10 вещей, которым нужно научить ребенка в первые 3 года жизни

10 вещей, которым необходимо учить детей в первую очередь

Арт-терапевт Наталия Грабовская расскажет, какие знания помогут ребенку в будущем.

Каждый любящий родитель хочет сделать так, чтобы жизнь родного ребенка была легкой, безоблачной и счастливой, но все ли понимают, что для этого нужно очень потрудиться? И главным образом, на педагогической ниве – ведь даже в живой природе звери обучают своих детенышей тому, что поможет им выжить – бегать, находить пропитание, охотиться… Однако человеку в этом плане приходится намного сложнее – ведь есть множество вещей, которым еще сам не научился – а уже нужно учить ребенка. И приходится вместе постигать нелегкую науку. Поговорим о главном.

Читай также: Чему дети учатся, глядя на родителей?

Не тратить время зря

Один из главных недостатков, которым (по признанию самих детей) они грешат – лень. Грешат этим и взрослые, однако у вторых, как правило, есть понятие слова «надо», ответственность, амбиции… Потому-то любимая лень не сильно влияет на результаты жизнедеятельности, начиная «вылезать» лишь в быту.

Детям пока не вполне понятны такие сложные взрослые слова (если, конечно, им не приходится «выживать», помогая родителям реальным трудом). И, пока ребенок еще мал, у взрослых есть возможность «не допустить» ребенка к лени! Для этого необходимо научить его двум вещам: любви к труду и…

любви к лени!

Да, да, как это парадоксально! И если  в первом случае все понятно: любить труд легко, если подходить к нему творчески, следить за результатами этого труда и видеть его плоды – что полезного он приносит, зарабатывает ли признание и похвалу и т.д.

То во втором все сложнее – если всячески порицать лень, она будет извиваться и прятаться, но прогрессировать – ведь это естественное человеческое свойство.

А если полюбить лень, как способ отдохнуть, расслабиться и прийти в себя после повседневных дел, отвести ей определенный участок времени (лени не должно быть много, как и праздника – иначе она может приесться), лень вполне может занять свое место в системе: «не тратим время, зря»! Вот сейчас поленимся немного (это тоже дело нужное), а потом займемся уроками, помощью по дому и каким-нибудь хобби!

Правильно распределять энергию

Для любого человека (а тем более – ребенка), очень важно правильно балансировать между занятиями, обязанностями, развлечениями и отдыхом, и другими ежедневными «делами».

Для любящего родителя очень важно составить режим дня ребенка так, чтобы у него было время и на развитие, и на отдых, и на активность (в том числе, физическую), и на творчество, и на «побыть наедине с собой».

Должно быть достаточно времени на активные действия, а так же на «сбережение энергии» внутри.

Объясняйте ребенку с пеленок, что его энергия – это такой вихрь, ураган, ветер (другое), который находится внутри, если его «израсходовать зря на что попало», будет обидно, ведь есть много важных вещей, которые требуют этой энергии: достижения в учебе и спорте, создание чего-то нового, помощь кому-то… Пусть дети учатся эту энергию накапливать, распределять и выплескивать соответственно.

Не делать никому зла

Очень часто родителям сложно объяснить, почему, даже ради очевидной собственной выгоды, нельзя сделать другому человеку больно или не приятно.

Религиозные родители рассказывают детям о том, что так не велит Бог, не религиозные – что в ответ от обиженного можно тоже получить вред.

Однако все это в конечном итоге можно свести к одному правилу: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Казалось бы, все просто, но не всегда ребенку понятен глубинный смысл сказанного и он может воспринимать это правило поверхностно. «В чем смысл»?  — Этим вопросом он будет задаваться каждый раз, ведь любознательная детская природа требует докапываться до сути вещей. Проще всего рассказать сказку о том, как устроен мир, и использовать для этого символы.

«Злое дело – точно как вода в природе, вращается по кругу.

Скапливаясь в туче (чем больше злости – тем больше черная туча), энергия проливается на землю (на человека, или на мир, в общем) каким-то плохим поступком, впадает в водоем (начинает скапливаться в другом человеке, группе людей), и при испарении солнцем возвращается… туда, откуда началось! Точно так же происходит с добрыми делами, так какие лучше совершать»?

Беречь свое и не посягать на чужое

Мы и сами чаще всего не бережем, что имеем. Именно поэтому часто остаемся «у разбитого корыта». Гонимся за чем-то, что кажется нам привлекательным, забывая, как у Экзюпери, «каждый день наводить порядок на своей планете».

Конечно, прежде всего, это важно доносить до детей своим примером, но можно еще и рассказывать истории, которые дети обожают. Важно, чтобы историями обрастала каждая вещь, которая попадает к ним в руки.

Например, когда ребенку подарили игрушку, можно рассказать о том, как долго эта игрушка жила в магазине, за ней никто не приходил, и она плакала, как она рада, что попала в этот дом и как она любит внимание и заботу. А так же почаще рассказывать о его семье, историях знакомств, испытаний.

Рассказывать о наилучших проявлениях – поступках родных и друзей. И подчеркивать свое отношение к этому. Так ребенок будет учиться ценить и уважать свое окружение.

Читай также: Как научить ребенка постоять за себя?

Правильно проявлять свои чувства

Самое сложное для ребенка (тем более – маленького), адекватно проявлять свою любовь или, например, негодование. И другие сильные чувства.

Необходимо показывать и объяснять ребенку на своем примере: «мама сердится – говорит строго, но не кричит и не падает на пол», «мама радуется подарку – целует и говорит спасибо» и т.д.

Можно обращать внимание так же на позитивные проявления эмоций у окружающих, или, скажем, в кино и мультфильме. А так же на отрицательные примеры, показывая со стороны, как неприятно окружающим смотреть на неадекватные проявления.

Ко всем людям стараться относиться с уважением

Для ребенка, даже школьного возраста, слово «уважение» не всегда понятно, так что очень важно найти правильное «детское» объяснение этому понятию: «Уважать – это значит, замечать, что человек хороший, много знает, делает что-то полезное, слушать советы этого человека, учиться у него».  На самом деле, практически у каждого человека есть, чему поучиться! Важно, чтобы у ребенка вошло это «в привычку».

Сохранять спокойствие и терпение

Важное качество в любой ситуации – сохранять внутреннюю стабильность. Детям легко донести на примерах, как нетерпение может негативно повлиять на результат: например, стоишь в очереди за мороженым, а продавщица отошла ненадолго. Потерял терпение – ушел, а она тут же вернулась, и вот, вкусное эскимо досталось тому, кто стоял в очереди за тобой!

Читай также: Как повысить самооценку ребенка: советы родителям

Не бояться отстаивать свое мнение

Хорошее умение, которому так же необходимо учиться, ведь мир вокруг старается нам навязывать, что для нас необходимо и «круто» — что мы должны есть, как одеваться, куда ходить, чем заниматься.

Учить ребенка формировать и отстаивать свое можно уже с самого юного возраста, задавая наводящие вопросы: «Как ты думаешь, это правильно? Почему? А как надо? А ты уверен»? Побольше поводов для размышлений.

Относиться ко всему с оптимизмом!

Что бы ни случилось, все – к лучшему! Важно, чтобы ребенок усвоил это на простых примерах: получил плохую отметку – будет возможность выучить и доказать, что могу сделать лучше. Потерял дорогую вещь – будет новая, еще ценнее. С таким настроем гораздо легче идти по жизни, какой бы сложной она не оказалась.

Ну, и последнее, чрезвычайно важное: везде и всегда… учиться! А для этого необходимо побольше слушать, слышать, смотреть, читать и наблюдать! 

Читай также: Уилл Смит: 10 мудрых, умных фраз про детей и семью

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-30573-11-veschey-kotorym-neobhodimo-uchit-detey-v-pervuyu-ochered/

10 важных вещей, которым надо научить ребенка до 10 лет

Ребенок – это большая ответственность. Каким он будет человеком, зависит, прежде всего, от родителей. Но большинство мам и пап не представляют, как правильно воспитывать дитя, тем более, если это их первенец. Информации более чем достаточно, но это не упрощает, а наоборот, усложняет задачу.

Хотя бы на время отложите умные книжки по педагогике, и подумайте, каким вы видите своего ребенка в будущем. Положительные качества сами по себе не появятся, поэтому родителям нужно активно их развивать. И чем раньше вы это сделаете, тем лучше, потому что, когда ребенок вырастет, он вряд ли станет прислушиваться к вашему мнению.

Важно не упустить момент, подростки очень трудно поддаются воспитанию. Мы представляем вашему вниманию список вещей, которым вы должны научить ребенка до 10 лет.

10

Оценки — это не главное, главное — знания

Эту истину нужно доносить до ребенка уже с первого класса. Не предъявляйте к нему завышенных требований, не требуйте хороших оценок. Главное – это знания, которые получает ребенок. В противном случае все усилия вашего ребенка будут направлены не на получение знаний, а на получение пятерки. Да-да, для того, чтобы мама купила то, что ему обещала или просто не устроила скандал.

Некоторые родители настолько требовательны, что ребенок расстраивается из-за того, что получил четверку. Он знает, что дома его не похвалят, чувствует себя никчемным. В следующий раз ребенок не станет учить, а попытается списать. Зачем ему утруждать себя, если, потратив два часа на выполнение домашнего задания, он все равно получает не те оценки, которых ждут от него родители.

9

Не бойся ошибаться

Научите ребенка не бояться учиться на своих ошибках. Разумеется, вы хотите для своего чада самого лучшего. Вы мечтаете, чтобы он не повторял ваших ошибок или чьих-то еще. Но так ребенок никогда не научится самостоятельности. К тому же, если он вас послушает, позже может сожалеть об упущенных возможностях.

Наоборот, приучайте ребенка к самостоятельности. Пусть он сам принимает решения и отвечает за себя тоже сам. В случае провала не ругайте его, не повторяйте свою коронную фразу: «Я же тебе говорила».

Лучше поддержите его, расскажите о том, что в жизни не всегда все идет по плану, но нужно уметь выходить из сложившихся ситуаций с достоинством, уметь проигрывать.

8

Не давай себя в обиду ни хулигану, ни учителю, никому

Очень важно научить ребенка давать отпор. Иначе потом ему будет очень тяжело. Большинство родителей ставят мнение собственного ребенка под сомнение.

С детства ему прививается мысль, что всех взрослых нужно слушаться, нельзя спорить с друзьями и еще много разных, непонятно кем придуманных, «правил поведения». Неважно, кто перед ним, хулиган или учитель, важно уметь отстаивать свое мнение. Но не переборщите.

Ваша задача – научить ребенка даже в спорной ситуации оставаться вежливым и воспитанным. Не нужно внушать ему мысль, что он всегда прав.

7

Всегда говори, если ты плохо себя чувствуешь

Обязательно научите свое чадо говорить о плохом самочувствии. Совсем маленькие дети не могут сказать, что у них болит, что их беспокоит. Но как только ребенок начинает говорить, пора прививать ему этот навык.

Дома, скорее всего, таких проблем не возникнет, если ребенок, конечно, вам доверяет. Но вот в школе или на улице, он может постесняться попросить помощи у посторонних. Расскажите ему о том, как хорошо быть здоровым, как важна бывает своевременная помощь.

Пусть он знает, что, если ему станет плохо, ему помогут, главное не стесняться, а сказать о плохом самочувствии.

6

Девочки и мальчики равны, уважать нужно и тех, и других

С детства, ребенок должен знать, что девочки и мальчики равны. Нельзя обзываться, обижать других детей, независимо от их пола, социального статуса. Дети, конечно еще мало понимают в этом.

Внушайте своему ребенку мысль, что все люди равны. Не акцентируйте свое внимание только на девочках или мальчиках.

Читайте также:  Как правильно удалить молочный зуб у ребенка без слез в домашних условиях и у стоматолога: советы, способы и видео инструкции

Расскажите историю из своего детства или детства родственников, друзей, после которой вашему ребенку, бы захотелось иметь приятелей противоположного пола.

5

Не делай то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других

Очень сложно научить ребенка не делать то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других. Ведь в большинстве своем, взрослые делают точно так же. Вот только в детстве все переживания намного острее. Вспомните, вы наверное тоже переживали, что не очень популярны в классе.

Обычно популярность в мире детей заслуживают не хорошими оценками и примерным поведением, а наоборот. Объясните ребенку, что честность и порядочность намного важнее, чем популярность, заслуженная некрасивыми и глупыми поступками.

Не надо изменять своим принципам, только лишь для того, чтобы получить чье-то одобрение.

4

Научись говорить «нет»

Этот навык пригодится ему и в школе, и в институте, и на первой работе. Человеку, который умеет отказывать, живется гораздо проще. Ребенок – это личность, он не должен безоговорочно выполнять приказания, даже если приказывают взрослые. Все-таки в большей степени, это касается отношений со сверстниками.

Пусть ребенок не идет у них на поводу, если ему того совершенно не хочется. Но будьте готовы, что ребенок станет отказывать и вам тоже. В этом случае не стоит на него кричать. Разумеется, он не должен отказываться идти в школу или делать уроки.

А вот отказаться от посещений кружка бальных танцев, которые вы ему навязываете, вполне может.

3

Относись с уважением к природе

Большинство взрослых сами не умеют бережно относиться к природе. Многих из них просто не научили. Для них оставить мусор у реки, не потушить костер, сломать дерево – это обыденное явление. Они не видят в этом ничего плохого.

Если не хотите, чтобы ваш ребенок стал таким, побольше рассказывайте ему о природе. Не ограничивайтесь одними разговорами, делайте добрые дела вместе. Приберите поляну в лесу, пусть это будет ваше любимое место.

Повесьте кормушку в парке, регулярно пополняйте запасы корма, расскажите, что так вы помогаете выжить множеству птиц. Все зависит от вашей фантазии и вашего желания.

2

Родители не враги, к ним всегда можно обратиться за помощью

Научите ребенка доверять вам. Нередки случаи, когда папа и мама являются последними людьми, к которым ребенок может обратиться за помощью. Дело в том, что родители слишком многого ждут от ребенка. Если же у него это не получается, он боится попросить у них помощи.

Конечно, стать другом своему ребенку вам вряд ли удастся, все-таки он не доверит вам все свои мысли и переживания. Но пусть он знает, что в любой ситуации вы протянете ему руку помощи.

Объясните это своему ребенку, а самое главное, когда он попросит помощи, не кричите на него, не учите жизни, а просто помогите.

1

Не бойся спрашивать, если что-то не понял

Многие родители с детства учат детей не задавать лишних вопросов. Поэтому, когда ребенок чего-то не понимает, он просто промолчит. А потом начинаются проблемы с учебой, или происходят другие неприятные ситуации. Научите его спрашивать все, что не понял.

В принципе, если вы будете развивать интерес маленького ребенка, отвечать на все его вопросы, тогда в будущем проблем у него не возникнет. Это умение пригодится и во взрослой жизни. Лучше спросить, чем мучиться потом от того, что не знаешь, как выполнить какое-то задание. Научите его не бояться показаться глупым.

Объясните, что даже взрослые не всегда все понимают с первого раза, и не нужно бояться переспрашивать.

Источник: http://top10a.ru/10-vazhnyx-veshhej-kotorym-nado-nauchit-rebenka-do-10-let.html

10 вещей, которым необходимо научить ребенка

  • Комментарии:
  • Просмотры: 4671 / 181

По моему мнению, ребенка нельзя считать действительно подготовленным к детскому саду или к жизни, пока он не научится следующим десяти вещам. Дальше привожу выдержки из статьи «10 самых важных вещей, которым родители могут научить ребенка» из книги Eda J.

Le Shan «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». http://top.diq.ru/i/health/10_most_important_things.htm Мне она очень понравилась. Я читаю, примеряю на себя, и понимаю, что все эти вещи — действительно залог успешности, все это — навыки первой необходимости; и меня лично (хотя, думаю, и большинство), им в детстве не научили.

Любить себя

Любовь к себе — наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока вы не будете способны ценить собственную жизнь, вы никогда не станете деятельным, не сможете реализовать собственные возможности. Попытайтесь вспомнить, что вы думали о себе, когда вам было пять лет.

Я полагаю, что большинство из нас считали себя глупыми или уродливыми. Иррациональные предрассудки, которые мы усваиваем с колыбели, — только одно из препятствий, мешающих помочь нашим детям полюбить себя. Многим из нас также трудно отличить «быть плохим» от «быть человеком».

В корне меняет дело, если вместо «не веди себя как младенец» мы говорим: «Ты еще недостаточно взрослый, чтобы тихо вести себя в ресторане. Мы попробуем пойти туда еще раз, когда ты будешь немного старше».

Также совершенно разные вещи — сказать: «Ты эгоист» — или заметить: «Очень трудно научиться делиться с другими, но ничего, я тебе помогу. Если ты дашь Донне поиграть с твоим ведерком, она даст тебе поиграть со своим грузовичком».

Как только ребенок чувствует себя защищенным, ощущает, что его ценят, у него начинает развиваться сочувствие к другим. Одно из самых ранних переживаний подобного рода возникает в отношениях с домашними животными.

Малыш, испытавший на себе нежность и заботу, способен осторожно держать на руках бездомного котенка или позвать на помощь родителей, когда кто-то обижает собаку. Любой пятилетний ребенок, который может непроизвольно воскликнуть при виде птицы со сломанным крылом: «Ах ты, бедняжка!», уже приобрел одну из наиболее фундаментальных способностей, необходимых для изменения качества всей жизни на этой планете.

Интерпретировать поведение

Ребенок должен понимать истинные причины поведения людей. Это нужно для того, чтобы страх и растерянность не мешали конуентрироваться на учебе. Вас трясет, когда на вас кричат или повышают голос? Меня да. Я, правда, в основном не подаю вида, но часто бываю выбита из колеи.

Если ребенка научить с детства не воспринимать крик или какие-либо другиеэмоциональные реакции других на свой счет, я думаю, можно очень помочь ему в дальнейшей жизни. У меня почему-то так: я понимаю мотивации людей, как любой взрослый… Мне понятно, что человек, может быть, застрял в пробке или с мужем не лады… И я не воспринимаю на свой счет.

Тем не менее видимо с детства закрепился рефлекс: «Кричат — значит я плохая». Со своим ребенком я такого не допущу.

Общаться с помощью слов

После того как дети смогут объяснить истинное значение своих поступков, им необходимо научиться помогать другим людям понимать их.

Если девочка может сказать учителю: «Я так боялась, что у меня ничего не получится, что просто не могла думать», — учитель может понять, что ее страх мешает обучению, и сможет должным образом ее успокоить.

Любой пятилетний ребенок, который может спокойно и непринужденно рассказать о своих чувствах, например: «Я боюсь», или «Я очень тебя люблю!», или «У меня такое пронзительное ощущение внутри, такое дрожание, что мне кажется, что я еще не готов сесть на двухколесный велосипед», уже приобрел способность, которая предоставит ему необходимую свободу для того, чтобы думать, интересоваться и учиться.

Понимать различие между мыслями и действиями

Для ребенка невозможно концентрировать внимание и учиться, если он испытывает затаенные чувства, которые сам считает опасными и плохими. Необходимо помочь ребенку понять, что мысли и чувства можно и нужно выражать.

Интересоваться и задавать вопросы

«Почему листья меняют цвет?.. Что заставляет траву расти?.. Откуда берется снег?.. Как из яйца получается ребенок?.. Что значит умирать?.. Почему я расту?.. Как молоко попадает в магазин?.. Почему некоторые дети голодают?.. Как подводная лодка может оставаться под водой и не тонуть?..» В своей книге «Обучающийся ребенок» Дороти Коэн, профессор педагогики, проводит крайне важное различие между тем, когда ребенку дают поесть рыбы, и тем, когда его обучают, как поймать рыбу. Если мы дадим ему приготовленную рыбу, то мы сможем удовлетворить его сиюминутный голод, но что случится, если нас не будет рядом, чтобы покормить его? То же самое происходит со знаниями и информацией: если мы всегда преподносим их ребенку готовыми к употреблению, он никогда не научится добывать их самостоятельно. Детей следует учить, как они сами могут «вылавливать» свои собственные ответы. Когда мы говорим: «Я не знаю», «Я сейчас занят», «Спроси у папы» или «Не стоит говорить на эту тему», — мы отбиваем у ребенка охоту самому «ловить» знания. Если же, напротив, мы поощряем его любознательность и помогаем находить ответы, мы способствуем развитию у него интеллектуальной способности, наиболее существенной для человека.

Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов

Нам необходимо учить детей смотреть в корень. «Ну, может быть, Джо сегодня злится оттого, что пришел в детский сад голодным». Или: «Если Сара продолжает разбивать глиняные поделки, которые ты лепишь в детском саду, нам лучше поговорить с воспитателем. Он может поговорить с Сариной мамой и выяснить, почему Сара несчастна и что мы можем сделать, чтобы помочь ей».

Это сложный путь, но он дает ребенку гораздо больше, чем когда мы говорим: «Я думаю, что Сара плохая девочка и тебе лучше держаться от нее подальше». У социальных проблем не бывает простых решений, и мы сослужим плохую службу нашим детям, самим себе и будущему, если будем вводить малышей в заблуждение относительно этого.

Мы ставим детей на неверный путь, когда делаем акцент на тех вопросах, на которые действительно существуют верные и неверные ответы (сколько будет три и шесть? Какая третья буква в алфавите?). Детям необходимо вначале испытать сложность жизненных ситуаций, чтобы они были подготовлены к столкновению с путаницей, неопределенностью и непостоянством реальной жизни.

Не бояться неудач — необходимое условие взросления

Детям надо помочь понять, что обучение — длительный, медленный процесс проб и ошибок. Ни одно великое изобретение или научное открытие никогда не делалось без большого числа предшествовавших ему испытаний и неудач. Мы должны совершенно отчетливо объяснить им, что удачи и неудачи — это не то, в чем состоит обучение.

Привожу слова одной мудрой учительницы начальных классов: «На самом деле школа должна научить детей быть игроками! Единственный способ выяснить, что ты знаешь, а чего не знаешь, это немного рискнуть. Мы запугиваем детей до смерти.

Кто захочет попробовать ответить на вопрос или постараться узнать что-то новое, если оценивается успех или неудача вместо того, чтобы оценивать попытку?»

Доверять взрослым

Пятилетнему ребенку нужно обладать истинным доверием к взрослым, если ему предстоит сосредоточить все свое внимание на учебных задачах.

А людям доверять трудно, если они тебя обманывают, говорят, что никуда не уйдут, но, проснувшись, ты обнаруживаешь на месте родителей няню; говорят, что доктор не сделает тебе больно, а он делает. Мы платим очень высокую цену за те игры, в которые мы играем с детьми, чтобы избежать их слез.

Если вы хотите, чтобы вам верили, лучше сказать: «Я собираюсь выйти на несколько часов, пока ты спишь», — даже если вам придется вынести мучительное прощание. И у доктора: «Тебе, может быть, будет немножко больно, но это скоро пройдет. Ты можешь посидеть у меня на коленях и поплакать, если тебе хочется».

Недоверие возникает из ощущения, что только тебе видны неприятные качества у других людей, а для детей такое ощущение не редкость. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство.

Думать самому

Читайте также:  Грудное вскармливание после года и совместный сон с ребенком – это не про меня (мамин опыт)

Чувство собственной уникальности и способности к выбору — жизненно важная часть человеческого существования.

Когда мы демонстрируем уважение к личности ребенка, к его рождающимся взглядам, симпатиям и антипатиям, мы готовим его к ситуациям, в которых ему придется принимать решение самостоятельно, например, присоединиться или нет к группе детей, решивших обследовать разрушенный дом, или согласиться или нет поехать с незнакомцем, который сказал, что знает его отца.

Когда мы выходим из себя из-за «нет» в два с половиной года, мы должны иметь в виду, что придет время, когда мы будем благодарны тому, что наш ребенок способен говорить «нет». Суждение корректируется практикой.

Знать, в чем можно полагаться на взрослого

К тому времени, когда ребенку исполнится пять лет, по моему мнению, ему следует знать, что существует много ситуаций, которыми он просто не может управлять. Он не может справиться с компанией старших детей, с подростками, навязывающими наркотики, с диким поведением класса на уроках неопытного учителя.

Доверие к взрослым отчасти состоит в том, чтобы знать, когда тебе нужна помощь, и уметь обратиться за ней. Это может казаться простым, но на удивление мало детей приходят в детский сад или в класс способными сделать это.

В результате многие из них быстро попадают в ситуации, которые их настолько пугают и подавляют, что обучение становится невозможным. Нам необходимо объяснить детям, что мы можем быть друзьями, помочь им, не обращаясь с ними как с маленькими, без излишней опеки, можем понять их мир.

Мы говорим, что придаем большое значение правам малых и слабых, но часто не включаем наших детей в эти идеалистические построения.

Источник: http://www.masiki.net/vosp/10-veshhej-kotorym-neobxodimo-nauchit-rebenka

10 важных вещей, которым надо научить ребенка до 10 лет

Каждый человек берет на себя огромную ответственность, становясь родителем. И безусловно, каждый хочет, чтобы его ребенок вырос добрым, отзывчивым, честным и смелым. Но все эти качества не берутся из воздуха. Правильное воспитание и личный пример — залог успеха.

1. Девочки и мальчики равны, уважать нужно и тех и других

Уважение — это качество, которое точно стоит привить ребенку. В том числе и уважение к сверстникам независимо от их пола.

2. Не бойся ошибаться

Учиться на чужих ошибках — талант, который дается не всем. Важно уметь выносить пользу и из своих поражений. Научите ребенка не бояться проигрывать и допускать ошибки.

3. Оценки — это не главное. Главное — знания

Сколько родителей ругают детей за каждую оценку, которая не соответствует их ожиданиям. Но ведь оценка не всегда показатель знаний. Может быть, ваш ребенок просто умело списывает. Заложите ему с детства мысль о том, что знания намного важнее оценок в дневнике.

4. Родители не враги, к ним всегда можно обратиться за помощью

Быть другом для своего ребенка получается не у всех, тем более у него уже есть друзья. И все, что требуется, — это хорошие родители, которые во всем знают меру. Покажите ребенку, что вам можно доверять. Нравоучительный тон или крики не самый подходящий для этого способ.

5. Не давай себя в обиду ни хулигану, ни учителю, никому

Часто родители показывают, что друзья, учитель или просто другие люди авторитетнее ребенка. Из-за этого рождается куча комплексов и невозможность отстоять свое мнение. Расскажите, что уважение — это важно, но отстаивать свою точку зрения и в некоторых ситуациях давать отпор тоже необходимо. Главное, делать это правильно.

6. Не делай то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других

Ребенок не всегда понимает, что популярность — это не главное в жизни, и стремится всеми силами ее заполучить. Покажите своим примером, что важнее быть честным и порядочным, чем добиваться расположения других людей, переступая через свои принципы.

Задавать вопросы — это нормально. И уж тем более лучше, чем сидеть с умным видом, ничего на самом деле не понимая. Хорошо, если ваш ребенок усвоит это еще в детстве.

8. Всегда говори, если ты плохо себя чувствуешь

Ни плохие оценки, ни злость учителя не должны стать причиной, по которой ребенок боится сказать о своем самочувствии. Здоровье важнее всего. И эту мысль стоит донести до ребенка как можно раньше.

Как часто мы жалуемся на грязные улицы, замусоренные парки и вытоптанные клумбы? В вопросе уважения к природе стоит начинать с самих себя, а потом прививать эту привычку и детям. Только в этом случае результат действительно будет очевидным.

10. Научись говорить «нет»

Научите ребенка говорить «нет». Взрослым, учителям, друзьям и даже вам самим. Ведь вы растите личность, а не человека, который беспрекословно должен повиноваться. Умение говорить «нет» точно очень пригодится чаду во взрослой жизни.

Оле-Лукойе созерцатель

  • Активность: 81k
  • Пол: Женщина

Оле-Лукойе созерцатель

Источник: https://nashideti.temaretik.com/1247788339023055518/10-vazhnyh-veschej-kotorym-nado-nauchit-rebenka-do-10-let/

Потом будет поздно: 4 навыка, которым надо научить ребенка до 3 лет

Родители бывают в замешательстве, когда видят, что кто-то уже в 2 года умеет такое, что им и не снилось. Не спешите делать свои выводы о развитии.

Давайте узнаем, что действительно должен уметь обычный трёхлетний малыш.

С этим вопросом «Летидор» обратился к психологу.

Об обязательных навыках трехлетних малышей нам рассказала Елена Первухина, автор книг, тренингов и онлайн-курсов, эксперт теле- и радиопередач.

Годовалый малыш очень сильно отличается от полуторагодовалого ребенка, а трёхлетка совсем не похож на двухлетку. Маленькие дети стремительно растут и развиваются, ведь мозг в этом возрасте пластичен и способен поглощать всю доступную информацию.

Ребенок в этом возрасте активен, весел и любознателен. Каждый день ребенок делает открытия, старается, растет и развивается.

Задумайтесь только, как хочется колечко надеть на пирамидку, а не получается — ручка маленькая, координации нет. Но ребенок каждый день старательно работает над тем, чтобы колечко оказалось именно там, где надо. Ему потребуется много проб и ошибок, чтобы получить результат. И он его получает! Колечко на месте.

А через несколько месяцев перед ребенком стоит новая задача — собрать пирамидку правильно. Сначала большое колечко, потом среднее, потом маленькое. И это испытание пройдено…

Я всегда удивляюсь и учусь у маленьких детей их оптимизму и умению справляться со сложными задачами. Они никогда не унывают, а идут к своей цели через препятствия и неудачи. Начал ходить — упал, встал, пошел, опять упал, опять встал, толкнул мячик, упал вместе с мячиком, встал, побежал за мячиком, упал, встал.

Ребенка до трех лет не сломить преградами, несмотря на то, что у него многое не получается, он готов каждый день стараться и получать то, что ему необходимо.

Трёхлетка делает колоссальный скачок в развитии. И вот несколько основных навыков, которые обязательно должны сформироваться у малыша до этого возраста.

До 3 лет важно позволить ребенку делать многое самостоятельно. Необходимо следовать за ним в его желаниях.

Например, на площадке собираются мамы с погодками. Маме хочется поговорить с подругами, постоять на одном месте. У ребенка же другие планы.

За 5 минут он осмотрел все, что ему интересно — ему становится скучно, он начинает тянуть маму за собой, зовя ее в новое путешествие.

Мама не соглашается, ребенок начинает капризничать, мама — ругаться и злиться: «Играй здесь, зачем я тебе столько игрушек вынесла, все дети как дети, а тебе все идти куда-то надо».

Чем больше желаний будет исполнено до 3 лет, тем больше желаний у него будет во взрослой жизни.

Когда мама следует за ребенком и слышит его, он понимает на подсознательном уровне: «Мои желания ценные, их видят, к ним прислушиваются, их исполняют. Желать хорошо, желать можно».

Если стремления ребенка игнорируются и вместо них навязываются свои — «не стучи в барабан, играй лучше в посудку», — то ребенок делает вывод: «Я не имею право сам желать, другие лучше меня знают, что мне надо».

Тогда во взрослой жизни человеку трудно будет найти любимую работу, любимое дело.

Чем больше «я сам» будет в жизни ребенка, тем увереннее в себе он будет.

До 3 лет ребенок должен попробовать самостоятельно одеваться, умываться, чистить зубы, убирать за собой игрушки, есть.

Предоставляйте малышу максимум свободы и взращивайте самостоятельность.

Радуйтесь, когда малыш сам убирает игрушку, сам натягивает колготки. Навыки самостоятельности сильно пригодятся ребенку в детском саду. Чем более самостоятельным он будет, тем легче пройдет его адаптация к новому месту и коллективу.

Дети начинают разговаривать в разное время. Кто-то в полтора года, кто-то ближе к трем. Заговорить ребенку помогут его родители.

Всегда общайтесь с малышом с помощью простых предложений. Чем короче они будут, тем лучше. Не тараторьте, не частите, дайте ребенку время для ответа.

Даже если ребенок не разговаривает, диалог у вас с ним должен быть обязательно.

Часто мамы и бабушки ведут монолог, не давая ребенку шанса вклиниться в него. Задали ребенку короткий вопрос — ждите ответа. Даже если он молчит, он все равно что-то ответит: покажет пальчиком, кивнет головой. Вы можете простыми словами отвечать за него.

Например:

  • Что ты хочешь?
  • Ты хочешь водички. Мама, дай пить.

До трех лет маме надо познакомить ребенка с воображаемым миром, где действия происходят понарошку. Пусть в вашей игре одна и та же палочка будет и удочкой, и пистолетом, и подзорной трубой. Научите малыша играть!

Покажите, что вот мишка и собачка, которые пришли к доктору, потому что у них болит живот, а вот доктор, который дает им лекарство.

Маленькие дети, которые умеют так играть, могут занять себя сами на 15 минут.

В будущем, например, в детском саду, им будет намного интереснее, чем детям, которые просто катают машинки.

В свободной игре формируется воображение, восприятие, мышление. Все, что делает человека успешным, умным и талантливым.

К сожалению, сейчас многие детей не умеют играть — они пинают мяч, катают машинки, пристают к родителям («Мама, мне скучно, дай телефон»). Научите ребенка играть!

Некоторые родители дают детям планшеты с играми, аргументируя тем, что ребенок таким образом развивается: «Никаких стрелялок, только развивашки!».

Телефон с играми в руках ребенка до 3 лет — это преступление.

Да, это удобно — в доме тишина, мама отдыхает или занята делами. Но ребенок в это время не развивается.

До трех лет ребенка необходимо научить собирать простые пазлы из четырех и восьми частей. Те пазлы, которые ребенок собирает в телефоне, — не подходят, они мышление не развивают. Только настоящие, картонные картинки помогут ребенку в развитии его мыслительных процессов.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/potom-budet-pozdno-4-navyka-kotorym-nado-nauchit-rebenka-do-3-let.htm

10 вещей, которым нужно научить ребёнка до школы

Многодетная мама и образовательный коуч Анна Высоцкая уже рассказывала, как выбрать «свою» школу и как понять, готов ли ребёнок к учёбе. В новой статье — 10 важных вещей, которым не мешало бы научить будущего первоклассника.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Играть по правилам

Игра — основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности.

Играть — значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу.

Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости.

Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры — развивающие и развлекательные, которые задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне.

Почему игра важна в жизни ребёнка

2. Ездить на велосипеде

В основе любой высшей психической функции — будь то речь или письмо — лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение — та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания.

Читайте также:  2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять.

Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму… Если мы хотим извратить этот порядок, то произведём скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные учёные и старые дети». Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в XVIII веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу, повторить на скорую руку с ребёнком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создаёт те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

4. Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды

Сюда же отнесём любые простые алгоритмы — готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и тому подобное.

Когда ребёнок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении.

Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи — это уже высший пилотаж!

Вспомним мелкую моторику, без неё никуда. Пока ребёнка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.

6. Ждать маму в банке

Да, мы снова говорим о произвольной регуляции своего поведения. Ждать своего хода в игре, ждать, пока мама доделает свои дела. Ждать своей очереди выбирать мультфильм — эти бесконечные «ждать», о которых так много писали в книжке про французских детей.

Сложно призвать к ожиданию годовалого малыша, а вот если семилетка совсем не умеет ждать, в школе ему придётся трудно. Умение затормозить сиюминутный импульс, желание, занять и отвлечь себя — одна из составляющих высокого эмоционального интеллекта и гарантия успеха в будущем.

Гуглим на эту тему «Гарвардский эксперимент с маршмеллоу».

Вопросы дети задают чуть ли ни с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребёнка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить — крайне важный для обучения навык.

8. Договариваться со сверстниками

Ещё один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение — это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать — именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

9. Принимать помощь

Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребёнок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребёнок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается.

Это мы, взрослые, и сама среда — то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребёнок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него — сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь, — направить внимание, очертить границы, придать направление. Потом просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать.

Далее ребёнок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребёнок ПОКА не может, и отойти там, где ребёнок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении.

Для ребёнка должно быть естественным — приходить к взрослому за помощью, а главное — получать её в том объёме, в котором это необходимо.

10. Верить в свои силы

Нам, родителям, следует предлагать ребёнку такие жизненные задачи, которые он решить в состоянии, но пока не полностью самостоятельно или не идеально. Речь идёт о постоянном микровызове, микроусложнении.

Именно это поступательное движение навстречу сложному, но интересному и питает мотивацию «я могу», «я смогу». Самое трудное, пожалуй, — взрастить в ребёнке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время.

Создание таких «историй успеха» в жизненном опыте ребёнка зависит в большей степени от нас.

Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня всё это может служить отличным средством, но не самоцелью.

Да, если ребёнок познаёт мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово — используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями.

Поверьте, для того, чтобы научить ребёнка всему, что описано выше, вы все равно будете творить ту или иную среду — питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт или то же самое чтение — не так важно.

Источник: https://mel.fm/blog/anna-vysotskaya/2496-10-veshchey-kotorym-nuzhno-nauchit-rebenka-do-shkoly

10 вещей, которым нужно научить своего ребенка

Воспитание детей – огромная ответственность. От того, насколько правильно родители подойдут к этому вопросу, зависит будущее их детей.

Личность человека начинает формироваться в самом раннем возрасте, и важно, личным примером показать ребенку, как необходимо вести себя в этой жизни.

Формирование правильных ценностей и жизненных установок, поможет родителям вырастить счастливого и успешного ребенка. Ниже рассмотрим 10 важных вещей, которым следует научить своего ребенка.

1.    Ответственность

Говоря о наказании детей, многие представляют шлепки, лишение сладостей и развлечений или строгий выговор. Но, основная цель наказания – научить ребенка нести ответственность за свои поступки. Ребенок с раннего возраста улавливает причинно-следственные связи, благодаря чему развивается его логика. Но, нет логики в том, что за испорченный костюм или истерику малыша ставят в угол.

Самое полезное наказание для ребенка – возможность прочувствовать последствия его действий, и тем самым научиться ответственности.
Вместо того, чтобы повышать голос на ребенка и наказывать его шлепком за проступок, дайте ему возможность, хотя бы частично, прочувствовать последствия его поступка. Конечно же, делать это необходимо учитывая возраст и заботясь о безопасности малыша.

2.    Уважение

тобы ребенок научился уважать других людей, необходимо дать ему уважение. К сожалению, в нашей культуре принято учить детей уважать взрослых, пожилых людей. Но, главное – научить ребенка уважать себя, и тогда он будет относиться с уважением к другим личностям.

Важно показать ему, что он человек, пусть даже и маленький, и поэтому он уже достоит уважения. Благодаря этому, он научиться правильно относится к самому себе и окружающим людям.

Лучший способ научить ребенка этому – с первых дней уважительно относится к нему, его желаниям, эмоциям и потребностям.

3.    Созидание

К сожалению, в современной культуре многие родители учат своих детей потреблять, а не созидать. Можно посмотреть на мечты многих современных людей, и объединить их в одну – потребление.

Что желают сегодня многие люди? Новый смартфон, дом, машину, кучу денег, вещи, прочие покупки. Это не приносит счастья и не ведет к успеху.

Потреблять ребенок научится сам, но если научить его созидать, творить, он вырастет счастливым и успешным человеком.

Многие успешные родители с раннего возраста привлекают детей к процессу созидания. Необходимо показать ребенку, что вырастить дерево – намного интереснее, чем вкушать плоды уже готовых.

Нужно дать понять ребенку, что все, что есть в нашем мире было кем-то создано, и на этом не стоит останавливаться.

Помогите ребенку полюбить процесс созидания, а не потребления, и он достигнет многого в этой жизни.

4.    Выражение своих желаний и потребностей

Часто можно наблюдать такую картину – уставшая, эмоционально и физически, мама годовалого ребенка, рефлекторно пытается унять плачь малыша, пробует угадать его желание и предлагает попеременно, то одно, то другое.

Когда родители пытаются угадывать потребности своего ребенка в возрасте до одного года – это нормально, но в период активного развития речи, недопустимо.

Если малыш с раннего возраста привыкнет к тому, что окружающие угадывают его желания и потребности, во взрослом возрасте он будет глубоко несчастен в отношениях.

Такой ребенок всю жизнь будет ожидать от окружающих, что они угадают его желания и потребности, но этого не произойдет, и боль в душе будет только возрастать. Такие дети чувствуют себя одинокими, нелюбимыми и ненужными во взрослом возрасте. Поэтому, важно с раннего возраста учить ребенка четко и ясно говорить, чего он хочет и что ему нужно.

5.     Управление эмоциями

Часто родители неосознанно учат своих детей стыдиться эмоций, подавлять их. Но, важно научить ребенка управлять ими, а не сдерживать и стыдиться. Множество психологических проблем во взрослом возрасте связаны с эмоциональными проблемами детства.

Не ругайте своего малыша за проявления бурных эмоций, терпеливо объясняйте ему что и почему он чувствует.

Привитое с раннего возраста осознание эмоций и личный пример управления ими, помогут малышу во взрослой жизни владеть собой и контролировать свои чувства.

6.    Свое мнение и позиция

Важно учить ребенка размышлять и формировать свое личное мнение и позицию в различных ситуациях. Сделать это очень просто – развивая логику и мышление у ребенка, уважительно относится к его мнению и позициям.

Не так, как в анекдоте: «Семочка, конечно же, у тебя должно быть свое мнение, и сейчас мама тебе его расскажет».

Нет, у ребенка должно формироваться свое мнение и позиция относительно разных вещей, и если вы хотите направить мышление ребенка в нужное русло, сделайте это с помощью личного примера.

7.    Умение переживать неудачи

Жизнь каждого человека состоит из неудач и побед. Но, важно научить ребенка справляться с поражениями, переживать их и поднимаясь идти дальше. Необходимо готовить ребенка к тому, что не всегда он сможет быть первым, и в этом нет ничего плохого.

Комплекс отличника часто приносит страдания и заставляет людей ломаться во взрослом возрасте.

Но, если в раннем детстве позволять ребенку быть неидеальным, если он вопреки всему получает родительскую любовь и принятие, он сможет легко переживать неудачи и никакие падения не заставят его не подняться.

8.    Умение прощать

Обида, ненависть, желание мести – это разрушительные эмоции, которые не должны присутствовать в жизни человека длительное время. Да, мы не можем вычеркнуть полностью эти эмоции из нашей жизни, но необходимо научиться их легко отпускать.

Очень просто научить ребенка прощать – просто дарить ему свое прощение, и извинятся, когда вы не правы. Ребенок должен понимать, что он живет в мире неидеальных людей, и не воспринимать ошибки других людей, и свои, как что-то ужасное.

Ошибаться – это вполне естественно, ведь никто не идеален.

9.    Умение заботиться

Проявлять по возможности заботу умеют не все взрослые люди. Но, ожидают такого отношения к себе очень многие. Чтобы ребенок не страдал в будущем, следует научить его заботиться.

Во взрослом возрасте ребенок будет выстраивать отношения с другими людьми, со своим супругом или супругой, и важно, чтобы он умел заботиться об окружающих людях, а не только ожидал этого от них.

Гармоничные отношения строятся на взаимной заботе, уважении и понимании.

Как научить ребенка проявлять заботу? В раннем возрасте необходимо поощрять проявления заботы, а также показывать личным примером. Ребенок, даже маленький, может покормить голубей или бездомного кота, поделиться с другом своей конфеткой, заботливо укрыть «спящего» в коробке с игрушками, медвежонка. Это первые проявления заботы, которые следует поощрять и развивать.

10.    Любовь к чтению

Пользу чтения сегодня знают практически все Это лучший способ развития и получения информации. Но, можно заметить, что большинство современных детей не любят чтение. Это логично. В наш век есть масса других способов получить информацию, не напрягая мозг.

Видео в интернете, телевиденье – это необходимо ограничивать, и прививать любовь к чтению. Правильно подбирайте книги для своего ребенка, отдавая предпочтение интересным, а не полезным.

Когда ребенок полюбит процесс чтения, он сам будет выбрать полезные книги, а е только интересные.

Не ждите, что школа воспитает вашего ребенка. Не ждите, что он сам научиться правильно жить. Все самое важное ребенок должен узнать от своих родителей, и тогда его будущее будет счастливым и наполненным успехами!

Елена, www.vitamarg.com

Источник: http://www.vitamarg.com/deti/article/7627-10-veshchej-nauchit-rebenka

Ссылка на основную публикацию