Методика марии монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Монтессори методика раннего развития

Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

Основа метода Монтессори

«Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

Принципы системы

Система Монтессори основана на следующих принципах:

  • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
  • предоставление полной самостоятельности крохе;
  • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

  • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
  • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
  • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
  • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

Развивающая среда

Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

Разделение развивающей среды на зоны

Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

Практическая или бытовая зона

Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам.

Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол.

С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

Сенсорная

Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:

  • шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, таблички с шероховатой поверхностью, предметы для ощупывания: мячик, кубик, доска. Главное, чтобы поверхность не была одинаково гладкой;
  • таблички, коробочки, разные по цвету и весу — научат различать цвет и вес;
  • мешочки с запахами, баночки с разными вкусами — развивается обоняние, осязание;
  • чтобы научиться видеть температурные различия используют специальные сосуды с теплой поверхностью; 
  • звуковые игрушки, звенящие шарики — развивают слух;
  • хорошо помогают крохам понять формы предметов, различать их по размерам — игрушки, разных форм, размеров, цилиндрические вкладыши, используемые в блоках.

Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

Языковая

Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

Математическая

Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

Зона космоса

Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

Место для активных занятий

Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

Достоинства, недостатки системы Монтессори

Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

  • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
  • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
  • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
  • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

Источник: https://pups.su/vospitanie/montessori.html

Методика Монтессори: плюсы и минусы раннего развития

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Читайте также:  Сколько нужно спать ребенку?

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития.

Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению.

Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.

Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным.

Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов.

Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Источник: http://blog.nils.ru/metodika-montessori-plyusy-i-minusy/

Методика Монтессори

Одной из наиболее известных систем по раннему развитию ребенка является система Марии Монтессори.

За её методикой закрепилось название средовой, поскольку раннее развитие детей определяется специально созданной и подготовленной развивающей средой.

Ребёнок фактически самостоятельно разрабатывает свою программу обучения в развивающей среде, решает чем и когда он будет заниматься.

Суть методики Монтессори

Основным принципом методики Монтессори является разбиение развивающей среды на тематические зоны с подобранным материалом, всего в количестве пяти зон:

1. зона практической жизни, где ребёнок приобретает практические бытовые навыки (стирка, глажка, нарезание салата и другое)

2. зона сенсорного развития, где ребёнок учится отличать предметы по характерным признакам, развивает своё восприятие окружающего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, тактильных ощущений.

3. математическая зона помогает ребёнку в освоении математических операций, даёт понятие количества, связывает количество и символ.

4. языковая зона для обучения ребёнка навыкам чтения и письма.

5. «космическая» зона помогает ребёнку составить своё понимание окружающего мира, связи явлений и предметов, истории и культуры.

Особенностью системы Монтессори является отсутствие деления групп по возрастному принципу, в каждой группе занимающиеся дети имеют разный возраст. При этом дети сами обучают своих соседей по группе.
Бесспорный плюс системы Монтессори – создание обучающей среды,в которой взрослый лишь направляет и помогает ребенку самостоятельно развиваться.

Недостатки методики Монтессори

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.

В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.

Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.

Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?

Как использовать методику Монтессори

Методика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику.

И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные “для развития” методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями. Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми.

Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка “особого” – значительно отличаются.

Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью – на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?

В то же время, современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом сути её – дать детям пространство для развития.

В руках умного педагога элементы системы Монтессори принесут вашему ребенку много интересного, познавательного и полезного.

Но не делайте акцент только на эту методику в развитии вашего ребенка, старайтесь сочетать её с другими занятиями и системами развития, например, с элементами системы Домана.

Источник: http://kinderinfo.ru/metodika-montessori-dostoinstva-i-nedostatki/

Методика раннего развития Марии Монтессори

Здравствуйте, дорогие читатели. Думаю, Вы согласитесь, что в наше время часто можно услышать о раннем развитии ребенка.  Существует большое количество различных методик раннего развития.

Конечно, у каждой из них есть свои достоинства и недостатки.

И для того, чтобы выбрать лучшее для своего ребенка, нужно стараться разобраться в том потоке информации, который мы получаем ежедневно, и выбрать ту информацию, которая будет нужной и полезной для нашего ребенка.

Кто такая Мария Монтессори? На каких принципах основана данная система развития? В чем заключаются особенности занятий с детками в Монтессори-садах и Монтессори-школах? Какие есть достоинства и недостатки данной методики раннего развития? На все эти вопросы вы получите ответы в статье «Методика раннего развития Марии Монтессори».

Прежде, чем говорить о самой методике раннего развития Марии Монтессори, давайте окунемся в историю и узнаем некоторые фрагменты создания данной методики.

Мария Монтессори

Мария Монтессори (1870—1952) – итальянский врач, ученый, педагог и психолог. Мария Монтессори начала заниматься с  “особыми” детками. Она хотела помочь таким детям, для этого была создана в 1900 году первая в Европе школа для детей с отклонениями в развитии — Ортофреническая школа.  Для занятия с детьми были созданы специальные условия, упражнения и игры.

Интересно, что до ХХ века людей с отклонениями не лечили, а просто изолировали от внешнего мира. Мария Монтессори, однако, полагала (и была права), что внешняя обстановка оказывает большое влияние на развитие ребенка. Многие детки плохо говорили и Мария Монтессори разработала специальный комплекс упражнений для развития мелкой моторики пальчиков.

Ведь именно на пальцах имеются нервные окончания, которые стимулируют нервные центры в коре головного мозга. Так как многие дети плохо понимали то, как учителя пытались объяснить те или иные свойства, явления или действия, были придуманы специальные дидактические материалы, с помощью которых ученики самостоятельно изучали окружающий мир, познавали многие вещи с помощью собственного опыта.

Спустя некоторое время ученики такой школы научились считать, писать и читать раньше своих сверстников! Исследовав поразительные результаты методики, Мария Монтессори в 1907 году открывает первую такую школу для обычных детей, знаменитую как Дом Ребенка. Монтессори-школа была открыта в одном из беднейших районов Рима.

На чем основана система раннего развития Марии Монтессори?

  • Каждый ребенок – это неповторимая, уникальная и свободная личность.  У каждого ребенка свои интересы и увлечения, которые нужно развивать. Ребенку дана полная свобода действий и выбор того, чем он будет заниматься. Однако, детей учат, что нужно уважать свободу друг друга.
  • Учитель —  наблюдатель. Учитель предоставляет выбор ребенку, помогает в освоении того предмета, который заинтересовал ребенка. “Помоги мне сделать это самому” – эта фраза как нельзя лучше характеризует отношения между детьми и учителем.
  • Создание активной развивающей среды. Ребенок не умеет анализировать, он впитывает всю информацию, которая приходит к нему из окружающего мира. Мы можем организовать данную среду так, чтобы в ней содержалось максимальное количество нужных и полезных материалов для развития ребенка.
  • Занятия с разновозрастными детьми. На занятии могут одновременно  присутствовать как трехлетки так и дети 5-6 лет. Младшие смотрят на старших, учатся от них, стараются перенять опыт. Старшие детки учатся заботиться о младших, подают им хороший пример.
  • Нет соревнований. Каждый ребенок занимается с определенным материалом столько времени, сколько необходимо для его изучения.

Особенности садика и школы Монтессори

Около 90% всего времени нахождения ребенка на занятии занимает его самостоятельное развитие, то есть его работа со специальными учебными материалами. Данные материалы лежат в свободном доступе, чтобы ребенок мог в любой момент ими воспользоваться. Ребенок сам решает, чем и в какое время ему заниматься. Он может играть самостоятельно или же в группе с другими детьми.

Все материалы помогают детям понять не только в теории, но и на практике свойства предметов, их форму и размер. Для более удобного использования всего разнообразия данных дидактических материалов, помещение разделено на пять тематических зон или секторов.

Тематические зоны:

  • практической жизни. В данной зоне ребенок учится самообслуживанию, учится выполнять те действия, которые необходимы для жизни. Например, здесь можно постирать или поутюжить вещи, приготовить еду и почистить ботинки. Важно, что здесь все предметы настоящие: если нож —  то острый, если утюг – то горячий, если вода – то мокрая. Дети учатся пользоваться иголкой с ниткой, завязывать шнурки, пришивать пуговицы. Данные действия развивают мелкую моторику, что в свою очередь способствует скорейшему овладению навыками чтения и письма.
  • сенсорного развития. У человека есть 5 органов чувств для познания окружающего его мира. Это зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Сенсорное развитие – это развитие функций данных органов чувств. Здесь ребенок учится различать предметы по основным признакам (размер, форма, цвет, текстура, звук).
  • математическая. Нужна для знакомства ребенка с такими понятиями как количество, математические операции.
  • языковая. Способствует обучению письму и чтению.
  • космическая. Для изучения ребенком окружающего мира, причин и последствий того или иного явления в окружающей среде.
Читайте также:  6 вещей, которые помогут крохе уснуть

 Преимущества и недостатки системы Марии Монтессори

Как и любая методика развития ребенка, методика Марии Монтессори имеет свои достоинства и недостатки.

Подведем итоги. С помощью данной статьи мы узнали, кто такая Мария Монтессори и когда была основана ее педагогическая система, а также рассмотрели основные принципы методики раннего развития Марии Монтессори, ее преимущества, недостатки и особенности распространения.

А вы используете какие-нибудь методики развития ребенка? Сталкивались ли вы лично с данной методикой? Нравится ли она вам и вашему ребенку? Пожалуйста, поделитесь своим опытом.

Советую Вам также ознакомится с взглядами других выдающихся людей на раннее развитие деток, а затем решать, какой подход ближе всего Вашему ребёнку и Вам:

Если вам понравилась статья, поделитесь, пожалуйста, информацией, нажав на кнопочки соц. сетей. Спасибо!

Видео по теме:

Источник: https://my-happybaby.ru/metodika-rannego-razvitiya-marii-montessori

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий.

По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы.

Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность.

Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Источник: http://korovka.in-texno.ru/blog2/metodika-marii-montessori-osnovnye-printsipy-dostoinstva-i-nedostatki

Методика раннего развития монтессори: Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1

Обзор методики Марии Монтессори.

Ребёнка не нужно заставлять сделать-то, чего ему не хочется или не интересно, как вариант, нужно ребёнку это преподнести так, чтобы у него проснулся к этому интерес.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок вырос гением и вундеркиндом. Многие из них даже пытаются что-то для этого сделать, и у них это получается, но есть и такие, которые месяцами сидят над ребёнком, но тот наотрез отказывается заниматься.

Всё это потому что, они не понимают основного принципа развития ребёнка. Вот на этом принципе и основывается методика гениального педагога и учёного Марии Монтессори.

Суть данного принципа в том, что обучение детей необходимо проводить в игровой форме и давать им возможность выполнять все задания самостоятельно.

Для занятий по методики Марии Монтессори необходимо создание специальной развивающей среды, в которой ребёнок захочет проявить себя, показать, на что он способен, и в которой он смог бы открыть для себя что-то новое, ранее не известное ему.

У ребёнка должен появиться интерес к учёбе, причём сам ребёнок даже не будет догадываться, что его учат, для него это будет просто игра.

Данная методика основана в первую очередь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, так как все дети разные, одним нравится одно, другим – другое.

Данная методика позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данная методика уделяет большое внимание коллективным методом общения и развития ребёнка, а так же бытовым вещам, стимулирующих самостоятельность и независимость.

У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними. Они никогда не планируют что-то на перед, они живут тем, что происходит с ними в данный момент времени.

Марии Монтессори использовала очень интересный подход к детям, например при игре с каким-то обучающим материалом, она ставила две задачи, основную и скрытую.

Так, например, ребёнок хочет поиграть с кубиками, в этом случае основной целью для него будет построить башню из этих кубиков, а скрытая цель — это та цель, которую преследовал взрослый, разрабатывая эти самые кубики, а именно развитие концентрации внимания, координация движения, подготовка к каким-то математическим упражнениям. Характерным отличием ребёнка от взрослого является то,

что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия! ………………………………………………………………

Методика Марии Монтессори

Раннее развитие, методики, системы, школы Основные принципы развития детей по Методике Марии Монтессори. Развивающая среда, дидактические материалы. Мария Монтессори / Maria Montesorri — итальянский новатор-педагог, создатель педагогической системы для детей, основанной на идее свободного воспитания. Книги: “Мой метод. метод научной педагогики”.

Основные принципы педагогики.

1.Создать развивающую среду. 2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил. 3.Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.

Развивающая среда!

Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом. Мебель сделана именно по размеру ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее в помещении и не нуждался в помощи взрослых.

Развивающие материалы!

Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка.

Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. Есть пособия для развития речи, и математического развития. В Монтессоре среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам. (.

)Тактильный мешочек своими руками (см.ниже) (.)Игры на изучение геометрических форм (см.ниже)

Простые правила!

Самое главное правило — порядок. Поиграв или позанимавшись с каким-либо предметом или игрушкой, обязательно положить ее на место. Второе правило — порядок во времени, то есть режим. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

Книги по теме:

* Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

: * Мой метод. Мария Монтессори

Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.

……………………………………………………………………………………………

Основные принципы системы Монтессори.

(!) Индивидуальное развитие. Ведущим принципом является личное или индивидуальное развитие каждого ребенка. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.

(!) Помоги мне сделать самому. Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить. В литературе этот принцип именуется не иначе как «помоги мне сделать самому».

(!) Личное пространство. Следующим немаловажным и значимым принципом является личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.

Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.

(!) Социальное общение становится немаловажным методом, также вошедшим в педагогическую систему Монтессори.

Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам

Читайте также:  6 аксессуаров, которые сделают кроватку младенца уютной

прививалось заботливое отношение к близким.

(!) Жизненный опыт. Упражнения из сферы жизненной практики,

учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди них застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое, из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода, чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает, например, малыш на пол уронил стакан, и вода разлилась по полу. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори – автоматический контроль ошибок.

Из приведенных выше принципов видно, как сильно система Мантессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению Мантессори, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания

окружающего мира. Ребенок является главным объектом во всех принципах методики, а воспитатель служит лишь помощником, показывающим как правильно работать с материалом.

Кроме этого, немаловажна гимнастика для детей, в которой развиваются все их мышцы.

Цель системы Монтессори дать ребенку развиваться самостоятельно, ведь именно в этом и есть залог счастливой и успешной жизни человека в будущем.

………………………………………………………………………………………………

Десять заповедей доктора Марии Монтессори!

1.Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.

Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

……………………………………………………………………………………………… Девочки! Могу всем желающим выслать интересные ссылки, где есть много фото — игрушек (по методике Марии Монтессори), которые можно сделать своими руками! Игры все по возрасту! Нередко родители, которые хотят заниматься ранним развитием ребенка, интересуются, что же за игрушки нужно покупать ребенку и как с ними играть. На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать

мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/280097883-154815903/

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространившихся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Суть педагогической системы Монтессори в том, чтобы стимулировать кроху к саморазвитию и самообучению. По мнению автора, дети обладают большой потребностью познавать окружающий мир.

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педагогике придается совершенствованию мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельности и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительность занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности. Неотъемлемой частью Монтессори-педагогики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Еще одно важное условие: если ваше чадо не желает убирать игрушки или выполнять другое правило, не стоит заставлять его. Покажите своим примером, постепенно вовлекая в процесс и малыша.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельности и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-материалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствованию восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

Еще одна особенность монтессори-материалов – фактурные буквы, которые кроха может исследовать на ощупь.

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительностью в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствование левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-группы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельность, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/metodika-marii-montessori

Ссылка на основную публикацию