Формирование характера ребенка начинается с пеленок

Как и когда происходит формирование характера у детей

Часто мы слышим фразы «у ребенка скверный характер» или «в кого же он такой?». Многие не понимают, что становление личности происходит еще с первых лет жизни. И влияют на это не только гены, но и окружение.

Формирование характера у детей – очень тонкий процесс. Если не уделять дочке или сыну должного внимания, можно «прошляпить» момент. Важные качества нужно прививать с самого детства.

Иначе во взрослой жизни изменить личность практически невозможно.

Что дается при рождении

Формирование характера начинается еще в дошкольном возрасте. Но на этот момент ребенок уже «награжден» некими свойствами, данными ему природой. Одни младенцы тихие и спокойные с первых дней жизни. Другие — постоянно кричат и беспокоятся.

Это указывает на то, что они предрасположены к определенному типу. Но это еще не характер, а темперамент – вид реакции на внешние раздражители.

Есть упрощенная и знакомая многим классификация темпераментов:

  • Сангвиник;
  • Меланхолик;
  • Холерик;
  • Флегматик.

Как определить, к какому типу принадлежит малыш? Сангвиники – это люди, которые часто смеются и с позитивом относятся к новому. Холерики реагируют бурно: кричат, беспокоятся, раздражаются. Меланхолики очень чувствительные, легко пугаются и часто плачут. Флегматики спокойные и относятся ко всему «умиротворенно».

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Но это не значит, что малыш будет таким и во взрослой жизни. Это лишь «базовая программа», которая может измениться под влиянием внешних факторов.

Если младенец постоянно плачет – это не доказательство того, что он будет меланхоликом всю жизнь. При должном воспитании его характер изменится.

Хотя основой для его формирования останется «базовая программа».

Какой тип темперамента считать легким, а какой – тяжелым или плохим? Ответ прост: все виды хороши по-своему. Ни в коем случае не спешите перевоспитывать малыша и менять его природу.

Если родитель примет сущность своего отпрыска – все будет намного проще. Например, чувствительный мальчик может найти себя в искусстве и развивать необычные таланты. Нет плохого темперамента – есть люди, которые направляют его в неправильное русло.

Что может формироваться с возрастом

Формирование характера ребенка напрямую зависит от окружения. Сначала дети наблюдают за родителями и учатся их манере поведения. Затем подражают сверстникам. Подражание закрепляется эмоционально и становится частью личности.

Активное становление личности может начаться в разном возрасте. Это зависит от индивидуальных особенностей. Но специалисты все же выделяют определенный период: от 2-3 до 9-10 лет.

Это возраст бурного общения и познания мира. Дети в этот период открыты ко всему новому и впитывают знания, как губки. Более того, они полностью доверяют взрослым и наиболее подвержены их влиянию.

Именно тогда воспитание играет первостепенную роль.

Формирование личности может начинаться с проявления простых качеств:

  • доброта или эгоистичность;
  • коммуникабельность или замкнутость;
  • отзывчивость или безразличие.

Как утверждают исследователи, простые черты проявляются еще в дошкольном возрасте – еще в 2-3 года.

Затем показывают себя и другие качества:

  • трудолюбие или лень;
  • ответственность или безответственность;
  • настойчивость или малодушие;
  • аккуратность или расхлябанность.

В дошкольном возрасте закрепляются те черты, которые получают поддержку со стороны окружающих. Поэтому важно хвалить ребенка за хорошие поступки и ругать за плохие. Но не нужно сильно давить – это может вызвать обратный эффект.

В школе дети становятся социально активными. Они общаются со сверстниками и учителями, перенимают их привычки. Детки активно сравнивают себя с другими. Именно в этот период малыш начинает понимать и осознавать себя. Сравнивая себя с остальными, он понимает: я умнее Вани, слабее Пети, выше Сережи и так далее.

После 10 лет характер продолжает меняться. Подростковый возраст – последний и решающий этап. В это время закрепляются более сложные черты и нравственные ценности. Подросток постепенно осваивает новый опыт, пробует силы в разных сферах. Но этот период настолько обширный и многогранный, что заслуживает отдельного рассмотрения в другой статье.

Игра как начало становления

Первые годы жизни мы лучше познаем окружающий мир через игры. Многие детские занятия кажутся бессмысленными и странными. Например, сложить кубики башенкой или побегать вокруг дерева туда-сюда.

Но именно такие игры и учат жизни. Для него все в новинку и каждый шаг – целое приключение. Не забывайте, что в каждом возрасте — свои игры. Ребенку в 7 уже будет не интересно то, во что играют трехлетки.

До 4-5 лет дети предпочитают играть одни. У кого-то это проходит быстрее, у кого-то — дольше. В это время малыши не могут участвовать в совместной игре. Даже игрушки они предпочитают свои, а не чужие. Но это не значит, что малютка вырастет эгоистом. Такое поведение вполне нормально и связано с развитием психики.

Когда заканчивается стадия «одиночки» – малыши привлекают к забавам посторонних. В это время родители могут активно влиять на его характер. Например, всеми любимые «дочки-матери» были придуманы не просто так. Игра учит девочек заботе и прививает любовь к маленьким.

После 5 лет детки постоянно играют со сверстниками в садике или во дворе. Но бывает и так, что малыш скромничает и стесняется присоединиться к компании. Не пытайтесь самостоятельно найти ему друзей и вовлечь в групповые забавы. Это лишь негативно повлияет на характер. Доверьтесь ребенку и наберитесь терпения.

Источник: https://mamaipapa.org/psihologiyaj/formirovanie-haraktera-u-detey.html

Формирование характера ребенка: начинаем воспитывать с пеленок

Несмотря на то, что основные личностные черты проявляются только во взрослом возрасте, именно в раннем детстве закладывается так называемый психологический «фундамент».

Характер детей во многом зависит от генетических предпосылок, а также от той среды, в которой они воспитываются. Психологи уверены: если родители хотят вырастить малыша целеустремленным, доброжелательным и трудолюбивым человеком, приступать необходимо с момента его появления на свет.

Наверняка вам часто приходилось слышать такие фразы, как: «У него золотой характер», «Мужчина с сильным характером», «Она такая слабохарактерная». Что же такое характер?

С греческого это слово переводится как «чеканка, отпечаток». В психологии же характером называют комплекс качеств, личностных особенностей, по которым один индивидуум отличается от другого.

На первый взгляд кажется, что новорожденный малыш – своего рода чистый лист, на котором родители могут «рисовать» все что угодно. Однако уже с пеленок дети отличаются друг от друга: одни крохи невозмутимы и прекрасно спят всю ночь, а другие все время кричат и устраивают маме бессонные ночи.

Уже в раннем детстве проявляется темперамент, который является основой любого характера. Под темпераментом понимаются определенные динамические характеристики психической деятельности человека: активность, уравновешенность, эмоциональность. Психологи традиционно делят темперамент на четыре типа.

  1. Холерик. Такие малыши с трудом переносят дискомфорт, они легко возбуждаются, раздражаются и постоянно находятся в движении (сучат ручками и ножками). Маленьким холерикам необходимо постоянное мамино присутствие. При их воспитании от родителей требуется спокойствие и хладнокровие, поскольку крохам нужно реализовать свою избыточную подвижность. На помощь придут прогулки, физические упражнения и подвижные игры.
  2. Сангвиник. Он подвижен, любознателен, однако в отличие от холерика более уравновешен. Спокойно относится к незнакомцам и новым ситуациям. Такие младенцы обожают занятия, игрушки и возню с мамой, а если они заплачут, то их легко отвлечь. Однако чтобы установить правильным распорядок дня, родителям нужно будет постараться.
  3. Меланхолик. Дети с меланхолическим типом темперамента очень чувствительны, капризны. Они часто просыпаются по ночам, довольно медленно набирают вес. Им жизненно необходимы мамина ласка, поощрение и похвала, стабильность окружающего мира.
  4. Флегматик. Такой младенец очень спокоен и уравновешен. Порой кажется, что его трудно расшевелить. Маленький флегматик любит поспать, редко плачет и, вообще, не требует чрезмерного внимания. Его необходимо постоянно «тормошить», возбуждать интерес к игровой и учебной деятельности. Он, как и меланхолик, чрезвычайно восприимчив к поощрениям.

Не стоит путать темперамент с характером, поскольку первый является основой, на которую надстраиваются личные характеристики.

И если темперамент изменить невозможно, то одно и то же качество вы можете развить по-разному. Например, целеустремленность может преобразоваться как в упорство, так и в упрямство и косность.

Структура характера: из чего состоит детская личность

Итак, человеческий характер – это совокупность нравственных, эмоциональных, волевых и интеллектуальных черт личности, которые формируются на основе темперамента.

Индивидуальность людей обусловлена степенью проявления этих самых черт характера. Рассмотрим их подробнее.

  1. Интеллектуальные черты характера – это любознательность, рассудительность, наблюдательность и гибкость ума. Если вы хотите развить в своем малыше подобные качества, обращайте его внимание на то, что его окружает: вот едет машина, лает собака, летит птица. Также читайте книжки, учите песенки и стихи.
  2. Эмоциональные качества очень сложно развивать при помощи упражнений, поэтому нужно с самого рождения окружать кроху положительными эмоциями. Следует учить его заботиться о домашнем животном, смотреть добрые мультики и фильмы, объяснять, что такое сопереживание, доброта и сочувствие.
  3. Чтобы сформировать у детей волевые качества (выдержка, целеустремленность, независимость, инициативность), научите их проявлять упорство, ставить цель и достигать ее, позволяйте им принимать самостоятельные решения. Пусть ребенок сам выбирает книжку, которую вы прочтете ему вечером, одежду, в которой он пойдет на прогулку.
  4. Чтобы сформировать у малыша нравственные черты характера, такие как порядочность, честность, долг, не стоит читать нотации. Лучший способ – это собственный пример. А если маленький человечек поступил неправильно, обидел кого-то, попробуйте не ругать, а обсудить ситуацию и вместе найти лучший выход.

Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.

Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?

1. Учитывайте особенности малыша

Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.

Самое важное для родителей – направить свои усилия на совершенствование сильных качеств характера и смягчение недостатков. Проще говоря – нельзя выращивать из скромного романтика сильного лидера.

В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.

Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.

Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской.

3. Создайте индивидуальный режим

Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.

На самом деле ребенок до полугода еще не научился капризничать, он через крики старается донести до мамы свои потребности. А характер этих требований будет зависеть от детского темперамента.

Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.

4. Учите на собственном примере

Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.

Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.

И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.

Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.

Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/formirovanie-xaraktera-rebenka-nachinaem-vospityvat-s-pelenok

Этапы формирования характера у ребенка и его виды

Характер формируется в ребенке в результате взаимодействия темперамента, данного ему природой, и среды (наибольшее влияние оказывают родители).

Темпераментом называют особенности функционирования нервной системы человека, проявляющиеся в его движениях и темпе речи, а также эмоциональности и подвижности. Он дается каждому малышу при рождении, и изменить его нельзя.

От темперамента во многом зависит отношение ребенка к окружающему миру, в том числе и к родителям. Нужно быть внимательным к малышу с самого рождения, и рано или поздно вы поймете, к какому типу относится темперамент вашего ребенка.

Это поможет выстроить стратегию совместного существования, что облегчит и вашу жизнь (будет проще понять малыша и договориться с ним), и жизнь ребенка (он будет чувствовать, что его понимают, меньше нервничать и капризничать). 

Определяем, к какому типу относится темперамент ребенка 

Всего выделяют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. В чистом виде они встречаются крайне редко. Обычно в человеке смешаны черты нескольких типов, но характерные особенности одного из них в ребенке можно заметить с рождения. 

Читайте также:  Как я приучила ребенка спать в своей кроватке

1 Холерик

Легко «вспыхивает», успокоить его непросто. Такие дети легко возбудимы, энергичны, вспыльчивы, беспокойны, впечатлительны, раздражительны, непоседливы, неуравновешенны и очень чувствительны. Ребенок-холерик не будет молча терпеть любой дискомфорт.

Таким малышам больше, чем другим детям, необходимы постоянное присутствие мамы и тактильный контакт с ней. Холериков нельзя «избаловать руками», это является для них жизненной необходимостью. Воспитание такого малыша требует от родителей терпения и спокойствия. Не следует критиковать ребенка за избыточную подвижность.

Постарайтесь дать ему возможность реализовывать энергию – больше гуляйте с ним, занимайтесь гимнастикой, попытайтесь увлечь кроху развивающими играми. Большинство холериков испытывают трудности при засыпании, поэтому для них необходимо выработать определенные ритуалы, которые помогут успокоиться.

Кроме того, перед сном нужно стараться избегать интенсивного общения и проявления излишней активности.

2 Сангвиник

Подвижный и любознательный ребенок, который, в отличие от холерика, имеет жизнерадостный и уравновешенный характер. Такой малыш легко привыкает к новым людям и ситуациям. 
Сангвиники любят игры и новые занятия, они легко переключаются.

Однако такие малыши очень подвижны, чем доставляют своим родителям массу хлопот. Когда кроха начинает ползать, а затем ходить, его нельзя оставлять без присмотра. Заранее позаботьтесь о безопасности дома.

Если ваш ребенок сангвиник, вам придется научиться делать домашние дела, одновременно развлекая кроху. Например, он может находиться в слинге, а вы будете рассказывать, что сейчас делаете.

Из-за своей активности сангвинику трудно дается режим, часто он не доедает и не досыпает. Приучая ребенка к режиму, будьте мягче и не заставляйте его жить по графику «от и до». 

3 Меланхолики

Кажутся очень чувствительными детьми, которым трудно справиться с любыми жизненными испытаниями. Такие малыши часто пребывают в плохом настроении и плачут без особых причин. Обычно ребенок-меланхолик медленно набирает вес, часто просыпается ночью.

На ваши улыбки он реагирует вяло, легко пугается, тяжело переносит разлуку с мамой и очень не любит отлучаться от дома. Воспитывая меланхолика, не следует забывать о его сверхчувствительности.

Такие дети сильно переживают любую критику, неприятное слово или событие способно надолго вывести их из спокойного состояния. Малыш-меланхолик нуждается в спокойной атмосфере в доме, материнской ласке, постоянном тактильном контакте и похвалах. Нельзя применять в отношении таких детей силу и грубость.

Меланхолики быстро устают, поэтому в раннем возрасте их лучше оградить от просмотра телевизора, громких звуков и обилия ярких впечатлений. Они должны расти в окружении домашнего уюта и маминой заботы.

4 Флегматики

Малоподвижны, уравновешенны, терпеливы и очень спокойны. Такие дети очень любят поспать — нередко первые месяцы они спят целыми днями. По мере развития малыш будет спокойно играть, не требуя чрезмерного внимания, редко плакать и стойко сносить любые неприятности.

Характер флегматика имеет как плюсы, так и минусы. Такой ребенок требует мало внимания, однако его придется постоянно «расшевеливать». С флегматиком нужно регулярно заниматься, поддерживая в нем интерес к окружающему миру. При этом не стоит надеяться на проявление энтузиазма с его стороны.

Такие дети нуждаются в постоянных похвалах и поощрениях.

Изменить темперамент ребенка невозможно. Об этом следует помнить и выстраивать жизнь крохи с учетом его особенностей. Это поможет вам вырастить здорового, счастливого и психологически благополучного малыша.

Однако характер человека определяет не только темперамент. На жизненное восприятие ребенка влияет и среда (сначала семья, затем — сад, школа, родственники и друзья). В зависимости от окружения одно и то же качество ребенка может развиваться по-разному – так, упрямство может перерасти в целеустремленность, а может обернуться косностью и упертостью.

Как сформировать характер ребенка

Для того, чтобы вырастить благополучного и счастливого ребенка родителям необходимо:

1. Определить цели

Идеал, к которому стремятся родители, должен совпадать с особенностями ребенка, данными ему при рождении. Не пытайтесь вырастить лидера из тихого мечтателя, скорее всего это приведет к беспрерывной борьбе и ломке природы крохи.

Постарайтесь превратить процесс воспитания в поиск золотой середины между направлением ребенка и приноравливанием к его темпераменту.

Необходимо направить силы на сглаживание «слабых» сторон характера малыша и взращивание его достоинств.

2. Научиться понимать ребенка

Каждый малыш индивидуален, поэтому невозможно применить ко всем детям фразы: плохо брать ребенка на руки, как только он заплачет, – избалуется; не брать на руки плачущего малыша тоже плохо – он может вырасти букой.

Некоторые дети рождаются готовыми выпорхнуть из объятий родителей, и гиперопека будет приносить им лишь вред; другие малыши очень нуждаются в маминой заботе и любви, и недостаток внимания может оказать на их психику разрушительное воздействие.
Разработать единую методику воспитания для всех детей невозможно.

Даже один и тот же ребенок требует постоянной корректировки способов воздействия на него – то, что вчера работало и давало результаты, сегодня может оказаться непригодным. Задача родителей – ежедневно наблюдать за малышом и учитывать все его потребности.

Вне зависимости от темперамента для формирования таких качеств, как оптимизм и уверенность в себе, нужно полностью удовлетворять потребности крохи. Что необходимо младенцу? Конечно же, мама, ее внимание и любовь, которая выражается в ласке и своевременном удовлетворении нужд малыша.

Если ребенок получает материнское тепло в достаточном количестве, он растет с доверием к окружающему миру и получает возможность «улучшать» темперамент, данный ему природой. 
Например, малыш родился меланхоликом, а его с пеленок начали воспитывать «настоящим» мужчиной.

Ранимость тонкой и чувствительной натуры будет постоянно наталкиваться на непонимание и отказы в утешении, ведь «мужики не плачут». В результате у малыша разовьется невроз, а затем полная душевная закрытость.

В итоге мама и папа вряд ли будут слышать в свою сторону нежные слова от собственного ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=BhjG0Vi97oM

Другой пример. Холерика решили воспитывать по-спартански и не брать на руки, когда он плачет. В силу своего темперамента такой малыш все равно будет орать, пытаясь добиться своего. В дальнейшем истеричность крохи может стать одной из черт его характера.

Чтобы избежать такого исхода, важно изначально увидеть особенности темперамента малыша и в раннем возрасте полностью удовлетворять его потребность в контакте с матерью. В результате свои душевные силы малыш будет тратить не на борьбу с окружающим миром, а на взаимодействие с ним.

С возрастом ребенка-холерика нужно научить сдерживать себя, переключаться на игры и спокойно ожидать, когда мама сможет подойти к нему. 

3. Найти индивидуальный режим и придерживаться его

Все младенцы нуждаются в упорядоченной жизни – регулярность происходящего и определенный порядок дают им спокойствие и уверенность. Однако режим ребенка должен учитывать не только его индивидуальные особенности, но и нужды мамы и других членов семьи.

 
Упорядоченность, предсказуемость и последовательность поведения мамы, ее забота и ласка способствуют психическому благополучию малыша, обеспечивая ему ощущение безопасности окружающего мира.

Создав такие условия, вы имеете все шансы сформировать «легкий» характер — уравновешенный, спокойный и уверенный в себе. 

Беспорядок, отсутствие режима, недостаток внимания, непредсказуемость и негативное эмоциональное состояние мамы формируют в ребенке неуверенность в себе, подозрительность и повышенную тревожность.

Ребенок первого года жизни не умеет капризничать, своими криками он просто пытается добиться удовлетворения каких-то потребностей. При этом интенсивность и форма требований зависит от темперамента крохи, один может быстро успокоиться, другой будет просить до последнего.

Лучший способ избежать истерик малыша — научиться предугадывать желания ребенка, распознавая знаки, обозначающие его потребности.

Также следует приноровиться к личному ритму крохи и научиться определять, когда он активен, когда хочет есть, а когда спать, когда предпочитает общение, а когда его можно оставить в одиночестве. Своевременное удовлетворение элементарных потребностей ребенка обеспечит «не капризного» малыша, сохранив вам силы и нервы. 

4. Показывать на собственном примере

Обычно ребенок делает не то, что ему говорят, а повторяет то, что делает его родитель. В результате формируется «социальная» часть характера малыша, во многом она зависит от поведения мамы и папы. Дети копируют не только поведение взрослых, но и их реакцию на происходящее.

Поэтому различные объяснения, нотации и прочие беседы играют в воспитании второстепенную роль. В первую очередь, родитель должен показывать ребенку правильное поведение на собственном примере. Важно, чтобы слово и дело у мамы и папы не расходились друг с другом.

Если все члены семьи трудолюбивы и вежливы, скорее всего, их ребенок вырастет трудолюбивым и вежливым. Малыш, растущий в семье, где любят животных, не нуждается в нотациях о том, что мучить зверей плохо. Душевное состояние родителей не может не отразиться на их ребенке.

Если папа или мама излишне нервны и тревожны, постоянно пребывают в плохом настроении, существует большая вероятность, что их кроха вырастет мрачным и нервным человеком. Поэтому, воспитывая детей, обратите внимание на собственное поведение и займитесь работой над собой.

5. Научиться переживать кризисы

Обычно наступление возрастного кризиса становится неожиданным сюрпризом для родителей. Поведение ребенка может резко поменяться не в лучшую сторону. Если смена поведения крохи связана с возрастным кризисом, важно реагировать на нее особым образом. 

Возрастной кризис (обычно бывает в 1, 3 и 7 лет) — это переломный момент, свидетельствующий о завершении определенного этапа развития ребенка и наступлении следующего. Успешно пройдя кризис, малыш выходит на новую ступень.

При этом он выносит с собой определенные плоды – психологическое отделение от матери, становление самостоятельности и прочее.

Чтобы ребенок вышел из кризиса с приобретениями, родителям важно вести себя правильно в переломные моменты в жизни чада.

Например, в 1 год ребенок постепенно отдаляется от мамы, пытаясь отделиться от нее как психологически, так и физически. Он осваивает новые пространства и убегает. Обычно родители воспринимают это как непослушание и, не желая рисковать безопасностью крохи, кричат ему: «Не ходи туда!», «Не лазь, а то упадешь/разобьешься!».

Такая реакция родителей, несмотря на то, что она вызвана благими побуждениями, приводит к неблагоприятным последствиям. Малыш, пытающийся освоить новые пространства, фактически слышит, что мир страшный, что безопасно лишь рядом с мамой и ему нужно всегда находиться вместе с ней.

Такое воспитание может привести к тому, что ребенок до старости будет прятаться за маминой юбкой, не сможет стать самостоятельной личностью и добиться в жизни определенных успехов. 

Как правильно преодолеть кризис и помочь годовалому ребенку выйти на следующий этап с необходимым багажом знаний?

Важно предоставлять малышу поле для активности, поощрять его самостоятельность. И только тогда вы можете надеяться, что у вас вырастет активный и целеустремленный человек.

Переживая кризис первого года, постарайтесь научить ребенка договариваться, понимать и принимать запреты и разрешения. При этом относитесь к крохе с уважением, давайте ему понять, что вам важно его мнение и желания.

Это будут ваши первые шаги к развитию «счастливого» характера ребенка.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/ehtapy-formirovaniya-kharaktera-u-rebenka-i-ego-vidy/

Воспитываем характер с пеленок

Расскажи о нас : Мама Юля | 26.06.2015 |904

Как привить ребенку чувство ответственности, честность, оптимизм и прочие важные черты? Однозначного ответа нет. Как нет и абсолютно похожих детей.

В помощь родителям придумано немало методик, написано немало книг.

Методика Домана, Монтессори, Зайцева, Никитиных, Лупан и многие другие – все они помогают сформировать у ребенка положительное отношение к жизни и те черты, которые нужны для полноценной жизни в социуме. Взрослым остается выбрать среди них лишь ту, которая подходит для их семьи, и внести в нее чуточку своего, индивидуального.

Развивайте эмоциональность в ребенке

Всем малышам с рождения присущи определенные черты характера. Он будет зависеть и от времени рождения (знаков зодиака), и от генетических предпосылок, и от среды, в которой формируется характер ребенка.

Важно научить ребенка играть самостоятельно. Покажите малышу, как это делается, предложите ему варианты и смотрите, как он справляется.

Эмоциональность существенно облегчает взаимодействие с окружающими. И если родители занимаются с ребенком только обучением, а не его эмоциональным развитием, то малыш может испытывать проблемы, оказавшись в коллективе. Он не будет знать, как общаться с окружающими, контактировать с детьми, выстраивать отношения.

Важно развивать не только интеллект ребенка, но и работать над его психоэмоциональным состоянием.

Когда формируется характер?

Есть мнение, что воспитывать характер ребенка нужно до 3-х лет. Именно в этом возрасте заканчивается формирование основных черт, которые позже нельзя будет скорректировать или изменить.

Первые годы жизни очень важны для воспитания детей. Именно в эту пору ребенок больше всего нуждается в заботе и понимании, в поддержке родителей. То, как вы будете преподносить ему окружающий мир, скажется на развитии характера малыша.

Воспитание характера – это процесс длительный и трудный. Разбейте его на мелкие этапы и пошагово следуйте цели.

Впрочем, существуют и другие мнения. Дескать, возраст не играет ключевого значения в закладке характера

Просто в младшем возрасте дети более склонны слушать родителей, более усидчивы, менее агрессивны.

Для воспитания характера нет четких возрастных границ. Главное – желание родителя и терпение.

Характер маленьких детей во многом зависит от того, как с ними общаются взрослые. Нельзя давить на малыша, быть к нему слишком требовательным. Иначе есть вероятность того, что ребенок будет испытывать негативные эмоции ко всему, чему вы пытаетесь его научить.

Читайте также:  5 рецептов первых супов для малышей

Как воспитать характер быстро?

Задаваясь целью, родители часто ставят перед собой и ребенком жесткие временные рамки. Они ожидают, что эти рамки будут соблюдены. А установка любых границ – это давление на малыша. Когда ему не удается добиться определенного успеха, он становится неуверенным, начинает испытывать страх, что не справится и не оправдает ожиданий родителей. В нем не развивается самостоятельность.

Приоритетом для родителей должно быть не воспитание, а установление доверительных, близких, ласковых отношений.

Так вы воспитываете в малыше лишь те черты характера, которые будут мешать ему во взрослой жизни: неуверенность, пассивность, страх, безынициативность.

Страхи родителей о том, как воспитывать детей

Хороший родитель всегда сомневается в том, правильно ли он воспитывает своего ребенка. Это нормально – не существует идеальной методики воспитания для всех детей на Земле.

Однако важно соблюдать несколько предосторожностей, чтобы не навредить малышу.

Например, вашим основным методом воспитания является повторение. Вы все время читаете одни и те же сказки, смотрите определенные мультики и т.д. Не доверяйтесь советам окружающих – сначала сами исследуйте все материалы (сказки, мультики, книги). Иначе, если в них будет содержаться что-то негативное, вполне вероятно ребенок переймет это.

Тогда вам придется искать пути, как исправить характер ребенка, а это уже сложнее, чем сформировать.

Родителям не стоит зацикливаться на желании быть самыми лучшими для ребенка. Стараясь соблюдать образ, можно переусердствовать и упустить то, что на самом деле происходит с малышом.

Развитие характера и ума должно быть сопутствующей, а не основной целью. Если у вас получается совмещать его с полноценным общением с малышом – замечательно. Если нет – отложите на потом: общение всегда важнее!

Обращайте внимание на желания и нужды малыша, а не ваши собственные.

Еще один важный момент – нравится ли выбранная методика самим родителям? Бывает и так, что взрослый не согласен или не испытывает интереса к выбранной методике, но пересиливает себя, чтобы заниматься с крохой. В этом случае ребенок  видит напряжение мамы, ее отстраненность. Тогда ему такие занятия не пойдут на пользу. Итог – отсутствие результата и насилие над желаниями и нуждами обоих.

Ребенку важно получать опыт нежных отношений, тепло и любовь родителей.

Источник: http://www.do3.ru/ru/articles/nursing/5051/

Воспитание с пеленок. Как вырастить человека с характером

О самых распространенных мифах о первом годе жизни рассказала психолог с многолетним стажем, автор книги «Главный секрет первого года жизни» Марина МЕЛИЯ.

Способность любить

Миф1. Главноенакормитьиуложитьспать.

Многие считают, что в первый год жизни ребенку нужен только правильный уход: вовремя накормить, перепеленать, уложить спать, и совсем не важно, кто это будет делать.

Сегодня в моде так называемое облегченное материнство: едва успев родить, молодые мамы стремятся переложить свои родительские обязанности на нянь и бабушек и быстрее вернуться к привычной жизни.

Конечно, хорошо, когда у малыша есть экологичные пеленки, красивая одежда и лучшие в мире игрушки. Но ему мало быть просто сытым и ухоженным, только есть, пить, спать. У ребенка есть жизненно важная потребность в привязанности к заботящемуся о нем взрослому, который находится с ним постоянно.

Если рядом нет близкого человека, то у малыша возникает ощущение смертельной опасности. Оно проходит только тогда, когда его берут на руки, кормят, обнимают, — так он понимает, что о нем позаботятся, что он не погибнет.

Когда мы видим уверенного в себе и эмоционально устойчивого взрослого человека — скорее всего, в детстве родители обеспечили ему установки: «Ты нужен. Ты любим. Все будет хорошо». Без подобных установок ребенку страшно.

Совет:

Если вы вынуждены нанять няню, это должен быть один человек, готовый относиться к ребенку по-матерински, а не десять нянь, которые работают «вахтовым методом» или все время меняются.

Сегодня многие, доверяя малыша няне, считают, что таким образом воспитывают его «как в дворянских семьях».

На самом деле детей дворян растила кормилица или няня, которая находилась с ребенком неотлучно, становилась членом семьи — по-настоящему родным человеком. Как говорится, почувствуйте разницу!

Формирование стабильной, надежной привязанности — одна из главных задач первого года жизни.

Именно эмоциональная связь в будущем даст ребенку внутреннюю уверенность, спокойствие, силы жить и развиваться, поможет преодолевать страх, справляться со стрессами.

Повзрослев, он сможет строить здоровые, гармоничные отношения с другими, научится дружить, любить, доверять. Базовое доверие к людям он пронесет через всю жизнь.

Уверенность

Миф2. Нельзябратьребенканарукислишкомчастостанетизбалованным.

По крайней мере до шести месяцев можно не бояться избаловать малыша. Наоборот, надо дать ему столько любви, сколько возможно. На первых этапах роста и развития ребенку необходима теснейшая связь с мамой — не только физиологическая, но и психологическая. Это так называемая «фаза симбиоза», которую нельзя отменять и прерывать.

Поэтому не надо торопить процесс отделения («сепарации») — всему свое время.

В этот период мы должны подходить к малышу по первому зову, держать его на руках, успокаивать. Но ни в коем случае не надо «жертвовать собой» и превращаться в идеальную   «мать-наседку», «мать-слугу», которая буквально валится с ног от недосыпания, — это приводит к неврозам и депрессии.

Все должно быть в меру. Надо быть просто «достаточно хорошей мамой» — чувствовать своего ребенка, понимать его, внимательно относиться к его желаниям. Достаточно хорошая мать не «служит» младенцу, а любит его, общается с ним и при этом не забывает о себе, о своих делах и о других членах семьи.

Первые месяцы, когда мы полностью посвящаем себя ребенку, очень важны — младенец пока не может переносить даже малейший дискомфорт, и мама оберегает его от любого неудобства. Но постепенно надо учить малыша терпеть, ждать, понимать слово «нет». Разговаривать с ним уверенным, спокойным голосом: «Подожди немного, я сейчас оденусь и приду».

Стабильность

Миф3. Развиватьребенканадоспеленокатобудетпоздно.

Современные мамы торопятся развивать малыша как можно раньше: он лежит в коляске, а ему уже зачитывают английские слова. Он еще не ходит, а ему показывают буквы и цифры.

Все мечтают о «маленьких гениях»! Но так ли безобидно раннее развитие? Мозг — не просто однородная масса нейронов, а очень сложная система, состоящая из множества подструктур, которые отвечают за разные процессы и созревают не одновременно.

Чего мы добиваемся, пытаясь напичкать малыша знаниями? У ребенка происходит развитие правого полушария (отвечающего за эмоции), а мы нагружаем левое и таким образом «обделяем» правое. Научить ребенка в два года говорить по-английски — пожалуйста, читать — легко. Но надо понимать, что в таком случае мы даем эти знания за счет «обкрадывания» других участков головного мозга.

Напичканные знаниями в раннем возрасте дети потом плохо учатся, они эмоционально неразвиты, неуютно чувствуют себя в детском коллективе, потому что задачи, которые мы перед ним ставили, вступили в противоречие с актуальным процессом созревания мозга. На самом деле в этот период мы должны заниматься совершенно другим — развивать эмоциональную сферу ребенка и прививать ему самые простые навыки.

Все нормальные, здоровые дети осваивают умение читать в период от 4 до 7 лет. Не надо делать из этого проблему.

Лучше сами почитайте ребенку вслух: тогда он будет развиваться не только интеллектуально, но и эмоционально. Нужно как можно больше играть с ним.

Сила игры невероятна! А таская малыша с одного занятия на другое — с английского на рисование и т. д., — мы ему только вредим. Пусть ребенок сам рисует, а вы вместе с ним.

Культура общения

Миф4. Примладенцеможноговоритьочемугодноонвсеравноничегонепонимает.

Некоторые родители не придают никакого значения тому, что они говорят в присутствии ребенка. Но он «считывает» нашу интонацию, мимику, жесты, «прикладывает» смысл слов к конкретной ситуации. Первый год — важное время, когда формируется языковая компетентность ребенка.

НатальяКОЖИНА

Источник: http://www.AiF.by/health/children/vospitanie_s_pelenok_kak_vyrastit_cheloveka_s_harakterom

Как происходит формирование характера ребенка

Родители новорожденного, с умилением глядя на своё чадо, временами задумываются о том, кем он станет, какой у него будет характер – тяжелый или мягкий. Но не все знают, что характер человека не является чем-то врожденным, а формируется в зависимости от условий и образа жизни человека.

Какие факторы влияют на формирование характера ребенка?

Характер человека начинает складываться в раннем детстве, первое «Я сам!» можно считать сигналом к тому, что ребенок ощущает себя самостоятельной личностью и может проявлять свою волю.

В этом возрасте он уже стремится к независимости, и родители по возможности должны поощрять это стремление, давая возможность малышу принимать решения на доступном ему уровне.

Такая свобода, пусть пока только в бытовых вопросах, формирует у ребенка самостоятельность и ответственность.

Характер человека состоит из волевых, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных черт. От того, какие черты характера более развиты, и зависит то, каким человеком станет ребенок.

Формируем характера ребенка правильно!

  • Для формирования такой волевой черты характера, как настойчивость, важно учить ребенка преодолевать трудности. Если что-то не получается с первого раза, не следует моментально бросаться на помощь малышу, надо предоставить ему возможность самому, пусть и не с первой попытки, добиться результата. И пусть это будет всего лишь башня из кубиков, но для малыша это будет важная победа.
  • Интеллектуальную основу характера составляют любознательность, наблюдательность, быстрота ума. Чтобы эти черты были развиты на достаточном уровне, родителям следует поощрять природное стремление ребенка узнать как можно больше об окружающем мире, не отмахиваться от бесконечных вопросов «как?» и «почему?», а давать на них подробные ответы.
  • Эмоциональные черты характера (к ним смело относим – впечатлительность, сострадание, влюбчивость) формируются, когда родители обращают внимание ребенка на соответствующие проявления чувств героев мультфильмов и сказок, учат его заботиться о домашних животных, проявлять сочувствие к пожилым или больным. Доброта и отзывчивость непременно должны стать обязательными чертами в характере маленького человека.
  • Решающее значение для того, какие нравственные черты характера будут превалировать у ребенка, играет система ценностей, принятая в его ближайшем окружении, то есть в семье. От того, как родители выполняют свои обязательства, насколько они честны по отношению к ребенку и окружающим, каковы их моральные ценности, в большей степени зависит и то, каким станет ребенок, будет ли он обладать такими чертами, как чувство долга, неприятие лжи, ответственность.
  • Детский коллектив помогает сформировать такие черты характера, как коллективизм, ответственность за общее дело, чувство «локтя». Общаясь со сверстниками, играя в коллективные игры, ребенок учится быть смелым, находчивым, нацеленным на победу, но при этом победа не должна быть достигнута любой ценой, он должен научиться уважать окружающих его людей.

Таким образом, важно, чтобы каждая из указанных черт характера развивалась с момента рождения ребенка. Где-то на примере родителей, где-то на примере детей из общего окружения. Тогда малыш будет развиваться гармонично и жизнь его будет более спокойной. Ведь сам по себе он будет более уравновешенным человеком.

Книга «Ребенок с характером. Как его любить, воспитывать и не сойти с ума»

Книга про ребенка с характером, ставшая мировым бестселлером, поможет вам распознать в вашем плаксивом, занудном, агрессивном, а порой просто замкнутом малыше – человека, который пытается справиться с непосильной для его возраста ношей. Вы поймете, когда малыш манипулирует вами, а когда просит помощи. Но его просьбы не всегда адекватны с его стороны, а поведение порой заслуживает вашего отдельного, более трепетного внимания.

Из этой книги вы узнаете, что есть дети с характером. Ведь с ними нужно научить ладить! Вот о том, как выстроить ваши взаимоотношения вы и узнаете, прочитав книгу и применив все методики и советы автора Мэри Шиди Курчинка.

А также, вы сможете найти по градации автора тип характера вашего малыша. Понять почему он поступает именно так, что чувствует в этот момент. Данное разделение на подтипы особо важно для понимания и как действовать в ребенком, точно понимая что творится у него в душе!

Как вы сами понимаете, когда вы раздражаетесь на ребенка, становитесь истеричными и показываете всем своим видом, что вы недовольны – это тоже очень сильно отражается в итоге на воспитании характера малыша.

И он остается на всю жизнь со своими «тараканами голове», как порой выражаются психологи.

Мало того, что у ребенка в детстве был тяжелый характер, так еще и детские психологические травмы, которые могут отравлять его жизнь будут вкупе мешать ему добиваться успехов или нормально общаться с людьми.

Итоги

Когда в вашем доме появляется малыш, вы должны задуматься каким человеком он вырастет. Самое главное, чтобы вы понимали, что каждое ваше действие малышом сканируется с удвоенной силой.

Он отвечает для себя на вопрос, как же этот поступок оценить – хорошо или плохо.

Ведь в любом поступке есть только два вида решений, они диаметрально противоположны и не могут иметь промежуточных результатов.

Читайте также:  Игры с маленьким ребенком в ванной

Чтобы воспитать гармоничную личность вам прежде всего нужно научить себя правильно реагировать на различные ситуации, показывая адекватный пример крохе.

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/kak-proishodit-formirovanie-haraktera-rebenka.html

Формирование характера у ребенка

Формирование характера ребенка происходит вследствие взаимодействий темперамента и окружающей среды. Темперамент – это особенности действия нервной системы, которые проявляются в движениях человека, его темпе речи, подвижности и эмоциональности.

Каждый малыш рождается с определенным типом темперамента, который не меняется на протяжении всей жизни.

Поняв, какой тип темперамента характерен вашему малышу, и изучив особенности хаарктера ребенка, вы можете существенно облегчить понимание и общение с вашим малышом.

Типы темперамента

Темперамент представляет собой 4 типа:

  • холерик;
  • флегматик;
  • сангвиник;
  • меланхолик.

Как правило, в человеке присутствуют несколько типов, но преобладание одного из них заметно уже с рождения.

Холерик Не переносят дискомфорта, им жизненно необходимо присутствие мамы, они вспыльчивы, беспокойны, легко возбудимы, раздражительны и непоседливы. При воспитании такого малыша требуется терпение и спокойствие. Ему необходима реализация своей избыточной подвижности (прогулки, гимнастика, игры).
Сангвиник Такие детки подвижны, любознательны, в отличие от холерика жизнерадостны и уравновешенны, спокойно относятся к незнакомым людям и новым ситуациям. Эти малыши любят новые занятия и игры, легко и быстро переключаются. Но им очень сложно дается режим, вам следует быть мягче.
Меланхолик Это чувствительные дети, им сложно справиться с любыми испытаниями, они капризны, медленно набирают вес, часто просыпаются ночью, не переносят критику и разлуку с мамой. Таким малышам необходима материнская ласка и забота, похвала и окружение домашнего уюта.
Флегматик Эти дети уравновешены, малоподвижны, очень спокойны и терпеливы. Они любят поспать, не требуют излишнего внимания, редко плачут и стойчески переносят любые неприятности. Такого малыша придется часто «расшевеливать» и возбуждать его интерес к окружающему. Они нуждаются в поощрении и похвалах.

Несмотря на невозможность изменения темперамента, можно одно и то же качество по-разному развить. К примеру, упрямство может преобразоваться как в целеустремленность, так и в упертость, и косность. 

Формируем характер ребенка

1. Ставим цели

Самое главное направить усилия на развитие достоинств ребенка и смягчение слабых качеств характера. Особенности ребенка должны совпадать с идеальным представлением у родителей. Не стоит растить лидера из тихого романтика.

2. Учимся понимать ребенка

Не существует для всех детей единой методики воспитания. То, что вчера срабатывало у одного ребенка, сегодня может не дать результата. Задача родителей постоянно наблюдать за ребенком, учитывая его потребности.

Что требуется малышу? Естественно, мама, ее внимание, забота и любовь. Ребенок, имеющий это в достатке, растет, доверяя окружающему миру, и улучшает природный темперамент.

3. Находим индивидуальный режим

Всем младенцам необходима упорядоченная жизнь, это придает им уверенность и спокойствие. Ребенок на первом году жизни не капризничает, а с помощью криков пытается достичь удовлетворения своих потребностей.

Характер требований зависит от темперамента малыша. Во избежание истерик научитесь предугадывать пожелание ребенка.

Так же постарайтесь определить время активности малыша, потребности в еде и сне, в общении и одиночестве. 

4. Учим на собственном примере

Как правило, дети делают не то, что им говорят, а повторяют за родителями. Поэтому, в первую очередь от примера родителей напрямую зависит и поведение ребенка. Главное, чтобы у мамы с папой дела не расходились со словами. Так что, занимаясь воспитанием малыша, следует начать с работы над собой.

Предоставьте ребенку поле для реализации активности, поощряйте его самостоятельность, тогда шансы вырастить активного и целеустремленного человека увеличатся во много раз. Относитесь к малышу с уважением, пусть он чувствует важность его мнения и желаний.

Это первый шаг  к формированию удачного характера ребенка.

Источник: http://mamapapaimalish.ru/content/formirovanie-haraktera-u-rebenka

Характер ребенка: особенности и виды | Как сформировать правильный характер

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.

Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.

Понятие характера и темперамента

Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.

Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:

  • наследственность;
  • воспитание в семье (личностный пример родителей);
  • общение вне семьи (детский сад, школа).

С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.

Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.

Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды.

Дети 4—5 лет трепетно относятся к советам родителей.

С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. Главная проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах.

Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку.

Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша.

С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей.

Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

Формирование характера

Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.

Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.

Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5—6 лет требует другого отношения, чем малыш 2—3 лет.

Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя.

Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей.

И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.

  • Игра. Первые годы жизни состоят из игр, поэтому нет определенного времени для игры и для воспитания. Сами игры вырабатывают нрав малыша. Поиграв в кубики или машинки, можно предложить убрать технику в гараж, как делают взрослые люди. Предложить ухаживать за цветами, ведь в одном из них жила Дюймовочка. А вдруг она вернется? Цветы должны ждать хозяйку. Так в игре можно сформировать чистоплотность, трудолюбие. 
  • Установление границ. Едва научившись ползать, малыш начинает проверять границы своего мира: что можно делать, а что — нельзя. Он тянется к розеткам, пытается дотянуться до стеклянной вазы, засовывает в рот все игрушки, которые находит. Не всегда нарушение границы безопасно для малыша. Поэтому важно своевременно ему объяснить и показать: что можно и что нельзя делать. Установленные правила следует неукоснительно соблюдать. Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
  • Занятия в кружках и секциях. Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия. 
  • Групповое воспитание. Общаясь и взаимодействуя с детьми во дворе, в детском саду, ребенок формирует новые способности характера. Умение дружить и делиться, коммуникабельность или замкнутость — все это проявляется в группе. Задача взрослых — направить малыша на путь верного воспитания. Простые правила общения в таких группах станут основой для формирования таких черт как ответственность, решительность.
  • Создание условий для формирования черт характера. Чтобы выработать и сформировать характер ребенка, устойчивые черты поведения, необходимо помнить, что навыки закрепляются только при постоянном повторении. Стоит постепенно добавлять нагрузку для лучшего закрепления положительных черт: не единожды убрать игрушки, а делать это постоянно.

Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.

Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.

Источник: https://pups.su/vospitanie/harakter-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию