Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Капризы и непослушание — это норма для всех детей, которые только вступают на путь социализации и еще не знают норм поведения в обществе.

Проблема в том, что, когда ребенок совсем маленький, родителям бывает сложно понять природу его агрессивности, истерик, невнимательности.

Что это — проблемы с развитием малыша, которые требуют обращения к неврологу и другим специалистам? Или же странности в поведении объясняются обычным недостатком воспитания? Советы профессионального психолога помогут родителям найти ответы на эти вопросы.

Тест на воспитанность

Чтобы быстро понять причину странностей в поведении ребенка, маме и папе полезно на несколько дней стать идеальными родителями. В этот период времени в любой ситуации следует сохранять спокойствие, не кричать на малыша, не ругать его, не показывать раздраженности и недовольства.

Идеальным родителям не нужно требовать безупречного поведения от ребенка, ведь он еще не владеет этикетом, хорошими манерами, не отвечает полностью за свои слова и действия.

 При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.

Если проблема кроется в ошибках воспитания, то во время эксперимента поведение малыша улучшится. Конечно, он сразу не превратится в ангелочка.

Однако, чувствуя позитив и понимание со стороны родителей, ребенок будет охотнее слушать их, начнет соглашаться выполнять их просьбы.

Главный вывод теста на воспитанность таков: чтобы ребенок вел себя хорошо, родители должны быть внимательными к нему, отзывчивыми и доброжелательными.

Дневник поведения

Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств.

Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике.

В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.

Во время наблюдений, да и вообще в любой ситуации, нельзя обвинять малыша в том, что он не слушается и огорчает родителей. Взрослым нужно понять, что ребенок тоже страдает. Каждый малыш хочет получать от мамы и папы поощрения, слышать одобрительные слова. Если он не заслуживает этого из-за своего плохого поведения, возможно, он просто не способен вести себя по-другому.

Заполняя дневник, следует обращать особое внимание на:

  1. Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.
  2. Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения. Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.
  3. Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде. Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.
  4. Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека. Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
  5. Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Теперь пора ознакомиться с распространенными проблемами в поведении детей, которые доставляют беспокойство родителям.

Симптом №1. Агрессивность

Взрослому человеку любое проявление агрессии со стороны ребенка кажется немотивированным. Чтобы удостовериться в этом, нужно постараться поставить себя на место малыша.

К примеру, при желании покачаться на качелях ребенок может толкнуть того, кто уже на них сидит. Физическая агрессия — это самое простое решение, ведь просить и договариваться гораздо сложнее.

Если малыш еще плохо разговаривает, то тем более он не сможет четко выразить свое желание, как это сделал бы любой взрослый.

Когда начинать беспокоиться?

Если родители целый год не ругают малыша, общаются с ним доброжелательно, объясняют правила поведения, но он продолжает агрессивно вести себя с окружающими, возможно, у него есть проблемы с развитием.

Беспокойство у родителей должна вызвать и аутоагрессия — стремление ребенка специально кусать, царапать себя, ударяться головой о стену.

Такими способами малыш вымещает злобу и обиды, делая это непроизвольно.

Насторожить родителей должно и то, что малыш одинаково ведет себя с близкими и чужими людьми. Обычно дети позволяют себе вольности только наедине с мамой, папой, бабушкой. С воспитательницей в детском саду или няней они держатся более сдержанно.

Симптом №2. Застенчивость или аутизм?

В 21 веке считается, что человек должен быть открытым и общительным, коммуникабельным, чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни.

Если малыш предпочитает спокойные игры в одиночестве, мало контактирует со сверстниками в песочнице, родители воспринимают в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Важно понимать, что характеры и темпераменты у всех разные.

Желание побыть одному может быть и психологическим «свойством», в котором нет ничего страшного.

Когда начинать беспокоиться?

Родители должны забить тревогу, если их ребенок вообще не стремится общаться с кем-либо: не участвует в шумных играх, не выходит из комнаты даже к тем гостям, которые принесли ему подарки, игнорирует знакомых детей и в целом контактирует лишь с некоторыми членами семьи.

Чтобы исключить аутизм, важно проследить, становится ли малыш менее застенчивым, когда общение длится уже некоторое время. Если, например, к концу детского праздника или доброжелательного разговора он «оттаивает», то речь идет об обычной замкнутости.

В противном случае необходимо сводить его к психологу.

Симптом №3. Невнимательность

Многие родители жалуются на то, что их дети не могут долго концентрироваться на одном занятии, совершают ошибки из-за невнимательности. Взрослые считают, что это негативно отразится на оценках в школе. В действительности родители часто бывают излишне требовательны.

Важно помнить, что до 6 лет малыш способен сохранять высокий уровень работоспособности только в течение 15-20 минут. Затем он резко устает и его работоспособность неизбежно снижается. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений.

Тогда и успехи будут гораздо выше, а сам учебный процесс перестанет быть каторгой.

Когда начинать беспокоиться?

По-настоящему тревожный сигнал — это невозможность для ребенка концентрироваться на чем-то более 5 минут. Это касается всех видов деятельности.

Если же малыш быстро теряет интерес к чтению, но часами усердно складывает фигурки из конструктора, значит, родители просто подбирают ему неподходящие задания. Наблюдайте за тем, что и когда отвлекает ребенка.

Если любым занятиям он предпочитает бессмысленную ходьбу по дому, это нехороший знак.

Симптом №4. Повышенная активность

Каждый ребенок — это любознательный непоседа, которому нужно все посмотреть, потрогать, попробовать на зуб. Эту обычную детскую черту можно легко спутать с гиперактивностью. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер.

Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют. Когда здоровый малыш лезет на шкаф, он представляет себя альпинистом или ищет припрятанные мамой сладости. Гиперактивный ребенок делает это просто так, без определенной цели.

Когда начинать беспокоиться?

Родителям стоит начать беспокоиться, если чрезмерная активность ребенка заставляет его совершать неловкие и опасные действия, которые угрожают его здоровью. Например, если малыш прыгает с большой высоты, если ребенок лезет к большим собакам во дворе, выбегает на дорогу, не реагируя на предупреждения взрослых. В таких случаях требуется консультация специалиста.
Источник

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/kak-otlichit-problemy-razvitiya-ot-ploxogo-vospitaniya-4-trevozhnyx-signala

4 тревожных сигнала: как отличить проблемы развития от плохого воспитания

Как отличить банальное отсутствие воспитания от серьезных отклонений в развитии, рассказывает психолог Мария Баулина.

Малыши имеют полное право на капризы и непослушание, потому что находятся в самом начале пути социализации и «окультуривания».

И чем младше ребенок, тем сложнее понять причины его агрессивности, невнимательности и порой странного поведения.

Психолог Мария Баулина объясняет читателям «Летидора», как родители могут самостоятельно определить, когда речь идет о банальной невоспитанности, а когда пора обращаться за консультацией к специалисту.

Максимально объективно оценить поведение малыша поможет перевоплощение в идеального родителя: нужно постараться хотя бы на несколько дней совсем не повышать голос на ребенка и не показывать свое раздражение или разочарование. При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.

Если проблемы ребенка связаны с использованием неоптимальных стратегий воспитания, то при их «оптимизации» поведение сына или дочери заметно улучшится.

Конечно, вы вряд ли увидите, как у ребенка прорастают ангельские крылышки, но заметите, что с ним стало проще договориться.

Главным итогом этого непростого эксперимента должно стать следующее наблюдение: когда вы себя хорошо ведете, ребенок тоже ведет себя лучше.

Если никаких положительных изменений за время проведения теста не произойдет, определите главную проблему в поведении малыша, которая вас беспокоит больше всего.

Ваши наблюдения в дальнейшем помогут специалистам поставить точный диагноз и дать полезные рекомендации.

С этой целью можно начать вести дневник, в котором вы будете отмечать частоту, характер и условия проявления огорчающей вас особенности.

В этот период (да и на будущее тоже) важно не обвинять малыша в непослушании и относиться к нему как человеку, который страдает не меньше вас. При ведении дневника обращайте внимание на следующие параметры:

1. Время суток, день недели, месяц. Настроение и поведение маленьких детей в значительной степени зависит от степени усталости, сонливости, погоды и уровня освещенности.

2. Чувство голода или жажды. Если эти две базовые потребности не удовлетворены, не стоит требовать от ребенка сознательного и примерного поведения. Криками и капризами его организм подает сигнал SOS, к которому необходимо прислушаться.

3. Температура. Для большинства детей «лучше примерзнуть, чем припаяться», поэтому они особенно чутко реагируют на жару. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.

4. Реакция на похвалу и порицание. Чувствительность к оценке родителя – основа воспитания. Если ребенок хотя бы иногда ориентируется на них, это очень хороший признак!

5. Наличие или отсутствие зрителей. Известно, что дети – искусные манипуляторы. Поэтому, прежде чем читать в Сети о разнообразных отклонениях в развитии, понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок, когда думает, что его никто не видит.

После выделения основных показателей, подлежащих вашей оценке, пора перечислить наиболее частые проблемы в поведении ребенка.

Довольно часто взрослые расценивают агрессивные реакции малыша как немотивированные. Однако чтобы понять, так ли это, нужно взглянуть на проблему глазами ребенка.

Например, если очень хочется покататься на качелях, то толкнуть сидящего на них «пользователя» – самый быстрый и эффективный способ добиться своего, ведь переговоры могут надолго затянуться и их результат непредсказуем.

А если у ребенка еще и плохо развита речь, его выбор в пользу физической агрессии вполне оправдан.

Когда начать беспокоиться. Если в течение года при условии регулярных и доброжелательных объяснений, демонстрации приемлемых форм поведения малыш продолжает взаимодействовать с окружающими с помощью физической агрессии.

Тревожным симптомом является и аутоагрессия – агрессия, направленная на себя: кусание, царапание самого себя, битье головой о твердые предметы и т. д. Отсутствие различий в поведении с близкими и с посторонними людьми – тоже нехороший знак.

Читайте также:  Что умеет ребенок в 9 месяцев

В современном мире существует определенная мода на коммуникабельность. Считается, что она – одна из составляющих успеха, поэтому нежелание ребенка водить хороводы воспринимается в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Но родители должны учитывать такое психологическое «свойство» ребенка, ка к темперамент.

Когда начать беспокоиться. Если практически отсутствуют ситуации, в которых ребенок стремится к общению. Например, он отказывается не только от шумных игр, но и от мысли выйти из комнаты к гостям, которые принесли ему интересный подарок.

Или вообще отказывается говорить даже с хорошо знакомыми детьми и поддерживает общение лишь с некоторыми членами семьи. Также стоит обратить внимание на то, уменьшается ли застенчивость в зависимости от времени общения.

Если ребенок не «оттаивает», например, к концу детского праздника, визита в гости или в процессе спокойного разговора, необходимо получить консультацию психолога.

«Глупые» ошибки и неспособность сосредоточиться на занятиях часто беспокоят родителей, т. к. это основные врачи успеха в обучении.

Однако многие взрослые чересчур требовательны к малышам: они забывают о том, что до 6 лет ребенок способен сохранять высокий уровень работоспособности в течение всего лишь 15-20 минут.

При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений, яркого и наглядного материала.

Когда начать беспокоиться. Если, несмотря на интересное, разнообразное и доступное для детского понимания задание, ребенок не способен сосредоточиться больше, чем на 5 минут. Это должно относиться абсолютно ко всем видам деятельности.

А вот если у малыша есть любимая игра, в которую он может долго играть, или книжка, которую он листает в течение продолжительного времени, значит, проблема не в его невнимательности, а в том, что вы неверно подбираете задания.

Понаблюдайте за тем, на что именно отвлекается ребенок: если он предпочитает бесцельно ходить по дому и трогать все, что попадается под руку, это тревожные признаки!

Детскую непоседливость и любознательность крайне трудно отличить от гиперактивности. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер.

Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют.

Например, малыш залезает на шкаф не только потому, что имеет возможность залезть так высоко, а потому что он играет в альпиниста или хочет достать коробку с конструктором.

Когда начать беспокоиться. Если повышенная активность сочетается с неловкостью и поступками, которые представляют явную угрозу для жизни и здоровья ребенка. Например, если малыш прыгает с большой высоты, выбегает на проезжую часть, трогает проходящих мимо людей или крупных собак, несмотря на ваши попытки оградить его от опасности.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/4-trevozhnykh-signala-kak-otl.htm

Воспитание: хорошо и плохо — психология

Закирьянова Наталия, педагог по раннему развитию,

создатель и директор детского центра «Моя радость»,

клинический психолог, дефектолог, сурдопедагог

Воспитание ребенка – дело достаточно сложное, ведь это всегда индивидуальность со своими желаниями, эмоциями и (родители частенько об этом забывают) собственным мнением. То, как воспитывали ребенка в детстве, какие ценности прививались в семье, влияет на все аспекты его дальнейшей жизни.

Как вырастить здорового, умного и счастливого человека? Каким образом донести до него основные человеческие ценности? Что является главным в воспитании ребенка? Эти вопросы всегда волновали и будут волновать родителей. Некоторые правила и методики сохранились еще с древности, а уж сколько их возникло за последнее столетие – не сосчитать!

Все чаще  родители стали задавать  вопросы  о причинах плохого воспитания.

Каковы же причины плохого воспитания ребенка?

Первая и главная причина – это отсутствие постоянного правильного примера

Самая решающая вещь в воспитании – это собственное поведение родителей. Многие родители склонны думать, что воспитание ребенка сводится к разговорам, поучениям  и приказам.

Как мы одеваемся, как  разговариваем с другими людьми и что думаем о других людях, как радуемся или печалимся, как обращаемся с друзьями и врагами – все это имеет для ребенка большое значение.

* Учите ребенка собственным примером. Ребенок постоянно изучает поведение окружающих. Дети уделяют особенное внимание тому, что делают и говорят взрослые. Ведете ли вы себя так, как хотели бы, чтобы вел себя ваш ребенок? Уделите время тому, чтобы обратить внимание на собственное поведение.

* Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей. Непослушание детей – это признак отсутствия авторитета родителей.  

Следующая  причина – насилие

 Издавна  детей было принято наказывать.  Считалось,  что  навыки  самодисциплины  и  основы  воспитания наиболее эффективно закладывать при помощи  физических наказаний и жестокого психологического давления.

Когда ребенка унижают, используют обидные прозвища, при общении с ребенком проявляют непоследовательность, стыдят, то есть совершают эмоциональное насилие или преднамеренно наносят физические повреждения, то это имеет свои последствия в настоящем и будущем ребенка. Такой ребенок никогда не станет лидером, не проявит инициативу, да и эмоциональная сфера у него будет притуплена. Страх становится самой сильной эмоцией, подавляющей все остальные. Такой ребенок лишен силы воли, у него занижена самооценка.

При воспитании детей помните следующие простые правила.

* Установите границы в поведении и придерживайтесь их. Дети чувствуют себя намного уверенней, если имеют определенные ограничения.

* Не наказывайте детей физически.

* Не поощряйте материально.

* Не скупитесь в семье на применение этических средств поощрения – таких, как одобрение, похвала, доверие.

*Используйте этические средства наказания – замечания, временное лишение удовольствий и развлечений, лишение доверия родителей.

Третья причина – это отсутствие среды, которая дает ребенку  правильные ценности

Кто воспитывает ребенка, какие у ребенка друзья, что он смотрит по телевизору и сколько времени сидит за компьютером, будучи там занятым и  чем?

То, в каком мире живет и развивается ребенок, накладывает на него очень сильный отпечаток. Важно, чтобы среда была развивающей и воспитывающей, приучающей ребенка к определенному образу жизни, к которому  он бы стремился.

Необходимо создать для ребенка такую окружающую среду, которая помогала бы ему приобретать опыт, ведь главное в воспитании и обучении – опыт, то есть усилия самого ребенка, которые действительно дают ему знание и умение. И только воспитывающая и обучающая среда позволяет приобрести этот опыт.

          Вы должны хорошо знать, что делает, где находится, кем окружен ваш ребенок, но вы должны предоставлять ему необходимую свободу, чтобы он находился не только под вашим личным влиянием, а под многими разнообразными влияниями жизни. Не  думайте при этом, что вы должны трусливо отгораживать его от влияний отрицательных или даже враждебных.

Поэтому совершенно естественно вы должны допустить самое разнообразное окружение ваших детей, но никогда не теряйте их из виду.

Если Вам не нравится поведение ребенка, то подумайте о причинах такого поведения. 

*Если часто ребенка критиковать – он, следуя примеру, критикует.

*Если ребенок часто видит  враждебность, он учится драться и становится агрессивным.

*Если ребенка часто высмеивают, он становится очень робким. 

*Если ребенка чрезмерно стыдят, он испытывает давящее чувство вины. 

*Если же ребенка часто подбадривают, он становится уверенней в себе. 

*Если Вы с ребенком  честны – он учится от вас справедливости.

*Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным и важным, он учится находить в этом мире любовь.

Как вырастить счастливого и гармонично развитого человека? Шансы на это будут действительно велики, если Вы и Ваш ребенок будете начинать каждый день с радостью, а заканчивать миром, пониманием и добротой!

Автор Закирьянова Наталия,

педагог по раннему развитию,

создатель и директор детского центра «Моя радость»,

клинический психолог, дефектолог, сурдопедагог

Журнал «Клуб родителей Детки.kz» № 07 (73) Июль 2015

Источник:

История, которая доказывает, что вы плохо воспитали своего ребенка

Известно, что дать ребенку хорошее воспитание – задача не из легких. Но действительно ли это так важно? Что происходит, если родители не смогли объяснить детям элементарные правила приличия, а также внушить основы хорошего поведения и уважения к другим людям?

Как проявляет себя невоспитанный ребенок? Где грань между отсутствием воспитания и детской непосредственностью? По мнению французского психолога Кристин Брюнэ, хорошее воспитание – не самое главное для выживания ребенка в мире.

Впрочем, вежливость способствует развитию уверенности в себе и ощущения собственной защищенности. Знание правил хорошего тона – ценный инструмент для управления своей жизнью, а правильное воспитание – это, прежде всего, умение вести себя с другими людьми, которое позволяет формировать осознанность и уважение к окружающим.

Эти запреты очень важны для ребенка, потому что они позволяют ему расти. Снисходительность и потакание не дают ребенку отказаться от своего детского всемогущества, от иллюзии, что ему можно делать все, что вздумается.

Кристин Брюнэ утверждает, что без знания правил и границ ребенку трудно найти свое место в обществе. Например, если дитя пытается общаться со взрослыми, как со своими сверстниками, значит, он будет испытывать определенные трудности в понимании ситуации.

Совершенно женственные: звезды. которые снялись обнаженными во время беременности

Если ребенку прощаются все капризы, ему будет сложно научиться управлять своими эмоциями и получить правильное представление о гранях дозволенного и рамках приличия.

Чтобы лучше объяснить понятие «невоспитанный ребенок», французский психоаналитик Клод Альмос приводит следующий пример:

Вечерний автобус в час пик, битком набитый людьми. Молодые люди удобно сидят, пенсионеры едут стоя. Обыкновенная дикость. В глубине автобуса маленькая девочка трех-четырех лет разлеглась на двух сиденьях. Даже на трех.

Так как это пространство показалось ей недостаточным, она поставила свои ноги (в мокрых ботинках) на сиденье напротив. Её мать, стоящая в проходе, не только ничего не говорит, а восторженно любуется дочерью.

Ситуация настолько несуразна, настолько нелепа, что можно было бы ожидать возражения со стороны окружающих людей. Однако никто не вмешивается. Будто всех настиг резкий упадок сил, пассажиры обездвижены своей беспомощностью…

Но почему же никто из пассажиров в автобусе не смог сделать замечание этой девочке, хотя никто не оправдывал ее действий? Что пугает людей в таких ситуациях? Неужели четырелетняя кроха?

Как ни странно, но Клод Альмос утверждает, что, скорее всего, это действительно так. Впрочем, молчать нас заставляет скорее не сам ребенок, а то, что он показывает своим поведением.

10 самых красивых звездных свадеб этого лета

Ребенок в автобусе занял даже не одно место, а три. И очевидно, что если бы девочка могла занять пять мест, она бы это сделала. Она поставила себя (сама того не зная) в «центр вселенной», во главу всего и всех.

Источник:

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Капризы и непослушание — это норма для всех детей, которые только вступают на путь социализации и еще не знают норм поведения в обществе.

Проблема в том, что, когда ребенок совсем маленький, родителям бывает сложно понять природу его агрессивности, истерик, невнимательности.

Что это — проблемы с развитием малыша, которые требуют обращения к неврологу и другим специалистам? Или же странности в поведении объясняются обычным недостатком воспитания? Советы профессионального психолога помогут родителям найти ответы на эти вопросы.

Тест на воспитанность

Чтобы быстро понять причину странностей в поведении ребенка, маме и папе полезно на несколько дней стать идеальными родителями. В этот период времени в любой ситуации следует сохранять спокойствие, не кричать на малыша, не ругать его, не показывать раздраженности и недовольства.

Идеальным родителям не нужно требовать безупречного поведения от ребенка, ведь он еще не владеет этикетом, хорошими манерами, не отвечает полностью за свои слова и действия.

Читайте также:  Сбалансированный рацион питания беременной женщины

 При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.

Однако, чувствуя позитив и понимание со стороны родителей, ребенок будет охотнее слушать их, начнет соглашаться выполнять их просьбы.

Главный вывод теста на воспитанность таков: чтобы ребенок вел себя хорошо, родители должны быть внимательными к нему, отзывчивыми и доброжелательными.

Дневник поведения

Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств.

Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике.

В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.

Заполняя дневник, следует обращать особое внимание на:

  1. Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.
  2. Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения. Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.
  3. Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде. Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.
  4. Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека. Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
  5. Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/vospitanie-horosho-i-ploho-psihologiya.html

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания, Дошкольный возраст

Специалисты утверждают, что за так называемой «невоспитанностью» могут скрываться проблемы, связанные с развитием малыша.

Поэтому родители должны не только кормить/поить/одевать/воспитывать ребенка, но и внимательно наблюдать за его поведением, чтобы вовремя выявить и предупредить возможное возникновение подобных проблем.

Ну а о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь, мы сегодня и поговорим.

Каждому родителю знакома ситуация, когда ребенок начинает плохо себя вести и постоянно капризничать. В принципе, это совершенно нормальное явление, поскольку малыш еще только находится в процессе социализации и учится тому, как нужно поступать в той или иной ситуации. Но только не в том случае, если капризы ребенка приобретают систематический характер.

Специалисты утверждают, что за так называемой «невоспитанностью» могут скрываться проблемы, связанные с развитием малыша.

Поэтому родители должны не только кормить/поить/одевать/воспитывать ребенка, но и внимательно наблюдать за его поведением, чтобы вовремя выявить и предупредить возможное возникновение подобных проблем.

Ну а о том, на что нужно обращать внимание в первую очередь, мы сегодня и поговорим.

Воспитательный эксперимент

Чтобы быстро определить, нуждается ли ребенок в консультациях невролога, психолога и т.д., или нужно пересмотреть методы воспитания, родителям достаточно провести простой воспитательный эксперимент. Нужно всего лишь на несколько дней превратиться в идеальных родителей, которые отличаются внимательностью, предельным спокойствием и сдержанностью. Другими словами, вам нужно постараться:

  • сохранять спокойствие в любых ситуациях – не ругать ребенка, не кричать на него, не показывать своего недовольства (даже если малыш нарисовал рисунок на новых обоях вашей любимой и очень дорогой помадой);
  • максимально окружить ребенка вниманием – читать ему сказки, принимать активное участие в спортивных играх, разучить новые стихи, вместе с ним рисовать, лепить, петь, танцевать и т.д. (даже если вам безумно хочется включить ему мультик, а самому спокойно «посидеть» в интернете);
  • постоянно демонстрировать малышу свою любовь — обнимать, целовать, хвалить, поддерживать все начинания, говорить о своей любви к нему и т.д. (даже если вы очень устали, и хотите отдохнуть в тишине);
  • создать атмосферу счастливой семьи – не выяснять отношения с супругом/супругой и другими родственниками при ребенке, не подрывать авторитет другого родителя (например, если папа решил пойти погулять с малышом, маме не следует отменять это решение, выдвигая в качестве аргумента заявление, что папа не понимает когда можно гулять).

Если капризы ребенка являются следствием использования неподходящих методов воспитания, то во время воспитательного эксперимента поведение малыша обязательно изменится в лучшую сторону. Конечно же, за несколько дней вчерашний капризуля не превратится в ангелочка.

Однако он начнет слушаться, без скандалов выполнять просьбы родителей, чаще смеяться и меньше плакать. А родителям нужно сделать однозначный вывод: чтобы ребенок всегда хорошо себя вел, нужно изменить свое отношение к нему – быть доброжелательными, внимательными, отзывчивыми и т.д.

Если же во время проведения воспитательного эксперимента поведение ребенка абсолютно не изменилось, то, скорее всего, родителям понадобиться помощь специалистов. Чтобы специалисту было легче выявить проблему, вам нужно понаблюдать за ребенком и определить, что провоцирует его истерики, капризы или замкнутость. Систематизировать свои наблюдения родителям поможет ведение дневника.

Дневник поведения ребенка

Заполняя дневник поведения ребенка, нужно обращать особое внимание и фиксировать:

  • дату и время – возможно ваш ребенок остро реагирует на плохую погоду, яркий свет или неприятные звуки, также плохое поведение может быть следствием его усталости и сонливости;
  • жажду и голод – возможно ребенок капризничает потому, что он нуждается в усиленном питании (то есть, он постоянно ощущает чувство голода/жажды и через капризы пытается рассказать об этом родителям);
  • температурный режим – возможно у вас чрезмерно теплолюбивый или «морозостойкий» малыш, который испытывает дискомфорт при температурах, комфортных для родителей;
  • реакции на похвалу и порицание – возможно ваш малыш своеобразно реагирует на похвалу/порицание (смеется, когда его ругают и плачет, если его хвалят);
  • поведение при зрителях – возможно ваш ребенок прирожденный манипулятор, который совершенно по-разному себя ведет на глазах у зрителей и тогда, когда думает, что его никто не видит.

ТОП-4 проблем, с которыми сталкиваются родители

Проявление агрессии

Физическая реакция на внешние раздражители является самой примитивной и доступной маленькому человечку, поэтому он и использует ее. Малышу гораздо легче просто забрать у другого ребенка игрушку, чем попросить владельца вожделенной вещи дать ему ее поиграть. Это в принципе вполне нормально, особенно если малыш еще плохо разговаривает и проявления агрессии бывают в редких случаях.

Родителям стоит насторожиться, если ребенок регулярно проявляет агрессию как по отношению к родственникам, так и к посторонним людям. Беспокойство должно вызвать и проявление аутогрессии – стремление к членовредительству (малыш себя кусает, бьет, царапает и т.д.).

Чрезмерная застенчивость

Большинство современных детей отличаются повышенной коммуникабельность и активностью. И это нормально. Если же ваш малыш подвижным играм со сверстниками предпочитает спокойные занятия в одиночестве, но при этом не против общения с другими детьми, то это еще не повод беспокоиться. Просто у него такой характер и темперамент.

Тревожиться нужно начинать в том случае, если ребенок вообще не хочет общаться с другими людьми, не выходит к гостям, принесшим ему подарок, и категорически отказывается играть со сверстниками.

Невнимательность

Отсутствие концентрации внимания у ребенка очень часто вызывает беспокойство со стороны родителей. На самом деле в этом ничего страшного нет, если ваш малыш способен заниматься каким-либо видом деятельности в течение 15-20 минут (именно столько времени у дошкольника сохраняется высокий уровень работоспособности).

А вот если ребенок не может усидеть на одном месте больше 5 минут, то родителям стоит более внимательно к нему присмотреться.

В случае если малыш не может сконцентрироваться только на определенных видах деятельности (например, быстро теряет интерес к рисованию, но при этом может часами собирать конструктор), то родителям нужно просто предлагать ему другие занятия.

Если же ребенок не проявляет интереса ни к одному виду деятельности, и больше всего любит бессмысленно ходить по дому – то это повод обратиться к специалисту.

Гиперактивность

Дети по своей природе являются непоседами. Они познают мир, поэтому им так хочется все потрогать и попробовать, везде залезть и все узнать. Это нормально, если его действия носят целенаправленный и продуктивный характер (например, малыш лезет в шкаф, чтобы найти спрятанные мамой конфеты или «покоряет» тумбочку для обуви, представляя себя альпинистом).

Насторожиться следует в том случае, если действия ребенка могут нанести вред его здоровью и жизни. Например, если ребенок пытается выйти погулять на улицу через окно, или идет знакомиться с большими собаками, несмотря на запрет родителей, которые рассказали об опасностях такого действия.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1172_kak-otlichit-problemy-razvitiya-ot-plohogo-vospita.html

Детская психология, возрастная психология, воспитание детей

Этот сайт посвящен психологии развития ребенка и детской психологии. Он создан специально для родителей и всех людей кто интересуется особенностями развития детей и их воспитанием.
В статьях Вы найдете массу полезной информации о том как построить нормальные отношения с ними, и как поправить отношения, если они совсем зашли в тупик.

Некоторые анонсы и новости:

СЕНТ 21 2017

Обзор книги психотерапевтических историй для детей Жила была девочка, похожая на тебя… . В книге рассказано о том, как использовать сказки и истории для воспитания ребенка. И приведены примеры таких историй.

ИЮЛ 17 2017

НЛП в воспитании ребенка: несколько советов от специалиста по НЛП. Хитрости, которые может использовать любой родитель, который готов ради блага ребенка пойти на небольшие жертвы.

АПР 23 2017

О сказкотерапии и психотерапевтических историях Метафоры и сказки : методы НЛП для решения детских проблем . Читайте о том, как в сказках применять методы НЛП для решения детских проблем.

ФЕВ 16 2017

Методы дрессировки в воспитании: Метод кнута и пряника, или оперантное научение . Все мы кого-то дрессируем: хозяева — собак, кошки — хозяев, наставники — учеников, родители — детей, и все люди — сами себя. Часто даже не замечая этого.

ДЕК 24 2016

Краткое описание методики Сергея Горда Методика коррекции заикания у детей 4-7 лет. Как помочь ребенку справиться с заиканием.

ОКТ 17 2016

Если ребенок заикается — логоневроз у детей Что такое заикание. Проявление заикания : как, когда, в каком виде. Причины появления заикания : психические, соматические. Лечение заикания : кто лечит и как . Что делать родителям заикающегося ребенка. Как вылечить заикание у ребёнка.

АВГ 26 2016

Огромной проблемой в наше время стало Ожирение у детей. Читайте о том, что такое ожирение у детей: причины возникновения у детей разного возраста, способы диагностики и лечения в зависимости от возраста ребенка и степени ожирения.

ИЮН 2 2016

Еще раз о популярном : «У меня просто кость тяжелая » — сколько на самом деле весил скелет человека. Развенчиваем миф о том, что вес костей влияет на массу тела настолько, что этом может стать оправдание избыточного веса.

МАЙ 24 2016

Диагностика уровня гормона роста (СТГ и ИФР). Диагностика и лечение дефицита гормона роста у детей. Диагностика резистентности к СТГ . Применение рекомбинантного(синтетического) гормона роста для лечения карликовости у детей до 14 лет.

СЕНТ 12 2012

Огромные возможности в детском развитии предоставляет простая раскраска. Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, развивают мелкую моторику.

Читайте также:  Как правильно кормить грудью: как правильно прикладывать новорожденного ребенка к груди

АВГ 18 2011

Поделки из бумаги для детей и детcкие оригами способствуют развитию мелкой моторики и проявлению творческих способностей. А также позволяет ребенку развить такие качества как терпение, усидчивось и воображение.

АПР 8 2011

По многочисленным просьбам читателей : Как развивать речь ребенка: от рождения до 3 лет. Здесь представлены рекомендации по развитию речи ребенка до года. Ведь, несмотря на то, что ребенок еще не умеет говорить, для него очень важно, чтобы Вы с ним разговаривали.

ЯНВ 21 2011

«Норма роста и веса — для подростков».
Что такое НОРМА роста и веса, и как ее определить? О чего зависит рост и вес в подростковом возрасте. Что делать тем, кто хочет вырасти: режим, питание, упражнения и другие советы.

ДЕК 6 2010

«Детские ходунки и прыгунки: ЗА и ПРОТИВ».
Мнения о вреде и пользе ходунков и прыгунков диаметрально противоположные. Естественно, нельзя быть абсолютно категоричным, поэтому важно рассмотреть все плюсы и минусы.

ИЮН 14 2010

«Как прибавить в росте и вырасти.».
Этот вопрос волнует очень многих подростков, и особенно тех, у кого невысокие родители. Для многих мужчин небольшой рост являлся и является серьезной проблемой.

АПР 6 2010

«Капризничает? Значит, развивается!»
Дети растут скачками и каждый такой скачок — это время удивительных открытий для ребенка и «детский возрастной кризис» для родителей, ведь управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Малыш становится плаксивым, рвется к маме.

АВГ 19 2009

«Что, как и когда говорить ребенку о сексе.».
Информировать ребенка в вопросах секса сегодня просто необходимо. Предупрежден – значит, вооружен и защищен. Но вопрос в том: как и когда предупреждать? .

ИЮЛ 20 2009

Что делать, если ребенок потерялся? Ответственные родители должны предусмотреть подобную ситуацию и подготовить ребенка. Что должны знать малыши и их родители, чтобы не теряться, и как поступать, если ребенок все-таки потерялся читайте в статье «Я потерялся: для детей и родителей».

ИЮН 08 2009

На Детском портале e-papa.ru завершился конкурс фотографий: «Дети и их любимцы». Победители получили призы, предоставленные компанией «Я Все Могу», которая занимается разработкой и распространением развивающих фильмов для детей. Подробности читайте в статье «Я все могу! – раннее развитие малыша».

ИЮН 02 2009

В раздел «Азбука для родителей» добавлена новая статья «Когда режутся зубки». В ней рассмотрены такие темы как формирование зубов и челюстных костей, прорезывание молочных зубов, уход за ними, смена молочных зубов коренными, профилактика кариеса, правила и возможности профессионального ухода за зубами и многое другое.

АПР 28 2009

Выбор летнего лагеря может оказаться сложной задачей. Прочитайте статью «Как выбрать детский лагерь или дом отдыха для ребенка» и выберете то, что будет интересно и полезно именно Вашему ребенку.

ФЕВ 27 2009

На нашем сайте открылся новый раздел «Вопросы и Ответы», в котором на вопросы родителей и воспитателей отвечает наш консультант, психотерапевт, кандидат психологических наук
Филякова Елена Геннадьевна.

ЯНВ 22 2009

Проблема детского воровства — одна из наиболее неприятных и пугающих. Столкнувшись с таким поведением своего ребенка родители часто впадают в панику. О том, почему ребенок ворует и как родители могут помочь малышу справитсья с этой проблемой можно узнать в статей «Что делать если ребенок ворует» в разделе, посвященном Проблемам развития.

ДЕК 08 2008

Проблема левшества — одна из наиболее серьезных в педагогике. Группа леворуких детей настолько неоднородна, что трудно дать точные рекомендации по обучению. Как помочь этим детям в изучении математики, вы узнаете из цикла статей «Леворукие дети и математика» в разделе, посвященном Левшам.

ИЮЛ 02 2008

Что делать, если ваш малыш впервые использовал нецензурную лексику? О том, почему ребенок ругается матом, кто в этом виноват в том что дети матерятся, и что в этом случае делать родителям, можно прочитать в статье «Если ребенок ругается матом.» в разделе Развитие речи.

ФЕВ 12 2008

О том, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и что необходимо для того, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие речи маленького ребенка, можно прочитать в разделе «Развитие речи». Ведь с помощью слова мы выражаем свои мысли, а это — основное условие успешного обучения.

ЯНВ 19 2008

Тесты для детей — новый раздел, в котором представлены специально адаптированные детские тесты, которые помогут понять своего ребенка и узнать, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает. Там же можно найти тесты для родителей.

АВГ 02 2007

Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, а тем более в семье, и в одном случае дело заканчивается открытым противостоянием или скандалом, в другом — затаенной злобой или невысказанной обидой. Как же разрешать конфликтные ситуации?

Итак, что же мы хотим решить:

разработка периодизации психического развития, отвечающей современному состоянию общества;

изучение индивидуальных вариантов развития личности, в том числе потенциала развития личности и средств его осуществления;

изучение особенностей возрастных кризисов психического развития;

изучение роли семьи, образовательных учреждений и других сфер жизни в развитии личности;

исследование причин и психологических механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы, депривации и т.п.

  • Девочка, 11 лет, писается днем в штаныМы с мамой только что не пробовали : спецыальные прокладки нам говорили что одной девочке они помогли за три дня помогли а мне за меся …
  • Сын (4 года) периодами начинает писать и какать в штаныПотом все нормально, и снова все начинается по новой. До сих пор трудно ходить с ним куда-нибудь, в магазин или в бассейн, не знаешь, …
  • Мне 15, я — переученная левша. Стоит ли переучиваться снова? после переучивания стала картавить, появились навязчивые страхи, головные боли, раздражительность, проблемы со зрением. …
  • Сыну 18лет, прыгает и ходит ночью во сне.Мой сын ему 18лет, прыгает и ходит ночью во сне….что делать??? …
  • Сыну 4,5 года, в последнее время у него любимое слово — попа.Сегодня заметила, что он оголил попу младшей сестренки 2,5 годика и хлопал ее по попе, громко смеясь при этом. Я отругала его за это, н …
  • Из-за пубертатного периода я немного набрала в весе. Как похудеть? Мой рост около 160см а вес 48 +/- 2 кг и в этом году мне будет 14 лет. Мне интересно уйдет ли лишний вес со временем? …
  • Помогите научиться правильно себя вести с сыном (9 лет).Прихожу после работы, он просит с ним поиграть. Я стараюсь как могу, но вижу, что ему не интересно. …
  • В последнее время мне кажется, что из темноты на меня кто-то смотрит в последнее время мне кажется, что из темноты на меня кто-то смотрит и я понять не могу как внезапно может начаться боязнь темноты. …

Источник: http://www.child-psy.ru/problemi/

Детские проблемы. Проблемы воспитания и развития детей

ГлавнаяПроблемы воспитания

Специалисты в области психологии выделяют следующие общие стили воспитания детей. Это диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои особенности, но все, несомненно, оказывают серьезное влияние на формирование личности ребенка. Рассмотрим каждое из этих взаимодействий родителей и детей в отдельности.

Диктат

Стремление родителей полностью контролировать жизнь ребенка – едва ли не главная проблема воспитания. Воспитываясь под диктатом, ребенок находится под жёстким контролем со стороны взрослых, полностью лишаясь инициативы.

Детские психологи считают такие взаимоотношения с малышом наиболее неблагоприятными для формирования его личности.

Дети, выросшие в обстановке семейного диктата, как правило, страдают низкой самооценкой, замкнуты, имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Гиперопека

Это система взаимоотношений выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной опасности.

В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже трезво их оценивать. Последствия в данном случае обычно легко предсказуемы.

У ребенка формируются такие качества, как зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

Невмешательство

Родители, практикующие данный стиль воспитания детей, уверены, что он способствует развитию инициативности и самостоятельности ребенка. Однако это не всегда так.

Нежелание матери и отца участвовать в жизни ребенка вызывает не меньшие проблемы воспитания, чем излишняя опека с их стороны. Подобный подход опасен возможностью развития у малыша «синдрома отчуждения от родителей».

Став взрослее, таким людям будет трудно строить отношения с окружающими, в том числе, близкими людьми.

Сотрудничество

Согласно последним исследованиям, сотрудничество является наиболее эффективным стилем воспитания ребенка. В его основе лежит принцип объединения всех членов семьи ради общих целей и задач, который подкрепляется взаимной поддержкой друг друга во всех сферах жизни. Ребенок, которого воспитывают в духе сотрудничества, вырастет отзывчивым и уверенным в себе.

О том, как воспитывают своих детей представители шоу-бизнеса вы узнаете, посмотрев передачу «Мы-родители!».

5 способов улучшить взаимоотношения с ребенком

Чаще всего проблемы воспитания возникают из-за отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. Существует несколько способов поведения, которые помогут улучшить взаимоотношения с ребенком.

1. Разглядите в ребенке личность

Относитесь к ребенку как к личности со своим характером, склонностями, желаниями и правами. Предоставьте детям возможность самим принимать решения и решать проблемы, уважая их выбор. Поступая таким образом, вы повышаете самооценку ребенка и развиваете в нем самостоятельность.

2. Применяйте диалоговые методы воспитания

Не кричите на ребенка и, тем более, не бейте его, даже если он делает то, что вам не нравится. Принимайте его таким, какой он есть. Помните, наилучший способ добиться от детей того, что вы хотите – это заинтересовать их. Если вы слишком амбициозны, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями малыша.

3. Будьте для ребенка авторитетом

Научитесь понимать своего отпрыска, чтобы видеть реальные мотивы его поступков. Дети слишком часто остаются один на один со своими проблемами, не умея выразить своих чувств или не веря в возможность «достучаться» до взрослых. Для того чтобы ребенок мог попросить о помощи или поговорить на волнующую тему, ему нужно доверять родителям, а это во многом зависит от поведения папы и мамы.

4. Общайтесь с ребенком

Уделяйте больше времени для общения с ребенком. Детские психологи утверждают, что совместные занятия, такие, как спортивные игры, хобби, походы и чтение вслух, лучше всего подходят для укрепления взаимоотношений между родителями и детьми. Если у вас несколько детей, постарайтесь находить время для общения с каждым ребенком, пусть в каждом случае это будут личные отношения.

5. Пересмотрите свой стиль воспитания

Пересмотрите те методы воспитания, которые вы используете в настоящее время. Оставьте из этого арсенала только самое лучшее и начните использовать новое, более эффективное.

Для того чтобы не ошибиться в выборе методов, вы можете воспользоваться следующим способом. Поставьте себя на место ребенка и представьте, понравились бы вам эти новшества.

Помните, успешно решать проблемы воспитания можно только в том случае, если вашей целью является создание по-настоящему дружеских и доверительных взаимоотношений с ребенком.

Большинство пап и мам, имеющих проблемы воспитания ребенка, связывают их, как правило, с плохим характером своего чада.

В то время как дети становятся «трудными» под влиянием многих причин, в частности, из-за предвзятого отношения к ним родителей.

О том, как научиться ценить индивидуальность своего ребенка, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!» с участником музыкального дуэта «ДаКи» Кириллом Попельнюком и его мамой Ириной.

Екатерина Кушнир

Источник: http://www.ya-roditel.ru/problemy-vospitaniya/

Ссылка на основную публикацию