После трех уже поздно (масару ибука) — правильное воспитание ребенка

Масару ИбукаДо трех – самое время! 76 советов по раннему воспитанию

От автора «После трех уже поздно»

Вместо предисловия. От нуля: способ воспитания, к которому я пришел

Больше двадцати пяти лет я занимаюсь вопросами раннего развития детей. Я не профессиональный педагог, но именно поэтому замечаю то, что трудно заметить специалисту.

Маленькие дети обладают неограниченным потенциалом. Я впервые представил свою теорию раннего развития в книге «После трех уже поздно», которая вышла в 1971 году. После этого наука о мозге и медицина шагнули далеко вперед и подтвердили, что маленькие дети действительно обладают удивительными способностями.

Я написал несколько книг за последнее время. Может показаться, что от книги к книге мой взгляд на период раннего развития и на то, в чем именно оно должно заключаться, меняется. Но вот что не изменилось: я все больше и больше убеждаюсь в том, что характер ребенка зависит от воспитания.

Мысли по этому поводу я изложил в книге, которую вы держите в руках.

Я был прав в книге «После трех уже поздно»

В 1971 году я опубликовал книгу «После трех уже поздно». Там я высказал мнение, что характер человека и его способности не определяются наследственностью, а формируются в возрасте до трех лет. В этот период потенциал ребенка практически безграничен, а его раскрытие зависит от воспитания.

Книга имела большой успех, и что особенно меня обрадовало – читатели поняли суть того, что я изо всех сил старался донести. Многие мамы писали мне и рассказывали о том, как применяют мой метод для воспитания своих детей. Некоторые делились воспоминаниями о собственном детстве и о том, как они растили своих уже взрослых детей. Их истории подтверждали мою теорию.

Несколько историй я перескажу в этой книге. Меня радует, что моя теория получила такой отклик не только в Японии. Книга «После трех уже поздно» была переведена на многие языки и опубликована в Великобритании, США, Италии, Германии, Испании – странах, с которых Япония раньше брала пример в вопросах воспитания и образования.

Книга собрала положительные отзывы ученых и специалистов во всем мире. В 1979 году в США прошел съезд Национальной ассоциации преподавателей естественных наук. Меня попросили прочитать на нем лекцию о раннем развитии именно благодаря успеху книги.

Сначала я не предполагал такой успех. Но собранные материалы подтвердили мою теорию. Я инженер и занимаю руководящую должность в компании,[1] педагогической практики у меня нет. Но по множеству писем с примерами и всеобщему одобрению – от молодых мам до иностранных специалистов – я понял, что был прав, когда поднял эту тему.

После трех уже поздно

Моя нынешняя точка зрения не отличается принципиально от изложенной в книге «После трех уже поздно». Но по прошествии восьми лет у меня накопилось много мыслей и информации, на которые я хочу обратить внимание читателей первой книги. Я еще раз убедился в верности некоторых идей, по другим же несколько поменял точку зрения.

Первый важный пункт, на который я хочу обратить внимание в этой книге: после трех уже поздно, не говоря уж о детском саде.

В мою первую встречу с Судзуки Синъити (основоположником «метода Судзуки» для обучения игре на скрипке), который позже всегда наталкивал меня на важные мысли, он говорил о том, что самый подходящий возраст для начала занятий – 4–5 лет.

Я много размышлял над вопросами воспитания и обучения и заметил, что, может быть, стоит начинать раньше. Он тоже обратил внимание на ощутимую разницу в успехах тех детей, которые начали заниматься совсем рано, и детей постарше (хотя дети, которые начали заниматься позже, конечно, тоже могут научиться играть).

В итоге и он пришел к мысли, что начинать стоит даже не в три года, а в два – чем раньше начать, тем лучше будет результат.

А вот еще пример. Мальчик начал учить английский язык в три года. У него был брат на два года младше. Мальчик занимался дома: слушал записи, учил язык по карточкам. Младший брат был рядом и все это наблюдал.

Когда младшему исполнилось три года, он начал учить английский систематически и очень быстро догнал старшего брата.

Только подумайте: ребенок, которому было всего год и два месяца, молча наблюдал за уроками брата, сидя у мамы на коленях, и через семь месяцев неожиданно начал говорить по-английски с очень хорошим произношением.

Если сравнивать с детенышами обезьян, можно сказать, что человеческий ребенок рождается на несколько месяцев раньше, чем нужно. Ребенок находится в животе у матери недостаточно долго, чтобы после рождения он был способен прямо стоять и ходить. А детеныши животных способны стоять и передвигаться сразу после рождения.

Животные рождаются уже «готовыми», их мозг и тело достаточно развиты, а человек сразу после рождения находится в состоянии «чистого листа». В предыдущей книге я говорил, как важно развитие и воспитание ребенка до трех лет. Мозг человека сразу после рождения – это чистый лист, и начинать его «заполнять» в три года уже поздно. Начинать нужно как можно раньше.

«Возраст образов» определяет то, каким будет человек

Начинать нужно рано – это понятно. Однако нельзя одинаково учить ребенка, который начал заниматься в 4–5 лет, и того, кто начал в 1–2 года. Нужно хорошо понимать разницу в методах воспитания после трех лет и от нуля до двух лет.

Первый период – от рождения. В это время для того, чтобы ребенок что-то усвоил, нужно постоянно и упорно повторять одно и то же. Второй период – с трех лет. Здесь стоит сосредоточиться на интересах ребенка и с их помощью стимулировать желание к обучению. Я считаю, что первый период – самый важный. Я назвал его «возраст образов», или «паттерн-период».[2]

В этом возрасте мозг ребенка воспринимает информацию несколько иначе, чем мозг взрослого человека. Вот пример: в 3–4 месяца (некоторые в 5–6 месяцев) дети начинают отличать лицо мамы от других лиц и плачут, когда видят незнакомца. На первый взгляд это не очень сложная задача, но если сравнить с компьютерами, справиться с ней могут только высокотехнологичные устройства.

Маленький ребенок делает это мгновенно. При этом он не анализирует черты лица, он запоминает лицо целиком, когда видит его часто. Такое запоминание я называю распознаванием образов: эта способность очень хорошо развита у самых маленьких детей. Поэтому я и назвал ранний период возрастом образов.

Мозг ребенка легко запоминает любую повторяющуюся информацию. В возрасте образов информация «отпечатывается» в голове в виде паттерна: это не запоминание через логическое осмысление и не зубрежка. Когда мы говорим на родном языке, мы не задумываемся каждый раз над грамматической конструкцией, потому что сама структура мозга уже подстроена под наш язык.

Раньше эту способность считали врожденной, но теперь мы видим, что она формируется в возрасте образов. Поэтому так важно воспитание и развитие ребенка в этот период.

Воспитание детей до сегодняшнего дня не имело цели вырастить хорошего человека

Я считаю, что подход к воспитанию детей раннего возраста нужно пересмотреть. Забота о маленьком ребенке сводится в основном к удовлетворению его физиологических потребностей и лечению в случае болезни.[3] А в 3–4 года ребенка начинают учить тому же, чему обычно учат в школе, только раньше. Вот такое «раннее развитие».

Заботиться нужно не только о физиологическом росте. Нельзя упускать из виду также психическое и интеллектуальное развитие. Но почему-то многие обращаются с младенцем так, как будто у него еще нет ни души, ни интеллекта.

Первое время после рождения ребенка родители сконцентрированы зачастую только на его физическом развитии, а за развитие мозга берутся тогда, когда малыш начинает проявлять первые признаки разума. Но это уже слишком поздно! Нужно приниматься за развитие интеллекта и психики одновременно с заботами о телесном здоровье – сразу после рождения.

Что же понимают под ранним развитием некоторые родители? До трех лет, когда мозг ребенка обладает уникальными способностями, они не обращают на это никакого внимания, а после трех начинают учить его тому, чему учат в начальной школе. Это в корне неверно. Нельзя делать из ребенка гения, забывая о том, что в первую очередь вы должны воспитать его хорошим человеком.

И это не так сложно, как может показаться. Мой подход очень логичен и эффективен. Таким пожилым людям, как я, чтобы что-то запомнить, нужно бесконечное количество раз это повторить. А если мать будет развивать ребенка с самого рождения, он без труда усвоит все необходимое.

Любая мать может воспитывать ребенка в возрасте образов

Как вы знаете, приниматься за воспитание после трех лет уже поздно, начинать нужно в возрасте образов. Но вот вопрос: кто, чему и как должен учить ребенка в это время?

Сначала разберемся с «кто». Учитывая, что воспитание в этом возрасте основывается на использовании способности ребенка распознавать разные образы, это обязательно должна быть мать.

Возраст от рождения до года или двух лет – это период активного развития, ребенок в это время постоянно находится с мамой. Чтобы задействовать его способность распознавать образы, необходимо постоянно, терпеливо и много повторять с ним одно и то же.

А кто еще может сделать это, кроме матери, которая любит малыша и всегда находится рядом?

Кто-то может возразить, что это слишком сложная задача. На самом деле, если в возрасте образов задействовать способность ребенка к распознаванию паттернов, он без проблем усвоит все необходимое. В этот период малыш как будто сам просит маму: покажи еще, продолжай. И благодаря повторению мать может закрепить в его голове самую разную информацию.

Теперь обратимся к «что» и «как». Это уже должна решать мать. Главное, на что я хочу обратить внимание: удивительные способности ребенка в этом возрасте нужны не только для того, чтобы сделать из него гения в английском или музыке. Самое главное – научить его основным правилам жизни в обществе. Воспитайте полноценную личность, человека, который думает не только о себе, но и о людях вокруг.

От всего сердца хочу поблагодарить разных ученых и специалистов за их бесценный опыт и знания, которыми они делились на страницах журнала «Раннее развитие ребенка», авторов книг, откуда я почерпнул много нового, и, конечно, матерей, которые в письмах рассказывали мне о своем опыте воспитания детей.

Глава первая. Изменится мать – изменится и ребенок

Хорошая мать любит ребенка и стремится правильно воспитать его

«Хороший» и «плохой» – очень удобная мерка, чтобы оценивать вещи, поступки и события. Но такая оценка крайне субъективна: одна и та же музыка кому-то кажется хорошей, а кому-то плохой, так всегда бывает. И тем более нет единого стандарта, позволяющего определить «хорошую мать» и «хорошего ребенка», ведь все люди разные.

Японцы, которые долго жили за границей и вернулись на родину, в один голос утверждают, что у японских детей нет чувства ответственности перед обществом.

Они имеют в виду, что дети в общественных местах не задумываются о неудобствах, которые могут создавать окружающим своим поведением.

Например, в метро дети без очереди лезут в вагон, чтобы побыстрее занять место на сиденье, или пачкают одежду сидящего рядом человека, не обращая на это никакого внимания. Самая жесткая критика в этом случае направлена против матери, которая все это позволяет.

Подобные ситуации – проблема воспитания. Если спросить людей, что значит «хороший ребенок», все ответят по-разному. Но большинство будет единодушно в оценке «хорошая» и «плохая» по отношению к матери.

«Хорошая мать» любит своего ребенка и старается достойно воспитать его – с этим все согласятся. «Хорошего ребенка» каждый представляет по-своему.

Но если мать не стремится вырастить своего ребенка хорошим (в ее представлении о хорошем), как родитель она провалилась.

Я убежден в том, что основные качества «хорошего ребенка» закладываются до трех лет, когда родитель может полностью им управлять.

Известный американский психолог профессор Джером Брунер считает, что хорошие родители «устанавливают невербальную связь с ребенком еще до того, как он начнет говорить, и с ее помощью общаются и играют с ним, тем самым развивая».

Другими словами, хорошие родители сознательно воздействуют на ребенка в возрасте образов, чтобы правильно воспитать его. Обычно говорят, что ребенок может расти и без родителей, но «вырасти» и «получить воспитание» – совсем разные вещи.

Если мать не любит своего ребенка и не старается его воспитывать, ребенок ни за что не вырастет хорошим.

1. 1 Масару Ибука – один из основателей корпорации Sony. – Здесь и далее без помет – Примеч. пер.

2. 2 Словом «паттерн» (от английского pattern – модель, образец) или более распространенным в русском переводе «образ» Масару Ибука обозначает процесс мышления, характерный для маленьких детей. При таком мышлении мозг распознает и воспринимает информацию, создавая образы – паттерны.

3. 3 Имеется в виду XX век и распространенная тогда теория Бенджамина Спока и его последователей.

Читайте также:  Ребенок в 4 месяца (календарь развития)

Источник: https://fictionbook.ru/author/masaru_ibuka/do_treh_samoe_vremya_76_sovetov_po_ranne/read_online.html

Отзыв на книгу После трех уже поздно — Масару Ибука

Книга «После трех уже поздно» японского автора Масару Ибука, переведенная на русский язык создательницей «Бэби-клуба» Евгенией Белонощенко. Книга известна и признана во всем мире, хотя написал ее не профессиональный педагог или психолог, а бизнесмен, решивший изменить мир – это делает книгу еще более интригующей.

Масару Ибука — Об Авторе

Масару Ибука – японский предприниматель, один из основателей компании Sony, и новатор в воспитании детей. У Масару есть умственно отсталый сын, но к моменту его воспитания, теории еще не было, и ребенок воспитывался по старинке.

В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

 

После трех уже поздно — Отзыв

Давно хотела прочитать книгу после трех уже поздно, со всех сторон слышала, что это революционный подход к воспитанию, коренным образом отличающийся от советского и российского.

На самом деле никакой революции нет – просто нужно любить и помогать своему ребенку, поддерживать его зарождающийся интерес, забыть и не навязывать ему свои страхи – и все получится.

Малыш может все, но только мы взрослые обычно его ограничиваем, в силу своих страхов, предрассудков и часто боязни общественного мнения.

Масару Ибука хочет привлечь внимание к теме воспитания детей и изменить мнение о развитии детей до 3х летнего возраста. Почему именно до 3х лет – «в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки.

Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, — это периодот рождения ребенка до трех лет.

В это время зарождается примерно 70-80%таких соединений. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется «лобные доли».

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются ПОСЛЕ ТРЕХ лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.»

Основные мысли книги «После трех уже поздно»

Основные мысли книги, которые мне запомнились, и которые я надеюсь применить на практике:

— автор приводит интересную методику доктора Сузуки развития ребенка через обучение музыки, а точнее игре на скрипке — малыш мыслит образами. «Он может легко запомнить слова, обозначающие конкретные предметы, такие как «жираф», «енот», «лиса», как бы трудны они ни были».

— в возрасте до года нужно развивать сенсорные навыки малыша, стимулировать физическое развитие (плаваньем, например), а не учить буквам. «Он плавает, потому что он ребенок.»

— Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое воспитание и образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. «Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим, и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его «Я».

Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

» Но мне кажется в реальной жизни, в России по крайней мере, все происходит наоборот – родители начинают воспитывать своих детей ближе к школе, корпя над уроками и ругая за двойки, а все что было до – время веселья и баловства. — важно, поддерживать ребенка.

Родители должны должным образом стимулировать развитие своего малыша на каждой стадии, подкреплять зародившийся интерес ребенка. Для этого нужно внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно. Кроме родителей сделать это будет некому – они ближе всего к ребенку.

— нет готовых формул и рецептов. Есть внимательные и любящие родители, которые уважают и поддерживают своего малыша.

Заключение

Автор приводит много историй из жизни, после которых ты действительно начинаешь верить, что малыш может все. В книге нет конкретной методики по воспитанию гениев, автор рассказывает о важных аспектах и моделях поведения, которые помогают развивать ребенка.

Все очень индивидуально, и каждый родитель решает, что и как лучше для его чада, но Масару показывает, как важно сделать это правильное решение, и как оно может повлиять на дальнейшую судьбу малыша.
Книга мне понравилась, она заставляет задуматься и пересмотреть свои взгляды на подход к воспитанию детей.

Думаю, он будет интересна всем молодым и не очень молодым родителям.

Источник: https://BookInsider.ru/posle-treh-uzhe-pozdno-masaru-ibuka/

Масару Ибука. После трех уже поздно

Часть 1. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

1. ВАЖНЫЙ ПЕРИОД

Детский сад – это уже поздно

Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одаренный ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой тянулся в хвосте, как бы ни старался.

В мои годы учителя поощряли нас примерно так: “Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий”. И все же личный опыт ясно показывал, что отличник – всегда отличник, а двоечник – всегда двоечник. Казалось, что интеллект предопределен с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?

Я пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Давно идут споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не положила конец этим спорам.

Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые три года жизни, т.е.

в период развития мозговых клеток. Ни один ребенок не рождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.

В детском саду воспитывать уже поздно.

Каждый ребенок может учиться хорошо – все зависит от метода обучения

Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время президент компании, занялся вопросами раннего развития человека.

Причины частично “общественные”: мне совсем не безразличны сегодняшние бунты молодежи и я спрашиваю себя, насколько современное образование виновато в неудовлетворенности жизнью этих молодых людей.

Есть и личная причина – мой собственный ребенок отставал в умственном развитии.

Пока он был совсем маленьким, мне и в голову не приходило, что ребенок, рожденный с такими отклонениями, может развиться в нормального образованного человека, даже если его правильно обучать с самого рождения.

Глаза мне открыл доктор Шиничи Сузуки, утверждающий, что “нет отсталых детей – все зависит от метода обучения”.

Когда я впервые увидел, какие потрясающие результаты дал метод “Воспитание таланта” доктора Сузуки, метод обучения малышей игре на скрипке, то очень пожалел, что как родитель не смог в свое время ничего сделать для собственного ребенка.

Когда я впервые занялся проблемой студенческих беспорядков, то глубоко задумался о значении образования и пытался понять, почему наша система порождает столько агрессивности и неудовлетворенности. Сначала мне казалось, что корни этой агрессивности в системе университетского образования.

Однако, углубляясь в проблему, я понял, что она характерна уже и для средней школы. Потом я изучил систему средней и младшей школы и в конце концов пришел к выводу, что и в детском саду влиять на ребенка уже поздно.

И неожиданно эта мысль совпала с тем, чем занимался доктор Сузуки и его коллеги.

Доктор Сузуки практикует свой уникальный метод уже 30 лет. До этого он преподавал в младших и старших классах, используя традиционные методы обучения.

Он обнаружил, что разница между способными и неспособными детьми очень велика в старших классах, и поэтому решил попробовать заниматься с детьми более младшего возраста, а потом и самыми маленькими, постепенно продолжая снижать возраст детей, которых обучал.

Доктор Сузуки обучает игре на скрипке, потому что сам скрипач. Когда я понял, что этот метод можно успешно применять в любой области образования, я решил серьезно изучить проблему “раннего развития”.

Раннее развитие не ставит целью воспитание гениев

Меня часто спрашивают, помогает ли раннее развитие воспитывать гениев. Я отвечаю: “Нет”. Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленным и добрым.

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленным и с твердым характером.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в “хороший” детский сад и начальную школу.

Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит об его огромных потенциальных возможностях

Я считаю, что раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного.

Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности. Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко.

А детеныши животных, например, собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10-11 месяцев, и одна из причин этого – человеческая поза при ходьбе.

Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом.

И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит насколько одаренным станет ребенок.

Структуры мозга формируются к трем годам

Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.

Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки.

Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере.

Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.

Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга.

Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться.

К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется “лобные доли”.

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Малыша в присутствии незнакомых людей – доказательство развития способности распознавать образы

Мне хотелось бы объяснить особое использование слова “образ” в моей книге.

Слово “образ” чаще всего используется в значении “схема”, “устройство образца”, “модель”.

Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию.

Читайте также:  Конфликты на детской площадке: как не довести до драки?

Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого не доступен ребенку и придет к нему позже.

Самое яркое свидетельство этой ранней познавательной деятельности – способность младенца различать лица людей. Мне особенно запомнился один малыш, которого я увидел в детской больнице. Говорили, что он способен был различать 50 человек в возрасте, когда ему было всего чуть больше года. Более того, он не только узнавал их, но и давал каждому свое прозвище.

“50 человек” – цифра, может быть, не очень впечатляет, но даже взрослому трудно запомнить 50 разных лиц в течение одного года. Попробуйте записать поточнее черты лица всех ваших знакомых и посмотрите, можете ли вы отличить одно лицо от другого аналитическим путем.

Распознавательные способности ребенка становятся очевидными примерно к полугоду, когда появляется застенчивость. Его маленькая головка уже может отличить знакомые лица, например мамы или папы, от незнакомых, и он ясно дает это понять.

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период “строгости” и период “все можно”

Даже сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются “прогрессивными”, полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка.

Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка, и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет.

Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок – эгоист и делает все только для своего удовольствия. Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу “оставить в покое”.

И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего “ласковые” мамы превращаются в “грозных”.

Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот.

Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его “Я”.

Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Источник: http://eti-deti.com/masaru-ibuka-posle-trex-uzhe-pozdno/3/

Обзор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука

Мне часто приходилось слышать, что родители говорят о своих детях: это ему еще рано, он не понимает, ему не интересно это занятие.

Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука развенчивает эти и многие другие убеждения.

Конечно, книга неоднозначна, но что, если попробовать? Что, если действительно способности нашего ребенка зависят не от генов или наследственности, а от нашего примера, внимания и терпения.

Итак, ниже представлен короткий обзор книги, которая гласит, что детям никогда не рано начинать развивать свои способности. Прежде всего — способность творить.

Конечно, ребенок вырастет, даже если его просто кормить, но в таком случае набор навыков, с которыми он родился, останется нереализованным. В связи с тем, что мы не можем знать наверняка, какие именно навыки присутствуют у конкретно нашего чада, наилучший вариант — дать ему попробовать все, что в наших силах.

Масару Ибука считает, что с самого своего рождения ребенок способен запоминать, образно мыслить и творить. До момента, пока мы взрослые не создали ряд ограничений и ложных представлений о его же (ребенка) способностях.

Автор книги озвучивает цель своей работы очень просто: «Раннее развитие предназначено не для того, чтобы воспитать гения. Единственная цель — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

Прежде, чем детально разбираться в идее раннего развития, я выделила постулаты, на которых держится идея Масару Ибука:

  • Ранее развитие — это способ дать ребенку полноценную интересную жизнь, а не подготовить к школе или садику.
  • Не стоит отделять уход за ребенком от воспитания. Главное, что нужно ему — ваша любовь.
  • Прежде, чем воспитывать детей, нужно воспитать родителей.
  • Учитесь у своего ребенка — он знает гораздо больше вас.
  • Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Но воспитание без любви сделает вашего ребенка несчастным.
  • Лучшее обучение лежит за пределами воспитания. Ни один родитель не считает, что обучает ребенка родному языку, тем не менее, ребенок осваивает его в совершенстве.
  • Когда у ребенка возникает желание сделать что-то без всякого принуждения — это и есть идеальный способ обучения. Не насилуйте волю своего ребенка — заинтересовывайте его.
  • Не родители, а ребенок — хозяин своего будущего. Оставьте чувство собственника по отношению к нему.

Как же это выглядит на практике? Постараемся разобраться.

Ребенок — чистый лист

Структуры мозга формируются к трем годам. Человеческий мозг насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство их них еще не задействовано. Именно поэтому ребенок рождается таким беспомощным, но с другой стороны — его беспомощность и дает возможность развить абсолютно любые способности.

Кто решает, что трудно, а что легко?

У ребенка нет представления о сложности или легкости каких-то занятий. Эти ограничения придумывают взрослые, которые опираются на свой опыт. А потому ребенку все равно —играет симфония Баха или детская песенка. Так почему же не дать ребенку изначально послушать хорошую музыку? Чтобы его представление о мире звуков изначально формировалось, исходя из наилучших звуковых сочетаний?

Даже 6-месячный малыш умеет плавать. Хотя не все взрослые могут этим похвастаться и научиться, будучи уже взрослыми. А плаванье — это прекрасная возможность развивать способности ребенка, ведь оно улучшает сон, способствует аппетиту, обостряет рефлексы, укрепляет мышцы.

Объемы информации

Любые навыки ребенок может освоить, если давать ему это гармонично и играючи. Не стоит переживать, что вы перенасытите мозг ребенка — стоит бояться, что вы не дадите ему необходимой информации для развития.

Ребенок в возрасте до 3-х лет без труда выучит то, что его интересует. Вас не должно беспокоить количество энергии и сил, затраченных на это.

А вот приобрести навыки, не усвоенные в детстве, с возрастом крайне сложно.

Языковые образы

Пока ребенок не начал говорить, он может воспринимать любой язык в качестве родного. Если начать разговаривать с ребенком с раннего возраста на нескольких языках одновременно, то в будущем его способность к произношению будет такая же, как и у носителей языка.

Ложка дегтя в бочке меда

Именно так можно назвать желание родителей уберечь ребенка от познания мира. Окружение, в котором находиться ребенок, работает как стимулятор к развитию. И самым пагубным будет лишить ребенка возможности наблюдать и знакомиться с этими стимуляторами. Нет ничего хуже для развития ребенка, чем пустая белая комната.

Матери, ведомые страхом, что их ребенок может себе как-то навредить, пытаются оберегать и всячески защищать свое дитя, чем наносят непоправимый урон его способностям.

Для малыша все предметы — это мир, ощущения, которые он получает от прикосновения, способность проверить, как работает та или иная вещь, возможность придумать, как ее можно использовать не по назначению.

Именно из этого вытекает важное правило: не ограничивать ребенка в моменте его творения. Пока вы не поставили границ и не обязали ребенка делать так, как вы хотите, он способен пробовать и создавать.

Эта способность — одна из самых важных для его формирования. Но как только вы обязали его играться игрушкой или использовать какой-то предмет по правилам, ребенок теряет возможность придумать свой вариант.

Нервозность родителей заразна

Ребенок понимает взрослого намного лучше, чем вам кажется. Он прекрасно распознает, что мама и папа в ссоре и проживает это на полную мощность.

Для раннего развития наиболее важным фактором является присутствие матери, безопасность и внимание, которое вы можете уделить вашему ребенку.

Напротив, ребенок, который вырос в вечной ругани, предоставленный сам себе, проживший множество страхов, которые казались взрослым нелепыми, к моменту, когда он пойдет в детский сад, уже будет наполнен ростками несчастья и разрушения.

А потому совсем не обязательно делать для ребенка что-то особенное. Самое лучшее, что вы можете сделать — создать гармоничные отношения между родителями и приятную атмосферу дома.

Как правильно?

Ошибочно полагать, что ранее развитие — это определенная система с набором штампов. Смысл не в том, чтобы научить ребенка читать, писать и напичкать знаниями. Смысл в том, чтобы научить ребенка рассуждать, мыслить, творить, запоминать, воспринимать, оценивать. И для этого не нужно отправлять его на все курсы подряд — нужно подавать пример.

Вмешиваться в ссоры детей — значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе

Примерно к 2-м годам ребенок начинает взаимодействовать с другими детьми. Рано или поздно между ним и сверстниками возникнут несогласия: борьба за игрушку, словесное оскорбление и т.д.

Любая попытка обругать ребенка, научить его, что драться нехорошо — без объяснения причин — не поможет развить в нем чувства сотрудничества.

Ссоры — это первый урок жизни в коллективе, и если не дать возможность ребенку научиться взаимодействовать, то он замкнется в себе и обозлится.

Обожание vs Строгость

Ребенку крайне непонятно, почему долгое время все сюсюкались и дрожали над ним, а теперь ему нужно вести себя согласно каким-то правилам. Такое происходит часто, когда до 3-х лет ребенок растет в обожаемой среде.

Но именно в 2-3 года он может стать неуправляемым, а родители изо всех сил пытаются его приструнить. На самом деле, это произошло потому что родители, сами того не осознавая, испортили его вседозволенностью.

Они разрешали все, а теперь, когда он отстаивает свое «я», они его ругают — чем вызывают еще больший всплеск непослушания, а сами еще больше раздражаются, и так по кругу.

На самом деле, выход из этого порочного круга только один — дисциплина, которая внедряется с самого рождения. Расписание, график сна и питания — все это приучит вашего ребенка к необходимым правилам и не обернется катастрофой.

Чувства ребенка

У вашего ребенка изначально не так много способов, чтобы заявить о своих чувствах. Часто единственно доступный — это плач. Но плакать ребенок может по миллиону причин, часто непонятных родителям. Но на самом деле, это задача матери — уметь распознавать, о чем с ней говорит малыш посредством слез.

Если не уделять ребенку время и игнорировать его просьбы о помощи, то ребенка это сделает в результате эгоистичным и упрямым, а никак не будет способствовать его развитию. Родитель же, который научился отличать действительно глубокие переживания своего ребенка от капризов, должен проявить твердость.

Недостаток разумной твердости портит характер ребенка.

Интерес — лучшее побуждение

Мы часто видим, как ребенок ненавидит занятие, которое ему навязывают родители. Ах, сколько 5-летних скрипачей и пианистов никогда больше не притрагиваются к инструменту в зрелом возрасте. Это значит только одно — ребенка не заинтересовали.

Доктор Сузуки обучает детей игре на скрипке так: сначала он позволяет делать детям все, что они захотят, потом они просто приходят и смотрят, как другие ученики играют на скрипке, но к самому инструменту он их еще не подпускает. Такие уроки могут длиться около месяца.

В результате ребенок горит желанием попробовать инструмент — и только тогда учитель дает ребенку возможность начать играть. Все дело в том, что детское «я» не терпит насилия.

Принуждение же — самый плохой способ обучения, но именно его мы навязываем своим детям обычно.

Убить творчество в своем ребенке

Малыш не знает, что такое хорошо и плохо. У ребенка восприятие устроено так, что все, что интересно — хорошо.

Если он оторвал обои, то не потому что знал, что это плохо, а потому что пытался проявить творчество. От вашей реакции зависит, как ребенок будет вести себя дальше.

Можно договориться с ребенком и объяснить, почему в вашем мире нельзя рвать обои, а можно раз и навсегда отбить у ребенка желание проявляться.

Мы привыкли давать ребенку карандаши и лист бумаги стандартного размера. Но художник, прежде чем начать рисовать, выбирает холст, сам определяя размер. Мы же задаем его для ребенка, чем не позволяем выйти за рамки.

Потом поступаем еще хуже: мы показываем, как правильно. Учим, что и как нужно нарисовать. Что этот предмет рисуется так, а этот — иначе. Другими словами, мы убиваем творчество, не позволяя ребенку видеть этот мир, как он хочет.

Мы навязываем свое видение.

Гораздо лучше и результативней в процессе понимания того, что хорошо и что плохо, было бы обеспечить ребенку приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные, когда делает плохо. Не скупитесь на похвалу, поддерживайте его, демонстрируйте радость от его деятельности.

Читайте также:  Мой опыт кормления грудью в общественных местах

Долой игрушки

Что такое творчество? Это зародыши фантазий раннего детства. Именно оттуда берет свое начало творчество у взрослого человека. В зависимости от того, какой полет он мог себе позволить в детстве, зависят проявления у сформировавшегося человека.

Вы видите, как ребенок теряет интерес к готовым магазинным игрушкам и часами играется крышкой от кастрюли? Позвольте ему это делать. Сейчас его воображение рисует неповторимые картины, о которых взрослый человек может только мечтать.

И когда он видит в чайнике рыбу с открытым ртом, то самой большой глупостью будет убедить его, что это не так.

Половое воспитание

Главный вопрос — когда начать, на самом деле кажется мне странным. Половая жизнь — сфера инстинктов, почему же надо скрывать от ребенка правду до определенного возраста? Смущение и недомолвки родителей сделают тему запретной и только породят ненужные фантазии. Половые темы стоит обсуждать спокойно и дружелюбно, чтобы с самого начала ребенок относился естественно к этому вопросу. И к себе.

Формирование эстетического вкуса

Показывать работы великих художников можно с самого раннего детства. А «детские» рисунки и книжки только примитивизируют оценку ребенком искусства в будущем.

Дети подражают

Недаром говорят: дети — зеркало взрослых. Потому в присутствии ребенка взрослому очень важно следить за собой. Трехлетки подражают всему — от манеры разговора до походки и привычек. Эта способность к подражанию может отображаться на эмоциональном состоянии. Ребенок может стать нервным, поиграв с другим нервным ребенком или если в семье накаленная обстановка.

Физическое воспитание и интеллектуальное неразрывно связано

Детский мозг развивается вместе с телом, а полноценная физическая нагрузка даст ребенку возможность развиваться в интеллектуальной и творческой сфере. Чем раньше начать занятия спортом, тем лучше. Детское тело осваивает навыки — такие как плаванье или скольжение на коньках — еще до того, как ребенок начнет ходить:)

Работа и игра

Для ребенка работа и игра — одно и то же. Вот вам совет: пусть ваш ребенок трудится, сколько может, при одном условии, что для вас не важен результат. Именно так: ребенку не важен результат — его увлекает процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца.

И в этом мы видим отличие работы от развлечения. Нужно показать, как делать работу по дому или помогать в огороде — этому легко научиться и это имеет непосредственное отношение к повседневной жизни.

А те родители, которые считают, что облегчают таким образом жизнь своему ребенку, просто обделяют его.

После прочтения книги, остается только одно впечатление, самое стойкое и важное: любить своего ребенка — это дать ему свободу выбора, сумев привить интерес к жизни. Что же, очень хочется попытаться:)

Источник: http://badmama.com.ua/2015/12/08/obzor-knigi-posle-treh-uzhe-pozdno-masaru-ibuka/

Масару Ибука — После трёх уже поздно

Здесь можно купить «Масару Ибука — После трёх уже поздно» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочее домоводство, издательство Русслит, год 1991.

Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «После трёх уже поздно» читать бесплатно онлайн.

Вот что написал в предисловии к книге Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, США: «Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле, родители».

Автор этой книги, кстати основатель корпорации SONY, занялся вопросами раннего развития неспроста – его собственный ребёнок отставал в умственном развитии.

В результате опыта, приобретённого в воспитании и обучении своего ребёнка, с помощью специалистов он основал «Ассоциацию раннего развития» и школу «Обучение талантов», написал эту книгу и стал одним из известнейших специалистов мира в области раннего развития детей.

Идеологию раннего развития Масару Ибука формулирует так:«Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта „вовремя“».Данная книга является участником проекта «Испр@влено». Если Вы желаете сообщить об ошибках, опечатках или иных недостатках данной книги, то Вы можете сделать это здесь.

Масару Ибука

После трёх уже поздно

Вступление к английскому изданию

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.

Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.

У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.

Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2,3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся.

По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично.

Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.

По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому.

Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык.

Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.

Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и всё это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.

Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.

Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось.

Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи.

Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.

Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?

1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.

2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.

3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.

Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.

Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.

Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США.

Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота.

Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.

Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.

С древних времён считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».

Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.

И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой.

Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, – человек, а детёныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки.

Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!

Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённою оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества.

Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития».

Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.

По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях.

Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80%.

Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?

Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.

Конец ознакомительного отрывка

ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе!

СКИДКА ДО 25% ТОЛЬКО СЕГОДНЯ!

Хотите узнать цену?
ДА, ХОЧУ

Источник: https://www.libfox.ru/139796-masaru-ibuka-posle-treh-uzhe-pozdno.html

Ссылка на основную публикацию