Особенности психологии воспитания детей до года

☀ Базовые принципы и психология ☀ ребенка от рождения до года ☀

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него.

происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.

Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.

Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией.

Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.

) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке).

Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.

Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.

Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.

Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым.

Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира.

В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.

Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира.

Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.

Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, развивающие подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно приучить к горшку и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры.

Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике.

Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.

В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.

Развивающие игрушки для малышей

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики.

Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь.

Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.

Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им.

Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям.

Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.

Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?

Тесный контакт с мамой — главное условие полноценного развития

  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-rebenka-do-goda.html

Особенности психологии воспитания ребенка до года

Рейтинг:   / 0

В период с рождения ребенка и до года — это удивительный возраст. Многое меняется у вашего малыша: его вкусы в отношении еды, его поведение с окружающими людьми, отношение к себе и другим. Когда он был маленьким и беспомощным, вы могли положить дитя туда, куда вам нужно, давать и не давать игрушку, кормить тем, что считали полезной пищей.

Большую часть времени он вам подчинялся. Но к годовалому возрасту вам становиться трудней. Он как будто сознает, что не предназначен быть вашей игрушкой, он человек, личность и у него есть свои желания и мысли. Поэтому психология воспитания ребенка до года меняется с потребностями вашего ребенка.

Когда вы просите ребенка сделать то, что ему не нравиться, он чувствует необходимость настоять на своем. Его натура, человеческая суть победителя требует это. Его «нет» может выражаться поступками, действиями, голосом.

Важно уметь распознавать его посылы и не пытаться силой «ломать » ребенка. Психологи называют «негативизмом», когда родители про детей в воспитательных целях говорят «Упрямый, как осел».

Более того, такие ярлыки сослужат вам плохую службу в дальнейшем. Ваши слова сильно понижают его самооценку, его мнение о себе становиться плохим, он привыкает к оскорблением. К 5 ти годам у вас вырстит уже  человек, который не верит в свою правоту и успешность.

Если ребенок будет всегда согласен с вами, значит, он привыкает не иметь собственного мнения, не отстаивать его, быть заведомо неправым.

При безусловном подчинениипсихика подавлена, и желание познания нового пропадает, ребёнок останавливается в развитии. Психологию ребенка до года можно охарактеризовать как исследователь и разведчик.

Он расширяет границы своего сознания, понимания можно — нельзя, опасно или безопасно и т.д.

Как в песне из мультфильма «Каждый маленький ребенок, вылезая из пеленок, он находится повсюду, он находится везде!». Малыш должен пройти этот этап для перехода на другой уровень развития. Самое сложно, это оставить ребенка в покое, тем самым развивать психологию победителя.

То, что ребенок вездесущ, говорит о его смышлености и позитивном отважном настроении. А нам остается следить, чтобы исключить несчастные случаи. В этом исследовательском возрасте дети тянут все в рот.

Вам в воспитании, как тонкому и любящему психологу, надо на время стать годовалым ребенком и увидеть опасности глазами взрослого. Разрешайте детям трогать и изучать все, что не представляет опасности.

Читайте также:  Высокая температура у грудничка: что делать и чем сбить

Не спешите ему помогать, или, что еще хуже, делать за него. А если вы проинспектировали окружающую детей территорию и обнаружили опасность, отвлеките внимание ребенка , не вызывая страха. В этом возрасте дети часто пугаться незнакомых предметов (раскрылся зонт, пылесос, зазвучит сирена).

Необходимо постепенное привыкание к незнакомым предметам, которые могут напугать. Покажите предмет, объясните его свойства, дайте потрогать.

В возрасте до одного года ребенок психологически становится, и более зависим от вас, и более самостоятельным. Сознавая свою зависимость от родителей, ребенок испытывает непреодолимое желание сделать по своему, познать новое.

Уверенность в себе и самостоятельность основываются на его свободе выбора, и базируются на чувстве безопасности, которую вы ему даете. Не следует ограждать детей от общения с посторонними детьми и людьми, во избежание застенчивости и замкнутости ребенка. Да и выпустите ребенка из манежа, при его желании.

Дети с 11 месяцев уже проявляют интерес к более дальним путешествиям.

Так не мешайте «Колумбам» бороздить океаны по квартире на четвереньках.

Конечно, исключите насилие, это верный путь к  неудаче.

И самое главное правило в психологии воспитания ребенка, начиная с года – исключите любые оценки поведения ребенка. Оценивайте поступки, последствия этих поступков, но не его самого.

Не стоит обзывать малыша «тупицей», «глупым», «бестолочью» или нечто подобным. Скажите, что «теперь придется мыть пол, давай мыть вместе» или что-то в этом роде.

Найдите время для своего чада на пояснения, ведь чем больше времени вы потратите на воспитание ребенка в детстве, тем меньше вы потратите времени на скандалы и конфликты с ним в будущем.

Источник: http://www.maluch.ru/83-psikhologiya-vospitaniya-rebenka-do-goda.html

Воспитание ребенка: особенности психологии / Mama66.ru

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык — ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку.

Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру.

Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой.

Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь.

Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного.

В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек.

С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать.

К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков — всё это развивает ребенка.

Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности.

Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет.

Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку.

Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу.

Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение.

Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб.

Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет — сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя.

Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой.

В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании.

Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным.

Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость.

Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать — это просто не обращать на него никакого внимания.

В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Читайте также:  Как развлечь грудного малыша

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе. Подробнее о физическом развитии детей →

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха — это ваша маленькая копия.

Источник: http://mama66.ru/child/vospitanie-detejj-do-trekh-let

Разбираемся в психологии воспитания детей до года

Психология развития каждого человека весьма разностороння. Азы закладываются в раннем детстве. Дети до года начинают усваивать первую информацию о социальных отношениях на примере родителей.

Психология детей до года очень тонкая и хрупкая. Поэтому крайне важно знать, как воспитывать ребенка до года.

Нужно заложить основы, создать базу, узнать этого ребенка, который является новым человеком, новым членом общества.

Который уже есть личностью со своим характером, который возможно лишь отшлифовать, привить навыки и ценности, а не сломать. Психология воспитания детей до года в основном заключается в одном важном правиле – не навредить.

Новорожденный — уже личность

Еще у мамы в животике малыши ведут себя по — разному – кто – то спокойный и больше спит, кто – то активно пинается и поворачивается. И это и есть характер малыша, темперамент нового человека. Психология ребенка до года проста – ему нужно есть, спать, справлять естественные нужды, чувствовать тепло и заботу матери, к организму которой он привык.

Дети до года будут настойчиво требовать то, что им нужно. Если они голодные или холодные, если им жарко или неуютно, если шумно или слишком тихо, сыро, темно или светло – в любом случае они будут кричать и плакать.

Потому что это единственный способ, заложенный в них природой, с помощью которого они сообщают родителям информацию о том, что у них что – то не так, и нужно что – то поменять или изменить.

Возможно, ребенку просто стало скучно.

Как воспитывать детей до года? Если исходить из того, что все, что могут сделать взрослые и родители малыша, так это удовлетворить его нужды. Необходимо запастись терпением. Как только ребенок осознает, что на его плачь и крик реагируют однозначно – бегут к нему и берут на руки, где всегда лучше, чем в кроватке или на полу, так он сразу начнет этим пользоваться.

Психология воспитания детей до года – это соблюдение баланса между терпением и не попаданием на крючок маленького человечка, который любыми способами будет добиваться того, чего хочет. И тут очень важный момент:его желание – это потребность или каприз?

Маленький ребенок – уже личность. Кто – то, когда его оставляют в покое, засыпает, другой наоборот – начинает громко плакать. Главная задача каждой мамы – это понять, что нужно малышу, и какой он вообще есть.

Необходимо найти подходы к нему, способы и варианты воздействия, пока он еще не научился хитрить. Попытаться с ним договориться, маленькие дети очень четко чувствуют интонацию голоса. Или сделать вид, что не замечаете крика ребенка.

Или же бросаться к нему и брать на руки при его малейшем писке.

Баланс

Хочу получить – психология детей до года жизни. Ребенок не понимает, почему и зачем, для чего, но хочет, чтобы его потребность и желание было удовлетворено. Как воспитать ребенка до года, так он и будет вести себя всю свою жизнь.

Если малыш привыкнет получать все и всегда, таким и будет во взрослой жизни. Психология воспитания детей до года – удовлетворить все потребности ребенка, но не попасться на его уловки.

Соблюдение баланса наказания и поощрения обязательно для гармоничного развития личности. На уровне эмоций и мимики лица новорожденный понимает, что хорошо, а чем родители не довольны в его поведении.

Источник: http://www.pinetka.com/deti/obuchenie-i-vospitanie/razbiraemsya-v-psihologii-vospitaniya-detey-do-goda.html

Психологические особенности развития ребёнка до года — Частный психолог Галина Педич

Психологические особенности развития ребёнка до года.

Первый год жизни имеет особое значение и занимает главное место в развитии ребенка. Период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста называют младенческим возрастом. В этом возрасте выделяют три этапа:

— новорожденность (это первый месяц после рождения);

— первое полугодие;

— второе полугодие.

Младенческий возраст заканчивается «кризисом первого года», это свидетельствует о формировании личности ребенка.

1-ый год жизни – тот старт, который предопределяет во многом будущее малыша – его самооценку, желание узнавать мир, рвение отыскать в нем свое место. Мало кто знает то, что чрезвычайно принципиально, чтоб в этот период родители поняли потребности малыша, исходя из особенностей его развития.

После рождения малыша процесс его развития характеризуется 3-мя поочередными шагами: впитывание информации, подражание и личный опыт. Впитывание информации протекает на клеточном уровне.

Само — собой разумеется, ни в один из моментов собственной предстоящей жизни человек не развивается настолько интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клеточки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, владеющее, как мы выражаемся, необычными возможностями и неугасимым рвением к познанию.

В младенческом возрасте происходит развитие таких процессов как:

— познавательное развитие ребенка;

— движение и действие;

— память;

— эмоциональное развитие;

— речь.

Обобщая можно сказать, что в этом возрасте малыш пробует ходить; выполняет разные деяния с предметами; его деяния и восприятие можно организовать при помощи речи, потому что он как раз осознает обращенные к нему слова взрослых.

Он начинает говорить, речь ситуативная и многозначная. Очень хочется подчеркнуть то, что познавательное и эмоциональное развитие, основывается сначала на потребности в разговоре со взрослыми.

Ребенок становится на биологическом уровне независим.

Во время воспитания малыша родители должны:

— научить малыша самообслуживанию и гигиене (к году малыш должен самостоятельно кушать и ходить на горшок);

— физически развивать малыша и закаливать его (различные гимнастики, обливание водой, обучение плаванью);

— формирование положительных и отрицательных привычек (смотреть, чтобы не сосал пальцы, не разбрасывал вещи, засыпал без помощи других, без укачивания);

— неизменное нахождение рядом с малышом и выполнение всех его желаний;

— рвение как можно ранее сделать из малыша «самостоятельную личность», которая, будет развиваться и расти и без присутствия рядом родителей.

Воспитание – принципиальный процесс в развитии малыша. Всем известно о том, что это не механическое ремесло, допускающее постоянно применение одних и тех же приемов и способов. Мало кто знает то, что для правильного воспитания недостаточны опыт и советы остальных, какими бы хорошими они не были. Каждый родитель должен сам ощущать и находить нужные способы и приемы для собственного малыша.

Татьяна Арифова- психолог, город Симферополь

Источник: http://psiholog-galina.ru/psichologiya-detstva/psichologicheskie-osobennosti-razvitiya-reb-nka-do-goda-2

Психологическое развитие ребенка до года по месяцам

Новорожденный малыш с первых дней начинает познавать окружающий мир. Начальные этапы жизни проходят на уровне рефлексов: питание, защита и ориентация. Без помощи взрослых он не может удовлетворить все свои потребности. Контактирование с другими людьми и является некой платформой для его развития.

Первый год жизни поражает мозговой активностью. Если первые месяцы — это беспомощный малыш, то к концу года он уже умеет стоять, ходить, говорить, самостоятельно познавать мир. Умственное развитие малыша происходит с помощью моторики, эмоций, разговорной речи, восприимчивости.

Уже на двенадцатом месяце жизни ребенок становится намного выше и весит значительно больше. Но самое главное то, что у него открываются новые возможности для познания окружающей среды. Давайте рассмотрим, как происходит психологическое развитие малыша ежемесячно.

1 месяц

Это самый важный период в жизни новорожденного. Он пытается адаптироваться к новым условиям жизни. Психологическое развитие наблюдается в рефлекторных движениях, которые требуют обязательной врачебной проверки.

Это время проявления первых детских эмоций. В конце месяца вы сможете убедиться в том, что ваше чадо узнает вас. На ваше присутствие малыш отвечает улыбкой.

2 месяца

На втором месяце жизни психологически малыш стремительно продолжает развиваться. Можно наблюдать более внимательные и осознанные действия. Новорожденные рефлексы отходят в сторону, им на смену приходит сознательное восприятие. Хотя плач и остается единственным способом коммуникации, но интерес к миру становится более заметным.

3 месяца

Этот этап жизни характеризуется развитием обоняния. Ребенок в 3 месяца может узнавать своих близких не только по внешним признакам и голосу, но и по индивидуальному запаху. Малыш проявляет свои эмоции более ярко и осмысленно. Улыбка и смех — признак удовольствия, плач сигнализирует о дискомфорте либо чувстве голода.

Карапуз делает попытки общаться с людьми с помощью детского лепета, при этом детское личико имеет осмысленное выражение.

4 месяца

Отличительная черта четвертого месяца жизни малютки — потребность в общении и внимании. Кроме физиологических нужд (прием пищи, сон) малыш сознательно требует родительского внимания. Он пытается с ними разговаривать с помощью ауканья и различных звуков, при этом очень ярко выражает свои эмоции.

5 месяцев

Пятимесячный ребенок очень ярко проявляет свою привязанность к близким людям. Он с недоверием относится к тем, кто ему незнаком. На данном этапе жизни малыш четко определяет своих близких, к которым он уже успел привыкнуть, и чувствует себя рядом с ними защищенным. К малознакомым он относится с опаской, и не к каждому пойдет на руки.

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/psikhologicheskoe-razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Особенности психологии воспитания детей до года

Первый год жизни ребенка — этап, имеющий колоссальное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Никогда больше он не будет расти и развиваться так быстро, и никогда больше он не будет настолько беспомощен и зависим.

Его физическое и психическое здоровье находятся полностью в руках родителей, и если с физиологией все более или менее понятно — малыш не болеет, его рост и вес в норме, он весел, значит, все в порядке, — то психология ребенка до года представляет собой тайну за семью печатями.

Психология воспитания детей до года

https://www.youtube.com/watch?v=hBqgIO0If-s

Родственники наперебой дают советы — «вас же вырастили!».

Но всегда ли мы довольны тем, как вырастили нас?

Многие ли могут похвастаться полным отсутствием психологических проблем?

В поисках ответов современные родители обращаются к популярным статьям и научным исследованиям, но и здесь они будут разочарованы. Эксперты сыплют теориями и гипотезами, однако единственно верных ответов у них нет.

Читайте также:  10 моментов, которые должны учитывать мамы, работающие дома

В конце концов методы воспитания приходится выбирать, положившись на интуицию, и все-таки актуальная информация может пригодиться.

Возможно, для того чтобы обосновать свои взгляды или, не согласившись со свежими тенденциями, информированно отказаться от следования им.

Если ребенок плачет

Одним из наиболее спорных вопросов в воспитании младенца является реакция на плач.

Стоит ли родителям мгновенно реагировать и устранять возможные причины недовольства? Или плачущего ребенка можно оставить в кроватке, если он сухой и недавно поел. На этот вопрос существует два диаметрально противоположных ответа:

  1. Традиционный подход: «поплачет и перестанет», «пусть разрабатывает легкие» или грубое «иногда надо дать проораться». Поклонники этого метода считают, что ребенка с самого раннего возраста следует активно отучать от желания находиться на руках, слишком частых прикладываний к груди, пробуждений посреди ночи. Ради этого стоит потерпеть плач; рано или поздно ребенок усвоит, что крики не приносят результата, и перестанет требовать ненужного или вредного, по мнению родителей.
  2. Детоцентристский подход. Этот взгляд на психологию ребенка в возрасте до года отрицает необходимость и пользу плача. Детоцентристы считают, что ребенок не должен плакать в одиночестве. Если родители не могут найти физических причин его дискомфорта, значит, они должны устранить психологические. Как правило, грудные дети требуют телесного контакта с мамой, ведь они жили в ее теле 9 месяцев и примерно столько же времени им нужно, чтобы привыкнуть к обособленному существованию. Согласно теориям «естественного родительства», необходимо удовлетворять нужду ребенка в ношении на руках, совместном с родителями сне, длительном сосании груди столько, сколько потребуется.

Воспитание самостоятельности

Традиционалисты считают, что в ребенке с рождения следует воспитывать умение находится одному, развлекать себя, засыпать в одиночестве. Иначе есть риск вырастить инфантильного, бесхарактерного, неспособного к адаптации в коллективе, человека.

Традиционная психология воспитания ребенка до года предусматривает максимальную автономность детей от родителей: своя кроватка или даже отдельная спальня с рождения, прогулки в коляске, грудное вскармливание по режиму и соску для удовлетворения сосательного рефлекса. 

Мать может рано выйти на работу, заменив себя няней. Взрослые ездят в отпуск без детей. Невыполнение этих условий может привести к тому, что ребенок откажется покидать кровать родителей, будет бояться засыпать один, его будет крайне тяжело отлучить от груди и т.д.

«Естественники» же убеждены, что малышу очень важно побыть в полной мере ручным и грудным, «напитаться» зависимостью и опекой, чтобы в старшем возрасте отважно бросаться в житейское море.

Они выбирают совместный сон, так как младенец под боком у матери спит гораздо крепче, свободное грудное вскармливание — без режима, без соски: ребенок прикладывается по первому желанию независимо от места и времени; прогулки в слинге — мать носит ребенка на себе, в том числе отправляясь по собственным делам.

Родители не отпускают от себя детей, пока те сами не заявят о своем желании погостить у бабушки, например. Согласно с этим подходом, дети, лишенные постоянного внимания в младенческом возрасте, обязательно попытаются компенсировать этот недостаток, став старше.

(Текст для публикации взят из интернета)

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13304182/

Каковы особенности воспитания ребенка до года?

Молодые родители все свое время и все свои мысли посвящают своим малышам. Их силы направлены на соблюдение правильного режима дня и питания детей, на сохранение их здоровья, привитие необходимых двигательных навыков и развитие мышления. Но не менее важным будет воспитание ребенка до года.

Малыш кажется вам несмышленым и ничего не понимающим, но уже на ранних этапах у него происходит закладка привычек, личностных особенностей и склонностей.

Воспитание ребенка до года так же важно и первоочередно, как и умственно-физическое развитие крохи.

Психологи выделяют 4 специфических этапа взросления грудничка, ведь в зависимости от возраста малыша, отличаются цели и методики, определяющие, как воспитывать ребенка до года.

От 0 до 3 месяцев

Воспитание ребенка до года должно начинаться с первых дней жизни крохи. В период до 3 месяцев вы уже можете начинать формировать у дитя положительные стороны и оберегать его от возникновения вредных привычек, которые могут усложнить его и вашу жизнь. Психология детей на этом этапе очень подвижна, и поэтому вы можете изначально задать «правила игры».

  • Вы можете приучить младенца до трех месяцев засыпать без груди или пустышки;
  • будет удобно, если кроха сможет успокаиваться и засыпать без укачивания;
  • начинайте приучать малыша к самостоятельности, оставляя его в кроватке одного на некоторое время так, чтобы вы были вне поля его зрения;
  • когда малыш научится управлять своими ручками, не позволяйте ему сосать пальчики и кулачки;
  • будет хорошо, если младенец научится показывать своим недовольством необходимость смены подгузника, так вы сможете вовремя его переодевать, а грудничок усвоит способ общения с вами.

Утро у детей должно начинаться с гигиенических процедур. Когда малыш проснется, отправляйтесь в ванную, чтобы умыть его глазки, ручки и освежить половые органы после подгузника. Такие ежедневные процедуры приучат кроху заниматься своей гигиеной по утрам. Вечерние купания детей преследуют эту же цель.

В период до 3 месяцев помимо любви к собственной чистоте следует формировать у детей привычку к физическим упражнениям. На этом этапе зарядка будет заключаться в выкладываниях на животик.

В таком положении у грудничка укрепляются мышцы шеи, спинки и плечевого пояса.

Кроме развития физических навыков подобные тренировки привьют младенцу стремление заниматься упражнениями каждый день, и впоследствии он будет делать зарядку.

В этот же период происходит закладка основ общения. Вы должны очень мягко разговаривать с малышом, с улыбкой комментировать свои действия и чаще обнимать кроху.

От 3 месяцев до полугода

  1. В этот период должна идти активная подготовка младенца к речи. Закладка этого навыка начинается еще с рождения, малыш слушает вас, улавливает интонации и звуки. Сейчас грудничок начинает гулить, и ваша задача — поддержать его в этом и направить развитие его речевых навыков в нужное русло.

    Мягко, чтобы малыш не злился и не капризничал, учите его произносить определенные звуки, стимулируйте его подражательные стремления, «передразнивайте» вместе с ним шум двигателей автомобилей, писк птичек, лай собачек.

  2. Учите ребенка видеть прекрасное вокруг себя. Он еще не умеет говорить, но вполне способен понять, что вы ему рассказываете.

    Обращайте его внимание на красоту природы, зданий.

  3. Поскольку ребенок перенимает особенности общения в основном от нас самих, следите в первую очередь за собой. Недопустимо разговаривать с людьми на повышенных тонах, откровенно злиться на кого-то за глаза. Малыш все видит и слышит и может посчитать, что подобное поведение — норма.

  4. Физические занятия с малышом на этом этапе должны подготавливать его мышцы к переворачиванию и ползанию.
  5. У некоторых детей уже с 4 месяцев могут появляться зубы, и за ними нужно ухаживать. Даже если во рту у ребенка выросло всего ползубика, во избежание стоматологических проблем нужно его чистить.

    Поберите для крохи ароматную зубную пасту и покажите ему, как правильно нужно ухаживать за зубами. У одних детей этот процесс вызывает восторг, а у других малышей — резкое неприятие.

От 6 до 9 месяцев

Физическая и познавательная активность детей на этом этапе возрастает. Ваша кроха уже ползает, встает с поддержкой и без нее, садится. Наступает время приучения младенца к большей самостоятельности, но не стоит забывать и о разумных ограничениях. При воспитании малыша вы должны учитывать эти особенности.

  1. Одним из самых важных воспитательных процессов в этот период становится приучение крохи к горшку.
  2. Поскольку малыш активно ползает, и руки его при этом пачкаются, важно приучать его мыть руки перед едой. Детям очень нравится самостоятельно намыливать ручки и смывать мыло под струей воды.
  3. Приучение к аккуратности начинается, когда ребенку вводится прикорм, и он пробует держать ложку самостоятельно. Надевайте на шею малыша специальный нагрудничек, который будет защищать его одежду на случай «аварий». Некоторым детям нравится помогать мамам стирать со стола после кормления. Дайте крохе в руку салфетку и попросите убрать за собой, обязательно нахваливая маленького помощника.
  4. Малыш вырастет аккуратным, если вы будете обращать внимание на запачканную одежду и незамедлительно ее менять на чистую. Конечно, так в разы возрастет объем стирки и глажки, но нужно чем-то жертвовать. Не нужно ругать малыша за испачканную одежду, ведь он еще плохо контролирует свои движения.
  5. К завершению этого этапа ребенок вполне готов усвоить и принять слова «нет» и «нельзя», при этом они должны быть подкреплены разумным объяснением. У запретов есть свои особенности, зачастую ребенку недостаточно рассказа об опасности горячей кружки на столе, ему нужно на собственном опыте прочувствовать, что такое «горячо» и «больно».

Но во избежание лишних капризов лучше убрать подальше от ребенка те объекты, которые ему нельзя трогать и брать. Психология малыша такова, что если он видит запретный предмет — он обязательно будет стремиться взять его.

От 9 до 12 месяцев

  1. Малыш в этом возрасте активно подражает взрослым, и реальная жизнь переносится на игрушки. Сейчас самое время показать ребенку на примере мягких любимцев, что такое любовь, забота и нежность. Игрушки могут «поругаться» или «подраться», а младенец должен их пожалеть.
  2. Прививайте крохе внимательное отношение и к окружающим людям.

    Просите годовалого ребенка вести себя потише в утро выходного дня или по ночам, когда все домашние спят. Говорите малышу, когда плохо себя чувствуете, он должен научиться принимать подобные «слабости» со стороны взрослых. Уважение и заботливое отношение к близким закладывается в раннем возрасте.

  3. Приучайте младенца бережно относиться к игрушкам.

    Если малыш намеренно сломал что-то — отругайте его. Психология отношения к окружающим объектам и людям формируется именно в этом возрасте, поэтому вы должны твердо направлять поведение годовалого малыша в нужно русло и объяснять ему, что правильно, а что недопустимо.

  4. Ребенок уже вполне способен убирать за собой свои игрушки, и ваша задача — мягко просить его об этом, чтобы не вызвать протест и отторжение. Поначалу вы можете помогать малышу складывать их в коробки, но постепенно начинайте избегать этого занятия. Хвалите младенца и говорите, какой он хороший помощник.

  5. Поскольку малыш уже начинает ходить и контактировать с детьми на площадке, вы должны следить за его поведением и немедленно корректировать его. Если младенец ударил другого ребенка или взял чужие игрушки, — строго отругайте его и извинитесь перед «потерпевшим». Грудничок должен усвоить урок и осознать правила общения со сверстниками.

    Обязательно объясняйте малышу, почему вы его отругали и как следует себя вести. Психология ребенка уже достаточно зрелая, чтобы понять ваше требование поступать правильно и следовать вашим наставлениям.

Общие рекомендации

Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.

  • При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
  • разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
  • вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
  • важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
  • в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/vospitanie-rebenka-do-goda-po-mesyacam.html

Ссылка на основную публикацию