Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника

Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника

Как приучить ребенка к порядку? Научить самостоятельно складывать игрушки, помогать маме с уборкой? Думаете, это нереально? Все возможно, если следовать нашим рекомендациям и проявить терпение и настойчивость.

olga-krav4enko.livejournal.com 

О, сколько неприличных слов было сказано родителями, которые сотню раз спотыкались об игрушки, наступали ночью на мелкие детальки конструктора. Чем старше становится ребенок, тем больше «богатства» накапливается в квартире.

Глядя на картинки с веселым дизайном детской комнаты, вы просто не можете поверить, что у кого-то в доме игрушки сложены в шкаф, и не мамой, а улыбающимся малышом.

Как приучить ребенка к порядку, чтобы он складывал свои вещи без криков и истерик? Думаю, подобный вопрос задают себе ежедневно миллионы родителей.

С какого возраста начинать?

Современные мамы и папы иногда излишне оберегают свое чадо. «Наработается еще за жизнь». В итоге, ребенок, который не приучен работать, не только отказывается выполнять поручения старших, но впоследствии не хочет делать уроки, следовать требованиям воспитателя и учителя. Вопрос не только в чистоте.

Если вы все делаете за ребенка, он скоро к этому привыкнет. Он просто не будет знать, что может быть иначе. Вам нужны лишние капризы и избалованность? Нет. Поэтому начинать прививать навык убирать свои игрушки и вещи стоит в возрасте 2 – 3 лет. Не ждите стремительных успехов, ваш малыш еще маленький, но годам к четырем — пяти вы сможете оценить свои старания.

Как приучить ребенка к порядку?

Для начала минимализируйте масштаб уборки – проведите ревизию детских игрушек.

Часть из них уже давно не пользуется популярностью у ребенка: надоели или не соответствуют возрасту, что-то давно сломано и восстановлению не подлежит.

Не складируйте на балконе и в подвале детское богатство. Еще пригодные игрушки отдайте маленьким родственникам или занесите в «Дом ребенка», предварительно обработав.

gidgood.ru

Малыш подражает вам во всем. Воспользуйтесь этим. Сами кладите вещи на место, обязательно проговаривайте это. Подобное поведение должно быть у всех остальных членов семьи. В этом чаще всего и загвоздка. Папа спешил на работу и оставил двери шкафа открытыми и пр. Все! Вольная жизнь закончилась. Теперь строгие требования к самим себе.

И только после этого беремся за воспитание своего чада. Старайтесь не высказывать при ребенке, что вы устали от уборки. Пусть в его представлении это будет обязательным и естественным пунктом режима. Настройте малыша, что пить чай с конфетами вы будете только после того, когда все игрушки будут сложены в контейнер или в шкаф.

И никаких компромиссов!

Если вашего примера недостаточно, посмотрите мультфильмы, в которых учат убирать за собой вещи и игрушки. Вот некоторые варианты: «Федорино горе», «Нехочуха», «Лунтик и его друзья. Необычная уборка» серия 356, «Мусти – большая уборка»

www.kraskizhizni.com

Вряд ли малыш будет с энтузиазмом убирать свои игрушки, если вы в это время заслуженно бездельничаете на диване. Уборка должна изначально проходить совместно. Покажите, куда лучше складывать игрушки. Объясните, зачем вы это делаете. В процессе уборки можно вместе петь любимые песни или читать стихи.

Когда работа закончена, похвалите малыша, наградите чем-нибудь вкусненьким, но действуйте аккуратно, т.к. маленький хитрец быстро научится этим пользоваться.

Не стоит ругать ребенка за неубранные игрушки при чужих людях. Выведите его в другую комнату и тихонько объясните, что вам стыдно за бардак, сами вы не справитесь, а вот с маленьким помощником дело пойдет значительно быстрее. Вы – команда единомышленников.

Превратите уборку в увлекательную игру. Машинки не просто складываются в коробку, а едут в гараж.

deti86.ru

Устройте соревнование: кто быстрее соберет детальки от конструктора, кто первый сложит вещи: мама детские или дочка кукольные.

Попробуйте устроить уборку на время. Поставьте на видное место песочные часы, которые будут стимулировать ребенка.

Заинтересовал опыт одной мамы, которая читала книжку вслух в то время, когда малыш убирал свои вещи. Как только труженник останавливался, мама тоже прекращала чтение. Польза от такой уборки очевидна.

Если ребенок отказывается убирать игрушки, во время сна просто спрячьте их. Предварительно прочитайте сказку на эту тему. Расскажите, куда сбегают игрушки, если их не расставить по местам. Проснувшись, юный неряха изрядно перенервничает, когда узнает, что от него сбежали все, даже колесики от сломанной машинки.

Не получилось? Что ж, пусть лентяй оценит весь дискомфорт, связанный с беспорядком. Когда ему понадобится деталька от машины или конструктора, не помогайте и не ищите вместе с ним. Пусть он почувствует, насколько сложно сориентироваться в бардаке. Это вариант для детей постарше, т.к. малыш двух — трех лет просто закатит истерику.

vskormi.ru

Предложите ребенку самостоятельно определить место для игрушек. Пусть он сам в магазине выберет контейнеры. Ваша задача помочь определиться с размерами и количеством емкостей. Как бы потом не возникла проблема с уборкой самих контейнеров. 

С ребенком постарше рассортируйте игрушки по коробочкам, которые можно подписать. Например, «Одежда для кукол», «Детали от машинок», «Конструктор». Важно, чтобы ребенок сам наклеил надписи или подписал коробочки – ответственность усиливается.

Если ваш юный помощник достиг возраста семи-восьми лет, стоит определить ему ежедневные или еженедельные обязанности. Предложите несколько вариантов на выбор.

Хорошо, когда у вас будет дружная команда: мама моет пол, а дочка вытирает пыль. Учитывайте физические возможности ребенка и возраст. Даже, если ваш малыш справился не совсем качественно, не переделывайте работу вслед за ним.

Подчеркивайте его достижения и не забывайте хвалить.

Не расстраивайтесь, если у вас в доме по-прежнему нет идеального порядка. Его и не должно быть, когда в доме есть маленький исследователь.

У Ивановых двое детей и собака и всегда чистота? Тщательнее убирайте в доме перед приходом Ивановых, чтобы не комплексовать.

Не старайтесь воспитать малыша маниакальным педантом, просто объясняйте ему, зачем нужен порядок в доме, как это красиво и удобно.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы приучаете своих детей к порядку? Какую работу по дому выполняет ребенок? Убирает ли сам игрушки? Ждем ответов в комментариях.

Источник: http://rastishka.by/articles/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku/

Как приучить ребенка к порядку и не перестараться?

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям.

Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы.

Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности.

Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист.

Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий.

Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника.

Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря).

Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история.

Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место.

Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего.

Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит.

Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире.

Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти.

Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне.

Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

Читайте также:  5 страхов женщин перед декретом

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра.

Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия.

Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия.

Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности.

Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные.

А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий.

Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать.

Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта.

В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать.

Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku-i-ne-perestarat-sya

7 секретов, как воспитать в ребенке помощника

Для многих взрослых наличие в семье маленького ребенка ассоциируется с хаосом и разбросанными повсюду игрушками. На самом деле, если малыш систематически устраивает в доме беспорядок, причину следует искать, в первую очередь, в его воспитании.

Психологи утверждают: воспитание в ребенке любви к порядку не просто способствует развитию в нем полезных личностных качеств, но и является немаловажным залогом благополучия его психоэмоционального здоровья.

Известно, что дети, регулярно помогающие родителям по дому, как правило, обладают устойчивой адекватной самооценкой, лучше преуспевают в учебе и легче адаптируются в социуме.

Как правильно вести себя со своим чадом, чтобы взрастить в нем активного, самостоятельного и ответственного домашнего помощника? Портал MedAboutMe раскрывает родителям семь главных секретов успешного воспитания.

Совместная деятельность малыша и родителей

Если взрослые систематически практикуют в общении с ребенком фразу «Займись чем-нибудь, мне некогда» или «Иди поиграй, я занята», — впоследствии не стоит удивляться, что растущее чадо не проявляет никакого стремления к участию в полезных домашних мероприятиях.

Совместная деятельность с родителями — один из важнейших инструментов при воспитании в ребенке чувства ответственности и самостоятельности.

Поэтому постарайтесь с ранних лет привлекать малыша к посильным для него домашним мероприятиям.

Позвольте ребенку принять участие в лепке пельменей, доверьте ему вытирание тарелок в процессе мытья посуды, поручите перебрать крупу, в то время как вы режете овощи для супа, и т. д.

Не разграничивайте домашние дела и общение с малышом, а эффективно объединяйте эти процессы. Например, при совместном проведении домашней уборки можно предложить сыну или дочери сочинить интересную сказку о потерявшихся вещах, которые нашлись и заняли свое прежнее место благодаря всезнающему маленькому волшебнику.

Учитываем характер и возраст ребенка

Уделяйте внимание изучению склонностей вашего чада к определенному роду деятельности и поручайте малышу выполнение тех задач, которые, на ваш взгляд, наиболее придутся ему по душе.

Если вы заметили, что ребенка привлекают занятия, требующие скрупулезного и, при этом, творческого подхода, предложите ему «рассортировать» и красиво расставить игрушки или столовые принадлежности к ужину.

Малышу, которому нравятся более «масштабные» работы, можно поручить наведение порядка в бельевом шкафу или уборку мелкого мусора на придомовой территории. Самое главное — придумать интересную мотивацию для занятия и проследить за тем, чтобы ребенок не утратил к нему интереса в процессе деятельности.

Доверяя ребенку выполнение дел по дому, не забывайте учитывать возраст своего чада. Прежде чем малыш пойдет выносить мусор, убедитесь, что вес пакета для него не слишком тяжел. Планируя начать приучать ребенка к мытью посуды, тщательно взвесьте, насколько безопасным будет для него обращение с ножами и вилками.

Домашние обязанности как игра

Выполнение работы по дому не должно выступать в качестве наказания за непослушание или скверное поведение; в противном случае, любовь к порядку никогда не войдет у ребенка в привычку. Более того, вы рискуете выработать у малыша стойкую неприязнь к домашним обязанностям.

Лучшим стимулом для воспитания в ребенке стремления к аккуратности и чистоте выступит превращение обычных рутинных дел в увлекательную игру.

«Волшебная миссия по истреблению микробов», «Укрощение пылевых монстров», «Сказочное появление Феи Чистоты», — согласитесь, все это звучит для маленького помощника совершенно иначе, нежели скучное «уборка пыли» или занудливое «мытье кухонной раковины»!

Дела по дому не делятся на «мужские» и «женские»

Если у вас в семье растут разнополые дети, приобщая их к участию в повседневных бытовых делах, акцентируйте внимание на следующем: в большинстве домашних обязанностей не существует каких бы то ни было «половых» разграничений.

И мальчики, и девочки должны одинаково уметь наводить порядок в собственной комнате, своевременно выносить мусор и пришивать к своей одежде оторвавшиеся пуговицы.

Тема распределения работ «по половому признаку» может быть поднята лишь в том случае, если речь идет о сугубо «мужских» или «женских» мероприятиях; таких, например, как забивание в стену гвоздей или стирка и глажка кухонных полотенец.

Любое начатое дело должно быть закончено

Если вы хотите вырастить по-настоящему самостоятельного, ответственного и целеустремленного ребенка, в момент выполнения им работы по дому придерживайтесь принципа «не подгоняй, не ругай и не вмешивайся».

Наберитесь терпения и позвольте своему чаду довести процесс до полного завершения. Сдержите свои эмоции, если вы видите, что ребенок делает что-то не так или выполняет задачу, по вашему мнению, слишком медленно. Лучше поддержите малыша похвалой, помогите советом, а при необходимости — поищите более эффективную мотивацию к тому, чтобы работа вызывала у ребенка больше энтузиазма.

Не кричите и не наказывайте ребенка, если он отказывается от выполнения вашего поручения. Возможно, проблема кроется в том, что вы не потрудились объяснить своему чаду важность доверенного ему мероприятия или поручили малышу работу, не соответствующую его возрастным возможностям.

Не стоит ожидать, что малыш с первых же дней научится выполнять ту или иную задачу идеально; скорее всего, поначалу вам придется многое за ним переделывать.

Ворчание и упреки в данном случае едва ли пойдут на пользу.

Самое правильное и разумное, что вы можете сделать, — это поблагодарить ребенка за старание и выразить уверенность, что в дальнейшем он будет справляться со своими обязанностями исключительно «на отлично».

День «домашнего дежурства»

Для родителей, имеющих двух или более малышей, может оказаться полезной практика так называемых «дней дежурства».

По мере взросления детей, для них «выделяются» определенные дни недели, требующие выполнения комплекса домашних обязанностей.

Таковыми, например, могут являться утренняя уборка кроватей, мытье посуды и поход в магазин за продуктами. При этом каждому ребенку должно быть предоставлено право выбора тех или иных видов домашней работы.

Вполне возможно, что в процессе планирования «дежурных» обязанностей кто-то из детей выразит желание попробовать себя в незнакомом ему деле (например, выбивать коврики, чистить кухонную плиту или поливать комнатные растения).

Задача родителей в таком случае — не только поддержать похвальную инициативу, но и приложить все усилия к тому, чтобы ребенок максимально освоил азы избранного им занятия.

Это позволит «убить сразу двух зайцев» — весело провести совместный досуг и привить малышу новые полезные навыки.

Не скупимся на похвалы!

Не секрет, что малыши любят делать родителям сюрпризы.

Постарайтесь не лишать их такого удовольствия; пусть вымытая чайная чашка, заправленная постель или аккуратно составленная обувь в прихожей станут для вас приятным поводом для искренней похвалы.

Осознавая собственную значимость в семье, малыш будет с огромной радостью продолжать заниматься делом, в котором он преуспел в глазах родителей.

Обязательно благодарите свое чадо за каждое выполненное им поручение. Будьте объективными и справедливыми; не перегружайте ребенка домашними делами, но и не поощряйте в нем лень или пренебрежительное отношение к повседневным обязанностям.

И, конечно же, не забывайте напоминать малышу о том, как сильно вы его любите; ведь родительские любовь и тепло — самый важный стимул к тому, чтобы ребенок стремился к новым полезным свершениям!

Комментарий эксперта

Денис Игоревич Зеликсон, психолог-консультант, основатель психологического портала PosPsy

Сегодня психология уделяет большое внимание общению родителей с детьми в процессе воспитания. Мы знаем, что стоит акцентировать внимание на усилиях, которые предпринимает малыш, а не на его врожденных талантах. Ведь убеждения детей относительно своих способностей и возможностей развития собственных навыков оказывают непосредственное влияние на успешность их деятельности.

Известно, что дети, думающие о себе в категориях «я умный» или «я глупый», хуже учатся в школе по сравнению с теми, кто говорит о себе «я старался» или «я не старался».

Наряду с этим стоит подчеркивать позитивные черты характера ребенка; то, как он использует или не использует их. Это позволяет ребенку конструировать образ сильных сторон своего Я, что снижает уровень повседневного стресса и делает детей более счастливыми.

Кроме того, психологи призывают родителей обратить внимание на базовые психологические потребности детей, важнейшей из которых является автономия.

Она представляет собой возможность ребенка самостоятельно выбирать род своих занятий и контролировать ход деятельности.

Родителям же остается создать детям среду, в которой они могли бы удовлетворять потребность в автономии, как это, например, делается в методике Монтессори.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/7_sekretov_kak_vospitat_v_rebenke_pomoshchnika/

Основы воспитания: приучаем ребенка к порядку

Даже те родители, которые настолько любят и балуют своего малыша, выполняя все его прихоти и подчиняясь капризам, понимают, что окружающий мир так снисходителен к нему не будет. Значит, им требуется подумать, как приучить ребенка к порядку и дисциплине.

Без этого необходимого навыка ему будет трудно адаптироваться в социуме. Уже в яслях малышу придется подчиняться определенному укладу, убирать за собой. Поэтому необходимо приучать детей к чистоте с самого раннего детства.

Содержание статьи

Задачи, поставленные перед малышом, не должны быть неразрешимыми.

В каждом возрасте дети могут выполнять только какие-то определенные действия:

  • Как только малыш встанет на ноги и начнет оставлять за собой следы пребывания в помещении, его можно пытаться научить:
  • собирать разбросанные игрушки;
  • складывать детские книжки в стопку;
  • если уж так получилось, относить в ванную мокрые штанишки – свои;
  • помогать маме на кухне или в ванне: нести в раковину ложки или перекладывать белье в тазик.
Читайте также:  Капли от коликов "бейби калм"

Советы психолога: все эти навыки следует прививать в игровой форме, учитывая возможности ребенка. Ведь кто-то устойчиво ходит с 8-ми месяцев, а кто-то передвигается по стенке и в 1 год 3 месяца. Дети развиваются индивидуально, и нормы физического развития весьма условные. Многие действия не только приучают к порядку, но и развивают координацию.

С 2 лет можно расширить круг детских «обязанностей». Малыш может сам накрывать на стол и убирать свою посуду, если она сделана из пластика.

Его уже можно приучать к несложным кулинарным процессам: размешивать тесто для блинов, взбивать омлет и подобным.

Ему уже под силу выполнять следующие несложные задания:

  • самостоятельно вынести горшок;
  • протереть пыль;
  • помыть свою тарелку;
  • может быть, полить цветы.

Малыш уже должен понимать: нельзя оставлять после себя беспорядок! Поиграл – сложи игрушки, почитал – книжки.

Задача, как приучить ребенка к порядку в своей комнате, не решится, если малышу для уборки нужно ждать взрослых. То есть ящики для игрушек недосягаемы, книжные полки высоко.

Если ребенку нужно ждать, когда у родителей освободиться время, чтобы они разложили вещи по местам, а он целый день находится среди разбросанных вещей, то что такое порядок он понимать не научится.

К 4 годам можно уже разрешать малышу расставлять свои игрушки так, как ему кажется красивым – именно расставлять, а не раскидывать.

Он с удовольствием поможет маме стирать свои носочки и платочки, пылесосить пол и даже мыть его.

С 7 лет у ребенка должны быть уже свои домашние обязанности:

  • поливать цветы;
  • протирать пыль;
  • мыть обувь.

Он должен уже понимать, что значит выглядеть аккуратно – доставать чистые вещи и убирать в стирку грязные, причесываться, регулярно умываться. Можно уже позволить ему самому готовить себе простые блюда и разогревать пищу.

Большую ошибку делают родители, если задумываются, как приучать детей к порядку и чистоте, когда те достигли подросткового возраста. Эта задача практически не решаема.

С 12 лет подростки должны уже сами поддерживать порядок в своей комнате, мыть за собой – иногда не только за собой – посуду, ходить за хлебом.

Дети в этом возрасте могут выполнять практически все «взрослые» обязанности, и если они этого не умеют или не хотят, – это больше вина взрослых, чем их.

Перед тем как приучить ребенка к порядку необходимо создать все условия для его поддержания.

Следует «организовать пространство». Что это значит? С самого начала требуется объяснить малышу, где что лежит. Это родители знают, куда положить грязный носок, а куда брошенную книжку. Для малыша представление «чисто» может выглядеть так: ничего не валяется на полу.

Подходов к воспитанию может быть несколько.

Детям можно прививать навыки:

  • в игровой форме;
  • привлекая их к уборке;
  • рассказывая сказки.

Можно спрятать разбросанные вещи и объяснить, что «игрушки обиделись, ведь их бросили». Оставить на виду только грязные вещи, когда требуется спешить в садик.

Более радикальные меры – выбрасывать все, что валяется – применяются только с подростками. У малышей происходит от такого метода отторжение. Игрушки будут прятаться в самые неподходящие места, вряд ли их начнут убирать.

Чтобы воспитать у детей любовь к порядку, во многих случаях придется приучить себя убирать вещи. Даже совсем маленький малыш не будет слушаться маму, если у нее по всей комнате разбросаны вещи – он не сможет понять, что от него требуется.

Стремление к чистоте можно развить только в ситуации, когда в чистом доме детям комфортно. Если из-за порядка устанавливаются значительные ограничения, то к подростковому возрасту возникнет естественный протест: почему за собой следить должны только младшие члены семьи?

Как грамотно приучать ребенка к порядку?

Порядок и дисциплина – понятия взаимосвязанные.

Границы дозволенного должны быть определены с самого раннего возраста. Требования и ограничения устанавливаются только разумные – никаких отступлений быть не должно.

Ответственности за соблюдение порядка можно требовать только в том случае, когда правила прозрачны для всех.

Дети с самого раннего возраста всегда испытывают родителей на прочность, определяя допустимые границы поведения. Взрослые в этой ситуации должны соблюдать спокойствие, и не отступать. Признаки слабости для детей: раздражение родителей, истерики, мелкие уступки. В дальнейшем давление увеличится.

Не подчиняясь детям, родители оказывают им услугу. Социум таким же снисходительным, как родители, не будет. Дети должны знать, что такое дисциплина с самого раннего возраста.

Несознательное неповиновение, ребяческая безответственность не наказывается. Нужно объяснять, чем это чревато, помогать исправлять ошибки. «Бунт» спокойно подавляется.

Противодействие маленькому безобразнику, который специально ломает игрушки – не покупать выпрашиваемую замену, если подросток портит вещи, то его можно уже попросить компенсировать стоимость – заработать и приобрести подобное, или отработать с помощью домашних обязанностей.

Жалеть ребенка можно и нужно только после того, как конфликт закончился. Он должен понимать, что, несмотря на неправильный поступок, его любят. И количество любви от характера нарушения не меняется.

Никогда нельзя наказывать за то, что выполнить невозможно. Маленького ребенка, обмочившегося в постели несознательно, ругать нельзя.

Подросток не успевает в школе. Перед тем как наказывать его, требуется понять, почему так происходит: не хватает способностей или он не делает уроки?

Все воспитание должно основываться на любви. Малыши без протеста соглашаются на воспитательные меры, если вокруг них спокойная семейная атмосфера.

Самая главная ошибка родителей – регулировать поведение своего чада вспышками гнева, скандалами и криками. Излишние эмоции и рукоприкладство выдают слабость «руководителей». Если ребенок соблюдает правила только потому, что боится наказания, к дисциплине приучить его невозможно.

Как только он достигнет возраста, что наказать будет невозможно, ребенок выйдет из-под влияния родителей, перестанет соблюдать требования, среди которых и поддержание порядка в квартире.

Навыки следует прививать, а не вырабатывать условный рефлекс перед будущим силовым или моральным воздействием.

В последнем случае с задачей – привить ребенку любовь к порядку – справиться не удастся.

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku

Как приучить ребенка к порядку и чистоте дома. Советы психолога

  • /
  • /

Советы психолога Виктории Айзикович

Многие родители думают, что способность убирать игрушки и поддерживать порядок в своей комнате – это встроенная опция, навык, сформированный по умолчанию. Заблуждение! Научить детей наводить чистоту – обязанность родителей. Как приучить ребенка к порядку – один из самых популярных родительских вопросов.

Нужно уяснить два правила:

Призывать сына или дочь к чистоте и порядку в доме бессмысленно, если вы сами его не соблюдаете и не поддерживаете. Основа воспитания – личный пример. Если папины грязные носки живут своей жизнью, если мама не застилает по утрам постель и все дружно копят в раковине грязную посуду – для ребенка это пример, идеал порядка.

Требовать от него другого нечестно.

Поздно учить детей следить за чистотой в доме, если привычка разбрасывать вещи не сформировалась в раннем детстве.

Не бывает «слишком рано»: понятие о чистоте и порядке закладываются у детей довольно рано: когда малыш начинает ходить, понятно говорить и уже осознает себя не частью мамы, а самостоятельной личностью.В каждом возрасте есть особенности приучения к дисциплине и уборке.

Во избежание конфликтов по поводу неубранных игрушек, родителям малышей придется принять факт: 2-3 года – не тот возраст, когда чистота в комнате наводится без напоминаний. Наберитесь терпения.

До четырех лет дети в силу своих физических и психологических особенностей не в состоянии самостоятельно и без просьб взрослых наводить порядок в комнате и раскладывать вещи по местам.

Детям комфортнее находиться в хаосе, это их способ организации пространства. Но это не значит, что с этим надо смириться. Если в семье действуют определенный нормы и правила, прививайте их и ребенку.

В этом возрасте уборка – это увлекательная игра. Важное для малыша время, проведенное вместе с мамой. Придумайте игру, результат которой – чистая и убранная комната.

Инициатор уборки мама, а ребенок помогает. Не стыдите ребенка, если он просит помочь с уборкой игрушек.

Если вы видите, что чадо проявляет инициативу и начинает прибирать игрушки или помогать с делами по дому – не одергивайте, не высмеивайте и не критикуйте.

Конечно, 3-летний малыш не сотрет пыль тщательно. Но попытки похвальны. Подхватывайте их и поощряйте. Пусть у ребенка будет своя тряпочка или совочек. Детям в возрасте «я сам!» это важно.

Пусть совместная уборка станет привычкой и ритуалом. Вы должны делать это вместе регулярно, не от случая к случаю.

Привычка прибирать вещи уже сформирована и ребенок может раскладывать игрушки по местам после игр самостоятельно.

Ребенку должно быть комфортно прибираться. Выдвижные ящики, полки, расположенные на доступном для ребенка уровне.

Прежде чем требовать от сына или дочки идеальной чистоты, убедитесь, что сын/дочка знает места для игрушек. Хорошо, если порядок определите вместе и разложите игрушки, как ему удобно.

Отличный помощник в формировании навыка уборки – сказки.

Язык образов и вымышленных героев – самый понятный и доступный детям в 4-6 лет. Используйте известные сказки и придумывайте сказки вместе с ребенком по ходу уборки.

Возраст, когда порядок становится жизненно необходим для школьников, чтоб ничего не отвлекало от занятий и не мешало концентрироваться.

Систематизация и разделение пространства: организуйте вместе с ребенком порядок в комнате так, чтобы у всех предметов были свои места. Книги в книжном шкафу, игрушки – в ящике для игрушек, одежда – в шкафу, школьные принадлежности в специально отведенном месте.

Попросите ребенка дать определение порядка и беспорядка. Интересно, как он понимает эти слова, какой смысл в них вкладывает.

Уже пора привлечь ребенка к выполнению посильных обязанностей по дому.

Часто родители спрашивают, стоит ли поощрять финансово работу по дому. Нет, если речь идет о каждодневных обязанностях ребенка, которые на него в вашей семье возложены традиционно. Но можно поощрять любую работу, выполненную сверх нормы.

Если уборка посуды по понедельникам и средам – это постоянная обязанность ребенка, за чистую посуду в эти дни платить не стоит. Но если ребенок превзошел себя и всю неделю мыл посуду, а в нагрузку еще и прибрался в шкафу с кастрюлями – такое рвение можно поощрить финансово.

Относитесь с уважением к важным для ребенка мелочам: что может показаться вам мусором, для него – ценная коллекция или материалы для творчества.

Вспомните! Как для вас было важно личное пространство, как вы трепетно оберегали свои тайны и своё право распоряжаться вещами и комнатой. Вспомните и постарайтесь понять подростка.

Не нарушайте личные границы подростка. Его обижает и ранит, если кто-то насильно начинает наводить порядок на его столе и в его голове.

У любого подростка есть тайные места – ящички, шкафчики. Не посягайте на них.

С подростком можно пытаться договориться: не в директивном порядке, а мирные переговоры.

Если беспорядок в комнате подростка – лишь верхушка айсберга и что-то еще в его поведении вас беспокоит, лучше обратиться к психологам, чтобы не упустить время, успеть наладить отношения и помочь подростку справиться.

Особая форма порядка или беспорядок в комнате ребенка – это проявление его натуры. Понять и «прочитать» это послание от ребенка к родителям – сложная и интересная задача. Следите за ребенком, учитесь его понимать, учитесь быть ему другом и наставником.

Как понять, лень или беспорядок – проявление творческой натуры? Какие ошибки допускают родители, приучая детей к порядку? Какие игры помогут научить соблюдать чистоту? Подробнее об этом детский психолог центра «Как Здорово» Виктория Айзикович рассказывает в видео-уроке «Приобщаем ребенка к порядку», снятый для портала «Я – родитель».

Детский психолог в Москве

Источник: https://kakzdorovo.center/blog/detskaya-psihologiya/kak-priuchit-rebenka-k-poryadku

10 Практичных Советов: Приучаем Ребенка к Порядку

Никто не рождается аккуратным. Понятия порядок и чистота приходят с опытом. Чаще всего человек переносит отношение к порядку именно от своих родителей.

Но научить ребенка держать свои вещи в чистоте и аккуратности крайне сложно. Нотации, разговоры и приказной тон в редких случаях подействуют на ваше чадо.

А мотивация (убирать удобно, необходимо, приятно) может и вовсе не сработать с детьми.

Что же делать, чтоб уборка стала частым гостем в вашем доме, а карапуз с радостью поддерживал порядок во всех своих вещах? Предлагаем воспользоваться нашими 10 способами, которые не только на практике покажут ребенку необходимость аккуратности в повседневной жизни, но и станут палочкой-выручалочкой для всех родителей. Итак, ответим на извечный вопрос — как приучить ребенка к порядку?

Очень важно, чтоб комната, в которой проживает ребенок, приносила ему удовольствие. Предложите вашему чаду вместе украсить его личное пространство или поучаствовать в ремонте. Убирать в месте, которое тебе дорого и отражает твой внутренний мир, куда приятнее, согласитесь?

Вместе с малышом определите свое место для каждой вещи, будь-то игрушки, одежда или письменные принадлежности. Некоторые мамочки, чтобы приучить детвору к порядку, даже практикуют фото-способ. Они фотографируют комнату в состояние идеального порядка и вешают картинку на стену. Так  у ребенка появляется ориентир чистоты.

Читайте также:  Учим грудничка плавать и нырять: как и когда начинать занятия с новорожденными дома в ванне. много видео инструкций

Обязательно вместе решите, кто какие обязанности должен исполнять каждый день. Это может быть вынос мусора, кормление кота, поливание цветов. Пускай ваш сын или дочка сама решает, с чем у него или у нее лучше получится справляться.

Предлагаем визуально разбить комнату на 4 квадрата. Тогда, шаг за шагом, уборка пройдет намного легче, и навести порядок выйдет на гораздо большем пространстве.

Никогда и не при каких обстоятельствах не заставляйте ребенка убирать. Это может отбить желание наводить чистоту на много месяцев вперед. Куда лучше попросить ребенка помочь вам принести, подать, вымыть и т.д.

приучить ребенка к порядку

Заведите вечерний ритуал уборки.  Перед сном малыш должен не только почистить зубы, но и привести комнату в порядок. Объясните ребенку, насколько приятнее просыпаться в комнате с убранными игрушками и сложенными вещами.

Век технологий позволяет использовать нам множество преимуществ.  Электронные  гаджеты и наглядные помощники, такие как органайзеры, приложения для планшетов и телефонов, будильники, маркерные доски, стикеры и все, что только сможете придумать, превратят  уборку  из скучного монотонного обязательства в веселое времяпровождение.

Еще одно важное правило, если вы хотите приучить ребенка к порядку – отказ от большого количества игрушек. Множество машинок, кукол, деталей конструктора и разукрашек чаще всего является причиной беспорядка в детской комнате.

Чтобы в доме не было вечного кавардака, соблюдайте следующее правило: поиграл – положи на место. Следующую игрушку можно взять только после этого.

Ну и самое главное правило в любом воспитание – пример. Только своим примером вы сможете показать ребенку, как важно и здорово наводить в доме красоту. У безалаберных родителей, еще более безалаберные дети. Если вы действительно хотите приучить ребенка к порядку – начните с себя.

Выбор, быть аккуратным или нет, зависит только от наших детей. Мы в свою очередь можем помочь им понять, что наводить порядок весело, а к аккуратным людям отношение в социуме намного лояльнее.

data-matched-content-ui-type=»image_card_sidebyside» data-matched-content-rows-num=»4″ data-matched-content-columns-num=»1″

Источник: https://storymil.com/10-praktichnyx-sovetov-priuchaem-rebenka-k-poryadku/

» Как приучить ребёнка к порядку: советы для родителей

Дети часто забавно копируют действия взрослых, пытаясь вытереть пыль маминой шапкой или помыть пол бабушкиным халатом. Между тем это первые шаги к организации пространства вокруг себя.

И почему же родители всё равно через пару лет начинают бить тревогу: мол, ребёнок не знает, что такое порядок? Вероятно, в период отчаянного хозяйствования малыша мама с папой допустили серьёзные просчёты, не приучив его к порядку правильно.

Характеристика проблемы

Каждый родитель мечтает, чтобы его чадо выросло ответственным и успешным человеком. А это зависит не только от трудолюбия и таланта, но и от множества других черт характера. Воспитав в ребёнке дисциплинированность и приучив к порядку, вы поможете ему:

  • правильно развиваться — учёные доказали, что развитие мышления зависит в том числе и от того, насколько упорядочены элементы окружающей среды, и если малыш растёт в хаосе, то он будет интеллектуально отставать от своих сверстников;
  • научиться планировать — хорошо, когда малыш точно знает, что после игры нужно убрать игрушки, а значит, завершить крепость из конструктора нужно за некоторое время до отхода ко сну, а не прикладывать последний кирпичик, будучи уже в пижаме;
  • распределять свои силы (невозможно быстро и качественно убраться в детской, если до этого пару часов играл в футбол с ребятами во дворе);
  • стать хозяйственным — раскладывая вещи по своим местам, малыш может оценить, как много у него тех или иных предметов, или понять, чего ему не хватает;
  • укрепить эмоциональную связь с родными — ничто так не объединяет и не сплачивает, как совместная деятельность (особенно это важно в тех семьях, где воспитываются двое и более детей: уборка помогает карапузам ещё больше подружиться и приходить на выручку друг другу);
  • научиться трудиться и получать удовольствие от результатов своего труда (радость приносит только та работа, результаты которой видны, для детей примером таких занятий является уборка: сложил вещи — стало чище благодаря собственному труду);
  • стать хорошим компаньоном для возможных соседей по комнате в будущем — ведь гораздо приятнее, когда рядом живёт человек, который кладёт вещи на свои места.

Обязательно научите ребёнка помогать друг другу при выполнении той или иной работы

Психологи убеждены: лучший способ приучить ребёнка к порядку — это показать своим примером, что значит аккуратность. Начинать эту нелёгкую работу нужно как можно раньше.

Уже в 1–1,5 года кроха поймёт, что грязные колготки, например, нужно положить в стиральную машину, если мама показала ему это, сопроводив свои действия комментарием.

Но тогда почему же в 5–6 лет малыш, даже наблюдая, что родители моют после себя тарелки, встаёт из-за стола, не только оставляя грязную посуду, но и руки забывая ополоснуть? Есть два возможных ответа: во-первых, ребёнок может подражать кому-то из членов семьи, кто так поступает; во-вторых, малыш видеть-то видит, но вот самого его никто не научил соблюдать порядок. Отсюда вывод: одного примера мало, нужно приобщать детей к полезной деятельности. Для этого психологи рекомендуют использовать несколько приёмов.

  • Позвольте ребёнку самому организовать свои вещи в пространстве. Многие родители убеждены, что шкаф для белья — не лучшее место для хранения трансформеров или игрушечных эльфов, но малышу это кажется удобным. И если он предпочитает складывать игрушки именно туда, то пойдите на компромисс, а бельё можно и в комод переложить.
  • Приобщайте к труду. Если мама или бабушка помыла пол в доме, то ребёнок, вероятнее всего, не слишком расстроится, наследив в прихожей. А вот если вы, вооружив малыша тряпкой, устроите соревнование, кто быстрее и качественнее вымоет свою половину комнаты, карапуз будет с большим вниманием относиться к чистоте.
  • Призывайте к порядку только сменой тембра голоса и будьте готовы повторить требование несколько раз. Детям тяжело концентрироваться на нескольких задачах одновременно, поэтому решение той или иной проблемы малыш ищет последовательно, и просьба убрать игрушки может просто не попасть в число приоритетных в определённый момент времени.
  • Изучайте опыт. Не будет лишним поинтересоваться у своих родителей, как приучали к порядку вас. Быть может, ваш ребёнок требует таких же мер.

Важно, чтобы в процессе наведения порядка вы общались с малышом на равных

Когда вы убедили своего ребёнка, что он должен поддерживать порядок, уместным будет и разработать совместные правила, чтобы этот порядок сохранить:

  • Планирование. Все пункты уборки должны идти друг за другом, тогда процесс будет проходить быстрее. Донесите до малыша, что сначала лучше убрать на столе, а потом на полу, иначе после наведения порядка в карандашах, красках и пластилине пол придётся мыть ещё раз. Также составляйте распорядок дня и анализируйте его каждый вечер. Составив план малыша на следующие сутки (проснулся, умылся, сложил постель, позавтракал и так далее), вы сможете вместе отследить, справился он с поставленными задачами или нет. Если ребёнок выполнил всё, то его можно поощрить (сладостями, небольшой игрушкой), но не стоит делать это каждый раз, иначе пропадёт радость от награды.
  • Правило «20 минут». Заниматься выполнением одного этапа уборки нужно не более 20 минут, иначе на другие дела времени не останется. Можно использовать метод параллельных действий: пока мама моет посуду, ребёнок убирает игрушки.
  • «Здесь и сейчас». Не нужно откладывать уборку карандашей на вечер, если приходит время складывать пазлы, например. Ведь отвлекаться от нового дела вряд ли захочется.
  • Взаимопомощь. Взрослый и ребёнок должны обязательно помогать друг другу.
  • Единоначалие. Если папа просит сложить вещи в детской, то маме не стоит тут же бросаться на помощь или убирать всё за за ребёнка. А вот напомнить о папиной просьбе — то, что нужно, чтобы совместными усилиями дисциплинировать малыша.
  • Избавляемся от «врагов», пожирающих время: телефонов и других гаджетов. Установите лимит времени на пользование ими. Так вы не только сохраните здоровье ребёнка, но и дисциплинируете его для остальных дел.
  • Хорошее настроение. Любое начинание должно сопровождаться улыбкой и позитивом (показывайте это своим примером).

Стирка кукольных вещичек приучает бережно относиться и к своей одежде

  • Игрушечная посуда и бытовая техника. Малыш должен увидеть, как действует то или иное приспособление, а также уяснить, что такое порядок, хотя бы на вещах, которые близки ему по размеру.
  • Строим домики для вещей. Предложите карапузу вместе создать гараж, где машинки смогут ночью спать. Поначалу он будет убирать 2–3 машинки, а вы — 10, но в скором времени ситуация поменяется. Для такого способа организации пространства очень важно, чтобы в детской были функциональные вещи: кукольный домик, коробки для конструкторов, полки для книг и так далее.
  • Игра «А что будешь делать ты?». Дети очень любят подражать взрослым, поэтому если вы скажите малышу «Я сейчас буду мыть посуду, а ты можешь протереть шкафчик от пыли», он обязательно с воодушевлением примется помогать.
  • «Давай сортировать!». Если в доме много игрушек, то соберите их в одной комнате, купите много коробок и сделайте на каждой опознавательный знак (надпись или картинку, которые дадут представление о содержимом). Вместе с ребёнком рассортируйте все вещи и придумайте, куда ящики поставить.
  • «Кто быстрее?». Этот приём можно использовать для любого вида уборки. Например, кто быстрее загонит машики в гараж-коробку, сложит книги в стопки-пирамиды и так далее.
  • Составление наглядного режима дня. Можно даже указать поощрения за выполнение нескольких пунктов.
  • «Детективы». Спрячьте какую-то игрушку или вещь ребёнка, которая ему очень по душе, и предложите использовать секретный детективный метод — качественное наведение порядка. Полезно в этой игре ещё и оговорить время, чтобы у малыша появился стимул сделать всё быстро.
  • «Илья Муромец борется со змеями». Предложите примерить на себя роль богатыря, который борется со змеями-мусором. Задача ребёнка — собрать всех «врагов» в определённые коробки.
  • «Аудио-уборка». Этот способ приобщает малыша не только к уборке, но и к чтению. Заведите правило: ребёнок убирает, а мама ему вслух читает. Если карапуз останавливается и просто слушает, «диктор» тоже прерывается, а история не продолжается.

    Начинать знакомить ребёнка с тем, какие дела выполняются по дому, можно с самого раннего возраста

На этом возрастном этапе игры уже не вполне уместны. Но психологи рекомендуют не забывать, что перед вами всё ещё не совсем взрослый человек.

  • «Спокойствие, только спокойствие». Научитесь чётко формулировать то, что вы хотите от ребёнка. И если он отказывается убрать диски в своей комнате, просто скажите: «Вот мусорный пакет — убери то, что уже не используется».
  • Знайте меру. Подростков сложно заставить выполнять какую-либо работу через силу, поэтому не давайте большой объём заданий. Пусть ребёнок сделает что-то одно, чем совсем ничего.
  • Не иронизируйте по поводу интересов. Например, не возмущайтесь тем, что сын или дочь слушает «непонятный хип-хоп», когда моет посуду.
  • Соблюдайте правило общежития. Хорошо, если в вашей семье у каждого члена есть объект общего пользования, за который он отвечает. Например, ванная, которую чистит дочь, или шкаф с книгами, пыль с которого стирает сын.
  • «Выбор за тобой». Подростки очень трепетно относятся к своему личному пространству и негативно реагируют, когда родители приходят в комнату наводить «свой порядок». Поэтому предложите ребёнку выбор: либо он сам убирается, либо вы делаете это за него. Злоупотреблять приёмом не следует, иначе находчивое дитя будет пользоваться этим и смирится с вашим пребыванием в его комнате в обмен на возможность ничего не делать.

Типичные ошибки родителей

Не кричите на ребёнка, если у него что-то не получается. Так можно совсем отбить у малыша желание выполнять какую-либо работу

Приучая ребёнка к порядку, избегайте следующих ошибок:

  • Не критикуйте. У карапуза вряд ли всё получится с первого раза, не стоит акцентировать внимание на неудачах или сравнивать с другими детьми. В противном случае вы воспитаете в ребёнке закомплексованность и неуверенность в своих силах.
  • Не нарушайте. В отношениях с малышом важно следовать выбранной стратегии поведения. Поэтому если вы выделили час времени каждый вечер для уборки в детской, то это правило не стоит нарушать. Иначе нерегулярное выполнение обязанностей сделает из ребёнка необязательного человека.
  • Не обещайте. Принцип «Помой посуду, я тебе шоколадку куплю» недопустим — не пытайтесь строить товарные отношения с детьми. Так сын или дочь привыкнет к манипуляциям. Более того, малыши, приученные получать награду за те или иные действия, не умеют проявлять инициативу: их нужно постоянно стимулировать и подталкивать к любым поступкам.
  • Не перегружайте. Не стоит в один день планировать и уборку, и тренировку, и помощь в огороде на даче — физически ребёнок не готов к таким нагрузкам. Очень часто переутомление негативно сказывается на настроении: большим объёмом поручений вы можете спровоцировать депрессивное состояние малыша.
  • Не послабляйте. Довольно часто бабушки и мамы, видя, что ребёнок устал, бросаются убирать вещи или игрушки вместо него. Это нельзя делать ни в коем случае: вы добьётесь того, что каждый раз перед уборкой ваш карапуз будет «смертельно уставать».
  • Не кричите. Крик — это свидетельство бессилия. Дети не знакомы с психологическими особенностями проявлений личности, но чувствуют, что повышение тона голоса — это «белый флаг». Услышав крик, ребёнок точно уже ничего делать не будет.

Воспитание дисциплинированности у ребёнка — нелёгкая работа для взрослых, требующая терпения. Однако умение следить за своими вещами и выполнять другую работу по дому — это не только дань уважения к окружающим и их труду, но и проявление себя взрослым и ответственным человеком, то есть гармоничной личностью. А именно таким хочет видеть своего малыша каждый родитель.

Источник: https://paidagogos.com/kak-priuchit-rebyonka-k-poryadku-sovetyi-dlya-roditeley.html

Ссылка на основную публикацию