Все о развитии ребенка в пол года (календарь развития)

Развитие ребёнка от 6 до 7 месяцев

Пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Физическое развитие

Каковы антропометрические показатели ребенка к концу шестого месяца жизни? Вес малыша увеличивается приблизительно на 600–650 граммов, а рост на 2,5–3 сантиметра.

На этом этапе длина в сантиметрах окружности головы и грудной клетки, как правило, сравнивается. Возможно, что длина окружности груди сейчас превышает длину окружности головы.

Дело в том, что пропорции тела ребенка начинают видимо изменяться, постепенно приближаясь к привычным пропорциям взрослого человека.

Постепенно нарастает двигательная активность 

Лежа на животе, ребенок перестает опираться на предплечья. Подняв грудную клетку и руки, двигая ногами, он совершает раскачивающиеся движения на животе, напоминающие движения пловца.

Малыш пытается ползать, активно переворачивается со спины на бок, на живот и обратно на спину; сидит с небольшой поддержкой. Возросшая активность ребенка заставляет вас теперь заботиться о безопасности малыша, если он находится в комнате один, без присмотра взрослых.

Не оставляйте крошку одного на диване или кровати без бортика, с которых он может упасть, если будет переворачиваться.

Поддерживаемый под мышки, малыш опирается на опору кончиками пальцев ног, держит голову прямо, поворачивает ее из стороны в сторону.

В положении сидя ребенок уверенно держит голову и отворачивает ее, когда взрослые пытаются вытирать ему нос.

Движения рук становятся более уверенными и координированными, формируется ладонное хватание предмета всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.

Совершенствуются движения пальцев: малыш может держать игрушки разного размера одинаково успешно и правой, и левой рукой, стучать ими, бросать, играть с несколькими игрушками одновременно.

Ребенок получает немалое удовольствие от изменения положения тела. Это стимулирует его вестибулярный аппарат. Ему нравится, когда вы держите его на руках, поднимаете в воздух, опускаете вниз, качаете, прижимаете к себе, приседаете, кружитесь по комнате. 

Рекомендуется такая игра для развития вестибулярного аппарата малыша, в которой участвует вся семья (мама, малыш и папа). Возьмите одеяло и положите чадо на него спиной. Поднимите одеяло за кончики и легонько раскачайте из стороны в сторону, а потом медленно опустите на пол. Повторяйте раскачивания.

Если крохе не понравится это, возьмите его на руки и успокойте. Если же малышу доставляют удовольствие такие раскачивания, изменяйте направления: покачивайте вверх-вниз и из стороны в сторону. Не забывайте разговаривать с ребенком и рассказывать о том, какие ощущения он получает от раскачиваний на одеяле.

Психическое развитие

Поведение ребенка становится более осмысленным. Малыш явственно показывает родителям свое недовольство и радость. Он может кричать и раздражаться, если ему не дают игрушку, и наоборот, весело лепетать и улыбаться, когда подходят родители и когда с ним играют.

Лепет в этом возрасте приобретает тональную окрашенность, может быть размеренным или быстрым, тихим или громким, иметь разные значения: «я хочу к тебе на руки, возьми меня», «обрати на меня внимание, посмотри на меня, я здесь», «убери это, мне это не нравится». Заметив приближение взрослых и детей, ребенок начинает лепетать активнее и громче, пытаясь привлечь их внимание.

Продолжают развиваться зрительный и слуховой анализаторы малыша 

Ребенок подолгу держит в руках предметы и игрушки, ощупывает, рассматривает и изучает. Пытаясь получить информацию о свойствах материалов, он засовывает игрушки в рот, лижет и покусывает их.

Ребенок опытным путем исследует, какие игрушки издают звуки, и с удовольствием трясет ими или стучит. Малыш прислушивается к окружающим бытовым звукам, поворачивает голову к источнику звучания, например, услышав звук открываемой двери или шаги приближающейся матери.

Ребенок поворачивает голову и реагирует даже на очень тихие звуки: шуршание бумаги, лязганье ножниц, ласковый шепот мамы.

Малыш внимательно следит за передвижениями и действиями взрослых

Внимательно смотрит в лицо родителям, которые с ним разговаривают, начинает понимать их мимику, по-разному реагируя на улыбающееся, сердитое или удивленное лицо взрослого. Он с удовольствием включается в эту игру, копируя выражение лица мамы, и пытается подражать звукам, которые та произносит.

Какие игры и упражнения с крохой полезны на этом этапе? 

Малыш хочет получать новый тактильный опыт. Давайте ему прикасаться к разным поверхностям: теплым и холодным, мягким и твердым, гладким и шершавым. Это могут быть не только игрушки, но и бытовые предметы: ложки, чашки, махровые полотенца, шелковые халаты. Рассказывайте ему об ощущениях, которые он испытывает. 

Возьмите из холодильника кусочек льда и прикоснитесь к его ручке или щечке. Понаблюдайте, как ребенок будет реагировать. Поднесите его к вентилятору. Сделайте теплую струю воздуха, а затем выключите вентилятор. Через несколько секунд повторите все сначала. 

Вместо вентилятора сделайте ветерок при помощи листа бумаги или платочка. Помашите им перед лицом малыша так, чтобы на него попадала струя воздуха. 

Наполните несколько тканевых мешочков разной крупой и крепко завяжите, чтобы крупа случайно не просыпалась. Мешочки сделайте разного размера, но такого, чтобы ребенку можно было держать их.

Положите их вместе с другими игрушками, и малыш будет их тоже изучать. Вместо мешочков вы можете использовать любые лоскутки ткани, которые имеются в доме.

Заполните их так же, как мешочки, крупой и завяжите их узлом.

Маленькому человеку нужен новый зрительный опыт 

Он уже с интересом может рассматривать не только близкие, но и удаленные предметы. Расскажите чаду о том предмете, на который он смотрит, но не может до него дотянуться. Если можно, дайте его малышу в руки или поднесите поближе, чтобы его можно было лучше рассмотреть. 

Давайте крохе игрушки разного цвета, однотонные и пестрые, светлых и темных тонов. Вы обратите внимание, что яркие игрушки больше привлекают мое внимание.

Возьмите две-три игрушки одного цвета и одну игрушку сильно отличающуюся от остальных — контрастного цвета. Положите их рядом с ребенком и понаблюдайте за его действиями.

Через некоторое время повторите эксперимент с игрушками другого цвета.

Как стимулировать «говорение» малыша? 

Когда кроха произносит не только отдельные звуки, но и некоторые звукосочетания: «ыги», «гхы», «угу» и другие, слушайте их и повторяйте за ним. Когда ребенок произнесет очередные звуки, опять повторяйте их за ним. Вскоре вы сможете играть в «разговор» по очереди. Разговаривайте с малышом всегда, когда держите на руках, когда кормите, одеваете, укладываете спать.

Рассказывайте о том, что вы делаете. Говорите с маленьким короткими фразами и простыми словами, повторяйте слова. Пропевайте гласные звуки и цепочки повторяющихся слогов (ге-ге-ге, дей-дей-дей, ма—ма-ма, ба-ба-ба). Произносите звуки, надувая щеки и округляя губы. 

Не забывайте менять интонацию, делайте ее выразительной и яркой. Оставляйте паузы в своей речи, тогда малыш успеет что-то произнести. Играйте с крохой в разговор, пока он не устал и ему не надоело. Если он перестал говорить по очереди, прекратите это занятие и дайте малышу игрушки.

Игрушки и предметы, полезные для развития малышей этого возраста: 

  • мобиль, 
  • резиновое колечко-прорезыватель, 
  • музыкальные игрушки (погремушки, барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики), 
  • мячик с колокольчиком внутри, 
  • большой мяч, 
  • зеркало и игрушки с зеркальными поверхностями, 
  • трубы-тубусы с крупяными и блестящими наполнителями, которые пересыпаются при встряхивании, 
  • игрушки на зрительное прослеживание (с прозрачными стенками, позволяющие следить за падением шариков), 
  • диск, разделенный на цветные сектора (разглядывая контрастный рисунок, малыш развивает зрительное восприятие), 
  • мягкая книжка с картинками.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/cr6

Календарь развития ребенка от 0 до 1 года по месяцам в таблице и от 1 до 3 по годам

Календарь развития ребенка от одного месяца до года

Возраст Зрительное восприятие Слуховое восприятие Двигательные навыки Речевое развитие
1 месяц Отмечается косоглазие новорожденных (почти полностью пройдет к концу месяца). Малыш на расстоянии около 20 см смутно различает лицо мамы и даже улыбку на нем. Не различает цвета, мир для него сейчас черно-белый.Зрачки сужаются, реагируя на свет. В первые недели новорожденный слышит только громкие звуки, может их испугаться. В качестве реакции на громкий звук наблюдается рефлекс Моро – малыш раскидывает ручки в стороны и растопыривает пальцы, а затем возвращается в исходное положение. Ярко проявляются рефлексы новорожденных: сосательный, поисковый, хватательный, плавательный и другие.Малыш хаотично двигает конечностями, сжимает ладони в кулачки и подносит их ко рту.Наблюдается гипертонус новорожденных. Новорожденному доступен только рефлекторный крик, что сигнализирует о дискомфорте.
2 месяца Младенец уже может некоторое время удерживать взгляд на заинтересовавшем его предмете. После 5 недель старается следить глазами за предметом, который перемещают горизонтально перед его лицом. Вертикальные движения пока не улавливает.Начинает различать красный цвет, пока еще не в полной мере. Младенец теперь не только обращает внимание на звонкую речь на высоких тонах, но и старается прислушиваться к более тихим звукам. При этом перестает беспокойно двигаться, плакать и практически замирает, стараясь услышать, например, обращенную к нему речь мамы или звук погремушки. В вертикальном положении младенец уже удерживает голову. Лежа на животике, приподнимает голову и грудь. Рефлекторно удерживает вложенные в ладонь предметы – игрушку, палец взрослого. Изучает свои ручки – тянет кулачки в рот. Если держать малыша вертикально так, чтобы ножки касались поверхности, он будет рефлекторно «шагать». Младенец спонтанно произносит отдельные звуки – начинается стадия гуления. Плач (крик) теперь имеет различные интонации. Многие малыши учатся протяжно произносить гласные.
3 месяца Зрение улучшается, малыш может видеть чуть дальше 30 см перед собой. Удерживает взгляд на движущемся предмете. Различает лица родных людей.Большинство младенцев в 3 месяца воспринимают 2 цвета – красный и желтый. Некоторые малыши начинают распознавать и зеленый. В 3 месяца обычно проводят первое обследование у оториноларинголога (ЛОР) – врач проверяет в том числе и слух.Рефлекс Моро угасает в этом месяце либо в следующем.Развивается слуховое внимание – увеличивается промежуток времени, в течение которого малыш прислушивается к заинтересовавшим его звукам. Младенец уже может перевернуться с бока на спину. Лежа на животе, поворачивает голову. Ощупывает свое тело. Движения становятся все более скоординированными, ручки уже не сжаты в кулачки и готовы к развитию мелкой моторики. Малыш тянется к заинтересовавшим его предметам, хватает себя за колени. Все, что попало в руки, тут же отправляется в рот. Эмоциональные детки в этом возрасте уже могут смеяться в ответ на радостное событие.  Продолжают гулить, умеют кряхтеть и хныкать.
4 месяца Зрение начинает координироваться с движением рук – малыш учится хватать заинтересовавшие его предметы.Кроха подолгу рассматривает лицо мамы, улыбается ей. Узнает некоторые свои игрушки. В норме в это время младенец уже способен определять, откуда слышен звук. Поворачивает голову в сторону предмета или человека, который его издает. Узнает мамин и папин голоса.Если у малыша есть проблемы со слухом, то проявляться они начнут именно с этого времени. Ребенок уверенно держит голову в любом положении. Умеет поднимать туловище из положения лежа на животе, опирается при этом на локти или на выпрямленные руки. Переворачивается с живота на спину и наоборот. Некоторые малыши уже могут передвигаться перекатами или даже по-пластунски. Гуление теперь активное и продолжительное, малыш осваивает новые интонации.
5 месяцев Ребенок распознает несколько чистых цветов, но оттенки его зрению пока недоступны. Может узнавать знакомые предметы по их частям. Отличает близких людей от посторонних. Теперь малыш не только воспринимает звуки речи окружающих, но и делает первые попытки повторить их самостоятельно. Ребенок почти готов научиться сидеть – полулежа на бедре, опирается на одну руку. Изучает свои ножки – хватает ступни и тянет их в рот. Ползает по-пластунски. Кроха спонтанно произносит целые цепочки звуков, гуление певучее, активное.
6 месяцев Если до этого кроха исследовал предметы, ощупывая их и пробуя на вкус, то теперь ему интереснее их рассматривать. Он воспринимает видимые предметы трехмерно, осознавая их размеры, объем и цвет. Большинство малышей в полгода либо чуть позже начинают реагировать на свое имя, по интонациям речи улавливают настроение окружающих.  Интересуются необычными звуками, в том числе тихими – шуршанием бумаги или целлофана, стуком клавиатуры. Малыш предпринимает первые попытки сесть. Лежа ни животе, пытается встать на колени. Если ему это удается, начинает раскачиваться вперед-назад на четвереньках. Может перекладывать предметы из одной ручки в другую, держит их крепко и уверенно. Начинается стадия лепета. Ребенок осваивает первые согласные, спонтанно произносит слоги, сочетая согласные с гласными. Любит многократно повторять один и тот же слог.
7 месяцев Зрение становится все более «цветным». Ребенок учится распознавать геометрические формы (шар, конус, куб, пирамида). Удаленные от него предметы (например, в другом конце комнаты) все еще видит размытыми. Поворот головы в сторону звука происходит теперь быстрее, чем в 4-6 месяцев, — всего за секунду. Некоторые музыкальные композиции приводят малыша в восторг. Передвигается по-пластунски или на четвереньках. Может несколько минут сидеть с прямой спиной. Держа в каждой руке по предмету, может стучать ими друг об друга, бросать. Развивается мелкая моторика. Кроха подолгу лепечет, все так же любит монотонно повторять слоги. С подачи мамы учится подражать звукам животных («ав-ав», «му-му»).
8 месяцев Малышу видны все цвета. При взгляде вдаль пока еще все размыто, но дальность восприятия предметов постепенно увеличивается.Радужная оболочка глаз приобретает свой постоянный цвет. Многие малыши уже чувствуют ритм мелодии и могут даже стучать игрушкой в такт простым, ритмичным песенкам. Активно лепечут, подражая речи взрослых. Карапуз доползает до опоры и пытается встать (это пока не всегда получается). Если поставить его, будет стоять, держась за опору. Активно передвигается на четвереньках, может садиться из этого положения. Умеет складывать игрушки в коробку, хлопать в ладоши. Может пританцовывать в такт музыке. Громко и четко произносит самые разные слоги. Многие в этом возрасте, повторяя за взрослыми, произносят первое слово, состоящее из одинаковых слогов: «мама», «папа», «баба».
9 месяцев Ребенок учится фокусировать взгляд на удаленных предметах, но видит их пока недостаточно четко. Малыш начинает не просто запоминать, но и осмысливать услышанное. Понимает слово «нет». Речь развивается параллельно со слухом, кроха «играет в разговор». Ребенок учится подниматься на ножки, все увереннее передвигается вдоль мебели, опираясь на нее. Ползая на четвереньках, легко разворачивается и начинает двигаться в другую сторону. Пытается дотянуться до любого предмета, который попадает в поле зрения. Учится мять и рвать бумагу – это полезно для мелкой моторики. Накапливает пассивный словарь, понимает просьбы «дай», «положи» и т. д. Подражая взрослым, запоминает и воспроизводит все новые слоги.
10 месяцев Малыш все лучше оценивает расстояние – чтобы взять игрушку поблизости, протянет руку, а за находящейся вдали поползет. Лепет малыша приобретает все новые интонации, что говорит о правильном развитии слуха. Ребенок может ставать и стоять без поддержки. Свободно ходить еще не умеет, но пытается. Умеет садиться из положения стоя, ползает очень проворно. В руке может держать до трех небольших предметов. Становится понятно, какая рука у малыша ведущая.Может кидать и катать мячик, вкладывать предметы друг в друга, манипулировать одним предметом при помощи другого (толкать мячик погремушкой). Пытаясь выговорить уже знакомые ему слова, кроха часто заменяет их одним слогом, как правило ударным («ко» вместо «кот», «ти» вместо «птичка»).
11 месяцев Ребенок любит рассматривать и исследовать мелкие детали. Пытается отрывать пуговицы, небольшие фрагменты игрушек. Возрастает расстояние, на котором ребенок воспринимает звук, – сейчас это около 6 метров. Лепет малыша по-прежнему служит индикатором развития слуха. Большинство детей делают первые шажки без поддержки, стремятся к активному передвижению – ползают, ходят с опорой, садятся, встают.Время начала самостоятельного использования столовых приборов. Появляются первые осмысленные «разговоры». Хотя малыш и не может вести полноценный диалог, он понимает, что от него хотят, и реагирует на вопросы собеседника.
12 месяцев Острота зрения еще не достигла своего максимума, но годовалый ребенок видит все достаточно четко как вблизи, так и вдали. Продолжает оттачивать координацию между зрением и движениями тела. Примерно в годик малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор взрослых, который ведется при нем.На этом этапе, чтобы проверить слух, ребенку можно задавать простые вопросы: «Где мама? Где мячик?» – в ответ он будет показывать пальчиком или хватать названный предмет. Ребенок умеет ходить, может приседать, чтобы взять что-то с пола. Учится перешагивать через предметы – сначала с помощью мамы или папы, затем самостоятельно.Ест ложкой, пьет из чашки, умеет снимать носочки. Понимает практически все, что ему говорят. Отлично считывает настроение собеседника и легко поддается ему. Большинство детей к году могут произносить до 10 простых слов.
Читайте также:  10 советов как перестать кричать на своих детей

Календарь развития ребенка от года до трех лет

Возраст Зрительное восприятие Слуховое восприятие Двигательные навыки Речевое развитие
Год Малыш различает все цвета, формирование бинокулярного зрения завершено.В связи с тем, что ребенок теперь активно двигается сам, происходят изменения и в зрительном восприятии пространства – мозг учится сопоставлять расстояние, на которое переместилось тело, с зафиксированным сетчаткой изображением. Этот процесс предполагает активную работу глазных мышц, полную согласованность движений глаз и интенсивную мозговую деятельность. Развитие слуха как такового проходило до года, и если у малыша есть проблемы, они уже отмечены родителями и педиатрами.Если же все в порядке, настало время развития фонематического слуха – способности слышать и узнавать отдельные звуки речи.Понять, есть ли проблемы с фонематическим слухом, пока невозможно, но уже можно предлагать ребенку игры для его развития. Ребенок уверенно стоит без опоры. В начале года ходит, держась за что-либо одной рукой. Затем учится ходить без поддержки, но двигается неуклюже, часто падает, делает широкие шаги и легко теряет равновесие. При этом малыш активен, стремится исследовать окружающее пространство, легко меняется положение тела – садится, ложится, перекатывается, встает на ноги или на четвереньки. После года продолжается накопление пассивного словаря, развивается и активный. Нормой считается, если ребенок в год говорит около 10 слов.
Полтора года Ребенок уже привык воспринимать мир трехмерно, хорошо видит как вблизи, так и вдали. Но острота зрения, как и цветовосприятие, продолжает совершенствоваться. Теперь развитие зрения зависит не только от заложенных природой механизмов, но и от познавательной активности ребенка. Подтверждением правильного развития слуха на этом этапе становятся звукоподражательные слова, которые любят повторять детки в полтора года. Движения ребенка все еще неуклюжи, центр тяжести смещен вверх. Координация движений только начинает совершенствоваться. Малыш передвигается от одной опоры к другой, «обнимая» дверные косяки, углы мебели, ноги взрослых. Учится без поддержки перешагивать через препятствия, садится теперь не только на пол, но и на детский стульчик и прочие предметы похожей высоты. Малыш произносит до 25 слов (словами считаются не только «литературные» лексемы, но и любые буквосочетания, которые все время произносятся ребенком в одном и том же значении – например, «ава» или «бака» вместо «собака»). В лексиконе в основном существительные. Речь малыша развивается, но пока понятна только его близким.
Два года У большинства малышей в этом возрасте начинаются качественные изменения восприятия пространства. Это связано с тем, что происходит скачок в развитии речи и формирование абстрактного мышления. Развитие фонематического слуха продолжается. Ребенок различает фонемы родного языка, хотя правильно произнести многие из них пока не в состоянии. Уверенно ходить малыш научился, теперь он осваивает бег, учится прыгать, подниматься на носочки. Умеет забираться на кровать и даже на «взрослый» стул. Гораздо лучше держит равновесие, этот навык продолжает совершенствоваться. Пассивный словарь преобразуется в активный, малыш учится разговаривать не словами, а фразами. Предложение чаще всего состоит из 3-4 слов. Развитию речи способствуют активная языковая среда, вовлечение ребенка в диалог, чтение сказок.
Три года Поле зрения ребенка все еще несколько уже, чем у взрослых (примерно на 10%). Эта характеристика будет сохраняться на протяжении всего дошкольного возраста. Путем естественной тренировки слуха малыш достиг этапа, когда уже способен отмечать неправильно произнесенные звуки в чужой речи. К концу третьего года он сможет отмечать дефекты и в собственном произношении. Пропорции тела ребенка меняются, происходит смещение центра тяжести. За счет этого движения становятся более уверенными и «взрослыми», малыш учится быстро менять направление движения, ходить по наклонной плоскости, легко подниматься и спускаться по лестнице. Ребенок знает несколько стишков наизусть, помнит любимые сказки, может их пересказать. Может придумывать слова (полотенце – «вытиральник»). Речевому развитию помогают игры, задействующие мелкую моторику, и активное общение со взрослыми.

Источник: https://Razvivashka.online/kalendar-razvitiya-rebenka

Календарь развития ребенка до года в помощь мамам

Для того чтобы обеспечить необходимые условия для здорового психического, эмоционального и физического развития детского организма, нужно знать, в какой возрастной период какие качества формируются.

Хорошим помощником в таком сложном деле может стать календарь развития ребенка по месяцам.

Одним из самых насыщенных в плане активного роста и становления является первый год жизни ребенка. Буквально каждый месяц происходят существенные изменения в физиологии ребенка, а еще появление различных новообразований в его психике.

Внимательно изучив календарь развития ребенка, молодая мама будет точно знать, что, как и когда должно формироваться и какие есть закономерности роста ее здорового и счастливого малыша.

Календарь развития поможет, отталкиваясь от имеющейся в нем информации, организовать правильный режим жизнедеятельности малыша и обеспечить ему грамотный уход.

Календарь до момента наступления первого года его жизни предлагает информацию о психофизиологических изменениях детского организма по месяцам.

У новорожденного малыша уже формируется слух и зрение. Наблюдается активное проявление всех врожденных рефлексов.

Первый месяц первого года

Это самый сложный месяц как для ребенка, так и для его мамы. Его начало характеризуется так называемым кризисом новорожденности.

Появление этого кризиса вызвано огромным количеством новых эмоций и впечатлений и закономерностями роста.

Окончание кризиса именуется комплексом оживления, который представляет собой появление активных двигательных реакций, первых звуков, а еще появление осмысленной улыбки, вызванной видом маминого лица.

К другим характерным умениям этого возраста относится различие основных ярких цветов, умение зафиксировать взгляд на лице склоненного над малышом человека, возможность сосредоточить взгляд на статическом предмете.

В возрасте одного месяца ребенок пытается, лежа на животе, приподнять и удержать в вертикальном положении голову.

Приблизительно к третьей неделе жизни можно наблюдать у ребенка, помимо врожденных безусловных рефлексов, формирование условных. Ярким примером этого может стать крик до тех пор, пока не появится мама. Если такое поведение будет поощряться, то оно закрепится.

Второй месяц первого года

В возрасте двух месяцев развитие ребенка достигает нового уровня.

Он уже реагирует на голос и лица людей, активно улыбаясь. Может зрительно проследить за движущимся предметом, а после его остановки сфокусировать на нем взгляд.

Услышав какой-либо звук, поворачивает голову в сторону его источника и пытается найти его взглядом.

Делает более успешные попытки удержания головы в вертикальном положении, лежа на животе. Может удерживать ее в течение 1 минуты.

Осваивает умение переворачиваться с бока на спину.

Активно реагирует на общение с ним, отвечая «комплексом оживления».

Но главным методом общения со взрослыми для малыша пока остается плач. Плачет малыш для того, чтобы обратить на себя внимание, чтобы с ним поиграли, пообщались, показали что-то неизведанное и новое.

В этот период развивается больше эмоциональная сфера, нежели физическая, а значит, и внимание ей нужно уделять больше.

Третий месяц первого года

Третий месяц первого года развития детского организма характеризуется тем, что малыш уже свободно удерживает свою головку на протяжении 5-6 минут, уверенно ею управляет.

К тому же, лежа на животе, он уже может приподняться, при этом опираясь на локти и предплечья.

Уже активно переворачивается со спины на бок, а еще свободно меняет положение своего тела. Только малышу все еще трудно координировать свои движения.

Реагирует на движущиеся предметы, визуально может за ними следить.

Реагирует на знакомые голоса поворотом головы и поиском источника взглядом.

Проявляет двигательную активность и попытки координации своих движений: протягивает руку за игрушкой, может засунуть в рот пальцы.

Третий месяц характеризуется активным освоением малышом смеха. Смеяться он любит громко и долго.

Тем не менее также громко он способен кричать, если чем-то недоволен.

Четвертый месяц первого года

Закономерности роста ребенка обуславливают тот факт, что на четвертом месяце малыш уже смело поднимает голову и держит ее в вертикальном положении, лежа на животе.

При условии поддержки может упираться ножками в вертикальном положении.

Может запросто переворачиваться со спины на живот.

В положении лежа на животе может приподниматься, опираться на ладони. В этом же положении может следить за движущимися предметами.

Вообще, все движения более координированы.

Малыш запросто отличает основные цвета и различные музыкальные звуки, которые разнятся друг между другом в 4-5 тонов.

Постепенно развивается мелкая моторика: уже может схватить и удержать в руке мелкий предмет.

Осмысленно играет с игрушками, которые висят над кроватью, изучает их на ощупь, тянет в рот.

Читайте также:  Список анализов (для женщин и мужчин) при планировании беременности

У малыша уже появились те игрушки, которые он любит, и те, которые не любит.

Малыш уже способен узнать маму. Ее он хочет видеть чаще остальных и испытывает положительные эмоции от общения с ней.

Пятый месяц первого года

На пятом месяце малыш уже более уверенно сидит с поддержкой взрослого, но держать спинку самостоятельно еще не может.

Если держать ребенка под мышки, он может уверенно стоять на ножках.

Совершает попытки переворотов с живота на спинку.

Схватив предмет, может более длительное время его удерживать, бросать, тянуть, ощупывать его.

Для развития ребенка на пятом месяце характерно узнавание матери, ее голоса. Появляется нежелание идти на руки к незнакомым или чужим людям.

Ребенок еще не понимает смысла слов, но уже реагирует на эмоциональный окрас речи.

Малыш может некоторое время играть самостоятельно, без привлечения внимания взрослых к своей активности, несмотря на то что этот возраст характеризуется желанием постоянно общаться со взрослыми.

Он проявляет неподдельный интерес к той пище, которую едят взрослые. Малыш может выхватывать ее из рук и посуды, а также пристально смотреть на нее.

Шестой месяц первого года

Это своеобразный юбилей и для малыша, и для мамы. Прошло полгода жизни.

Эмоциональная привязанность уже сформировалась. Малыш может выражать желание, чтобы его взяли на руки, протягивая свои ручки к маме.

На шестом месяце, для того чтобы сесть и удерживать ровной спинку, малышу больше не нужна помощь взрослого. Он делает это самостоятельно.

К этому времени ребенок умеет переворачиваться с живота на спинку.

Если поддерживать его за руки, он свободно встает на ножки и даже пытается совершать похожие на шаги движения.

Уже может переложить игрушку из одной руки в другую, поднимает ее, размахивает ею.

Делает попытки ползать на четвереньках, а еще самостоятельно вставать, держась за какую-либо опору.

Появляются первые осмысленные звуки. Зачастую они складываются в простые слоги. Пытается имитировать звуки, которые слышит.

При наличии желаемой цели, к примеру, игрушки, может самостоятельно целенаправленно ползти к ней. Расстояние, правда, пока не превышает 20 см.

Седьмой месяц первого года

Закономерности роста обуславливают возможность на седьмом месяце жизни освоить новые навыки и совершенствовать уже имеющиеся.

Ребенок уже хорошо понимает смысл большинства произносимых окружающими слов, а не только эмоциональный окрас речи.

К этому возрасту развивается эмоциональная привязка к матери: малыш начинает испытывать страх в моменты расставания с мамой, плачет.

Уже умеет стоять возле опоры. Держась за нее, делает ножками первые шажочки.

Учиться сидеть и ползать самостоятельно. Это значит, что границы его передвижений значительно увеличиваются, в то же время повышая риск травм.

Малыш уже освоил навык переворачивания с живота на спину, и наоборот.

Большинство малышей уверенно произносят звуки, которые имитируют животных.

На этом этапе происходит освоение жестов. Ребенок в состоянии указать пальцем на необходимый предмет, помахать рукой на прощание, кивнуть в знак согласия и другие жесты.

Восьмой месяц первого года

На восьмом месяце робкие попытки ползать превратились в активные действия. Малыш шустро на четвереньках штурмует пространство.

Различает, понимает и выполняет простые просьбы наклонить голову, дать руку и другие.

Эмоциональная привязанность очень сильна. Расставания с матерью вызывают приступы страха.

Резкие и громкие звуки могут вызвать испуг.

Малыш изучает свое отражение в зеркале, идентифицируя себя с ним.

Малыш полностью овладел способностью самостоятельно сидеть, ходить и стоять, держась за опору.

Развиваются жевательные способности: ребенок может откусить мягкую пищу и пережевать ее. Это значит, что можно с пюреобразной пищи переходить на измельченную.

Малыш может указать взрослому на предмет, какой ему нужен. Может захватить мелкий предмет большим и указательным пальчиками.

На этом этапе характерно появление первых страхов: страха остаться без мамы, страха оказаться в незнакомой обстановке.

Девятый месяц первого года

На девятом месяце малыш свой простой лепет переводит на новый уровень: он практически бесконечно что-то бормочет, перебирая знакомые и не очень слоги, кричит, агукает, смеется.

Активно развивается эмоциональная сфера ребенка: появляются все новые и новые ее разновидности. Это может быть и печаль, и страх, и гнев, но превалируют положительные эмоции, такие как радость, удивление.

Знает некоторые части тела и может показать на них на себе, другом человеке или кукле.

Развивается моторика, как мелкая, так и крупная: малыш может перевернуть толстые страницы из картона, может порвать и смять бумагу, засовывает пальцы в разные дырки.

Что касается его передвижений, то он уже уверенно ползает на четвереньках. Может даже покорять небольшие высоты и преодолевать препятствия в виде подушек и детских лесенок.

Держась за опору, делает несколько шагов прямо, а может даже сделать несколько приставных шагов.

Десятый месяц первого года

На десятом месяце малыш активно слушает речь взрослого и пытается повторять некоторые звуки.

Может выделить из общей речи какие-то смешные звуки и отреагировать на них.

Положительно реагирует на подшучивания, соотносит их с собой.

Что касается игр, то он очень любит играть. На этом этапе малыш любит играть с более мелкими предметами. Может запросто вставлять один предмет в другой.

Оперируя разными предметами, может достать одну вещь с помощью другой.

Любые предметы или игрушки может осознанно выбрасывать.

Очень нравится играть с машинками и мячом, катить их и толкать.

Абсолютно уверенно ходит возле опоры, а стоять уверенно уже может и без нее.

Возможно, некоторые малыши смогут научиться, сидя на корточках, вставать на прямые ножки. Но это необязательное умение, и не стоит переживать, если этого не произойдет.

Что касается еды, то малыш не переживает касательно расставания с грудью матери и может запросто пережевывать мелко порубленную еду.

Одиннадцатый месяц первого года

На одиннадцатом месяце малыш распознает из общего речевого потока разговоры, которые относятся непосредственно к нему. Он уже может понимать, о чем разговаривают взрослые.

Оттачивает навыки с помощью постоянных повторений.

Большинство малышей к возрасту одиннадцати месяцев уже умеют ходить и активно пользуются этим новым навыком, не давая родителям покоя.

Ребенок этого возраста крайне зависим от положительных или негативных реакций значимых взрослых на его действия.

Активно пользуется знакомыми жестами: машет и кивает головой в знак согласия или несогласия, машет рукой на прощание.

Двигательная активность интенсивно развивается. Малыш может подняться по ступенькам или спуститься с них, может повисеть на ручках на перекладине около 1 минуты.

Что касается еды, то малыш учится пользоваться столовыми приборами самостоятельно и уже умеет пить из чашки.

Двенадцатый месяц первого года

Последний месяц первого года характеризуется большими достижениями как для малыша, так и для его мамы. Этот период — это вторая юбилейная ступенька, через которую перешагивает ребенок.

К этому времени он уже много чего достиг.

Что касается приемов пищи, малыш может откусить и пережевать твердую еду. Он свободно орудует столовыми предметами, пьет из чашки.

Малыш научился ходить и может делать это без опоры и поддержки взрослого. Без этой же опоры может стоять, наклоняться, приседать, выпрямляться.

Он может залезать на различные поверхности: диваны, кресла — и спускаться назад.

Его словарный запас расширился до 10-15 слов. Пока это простые слова, которые он понимает, или чуть более сложные, но он их еще не понимает, а просто повторяет.

Эмоциональный окрас его поведения носит не только положительные черты, но и отрицательные.

Все свои занятия разделяет на те, которые ему нравятся, и те, которые не нравятся.

Источник: http://moyasna.ru/0-1/kalendar-razvitiya-rebenka-do-goda.html

Ваш малыш возрастом до года — календарь развития ребёнка по месяцам

Дети очень быстро растут. Казалось бы, только вчера малыш прибыл из роддома, а сегодня по квартире уже резво носится годовалое чудо. Конечно, у матерей всегда появляются вопросы верно ли идет развитие ребенка по месяцам, своевременно ли он приобретает нужные навыки. Часто родители и специалисты используют для оценки календарь развития ребенка по месяцам.

Благодаря календарю, можно следить за развитие ребенка по месяцам до 1 года и проверять, соответствует ли он нормам.

Обращаясь к календарю, пропустить нарушения практически невозможно, и в конце концов можно будет быть спокойным за здоровье и счастье своего чада.

Если же возникнет какой-то сбой, то всегда будет можно своевременно заметить нарушение и быстро его скорректировать.

Развитие ребёнка по месяцам

Первый месяц после рождения называют периодом адаптации. В это время малютка привыкает к новой среде жизни после теплого, но темного и тесного маминого живота. Согласно календарю развития ребенка, в течение первого месяца малыш:

  • много спит — 18-20 часов за сутки,
  • хорошо и много кушает.

Пока от мамы и тех, кто рядом, многого не требуется: нужно обеспечить малютке комфортные условия, то есть не допускать его перегрев или охлаждение, менять вовремя подгузники и обеспечивать кормление.

Также, разумеется, важно обеспечивать малышу любовь: общаться с ним, носить на ручках, петь различные песни, улыбаться ему.

К концу первого месяца кроха начинает обращать внимание на яркие предметы, способен проследить их движение глазами с поворотом головы.

Интересно, что первый цвет, который начинает видеть ребенок, – красный.

Также к месяцу малыш может поворачивать на звук голову. Проверить,что этот навык малыш уже освоил, можно, шурша погремушкой с разных сторон от малыша.

До конца первого месяца жизни малютка еще сохраняет некоторые из безусловных рефлексов, которые совсем исчезнут на четвертом месяце жизни:

  • хватательный,
  • сосательный,
  • плавательный (если малютку опустить в теплую воду вниз животиком, то ваше чадо будет осуществлять движения, которые будут напоминать плавание),
  • поисковый (если погладить малыша по щеке, он начинает искать материнскую грудь),
  • рефлекс шагания (если малыша поставить вертикально и дать коснуться поверхности, тот начнет делать шагающие движения ногами).

В первый месяц нужно выкладывать живот, чтобы он поднимал головку и так тренировал шейные, спинные мышцы.

Если ребенком заниматься, то к концу первого месяца дети уже могут хорошо держать голову.

Второй месяц

На втором месяце своего развития малыш начинает «оживляться», то есть реагировать на знакомые лица. Этот месяц часто называют «месяцем оживления». Ребенок меньше спит и способен продержать от засыпания до засыпания до 50 минут.

Зрение и слух за этот период у малыша улучшаются, теперь он способен разглядеть предметы с 30 см до полуметра. Он может держать внимание около 15 минут, следя за мобилем или другими движущимися предметами.

Для двухмесячных детей также характерно:

  1. Поднимание головки.
  2. Удерживание ее в вертикальном положении несколько секунд,
  3. Иногда умение переворачиваться с бока на спину.
  4. Изучение своих ручек (персонализация) – подносит кулачки, рассматривает, обсасывает,
  5. Появление «гуления» (издавать певучие звуки наподобие «абу», «агу», «ага». Крохам нравится своя «речь» и они с интересом к ней прислушиваются),
  6. Угасание безусловных рефлексов,
  7. Развитие эмоциональной сферы.

На 2 месяце формируется «комплекс оживления» – один из важнейших пунктов развития малыша до года, что демонстрирует нормальную работу нервной системы. Ребенок узнает своих родителей, улыбается, радуется, начинает махать ручками и ножками. Улыбка уже будет осознанной.

Если малыш в этом возрасте еще не улыбается, паниковать не стоит. Он обязательно это сделает, только чуть позже.

Третий месяц

Для него характерно физическое, психическое, эмоциональное совершенствование.

Малыш все увереннее держит голову. Лежа на животе, кроха приподнимается и оглядывает пространство вокруг. Кулаки раскрываются, и малютка уже способен взять погремушку, может тянуться к интересным ему предметам. Дети и дальше изучать свои руки.

Читайте также:  Ошибки родителей, из-за которых ребенок не хочет ходить в детский сад

К концу третьего месяца наиболее активные малыши хватают себя за колени (а это уже первый шаг в изучении своих ног). Также все, что попадает в его руки, немедленно оказывается в его рту. Этому есть объяснение: оболочка рта и его язычок намного чувствительнее пальчиков.

Малыши через ротик изучают окружающий мир.

Третий месяц характеризуется увеличением эмоционального спектра ребенка.

Некоторые малыши уже смеются, другие – лишь улыбаются. Дети внимательно присматриваются к выражению лиц тех, кто рядом. Он уже способен «читать» настроение близких и подражать мимике. Развитие ребенка до года и его речи продолжается. Малютка долго и с удовольствием гулять, начинает произносить не только певучие гласные, но и согласные звуки.

Четвертый месяц

Четвертый месяц показывает стремительные физиологические и психологические изменения:

  1. Головку ребенок держит уверенно: и когда его держат вертикально, и когда тот лежит на животике. Он может поворачивать голову, наблюдая за движущимися предметами или показывая реакцию на звуки.
  2. Малютка подниматься на локтях, когда лежит на животе. Некоторые дети даже могут опираться на выпрямленных руках;
  3. В 3-4 месяцы ребенок учится переворачиваться – как со спинки на животик и с живота на спинку. Активные дети могут перекатываться по комнате, а некоторые – довольно шустро ползать по-пластунски!
  4. 4й месяц – возраст осознанных игр. Малыш способен сам взять игрушку и ею поиграть.
  5. Малыш замечательно отличает близких, выделяет их из других лиц.
  6. Ребенок 4-х месяцев боится остаться без мамы, потому дети этого возраста ни на миг не выпускает ее от себя. Не стоит раздражаться, просто уделите малютке столько внимания, сколько ему нужно, сколько требует. Не волнуйтесь, этот период быстро пройдет.
  7. В этом возрасте у малыша уже есть любимые предметы и игрушки.
  8. Он интересуется своим отражением в зеркале, чутко прислушивается к звукам: прислушивается к звукам погремушек, звонкам телефона, музыке, голосам.
  9. В речевом развитии малыша появляется разнообразие, гуление сменяется на лепет, где возникают вполне внятные слоги, такие как «гу», «ма», «ба».

Пятый месяц

В пятый месяц младенец оттачивает физические умения:

  • он уже эксперт по переворачиванию в любые стороны,
  • просто так на животе лежать не согласен: он обязательно поднимается на локтях или ладонях,
  • теперь у него появляется новая поза: «подготовка к сидению»: он полулежит-полусидит, опираясь при этом на одну из рук,
  • старается дотягиваться до интересных предметов,
  • может с поддержкой стоять,
  • начинает сосать пальцы, но теперь уже на ногах.

Из социальных навыков в этом возрасте важный пункт: он начинает уверенно разделять чужих от своих. Малютка с удовольствием и радостью, уже осознанно сидит на коленках и руках своих родителей, однако может негативно отнестись или даже заплакать, если с ним заговорит или даже позволит себе вольности чужой человек.

В 5 месяцев малыш уже умеет занять себя: он играет с различными предметами, берет их в руки, бросает, стучит ими, облизывает и проч. Его уже вполне может заинтересовать картинки в книжке. Дети любят смотреть на мимически окрашенные лица.

Речь усложняется, его уже можно начинать обучать простым словам: «мама», «папа», «баба». Наиболее активные ребята в этом возрасте могут их даже повторить.

В 5 месяцев малыши выражают радость через осознанную улыбку, способны заливисто смеяться, умеют сердиться и печалиться по каким-либо поводам. Если внимания взрослых ему не хватает, то малыш уже может начать его требовать.

Шестой месяц

Это – очередной месяц познания мира и развития:

  1. Дети ползают по-пластунски;
  2. Их ненадолго укладывают в положение полулежа. Самостоятельно малыши еще не сидят.
  3. Полугодовалые дети, лежа на вниз лицом, стараются встать на колени: это важный шаг на пути подготовки к сидению и ползанию. Если у малыша получается задуманное, то, утвердившись в позе, он начинает в ней раскачиваться, что свидетельствует о развитии малыша.
  4. Кроха уже уверенно берет и удерживает в руках различные предметы, способен их в любую руку, перекладывать из одной в другую.
  5. Полгода – возраст познавания окружающего мира и пространства. Малыш отправляет в ротик все, что попало в его хваткие ручки, может начать ломать игрушки;
  6. В 6 месяцев начинают формирование первые бытовые навыки: через прикорм малыши познают, что такое тарелка, как держать ложку, что с ней нужно делать, как пить из чашки.
  7. Развивается интеллект ребенка: дети замечают, что их действия несут последствия: брошеный кубик падает, игрушка при надавливании пищит и проч.
  8. Формируется речь, появляются согласные: «с», «з», «ф».

Седьмой месяц

Ребенок в 7 месяцев еще более активен:

  • Дети полностью осваивают ползание по-пластунски, некоторые уже переходят на четвереньки.

Иногда малыш ползает задом наперед. Это очень хорошо – это очень развивает мозг. Тем более что вскоре малыш поймет, как управлять своим телом.

Некоторые дети в этот возрасте могут сидеть уже с прямой спиной. Наиболее активные уже могут стоять у опоры и даже пытаются иногда сами вставать.

Развивается мелкая моторика: кроха уже держит по предмету в каждой руке, стучать ими повсюду и друг по другу, осознанно класть, брать, разбрасывать игрушки.

С этого возраста можно начинать стимулировать познавательный интерес малыша. Он уже хорошо понимает вашу речь: повествуйте подробно и щедро ему об окружающих его предметах, называйте и показывайте основные части его тела. Они уже могут сами называть по вашей подсказке на свои участки тела и окружающие предметы: «Где носик?», «Где кроватка?»).

Оттачиваются бытовые навыки: малыш аккуратнее ест с ложки, совершенствует питье из чашки. Некоторые дети могут самостоятельно пить из «непроливаек».

В этом возрасте малыши подражают взрослым, что может облегчать введение прикорма.

Может через подражание повторять звуки животных, машин, умеет произносить «би-би», «ав-ав», «ме-ме». Говорит много слогов.

Восьмой месяц

Теперь ваш малыш пытается встать. Он добирается до любой опоры и затем пытается встать. Не у всех получается, но с опорой он уже может стоять. Этот месяц знаменуется физической активностью:

  1. наиболее активные уже ходят вдоль опоры, шагает,если его держат вертикально подмышки.
  2. Уже все дети ползают на четвереньках в изучении помещения, где живет, ему знакомо расположение комнат, малыш ориентируется в квартире.
  3. Кроха сидит и сам умеет садиться из положения «стоя на четвереньках».
  4. Игры все более осмысленные. Малютка умеет сложить игрушки в коробку. Некоторые уже надевают кольца на штырь пирамидки, снимает их, стараются вкладывать один стаканчик в другой, матрешку в матрешку.
  5. В этом возрасте чадо может изъявить желание кушать самому ложкой. Это желание необходимо поощрять, и в дальнейшем не будет нужды прививать малышу этот навык.
  6. Осваивает несложные игры: «ку-ку» (прятки за лодочками), «ладушки» (хлопки), крутит ручками «фонарики». Ему нравится слушать музыку и он уже может пытаться «подпевать» и даже приплясывать, особенно, если с ним танцевали и родители.
  7. Ребенок реагирует на элементарные просьбы: принести что-нибудь, показать на предмет. Может указать по просьбе взрослых на какую-то часть своего тела.
  8. Далее формируется речь. Малютка стремится повторять слова, возникают новые слоги. Вполне вероятно, что именно в этот период кроха осмысленно скажет свое первое слово.

Девятый месяц

Ребенок продолжает попытки начать ходить. Он увереннее встает и отлично держится опоры, бодро двигается вдоль мебели, по детскому манежу.

Ползая, может развернуться и ползти обратно. Способен сесть из положения лежа и подняться, если сидел.

Стремится дотянуться до всего, что видит. При неудаче уже может расстроиться и даже закричать.

В этом возрасте ребенок может показать, наконец, свой характер. Это может появиться в сопротивлении гигиеническим процедурам и одеванию, несмотря на то, что до этого на все реагировал спокойно и все выполнял.

Появляются новые умения:

  1. Мнет и рвет бумагу, листает книги.
  2. Умеет помять пластилин (следите, чтобы не ел его).
  3. Расширяется словарный запас: он знает называние предметов, знает, как звучат просьбы: «дай», «принеси», «положи», понимает, что значит «кушать», «пить», «нельзя» и проч.

Десятый месяц

Малыш встает и стоит без поддержки, старается ходить. Способен сесть из положения стоя. Шустро ползает по квартире.

За счет интенсивного совершенствования мелкой моторики, уже может держать в одной ручке 2-3 небольших предмета. Уже можно будет сказать, правша растет или левша – малыш демонстрирует предпочтение к той ли иной руке.

Малыш понимает, как играть игрушками: катает машинку, управляется с пирамидкой (ставит кольца пока не по порядку). Стоит башни из 2 кубиков. Играет с мячиком. Задвигает ящики. Совмещает предметы – толкает один другим. Интересуется крупным конструктором

Девятимесячные детки подражают старшим, копируя их мимику, проговаривает с ними новые простые слова. Запоминают животных, их названия, подражает их звукам.

Одиннадцатый месяц

В одиннадцать месяцев ребенок достаточно окреп для самостоятельных первых шагов без поддержки. Развитие ребенка до года идет полным ходом. Малютка может пройти осилить небольшое пространство между взрослыми или от опоры до родителя. Активно передвигается: ползает, присаживается, поднимается, ходит с опорой.

Старается кушать ложкой, все лучше пьет из чашки, стремится сам одеться или раздеться. Надолго получится занять малыша, если открыть ему ящик с одеждой. Поощряйте его самостоятельность, тем более 11-месячные крохи обожают похвалу.

Теперь становятся возможны первые осмысленные диалоги. Малыш отлично осознает значение «нет», «да», «нельзя», кивает в согласии и мотает при несогласии.

Глядит и показывает пальчиком на то,что его интересует. Налаживается Общение между родителями и ребенком, он уже четко называет или звонит: «мама», «папа», «баба», звукоподражания и проч.

Осваивает навыки вежливого обращения: быстро запоминает приветственные и прощальные жесты.

11 месячные дети легко возбудимы, быстро переходят от хохота к слезам. Появляются первые признаки критического мышления: настораживаются в незнакомых местах, проявляют испуг при возникновении незнакомого человека.

Двенадцатый месяц

Последний месяц перед первым юбилеем – своего рода переход период от нежного младенчества к детству. Несмотря на то что эта грань крайне условна, родители ждут от юбиляра намного больше, чем ждали год назад.

В год малыши почти всегда ходят.

Если нет – не повод для беспокойства, так как норма, если дети до полутора лет только ползают. Это не патология.

Может приседать для того, чтобы поднять что-то с пола. Знает, где лежит нужный предмет, станет искать игрушку там, где бросил.

Перешагивает через препятствия (сначала с поддержкой, затем и сам).

Уже сам ест ложкой, бьет через край чашки, способен надеть и снять шапочку, носочки.

Если шел процесс приучения к горшку, то в год детки станут уже на него проситься.

У малыша уже есть зубки. Он ест кусочками, хорошо жует, . умеет жевать. Если зубы для жевания еще нет, то используются десны, которые очень твердые.

Понимает все, что ему говорят, несмотря на то, что родители в этом сомневаются. Замечательно поднимает настроение и адекватно реагируют на него. Смеется вместе с мамой, печалится. Не стоит ссориться при годовалом малыше. Он не способен справиться со своими чувствами, негатив принести ему глубокую психологическую травму.

Малыш все понимает, и сам много произносит. Его словарный запас – 2-10, иногда и больше слов.

Заключение

Следя за развитием ребенком до года, учитывайте, что каждый — индивидуален, неважно, год ему или пара месяцев от роду. Календарь развития ребенка – это лишь усредненные показатели, и не более того. Если ваш малютка еще чего-то не освоил, стоит беспокоиться: все обязательно будет, немного подождите.

Главное – это любовь и забота, а остальное приложится.

Источник: https://mama.guru/malyshi-do-goda/razvitie/kalendar-razvitiya-rebenka-po-mesyacam-do-goda.html

Ссылка на основную публикацию