Воспитание как головоломка

Воспитание как головоломка

Дети иногда приводят нас в отчаяние. Мы думаем: «Какие они безответственные, бездушные, им бы только играть и развлекаться!» Мы нервничаем, сердимся, ругаем их без конца. Однажды мы понимаем, что это порочный круг: мы все больше от них отдаляемся, они замыкаются от нас, мы не можем на них влиять.

Если мы переходим в ругательный стиль воспитания, мы ведем себя вообще-то как чужие дяди и тети, которым противно, что рядом безобразно ведут себя чужие дети.

Однажды я поняла, что все дело в том, чтобы сменить свой взгляд на воспитание. Просто посмотреть иначе — и от этого все довольно сильно изменится.

Нужно посмотреть на свое общение с детьми не как на тягость и заботу, а как на… задачку, головоломку — действительно ломающую голову. И иметь в виду, что эта задачка может не поддаваться годами. Но вместо «О ужас!» можно подумать: «А ну-ка мы с ней поборемся!» (Только не с задачкой, а не с детьми).

Ведь если задача встречается нам в нашей профессии, мы не нервничаем, а решаем ее. И при этом (если работа любимая) беремся за нее с жаром и вдохновением, и никакие трудности не останавливают нас.

Всевозможные задачи окружают нас. Работа, быт ежедневно снабжают нас целыми горами задач и задачек. Но мы должны помнить, что человек тысячелетиями выживал среди труднейших условий и катастроф — а это значит, что в каждом человеке заложена необычайная сила для преодоления трудностей. Так неужели мы будем нервничать из-за того, что ребенок размазывает по столу кашу?..

Я смотрю на свои рабочие задачи, строю планы. Вот это и это мне нужно основательно изучить, это освоить, вот это сделать к такому-то сроку. Я вижу, что некоторые рабочие вопросы для меня сложны, и прикидываю, что для их разрешения мне потребуется несколько месяцев, а то и лет. И я делю этот большущий вопрос на части и каждый день с одной из частей (частичек даже) справляюсь.

Не то же должны мы делать в отношении наших детей?

Дети — наша головоломка. Дети — ужасно трудная и занимательная задачка. Что у них в головах? Почему они вдруг начинают грубить, оставляют после себя мусор, вытирают полотенцем измазанные краской руки?.. Нас ужасает количество этих «почему», мы в них тонем.

Возьмемся за одну из этих задачек и посмотрим на нее как на занимательную и вызывающую.

Конечно, эта задача часто отличается от тех задач, которые приносит нам наша профессия. Дети не только задают нам трудноразрешимые вопросы, но и вызывают наши эмоции — не всегда позитивные (раздражение, злость, боль, отчаяние). И именно эмоции часто мешают нам посмотреть на ситуацию с детьми как на задачу.

Мы сердимся и перестаем управлять своим поведением. Ворчим, кричим, ругаем их. И этим задачу совсем не решаем. Истинное решение мы подменяем мгновенной реакцией — сделать замечание, обругать, пристыдить.

Мы отреагировали (как бы исполнили свой родительский долг по отношению к детям), но ничуть не продвинулись в решении.

Взгляд на конфликтную ситуацию с детьми как на задачку позволяет нам не поддаться эмоциям и отреагировать более разумно. Мы не загораемся гневом или обидой — это проходит мимо нас. Мы находимся в более уравновешенном состоянии продумывания — как адекватно отреагировать сейчас и как можно повлиять на подобные ситуации позднее.

Мы постоянно обмениваемся эмоциями с детьми: чувствуем их состояние и передаем свои ответные чувства. Мы считываем нежелательное поведение (грубость, каприз), и в нас ответно возникают чувства (гнев, обида).

Тренировка (то есть сознательная направленность и постоянные упражнения) позволяет научиться снижать в себе негативные чувства (мы не позволяем себе «заразиться» ими, ставим «экран») или выражать их правильно.

Мы часто не думаем о том, что воспитанию нужно учиться, как и любому другому делу. И учение эффективно происходит на практике, а не в беседах.

Посмотреть на конфликты не как на стрессовую ситуацию, а как на тренинг общения. И чтобы научиться эффективно влиять в хорошем смысле на своих детей, мы должны пройти множество таких тренингов.

Воспитание потому иногда вызывает отчаяние, что мы считаем себя уже состоявшимися воспитателями и от этого особенно остро переживаем свое бессилие и неудачи.

Мы еще не воспитатели. Мы учимся. Мы пробуем. Нам задано невероятно много увлекательных задачек. В нас много сил. Мы беремся за эти задачки с веселостью и вдохновением.

Мы должны поддерживать в себе этот хороший азарт, который бывает при решении головоломки — легкость, веселость, дерзость, упорство. И тогда общение с нашими детьми будет превращаться в радость и увлекательное исследование.

(текст для публикации взят из Интернета)

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13207079/

Статья по теме: Средства народной педагогики. Загадки

Средства народной педагогики

Загадки

Загадки у разных народов называются по-разному. Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Но значение загадок в умственном воспитании далеко не исчерпывается развитием мышления, они также обогащают ум сведениями о природе и знаниями из самых различных областей человеческой жизни.

Использование загадок в умственном воспитании ценно тем, что совокупность сведений о природе и человеческом обществе приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности.

Разнообразны содержащиеся в загадках сведения о человеке. Здесь имеется определенная система: много загадок о человеке в целом, есть загадки о ребенке, затем следуют загадки об отдельных органах человека, далее — о частях и органах человеческого тела: о головном мозге, глазах, зубах, волосах, языке, пальцах, сердце и т.п.

— как о частях целого (например: «У дедушки избушка маленькая, порог мохом оброс, волоковое окно без затычки, ветродувы без ставней, кровля покрыта ковылем»), и в отдельности (например о волосах: «В дремучем лесу нет дерева, пригодного на крюк»).

Таким образом, загадки нацеливают мышление ребенка как на анализ, так и на синтез, что приучало детей не упускать из виду целое при отгадывании его частей.

Обычно самостоятельные загадки о части предмета не повторяли тех признаков, которые назывались в загадке о целом предмете. Такой многосторонний подход к одним и тем же предметам в зависимости от взаимодействия его частей содействовал развитию творческого мышления у детей.

Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями — главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности.

Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.

В ряде загадок о голове глаза называются светлым озером, а волосы — мелколесьем, мелким ивняком, тальником, дремучим лесом.

Даже говоря о волосах, люди задумывались о красотах родной природы и напоминали об этом своим детям загадками, которые и сами имели совершенную форму, были насыщены поэтическими образами.

Говоря о прекрасном красивыми загадками, народные педагоги развивали у подрастающего поколения эстетический вкус.

Самые разнообразные виды трудовой деятельности охарактеризованы в загадках о труде, оборудиях труда, о сельскохозяйственноных культурах, домашних животных, одежде, пище и т.д. и т.п. Даже в сказках о вселенной постоянно присутствуют орудия труда и тема труда.

Например, в загадках о солнечном свете говорится о коромысле, о мерном шесте и других орудиях труда. Показательно, что часто в загадке тот или иной предмет рассматривается по частям, а эти части, в свою очередь, рассказывают о последовательности трудовых операций.

В загадке «Восемьдесят солдат, два жандарма, один барин» говорится о крыше как результате человеческого труда: установление стропил, балок, прибивание досок).

А сколько остроумия и юмора в загадках, касающихся именно труда и орудий труда! — «В поле дурак пляшет» (ветряная мельница), «Стоит, как барин, кричит, как черт» (оцеп), «Сноха выше свекрови (колья, прясла), «У Федосьи черный рот» (дымовое окно) и др.

Поучительна загадка о мусорной яме: «Что богаче всего в этом доме?» Она так или иначе напоминает известную чувашскую сказку, в которой ленивых дочерей хозяина портной проучил тем, что давно не убиравшийся мусор посолил, чтобы он не испортился.

Загадка конкретна: в ней говорится о «богатстве» определенного дома, следовательно, она содержит конкретный намек по конкретному адресу.

В загадках говорится о доброй славе («Дерево свалится, и тень от чего останется?»), высмеивается ложь («На непаханом загоне, под невыросшей березой лежит нерожденный заяц»), бичуется сплетня («Что на свете горше всего?»), говорится о совести («Беззубая мышь кость гложет»), о горе и печали («Что на свете тяжелее всего?») и др.

Загадки о людях, их жизни и смерти, молодости и старости непременно содержат материал, косвенно призывающий молодежь к совершенствованию личности:

Чего хочешь — того не купишь,

Чего не надо — того не продашь.

Прекрасна поэтическая форма загадки, глубока мысль, заключенная в отгадке (молодость и старость), ценен призыв дорожить молодостью. Для ребенка — это загадка, а для взрослого вместе с отгадкой уже пословица. А вот другая загадка:

Когда я молод был,

Светло светил.

Старым стал

Меркнуть стал.

Разве это — только загадка о месяце? Это — одновременно и поэтический афоризм о человеческой жизни.

Поэтические обобщения в загадках требуют большой мыслительной работы:

Без крыл летит,

Без ног бежит,

Без огня горит,

Без ран болит.

Отгадка проста — ветер, туча, солнце, сердце. Память может подсказать отгадку: дети не раз отгадывали эту загадку в иных вариантах, слышали подобное в песнях и в разговорах (в песнях без огня горит не только солнце, но и сердце).

Загадки очень разнообразны по формам. Среди них распространены такие, которые требуют заучивания. Заученные загадки-вопросы и ответы на них имеют большое воспитательное значение, образовывают, формируют убеждение, с их помощью реализуется проблемный метод ознакомления детей с разнообразными идеями, явлениями действительности.

Загадки-вопросы касаются многих сторон жизни и деятельности людей. В них отразились привычные представления народа. Значение этих загадок в умственном воспитании чрезвычайно велико. Они требуют не только сообразительности и активной мыслительной деятельности, но и больших усилий памяти. Ответ на некоторые вопросы-загадки дети встречали в пословицах, песнях и сказках.

Ответы содержатся в сказках в разных вариантах. Самым удачным обычно признается ответ наиболее безупречный, убедительный по содержанию и высокопоэтический по форме. Например, для чувашской загадки: «Что для человека дороже всего на свете?» таким ответом является следующий: «Нет ничего дороже родины» — этот ответ дается в историческом сказе «О барине и его работнике».

Пословица, содержащая сравнения, может послужить основой для двух взаимосвязанных загадок-вопросов (в зависимости от того, какая часть сравнения принимается за неизвестное): «Что есть золотая колыбель?» или «Что есть дом отца и матери?» Разгадкой загадки является пословица — «Дом отца и матери — золотая колыбель». Эта пословица часто фигурирует в народных песнях.

Чрезвычайно интересны загадки-вопросы, касающиеся процесса труда, орудий и результатов трудовой деятельности: «Доска стоит — можно расколоть, доска лежит — можно сломать, доска сидит — не колется, не ломается. Что делать?» Наиболее распространенная отгадка — распилить. Иногда вопрос ставят после каждой строки — «Что нужно?» Разгадками служат ответы: топор, колун (или колотушка), пила.

Читайте также:  Как правильно реагировать на замечание вашему ребенку от постороннего человека?

Иные загадки-вопросы носят характер системы уравнений. Так, например, загадка «Короткая и тонкая — что это такое?», предложенная отдельно, не имеет определенной отгадки или может иметь много предположительных ответов, как и неопределенное уравнение.

Четыре вопроса вместе воспринимаются как система четырех уравнений с четырьмя неизвестными и имеют общепризнанные, т.е.

вполне определенные решения: «Короткая и тонкая — что? Длинная и тонкая — что? Короткая и толстая — что? Длинный и толстый — что?» Разгадки — бечевка, веревка, паяв (род толстой и короткой веревки), канат.

Ценность загадок-вопросов еще и в том, что их разгадки служили распространению пословиц, которые воспринимались уже как собственные выводы детей и молодежи.

Загадками пользуются и как намеками. В присутствии детей в разговоре на педагогические темы взрослые изъясняются загадками: «Выражайтесь осторожнее, бревна имеют трещины», т.е. при детях разговоры можно вести не на все темы, дети все слышат, по-своему понимают, истолковывают и разносят.

Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка — разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Мастерство «ребячьего пастуха» — общинного педагога, отличавшегося-наибольшим энтузиазмом в работе с детьми, чаще всего наиболее полно проявлялось именно в организации занятий детей по загадкам.

В них участвовали дети разных возрастов, начиная с малолетних и кончая парнями и девушками.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности.

Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном и нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.).

В данном случае ум расценивается народом как цель, а прекрасное — как средство. Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Этнопедагогические миниатюры — пословицы и загадки — играли огромную роль в жизни народа. Их значение не исчерпано еще и до настоящего времени.

Народ был экономен в употреблении слов, дорожил оптимальными средствами сохранения и передачи мысли, особо ценя лаконичность речи: «Много сказанное -пустословие, кратко сказанное — мудрость». Испокон веков сохраняется высокое мнение о пословицах.

 Для всех народные пословицы и загадки были великим богатством в народной педагогической сокровищнице.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Какой чудесный процесс совершается, например, в голове ребенка, когда он быстро находит сходство между дедом, в сто шуб одетым, и луковицей или между девицей, сидящей в темнице с косой на улицу, и морковью! Ребенку, научившемуся отгадывать загадки, можно дать задание сочинить свои загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умтвенного развития, а также уровень творческого мышления ребенка*.

* Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.-С.7-8.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/06/23/sredstva-narodnoy-pedagogiki-zagadki

«Головоломка»: Взгляд психолога

Новый мультфильм студии Pixar штурмует кинотеатры мира и показывает неплохие результаты. Если вы уже посмотрели его, то знаете, о чем идет речь. А я решила задать несколько вопросов психологу, чтобы разобраться, насколько точно изображены сложные процессы, затрагивающие наше поведение.

Психолог и гештальт-терапевт Ольга Губочкина из Санкт-Петербурга терпеливо и развернуто ответила мне, за что ей огромное спасибо! Ну а вам, возможно, захочется еще лучше понять этот мультфильм — ровно как и самих себя.

В «Головоломке» девочкой Райли управляют пять эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Отвращение. Несмотря на наличие Родительского острова, острова Веселья, поезда мыслей и т.д., по сути, эта пятерка заправляет поведением Райли, находясь в центре управления. Можно ли сказать, что на наши действия влияют только эмоции?

В каком-то смысле да. Эмоции — феномен психофизиологический, у нас просто нет возможности выбирать: проживать какую-то эмоцию или нет, она возникает непроизвольно. Мы можем корректировать дальнейшее развитие эмоции в том смысле, что решаем: в каком объеме её переживать, в каком виде ее демонстрировать, понимая, что у среды будет на нее какой-то отклик.

Кэррол Изард, один из тех, кто составлял список базовых эмоций (кстати, по его классификации их 11), писал о том, что конкретная эмоция побуждает к конкретной активности, и именно это является признаком того, что эмоция организует мышление и деятельность. Также эмоции сильно влияют на наше восприятие.

Влюбленный, например, человек склонен видеть мир и людей в намного более положительном свете, чем тот, кто только что расстался.

Воспоминания из подкорки — которые на самом деле core memories, то есть основные воспоминания, действительно так сильно влияют на нас?

Не сами по себе воспоминания, а их характер действительно влияет на жизненный сценарий, который выбирает человек. Влияет, в конечном счете, на качество жизни, ведь то, как человек выстраивает отношения с окружающими, само его поведение, привычные способы эмоционального реагирования и т.д.

почти всегда берут свое начало в прошлом.

В повседневной работе психотерапевта много времени уделяется реконструкции отдаленных участков жизни человека с тем, чтобы в дне сегодняшнем, с помощью ресурсов, которые есть прямо сейчас, найти возможность изменить тот фрагмент, который некачественно влияет на бытие.

Что происходит с человеком, если из его головы «выпадают» Радость и Печаль?

О, это интересно. Райли из «Головоломки» проживает это состояние. Отсутствие возможности нормально печалиться, оплакивать, причем, неважно что: потерю любимого шарфика, смерть близкого или, как в фильме — переезд в новую, незнакомую среду, приводит к тому, что человек не в состоянии сохранить целостность своего организма. Грусть, скорбь помогают завершить отношения.

С потерянным шарфиком, ушедшим близким, покинутым домом. Если этот процесс пройден корректно, то появляются силы принять новую реальность. В фильме это здорово показано, когда за пульт встает Печаль и девочка возвращает себе возможность чувствовать.

Она плачет, заканчивает отношения с прошлой жизнью, даже, я бы сказала, с детством, и только после этого обращается лицом к новому.

С радостью все тоже не просто. Если мы придерживаемся теории о базовых эмоциях, то, значит, разделяем идею о том, что все остальные эмоции — составные. Например, испытывать благодарность без радости было бы невозможно, т.к. первая как раз составная. Поэтому, без радости пропал бы целый ряд важнейших эмоций.

Социальная функция радости вообще неизмерима: без радости было бы невозможно сформировать привязанность, доверие к другому, поддерживать контакт. Среди гештальтистов есть идея о том, что радость обеспечивает процесс передачи некоторой ценной внутренней собственности человека среде.

Если говорить о биологической функции радости, то она, в том числе, восполняет затраченную на что-либо энергию.

По сути Райли, переехав в Сан-Франциско, начинает испытывать депрессию — у нее все валится из рук, она постоянно грустит и не видит радости в жизни. Но потом все проходит, когда в центр управления возвращаются Радость и Печаль. Что вообще хотели показать кинематографисты?

Да, Райли не дошла до депрессии, которая является уже определенным психическим неблагополучием. Можно сказать, что у девочки было субдепрессивное состояние, все-таки она сохраняла физическую активность, принимала решения, следовала поставленным новым целям. При клинической картине депрессии все это почти невозможные вещи.

У Райли произошла потеря понятных жизненных координат — отношения в семье, дружба, жизнеобразующее увлечение хоккеем. Насколько я помню, переезд семьи из Миннесоты в Калифорнию случился «вдруг». При таком событии родители должны были уделить много внимания тому, что ее ждет, что она оставляет, что в этом печального и что хорошего.

Тогда переход из одной главы жизни в другой произошел бы для ребенка плавнее.

Воображаемый друг Бинго-Бонго, который отвечает за самую слезливую сцену в фильме, как и многие воображаемые друзья, плод западных сценаристов. Почему-то в нашей культуре не слышно про воображаемых друзей. Почему?

В культуре — да, навскидку вспоминается разве что «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля. Чудесный Корней Чуковский как раз об этом хорошо рассказывает в своей «От двух до пяти». Он хотел подарить отдыхающим больным детям книги, среди которых был «Гулливер», «Мюнхаузен», «Конек-Горбунок», а ему сказали, что пролетарским детям такого не надо.

Им бы про радио и дизель. Думаю, традиция откуда-то отсюда идет. А дальше, я фантазирую, как эти дети выросли, и родили своих детей, и уже сами не смогли объяснить, что плохого в сказках и воображаемых мирах, но на всякий случай не приветствовали такие проявления.

А дети очень чувствительны, и вот уже они понимают, что лучше бы не рассказывать родителям про такого друга. Если же присутствие воображаемого товарища становится в семье явным, в кабинет психолога такие родители приходят в ужасе. Некоторые всерьез высказывают мысли о том, что их ребенок сошел с ума.

Приходится вступать, порой, в довольно тяжелые переговоры о том, что с ребенком почти все в порядке, а появившийся друг — симптом каких-то происходящих процессов в семье.

Я читала, что ребенок выдумывает воображаемых друзей только когда ему плохо — значит ли это, что Райли была несчастна в детстве?

Не совсем так. Воображаемые друзья возникают в жизни ребенка не только при неблагоприятных обстоятельствах. Чрезвычайно богатое воображение малыша 3х-5ти лет, которое не находит себе приложения в реальной жизни, тоже может привести к появлению таких спутников.

Мне кажется, это как раз случай Райли. Всё-таки в мультфильме настойчиво показывают хорошее отношение родителей к девочке — они любят ее, занимаются ее жизнью. Но, возможно, жизнь в Миннесоте слишком однообразна.

Детям с ярким воображением такие друзья позволяют снять напряжение скуки и рутины.

Обратила ли ты внимание, что в центре управления мамы за пультом все женщины, а главной является Печаль? У отца все эмоции — мужчины. У мальчика, с которым столкнулась Райли на хоккее, в голове паникуют эмоции-мальчишки. Почему у Райли эмоции не похожи на нее и разного пола? Может ли это быть связано с тем, что до 11 лет дети не определяются в гендерном плане?

Да, я тоже отметила этот момент. Если предположить, что твоя интерпретация верна, и Райли в 11 лет еще пока не определилась со своей половой идентичностью, то можно сказать, что у девочки существуют трудности с этим вопросом.

В норме, примерно к 7 годам дети уже хорошо дифференцируют половые роли, выбирают определенные игры, играют с однополовыми сверстниками и так далее. Кстати, ее успехи в хоккее можно объяснить этим же: отсутствие привязки себя к «слабому полу» даёт определенную свободу в восприятии себя как бойца, как человека, способного на агрессивное поведение.

Интересно пофантазировать, к каким сложностям приведет такое «неопределившееся» состояние Райли в подростковом возрасте, и дальше, когда она вырастет.

Еще я думаю о том, что у мамы Райли главная за пультом Печаль, а у папы — Гнев, кажется, и тогда сколько же они сил и любви вложили в дочь, что за ее пультом верховодит Радость.

Поскольку существует фактор генетических задатков человека в поле эмоций, у Райли должны были возглавлять пульт мамина Печаль или папин Гнев.

Ее родители совершили просто родительский подвиг, дав возможность девочке пережить в младенчестве и раннем детстве личный опыт, расширивший ее эмоциональные возможности.

На поезде мыслей Радость сбивает коробки с ФАКТАМИ и МНЕНИЯМИ и замечает, что они очень похожи. Есть ли в этом правда?

«Их никто не различает», так, кажется, в мультфильме. Мнение может включать в себя факты, и тогда есть возможность принять одно за другое. На самом деле, мнение всегда включает в себя субъективные ценности и эмоционально окрашено. Оперируя одним и тем же фактом, два человека могут предъявлять два разнополюсных мнения.

Не показалось ли тебе странным, что мать и отец показаны как нормальные, любящие супруги, но в сцене с обедом, выясняется, что мать мечтает о бразильском летчике, а отец ее вообще не слушает? Мне видится в этом какой-то диссонанс.

Нет, мне это как раз показалось очень человеческим, а то они такие идеальные в мультфильме! Ну кто способен быть включенным в то, что говорит партнер 24 часа в сутки 7 дней в неделю? Никто. Вот и папа Райли отключился, тем более что у него проблемы на работе.

Ему, если хочешь, полезно отключаться, чтобы не выключиться совсем. А мама с ее бразильским летчиком, допустим, таким образом поддерживает свою сексуальную жизнь в живом и удовлетворяющем ее виде.

Если этот горячий парень присутствует в ее фантазиях, основанных на воспоминании о нем, и помогает ей поддерживать образ себя как привлекательной дамы, что здесь плохого?

Показанные «Острова», отвечающие за разные аспекты личности девочки, что стоит за ними в реальности?

Мне показалось, что эти острова похожи на систему ценностей Райли. Семья, подруга, занятия хоккеем, честность и веселье — тот мир, в котором она существует. Маловато для одиннадцатилетнего предподростка, но, возможно, достаточно для той культурной среды, в которой находится Райли.

Ведь, как мы видим, живет она вполне счастливо до известных событий, хорошо адаптирована, реализуется. А когда система начинает испытывать нагрузку, то ожидаемо трансформируется, в том числе через разрушение старых паттернов.

Это вполне жизнеспособное описание того что называется формированием системы ценностей.

Все воспоминания за день действительно перемещаются в долговременную память?

Нет, не все. Зачем тебе запоминать, да еще и загружать в долговременную память номер телефона троюродной тетки бывшего мужа, если все, что вам было нужно обсудить, это рецепт ее чудесных блинчиков, которыми она вас угощала, когда вы приезжали к ней в Поповку семь лет назад?

Читайте также:  6 худших советов, которые можно дать маме в послеродовой депрессии

Радость производит впечатление девушки с серьезным неврозом и, как показывает опрос детей, несколько раздражает своим энтузиазмом. Как думаешь, почему?

Не поняла вопроса. Если он о том, почему Радость раздражает детей, то интересно, какого возраста опрашивались дети? Шестилетние, да даже десятилетние могли не охватить эту идею — что каждая эмоция ведет себя очень точным для себя образом.

И тогда как прикажешь изображать эту самую Радость, которая именно что должна подпрыгивать от своих замечательных предложений? Если же смотреть на нее как на комплексную сущность, тогда да, она выглядит маниакально.

В жизни люди, намеренно или по нездоровью выставляющие такой свой образ окружающим, действительно зачастую вызывают агрессию.

Не кажется ли тебе, что фильм довольно трудный для восприятия детей до 11 лет?

Частично я в предыдущем вопросе об этом говорю. Добавлю, что если говорить о сюжете фильма, то да, думаю 6+ это не совсем реальная цифра, она о том, что мультфильм продвигают хорошие маркетологи.

В чем ты видишь главный смысл фильма, как психолог?

Как специалист, я вижу целый ряд упрощений относительно того, как функционирует мозг, но я рада, что в формате мультфильма все же достигается определенная просветительская задача.

Дети, да и какая-то часть взрослых после него узнают, что есть такие эмоции, что они вот называются и вот так примерно выглядят в поведении.

Ты не поверишь, как часто на терапию или консультацию приходят люди, которые не могут назвать ни одной из них, не ориентируются в том, что с ними происходит. Невероятно, на факт.

Также ценным мне кажется то, как показан весь путь от фрустрации Райли через субдепрессивное состояние с обесчувствливанием к возвращению к жизни. Мне очень понравился этот акцент на идее о том, что необходимо восстановить целостность себя, прожить все недостающие фрагменты, эмоции, и тогда можно снова ожить и продолжить путь.

А как мать?

Как мать я полностью приветствую более здоровых детей в окружении своего ребенка. А человек, хорошо ориентирующийся в собственных чувствах, однозначно более здоров, чем тот, кто слабо понимает, что с ним происходит.

Источник: https://redrumers.com/2015/06/27/inside-out-psychologist-speaking/

Мультфильм «Головоломка»: польза для детей – Развитие ребенка

С момента своего выпуска в 2015 году мультфильму «Головоломка» аплодируют критики, его обожают зрители и, более того, он удостоен премии «Оскар» в номинации за лучший анимационный полнометражный фильм.

Однако самое большое его достижение заключается в том, что он заставил юных и взрослых зрителей заглянуть внутрь себя.

Как вы уже, вероятно, знаете, большая часть фильма происходит в голове у одиннадцатилетней девочки по имени Райли, поведение которой определяют пять базовых эмоций: радость, печаль, страх, гнев и брезгливость.

В мультфильме природа наших чувств подвергается глубокому анализу, и это неслучайно, ведь консультантом в нем выступил Дачер Келтнер – профессор, директор-основатель научного центра университета Беркли, США, который помог добиться того, что, несмотря на некоторое очевидно свободное творческое толкование, основные посылы фильма в отношении эмоций психологически точны и согласуются с результатами научных исследований.

Эти посылы передаются с помощью изобретательного повествования и отличной анимации; они обогащают мультфильм, не перегружая его. При этом они передаются достаточно четко, чтобы обеспечить почву для обсуждения среди детей и взрослых. Некоторые из самых запоминающихся сцен мультфильма предоставляют прекрасную возможность для обучения в классе или за обеденным столом.

Хотя «Головоломка» искусно открывает путь для бесед об эмоциях человека, взрослым может быть трудно правильно вести подобные разговоры и отвечать на вопросы детей. Поэтому в этой статье представлены четыре основных вывода о сути наших эмоций, а также результаты некоторых исследований, подтверждающие их. Итак.

1. Счастье заключается не только в радости. В начале фильма короткостриженая с синими волосами эмоция «Радость» контролирует мозг Райли; ее глобальная цель состоит в том, чтобы Райли всегда была счастливой.

Но к концу фильма «Радость», а также и сама Райли, да и зрители вместе с ней, – узнает о том, что счастье означает гораздо больше, чем безграничный позитив.

В самом деле, в заключительной части фильма, когда «Радость» уступает контроль над мозгом другим эмоциям, в частности «Печали», Райли достигает более глубокой формы счастья.

В данном случае сюжет мультфильма согласуется с тем, как рассматривают счастье многие ведущие исследователи в области эмоций. Психолог Соня Любомирски, автор бестселлера «Психология счастья.

Новый подход» (The How of Happiness), определяет счастье как «Ощущение радости, удовлетворенности или позитивного благополучия в сочетании с ощущением того, что жизнь хороша, содержательна и значима».

Таким образом, хотя позитивные эмоции, такие как радость, безусловно, являются важными ингредиентами в рецепте счастья, одних их все же недостаточно.

Более того, недавнее исследование обнаружило, что у людей, которые испытывают широкий спектр позитивных и негативных эмоций, лучше психическое здоровье. Авторы этого исследования пришли к выводу, что разнообразие определенных эмоций помогает человеку получить более подробную информацию о той или иной ситуации, что приводит к улучшению поведения и потенциально большему счастью.

Например, в поворотном моменте фильма, когда Райли хочет убежать из дома, она позволяет себе почувствовать печаль в дополнение к страху и гневу; как следствие, девочка решает не приводить свой план в исполнение.

Сделав такой выбор, Райли воссоединяется со своей семьей и обретает более глубокое чувство счастья и удовлетворения от теплоты и покоя, которые она получает от своих родителей, даже несмотря на то, что эти эмоции переплетены с грустью и страхом.

В этом свете, создатели «Головоломки», в том числе режиссер Пит Доктер, сделали разумный выбор, назвав персонажа «Радостью», а не «Счастьем». В конечном итоге, радость является лишь одним из элементов счастья, которое может быть окрашено в другие эмоции, даже такие как печаль.

2. Счастье нельзя навязывать, к его переживанию нельзя принуждать.

В мультфильме главная героиня чувствует знакомые всем нам огорчение и подавленность (фрустрацию), когда мать просит ее быть «счастливой девочкой», в то время как семья готовится к трудному и дальнему переезду, а у отца наступает тяжелый период на работе.

Такие высказывания родителей заставляют детей сделать вывод, что если они не чувствуют себя постоянно счастливыми, значит, с ними что-то не так. Все исследования и статьи о важности счастья в последние годы подтверждают это.

Исследователь Джун Грубер и ее коллеги начали изучать нюансы счастья и его поисков, то есть стремления к нему. Результаты их исследований подвергают сомнению необходимость «быть счастливым постоянно», которую навязывали, да и навязывают, вероятно, многим из нас.

Например, их исследование предполагает, что если мы ставим счастье главной целью в жизни, это делает нас несчастными.

Другие исследователи обнаружили, что чем сильнее люди стремятся к счастью, тем более высокие стандарты счастья они устанавливают и, соответственно, чувствуют себя подавленными и огорченными (фрустрированными) – и несчастливыми, – если не могут соответствовать данным стандартам постоянно.

Поэтому не удивительно, что попытки заставить чувствовать себя счастливой не помогают Райли справиться со стрессами и изменениями в ее жизни. На самом деле эта стратегия не только не приносит ей счастья, но и заставляет ее чувствовать себя отделенной от родителей и разгневанной на них и приводит девочку к решению убежать из дома.

Какой путь к счастью более эффективен для Райли (и для всех нас)? Недавние исследования доказывают важность «акцента на позитиве» – сознательного выделения достаточного количества времени в жизни на впечатления и занятия, которые доставляют нам удовольствие. Для Райли это хоккей на льду, возможность проводить время с друзьями, отдыхать и бездельничать с родителями.

Но важно также понимать, что акцент на позитиве не требует отказываться или избегать негативных эмоций или ситуаций, которые вызывают их, – не нужно целеустремленно гнаться за счастьем, ведь это неэффективно.

Райли и ее семья получают важнейший эмоциональный урок в тот момент, когда девочка наконец признается в том, что она тяжело переживает по поводу переезда в Сан-Франциско, – это признание сближает ее с родителями.

3. Печаль чрезвычайно важна для благополучия человека. В начале мультфильма «Радость» говорит, что она не понимает, для чего вообще нужна «Печаль» и зачем она находится в голове у Райли. Многие из нас, как правило, в тот или иной момент задаются тем же вопросом: какой цели служит печаль в нашей жизни?

Поэтому очень хорошо, что в качестве главного героя фильма выступает «Печаль», а не «Радость». Почему? Потому что «Печаль» глубже связана с людьми, являясь важнейшим компонентом счастья, и помогает Райли ощутить эту связь на себе.

Например, когда давно забытый воображаемый друг Райли розовый котослонодельфин Бинго-Бонго приходит в уныние из-за потери своего фургона, оправиться от случившегося ему помогает именно сочувствующее понимание «Печали», а не попытка «Радости» представить его потерю в положительном свете.

(Интересно, что эта сцена иллюстрирует важный вывод исследования о счастье, который заключается в том, что выражение счастья должно соответствовать ситуации.)

Одним из величайших открытий мультфильма можно назвать то, когда «Радость» оглядывается на одно из «базовых воспоминаний» Райли (случай, когда девочка не забила решающий гол в важной хоккейной игре) и понимает, что печаль Райли впоследствии вызвала сочувствие к ней родителей и друзей, сделала их ближе друг к другу и превратила это воспоминание из ужасного в наполненное глубоким смыслом и значением.

С большой чуткостью в «Головоломке» показано, что тяжелые эмоции, такие как печаль, страх и гнев, бывают очень неприятными для людей, и именно поэтому многие из нас изо всех сил стараются избегать их.

Но в фильме, как и в реальной жизни, все эти эмоции служат важной цели – они помогают нам понять собственный внутренний мир и внешнюю среду, помогают становиться ближе с окружающими, избегать опасностей и приходить в себя после потерь.

Одно предостережение: хотя очень важно научить детей принимать печаль, родители и учителя должны объяснить им, что печаль и депрессия это не одно и то же, депрессия – это серьезное расстройство, связанное с длительными и интенсивными переживаниями сниженного настроения. Важно также, чтобы взрослые создали безопасную и доверительную атмосферу для детей, в которой малыши не боялись бы просить о помощи, когда чувствуют грусть или печаль.

4. Нужно осознанно принимать, а не подавлять тяжелые эмоции. Однажды «Радость» пытается помешать влиянию «Печали» на психику Райли. Для этого она рисует мелом небольшой «круг печали» и наказывает нежелательной эмоции находиться в нем и не выходить за его границы.

Забавный момент, но психологи сходятся во мнении, что такое поведение «Радости» опасно и называется оно «эмоциональным подавлением (подавлением эмоций)» – это стратегия управления эмоциями, которая, как считается, приводит к тревоге и депрессии, особенно подростков, чье понимание собственных эмоций еще недостаточно развито.

И конечно, попытка сдержать печаль и отвергнуть ее в конечном итоге выходит боком и для «Радости», и для Райли.

Позже в фильме, когда Бинго-Бонго теряет свой фургон, «Радость» пытается заставить его «когнитивно переоценить» ситуацию, то есть побудить его переосмыслить значение потери и изменить свою эмоциональную реакцию на более позитивную.

Когнитивная переоценка – это распространенная стратегия, которая исторически считается наиболее эффективным способом регулирования эмоций.

Но даже этот метод не всегда является лучшим подходом, поскольку исследователи обнаружили, что иногда он может повышать, а не снижать уровень депрессии, в зависимости от ситуации.

Ближе к концу фильма «Радость» делает то, что некоторые исследователи теперь считают самым здоровым методом работы с эмоциями: вместо того чтобы избегать или отрицать печаль, «Радость» принимает ее такой, какая она есть, поняв, что она является важной частью эмоциональной жизни Райли.

Эксперты называют это «осознанным принятием эмоций».

Что это значит? Вместо того чтобы зацикливаться на драматизме эмоциональной реакции, вдумчивый человек добродушно рассматривает и изучает эмоции, не принимая решения о том, насколько правильные или неправильные они в данной ситуации, создавая пространство для здоровой реакции и ответа.

Исследование 2014 года доказало, что депрессивные подростки и молодые люди, которые приняли осознанный, вдумчивый подход к жизни, продемонстрировали более низкий уровень депрессии, тревожности и плохого отношения, а также более высокое качество жизни.

Читайте также:  Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога

Конечно, «Головоломка» – это не первая попытка преподать детям четыре описанных урока, но вряд ли можно найти другой материал, который бы одновременно занимал такое большое количество и доставлял им удовольствие от процесса эмоционального обучения.

Это яркий пример того, как можно с помощью искусства мультипликации и кинематографа изменять понимание зрителей их переживаний и ощущений – и в данном случае, надо надеяться, это изменение приведет всех нас к более глубокой и сострадательной связи с самими собой и окружающими людьми.

Джейсон Марш, Вики Закревски

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/2491/

Воспитание детей — загадки и разгадки психики малышей, учитываем особенности каждого

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Воспитание детей — это каждый день загадки и разгадки. Вопросы и ответы. Задачки и их решения. Головоломки, кубики-рубики, шашки и шахматы— все в одном флаконе. Воспитание детей — это очень интересное занятие, если заниматься им с любовью и со знанием особенностей их психики.

Нынешние незнакомцы

Я работаю в русской школе в Испании. Я всю жизнь занималась с детьми. Могу сказать, что раньше было легко успокоить ребенка: отвлечь игрушкой или птичкой, выразительной интонацией или конфеткой. Ребенок быстро отвлекался, забывался, заигрывался и успокаивался. Начиналась детсадовская жизнь.

Нынче этот номер не проходит. Современное поколение детей как будто инопланетяне. Незнакомые. Необычные. Их психика возросла, по сравнению с прошлыми поколениями, многократно. Они гораздо быстрее воспринимают новую информацию и обучаются.

Значит, воздействие педагогов и воспитателей должно быть очень точным и сразу развивать ребенка, а не тормозить его. Для этого нужно научиться понимать детей изнутри — их желания, мотивы их поступков. Как это сделать? Очень просто. Системно-векторная психология Юрия Бурлана учит нас этому. Без этих системных знаний воспитание детей становится все труднее.

Вот некоторые зарисовки из жизни моих воспитанников и системные рекомендации по развитию таких деток.

Маленький воришка или будущий инженер

Есть у нас в группе несколько детей с кожным вектором. Подвижные, активные, беспокойные, ловкие и хитрые. Они везде торопятся, хотят быть первыми. Любят подвижные игры, танцы, всяческие соревнования.

Им нравится заниматься с конструкторами. И неудивительно, ведь в потенциале они будущие инженеры. У них логический склад ума. Они способны найти кратчайший путь для решения задачи.

Такие дети от рождения мыслят категориями пользы-выгоды, они, можно сказать — юные добытчики.

Именно такие дети иногда прячут по карманам мелкие игрушки и могут соврать, что принесли их из дома. Нужно сразу пресекать подобную практику, чтобы это не превратилось в плохую привычку. Воспитание таких детей осуществляем в тесном контакте с родителями. Подробнее об этом написано здесь.

Кто первый?

Объясняем родителям особенности их детей, методы воспитания, наказаний и поощрений. Кожных детей легко организовывать. Если сказать: «Кто первый сядет на занятие, тот…будет показывать картинки». Побегут наперегонки.

«Кто первый», «Кто вперед», «Кто быстрее» — эти слова являются стимулом для кожных детей. Наказанием будет — посидеть на стульчике, когда другие дети играют.

В воспитании их нужна строгая дисциплина и ограничения (места, времени, действий). Ни в коем случае — физические наказания, может затормозиться психическое развитие.

Медлительный ребенок или лучший ученик

Самые замечательные дети — ребята с анальным вектором. Они спокойные, терпеливые, аккуратные. Убирают игрушки, наводят порядок, помогают малышам. Любят, чтобы им читали, хорошо учат стихи. Вообще любят заниматься, учиться. У них от природы хорошая память.

Они медлительные от природы. Когда они развиваются правильно (в своем темпе), из них получаются будущие ученые или эксперты своего дела. Именно поэтому таких детей нельзя торопить. Иначе они могут впасть в ступор, начнут обижаться и дуться в уголочке, тогда от них ничего больше не добьешься. Они перестают развивать свои таланты.

Чтобы такого не случилось, этих детей мы поддерживаем во всех начинаниях, поощряем, хвалим за хорошо выполненное задание. Обязательно отмечаем качество их работы и усердие при выполнении заданий.

Кто лучший?

Стимулом к работе для таких детей могут быть слова: «Самую лучшую работу мы покажем всем детям и родителям», «Повесим на выставочный стенд», «Отправим на выставку». Так как для этих детей важно быть лучшими.

А также важно хорошее мнение о них окружающих людей.

Точно также необходимо рассказать родителям об особенностях психики их медлительных детей и сделать акцент на том, чтобы их не торопили и давали на выполнение заданий чуть больше времени.

Модницы и красавицы

Требуют особого подхода и внимания и другие дети. Есть у нас две интересные четырехлетние девчушки. Обладательницы зрительного вектора во всей красе. Они приходят всегда нарядные, в пышных юбочках, нарядных платьицах. На голове ободки в виде короны или с длинной косой«русской красавицы». На ногах туфельки со стразами или светящиеся кроссовки.

Тут уж обязательно нужно рассмотреть их наряды. Обращаем внимание всех детей на них. Удивляемся этой красоте. Это простейшее исполнение желаний зрительного вектора.

Если этого не сделать, они не начнут заниматься. Будут вертеться, требовать к себе внимания.

А у нас все довольны и девочки, и другие ребята, которые заодно на их примере закрепляют названия предметов одежды, цвета, аксессуары: бусы, сумочки, бантики.

Воспитание сочувствия и сострадания

Это кожно-зрительные девочки. Они очень эмоциональные, легкоранимые, чувствительные, часто — боязливые. Любят все красивое, любят животных.

Чтобы воспитание было верным, нужно идти на повышение, то есть переводить их внимание с себя на других. Для начала это игры на сострадание к игрушкам. Они играют чаще всего в больничку. Лечат любимых зверюшек.

А дальше уже использовать чтение высокохудожественной литературы и правильных сказок, чтобы воспитать в этих детях сочувствие, сопереживание, сострадание.

Дальше для их развития мы уже помогаем им налаживать эмоциональные связи с детьми, со взрослыми. Тогда они учатся переводить свои страхи в сочувствие к другим.

Мы рассказали только о трех векторах, а всего их 8. У современных детей обычно есть от 3 до 5 векторов.

Такие простые советы помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку, согласно его врожденным векторам, тем самым полностью раскрывая его врожденный потенциал. Более того, дети занимаются с увлечением и радостью, нет лишних капризов, сопротивления и упрямства.

Тысячи людей уже раскрыли для себя эти секреты и помогают раскрыться всем талантам ребенка в полную силу.

Стать «самому себе психологом» помогает тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Любому воспитателю и каждой маме доступна эта практическая методика.

Найти системный подход к вашему ребенку можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

Источник: http://svp.expert/pedagogika/vospitanie-detejzagadki-i-razgadki/

Образовательный портал

Загадка- средство воспитания ребёнка

                          Эстрина Светлана Михайловна

Учитель-логопед ГБДОУ д/с №23 Петроградского района г.СПб

     Первые загадки появились ещё в глубокой древности. «Появление загадок относится к древнему периоду первых проблесков человеческого ума». (Буслаев Ф.И.)

     Используя загадку как тайный язык, иносказание, древние люди старались скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» своё жилище, свою семью, свой скот и пр.

С помощью загадки испытывали находчивость, мудрость, образованность человека. Это отражено в мифах, былинах, песнях и других фольклорных жанрах.

С ростом культуры человека загадка становится дидактическим средством- средством воспитания, обучения и развития детей.

     В «Литературной энциклопедии» загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». По определению фольклориста В.П.Аникина загадка- это «мудрёный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».

     Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Они отличаются более подробным, детальным описанием. Порой –это целый рассказ в стихах как у С.Я.Маршака, К.И.Чуковского.

                             Был белый дом,

                             Чудесный дом,

                              И что-то застучало в нём.

                              И он разбился, и оттуда

                              Живое выбежало чудо-

                              Такое тёплое, такое

                               Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок) К.И.Чуковский

     Загадка представляет собой логическую задачу, содержащую вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку- значит совершить довольно сложную мыслительную операцию.

     Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предметов, явлений. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и находят отгадку. Решение таких логических загадок основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединении их в одно целое).

     Существуют загадки, в которых характеристика даётся кратко, с одной-двух сторон: Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) Ребёнок должен по одному признаку восстановить целостный образ и быть хорошо знаком с этим единственным признаком.

     Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер). Отгадывая такие загадки. ребёнок должен последовательно сопоставлять разные и в то же время сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по новому. Такой анализ способствует развитию логического мышления.

     Самый большой пласт загадок- это метафорические загадки: Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь). Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлечённое мышление.

     Воспитательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят детей в мир народной поэзии.  «Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение» Ушинский К.Д. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей.

     Загадки обогащают лексический словарь ребёнка, знакомят с новыми или малознакомыми для него словами:кушак, кафтан, хоромы, сито, лыко, мастак и др. Они помогают ребёнку увидеть многозначность слов.(идут часы, идёт дождь) Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а всё тут да тут (часы); Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка (дождь).

     Загадки развивают детские языковые представления об употреблении слов в переносном значении: Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут.

(облака)  Размышления над загадками способствуют обострённому восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка- его морфем.

В загадках используются слова  с суффиксом –ищ, имеющим  значение увеличительности: Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (кошка). Сам худ- голова с пуд (молоток). Здесь нетрудно понять, что словохуд образовано от прилагательного худой.

     Загадки помогают детям осваивать синтаксис родного русского языка. Загадка может выражать как сопоставительные, так и противительные отношения. В этих случаях используются различные синтаксические средства.

     Часто загадка представляет собой одно или несколько сложных предложений, значение составных частей которых противопоставлены друг другу:Весь мир кормлю, а сама не ем (земля); Бел, да не сахар, ног нет, да идёт (снег).

Бессоюзные сложные предложения встречаются также часто: С виду- клин, развернёшь- блин (зонт). В загадке широко представлены предложения с однородными членами: Сладкая, красная, на грядке растёт (морковь); Мигнёт, моргнёт, в пузырёк нырнёт.

В пузырёк под потолок, ночью в комнате денёк! (лампа)

     При отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать:   соответствие тематики загадок воспитательно- образовательным задачам и жизненному опыту детей: полноту и конкретность характеристики; доступность языка и  степень сложности художественного образа; тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.

    Детям нравится отгадывать загадки. Это дисциплинирует ум, приучает детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.                                                                                            

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/site/2049-2012-12-17-17-39-06.html

Ссылка на основную публикацию