5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

5 признаков задержки речи, о которых стоит волноваться

Здоровье Обучение и развитие

Вот вы пережили беременность, роды, грудное вскармливание и первый год, и кажется: ну, наконец-то, скоро заговорит, и наступит полное счастье.

Я должна признаться, что в свои 20 лет, когда я думала о материнстве, я видела активного, любопытного, сразу трехлетнего ребенка, без умолку болтающего и задающего бесперестанно миллион вопросов. Я бы часами смогла вести с ним интеллектуальные беседы на тему космических кораблей, бороздящих просторы вселенной.

Первые два года, честно сказать, меня очень напрягали. Сначала у меня ничего не получилось с приучением к горшку, причем, я, как самая порядочная мать, пыталась это сделать много раз, регулярно, чуть ли не каждые пять месяцев. Но об этом я расскажу попозже и детально, потому что это интересный взгляд и опыт, стоящий особого внимания.

Второй момент тотального провала меня как матери – это приучение есть все или хотя бы многое. Мой ребенок с самого младенчества проявил свой характер, и он не просто отказывался есть, он давился едой, каждый раз, если это было не то, что он есть хотел, привык и «будет».

Помню в год, под давлением бабушки, моей мамы, у которой мы гостили тогда в России, я практически насильно накормила сына гречневой кашей и курицей, и он съел почти пять ложек каши и целую ножку курицы, после чего на последнем кусочке, стал давиться и выплюнул все съеденное вместе с моими гигантскими усилиями.

Но самый страшным моим грехом в глазах ближайшей общественности было то, что сын серьезно запаздывал с речью.

Ничего, говорила я себе, он учится говорить на двух языках, он вот-вот заговорит…

Первый раз я забила тревогу в 18 месяцев. Мы пришли на регулярную проверку к медсестре, и выяснилось, что в 18 месяцев у него не было не то что первых слов, а даже звуков, которые бы означали любимую чашку, тарелку, еду, игру, или что-то другое любимое.

На самом деле, у него были три любимых слова-звука: машина, это собственно было его первое слово, он реально к году сказал один раз “сar”. Возможно, он сказал это еще раз, но я не могла точно сказать, было ли это слово или был спонтанный звук. Но машину он обозначал всегда точно и вовремя -“брррррр”, и это ни с чем нельзя было спутать.

 То же самое случалось с поездами и самолетами. На этом все его звуковые выражения слов заканчивались.

К двум годам сын стал повторять слова и даже знал какие-то цифры. Вообще-то он умел считать до 10-ти, а еще стал говорить. Он повторял слово за видео, в котором детей учили читать, и мы радовались, выдыхая, ну, наконец-то, теперь-то его будет не остановить и детская мимишная болтовня польется рекой. Не тут-то было, это новое слово больше нигде и никогда не появлялось.

Третьим странным, сложным и действительно волнительным моментом стало то, что казалось, он меня не понимал. То есть, «садись в коляску», «пошли домой», и очень знакомые фразы, он понимал, с пятисотого раза.

Но такие просьбы, как «неси маме», «кидай мячик», «закрой двери», «где папа?»  вызывали полную потерю, ребенок катил машинку не мне, а куда-то в сторону, кидал мячик отвернувшись от меня, и делал все совершенно противоположное.

Заставить его выполнить просьбу так, как это предполагалось, было совершенно невозможно.

Но я уговаривала себя, что это двуязычие, это такой характер, он еще очень маленький, и вообще, вот он завтра заговорит, и тут же начнет все понимать, ему можно будет объяснить все до деталей, и все трудности решатся сами собой.

Как я была наивна… Наивна, как и многие другие родители, считающие, что дети у них типичные, и что речь – это когда человек произносит слова и предложения, принимая речь за коммуникацию. И в этом самое грубое заблуждение таких же замечательных мам, которым выпал счастливый билет, другого материнства.

Первое. Все дело в том, что речь – это всего лишь верхушка айсберга. Речь не развивается сама по себе, она является естественным и логическим продолжением огромного пласта человеческой способности коммуницировать. Оказывается, что ребенок сначала постигает эту науку в совершенстве, прежде, чем он заговорит.

Другими словами, если развитие речи задерживается, то сразу стоит обратить внимание, насколько хорошо ребенок разговаривает на других невербальных языках: знаковое общение (указание пальцем,рукой или взглядом на предмет его желаний или интереса), звуковая коммуникация (интонация, возгласы, визги, плач, он тоже бывает разный, и если ты никогда не слышала разного типа плача своего ребенка, в комплексе с отстуствием других коммуникативных навыков, то стоит задуматься и насторожиться), язык тела (мимика, улыбка, удивление, любопытство, сопровождение взглядом взрослого – мамы, папы, бабушки, воспитателя и человека, заботящегося в основном о ребенке).

Второй важный момент, который необходимо иметь в виду: даже двуязычные дети не остают в развитии коммуникации, и даже если отстают, но не намного от своих сверстников. Если ребенок не использует регулярно слова в свои два с половиной года на одном или двух языках, его можно смело вести к специалистам и выяснять причины задержки.

Третье, ребенок должен понимать простые просьбы и вопросы, он может отвечать невербально «да-нет», мотая головой, но вопросы “это или это”, “да-нет” не должны вызывать у него полный ступор или тотальную потерю ориентации в этом возрасте.

Далее, сверху на эти знаки, необходимо наложить базовые ступени развития ребенка в этом возрасте, и, если есть задержки, идти выяснять их причины.

Четвертое, на что я бы обратила внимание, это то, что не только аутизм является причиной задержки развития речи и общего развития. Такие нейрологические отклонения, как апраксия, дислексия и др., также влияют на появление трудностей.

Апраксия, как и аутизм, очень важна в идентификации и диагностике в раннем возрасте, просто потому, что интервенцию в данном случае необходимо производить, чем раньше, тем лучше.

И самое главное, пятое, что было очень сложно сделать мне: это не бояться, принять, что что-то идет не так, начать искать причины и быть готовой пройти весь этот путь до конца.

Лично для меня, было невыносимо согласиться с тем, что ребенок остает. Под давлением высоких ожиданий и возложенных надежд, мне было ужаснее всего на свете не оправдать этого доверия, провалить жизненный тест, не получив Оскар за Материнство.

Именно поэтому, я продолжала искать оправдания во всем.

В общем, имейте в виду, и помните, даже если ваш ребенок не разговаривает, вы можете с легкостью понимать его речь, но это обязательно должна быть коммуникация.

Привести за руку к шкафу с игрушками или книжками, поднять вашу руку, показав, что то, что хочет ваш ребенок наверху или внизу – не совсем означает невербальное общение.

И уж точно единичные случаи не считаются за общение без других невербальных знаков и индикаторов.

Помните, любая трудность – это возможность к покорению новых вершин, опыту и приключениям.

Ника Вейкхам. Сыну Ники в 2012 был поставлен диагноз аутизм

published on caprizulka.ru according to the materials nashideti.site

Источник: https://kaprizylka.ru/blog/43648548080

Международныйблаготворительный Фонддоктора Берсенева

Первое. Все дело в том, что речь – это всего лишь верхушка айсберга. Речь не развивается сама по себе, она является естественным и логическим продолжением огромного пласта человеческой способности коммуницировать. Оказывается, что ребенок сначала постигает эту науку в совершенстве, прежде, чем он заговорит.

Другими словами, если развитие речи задерживается, то сразу стоит обратить внимание, насколько хорошо ребенок разговаривает на других невербальных языках:

  • знаковое общение (указание пальцем, рукой или взглядом на предмет его желаний или интереса),
  • звуковая коммуникация (интонация, возгласы, визги, плач, он тоже бывает разный, и если ты никогда не слышала разного типа плача своего ребенка, в комплексе с отсутствием других коммуникативных навыков, то стоит задуматься и насторожиться),
  • язык тела (мимика, улыбка, удивление, любопытство, сопровождение взглядом взрослого – мамы, папы, бабушки, воспитателя и человека, заботящегося в основном о ребенке).

Второй важный момент, который необходимо иметь в виду: даже двуязычные дети не отстают в развитии коммуникации, и даже если отстают, но не намного от своих сверстников. Если ребенок не использует регулярно слова в свои два с половиной года на одном или двух языках, его можно смело вести к специалистам и выяснять причины задержки.

Третье, ребенок должен понимать простые просьбы и вопросы, он может отвечать невербально «да-нет», мотая головой, но вопросы “это или это”, “да-нет” не должны вызывать у него полный ступор или тотальную потерю ориентации в этом возрасте.

Далее, сверху на эти знаки, необходимо наложить базовые ступени развития ребенка в этом возрасте, и, если есть задержки, идти выяснять их причины.

Четвертое, на что я бы обратила внимание, это то, что не только аутизм является причиной задержки развития речи и общего развития. Такие нейрологические отклонения, как апраксия, дислексия и др., также влияют на появление трудностей.

Апраксия, как и аутизм, очень важна в идентификации и диагностике в раннем возрасте, просто потому, что интервенцию в данном случае необходимо производить, чем раньше, тем лучше.

И самое главное, пятое, что было очень сложно сделать мне: это не бояться, принять, что что-то идет не так, начать искать причины и быть готовой пройти весь этот путь до конца.

Лично для меня, было невыносимо согласиться с тем, что ребенок отстает. Под давлением высоких ожиданий и возложенных надежд, мне было ужаснее всего на свете не оправдать этого доверия, провалить жизненный тест, не получив Оскар за Материнство.

Именно поэтому, я продолжала искать оправдания во всем.

В общем, имейте в виду, и помните, даже если ваш ребенок не разговаривает, вы можете с легкостью понимать его речь, но это обязательно должна быть коммуникация.

Привести за руку к шкафу с игрушками или книжками, поднять вашу руку, показав, что то, что хочет ваш ребенок наверху или внизу – не совсем означает невербальное общение.

И уж точно единичные случаи не считаются за общение без других невербальных знаков и индикаторов.

Помните, любая трудность – это возможность к покорению новых вершин, опыту и приключениям.опубликовано econet.ru

Источник: https://fondbersenev.org.ua/volunteering/5-priznakov/

7 причин задержки речевого развития ребёнка

Специалисты логопедического центра «Детская академия речи» объясняют, почему родительская любовь может привести к задержкам речевого развития у детей.

https://www.youtube.com/watch?v=k3BOaDxQiuI

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития.

Давайте договоримся: мы изначально находимся в парадигме, где ни один родитель не будет осознанно желать зла своему ребенку. Тревожные, заботливые, любящие, они приводят на занятия в логопедический центр своих детей с единственным желанием — помочь.

Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. И, к сожалению, мы часто сталкиваемся с наблюдением, что при прочих равных условиях дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему?

Попробуем разобраться.

В «Детскую академию речи» заходит мама с ребенком. Ребенок молчит. В помещении тепло и мальчик начинает стягивать шапку. «Жарко? — тревожится мама. – Стой, я тебе помогу. Хочешь пить? Конечно, хочешь. Не холодная? Холодная, дай разбавлю».

Во время этого «диалога» взгляд (у обоих) падает на витрину с игрушками. «Чего тебе хочется, машинку?» Мальчик протягивает пальчик к машинке.

Читайте также:  Как правильно говорить ребенку "нельзя"

Сам ли принял решение? Или привык признавать чужой выбор? «Возьми красную, ты же красный больше любишь (то ли вопрос, то ли утверждение на конце фразы)».

Любовь этой мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?».

Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос.

Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.

Администратор в качестве знакомства протягивает ребенку леденец. Мальчик запихивает конфету в рот и тут же начинает давиться. Папа пружиной подскакивает к ребенку и трясущимися руками выбивает лакомство изо рта.

После того как все успокоились и все закончилось хорошо, выясняется, что мама с момента рождения малыша пребывает в смертельной, удушливой панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты.

Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. Ему два с половиной года.

У мальчика элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимал, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не мог говорить.

«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», — мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь. И уже после занятий: «Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею».

Чужой человек — потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений. Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает — значит, там его обижали.

Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению, среда априори настроена к нему агрессивно.

Модель, которую транслирует мама: «Мир враждебен, он несет проблему».

Подсознательная реакция ребенка: «Я не буду с этим миром общаться». Но это еще не все. Своим сочувствием ребенку после трудной работы родители программируют кроху на то, что там, где его заставляют трудиться, его обижают.

Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.

На диагностике перед курсом «Запуск речи» специалист просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг, как папа кидается к нему на помощь: «Не так делаешь, надо так». Попытка выполнить следующее задание также проваливается: «Опять не то, разве не видишь? Надо вот так».

Родители с низкой самооценкой (а это именно она!) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, — воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша.

И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту.

Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.

Снова диагностика. Скромная, с тихим голосом мама рассказывает специалисту, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В кабинет заходит папа, начинается тестирование, ребенок пытается выполнить первое задание. «Ты что глупый? Не понимаешь?» — реплика отца.

На первый взгляд эти две истории очень похожи — родители не верят в своих детей. Но если в предыдущем случае папой двигало чувство благородное (так ему казалось), то в этом ситуация гораздо хуже. Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо.

Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание — забиться в угол и молча перетерпеть.

Ключевое слово — «молча», так как, подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более).

«Скажи…» «Повтори…» «Скажи…» «Повтори…» Бабушка трехлетней девочки настраивает внучку на занятия. Ребенок уже занимался в логопедическом центре. Не пошло. Пришли пробоваться к нам.

Обычно такой «педагогический» прием присутствует там, где уже проявились признаки задержки речевого развития.

В основе такого поведения в данной ситуации родственников (а мы, к сожалению, наблюдали такой метод коррекции речевого отставания и у коллег) лежит желание научить ребенка разговаривать.

Однако ребенок, не владеющий навыком речи, которого бесконечно «тюкают» заходом «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом — молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм».

Ребенок ни в коем случае не должен осваивать навык речи из-под палки. Самый продуктивный способ учиться говорить — в ролевом взаимодействии, во время игры.

Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно. А ведь в случае обычной темповой задержки их речь могла бы развиваться нормально. Если бы в свое время не передавили.

Мама приводит в Академию трехлетнюю дочь. Во рту пустышка.

Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет. Голодный, уставший — орет в голос. Однако не все родители согласны это терпеть. И соска в такой ситуации — простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет.

Другая ситуация. Звучит гораздо гуманнее. Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус (иначе выражаясь, все тянет в рот). Выход? Все та же соска.

Для того чтобы малыш не мешал (или, что благозвучнее, не заболел), ему в обоих случаях искусственно затыкают рот. Рассчитывать в этой ситуации на то, что он вовремя начнет говорить, как минимум нелогично.

Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило — не навредить. Не навредить — значит помочь.

В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку — делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки.

В сторону отодвинуть игрушки — придвинуть ближе живой, реальный мир.

Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им альтернативной полезной замены. С ребенком обязательно нужно играть. Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка.

Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир.

Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/7-prichin-zaderzhki-rechevogo-razvitiya-rebyonka.htm

Выявление причины и коррекция при задержках речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет.

По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.

Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями и прочие.

Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.

Этиология и патогенез

Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день. Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:

  1. Первичные причины включают в себя нарушения внутриутробного развития, на фоне которого происходит речевое ипсихологическое отставание. В первый год жизни нервная система ребенка не устойчива, не развита до конца – это является косвенной причиной дисфункции двигательных и общепсихических функций. Кроха поздно садится, начинает ползать, не издает звуков, не реагирует на произнесенную речь взрослых, не откликается на свое имя.
  2. Вторичные причины связаны с внешними факторами, являющимися провокаторами «психологической» задержки речевого развития. К числу предпосылок можно отнести неблагоприятную ситуацию в семье, испуг и прочие факторы. Особенностью вторичных причин является резкое прерывание характерного лепета грудного ребенка.

С возрастом определяются более очерченные психоневрологические нарушения – малыш боится людей, не желает играть со сверстниками, не говорит о своих желаниях, не отвечает на вопросы и прочие проблемы.

Провоцирующие факторы

Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:

  1. Биологический фактор. Во время внутриутробного развития произошло поражение клеток головного мозга и периферической нервной системы. Зачастую это связано с патологиями и проблемами беременности женщины – гестоз, тромбофлебит, отслойка плаценты и прочие причины, повлекшие кислородное голодание плода. Биологический фактор представляет большую часть выявленных патологий – инфекции при беременности, недоношенность, черепно-мозговые травмы плода в утробе или при рождении. Повлиять на кислородное голодание может заболевание матери, употребление алкоголя или курение, употребление запрещенных лекарственных препаратов или наркотических средств.
  2. Тугоухость. Основополагающим фактором также является нарушение слуха ребенка, которое выявляется в старшем возрасте. Речевое становление невозможно в полной мере без слуховой составляющей – слабослышащий ребенок не может повторять звуки взрослых, что также определяет задержку речевого развития.
  3. Социально-педагогические факторы. Вследствие плохой социальной составляющей малыш не произносит звуки и слова – это связано с малым общением со взрослыми или сверстниками, с пережитым стрессом или частыми стрессовыми ситуациями, с нехваткой занятий, проводимых родителями.

В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.

Как это выглядит на практике

Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками:

  1. В возрасте полугода малыш должен реагировать на жесты взрослых – движения во время игр вызывают у ребенка активность,особенно если с ним играет мама.
  2. В 8-9 месяцев кроха должен повторять за взрослыми легкие слова («мама», «папа», «баба», «ляля»). В связи с патологией малыш вовсе не старается произносить слоги, звуки.
  3. К году у ребенка в словарном запасе должно быть около 10 простых слов («дай», «на» и прочие). Эти слова используются постоянно и проговариваются четко. Малыш в год может называть предметы, игрушки, но только схожими со словами звуками. Ребенок с патологией не произносит слова, слоги, не общается со взрослыми, указывая на предметы, не реагирует на речь взрослых.
  4. В полтора года ребенок активно лопочет, его речь приобретает понятный характер, он выполняет простые поручения взрослых – «сядь», «иди сюда», «поделись конфетой».
  5. В два года ребенок с задержкой речевого развития говорит всего несколько слов по-отдельности, не старается повторять новые слова либо просто молчит.
  6. В 2,5 года ребенок активно общается со взрослыми, называет части тела, показывает животных, говорит их звуки. Ребенок с патологией использует не более 20 слов, не отвечает на вопросы («где твой носик», «покажи ручки», «как говорит кошка»), не выполняет поручения, не может связать два слова в простое предложение.
  7. Дети в 3 года могут говорить короткими предложениями, их легко понять, они могут рассказать о желаниях, поведать о чувствах. Дети с нарушениями в речевом развитии не могут изъясняться со взрослыми, не говорят о своих желаниях. Говорящий малыш говорит без остановки, проглатывает окончания или даже половины слов.
  8. В 3,5-4 года малыш с отставанием может начать разговаривать фразами из мультиков или повторять слова взрослых. Собственных предложений нет.
Читайте также:  Как одеть или переодеть без слез и капризов маленького ребенка

В основным симптомам задержки речевого развития относят малую активность малыша, отсутствие звуков, отсутствие реакции на речь взрослых, невыполнение просьб и поручений, невозможность составлять простые предложения в возрасте 3 лет.

Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.

Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.

После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.

На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.

Коррекция нарушения

Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему.

Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол иПантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Также используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.

Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.

Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры. Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.

Иногда в лечении возникают сложности, связанные с неправильно подобранными ноотропными препаратами, неправильной дозировкой, нежеланием малыша заниматься, ленью ребенка, нехваткой времени у родителей. При возникновении проблем следует пересмотреть методы лечения, найти подход к малышу, записаться на занятия к логопеду.

Когитум не панацея?

Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, восстанавливающее работу центральной нервной системы. В состав препарата входит калия ацетиламиносукцинат – вещество, активизирующее ацетиламиноянтарную кислоту, содержащуюся в тканях центральной нервной системы, и посылающую импульс в головной мозг.

Выпускается в форме жидкого раствора в ампулах для приема внутрь. Имеет банановый вкус.

Препарат принимается только с разрешения специалистов, поскольку противопоказан детям младше 7 лет.

Когитум используется для общего укрепления и улучшения физического, психоэмоционального развития ребенка, широко используется при задержке речевого развития, в тоже время отзывы о препарате противоречивы.

У меня был гестоз, в результате ребенок родился с гипоксией. Тяжело воспитывать, когда малыш ничего не говорит, вообще. Перепробовали массу препаратов, невролог посоветовал Когитум. После 3 дней применения начался кошмар! Малыш стал кричать, капризничать, я не понимала, что он требует. Перестали пить.

Алена, 30 лет, г. Хабаровск

У нас ребенок родился здоровым, но потом мы стали замечать, что он не хочет с нами общаться. С возрастом не видели улучшения, речи нет – в 2 года даже «мама», «папа» не говорит. Когитум посоветовал дефектолог. Стали пить, пропили с недельки две, начались какие-то слова пробиваться. Через месяц ребенок стал более активным, начал с нами общаться. Нам помог препарат.

Александр, 27 лет, г. Орск

К профилактическим действиям с целью исключения задержки речевого развития можно отнести своевременные занятия и игры с ребенком,направленные на улучшение мелкой моторики и звукового произношения слогов, слов. Только своевременно замеченные отклонения в развитии помогут быстро восстановить функции ребенка.

Спрогнозировать результаты или время коррекции при ЗРР невозможно– все сугубо индивидуально, а значит, прислушиваться к мнениям окружающих, советам и гарантиям со стороны самих же специалистов родителям не следует.

Осложнить же ситуацию может нестабильность в семье, новый стресс для ребенка и прочие неприятные моменты. Не допускайте криков дома, не ругайте малыша за малые провинности, не поправляйте его, если он произнес слово неправильно – это может его напугать, и он вновь замолчит.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет.

Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР).

Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией).

В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е.

с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.

Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша.

В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно — повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности.

В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии.

Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/speech-retardation

5 логопедических проблем, которые нельзя запускать

Первое слово, фраза, а затем и первое связное высказывание — очень важные вехи во взрослении каждого ребенка. Ведь освоение речи — один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко. С какими проблемами, связанными с речью, логопеды сталкиваются чаще всего, рассказывает эксперт «О!» Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Задержка речевого развития

Это более позднее или более медленное по сравнению с возрастными нормами овладение устной речью. Задержка речевого развития очень распространена среди детей раннего возраста.

Ее важно как можно раньше отличить от сходных состояний, причина которых — в проблемах других высших психических функций или анализаторных систем.

Отсутствие речи может быть следствием невыявленного нарушения слуха, интеллекта, эмоционально-коммуникативной сферы.

К трем годам словарь ребенка составляет около 1000 слов, а в его речи присутствуют развернутые фразы. Если уже в дошкольном возраст ребенок значительно отстает от этих показателей, продолжает оперировать лишь отдельными словами, то это уже признаки не задержки речевого развития, а других нарушений речи или иных функций.

Непонимание обращенной к ребенку речи

Эта проблема более значительна, чем отсутствие у ребенка собственной речи. В раннем возрасте, в процессе интенсивного развития и усвоения речи и родного языка, ее понимание носит ситуативный характер.

Это значит, что оно связано с конкретной деятельностью, которая осуществляется в данный момент времени.

Это понимание и выполнение простых действий, связанных со знакомыми ребенку предметами («Кати мячик», «Сними колечко», «открой коробочку»), разученных жестов и действий («Ладушки», «До свидания», «Воздушный поцелуй» и так далее).

Нужно подключать специалистов и искать причины этого явления. Они могут крыться в проблемах со слухом, с зонами коры головного мозга, которые отвечают за восприятие речи. Также они могут быть связаны с недоразвитием познавательной, интеллектуальной сферы ребенка.

Отсутствие связной речи

Связная речь — это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание.

Когда дошкольники оперируют лишь простыми отдельными фразами, это не тот уровень развития речи, который должен быть в этом возрасте.

У таких малышей бедный словарный запас, они испытывают трудности в усвоении грамматических норм родного языка, им тяжело общаться со взрослыми и друг с другом.

Отдельная проблема, когда родителям может показаться, что речь есть, но на самом деле это не так — это эхолалия, повторение речи собеседника вместо формулировки собственного высказывания. Например, на вопрос «Какого цвета шарик?» малыш отвечает отраженно: «Какого цвета шарик?».

А если вопрос альтернативный, то есть предполагает выбор из нескольких вариантов, то ребенок может повторить последнюю часть: «Шарик большой или маленький?» — «Маленький». В раннем возрасте, с некоторыми оговорками, это еще допустимо: ребенок учится говорить, подражая взрослому, повторяя за ним.

В дошкольном возрасте это всегда сигнал об определенных нарушениях в развитии, ведь ребенок не выражает собственные мысли, не участвует в диалоге.

Нарушение произношения

Дети могут произносить определенные звуки неразборчиво, искажают их, заменяют более легкими по артикуляции или просто пропускают.

Насколько серьезна эта проблема для разных возрастов? Есть тревожные родители, которым хочется, чтобы ребенок сразу четко произносил все звуки. А если этого не происходит, спешат обратиться к логопеду.

Читайте также:  Как отказать капризному ребёнку? как сказать ребёнку: "нет"?

Не стоит столь строго относиться к ребенку раннего возраста: его артикуляционный аппарат еще формируется, и этот процесс завершится только в дошкольном возрасте.

Что еще должно насторожить родителей? Общая смазанность речи, так называемая каша во рту, когда даже близким непонятно, что говорит ребенок, а также проблемы с голосом, речевым дыханием, интонацией, темпом и ритмом речи.

Если у малыша есть проблемы с жеванием твердой пищи — это тоже может быть симптомом. Также стоит серьезно отнестись к обильному слюнотечению: если у ребенка уже прорезались все зубы, оно говорит о неврологической симптоматике.

Распад речи

Такая проблема встречается не так часто, как перечисленные выше, но не упомянуть о ней нельзя.

Это частичная или полная утрата речевой функции: ребенок перестает говорить или начинает говорить хуже, чем раньше — это может касаться как содержания высказывания, так и его звукового оформления.

И это может быть симптомом серьезных нарушений нервной системы: нарушения мозгового кровообращения, опухоли или воспалительных заболеваний в мозге, последствием травмы, судорог, энцефалита.

Важно не перепутать это состояние с мутизмом — отказом от речи при сохраненном речевом аппарате.

Он может быть обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы; быть следствием сильного стресса или психологической травмы; может проявляться при смене обстановки или при общении с определенными людьми. Это не каприз, а именно проблема, которую поможет решить специалист.

Что делать?

Итак, вы обнаружили у ребенка как минимум одну проблему из этого списка. Первое, что вам нужно сделать, — исключить нелогопедические проблемы. Проверьте слух ребенка, для этого есть точные аппаратные методы. Самым распространенным видом анализа остроты слуха является аудиометрия.

Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень. Невролог и дефектолог помогут уточнить сохранность интеллектуальных процессов. Врач может назначить процедуры для визуализации головного мозга, его структур и процессов.

Психолог и психиатр установят или исключат расстройства аутистического спектра и другие эмоционально-коммуникативные проблемы.

Второе важное направление — развитие речи. В раннем возрасте оно происходит в процессе предметной деятельности при участии и направлении взрослого.

В этот период ребенок накапливает значительную базу лексики и усваивает грамматические категории родного языка.

В дошкольном возрасте речь развивается через игру, общение, диалог, в процессе взаимодействия не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Отдельным пунктом хочу выделить чтение.

Если вы много читаете своим детям, если, вырастая, они и сами стремятся к книгам, то они будут обладать совершенно другим уровнем речевой культуры, грамотности, кругозора в принципе, чем нечитающие малыши.

Сейчас, к сожалению, дети стали читать гораздо меньше, потому что появилось слишком много других развлечений. Но в ваших силах «повернуть» ребенка к книгам.

Почему все указанные проблемы так важно исправить в дошкольном возрасте? Потому что если их не решить вовремя, они обязательно проявят себя в школе — при чтении, письме, восприятии речи на слух, в образовательном процессе в принципе.

Нарушения звукопроизношения и различения фонем родного языка на слух всегда порождают ошибки на письме. Чем более серьезны проблемы с пониманием и порождением речи, тем сложнее ребенку будет учиться.

Будьте внимательны и терпеливы по отношению к своим детям!

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/9925

Что делать в случае выявления у ребёнка задержки речевого развития?

Все родители с нетерпением ждут, когда их чадо произнесёт первое слово. Обычно это происходит к 7–8 месяцам. К году малыш в среднем уже должен знать 8–12 слов, наращивая к возрасту двух лет этот показатель до 150.

Бывают ситуации, когда средние нормативы речи у детей не выполняются. Игнорировать это нельзя. Задержка речевого развития может являться сигналом серьёзных нарушений у ребёнка, поэтому на неё следует обращать внимание. Списывание отсутствие разговора на какие-то индивидуальные особенности малыша не стоит.

Что называют задержкой речи?

До года речевое развитие детей меняется очень быстро. Активное гуление у них происходит в период 2–5 месяцев. После чего малыши начинают произносить первые слоги. К году они должны превращаться в слова.

Это необязательно будут фразы «мама» или «папа». Дети могут демонстрировать сознательное употребление любых других. Если отсутствуют подобные признаки, то следует искать причины и обратиться к врачу-неврологу.

Задержка речевого развития в медицинской и педагогической практике представляет собой отсутствие соответствующих навыков или непонимания употребляемых слов в конкретные периоды. Чтобы определить такое явление, необходимо знать, что и в каком возрасте характерно для детей. Принято следить за изменениями речи у ребят до 10 лет.

Не стоит забывать и о том, что дети всегда развиваются индивидуально, поэтому ориентиры даются средние. Отклонения в большую сторону также возможны и не должны пугать родителей.

Нормы развития речи

Для того чтобы самостоятельно проверить, нет ли проблем с речью у детей, полезно знать следующие нормы:

  • в 12–15 месяцев ребёнок должен демонстрировать понимание простейших команд, обращения к нему, произносить односложные и двусложные слова в количестве до 20 штук;
  • к 2 годам дети способны составлять простые предложения, причём мальчики делают это чуть позже и склонны говорить в целом меньше;
  • ещё через полгода в запасе ребёнка должно оказаться порядка 300 слов;
  • к 3 годам специалисты ожидают увидеть у детей способность составлять небольшие рассказы о себе или окружающем мире, малыши должны уметь описывать изображения на картинках;
  • в 4–4,5 года у ребёнка появляются умения составлять сложные предложения, состоящие более чем из 4 слов, а также отвечать на любые вопросы;
  • в 6–7 лет словарный запас ребёнка составляет порядка 1000 слов, которые он активно употребляет.

Если ребёнок до трёх лет не начал говорить и не демонстрирует понимания речи других людей, следует обратиться к сурдологу.

Что является причиной задержки?

Спектр причин, которые приводят к задержке речи у ребёнка, достаточно широкий. Проблема может являться следствием неврологических нарушений или отсутствием внимания со стороны родителей к малышу. Основные причины, как правило, заключаются в следующем:

  • поражения головного мозга;
  • большое количество перенесённых заболеваний, в т.ч. в тяжёлой форме;
  • нарушения слуха и зрения, что мешает восприятию звуков, образов и предметов из окружающего мира;
  • низкая степень развития мышц рта или другие патологии, приводящие к затруднению при произношении звуков или их копировании;
  • родовые травмы;
  • сильные стрессы, связанные с трагическими событиями в семье, ссорами родителей, их разводом и т. д.;
  • генетические заболевания, в т.ч. синдром Дауна и т. п.

Если занятия с ребёнком проводятся редко, то это также провоцирует отсутствие развития речевых навыков. Среди других социальных факторов, влияющих на это состояние, можно выделить:

  • низкую частоту разговоров с малышом;
  • слишком быструю или невнятную речь окружающих ребёнка взрослых;
  • чрезмерное стремление родителей предугадать любые желания малыша, что позволяет ему обходиться без слов;
  • частые просмотры телевизора, не позволяющие сформировать у детей представление о том, как происходит подача звуков;
  • общение в семье или в среде, где находятся дети, на нескольких языках;
  • требования родителей помолчать.

Для устранения проблемы необходимо будет ликвидировать причины. Чтобы нагнать упущенное время, потребуются усиленные ежедневные занятия.

К каким врачам бежать?

Если родители отмечают, что у ребёнка речь развита хуже, чем у сверстников, они часто склонны во всём винить его стеснительность. Лишь к 3 годам чаще всего многие из них решаются обратиться к врачу. Помочь с проблемой могут:

  • логопеды;
  • педагоги;
  • неврологи;
  • сурдологи;
  • остеопаты;
  • психологи;
  • дефектологи;
  • корректологи.

Всё зависит от того, в какой области лежат причины отклонения от нормального речевого развития детей и какие занятия необходимы.

Основная задача состоит в том, чтобы выровнять ребёнка по уровню развития к моменту начала учебного процесса в школе. Малыши с проблемами слуха и зрения тоже имеют шанс пойти в обычную школу и учиться на равных с другими сверстниками. Помочь в этом могут только специалисты.

Если необходимо решить психологическую проблему, связанную со стрессами, может потребоваться участие невролога. Некоторые формы психологических расстройств лечатся медикаментозно.

Методы диагностики задержки

Не всегда определить наличие заболевания можно только по симптомам, демонстрирующим использование речи, тем более, что дети в присутствии чужого человека склонны смущаться, зажиматься и молчать. Педиатр или другой специалист, наблюдающий ребёнка, может направить его на такие обследования:

  • дуплескное сканирование артерий головного мозга;
  • сурдологические тесты на определение тугоухости;
  • проверка на наличие серных пробок, аденоидов;
  • эхоэнцефалография.

Логопеды и психологи имеют свои тесты, позволяющие определить степень развития речи у детей разного возраста с учётом половых характеристик.

Как исправлять проблему?

Если задержка речевого развития подтверждена как диагноз, то необходимо срочно принимать меры по её исправлению.

Малыши, не имеющие серьёзных нарушений головного мозга или генетических патологий, могут быстро нагнать то, что не освоили в раннем возрасте.

Для профилактики рекомендовано использовать разнообразные педагогические и психологические приёмы. Также не следует ждать трёхлетнего возраста, если есть сомнения по поводу уровня развития ребёнка.

Основными методами лечения данной проблемы являются:

  • физиотерапия;
  • магнитотерапия;
  • медикаментозное лечение, направленное на активизацию работы головного мозга, снятия нервного напряжения;
  • иглоукалывание;
  • иппотерапия;
  • дельфинотерапия;
  • песочная терапия.

Конкретный перечень методов выбирает врач и другие специалисты, подключённые к реабилитации детей. Не все способы избавления от проблемы нужны в конкретном случае. Многие из них могут оказаться недоступными.

Занятия с логопедом или дефектологом могут быть рекомендованы в качестве дополнительных даже в случае небольшого отклонения от нормы.

В основном они направлены на то, чтобы своевременно поставить звуки и улучшить восприятие информации у малышей.

Часто бывает так, что устанавливается факт недостаточного питания малыша. Отсутствие в должном количестве белка, жиров и витаминов приводит к тому, что мозг не может обрабатывать всю информацию.

Как не допустить возникновения задержки речи?

Если дети от рождения здоровы, родители должны обращать внимание на их состояние и развитие, чтобы не было проблем с речью. Нужно помнить, что любое перенесённое ОРВИ может оказать негативное влияние на состояние ребят. Даже такие распространённые болезни способны создать основу для развития задержки речи. Самая часто встречающаяся ситуация – осложнения после отита у ребёнка.

Гармоничное речевое развитие невозможно представить без:

  • Пальчиковых игр, среди которых самой известной является «сорока-ворона». Специалистами доказано, что раздражение определённых зон на руках и пальцах запускает работу нейронов головного мозга и создаёт новые связи.
  • Рисования, в т.ч. песком.
  • Заучивания стихов и пения песен.
  • Лепки и игры с глиной.
  • Развития внимания и работы по фиксации образов и предметов.
  • Чтения книг с иллюстрациями.
  • Музыкальных игр, когда во время прослушивания песен можно усваивать цвета, животных, их речь и другие основные знания.
  • Настольных игр. Они должны в зависимости от возраста меняться и позволять усваивать информацию по цветам, формам, количеству.
  • Массажа. Как ни странно, но массаж спины, шеи и головы даёт необходимое расслабление, после чего дети лучше воспринимают информацию и способны дольше заниматься.

Полезно приобретать игрушки, которые направлены на развитие мелкой моторики. Можно их создавать самостоятельно из доступных материалов. Отлично для этих целей подходят орехи, горох, пшено, макароны. Игра с ними позволяет активизировать работу головного мозга.

Постоянное объяснение всего того, что видит ребёнок, позволяет также обеспечить необходимое развитие. Ежедневные занятия должны длиться минут 10–20 в зависимости от возраста крохи. Это позволяет обеспечить качественное восприятие материала, а также снизить напряжение малыша.

Все эти средства позволяют успешно сопровождать медикаментозное лечение.

Родители должны понимать, что задержка речевого развития, не связанная с серьёзными патологиями, требует внимательного отношения к ребёнку. Она поддаётся коррекции. Малыши хорошо чувствуют волнение родителей, поэтому посещение любых специалистов должно проводиться не в тревожной, а дружелюбной обстановке.

Искусственная стимуляция речи, когда родители делают вид, что не понимают малыша, также полезна в быту для решения проблемы. Чем раньше взрослые начинают бороться с заболеванием, тем быстрее можно получить результат.

Источник: https://legkopolezno.ru/zozh/deti/zaderzhka-rechevogo-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию