6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка

6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью.

При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников.

До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы.

Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу.

Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества.

Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул.

Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом.

Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности.

На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями.

Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая.

Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности.

При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу.

Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Источник: https://yazdorov.win/psihologiya-i-psihiatriya/6-prichin-kogda-roditeli-vinovaty-v-trevozhnosti-rebenka.html

Советы родителям тревожного ребенка — Психологос

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви.

Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты.

Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом.

Не каждому можно порекомендовать обратить внимание прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям: «Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц.

Желательно, чтобы вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно».

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

Как помочь тревожному ребенку

Как и при работе над другими детскими проблемами, которые возникли не вчера и не вдруг, приготовьтесь к терпеливой систематической работе. Вести ее надо в трех направлениях… См. →

Как играть с тревожными детьми

Для коррекции детской тревожности вы можете воспользоваться играми. При их организации важно соблюдать некоторые правила, которые позволят создать комфортную игровую обстановку для тревожного ребенка. См. →

Профилактика тревожности

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с тревожными детьми. См. →

Примеры работы с детской тревожностью

Описание конкретных случаев работы с тревожными детьми. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/sovety-roditelyam-trevozhnogo-rebenka

Консультация на тему

Тревожный ребенок

Что такое тревога и тревожность?

Тревога – это отрицательная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.

Портрет тревожного ребенка. Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Его отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего.

Ребенок чувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичны. Уровень его самооценки низок.

Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).4. Раздражительность.

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.5. Смущается чаще других.6. Часто говорит о напряженных ситуациях.7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.9. Руки у него обычно холодные и влажные.10. У него нередко бывает расстройство стула.11. Сильно потеет, когда волнуется.12. Не обладает хорошим аппетитом.13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.14. Пуглив, многое вызывает у него страх.15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.16. Часто не может сдержать слезы.17. Плохо переносит ожидание.18. Не любит браться за новое дело.19. Не уверен в себе, в своих силах.

Читайте также:  Как кормить большой грудью: советы молодым мамам

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Причины тревожности:

Некоторые психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет — девочки.

При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Имеется и такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми.

В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «достойной» школы, «перспективного» учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Как помочь тревожному ребенку.

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

2. Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим.

Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других.

Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу.

Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

4. Работа с родителями тревожного ребенка.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви.

Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты.

Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка («осел», «дурак»), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.

Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/24/trevozhnyy-rebenok-prichiny-priznaki-trevozhnosti-i-sovety

Тревожная семья: может ли ребенок вырасти спокойным?

Когда встречаются два тревожных человека, их поведение в отношениях носит реактивный характер, особенно в стрессовых ситуациях. Они склонны «эмоционировать», резонировать, усиливать тревоги друг друга. Интеллектуальный ресурс в такие моменты недоступен — до тех пор, пока один из партнеров не вернет себе самоконтроль, а на это часто нужно время.

Такая «погода в доме» неизбежно сказывается на детях. Разберемся, что такое тревожность, как с ней жить и как уберечь от нее ребенка.

Каждый из нас обладает «полезной тревожностью»: в преддверии опасности мы испытываем определенные чувства, которые помогают нам сконцентрироваться, мобилизоваться, перестроиться и справиться с ситуацией, адаптироваться к новым условиям.

Но бывает так, что состояние, которое должно мобилизовать, напротив, «разоружает» нас, приводит к ощущению беспомощности и бездействию, становится причиной прокрастинации или самосаботажа. Тревога сковывает нас и не дает сделать ни шагу.

У такого состояния могут быть разные причины. Во-первых, возможна ситуативная тревожность, связанная с конкретными событиями. Во-вторых, это может быть следствием нашего тревожного характера, и тогда волнение не зависит от ситуации.

Тревожные люди не виноваты в этой своей особенности, однако в современном мире «позитива» бывает трудно признаться в этом друзьям и близким.

В том, что «застреваешь» в тяжелых мыслях, борешься с чувством вины и нереализованности, беспокоишься о незначительных мелочах, боишься думать о будущем. Из-за этого плохо спишь, плохо делаешь свою работу, срываешься на детей.

И даже если стараешься «исправиться», рано или поздно «накрывает» до боли знакомое беспокойство.

Тревожные люди стараются справиться со своим состоянием, просто избегая определенных ситуаций. Перестраховываются, предусматривают, планируют, перепроверяют и из-за этого постоянно испытывают перегрузки и стресс, часто болеют.

Разные направления психотерапии трактуют природу такой тревожности по-своему. Неофрейдисты считают неблагополучный детский опыт причиной «базальной» тревоги, которая сопровождает человека всю жизнь и влияет на его отношения. Избавиться от нее, но можно найти способ, как с ней совладать.

Бихевиористы полагают, что тревожности можно научиться у родителей в процессе коммуникации. И в этом случае есть шанс «переучиться» — сформировать другой набор реакций.

Сторонники системной семейной теории Боуэна говорят, что уровень тревожности коррелирует с уровнем дифференциации членов семьи. В тревожных семьях дифференциация невысока. Это значит, что в стрессовой ситуации начинают волноваться все члены семьи, никто не может сохранять спокойствие и успокоить других. Тревога будто становится «заразной» и общей для всех.

У ребенка, который растет в такой семье, в будущем есть все шансы стать тревожным, подверженным страху перед будущим, боязни потери контроля. Согласно теории Боуэна, тревожность передается из поколения в поколение, избавиться от нее не получится — можно незначительно снизить ее уровень.

Однако вполне реально найти способ уживаться с собственными волнениями и с тревожностью семьи.

А вот результаты исследования тревожных семей, которое провел Институт психиатрии, психологии и нейронауки Королевского колледжа в Лондоне, показали, что тревожность вряд ли передается генетически, зато перенимается в процессе общения — дети словно «заражаются» тревогой родителей.

При этом стараться ограждать детей от тягот и неудач не стоит — полезнее поддерживать их и позволять понемногу рисковать (в рамках допустимого и с учетом возраста).

Это покажет им, что мир в целом безопасен и они могут справляться с ситуациями, которые изначально вызывают страх, вырабатывая уверенность в себе и психологическую устойчивость.

Таким образом, дети тревожных родителей не обречены на повтор «тревожной судьбы», хотя у них есть все шансы ее повторить.

Читайте также:  Чай хипп для лактации

Первое — научиться справляться с собственной тревогой. Лучше делать это под руководством опытного психотерапевта, поскольку неудачные попытки снизить тревожность могут привести к обратному эффекту.

Хорошо помогают практики наблюдения за тревожностью и управления ею:

  • Дневник тревожных состояний. Описывайте в нем волнительные ситуации, которые с вами происходят. Что случилось, как вы реагировали, что думали и чувствовали? Можно ли было реагировать иначе? Как? Что нужно, чтобы этому научиться? Это поможет вам анализировать происходящее и корректировать свое будущее поведение.
  • Шкалирование. Представьте шкалу от 0 до 10, где 0 — полное спокойствие, а 10 — сильнейшая тревога («пожар», «караул»). Каждый раз, испытывая волнение, оценивайте свое состояние по этой шкале. Записывайте дату, событие, баллы. Так вы научитесь дифференцировать тревожные состояния. Одни окажутся на такими уж и «страшными», а другие — наоборот.
  • Создание «копилки ресурсов». Наблюдайте за окружающими, спрашивайте, как они справляются с аналогичными случаями. Это поможет вам расширить «поведенческий репертуар».
  • Техники самоуспокоения. Многие воспринимают сильные чувства как нечто неизбежное, то, чем нельзя управлять. Однако это не так. Подумайте, что могло бы снять вашу тревогу. Какие слова могут помочь? Какие действия, люди, ритуалы? В каких местах вам спокойнее?

Поскольку дети тревожных родителей в зоне риска, кроме работы над собой применяйте в общении с ребенком специальные практики.

  • Выдерживайте страхи и тревоги ребенка. Да, слушать о детских переживаниях и волнениях трудно — мы сами начинаем тревожиться и стараемся поскорее завершить разговор. Ребенок же получает сигнал: его ситуация настолько сложная, что даже взрослый не может эмоционально с ней справиться — куда уж ему самому. Остается только тревожиться, причем лучше в тайне (а это прямая дорога к усилению тревожности).
  • Учите ребенка справляться с тревогой. Помочь в этом могут простые способы: дыхание, переключение внимания, разговор, «обнимашки».
  • Повышайте самооценку ребенка: подчеркивайте хорошее поведение, подкрепляйте положительной обратной связью те моменты, когда ему удалось успокоиться, не разволноваться.
  • Проверьте, соответствуют ли требования к ребенку возрастным нормам. Часто сверхтребовательность создает лишнее напряжение.
  • Применяйте мышечное расслабление: массаж, йогу, теплые ванны. Родителям это тоже полезно.

Конечно, мы не можем в одночасье изменить мир, но в наших силах сделать устойчивее себя и свою семью. Почему бы не начать прямо сейчас?

Книги для тревожных родителей:

  • «Век тревожности: страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя», Скотт Стоссел.
  • «Современные дети и их несовременные родители», Ирина Млодик.
  • «Если с ребенком трудно», Людмила Петрановская.

Вера Василькова — системный семейный психотерапевт. Подробнее на ее сайте.

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/trevojnaya-semya-mojet-li-rebenok-vyirasti-spokoynyim/

В чем виноваты родители особых детей

Помимо симптомов, синдромов, таблеток, норм развития, консультирования и прочего всего, что бывает в работе детского психиатра, я постоянно сталкиваюсь с одной важной и сложной вещью, недооценивать которую почти то же самое, как недооценивать влияние очень тяжело протекавшей беременности на развитие ребенка. Эта вещь, это явление появляется почти на каждой консультации, вылезает в письмах с клиентами, звучит в их рассказах даже тогда, когда рассказывают они совсем о другом.

С этой вещью приходится иметь дело почти всегда, когда ребенок развивается не так, как его сверстники или старшие и младшие братья и сестры, тогда, когда ребенок ведет себя совсем неподобающе, когда он не вписывается туда, куда другие дети его возраста вписываются без труда.

Эта вещь – это вина. Почти на каждой консультации я слышу удивительные и сложные объяснения того, почему ребенок не такой, как другие:

«Дело в том, что я мало с ним играла, просто оставляла в комнате с игрушками и шла на кухню» (про ребенка с аутизмом).

«Он проводит лето у бабушки, и она там его балует. Каждый раз он возвращается хуже, чем уехал и я думаю, что если бы мы его не отпускали туда, то сейчас в школе он бы как-то держался» (про ребенка с тяжелым синдромом дефицита внимания и гиперактивности).

«Она просто избалованная донельзя, все, что она хочет, она тут же получает. Если бы мы с ней построже, то она научилась бы вести себя, не истерила бы, как сейчас» (про импульсивную девочку с повышенной чувствительностью к звукам, прикосновениям и запахам).

«Я каждый раз вспоминаю тот день, когда мы несли ее на прививку. Она уже с утра плакала, как будто знала, что сейчас с ней произойдет, а мы ее отнесли. Я до сих пор не могу себя простить» (про девочку с регрессивной формой аутизма, резвившегося через полтора месяца после очередной прививки).

Конечно, чувство вины бывает не только у родителей детей с проблемами развития, она вообще свойственна родительству, ведь часто кажется, что чего-то по отношению к ребенку не сделал, а может, сделал чего-то лишнее.

Все родители – это люди и многие (а может, и все) срывались на детей и делали что-то, о чем потом жалели (шлепали, грубо отчитывали, принижали).

Но у родителей детей с проблемами в развитии и поводов для вины больше, да и тех, кто с удовольствием напомнит им об невыполненных обязательствах гораздо больше – от учителей и психологов до тещ со свекрами и мам на детских площадках. Я не буду приводить примеров их высказываний – они не интересные, злые и правды в них немного.

А в чем правда?

Я начну издалека и скажу в общем банальную вещь: ХХ век – это век невероятного скачка в развитии медицины.

Грубо говоря, если в начале ХХ века молодой человек заболевал туберкулезом, то он, скорее всего, через несколько лет умирал, если он это делал в 1970-х годах, то благодаря изониазиду и рифампицину, он доживал до времени, когда мог поиграть со своими внуками (конечно, это лекарства с побочными эффектами, их много, но человек жил, а не умирал истощенный, бледный, в самом расцвете сил). Если маленький ребенок рождался в начале ХХ века, то с вероятностью от 10 до 30 процентов, он умирал, не дожив до первого года жизни, сейчас почти все доживают до первого года и живут гораздо больше и дольше. Таблетки, вакцины, хорошее питание, гигиена, центральное водоснабжение и отопление изменили нашу жизнь до неузнаваемости. Вместе со всем этим изменилось наше знание о причинах болезней – мы открыли микробы и вирусы, иммунодефициты и аутоимунные заболевания. Наука, которая занимается изучением причин заболеваний и факторами, влияющими на здоровье называется – эпидемиология и это, наверное, самый интерес раздел медицины (после детской психиатрии, разумеется). Благодаря эпидемиологическим исследованиям, например, мы узнали, что курение вызывает рак легких.

И благодаря эпидемиологическим исследованиям и различным остроумным экспериментам мы узнали, что значение вины родителей в развитии расстройств развития и нарушений поведения весьма преувеличено. Да, это еще одно достижение медицины ХХ века – знание о том, родители не виноваты в том, что их дети страдают психическими или поведенческими расстройствами. А что тогда?

Одна из важнейших вещей, про которую так мало говорят у нас – это влияние темперамента ребенка. Темперамент – это врожденный набор определенных характеристик нервной системы.

Эти характеристики определяют значительную часть поведения ребенка – от уровня активности и внимательности до уровня чувствительности к звукам и прикосновениям и реакции на новое.

Темперамент – это то, что делает нас такими разными и нередко именно из каких-то выраженных темпераментных черт с ребенком становится очень сложно, сложно становится заставлять его что-то делать, договариваться или требовать соблюдения правил.

Ведь кого проще усадить заниматься? Спокойного тихого мальчика, который любит читать книжки и способен откладывать удовольствие ради большей награды, ради больших целей (да-да, это тоже врожденная способность, это тоже темперамент) или очень активную, непоседливую и раздражительную девочку, которая быстро начинает скучать и отвлекаться, если не видит быстро результата своих трудов.

Эти врожденные характеристики, эти врожденные особенности объясняют значительную часть проблем поведения детей, это характеристики, которые очень сильно увеличивают риск расстройства поведения или нарушения в адаптации к какой-то ситуации. И что, темперамент – это вина родителей? Нет.

Темперамент – это как цвет волос или рост, цвет кожи или длина пальцев. Он просто такой и с таким человеку и его окружением нужно жить.

У довольно большой группы детей есть то, что называется «трудный темперамент», это когда большое количество характеристик темперамента очень выражены (например, у одного ребенка очень высокая активность, импульсивность, низкая способность откладывать удовольствие и высокая чувствительность к окружающим стимулам, у другого – высокий уровень тревожности в новый ситуациях, длительный период привыкания к новому, сниженное преобладающее настроение).

Глупо было бы отрицать влияние воспитания и окружения вообще на развитие ребенка. Да, мы точно знаем, что дети, которые растут в детских домах, развиваются хуже и медленнее, имеют больший риск развития психической патологии (например, зависимости или депрессии).

И мы точно знаем, что стиль воспитания родителей связан с проблемами поведения у детей – родители детей с проблемным поведением чаще их наказывают, критикуют, меньше хвалят, чаще имеют неоправданно пессимистический взгляд на способности ребенка. И уж что-что, а отрицательное влияние жестоких наказаний на развитие ребенка – это тоже факт.

Но и здесь не все просто, потому что очень часто непоследовательное и жестокое воспитание является следствием проблем поведения у ребенка, а не его причиной.

Не все так просто – это главная мысль этого текста, и она, конечно, куда сложнее всех линейных построений, предлагаемых нам бабушками, дедушками, соседями, супругами («был бы ты с ним пожестче, он знал бы как нужно себя вести») и даже специалистами, куда сложнее всех объяснений, в которых фигурирует чья-то вина.

Может быть, ребенок виноват? И на этот вопрос нельзя ответить утвердительно, ведь если кто и страдает из-за своих особенностей, то это он в первую очередь.

Может быть, медицина виновата? Прививки? Похоже, что нет, потому что среди привитых тот же аутизм и другие расстройства развития встречаются не чаще, чем среди не привитых (большие эпидемиологические исследования проводились для выявления связи между прививками и проблемами в развитии). Может, акушеры? Ну, в каком-то смысле, да, потому что спасают тех, кто еще сто лет назад умирал (хотя тут, конечно, еще сложнее).

Может быть, окружающая среда? Может загрязнение отходами производства, загрязнение воды, пищи? А вот это может быть и это очень и очень внимательно исследуется.

Сейчас же приходится говорить, что это простой, но реальный факт жизни – в этот мир приходят дети, которые отличаются от других детей, которые ведут себя по-другому, которые не вписываются. И это ничья вина, так сейчас устроен мир.

Я очень хорошо запомнил историю одной пары, пришедшей ко мне на прием с младшим сыном. Они рано поженились, у них уже были два взрослых ребенка, оба сына успешные студенты, отличники и спортсмены.

Родители рассказывали, что со старшими детьми никогда не было никаких проблем, они были спокойные, сдержанные, уравновешенные, они могли часами играть друг с другом, развлекать друг друга, были послушные и благодарные.

Читайте также:  Яблоки при грудном вскармливании: печеные, зеленые и красные

«Понимаете, — сказал отец. – Все это время мы думали, что это наша заслуга. Мы думали, что это мы воспитали их такими. Мы были готовы всем вокруг давать советы о том, как надо воспитывать детей. Мы думали, что мы хорошие родители…»

«До тех пор, пока у нас не появился Вася, — продолжала мама, — он отличался от старших, отличался вообще от всех детей, которых мы когда-либо видели.

С ним не срабатывало ничего из того, что срабатывало со старшими, он никогда не сидел на месте, все время куда-то несся, чего-то хотел и все время его что-то не устраивало. У него были проблемы везде – в школе, в детском саду, на карате. Везде.

И вот теперь мы понимаем, что быть хорошим родителем – это значит воспитать вот такого, а не тех, кто сами по себе воспитываются».

Каждый раз, когда я слышу очередную безумную психологическую теорию о том, почему ребенок себя плохо ведет («матери выгодны проблемы поведения у ребенка, ведь это удерживает семью вместе, вот он так и ведет себя», «мальчик отыгрывает роль отца, потому что мать сильная, а отец безвольный, мальчик пытается взять на себя функции отца и поэтому не слушается и грубит матери» — и еще вагон таких же странных, неэффективных и оторванных от жизни построений), каждый раз, когда я слышу рассказы об очередных колких высказываниях родителей соседских детей на площадке, я думаю о том, что вину ищут в себе не те, кому следовало бы.

Хорошая наука говорит нам о том, что родители не виноваты, но нуждаются в помощи, плохая о том, что виноваты именно они, и помочь им вряд ли получится.

Хорошая практика говорит о том, что нужно сотрудничать всем вместе и вкладываться в того, кто больше всех отстает, плохая – о том, что вкладываться надо только в тех, кто уже хорошо справляться, а если не справляется, то сам виноват.

Плохая система, плохой специалист и плохой человек будут говорить «что это такое, совсем распустили» или «забирайте, нам такие не нужны». Хорошие – «чем я могу вам помочь?».

Источник

Источник: http://www.prostorodi.ru/v-chem-vinovaty-roditeli-osobyh-detej/

Как родительская любовь делает детей тревожными: 6 ошибок

Тревожность ребенка во многом зависит от особенностей характера. Отношения с родителями, семейная атмосфера могут как сгладить поведение тревожных детей, так и обострить его. Причем, в обострении далеко не всегда виноваты агрессия и жесткое воспитание.

Самые добрые намерения родителей могут стать причиной того, что ребенок становится тревожным и неуверенным в себе. Об этом написала Карен Бэйнс для The Washington Post. Итак, какие ошибки воспитания виноваты в том, что у вас растут тревожные дети

Тревожные дети, причины: слишком много заботы

Когда ваш ребенок приходит домой из школы, полный историй о самовлюбленных девочках, агрессивных ребятах и нетерпеливых учителях, вы волнуетесь за него и показываете это. Волноваться — совершенно нормально, но показывать это, возможно, не стоит.

Дети поглощают ваши эмоции и начинают переживать еще больше оттого, что переживаете вы. Им нужно, чтобы родители были сильными, но вместо этого они видят, что их проблемы ввергают вас в переживания.

Каким бы сложным это ни казалось, но вы должны держать свою тревогу под контролем, пока разбираетесь с проблемами ребенка. Родитель должен быть поддержкой, человеком, который слушает, понимает и, если нужно, помогает советом.

Тревожные дети, причины: слишком много защиты

Хорошо, если вы готовы постоять за своего ребенка. Но иногда благородное желание защитить повышает уровень тревожности.

Если дети делятся с вами своими школьными проблемами, то ваше первое и логичное желание — пойти и во всем разобраться. Это подает ребенку два сигнала. Во-первых, он не может ничем по секрету с вами поделиться. Во-вторых, вы не верите в то, что он может сам решить свои проблемы.

Убедитесь, что ваш ребенок знает: вы будете защищать его только при его полном согласии. Ваша главная задача — помочь ребенку найти решение проблемы, которое он успешно сможет воплотить в жизнь.

Тревожные дети, причины: попытки компенсировать слабые стороны

Родитель всегда хочет помочь ребенку справиться с задачами, которые у него не получаются. Одна плохая оценка по математике, и вы нанимаете репетитора. Одно происшествие со школьным задирой — подарите самоучитель о том, как выжить в школе. Это нормальная реакция на проблемы. Однако ненароком вы фокусируете внимание ребенка на негативе.

Большинство людей обретают уверенность в себе не компенсируя слабые стороны личности, а фокусируясь на сильных. По-настоящему счастливые люди научились делать то, что у них хорошо получается, и не переживать из-за неудач.

Дети не могут всегда избегать своих слабостей, но, фокусируясь на сильных сторонах их личностей, вы вырастите их уверенными в себе. В следующий раз, когда вы решите провести выходные за поисками учителя по математике, лучше проведите их с ребенком, делая с ним вместе то, что у него действительно получается. Это поможет ему вернуть уверенность в себе и своих способностях.

Тревожные дети, причины: слишком много внимания сильным сторонам

Только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе, и это правда так. Но родитель должен поймать грань, после которой его ожидания становятся завышенными.

Когда вы постоянно говорите людям, что ваш сын — лучший ученик в классе, а дочь станет Олимпийской гимнасткой, вам кажется, что таким образом вы помогаете им достичь поставленных целей. Но по правде говоря, ваши слова очень скоро превращаются в серьезное давление.

Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Завышенные ожидания могут создать тревожную обстановку там, где недавно были радость и самоудовлетворенность.

Тревожные дети, причины: высокие моральные ценности

Вероятно, вы очень стараетесь, чтобы воспитать вашего ребенка высоконравственным человеком. Однако ценности очень часто ставятся под сомнения, особенно в подростковом возрасте. Строго наказывать ребенка за малейшее отступление от вашей нормы — не всегда верный выход.

Дети зацикливаются на ваших правилах. Уже не единожды подростки совершали суицид из-за причин, которые никогда не должны были привести к потере жизни. Иногда дети принимают неверные решения — от размещения в сети провокационных фотографий до просмотра порнографий.

И мысль, что кто-то из членов семьи узнает об их поступке, выглядит как наказание пострашнее смерти.

Дайте понять вашим детям, что несмотря на важность моральных ценностей, вы понимаете современные реалии и соблазны, с которыми дети сталкиваются. Не создавайте среду, в которой ваш ребенок боится прийти к вам и сказать, что он ошибся, или в которой он вообще боится ошибаться, потому что знает, что вы осудите его или его друзей.

Тревожные дети, причины: замалчивание своих проблем

Родители хотят оградить ребенка от тревог, не беспокоя его своими проблемами. Если вы затягиваете пояса из-за финансовых проблем или ссоритесь со своим супругом, вы думаете, что ребенку будет лучше не знать о происходящем. Но они знают.

Дети очень восприимчивы. Они, возможно, не знают всей истории, но им хватит и малой доли, ощущения, чтобы разжечь волнение.

Нужно ли скидывать свои проблемы на плечи детей? Нет, но немного честности о том, что вас волнует, и что вы собираетесь с этим делать, не повредит.

Источник: https://gazeta.ua/ru/articles/family/_kak-roditelskaya-lyubov-delaet-detej-trevozhnymi-6-oshibok/690183?mobile=true

Заметки для родителей тревожного ребенка

Дорогие родители, в данной статье я хочу рассказать, вам как понять, что ваш ребенок тревожный и как с этим быть. Хочу отметить, что тревожные детки – это самые обычные детки, только им надо немного больше внимания и помощи. Для начала, следует прояснить, что же такое тревожность.

Это набор некоторых эмоций, которые проявляются постоянно. Тревожность не связана с той или иной определенной ситуацией или предметом/явлением. Если мы говорим, что малыш боится темноты, то у него есть страх темноты. Страх является конкретным.

Страхи возникают у людей любых возрастов. У малышей одного – трех лет распространены ночные страхи.

На втором году у детей появляется страх одиночества, страх боли (отсюда вытекает страх медицинских работников и медицинских инструментов).

Также для детей от трех лет характерен страх темноты, замкнутого пространства. Не оставляет малышей и страх одиночества. С возрастом страхи меняются, но некоторые могут оставаться.

У каждого малыша свои страхи. Но может быть такое, что страхов изрядно полно. Это значит, что в характере вашего малыша присутствует тревожность.

Единой причины появления тревожности у ребенка нет, но специалисты предполагают, что проблема берет начало из детско-родительских взаимоотношений. Т.е. сами родители, того не знаю, своим стилем поведения могут вызывать тревожность у своих детей. Давайте разбираться какие это ситуации:

  • Неадекватные требования к возможностям и потребностям своих детей.
  • Родители сами обладают повышенной тревожностью.
  • Родители непоследовательны в вопросах воспитания.
  • Ребенку предъявляются противоречивые требования.
  • Родители (достаточно и одного родителя) проявляют повышенную эмоциональность.
  • Родители постоянно сравнивают своего ребенка (его возможности, его достижения и т.д.) с другими детьми.
  • Авторитарный стиль воспитания ребенка.
  • Родители гиперсоциальны. Т.е. у них преувеличено желание все делать верно, они стремятся соответствовать нормам общества.

Как понять, что ваш ребенок тревожный?

  • Малыш постоянно беспокоится.
  • Ему трудно или иногда невозможно сосредоточение на чем-либо.
  • Мышцы напряжены (лицо, например).
  • Ребенок раздражительный.
  • Малыш имеет проблемы со сном.

Если хоть один признак постоянен, имеет место в жизни вашего ребенка, то можно предположить, что он тревожный.

Признаки:

  • Устает, когда ребенок долго чем-то занят.
  • Сложности в сосредоточении.
  • Любое дело вселяет напрасное беспокойство.
  • Когда ребенок чем-то занят, напрягается, движения скованы.
  • Больше остальных смущается.
  • Часть рассказывает о состояниях напряжения.

  • Предъявляется жалобы на кошмары.
  • Ручки такого ребенка холодны и мокры.
  • Бывает нарушение стула.
  • Повышенное потоотделение при волнении.
  • Слабая потребность в еде.
  • Сон тревожный, проблемно.
  • Намного больше боится, чем другие.

  • Легко можно расстроить.
  • Часто плачет.
  • Ожидание дается с трудом.
  • Плохо выносит новые дела.
  • Нет уверенности в себе.
  • Боится затруднений.

Данные утверждения можно использовать как опросник.

Сложите утвердительные ответы, и получите общую оценку тревожности.

  • 15-20 баллов – высокая степень тревожности
  • 7-14 баллов – средняя степень тревожности
  • 1-6 баллов – низкая степень тревожности.

Специалисты отмечают, что работа с тревожным ребенком займет продолжительный промежуток времени. Работу следует вести по трем направленностям:

  1. Следует заняться самооценкой, т.е. повысить самомнение.
  2. Обучение ребенка управлять собой, своими страхами в тревожащих ситуациях.
  3. Обучение сбрасыванию мышечного тонуса.

Очень важное место в данной статье занимает вопрос профилактики тревожности, это своеобразные рекомендации родителям. Они актуальны для детей одного – трех летнего возраста, когда возможно предотвратить данную проблему.

  • Когда вы общаетесь с ребенком, не приуменьшайте вес значимых для него людей («не слушай бабушку, делай, как мама говорит»).
  • Очень важна последовательность ваших действий. Не рекомендуется запрещать детям то, что раньше можно было делать.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честны.
  • Принимайте вашего ребенка таким, какой он есть. Любите его просто так, без всякой на то причины.

Введите 1-й день цикла:

перейти к результату

Введите:
результат ХГЧ

Ваш срок

перейти к результату

Источник: http://www.mapapama.ru/children/razvitie/zametki-dlya-roditelej-trevozhnogo-rebenka

Ссылка на основную публикацию