Как воспитать честного ребенка

Как воспитать честного ребенка: 9 советов психолога

Если поинтересоваться у мам и пап, стараются ли они воспитать в своих детях честность, все, не задумавшись ни на минуту, ответят: «Да, конечно». Правдивость входит в перечень качеств, которые родители с ранних лет стремятся привить подрастающему поколению.

Но тогда почему малыши так часто лгут? У кого они учатся этому? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и заодно узнаем, как вырастить честного ребенка.

Воспитание честного человека является довольно непростой, но важной задачей. Взрослые не всегда понимают, как следует реагировать на детский обман, да и дисциплинарные меры воздействия почему-то не решают проблему.

Для того чтобы заручиться доверием ребенка, родителям необходимо на собственном примере помочь ему осознать, что такое правдивость.

По мнению психологов, малыши начинают лгать взрослым примерно к трем годам. В это время у детей проявляется так называемый кризис трехлетнего возраста и начинает проявляться самостоятельность.

Однако родители по-своему понимают детскую независимость, путая ее с ответственностью, и торопятся наделить ребенка различными поручениями и обязанностями.

Для деток же самостоятельность означает совсем другое – возможность решать и делать все самим. Поэтому они пытаются управлять мамой и папой, иногда с помощью обмана.

К старшему дошкольному возрасту (пять-шесть лет) детки уже понимают, как важно быть честными, и все же часто привирают. В этом возрасте многие малыши обладают хорошо развитым воображением, вот почему на участившиеся запреты родителей отвечают вымыслом.

К восьми-девяти годам ребенок уже отлично видит, где проходит граница между фантазией и неправдой. Кроме того, он полностью осознает, как важно быть честным человеком и что лгать плохо. Главная причина нечестности в этом возрасте – боязнь наказаний и недоверие к взрослым.

Родители, столкнувшись с очередной ложью, считают, что сделали все возможное, чтобы воспитать в малыше искренность. Но так ли это на самом деле?

Практические шаги по воспитанию честного ребенка

Специалисты советуют направить все свои усилия не на исправление пороков, а на не допущение их возникновения. Предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут воспитанию честности у детей.

1. Не навешивайте ярлыков

Ни в коем случае не стоит называть малыша обманщиком, вруном или лжецом.

Подобная недальновидность может привести к тому, что дети со временем начнут соответствовать этому определению. Для родителей лучшим выходом станет беседа с ребенком.

Скажите, что вам не нравится обман, то есть поведение малыша, а не он сам. Твердо, но спокойно объясните: «Я не уверена, что твои слова правдивы. Мне тоже иногда бывает страшно говорить правду о том, что я сделала. Поэтому я тебя понимаю, но жду честности с твоей стороны».

2. Не провоцируйте детскую ложь

Это правило означает, что не стоит задавать вопросов, которые повлекут вранье и неправду. Например, это могут быть такие вопросы-ловушки, как:

  • «ты уже сделал уборку в своей комнате?» – это создает малышу повод для обмана. Лучше скажите: «Я вижу, ты еще не убирался в детской». В этом случае вам не придется поощрять ребенка выкручиваться и придумать оправдание;
  • «ты сейчас говоришь правду?» – на подобный вопрос даже взрослые ответят положительно, чего уж говорить про детей. Попробуйте начинать разговор с других слов: «У меня такое чувство, что ты о чем-то умалчиваешь. Не бойся, ведь тебе за правду ничего не грозит».

3. Узнайте, почему дети обманывают

Причин детской лжи множество. Это может быть:

  • страх перед наказанием;
  • завышенные родительские требования;
  • развитое воображение;
  • желание победить любой ценой.

Если малыш жульничает во время игр, а после категорически отрицает обман, не стоит читать ему нотации. Сначала следует подтолкнуть его признаться: «Я знаю, что ты очень хотел бы победить». Затем расскажите, как можно честно выигрывать, а также побеседуйте о важности честного поведения и соблюдения игровых правил.

4. Хвалите за правду

Всякий раз, когда ваш отпрыск честен с вами, обязательно хвалите его. Малыш почувствует гордость, если услышит от родителей фразу: «Ты молодец, что говоришь правду. Я рада, что ты так себя ведешь».

Постарайтесь объяснить, что поступать хорошо и порядочно нужно потому, что это правильно, а не из-за желания получить награду. Поэтому не стоит материально поощрять детей за честность – это приведет к обратному эффекту.

5. Не забывайте о правилах поведения

Безусловно, ваше желание воспитать честного человека похвально, однако стоит объяснить, что есть такие слова (пусть и правдивые), которые способны обидеть других людей. Поэтому просите малыша благодарить за проявленное внимание, даже если подарок, который подарила бабушка или тетя на день рождения, ему не пришелся по душе.

6. Популяризуйте честность

Читайте детям сказки, смотрите вместе мультики, слушайте аудиорассказы, в которых обман и лгуны показаны только с негативной стороны, а истина всегда побеждает неправду.

Перед тем как поставить новый мультфильм, просмотрите его и задумайтесь, что он может дать вашему ребенку. К сожалению, многие родители недооценивают влияние подобной видео- и аудиопродукции на формирование личности подрастающего поколения.

7. Введите единые требования

Психологи отмечают, что самые искушенные манипуляторы воспитываются в тех семьях, где родители не умеют договориться о соблюдении единых правил.

Малыш уже в четыре годика прекрасно понимает, что нужно сказать маме или бабушке, если не получилось договориться со строгим папой. Единые требования и безусловность их выполнения помогут предотвратить нежелательное детское поведение.

8. Пересмотрите запреты

Вы рискуете воспитать отпетого лжеца, если самое популярное слово в вашем родительском словаре «нельзя». Малыш начнет защищаться от запретов, придумывая все новые объяснения: «Мне бабуля разрешила взять конфеты» (хотя бабушка ничего подобного не говорила).

Постарайтесь уменьшить число запретов, оставьте лишь те, которые связаны с безопасностью и соблюдением распорядка дня. Ребенок, почувствовав себя более свободным, правда, внутри рамок, научится быть ответственным. Следовательно, ему не придется вас обманывать.

9. Подавайте положительный пример

Лучший способ воспитать честного человека – быть самому искренним по отношению к ребенку.

Подумайте, как воспримет малыш ситуацию, когда вы ссылаетесь на болезнь, чтобы не идти в гости, называете меньший возраст крохи, чтобы сэкономить на билет в парк развлечений. Не удивляйтесь, если детская честность также будет относительной.

Если все же ребенок стал свидетелем вашей лжи, не стесняйтесь признаться, что совершили ошибку, обманув кого-то. Объясните, что подобные ситуации случаются в жизни с каждым, но следует их избегать и быть честным с другими людьми.

Думаете, как вырастить из малыша честного человека? Все не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Будьте образцом для детей, старайтесь находить правдивые ответы, конечно, учитывая возраст ребенка. Не ругайте за честные признания, и тогда детям не придется вам лгать.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-vospitat-chestnogo-rebenka

Как воспитать честного ребенка

Воспитание ребенка — задача непростая. Порой родители, желающие дать своему чаду всё самое лучшее, просто не знают как это сделать. В этой статье речь пойдет о том, как надо вести себя с ребенком, чтобы в дальнейшем он был честным с Вами и окружающими.

Совет №1: Доверие — начало всех начал.

Для того, чтобы у ребенка выработался стереотип честности ему, в первую очередь, нужно доверять. Не стоит его подозревать или пытаться в чем-то уличить. Это лишь на первый взгляд кажется неправдоподобным, что ребенок, которому верят, не будет обманывать. На самом деле так оно и есть.

Ну и, конечно же, ведите себя так, чтобы ребенок и Вам мог доверять. Всегда старайтесь выполнять обещанное. А если по каким-то причинам это невозможно, обязательно объясните почему так получилось. И ни в коем случае не стоит думать, что маленький человечек Вас не поймет.

Совет №2: Говорите с ребенком

Обязательно объясните ему, что правда — это начало всех начал. Попробуйте вместе пофантазировать и представить мир, где все друг друга обманывают. Обязательно проанализируйте, как сложно было бы жить в таком обществе. Ну и конечно же всегда приводите ребенку примеры и случаи, когда к нечестным людям относятся плохо, их не уважают и порицают.

Совет №3: Не провоцируйте ребенка на ложь

Некоторые вопросы, заданные детям, могут заранее провоцировать их Вас обмануть.

Например, вопрос «Ты уронил и разбил вазу?», если предполагается что сделал это именно ребенок. Наверняка даже если он привык быть честным, захочется избежать наказания и ответить: «Нет!».

Никогда не задавайте таких вопросов. Лучше обсудите ситуацию и придите к какому-то решению.

Совет №4: Не проводите допросов

При общении с ребенком не примеряйте на себя роль следователя, проводящего унизительные допросы. Во-первых, это уничтожает личность. Во-вторых, если ребенок изначально не признался в проступке, то это тоже вряд ли поможет.

Лучше зайдите с другой стороны. Например, скажите своему чаду: «Я действительно надеюсь что это был не ты и очень огорчусь, если когда-нибудь узнаю обратное». Это будет куда лучшей мотивацией сказать правду.

Совет №5: Вознаграждайте за честность

Если ребенок в чем-то признался — никогда не ругайте его за совершенное. Ведь само по себе признание — это поступок, достойный награды. Если Ваш малыш будет знать, что за честность его вознаграждают, то он быстро привыкнет говорить правду.

Совет №6: И быть не просто родителями, а быть примером…

Никакие советы и уловки не помогут Вам воспитать честного ребенка, если не показывать ему собственного примера.

И помните, что дети не понимают «двойной морали». Если вдруг сложилось так, что в присутствии ребенка Вам пришлось кого-то обмануть и он это заметил, не оставляйте ситуацию без внимания.

Обязательно объясните, что это была вынужденная мера и делать так не стоит.

10.02.2016

Расскажите об этом друзьям →

Источник: http://CityforKids.ru/kak-vospitat-chestnogo-rebenka/

Как воспитать честного ребенка

8 июля 2016

Родители мечтают о смелых мальчишках, хозяйственных девочках, о добрых, порядочных, ответственных детях. Многое заложено природой, но кое-что можно взрастить. «Вечерка» начинает серию материалов по воспитанию отдельных качеств у ребенка.

Зачем ты врешь?

Как отучить от вранья? Рассказывать сказки о Пиноккио, у которого рос нос, когда он говорил неправду? Наказывать? Для начала специалисты советуют разобраться, почему дети врут.

– Возможно несколько причин, – говорит Елена Михайленко, заведующая психологической лабораторией Центра психического здоровья детей и подростков. – Это уход от наказания, возможность манипулировать в сложной ситуации, кроме того, ребенок может пытаться таким образом сохранить или повысить свой статус.

Первая причина вполне понятна. Например, сын разбил вазу и, чтобы избежать ругани и криков, говорит матери, что это сделал кот.

Манипуляции часто встречаются в разведенных семьях. Дети лгут, чтобы получить больше бонусов.

Дочка говорит папе: «А мама никогда мне не дает конфеты и не водит в кино!» И мужчина, пытаясь казаться лучше бывшей жены, закармливает ребенка сладким и покупает билеты на мультфильм.

Потом дочка возвращается от отца и хвастается: «Папа подарил огромную куклу, а ты такую не можешь купить!» Мама бежит в магазин и приносит самую дорогую игрушку.

Попытки сохранить свой статус важны в различных сообществах. К примеру, школьник не выучил урок и начинает сочинять историю, почему это произошло, чтобы не потерять свой статус хорошего ученика.

– Многие специалисты выделяют умолчание как один из вариантов лжи, – продолжает Михайленко. – Умолчать правду или соврать – это практически одно и то же.

Когда соврать необходимо

Перефразируя доктора Хауса, все дети лгут.

– Это утопическая идея – сделать так, чтобы ребенок никогда не врал, – поясняет Михайленко. – Да и взрослые зачастую не всегда говорят правду и при этом не замечают того, что учат детей лжи. Ребенок видит, что мама оправдывает свое опоздание по телефону неожиданным потопом от верхних соседей. А дети в своем ближайшем окружении впитывают все, как губка.

В идеале родители никогда не должны лгать в присутствии своих детей. Но есть и ложь во спасение, с целью сохранения своей жизни.

– Что вы говорите ребенку, который остается один в квартире? Не открывать дверь незнакомцам и ни в коем случае не признаваться, что родителей нет дома. «Мама с папой спят, они просили их не будить». Вы сами учите детей лгать. И это правильно, это нужно, чтобы сохранить ребенку жизнь. Главное объяснить, что это не является плохим поступком, существуют ситуации, когда соврать необходимо.

Кроме того, нужно отличать безобидную фантазию от вранья. Ложь влечет за собой социальную или материальную выгоду. Ребенок может приукрасить действительность, чтобы показаться лучше, поднять свой уровень в детском коллективе.

Например, ребенка воспитывает разведенная мать, а все одноклассники из полных семей. Он начинает сочинять, как они всей семьей весело проводят время – ходят в походы, в кино и на каток. Ребенок хочет быть, как все, не казаться ущербным на фоне своих друзей, поднять свой социальный статус.

А фантазия – это рассказ о том, как он ночью летал на розовом слоне и собирал ромашки из облаков.

Читайте также:  8 мифов о нехватке молока: типичные беспокойства молодых мамочек

Что делать?

Если вы поймали ребенка на лжи, не стоит горячиться. Нужно попытаться разобраться, стоит ли это наказания.

– Например, первоклассник случайно обмочил штанишки и соврал, что упал в лужу, – надо ли наказывать за эту ложь? Конечно, нет. А если мальчик разбил окно и свалил свою вину на другого, это совсем другая история.

Родители часто понимают, когда дети лгут, и начинают задавать уточняющие вопросы, чтобы вывести врунишку на чистую воду. Но тем самым они провоцируют новый поток неправды, которым ребенок пытается прикрыть свою первую ложь.

– Нужно задать себе вопрос: зачем вы это делаете? Какая конечная цель? Если ребенок много лжет, то для психологов это показатель того, что он растет в семье, где предъявляют излишне жесткие и завышенные требования.

Там, где ребенок ценен сам по себе и между взрослыми и детьми демократичные отношения, нет потребности лгать в открытую. Кроме того, очень важна эмоциональная связь с матерью.

Когда женщина отстранена и холодна, ребенок врет гораздо больше.

Получается, главное в воспитании честности – пересмотреть систему воспитания и полюбить ребенка таким, какой он есть. Если не наказывать детей за малейшую провинность, то не придется наказывать их еще и за ложь, которой они попытаются прикрыть свои неблаговидные поступки.

Вероника Скворцова

Реплика эксперта

Говорить правду – не значит ябедничать

Анна Ермолаева, учитель начальных классов МОУ СШ № 3 Тракторозаводского района Волгограда:

– Дети лгут, когда пытаются избежать наказания или когда не знают, что врать нехорошо. Чтобы привить навык говорить правду, родителям необходимо начать с самого себя, показать личным примером. В школе мы читаем книги, разбираем на уроках и классных часах.

И, наверное, вот эта совместная работа может привести к тому, что ребенок будет более честным, открытым и не будет искать лазейки для обмана. Но ребенок не должен говорить абсолютно все. В младшем возрасте школьники любят ябедничать на других.

Если педагог будет это поощрять, то ребенок будет продолжать это делать. Надо пояснить, что не следует ябедничать на своих одноклассников и знать, о каких поступках следует сообщать взрослым, а о каких нет.

Если действие ведет к травмам, опасностям, угрозе жизни, тогда обязательно нужно предупредить, чтобы не случилось беды. А в остальных случаях – ябедничать нехорошо.

Источник: http://vv-34.ru/kak-vospitat-chestnogo-rebenka.html

Как воспитать ребенка честным человеком: рекомендации ученых

Исследование, проведенное в сентябре 2016 года, показало, что в вопросах морали дети в большинстве своем очень конкретны: для них существует «хорошо» и «плохо» — и никаких полутонов.

Но когда дело доходит до соответствия таким жестким моральным установкам, они не всегда придерживаются собственных высоких стандартов (особенно, если им светит наказание!). Скажем, ты можешь честно рассказать родителям о том, что сделал что-то плохое, и получить за это, или соврать и избежать их гнева.

Если твои родители не проводят кучу времени, рассказывая тебе, как важно быть честным, скорее всего, ты выберешь второй вариант.

Картинки

О чем родители врут своим детям: инфографика

Свежее исследование, опубликованное в Journal of Experimental Child Psychology, рассказывает, как добиться того, чтобы ребенок хотя бы иногда говорил вам правду.

Его авторы вооружились детьми в возрасте от 4 до 9 лет и попросили их прочитать два рассказа о плохом поведении: в одном главный герой украл у друга конфету, во втором — столкнул кого-то с качелей.

Половине детей дали прочитать версии рассказов, в котором конфетный вор признается в содеянном маме, а толкатель с качелей скрывает свою провинность; другой половине достались версии рассказов, где все наоборот: вор молчит, а столкнувший раскалывается.

 Параллельно с этим родители участвовавших в исследовании детей заполняли опросник об их склонности к вранью: там были вопросы вроде «Признается ли ваш ребенок в чем-то плохом, даже если его вряд ли поймают на этом?» Оказалось, что дети, которых родители называли честными, симпатизировали тем героям рассказов, рассказавшим своим мамам правду о плохом поведении. 

Главный вывод, который сделали ученые: чем интенсивнее родители поощряют честность, тем честнее ведут себя их дети. Крейг Смит, психолог Мичиганского университета и один из авторов исследования, объясняет: «Быть родителем, который идет навстречу ребенку, очень выгодно.

Скажите малышу, что вы готовы выслушать любые его признания и не разозлиться». Иными словами, будет здорово, если вы сообщите ребенку, что рады тому, что он сказал вам правду прежде, чем начнете отчитывать его за провинность.

Детям больше нравится говорить правду, если они знают, что поступают хорошо.

Существуют и другие способы вырастить детей честными людьми. Еще одно исследование, проведенное в Калифорнийском университете Сан-Диего, продемонстрировало, что дети врут чаще, если их регулярно обманывают взрослые (что, в общем-то, подтверждает выводы, сделанные учеными в работе, которая была опубликована в Journal of Experimental Child Psychology).

Ликбез

Нужно ли врать ребенку, что Дед Мороз существует?

Вы наверняка говорили ребенку что-нибудь вроде «Если ты будешь плохо себя вести, тебя заберет бабайка», «Спи немедленно, иначе за тобой придет серый волк» или «Да ты рисуешь лучше, чем Валентин Серов!» Дети в возрасте до трех-четырех лет еще не умеют распознавать ложь, а вот после быстро учатся этому искусству. Сотрудники университета Сан-Диего провели эксперимент с участием 186 детей и выяснили, что ребенок, которому соврал взрослый, больше склонен ко лжи. Эта закономерность может объясняться несколькими причинами: во-первых, детям свойственно имитировать поведение взрослых. Во-вторых, дети нередко перестают доверять тому, кто их обманул, и не считают себя обязанными быть честными с этим человеком. В этом конкретном эксперименте детям нагло врали незнакомцы, а не их родители, и тем не менее, авторы исследования предупреждают: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вырос лжецом, постарайтесь обманывать его как можно реже.

Кстати, ученые не слишком уверены в способности родителей отличать правду от лжи.

Исследование, проведенное в прошлом году, показало, что взрослые правильно определяют, врут их дети или говорят правду, только в 47 процентах случаев (но уверены, разумеется, в обратном!).

Немного лучше прочих детскую ложь от правды отличают учителя и социальные работники. Также ученые выяснили, что дети становятся более эффективными лгунами с возрастом.

Источник: https://n-e-n.ru/honestperson/

Как воспитать в ребенке честность и правдивость?

2235 (21 за неделю) / 08.10.15 12:45

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского авторитета ложь нужна (порой даже необходима) в общении с детьми.

Что же это за авторитет, который обеспечивается ложью и обманом? Попытка строить взаимоотношения с детьми на таких основах таит в себе огромную опасность.

Родители скоро сами теряют грань между вымыслом, преподнесенным ранее ребенку, и действительностью, которую нужно постоянно почему-то скрывать.

Формирование правдивости, как одного из основных нравственных качеств, неизбежно связано с необходимостью так построить жизнь, чтобы дела и поступки не противоречили словам и планам. Обычно под правдивостью понимается умение «смотреть правде в глаза», говорить правду и быть честным в своих поступках.

Это означает также умение признаваться в своих неблаговидных поступках, сказать товарищу о его неправоте. Быть правдивым всегда и во всем — дело нелегкое. В коллективе нередко возникают ситуации, когда правдивость становится вопросом чести. Нелегко рассказать взрослым о проступке товарища.

Сознаваться самому в своей провинности легче, чем сказать то же самое о своем товарище или друге под нажимом взрослых. Выдать своего товарища — означает «предать» его. Для детей нарушение дружбы гораздо более серьезный проступок, чем сокрытие правды.

Очень плохо, поэтому педагогически неверно, если под нажимом взрослых ребенок вынужден сказать правду. Если он не убежден в правильности своего поведения, не осуждает проступок активно, то воспринимает требование взрослых как насилие. Товарищи не прощают такого предательства.

Однако, если дети понимают, в чем состоит проступок товарища, то обычно внутренне или явно его поддерживают. В этих вопросах требуется большая осторожность, так как ребенка нельзя ставить в ложное положение.

Формирование детской честности связано с выработкой правдивости. Честность подкрепляют такие структурные составляющие нравственности, как уважение и доверие.

Дети подросткового возраста наиболее чувствительны к ущемлению их чувства собственного достоинства.

Нечестность возникает не как какое-то свойство детей известного возраста, а как ответная реакция (иногда сверхреакция) на несправедливость взрослых.

Без доверия к ребенку невозможно добиться успеха в воспитании честности. Оно предполагает истинную правдивость во всех отношениях: к словам, делам, поступкам, планам.

А это вызывает ответное желание другого человека во что бы то ни стало оправдать оказываемое доверие. При истинном доверии действительно можно «вверить себя», «вручить» свою судьбу.

Доверие — одно из наиболее могучих проявлений гуманизма, поэтому оно окрыляет человека, заставляет его быть лучше, совершеннее, стремиться к достижению идеалов.

Обыкновенно о нем вспоминают тогда, когда оно не оправдывается. Почему? Потому, что доверие — отраженный акт, результат оценки данного человека той средой, в которой он постоянно находится. Долг каждого человека — оправдать доверие коллектива в форме морально-этических категорий, ставших нормой поведения.

Нарушения любой формы доверия всегда воспринимаются тяжело.

Невозможность рассчитывать на него означает моральный крах личности, и может быть отнесена к так называемым «синдромным нарушениям морали».

Связано это может быть с очень многими причинами: нечестность, неразвитое чувство собственного достоинства, отсутствие ответственности, неумение преодолевать трудности, слабая воля.

Как воспитывается доверие в детском возрасте? Это всегда ответная реакция на отношение взрослых. От детей нельзя ничего прятать, скрывать.

Нужно приучать ребенка к тому, что вещи, интересующие его, но принадлежащие членам семьи, всегда лежат открыто на своих привычных местах, тогда ребенок, проявляя к ним естественный интерес, не пытается взять их без разрешения.

Ничто так не интересует детей, как старательно спрятанные от них предметы. Это настолько возбуждает исследовательские инстинкты, что каждая отсутствующая вещь воспринимается ими как очередная головоломка, разрешить которую — чуть ли не дело престижа.

В педагогике и психологии этот феномен хорошо известен и успешно используется в тех случаях, когда нужно привлечь внимание человека к предметам или явлениям, его непосредственно не интересующим.

Доверие и правдивость, неизменно связанные с послушанием, легко вырабатываются в тех коллективах, где естественный порядок, организованность и дисциплина стали нормой жизни. Чувство порядка не позволяет импульсивным желаниям детей реализовать этот импульс как неправильный, недозволенный.

На формировании доверия отрицательно сказываются некоторые непродуманные действия. 

Например, отец вдруг предлагает взять мальчику фотоаппарат, к которому всегда нельзя было прикасаться.

Воспитанный сын не берет аппарат, но после повторных указаний вдруг его схватывает, открывает, крутит, трогает пальцами линзы объектива…

Теперь уже отец требует немедленно положить аппарат на место, так как сын не умеет с ним обращаться. Конечно же, крик, слезы, конфликт с отцом и, естественно, конфликт внутренний — «А я-то поверил! Какой я глупый!».

Такая ситуация — провокация в чистом виде. А практически любая провокация вызывает тяжелую душевную травму, всегда подрывает отношение веры, открытости и откровения, уважения. Аналогичные нарушения возникают вследствие компромиссов в результате, как правило, неправильного поведения родителей.

Отсутствие четкого порядка в семье, непостоянство требований со стороны родителей, необходимость «быть начеку» вследствие возможности обмана вредно сказываются на формировании детской психики.

Педагоги, работающие с малолетними правонарушителями, указывают, что у детей могут рано появиться враждебные чувства по отношению к «мучителям», в том числе и к родителям, отчуждение, желание отомстить, сделать наоборот, назло, даже с ущербом для себя.

Различного рода нарушения поведения проявляются чаще всего в период каких-либо жизненных трудностей, в отсутствие контакта в семье. Дети становятся замкнутыми, иногда импульсивными, очень часто несдержанными, они не могут «держать себя в руках».

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/kak-vospitat-v-rebenke-chestnost-i-pravdivost

Как воспитать в ребенке честность?

Какое количество раз в день мы думаем, что наши дети сделали что-то не так? Сколько раз мы обвиняем их ошибочно? «Я не трогал конфеты!», — уверяет ребенок, шурша при этом последним фантиком в руке за спиной. Говорит он правду или обманывает? Полная корзинка с фантиками и отсутствие аппетита вполне очевидно доказывают, что все-таки ел. Каким же образом нам поощрять честность в наших детях, давайте поразмышляем.

Есть два момента, влияющих на развитие событий. Во-первых, как всем давно известно, всему дети учатся у родителей. Когда они не видят обмана со стороны родителей, то это и для них становится нормой.

Что же представляет собой честность для детей? Это отсутствие привирания и приукрашивания разных историй, которые мы можем рассказывать своим родственникам или знакомым в присутствии детей. А также фразы, вроде «скажи, что я приболела», в случае отсутствия желания общаться с кем-либо из знакомых.

(Даже если мы врем ради спасения мира во всем мире, наши дети не могут пока понять это в полной мере. Это обязывает нас быть внимательными в их присутствии).

Во-вторых, давая почувствовать, что им доверяют, мы также воспитываем честность в своих детях. Мы не должны их постоянно обвинять и в чем-то подозревать, иначе поступать они будут именно так, как мы от них ожидаем.

В конечном итоге, в случае, если мы им поверим, даже когда они незначительно солгут, то сразу будут чувствовать себя очень некомфортно. И, скорее всего, делать так больше не будут. Чтобы заставить их быть честными, мы должны доверять им так же, как и взрослым, без притворства.

Когда мы видим рисунки карандашами на обоях или зубной пастой на зеркале, нельзя просто спросить «это сделал ты?» или «кто это сделал?». Мы должны понимать, что прямое обвинение пробуждает детский механизм защиты, и это будет плохо на них влиять. Благоприятнее будет сосредоточиться на фактической проблеме и попросить, например: «смой, пожалуйста, это пятно с зеркала».

Читайте также:  Что родителям стоит хранить в секрете от малыша

И, естественно, если вдруг ребенок сам признается в каком-либо проступке, ни в коем случае мы не должны его наказывать. Однако, если есть явные доказательства вины, без признания, то мы обязаны применить минимальное наказание.  Нельзя принимать очень серьезные меры с последствиями.

Наши дети очень часто в позиции «обвиняемых», мы судим их на протяжении всего дня. И даже если «преступление» действительно было совершено, то «приговора» быть не должно. Верховный Судья взвешивает наши действия, опираясь на добро и милосердие, поэтому мы должны учиться у него. Именно так говорит Тора.

По материалам рабанит Симхи Гефен, toramizion.ru

Источник: https://ujew.com.ua/lifestyle/kak-vospitat-v-rebenke-chestnost

Ребенок ворует. Как воспитать порядочного человека?

Эта проблема далеко не редкость, как может показаться. Мы не часто об этом слышим, потому что, сталкиваясь с подобной ситуацией, родители, как правило, пытаются разрешить ее самостоятельно.

Они стараются не посвящать в нее других людей, просто потому, что избегают осуждения с их стороны.

Трудно обратиться за помощью с таким вопросом, не испытывая внутри себя чувства вины и стыда за то, что вырастили бессовестного, непорядочного человека…

2 2761 14 Июня 2016 в 00:49

Иногда поведение наших детей не поддается объяснению. Тяжело понять, почему у ребенка возникает желание воровать, если его воспитание строится на понятиях честности и порядочности.

Вроде, все есть у него: чистый, уютный дом, качественные добротные вещи, хорошие книги. Мы готовы поддержать его желание учиться, оплатив дополнительные занятия. Стараемся не отказывать в каких-то важных для него просьбах, чтобы он не чувствовал себя обделенным по сравнению со своими сверстниками. В общем, делаем все возможное, чтобы вырастить из него порядочного человека.

А он, неблагодарный, ворует. И продолжает воровать, несмотря на наказания, да еще и врет, что ничего не брал. Поначалу трудно поверить, что это происходит в нашей семье. Обидно, что уделяя столько внимания именно нравственному воспитанию своего ребенка, мы получаем такой результат.

Пока он ворует только в родительском доме, можно как-то пытаться пресекать кражи. А что делать, если он начнет воровать в садике, школе, магазине? Это же позор семьи, запятнанная репутация на всю жизнь! Страшно представить, чем все это может закончиться, когда он вырастет и родителей не будет рядом.

Воровство детей — проблема наших дней

Эта проблема далеко не редкость, как может показаться. Мы не часто об этом слышим, потому что, сталкиваясь с подобной ситуацией, родители, как правило, пытаются разрешить ее самостоятельно.

Они стараются не посвящать в нее других людей, просто потому, что избегают осуждения с их стороны.

Трудно обратиться за помощью с таким вопросом, не испытывая внутри себя чувства вины и стыда за то, что вырастили бессовестного, непорядочного человека.

Иногда даже создается ощущение, что сейчас те моральные принципы, на которых мы выросли, обесценены. И наши собственные дети не придают этому никакого значения, несмотря на то, что мы стараемся воспитывать их так же, как наши родители воспитывали нас.

Попался на воровстве – будешь наказан! Что мы сделаем, когда ловим нашего ребенка на воровстве? Конечно, мы его отшлепаем. Это как минимум. Ведь это не какой-то мелкий проступок. Это же ВОРОВСТВО! И родителям порой очень тяжело себя сдерживать. От возмущения «хочется прямо схватить и выдрать ему руки, чтобы больше даже подумать не мог о таком».

А после экзекуции начинается разговор, и мы стараемся ему объяснить, что если он будет продолжать так поступать, то вырастет преступником, вором, отбросом общества. Говорим ему, что его никто не будет уважать, что он закончит свою жизнь на улице или в тюрьме.

Почти сразу после наказания мы начинаем ощущать чувство вины. За то, что были слишком строги, не смогли себя сдержать. Опять начинаем копаться в себе, пытаясь понять, где мы допустили ошибку.

Замкнутый круг

Через какое-то время все повторяется. Опять кража, опять попытки понять причину и объяснить ему последствия. Иногда кажется, что ребенок специально провоцирует нас таким своим поведениям, вынуждает наказывать его каждый раз еще сильней.

Почему у хороших родителей вырастают «плохие» дети? Почему некоторые дети склонны к воровству? Как поступать в таких случаях? Точные ответы на все эти вопросы дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Почему наши дети непохожи на нас?

Системно–векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что все мы разные именно по своему внутреннему содержанию. Наш ребенок может быть непохож на нас, и это совершенно нормально, потому что люди рождаются с разными психическими качествами. Это объясняется наличием разных векторов.

Вектором называется группа врожденных желаний и психических свойств человека. Всего существует восемь векторов, каждый из которых определяет жизненные ценности человека, его мысли и поступки.

В наше время люди, в основном, имеют от 3 до 5 векторов. Даже во внешнем виде людей мы можем наблюдать отличительные особенности каждого вектора.

Именно врожденные желания задают особенности развития ребенка. А мы смотрим на детей через себя и свои свойства. Вот мы, например, были послушными детьми, усердно учились, уважали старших.

Нас не надо было приучать делить все поровну, не врать, не брать чужого. Мы будто родились честными и порядочными. Конечно, мы не были идеальными, но всегда старались стать лучше.

Поэтому мы искренне не понимаем, как можно не испытывать желания быть честным и порядочным человеком.

Так мы оцениваем поведение своих детей, сравнивая с собой – это ведь мой ребенок, моя кровь, мои гены. Став родителями, мы стараемся воспитывать своих детей так же, как воспитывали нас наши мамы и папы.

Ведь благодаря им мы выросли достойными членами общества. Но оказывается, внутри мы по-разному устроены. У нас разные бессознательные желания.

В этом корень всех проблем и непонимания между детьми и родителями.

Разрешите ему быть другим

Часто бывает так, что наш ребенок совсем на нас не похож. Вроде, и носик наш, и глазки, а внутри как будто кто-то другой сидит. Вот и растет непоседливый малыш. Все время куда-то бежит, вертится постоянно. Игрушками делится неохотно. Только и слышишь: «Дай, дай, мое!»

Ему хочется все делать одновременно, бросает начатое, хватается за новое. Похвала для таких детей мало что значит, материальное вознаграждение мотивирует лучше. Дашь конфету – пойдет, положит в мешочек, рядом с другими. Уже и коробочку ему отец сделал, так он говорит: «Мешочек удобнее: взял и пошел, да и влезет больше».

Такое поведение вызвано наличием кожного вектора. В детстве, вплоть до окончания пубертата (возраста примерно 16-ти лет), мы развиваем свои врожденные качества, реализацией которых занимаемся уже будучи взрослыми.

Кто вырастает из неугомонных детей

Обладатели кожного вектора — это добытчики от природы. Их основное врожденное желание – добыть и сохранить. Они обладают стройным гибким телом, что, в свою очередь, является отражением их гибкой психики.

Люди с кожным вектором организованны, обладают логическим складом ума. Их лидерские качества проявляются в желании ограничивать как себя, так и других людей, поэтому они дисциплинированны и способны требовать этого от других. Это им мы должны быть благодарны за невероятные инженерные достижения цивилизации, за спортивные победы и за создание законов.

Стремление к экономии, в том числе, экономии времени и пространства, вынуждает их изобретать новые технологии.

От моста, соединяющего два берега реки, до космического корабля, в считанные секунды преодолевающего десятки тысяч километров.

Уже не говоря про пульт для телевизора, давший всем нам возможность лишний раз не вставать с уютного теплого дивана. Кожные изобретения, безусловно, экономят время и силы миллионам людей.

Для людей с кожным вектором высшей наградой является материальное поощрение и признание их лидерства и превосходства. Все их качества нацелены на получение прибыли, достижение успешного результата. Они становятся прекрасными финансистами, юристами, инженерами, спортсменами, бизнесменами.

Как развивается ребенок

Но наш ребенок не рождается изобретателем и бизнесменом сразу. Свойства психики еще нужно развить в детстве. В этот период очень важно ощущение безопасности, которое, в первую очередь, дает ребенку мать. Он еще несамостоятелен и нуждается в защите и поддержке родителей.

Помимо элементарных, но жизненно необходимых еды и сна, важно учитывать и психологические особенности такого ребенка при его воспитании. Тогда он будет развиваться гармонично. Но нам кажется, что «яблоко от яблони недалеко падает», и мы искренне возмущаемся и не понимаем, почему вдруг ребенок начинает воровать. Мы же его этому не учили!

Маленький добытчик, или с чего начинается «воровство»?

Поскольку по природе ребенок с кожным вектором — это добытчик, даже когда он еще маленький, у него «хаптильные» ручки. Такие дети все тянут к себе, не любят делиться игрушками и конфетами. Лучше отложат или спрячут где-нибудь в тайном месте.

Пока ребенок совсем маленький, родители смотрят на его поступки с умилением: что поделаешь – неразумное дитя. Но когда ребенок начинает играть с другими детьми, вдруг выясняется, что он «забрал» чужую игрушку из песочницы. Причем сделал это так незаметно, что мама обнаружила ее только дома. Возмущению нет предела. Начинается первый воспитательный разговор о ВОРОВСТВЕ.

Хотя ребенок даже понятий таких не имеет – он добыл игрушку, она его трофей. Но в глазах матери, которая «чужого сроду не брала» — это страшный поступок, и она начинает наказывать ребенка, сначала словами, а затем и шлепками. Ведь сколько раз ему говорили, что так делать нельзя, а он не понимает. Может, так до него дойдет – оправдывают сами себя родители.

Бить детей – это останавливать их развитие

Именно кожные дети с нежной и чувствительной кожей имеют низкий болевой порог и воспринимают физические наказания тяжелее других.

Если родители бьют своего ребенка (а именно они — его опора и защита), то, тем самым, как бы говорят ему: «Мы тебя больше не защищаем, теперь ты сам по себе».

В таком состоянии ребенок больше не получает ощущения защищенности от родителей, и у него включается архетипичная программа поведения.

Теперь, чтобы выжить, он вынужден сам заботиться о себе. Но ребенок еще не готов стать взрослым, его психика еще не развита.

Поэтому он начинает действовать как первобытный кожный человек, добывая все, что попадает в поле его внимания (игрушки, конфеты, деньги) любыми способами, то есть воровать.

Или исполнять свою архетипичную видовую роль, успешное выполнение которой обеспечивало кожному человеку безопасность в первобытной стае. Так ребенок, действуя неосознанно, пытается получить утраченное ощущение безопасности. А взрослые видят это как воровство.

Почему наказания не помогают

Любой человек старается избегать страданий. С таким же усердием он ищет удовольствия. Кто-то получает его от благодарности за свою работу, от признания и уважения. Человек же с кожным вектором нуждается в признании его лидерства, первенства, в достижении социального и имущественного превосходства.

Когда мы, родители, ругаем своего кожного ребенка за воровство, говоря, что он вырастет никчемным человеком, отбросом общества, мы раним его достоинство. Это такая же боль, как и от физических наказаний.

Так как терпеть боль и унижение тяжело, гибкость психики и высокая способность к адаптации у ребенка с кожным вектором помогают ему научиться получать удовольствие от наказания.

На физическом уровне это происходит за счет выделения опиатов, эндорфинов, что является защитной реакцией и действует наподобие обезболивающего. И как это нередко бывает, обезболивающее вызывает привыкание.

Так желание к получению удовольствия и необходимость в ощущении безопасности загоняет этого маленького человечка в ловушку. Он продолжает воровать, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя защищенным.

Затем получает свою дозу эндорфинов — удовольствие от наказания. Это повторяется вновь и вновь, вырабатывается стойкая привычка. В дальнейшем это может стать также причиной формирования сценария на неудачу.

К каждому нужен индивидуальный подход

Что же делать, если наказывать ребенка нельзя? Нас наказывали, и мы выросли честными, порядочными, уважаемыми людьми. Мы склонны следовать примеру своих родителей, упуская из виду, что мы все рождаемся разными.

Что для одного ребенка является наказанием, которое заставляет задуматься о своем поведении и исправиться, то для другого может стать причиной стресса и остановки в развитии.

Читайте также:  Влияние американских мультфильмов на психику ребенка

Все дети, да и любой взрослый, одинаково плохо реагируют на физическое наказание и крик. И к представителям каждого вектора нужно применять индивидуальные методы воспитания.

Как воспитывать ребенка с кожным вектором

Кожному ребенку пойдет на пользу строгое соблюдение режима дня. Конкретный список обязанностей с обозначением полагающейся за их выполнение наградой. С ними хорошо работает схема “ты мне – я тебе”. Спорт, дисциплина и четкий распорядок дня – вот лучшие помощники в воспитании кожного ребенка.

Кожный ребенок лучше других детей понимает запреты и ограничения. Если на каждое «нет и нельзя» давать четкое и логичное объяснение «почему нельзя», то это способствует развитию ребенка с кожным вектором.

В случае непослушания можно применить ограничение во времени и пространстве. Например, отправить спать на полчаса раньше, ограничить территорию прогулки – ни шагу дальше песочницы. А спокойно постоять 5 минут в углу для подвижного ребенка будет тем еще испытанием. Уж лучше убраться в своей комнате, как просила мама, чем такие мучения.

“Пряник” для кожного ребенка

В воспитании также важно и поощрение. Для мальчиков оно может быть материальным. Еще одна монета в копилку. Велосипед за хорошее окончание учебного года. С девочками лучше избегать прямого материального вознаграждения. Это может быть небольшое путешествие – ведь кожный человек так любит перемены. Или возможность участия в конкурсе, соревновании.

Самым большим удовольствием и главным «пряником» для кожного ребенка являются нежные поглаживания кожи или «массажики» от мамы. От таких действий ребенок, даже очень активный, успокаивается и чувствует защищенность и безопасность. Огромное наслаждение он получает через свою нежную кожу.

Удовольствием для кожного ребенка всегда является движение. Поэтому танцы, подвижные игры и соревнования также могут являться хорошим инструментом поощрения и наказания. Все сделал – идешь играть. Не выполнил требования – игры отменяются.

Дети с кожным вектором моментально просчитывают свою «пользу-выгоду» и в случае справедливости требования и понимания своей выгоды от его выполнения легко идут на ограничения.

Правда, иногда родителям необходимо проявить «стойкость», потому что кожный ребенок может «торговаться» и обещать сделать когда-нибудь потом то, что он должен сделать сейчас.

Так тоже проявляет себя стремление получить приз, прикладывая минимум усилий.

Мы в ответе за наших детей

Мы несем ответственность за правильное воспитание наших детей. Системно-векторная психология Юрия Бурлана точно показывает, что состояние матери напрямую отражается на состоянии ребенка. Дети тонко чувствуют все изменения, колебания психологической атмосферы в семье и незамедлительно на них реагируют.

Проходя тренинг по системно–векторной психологии, многие мамы начинают замечать изменения в поведении своих детей. И удивительным образом исчезает проблема воровства. Вы можете познакомиться с такими результатами после тренинга:

Ключ к пониманию наших детей

Лучше понимая своего ребенка, мы сможем дать ему именно то, в чем он больше всего нуждается для гармоничного развития своих психических свойств. Это поможет ему в дальнейшей реализации в социуме, что напрямую связано с качеством жизни каждого человека.

Если вы хотите более подробно познакомиться с особенностями кожного вектора, узнать, каким образом из маленького воришки-добытчика вырастить инженера, бизнесмена или законотворца, уважаемого в обществе человека, приходите на бесплатные онлайн-лекции по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь здесь: https://www.yburlan.ru/training

Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологии

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/rebenok-voruet-kak-vospitat-porjadochnogo-cheloveka

Воспитание честности ребенка

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребенка, формируются особенности его взаимоотношения с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждаются в квалифицированной педагогической помощи.

Не всякий родитель принимает эту помощь. И задача педагога, непосредственно наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию педагогических принципов. Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны.

В этой статье речь пойдет о воспитании честности и правдивости у детей дошкольного возраста.

Поговорим о честности.

— Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости.

Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать.

Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

— Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.

— Каковы причины детской лжи?

— Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых:

— боязнь наказания за поступок,

— стремление переложить свою вину на другого ребенка,

— желание получить незаслуженную награду.

Например, отец пообещал купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку было настолько велико, что побудило его к обману: в ответ на упрек отца он уверяет, что его толкнули.

Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, то такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает в будущем прибегать ко лжи.

— Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребенок фантазирует.

Фантазируя, малыш выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким.

— Я самый сильный! — утверждает 5-летний фантазёр. Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают его на явные преувеличения.

Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает события, а когда искажает их, т.е. деликатно показать — выдумке не верят.

Ребенку не говорят «Ты выдумываешь!», «Это неправда!» «Не лги!» или оскорбительное «Врёшь!» Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если подобные формулировки произносятся в присутствии товарищей.

— Можно ли недоверием воспитывать правдивость?

— Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел — понравилось — захотелось — взял; что расстаться с понравившейся вещью — выше их возможностей — не могут побороть желание усилием воли; что они не знают многих общественных понятий.

Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. «То, что я нашел, — это мое»,- решают дети.

В этом свою роль играет пословица, которую слышат дети «Что упало, то пропало» и считают, что тот, кто нашел и не считается следующим хозяином.

— Психолог Л. Наумов в книге » Год за годом» отмечает: у 4-летнего ребенка: понятие о «праве на собственность» весьма своеобразна: он считает, что ему принадлежит все, что он видит.

Для него «держать в руках» — все равно, что «владеть». Игрушка, взятая у другого, «принадлежит» ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой» .

Действительно, некоторые люди иногда уносят из сада домой игрушки или какую-либо другую вещь.

— Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?

1. Взял вещь потому, что она очень понравилась и хочет поиграть с ней или показать близким.

2. В группе мало игрушек, дети, любимые игрушки прячут.

-Среди старших дошкольников бывают случаи сознательного присвоения вещей или нарушения правил в играх, в отношениях друг с другом. И все с целью личной выгоды, лидерства. Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично разъясняет: «Ты хороший, а поступил плохо.

Может ли это быть? (т.е. подчеркивается: отрицательный поступок — случайность)».

Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически неправильно, так как в следующий раз, стараясь избежать наказания, ребенок начнет все более изощряться в обмане.

— :Воспитательница заметила, как Кирилл украдкой положил в свой кармашек маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь, возможно, мальчик, поиграв игрушкой, положит её на место. Но после прогулки там ничего не оказалось:.

— Как поправить ребенка и в то же время не обидеть его подозрением в намеренности поступка?

— Только знание истинной причины, побудившей ребенка утаить правду или взять чужое, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае.

Безусловно: ребенок в силу психологических особенностей может ошибаться, но всегда способен устоять против соблазна, иногда даже пытается делать «пробы» в нечестных поступках. Обязанность воспитателя предвосхищать проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности.

: Шестилетняя Наташа порвала книгу и пытается незаметно положить её на полку. Как отнестись к ней?

Пристыдить, сказав, что так поступают трусишки или нечестные люди? Нет, чадя самолюбие ребенка, лучше помочь ему избежать нечестного поступка.

— Наташа, не клади пожалуйста, книгу на полку. Положи её пока отдельно, а то забудешь подклеить её, — спокойно замечает воспитатель.

Девочка отдергивает руку от полки. Смущена. А воспитатель, как бы не замечая её состояния, говорит:

— Вечером непременно починим книгу. И тогда положим её вместе с другими. Запомни, пожалуйста, никогда не бойся признаться, если что-то нечаянно сломала, порвала или испортила. Честные дети всегда говорят об этом открыто.

От воспитателя требуются постоянный контроль задействиями детей, особенно за теми, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе довлеющий контроль. Иначе ребенок будет говорить правду, если он знает, что могут проверить.

— Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома?

— Способствует установление обстановки искренности и доверия к ним, внимания к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности.

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях.

— Этому способствует правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак:

— игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

— в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

— соблюдай правила игры;

— дал слово — держи его;

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого.)

И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература.

На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций.

— Какие ситуации может предложить детям воспитатель?

— Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни — в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей — воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему — то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека.

Список использованной литературы.

  1. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» г.Москва. 1994 г.
  2. Журнал «дошкольного воспитания» 1987 г. №7. Островская «Поговорим о честности»
  3. Т.А. Куликова «Семейная педагогика и домашнее воспитание». Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. — 2 издание, исп., и доп. — Москва. Издательский центр «Академия «. 2000г. — 232 с.

Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 1789 раз

Библиографическое описание:

Источник: http://troyashka.ru/vospitanie-chestnosti-rebenka/

Ссылка на основную публикацию