Как помочь рассеянному ребенку?

Как помочь рассеянному ребенку?

Детская рассеянность – настоящая проблема для родителей, так как малыш регулярно отвлекается на любые раздражители, не в состоянии концентрироваться при решении задачи, не может вспомнить, что ему говорили или читали всего несколько минут назад. Взрослым приходится настаивать, стоять «над душой», ежесекундно контролируя процесс выполнения. Почему же ваше чадо рассеянное и что с этим делать? Давайте разберемся в этом вопросе.

На что влияет внимание?

  1. На восприятие. При отвлекаемости взгляды детей не фиксируются на предмете, а хаотично перескакивают с одного объекта на другой. Такое поверхностное восприятие приводит к ошибкам узнавания, поэтому представления об окружающем мире не обладают полнотой и целостностью.
  2. На память.

    Маленький ребенок непроизвольно запоминает многое из того, что он видит или слышит. Ненужная информация потом отфильтровывается. Однако рассеянным ребятишкам требуется инструкция, но и с ней они не всегда вспоминают требуемые фразы или картинки.

  3. На речь и мышление.

    Из-за невнимательности слова не объединяются в структуру, не несут за собой устойчивое значение, поэтому дети путают похожие по смыслу понятия. Все это приводит к непониманию причинно-следственных связей, неумению обобщать, находить сходства и различия.

Итак, внимательность очень важна для будущего ученика.

Как же узнать, что ваш ребенок рассеян? Основные признаки несобранности таковы:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

  • вашему отпрыску сложно заниматься чем-то одним продолжительное время;
  • любое движение, музыка, даже негромкий звук его отвлекают;
  • несмотря на старание, постоянно ошибается;
  • ему трудно найти и исправить сделанные недочеты;
  • он с трудом пересказывает короткую историю;
  • из-за множественных неудач ему неинтересны задания, связанные с оцениванием, поэтому он предпочитает компьютерные игры или обыкновенную возню с приятелями.

Причины рассеянного поведения детей

Прежде чем приступить к борьбе с невнимательностью, необходимо все-таки выяснить, откуда она взялась. Специалисты выделяют ряд провоцирующих факторов.

  1. Немаловажную роль играет особенность нервной системы. Холерик может отвлекаться из-за того, что ему хочется сделать сразу много вещей в одну и ту же секунду. Меланхолики же, наоборот, медлительны и зачастую испытывают сложности при переключении внимания.
  2. Ослабленный организм и болезненное состояние также могут вызвать невнимание у малыша. Низкий уровень гемоглобина, пониженное артериальное давление, головные боли, инфекционные заболевания и даже банальная простуда – все эти факторы приводят к рассеянности, зачастую протекая незаметно для родителей.
  3. Иногда такой недостаток внимания проявляется только в определенных видах деятельности, например, при изучении иностранного языка или при обучении чтению. Это означает, что вашему чаду не нравятся подобные занятия или он еще слишком мал для этого.

Что делать?

Отсутствие сосредоточенности – не приговор. В ваших силах помочь своему ребенку, не наказывая за «ловлю ворон», а тренируя его внимание и память. Все это можно сделать и в домашних условиях, но все же обращение к психологу или педиатру в некоторых случаях будет не лишним.

  1. С раннего возраста учите младенца фокусировать взгляд на предметах. Динамичные игрушки, мамино зеркальце и, в конце концов, лица родных могут надолго вызывать интерес крохи.
  2. Собирание пазлов, мозаики или лото – очень увлекательные настольные игры, которые требуют от дошкольников некоторой концентрации. Не просто дайте малышу коробку с головоломкой, а присядьте рядом, покажите, как можно сложить изображение или построить из конструктора целый город. Затем передайте инициативу сыну или дочке – пусть самостоятельно выполнит задание.
  3. Выкладывайте в ряд несколько мелких безделушек (игрушки, пуговицы, бусинки), постепенно увеличивая их количество. Ваш отпрыск должен догадаться, что вы спрятали за спину или поменяли местами. Также пригодятся задания «Найди различия» или «Лабиринты».
  4. Старайтесь чаще гулять на свежем воздухе, выезжать в лес. Обсуждайте увиденные природные явления: как поют птицы, желтеют листья, распускаются цветы, шумит ветер в деревьях. Обычное созерцание поможет развить в ребенке наблюдательность.
  5. Обсуждайте прочитанные сказки или просмотренный мультфильм, освежая в памяти сюжетные линии, поступки главных героев, необычные детали.
  6. Обеспечьте школьнику рабочую атмосферу дома и в классе. Уберите стол от окна, чтобы у него не возникало соблазна разглядывать людей и машины на улице. Во время выполнения домашних заданий выключайте телевизор и компьютер. Попросите учителя пересадить на первую парту, чтобы ребенок не витал в облаках на «камчатке».
  7. Проанализируйте режим дня первоклашки. Не загружайте излишними занятиями, секциями, спортивными кружками. Проследите, чтобы он высыпался и получал необходимые витамины.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Медлительный ребенок: причины и советы родителям медлительных детей

Как видите, нет ничего невозможного. Главное, родителям нужно самим не быть рассеянными и не забывать о ежедневных упражнениях, совместных играх и семейных прогулках.

Советы родителям рассеянного ребенка!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kak-pomoch-rasseyannomu-rebenku.html

Как помочь рассеянному ребенку?

Часто родители слышат от воспитателей и учителей жалобы на то, что их ребенок не способен сосредоточиться, витает в облаках на занятиях, легко отвлекается и, как следствие, не выполняет задания. Да и мама с папой сами замечают, что их чадо вечно «считает ворон», ничего не слыша и не видя вокруг себя.

Сегодня мы поговорим о том, откуда берется детская рассеянность и как помочь рассеянному малышу.

Стараясь воспитать внимательного ребенка, взрослые зачастую прибегают к самым недейственным и даже вредным мерам – начинают отчитывать, читать многочисленные нотации и даже наказывать своего отпрыска.

Однако никакого эффекта подобные методы не приносят, поскольку рассеянные дети не могут воспринимать длинные лекции, да и сама рассеянность не является поведенческой проблемой, которую можно устранить дисциплинарными мерами.

Особенности внимания в детском возрасте

Прежде чем говорить о рассеянности, необходимо понять, что же такое внимание.

В психологической литературе этот психический процесс понимается, как способность людей сосредотачиваться на определенных предметах и явлениях.

Попросту говоря, внимание помогает человеку выделять значимую информацию среди огромного потока разных ненужных сигналов. Какие же типы внимания встречаются у детей?

  1. Внешнее. Оно встречается почти с самого рождения малыша. Грудничок начинает поворачивать головку в ту сторону, откуда доносится звук или аромат, или пытается поймать взглядом заинтересовавший его предмет.
  2. Внутреннее. Характерно для дошкольников. Возможно, вы замечали, как ребенок иногда полностью погружается в свои мысли. Со стороны кажется, что он рассеян, однако в действительности он сосредоточен на чем-то значимом.
  3. Непроизвольное. Также характерно в большей степени для дошколят. К примеру, малыш играет в песочнице и видит у приятеля машинку с дистанционным управлением. Он сразу переключается на новый предмет, и вам придется постараться, чтобы вернуть его к строительству куличиков.
  4. Произвольное. Возникает в старшем дошкольном возрасте. Теперь дети уже могут сознательно контролировать свое внимание, прилагая для этого некоторые усилия. Особенно это касается учебной деятельности, которая не всегда интересна ребенку.

Признаки рассеянного внимания у детей

У рассеянного ребенка произвольное внимание нарушено, а значит, он не может надолго концентрироваться на каком-либо объекте или действии. Малыш рассеян, если:

  • любой звук, движение его легко отвлекает;
  • ему трудно заниматься продолжительное время одним делом;
  • иногда кажется, что он не слушает или не понимает обращенной к нему речи;
  • ему сложно соблюдать инструкции, требования, указания взрослых;
  • у него наблюдается забывчивость, которая связана со сложностями концентрации внимания, а не с проблемами с памятью;
  • забывает или частенько теряет свои вещи;
  • несмотря на высокую мотивацию, при работе совершает множество ошибок;
  • многочисленные неудачи приводят к тому, что он отдает предпочтение тем занятиям, которые не связаны с оценкой успешности – например, компьютерным играм.

Причины детской рассеянности

Несомненно, бороться с подобным недостатком необходимо, однако сначала следует выяснить, откуда берется невнимательность. Психологи выделяют несколько провоцирующих факторов.

  1. Часто рассеянность возникает из-за особенностей нервной системы. Холерики и сангвиники легко отвлекаются, особенно если занятие им не очень интересно. Инертные дети (меланхолики и флегматики) рассеянны в силу медлительности и сложности с переключением внимания.
  2. Еще одна распространенная причина – гиперактивность. Чрезмерно активный ребенок не может сосредоточиться, не слышит инструкций, не способен увлечься чем-то дольше двух-трех минут.
  3. Невнимательность может быть вызвана общей ослабленностью или различными заболевания, поскольку все силы детского организма тратятся на восстановление здоровья. Кстати, родителям стоит следить и за уровнем гемоглобина у ребенка.
  4. Иногда рассеянное поведение распространяется только на определенные действия, например, на уроки математики, занятия иностранным языком. Это может означать, что ребенку не интересны подобные упражнения.
  5. Недостаток свободного времени и отдыха, высокая загруженность нередко приводят к переутомлению. Накопившаяся усталость не дает малышу возможность сконцентрироваться на каком-либо действии.

Детская рассеянность – это не приговор. При должном родительском контроле и постоянных тренировках внимания, эту проблему можно устранить или значительно снизить ее проявление.

Чем могут помочь взрослые рассеянному ребенку?

  1. Прежде всего, проанализируйте распорядок дня своего чада. Если он быстро утомляется, нельзя загружать его многочисленными дополнительными занятиями, кружками и секциями. Также внимательно следите, чтобы ребенок высыпался и принимал витамины.
  2. Большинство детей любит собирать мозаику и пазлы. Подобные головоломки способствуют развитию концентрации внимания, поэтому постарайтесь привлечь своего рассеянного ребенка к этому занятию. Если же ребенок в процессе собирания отвлекается, придите на помощь и помогите достроить изображение.
  3. Маленьких детей можно приучать к выполнению кропотливой работы – перебиранию крупы, фасоли, нанизыванию макаронин на леску. Ребенка постарше обучите таким видам рукоделия, которые требуют сосредоточенности – например, вышивка крестиком, пирография (выжигание по дереву), бисероплетение.
  4. Прогулки на природе также помогают бороться с рассеянностью. Почаще выезжайте в лес, на дачу, где дети смогут понаблюдать за разными природными явлениями, поведением животных, птиц и насекомых. Кроме того, свежий воздух благотворно влияет на общее здоровье ребенка.
  5. Если ваше чадо ходит в школу, попросите педагога посадить его на первую парту, чтобы он не считал ворон на «камчатке». Дома тоже необходимо создать рабочую обстановку, которая исключила бы отвлекающие факторы. Не ставьте стол возле окна, выключайте во время занятий телевизор и компьютер.
  6. Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанные книги, задавайте уточняющие вопросы: о чем была сказка, кто из персонажей ему больше всего понравился, чем закончилась история и т.д. Попросите нарисовать картинку по мотивам прочитанной книжки. Кстати, об этом поручении можно сообщить заранее, тогда малыш станет слушать внимательнее.
  7. Будьте готовы вместе выполнять домашние задания, а также повторять пройденный в школе материал, поскольку рассеянные дети зачастую пропускают существенные моменты. Чтобы ребенку было проще включаться в образовательный процесс, можно заранее рассказывать содержание предстоящего урока.

Успехи ребенка в учебе и прочих видах деятельности напрямую зависят от умения быть внимательным.

Психологи уверяют, что внимание – не данное раз и навсегда качество, его можно и нужно совершенствовать.

Поэтому постарайтесь набраться терпения и не ждите от своего рассеянного чада немедленных результатов. Самое главное – не стоит ругать малыша, наоборот, чаще хвалите и мягко направляйте, давая четкую инструкцию.

Введите 1-й день цикла:

перейти к результату

Введите:
результат ХГЧ

Ваш срок

перейти к результату

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-pomoch-rasseyannomu-rebenku

Рассеянный ребенок: что делать?

Как часто можно наблюдать такую картину: ученик готовит уроки. Вот он сидит за столом у окна. Перед ним раскрытая тетрадь и учебник по арифметике, но взор его устремлен куда-то в неведомую даль, а карандашом он словно хочет просверлить дырку в собственной щеке.

— Ты решил задачу?
— Нет… Но я уже думаю.

А в тетради никаких следов другой работы, кроме раздумья, хотя так он сидит уже полчаса. О чем он думает?

Конечно, не о 100 килограммах сахарной свеклы, из которых получается 18 килограммов сахару, и не о том, сколько сахару получится из 10 тонн этой свеклы… Он, видимо, всерьез хотел заняться арифметикой, но мысли его своевольно убежали прочь от учебника и увлекли за собой воображение мальчика.

Виноват ли он? Конечно, нет. Он просто не умеет еще владеть своим вниманием.

Про таких детей говорят: рассеян и невнимателен. А успехи в школе, как правило, оставляют желать лучшего. Что же делать? Рассеянность — вполне преодолимый недостаток в поведении и характере ребенка. Надо только поменьше бранить и наказывать за нее, потому что это не поможет. А лучше найти истинные причины рассеянности и невнимательности ребенка и постараться устранить их.

Причины рассеянности у детей

Рассеянность довольно часто наблюдается у детей и иногда становится просто катастрофической.

Причины детской рассеянности очень разнообразны: какое-нибудь недомогание, нервозность (повышенная чувствительность, быстрая возбудимость), недостаток витаминов, быстрая утомляемость как результат неорганизованного быта (ребенок поздно ложится, мало спит, мало бывает на воздухе, нерегулярно ест), последствия ранее перенесенной болезни.

Что делать, если ребенок рассеян и невнимателен?

Прежде всего обратиться за советом к врачу-педиатру, чтобы он установил, нет ли у ребенка какого-нибудь недомогания, и если так, то немедленно приступить к лечению.

Но вот оказывается, что ребенок здоров, и врач не прописал никаких лекарств, но дал совет: ни в коем случае не бранить ребенка за рассеянность, не высмеивать в нем этот недостаток, как это часто бывает в кругу семьи и даже в школе.

Насмешливое отношение не помогает, а приносит большой вред: ребенок перестает себя уважать, теряет веру в себя, озлобляется. Надо помогать маленькому школьнику учиться, но при этом обязательно давать ему самостоятельные дела, и если ему удалась хотя бы даже самая пустячная работа, надо непременно похвалить: «Смотри-ка ты, какой молодец! Сам ведь отлично справился!»

Все родители знают, какое огромное значение имеет правильная организация быта детей (сон, питание, свежий воздух), но часто недооценивают ту роль, которую в общем физическом и моральном состоянии ребенка играет вся атмосфера жизни и быта семьи.

Несколько примеров:

1. Девочка в школе очень уж рассеянна. У нее всегда какой-то отсутствующий взгляд, она точно не слышит, что делается вокруг, невпопад отвечает на вопросы. Она стала получать плохие отметки, хотя раньше была хорошей ученицей. С ней что-то случилось.

Классная руководительница заинтересовалась ее домашним бытом и узнала, что родители расходятся. Конечно, девочка тяжело переживает этот семейный разлад, она потрясена этим страшным и таким непонятным для нее фактом. Где уж тут слушать объяснения учителя!?

Это уже не слабое внимание или болезненная рассеянность, а тяжкое горе, которое не дает покоя и лишает возможности сосредоточить мысли на учебной работе. А родители отделываются пословицей: «Перемелется — мука будет».

2. Первоклассница, которая квалифицируется как «трудный ребенок»: в классе она ни минуты не может сидеть спокойно, вертится, оглядывается, так рассеянна, что не слышит, когда к ней обращается учительница. Не успевает. Вызвали, наконец, в школу родителей. Пришел отец. Из разговора с ним все выяснилось.

Воспитание девочки зависит всецело от настроения мамы. В хорошем настроении мама ласкает и балует дочку, в плохом — придирается, бьет девочку и даже выгоняет из дому. Она лишена душевного равновесия, отсюда — нервозность и рассеянность, что легко было бы устранить при условии разумного отношения к ней матери.

Как укрепить внимание?

Часы, когда дети готовят уроки,— это святые часы. О, если бы так думали все родители! Тогда бы, наверное, не было ни двоечников, ни второгодников. А ведь «святостью» этого детского труда постоянно пренебрегают взрослые. — Ну-ка, быстро, сбегай в магазин! У нас чай закончился. — Поищи, пожалуйста, мои очки. Куда это они запропастились!

— Кто-то звонит. Пойди же, отвори. Ты что, не слышишь?

Такие и подобные «невинные» требования то и дело предъявляются школьнику во время его домашних занятий, и взрослые, занятые в это время даже самой пустячной работой, а то и просто болтовней, часто не хотят понять своей вины: ведь отвлечение от учебной работы, хотя бы и ненадолго, рассеивает внимание ребенка, ему трудно снова собраться, освободиться от впечатлений, овладевших его мыслями во время «побегушек». Внимание его ослабело, он работает хуже, а то и вовсе бросает занятия.

Родители обязаны постоянно заботиться об укреплении внимания у ребенка, при этом одним из лучших приемов является воспитание привычки доводить до конца всякую начатую работу.

Вот наш маленький школьник решил навести порядок на своей книжной полке. Он работает с увлечением, вытирает пыль, аккуратно расставляет книги. И вдруг одна из книжек раскрылась в его руках на том месте, где помещена очень яркая, интересная картинка. Книжка с картинками одна краше другой — и уборка полки приостанавливается: ребенок погружается в рассматривание картинок.

«Э, нет, дружочек! Так нельзя, — скажет внимательная мамаша. — Сначала закончи начатую работу, а потом будешь смотреть картинки. Ты отложи эту книжку, вместе посмотрим». И умная мать проследит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца, и наградит сына удовольствием вместе с мамой смотреть картинки.

Таким образом у ребенка вырабатывается характер, целеустремленность, воспитывается воля — и все это способствует укреплению внимания.

Важно приучать ребенка к порядку

Не менее полезным приемом в борьбе с детской рассеянностью является привитие с самых малых лет привычки к порядку, аккуратности.

Рассеянные дети часто теряют книги, перчатки, забывают о данном обещании, правилах поведения в семье и школе. Но ведь ребенок и сам нелегко переживает свою оплошность или потерю: ему стыдно и трудно признать свою вину.

Но его переживания обычно заслоняются от материнских глаз и сердца материальным убытком или неловкостью перед людьми, и мать набрасывается на «растяпу», как на преступника, еще более обостряя его тяжелое состояние, причиняя ему еще и обиду.

В таких случаях нельзя ругать или наказывать ребенка—это не поможет, а только вызовет чувство растерянности и неверия в себя, что вовсе не может служить лекарством от рассеянности. Поможет другое: надо постоянно, но ненавязчиво и негрубо прививать любовь и привычку к порядку.

С вечера вместе с ребенком надо подумать, что из вещей не забыть бы приготовить к завтрашнему дню, все ли нужные тетради и учебники уложены в школьный ранец, нет ли лишних—надо их вынуть, —не забыта ли книга, которую подошел срок сдавать в библиотеку. А одежда? Вычищена ли она, не надо ли пришить пуговицу.

Наконец, приготовление ко сну (пусть ребенок самостоятельно разберет постель, умоется, почистит зубы, аккуратно сложит или развешает одежду).

Все это мать делает сначала вместе с ребенком, постепенно приучая его к самостоятельности, а потом у него образуется привычка уже без напоминания и без посторонней помощи обдумывать свои завтрашние дела и обязанности, заботиться о своих вещах, держать их в порядке.

Ребенок почувствует интерес к вещам, оценит их необходимость, осознает свои обязанности и потребности в домашнем и школьном быту, научится беречь вещи. Таким образом в какой-то мере осуществляется также и принцип трудового воспитания, которому так много внимания уделяется у нас и в семье, и в школе.

Можно и нужно бороться с детской рассеянностью, но при этом прежде всего надо запомнить, что нельзя бранить и наказывать ребенка за рассеянность, а следует искать причину этого недостатка и средства устранения этой причины.

Из старинного журнала времен СССР

Источник: http://mamotvet.ru/rasseyannyj-rebenok-chto-delat/

Если у вас очень рассеянный ребенок: что делать

Случается, что дети не в состоянии долго концентрировать внимание. Они не могут доводить дела до конца, постоянно отвлекаются. Рассеянность вовсе не подразумевает низкие умственные способности, зачастую очень смышленым детям сложно удерживать в голове знания, надолго запоминать информацию.

Обнаружив, что ребенок «витает в облаках» во время чтения или решения разного рода задач, любая мама начнет паниковать.

И недаром, ведь такая невнимательность отражается на школьных успехах и в отношениях с друзьями. Однако слишком нервничать не стоит – проблема легко решаема.

Главное – не пытаться искоренить ее наказаниями и нравоучениями, а найти подлинную причину рассеянности и помочь малышу исправить ситуацию.

Почему ребенок может быть рассеянным

Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами.

Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней.

У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.

Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.

Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:

  • ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
  • не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
  • обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.

Также существуют некоторые косвенные признаки:

  • учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
  • часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
  • находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
  • нередко теряет вещи.

Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.

Очень рассеянный ребенок: что делать родителям

Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру. Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.

В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях.

Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела.

Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.

Рассеянный ребенок 4 года-5 лет: что делать

В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.

Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.

Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.

Рассеянный ребенок 6 лет — 7 лет: что делать

В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).

Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать. Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!».

Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность.

В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.

Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке.

Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд.

Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.

На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо.

Не стоит делать это навязчиво, лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления.

Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.

Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.

Полезные советы о воспитании рассеянных детей:

Вам будет интересно

Советуем прочитать:
Вред компьютера для детей: как избежать
Заниженная или завышенная самооценка у ребенка, как исправить положение
Как перестать кричать на ребенка

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/rasseyannyj-rebenok-chto-delat.html

Как лечить рассеянное внимание у ребенка?

Нередко маленький ребенок не способен подолгу концентрироваться на каком-либо одном занятии, проявляет повышенную двигательную активность, забывчивость.

Многие родители склонны полагать, что такие проявления, в сочетании с нежеланием следовать установленным правилам и непоседливостью – нормальное явление, присущее детям дошкольного и младшего школьного возраста.

В большинстве случаев так и есть, и данное поведение является вариантом нормы, возрастной особенностью ребенка, обусловленной складом его характера. Однако, в некоторых случаях появление данных симптомов является признаком развития такой патологии, как синдром рассеянного внимания у ребенка.

Данное состояние нуждается в коррекции, в противном случае его признаки будут оказывать в дальнейшем негативное влияние на процесс обучения, да и на многие другие жизненные аспекты ребенка.

к содержанию ↑

Общая характеристика

Синдром рассеянного внимания представляет собой состояние, сопровождающееся нарушением умственной деятельности, когда ребенок неспособен подолгу концентрировать свое внимание на каком-либо одном предмете или занятии.

Так же у детей проявляются определенные нарушения социальной активности (ребенок чрезмерно активен, либо, наоборот, задумчив и замкнут).

Данное состояние обнаруживается довольно часто, примерно 10-15 детей из 100 страдают дефицитом внимания, проявляющимся в той или иной степени.

Первые признаки отклонения, чаще всего, проявляются у дошкольников и младших школьников (в 4-9 лет), однако, могут возникнуть и раньше.

Так, у детей первого года жизни обычно наблюдается чрезмерная двигательная активность, при этом навыки, которыми малыш должен владеть в данном возрасте (например, концентрация внимания на предмете или игрушке) могут быть нарушены.

У детей 3-4 лет синдром рассеянного внимания чаще всего проявляется в нарушении речевых навыков. Однако, отклонения, возникающие при данном недуге, носят индивидуальный характер, синдром рассеянного внимания может проявляться по-разному. Существует несколько разновидностей данного нарушения:

  • нарушение внимания без каких-либо других проявлений;
  • расстройство внимания в сочетании с импульсивностью (ребенок склонен к частым перепадам настроения, эмоционален, нередко бывает раздражительным и проявляет агрессию);
  • дефицит внимания, сопровождающийся гиперактивностью (ребенок неусидчив, во время занятий часто отвлекается на посторонние предметы, что существенно осложняет процесс обучения);
  • смешанный тип недуга. Является самым сложным вариантом течения (у ребенка наблюдаются нарушения интеллектуальной функции, поведение его зачастую непредсказуемо).

к содержанию ↑

Причины возникновения

Нa сегодняшний день точная причина, которая могла бы спровоцировать развитие синдрома рассеянного внимания, не установлена, однако, ученые предлагают ряд гипотез, в соответствии с которыми данный недуг может быть связан с:

  1. Наследственной предрасположенностью. Имеются доказательства существования гена, ответственного за поведение, и некоторые особенности такого генетического материала могут служить причиной развития дефицита внимания.
  2. Неблагоприятная экологическая ситуация.
  3. Травмы, полученные в процессе рождения (асфиксия, повреждения черепа и головного мозга, затяжные роды).
  4. Заболевания, перенесенные женщиной в период беременности. Такие патологии могут привести к внутриутробному инфицированию плода и нарушению его развития, гипоксии и прочим негативным последствиям.
  5. Неправильный образ жизни будущей мамы, в частности, курение, употребление алкоголя и наркотиков.
  6. Резус-конфликт, возникающий, когда будущая мама имеет отрицательный резус-фактор, а у плода он положительный.
  7. Черепно-мозговые травмы ребенка.
  8. Заболевания, сопровождающиеся значительной гипертермией, которые малыш перенес в первые месяцы после рождения.
  9. Заболевания внутренних органов и систем (сердца, почек, головного мозга).

к содержанию ↑

Совет от редакции

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых.

По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Mulsan Cosmetic, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10. Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно. Уверенно рекомендуем официальный интернет-магазин mulsan.ru.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Как связано с гиперактивностью?

Синдром рассеянного внимания нередко связывают с таким понятием, как гиперактивность. И для этого есть все основания.

Ведь ребенок, страдающий дефицитом внимания, отличается повышенной возбудимостью, эмоциональностью, неусидчивостью.

А все эти признаки характерны для гиперактивных детей. Именно поэтому дефицит внимания часто сопровождается гиперактивностью, неумению долго сидеть на одном месте и заниматься каким-либо одним делом.

к содержанию ↑

Симптомы и признаки

Клиническая картина нарушения внимания проявляется по-разному в каждом конкретном случае.

Набор симптомов недуга зависит от особенностей характера ребенка, его воспитания, социальных условий проживания, возрастной принадлежности, степени тяжести расстройства.

Наиболее характерными признаками синдрома рассеянного внимания у детей являются:

  • неспособность ребенка подолгу концентрировать внимание на выполнении какого-либо одного задания, причем это могут быть как занятия в школе, так и домашние обязанности;
  • ребенок не слушает то, что говорит ему собеседник, либо не понимает сказанных ему фраз;
  • неусидчивость;
  • сложность в соблюдении правил, инструкций, предписаний;
  • отсутствие самоорганизации и самоконтроля;
  • склонность к беспорядку, ребенок не убирает свои игрушки, не следит за порядком на своем письменном столе;
  • выполняя какое-либо задание, ребенок часто отвлекается на посторонние предметы;
  • забывчивость, которая связана с нарушением внимания, а не памяти;
  • рассеянность, ребенок часто теряет свои вещи;
  • неспособность завершить начатое дело до конца;
  • сложности в общении с другими детьми, родителями, учителями;
  • нарушения поведения, ребенок непослушен, часто шумит, делает все наперекор родителям;
  • склонность к тревогам;
  • небрежность, неспособность уделять внимание мелким деталям;
  • чрезмерная двигательная активность, сидя на одном месте, ребенок постоянно крутится, двигает ногами и руками;
  • повышенная вербальная активность, ребенок весьма разговорчив, но не любит долго говорить на одну и ту же тему, нередко отвечает на вопрос, даже не дослушав его до конца, перебивает собеседника;
  • нетерпеливость, ребенок не может подолгу ждать какого-либо события, очереди;
  • навязчивость, которая граничит с невоспитанностью;
  • проблемы в обучении, ребенок не только не может воспринимать новую для него информацию в полном объеме (особенно, если она не вызывает у него интереса), но и испытывает сложности в письме.

к содержанию ↑

Диагностика

Поставить точный диагноз довольно сложно, так как синдром рассеянного внимания является не психическим, а поведенческим нарушением, и отдельные его проявления могут быть просто особенностью характера и воспитания ребенка.

Поэтому, для того чтобы установить данное нарушение, необходимо использовать субъективные способы диагностики, к которым относят:

  1. Опросники, которые заполняет не только сам ребенок, но и его родители, а также учителя.
  2. Психологическое обследование, в ходе которого устанавливаются интеллектуальные способности ребенка, нарушения навыков, которые должны быть у него в соответствии с возрастными нормами.
  3. Наблюдение за ребенком в естественных для него обстоятельствах и условиях пребывания (дома, в школе).
  4. Выявление заболеваний, которые могут стать причиной синдрома рассеянного внимания.

О наличии синдрома рассеянного внимания можно говорить в том случае, если:

  1. Симптомы нарушения присутствуют у ребенка постоянно, вне зависимости от окружающей его обстановки и обстоятельств.
  2. Первые признаки недуга обнаруживались у ребенка еще в дошкольном возрасте и сохранялись на протяжении полугода и более.
  3. Расстройства внимания мешают процессу обучения и социальной адаптации в коллективе.
  4. Ребенок достиг 6-летнего возраста.

к содержанию ↑

Методы лечения и коррекции

Что делать: как лечить непоседу? Лечение синдрома рассеянного внимания у ребенка требует комплексного подхода, который включает в себя медикаментозную терапию, соблюдение подходящего режима дня и обучения, занятия с психологом, правильное воспитание в домашних условиях.

Медикаменты

Прием лекарственных препаратов назначают далеко не во всех случаях, а только при наличии серьезных нарушений внимания и поведения, которые существенно ухудшают качество жизни ребенка, приводят к невозможности обучения и адаптации в коллективе.

Важно помнить, что самостоятельно назначать ребенку какие-либо препараты нельзя, делать это может только врач.

При необходимости ребенку показан прием успокоительных средств, способствующих снижению его нервной возбудимости.

Однако, сильнодействующие препараты в детском возрасте противопоказаны.

Также ребенку назначают прием препаратов, улучшающих мозговую деятельность (например, Глицин, Биотредин), средства, улучшающие кровоснабжение головного мозга (Фенибут).

к содержанию ↑

Образ жизни

Ребенку, страдающему синдромом рассеянного внимания, необходимо разработать четкий режим дня и требовать от малыша его регулярного соблюдения. Это позволит выработать дисциплинированность, которая у таких детей часто отсутствует.

Распорядок дня рекомендуется оформить в письменном (или печатном) виде, и повесить в доступном ребенку месте. При составлении режима необходимо оставить некоторое количество (1-2 часа) свободного времени, в течении которых ребенок будет заниматься своими увлечениями, которые ему интересны.

Что касается обучения, нарушение внимания и гиперактивность зачастую мешают ребенку получать знания в обычной общеобразовательной школе, что резко сказывается на успеваемости.

В этом случае имеет смысл перевести ребенка в образовательное учреждение с адаптированной программой, либо на домашнее обучение.

к содержанию ↑

Психологические тренинги

Занятия с психологом – обязательный этап лечения ребенка с расстройством внимания. Специалист помогает малышу побороть импульсивность, излишнюю эмоциональность, в результате чего ребенок становится более уравновешенным, спокойным.

Часто занятия проводятся в игровой форме, ребенку моделируют какие-либо ситуации, при этом психолог не только наблюдает за поведением малыша, но и дает ему нужные советы, как поступить в той или иной ситуации.

Также важное значение имеют различные расслабляющие методики, используемые психологами, позволяющие ребенку снять накопившееся напряжение.

к содержанию ↑

Особенности воспитания

Принимать участие в коррекционном процессе должны и родители. Прежде всего, им необходимо помнить, что ребенок с расстройством внимания нуждается в особом воспитании. Прежде всего, необходимо предоставить малышу больше самостоятельности.

В частности, у него должны быть свои домашние обязанности. Эти обязанности не должны быть очень сложными, такими, с которыми ребенок, в силу своего возраста, не сможет справиться. Задания должны соответствовать не только возрасту, но и возможностям ребенка.

Конечно, первое время у малыша не все будет получаться. Не следует сразу же спешить ему на помощь, пусть ребенок проявит настойчивость, и попробует справиться с заданием самостоятельно. И когда у него это получится, не забудьте похвалить малыша.

к содержанию ↑

Другие методы

Движение жизненно необходимо любому ребенку, а гиперактивному тем более. Однако, его активность необходимо направить в мирное русло. Занятия спортом не только помогут с пользой использовать избыточную энергию, но и приучат ребенка к дисциплине, самоорганизации.

Профилактика

Так как частыми причинами развития синдрома рассеянного внимания у ребенка является осложненное течение беременности и родов, будущей маме необходимо следить за состоянием своего здоровья в этот период, воздерживаться от вредных привычек.

После появления малыша на свет, необходимо защищать его от инфекционных заболеваний, травм, прочих негативных воздействий.

С самого раннего возраста необходимо проводить с малышом развивающие занятия. Грудничку можно показывать те или иные яркие предметы, рассказывая для чего они нужны. Конечно, малыш не поймет ваших слов, но яркий цвет и мамин голос привлекут внимание крохи.

Для детей постарше рекомендуется использовать развивающие игры, например, пазлы, лото.

Синдром рассеянного внимания – частая проблема, актуальная для детей младшего школьного возраста. Ребенок, неспособный подолгу концентрироваться на одном занятии, испытывает проблемы в обучении и общении, и поэтому нуждается в квалифицированной помощи.

Как научить ребёнка быть внимательным? Узнайте из видео:

Источник: https://pediatrio.ru/r/rasseyannoe-vnimanie/u-rebenka-19.html

Почему ребенок рассеянный?

Если вы считаете своего малыша рассеянным, неорганизованным, не внимательным, прежде всего, надо узнать, в чем причина такого поведения. Чтобы грамотно помочь малышу родители должны серьезно разобраться в этом вопросе.

На что влияет внимание?
Прежде всего, внимание влияет  на  процесс  ВОСПРИЯТИЯ. При нарушении, внимание ни на чем не задерживается, а бессистемно  перескакивает  с одного  на  другое.

Скользящее, поверхностное  восприятие  становится  причиной  ошибок  узнавания. ПАМЯТЬ  удерживает  импульсивно  воспринятые  ОБРЫВКИ  информации, которые  никак не  складываются  в  единый  образ.

В результате  внутренние  представления ребенка  об  окружающем  оказываются  не  полными.

От  состояния  внимания, безусловно, зависит  работа  ПАМЯТИ. Обычно человек обладает  способностью  непроизвольно, “на  всякий  случай”, запоминать  многое  из  того, что попадает  в  поле  его  зрения.

Конечно потом  ненужная  информация забывается.

А вот ребенок  с  нарушенным  вниманием  часто  нуждается  в  специальной  инструкции, чтобы  запомнить  происходящее, а  потом с трудом  вспоминает  нужное, потому  что  содержимое его  памяти  в  беспорядке.

РЕЧЬ  и  МЫШЛЕНИЕ, также  зависят  от  состояния  внимания. Любое слово − это ключ  не  к  самому  объекту, а к  системе  признаков, которые  этот  объект  характеризуют.

Если  из-за  невнимательности  признаки  не  объединяются  в  систему, то  и  слово  не  несёт  за  собой  устойчивого  значения, похожие  по  смыслу  слова  путаются. Такие  мыслительные  операции, как  поиск  сходств  и  различий, обобщение, абстрагирование, понимание  причинно-следственных  связей, также  НЕ  СМОГУТ  полноценно  развиваться  в  условиях  нарушенного  внимания.

Свойства  внимания

  • Концентрация – способность  удерживать  “взор”  на  объектах, деталях, событиях.
  • Избирательность – способность  видеть  только  то, что  необходимо  в  данный  момент  и  игнорировать  ненужное (это  свойство  очень  важно  в  условиях  помех).
  • Устойчивость – способность  быть  бдительным  долгое  время.
  • Распределение – умение  заниматься  одновременно  несколькими  вещами.
  • Переключение – способность  оставить  одно  дело  и  своевременно  заняться  другим.

Все  эти  свойства  в  полной  мере  задействованы  в познавательной деятельности.

Признаки  нарушенного  внимания

  • Ребенку трудно  даётся  пересказ, изложение.
  • При  выполнении  математических  заданий  особая  трудность – решение  текстовых  задач, может, несколько  раз  подряд, выполнив  сложение, снова  сложить.
  • Трудно  контролировать  выполнение  заданий, находить  и  исправлять  допущенные  ошибки.
  • Трудно заниматься  каким-либо  делом  продолжительное  время.
  • Любой  звук, движение  за  окном  отвлекают  его  от  занятий.
  • С  трудом  вычленяет  главное  в  объяснениях  взрослого  и   устанавливает  причинно-следственные  связи.
  • Совершает  множество  ошибок, хотя  может  быть  и  мотивирован  на  хорошую  работу, изо  всех  сил  старается.
  • Из-за  постоянных  неудач  интерес  к  любым занятиям  быстро  снижается, поэтому  ребёнок  начинает  отдавать  предпочтение  тем  видам  деятельности, которые  не  сопряжены  с  оценкой  окружающими  его  успешности (компьютерным  играм…).

Нарушенное  внимание – следствие  физиологических  причин, состояния  здоровья!

Нельзя  считать  невнимательность  следствием  злого  умысла, халатности, безответственности. Эту  проблему  невозможно  решить  с  помощью  осуждения, наказания.

Генетическая природа и причины невнимательности

Одной из причин является нарушение  мозговой  деятельности: в/ч  гипертензии (ВЧГ) −  повышенное  внутричерепное  давление  (ВЧД) головного  мозга; ВСД – вегето-сосудистая  дистания; ММД − минимальные  мозговые  дисфункции, астения  (утомляемость), таким  детям  свойственно:

  • снижение  функций  памяти  и  внимания;
  • повышенная  утомляемость;
  • раздражительность;
  • трудности  в  общении  со  сверстниками;
  • гиперактивность  или  медлительность;
  • трудности  в  принятии познавательной  задачи;
  • снижение  самоконтроля.

Такие  ребята  могут  иметь нормальный  средний  уровень  готовности  к  школе, НО  в  условиях  обучения  по  программам  повышенной  сложности, в  ситуации  интенсивной  умственной  нагрузки  у  них  появляются  “сбои”  в  учебной  работе.

ПРИЧИНЫ, вызывающие  функциональные  и  органические  отклонения  в  развитие  нервной  системы:

  • тяжёлое  протекание  беременности;
  • внутриутробная  гипоксия  плода;
  • наркоз;
  • хронические  заболевания  матери;
  • осложнённые  роды;
  • резус – конфликт матери и ребёнка;
  • некоторые  заболевания  в  младенчестве  и  раннем  возрасте  (1 − 3 г.);
  • травмы  и  ушибы  головы;
  • стрессовые  ситуации  (пожар, наводнение, смерть  близкого  человека, развод  родителей);
  • неблагоприятные  условия  в  семье.

Причины возникновения невнимательности могут отличатся по своей природе и источнику возникновения. Это может быть:

  • банальная усталость;
  • ребенку может быть неинтересно;
  • в  данный  момент  у малыша превалируют другие  желания;
  • вокруг слишком  много  посторонних  раздражителей.

Также ослабленный организм и ухудшение состояния здоровья могут послужить причиной рассеянности:

  • анемия − низкий  гемоглобин  крови;
  • пониженное артериальное давление (кардиолог), хронические  заболевания   сердца;
  • любое заболевание;
  • положительная  реакция  манту  (надо  к  фтизиатру);
  • хронический  тонзиллит  или  аденоиды  (лор-врач);
  • хронические  заболевания  бронхо-лёгочной  системы;
  • дисфункция  эндокринных  желёз.

Причиной может ствть носительство возбудителей  хронических  вялотекущих  инфекций (вирус Эпштейна-Барр, простой герпис, цитомегаловирус, лямблии, микоплазмы, хламидии). На  этом  фоне  формируется  незрелость  головного  мозга  и  всех  его  регулирующих  систем. Так  может  сформироваться  астено-невротический  синдром, именуемый  у  взрослых  неврастенией.

Нарушение осанки – тоже может стать причиной!

Нарушения  осанки или  другие  биомеханические  нарушения  позвоночника ведут  к  неблагоприятному  воздействию  на  позвоночные  артерии, затруднению  тока  крови  по  ним  и  создают  условия  для  возникновения  гипоксии  головного  мозга. Это  может  проводить  к  повышенной  возбудимости, неусидчивости, снижению  концентрации  внимания, незрелым  поведенческим  реакциям.

Также малыш может из-за  слабого мышечного  корсета   всё  время  менять  позу, отвлекается, искать  удобное  положение.

Рассеянность – расстройство  внимания

Рассеянность характеризуется  неспособностью  к  длительному  сосредоточению  на  объекте, явлении  или  мысли  за  счёт  нарушений  концентрации, устойчивости  и  произвольности  распределения  внимания.

Наблюдается  в  широком  спектре  состояний – от  утомления  у  здоровых  людей  до  астенических  состояний  разного  происхождения. (Л. Ю. Данилова – канд. мед. наук, детский психиатр, В.Е. Каган – д-р мед.

наук).

Если Ваш ребёнок отвлекается, неусидчив, то ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВСЕ причины.

Для этого лучше проконсультироваться со специалистами: педиатром (гемоглобин…), неврологом (осмотр по Вашим жалобам!), психологом, логопедом, ортопедом, эндокринологом, лором, окулистом (оценить глазное дно: если сосуды расширены, есть полнокровие − это признаки повышенного внутричерепного давления, поле этого обязательно за лечением к неврологу), кардиологом (при низком артериальном давлении  человек быстрее утомляется).

Будьте внимательны к себе и вашему ребенку!

 Автор-составитель: Дмитриева  Нина  Михайловна, пед. и мед. психолог,

г. Москва, Россия.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/pochemu-rebenok-rasseyannyj.html

Ссылка на основную публикацию