Как общаться с непослушным ребёнком — история одной семьи

О принятии, или как разговаривать с непослушным ребенком?

Здравствуйте, дорогие родители! Скажите, всегда ли вас слушаются дети? Удается ли вам сохранять самообладание, если маленький человечек превратился в бунтаря? Я уверена, что у каждого из вас были или есть такие категоричные ситуации. И дело не в том, что у нас плохой ребенок или мы — плохие родители. Просто у всех нас есть свои чувства, и у больших и у маленьких, просто бывает нет настроения, а у малыша просто очередной возрастной кризис.

Совсем недавно мне посчастливилось пройти очень нужный для каждого родителя тренинг Е.Пятницкой «Как правильно разговаривать с непослушными детьми». И сегодня хочу поделиться с вами своим впечатлением и результатом этого курса.

Елена Пятницкая — профессиональный психолог и очень мудрая мама. Мои постоянные читатели, наверное, прекрасно помнят наш с ней разговор о начале учебного года, и читали статью Елены о том, как справляться с эмоциями. Родительская мудрость Елены — просто копилка волшебных советов, помогающая нам, родителям, в сложных ситуациях.

Тренинг Елены получился насыщенным и интересным. Помимо аудиоматериала и презентаций, у каждой участницы была своя рабочая тетрадь, в которой можно было записать свои эмоции и переживания, и пройти практику прослушивания, выполнив домашние задания.

Безусловное принятие своего ребенка

Итак, на первом занятии мы учились такому распространенному и вместе с тем «странному» сегодня понятию, как «принятие». А оказывается принятие ребенка — самый главный секрет взаимопонимания между родителями и детьми.

Ибо, если мы принимаем ребенка таким какой он есть, без ограничений и условий, у ребенка не возникает необходимости, что-то доказывать нам, или наоборот, требовать от родителей доказательств того, что они его любят.

А именно это требование — лежит в основе детского непослушания.

Мы узнали, какие сигналы считывает ребенок от наших разговоров. Там, где нам кажется, что мы проявляем любовь и заботу (ругаем, что надо вести себя так то и так то), то ребенок получает совсем другие сигналы. Ребенок понимает то, что видит и думает: «мама на меня ругается, если она на меня ругается, значит, она меня не любит».

Елена выделила фразы, по которым ребенок понимает, что его принимают:

Подобные фразы очень хорошо поднимают у ребенка самооценку, дают ощущение, что мы его принимаем. Ещё когда он видит нашу улыбку, когда мы его обнимаем, целуем, просто играем с ним, это уже знаки внимания. И этих знаков внимания, должно быть достаточно много, чтобы ребенок, чувствовал себя хорошо.  Их надо говорить ребенку как можно чаще. И это называется безусловным принятием.

Безусловно, принимать ребенка – это значит любить его не за то, что умный, способный, красивый, а просто так, потому, что он есть! Потому, что он родился и он ваш сын или ваша дочка, и Вы его просто любите.

Но, ребенок сомневается в вашей искренней любви, если слышит вот такие убийственные фразы непринятия:

Помимо принятия и непринятия ребенка, есть еще такое понятие, как ложное принятие. Это когда внутри у нас состояния раздражения и злости, а внешне на выходе, у нас милая улыбка.

Что же делать? Первое что делаем, это стараемся исключать фразы, которые могут, принижать достоинства ребенка, и вызывать сомнения в том, что он нами принимаемый.

Выполнив домашнее задание, я легко нашла свои ошибки и стала работать над их устранением. Увы, каждая мама может ошибаться, но главное, как можно раньше найти и обезвредить врага, убивающего отношения.

На следующем занятии Елена предложила несколько практических техник, улучшающих качество общения с ребенком. И первая из техник —  это слушание ребенка.

 Что значит слушать ребенка?

Каждый день, общаясь со своим ребенком, мы, казалось бы, слушаем, что он говорит. Но вот всегда ли мы слышим своих детей? Всегда ли понимаем что с ними? Всегда ли он знает, что мы – родители слышим и понимаем его?

К примеру: ребенок расстроен, у него сломалась игрушка. Ответ мамы: сам виноват, ты играл не аккуратно. Мама обвинила малыша, ребенку обидно, он расстроен из-за игрушки и тут еще и мамино обвинение. Конечно, это вызовет у него и протест и капризы, и плакать он может начать. Казалось бы, мама спросила у него «Что случилось?». Но является ли это слушанием? Скорее нет.

Малыш ждал поддержки, сочувствия и просто хотел рассказать о том, что произошло. Он чувствует себя так, что его не поняли и приняли, но в этом примере этого не произошло.

Слушание может быть пассивным и активным. Когда мы слушаем человека пассивно, мы очень мало говорим, но всё наше тело мимика жесты, говорят о том, что мы настроены на человека и хотим его слушать дальше.

Безмолвное слушание предполагает минимум ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю», поддерживающее выражение лица, кивание в знак согласия. А если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Но когда у ребенка есть эмоциональная проблема (он расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда обошлись с ним грубо) его надо активно выслушать.

 Техника перефразирования

Вы просто повторяете немного иначе те фразы, которые говорит ребенок. Ключевые слова пересказа – это «Ты говоришь…», «Как я понимаю…» Пересказ является своеобразной обратной связью  ребенку: «Я тебя слышу, слушаю и понимаю». Мы его услышали именно так, как он действительно себя ощущает.

Используя перефразирование, вы можете показать ребенку, что слышите и понимаете его слова. Малышу очень важно быть услышанным. Перефразирование стимулирует малыша раскрываться вам дальше, и дальше говорить о том, что с ним происходит.

При перефразировании, мы используем вводные слова: «Мне показалось, что…», «У меня возникло предполо­жение…», «Я услышал это так …», «Вы хотите сказать, что…», «Иными словами…

», «Насколько я понял…», «Похоже на то, что…».

Мы используем эти фразы, как правило, не категоричные, а вероятностного характера, чтобы у человека была возможность нас поправить, когда, мы с ним разговариваем.

Елена приводит пример:

Из этого примера видно, что ребенок уже и сам переживает из-за сломанной игрушки, и оправдывается перед мамой (говорит, что я не хотел). Он уже сам чувствует вину, и добавлять ему этих чувств совсем не надо.

Глубокое чувство вины лишь даст ему ощущение, что он плохой, и его не за что любить. Это очень сильно подрывает самооценку малыша, поэтому обвинения его в том, что он не аккуратный, что сам виноват будет совершенно не целесообразно.

Наоборот перефразируя, мы даем ему возможность быть услышанным.

Прежде чем использовать технику в жизни, автор предлагает потренироваться и перефразировать самые распространенные фразы. Задание есть в рабочей тетради тренинга.

Что еще было на ? Очень много мудрых и разумных уроков для родителей. В одной статье всего не вместишь.

А пока попробуйте написать самой себе письмо «Я хорошая мама…» Начните с фразы «Я хорошая мама…» и продолжите письмо. Напишите, почему вы считаете себя хорошей мамой, что вы делаете для своего ребенка.

Почему действительно, вы мама хорошая и не может быть никак иначе. Пишите так, как вам хочется это сделать.  Это отличное упражнение для того, чтобы разобраться с самой собой, и повысить свою самооценку.

 С пожеланиями взаимопонимания с детками,

Людмила Поцепун.

Источник: https://tsvetyzhizni.ru/detki/o-prinyatii-ili-kak-razgovarivat-s-neposlushnym-rebenkom.html

Советы родителям капризных детей

Как воспитывать детей? Этот вопрос постоянно задают себе родители. Наказывать или не наказывать? Что делать, если малыш упрямо требует своего: «Хочу!» и никакие уговоры не действуют? Как регулировать отношения между братьями и сёстрами? Своим опытом делится священник Филипп Ильяшенко, отец девятерых детей.

Я несколько раз участвовал в разных передачах – телевизионных и радио, в которых ставился вопрос о воспитании детей. И в одном случае вопрос, предлагаемый к обсуждению, звучал совсем кардинально: бить или не бить, если ребёнок не слушается.

Я решил посоветоваться с папой (протоиереем Александром Ильяшенко, вырастившим 12 детей), и он мне сказал: «Имей в виду, что битье само по себе никого ничему не научило, детей нужно любить».

Помню, что и мой духовник – отец Владимир Воробьёв – неоднократно говорил и говорит, что если родитель в «процессе воспитания» теряет самообладание, позволяет себе кричать на детей, а тем более – поколачивать их, то эффект от этого будет, причём заметный не сразу. Но эффект этот окажется противоположный родительским ожиданиям.

Ребенок начнёт бояться, станет стараться избежать родительского гнева, и, не имея ни физических, ни моральных сил, противостоять авторитету взрослого, воспользуется тем, что для него доступно – начнёт обманывать.

И напротив, если воспитание детей основывается на любви, если дети эту любовь чувствуют, то нежелание огорчить любящего человека будет столь велико, что взрослому не потребуется ни кричать, ни выходить из себя.

Это основной общий принцип, без которого, мне кажется, вообще бесполезно говорить о воспитании.

Что же касается конкретных случаев непослушания, здесь всё работает в зависимости от конкретной ситуации.

Вот я сижу, говорю по мобильному телефону, а мой старший, 15-летний сын принёс мне городской телефон и говорит: «Тебя спрашивают».

Понятно, что я проявлю строгость: предполагаю, что в 15 лет ребенок в состоянии понять, что если взрослый человек говорит по телефону, то не надо ему мешать, предлагая поговорить параллельно по другому телефону.

Также он в состоянии ответить, что папа сейчас разговаривает по мобильному и предложить перезвонить попозже.

А вот другая ситуация, уже с малышом: ребенок сует пальцы в розетку. Понятно, что не стоит читать ему в это время нотацию, наблюдая, как его стукнет током. Достаточно дать ему по руке, и он лучше всяких слов и нотаций в этом возрасте поймет, что так делать нельзя.

Это, кстати, не относится к категории «бить». Просто в данной экстренной ситуации надо действовать быстро и четко. Как раз если для ребёнка такое поведение родителя – экстраординарное, а не привычное, он поймет, что сделал что-то, выходящее из ряда вон.

Спокойствие, только спокойствие

Как я уже сказал, принципиальный момент для родителей – сохранять внутреннее спокойствие. Это то, чему меня учили в детстве родители собственным примером и то, чего я всё-таки не умею по-настоящему достичь.

Нельзя набрасываться на ребёнка с криками: «Не смей больше так делать!», – он не услышит ничего, кроме нашей агрессии.

Любовь, как некая основа, последовательность требований, непреклонность их исполнения – основные принципы воспитания.

А ещё – уважение. Мои родители к детям всегда относились с большим уважением, с большим доверием. В многодетной семье, как правило, жить тесно, с личным физическим пространством сложно, и тем ценнее, как мне кажется, уважение к внутреннему личному пространству, к свободе.

Больше всего в детском, подростковом возрасте я ценил то доверие, которым пользовался у родителей. Я не был образцовым в своем поведении ребенком, но боясь потерять родительское доверие, предоставляемую мне внутреннюю свободу, сумел не совершить каких-то необратимых поступков.

Но заслуга в этом не моя, а духовника и родителей, которые умели не вмешиваться, оставить свободу выбора там, где это было полезно, то есть, в большинстве случаев, и сказать жесткое, определенное «нет» там, где это нужно было сделать.

Не обладая кротким характером своего отца, смирением своего духовника, будучи человеком взрывающимся, гордым и резким, я стараюсь именно распорядительно-командное свое участие в жизни детей минимизировать.

Но в этом смысле Господь меня спасает тем, что все эти мои недостатки компенсируются достоинствами моей жены, которая умеет быть мягкой, спокойной, терпеливой со всеми этими детьми: и с пятью школьниками, одним старшим дошкольником, тремя малышами, включая грудничка.

Она с каждым умеет разобраться, встретить, проводить, правильно сделать уроки, отправить помогать на кухню, сводить на занятие одного, встретить другого, быть диспетчером, воспитателем, педагогом группы продленного дня, учителем, помочь еще раз повторить, пройти заново тот материал, который они не поняли.

Но, тем не менее, я стараюсь придерживаться с детьми принципа уважения, внутренней свободы. Особенно это важно, когда ребёнок достигает подросткового и предподросткового возраста. Я вижу, как ребёнку важно, чтобы я доверял ему, считал ответственным, и он старается, как я когда-то, оправдать это доверие.

Каникулы – самое тяжёлое

Учебный год – непростое время, но самый тяжелый для многодетной семьи – период каникул. Собравшись вместе в достаточно ограниченном пространстве, дети превращаются в некую такую гранату, которая может взорваться в любой момент. Потому что энергичные личности вдруг остаются без какого-то такого жизнеопределяющего дела: без походов в школу, на музыкальные и спортивные занятия.

Так что детей, особенно если их много, нужно занимать и на каникулах, и во время учебного года. Чтобы эта детская энергия уходила с пользой и в нужном направлении.

Чтобы дети усваивали, осваивали информацию, умения, навыки, которые необходимы в данном конкретном возрасте.

Чтобы потом, когда они сделают первый шаг во взрослую жизнь, окончат школу и будут получать высшее образование или выберут иной для себя путь, они имели бы самый важный багаж.

Не просто эрудицию, которая неплоха, а именно умение работать, понимание, что в жизни часто главным является понятие «должен», а не «хочу».

С самого раннего возраста ребёнка нужно учить, что есть не только «я хочу», но и я «должен», и «нельзя».

Если мне маленький ребёнок требовательно говорит, например: «Хочу машинку!», объясняю, что не понимаю слова «я хочу», зато понимаю «можно, пожалуйста».

Пока ребёнок маленький, все его гукания, первые слова, то, как он захныкал и все к нему бросились – это вызывает умиление. Но одно дело таскать на руках кроху, другое – уже подросшего ребёнка – тогда ты сорвёшь себе спину.

Так что в воспитании детей важна некоторая трезвость: что позволено «гукающему» младенчику, уже не позволено ребёнку постарше, который ходит, говорит, в известных пределах за себя отвечает.

Читайте также:  Что нельзя делать родителям, когда ребенок ведет себя невыносимо?

Здесь ему можно объяснять и требовать что-то. Например: «Так нельзя разговаривать, и я не буду тебя слушать, пока ты не заговоришь нормально. Выйди за дверь, когда успокоишься, тогда вернись». То есть апелляция к некому ограниченному выбору: или ты остаешься здесь и мы с тобой общаемся спокойно, или ты кричишь, но за дверью. Когда надоест, возвращайся.

Ясность и ограниченное пространство

Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.

Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.

Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.

Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке.

Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо».

Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.

Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…

Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства.

Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца.

Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.

Братья и сёстры

В семье моих родителей взаимоотношения между детьми папа, в том числе, урегулировал, твёрдо следуя правилу – «доносчику первый кнут». Ябедничество не поощрялось. Прежде всего, он ругал того, кто ябедничает и вполне отучил нас от этого.

Еще в семье моих родителей, а теперь в моей семье мы придерживаемся принципа, что в споре старших и младших всё-таки должны уступать старшие.

Понятно, что в определенных границах. Если младший ребёнок пытается отобрать фарфоровую куклу более старшей девочки, то понятно, что красивую фарфоровую куклу нельзя давать играть маленькому ребенку. Он расколотит её.

Нельзя брать тетрадки старших. Но здесь старшим нужно соблюдать порядок, особенно в многодетной семье. Если он не на месте бросил школьную тетрадь, малыш нашёл её и порвал, то виноват старший – не уследил за своей вещью.

Подготовила Оксана Головко

Источник: https://www.pravmir.ru/sovety-vospitanie-neposlushnyih/

Непослушный ребенок: секреты общения – Развитие ребенка

Родителям трудно находить общий язык с непослушными и упрямыми детьми. Даже простейшие повседневные дела, вроде купания или приема пищи, становятся сложным испытанием.

В большинстве случаев родители сами неосознанно провоцируют такое поведение, поддаваясь на истерики детей. Лучший способ справиться с непослушным ребенком – показать ему, что его уловки не работают.

Вместе с тем необходимо отмечать моменты, когда ребенок ведет себя хорошо.

Особенности характера упрямых детей

Далеко не каждого ребенка, который проявляет своеволие и упрямство в поведении, можно назвать непослушным. Прежде чем принимать воспитательные меры, важно понять причину непослушания. Возможно, такое поведение – результат возрастного кризиса или ребенок пытается отстоять свою позицию, добиться больше свободы в принятии решений и немного ослабить родительский контроль.

Дети с большой силой воли могут быть чрезвычайно умными и творческими. Они задают много вопросов, что нередко воспринимается родителями как бунт. Они всегда имеют собственное мнение по разным вопросам и отстаивают свои позиции. Вполне возможно, что в таком случае не следует «ломать» ребенка и требовать безусловного подчинения.

Непослушного и упрямого ребенка можно узнать по таким признакам:

  • У него есть стойкая потребность в том, чтобы быть услышанными и признанными. Поэтому он всеми возможными способами старается привлечь к себе внимание.
  • Он яростно отстаивает свою самостоятельность.
  • Он предан тому, что любит.
  • У непослушных детей истерики происходят чаще обычного.
  • Ребенок любит командовать и занимает лидерскую позицию в коллективе.

Родителям непросто справляться с детьми, обладающими большой силой воли, но не всё так безнадежно. Исследования показали, что дети, склонные нарушать правила и ставить под сомнение общепринятые нормы, часто достигают больших успехов в учебе и профессиональной деятельности. Они не склонны поддаваться плохому примеру сверстников.

Психология непослушания: как понять ребенка с развитой силой воли

Если вы по натуре решительная личность, скорее всего, вы хотите видеть эту черту характера и в своем ребенке. Проблема в том, что отличить решительность от непослушания сложно. Итак, в чем же разница?

Словари определяют решительность как «упорство в достижении цели». Непослушание можно определить как «решительность поступать определенным способом». Другими словами, ребенок отказывается менять свою точку зрения, поведение или действия, несмотря на то, что его заставляют это сделать.

Непослушание у ребенка может быть наследственным или приобретенным. Возможно, именно вы провоцируете его на непослушание. В любом случае, можно изменить поведение ребенка в лучшую сторону.

Как обращаться с непослушным ребенком

Возможно, ваш ребенок отказывается ложиться спать или бросает ложку на пол, когда вы пытаетесь его покормить. Или он упрямо надевает одну и ту же одежду каждый день, не желая идти на уступки. Предлагаем 10 эффективных советов психологов, которые помогут справиться с подобным поведением.

Совет № 1: Слушайте и не спорьте

Общение – это двусторонний процесс. Если вы хотите, чтобы ваш упрямый ребенок слушал вас – сначала выслушайте его. У детей с сильной волей обычно бывают стойкие убеждения и склонность спорить.

Они становятся неуправляемыми, когда чувствуют, что их не слышат. Ребенок настаивает на своем – значит, внимательно выслушайте его и открыто поговорите с ним о том, что его беспокоит. Это должно помочь.

Чтобы открыто поговорить с ребенком, подойдите к нему сбоку, а не лицом к лицу. Говорите негромко и спокойно.

Совет № 2: Сохраняйте связь с ребенком, не заставляйте его подчиняться

Когда вы заставляете ребенка сделать что-то, он, скорее всего, будет бунтовать и сделает всё возможное, чтобы не выполнять ваше указание. Такое поведение часто встречается у непослушных детей. Сопротивление возникает инстинктивно и встречается не только у детей. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с ребенком.

Например, если ребенок настаивает на том, чтобы смотреть телевизор вместо того, чтобы ложиться спать, заставлять его бесполезно. Когда вы показываете, что вам не всё равно, ребенок, скорее всего, будет настаивать на своем.

Дети, сохраняющие связь со своими родителями, хотят сотрудничать. Близкая связь с непослушным ребенком поможет вам справиться с его поведением.

Первый шаг к этому вы можете сделать уже сегодня – просто обнимите своего малыша!

Совет № 3: Всегда давайте ребенку выбор

У детей есть свое мнение по многим вопросам, и им не нравится, когда им говорят, что делать. Если вы скажете своему 4-летнему малышу, что в 9 ему нужно ложиться спать, он, скорее всего, откажется это делать. Дайте ребенку выбор вместо указаний. Вместо того чтобы заставлять его идти спать, предложите выбрать, какую сказку вместе почитать перед сном.

Ребенок может продолжать настаивать на своем и сказать: «Я не лягу в кровать!». В таком случае сохраняйте спокойствие и скажите: «Нет, ты не выбрал». Повторяйте это столько раз, сколько потребуется и как можно спокойнее. Когда это будет выглядеть, как заевшая пластинка, ребенок, скорее всего, уступит.

Слишком много вариантов выбора – тоже не очень хорошо. Например, если вы предложите ребенку достать из шкафа одежду, в которой он хочет пойти на прогулку, он растеряется. Вместо этого лучше предложить выбрать один из 2-3 вариантов.

Совет № 4: Всегда сохраняйте спокойствие

Если кричать на непослушного ребенка, то нормальное общение превратится в соревнование, кто кого перекричит. Ребенок может расценить ваше повышение голоса как призыв к словесному поединку, и это только ухудшит ситуацию. Возьмите инициативу в разговоре в свои руки и дайте ребенку понять, что ему необходимо вести себя в рамках приличия.

Сохраняйте спокойствие всеми возможными способами: медитируйте, выполняйте дыхательные упражнения или слушайте успокаивающую музыку. Включайте её дома, чтобы ребенок тоже мог слышать.

Совет № 5: Уважайте ребенка

Если вы хотите, чтобы малыш уважал вас и ваше мнение, вам следует уважать и его. Если заставлять ребенка поступать определенным образом, вы утратите свой авторитет в его глазах. Существует несколько способов проявить уважение к ребенку:

  • Обсуждать вместе решения, а не настаивать на том, чтобы он выполнял указания.
  • Устанавливать разумные правила для всех детей и не трактовать их каждый раз так, как вам удобнее.
  • Сопереживать ребенку, никогда не относиться пренебрежительно к его чувствам и идеям.
  • Позволять ребенку самостоятельно делать то, что в его силах, избегать соблазна делать что-то за него. Этим вы высказываете свое доверие.
  • Объясняйте ребенку смысл своих слов и выполняйте обещания.

Показывайте ребенку пример хорошего поведения, ведь он постоянно за вами наблюдает. Это золотое правило, которое родители должны неукоснительно выполнять.

Совет № 6: Подружитесь с ребенком

Непослушные дети или дети с сильной волей чрезвычайно чувствительны к тому, как вы с ними обращаетесь. Поэтому всегда следите за тоном своего голоса, жестами и за тем, что вы говорите. Когда ребенку с вами некомфортно, он делает всё, чтобы защитить себя: бунтует, спорит или проявляет агрессию.

Если изменить свое отношение к ребенку, он будет по-другому реагировать на ваши слова. Вместо того, чтобы указывать, что следует делать, будьте с малышом ним на равных.

Используйте фразы вроде «Давай попробуем…», «Как насчет?..» вместо «Я хочу, чтобы ты…»

Используйте веселые занятия, чтобы мотивировать ребенка сделать что-либо. Например, если вы хотите, чтобы он убрал за собой игрушки, начните сами это делать, а ребенка назначьте своим «главным помощником». Можно также устроить соревнование на время, кто быстрее уберет игрушки. Помните, что главная цель всех этих действий – стать лучшим другом своему ребенку.

Совет № 7: Ищите компромиссы

Иногда лучше договориться и найти компромисс. Часто дети ведут себя дерзко, когда не могут получить то, чего хотят. Задайте ребенку несколько вопросов: «Что тебя беспокоит?», «Что случилось?», «Ты чего-то хочешь?», чтобы он рассказал об этом. Он увидит, что вы уважаете его потребности и считаетесь с ними.

Если вы договариваетесь с ребенком, это не значит, что вы будете выполнять все его капризы. Просто будьте внимательны к нему и более рассудительны. Например, если малыш не хочет ложиться в кровать в установленное время, договоритесь о варианте, который устроит вас обоих.

Совет № 8: Создайте дома благоприятную обстановку

Дети учатся, когда наблюдают или делают что-либо своими руками. Когда ребенок видит, что его родители постоянно спорят между собой, он учится поступать так же. Разногласия между родителями создают стрессовую обстановку в доме, что сильно влияет на настроение  и поведение ребенка. Как утверждают психологи, это может вызывать социальную отстраненность и даже агрессию.

Совет № 9: Посмотрите на мир глазами ребенка

Чтобы лучше понять поведение вашего непослушного малыша – постарайтесь посмотреть на ситуацию с его позиции. Представьте себя на месте ребенка и подумайте, почему он так себя ведет. Чем лучше вы знаете своего сына или дочь – тем легче вам будет справляться с плохим поведением и упрямством.

Например, если ребенок отказывается делать уроки, возможно, это происходит потому, что задание кажется ему непосильным. Когда ему сложно сконцентрироваться или работы слишком много, вы можете разбить задание на маленькие части, которые легко выполнить в короткие сроки. Делайте небольшие перерывы между заданиями. Так занятия уроками будут вызывать у ребенка меньше стресса.

Совет № 10: Поощряйте положительное поведение ребенка

Иногда вы не будете знать, как справиться с агрессивным поведением. Но, действуя необдуманно, вы можете еще больше спровоцировать негативное поведение. Например, если ребенок постоянно отвечает «Нет!» на все, что вы ему говорите, подумайте, не слишком ли часто вы сами произносите это слово.

Чтобы изменить негативные проявления характера, психологи советуют поиграть с ребенком в игру «Да или нет». По правилам игры, на все вопросы ребенок должен отвечать только «да» или «нет». Задавайте вопросы типа «Ты любишь мороженое?», «Ты любишь играть?», «Ты хотел бы увидеть живого динозавра?» Чем чаще малыш отвечает положительно, тем сильнее он чувствует, что его слышат и понимают.

Наиболее распространенные проблемы с непослушными детьми

По мере взросления малыша родители сталкиваются со многими трудностями. Некоторые проблемы становятся настоящим «камнем преткновения» и требуют немало сил и времени для решения. Предлагаем список из нескольких наиболее животрепещущих и актуальных вопросов, которые можно легко решить при наличии правильной стратегии.

Читайте также:  20 загадок для детей, которые способны сбить с толку любого взрослого: загадки, от которых кипит мозг

Как приучить непослушного ребенка пользоваться горшком или туалетом.

Чтобы приучить трехлетнего ребенка пользоваться туалетом, родителям необходимо:

  • говорить об этом с ребенком;
  • объяснять, что необходимо делать;
  • не относиться к этому слишком серьезно, особенно, если малыш отказывается пользоваться туалетом.

Помните, что для того, чтобы научить непослушного ребенка пользоваться туалетом, потребуется больше времени, чем обычно. Проявите терпение, хвалите малыша за успехи.

Ребенок и правильное питание

Иногда дети бывают очень капризны, когда дело касается еды. Нельзя всё время позволять малышу есть только то, что ему нравится. Лучший способ приучить к правильному питанию – сделать прием пищи веселым занятием.

  • проявите творчество в оформлении блюд;
  • позвольте малышу принимать участие в приготовлении блюд, сервировке стола;
  • убедите попробовать хотя бы кусочек, если ребенок отказывается есть;
  • приготовьте маленькие порции разных блюд и разрешите выбрать то, что ему нравится.

Как же наказывать непослушного ребенка?

Детям необходимы правила, дисциплина и четкие рамки. Он должен знать и понимать, что любой поступок, как хороший, так и плохой, приводит к своим последствиям. Убедитесь в том, что он знает о последствиях в случае, если нарушит установленные правила.

Наказание должно наступать немедленно, чтобы малыш мог понять, за что он наказан.

В качестве наказания можно сократить время на игры и просмотр телевизора или поручить выполнять мелкие домашние обязанности.

Проявите творчество в том, чтобы придумать наказание, которое поможет дисциплинировать ребенка. Запомните: задача родителей – не наказать, а дать ребенку понять, что его поведение неприемлемо.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 2 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/4032/

Как вести себя с непослушным ребенком?

Непослушный ребенок часто воспринимается родителями как сущее наказание. Взрослые зачастую просто теряются и не могут дать себе отчет в том, что делать, когда ребенок не слушается.

Постепенно малыш не просто не выполняет требования родителей, а начинает открыто огрызаться, дерзить, хамить. Если ситуация дошла до этого, будет очень сложно объяснить или втолковать непослушному ребенку, что делать в ответ на требования взрослых членов семьи.

Чтобы не доводить накал семейных эмоций до того уровня, когда в силу вступит откровенная грубость, нужно внимательно проанализировать, почему ребенок не слушается. При этом очень важно понимать, что обязанный проводить такой анализ — это не ребенок или подросток.

Именно на родителей возлагается ответственность по выведению семейных отношений из любых кризисных ситуаций.

Итак, что делать, если ребенок нервный и непослушный? Первой задачей является осознание причин такого нелицеприятного поведения. Современная психология сформулировала основные факторы, которыми обуславливается детское непослушание. На самом деле, если дети не слушаются родителей, значит, в семье сложилась соответствующая обстановка.

Сложно ли ее преодолеть и как справиться с непослушным ребенком? Основная проблема состоит в том, что именно взрослым людям очень тяжело менять свои привычки и образ жизни. А это очень часто приходится делать, борясь с обстоятельствами, из-за которых ребенок не слушается маму или папу.

Какие же факторы, причины и способы внутрисемейного взаимодействия чаще всего приводят к тому, что ребенок грубит и не слушается родителей?

Наиболее распространенные причины детского непослушания

Часто взрослые вообще не обращают внимание на то, как сами ведут себя по отношению к малышу или в его обществе. А ведь многие причины детского непослушания коренятся в том, что ребенок, формируясь как личность, во многом ориентируется и наследует основные образцы поведения своих родителей.

Если один супруг пропускает мимо ушей большинство замечаний или предложений другого, то у маленького человека складывается внутреннее ощущение, что так делать нормально. Он тоже перестает отвечать на вполне обоснованные требования взрослых и совсем не слушается даже в ситуациях, когда родители ведут себя очень корректно.

Таким образом, первую группу факторов детского непослушания можно назвать причинами, связанными с дефицитом внимания.

Непослушание из-за дефицита внимания и внутрисемейного недопонимания

Изначально следует подчеркнуть, что современным родителям реально трудно справляться со множеством рабочих, общественных, бытовых и других обязанностей, при этом оставаясь внимательными к своему малышу.

Очень сложно сделать так, чтобы на регулярное общение с детьми выделить хотя бы несколько часов в день. Но это не является оправданием.

Если взрослые не общаются с малышом или подростком, не спрашивают его о личных проблемах, горестях или радостях, не участвуют в его играх, развлечениях и обучении, то не стоит удивляться, когда он полностью перестает повиноваться родительским требованиям.

Часто взрослые в отчаянии восклицают: как научить ребенка слушать и слышать родителей? Но, как убедительно доказывает современная психология, изначально слушать и слышать должны начать взрослые.

Постоянное внимание к проблемам даже малого дитяти формирует в семье атмосферу взаимопонимания, которая является лучшим средством воспитания послушания. Прислушиваясь к малышу, взрослые формируют у него самого привычку прислушиваться к мнению другого человека.

Если же постоянно отмахиваться, ссылаясь на большую загруженность рабочими или бытовыми проблемами, то не нужно удивляться, когда ребенок начинает таким же образом отмахиваться от требований взрослых.

И наконец, приучая малыша к послушанию, важно на собственном примере показывать умение подчиниться обоснованным требованиям другого человека. Родители должны уделять особое внимание взаимоотношениям между собой, ведь их поведение — модель, по которой формируется личность ребенка.

Если мать подойдет к отцу и попросит вынести мусор, а тот отмахнется и скажет, что сделает это как-нибудь попозже, такой ответ станет отличным примером для дальнейшего поведения маленького сына. А ведь такие ситуации неосознанно происходят в большинстве семей.

Люди просто не обращают внимание на то, что эти случаи имеют сильный воспитательный эффект.

Причины, связанные с обидами и конфликтами

При формировании характера очень важную роль имеют обиды и конфликтные ситуации, которые возникают у человека в детском возрасте. Если ребенок не слушается, возможно, он затаил обиду на какой-то поступок отца или матери, о котором они вовсе позабыли.

Такая обида может носить даже подсознательный характер, но регулярно проявляться в том или ином детском поступке. Малыш впадает в истерику или просто плачет, подросток огрызается и ведет себя агрессивно. Это уже является поводом задуматься о том, не чувствуют ли они какую-то затаенную обиду.

Часто взрослым просто трудно понять и вспомнить, чем они могли обидеть своего малыша.

Здесь важно проследить за тем, кого слушается ребенок, а к кому относится с определенным уровнем агрессии. Часто непослушные дети становятся таковыми из-за ревности. Например, в семье родилась младшая сестричка.

Старший сын, заметив, с какой нежностью отец обращается с новорожденной, может приревновать, из-за чего начинает себя плохо вести, всячески высказывая свое недовольство в отношении папы.

В таких ситуациях родители должны вести себя максимально корректно, особенно если старший ребенок находится в возрасте от 3 до 6 лет, когда все эмоции максимально обострены.

Наконец, взрослые обязаны особое внимание уделять тому, как вести себя по отношению друг к другу. Любые конфликты между родителями или даже скрытая неприязнь обязательно сказываются на поведении детей.

Конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми, являются одной из важнейших и наиболее распространенных причин того, почему дети становятся непослушными. Если же дело доходит до развода, будет очень трудно самостоятельно научить или заставить ребенка слушаться родителей.

Здесь может понадобиться помощь профессионального психолога, специализирующегося на проблемах семьи и детства.

Статусные причины

Взрослые часто решают, что дети должны слушаться автоматически, в силу своего статуса и положения в семье. При этом сами отцы и матери часто вступают между собой в отношения доминирования и подчинения.

Если малыш постоянно видит, понимает или просто ощущает, что, к примеру, отец груб или своеволен по отношению к матери, а та беспрекословно подчиняется, то в сознании ребенка может отложится стереотип: кто-то обязательно должен слушаться, а кто-то — нет. При этом очень сложно предвидеть, какую линию выберет сам ребенок.

Он может стать пассивным и боязливым, а может вести себя агрессивно и стремиться повелевать другими людьми.

К тому же дети очень чутко относятся и к социальному статусу родителей. Например, если отца постоянно оскорбляют или нещадно эксплуатируют на работе, а дома жена его еще этим и попрекает, то ребенку сложно будет уважать папу, даже если он испытывает к нему нежные чувства.

Взрослые ни в коем случае не должны оскорблять друг друга в присутствии детей. Взаимное неуважение и унижение часто приводит к тому, что ребенок просто из чувства несправедливости выражает свой протест и отказывается слушать родителей.

Особенно актуально такое поведение в подростковом возрасте.

И наконец, ребенок очень чутко ощущает, как родители относятся к его собственным социальным успехам и неудачам.

Если отец или мать постоянно упрекают школьника, что тот плохо учится, высказывают подростку претензии в том, что тот общается не с теми друзьями, то обязательно следует ожидать противостояния и конфликта.

Самоутверждаясь, ребенок не будет объяснять родителям их неправоту, а просто станет агрессивнее выявлять собственное непослушание.

Если они действительно хотят понять, как бороться с непослушанием, важно прежде всего избегать оскорблений, унижений и агрессивных приказаний. Остановившись и задумавшись над собственным поведением, взрослый должен понять, что приказ легко заменить доверительным разговором, в котором можно будет высказать свою точку зрения на ту или иную проблему.

Методы борьбы с детским непослушанием

Непослушный ребенок может доставить огромное количество неприятностей, однако родители должны понимать, что именно в их обязанности входит воспитание своего малыша.

При этом любые воспитательные меры должны совершаться осознанно и планомерно. Часто отец или мать думают, что один доверительный разговор с сыном или дочерью может решить все проблемы. Это не так.

Но как научить ребенка слушаться?

Важно с ранних лет планомерно и настойчиво совершать определенные действия, среди которых базовыми являются:

  • Мягкое приучение к родительским требованиям. Как только у ребенка появляются определенные предпочтения, ими нужно воспользоваться в воспитательных целях. Например, если он любит яблоки, нужно каждый раз, помыв и почистив этот фрукт, сказать в слегка повелительной манере: «Съешь, пожалуйста, яблоко!» Малыш с удовольствием выполнит требование взрослого. Такое сочетание удовольствия и послушания является лучшим воспитательным средством, которое к тому же достаточно просто воплощать с постоянной регулярностью.
  • Доверительный разговор с разумной аргументацией. Не стоит думать, что с ребенком в возрасте 3-5 лет нет смысла разговаривать о серьезных вещах. Да, он, скорее всего, не поймет всего сказанного, но обязательно ощутит собственную важность в отношениях со старшими членами семьи. Это воспитывает чувство ответственности, тем самым повышая послушание.
  • Строгое пресечение капризов и неприемлемого поведения. Многие родители просто не знают, как реагировать на непослушание, и поэтому позволяют своему любимому чаду буквально все что угодно. Ни в коем случае нельзя идти на уступки, если ребенок капризничает или пытается добиться своего с помощью истерики. Это путь к новым горизонтам непослушания. Здесь забота о ребенке должна проявиться в строгом пресечении любого неприемлемого поведения.
  • Доверие, самостоятельность и личные обязанности. Когда ребенок достигает определенного возраста, его нужно наделить какими-нибудь семейными обязанностями. Свое доверие родители могут показать, отправляя ребенка в магазин за хлебом или доверяя ему пропылесосить в квартире. Чтобы такие обязанности не стали неприятной рутиной, важно постоянно хвалить ребенка, выражая свою глубокую благодарность.

Любые советы по воспитанию детей полезны только в том случае, если пользоваться ними регулярно и планомерно. Только показывая ребенку свою дисциплинированность и разумность, можно добиться от него послушания.

Источник: https://roditeliz.ru/family/neposlushnyj-rebenok-kak-reagirovat-chto-delat.html

Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются

Трудные дети — вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников — и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше — едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности — всего ничего…

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи.

Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно — в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) — вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок…

Читайте также:  Какие проблемы и трудности могут подстерегать приемных родителей

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей.

На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых.

Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения — сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама — дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно — и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком.

Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает — кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала.

Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами — вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» — это сродни чуду.

Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли.

И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием — тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей): как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол — вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе — соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало…».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка): как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь.

Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать — вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать — вы так же спокойно вновь покидаете комнату.

И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака… В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним — малышу нужна ваша поддержка и зашита.

Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего — совсем другое дело.

В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться «на провокации».

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит — его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» — к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору — я никому не нужен, а когда я молчу — меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время — они получат послушного малыша, если нет — будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка.

Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть — быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность.

Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» -—это спасет ему жизнь.

А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось… Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) — капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»…

Доктор Е. О.

Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились — и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить — с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания — необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми.

Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей.

И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие — как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно — не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке — толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты — плохой мальчик, ты — злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными — в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой — придется мне тебя наказать…». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе — хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня — неправильное…
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей — маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы — раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора — хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом — ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение — всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки — не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать — что случится, если малыш поступит так-то и так-то…

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции — быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Источник: http://www.woman.ru/kids/healthy/article/153203/

Ссылка на основную публикацию