Какие проблемы и трудности могут подстерегать приемных родителей

«Основные проблемы при усыновлении — психологические»

C какими проблемами чаще всего сталкиваются родители при усыновлении. Елена Фортуна, создатель благотворительного проекта «Родные люди», рассказала об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» Марине Глазковой. Елена уже была нашей героиней, ведь она не только профессионально занимается темой сиротства, но и сама — успешный усыновитель. 

Семья Елены Фортуны

— С какими проблемами сталкиваются приемные родители, взяв ребенка из детдома? В чем им прежде всего должно помогать государство, психологи и другие специалисты?

— По своему опыту и опыту очень многих семей, в которых появились приёмные дети, могу сказать: основные проблемы в этот период — психологические.

Как ни готовься, а адаптация в том или ином виде будет все равно, как бы каждый из будущих родителей ни был готов отдать всю любовь и нежность новому ребенку.

А найти психолога, который разбирался бы в такой специфической теме, и в столице не очень легко — специалистов наперечёт, и все они загружены.

В адаптации же бывают очень острые моменты, которые не терпят даже недели ожидания приёма у психолога, не говоря уж о более долгом сроке. В идеале — хорошо бы, чтобы к каждой семье был хотя бы в течение первого года после принятия ребёнка прикреплён специалист (или даже не один), которые «вел» бы её, знал бы хорошо историю ребёнка и текущую ситуацию.

Что касается помощи государства, хорошо было бы дать новым родителям больше возможностей для проведения качественного медицинского обследования, а также для устройства ребёнка в детский сад или школу.

По последнему пункту льготы есть, устройство в учреждения внеочередное, но на практике детям часто нужен не массовый садик или ближайшая школа по месту жительства, а особый подход — скажем, логопедический детсад, или класс с небольшим количеством учеников.

Однако эти особенности никто никогда не учитывает, и часто ситуация оборачивается так, что маме приходится уходить с работы, чтобы сидеть с ребенком дома — то он в садике никак не адаптируется, то в школе требуют забрать ребёнка на домашнее обучение, потому что у него проблемы с поведением.

— Как вы оцениваете поведение приемных родителей, которые не усыновляют ребенка из материальных соображений, а оформляют его в приемную семью (чтобы получать пособие, чтобы сохранить ему жилье и так далее)?

Я не думаю, что кто-то из нас вправе давать оценки другим людям. Если наша семья выбрала усыновление — это наш выбор. Если другая семья выбрала опеку, обычную или возмездную — это ее выбор. Все мы руководствуемся интересами наших детей.

Скажем, мы не считаем, что наличие собственного жилья в 18 лет — это необходимое условие для счастливой жизни. Мы стараемся воспитывать в детях самостоятельность и дать им всё, чтобы они смогли в дальнейшем построить свою жизнь так, как они захотят.

Наш старший сын в течение года был под опекой (мы привезли его из другого города, а спустя год собирались еще усыновлять — и объяснили ему, что оформим и его усыновление через год), и все это время подписывался только нашей фамилией, и очень боялся, что мы передумаем. Для него это было важно, хотя наше отношение, конечно, не поменялось от перемены формы устройства.

Да и пособие не поменялось — в Москве ежемесячная выплата усыновителям равна сумме пособия на ребёнка, выделяемого при опеке.

О такой форме устройства, как возмездная опека (приёмная семья), мне кажется, нужно думать в том случае, когда речь идет о приёме в семью сразу нескольких детей, или ребёнка со сложными проблемами по здоровью — в этом случае один из родителей может уйти с работы и посвятить себя ребёнку.

Ну и еще не надо забывать, что любая форма опеки предполагает более глубокое вмешательство в дела семьи со стороны органов опеки и попечительства, чем усыновление, а также то, что по закону, если это не противоречит интересам ребенка, нужно поддерживать отношения с его биологическими родственниками. Так что форма устройства как таковая не является поводом для оценки поведения родителей, но меня коробит, когда ребёнка оформляют в приемную семью, а пытаются при этом получить преимущества усыновления — право на тайну, например.

— Насколько важна для приемных родителей Школа приемных родителей? Действительно ли стоит ее посещать? Или всему можно научиться в процессе общения с ребенком, уже взяв его?

— Школа приёмных родителей важна и нужна. При условии, что её ведут опытные, знающие специалисты. Когда я усыновляла первого ребенка, это случилось так быстро, что ШПР я пройти не успела. И потом очень об это жалела.

Конечно, защититься от всех будущих проблем она не поможет, но во многих ситуациях поможет найти объяснение как своим собственным реакциям на происходящее, так и необычному поведению ребенка. 

Кроме того, если в школе хорошо раскрыта юридическая часть процесса — это облегчает многим будущим родителям все процедуры, связанные со сбором документов, поиском ребёнка и его «легализацией» после усыновления или установления опеки. А учиться в процессе общения с ребёнком всё равно придётся очень многому. Это ведь будет совершенно новая, незнакомая вселенная, которая принесет много открытий родителям.

— В каких ситуациях приемные родители чаще всего возвращают детей в детдома? Что это за люди? Есть ли в них что-то общее или истории могут быть совершенно разными?

— Думаю, что в корне большинства ранних возвратов (когда ребенок успевает пожить в семье не больше года-полутора) лежит «разлад мечты с действительностью».

Принятие ребёнка — это очень эмоциональное мероприятие, это мечты и ожидания, это страхи и сомнения… А когда дома появляется реальный ребёнок — выясняется, что он совсем другой. Тот, намечтанный, уже стал своим и родным — а этот, реальный, пока чужой-чужой. Не лучше, не хуже — просто чужой.

Готов ли человек принять чужого как своего? Не всегда. Эта чужеродность раздражает даже в том случае, если ни о каком возврате речи не идет.

Но уж если у человека изначально есть в голове такая опция — «если что, можно вернуть обратно» — если он вообще допускает такую вероятность, то в особо тяжелые моменты адаптации такие мысли часто выглядят спасительными. Я никого не осуждаю — часто люди не справляются со взятыми на себя обязательствами, не рассчитывают свой ресурс или ноша оказывается тяжелее, чем предполагалось.

Но детей всегда жалко безумно. Потому что если в личном деле ребенка указано, что его уже вернула одна (или не одна) семья, то многие последующие кандидаты даже не пойдут с ним знакомиться. 

Есть также случаи возвратов, когда выясняется, что ребенок был недообследован в учреждении и у него явное психиатрическое заболевание, делающее жизнь семьи небезопасной — но они все-таки не так распространены, как банальное «я больше не могу».

Очень часто возвращают подростков — даже после 10-12 лет жизни в семье. Почему-то их родителям кажется, что именно из-за приёмности они такие невыносимые, что это «полезли гены» и так далее. Я, честно говоря, не понимаю.

Для меня такой возврат равносилен тому, чтобы отдать в детдом собственного, рожденного и выращенного до подростка ребенка.

— Существует точка зрения, что приемные родители ощущают глубокое одиночество в своих проблемах и нередко возвращают детей только потому, что в критический момент эти проблемы было не с кем обсудить. Неужели их проблемы столь уникальны, что их не могут понять им подобные? Между приемными родителями мало пространства для диалога? Нет профессиональных психологов, к которым можно с этим пойти?

— Если есть пространство для диалога — то, как раз, проблемы приёмные родители обсуждают друг с другом открыто и охотно.

Не боясь, что о них или их детях подумают что-то не то — как они часто боятся в повседневной жизни, особенно когда ребенок очень отличается от сверстников уровнем развития, поведением, привычками. Но вот пространства этого, пожалуй, не хватает.

Когда живешь в большом городе и с хорошим интернетом, то этой проблемы не существует, ты легко находишь себе и виртуальных, и реальных «коллег».

А вот если ты один усыновитель на весь поселок, а ближайший психолог — в областном центре, и клуб родителей там же, а хорошего интернета нет ближе райцентра, то возможностей для общения не так много, как и доступа к специалистам. Когда мы создавали журнал, мы как раз и задумали его как некую площадку для общения родителей друг с другом и специалистами.

Они могут быть за тысячу километров друг от друга, но вот мы пишем, скажем, об адаптации — и уже прошедшие этот этап делятся своим опытом.

Тогда у читателя, который только-только вступил на этот путь, возникает ощущение, что он не только побывал на консультации у хорошего психолога, который все по полочкам разложил (в роли психолога у нас его статья), но и пообщался, его успокоили, и он дочитал статью с мыслью, что «все справились и я справлюсь».

При этом каждый читатель может присылать свои вопросы нашим специалистам — неважно, является ли он подписчиком или случайно взял журнал в опеке. А нас консультируют лучшие специалисты в нашей теме. Просто лучшие.

— Выпуская журнал, вы столкнулись с огромными трудностями: отсутствие спонсоров, окупаемости журнала, необходимость много работать, автомобильная авария… Почему в определенный момент вы не бросили все это?

— Потому что трудности были предсказуемы и мы были к ним в какой-то степени готовы. Плюс было большое вдохновение и желание сделать что-то, чего никто не делал.

Журналы про усыновление были и есть, конечно — а вот именно семейного, теплого и качественного журнала, который интересно было бы читать не только усыновителям и опекунам, но и другим родителям, а также новоиспеченным бабушкам-дедушкам, учителям и воспитателям, а также психологам — не было.

И нам с самого начала очень нравилось, каким он получается, как его принимают читатели, как ждут, как хранят его подшивки с самых первых номеров на полках с книгами, какие письма нам пишут. Как это можно бросить?

Трудности никуда не делись, журнал не окупается даже близко — хотя сейчас потихоньку прирастает платная подписка, случаются и небольшие пожертвования, до момента, когда можно на тему выживаемости успокоиться, еще далеко. Но вот есть внутреннее ощущение, что это — дело жизни, и что все идет правильно, потому что если бы было неправильно — мы бы и года не протянули, а тут уже три прошло. 

Усталость накопилась, конечно. Но мыслей бросить — не было. Это как ребенка обратно в детдом вернуть…

Источник: https://changeonelife.ru/2013/01/25/osnovnyie-problemyi-pri-usyinovlenii-psihologicheskie/

Какие трудности подстерегают приемных родителей

Проблемы приемных семей нужно знать, прежде, чем вы примете решение усыновить или взять опеку над ребенком. В России каждый год без родителей остается около 100 000 ребятишек разного возраста.

Детский дом, даже с самыми замечательными условиями быта и профессиональными воспитателями, не может дать детям любви и заботы, которые он получал в семье. Поэтому выпускники этих учреждений чаще встают на путь правонарушений, им труднее создать семью, вырастить своих детей.

Приемная семья – хороший выход для осиротевших детей. Но почему приемные семьи не получают должного распространения?

Подробнее: tvoiyapravda.ru

Воспитание ребенка очень сложное и трудоемкое занятие. В ход идут уговоры, объяснения, приведение примеров и, конечно же, любовь. Но есть дети, которые по каким-то причинам лишены последней составляющей воспитательного процесса.

Это дети-сироты. За последние годы проблема усыновления стала довольно распространенной. Но далеко не каждая семья понимает, что такое приемный ребенок и с какими психологическими особенностями своего нового сына или дочери им придется столкнуться.

Об этом мы и поговорим в этой статье.

Доброе время суток, уважаемые коллеги! Часто ли к вам обращаются семьи с приемными детьми? Какие наиболее частые проблемы у таких семей? 2 Аршинов Евгений Геннадьевич №0 | Алена Лабушкина писал(а):Какие наиболее частые проблемы у таких семей? У деток, конфликт лояльности к собственным родителям. У приемных родителей, то, что вызвало стремление взять в семью ребенка (Потеря близкого человека; потеря собственного ребенка) — из моего опыта! (Но ситуации бывают разные)

2

Елена Бартош

Типичные особенности в поведении детей-воспитанников детского дома, школы-интерната Взрослых, которые имели дело только с домашними детьми, иногда ставят в затруднительное положение наблюдаемые ими действия, поступки ребенка-воспитанника государственного учреждения. Кто-то считает, что это ненормально, приписывая недостаткам умственного развития, условий воспитания, кто-то пытается исправить «ненормальность», кто-то теряется, а кто-то, столкнувшись с трудностями, отступает, считая бесперспективными попытки помочь им.

Усыновление ребенка является очень ответственным шагом. Желание взять приемного малыша, возможно, даже более серьезное решение, чем рождение собственного. И принять его нужно с полной ответственностью, отдавая себе отчет, что обратного пути у вас не будет. Остановимся подробнее на тех трудностях, которые подстерегают людей, решивших стать приемными родителями.

Подробнее: www.ga.promosurga.com

редакции «Вили-Винки»! Эти книги станут для ребенка лучшими наставниками на пути к доброте, дружбе и смелости.

Читайте также:  Учим ребенка ходить - 10 советов

   «Мамуськи» очень любят что-то тестировать, исследовать, пробовать и писать отзывы! Так было на протяжении нескольких лет, так будет и в 2018 году! Сегодня мы тестируем линейку средств Glister Kids от Amway для ухода за полостью рта для детей от 2 до 6 лет.

Усыновление ребенка является очень ответственным шагом. Желание взять приемного малыша, возможно, даже более серьезное решение, чем рождение собственного. И принять его нужно с полной ответственностью, отдавая себе отчет, что обратного пути у вас не будет. Остановимся подробнее на тех трудностях, которые подстерегают людей, решивших стать приемными родителями.

Подробнее: razvitie-krohi.

ru

Осталось символов: 5000   Новые статьи Советы туристам, как экономить, путешествуя на самолетеКак правильно выбрать цвет постельного белья?Ремонтные работы в квартире: к кому обратиться?Работа в Тернополе – перспективы поискаPromtex Orient: хорошая недвижимость и качественные матрасыВыбор качественного массажного креслаПокупаем запчасти для китайских иномарок в ИнтернетеОсобенности керамогранита: преимущества уникального материалКак сделать волосы красивыми: преимущества масок для волосКак выбрать сервис доставки еды на дом? Новые вопросы Какое видео лучше для обучения созданию сайтов?

Большинство детей живут в семьях. Среди множества моделей семьи особое место занимают семьи, имеющие усыновленных или приемных детей.

Семьи в которых есть приемные дети и приемные родители могут состоять только из приемных детей и усыновивших их родителей или же приемные дети оказываются в семье, где уже имеются родные дети.

Поэтому психологические проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи, во многом зависят от того, что собой представляет структура (численный и персональный состав) такой семьи.

С целью анализа проблем воспитания детей в приемной семье рассмотрим результаты анкетирования, проведенного по инициативе Министерства образования Национальным центром усыновления в октябре-ноябре 2004 г.

В исследовании принимали участие 226 приемных семей жителей всех регионов страны: по 33 приемные семьи из Брестской и Витебской областей; по 32 семьи из Гомельской и Могилевской областей; 42 приемные семьи из Гродненской области; 35 семей из Минской области; 19 приемных семей из г.

Минска. Анализ исследования показал результаты по следующим параметрам.

Трудности в отношениях между родителями и детьми – тема вечная. Обиды, претензии, недоговоренность, непослушание, непонимание. И это возникает между родными людьми. А если ребенок не родной? Если он недавно появился в семье? Какие трудности в отношениях с приемными детьми возникают чаще всего? Можно ли выстроить с ними отношения и полюбить, как родных? Как помочь приемному ребенку?

Камнем преткновения на начальном этапе усыновления зачастую становится сбор необходимых документов. Многие пары отказываются от своего решения о приемном ребенке, не желая тратить нервы на бумажную волокиту. Запаситесь терпением и не переставайте думать о намеченной цели.

Чтобы усыновить ребенка, вы должны подтвердить свою дееспособность как родитель: заполнить анкету, представить свидетельство о браке (предпочтение отдается семейной паре, нежели одиноким родителям), справки о наличии жилья, работы и стабильного заработка, отсутствии судимости и тяжелых заболеваний.

Подробнее: www.kakprosto.ru

C какими проблемами чаще всего сталкиваются родители при усыновлении. Елена Фортуна, создатель благотворительного проекта «Родные люди», рассказала об этом корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» Марине Глазковой. Елена уже была нашей героиней, ведь она не только профессионально занимается темой сиротства, но и сама — успешный усыновитель.

Подробнее: changeonelife.ru

Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

Boзмoжнo, ceйчac нe caмoe пoдхoдящee вpeмя для нaпиcaния cтaтьи, пocвящeннoй пpoблeмaтикe инcтитyтa пpиeмнoй ceмьи. He вpeмя, пocкoлькy жизнь в нaшeй cтpaнe cтpeмитeльнo ycлoжняeтcя. Oднaкo пpиeмныe ceмьи, кoтopыe yжe cyщecтвyют или бyдyт coздaны coвceм cкopo, нyждaютcя в пpoфeccиoнaльнoй пoддepжкe.

Подробнее: psynavigator.ru

Как подготовиться к общению с врачом, как научиться объективно воспринимать трудности, зачастую традиционные для каждого возраста? Об этом рассказывает Дмитрий Сандаков. – При обращении с жалобами родителей с усыновленным ребенком, как правило, возникает сразу несколько больших направлений: медицинское, социально-педагогическое, психологическое.

Подробнее: tula.opekaweb.ru

Большинство детей живут в семьях. Среди множества моделей семьи особое место занимают семьи, имеющие усыновленных или приемных детей.

Семьи в которых есть приемные дети и приемные родители могут состоять только из приемных детей и усыновивших их родителей или же приемные дети оказываются в семье, где уже имеются родные дети.

Поэтому психологические проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи, во многом зависят от того, что собой представляет структура (численный и персональный состав) такой семьи.

Дети становятся сиротами по разным причинам. Попадая в детские дома, такие дети лишаются самого необходимого для их полноценного психического развития – родительской семьи.

Именно поэтому нет более счастливого момента в жизни этого ребенка, как момент, когда его забирают в новую семью. Однако этот момент является всего лишь началом важного пути – адаптации ребенка и приемных родителей друг ко другу.

Проблемы приемных детей в семье могут быть тем больше, чем старше дети, которых усыновляют.

Источник: http://www.chsvu.ru/kakie-trudnosti-podsteregayut-priemnyx-roditelej/

Проблемы приемной семьи | sibac.info

ПРОБЛЕМЫ  ПРИЕМНОЙ  СЕМЬИ

Анкудимова  Ксения  Юрьевна

студент  4  курса,  кафедра  ГМУиП  факультета  информационных  технологий  и  управления  Башкирского  ГАУ, 
РФ,  г.  Уфа

E-mail:  ankudimova1994@yandex.ru

Валиева  Альбина  Рифовна

научный  руководитель,  канд.полит.  наук,  доцент  кафедры  ГМУиП  факультета  информационных  технологий  и  управления  Башкирского  ГАУ,

РФ,  г.  Уфа

Одним  из  важнейших  принципов  семейного  законодательства  Российской  Федерации  является  право  ребенка  жить  и  воспитываться  в  семье.  Данное  право  провозглашено  в  статье  54  Семейного  кодекса  РФ.  К  сожалению,  ввиду  ряда  причин,  ребенок  не  всегда  может  воспитываться  кровными  родителями.

  Для  таких  случаев  в  России  созданы  различные  формы  замещающих  семей.  Одна  из  них  —  приемная  семья.

  Приемной  семьей  признается  опека  или  попечительство  над  ребенком  или  детьми,  которые  осуществляются  по  договору  о  приемной  семье,  заключаемому  между  органом  опеки  и  попечительства  и  приемными  родителями  или  приемным  родителем,  на  срок,  указанный  в  этом  договоре  [4].

Никто  не  станет  оспаривать  нужность  и  большую  социальную  полезность  института  приемной  семьи.

  Однако  природа  этого  института  такова,  что  в  ходе  создания  и  функционирования  приемной  семьи  замещающая  семья  и  приемный  ребенок  могут  столкнуться  с  рядом  проблем.

  Возникающие  проблемы  могут  носить  различный  характер  —  правовой,  экономический,  социальный.  Но,  пожалуй,  самый  большой  блок  проблем  —  проблемы  психологические.

Первая  проблема,  которую  хотелось  бы  отметить  —  более  мягкая  правовая  основа  приемной  семьи  по  сравнению  с  правовой  основой  усыновления.  Например,  Семейный  кодекс  РФ  посвящает  вопросам  усыновления  больше  статей,  нежели  вопросам  приемной  семьи.

  Также,  перечень  лиц,  которые  не  могут  быть  приемными  родителями,  содержит  ощутимо  меньше  пунктов,  чем  список  ограничений  для  лиц,  желающих  стать  усыновителями.

  Несмотря  на  то,  что  усыновление  является  более  серьезным  шагом  по  сравнению  с  приемной  семьей,  требования  к  приемным  родителям  также  должны  быть  достаточно  жесткими.

Что  касается  финансовой  поддержки  приемной  семьи,  то  и  здесь  имеются  некоторые  проблемы.

  Государство  делегирует  полномочия  по  устройству  детей  в  приемную  семью  на  уровень  субъектов.  Однако  зачастую  это  происходит  без  должного  финансирования.

  В  результате  на  бюджет  субъекта  РФ  полностью  ложится  нелегкое  бремя  по  финансовой  поддержке  приемной  семьи.

Недостаточна  и  система  государственных  гарантий:  например,  устройство  приемного  ребенка  в  детское  общеобразовательное  учреждение  происходит  на  общих  основаниях  [1].

Как  было  сказано  выше,  психологические  проблемы  воспитания  ребенка  в  приемной  семье  являются  достаточно  частыми.

  В  некоторых  случаях  для  приемных  родителей  может  стать  проблемой  то,  что  при  передаче  ребенка  в  приемную  семью  не  разрываются  его  связи  с  кровными  родителями.

  То  есть  ребенок  может  общаться  с  кровными  родителями  беспрепятственно,  если  это  не  противоречит  его  интересам.

  В  данной  ситуации  приемные  родители  могут  опасаться  двух  моментов  —  во-первых,  это  страх  дурного  влияния  кровных  родителей  на  приемного  ребенка  (особенно,  если  родители  были  лишены  родительских  прав  за  алкоголизм  и  т.  п.),  а  во-вторых  —  опасение,  что  контакт  ребенка  с  кровными  родителями  может  помешать  прочной  эмоциональной  связи  с  приемной  семьей.

Еще  одна  большая  проблема  –  контакт  приемного  ребенка  с  кровными  детьми  своего  приемного  родителя.  Здесь  возможно  несколько  сценариев  развития  событий:

  • кровный  ребенок  адекватно  воспринимает  приемного  ребенка,  поддерживает  родителей  в  их  решении  взять  на  воспитание  ребенка,  лишенного  родительской  опеки;
  • кровный  ребенок  относится  к  приемному  ребенку  равнодушно,  игнорирует  его,  как  бы  не  замечая  его  присутствия;
  • и  самый  худший  случай  —  когда  между  кровным  ребенком  и  приемным  складываются  откровенно  враждебные  отношения.  Между  ними  происходят  постоянные  конфликты,  доходящие  до  издевательств  и  драк.

Конфликт  между  кровными  и  приемными  детьми  может  носить  различный  характер.  У  детей  может  возникать  как  взаимное  неприятие  друг  друга,  так  неприятие  может  исходить  и  от  одной  из  сторон.  Но  в  любом  случае  нормальные  взаимоотношения  детей  нарушаются.

В  случае  если  в  кровной  семье  приемного  ребенка  имели  место  насилие  или  другие  психотравмирующие  ситуации,  он  может  отыгрывать  свои  психологические  травмы  в  приемной  семье,  при  условии,  что  ребенку  не  была  вовремя  оказана  необходимая  психологическая  помощь.

Необходимым  условием  адаптации  ребенка  в  новой  семье  является  взаимное  соответствие  ролевых  ожиданий  ребенка  и  приемных  родителей.  Важную  роль  здесь  играет  жизненный  опыт  ребенка,  который  оказывает  влияние  на  процесс  его  идентификации  с  семьей.

  Приемный  ребенок  в  замещающей  семье  не  может  принять  на  себя  роль  биологического,  поэтому  его  идентификация  затруднена,  что  проявляется  в  отсутствии  статуса  в  новой  семье,  проблемах  верности  приемным  и  биологическим  родителям,  чувстве  униженности  и  т.  д.

  Это  во  многом  объясняет  тот  кризис,  который  переживают  все  члены  замещающей  семьи  на  первых  этапах  совместной  жизни  [2].

Существует  ряд  проблем  и  у  самого  приемного  родителя:  отсутствие  эмоционального  контакта  с  ребенком,  неумение  приемного  родителя  воспринимать  ребенка  таким,  какой  он  есть,  ярко  выраженная  контролирующая  стратегия  поведения,  нетерпимость  и  непримиримость  родителей  к  ошибкам  приемного  ребенка  и  др.  [3].

Таким  образом,  обобщая  результаты  изучения  данного  вопроса,  мы  можем  выделить  следующие  проблемы,  связанные  с  созданием  и  функционированием  института  приемной  семьи:

  1. Относительно  мягкая  правовая  основа,  особенно  в  части  требований  к  потенциальным  приемным  родителям;
  2. Передача  полномочий  государством  субъектам  РФ  при  отсутствии  должного  финансирования;
  3. Недостаточная  система  государственных  гарантий;
  4. Отсутствие  разрыва  связей  с  кровными  родителями  и,  как  следствие,  различные  опасения  приемных  родителей;
  5. Конфликты  между  кровными  и  приемными  детьми;
  6. Психологические  травмы  в  анамнезе;
  7. Трудности  в  идентификации  с  семьей;
  8. Различные  психологические  проблемы  приемного  родителя.

Для  того  чтобы  решить  данные  проблемы  необходимо  совершенствовать  законодательство  в  вопросах,  касающихся  приемных  семей,  осуществлять  более  тщательное  сопровождение  приемной  семьи  на  всех  этапах,  осуществлять  более  тщательную  психологическую  подготовку  приемных  родителей  и  детей,  проводить  анализ  психологических  и  физических  особенностей  ребенка.  Только  в  комплексе  различные  меры  будут  способствовать  дальнейшему  развитию  института  приемной  семьи  в  России  и  обеспечивать  благополучное  воспитание  ребенка  в  приемной  семье.

Список  литературы:

  1. Евсеева  Л.А.  Некоторые  проблемы  приемной  семьи  как  формы  семейного  воспитания  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей  [Текст]  /  Л.А.  Евсеева  //  Новое  слово  в  науке:  перспективы  развития:  материалы  IV  Междунар.  науч-практ.  конф.  (Чебоксары,  29  мая  2015  г.)  /  редкол.:  О.Н.  Широков  [и  др.].  —  Чебоксары  :  ЦНС  «Интерактив  плюс»,  2015.  —  С.  457—459.
  2. Киселева  Н.А.  Проблема  адаптации  приемных  детей  и  родителей  в  замещающих  семьях  [Текст]  /  Н.А.  Киселева  //  Вестник  Псковского  государственного  университета.  Серия:  Социально-гуманитарные  и  психолого-педагогические  науки.  —  2014.  —  №  4.  —  С.  134—138.
  3. Меркулова  Н.А.  Психологические  проблемы  воспитания  детей-сирот  в  приемных  семьях  /  Н.А.  Меркулова  //  Концепт.  Научно-методический  электронный  журнал.  —  2015.—  №  51.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://e-koncept.ru/2015/75001.htm  (дата  обращения  08.09.2015). 

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxiv/42831

Приемные дети и возможные проблемы

 Проблемы приемных родителей и детей Взрослые, задумавшие взять в свою семью приемного ребенка, начинают заранее рисовать себе идиллические картинки, как они будут гулять с малышом, играть в прятки, поведут ребенка в первый раз в детский сад или в школу.

И во всех фантазиях малыш, особенно если в семье до него детей не было, рисуется этаким ангелоподобным созданием. Некоторые ударяются в другую крайность: начинают копаться в предках ребенка до седьмого колена, разыскивая различные отклонения в поведении или здоровье.

Кто из них прав?

Приемные дети. Проблемы

  Ваше решение взять в свой дом сироту, несомненно, заслуживает высокой оценки, ведь вы возвращаете семью, любовь и заботу брошенному ребенку. С другой стороны, ребенок – всегда проблема, а ребенок из детдома – проблема во много раз большая, особенно если он помнит о своем прошлом.

При усыновлении можно обследовать ребенка у врачей, чтобы убедиться, что в состоянии здоровья нет серьезных отклонений, а как предусмотреть отклонения в поведении? Как угадать, как отнесутся к выбранному вами ребенку ваши родители или родители супруга? А если у вас есть собственные дети, как они отнесутся к малышу и примут ли нового члена семьи? И сможете ли вы полюбить приемного малыша, как родного?

  Психологи, работающие с приемными семьями, рассказывают о множестве проблем, возникающих при усыновлении детей. Ведь в детдоме редко можно найти абсолютного здорового и с хорошими генами ребенка.

Читайте также:  Когда можно надевать послеродовой бандаж и чем он полезен: советы врачей

Кроме того, ребенок, прошедший через детский дом или приют, брошенный родителями или потерявший их, прошедший через испытания голодом, насилием, получает сильную психологическую травму, которая впоследствии может вызвать нежелательные изменения в поведении.

К примеру, семья М., после того, как выросла и вышла замуж родная дочь, взяли из детдома десятилетнего мальчика Алешу, имевшего хорошие характеристики, успешно учившегося в школе. Месяц, который он провел с ними как гость, показал ребенка с хорошей стороны, и семья оформила усыновление. Но этот месяц был последним спокойным в их жизни.

Мальчик начал лгать родителями по любому поводу, красть деньги из карманов и кошельков, грубить учителям в школе, драться с одноклассниками, приставать к девочкам. На него жаловались учителя, соседи по дому.  

Беседы и наказания не приводили к положительному результату. Супруги М.

отдавали ребенку все свободное время, окружая его заботой, лаской, стараясь смягчить характер ребенка. Поняв, что сами не справляются, обратились к психологам, а потом и психиатру. В течение года мальчика пытались привести в чувство специалисты и родители, но ничего не менялось.

С душевной болью и чувством вины супруги вернули ребенка в детский дом. А мальчик на это никак не прореагировал.

Или вот еще случай, которых достаточно много.

Семья В. взяла из детского дома сестренок 7 и 10 лет. Девочки радовались, попав в семью, сразу начали называть родителей мамой и папой, хорошо учились и первое время не доставляли особых проблем. Освоившись в семье, почувствовав, что их любят, старшая, Лена, вдруг начала учиться хуже, откровенно хамить. Однажды отца вызвали в отделение полиции.

Девочку поймали на воровстве в магазине. Затем вызовы следовали один за другим. Родители повели ребенка на обследование к психологу, который выяснил, что у девочки наследственное заболевание – клептомания, которое раньше себя никак не проявляло. Родители вынуждены были вернуть детей в детдом.

Проблемы воспитания приемных детей бывают и не такими сложными, но в любом случае, решив взять из детдома ребенка, нужно быть готовым к трудностям, набираться терпения и любви.

 Стоит заметить, что приемные дети могут привнести не только проблемы воспитания. Есть еще ряд проблем, которые не предполагаются при принятии решения, но затем могут выйти на первый план.

Проблемы приемных родителей и детей

Проблемы начинаются с мотивов, по которым вы решили взять в свою семью чужого ребенка.

Психологи называют несколько причин, по которым в нормальных семьях возникают конфликты с приемными детьми.

  • Сверх заботливость или гиперопека. Эта ситуация встречается в семьях, потерявших собственного ребенка, или не имеющих детей из-за болезни. Ребенку не дают сделать самостоятельно ни одного шага, он должен находиться только рядом с родителями, показывать им свою любовь.До определенного момента, пока ребенок маленький, ему это может даже нравиться. Но, взрослея, каждый малыш начинает стремиться к самостоятельности. Родители же не понимают и не желают отпускать его от себя. Ребенок грубит, убегает без разрешения к друзьям, делает все наперекор. Впрочем, такая ситуация возможна не только с приемным, но и с родным ребенком. 
  • Доброе дело. Цель родителей, желающих взять ребенка – получить одобрение окружающих . Соответствующего отношения они ждут и от ребенка, которого они облагодетельствовали. Реакцию ребенка предсказать не трудно, трудно с этой реакцией справиться. 
  • Тайна усыновления. Мнительные взрослые, взявшие в семью младенца, боятся, что малыш узнает о своем происхождении от чужих людей. В такой семье часты проблемы в общении с внешним миром. Родители ограничивают контакты ребенка, сами живут замкнуто. У ребенка возникает дефицит общения, его тянет на улицу, к друзьям, чего никак не могут допустить родители. Если же тайна раскрывается, ребенок получает тяжелую травму, становится неуправляем, на все упреки родителей отвечает: «Я вам не родной» и т.д. Порой дети предпринимают попытки самоубийства или убегают из дому с целью найти своих настоящих родных. 
  • Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка – еще одна проблема приемных семей. Одни родители возлагают на детей необыкновенные надежды, пытаются вырастить гения, отправляя его одновременно в бассейн, на фигурное катание, в художественную школу и на хоровое пение. Другие же страшно боятся, что однажды выйдет наружу заложенная генетически плохая черта характера, выискивают второе дно в каждом проступке ребенка.И в том и в другом случае неудачи, капризы, проступки воспринимаются родителями негативно, приводят к разочарованию, гневу.  В то же время такие поступки родного ребенка воспринимались бы ими как нечто обыкновенное, легко прощались и забывались. Дети у таких родителей страдают от низкой самооценки, у них часто бывают депрессии, они не уверенны в себе, и по-детски пытаются привлечь к себе внимание либо постоянными приставаниями к родителям, либо дерзостью, плохими поступками, вызывающим поведением.

И только взрослые, принимающие малыша в семью для того, чтобы сделать его счастливым, могут надеяться на то, что нарушения в поведении ребенка постепенно нормализуются, и семья будет дружной и благополучной.

Источник: http://tvoiyapravda.ru/for-semya/priemnaja-semia/problemy-s-detmi.html

Приемный ребенок оказался «трудным» — почему? | Милосердие.ru

«Когда ребенок попадает в семью, это как свадьба. С этого начинается не красивая сказка, а реальная жизнь», — напоминает Наталья Степина, руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»).

Изменение трудного поведения приемного ребенка – возможно, убеждены специалисты. «Это ребенок не знает, что с этим делать, а мы знаем. Давайте просто научим – и его, и родителей», — говорит Наталья Степина.

На что нужно обращать внимание и как поступать родителям, говорили психологи и представители НКО, участники конференции «Трудное поведение: что ждет приемный ребенок от общества, специалистов, родителей».

Что с ними не так?

Наталья Степина, руководитель Ресурсного центра помощи приемным семьям с особыми детьми (БФ «Здесь и сейчас»). Фото с сайта changeonelife.ru

Эти дети не умеют распознавать собственные эмоции — их этому просто никто не учил. В итоге любая эмоция захлестывает ребенка, и он находится в состоянии хаотичного возбуждения.

Куда уж там планировать свою жизнь, если он не понимает, что с ним происходит! Такие дети могут быть импульсивны, драчливы, их воспринимают как агрессивных, хотя просто на них накатывает аффект, поясняет Наталья Степина.

Они не умеют терпеть, им невыносимо ожидание. Им трудно соблюдать правила. Поэтому они похожи на капризных трехлеток, даже если они подростки. И это обескураживает и демотивирует взрослых.

Это провокативные дети. Они не разрушители, они хотят созидать, просто не знают, как это сделать. Такой ребенок проверяет взрослого на «вшивость» — он ищет сильного взрослого, который даст ему чувство безопасности. «Если с провокативным ребенком сюсюкаться и уступать – будет хуже.

Они устраивают шоу, красивые истерики, — рассказывает Наталья Степина. — У нас был случай, когда родители даже чуть не развелись из-за проблем со своим трудным приемным  ребенком. Часто взрослые вообще не знают, как реагировать на такие ситуации. Учителя, кстати, тоже».

Ребенок с детдомовским прошлым может демонстративно совершают плохие поступки, скажем, это может быть воровство – как один из способов нарушить правила. «Часто они делают это еще и умышленно на глазах у окружающих. Это способ, чтобы о нем узнали.

Чтобы взрослые «подпрыгнули», а ровесники подумали бы, что он крут», — поясняет эксперт.

У детдомовцев часто сложности с пониманием границ. «Когда-то им не дали ощущение «домика», куда они могут спрятаться. Такие дети плохо чувствуют свое тело – их мало брали на руки.

Плохо понимают пространство — в приютах ведь часто они просто сидели в своих кроватках, — замечает Наталья Степина. — Они могут уйти с урока – потому что просто не понимают, зачем надо сидеть до конца».

Наконец, особая категория – подростки. У них есть потребность в сепарации, отвержение родителей, становятся более активными взаимотношения со сверстниками.

Кислородную маску — родителям

Специалисты тревожатся: у нас почему-то сложился стереотип, что если ребенок трудный – виноваты приемные родители. На семью фактически ложится клеймо. «На самом деле психика приемных родителей часто так истощена в ходе адаптационного периода семьи, что семья оказывается под угрозой развала. А дети – под угрозой возврата», — подчеркивает Наталья Степина.

Важный принцип в ситуации с трудным ребенком – помогать родителям. «Это как в самолете – кислородную маску нужно надеть сначала взрослому, потом ребенку. Мы, специалисты, начинаем с того, что принимаем трудности в ребенке.

И мы говорим родителям – да, это правда, с вашим ребенком трудно. Для них такое принятие  — важнейший фактор, — говорит Наталья Степина.

— Десятки мам начинают плакать на этих словах – когда им не говорят, что вы «должны спасать общество» или «нужно жизнь положить на своего ребенка», а когда принимают их сложности».

Работаем не с плохим поведением, а с его причиной

Ольга Неупокоева, коррекционный психолог. Фото с сайта kommersant.ru

Коррекционный психолог Ольга Неупокоева замечает, что если на приеме шла волна приемных семей с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), то сейчас к психологам повально обращаются с РРП (реактивное расстройство привязанности).

Родители часто делают ошибку: начинают бороться с симптомом – с трудным поведением, отставанием в учебе, а не с причиной — РРП. Специалисты советуют родителям смещать свое внимание на работу с трудностями привязанности.

«Трудное поведение — это психологическая защита ребенка, благодаря ей ребенок выжил – и физически, и морально. Можно сломать ребенка, вскрыть его защиты.

Но он будет сопротивляться до последнего и победит, у детей больше мотивации», — замечает Ольга Неупокоева.

Правильно выстраиваем семейную иерархию

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/priemnyj-rebenok-okazalsya-trudnym-pochemu/

Воспитание приемного ребенка, проблемы и пути решения

В основу статьи лег клинический случай. Из рассказа родителей — приемный ребенок не слушается:

Родные и приемные дети — есть ли разница? Почему возникают проблемы воспитания приемных детей

Когда женщина рожает своего ребенка, она не знает, каким он будет, она не выбирает ни пол, ни психические особенности малыша. Естественным образом рождается ребенок такой, какой есть, и к нему у женщины возникает материнский инстинкт. Это природный механизм, он необходим для сохранения потомства как у животных, так и у людей.

При наличии материнского инстинкта жизнь малыша оценивается матерью как приоритет над своей собственной жизнью. Мать заботится о ребенке, вкладывает в него самое лучшее и бессознательно не ожидает отдачи от него. Родного дитя любят, каким бы он ни был и что бы ни натворил.

При усыновлении люди могут выбрать ребенка сами. Когда люди усыновляют, они руководствуются своим разумом и предпочтениями. Выбирают того, кто понравился. Тех, кто не понравился — не берут, а если и усыновляют, то с целью сделать из него такого, который нравился бы.

К приемным детям не возникает материнского инстинкта. Сознательно приемные родители делают для малыша все, но что-то может идти не так, как им хочется.

Если при наличии материнского инстинкта мать естественным образом нацелена природой на отдачу ребенку всего, что у нее есть, даже собственной жизни, то к приемным детям формируется другое отношение.

При усыновлении не срабатывает природный механизм приоритета ребенка над родителями. Природой все задумано правильно, ведь будущее — это дети, которые должны выжить и получить все лучшее, чтобы человеческий вид продолжал существовать и развиваться. Поэтому мать готова отдать жизнь за своего ребенка. Приемные же родители действуют иначе.

Самые лучшие побуждения могут толкать людей на усыновление малыша из детского дома. Одни не могут родить своего ребенка и берут в семью, чтобы любить его, как родного. Чтобы было, кому передать семейное дело, наследство. Другие хотят дать обездоленному, брошенному чаду дом из сострадания.

Так или иначе, люди действуют из своего желания, то есть из своего бессознательного эгоистического стремления, которое не осознают. А это значит, что они совершают действие с ожиданием возврата, то есть получения. Дать, чтобы получить взамен.

Между приемными детьми и родителями не возникает бессознательной регуляции, как это происходит с родным малышом через материнский инстинкт. Приемные родители руководствуются свои умом, что может быть ошибочно.

Собственные дети могут радовать достижениями — отличной учебой, послушанием, помощью, успехами в спорте. Но могут не радовать, а наоборот, расстраивать. Тем не менее, они остаются своими, и даже если сын — малолетний вор и преступник, мать будет защищать его и оправдывать.

От приемного ребенка мы ждем отдачи. Это внутреннее отношение, и оно неосознанно. Получается мена: «я тебе, а ты мне». Если приемный малыш не оправдывает ожиданий, ведет себя плохо, то родители не получают то, чего хотят бессознательно.

Не получая желаемого послушания и развития приемного ребенка, родители наказывают его так, как не стали бы этого делать с родными детьми. Бессознательное ожидание отдачи от приемного малыша делает отношения с ним очень сложными.

Поэтому в воспитании приемных детей возникает столько проблем — они могут начать воровать, проявлять агрессию, выражать протест разными способами. Нередки случаи, когда родители возвращают ребенка обратно в детский дом, потому что не смогли справиться с ним.

Семилетнего Васю били, унижали перед публикой, наказывали. Родители поступали так непроизвольно, ведь и родных детей часто наказывают и бьют. В этом же случае ребенок стал настолько неуправляем, что родители обратились за помощью к психиатру.

Читайте также:  Черты характера новорожденных детей

Как решить психологические проблемы воспитания приемного ребенка в этой семье?

Любой ребенок, родной или приемный, нуждается в чувстве защищенности и безопасности, и Вася не исключение. Это необходимо для развития его психики.

Малыш бессознательно ощущает, что родители, прежде всего, мама, сохраняют его жизнь и здоровье, в том числе психическое равновесие.

Значит, он может спокойно развиваться и впоследствии начать сохранять себя самостоятельно, когда психически созреет к пубертатному периоду.

Психика развивается до подросткового возраста, а до этого времени ребенок проявляет себя как еще не зрелый, не взрослый. С него нельзя спрашивать, как с взрослого. Как это делали с Васей — «ворует». Он не воровал. Вася, будучи лишенным чувства защищенности и безопасности, был вынужден сохранять себя сам, то есть психически ему пришлось вести себя по-взрослому с незрелой психикой.

Так возникают задержки развития психики — как у приемных, так и у родных детей. Разница в том, что приемный ребенок изначально не получает чувства защищенности и безопасности на базе материнского инстинкта.

Если родной ребенок теряет защищенность и безопасность, когда на него кричат, бьют, унижают, то те же самые действия у приемного Васи усугубляли его задержки развития все больше и больше.

Поэтому неправильное воспитание приемных детей, незнание психологических нюансов и особенностей воспитания приемных детей может приводить семью к плачевным последствиям.

Материнского инстинкта к приемному ребенку не возникнет. Но возможно создать с ним эмоциональную связь. Это чувственное, доверительное общение. Начать можно с чтения сказок на ночь.

Эмоциональная связь позволит создать и сохранить крепкие отношения с ребенком на всю жизнь. А чтение сказок на ночь, совместное семейное чтение — это воспитание чувств, залог будущей способности ребенка воспринимать мир прекрасным, видеть красоту души другого человека, создавать счастливые парные отношения.

Традиция общего семейного стола укрепляет отношения. Когда люди совместно получают удовольствие от пищи и при этом делятся своими чувственными переживаниями по поводу чего-либо, это сближает их еще больше. Совместные обеды должны быть во всех семьях, а не только там, где воспитывается приемный ребенок.

Для правильного воспитания приемного ребенка, а также для того, чтобы избежать проблем в воспитании и приемных, и родных детей, необходимо знать особенности их психики. Малыш рождается с уже заданными способностями.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, психика состоит из частей (векторов), всего их восемь. Это значит, что у ребенка уже есть врожденные несколько векторов из восьми, которые составляют его психику.

Каждый вектор наделен своими особенными свойствами и талантами.

Они находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в развитии. В процессе развития ребенок сам своим поведением показывает, где совершаются ошибки воспитания. Вася делал это много раз. Воровство — это признак того, что физически наказывают ребенка, который из маленького воришки способен развиться в талантливого инженера, управленца, представителя закона.

Чувство защищенности и безопасности, эмоциональная связь, семейные традиции, правильное развитие согласно врожденным свойствам (векторам) позволит решить проблемы в воспитании не только приемного Васи, но и родного ребенка тоже.

Как избежать проблем при усыновлении ребенка и воспитании его в приемной семье?

Прежде всего, необходимо осознать, что усыновляя ребенка, мы берем ответственность за его жизнь на себя. Ему необходимо ощущать чувство защищенности и безопасности.

Когда родители стоят над ним, как строгие цензоры, готовые в любой следующий момент наказать его за то, что он не оправдал того, что в него вложено, — это путь к возникновению проблем воспитания и задержек развития приемного ребенка.

Возникает вопрос: как выбрать ребенка для усыновления? Такого, от которого родителям нечего получить, а можно только вкладываться в него — можно усыновлять. Речь о физических инвалидах. Те дети, которые не могут порадовать нас достижениями в чем-либо, даже внуками.

Таким образом, приемные родители заведомо ставят себя в ситуацию, когда они будут только вкладывать в развитие малыша и не будут ожидать за это ничего взамен. Бессознательно это сработает, и это правильный выбор.

Психически больных детей усыновлять нельзя — их можно патронировать, но не брать в семью.

Когда усыновляют ребенка погибшего родственника, тоже срабатывает механизм отдачи ребенку и его приоритета над родителями. Такой ребенок бессознательно воспринимается как свой, его можно и нужно усыновлять.

Чтобы узнать больше о воспитании детей согласно их врожденным способностям, начните изучение системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь на бесплатные лекции по ссылке.

Автор Екатерина Крестникова, врач – психиатр, психиатр-нарколог
Корректор Ирина Щербакова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Психология

Источник: http://svp.expert/psixologiya/vospitanie-priemnogo-rebenka-kak-spravitsya/

Психологические проблемы приемных родителей

Усыновление со времен Древнего Рима является важным социальным институтом. Однако до сих пор отношение к нему неоднозначное: одни считают, что ребенку лучше жить в семье, другие, наоборот, говорят о преимуществах общественного воспитания в специальных учреждениях.

Этому не стоит удивляться, ведь чужой ребенок в семье всегда нечто необычное. Тем более это необычно для людей, решившихся взять на воспитание ребенка, о котором они практически ничего не знают.

Приемным родителям нелегко избавиться от некоторой неуверенности и определенного напряжения, когда после долгого колебания они, наконец, принимают столь ответственное решение и осознают, что вот и они на самом деле стали воспитателями, и теперь еще одна человеческая судьба зависит только от них.

Многих еще долго сопровождает «воспитательская дрожь»: сумеют ли они справиться со взятыми на себя обязательствами и благополучно провести ребенка через рифы жизни, удовлетворить в полной мере его душевные потребности, помогая ему стать самостоятельной и неповторимой личностью.

Ребенку, потерявшему собственных родителей, для полноценного развития необходимо семейное окружение, наполненное любовью, взаимным доверием и уважением.

У супругов, которые не могут иметь своих детей, есть много родительских потребностей, остающихся неудовлетворенными, и много родительских чувств, остающихся невыраженными.

Поэтому при усыновлении происходит встреча неудовлетворенных потребностей одной и другой стороны, что позволяет им быстрее достичь взаимопонимания.

Однако, в жизни не всегда проходит все так гладко, как мечталось: вновь созданный детско-родительский союз хотя и благороден, но очень хрупок, поэтому ему так необходимы внимание, помощь и психологическая поддержка. В нем таятся определенные опасности, о которых следует знать приемным родителям, чтобы своевременно их предупредить.

Бытует мнение, что самая большая опасностьдля семейного содружества – раскрытие тайны усыновления.

И приемные родители, поддавшись такому заблуждению, принимают разные меры предосторожности: прекращают встречи со знакомыми, переезжают в другой район или даже город, чтобы оградить ребенка от возможного душевного потрясения, связанного с раскрытием этой семейной тайны.

Но опыт показывает, что все эти предосторожности недостаточно действенны, и самая твердая гарантия – это правда, которую ребенок должен узнать от своих приемных родителей. Именно правда является самым главным условием хорошей воспитательной атмосферы.

И если ребенок с первых дней пребывания в приемной семье вырастает с сознанием того, что он «неродной», но его любят так же, как и остальных детей, тогда серьезная опасность семейному союзу не грозит.

Вторая опасность приемных родителей связана с наследственными качествами ребенка. Многие из них опасаются «дурной наследственности» и всю жизнь напряженно следят за особенностями поведения усыновленного ребенка, выискивая в нем проявление тех «пороков», которыми их наградили биологические родители.

Конечно, нельзя изменить природный тип нервной системы и превратить слабые способности ребенка в талант даже при самых героических усилиях и неустанном воспитательном усердии приемных родителей. Но это почти и все, что воспитание не может. На все остальное, связанное с личностью ребенка, оно может успешно повлиять.

Многие плохие привычки, которые ребенок приобрел в прежнем окружении, особая манера поведения, которой он пытался уравновесить эмоциональную ограниченность своей жизни, отсутствие практических знаний и умений доброжелательного взаимодействия с другими людьми – со всем этим целенаправленное, последовательное и наполненное любовью воспитание прекрасно может справиться.

Самое главное, что требуется от приемных родителей, — это терпение и готовность своевременно оказать необходимую помощь новому члену семьи во вхождении его в ту жизнь, к которой он не привык.

Нередко можно столкнуться с мнением, что самые сложные проблемы в ситуации образования нового семейного союза связаны с особенностями поведения детей. Однако, практика показывает, что самым слабым звеном подобного союза оказываются сами родители.

Иногда они бывают чрезмерно взвинчены от долгого ожидания своих прогнозов, которые почему-то не торопятся сбываться, поэтому пытаются торопить и «подстегивать» ребенка. Нередко, взяв на себя ответственность за другого человека, они полны неуверенности и не представляют, какие радости и заботы принесет им «чужой» ребенок.

Часто они обрушивают на ребенка свои нереализованные родительские чувства, забывая о том, что он может быть к ним не подготовлен и поэтому вынужден защищаться от нахлынувшего на него эмоционального потока. У людей, только что ставших родителями, есть склонность предъявлять к своему чаду повышенные требования, с которыми оно просто пока не в силах справиться.

И хотя они вслух заявляют, что будут вполне довольны, если их сын (или дочь) будет учиться посредственно, в глубине души они ставят перед ребенком более высокие цели, которых он, по их мнению, обязательно должен добиться.

Другие же, напротив, верят только в наследственность и с опасением ожидают, что же ребенок перенял от своих биологических родителей: отклонения в поведении, болезни и многое другое непривлекательное и нежелательное для семьи и полноценного развития самого ребенка. По этой причине они нередко втайне наблюдают за поведением ребенка, занимая выжидательную позицию.

Проявляющиеся в поведении ребенка неприемлемые, на взгляд приемных родителей, манеры и увлечения они склонны относить к плохой наследственности, не задумываясь о том, что это может быть не чем иным, как реакцией на необычные для него условия жизни в новой семье.

Кроме того, ребенка постоянно могут преследовать мысли и воспоминания о его биологических родителях, которых он продолжает в душе любить, несмотря на то, что жизнь с ними не была столь благополучной, как сейчас. Он пребывает в смятении и не знает, как себя вести: с одной стороны, он еще продолжает любить своих родных родителей, а с другой, пока еще не успел полюбить родителей приемных.

По этой причине его поведение может отличаться непоследовательностью и противоречивостью, он боится своей привязанностью к приемным родителям «обидеть» своих прежних. Иногда агрессивные поведенческие реакции во взаимоотношениях с приемными родителями есть не что иное, как психологическая защита на те внутренние противоречия, которые они испытывают, любя одновременно неродных и родных родителей. Конечно, подобное поведение ребенка очень болезненно воспринимается его новыми родителями, которые не знают, как себя вести в подобной ситуации, стоит ли его наказывать за те или иные проступки.

Порой приемные родителя боятся наказать ребенка из-за опасения, что он может почувствовать в них чужих для себя людей. Иногда же, наоборот, они впадают в отчаяние оттого, что не знают, как еще его наказать, потому что все наказания бесполезны – на него ничего не действует.

Если четко представлять, что в основе воспитательного воздействия наказания лежит временный разрыв эмоциональной связи между ребенком и взрослым, тогда легче понять, что не надо этого бояться.

Важно, чтобы за наказанием последовало прощение, примирение, возврат былых отношений, и тогда вместо отчуждения эмоциональная связь только углубляется. Но если эмоциональные отношения в приемной семье еще не настроены, то никакое наказание не будет иметь желаемого воздействия.

Многие дети, попадающие в приемные семьи, просто еще не научились (не привыкли) кого-либо любить, к кому-нибудь эмоционально привязываться, чувствовать себя хорошо в условиях семейного окружения.

И то, что обычно принято считать наказанием, они воспринимают довольно безразлично, точно так же, как природные явления – снег, грозу, жару и т.п. Следовательно, в первую очередь в семье необходимо строить эмоциональную связь, а это требует времени, терпения и снисходительности со стороны приемных родителей.

На усыновление нельзя смотреть как на жертву, принесенную ребенку новыми родителями. Напротив, сам ребенок дает очень многое своим усыновителям.

Хуже всего, если взрослые, усыновляя малыша, тем самым пытаются решить какие-то свои проблемы. Например, предполагают сохранить распадающийся супружеский союз или видят в ребенке своеобразную «страховку» на старость.

Бывает и так, что, имея единственного ребенка, супруги пытаются найти сверстника или компаньона для него, то есть, когда приемный ребенок служит средством для решения каких-то личных или внутрисемейных проблем взрослых, а не является целью, ориентированной на него самого и достигаемой ради него же.

Пожалуй, самой приемлемой является ситуация, когда ребенок берется в приемную семью с тем, чтобы сделать ее жизнь более наполненной, если приемные родители видят в нем свое продолжение в будущем и считают, что их союз в одинаковой степени полезен обеим сторонам.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s74867t1.html

Ссылка на основную публикацию