Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с другими хорошо?

Почему ребенок плохо ведет себя с мамой, а с другими хорошо?

Родители для маленького ребенка — не только самые близкие люди, но и целый мир.

Однако многие семьи сталкиваются с такой проблемой: малыш капризничает и закатывает истерики в присутствии мамы, хотя со всеми остальными людьми остается спокойным и послушным.

Это огорчает взрослых, особенно если они воспитывают первенца. Действительно ли в плохом поведении малыша виновата мама? Разобраться в этом вопросе поможет детский психолог Екатерина Бурмистрова.

Екатерина Бурмистрова, психолог:Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду.

К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: «У нас с ним нет никаких проблем». И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно.

Часто родители, особенно если это первенец, не понимают, в чем же тут дело.

Причина №1. Доверие к родителям

Родители привыкли искать причину сложного поведения ребенка в самих себе. Если что-то идет не так, мама начинает анализировать собственные действия, считая, что именно она неправильно воспитывает свое чадо. В действительности малыши закатывают истерики и тогда, когда их воспитывают строго, и тогда, когда их балуют.

Парадокс отношений родителей и детей заключается в том, что каждый ребенок хуже всего ведет себя с людьми, которых больше любит. Точнее, с теми, кому он полностью доверяет.

Поэтому истерики в присутствии мамы — абсолютно нормальное явление. Если малыш не боится выражать свои чувства и эмоции перед родителем, значит, их отношения можно назвать здоровыми.

Взрослым удалось установить базовый уровень доверия, при котором ребенку с ними комфортно.

Ребенок хорошо себя ведет только с мамой — норма или тревожный сигнал?

Мама должна насторожиться, если ее ребенок ходит с ней по струнке, а все негативные эмоции выдает няне, бабушке или воспитателям в детском саду.

К счастью, такое поведение встречается крайне редко и говорит о том, что малыш боится или просто плохо знает самого близкого человека.

Обычно это происходит из-за того, что мама много работает и практически не появляется дома и очень редко видит собственного ребенка.

Психологи рассказывают, что такой тип поведения — не редкость для Европы, где родители полностью перекладывают обязанности по воспитанию детей на нянь. В России подобных семей достаточно мало. Поэтому для нашей страны стандартна другая ситуация: мама все свое время уделяет малышу, а он хуже всего ведет себя именно с ней.

Когда ребенок доверяет своим родителям, он чувствует себя в абсолютной безопасности рядом с ними. В такой ситуации малышу нет смысла контролировать свое поведение и эмоции, хотя он уже поступает так в присутствии других людей.

Причина №2. Подстройка под взрослых

Маленький ребенок в возрасте до 6 лет — это хамелеон, который подстраивается под взрослых. Дети часто повторяют фразы, которые говорят родители, копируют их походку и способ держать ложку за столом. Он такого подражания в доме нередко случаются ЧП.

Имитируя папину работу за компьютером, малыш может случайно выдернуть сетевой кабель из розетки, что приведет к потере данных. Копируя мамины хлопоты по хозяйству, дети рассыпают муку по всей кухне. Все это — естественные механизмы развития, обучения и самосовершенствования.

Последствия таких игр во взрослых у многих даже вызывают смех и умиление, ведь в доме подрастает настоящий хозяин или хозяюшка.

Уровень эмоциональной имитации обычный родитель видит гораздо хуже. Когда ребенок плохо себя ведет при приходе мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо, – это очень наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства.

Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них всё было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна. Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Он это делает без мысли, как растение поворачивается к свету, как собака или кот приходят жалеть или лечить хозяина.

Когда приходит мама, за ней следуют другие требования, эмоциональные ожидания, реакции на разные слова и типы поведения. Однако ребенок привык к бабушкиной системе координат. Для перестройки под маму у него не было времени. В результате на какой-то период ребенок оказывается в двух системах координат.

Из-за того, что он не успевает переключиться, малыш становится растерянным. Провокационное поведение — это его естественная реакция, которая помогает адаптироваться к маминым особенностям после долгого времени, проведенного с бабушкой. Поэтому и возникают временные сбои в поведении, истерики и капризы.

Как исправить поведение ребенка?

Главное, что нужно сделать родителям, — это перестать обижаться на ребенка и винить себя в том, что он скандалит в их присутствии. Мама и папа должны понять, что поведение малыша не обращено на них, но связано с естественным этапом развития.

То, что ребенок позволяет себе гораздо больше эмоций и реакций в присутствии самых близких людей, — это норма. Маме придется смириться с тем, что малыш некоторое время будет плохо себя вести с ней.

Чтобы лучше адаптироваться к таким условиям, родителям стоит воспользоваться рекомендациями психологов.

Тактика выжидания

Когда настроение и поведение ребенка резко меняются, женщина всегда начинает думать, что она плохая мама. Часто масла в огонь подливают бабушки, делая язвительные замечания: «Мы с ним так хорошо ладим, что же ты сделала, что он сразу захныкал?», «А вот со мной он не капризничал!»

Родственники часто начинают конкурировать за любовь ребенка, поэтому лучше пропускать эмоциональную волну.

Психолог Екатерина Бурмистрова объясняет, что эта метафора связана с образом внутреннего моря, которое есть в каждом человеке.

Когда его штормит от сильного потрясения, лучше переждать одну волну, а затем поднырнуть под нее. После этого вы окажетесь в комфортном и безопасном пространстве.

Точно так и нужно поступать с эмоциональными реакциями ребенка. Нужно отойти на пару шагов и чуть-чуть подождать, чтобы малыш смог перестроиться. Обычно ребенок выходит из поведенческого сбоя самостоятельно.

Если у него это не получится, можно помочь ему и мягко произнести: «Ты так разошелся, что я вижу, как сильно ты по мне скучал». Просто подождите.

Эмоциональная волна сойдет, и ребенок станет с мамой ласковым, как и раньше.

Контроль отношений внутри семьи

В большинстве случаев лучше смириться с тем, что на определенный промежуток времени поведение ребенка выйдет из-под контроля.

Чем бороться с механизмами развития малыша, лучше установить определенные правила внутри семьи. Они помогут ребенку быстрее переключаться с бабушек и нянь на родителей. Оптимальный вариант — сдавать ребенка на руки маме и сразу уходить.

После этого ей нужно еще немного подождать, чтобы малыш вернулся в норму.

Важно понимать, что у ребенка будет определенная линия общения с каждым взрослым, который имеет к нему тесное отношение.

Речь идет о бабушках, дедушках, нянях, воспитательнице в детском саду, а также о папе, если он живет отдельно. Отношения с ними складываются совершенно не так, как с мамой.

Более того, с каждым человеком малыш проявляет себя по-разному. Ведь у всех родственников свои эмоции и реакции, которые ребенок неосознанно копирует.

Отношения с другими людьми не принесут вреда, если мама не будет проявлять ревность, агрессию, выставлять свои требования. Такие реакции изматывают и взрослых, и детей. А главное — у мамы нет никаких поводов для беспокойств.

Если она уделяет ребенку достаточно времени, он всегда будет воспринимать ее как самого близкого человека, которому можно доверять. Отношения с другими взрослыми и смена обстановки пойдут только на пользу малышу.

Он научится общаться с разными людьми, узнает новую информацию. Все это поможет ему в будущем.

Иногда у ребенка при разговоре с бабушкой изменяется голос и интонации, он может командовать и манипулирует ей. Если ребенок так себя ведет, значит, ему это позволяют. Бабушка считает поведения ребенка нормальным, малыш тоже всем доволен. В результате выстраиваются гармоничные отношения.

Если мама совершенно не поддерживает бабушкин взгляд на воспитание, им не стоит распивать чаи в присутствии малыша. Две разные системы координат выведут его из равновесия. Лучше резко сдать ребенка на руки и уйти.

Гораздо сложнее дать малышу выделенную линию общения с папой, который живет отдельно. В этом случае взрослым придется забыть о своих конфликтах и постараться довериться друг другу, а после развода это очень не просто.

Однако ребенку вполне можно позволить отдельные форматы отношений с родственниками, которым вы доверяете. Когда малыш пойдет в школу, у него образуется своя линия общения с первой учительницей.

Позже ему не составит труда заводить друзей.

Потому что с родителями ребенок себя ведет расслабленно, и много позволяет себе. Я в садике была послушной идеальной девочкой, дома сорванцом. А в садике я всегда держала себя в рамках, тети чужие, боялась осуждения, а дома с мамой расслаблялась.

Источник: https://jemchyjinka.ru/2017/02/12/pochemu-rebenok-ploho-vedet-sebya-s-mamoj-a-s-drugimi-horosho/

Причины плохого поведения ребенка при маме и решение проблемы

Порой каждая вторая мама обращает внимание на то, что ребёнок ведёт себя в её присутствии намного хуже, чем с воспитательницей в детском саду, папой или няней.

С другими взрослыми он более послушный, сдержанный, спокойный, хотя при маме тут же становится капризным, хулиганистым, не слушается маму, а вместо этого бегает, кричит и истерит. Мама, естественно, не понимает, как же это так, и у неё может даже возникать по этому поводу чувство вины.

Читайте также:  Можно ли есть капусту кормящей маме во время грудного вскармливания

Да и окружающие только помогают зародиться этому чувству, говоря, какой ребёнок был воспитанный, пока его мама не пришла.

Маме, чтобы не переживать по этому поводу, будто она что-то делает не так, будто она во всём виновата, необходимо знать, что такое поведение ребёнка вовсе не зависит от того, что:

  1. Его любовь по отношению к человеку, с которым он был послушным больше, чем к маме.
  2. Мама слишком опекает и балует своё чадо, или она, напротив, слишком строгая в воспитании. То есть, не зависит от того, что она «плохая мать».

Следовательно, не стоит заниматься самокритикой и самобичеваниями, мыслями о том, что мама не создана воспитывать детей или плохо с этим справляется. Наоборот, важно вместо того, чтобы растрачивать энергию на ненужные мысли, посвятить это время своему ребёнку, попытаться понять, почему же он так негативно ведёт себя при маме.

В чём же причина плохого поведения?

В первую очередь, отличие поведения ребёнка в присутствии разных людей говорит о том, что социальный интеллект созревает в соответствии с возрастом.

Стоит радоваться тому, что малыш понимает разницу между людьми и в зависимости от этого может контролировать своё поведение: с кем ему можно вести себя фривольно, капризничать и озорничать, а с кем этого делать не стоит. Почему ребенок плохо ведет себя с мамой?

Существует три наиболее вероятных основания отрицательного поведения в присутствии мамы:

  1. Такой рефлекс поведения имеет природную первопричину. Английский психолог Джон Боулби утверждает, что даже в природе у малышей диких животных замечается такое явление: при маме детёныши больше играют и возятся, как маленькие щенки. Человеческие дети точно также ведут себя при маме, будто бы они намного меньше по возрасту. Это может выглядеть следующим образом: ребёнок просит взять его на руки, зашнуровать ему ботинки или застегнуть курточку, несмотря на то, что он уже давно умеет делать это сам.
  2. В кругу близких людей даже взрослые часто расслабляются и ведут себя раскованнее, чем в кругу коллег по работе или знакомых. Так же и маленький ребёнок не боится при маме расслабиться и начать ребячиться, потому что чувствует себя уютно, не переживает, что его осудят. В детском саду дети проводят целый день нередко в компании с напряжением и необходимостью сдерживать эмоции. Неудивительно, что по приходу мамы, ребёнок начинает выбрасывать всю эту массу эмоций, накопленных за день. Маме стоит думать не о том, что же она сделала не так, а о том, что это именно благодаря её присутствию её малыш может чувствовать себя в безопасности, а это значит, что между ней и её чадом царит атмосфера доверия и согласия.
  3. Дети копируют поведение взрослых, окружающих их. Когда ребенок находится с мамой, он повторяет за ней, когда с бабушкой – за бабушкой. Когда же мама приходит, чтобы сменить бабушку, ребёнку необходимо переключиться на другого взрослого. Первое время это даётся ему не так уж легко, порождает психологический дискомфорт, что выливается в выкрутасы и неподчинение.

Когда причина плохого поведения более-менее ясна, возникает вопрос «а что же теперь делать? Как быть?».

Правила для мамы, помогающие не стать жертвой дурных мыслей о себе

  1. Не обращайте внимания на слова других о дурном поведении ребёнка в присутствии Вас. Мама может ответить на нападки вежливой улыбкой и комментарием о том, что дети шалят с теми, кого больше любят.
  2. В некоторых случаях подождите, когда ребёнок сможет перестроиться на новое поведение. Со временем у ребёнка будет это получаться всё быстрее и быстрее.
  3. Можно попробовать уменьшить время нахождения ребёнка в одном месте с более, чем одним значимым взрослым. Прощаться с бабушкой или няней и сразу уводить его домой. Тогда у малыша не будет возникать чувство смятения по поводу того, за каким взрослым ему повторять. Это будет уменьшать напряжение ребёнка, и плохое поведение скорее исчезнет.
  4. Необходимо развивать социальный интеллект малыша. Можно говорить о состоянии ребёнка вслух: «Я вижу, ты утомился». И принимать его состояние, проявляя сопереживание: «Я также соскучилась по тебе». Полезно, чтобы ребёнок понимал, что с ним происходит. Когда он находится под действием эмоций, он не может управлять собой, что пугает и маму и его самого. Спокойная мама будет воздействовать, как островок безопасности. Малыш постепенно успокоится и вскоре научится управлять собой сам.
  5. Наиболее важно и ценно и для мамы, и для малыша — спокойствие и положительное самочувствие мамы. Поэтому она должна не забывать давать себе отдых, заботиться о себе, находить время для любимых занятий. Ведь если мама счастлива и удовлетворена, у неё появляется энергия и желание находить положительный контакт с ребёнком, что является первоосновой для воспитания в ребёнке здоровой личности.

Источник: http://mame55.ru/pochemu-rebenok-ploho-vedet-sebja-s-mamoj/

Почему ребенок хуже всего ведет себя в присутствии мамы? – Мамочки BY

«Почему мой ребенок хуже всего ведет себя со мной?», — таким вопросом задается периодически каждая мама.

Именно мама больше всего отдается ребенку, начиная с того, что в муках рожает его, затем не спит сутками, пока он младенец, всегда жалеет, учит, кормит, прощает, убирает за ним, воспитывает, переживает, когда он болеет и др. Закономерно возникает вопрос: «Неужели я – плохая мать?»… Поверьте, что это вовсе не так.

Существует определенный психологический момент, о котором стоит знать каждой маме, чтобы сильно не расстраиваться из-за поведения отпрыска: дети хуже всего ведут себя с тем человеком, которого они действительно любят. Это факт. Как правило, этот человек и есть мама.

Объясняется это тем, что в присутствии мамы ребенку не нужно притворяться, не нужно быть таким, каким его хотят видеть (например, бабушка с дедушкой), нет надобности подстраиваться под определенные рамки из страха наказания, высмеивания или осуждения (со стороны папы или брата, например). С мамой спокойно и комфортно.

Мама любит своего ребенка любым: и хорошим, и плохим, и здоровым, и больным. Ребенок может не понимать умом, но он ощущает это подсознательно. Тут скорее радоваться надо, чем огорчаться, хотя это и трудно, когда отдаешь отпрыску все самое лучшее, а он ведет себя плохо.

Задуматься стоит как раз при обратной картине поведения: когда ребенок с мамой, как шелковый, а с другими людьми ведет себя отвратительно. Это говорит о том, что он, скорее всего, боится маму, и что теплая эмоциональная связь между ними потеряна.

Фото с сайта www.mariupolnews.com.ua

Еще одной причиной, которая сильно расстраивает мамочек, являются замечания близких о том, что вы – мама не можете справиться с собственным ребенком, при том, что другие справляются с ним без лишних усилий. Так они и справляются с ним без усилий, потому что ребенок не ведет себя с ними так, как с вами.

Чтобы там не говорили вам муж или бабушка ребенка, они не понимают, что с ними у ребенка своя линия поведения: не такая, как с мамой. Можно сказать, что в семье существует не один конкретный ребенок, а столько детей, сколько членов семьи живет в квартире, то есть с каждым отпрыск общается по-своему.

Уж поверьте, если бы ваш ребенок вел себя с ними, как с вами – близкие не выдержали бы этого и на протяжении 5 минут. Гордитесь, мама, – вы молодец!

Нельзя не отметить еще один важный момент: дети, когда они взрослеют, начинают испытывать взрослых на «рамки дозволенности», доводя их при этом до морального предела. Опять же делают они это на самом любимом и близком им человеке – на маме: так безопаснее (от папы и ремня ухватить можно).

То есть по-простому это выглядит так: мама один раз сказала, два раза сказала…, десять раз сказала… потом начала злится и повышать голос. Ребенок понимает это так: «ага, значит можно не делать что-то до десяти раз, потом уже начинаются неприятности». Причем в мыслях у ребенка нет на самом деле желания вас изводить (хотя вам кажется обратное).

Отпрыск просто проверяет вашу реакцию и ваше терпение и устанавливает границы своей свободы.

Фото с сайта razvitie-krohi.ru

Как сохранить спокойствие? Нужно настроиться на позитивную волну, стараться не расстраиваться по пустякам и не срываться на чадо, хоть порой это бывает сложно.

Постоянные крики на ребенка, а тем более — поднятие на него руки, ситуацию только усугубят.

Возможен и другой вариант развития событий — вы можете просто «сломать» и запугать ребенка, потерять с ним доверительные отношения в будущем, так как он закроется от вас.

На некоторые вещи просто не реагируйте, старайтесь переключаться, хотя многие дети могут кричать часами, требуя свое. Подбадривайте себя мыслью, что рано или поздно такое поведение закончится. Ведь ребенок вырастает и взрослеет, соответственно меняется его поведение. Так оно и будет, не сомневайтесь. Терпения вам и позитива, дорогие мамочки!

 © mamochki.by

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Источник: https://mamochki.by/articles/2016-09-09/2627/pochemu_rebenok_chuje_vsego_vedet_sebya_v_prisutst.html

«Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой»

Редактор Мамсила<\p>

Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: «У нас с ним нет никаких проблем». И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно.

Читайте также:  Как заработать в инстаграме маме в декрете

Часто родители, особенно если это первенец, не понимают, в чем же тут дело. Очень распространена такая тенденция: если что-то происходит не так, значит, виноваты именно мы, родители. Я, мама, сделала что-то неправильно, поэтому ребенок так сложно себя ведет.Вернее, с кем наиболее близкие и доверительные отношения.

Если вы столкнулись с феноменом, когда ваш ребенок ведет себя хуже всего именно с вами – радуйтесь, вы создали ему тот самый базовый уровень доверия, о котором так модно упоминать в современной теории привязанности. Это действительно здоровые отношения с мамой.

 Если ребенок при маме ходит по струнке, а все плохое поведение выдает, скажем, няне или бабушке, то вот это поведение должно вызывать гораздо большее напряжение. Значит, он с мамой собран, он с мамой, что называется, «в офисном костюме». Но это редкий случай, для этого нужно работать не просто full time, а вообще все время. И совсем мало видеть ребенка.

Наша же стандартная ситуация обычно такая: мама самый близкий ребенку человек, а ребенок с ней хуже всего себя ведет. Объяснение такое: да, ребенок с мамой ведет себя хуже, потому что может позволить себе не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже научился себя контролировать и даже делает это систематически. Это первая причина.

 

Вторая причина, по которой дети могут хуже себя вести, и опять же именно с мамой, такая: ребенок – это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций.

 

Мы сейчас говорим о дошкольнике, вернее, о ребенке до шести лет, потому что ближе к этому возрасту начинают вызревать другие механизмы, и такое поведение отходит на задний план.

Пока ребенок мал, 80% обучения для него – это имитация: ребенок имитирует мамину походку, движение взрослого ложкой, отцовское поведение. Иногда от этой имитации большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок сымитировал, скажем, работу на компьютере и «отрубил» вам системный блок. Или что-нибудь кулинарное – и рассыпал по всей кухне муку.

Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим, даже можем над этим посмеяться, если не слишком перегружены и не очень нервничаем.Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них все было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна.

Он стал фиолетовый в крапинку. Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Он это делает без мысли, как растение поворачивается к свету, как собака или кот приходят жалеть или лечить хозяина.

 Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на те или другие слова. А ребенок все еще фиолетовый в крапинку, он не успел стать снова красненьким в полосочку.

Как только родители перестанут думать, что это поведение ребенка обращено на них, и что именно они виноваты в том, что произошло, откроется огромный арсенал возможностей и реакций. Потому что типичная внутренняя логика: я – плохая мама.

 Еще бабушка может подлить масла в огонь: «Я же прекрасно с ним справлялась», «У нас так мило прошел день», «Мы с ним всегда ладим, ну что же ты делаешь такое, что у тебя ребенок сразу заплакал?»Эта метафора связана для меня с образом из детства, когда маленькими мы прыгали на волнах (большие тоже любят прыгать на безопасных волнах внутреннего моря, когда слегка штормит). Для того, чтобы начать прыгать, нужно переждать одну волну и под нее поднырнуть. И дальше уже оказываешься в комфортном, вполне безопасном пространстве. 

То же самое с эмоциональными реакциями ребенка. Если только мы чуть-чуть подождем и не опасно отстранимся, не станем холодными, а отойдем на пару шагов, то ребенок перестроится.

Переждать волну и сделать возможной перемену в цвете – ребенок из фиолетового в крапинку станет вновь красненьким в полосочку. Если контраст между бабушкой и мамой слишком большой, то реакции такого типа бывают очень сильными. Тогда нужно устраивать так, чтобы ребенка буквально моментально передавать с рук на руки. Потому что ребенка так и будет клинить, если мама с бабушкой сядут пить чай. Бывает, нужно смириться с тем, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым. Лучше дверь в дверь – один пришел, другой вышел. И мама еще какое-то время должна подождать, пока ребенок вернется в норму, превратится в свой цвет.
В основном это бывает с бабушками и дедушками, но и разведенные папы тоже на выделенной линии висят. Это свои особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой, которые развиваются по другим законам, в которых ребенок другой, ведь в каждых близких отношениях человек проявляется по-разному

Источник: https://mamsila.ru/post/1880-pochemu-rebenok-huzhe-vsego-vedet-sebya-s-mamoi

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

T —

Екатерина Бурмистрова (текст подготовила Тамара Амелина)

Это короткий и понятный рассказ о разных аспектах детского воспитания с точки зрения возрастной психологии. Сегодня предлагаем вам прочитать о том, как реагировать маме, если ребенок именно с ней ведет себя хуже всего.

Кого ребенок любит – тому от него и достается

Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего?

Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: «У нас с ним нет никаких проблем». И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно.

Часто родители, особенно если это первенец, не понимают, в чем же тут дело. Очень распространена такая тенденция: если что-то происходит не так, значит, виноваты именно мы, родители. Я, мама, сделала что-то неправильно, поэтому ребенок так сложно себя ведет.

Есть одно простое правило в психологии детско-родительских отношений: ребенок ведет себя хуже всего именно с тем, кого больше всего любит.

Вернее, с кем наиболее близкие и доверительные отношения. Если вы столкнулись с феноменом, когда ваш ребенок ведет себя хуже всего именно с вами – радуйтесь, вы создали ему тот самый базовый уровень доверия, о котором так модно упоминать в современной теории привязанности.

Это, действительно, здоровые отношения с мамой.

Если ребенок при маме ходит по струнке, а всё плохое поведение выдает, скажем, няне или бабушке, то вот это поведение должно вызывать гораздо большее напряжение.

Значит, он с мамой собран, он с мамой, что называется, «в офисном костюме». Но это редкий случай, для этого нужно работать не просто full time, а вообще всё время. И совсем мало видеть ребенка.

Такой тип поведения бывает у ребенка в тех семьях, где есть две няни, которые работают через сутки, а родители его видят по выходным. С моей точки зрения, к счастью, в России таких семей не очень много. Наша же стандартная ситуация обычно такая: мама самый близкий ребенку человек, а ребенок с ней хуже всего себя ведет.

Объяснение такое: да, ребенок с мамой ведет себя хуже, потому что может позволить себе не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже научился себя контролировать и даже делает это систематически. Это первая причина.

Ребенок – это хамелеон

Вторая причина, по которой дети могут хуже себя вести, и опять же именно с мамой, такая: ребенок – это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций. Мы сейчас говорим о дошкольнике, вернее, о ребенке до шести лет, потому что ближе к этому возрасту начинают вызревать другие механизмы, и такое поведение отходит на задний план.

Ребенок – это хамелеон, и это один из механизмов развития, совершенствования и обучения. Пока ребенок мал, 80% обучения для него – это имитация: ребенок имитирует мамину походку, движение взрослого ложкой, отцовское поведение.

Иногда от этой имитации большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок сымитировал, скажем, работу на компьютере и “отрубил” вам системный блок. Или что-нибудь кулинарное – и рассыпал по всей кухне муку. Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим и даже можем над этим посмеяться, если не слишком перегружены и не очень нервничаем.

Уровень эмоциональной имитации обычный родитель видит гораздо хуже.

Когда ребенок плохо себя ведет при приходе мамы, а до этого с другим взрослым вел себя хорошо, – это очень наглядная иллюстрация автоматического хамелеонства.

Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них всё было прекрасно.

За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна. Он стал фиолетовый в крапинку.

Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Он это делает без мысли, как растение поворачивается к свету, как собака или кот приходят жалеть или лечить хозяина.

Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на те или другие слова.

А ребенок всё еще фиолетовый в крапинку, он не успел стать снова красненьким в полосочку.

Читайте также:  Как общаться с непослушным ребёнком - история одной семьи

У ребенка на какое-то время включается просто клин: одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, и одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение. Это всё происходит не на уровне осознавания, это истерика, поведенческий сбой.

Я – плохая мама

Как только родители перестанут думать, что это поведение ребенка обращено на них, и что именно они виноваты в том, что произошло, откроется огромный арсенал возможностей и реакций. Потому что типичная внутренняя логика: я – плохая мама.

Еще бабушка может подлить масла в огонь: «Я же прекрасно с ним справлялась», «У нас так мило прошел день», «Мы с ним всегда ладим, ну что же ты делаешь такое, что у тебя ребенок сразу заплакал?»

В некоторых случаях нужно просто пропускать эту эмоциональную волну. Эта метафора связана для меня с образом из детства, когда маленькими мы прыгали на волнах.

(Большие тоже любят прыгать на безопасных волнах внутреннего моря, когда слегка штормит). Для того, чтобы начать прыгать, нужно переждать одну волну и под нее поднырнуть.

И дальше уже оказываешься в комфортном, вполне безопасном пространстве. То же самое с эмоциональными реакциями ребенка.

Если только мы чуть-чуть подождем и не опасно отстранимся, не станем холодными, а отойдем на пару шагов, то ребенок перестроится.

Скорее всего, из поведенческого сбоя он выйдет сам, а даже если и застрянет в нем, мы можем ему помочь словами: «Ты так сейчас шалишь, что я понимаю, что ты по мне очень скучал».

Переждать волну и сделать возможной перемену в цвете – ребенок из фиолетового в крапинку станет вновь красненьким в полосочку.

Если контраст между бабушкой и мамой слишком большой, то реакции такого типа бывают очень сильными. Тогда нужно устраивать так, чтобы ребенка буквально моментально передавать с рук на руки. Потому что ребенка так и будет клинить, если мама с бабушкой сядут пить чай.

Выделенная линия общения с каждым взрослым

Бывает, нужно смириться с тем, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым. Лучше дверь в дверь – один пришел, другой вышел.

И мама еще какое-то время должна подождать, пока ребенок вернется в норму, превратится в свой цвет.

Имеет смысл вообще держать в голове такую картинку: с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения, выделенная линия общения. У ребенка должна быть выделенная линия общения с бабушкой, с няней.

В основном это бывает с бабушками и дедушками, но и разведенные папы тоже на выделенной линии висят.

Это свои особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой, которые развиваются по другим законам, в которых ребенок другой, ведь в каждых близких отношениях человек проявляется по-разному.

Такие отношения не будут опасными, при условии, что со стороны мамы они не будут вызывать ревности, отпора, агрессии, диктата. Ведь если мама достаточно времени проводит с ребенком, отношения с ней останутся для него самыми главными и доверительными, в них больше всего можно.

Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими в каком-то пространстве, это только пойдет всем на пользу.

Если ребенок совершенно другим голосом и с другими интонациями говорит с бабушкой и, возможно, ею командует и даже манипулирует, то он ведет себя так, потому что для бабушки это нормально, бабушка это разрешает, у них развивается своя, вполне гармоничная история.

В отношениях с разведенным папой, конечно, всё не настолько спокойно и безопасно, тут гораздо сложнее дать выделенную линию. Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях вы не сомневаетесь, вполне просто позволить отдельный формат. Выделенная линия общения будет с первым учителем, если он окажется человечным.

А потом ребенок сможет сформировать свою историю общения с друзьями.

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Источник: https://snob.ru/profile/26070/blog/116889

Почему дети по-разному ведут себя с мамой и папой – Развитие ребенка

Елена, мать трехлетнего ребенка, рассказывает: «В субботу я вернулась от родителей и спросила у мужа, который оставался дома с дочерью, как прошел день. «Прекрасно», – ответил муж. Тогда я спросила, как себя вела дочь. «Хорошо», – сказал муж. Я удивилась, ведь обычно за обедом и во время послеобеденных игр дочь ведет себя ужасно.

— То есть, она не капризничала и не устраивала истерику из-за того, что ты налил ей молоко не в ту чашку?

— Нет, она просто выпила молоко, а после этого взяла плюшевого мишку и пошла спать.

— Удивительно, ведь обычно она отказывается спать, пока рядом с ней не будут все ее плюшевые игрушки.

Забота о дочери дарит мне незабываемые моменты, но иногда меня расстраивает то, что она спорит со мной по пустякам, но с папой ведет себя намного любезнее».

Психологи утверждают, что дети обычно ведут себя хуже с тем из родителей, с кем они проводят больше времени. Давайте разберемся, почему так происходит и что с этим можно поделать.

Почему ребенок плохо себя ведет

В младенческом возрасте ребенок дарил вам самые нежные улыбки и, казалось, был счастлив от того, что вы рядом.

Почему же сейчас он делится с вами только негативными эмоциями? Психологи утверждают, что ребенку наиболее комфортно выражать свои сильные чувства в присутствии того из родителей, с которым он проводит больше времени.

Поэтому ошибочно будет думать, что ему больше нравится проводить время с папой, чем с вами. Капризное поведение ребенка может свидетельствовать о том, что он чувствует себя в безопасности рядом с вами.

Такие перемены в поведении также связаны с тем, что мозг ребенка в этот период стремительно развивается. Память ребенка улучшается, поэтому он дольше помнит, что он хочет.

Кроме того, маленькие дети только начинают учиться взаимоотношениям с другими людьми и пытаются узнать, насколько далеко они могут зайти в своих действиях. Лучший способ понять свои границы – испытать их.

Поэтому, если вы проводите больше времени с ребенком, чем ваш супруг, вероятно, вы чаще будете сталкиваться с неповиновением ребенка, и выражаться оно будет в более интенсивной форме.

Как поддерживать свой авторитет, не доводя ребенка до слез

То, что ребенок использует свой статус для манипуляций, не значит, что вы должны соглашаться на все его требования.

Когда он настаивает на чем-то или, наоборот, не соглашается с вами, у вас может возникнуть соблазн уступить – особенно, если это поможет избежать истерики.

Но маленьким детям нужны ограничения, и самое лучшее, что вы можете сделать – это быть внимательными и обеспечить соблюдение границ.

Как это сделать правильно? Прежде всего, вы можете помочь ребенку избежать пререканий, предупреждая ребенка за минуту до какого-либо события, которое может спровоцировать спор.

Например, если ребенку пора ложиться спать, а он играет в кубики, скажите ему: «Ты можешь построить еще две башни, а потом тебе нужно будет надеть пижаму, а я почитаю тебе сказку». Когда ребенок построит две башни, скажите ему, что его время вышло, а затем сразу же переходите к подготовке ко сну.

Если и после этого ребенок уговорит вас построить «еще одну башню», он поймет, что вы можете менять свое решение.

Еще один способ предотвратить споры – предложить ребенку несколько вариантов на выбор. Это даст ему ощущение контроля над ситуацией. Например, если вы собираетесь в парк, а ребенок не хочет одеваться, вы можете предложить ему: «Ты хочешь сначала надеть куртку или обуть ботинки?»

Ограничьте выбор двумя вариантами – так вы не перегрузите ребенка. Если вы будете одеваться и обуваться вместе с ребенком, это также может помочь переубедить ребенка. Делая то же, что и ребенок, вы показываете ему пример поведения, которое ожидаете от него.

Примите реальность, которая не всегда является радостной

Даже если вы предупреждаете ребенка и даете ему выбор, ребенок не всегда будет следовать вашим указаниям. Ребенок может испытывать ваше терпение, особенно в случаях, если при этом он слушается папу. Но не теряйте самообладания.

Если вы начнете ругать ребенка в этот момент, он, скорее всего, станет еще более непослушным. Вместо того чтобы повышать голос на ребенка, когда он плохо себя ведет, старайтесь поддерживать дружелюбный тон при общении с ним.

Вы можете даже признать его право вести себя так, как он захочет.

Например, если ребенок отказывается убрать игрушки и вещи в своей комнате и ведет себя вызывающе, вы можете сказать: «Ты прав, я не могу заставить тебя убирать игрушки, но мне нужна твоя помощь. Отнеси, пожалуйста, грязные вещи в корзину для белья, чтобы я смогла их постирать». Это даст ребенку понять, что вы нуждаетесь в его помощи, поэтому он охотнее последует вашей просьбе.

Наконец, в самые сложные дни, когда вам будет особенно нелегко найти общий язык с ребенком, придумайте какие-либо занятия, которые понравятся ребенку (например, почитайте ему интересную книгу или посмотрите вместе фильм).

Вы также можете попросить помощи у супруга, если ребенок больше слушается его.

Например, если ребенок после ужина отказывается идти купаться, вы можете попросить мужа искупать его, а сами в это время займитесь чем-то другим, например, просто совершите приятную вечернюю прогулку.

Правда в том, что выдерживать плохое поведение ребенка – нелегкий труд, и вы заслуживаете вознаграждения за свои усилия.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 5 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/parents/6002/

Ссылка на основную публикацию