Заикание у детей — как помочь ребенку

Причины заикания у детей – как родители могут помочь заикающемуся ребенку

Ребёнок заикается – в чём причины и как помочь?

По статистике, наиболее актуальный возраст появления заикания у малышей — 2-5 лет. Возникает заболевание в виде остановок в речи или случайных повторений определенных звуков.

Как распознать симптомы болезни у крохи, нужно ли лечить данный недуг и какими средствами это делать?

Разбираемся…

Содержание статьи:

Основные причины заикания у детей – так почему ребенок начал заикаться?

С заиканием сталкивались еще наши предки. Теорий его появления — море, но окончательную формулировку понятия дал наш ученый Павлов, благодаря которому и разобрались в самой природе неврозов.

Лечение заикания у детей – как помочь ребенку справиться с логоневрозом?

Откуда берется заикание — изучаем причины

  • Наследственность. Наличие у родителей неврологический заболеваний.
  • Нарушения в развитии головного мозга (иногда — еще в период беременности).
  • Определенный характер ребенка. Неспособность приспособиться к внешней среде (холерики).
  • Менингиты и энцефалиты.
  • Сахарный диабет.
  • Рахит.
  • Незрелость головного мозга.
  • Случаи травм, ушибов или сотрясения мозга.
  • Частые простуды.
  • Инфекции ушей и дыхат/путей.
  • Психологические травмы, ночные страхи, частые стрессы.
  • Энурез, быстрая утомляемость, частая бессонница.
  • Неграмотный подход к формированию детской речи (слишком быстрая или слишком нервная речь).
  • Резкое ухудшение условий проживания.
  • Позднее развитие речи со стремительным «наверстыванием» упущенного речевым аппаратом.

Куда обратиться за помощью заикающемуся ребенку – диагностика заикания и специалисты

Преодолеть заикание непросто. В каждом случае (за исключением того, когда ребенок просто подражает родителю) придется потратить немало сил, и лишь комплексный подход может гарантировать результат.

Игры, упражнения и народные средства от заикания у ребенка в домашних условиях что реально поможет избавиться от логоневроза?

Коррекция — когда уже пора начинать?

Конечно же, чем раньше, как говорится, тем лучше. Следует понимать, что заикание — это испытание для малыша.

Оно не только мешает выражать свои мысли, но и является существенным препятствием для общения со сверстниками. Начинать нужно еще «вчера»! В самом раннем детстве.

Еще до обучения в школе родители должны свести к минимуму все проявления болезни. Если данный речевой «дефект» едва дал о себе знать — бегом к специалисту!

Как определить, что ребенок становится заикой?

Классические симптомы:

  • Малыш начинает говорить мало или отказывается говорить вовсе. Иногда на сутки-двое. Начиная разговаривать, заикается.
  • Перед отдельными словами кроха вставляет лишние буквы (прим. — И, А).
  • Остановки в речи возникают либо в середине фразы, либо в середине слова.
  • Ребенок невольно повторяет первые слова в речи или первые слоги слов.

Что дальше?

Дальше следует определить — каков тип заикания. Потому что схема лечения во многом будет зависеть конкретно от него.

  • Невротическое заикание. Этот вариант болезни развивается вне поломки ЦНС после психической травмы и при склонности к невротическим состояниям. Обычно — у маленьких холериков и меланхоликов. Появиться недуг может и пои резком подъеме речевой нагрузке. К примеру, когда трусишке-меланхолику вдруг дают неподъемно сложную роль на детском утреннике.
  • Неврозоподобное заикание. В сравнении с предыдущим типом болезни, этот вариант проявляется постепенным нарастанием. Родителям удается его обнаружить лишь тогда, когда чадо уже начинает «сыпать» полными фразами. Обычно при таком виде заикания имеются отставания также в психическом и физическом развитии. Чаще всего, при обследовании выявляются четкие признаки поражения ЦНС.

К кому пойти лечиться, и какова схема лечения?

Безусловно, лечение заикания, независимо от причины появления — это исключительно комплексный подход! И к лечению приступают лишь после полного всестороннего обследования малыша.

В первую очередь, следует обратиться к психологу, неврологу и логопеду.

  • В случае невротического заикания доктором, которого придется посещать чаще других, станет именно детский психолог. В его схему лечения входит обучение папы с мамой наиболее эффективным мерам общения с малышом; снятие напряжения — как мышечного, так и эмоционального; поиск лучших методов релаксации; повышение эмоциональной стабильности ребенка и пр. Кроме того, придется заглянуть к неврологу, который пропишет препараты для снятия мышечных спазмов и специальные успокаивающие средства. Ну и без логопеда тоже будет не обойтись.
  • В случае неврозоподобного заикания основным врачом станет логопед-дефектолог. Психотерапии здесь отведена второстепенная роль. Работа логопеда (запасайтесь терпением) будет длительной и регулярной. Основная задача врача — обучить малыша правильной речи. Без невролога, к сожалению, тоже не обойтись — медикаментозное лечение будет способствовать более успешной работе логопеда.

Что делать родителям, если ребенок заикается – основные правила помощи и собственного поведения

Лечение у специалистов носит не рекомендательный, а обязательный характер, если вам нужен результат. Но и сами родители (прим. — может, даже в большей степени) могут помочь малышу справиться с заиканием.

Как?

  • Создайте в своем доме атмосферу спокойствия, любви и понимания. Это важнейшее условие. Ребенку должно быть хорошо!
  • Обязательное условие — четкий режим дня. Причем, на сон тратим не меньше 8-ми часов!
  • Не торопимся, общаясь с малышом. Не говорим «скороговорками», не повышаем голос. Только медленно, спокойно, нежно и четко. Рекомендуется о том же попросить и воспитателя в детском саду.
  • Никаких скандалов в доме! Никаких стрессов для ребенка, повышенных тонов, ссор, негативных эмоций, резкой жестикуляции и взрывных интонаций.
  • Чаще обнимайте ребенка, говорите с ним ласково.
  • Категорически нельзя подгонять кроху, когда он приходит к вам с просьбой или хочет что-то рассказать. Слишком занятые родители частенько «отбривают» детей фразами вроде «ну давай, говори уже, а то я занята!». Этого делать нельзя! И перебивать малыша тоже строго не рекомендуется.

И, конечно, меньше критики.

И побольше одобрительных слов и жестов для вашего малыша. Даже, если его успехи совсем незначительны.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

 (Пока оценок нет)Загрузка… 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Источник: http://www.colady.ru/rebyonok-zaikaetsya-v-chyom-prichiny-i-kak-pomoch.html

Заикание у детей: как лечить? Советы логопеда-дефектолога

Заикание считается трудно излечимым, волнообразно протекающим недугом. Почему оно возвращается? В чем его причина и как лечить заикание у детей? Портал ННмама.ру спросил нейропсихолога, гештальт-терапевта, логопеда-дефектолога Центра психологической помощи «Отражение» Алены Сердюк.  

Я – логопед, работающая после получения образования в детском саду. Среди прочих дефектов речи должна корригировать заикание. «За плечами» — дефектологический факультет университета и владение методикой Устойчивой нормализации речи Л.З.Арутюнян (Андроновой), которая была моим учителем. Это методика в то время была уникальной. 

Казалось, все продумано. Есть возможность убрать судороги у ребенка, предложен новый стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Непосредственные результаты были хорошими. После свободной речи просто не верилось, что заикание когда-нибудь может опять вернуться. 

Но, к сожалению, встречая позже родителей этих детей, узнавала, что заикание, пусть уже в гораздо легкой степени, но возвращается. Поиски путей были продолжены. 

Заикающиеся (как дети, так и взрослые) – это в большинстве своем люди с недостаточной самооценкой, с малой долей инициативы, самостоятельности и достаточно высокой сдерживаемой агрессивностью. 

Выступая в роли ведомого, я постоянно снабжала своих клиентов «моральными костылями». Исключалась возможность перестройки себя с помощью собственных усилий. Сейчас мой клиент делит со мной ответственность за свои поступки и свою речь, потому что в методику коррекции заикания введен большой блок работы над собственным телом и над своими чувствами. 

Это важная психотерапевтическая работа. 

Мы создаем опоры не только на меня, но и на самого заикающегося. Потому что там, где нет ответственности за свой выбор, нет устойчивых положительных результатов. Психотерапия помогает нам выявить и осознать причины страха. Что за ним?

«Каждый здоровый человек будет испытывать страх речи, — говорю я , — если у него возникает заикание. Ваш страх – страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект». Клиент получает и поддержку, и сталкивается с чем–то из своей жизни, что позволяет осознать причины и суть страха. И уже в процессе коррекции речи к этому вопросу можем не возвращаться. 

Коррекция заикания вызывает поломку устоявшегося поведения. Заикающиеся считают заикание причиной всех своих бед. От излечения ждут «счастья и свободы», не осознавая, что здоровая речь не может решить всех жизненных проблем.  

Хотелось бы, чтобы было понятно, что заикание не только мешает, но и помогает приспособиться к окружающему миру. Заикание – способ контакта, а не его прерывание. 

Отдельно хочется выделить работу с семьей заикающегося. В основном это родители, которые чрезмерно опекают ребенка, находятся с ним в слиянии (не понимают, где их желания и потребности, а где — ребенка), лишают своего малыша ответственности за свое поведение, сдерживают его и свою агрессию. 

Обычно мамы на приеме говорят так: «Мы стараемся больше сами говорить, ему ведь тяжело» или «Я уже поговорила с учителем и решила все проблемы, пусть отвечает письменно, лишь бы речь стала лучше». И с новой силой увеличивается и без того сильная зависимость близких родственников и ребенка, что приводит к закреплению и развитию симптома. 

Дорогие родители! Вы можете проследить и помочь вашему ребенку, анализируя вместе со специалистом очень важные моменты в треугольнике «вы – ребенок — заикание». 

Это можно сделать наблюдая: 

  • В каких ситуациях заикание вашего сына или дочери ухудшается или улучшается? 
  • Почему вы становитесь требовательнее и строже, когда ребенок начинает говорить лучше и становитесь мягче и податливее, когда состояние речи малыша вдруг изменилось к худшему? 
  • Что служит пусковым механизмом? Почему, например, на отдыхе заикание ослабевает или совсем проходит, а как только ребенок идет в школу или детский сад внезапно появляется? 
  • Как меняется ваше эмоциональное состояние, как меняются ваши отношения с близкими, с мужем (женой), когда малыш начинает заикаться? 

И тогда появляется материал, с которым работаем в психотерапии. 

Несомненно, параллельно используются 

  • всевозможные дыхательные упражнения, 
  • упражнения на расслабление, 
  • упражнения — импровизации, 
  • пение. 

Огромной помощью и поддержкой для заикающихся является аппарат «Монолог».

Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой.

Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо – ритмическую и интонационно – мелодическую стороны речи. 

Опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Но ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Работа логопеда сложна и уникальна. Она соединяет в себе качества педагога и врача в сочетании с психотерапией — мастерством эмоционального контакта с клиентом.

Источник: https://www.nnmama.ru/content/health/deseases/zailanie-u-detei/

Как помочь при заикании ребенку?

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится, когда эти симптомы значительны.

В отечественной логопедической литературе устоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как «нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата». (источник При заикании почти все дети ведут себя одинаково.

Главная задача родителей состоит в том, чтобы вовремя распознать первые тревожные звоночки и предотвратить дальнейшее развитие проблемы. К основным признакам заикания относят такие поведенческие особенности:

Заикание может появиться совсем неожиданно. Но любой тип заикания абсолютно в каждом случае имеет свою собственную причину появления. Именно эту причину необходимо отыскать в кратчайшие сроки, так как именно от этого будет зависеть дальнейших успех лечения.

Обращаться за помощью к специалисту необходимо сразу после того, как вы заметили признаки заикания у малыша. На ранних стадиях проблему ещё можно устранить быстро. Поэтому не откладывайте поход к врачу на потом, доктор поможет определить тип и вид расстройства, а также назначит эффективное лечение.

Читайте также:  Чем опасна поздняя беременность

При наличии заикания, посетить необходимо сразу несколько врачей, а именно логопеда, психолога, невролога. Проведя полноценное обследование и исключив не относящиеся к расстройству симптомы, можно приступать к полноценному лечению.

При невротическом типе заикания врач назначает специальную терапию, которая должна снизить подверженность стрессам и бурным эмоциям. Это поможет найти соответствующий подход к ребенку и научит родителей правильно общаться с ним.

При неврозоподобном заикании необходимо медикаментозное лечение, комбинированное с посещением психолога. Чтобы результат был заметным и устойчивым необходимо длительное лечение, которое будет сопровождаться поддержанием комфортных условий в месте, где проживает ребенок.

Дети постарше нуждаются в более глубоком лечении, которое предусматривает профилактику искажения личности. Эта терапия проводится психологом для того, чтобы малыш не ощущал себя беспокойно и не испытывал комплексов из-за своей проблемы. Если не прибегнуть к этой терапии, то у ребенка может развиваться страх разговаривать и находиться в окружении людей.

Чтобы предотвратить развитие возможного заикания или закрепить полученный эффект после лечения, необходимо следовать таким мерам профилактики:

Заикание у детей является достаточно серьезной проблемой, но вполне устраняемой, если вовремя обратить на неё внимание и пойти за помощью к нужному специалисту.

Читаем также: Почему ребенок в 2-3 года не разговаривает – причины, и что делать родителям? Лечение, тесты, консультации логопедов, занятия и игры

Доктор Комаровский вместе с логопедом Викторией Гончаренко выяснят, как должны действовать родители, если у их ребенка наблюдается нарушение речи: к какому врачу обратиться, какой выбрать режим дня, чем с малышом заниматься. Также Евгений Олегович и его гостья ответят на вопросы зрителей, описав алгоритмы поведения родителей с детьми, у которых отмечается заикание.

По статистике, наиболее актуальный возраст появления заикания у малышей — 2-5 лет. Возникает заболевание в виде остановок в речи или случайных повторений определенных звуков.

Как распознать симптомы болезни у крохи, нужно ли лечить данный недуг и какими средствами это делать?

Разбираемся…

Источник: http://baby-tut.ru/2018/02/04/kak-pomoch-pri-zaikanii-rebenku/

Заикание у детей: помощь родителей

Нередко малыш, готовясь к выступлению, волнуется, и, выходя к взрослым, вместо стишка или рассказа судорожно пытается выговорить звуки. Нередко это приводит к слезам и истерикам. Причиной подобных проблем является заикание (логоневроз).

Это функциональное расстройство речи, своеобразный невроз, развившийся в результате серьезных психических травм, которые стали сильным стрессом для крохи, на фоне неустойчивости нервной системы. В этой ситуации ему нужна помощь специалистов, и немаловажна роль родителей, их терпение, усилия по исправлению ситуации.

Однако далеко не все дети могут полностью справиться с данным дефектом полностью, и тогда нужно учиться с ним жить.

Заикание: невроз или органическое поражение?

Заикание считается функциональным расстройством нервной системы, но от этого не становится менее тяжелым — в силу того, что подобный речевой дефект негативно отражается на возможностях общения, приводит к переживаниям, стеснительности, истерикам, эмоциональным переживаниям.

Заикание относится по своей природе группе неврозов, имея даже отдельный термин — логоневроз, и лечение его может быть сложным и комплексным, исходя из тех причин и условий, которые привели к развитию проблемы.

Нередко помогает психотерапия и устранение травмирующего фактора, а иногда — только помощь невролога и медикаментозная коррекция. Это связано с тяжестью невроза, причинным фактором и особенностями психики, реакций неврвой системы, возрастом детей.

Наиболее часто подобный невроз проявляет себя у детей в возрасте от 3-5 до 5-7 лет, когда психика детей наиболее уязвима.

Заикание как речевой невроз не дает возможности свободного выражения своих чувств и мыслей, желаний, приводя по мере взросления к комплексам, отчуждению и замкнутости, если своевременно не выявить проблему и не устранить ее. Но важно помнить, что заикание может стать всего лишь одним из симптомов серьезных неврологических патологий, которые необходимо выявить и активно лечить.

Как возникает заикание у детей?

Как было упомянуто ранее, дети заикаются в силу функциональных расстройств нервной системы, нарушения слаженности работы речевого аппарата.

При логоневрозе возникает судорожное сокращение определенных мышечных групп, участвующих в речеобразовании при произношении различных звуков.

Могут затрагиваться функции языка с губами, либо мышцы гортани, область мягкого неба, грудные мышцы, диафрагма, брюшной пресс. Когда дети заикаются, в их речи возникают запинки, прерывание слов на определенном звуке.

Критическим возрастом для формирования патологии считается период после 2-3 лет, когда у детей начинает активно совершенствоваться речь и формируются условно-рефлекторные связи между мозговыми центрами и мышечным речевым аппаратом.

Если в этот период воздействуют мощные стрессорные или психотравмирующие факторы, заикание может сформироваться и закрепиться, прогрессируя по мере возраста.

Но если не затягивать с решением проблемы, вовремя выявив проблемы речи у детей и не считая их баловством, можно быстро и эффективно помочь в устранении речевого дефекта.

Причины заикания: стрессы, болезни, травмы

Всегда стоит искать истинные причины заикания, так как подобный невроз может формироваться в результате несоразмерных возможностям психике патологических стрессов. Нередко причинами проблем речи могут стать тяжело переносимые малышами инфекции или соматические болезни, особенно сопровождающиеся приступами кашля.

Это могут быть коклюш, пневмония , тяжелые бронхиты или дебют бронхиальной астмы. Подобный физический стресс может привести к формированию очагов застойного возбуждения в мозге, отражающихся и на работе речевого центра.

Но подобные причины выявляют нечасто, более вероятен эмоциональный стресс в виде тяжелых условий жизни, насилия в семье, жесткой системы воспитания и наказаний, проблем в общении с коллективом.

Наиболее часто дети начинают заикаться после перенесенного страха или шока — аварий, катастроф, насилия. Нередко у детей может также сформироваться заикание в виде копирования речи взрослых, если подобные явления вовремя не корректируют сами родители. Могут возникать запинки и заминки в речи при торопливости или волнении, принуждении к публичным выступлениям.

Нередко речевой стресс у детей провоцируют сами родители своим чрезмерным усердием в отношении раннего развития. Избыток развивающих центров из занятий может привести к переутомлению и развитию протестной формы — речевых нарушений и заикания. Есть также данные о связи заикания с переучиванием леворуких детей на письмо правой рукой.

Что делать родителям?

Конечно, если заикание возникает, пусть даже всего несколько раз, необходимо проконсультироваться с врачом — педиатром или неврологом. Возможно, это был эпизод стресса и не нужно никакой коррекции.

Если же логоневроз стал для малыша привычным явлением, тогда необходима помощь, и чем раньше начать исправление проблемы, тем быстрее она вылечится.

Прежде всего, нужен выбор специализированного садика, где работают логопеды и подготовленные педагоги, которые смогут мягко и ненавязчиво, в игровой форме исправить проблему. Если такого садика нет, родителям стоит повременить с обычным садиком, так как в нем проблема может усугубиться.

Дети могут указывать ребенку на дефекты в речи, дразнить его или просто ранить психику, что загонит проблему глубже. В таком случае оптимальным вариантом будет работа с логопедом или педагогом индивидуально или в группе детских развивающих центров, направленных именно на коррекцию заикания. Важно, чтоб ребенку нравились занятия и педагоги, тогда эффект будет быстрым и более выраженным.

Необходимы не только смысловые нагрузки занятия, но и медленность, плавность и правильность речи говорящего, а по мере занятий малыш должен переходить в круг спокойных детей и слушать их речь. Дети постепенно вовлекают ребенка в свой коллектив, и нужно, чтобы они говорили с ним, тогда малышу будет проще.

Он подружится с ребятами, и не будет стесняться говорить, пусть даже первое время и с запинками.

Роль семьи и родных для малыша

Конечно, один-два часа садика и логопеда не смогут вылечить заикания, самая основная задача в лечении заикания — это работа малыша дома, с родителями и родней. Естественно, необходимо докопаться до основной причины заикания, с чего вдруг малыш начал заикаться.

При наличии постоянного психотравмирующего фактора лечение будет неэффективным. Важно не укорять малыша за дефект, не акцентировать на этом внимания, и уж тем более, не обсуждать его проблему в его присутствии (с подружками по телефону, в разговоре с папой или бабушкой).

Не стоит уходить и в другие «перекосы», заласкивая и балуя малыша, не нужно плакать над ним и проявлять к нему жалости. Не унижайте его личность. В лечении заикания нужны соблюдение режима дня, дисциплины и покоя.

Родители должны придать упражнениям вид забавной игры и проводить их ежедневно, увлекать ребенка логопедическими упражнениями, чтобы он сам с нетерпением ждал их.

Самое важное в лечении заикания — добиться плавности и неторопливости речи, чтобы не было поводов для волнения от непонимания.

Важно, чтобы родители говорили с ребенком не спеша, четко проговаривая все слоги и буквы, пусть он повторяет или нужно говорить хором, петь песенки, читать стишки. Если у него возникнут запинки, нужно повторить с ним слово снова, не торопясь и не волнуясь.

В особо тяжелых случаях работа должна вестись почти ежечасно, логопедические минутки применять при любой возможности. Упражнениям научит логопед на уроках, а дома можно их расширять и переделывать под обстановку, самое основное — перебороть страх речи, волнение и торопливость. Нужно следить за дыханием во время речи, научить малыша правильно набирать воздуха при произнесении фраз.

А еще отлично лечит заикание… пение в хоре. Стеснительного малыша ставят к другим деткам в хор и просят его петь, при пении звуки льются ровно и заикания не возникает. Тогда малыш становится увереннее в своих силах и постепенно начинает говорить уже более правильно и плавно.

Источник: http://IllnessNews.ru/zaikanie-y-detei-pomosh-roditelei/

Как вылечить логоневроз или заикание у детей (2, 3, 4, 5 года): причины, медикаменты, массаж, упражнения

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

<\p>

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Мальчики болеют почти в 4 раза больше чем девочки, и очень часто логоневроз из детства переходит во взрослую жизнь.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины, это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие, это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – энцефалиты, менингиты.
    • Травмы – ушибы головного мозга, сотрясения.
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.
Читайте также:  Учим геометрические фигуры

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события.

В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей.

Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы.

У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме.

Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы, при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу. Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы, быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

Источник: http://gidmed.com/bolezni-nevrologii/narushenie-rechi/zaikanie-u-detei.html

Заикание у детей: причины и лечение

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания.

  Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям.

 Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

Что такое заикание?

Спровоцировать заикание может сильный испуг или психоэмоциональное потрясение.

Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи.

  Это сложная речевая патология, обусловленная судорогами мышц аппарата речи.  Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь.

Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков.  Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается  в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

Заикание может проявляться в виде повторения звуков или каких-то слогов, внезапной вынужденной остановки речи.  Часто в монологе встречаются звуки-паразиты «Э-э-э…», «М-м-м…», что связано с внутренней борьбой ребенка, пытающегося справиться с заиканием.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз.  Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани.  Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма головного мозга;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания (рахита, инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
  • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
  • потеря близких;
  • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
  • выраженное чувство обиды, ревности;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
  • чрезмерная родительская строгость;
  • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
  • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
  • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
  • перевод малыша в другой детский сад или школу;
  • переезд на другое место жительства.

К провоцирующим факторам можно отнести:

  • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
  • семейные неурядицы и скандалы;
  • проблемы в школе;
  • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
  • период прорезывания зубов и переходный возраст;
  • нарушения эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания.

Тактика поведения родителей

Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье.

При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение.

  Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

Детям школьного возраста нужно помочь сохранить свою самооценку, показать их сильные стороны, способности, чтобы завоевать авторитет среди сверстников и избежать отчуждения,  облегчить социальную адаптацию.

Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

  • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
  • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
  • можно разучивать с ребенком песни;
  • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
  • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
  • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
  • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
  • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
  • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
  • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

  • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
  • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
  • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
  • короткие слова и фразы выговариваются легко.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует  найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

Лечение заикания

Занятия с логопедом помогут избавиться от заикания.

Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=PCBRLUjPnEw

Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте.  Правила поведения родителей изложены выше.  Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку.  Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе.  Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку.

Даже 10-минутный разговор  перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия.

Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в  лечении.  Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

Существует достаточно много методов лечения заикания:

  • логопедические уроки;
  • дыхательные упражнения;
  • компьютерные программы;
  • точечный массаж;
  • лечение гипнозом;
  • медикаментозное лечение;
  • общеукрепляющее лечение.

На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной.  Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента. 

Источник: https://myfamilydoctor.ru/zaikanie-u-detej-prichiny-i-lechenie/

Как вылечить заикание у детей народными средствами

По материалам газеты «Вестник «ЗОЖ»

Лечение заикание у детей пением
У женщины и сын и дочь с пяти лет начали заикаться. Один врач посоветовал, чтобы все слова они произносили нараспев. И вот они всей семьей пели около 6 месяцев. И дети постепенно начали говорить правильно. (ЗОЖ 2008, №3 с. 32).

Ребенок заикается – поможет глухота.
Есть такое старинное средство лечения заикания в домашних условиях. Но оно подходит только для больших детей – подростков и взрослых.

И применять его надо на каникулах или в отпуске. Суть в том, что надо заткнуть уши на 7 дней так, чтобы почти не слышать своего голоса. И всё это время читать вслух, много говорить и даже петь.

Читайте также:  Почему выделяется молозиво у беременных? норма и отклонения

Должно пройти. (ЗОЖ 2007, № 3, с. 32).

Как вылечить заикание костяникой Ребенок начал заикаться после испуга. Родители водили его по больницам более двух лет, но все впустую. Помощь пришла, откуда не ждали.

Знакомая учительница ездила в областной центр на курсы повышения квалификации. Там слушала лекции преподавателя мединститута, который рассказал, что делать, если ребенок заикается.

Вернувшись, она посоветовала лечить заикание у ребенка по такому рецепту:

Взять 1 ст. л. с верхом сухих листьев костяники, собранных в августе. Они должны быть уже со ржавыми пятнами. Залить 1 стаканом кипятка, настоять. Настой должен получиться горьким. Давать ребенку этот настой по 1 ст. л. 3 раза в день. Настой каждый день готовить свежий. Это народное средство помогло избавиться от проблем с речью. (ЗОЖ 2004, № 16, с. 22).

Еще несколько примеров, как удалось вылечить заикание у детей пением У девочки с самого раннего детства было заикание, да еще и с нервным тиком. До 14 лет занималась с логопедом, затем начали ее водить по знахаркам и целителем.

В остальном девочка развивалась нормально, мысли излагала на бумаге хорошо, но речь ей почти не давалась. После поступления в техникум моральные страдания усилились: там надо было изучать два языка: английский и китайский, и сдавать по ним экзамен.

Преподаватель, который вел у них психологию, заметив страдания девушки, предложил ей петь, чтобы вылечить заикание. Стала петь, хоть ей медведь на ухо наступил. Пела везде и в полный голос. Приходилось нелегко, но жить стало веселее.

Постепенно перешла на пение английских песен, а потом и китайских. Экзамены по языкам сдала на пятерки. Теперь не заикается, только немного, когда сильно разволнуется

(ЗОЖ 2007, № 7, с. 10).

Ребенок начал заикаться после того, как в дом среди ночи вбежала соседка и закричала, что горит ее дом. Мальчик спросонья выскочил на улицу, увидел пламя пожара, треск горящего дерева. Всё это так подействовало на него, что ребенок стал сильно заикаться. Врачи оказались бессильны, недуг не поддавался лечению.

Однажды он шел из школы домой, и случайный прохожий спросил дорогу к нужному дому. Услышав, как ребенок заикается и не может из себя ничего выдавить, прохожий сказал, что в детстве он заикался еще сильней. Но вылечить заикание ему удалось с помощью великого и могучего русского языка. В итоге, он стал педагогом, а потом и заведующим кафедры русского языка в пединституте.

Методика проста: надо произносить нараспев все, что ты читаешь или говоришь вслух. Эти слова запали мальчику глубоко в души, с того дня он стал тренировать свою речь с утра до вечера. В ход пошло всё: скороговорки, стихи, отрывки из опер и оперетт, песни, частушки, газеты и журналы, домашние задания, художественная литература. С той встречи прошло 4 года.

Постоянные тренировки, выдержка, терпение, воля помогли вылечить заикание. Ребенок говорит чисто, без одной запинки.

(ЗОЖ 2007, № 1, с. 12).

Когда ребенку исполнилось 7 лет, у него умерла бабушка, он начал заикаться. Тогда мама попросила его слова не говорить, а петь. Мальчик очень быстро научился говорить правильно, не заикаясь. (ЗОЖ 2005, № 22 с. 30).

Девочка заикалась с рождения. Перед тем, как пойти в школу, мама обошла всех врачей – никто не помог. На глаза ей попался журнал с советами, как вылечить заикание в домашних условиях: 1.

Если ребенок заикается, вокруг него должна быть спокойная обстановка (ни криков, ни ругани, спокойная музыка) 2. Все слова, которые говорит ребенок, он должен пропевать. Кроме того, чаще петь протяжные песни. 3.

На ночь пить теплое молоко с медом. Оно расслабляет и успокаивает.

Мама девочки последовала этим советам. Сейчас от заикания у ребенка не осталось и следа. При этом никаких таблеток и медикаментов она не принимала. (ЗОЖ 2006, № 6, с. 32).

Девочка после сильного испуга начала заикаться. Вылечили ее так: все окружающие ее взрослые родственники стали с ней не говорить, а петь. Если надо что-то спросить у девочки или сказать – всё нараспев. Месяца через четыре все стало хорошо.
Во время лечения заикания ребенка желательно отгородить от сверстников, которые могут дразнить и обзывать. (ЗОЖ 2002, № 19, с. 20).

Пустырник при нервном заикании у детей Ребенок пошел в 1-й класс. Там дети стали над ним насмехаться. От этого он страдал, стал заикаться, развилась депрессия, начались судороги. Врач-педиатр посоветовал поить ребенка на ночь настоем пустырника. Мама заваривала 1 л. л.

пустырника 1 стаканом кипятка, настаивала, процеживала. Ребенок пил по 1 ст. л. настоя утром и вечером. Лечение длилось 7 дней, потом 7 дней перерыв, затем снова пустырник – 7 дней. Пил до тех пор, пока не стал нормально говорить.

У него исчезли судороги, глаз перестал косить, с лица сошла болезненная гримаса.

Так же удалось вылечить заикание в домашних условиях с помощью пустырника соседской девочке. (ЗОЖ 2005, № 18, с. 29).

Если ребенок заикается, помогут травы Ребенок в 3 года начал заикаться, да так сильно, что дело доходило до истерик. Родители не знали, что делать, куда только не обращались за лечением, но от заикания избавиться не удавалось. Знакомые подсказали обратиться за помощью к одной бабушке. Ей тогда было уже 99 лет.

Бабушка принесла из своего сада траву и велела поить ребенка каждый день, пока он не начнет говорить без заикания. Сказала, что трава эта безвредная, пить можно хоть сколько, но сильная, помогает даже при помешательстве. Траву заваривали в литровой банке на глаз, заливали кипятком, укутывали. Когда зеленоватый настой остывал, поили ребенка без ограничений.

Летом заваривали свежую траву, на зиму сушили. Прошел год – ребенок не заикается.

Трава эта называется СПАРЖА, растет в огородах, ей часто украшают букеты. (ЗОЖ 2001, № 1, с. 19).

Целители из города Лиски
Ребенок в 3 года начал заикаться, лечение у логопедов не помогало. Заикание было очень сильное. В школе отвечал на все вопросы только письменно. После статьи в ЗОЖ о Иванкине Алексее Андреевиче из города Лиски Воронежской области (ул. Гагарина, д. 8, ) бабушка повезла туда внука.

После 10-дневного лечения заикания у ребенка речь наладилась. Прошло 3 года, сейчас внуку 17 лет, говорит хорошо, но время от времени делает упражнения, которым научили его в Лисках. В группе тогда было 48 человек, лечились от заикания и дети и взрослые от 8 до 43 лет. Все уехали, разговаривая чисто. (ЗОЖ 2008, №4, с.

8, )

2001 году Иванкину Алексею Андреевичу было 70 лет, но ему помогал 20-летний сын Алексей Алексеевич. Принимали в 2001 году по 20 человек в месяц. Дед и прадед у Алексей Андреевича так же были народными целителями. (2001, №20, стр. 8-9)

АиФ «Здоровье» опровергает публикации «Вестник ЗОЖ». В статье АиФ написано, что Алексей Андреевич работает без патентов и образования, лечит от заикания странными методами, набирает группы до 100 человек.

В соседнем же строении работает его брат – Иванкин Петр Алексеевич. Вот у него с лечением все нормально: группы по 20 человек, обстановка дружелюбная, с документами все в порядке, результаты лечения заикания – отличные.

Помогает ему дочь Наташа (психолог) и сын Павел (медик). Братья Павел и Алексей не общаются между собой.

Читайте отзывы выздоровевших и больных, но прежде, чем пользоваться рецептами, обсудите их с врачом!

Источник: http://Narodn-Sredstva.ru/zaikanie-u-detej-i-vzroslyx/

Заикание у детей

Встречается заикание у детей в возрасте активного развития речи (3-5 лет). Общее число малышей, подверженных этому заболеванию, составляет 2% (мальчики болеют чаще в 3-4 раза).

Консультация врача

Проявление заикания у детей:

  • повторение отдельных звуков или слов;
  • непроизвольная остановка речи;
  • расстройство ритма воспроизведения.

Дополнительные симптомы к заиканию:

  • Нервозность и раздражительность ребенка;
  • Гримасничество переходящее в нервный тик;
  • Замкнутость;
  • Плаксивость, раздражительность

Если при заикании ребенок фиксирует внимание на этом, то речь нарушается еще сильнее, что может привести к логофобии, которая усиливает логоневроз и затрудняет его лечение.

Заикание у детей, причины и лечение.

Выделяют две основные группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и внешние. В зависимости от причин заикания у детей, назначается соответствующее лечение.

Предрасполагающие причины заикания у детей.

Факторы, приводящие к проблемам в речи вследствие внешних обстоятельств. К ним относятся:

  • влияние инфекции на формирование структуры головного мозга при внутриутробном развитии плода;
  • различные степени недоношенности ребенка;
  • нехватка кислорода во время вынашивания;
  • наследственная предрасположенность к заиканию;
  • травмы, полученные при родах и беременности;
  • темперамент (у спокойного ребенка больше шансов на формирования правильной речи, чем у впечатлительного и эмоционального).

Внешние

Это те причины заикания у детей, которые могут быть непосредственными источниками возникновения заболевания либо дополнением к предрасполагающим факторам:

  • сотрясения, травмы и ушибы головного мозга;
  • отит и инфекции дыхательных путей;
  • менингит, энцефалит (инфекционные заболевания мозга);
  • иммунная недостаточность вследствие рахита, частых простуд, гельминтов, тифа, коклюша, кори;
  • сахарный диабет (воздействие на голову соматическим заболеванием);
  • некорректное воспитание родителей (колебание от гиперопеки до полного равнодушия);
  • сильный испуг;
  • стрессы и переутомление;
  • страх, энурез, тревожность, напряженность (невротические особенности малыша);
  • неправильное развитие этапов речи (большой поток информации извне и быстрая речь родителей);
  • задержка психического развития;
  • переучивание левши на правшу в раннем возрасте;
  • копирование заикающихся взрослых с последующим устойчивым дефектом.

Заикание у детей еще может быть спровоцировано причиной недостаточной подготовки к школе, высокими требованиями учителя, необходимостью в дисциплине. Особенно это актуально для тех деток, которые не посещали дошкольные учреждения.Если у ребенка появились первые признаки нарушения речи, то стоит незамедлительно обратиться к неврологу, само это не пройдет.

Как вылечить заикание у детей?

В зависимости от причин заболевания в лечении детского заикания участвуют: педиатр,логопед, невропатолог, психолог.

  • Задача педиатра профилактика простудных заболеваний, особенно уха и горла, назначение физиотерапевтических процедур, укрепление иммунитета.
  • Невролог лечит сопутствующие патологии невротического характера.
  • Психолог помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и помогает научиться общению со сверстниками.
  • Логопед помогает правильному произношению

Гипноз

Метод лечения  заикания применим для старших детей (подростков). Курс лечения состоит из 5-10 сеансов. Методом внушения снимаются спазмы речевого аппарата, позволяет не бояться общения. Через 4-5 сеансов речь становится плавной и уверенной.

Массаж

Он бывает логопедическим и точечным.

Логопедический массаж подразумевает воздействие на артикуляционные мышцы и нервную систему с помощью поглаживания, вибрации, разминания и растирания. Достаточно 30 минут на протяжении 10 дней. После перерыва в 14 дней и курс повторяется снова.

Точечный массаж хорошо влияет на нервную систему всего организма и мышцы артикуляционного аппарата. При корректной работе первый эффект может усугубить состояние ребенка, но в конце курса эффект будет очевиден.

Лекарства

Этот методика эффективна в комплексе. В зависимости от тяжести заболевания подбирается индивидуальное медикаментозное лечение, которое может состоять из разных направлений: противосудорожные, транквилизаторы, успокоительные, витаминотерапия, ноотропные, гомеопатические. Назначается неврологом.

Приборы и программы

Специальная компьютерная программа при лечении заикания, позволяет услышать больному свою речь. Позволяет синхронизировать речевые и слуховые центры головного мозга. Также оно может менять тембр голоса, создает помехи при разговоре или озвучивает исправленную речь. 

Как вылечить заикание у детей с помощью дыхательной гимнастики.

Источник: https://vseprodetok.ru/zdorove-rebenka/zaikanie-u-detej/

Ссылка на основную публикацию