Как научить ребенка есть ложкой — 10 простых советов

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: секреты и тонкости процесса

Умение есть ложкой — важнейший навык, который ребенок осваивает в первые полтора года своей жизни. Если ребенок хорошо кушает ложкой и умеет правильно держать столовый прибор, у него возникает меньше проблем при поступлении в детский сад, и процесс адаптации к новым условиям проходит легче.

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей — признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

В каком возрасте нужно давать держать ложку?

Большинство специалистов сходятся во мнении, что ребенок готов осваивать умение кушать ложкой в 10-11 месяцев. В этом возрасте малыши знакомы с большим количеством продуктов. В рационе постепенно появляются более сложные по составу и вкусовым характеристикам блюда, которые вызывают интерес и стимулируют выработку новых навыков.

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте — с 8-9 месяцев.

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Выбор первой ложки

Большинство столовых приборов для детей раннего возраста производятся из гипоаллергенного пластика с нанесением безопасной краски. Такие ложки и тарелки не бьются при случайном падении, не деформируются и служат гораздо дольше посуды из стекла и других материалов. К тому же пластик очень легкий и хорошо моется, поэтому мамы и производители отдают предпочтение именно ему.

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию.

Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую — так малышу будет легче удерживать ее в руках.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый).

Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно.

Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка.

Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра — уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой: советы врачей

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи — собственный пример.

Маме нужно чаще показывать и рассказывать, что такое ложка и как ей надо пользоваться.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор — «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки — огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.

Не стоит злиться, если малыш в процессе еды начинает капризничать. Желание отдохнуть — естественная потребность маленького ребенка, поэтому нужно давать ему такую возможность. Можно предложить попить водички или компота или вытереть личико и убрать лишнюю еду с нагрудника, после чего вновь предложить ребенку ложку.

  • Несмотря на то что начинать обучение педиатры рекомендуют в игровой манере, превращать прием пищи в игру не нужно.

Если ребенок начнет воспринимать ложку как элемент игры, успешного результата можно не ждать.

  • Мама должна непросто объяснять ребенку, зачем нужна ложка, но и показывать, как держать прибор в руках и как им пользоваться.

Если раньше родители обедали после того, как покормят малыша, сейчас следует кушать вместе с ним. Конечно, первые попытки будут неудачными, но не нужно злиться и отчаиваться. Пройдет совсем немного времени, и ребенок будет уверенно держать ложку и есть гораздо чище и быстрее.

  • Не нужно сразу требовать идеального пользования прибором.

Сначала нужно познакомить ребенка с ложкой, дать подержать ее в руках, постучать по столу. Как только малыш поймет, что это такое, можно начинать обучение.

  • Ни в коем случае нельзя торопить ребенка, даже если процесс приема пищи длится уже 30 минут.

Но и затягивать с этим тоже не стоит. Максимальное время, которое может провести ребенок в стульчике для кормления (в возрасте 9-10 месяцев) — 40 минут. По истечении этого времени трапезу нужно прекратить.

  • Если малыш научился зачерпывать еду ложкой, обязательно нужно хвалить его.

Если что-то не получается (каша падает на пол, одежду и окружающее пространство), важно сохранять спокойствие. Если мама будет злиться, кричать и ругаться, ребенок может испугаться и надолго отказаться от попыток взять в руки ложку.

  • Начинать обучение следует с употребления густых блюд (каш, пюре).

Пока ребенок не научится хотя бы уверенно держать ложку, не стоит предлагать самостоятельно кушать суп. Такие попытки обречены на провал, поэтому лучше оставить их на более позднее время. Специалисты считают, что ребенок готов кушать суп сам к 12-14 месяцам.

Данные рекомендации нельзя назвать абсолютными. В каждой ситуации мама должна ориентироваться на своего ребенка, а советы специалистов могут стать хорошей основой для успешного результата.

Как приучить к правильным манерам: этикет за столом

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст — 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Большинство детей способны кушать аккуратно и соблюдать правила элементарной гигиены к 1,5-2 годам. Если этого не происходит, значит, родители что-то делают не так или уделяют недостаточно внимания воспитанию и занятиям с ребенком.

Этапы привыкания

Чтобы мама лучше понимала своего ребенка и легче переносила неизбежные трудности, важно знать этапы привыкания малыша к ложке и их особенности. Все выделяют 5 основных этапов, каждый из которых важен для нормального и полноценного развития ребенка.

  • Игровой этап — знакомство.

На данной стадии кроха воспринимает ложку в качестве игрового элемента. Он берет ее в руки, стучит по столу, крутит в руках, но не предпринимает попыток зачерпнуть еду из тарелки. Длится этап знакомства от 2-3 до 7 дней.

Если мама часто показывает малышу, как надо пользоваться ложкой, он начинает повторять ее действия. Пока это всего лишь попытки, но совсем скоро ребенок будет лучшее координировать свои движения и держать ложку увереннее.

Процесс освоения прибора идет полным ходом: кроха пытается кушать ложкой, но делает это неаккуратно. На этом этапе важно подсказывать крохе порядок действий и поправлять, если он что-то делает не так.

Промахи и ошибки случаются редко. Малыш уверенно и правильно держит ложку, может съедать сам более половины объема, положенного в тарелку.

Ребенок ест самостоятельно даже жидкие блюда.

Приучение малыша к самостоятельному пользованию столовыми приборами может занять много времени, но в большинстве случаев добиться положительного результата можно за несколько недель.

Если кроха болеет, плохо себя чувствует, или у него просто нет настроения, лучше отложить обучение на несколько дней. Не стоит торопиться этим процессом, так как нервозность мамы малыш чувствует очень хорошо. Немного терпения и спокойствия — и кроха непременно порадует родителей новыми успехами.

Источник: https://dozhdalis.ru/kak-nauchit-rebenka-est-lozhkoy-samostoyatelno.html

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно

3 Ноября 2016

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно в 1 год и старше. 10 правил, которые помогут вам научить ребенка кушать без помощи взрослых.

С самого рождения, природа заложила в нас стремление к самостоятельности, независимости. Но, к сожалению, об этом не всегда вспоминают заботливые мамы, а если еще рядом и бабушки… Они так и норовят покормить шестилетнего ребенка, напоить его из чашечки.

А возможно ли уже в годик научить малыша кушать с ложечки? Можно и даже необходимо именно сейчас. И даже раньше года нужно начать процесс приучения крохи.

Сейчас педиатры советуют начинать прикорм с шести месяцев. Вот и ловите момент. И во время кормления малыша вкусненьким пюре, вкладывайте в крохотную ручку маленькую ложку и показывайте, рассказывайте, что с этим «инструментом» нужно делать.

Но главное не упустить момент. Наблюдайте за вашим малышом, и вы заметите, что к году ребенок уже попытается набрать еду ложкой из тарелки самостоятельно. Именно теперь берите ручку малыша в свою руку и показывайте, как набрать еду, как донести ее и положить в ротик. И за месяц таких тренировок ваш кроха уже хорошо запомнит эти движения и будет кушать сам, отрабатывая навыки.

Сейчас, главным образом, необходимо соблюдать 10 «золотых» правил самостоятельного приема пищи:

  1. Выберите удобную тарелку и ложку. Найдите среди многообразия на рынке тарелку с высокими бортиками и на присоске. Ложка же должна быть размерами с чайную в годик и ближе к десертной в 1,5-2 года.

  2. Не жалейте времени. Уделяйте обучению годовалого крохи несколько минут во время приема пищи, чтобы потом не пришлось его кормить в пятилетнем возрасте и расстраиваться из-за того, что ребенок приходит голодным из детского сада.

  3. Ребенок должен проголодаться перед кормлением, чтобы кушать с аппетитом.

  4. Консистенция еды должна быть густой для начала. Лучше выбрать пюре или кашу. К двум годам можно будет давать и более жидкую пищу.

  5. Запаситесь терпением. Не все сразу, конечно, будет получаться. Будет иногда рассыпанная каша и пюре на полу и разлитые компоты. Но лучше убрать несколько раз сейчас и у вас появится вскоре свободное время, когда вы сможете и сами покушать, еще и помыть посуду.

  6. Обратите внимание на индивидуальность. Каждый ребенок развивается по-разному. Самое главное — наблюдайте за своим чадом, ведь он единственный и неповторимый.

  7. Подстройтесь по возможности ко времени года. Особенно если у вас – частный дом или есть дача, вы можете спокойно посадить ребенка в стульчик, и пусть осваивает главный «инструмент» в своей жизни. А вам не нужно будет убирать.

  8. Не делайте из еды спектакль. Позже вам не только будет тяжело научить ребенка кушать самого, но и придется каждый раз придумывать что-то интересное и новое.

  9. Показывайте пример. Садитесь по возможности всей семьей завтракать, обедать или ужинать. Ребенок тогда будет наблюдать за вами и быстро обучаться. Ведь малыши очень наблюдательны в этом возрасте.

  10. Когда малыш начнет хорошо владеть ложкой, не кормите сами его и не давайте это делать заботливым бабушкам, а то все труды насмарку.
Читайте также:  Закапываем капли в нос, уши и глаза новорожденному правильно

У нас с Максом прикорм был строго по правилам и по часам, с самого детства он проявлял к еде большой интерес. Примерно в 8-9 месяцев стал интересоваться ложкой и пытаться повторять мои действия.

Я думаю, тут самый главный момент не перебить интерес ребенка своим стремлением к абсолютной чистоте. Давайте ребенку возможность становится самостоятельным, доверяйте ему. Первое время он будет в еде с ног до головы, но постепенно научится.

Процесс можно и нужно контролировать, иначе в еде будет и вся кухня.

Что касается ложечек, начинали мы с пластиковых и маленьких серебряных и силиконовых, ближе к году перешли на обычные и изогнутые. Очень удобные для ребенка после года именно изогнутые ложка и вилка. С ними мы без проблем попадаем в ротик. Раньше я бы и не подумала, что ребенку они будут настолько удобны.

Тарелочки для детей сейчас тоже можно найти на любой вкус. Мы тарелки не переворачиваем, поэтому пользуемся обычными керамическими или пластиковыми, многим нравятся тарелки-непроливайки или на присосках.

Конечно, все детки очень индивидуальны, но немного терпения и соблюдения основных правил, и вы в любом случае будете на пути к успешному приучению крохи самостоятельному кормлению.

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/education/kak-nauchit-rebenka-est-lozhkoy-samostoyatelno.html

Как быстро научить ребенка есть ложкой самостоятельно?

Младенец, даже находясь на грудном вскармливании, в четыре или пять месяцев уже начинает пробовать всевозможные прикормы – кашки, соки, пюре из овощей и фруктов.

Так он постепенно знакомится с новыми для себя блюдами, а заодно, с сопутствующей посудой, столовыми приборами. Интерес его к этим предметам постоянно возрастает, и в какой-то момент он уже сам пытается взять ложку.

Не всегда родители реагируют на это адекватно, а зря, если таково желание малыша, возможно, пора узнать, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Когда пора знакомить малыша с ложкой

Трудно определять какие-то возрастные границы, когда каждый ребёнок уникален по своей физиологии и психическому развитию. Хотя врачи всё же рекомендуют приучать малыша есть ложкой примерно в 10-11 месяцев.

Наверное, в это время он наиболее готов к тому, чтобы кушать самостоятельно, так как знает названия столовых принадлежностей и понимает их назначение.

Считается, что к году, максимум, полтора, карапуз уже должен уверенно орудовать ложкой, умиляя своих родных.

Мамы частенько противятся, когда дитя в 9-10 месяцев начинает брать в ручки этот столовый предмет. Нередко это вызвано страхом за здоровье крохи или простым нежеланием убираться после его «творческих порывов», но в том-то и заключается ошибка.

Нельзя запрещать то, что уже само просится наружу – готовность малыша к переменам. Учить его пользоваться ложкой надо хотя бы потому, что самостоятельность, вообще, замечательная вещь, а, кроме того, большинству деток в ближайшем будущем грозит определение в детский садик, где этот навык будет более чем актуален.

А насчёт следов каши по всей кухне можно сказать одно – родителям придётся терпеть и регулярно убирать это безобразие, пока малыш не научится делать всё правильно. Между прочим, это зависит от папы и мамы.

Итак, овладение применением ложки – процесс чисто индивидуальный, и нет ничего плохого в том, если ребёнок освоит эту науку раньше своих сверстников. Отказывать малышу в удовольствии повозиться ложкой в собственной тарелке никак нельзя, даже если он после этого заглянет и в тарелки родителей. Обучение началось, и препятствовать этому глупо.

Как выбирать первую ложку для ребёнка

Первая ложка в жизни малыша должна быть подобрана тщательно и отвечать интересам ребёнка.

Важно, чтобы предмет соответствовал главным требованиям:

  1. Ложка должна быть безопасной по своей форме и материалам, покупать её можно только в специализированных торговых точках, предназначенных для детей;
  2. Прибор должен быть ложкой и ничем другим, а также иметь широкий черпак;
  3. Рукоять ложки не должна скользить в ручке ребёнка – лучше пусть она будет короткой и достаточно объёмной.

Для младенцев ассортимент этих столовых изделий предусматривает специфические формы ложек, оснащение их специальными держателями, чтобы еда не оказывалась на столе или полу. Здесь следует опять же придерживаться безопасности таких усовершенствований.

Имеет значение и материал, из которого изготовлено изделие:

  • Резиновые ложки вводятся для прикорма младенца, они обладают достаточной мягкостью, чтобы не повредить его нежный ротик, но для того, чтобы держать их в ручках ребёнку потребуется определённый навык. Из-за этого неудобства их редко применяют для самостоятельного использования ребёнком.
  • Обыкновенная чайная ложка удобна и вполне подходит для малыша по причине своей компактности и объёма. Но она предназначена для более взрослых детей.
  • Серебряная ложка хороша тем, что помогает дезинфицировать пищу. Во всём остальном она мало чем отличается от обычной чайной ложки, и больше подходит в качестве подарка.
  • Специальный анатомический столовый прибор выпускается специально для грудничков. Ребёнку удобно его брать, держать, захватывать им пищу. Но если дитя привыкнет к такому изделию, ему будет трудно управляться обыкновенной ложкой в дальнейшем.
  • Наиболее подходящей для первых шагов в освоении самостоятельной еды является ложка из пищевого пластика, которая, к тому же, отличается термоустойчивостью. Во-первых, она лёгкая, во-вторых, экологичная и безопасная. Такие ложки, как правило, яркие, красивые и привлекают внимание малышей, стимулируя их желание к освоению нового для себя дела.

Остаётся только понять, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Если делать всё правильно, то такое явление, как испачканная кухня и измазанное детское личико, продлится недолго.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно

Процесс обучения ребёнка непростому для него делу – кушать ложкой обязательно должен сопровождаться личным примером родителей и других домочадцев. Очень важно показывать, как делать это правильно. То, что просто для взрослых, для малыша представляет преодоление многих трудностей, поэтому не надо его торопить.

Процесс приучения к ложке начинается следующим образом:

  • Маме предстоит приготовиться – накрыть стол, а около детского стула, где будет находиться карапуз, постелить клеёнку, также можно поступить и с полом;
  • Тарелку лучше прикрепить к столешнице с помощью присоски или липучки;
  • Усадив малыша, можно закрыть его волосы чепцом, и надеть на него непромокаемый фартучек и слюнявчик;
  • Мать может попробовать его кашку или пюре приготовленной ложкой, а затем отдать её ребёнку;
  • Если дитя никак не может удержать ручку прибора, следует ему помочь, слегка зажав его ладошку с ложкой в своей руке;
  • При успешном начале, когда сын или дочь справляются с новым делом и доносят ложку до рта, можно отпустить их руку – пусть учатся самостоятельности с первых же шагов;
  • В первый раз ребёнок может быстро устать, держа ложку, тогда задача мамы убедить его положить ложку рядом и покормить малыша.

Обязательно надо похвалить кроху – ведь для него это настоящий труд. Неудивительно, если малыш испачкается, и это вполне естественно для первого, второго и даже третьего раза. Ругать за это ребёнка бессмысленно – он только начал своё обучение, а вот отбить охоту всё делать самому вполне можно.

Рекомендации для ускоренного обучения

Научить ребёнка есть ложкой совсем не трудно, но родителям понадобится немало терпения и постоянного внимания к своему чаду. Придётся наблюдать за всеми действиями малыша, помогать подсказками. Когда ребёнок научится удерживать свой первый столовый предмет, отец и мать должны предупредить остальных членов семьи, чтобы они не кормили ребёнка сами.

Постепенно карапуз научится обходиться без чьей либо помощи, и тогда процесс освоения пойдёт быстрее, а чтобы он не затягивался на долгие недели, родителям можно применить некоторые советы:

  • Не надо требовать от малютки, чтобы он ел сам, если у ребёнка недомогание или плохое настроение;
  • Нельзя кричать на малыша, если что-то не получается – сами с этого начинали;
  • Желательно приучать его к определённому режиму питания, лучше это делать в одно и то же время;
  • Не стоит раздражаться, если малыш иногда будет есть руками – возможно у него устала ручка;
  • Тренировать ребёнка, как держать столовый прибор, можно вовремя игры, дома и даже на улице, например, в песочнице;
  • Чтобы хотелось кушать ложкой, маме предстоит на первых порах предлагать малышу наиболее привлекательные и вкусные блюда, кроме того, важно, чтобы они не были слишком жидкими;
  • Накладывать на тарелку нужно небольшие порции – так дитя не успеет потерять к еде интерес;
  • На всякий случай надо иметь в доме и детскую, закруглённую вилочку с редкими тупыми зубьями – возможно, ребёнок заинтересуется именно ей, а не ложкой, но тогда и подаваемая еда должна состоять из небольших кусочков.

Когда родителя хотят как можно скорее привить малышу желание к самостоятельному употреблению пищи, им нужно понимать, что такие «уроки» должны быть регулярными. Конечно, это не касается тех случаев, когда у него температура или прорезываются первые зубки.

Кроме того, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, нужно также приучать его к аккуратной еде. Именно в эти первые дни начинает закладываться отношение ребёнка к правильному поведению во время совместных трапез.

Он должен понимать, что перед едой необходимо помыть руки, играть с ложкой и чашкой нельзя, потому, что они предназначены для другого дела.

Хорошо, если малыш научится есть в спокойной, размеренной обстановке в кругу семьи, а не перед телевизором.

Такое простое, но необходимое обучение самостоятельному приёму пищи не требует от родителей каких-то сверхъестественных усилий.

Но они должны осознавать, что во время этого важного процесса ребёнку от них нужно не только внимание, но и доверие.

Малыш не должен чувствовать себя скованно, а если слегка снизить строгий контроль и дать ему больше свободы, он и сам справится с поставленной задачей.

Оказалась полезной статья «как научить ребенка есть ложкой самостоятельно?»? Делитесь с друзьями с помощью кнопочек социальных сетей. Добавляйте статью в закладки, чтобы не потерять

Источник: http://7ya-mama.ru/kak-nauchit-rebenka-est-lozhkoj-samostoyatelno.html

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и правильно ее держать

Однозначного ответа на вопрос о том, когда именно ребенка следует учить держать ложку и с ее помощью самостоятельно есть, нет. Во многом все зависит от любознательности и того, насколько он развит. Одним детишкам этот предмет интересен уже в 6 месяцев, хотя держать его они еще не умеют, другие же предпочитают кушать «с ложечки» вплоть до 2, а то и 3 лет.

Но затягивать с процессом приучения нельзя, чем раньше вы начнете обучать данному навыку, тем проще будет вам самим, и ребенку в процессе социализации в детском саду.Сегодня вы узнаете, как научить ребенка есть самостоятельно и когда он готов к этому.

Когда начинать обучать ребенка

Специалисты рекомендуют начинать учить деток держать в руке ложку примерно к 10 месяцам. Обычно к полутора годам они уже могут уверенно кушать самостоятельно.

Родителям следует наблюдать за своим малышом, чтобы убедиться, что он готов к обучению. Признаки готовности такие:

  • проявление интереса к еде;
  • малыш тянет в рот куски пищи;
  • выхватывает ложку из рук родителей и пытается держать ее самостоятельно.

Естественно, что сразу вы не научите его правильно держать ложку и уж тем более кушать с ее помощью. Готовьтесь к тому, что еда будет разбросана по всей комнате, но через этот этап непременно нужно пройти.

Как научить ребенка есть самостоятельно: полезные советы при обучении

Прежде чем приступить к обучению, примите во внимание такие советы:

  • будьте терпеливыми – в годовалом возрасте у малыша ручки еще не окрепли и он не сможет уверенно держать ложку, соответственно, еда не будет попадать в рот. Обучение может длиться до полугода;
  • тренируйтесь не только дома – самый лучший метод обучения – это превратить ее в игру. Например, на площадке предложите покормить игрушечных животных песком лопатой;
  • не оставляйте малыша одного с полной тарелкой, чтобы он не капризничал, когда ему не удастся поесть или же не подавился. Все равно сначала он самостоятельно не поднесет ко рту больше 3-4 ложек, и вам придется ему помогать;
  • выбирайте еду, которая подходит по консистенции для того, чтобы ее можно было без труда черпать и подносить ко рту. Суп может быть пролит, а вот кусочки еды малыш скорее будет брать руками. Оптимальный вариант – творожок, пюре или густая каша;
  • для развития мелкой моторики рук чередуйте ложку с детской вилкой, с ее помощью малыш может пробовать есть тефтели;
  • к обучению должны быть подключены все родные. Если мама учит ребенка кушать, а бабушка сама продолжает его кормить, то обучение может быть бесполезным;
  • кормить карапуза следует по расписанию, чтобы полученные навыки лучше закреплялись, и могла выработаться привычка. А еще еда по расписанию позволит улучшить пищеварение;
  • не принуждайте малыша к еде. Естественно, что при обучении будут капризы и отказ держать ложку и есть с ее помощью самостоятельно. В таких ситуациях покормите его сами, а обучение перенесите на следующий раз;
  • кушайте в одной время всей семьей – карапуз быстрее научиться пользоваться ложкой, если будет видеть, как это делают другие и будет им подражать. Обычно дети быстрее начинают кушать, одеваться самостоятельно и ходить на горшок в детском саду;
  • проводите обучение в игровой форме – например, мотивируйте «сюрпризом» после поедания каши или же используйте тарелки с интересными картинками;
  • научить ребенка пользовать ложкой лучше всего на голодный желудок с применением любимой еды. Вы не заставите его есть что-то невкусное и тогда, когда у него нет аппетита;
  • хвалите малыша, даже если показывает незначительные успехи;
  • поддерживайте на кухне или в столовой уютную атмосферу, чтобы у малыша был хороший аппетит и настроение.
Читайте также:  10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета: вред от компьютера

Как научить ребенка есть ложкой

Чтобы процесс обучения малыша есть самостоятельно ложкой был проще, алгоритм действий должен быть таким:

  • на стол стелим клеенку и надеваем слюнявчик на малыша;
  • самостоятельно черпаем ложкой из детской тарелки кашу и съедаем, с удовольствием причмокивая;
  • передаем ложку малышу, пока он ее сам не сможет держать, помогите ему в этом. Делается это с той целью, чтобы научить ребенка держать ложку самостоятельно;
  • когда его ручки окрепнут, научите правильно держать ложку – пальцами. Вопрос, как научить ребенка держать ложку, очень актуален для родителей, поскольку детки поначалу часто держат ее в кулачке, а не пальцами. Тут потребуется особое терпение;
  • когда даете малышу ложку, берите сами вторую. Пока малыш будет учиться есть самостоятельно, можете помочь ему второй ложкой.

Поначалу обучение не будет давать видимых результатов, малыш будет просто мешать содержимое тарелки и размазывать его по столу или даже лицу. К ложке он может привыкать достаточно долго. Если он переворачивает посуду постоянно, используйте тарелку на присосках.

Затем аналогичным образом вы можете научить своего малыша правильно держать вилку и пить из чашки-непроливайки, а потом уж и из кружки. Начинать следует с небольших порций, а потом, если ребенок проявляет заинтересованность, увеличивайте их. И никогда не показывайте, что вы недовольны тем, что одежда или мебель пачкаются.

Как вести себя, если ребенок не хочет самостоятельно кушать

Конечно же, все дети разные. И если одним ложка интересна, хотя бы как очередная игрушка, то другие же категорически отказываются ее брать в руки. Однако принуждать это делать ребенка категорически нельзя, поскольку это может привести к формированию негативного отношения к еде в принципе.

Если малышу больше года, а ваши попытки научить его есть самому ничем не заканчиваются, то можете принять такие меры:

  • сначала малыша покормите с ложечки, потом дайте ему отдохнуть, а затем попробуйте возобновить обучение через несколько дней;
  • если у вас есть старшие дети, то попросите их показать младшему, как правильно кушать ложкой;
  • попробуйте организовать праздник для детей, чтобы малыш отработал умение в компании других детишек.

Несмотря на то что принуждать к обучению карапуза нельзя, надолго откладывать его тоже не рекомендуется. Данный навык важен не только для развития, но и социальной адаптации малыша в саду.

Правила поведения и безопасности за столом для родителей

Поначалу ребенок вряд ли будет вести себя аккуратно, поэтому задачей родителей является приучить его к правилам поведения и гигиены. Правила следующие:

  • обязательно на личном примере демонстрируйте малышу, как правильно держать вилку и ложку, пить из чашки и использовать другие столовые приборы;
  • обязательно перед едой мойте руки себе и малышу, чтобы со временем это вошло в привычку;
  • соблюдайте режим – принимать пищу нужно в определенное время и только в одном месте. Это хорошо для аппетита и нервной системы малыша;
  • принимать пищу нужно в спокойной обстановке, воздержитесь от показа мультиков, не позволяйте ребеночку баловаться и отвлекаться;
  • повторяйте одни и те же действия – мытье рук, посадку на стул, подвязка слюнявчика, установка тарелки на стол, все это должно происходить в одинаковой последовательности;
  • для стимуляции аппетита блюда и стол можно украсить и привлекательно оформить;
  • лучше всего, чтобы за столом собиралась вся семья вместе, и это превращалось в семейную традицию. За столом у всех должно быть хорошее настроение, прожевывайте пищу тщательно;
  • не поднимайте с пола те куски пищи, которые упали на пол и не кладите обратно в тарелку. Если у вас есть домашние животные, можете еду отдать им;
  • со временем приучайте карапуза к новым приборам и новой посуде. К году это только ложка, непроливайка и тарелка, к двум годам такой набор должен быть такой, как и у взрослых;
  • приучайте малыша к порядку и этикету. Учите пользоваться салфетками, делайте замечания, если он веден себя неправильно. Правила хорошего тона должна соблюдать все члены семьи.

Что нельзя делать за столом:

  • не кормите насильно и не заставляйте делать малыша что-то против его воли;
  • не торопите его;
  • не оставляйте во время еды одного.

Также запрещено предъявлять малышам требования, которые они не в состоянии выполнить, а также делать за них то, что они в состоянии выполнять самостоятельно.

Итак, мы рассмотрели, как научить ребенка есть с помощью приборов. Самое важное при обучении – это не нервничать, если обучение не ладится. Переживать не стоит, со временем все наладится, и детки будут кушать без посторонней помощи.

Все приходит с опытом, при обучении лучше выбирать ту еду, которая лучше пристает к приборам. Возможно, все получится не сразу, но зато малыш приобретет очень важный навык.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/kak-nauchit-rebenka-est-lozhkoy-samostoyatelno.html

Учим своего малыша пользоваться ложкой: правила и советы + Видео

Всем родителям приносят море позитивных эмоций и счастья наблюдения за подрастающим малышом. Ребенок в возрасте до 1 года вызывает умиление во всем. Именно в этот период он делает первые неуклюжие попытки садиться, ползать, кушать из ложечки, пить из чашки, а также начинает узнавать своих близких, встречая их первой беззубой улыбкой и первыми словами.

Навык самостоятельно кушать из ложки, является одним из основных на данном этапе развития. Со стороны родителей потребуется поддержка малыша, в освоении этого нового способами приема пищи.

Однако многие родители не знают, как научить ребенка есть ложкой.

В действительности это не такая уж и сложная задача, главное — проявлять терпение, быть последовательными и придерживаться нескольких несложных правил.

В каком возрасте приучать ребенка к ложке?

Все взрослые, когда то были малышами и кушали из бутылочки (читайте, как от нее отучиться), однако нет такого человека, который не освоил бы умение кушать с помощью столовых приборов. Кто-то из малышей осваивает эту процедуру раньше, а кто-то чуть позже, ведь каждый ребенок развивается индивидуальными темпами.

Во многом период, когда ребенок научится держать в ручке ложку и с ее помощью кушать, зависит от его родителей.

Чем больше они опекают своего карапуза и ограничивают его стремления к самостоятельности, тем медленнее будут происходить процессы освоения новых навыков.

У тех же родителей, которые помогают ребенку и стимулируют развитие, дети начинают раньше других самостоятельно. При этом очень важно также не упустить то благоприятное время, когда малыш будет максимально готов к обучению.

Некоторые малыши уже в 2-летнем возрасте самостоятельно сидят за столом и кушают столовыми приборами из тарелки, наравне со взрослыми. Однако этап обучения столовому этикету у таких детей начинается еще до достижения годовалого возраста.

Обычно ребенок полностью готов и проявляет максимум заинтересованности к новому предмету – ложке – примерно в 10 — 11 месяцев. Черпать ложечкой еду и класть ее в ротик является для него своеобразной познавательной необходимостью.

Для этих целей можно приобрести специальные ложечки с изогнутой формой, что позволит ребенку удобнее зачерпывать еду из тарелки.

Чем раньше родители познакомят своего кроху со столовыми приборами, тем скорее он освоит их, а значит, быстрее пойдут и другие этапы развития и взросления. Это связано с тем, что самостоятельная еда с помощью ложки, достаточно эффективно стимулирует развитие моторики рук и способствует формированию социальных навыков.

Основные правила

Перед тем, как начинать приучать ребенка к ложке, родители должны сами морально подготовиться к этому хлопотному делу.

Необходимо четко понимать и быть готовыми к тому, что еда в первое время будет повсюду, включая детскую одежду, стол, стены и пол в комнате.

Кроме того, такой процесс потребления пищи без достаточных навыков будет занимать немало времени по сравнению с привычными кормлениями из бутылочки.

Чтобы минимизировать последствия таких трапез, маме следует запастись:

  • клеенчатым фартуком для малыша;
  • обычными газетами и прочей макулатурой, которые можно застилать на пол под столом;
  • отдельным специальным детским столиком для кормлений, который будет более удобен для ребенка, и его можно будет устанавливать в любом месте дома;
  • специальным детским высоким стулом, если предполагается обучать малыша кушать сразу за общим обеденным столом;
  • специальной изогнутой ложкой, которые также имеют специальные присоски, чтобы сократить количество падений на пол;
  • вкусной едой, которая будет эффективно стимулировать желание ребенка поглощать ее любым способом.

Что касается общих рекомендаций на период обучения самостоятельной еде, то они достаточно простые, но при этом очень эффективные и дают положительные результаты:

  • Правильная подготовка, которая заключается в стимулировании интереса ребенка к самостоятельному приему пищи. Одними из наиболее действенных методов заинтересовать ребенка в таком способе еды, является личный пример, когда он окажется за одним столом со всеми членами семьи во время обеда.
  • Отсутствие насилия, ведь, как известно, любые попытки заставить малыша пользоваться ложкой могут возыметь совершенно обратный эффект. Кроме того — это не самым лучшим образом может сказаться на детской психике и даже системе пищеварения.
  • Отсутствие спешки, ведь малыша нельзя торопить кушать, как долго бы не затянулась трапеза. Следует помнить, что на начальном этапе обучения, для ребенка новое занятие будет не только способом утоления голода, но и интересной игрой, развлечением и удовольствием. В этой связи его необходимо хвалить и поощрять, а не торопить.
  • Учет индивидуальных особенностей развития ребенка, ведь некоторые малыши даже в возрасте 1,5 года и старше предпочитают, чтобы их кормили из ложечки мамы.
  • Правильный выбор времени для обучения, когда малыш проявляет максимум интереса к новому предмету и пытается научиться им пользоваться. В этот период ребенку обязательно необходимо предоставлять ложечку, чтобы он имел возможность потренироваться кушать самостоятельно.
  • Оказание помощи ребенку собственным примером, как необходимо обращаться со столовыми приборами. Также потребуется некоторое время направлять его еще недостаточно скоординированные движения ручками с ложкой по направлению к ротику.
  • Присутствие взрослых, когда ребенок пытается освоить трапезу с помощью ложки, ведь в любой момент ему может потребоваться помощь мамы. В таких ситуациях собственное бессилие может настроить малыша агрессивно, заставить капризничать. В последствие он будет неохотно делать попытки кушать ложкой или вовсе откажется от нее на некоторое время.
Читайте также:  Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?

Придерживаясь таких простых правил, а также заинтересовав малыша красивыми столовыми приборами и интересно оформленными, вкусными блюдами, родители смогут научить дитя кушать самостоятельно и правильно пользоваться столовыми приборами.

Источник: http://ladyibaby.ru/razvitie-rebenka/kak-nauchit-rebenka-est-lozhkoj.html

Как научить ребенка есть самостоятельно?

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день.

Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка.

Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Психологи рекомендуют начинать предлагать ребенку ложку, когда он уже хорошо сидит и кушает с помощью мамы в стульчике для кормления. Это происходит, как правило, в 7–8 месяцев.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот.

Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами.

Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть.

Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом.

Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя.

Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.

), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать.

Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник.

Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы 

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет то, что ему больше нравится, а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить «инструмент» в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта.

Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений.

Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник.

Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша.

Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка.

В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно.

При обучении важно соблюдать два правила:

• поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
• питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.

  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи «Питание ребенка: идеи для второго завтрака» и «Недостаток кальция у детей и питание» на сайте mamaexpert.ru

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/vospitanie-rebenka/1306/kak-nauchit-rebenka-est-samomu

Ссылка на основную публикацию