Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для детей до года, 2–3, 3–4, 5–6 лет

Главная Избранное Пальчиковые игры и игры с движениями для дошкольников и младших школьников

Обычно детям нравятся пальчиковые игры с движениями: ими увлекаются в саду и даже в школе, ребята постарше играют в них друг с другом, помладше — с родителями и близкими. Для чего они нужны? Это не только приятное времяпровождение. Они идеальны для развития мелкой моторики. Учёные давно доказали связь мелких движений руки с развитием мозга, особенно его части, отвечающей за речь.

Пальчиковые игры для малышей до года

В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж.

Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители.

В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Пёсик, пёсик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Легко растираем указанную часть тела.)

Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:

Пришёл медведь к броду,

Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),

Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)

Уж он мок-мок-мок,

Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),

Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),

Встал на колоду,

Бултых в воду! (Роняем между коленями.)

Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький

Этот пальчик толстячок.

Ну а вместе — кулачок.

Пальчиковые игры для детей 1–2 лет

Упражнения в этом возрасте всё ещё пассивны: ребёнок пока только пробует повторять движения, поэтому вы сами массируете пальчики на обеих руках. Используемые потешки могут становиться сложнее. Например:

Вот кулак (закрываем ладонь крохи, сжимая пальчики в кулак),

А вот ладошка (открываем).

На ладошку села кошка (кладём на неё сложенные щепоткой пальцы)

И крадётся, и крадётся, и крадётся (перемещаемся вверх, к плечу).

Прыг под мышку (засовываем руку под мышку),

Где же мышка? (Разводим руки в стороны.)

Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше

Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Например:

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.

Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт (потягиваемся),

Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).

Подметает дом, оградку («подметаем»)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).

Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).

Для осени:

Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

А потом сильнее дождик (быстрее стучим).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).

И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).

Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).

И вот снова дождик, тихонько,

Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).

Для зимы:

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).

Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).

А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),

А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),

Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).

Для весны:

Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (покачиваем кистями).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),

Тихо засыпают,

Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).

Для лета:

Пять маленьких рыбок

Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)

Вторая сказала:

«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)

А третья сказала:

«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)

А пятая крикнула:

«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)

Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.

Игры для детей от 6 лет

Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японца:

Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

О-о-оу… Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японки:

Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

Вот они переженились:

Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

И у них родились детки:

У Яка с Ципой — Шак,

У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой — Шак-Шарак,

У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони — Шак-Шарак-Шарони.

Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.

В какие пальчиковые игры вы играете с детьми? Поделитесь своими любимыми упражнениями в комментариях.

Читать по теме:

Подвижные игры для детей 1–2 лет

Подвижные игры для детей 2–3 лет

Подвижные игры для детей 3–4 лет

Подвижные игры для детей 5–6 лет

Подвижные игры для младших школьников

Источник: https://mchildren.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/

Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев.

Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения! Эти 9 простых и полезных игр для разного возраста обязательно понравятся вашему малышу.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Семь сыновей

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9916

Пальчиковые игры для малышей до года + стишки для изучения частей тела и лица

2014-11-20

Ни для кого не секрет, что развивать мелкую моторику малыша чрезвычайно важно.

Учеными уже давно установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи.

Поэтому стимулируя движения пальцев и рук малыша, мы здорово способствуем развитию речи. Вот почему пальчиковые игры так ценятся педагогами и широко используются при занятиях с детьми.

Помимо огромного влияния на развитие речи, пальчиковые игры помогают развить координацию, внимание, память ребенка, способность сосредотачиваться, а также помогают развивать воображение (попробуйте-ка сразу понять, что руки, сложенные уголком над головой, — это крыша, а если помахать руками, то ты тут же превращаешься в бабочку). Ну и, конечно, пальчиковые игры дарят ребенку и маме целую бурю положительных эмоций, обогащают их общение яркими красками.

В этой статье я хочу представить вам свою подборку пальчиковых игр, которые лучше всего подходят для малышей с 6 месяцев до 1 года.

Кроме того, в статье вы найдете стишки, которые помогут вашему малышу весело и быстро изучить основные части лица и тела. Мы с дочкой всегда с удовольствием играли под эти веселые стишки.

И еще эти игры здорово помогали мне развлечь дочь во время автомобильных поездок.

Поначалу вы можете руками малыша сами делать необходимые движения, но вскоре он будет справляться и без вашей помощи. Также хочется заметить, что не стоит подолгу заниматься пальчиковыми играми, нужно заканчивать раньше, чем ребенку надоест игра (обычно не больше 5-8 минут).

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку!

Что пили? Бражку

Кашка сладенька,

Брашка молоденька

Попили, поели,

Кши-кши, полетели! (машем руками)

На головку сели! (прикладываем руки к голове)

Сели, посидели,

И опять улетели! (опять машем руками)

***

Читайте также:  7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)

Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)

Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)

Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)

Кто его открыть бы смог?

Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)

Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)

И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)

Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)

Вились, вились, (показываем как летят)

В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)

Кубик к кубику кладем

Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)

Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)

Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?

Чтобы бегать по дорожке!

Для чего дочурке ушки?

Чтобы слушать погремушки!

Для чего дочурке ротик?

Чтоб у мамы молоко пить!

Для чего дочурке глазки?

Чтоб смотреть на мира краски!

Для чего дочурке спинка?

Чтоб валяться на простынке!

Для чего дочурке попа?

Чтоб ее ладошкой хлопать!

Для чего родилась дочка?

Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать,

А ушки слушать

Глазоньки – моргать, моргать

Ручки – все хватать, хватать

***

Жил был зайчик

Длинные ушки,

Отморозил зайчик

Носик на опушке

Отморозил носик,

Отморозил хвостик!

И поехал греться

К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ

Куда бежите, ножки?

Куда бежите, ножки?

По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор

Во зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники

***

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки

Чьи это пятки

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть

Это носик, чтоб дышать

Это ушки, чтобы слышать

Это ножки, чтоб бежать

Это ручки, чтобы маму

Очень крепко обнимать

***

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик

Вымыл ротик

Вымыл ухо

Вытер сухо

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)

Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)

Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)

Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша

И погладит малыша

«Мяу-мяу, — скажет киска, —

Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке

По дорожке гладкой-гладкой

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

Ав-ав-ав,

Гав-гав-гав

***

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг… в ямку

Бух!

***

Расти, Тая, выше,

До хором, до крыши

Расти, не бАлуй,

Маму с папой жалуй

Расти с брус толщины

Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:

То играют в ладушки,

То зачем-то лезут в рот,

Книжки рвут у бабушки…

Переделав все дела,

Тянут скатерть со стола

Лезут в соль и в компот,

А потом наоборот

Пальчики дружные

Все такие нужные!

***

Застучали ножки

По ровненькой дорожке,

Застучали много раз –

Будет весело у нас

Кулачком сильнее бей,

Только ручки не жалей,

Постучим мы кулачком

И покружимся волчком

***

Шла коза по мостику

И болтала хвостиком,

Зацепилась за перила –

Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам

Жук летел в цветной рубашке

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

Источник: https://jili-blog.ru/palchikovye-igry-dlya-malyshej-do-goda-stishki-dlya-izucheniya-chastej-tela-i-lica.html

Пальчиковые игры для малышей: примеры занятий, фото, видео

Чем полезны пальчиковые игры для малышей. Примеры занятий, позволяющих ускорить сроки созревания речевых отделов в коре головного мозга ребенка.

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

«Сорока-ворона кашу варила» – нам с детства знакомы слова этой потешки, на которой выросло не одно поколение ребятишек. Но не все родители знают, что подобные пальчиковые игры для малыша – не просто забава и веселое времяпровождение.

Массируя крошечную ладошку, сгибая и потирая пальчики, мы незаметно совершенствуем руку ребенка, которая в раннем возрасте является самым надежным инструментом познания.

Чем точнее, увереннее и послушнее становятся движения конечностей, тем активнее развивается дитя. Почему же так происходит?

Какую пользу приносят занятия

Пальчиковые игры – это своеобразная зарядка для рук малыша, которая проходит в увлекательной форме, сопровождается веселыми стишками, потешками, присказками и всевозможными рифмовками. Несмотря на простоту выполнения, упражнения приносят неоценимую пользу детям:

  1. На каждом квадратном сантиметре кожи пальцев и ладоней находятся более 100 нервных окончаний. Активизируясь во время игры, они посылают импульсы в головной мозг, стимулируя деятельность его клеток.
  2. Ответные сигналы заставляют конечности малыша выполнять все более сложные движения: от безусловных хватательных рефлексов, заложенных природой, до тончайших скоординированных действий. Так развивается мелкая моторика, причем, чем умелее руки ребенка, тем богаче становится интеллект.
  3. На пальцах и ладошках находятся активные точки, воздействуя на которые можно стимулировать работу связанных с ними внутренних органов. Играя в ту же «Сороку», мы незаметно улучшаем работу пищеварительного тракта, дыхательной системы, а также сердечную и мозговую деятельность. 
  4. Инсценировки облегчают понимание речи, развивают творческое начало.
  5. Повторяя рифмы и движения, малыш тренирует память, накапливая словарный запас.
  6. Играя, кроха получает бесценный опыт разнообразных тактильных ощущений.
  7. Шустрого кроху трудно удержать на месте, но, увлекшись игрой, он забывает обо всем на свете, полностью концентрируя свое внимание и тренируя усидчивость. Такие занятия очень хорошо использовать во время путешествий или походов к врачу, чтобы переключить внимание уставшего и капризничающего ребенка.

От чего зависит речевое развитие

Современные исследования показали, что участки мозга, отвечающие за движение рук и речевые умения, сразу после рождения ребенка практически накладываются друг на друга и лишь немного отдаляются по мере увеличения объема мозга.

Развитие одной зоны положительно влияет на другую, и наоборот. Эти физиологические особенности объясняют тесную взаимозависимость моторики и речи.

Теперь становится понятным, почему противоестественное переучивание левшей так часто приводит к заиканию.

Сегодня определить, насколько ребенок владеет говорением, можно, даже не услышав его голоса. Для этого достаточно понаблюдать за способностью малыша совершать мелкие точные движения руками.

Предложите 2-3 годовалому карапузу разжать сомкнутый кулачок, медленно выпрямляя палец за пальцем. Если такое задание не вызывает у него затруднений, значит, и с речевым развитием все в порядке.

Если пальчики не слушаются, не хотят работать изолированно друг от друга, не разжимаются до конца — кроху стоит показать логопеду.

Почему в последние годы число ребят с проблемами речевого развития резко возросло? Ответ прост – современные дети мало работают руками.

Виной тому, как ни печально, новейшие достижения науки, техники и производства, призванные сделать нашу жизнь более комфортной и легкой: вместо шнуровки и пуговиц мы придумали липучки, вместо аппликаций, которые нужно вырезать ножницами из бумаги – готовые наклейки, сенсорные экраны телефонов заменили кнопки и вращающиеся диски.

Да к тому же мы мало разговариваем с ребенком по душам, а разбегаемся по разным углам, уткнувшись в ноутбук или планшет. Но ситуацию еще можно исправить, посвятив немного времени старым добрым пальчиковым играм, чтобы значительно ускорить сроки созревания речевых отделов в коре головного мозга.

Тематический материал:

  • Пальчиковая гимнастика для детей
  • Игрушки развивающие моторику

Рекомендации по проведению

Начинать упражнять ручки грудничка лучше с рождения. Доказано, что малыш, знакомый с пальчиковыми играми с первых месяцев жизни, начинает разговаривать гораздо раньше своих сверстников и заметно опережает их в развитии.

Тренировка точных движений полезна и подросткам, и взрослым людям, так как стимулирует активную работу мозга, борется со старческим слабоумием и болезнью Альцгеймера.

Но детям до 9 лет она просто необходима, так как в этот период идет созревание коры головного мозга с образованием новых нейронных связей, а основные умения и навыки только находятся в стадии формирования и в случае необходимости, легко поддаются корректировке. Чтобы такие развивающие занятия принесли крохе пользу, при их проведении нужно соблюдать следующие правила:

  1. Подбирайте игры по возрасту: от пассивных, предназначенных для младенцев первого года жизни, до самых сложных, которые будут интересны подросткам.
  2. Не переутомляйте малыша – 3-5 повторов в медленном темпе с чередованием рук вполне достаточно.
  3. Начинайте с элементарных движений, постепенно усложняя их. Задания должны быть понятными, доступными и посильными. Пусть ребенок сначала научится выполнять движения, а затем запомнит и проговорит рифмованный текст.
  4. Обязательно задействуйте все пальчики. Особое внимание уделите мизинцу и безымянному, так как они – самые «ленивые». 
  5. Чередуйте сжатие с растяжением, напряжение с расслаблением. Перед игрой обязательно предложите малышу разогреть ладошки трением.
  6. Следите, чтобы движения ребенка были точными. Избегайте чрезмерного перенапряжения мышц.
  7. Результат принесут только систематические ежедневные занятия.
  8. Учитывайте эмоциональное и физическое состояние вашего карапуза. Если ребенок болен, устал или находится в плохом настроении — игры лучше отложить.
  9. Принимайте во внимание индивидуальные особенности малыша и его желания. Учитывайте тот факт, что некоторым детям неприятна щекотка или прикосновения. Если крохе не нравится игра – не принуждайте его, а спокойно переключитесь на другое упражнение.
  10. Обязательно хвалите малыша и поощряйте за каждый, пусть несущественный, успех.

Что такое пассивные пальчиковые игры

Обычно, в 1-3 месяца кулачки малыша плотно сжаты – так дает о себе знать гипертонус, возникающий из-за повышенной возбудимости отделов головного мозга, ответственных за работу мышц. Задача мамы – расслабить напряженную кисть ребенка и помочь пальчикам разжаться.

Чем раньше это произойдет – тем быстрее начнет действовать рука, выполняя осознанные движения.

Самым лучшим тренажером для детей в возрасте до одного года выступает система пальчиковых игр, но не обычных, а пассивных – все движения за кроху выполняет мама, манипулируя его конечностями:

  1. Поочередно выпрямляем пальчики, затем легонько постукиваем по внутренней стороне кисти: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет? Лисичка-сестричка, воробей, синичка, мишка косолапый и котик усатый. Скачут по дорожке, хлопают в ладошки».
  2. Мягкими движениями поглаживаем тыльную и внутреннюю часть кисти рук по направлению вверх от кончиков пальцев, приговаривая: «Солнышко нас лучиками гладит, согревает. Солнышко, как мамочка, ласковым бывает». 
  3. Следующий этап – массаж ладони медленными легкими движениями вверх-вниз, зигзагообразными или по кругу: «Сорока-сорока, куда летала? Далёко. Дров нарубила, печь затопила, воды наносила, деткам кашу сварила».
  4. Постукивая кончиками пальцев по ручке малыша, создаем вибрацию: «Вот – дорожка, вот лужок. Дождь закапал, лег снежок. Зайка прыгал по дорожке, унося от волка ножки».
  5. После этого переходим к массажу: «Каждый пальчик растираем, на подушечку нажимаем, тянем, крутим и сгибаем». Сначала манипулируем одной рукой, затем другой.

Для детей старшего возраста такие игры можно использовать в качестве разминки и разогрева мышц. Чтобы мамины прикосновения были приятны малышу, перед занятием нужно коротко обрезать ногти, снять кольца и браслеты, а также согреть руки.

Поиграйте с малышом

Пальчиковые игры необычайно популярны сегодня во всем мире и отличаются большим разнообразием. В Японии, например, тренировку рук начинают в детском саду, используя традиционные упражнения с грецкими орехами.

А в Китае особо популярны занятия с каменными и металлическими шарами.

Ни одна современная методика раннего развития не обходит вниманием роль руки при формировании двигательных, мыслительных и речевых навыков и умений малыша, предлагая вниманию родителей совершенно разные по содержанию занятия.

Читайте также:  Как научиться искусству запрещать ребенку, не запрещая?

Паучок

Это одна из игр авторского цикла практикующего педагога Екатерины Железновой, видеозаписи которого можно купить в детских магазинах. Каждый сюжет создавался с учетом возрастных особенностей малышей.

Герои рифмовок — паучок, птичка, козочка и зайчик – интересны и понятны детям, а оформление упражнений в виде мультфильмов с музыкальным сопровождением делают занятия еще более яркими и запоминающимися.

Паучок бежал по ветке, (Пройти пальчиками по предплечью)

А за ним вдогонку детки. (Затем — выше.)

Дождик с неба вдруг полил, (Потрясти ручками.)

Паучков на землю смыл. (Похлопать ладошками по столу.)

Солнце стало пригревать — (Покачать руками, раздвинув пальчики.)

Паучок полез опять. (Повторить переборы.)

А за ним полезли детки,

Чтобы погулять на ветке.

Если малыш изменил движения – не поправляйте его, а обязательно похвалите за выдумку и фантазию.

Фонарики

Эта игра – кинезиологическая, то есть основанная на сложных мышечных движениях, её вполне можно назвать зарядкой для мозга. Для выполнения требуется внимание, сосредоточенность и умение координировать движения.

Начать стоит с облегченного варианта.

  • Руки положить на стол, ладонями вниз. По команде «фонарики зажглись», малыш должен растопырить пальцы. А со словами «фонарики погасли» — соединить их вместе.
  • Исходное положение – сжать кулачки. По команде – выпрямлять и снова сгибать пальцы. 

Ребятишкам от трех лет задание можно усложнить. Руки держим на столе, ладошками вниз. На каждую фразу из стихотворения попеременно сжимаем кулачки:

Мы фонарики зажжем,

С ними погулять пойдем!

Как фонарики сияют,

Нам дорожку освещают!

Здравствуйте, пальчики-озорные мальчики

Умению выполнять точные скоординированные движения научит эта игра. Пусть все пальчики, от указательного до мизинца, по очереди поздороваются с большим, слегка коснувшись его.

Поварята

Игра с элементами самомассажа полезна не только, как способ совершенствования мелкой моторики, но и как профилактическое средство для укрепления иммунной системы малыша, поскольку активно воздействует на акупунктурные точки.

Сейчас мы капусту нарубим (ударяем ладошками по столу).

Сейчас мы капусту нарежем (трем ребром ладони).

Сейчас мы капусту посолим («солим», собрав пальцы в щепотку).

Сейчас мы капусту пожмем (сжимаем кулачки).

А позже — морковку натрем (кулачком левой руки трем ладошку правой, и наоборот).

Путешественник

Подобные упражнения делают пальчики малыша особенно быстрыми, сильными, умелыми, гибкими и подвижными. Их часто используют педагоги музыкальных школ при обучении игре на пианино, гитаре или баяне:

  • шустрые ножки идут по дорожке (имитируем ходьбу пальчиками);
  • быстро побежали: топ-топ-топ (ускоряем ход).

Усложняем задание, наметив специальный маршрут и обозначив его кружочками на листе бумаги.

Домик

Вы замечали, что маленькие дети подолгу рассматривают мамино лицо и трогают его руками? Так они получают первые знания об окружающем мире. На этой возрастной особенности основана пальчиковая игра «Домик», которая не только развивает ловкость рук и моторику, но и помогает ребяткам запомнить названия разных частей тела, обогащая опыт их тактильных ощущений.

Стенка, стенка (прикасаемся к каждой щечке поочередно, поглаживая их),

Потолок (подушечками пальчиков стучим по лбу),

Две ступеньки («шагаем» по губам),

Динь – звонок! (нажимаем на носик).

Музыканты

Вам понадобится картинка с изображением клавиатуры фортепиано. Под фонограмму любой мелодии нужно постукивать по клавишам сначала каждым пальчиком поочередно, а затем всей кистью, имитируя игру на инструменте.

Движения малыша можно сопровождать рифмовкой:

Ах, какое фортепиано,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля.

Вместе с мамочкой играем,

А танцует – вся семья.

Карандаш

Основной трудностью для первоклассника часто становится овладение навыками письма: рука никак не хочет выводить мелкие крючочки и петельки, быстро устает, а внимание рассеивается.

Все дело в отсутствии слаженной работы кисти рук и несовершенстве зрительного восприятия.

Поэтому уже в старшей группе детского сада у дошкольников в игре тренируют умение владеть ручкой, правильно писать элементы букв и сбрасывать излишнее напряжение с пальчиков:

  • прокатывать карандаш между ладошками или крутить его, как пропеллер: «Собирается в полет наш красавец-вертолет»; 
  • обвести контур предметов, изображенных на картинке.

И, конечно, снять усталость с напряженных рук поможет гимнастика, которую все помнят с детства: «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали…»

Поставим пьесу

Ребятки постарше очень любят кукольный театр. Сказочные герои буквально оживают в ловких маленьких руках.

Стоит только «надеть маску», как пальчик превращается в неуклюжего медведя, шустрого волка или старенького дедушку.

 Готовых персонажей можно купить в магазине, но лучше сделать их вместе с малышом, распечатав бесплатные шаблоны. Инсценировать можно любую сказку, коротенькую пьеску или стихотворение.

Такая игра очень хорошо развивает мелкую моторику, расширяет кругозор, память, увеличивает словарный запас, учит общаться и работать в команде.

«Сурдопереводчик»

Смысл игры – максимально понятно проиллюстрировать рифмовку жестами. Например:

Белочка в лесу живет

И сороку в гости ждет.

Заходи ко мне в дупло:

В нем комфортно и тепло.

Заинтересованы? Тогда уделите немного внимания своему малышу, доставьте ему радость общения, подарите возможность развиваться, фантазировать и говорить.

Пальчиковые игры как средство развития моторики: польза, правила подбора и проведения Ссылка на основную публикацию

Источник: http://RearChildren.ru/igri/palchikovye-igry/

пальчиковые игры для малыша

Перейти к содержимому

Известно, что расположенные на кончиках пальцев рук нервные окончания отвечают не только за мелкую моторику, но и напрямую связаны с речью и мышлением человека. Именно поэтому в раннем возрасте для малышей так важны пальчиковые игры. Правильно подобранные пальчиковые игры положительно влияют на формирование абстрактного мышления, устной и письменной речи.

Развитие мелкой моторики

Однако, выполняя подобные манипуляции с пальчиками малышей, нужно быть осторожными: это большая нагрузка для мозга. Поэтому любая игра, направленная на развитие мелкой моторики, должна быть закончена раньше, чем малыш начнёт капризничать.

Игры с пальчиками малыша рекомендуется начинать уже с двух месяцев, в это время они будут выглядеть как простые движения и нежные прикосновения:

• лёгкими движениями потягивать пальчики, будто «вытаскивая» их;

• аккуратно взяться за пальчик и выполнять им круговые движения то в одну, то в другую сторону (если получится, проделать такие движения по отдельности с каждым пальчиком);

• для развития моторики в этом возрасте хорошо использовать маленькие рельефные шарики из латекса, их можно просто вкладывать в ладошки ребёнка.

В 4 месяца маленький шарик можно заменить более крупным, а в 6 месяцев в качестве тренажёра для ладошки можно использовать грецкий орех.

В 8-10 месяцев игры с пальчиками принимают уже более активный характер. В этом возрасте полезны активные упражнения со всеми пальчиками. Для этого можно использовать всеми любимые детские потешки «Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ладушки». Во время таких игр (например, «Сорока-ворона») важно не просто загибать каждый пальчик, но и полностью проглаживать его (от основания до подушечки).

Пальчиковые игры

Также хороши упражнения для пальчиков с игрушками-пищалками. Например, такие: в ручку малышу вложить игрушку (утёнка, котёнка) и проговаривать текст:

Ты, котёнок (утёнок), не пищи,

А ну-ка маму отыщи.

Деткам постарше понравятся следующие пальчиковые игры:

• «Репка» (эту игру можно выполнять сразу после прочтения сказки)

Репку мы сажали (в ладошке пальчиками нужно «рыть» ямку),

Репку поливали (движения пальцев изображают льющуюся из лейки водичку),

Вырастала репка (из сжатых кулачков пальчики постепенно выпрямляются, показывая, как растёт репка)

Хороша и крепка!

Тянем-потянем (левая и правая кисти сцепляются своими пальцами-крючками и тянут – каждая к себе),

Вытянуть не можем (ребёнок трясёт ручками),

Кто же нам поможет?

Тянем-потянем, тянем-потянем!

Ух (ручки расцепляем и трясём ими)!

Вытянули репку.

• «Куличики»

Лепим мы куличики (ладони крест-накрест по очереди кладутся друг на дружку)

Круглые, как личики (малыш обводит обеими ладошками своё личико),

Получи из печи (ребёнок по очереди раскрывает свои ручки ладонями вверх)

Вкусные куличи (взрослый кладёт свою ладонь «горкой» то на правую, то на левую ладошки малыша)!

• «Оладушки» (так же, как и в предыдущих пальчиковых играх, нужно изображать происходящее ручками)

Ой, ладушки-ладушки (хлопаем),

Испечем оладушки (делаем то же, что и в «лепим мы куличики»),

На окно поставим,

Остывать заставим (дуем и трясем ручками).

А остынут – поедим (подносим ручки ко рту),

И воробышкам дадим («насыпаем» крошки воробышкам).

Воробышки сели (движение ручками вниз),

Оладушки съели («клюем» ручками),

Оладушки съели –

Шу-у-у!.. и улетели (ручки в стороны).

Вы сами также можете любой понравившийся детский стишок, где происходит много действий, изобразить с вашим малышом ручками.

Гномики

Раз, два, три, четыре, пять Будем гномиков считать Первый шел в зеленой шляпе В кофте синей был второй Третий прыгал в красных тапках Был четвертый с бородой Пятый гномик был веселый песни пел и танцевал Раз, два, три, четыре, пять Будем домики считать Видишь эти домики В каждом есть по гномику В белом старый гном живет С ним большой усатый кот В красном гномик садовод Ест клубнику круглый год В синем гномик рыбачок Ловит рыбку на крючок В желтом гномик пчеловод Всем друзьям он носит мед Ну а в розовом живет добрый гномик стихоплет Раз, два, три, четыре, пять

гномикам пора в кровать.

Горшок

Начинаем наш урок. Это что стоит? Горшок! Раз, два, три, четыре, пять Будем мы штаны снимать! Присядем аккуратно. Знают все детишки: Очень неприятно Писаться в штанишки! Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

Прыг-скок, прыг скок, Мы присядем на горшок. Мы поели, мы попили, Про него чуть не забыли! Послушные детишки Сделают делишки: А-а-а и пись-пись-пись.

Только ты не торопись!

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать Этот пальчик чуть вздремнул Этот пальчик уж уснул Этот крепко-крепко спит Тише, тише, не шумите.. Солнце красное взойдет, Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,Будут пальчики вставать!

Моя семья

Этот пальчик — дедушка Этот пальчик — бабушка Этот пальчик — папочка Этот пальчик — мамочка А вот этот пальчик — я

Вот и вся моя семья!

Мышонок

Этот мышонок в норке сидит, Этот мышонок в поле бежит, Этот мышонок колосья считает, Этот мышонок зерно считает, Этот мышонок кричит:

«Ура, все собирайтесь обедать пора!»

Семейка

Раз уселась на скамейке Наша дружная семейка: Самой первой села мама, Рядом — строгий наш отец. Следом братец и сестрица.

Ну, а мне где поместиться?

Гриб

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес ушел. Этот пальчик гриб принес, Этот пальчик чистил стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик взял и сьел,

Потому и розтолстел!

Народные пальчиковые игры

Сорока

— Сорока-белобока! Где была? — Далеко! — Что делала?(делаем круговые движения на ладоши малыша «кашу варила») — Кашу варила, деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, (загибаем по очереди) А этому забыла. За водой он не летал, Пол в избе не подметал, Все на печке он лежал, Больно он ленивый стал!

Не будет ему каши!

Дятел

Дятел — вятел (помашите ручками, как крильями) Сел на сук. Тук-тук-тук (Стучите большими пальчиками обеих рук по столу) Тук-тук-тук (Те же движения, только указательными пальцами) Тук-тук-тук (Средними) Тук-тук-тук (безьимянными) Тук-тук-тук (мизинчиками)

Долбит сук.

Солнышко

Свети, свети солнышко (Поднимите руки с растопириными веером пальцами, ладони поверните к себе) На зеленое полюшко (указательным пальцем правой руки загните большой палец левой) На белую пшеницу (По очереди загните остальные пальчики левой руки) На чистую водицу, На наш садочек,

На аленький цветочек!

Пальчиковая игра Елка

Во сыром бору елонька

Во сыром бору елонька, Под елонькой травонька. (Поднимите ладони и пошевелите пальцами) На травоньке цветики По травоньке тропонька (Положите на стол левую руку) По тропоньке идет Катенька(Назовите имя своего ребенка)

(Указательный и средний правой руки шагают по левой ручке)

10 внучат

У нашей бабушки (Руки сожмите в кулаки) 10 внучат (Розожмите руки, покажите 10 пальцев) Две Акульки сопят в люльке (Пошевелите мизинцами) Две Аринки спят на перинке (безымянными) Две Аленки глядят из пеленки (Средними) Два Ивана на лавках сидят (Указательными) Два Степана учиться хотят (Большими) 10 внуков А бабушка одна

(Прижмите ладони к груди)

Оладушки

Ладушки, ладушки (Хлопайте в ладоши меняя положения рук) Пекла бабка оладушки, Маслом поливала (Левую руку держите горизонтально и стучите по ней собратыми щепотью пальцами правой руки) Детушкам давала (Вытяните руки перед собой) Даше — два (Покажите средний и указательный пальцы на правой руке) Паше — два (Тоже на левой руке) Ване — два Тане — два (Повторите те же действия) Всем дала.

(Вытяните руки вперед и в стороны и слегка поклонитесь).

Мультфильм о дракончике Гого — Gogo loves english.

Английские песни для детей скачать бесплатно.

Читайте также:  Страхи родителей: как перестать бояться

Английские учебники для дошкольников.

Источник: http://enkid.ru/palchikovye-igry-dlya-malysha.html

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело — разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки.

Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного — положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые). 2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение;

расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»). 2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает. 3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

      Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».

Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики —   «бутончик тюльпана»)

       Друзья — садоводы

Палец толстый и большой В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз) Указательный с порога Указал ему дорогу.

(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем») Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его.

При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками) А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Кораблик

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик») Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль») На кораблике четыре очень храбрых моряка.

(Показать 4 пальца) У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам) У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны) И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки») В конце этой игры можно спросить у ребёнка: -Что за моряки были на кораблике?

Ответ: мышки

       Лодочка

Две ладошки прижму, И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы) Две ладошки, друзья, — Это лодочка моя.

(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт») Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы) Синим морем поплыву.

(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой») А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там.

(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)

       Мышка

Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками) В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко) На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

       Апельсин

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один! (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа, (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят, (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят, (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра, (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку — кожура. (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас — беда! (Складываем руки домиком)

В домик прячемся — сюда!

       Шарик

(Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом — шарик надут) Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом полностью) Вдруг шар лопнул, воздух вышел — (Смыкаем вместе пальчики)

Стал он тонкий и худой!

       Летела сова

(Машем руками) Летела сова, Весёлая голова. Летела-летела, (Кладём руки на голову) На головку села. Села, посидела, Головой повертела (Снова машем руками)

И опять полетела.

       Пятачок

(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо) Поросенок Пятачок Отлежал себе бочок! (Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх — потягиваемся) Встал на ножки, Потянулся! (Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой) А потом присел, Нагнулся! (Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте) И немножко поскакал, И на месте пошагал. (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево) А потом опять прилёг, —

Но уже на левый бок!

       Белка

(В самом начале кулачек сжат) Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

      Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого) Этот пальчик большой — Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

       Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять.

(«Лепим» комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

        Паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.) Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение — дождик.) Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.

) Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками — солнышко светит.) Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.) Паучок ползёт опять, («Паучки» ползают по голове.

) А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

        Берёза

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх) Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой) Берёза моя кудрявая.

(подъём рук вверх, вдох) Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Посредь долинушки, (подъём рук, вдох) На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Листья зелёные, (Подъём рук, вдох) Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох) Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох) Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох) Девицы красные

Венки вьют, плетут…

        Рыбки

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.) Пять маленьких рыбок играли в реке, (Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.) Лежало большое бревно на песке, (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.) И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

) Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко.» (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.) А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Быстро качаем ладонями – дрожь.) Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.) А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.

)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

       Шла кукушка

(Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) Шла кукушка мимо рынка, (Ладони соединяются «ковшом» – корзинка.) У неё была корзинка, (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) А корзинка на пол — бух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

        Пчёлки

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «ёлке».) Домик маленький на ёлке, Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в «улей».

) Надо в дом постучать, (Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.) Раз, два, три, четыре, пять. Я стучу, стучу по ёлке, Где же, Где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

) Стали вдруг вылетать: (Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Раз два, три, четыре, пять!

        На постой

Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы — порог избы. (Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.) Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.) Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.) Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.) Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.) Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.

) Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.) Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.) Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.) Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.) Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.) Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.

) Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.) Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы «пляшут» совершая перекрестные движения.) Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди.

Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)

(Руки вытягиваются вперед.)

       Медузы

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

      Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.) Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки. Вот какие ладушки, Ладушки ладошки! Наварили кашки Помешали ложкой. Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Строили ладошки Домик для матрешки. Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке Накрошили крошек. Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки Танцевали ножки. Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки Отдохнуть немножко. Вот какие ладушки,

Ладушки ладошки!

Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку колыбельных песен и статусов о детях.

Источник: http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

Ссылка на основную публикацию