенка не заканчиваются едой и сном. У него, действительно, очень крепкая связь с мамой, пока он не способен себя сохранить сам. Маленькому человеку как воздух требуется мама, а вернее, по определению системно-векторной психологии Юрия Бурлана, — чувство защищенности и безопасности, которое гарантировано мамой.

Человек начинается с защищенности и безопасности, потому что самое первое и важное его желание — «хочу сохранить себя». Малыш не знает другого человека. Ведь начиная с самого начала, еще внутри у мамы, он знал и чувствовал только ее. Она сохраняла его, кормила. И все девять месяцев они были вместе как единое целое. И день и ночь.

Что же случилось сейчас? Куда все это исчезло? Не осознает маленькое существо и не может сказать, спросить, потому что обрушилось самое важное — фундамент его жизни.

«Я не нужен, меня некому сохранять, и моя жизнь под угрозой» — именно такие сигналы транслирует бессознательное в мозг брошенного малыша. Только выразить он этого не может, да и некому — все равно никто не подойдет и не поможет. Накормят и поменяют одежду, и больше ничего. И не плачет он, потому что не к кому обращать свой плач…

Этот надлом в бессознательном малыша — необратимый ущерб для психики ребенка. Так объясняет происходящие процессы у «ненужного ребенка» системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Мама, ты мне нужна!

Плач ребенка — как сигнал маме о том, что что-то не так. Это и как обращение, и доверие маме, которая всегда рядом. Она подойдет и поможет, переоденет, накормит, погладит и прижмет к груди. Как хорошо становится, тепло и уютно!

Бывает, когда плач не о своем физическом состоянии — он может быть как индикатор того, что маме плохо. Состояние мамы целиком отражается на ребенке. Когда мама переживает депрессию, ребенок может плакать «беспричинно». Вроде сыт, выспался, сухие пеленки, и педиатр подтвердил нормальное здоровье, но плачет постоянно и просыпается ночью. Так ребенок реагируют на маму в «плохом состоянии».

Такая тесная связь с ребенком у мамы до шести лет. А безусловная и необходимая на 100% — до трех лет. Затем, с началом социализации малыша, она начинает ослабевать по мере все меньшей потребности ребенка в мамином участии и его взросления.

Как влияет отсутствие чувства защищенности и безопасности на растущего малыша, которого бросили?

Читайте также:  Бабушка чрезмерно балует внуков и все им позволяет – что делать родителям

Помочь брошенному ребенку усыновлением?

У подруги не состоялась семья, и она усыновила малыша из дома ребенка, ему не было еще и года. Такая радость, наконец-то она — мама! Растет ребенок, она вкладывает в него, в его развитие. Только вот мама наблюдает, что ведет он себя совсем иначе, не так, как она ожидала, и делает совсем не то, чему она его учила.

Почему же так? Столько стараний и сил было вложено.

Вот ему уже пять лет, он может подойти и вылить стакан сока на одежду или совершать другие необъяснимые поступки. Порой он становится просто неуправляемым, не желает ничего слушать и делает по-своему, как будто проверяет на прочность.

Если вы усыновили ребенка даже совсем в раннем возрасте, пережитый сверхстресс от потери связи с родной мамой так или иначе повлияет на его поведение.

Утрата чувства защищенности и безопасности, которую испытал малыш, воздействует на его рост и развитие в будущем. Необходимость сохранять свою жизнь вынуждает малыша взять на себя эту роль и выполнять ее самостоятельно.

Только вот не способен к этому маленький ребенок, не хватает его силенок. И делает он это лишь потому, что иначе не может, не выживет.

Тут подключаются все те небольшие навыки, которые сформировались у него до этого возраста. И поскольку их совсем мало, и не хватает сил, выходит архетипичное поведение, направленное на выживание. Такое поведение ребенка мы еще называем неадекватным, ненормальным, сравнивая его со своими родными, домашними детишками.

Например, такой ребенок со временем может начать воровать, бить и унижать окружающих, истерить. Возможны и другие проявления, в зависимости от свойств его психики. Так ребенок применяет свои врожденные, еще не развитые свойства.

Почему он не такой?

Еще одна причина, по которой наступает разочарование у взрослых от усыновления, раскрывается системно-векторной психологией Юрия Бурлана. Почему же наши ожидания счастливых отношений с ребенком рушатся?

Все начинается с намерений. Выбирают чаще просто по внешним признакам: хорошенький, спокойный, милый ребенок. И даже находится некоторое внешнее сходство. И вот мы уже нарисовали себе картинку будущей счастливой жизни. Мы ждем от ребенка определенного поведения, послушания или благодарности.

Так нарушается природный порядок, потому что дети проявлены по отношению к нам как сила получения (родители должны им давать), а при усыновлении ожидается, что дети будут проявлять себя как сила отдачи. Усыновив, мы невольно ждем благодарности. Мы ведь хотим получить наслаждение от наших добрых действий. Такие случаи часто наблюдаются в нашем обществе.

Усыновление ребенка во время войны или ребенка родственников является более естественным, природным процессом.

Когда речь идет об усыновлении малыша с физическими отклонениями, мы заведомо знаем и готовы, что этому ребенку мы будем только давать.

Это другое намерение будущих родителей — помочь, вырастить, отдать без ожидания отдачи, благодарности.

Ведь от него не приходится чего-то ожидать — например, что он порадует какими-нибудь успехами или будет помогать нам. Мы просто вкладываем и все — не ждем ничего взамен.

Вам жалко брошенных детей?

Вас накрыла волна сочувствия или выступили слезы на глазах, когда вы читали начало? Может быть, вы сами из тех, кто хочет и стремится помочь брошенным детям? Чувственные, добрые и впечатлительные люди — одни из первых, кого трогает проблема брошенных детей. Особенно чувствительно реагируют женщины, которым удалось испытать материнские чувства.

Это определенные особенности психики человека, которые отличаются широчайшим диапазоном чувств и эмоций. Таким людям известно, что такое настоящая любовь и сопереживание.

Это люди со зрительным вектором, которые наиболее способны создавать эмоциональные связи. Такое понятие введено системно-векторной психологией Юрия Бурлана.

Чаще именно зрительники страдают всякий раз, когда сталкиваются с брошенными детьми и стремятся им помочь.

Что делать и как можно помочь ненужным детям

Если не усыновлять ребенка, можно помогать иначе, навещать его и патронировать. Забирать его на выходных, водить в театр, читать вместе книги или иначе вкладывать в его развитие.

Вы, может, и не восстановите в полной мере психический ущерб брошенного ребенка.

Но этот урон можно восполнить эмоциональной связью, которая позволит сберечь внутреннее состояние малыша и не утратить его доверие к обществу.

Этому помогает совместное чтение книг или даже просмотр мультфильмов. Хорошо подбирать определенную литературу, фильмы и мультики. Такие, которые вызывают хорошие эмоции и сопереживание, жалость и сочувствие к героям.

Именно так можно установить с нуждающимся ребенком эмоциональную связь. Вы читаете и синхронно переживаете, вместе плачете.

Ребенок ощущает чувство защищенности и безопасности от этого, пусть и временно. Такое участие прививает ребенку навыки чувственности.

К тому же это приводит в порядок и состояние взрослого, особенно зрительника. Так происходит, когда взрослый настроен на отдачу чувств и эмоций.

Таким способом лечилась от потери двоих неродившихся малышей одна моя знакомая со зрительным вектором. Она, будучи директором предприятия, завела санкнижку и устроилась нянечкой в дом ребенка для детей с физическими отклонениями.

Уход за больными детьми, проживание вместе с ними их трудностей открывает сердце. Возникает ощущение того, что это другая жизнь, в ней нет ничего общего с тем миром, в котором мы живем. Нестерпимо больно за брошенных детей, им можно помочь. Каждому или нескольким.

Быть может, вам приходит в голову другая мысль: как сделать так, чтобы было как можно меньше ненужных детей? Об этом думаете не только вы, но еще тысячи людей! Можем делать это вместе — с системно-векторной психологией.

На бесплатный онлайн-тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана регистрируйтесь здесь.

Источник: http://svpjournal.ru/obshhestvo/nenuzhnyie-deti-kak-vyi-mozhete-im-pomoch/

Читать

Sarah Blunden, Angie Willcocks

THE SENSIBLE SLEEP SOLUTION

A guide to sleep in your baby’s first year

© Sara Blunden & Angie Willcocks, 2017

© Гурбановская Л., перевод на русский язык, 2017

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017

КоЛибри®

* * *

Знаете ли вы, что у 15–30 % годовалых детей уже имеются проблемы со сном? Тем не менее большей части проблем со сном у детей раннего возраста можно избежать. В этой книге мы расскажем вам, как именно.

В отличие от других книг, посвященных младенческому сну, наша предлагает взвешенный подход.

Она предназначена родителям, которые хотят избежать крайностей, то есть не готовы безоговорочно потакать ребенку (например, брать его к себе в кровать, притом что это им неудобно), но и не считают, что он должен плакать в одиночестве. Информация, содержащаяся в этой книге, основана на данных последних исследований детского сна.

Советов и советчиков на эту тему хоть отбавляй. Одни скажут вам, что приучить ребенка спать ночью – задача не сложная и не требует больших хлопот.

Другие заверят вас в обратном, утверждая, что с привычным распорядком дня и ночи можно распрощаться и жизнь никогда уже не будет прежней.

Кое-кто скажет, что, позволяя ребенку плакать, вы допускаете большую ошибку, которая вызовет у него серьезную психологическую травму.

Неудивительно, что при таком обилии легкодоступной информации, разобраться в которой не так-то просто, многие молодые родители не знают, чему верить и что делать.

В этой книге содержатся реалистичные практические советы, а также информация о развитии младенца в первый год его жизни.

На самом деле первый год жизни новорожденного – большое испытание для его родных, и вы должны понимать, что будет нелегко. В частности, появление в доме малыша неизбежно отразится на том, сколько и как вы будете спать. Не много. Даже если у вашего ребенка самый милый в мире характер.

Но не все так страшно, ведь есть методики и средства, воспользовавшись которыми вы сумеете свести проблемы со сном к минимуму.

Для этого вам нужно получить ряд полезных сведений о развитии младенца, осознать, как различные факторы могут влиять на его сон, а также понять, как помочь ребенку научиться успокаиваться и приобрести здоровые привычки уже на первом году жизни.

Цель этой книги – рассказать вам, каковы будут возможные модели поведения вашего ребенка в первые 12 месяцев, в особенности в том, что касается сна, а также снабдить вас советами.

Эта книга для тех родителей, которые:

• хотят получить фактическую информацию, основанную на результатах исследований о том, как и почему спят младенцы;

• хотят кое-что узнать о природе сна ребенка, чтобы принимать собственные решения, основанные не на домыслах и оценочных суждениях, но на фактах, изложенных простым и понятным языком;

• не хотят оставлять своего ребенка плакать в одиночестве;

• хотят понимать, на какой стадии развития находится их ребенок в первый год жизни, а также как важно ребенку научиться самоуспокаиваться;

• хотели бы, чтобы их ребенок спокойно спал в собственной кровати, собственной комнате (или в комнате с другими братьями и сестрами).

Рассматривайте нашу книгу как руководство к действию или пособие, но не как сборник готовых решений. Важно, чтобы ваши цели и ожидания были реалистичны.

В этой книге четыре части. Часть I расскажет вам про сон (где ребенок может спать; о свойствах детского сна), чем младенцы отличаются друг от друга, как они плачут, о безопасности ребенка во время сна. В части II подробно описан наш метод – разумного решения проблемы сна.

Там говорится о том, как и почему это поможет выработать вашему ребенку здоровые привычки, связанные со сном, и чем наш метод отличается от других. О том, как позаботиться о себе в первый год жизни малыша, вы узнаете из части III.

Мы добавили эту информацию, чтобы подчеркнуть, что благополучие родителей – залог благополучия ребенка. Иными словами, вы не сможете позаботиться о ребенке, если не можете позаботиться о себе.

В части IV мы рассказываем о том, чего вам скорее всего следует ожидать в тот или иной период развития младенца в первый год, а также даем советы, связанные со сном.

Значки (их у нас четыре) призваны обратить ваше внимание на особенно важную и полезную информацию.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=580715&p=1

Аутофобия (боязнь одиночества) — симптомы, лечение, советы

Аутофобия – довольно распространенное психическое расстройство. Оно основано на страхе человека остаться одному. Также боязнь одиночества может иметь название монофобия или изолофобия.

Своевременное выявление проблемы может спасти человеку жизнь, ведь кроме постоянного беспокойства существует опасность совершения суицида.

Именно среди аутофобов ежегодно фиксируют наибольшее количество самоубийц.

Причины возникновения

Причинами подобного расстройства могут быть очевидные факторы, а также порой самые неожиданные случаи в жизни. Заболевание может сформироваться еще в раннем детстве. Многие взрослые говорят малышам: «Успокойся, а то сейчас оставлю тебя здесь и уйду».

Вроде бы безобидная фраза, способная прекратить детскую истерику. Но именно она может стать первым кирпичиков в формировании того самого страха быть брошенным. В старшем возрасте толчком для развития фобии может стать разрыв отношений или смерть близких.

Однозначно определить почему человек стал бояться одиночества очень трудно. Но все же можно выделить наиболее распространенные причины:

  • недостаток внимания в младенческом возрасте: мама часто уходит, с ребенком мало общаются, долго не подходят, когда он плачет;
  • в первые годы жизни малыша не уделяется достаточное внимание для развития его личностных психологических качеств;
  • ребенка оставляли одного в качестве наказания или часто грозились бросить его (оставить в магазине, отдать чужим, в детдом и т. д.);
  • связь с неблагополучными компаниями в подростковом возрасте;
  • тяжелое переживание переходного периода, отсутствие поддержки;
  • по мере взросления возникает боязнь не успеть завести собственную семью, родить ребенка;
  • чрезмерная доверчивость к малознакомым людям: человек быстро привязывается к ненадежным людям;
  • боязнь потерять мужа/жену, уход или внезапная смерть близкого человека, друга;
  • изначально заниженная самооценка, трудности при вхождении в контакт с людьми;
  • любовная драма прошлого: трудный и внезапный разрыв, измена любимого человека;
  • воспоминания из прошлого о пережитых чувствах и дискомфорте от нахождения в одиночестве;
  • постоянная занятость современных людей, особенно в крупных мегаполисах.

Это далеко не полный перечень возможных причин. Иногда источник проблемы становится невозможно точно установить.

Симптомы и проявления страха перед одиночеством

Течение подобного расстройства может быть настолько незаметным, что выявить его иногда просто невозможно. Подобное поведение характерно для неуверенных в себе людей, жителей современных городов, а также подростков.

  1. Неуверенность в себе. Низка самооценка, недоверие к самому себе в плане принятия важных решений. Человек все время ищет поддержки со стороны других.
  2. Стремление к людям. Человек может перемениться в один момент и превратиться из замкнутого интроверта в ярого экстраверта, который постоянно стремится к общению с людям. Иногда такое поведение, наоборот, отталкивает людей, что только усугубляет ситуацию.
  3. Попытки удержать человека рядом любой ценой. Обычно это проявляется в крайней степени уступчивости. Личное мнение теряется, все делается так, как скажут остальные, лишь бы не оставаться в одиночестве. Аутофоб может пойти на крайние меры и начать шантажировать других угрозами совершить суицид, если их покинут.
  4. Приступы паники. Необоснованные панические припадки – это тот симптом, который явно указывает на страх перед одиночеством. И он проявляется не только в тем случаях, когда нужно попрощаться на время. Толчком для приступа может стать банальная ситуация, когда человек не может дозвониться до кого-нибудь или долго не получает ответа на сообщение в соцсети или на СМС.
  5. Требование доказательств. Недостаточно того, что рядом есть близкие люди. Аутофобу нужно быть уверенным в том, что его любят и не бросят. Поэтому он требует словесные доказательства.
  6. Нелогичность в отношениях. Очень часто такие люди становятся неразборчивыми в плане выбора второй половинки. Они могут заводить кратковременные отношения, но при этом всегда будучи инициаторами разрыва. Возможен и второй вариант – создание семьи, то есть вступление в брак, с, грубо говоря, первым встречным. Главная цель – не остаться одному и не быть брошенным.

Лечение аутофобии

Разумеется, страх одиночества можно преодолеть. Причем сделать это нужно как можно скорее. Как только, было выявлено расстройство нужно обратиться за помощью. Самостоятельно от фобий, особенно подобного рода, избавиться очень трудно. Лучшим лекарством в этом случае будет поддержка близких. Советы как избавиться от аутофобии:

  1. При первых проявлениях фобии человеку нужно осознать, что не всегда есть возможность постоянного общения с людьми. Одиночество – это нормально.
  2. Чтобы не ощущать всю тягость этого явления нужно просто найти себе занятие – работу, хобби или выполнить домашние дела.
  3. Посещение психолога поможет справиться с беспокойством и не даст перерасти ему в более сложное заболевание.
  4. Нужно найти в своей жизни немного времени лично для себя, чтобы вырваться из повседневной рутины. Проводить его можно по-разному: сходить в магазин или кафе, встретиться со знакомыми, зайти в гости к родным. К тому же это дополнительно отвлечет человека от мрачных мыслей об одиночестве.

Психотерапевтические подходы основаны на поиске возможных раздражителей – причин возникновения страха. Наиболее эффективными для аутофобов считаются групповые занятия. Разрабатывается осознание того, что пациент является независимой личностью.

На запоздалой стадии выявления и лечения расстройства применяют медикаментозный подход. Пациенту прописывают прием антидепрессантов, успокоительных препаратов и стимуляторов.

Если вовремя приступить к лечению, вскоре от аутофобии останутся одни воспоминания. Это не только сохранит нервные клетки и наладит здоровые отношения, но и устранит опасность, нависшую над жизнью человека.

Читайте о прочих распространенных страхах:

Оценка статьи:

(3

Источник: http://fobiya.info/strah-sostoyanij/autofobiya

Почему нельзя оставлять детей «проораться»

Интересная статья о воспитании маленьких детей — почему нельзя ждать, пока ребенок «проплачется».

Читайте также:  8 вещей, о которых не нужно знать маленьким детям

Ниже собрана информация о последствиях методов «проораться». Прежде всего нужно сказать, что исследования, которые есть в доступности сейчас, не были в доступности много лет назад. Нейрофизиологи сейчас знают, что пережитое детьми гораздо более значимо, чем мы могли бы себе предположить. При рождении ребенка только 15% его нейронных связей сформированы.

Это простейшие связи, позволяющие выживать, но остальные 85% в основном складываются в первые 3 года, и они складываются на основе опыта ребенка. На самом просто уровне, нейрофизиология доказала, что роль родителя абсолютно критична в определении будущего ребенка. Ребенок, выросший в любви, заботе и понимании, имеет настройку в мозгу на позитивные результаты.

Когда мама или папа обнимают ребенка, поют ему, носят его на руках, они помогают выстраиванию в мозгу ребенка тех самых связей, которые впоследствие помогут ему научиться самому строить отношения, основанные на любви.

Если вы показываете ребенку тепло и любовь, даете ему возможность переживать положительные эмоции, и он вырастет в счастливого, здорового, заботливого взрослого. Бытует мнение, что если каждый раз, когда ребенок плачет, брать его на руки, то его можно избаловать. Нейрофизилоги знают теперь на основе фактов, что ребенка в таком возрасте нельзя избаловать.

Его мозг пока не способен к манипуляциям.  Приведенная ниже нформация имеет целью собрать фактические знания из разных областей, чтобы помочь мамам делать информированный выбор, а не только идти на поводу у советов «так надо». Она не отнимает права каждой мамы и папы на «материнский инстинкт».

Есть много разных методов воспитания и ухода, среди них есть методы, зарождающие в ребенке чувство защищенности и доверия, и по большому счету это — здравый смысл. Онако информация о том, почему именно так лучше для ребенка, не всегда есть, и поэтому данная информация приведена ниже.

  Когда врачи и психологи говорят о тех или иных расстройствах у ребенка, часто упоминают широкий спектр расстройств, связанных с «потерей привязанности к матери», и, к сожалению, не все они касаются только детей из детских домов.

В частности, в контексте таких расстройств и даются советы подходить на плач ребенка, а не оставлять его проплакаться, или применять методы «контролируемого плача».

  Говоря более конкретно о проблемах детского сна, а именно с ним связаны большинство случаев, когда ребенка оставляют плакать в одиночества, стоит прежде всего задуматься о культурных стереотипах того, как должен спать ребенок. Если бы ученые отталкивались от той модели сна, которая удобна родителям в нашей культуре, то исследования не отражали бы потребностей ребенка, и выстраивали бы ложную теорию. Поэтому то, как мы считаем, что ребенок должен или не должен спать вовсе не отражает того, как он на самом деле спит. И до применения любых методах стоит задуматься, насколько объективны наши требования к сну ребенка. 

Многие родители, особенно старшее поколение, часто говорят, что если брать ребенка на руки каждый раз, когда он заплачет, то его «балуют», и учат плакать, чтобы его брали на руки.

Этот посыл основан на бихевериостических исследованиях начала 20-го века, которые были опровергнуты десятками более поздних исследований и отвергнуты в большинстве своем в своем применении к ребенку, и человеку в принципе. Поэтому страх «избаловать»- ложен, детский мозг не в состоянии проделать пока таких манипуляций.

Исследования, на которые ссылаются, пропогандируя эту ложную теорию, касались лабораторных крыс, и их реакции на «позитивное подкрепление». Человек отличается от других млекопитающих. Только 15% мозга человека имеет нейронные связи при рождении (в сравнении с шимпанзе, ближайшим по сходству приматом, у которого на момент рождения существует 45% нейронных связей).

Это говорит о незрелости нервной системы, и о том, что в следующие 3 года мозг ребенка будет занят выстраиваением этих связей, и именно его опыт в первые 3 года, его отношения с родителями, и в особенности отношения с матерью, и формируют «структуру» его личности.

Дети познают мир через то, как окружающие их люди (родители, братья, сестры) реагируют на них. Это касается и сна. Согласно исследования одного клинического психолога, дети учатся успокаиваться, когда их успокаивают. А не когда их оставляют плакать до полного истощения.

Многие думают, что только дети из детских домов становятся нелюдимыми, озлобленными, бесчувственными, и случается это потому, что им не хватает общения. Это не так.

Тот же самый клинический психолог забрал 6 месячного ребенка из родной семьи и поместил его в приемную семью, так как ребенок не умел плакать вообще! Его кормили, одевали, согревали, но на его плач никто не реагировал! И ребенок «закрылся», так как это случается с брошенными детьми в домах ребенка.

В 9 месяцев пришлось снова учить ребенка протягивать руки, чтобы ее взяли!  Родителям часто говорят, что методы контролируемого плача работают. Они работают, потому что ребенок прекращает плакать! А что ИМЕННО работает? Ребенок научился успокаиваться, или потерял надежду, что ему помогут? Это разве хорошо?  Др.

Джей Гордон считает, что чем в более раннем возрасте на плач ребенка перестают реагировать, тем больше шансов, что ребенок «закроется», даже немного. Она также считает, что дети, которых обнимают, или кормят всю ночь, рано или поздно научатся успокаиваться и спать самостоятельно. Все иное, по ее мнению, это просто ЛОЖЬ, которая помогает продавать книги по методам контролируемого плача.

  В 1970х доктор Т. Берри Бразелтон изучал новорожденных, в частности, могут ли они испытывать отчаяние или депрессию. В видеосъемках, от которых разрывается сердце, видны маленькие дети, которые плачут, чтобы добиться реакции от мамы, и если у них не получаются, то они плачут еше громче.

Через какое-то время, испробовав все выражения и попытки поймать взгляд матери, ребенок достигает пика терпения и начинает отворачиваться, не в силах больше прилагать бесплодных училий. В конце концов ребенок отворачивается и отказывается смотреть на мать. Потом он поворачивается, и пытается вызвать реакцию. И каждый раз он отворачивается на все более долгий и долгий срок.

В конце концов каждый ребенок роняет голову, затихает, и демонстрирует все признаки отчаяния. Как писала Линда Палмер в книги «Химия Привязанности», нейронные и гормональные связи, которые есть у ребенка и у родителя, помогающие им развить взаимную привязанность, являются одними из самых сильных в прроде.

Как только родился ребенок, гормональные системы контроля и мозговые синапсы начинают обретать постоянные структуры в соостветствии с теми обращением, которое переживает ребенок. Ненужные рецепторы мозга и нейронные связи исчезают, а новые, подходящие тому миру, который окружает ребенка, усиливаются (часть развития мозга, происходящая в первые 3 года).

  Постоянный телесный контакт и другие проявления заботы родителей производят постоянный высокий уровень окситоцина в ребенке, который в свою очередь подавляет реакцию на стрессовые гормоны. Многие психологические исследования показали, что, в зависимости от поведения родителей, высокий или низкий уровень окситоцина в мозгу ребенка приводил к формированию постоянной структуры реакции на стресс.

Дети, формирующиеся в положительных эмоциях и высоком уровне окситоцина начинают проявлять характеристики «уверенного и любимого» ребенка, дети же, которых оставляют плакать, игнорируют, лишают общения, озлобленно реагируют на их проявления эмоций, плач, вырастая, проявляют характеристики «неуверенного, нелюбимого» ребенка, а потом подростка, и позже взрослого.

Характеристики «неуверенности» включают в себя асоциальное поведение, агрессию, неспособность к длительным любовным отношениям, душевные болезни и неспособность справляться со стрессом.  Новорожденные существенно более чувствительны к феромонам, нежели взрослые.

Они не в состоянии выражать себя речью, и поэтому полагаются на более примитивные чувства, которыми контролируют друг друга более низшие животные. Самые ранние, примитивные переживания ребенка позволяют ему развить более высокие способности к пониманию выражений лица и эмоций, чем мы можем ожидать.

Именно так ребенок научается узнавать об уровне стресса в тех, кто о нем заботится, иными словами, испытывает ли мама страх или радость. Часть стресса от отстутствия рядом матери может быть в том, что ребенок теряет способность понимать, находится ли он в безопасности.

Второй способ понимания — это тактильный, и естественно, запахи тела, которые ощущает ребенок, ведь феромоны можно почувствовать только, если мама находится рядом.  Аргументация «ну вот они оставляли ребенка проплакаться в 3 месячном возврасте и с ним все в порядке» некорректрна.

Если посмотреть на социологическую ситуацию в обществе, уровень преступности растет, уровень употребления наркотиков растет, уровень разводов растет и так далее. Естественно, это не имеет прямой взаимосвязи только с детским сном, но все начинается дома.

По словам д-ра Серван-Шрайбера, он видит прямые последствия родительской заботы только о своих интересах и применения ими тех или иных «воспитательных» методов, во взрослых, которые приходят к нему лечиться от депрессии, страха, и неспособности выстроить открытые доверительные отношения.

По его словам, чувствительные дети, на плач которых не реагировали, начинают считать свою потребность в тепле и успокоении — недостатком характера, родителей — холодными, далекими фигурами, и страх и одиночество — естественными спутниками существования человека. Они научаются, что эмоционально-важным людям нельзя доверять, что от них нельзя ждать понимания и поддержки.

Так как потребность врождена и контролировать ее нельзя, они пытаются справиться с ней, или отказываясь и прячась от собственных эмоций (депрессивные тенденции во взрослых), или утолять одиночество или боль не с помощью людей, а с помощью вещей, которые более надежны, например алкоголь или наркотики.

Теория о том, что беря ребенка на руки, мы его балуем, наукофицирована и была крайне популярна в начале 20 века. Было принято считать, что если «поощрять» плач тем, что брать ребенка на руки, то ребенок будет плакать больше.Как оказалась, человеческое поведение все-таки несколько сложнее. Др-ра Бэлл и Айнсуорт исслледовали две группы родителей с детьми.

В первой группе детей много обнимали, носили на руках. Это были счастливые, уверенные в себе дети, результат заботливых родителей. Вторую группу растили более строго, на их плач не всегда реагировали, они жили по более жесткому графику, не всегда получали тепло и заботу. За всеми детьми следили около года.  Дети в группе А проявляли куда большую независимость.

Более того, синдром «закрытия» может проявляться не только в детдомовских детях. Только ребенок может знать глубину своей потребности. Дети, который оставляют плакать в одиночестве, или не носят на руках, боясь испортить, в конце концов могут вырасти в наиболее неуверенных взрослых.

Дети, которых «выдрессировали» не показывать свои потребности, могут казаться послушными, удобными, «хорошими» детьми. Но они всего лишь отказываются от выражения своих потребностей, или могут вырасти во взрослых, которые будут бояться высказать что-то, что нужно им.

  Все исследования раннего детства показывают, что дети, постоянно получавшие любовь и заботу в раннем детстве становятся наиболее любящими и уверенными взрослыми, а дети, которых заставили уйти в подчиненное поведение (оставили плакать), накапливают чувства гнева и ненависти, которые впоследствие могут выражаться различными вредными способами.

  Часто задают вопрос — а какова альтернатива? Учитывая имеющиеся исследования, физиологические и психологические потребности ребенка, мы должны принять необходимость некоторых принципов для себя.

  Можно попробовать метод шипения=похлопывания, но если он не работает, то можно взять стул, и сесть рядом с ребенком, положив на него руку, чтобы он чувствовал от вас постоянное успокоение (особенно до возраста, когда ребенок познает постоянство объекта, в 6-8 мес). Если ребенок перевозбужден, не может заснуть, и никакие методы не работают — просто будьте рядом с ним, чтобы он вас чувствовал.

Если вам тяжело, делайте это по очереди с папой. Главный принцип — не оставляйте ребенка, потому что психологически дети усваивают реакцию. Если вам повезло и у вас ребенок, который готов засыпать, и вы не требуетесь ему в комнате… отлично, но все другие дети всего лишь хотят, чтобы их потребности были удовлетворены, и они общаются с нами, как умеют.

Даже если ваш ребенок плачет, и вы рядом, он знает, что вы с ним. Что его слышат.  А чтобы успокоиться, было проведено большое исследование, касавшееся количества просыпаний ночью, и их зависимости от возраста. После снижения количества просыпаний в возрасте от 3 до 6 месяцев, после 9 месяцев снова регистрируется рост количества просыпаний.

Увеличение беспокойства ночного сна к концу 1 года жизни связано с огромным социо-эмоциональным скачком развития, который характеризует эту стадию развития. В возрасте 1 года 55% детей просыпались по ночам.

  Дополнить хочу постом одной мамы, оригинальный пост на английском, перевод мой: «Я не эксперт по сну, но если вы находитесь в точке отчаяния, и страстно желаете наконец поспать, что вам иногда приходит в голову, ну не могут же ошибаться вся эти люди, которые советуют «оставить проораться», и ничего такого уж страшного в этом нет. Моему сыну только что исполнилось 10 месяцев. С рождения он не спал более 2 часов подряд, и вчера он впервые проспал всю ночь. Я от радости просто места себе не находила, ведь я тоже не спала более 2 часов подряд все эти 10 месяцев. А сегодня он проспал до 4:30 утра! Я позвонила всем, кого знала, и все сказали мне одно и то же: «… если он начнет плакать вскоре после засыпания, просто оставь его, и он скоро поймет…» В этот день он пошел спать как обычно, около 8 вечера, и в 9:30 уже заплакал первый раз. Это не был отчаянный плач, просто плач, значащий «я проснулся». Я отправилась к нему, и в голове у меня жужжали все советы, что не нужно подходить, и я изводила себя тем, что я такой слабак и не могу это сделать. Я вошла к нему в комнату и увидела своего сына сидящего в кровати, держащего свое одеяло, и всего ПОКРЫТОГО рвотой. Вся кровать была в рвоте, и даже стены и пол. Он сидел в огромной луже рвоты. Когда он увидел меня, тут он заплакал уже по-настоящему. Я взяла его на руки, и он немедленно заснул, наверное из-за истощения и обезвоживания от рвоты. И мне стало плохо от одной мысли, что было бы, если бы я оставила его плакать? Он бы заснул рано или поздно, скорее всего прямо там, в собственной рвоте, один, испуганный и больной. Его бы снова тошнило (а его тошнило потом всю ночь), и может быть он бы захлебнулся собственной рвотой только потому, что я хотела спать всю ночь?! Как же все эти дети, которых бросают плакать в одиночестве. Скольким из них страшно, больно, сколькие были больны и нуждались в маме, но знали, что плач им не поможет, потому что не помогал в прошлом? Скольким из них температуру заметили только с утра, когда ребенку было «можно вставать»?  Поверьте мне, я отчаивалась настолько, что мысль «оставить проораться» посещала меня. Но ребенок маленький не навсегда. И бессонные ночи — не навсегда. И каждый раз, когда кажется, что ты уже отчаялась и кончились все силы и терпение, и ты где-то внутри даже ненавидишь это существо, которое не дает тебе спать третий час подряд в 4 утра… вспомни, что тебе был дан великий дар, о котором нужно заботиться, любить, и оберегать.  Ведь его можно потерять в один момент, страшно и беспричинно.

И чего стоит какой-то несчастный недосып…»

Вот здесь лежит короткий документальный фильм (на английском) о последствиях применения метода «оставить проораться» к маленьким детям. http://www.whatmakesyoutick.org/

Отсюда: http://olkan.livejournal.com/234589.html

Источник: https://edzaks.ru/node/117

Ссылка на основную публикацию