Каляки-маляки: художественные способности ребенка, что говорит рисунок о вашем малыше

Анализ детского рисунка: как интерпретировать «каляки-маляки» малышей

Малышу нередко впервые дают карандаш или фломастер примерно в 1 год, и с этого момента начинается его первый, «доизобразительный» период рисования, который продлится до 3–3,5 лет. В это время малыш активно осваивает возможности кисточек, красок, карандашей, мелков и т.д.

, проводя по бумаге линии, мазки, круги и спирали. Этот процесс очень важен для развития ребенка не только потому, что тренирует руку, – он еще и стимулирует мышление, внимание, воображение. На первых порах малыш не пытается выразить что-то определенное, а лишь повторяет действия взрослых.

Но ближе к 3 годам его рисунки начинают напоминать предметы.

В раннем возрасте малыш еще не воспринимает рисование как отражение мира в разных цветах, для него все предметы могут быть совершенно разного цвета. Ребенок больше увлечен экспериментированием с цветом. Поэтому в рисунках малышей могут часто встречаться темные, черные цвета, поскольку они наиболее контрастны на белой бумаге.

К психологии детского рисунка раннего периода (до 3 лет) нужно относиться спокойнее, ведь малыш еще сам только знакомится со своими возможностями.

Анализ детского рисунка: интерпретация

Рисунок мальчика очень яркий, красочный. В своей работе он использовал около пяти оттенков, что полностью соответствует его возрасту и говорит о хорошем психическом развитии.

По цветовой палитре явно выделяется синий цвет, переходящий в голубой и белый, и желто-оранжевое пятно. Синий и белый цвета обычно выбирают чувствительные люди, склонные к размышлениям, с богатой эмоциональной сферой.

Желтый цвет характерен для оптимистов, творческих людей, комфортно себя ощущающих в своем окружении.

В рисунке мальчика видны линии и штрихи: разнонаправленные, перекрещивающиеся друг с другом, закругленные и ломаные. Это свидетельствует о достаточном развитии зрительно-моторной координации малыша, его самоконтроле.

К тому же в рисунке наблюдаются замкнутые фигуры – круги, что говорит уже о том, что ребенок вышел из «доизобразительного» периода и приближается к стадии схематичного изображения. Его рисунок был сделан на определенную тему: «Птенцы в гнезде» (большое желтое гнездо и маленькие белые птенчики).

Можно сказать, что графические следы от красок на бумаге начинают связываться у ребенка с окружающим миром, приобретать зрительное значение, а это говорит о развитии фантазии и образного мышления.

Рисунок выполнен красками, а не карандашами, поэтому ничего нельзя сказать о силе нажима и типе линий, сложно обнаружить какие-то особенности тонуса и нервной системы малыша. Можно лишь сказать об отсутствии явной тревожности.

Заметно, что в рисунке малыша появляются не только спирали и круги, но и точки с линиями внутри этих замкнутых элементов, периодически выступающие за границы.

Это может свидетельствовать о приобретении ребенком самосознания, о начале его отделения от мамы и готовности к общению в коллективе.

Такие характеристики выступают первыми признаками начинающейся социализации малыша и очень важны для определения его готовности к посещению детского сада.

Психология детского рисунка: вывод

Исходя из рисунка мальчика, можно предположить, что он хорошо развит для своего возраста. Присутствие разнообразных элементов в картинке свидетельствует о сформированности зрительно-моторной координации и моторики руки, характерной для 3 лет.

Расположение элементов на рисунке (присутствие не только линий, кругов и спиралей, но и точек, «лучей» внутри замкнутых фигур), использование всего пространства листа говорит в пользу того, что ребенок достаточно социализирован для своего возраста. Скорее всего, он обладает довольно сильной, устойчивой нервной системой.

На момент рисования, вероятно, он чувствовал себя психологически комфортно, благополучно. 

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/mama/psiologiya/1877/analiz-detskogo-risunka-kak-interpretirovat-kalyaki-malyaki-malyshey

Методическая разработка на тему

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«КАЛЯКИ – МАЛЯКИ: О ЧЕМ ОНИ МОГУТ РАССКАЗАТЬ?»

(консультация для родителей)

Большое значение для развития, в том числе и творческого воображения и наблюдательности, имеют так называемые «каляки-маляки». Ребенок, впервые взявший в руки карандаш, рисует непонятные загогулины, кружочки, черточки и т. п.

Задача взрослого — обратить внимание ребенка на то, что даже в этом карандашном клубке линии можно найти изображение. Любая линия — это уже начало творчества.

Поиск смыслового образа развивает воображение и наблюдательность не только у детей… Это несомненно полезное занятие и для малышей, и для взрослых.

Рисование каляк-маляк интересно не только дошколятам, но и младшим школьникам. Только теперь они уже более осмысленно подходят к поиску.

Почему это важно и для ребенка? Ведь малыш еще не умеет ставить цели и реализовывать их, его словарный запас и кругозор еще очень малы. Он ничего не увидит. Да, это так, но зато он умеет держать карандаш и калякать. Мы же показываем, что у него получилось нечто.

Важность данного вида творчества несомненна: это и самостоятельная работа (для деток постарше), и развитие мелкой моторики. Каляки-маляки способствуют развитию творческого мышления, фантазии, воображения. К тому же это бесплатная раскраска и способ научиться раскрашивать не выходя за пределы контура. А если отдельные детали штриховать?..

Едва ли найдется семья, в которой бы не собирали детские рисунки. Вначале это просто «каляки-маляки», затем «точка, точка, запятая – вышла рожица кривая», позже у девочек – принцессы, а у мальчиков – автомобили.

Рисунки взрослеют вместе с нашими детьми. И если научиться «читать» их, понимать, как они меняются с возрастом, то можно многое узнать о своем ребенке, о его психологическом состоянии, о том, как изменяется его мироощущение. И наконец, вовремя распознать в юном художнике талант.

 От 1 до 3 лет: доизобразительный период

Ребенок еще не может изображать предметы – он скорее экспериментирует с карандашом. Поначалу это спонтанное чёркание.

Постепенно от штрихов малыш переходит к неотрывным круговым движениям: на листе появляются спирали, круги, зигзагообразные каракули. Подражая, он проводит вертикальные и горизонтальные линии.

Со временем ему удается нарисовать кривую замкнутую линию. Наступает новый этап – узнавание. В рисунке ребенок узнает и с радостью называет предмет: мячик, солнышко.

От 3 до 5 лет: изображение как образ предмета.

К трем годам у детей появляется интерес к процессу рисования. У ребенка рождается замысел рисунка, то есть он хочет изобразить что-то конкретное: здание, предмет, человека.

Если у трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги», то к четырем годам это уже два овала с ручками и ножками – палочками, в пять лет – появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.

Начиная с четырех лет детские рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник.

От 5 до 7 лет: изображение как образ явления/события.

Этот возраст специалисты называют «золотым веком» детского рисования. Изображаемый человек обретает уши, брови, волосы, шею, одежду.

На рисунке часто наблюдается эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно (например, дом с предметами внутри).

Осваиваются новые выразительные средства – пропорциональность предметов и их частей, использование цвета, смысловое расположение фигур. При этом самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка.

Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе.

Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом.

Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.

Детские каляки-маляки могут рассказать родителям обо всем, что происходит в маленьком внутреннем мире их ребенка. На своих рисунках малыши невольно показывают свои переживания, чувства и эмоции.

Точно расшифровать значение детских каляк-маляк может лишь специально обученный психолог.

Хотя самые обыкновенные мама и папа, внимательно присмотревшись к рисункам своего чада, могут узнать много интересного о том, что творится в его душе, о том, что он не может сказать вслух.

Прежде всего, родителям стоит обратить внимание на цвета, которые преобладают в рисунках ребенка. Яркие и сочные оттенки на детских картинках говорят о хорошем настроении карапуза, а серые и мрачные – о плохом. Если ребенок использует в своих рисунках только два цвета, не замечая остальных, возможно он находится в депрессии.

Расположение рисунка на листе бумаги также играет немаловажную роль в его расшифровке. Неуверенные в себе малыши располагают изображение на какой-то определенной части листа, а не на всем его пространстве. Кроме этого, дети с повышенным чувством тревожности часто перерисовывают свои рисунки, стирают части, которые им не понравились, и так постоянно.

Благополучие в семье обычно выражается на рисунках ребенка в виде веселых лиц, бантиков на голове мамы или сестренки, яркой одежды близких. Если малыш не считает взаимоотношения в семье благополучными, его рисунки обычно очень схематичны, они отличаются своей незаконченностью.

Если ребенок нарисовал себя отдельно от других членов семьи, в неприметном уголке или на большом расстоянии, скорее всего, он чувствует одиноким и изолированным. А может быть, малыш так нарисовал себя по какой-либо задумке. Родители, в любом случае, должны выяснить у карапуза причину его отдаленности от всех на рисунке.

Ребенок же, нарисовавший только себя, да еще и крупным планом, скорее всего настоящий маленький эгоист, привыкший быть главным объектом внимания и заботы со стороны окружающих его людей.

Размеры домочадцев на детском рисунке могут рассказать о том, кто, с точки зрения малыша, является в семье самым главным.

Те, кого ребенок изобразил на своем рисунке ближе к себе, являются для него самыми любимыми и значимыми членами семьи, друзьями.

Если попросить малыша нарисовать свою семью, первым он нарисует того человека, которого любит больше всего. Если ребенок забудет про кого-то на своем рисунке, скорее всего, у него есть конфликт с этим человеком.

Множество острых углов, колючек, резких линий, на детском рисунке могут свидетельствовать об агрессии ребенка. А плавные и округлые линии, соответственно, указывают на доброту в характере малыша.

Заниженную самооценку ребенка можно отследить по постепенному сползанию рисунка к левому нижнему углу листа.

Изображение, нарисованное четкими жирными линиями, указывает на то, что ребенок уверен в себе. А вот детская нерешительность проявляется в рисунках крохи едва заметными на листе бумаги линиями, блеклыми и невыразительными.

Плечи нарисованного персонажа говорят о его физической силе и власти. Крупные уши обычно изображают на своих рисунках малыши, чувствительные к критике. Четко прорисованные зубы – признак агрессии.

Таким образом, детские каляки-маляки должны стать для родителей важным показателем особенностей личности малыша, состояния его внутреннего мира, скрытых волнений или переживаний.

Воспитатель: Фомичева С.А.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/06/23/konsultatsiya-dlya-roditeley-kalyaki-malyaki-o-chem

Детские рисунки. О чем говорят каракули?

По возрасту

Существуют возрастные этапы развития детских изобразительных возможностей. Овладение теми или иными навыками рисования говорит о развитии ребенка. До 3 лет маленькие творцы проходят две стадии.
 

Стадия каракулей
Период каляк-маляк длится приблизительно до 2 лет. Малыш просто учится держать в руке карандаш, управлять им: рисует черточки, штрихи, линии, точки, загогулины.

Изобразить какую-либо фигуру кроха может лишь случайно, да и цвет для него не имеет ни малейшего значения.

Для ребенка сейчас важен именно факт того, что от движения его руки на бумаге остается след карандаша, отпечаток ладошки (если творит пальчиковыми красками). Но кроха пока просто экспериментирует.  

На этом этапе развития очень важно дать малышу «вырисоваться», почувствовать уверенность от своего умения работать с карандашом (красками) и бумагой, убедиться в самостоятельном владении «инструментом».

Поэтому на стадии каракулей не следует его учить «правильному» рисунку, не нужно держать и направлять его руку. В этот период не следует пугаться и того, что малыш густо закрашивает лицо у человечков, нарисованных для него взрослыми. Это не протест, не отрицание и не агрессия.

Скорее всего дело в том, что   до двух лет у крохи еще нет осознания себя как отдельного индивида и человеческого лица как видимого воплощения личности. До двух лет достаточно уметь заполнять каляками-маляками все чистые гладкие поверхности, которые окажутся доступны.

Читайте также:  Как копирайтинг стал моим единственным источником дохода

Единственное, что должно обеспокоить тебя в этом возрасте – полное отсутствие интереса к тому, чтоб оставить свой след на бумаге или на белом подоконнике.

Стадия образного мышления (ассоциативная) С двух до трех лет кроха уже начинает осознавать саму возможность отразить на бумаге окружающий его мир.

Хотя рисует он по-прежнему каракули, но уже пытается объяснить тебе, что же изображено: «Это я, а это мама, папа, кошка, машинка, наш большой гараж…»

Скоро его рисунки приобретают более четкие и связанные с действительностью очертания. Этот этап детского рисунка еще называют стадией «головоногих».

Людей малыш рисует в виде круга – головы с прутиками ручек и ножек. Важно то, что на лице он уже рисует глаза, рот, нос. Изредка добавляет «головастику» уши.

Это свидетельствует о том, что формирование его представлений о человеческом теле и роли, которую играют органы чувств (зрение, обоняние, осязание), происходит своевременно и адекватно.

Длительное отсутствие на рисунке глаз, носа, рта, рук, ног вызывает определенные вопросы. Возможно, следует обратиться к психологу.

Особенно это касается тех случаев, когда ребенок плохо говорит, развивается медленнее сверстников.

Широкая палитра

Ближе к трем годам становится важен и выбор цветов для рисунка, который уже происходит сознательно.
О благополучном эмоциональном состоянии малыша свидетельствуют как теплые (желтый, оранжевый, розовый), так и холодные (зеленый, синий, голубой) цвета.

Они спокойные, неаффективные. Многие психологи тревожатся, когда в детском рисунке много ярко-красного. Это может быть показателем сильного внутреннего перенапряжения и даже агрессии. Однако только на основании рисунка делать вывод о том, что в душе крохи «все кипит», было бы неверно.

Возможно, малышу просто нравится яркий сочный цвет. Он и с желтым, и с оранжевым готов работать так же самозабвенно. Словом, непоседы любят такие цвета. А вот увлечение крохи насыщенным фиолетовым должно тебя насторожить – оно с высокой достоверностью является признаком сильного напряжения и тревоги малыша.

Ребенок тихий, не очень общительный, склонный к «вдумчивому подходу» к жизни?   Пожалуй он остановится на темных и бледных оттенках, включая серый и черный. Если кроха спокоен и доверяет близким, это не слишком тревожный признак.

Однако если черный цвет на детской картинке преобладает, в основном используются жирные линии, нарисованное густо закрашено черной краской, – обратись к детскому психологу. Кроха живет в состоянии какого-то страха, он подавлен. Вместе со специалистом вам следует разобраться в причинах его переживаний и устранить их.

Так я живу

Обрати внимание на то, как твой малыш заполняет лист бумаги. Полностью, не оставляя даже просвета или сосредоточивается исключительно в уголке? А может посередине? Так карпуз изображает мир, в котором живет.

Попроси ребенка нарисовать вашу семью. Если он помещает в центр себя самого, а вокруг близких людей и любимые предметы (причем заполняет ими весь лист), – с ним все в порядке. Он так и должен чувствовать себя в счастливой и защищенной Вселенной раннего детства.

Но когда рисунок крохи занимает только часть листа, все, что карапуз изображает, мелкого размера, и себя он располагает в углу, насторожись. Так рисуют дети с заниженной самооценкой, не справляющиеся с предъявляемыми к ним требованиями, страдающие от сильной критики.

Бывает, конечно, что кроха занят своим делом и черкает рисунок на ходу. Это не считается. А вот когда подобные «миниатюры» характеризуют стиль рисования сына или дочки, – это тревожный сигнал.

Пожалуйста, не жди, что малыш перерастет. Даже если ты станешь напоминать ему, чтобы он использовал весь лист, проблема не решится. Она не в рисунке, а в семье.

И тут очень важно всем быть внимательными.

Взято отсюда:  

Источник: https://sovet.kidstaff.com.ua/advice-81135

Игры воображения. Каляки-маляки

Как научиться рисовать из воображения? Как создать на бумаге мир, который существует только в моей голове? Наверное, такие вопросы возникают у многих, кто однажды берется за карандаш.

Это действительно очень увлекательно и вдохновляюще, создать что-то, чего никогда не было, нарисовать образ того, что вовсе кажется невозможным в нашем мире. Нарисовать так, чтобы и другие увидели то, что видим мы. Воображения позволяет создавать свои собственные миры, а рисование дает возможность их запечатлеть и показать другим.

Что же нужно для того, чтобы научиться рисовать то, что представляешь?

Я бы сказала, что в рисовании из воображения само воображение занимает довольно маленький процент, гораздо больше – это собранный художником материал, его знания и опыт, а также эффект случайности.

Давайте попробуем представить себе какое-нибудь несуществующее животное. Каким оно будет? Из чего мы будем создавать этот образ, что послужит для него «строительным материалом»?

Предположу, что вы станете сочинять его, комбинируя любым, даже самым невероятным способом, части уже известных животных: голова от одного, тело от другого, хвост от третьего, чешуя, перья или шерсть, крылья, уши, рога, копыта, любые элементы существующих животных во всевозможных сочетаниях.  «Кирпичиками» для построения нового образа будут служить образы уже известные, хранящиеся в нашей памяти.

Таким образом, чем больше мы узнаем о мире, изучаем и исследуем его, тем больше «строительного материала» получает наше воображение. Воображению нужна пища, впечатления, которые оно получает благодаря нашей наблюдательности и любознательности.

Художник питает воображение и собирает материал для своей работы разными способами. Например, выполняя регулярные зарисовки, посредством рисунка собирая необходимые ему сведения о мире. Мы можем собирать материал и непосредственно для реализации какой-то идеи.

Если вы увидели картинку в воображении, но вам не хватает детальности и знаний о предмете, вы отправляетесь на их поиски в окружающем мире, ищете картинки в интернете, зарисовываете похожие объекты с натуры, изучаете строение или принцип действия интересующего объекта.

Например, чтобы нарисовать морскую волну по воображению, хорошо бы понаблюдать за реальными волнами, изучить как и почему она возникает, как движется, какую форму имеет.

Айвазовский писал свои картины в студии, причем, говорят, что окна его студии вовсе выходили на противоположную от моря сторону, но он на столько тщательно изучал море и так хорошо его знал, что мог писать шедевры никуда не глядя, обращаясь к своему опыту, знаниям и памяти.

Рисунок по памяти также хорошая практика для тренировки, он равноценен рисунку по воображению, потому что и в том и в другом случае нужно воссоздать на бумаге картинку, существующую только в нашей голове. Постоянная практика рисования по памяти позволяет научиться смотреть внимательнее и замечать больше, а значит  уметь наделять большей детальностью и воображаемый сюжет.

Можем ли мы на самом деле в воображение создать картинку столь же четкую и детальную, как в жизни? Воображая дом своей мечты, например, получится ли в своей голове рассмотреть все до мелочей? Увидеть каждый кирпичик стены и то, чем он отличается от соседнего, каждую неровность на штукатурке, каждую щербинку и трещинку, узнать как чувствуется ногами ворс ковра, какая мебель стоит в нашем доме и на каких местах, что лежит на столе, куда мы кладем ключ, когда входим в дом и т.д. и т.п. Большинству из нас не удастся вообразить все так четко, скорее мы видим некий обобщенный образ и общее ощущение, которое он у нас вызывает. Чтобы добавить картинке четкости, нам нужно собрать для нее материал. Т.е. чтобы обставить воображаемый дом мебелью, нужно поинтересоваться темой мебели, подобрать то, что нам нравится, присмотреться к коврам, походить по ним, чтобы узнать как они ощущаются.

Наша память вообще с трудом хранит много информации. Кимон Николаидис об этом писал: «Я часто просил учеников нарисовать по памяти входные двери своих домов.

Несмотря на то, что они прекрасно знали свои дома и умели открывать двери, они частенько не представляли себе, обшита ли дверь панелями, как выглядит наличник вокруг нее, не помнили даже, с какой стороны находится дверная ручка.

Художник должен постоянно контактировать с самыми различными объектами и предметами, и этот контакт должен заключаться в наблюдении за тем, что делает конкретная вещь, каково ее предназначение».

Также художник использует для рисунка из воображения и свои знания и опыт, приобретенные им во время обучения, во время рисования с натуры, во время своих наблюдений и рисунков по памяти.

Например, если хочется сделать рисунок несуществующего животного в реалистичной манере, знание анатомии может очень в этом помочь.

А если ранее художник много практиковался в рисовании любых животных, то и несуществующее он нарисует без труда.

А еще в рисунке по воображению присутствует эффект случайности.

Мы не можем продумать и вообразить себе все до мельчайшего штришка, рисунок сам проявляет себя, выдуманные герои оказываются со своим собственным характером, линия, сама собой рождающаяся под твоим инструментом, ведет тебя и подсказывает, что делать дальше.

Здесь рисунок становится как ребенок, он будет похож на нас и будет нести в себе отпечатки наших генов, но заказать точные параметры будущего ребенка мы не можем. Он будет таким, каким родится.

Упражнение

Предлагаю вам выполнить упражнение для тренировки воображения, которое хорошо учит доверять эффекту случайности, совмещать его со своим воображаемым образом, а также использовать свои знания и при необходимости искать дополнительные сведения, чтобы этот образ доработать.

Это удивительно приятное, ни к чему не обязывающее рисование больше похоже на игру.  Можно заниматься им вместе с детьми. Доверьтесь случайным линиям, позвольте им вести вас и самим проявлять то, во что они хотят превратиться.

Ослабьте контроль, не пытайтесь загонять линию в представления о правильной колее, лишь мягко направляйте её, помогайте ей самой рождать образ. Здесь нет каких-то правил исполнения, что получилось, то получилось, эффект случайности.

Начинается все с того, что мы рисуем на листе бумаги просто хаотические линии, каракули, каляки-маляки, свободно водим карандашом по бумаге в разные стороны. Для чистоты опыта можно даже рисовать каракули вслепую, не смотреть на лист.

Тут есть поле для эксперимента: можно черкать плавные линии, можно зигзагообразные, можно совмещать эти виды, можно делать каракули меньше или гуще, линии крупнее, размашистее или короче. Это задаст направление для будущего рисунка.

Затем в этих каракулях мы начинаем искать образы, силуэты, которые будут нам что-нибудь напоминать. Может вы увидите там мультяшных героев или необычные лица, животных, пейзажи или какие-то сценки. Повертите лист разными сторонами, поищите разные образы.

Вот здесь, например, у меня начал вырисовываться трицератопс, бегущий с рюкзаком в школу:

Дальше мы выбираем наиболее приглянувшийся силуэт и начинаем его развивать. Здесь тоже есть огромный простор для воображения и экспериментов. Можно развить образ как в примере с моей птицей, он мультяшный, но при этом я добавила какие-то фактуры, тени, намек на объемность.

Можно доработать увиденное красками или цветными карандашами, превратить образ в мозаику или разрисовать в стиле дудл, сделать его более мультяшным или более реалистичным.  А можно продолжать развивать рисунок теми же каракулями, для тех кто знаком с курсом К.Николаидиса такой способ известен как жестовый рисунок.

Словом можно делать все, что придет в голову.

Вот здесь я увидела в каракулях пейзаж и продолжила развивать его в духе жестового рисунка:

Читайте также:  3 важных истины, которые я осознал после рождения сына

На этапе доработки образа мы можем обратиться к дополнительным источникам информации, поискать необходимые нам данные и сведения об объекте изображения. Например, рисуя птицу я посмотрела фото птиц, изучила строение их перьев, посмотрела как выглядят их лапы.

Можно поискать картинки на схожую тематику или найти такой же сюжет в жизни и подсмотреть, как что-то нарисовать, как устроено то, что мы рисуем, как оно может еще выглядеть. Сбор необходимой информации вполне естественен, поскольку наша память не хранит так много деталей.

Черпая идеи из реальных объектов и обогащая этим наш рисунок из воображения, мы будем развивать свою наблюдательность.

Исследуя и развивая причудливые изгибы каракулей, мы развиваем в себе различные навыки, необходимые для рисования по воображению.

Поиграйте в каракули, я уверена, вам понравится это упражнение. Специально для этих рисунков у нас есть отдельный альбом в нашей группе в контакте:

https://vk.com/album-31314348_237367585

Загружайте туда свои работы, давайте радоваться и удивляться тому, что из этого может выйти. Чем больше вы загрузите рисунков, тем быстрее вдохновите меня на новые статьи.

А вот каляки-маляки некоторых участников нашего кружка, многим уже понравилось это упражнение. Посмотрите, что родилось у них.

Сусанна Мкртчян

Ирина Терещенко

Вячеслав Щукин

Елена Гречко

А участница нашего кружка Ирина Александрова сопровождает свои рисунки еще и дивными стихами.

Я не знаю, как это рождается, Глаз не видит, рука лишь ведет… Почему-отчего получается

Кроко-бабушка песни поёт …

Какая же песня без звука, Пусть будут здесь радостны все, Звучит барабан и труба (как бузука),

И мишка доволен вполне…

Это что за Чудо-юдо, И куда несется так? И взялось оно откуда? Убегает от собак? На концерт спешит наш зритель, Чтоб порадовать друзей, Он испек пирог с капустой

И несет им поскорей.

А это творчества процесс: Создание игрушки. Уже и туловище есть, И лапочки и ушки… Еще один последний штрих И все уже готово… Творец, он своего достиг

В созданиях другого.

Тут получился чародей С загадочной усмешкой. Он видит всех насквозь людей…

Играя, словно… пешкой…

На маскараде жизни Все маски хороши: Ты плачь в ней или смейся, Не выдает Души… Надеты прям на тело Решительной рукой… Со страхом или смело

Лицо своё открой!..

Я сейчас свободна делать то, что я люблю. И со знаньем дела это говорю. Не к чему препоны для меня чинить,

Если начинаю я сейчас… Творить…

Источник: http://izotika.ru/kalyaki-malyaki/

Читать КАЛЯКИ-МАЛЯКИ

КАЛЯКИ-МАЛЯКИ

Первые опыты рисования

В книге представлена оригинальная авторская методика обучения рисованию детей от 1 до 3 лет.

Сказочные истории и задания, которые можно выполнять непосредственно в книге, не только познакомят малышей с мерными приёмами изобразительной деятельности, но и помогут превратить рисование в увлекательное, захватывающее и полезное занятие.

Предназначена для детей и родителей, воспитателей детских садов и руководителей изостудий.

Дорогие родители!

Если ваш ребёнок уже обнаружил замечательное свойство карандашей и фломастеров оставлять на поверхности следы, если он уже изрисовывает листы бумаги (и не только!) закорючками и линиями, то, возможно, ваш ребёнок уже готов и к осознанному их воспроизведению.

Задача нашей книги — помочь ребёнку совершить этот переход и сделать рисование интересным и захватывающим занятием.

Чтобы ваши занятия были более плодотворными, предлагаем вам придерживаться следующих рекомендаций.

1. Заранее прочитайте сказку сами. Помните, что вам придётся читать и рисовать одновременно. «Подсказки» для родителей в книге выделены курсивом, читать их вслух не нужно.

2. Как можно больше комментируйте действия, свои и ребёнка, в игровой форме («Туча темнее… темнее… ещё темнее» и т. п.)-

3. Мы расположили задания от простых к более сложным. Постарайтесь соблюдать эту последовательность- Первое занятие — «Давайте познакомимся!» — это тест, который поможет вам определить:

— готов ли ребёнок воспринимать сказочные истории и выполнять определённые задания (возможно, он предпочитает самостоятельную деятельность);

— какими изобразительными навыками ребёнок уже овладел, а какие даются ему с трудом или вовсе не получаются.

4. Малыши часто рисуют всё одним цветом. Предлагайте ребёнку менять карандаш. Если ребёнок ещё не запомнил названия цветов, как можно чаще называйте цвет карандаша, которым сейчас работаете вы или ребёнок. Просите подать вам карандаш того или иного цвета,

5. Стоит ли давать детям цветовые штампы («трава зелёная», «солнце жёлтое» и т. п.)? Вопрос спорный. Скажите, а ещё лучше покажите ребёнку, что настоящая трава — зелёная, но пусть ребёнок сам выберет цвет карандаша. Возможно, он захочет нарисовать «волшебную» траву. Вы можете рассказать ребёнку, какой цвет и почему выбрали вы, и расспросить малыша о его выборе.

Желаем творческих успехов!

Давайте познакомимся!

Жили-были котята Вася и Муся. Однажды Муся увидела, что Вася достал лист бумаги и коробку с какими-то разноцветными палочками.

— Что это за палочки? — удивилась Муся. — Для чего они нужны?

— Сейчас узнаешь, — сказал Вася и провёл острым концом палочки по бумаге. На бумаге остался след.

— Ой! — обрадовалась Муся. — Они умеют рисовать! Ты уже догадался, что это за палочки?

— Это — цветные карандаши, — сказал Вася.

— А что они ещё умеют? — спросила Муся.

— Сейчас покажу, — ответил Вася. — Я буду рисовать, а ты повторяй за мной.

— Карандаш может рисовать точки. Вот так.., (рисуем точки, как на рисунке 1).

— Ещё он умеет рисовать линии. Вот так,., (нарисуйте несколько пиний влево-вправо, не отрывая карандаш от бумаги, как на рисунке 2).

— Может проводить линии. Вот так… (рисуем несколько вертикальных линий, как на рисунке 3).

— И вот так… (рисуем горизонтальные линии, как на рисунке 4),

— А можно и вот так… (рисуем волнистые линии, как на рисунке 5). На что это похоже?

— А ещё линия может закручиваться вот так… (рисуем линию круговыми движениями, как на рисунках 6 и 7).

— А ты умеешь рисовать кружочки? — спросила Муся.

— Умею, вот так… (рисуем кружки, как на рисунке 8. Если у ребёнка не получается кружок, можно обыграть ситуацию).

— Твой карандаш, кажется, устал, — сказал Вася. — Пусть он просто побегает по листу, куда захочет (рисуем произвольные линии по всей странице).

Какие мы молодцы! Мы многому научились: вон сколько разных красивых линий нарисовали!

Туча, дождик и трава

Вася и Муся очень любят бегать босиком по травке. Но травы вокруг их домика совсем мало.

— Чтобы выросла травка, землю должен полить дождик, — вздыхает Муся.

— Чтобы пошёл дождик, нужна большая туча, — говорит Вася. — Где бы нам взять эту тучу?

Давай поможем Васе и Мусе и нарисуем большую тёмную тучу.

Вот подул ветер: фуу-у-ф (рисуем ветер произвольными линиями внизу листа, под текстом). Начала темнеть туча (рисуем тучу над домиком произвольными штрихами либо круговыми движениями).

Пошёл дождик. Сначала редкий: кап-кап (рисуем капли точками). Потом сильнее: кап-кап-кап (отдельные короткие штрихи). Потом ещё сильнее (длинные штрихи в разных направлениях).

Дождик прошёл, и начала расти травка (рисуем травку внизу страницы и у домика короткими штрихами снизу вверх). Вот какая густая выросла трава!

Муся и Вася очень обрадовались и стали бегать по травке. Муся — маленькими шажками: топ-топ-топ, а Вася — большими прыжками: шлёп-шлёп-шлёп (рисуем следы: частыми точками — Мусины, редкими точками или штрихами — Васины). Как весело!

Рыбалка

Муся и Вася любят ловить рыбу. Вот взяли они удочки и пошли на озеро.

Поможем Васе и Мусе добраться до озера? Чтобы они не заблудились в лесу, нарисуем для них дорожки (рисуем произвольные линии между ёлками).

Вася и Муся пришли на озеро. На небе появилось солнышко. Давай нарисуем солнышку много лучиков, чтобы оно светило ещё ярче (рисуем произвольные линии от солнышка). Стало жарко.

— Я буду загорать! — сказала Муся. — А где же песочек? Нарисуем песок для Муси? (Рисуем песок точками.)

Вот как много его на берегу!

— А я буду ловить рыбу, — сказал Вася. — Ой, забыл привязать к удочкам лески! Что делать?

Хочешь помочь Васе привязать лески?

Привяжем лески к кончикам удочек и опустим их прямо в озеро (рисуем линии от концов удочек вниз).

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Источник: http://online-knigi.com/page/137095

Развиваем творческие способности детей 2-3 лет

Когда речь идет о творчестве, наша задача — помочь ребенку 

как можно выше подняться на собственную гору.

Это всё, что мы можем сделать.

Лорис Малагуцци

Каждый родитель хочет чтобы его ребёнок был талантливым, успешным, способным.

Возможно, что и существуют гении от рождения, но и от нас, взрослых, тоже многое зависит. Сегодня хочется поговорить о развитии творческих способностей детей 2-3 лет, о развитии воображения, фантазии.

Малыши — сами словно чистый лист бумаги. И очень важно не отбить желание  у них творить, раскрашивать эти чистые листы в разноцветный мир. Нужно просто дать ребенку в руки краски и предоставить возможность наслаждаться процессом.

Зачастую родители не знают, что делать с огромным количеством «каляк-маляк» своего малыша и просто выбрасывают их в мусорное ведро, не видя в них никакой ценности.

Не стоит спешить! Если ребёнок несёт вам рисунок и говорит: «Мама, смотри, как я красиво нарисовала!», то поддержите его, похвалите, для него это очень важно.

Попытаюсь переубедить  родителей, показав простейшие превращения абстрактных детских рисунков в маленькие произведения искусства. 

Любую «каляку-маляку» малыша 2-3 лет можно преобразить, всего лишь дорисовав несколько деталей, приклеить какую-то картинку, и желательно это сделать вместе с ребенком.

Дети, словно конвейер, только и успевай им подкладывать чистую бумагу, иначе в ней образуется дыра. Кстати, можно использовать коробки!

Мне кажется, что все, абсолютно все, дети любят «возиться» с красками, они наслаждаются этим процессом! Экспериментируют.
Особенно, если никто рядом не одергивает, не учит, как надо и не надо, не лезет с вопросами: «А что это ты нарисовал?»…

В эти моменты он полностью находится в своём мире, у него своё представление, мысли.

В этом году мы не изменили своей традиции и оформили для родителей выставку «Весенние фантазии».

Цель выставки: привлечь внимание родителей к творческому развитию детей раннего возраста путём использования нестандартных методов и приёмов художественного творчества.

Весна идет, весне дорогу!Лида
На закате…Никита
Эй вы, пчелки, не сердитесь, Лучше медом поделитесь.Глеб
Жар-птицыСаша
О чем поют воробушки в последний день зимы? Мы выжили, мы дожили. Мы живы. Живы мы.Эльза
Ягода-малина нас к себе манила, Ягода-малина Арсения в гости звала.Арсений
В Тихом океане живет большой краб. А мой папа краба — цап! И с тех пор боится пап, Этот тихоокеанский краб.Анна
Дождик, дождик, кап да кап, Ты не капал бы на пап, ты не капал бы на мам. Приходил бы лучше к нам.Толя
Посажу репку… Вырастет репка большая-пребольшая.Женя
Смотрит зайчик в огород, что на грядках там растет? Вот горох, морковь, капуста. В огороде стало… пусто.Виталя
По морям, по волнам, Нынче здесь, завтра там.София
Тили бом, тили бом, загорелся кошкин дом. бежит курица с ведром, и собачка с помелом, серый заюшка с листом, Раз-раз, и огонь погас.Ваня
Это что же за комочек, ковыляет между кочек? На себе несет комочек Два листочка и грибочек.Толя

Вновь хочется привести слова Екатерины Беловой, педагога-психолога:  «Это помогает детям посмотреть на своё творение другим взглядом. Что  особенно действенно в отношении тех детей, которые переживают из-за неудачного рисунка.  А вот в отношении малышей это особенная польза.

Читайте также:  Топ-8 видов спорта для беременных

Что для нас, взрослых, каракуля, то для них картина полная смысла.

 Крайне важно не просто нарисовать, но и «внимательно проговорить» рисунок — всё как в мире искусства: любой художник любит, когда о его картинах говорят, а что говорить о детках со свойственным им восприятием себя как центра мироздания».

Из детских рисунков также можно сделать:
открытку к празднику,

коллаж, 

«Детские рисунки»

Не рвите детские рисунки.

Они

таинственны и волшебны.

Я тоже когда-то

был таким же художником,

а теперь вот,

потеряв чудесный дар,

гадаю по детским рисункам,

словно разгадываю ребус,

только миллион раз сложнее — 

никакая энциклопедия здесь не поможет,

ведь каждый ребенок — 

таинственный пришелец,

инопланетянин, маленький принц.

У него

своя собственная планета, где растет

роза.

Роман Хе

Сахалинский поэт

Источник: http://yellowchickens.blogspot.com/2017/04/2-3.html

Каля-маля или о детском рисунке замолвите слово..

Previous Entry | Next Entry

annazv77У одной из моих френдесс, у rollika, маленькая дочка (ей девять месяцев). Сейчас Наоми (так зовут дочурку rollika), осваивает стадию «каля-маля» в рисовании. Вчера я пообещала rollika, что сфотографирую рисунки своей дочки, сделанные Сонечкой в разном возрасте. Сегодня обещание выполняю:)) А заодно и поделюсь тем, что знаю о детском рисунке с точки зрения психологии и педагогики. Поэтому сегодня я достала «Сонину папку», в которой хранятся некоторые её рисунки, а также первые прописи и школьные тетрадки и стала фотографировать:)) Вот эта папка:
Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в психологической литературе различно. 
В начале XX века, согласно биогенетическому закону Э.Геккеля (онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза), сторонники этой теории В.Штерн, Ж.Люке развитие рисования установили в том, что “ребенок изображает то, что он думает, полагает, знает, – а не то, что он видит”. Такое понимание природы детского рисования имело много последователей. Сторонники гештальтпсихологии, в недрах которой были заложены основы современного знания о визуальном восприятии, определяли, что “ребёнок рисует то, что видит”.
В основе идей фрейдистов лежало утверждение, что детское творчество истолковывается как выражение символов врожденных и подсознательных импульсов. На вопрос “что рисует ребёнок?” фрейдисты отвечают так: “Ребёнок рисует то, что чувствует”.
Отечественный педагог и детский психолог В.С. Мухина полагала, что рассмотрение детских рисунков с точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы детского изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи.
Уважаемый мною автор Е.А.Флерина писала, что настоящее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, поскольку в раннем возрасте (2-4 лет) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим процессом, так как не строится на замысле ребёнка.
Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет.
Первый свой рисунок моя дочь сотворила в 10 месяцев и 12 дней (рисунок подписан моей рукой, моей же рукой написаны слова мама и папа).
Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребёнка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребёнка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности. Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребёнок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг.

Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. 

Рисунки моей дочери в возрасте 2-х — 3-х лет различны. Те, которые она выполняла в детском саду на занятиях, резко отличаются от тех, которые выполнены ребёнком без участия, контроля и направления взрослого.

Смотрите сами.

Эти рисунки выполнены в детском саду:
А вот эти — самостоятельно и названия у них очень «интересные»:)) (хорошо, что я догадалась их подписать:)), сейчас бы и не вспомнила!):

Картина кружочевая:

Картина серебристая:

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они «узнаются» в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: «Это снег?» Рука опережает образ. Именно в этом возрасте Сони, одна из стен в нашей квартире приобрела очень колоритный вид:))Поэтому всегда говорю молодым родителям о том, что не надо торопиться вкладывать деньги в хороший ремонт до достижения у ребёнка возраста 5,5-6 лет:)) 

Следующая стадия развития рисунка — стадия правдоподобных изображений — характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. 

А вот рисунки Сони, выполненные на уроках рисования в первом классе (7-8 лет). Педагог Сони в обыкновенной общеобразовательной школе человек очень творческий, поэтому задания деткам даёт необычные, направленные не только на эстетическое развитие, но и обогащающие эмоциональную сферу детей. Это счастливый и несчастный воздушные шарикиА это просто бабочка:А этот рисунок Соня выполнила самостоятельно дома:А вот рисунок дочери-второклашки. Это «Весна», дети рисовали на эту тему в третьей четверти (Соне уже девять лет):
Вот так и происходит трансформация детского рисунка. Это наглядно видно по рисункам моей дочери — ученицы не художественной, а обыкновенной школы, что важно, когда речь идёт о наблюдении за трансформацией детского риснука, ведь деток в художественной школе обучают специально.
Считается, что к подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребёнок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей лёгкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.
О чём нужно помнить?

Источник: https://annazv77.livejournal.com/48451.html

Каляки-маляки: о чем они могут рассказать?

Как сказал французский психиатр Грег, «ребенок, который хорошо играет, хорошо говорит и хорошо рисует, – это и есть здоровый ребенок»…

Как слово или игра, рисунок для ребенка – это пространство для самовыражения, ведь ему важно иметь возможность свободно выплеснуть наружу все то, что он держит в себе. Кроме того, рисунок – это отражение реальности. Это общение, взгляд, сосредоточенный на реальном, встреченном или пережитом. Через рисунок ребенок выражает свою радость, боль, страх, свои вопросы или фантазии, свое отношение к другим людям, к миру, к вещам.

Каждому возрасту – свои художества

Выработка графической системы идет параллельно психическому и физическому развитию ребенка. 12-18 месяцев: рисунки в форме зигзагов, незаконченных полос и кругов, без намерения что-либо изобразить. К 2-м годам: вертикальные линии. К 2,5 годам: горизонтальные линии и спирали. К 3-м годам: законченные круги, солнце.

К 4-м годам: квадраты, ребенок пытается выразить то, что он знает, тело рисуется в полном размере. К 5-ти годам: законченный человечек, с деталями, например, одеждой, а также геометрические фигуры. К 6-ти годам: персонажи в действии и ситуациях. С 7-8-ми лет: рисунки становятся все более и более реалистичными.

Творческий подход

«Для того чтобы научиться рисовать, как Рафаэль, мне понадобилось полжизни учиться рисовать, как ребенок!» – признавался Пикассо. Художник Поль Клее расценивал себя как «инфантильного мужчину»… Ребенок, когда он рисует, – художник ли он? У ребенка пока нет эстетического чувства. Часто на его собственные суждения влияют внешние воззрения. Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого. Рисунок ребенка следует оценивать через его собственную психику, его способности, а не через взрослые интерпретации. Когда ребенок рисует, он не ставит перед собой цели «создать нечто красивое», а экспериментирует – с материалами, формами, цветом… – он рисует инстинктивно, выражая радость или желание общаться.

Рисунок и письмо

Развитие рисунка тесным образом связано с развитием речи и письма. Более того, рисунок становится первым этапом в обучении письму.

Сначала малыш учится держать карандаш, контролировать свои движения… Письмо – важная часть взрослого мира, которая завораживает ребенка, и потому он начинает подражать взрослым, делая вид, что тоже умеет писать. Обычно это происходит в 3-4 года.

С того момента, как ребенок сможет действительно писать сам ( хотя бы несколько букв, например, свое имя), он будет смешивать буквы и рисунок. А дальше, когда он дорастет до школьного возраста, он будет рисовать все меньше – письмо составит серьезную конкуренцию рисунку.

Отражение личности

Повторение. Рисуя, ребенок чувствует себя свободным в выражении своего состояния, своих желаний, позитивных и негативных эмоций. Но интерпретацию всему этому можно давать только при повторении символов. Сообщение передается посредством формы, цветов, повторяющихся деталей.

Описание. Писатель-психоаналитик Франсуаза Дольто в своих книгах советует не просто принимать от ребенка рисунок, восклицая: «Какая прелесть!». Ребенку интереснее объяснить рисунок. Спросите его, что значит та или иная деталь, поговорите обо всем, что изображено.

Однако если малыш не хочет рассказывать, не стоит его пытать. Если же вам кажется, что детские каракули лишены не только смысла, но и «художественной законченности», ни в коем случае не старайтесь направить ребенка. Так вы сделаете только хуже, лишив его свободы познания.

Рисунок не анализируется отдельно. Он рассматривается в контексте общего развития ребенка, его истории и окружения.

Тесты IQ.

Рисунки часто используются для оценки интеллектуальной зрелости ребенка. Ему предлагают нарисовать дом, человека. Личностные тесты. Многие тесты призваны выявить личностные проблемы ребенка. Например, дети с шизофренией часто делают на своих рисунках повторы. А дети с задержкой развития и вовсе нередко напрочь отказываются рисовать.

Рисунок и переживания. Психологи внимательно исследуют все, что может послужить тревожным сигналом: использование пространства, выбор цветов, тип черт и форм, сюжет и представленные элементы, размер и пропорции деталей… При последующей терапии рисунок становится трамплином для разговора с ребенком и понимания того, что он пережил.

Когда стоит беспокоиться?

— В рисунках проявляются признаки болезни. — У некоторых персонажей систематически не хватает какой-то детали (части тела, например). — Глаза косые или пустые. — Слишком много помарок. — Рисунки очень маленькие или сосредоточенны на ограниченном пространстве. — Ребенок постоянно отказывается рисовать или разрывает свои рисунки. — На протяжении месяцев рисунки повторяются. — Формы незаконченны. С другой стороны, некоторые детали могут испугать родителей, хотя на самом деле не о чем плохом они не свидетельствуют. Это случаи сцен насилия (которые не всегда отражают реальность) или когда в 3-4 года дети начинают рисовать половые органы. Дело в том, что как раз в этом возрасте ребенок впервые осознает свою половую принадлежность. Беспокоиться можно только, если эти изображения повторяются в рисунках очень часто.

Статья сайта «Кошки-Мышки»…

Источник: https://mamuli.club/kalyaki-malyaki-o-chem-oni-mogut-rasskazat

Ссылка на основную публикацию