Почему малыш не принимает никого из родственников и общается только с мамой

Ребенку 9 месяцев не отпускает маму

Skip to content

Безусловно, каждой маме приятно ощущать себя самым важным человеком для своего малыша. Но радость быстро исчезает, когда ребенок начинает ходить за вами хвостиком.

Согласитесь, если держать его постоянно на руках (статья о том, как отучить ребенка от рук), то совершенно не остается времени на домашнюю работу и отдых. Приходится буквально бегать по дому, стараясь убраться и приготовить ужин, пока кроха спит.

Что следует предпринять, если ребенок не отпускает вас ни на секунду?

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

Детские слезы не всегда вызваны капризами, дурным настроением и желанием побыть с матерью. Просто дети до двух лет выражают все переживания и неудобства плачем. Внимательно приглядитесь, может, ребенок простыл, у него режутся зубки или болит живот. Читаем также: как понять причины плача детей

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

«Мамина» дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь». Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером.

Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя.

Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.

Видео: Ребенок не отпускает маму ни на шаг: что делать?

Марина Романенко – психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства», бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, рассказывает, почему дети не отпускают маму ни на шаг и как научить ребенка оставаться одному!

Как себя вести с “ребенком-хвостиком”? “Совет детского психолога”

Всем добрый день!!!!!!!!!!!! Доченька у нас итак капризная, были сильные колики с 3 недель до месяцев 4, все время на руках-иначе никак…. и спала урывками только на руках… потом тфу-тфу колики прошли, немного легче стало, но все-равно постоянно требует внимания.

Не лежала ни в шезлонге, ни на коврике развивающем,ни в стуле детском , в коляске прогулочной тоже не сидит, нигде вообщем)))) вот сейчас ползает, встает у опоры и не отпускает от себя ни на шаг. Даже стоит мне выбежать в туалет — сразу крик жуткий….. не могу ничего по дому делать…..

как быть???? даже когда папа вечером дома, иду помыться, может минут 5 спокойно поиграть с ним, потом как бы вспомнит обо мне и плачет….. ну как привязаны…. это разве нормально?????? у кого такое же было????? как справлялись???????

может что-то посоветуете?????

Практически любого малыша в раннем возрасте можно назвать «хвостиком». Очень часто дети ходят по пятам за мамой и ни на секундочку не хотят разлучаться. Все потому, что пока 9 месяцев малыш находится в утробе матери, она для него — самое родное и близкое создание. А такого человека, как известно, никуда нельзя отпускать.

В каком возрасте ребенок не отпускает маму

Обычно до 5 месяцев малыши никак не реагируют на разлуку с мамой. Это объясняется физическим развитием. Пока младенец не видит маму, он про нее и не вспоминает, потому что просто пока не умеет этого делать.

С 5 месяцев начинается «все самое интересное». В этом возрасте младенец уже умеет удерживать в памяти образы людей и предметов. Но вот нет понимания, что вещи есть на самом деле, даже если их не видно.

То есть, если мама не перед глазами, значит, она не существует! И может больше не появиться. Конечно, будет надежнее всегда находиться рядом с мамой.

Так размышляют малыши в этот период развития, отсюда и формируется страх расставания с любимым взрослым.

Часто период сильной привязанности сопровождается желанием ребенка физически держаться за маму, даже если она никуда не собирается уходить.

О таком тревожном поведении можно говорить, если малыш часто сидит на руках, хватается ручками за одежду. То, что это сопровождается громким плачем, говорить не приходится.

Особенно такое поведение осложняет жизнь родителям и самому ребенку, когда наступает пора детского сада.

Гиперпривязанность может затянуться до трех лет, а то и больше. Все зависит не только от возрастных особенностей, но и от других причин.

Почему малыш не отпускает маму

Первый шаг к решению проблемы — это понять ее источники, причины. Установив их, будет легче справляться со сложившейся ситуацией.

  • Значимый взрослый. В этот период самым важным человеком для ребенка является мама. В ее присутствии приходит чувство спокойствия и безопасности, ведь в ее утробе малыш провел достаточно долгое время. То есть привязанность к маме является нормой, пока она не выходит за рамки.
  • Жестокое обращение. Причиной может стать грубое отношение папы. Не удивительно, что от такого тирана малышу захочется спрятаться у мамы. В этом случае стоит пересмотреть методы воспитания.
  • Хочется внимания. А достаточное ли участие принимают родители в жизни ребенка? Просмотр фильмов в одной комнате с малышом не считается.
  • Угрозы бросить. Очень часто взрослые говорят детям: «Будешь себя плохо вести, я от тебя уйду!» Это неправильный метод воспитания. Чем чаще эта фраза применяется, тем страшнее становится ребенку. Неврозы еще никому пользу не приносили. Думайте, что говорите своему крохе.
  • Слишком много мамы. Если малыш целыми днями видит рядом только маму, она заполняет все его жизненное пространство. Если мама уходит, весь привычный и понятный мир ребенка рушится. В семьях, где с самого рождения с малышом нянчились другие взрослые, гиперпривязанность встречается намного реже.

Как приучить к расставанию: полезные советы

Малыш должен понять, что после расставания с мамой он обязательно ее увидит. Это самый важный принцип. Остальные советы подскажут, как ему следовать.

Никогда не оставляйте тайком (например, пока ребенок спит). Малыш должен видеть, как мама уходит, и научиться ее отпускать.

Почаще назначайте няньками других родственников. Много любви не бывает. А если вы свято уверены, что никто не справится с дитем так же прекрасно, как вы, срочно пересмотрите это свое суждение.

Покидайте зону видимости постепенно. Сначала доходите до порога (например, за укатившимся мячиком). Потом можно пойти в коридор за какой-то вещью и т.д. Расстояние увеличивайте постепенно и наблюдайте за поведением ребенка.

Начинайте с малого — например, с оставления крохи одного в комнате на пару минут. Многим и это дается в первый раз с трудом. Перед уходом в другую комнату скажите: «Сейчас мама вернется» и помашите рукой. Не переставайте разговаривать, пока не придете. Придумайте повод («Помою две тарелки и вернусь»). Не обманывайте, приходите, как и обещали, но постепенно растягивайте время отсутствия.

Не превращайте расставания в трагедию. Вы не бросаете и не предаете ребенка, вы не «мать-кукушка», вы не портите ему нервы и т.д. Уходите спокойно с улыбкой на лице. Дети чувствуют эмоциональное состояние взрослых и часто его копируют.

Опишите, что произойдет, пока вас не будет. Например: «Ты покушаешь, поспишь, а мама уже рядом». Всегда объясняйте, куда и зачем идете.

По возвращению обнимите и поцелуйте малыша. Большим плюсом будет, если мама принесет подарок или что-нибудь вкусное.

Хвалите ребенка. «Ты большой молодец, что отпускаешь маму. Я тобой горжусь».

Проявите терпение, и со временем ребенок поймет, что маму можно отпустить, ведь она всегда приходит к своему малышу.

В этот непростой период важно запастись терпением и выбрать правильный настрой. «Как здорово, что малыш хочет со мной общаться».

«Какой ужас, он постоянно ходит по пятам!» Фразы говорят об одном, но звучат по-разному, не так ли? Избавьтесь от раздражения, прочувствуйте и уясните для себя ценность каждого момента, проведенного с крохой, ведь ни один из них не повторится.

Если у мамы есть ощущение, что уходя от крохи, она его бросает, предает, это настроение также передается ребенку. Спокойствие мамы = спокойствие ребенка. Будьте счастливы!

Навигация по записям

19 октября 2011, 23:30

Девочки схожу с ума. Дочка не отпускает меня ни на минутку. Ребенок спокойно играл в манеже, ползала, давала мне возможность делать дела. А теперь слезы и не только на руках спокойна. Я слышала что в 9-10 месяцев есть такой период когда ребенок с трудом отпускает маму от себя. У кого такое было? как долго длилось?

Софи))) моя куколка фото в стиле ню)))

19 октября 2011 23:31

блиин и у нас такое начинается

19 октября 2011 23:31

было, длилось около 2-х недель, прошло. теперь пускаю на пол или он сам слезает с дивана и играет сам в комнате или «бегает» за мной

19 октября 2011 23:31

У нас сейчас такой период – зубы режутся((

19 октября 2011 23:31

да, он до года точно будет.) мы тоже на этом этапе сейчас)

19 октября 2011 23:32

у нас до сих пор, хвостик блин, нам уже 2.3 года

19 октября 2011 23:32

Яна у меня тоже самое началось в 9 месяцев! Не отпускает ни на шаг! Даже в туалет не дает нормально сходить! сидит под дверью

19 октября 2011 23:32

у нас тоже такое было.сейчас вроде бы немного отпустило.это период липучексти такой.ребенок начинает понимать, что мама уходит, но нет пока у малыша понятия времени.поэтому он и плачет, думает мама насовсем его оставляет.потерпите, пройдет к 10-11  месяцам.

19 октября 2011 23:37

Да мне говорили что к году пройдет.

21 октября 2011 00:36

U nas takoe nachalos v 7 mesacev, dosix por…………

Похожие посты на тему «9 месяцев ребенок не отпускает меня ни на минутку!»

  • Монолог жены пожарного погибшего, на тушении Чернобыльской АЭС
  • О любви и смерти (слабонервным не читать)
  • девочки прочитайте не поленитесь…очень много текста.

Актуальные постыповетриесумма пособия по уходу за ребенком от 1.5 до 3 лет

Источник: http://baby-tut.ru/2018/02/15/rebenku-9-mesyacev-ne-otpuskaet-mamu/

Могу ли перестать общаться с матерью?

Здравствуйте, Анна!

Мне знакомы и понятны Ваши терзания! Особенно в свете сравнения недостатка внимания и любви матери, когда они были так необходимы! Особенно, когда научились жить без всего этого сама, когда, несмотря на то, что умение это не было продемонстрировано Вам самым близким для Вас человеком, Вы сама научились дарить его своим близким –детям, мужу. И теперь, когда права на Вашу любовь и внимание предъявляет Вам человек, который отказывал Вам в этом сам, Ваше возмущение и колебания объяснимы и приемлемы.

Родство, как Вы правильно заметили, существует не только по крови, но у душевное. И если человек Вам не близок по духу, если общение с ним вызывает негативные чувства, никто не в праве заставить Вас продолжать общение с ним, даже если окружение будет настаивать на обратном.

Читайте также:  Когда можно давать сок грудному ребенку?

На вопрос, почему Ваша мать вела себя так может быть множество ответов. Но сейчас это не Ваша задача, разбираться в этих причинах.

Поиск ли внимания и любви для себя, страх остаться одной заставляли ее не обращать внимание на Вас, а заниматься собой или что-то еще, результат один – она обделила вниманием и любовью Вас.

Но люди, вроде Вашей мамы всю жизнь будут продолжать гнаться за призраком счастья, как они его понимают. А понимают они его очень своеобразно.

Для них это, прежде всего, быть в центре внимания, в центре событий, контролировать происходящее.

И поскольку контроль собственной жизни, похоже, не удался в том объеме, который ей хотелось бы, она будет продолжать «контролировать» тех, кого считает своим кругом общения.

Не мудрено, что Вы и Ваша семья попадаете в этот круг, по ее глубокому убеждению. А поскольку признаваться самой себе в собственной жизненной несостоятельности такие люди не умеют, боятся и всячески избегают, то лучшим способом восстановить свою «значимость» для них это вмешательство в жизнь других, нарушение их личностных границ и всяческое привлечение внимание к собственной персоне.

Теперь о понятии «благодарная дочь». Если у Вас присутствуют сомнения по поводу того, за что и сколько Вы должны быть благодарны Вашей матери, то хочу сказать Вам одно – даже Ваше появление на свет было решением Вашей матери исходя из каких-то своих соображений и к долговым обязательствам перед кем бы то ни было, тем более перед собственным ребенком не имеет никакого отношения.

Люди принимают решение о рождении детей исключительно исходя из соображений о собственных удовольствиях/неудовольствиях. Это могут быть эгоистичные желания «оставить след», воспроизвести свои гены, собственное продолжение в этом мире. Это могут быть иллюзии о привязывании к себе в отношениях кого-то и удержании этого кого-то в близости.

Это могут быть удовлетворение своих нарциссических желаний повторить себя на лучшем, высшем уровне, достичь новых высот, которые не покорились самим людям. Это могут быть защита от страхов смерти, тленности всего живого и боязни одиночества и беспомощности в старости.

И даже желание удовлетворить свои потребности в заботе о ком-то, в зависимости и власти тоже могут послужить толчком для решения о появлении ребенка. Но возлагать ответственность и долговые обязательства за рождения на ребенка, грузить его ответственностью за свою дальнейшую жизнь и содержание в старости, на мой взгляд, глупо и эгоистично.

То, что ребенок сам сочтет необходимым делать в дальнейшем для родителей, только это и есть его выбор в отношении обязанностей перед родителями. Новый человек приходит в этот мир не для того, чтобы заботиться о тех, кто жил до него.

У него другие задачи и цели, в которых «долги» перед родителями далеко не на первом месте! Так что Ваша благодарность может выражаться в том, что Вы сама посчитаете достаточной для ее проявления в отношении Вашей матери. И она будет такой, которая Вам по силам и которая не будет отвлекать Ваше внимание от тех, кому Ваша забота и любовь сейчас гораздо важнее – от Ваших детей и Вашей семьи.

А вот с тем, что у Вас есть противоречивые чувства по поводу Ваших сегодняшних отношений с матерью, может свидетельствовать о том, что в Ваших отношениях до сих пор «не расставлены точки над «И».

И решить это проблемы, которые тянутся с детства, Вам хорошо бы решить для себя или сформировать какое-то четкое понимание того, что Вы до сих пор ожидаете от Ваших попыток поддерживать «социальноприемлемые» отношения с Вашей матерью.

Какие отклики до сих пор надеетесь получить от человека, который так и не научился уважать чужие границы, удовлетворять потребности кого-то близкого, а не только свои, быть рядом с кем-то, кто в ней нуждается, а не только использовать других для притупления своих страхов и боли, о которой так и не может признаться даже самой себе. Ну и научиться защищать свои границы от посягательств тех, кто, по Вашему, не имеет права этого делать, кто упустил свою возможность стать ближе, кто как вор, пытается украсть счастье там, где не научился строить его сам.

Это мое субъективное мнение. Возможно, оно отличается от Вашего и даже наверняка от мнения других, прочитающих этот текст. Но в пределах этого мнения мне удается строить отношения с другими, защищать свои границы и не позволять другим вторгаться в мое пространство с требованиями или указаниями.

С уважением, Елена Гладкова

Оцените ответ психолога:

Источник: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/vzroslye-deti-i-roditeli/21230-mogu-li-perestat-obshchatsya-s-materyu

Почему малыш не принимает никого из родственников и общается только с мамой

Тесная связь с матерью заложена у ребенка от природы, он чувствует тепло, сердцебиение и ее безграничную любовь еще до своего рождения.  Еще длительное время малыш считает маму частью себя, гарантом собственной безопасности и комфорта.

Практически каждая мама знает те ощущения, когда маленький хвостик бегает за ней повсюду, болезненно реагируя даже на походы в ванную и туалет. Бывает,  что чадо не подпускает к себе никого из близких, кроме матери.

Нормально ли такое поведение и как привить ребенку самостоятельность и доверие к родственникам, разберемся далее.

Моя мама. А вы кто?

Ребенок до трех лет живет и развивается с помощью матери, он переживает ее эмоции, настроение.

Ребенок до года учиться доверять миру через мать, выбирая ее объектом своей любви. Для счастья малышу нужно быть не голодным, находиться в комфорте и чувствовать заботу и трепетное отношение мамы. Большая привязанность – это здоровое состояние крохи. Тревогу должны вызывать обратные чувства малыша, которые свидетельствуют о проблемах в психическом развитии.

Конечно, не просто, когда малыш не отпускает вас ни на секунду, устраивая истерики, как только вы скроетесь из виду. Запаситесь терпением, психологи уверяют, что чем сильнее ребенок в первый год жизни привязан к матери, тем самостоятельнее он будет после двух лет.

Часто тревогу родителей вызывает отвержение малышом родственников.  Еще вчера ваше чадо улыбалось бабушке, а вскоре встречает ее криком. Первые месяцы своей жизни ребенок не может предположить, что мама может дать его в руки чужому человеку.

А все, кого он не видит более двух-трех дней, становятся чужаками автоматически. Малыш пока сосредоточен на маме, строит отношения с ней, а другие ему пока не нужны.

Генетически заложено, что своими малыш считает только самых близких в его окружении, ведь жизнь сталкивает его с множеством незнакомцев ежедневно, даже во время прогулки. Малыш ближе к пяти месяцам уже может оставаться с теми, кто живет с ним постоянно.

А к году согласиться на общение с симпатичными ему людьми, если убедится, что они не представляют угрозы. Но этого может и не произойти, так как психическое развитие каждого малыша индивидуально.

Развитие привязанности

Новорожденные малыши могут общаться с любым положительно настроенным человеком. Конечно, они тянутся к маме, но чувства опасения другие люди еще не вызывают. К полугоду привязанность ребенка к матери растет, он отличает ее из массы всех людей, ищет защиты. В этом возрасте формируется боязнь чужих людей, самозащита.

К году привязанности ребенка к близким может меняться, конечно, это не относиться к маме. Малыш может внезапно поменять отношения к папе, бабушке и другим родственникам, с которыми он недавно тесно общался.

Ребенок двух-трех лет может как проявлять самостоятельность и социальную адаптивность, так и резко перейти на гипер-привязанность. В таком возрасте можно уже говорить о причинах такого поведения и их коррекции.

(текст для публикации взят из Интернета)

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://psihodelo.mirtesen.ru/blog/43296451993

Консультация по теме: Ребёнок не признаёт никого кроме матери

                                                                                                              Кротер Н.А.,
                                                                                                               соц.

педагог
        Очень часто в разговорах родителей  слышатся жалобы на отсутствие контактов их малыша с другими детьми, пугливость, тревожность, чрезмерную привязанность к матери (не отпускает ни на шаг).

Проблемы формулируются обычно в отрицательной форме: ребенок не слушает, не  понимает, не  хочет, не  может, не идёт на уговоры, не  играет с другими, не признаёт и т.д. Сплошные не …

Для нас важно разобраться, в каких случаях ребенок действительно не хочет, а в каких – просто не может.

В нашем настоящем мире матерям приходится отлучать детей от себя, отдавая их во внешний мир людей (детские сады или другие воспитательно — образовательные учреждения) или на попечение и присмотр бабушек и дедушек, чего чаще всего  дети не хотят, не могут, не понимают этого и  для них это своего рода травма. Разлуку с матерью ребёнок переносит обычно тяжело.

       Привязанность к родителям — это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.

О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни, когда возникает беспокойство при временном отсутствии матери (отчётливо это выражается в 7 месяцев) и появлении посторонних (в 8 месяцев). До 6-7 месяцев дети улыбаются каждому, кто с ними заигрывает и улыбается. Затем наступает возраст 8-ми месяцев и ребенок меняется.

С этого возраста он начинает понимать разницу и узнавать своих и чужих. Здесь следует понять родителям, кого ребенок определяет своим или чужим. Мама — её запах, голос, тепло — ребенок чувствует каждую минуту. Он её знает, она не чужая. Дедушки, бабушки — которые не часто приходят или остаются с ребенком — они чужие. Чувство безопасности ребенка, подаренное природой, чувство самосохранения, заставляет малыша инстинктивно искать защиты от неизвестности. То же касается и пап.

       Папы, которые весь день на работе, которые не могут длительное время быть «в памяти» ребенка, они тоже для ребенка — «чужие». Вот это мама, я её знаю, а вот это….?, этого я не знаю, а значит надо включить защитную реакцию, спасаться к маме на руки или начать громко плакать. Конечно, папе обидно, когда он приходит домой с работы, а малыш расценивает его как чужака и  «защищается» криком и плачем, или не слезает с маминых рук. В данном случае папам остаётся набраться терпения и переждать эту фазу развития.       На 2-м году жизни проявляется беспокойство в присутствии посторонних, частично выражаясь смущением и застенчивостью. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков- до 3,5 лет. В 3 года ещё нередко можно услышать вопрос » Где моя мама?» и « Хочу к маме». Мать для ребёнка лучше, чем кто-либо, способна успокоить и приласкать. Придет день и  ребенок начнет понимать, что  и папа это «свой», он просто уходит надолго днём, но приходит домой снова, играет со мной, любит меня. Здесь важно понять, что ребенка в этом возрасте надо оставить в покое и не отнимать от мамы насильно. Не лезть и не принуждать к общению. Головка ребенка ещё не способна вместить всех родственников и знакомых. Поэтому  терпеливо ждите, не торопите события особенно, когда выходите на улицу, гуляете, общаетесь с другими детьми. Они все «чужие». К ним надо привыкнуть. Их надо узнать. Почувствовать, что мама спокойна и уверена, что она миролюбиво общается с ними, а значит и  «я тоже буду так же делать», когда пойму, привыкну». Дети до 3 лет не умеют играть в компании с кем — то. До 3 летнего возраста (если ребенок один в семье) – это индивидуалист, не навязывайте, не принуждайте и не стремитесь переломить своего ребёнка.               .Он должен вырасти. Совсем маленький ребенок, эмоционально очень близок с матерью, и живет ее эмоциями, чувствами, настроением, часто испытывая потребность в близости и внимании матери. Такая сильная привязанность является нормальным этапом развития психики детей в возрасте до трех лет.       Очень часто привязанность ребёнка к матери принимает всё более навязчивый, болезненный характер. Ребёнок так сильно привязан к своей маме, что не отпускает её ни на минуту, ни на шаг и не признаёт никого из окружения. С этой проблемой сталкиваются, к сожалению, многие родители.

       Рассмотрим причины, влияющие на формирование болезненной привязанности ребёнка к матери. Огромное влияние на развитие ребёнка оказывает окружающая среда и, прежде, всего семья.

Если малыш не отпускает без боя маму, то, скорее всего, она сама, оставив малыша с бабушкой, папой, няней, ежесекундно волнуется, а, вернувшись и увидев соскучившегося малыша, еще  больше укрепляется в своих страхах. Возникает замкнутый круг. Первая причина кроется в МАМЕ: сама мама не очень доверяет тому, с кем оставляет ребенка.

Читайте также:  Из 55 в 100 и обратно: моя история похудения после родов

Есть в целом доверие к человеку, но конкретно в отношении ребенка – нет: «Разве кто-то может так же, как я, понимать, любить и беречь МОЕГО малыша?» Ведь мама даже после родов сохраняет невероятно крепкую эмоциональную и физическую связь с ребенком. И в этом залог успешного развития малыша. Однако, когда ребенок достигает 7–12 месяцев, единство матери и дитя постепенно слабеет.

Если к этому моменту сама женщина готова разорвать физическую связь с малышом и начать формировать новую – дистантную, то в семье постепенно устанавливаются новые взаимоотношения.  Ребенок внутренне готовой уйти в кино мамы будет готов её пустить в кино. Но главная проблема в том, что далеко не просто быть по-настоящему готовой.

 «Я очень хочу в гости (на работу, в путешествие), но как он будет без меня? Вдруг будет плакать, упадет, заболеет, отравится?» Получается, что маме начинать надо с себя. Разобраться: о чем она думает, когда оставляет ребенка с кем-то, о чем чаще всего переживает, находясь вдали от ребенка.

Второе, что может способствовать болезненной привязанности — это повышенная забота и тревожность матери, которая чрезмерно опекает ребенка, не отпуская его от себя и не давая ему возможности самостоятельно действовать или принимать решения.

 Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают  к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненно заостренную зависимость от себя и своего настроения. Эти  матери, как правило, испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребёнке.

Нередко ему внушается, что чувствовать себя в безопасности он будет только в присутствии родной мамы, а это блокирует нарастающую потребность общения с другими сверстниками и взрослыми.

Подобная невротическая привязанность может создать в дальнейшем налёт инфантильности, не самостоятельности, неуверенности в своих силах и возможностях, особенно в новых ситуациях общения, требующих принятия быстрых и связанных с риском решений.

Третий фактор противоположный — это эмоциональная холодность матери, непоследовательность и непредсказуемость нечувствительность к детской инициативе, пренебрежение интересами и потребностями ребенка приводят к неуверенности в материнской надёжности и любви, что вызывает также нездоровую привязанность к матери.

Следующей причиной  привязанности ребенка к матери может быть то, что отец не принимает участия в воспитании или слишком строго относится к ребенку. Излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего при малейшем непослушании.

Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда  в таких семьях существует конфликт по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всём уступая ребёнку и окружая его избыточной заботой.

Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью настроения и повышенной возбудимостью.

Нередко такие родители согласны скорее давать детям различные успокаивающие лекарства, нежели перестраивать своё отношение  друг к другу.

Иногда причиной повышенной эмоциональной привязанности ребенка к матери может быть  развод родителей или потеря отца, и тогда в подсознании малыша формируется страх перед потерей матери.

       Как быть, когда ребёнок привязан и не отпускает родную мать от себя, не признаёт никого и не идёт на контакт с другими детьми? Некоторые рекомендации:1) Попробуйте, прежде всего, сузить  круг общения, общаясь дома (на своей, привычной и безопасной территории) или на прогулке с одним или двумя детьми и их мамами. Встречайтесь  с ними регулярно, чтобы ваш ребенок привык к ним. Не уговаривайте своего малыша  присоединиться к ним, пусть другие дети просто играют рядом. Пусть малыш какое-то время понаблюдает за ними со стороны. Постепенно он привыкнет к ним, к их присутствию, и возможно,  пожелает вступить в общение. Находитесь с ним рядом. Попробуйте принять участие в играх детей в песочнице,  показывая своему ребёнку, что эти «чужие» дети и взрослые безопасны. Когда боязнь других людей пройдет, через некоторое время (неделю, месяц) можно начать постепенно расширять круг «знакомых». Практически все зависит от вашего поведения: не настаивайте на том, чтобы ребёнок играл с детьми, и тем более не уговаривайте его остаться с посторонними. Дайте ему почувствовать (не на словах, а на деле), что вы любите ее и всегда рядом. Это придаст уверенности и самостоятельности. Пусть ваш ребенок убедится, что общение с другими людьми – его собственный выбор, его воля, желание, а не ваше стремление на некоторое время «освободиться» от него и позаниматься своими делами.

2) Обязательно помните правило: ни в коем случае не ругать и не наказывать ребёнка за то, что не хочет расставаться с мамой. Он не капризничает, а ищет защищённости. Только, когда мама будет вести себя спокойно, уверенно и последовательно малыш сможет успокоиться и начнет отпускать мать от себя, совершенно нормально реагируя на ее уход и отсутствие.

3) Чтобы расставания и встречи с ребенком проходили легче,  матери прежде всего надо решиться! Это самое главное.

Принять решение о выходе на работу мама может по самым разным причинам, но чем бы ни был продиктован выбор, ни в коем случае не корите себя.

Хорошо, если ваше решение будет одобрено всеми членами семьи, но даже если оно имеет под  собой лишь субъективные причины, не истязайте себя сомнениями и чувством вины. Малыши чрезвычайно восприимчивы к материнскому настроению.

4) Постепенно приучайте ребенка к кратковременному отсутствию матери. Выходя из комнаты сначала на 1-2 минуты, а затем  удлиняя время отсутствия, но возвращаясь до того, как ребёнок начнёт плакать.

Такие эксперименты лучше проводить, когда ребенок спокоен и занят чем-то интересным. Ребенок должен привыкнуть к тому, что мать может ненадолго уйти и обязательно к нему вернётся.

Полезным будет заранее приучать своего ребёнка с малых лет к тому, что есть ещё и другие женщины (мамы, бабушки) и по мере возможности оставлять своего малыша на время своего отсутствия.

5) Перед расставанием с ребёнком  все предусмотреть. Вы полны решимости? Прекрасно! Теперь продумайте все до мельчайших бытовых деталей, чтобы ни вы, ни ребенок, ни тот человек, который будет с ним оставаться, не испытывали лишних волнений, а чувствовали спокойно и уверенно6) Создать ритуалы возвращения. Продумайте всей семьей ритуалы вашего возвращения домой для того, чтобы встреча не превращалась во вторую серию домашнего кошмара  «мама уходит – мама приходит».

7) Избегайте чрезмерной опеки и контроля и насильственных методов воздействия. Позволяйте ребёнку познавать что-то на собственном опыте и иногда проявлять самостоятельность и принимать решения. Радуйтесь проявлению самостоятельности, подчеркивайте её. Ребенок, чувствующий собственные силы и возможности, перестанет болезненно реагировать на отсутствие матери.

8) Привлекайте отца или других членов семьи к уходу и играм с ребёнком, расширяя круг общения ребёнка.  При этом, мама должна уделять ребёнку больше внимания, давая эмоциональный контакт (ласковый взгляд, нежные прикосновения, поглаживания, объятия), так как без этого даже постоянное присутствие мамы рядом не удовлетворяет эмоциональные потребностям ребёнка. 9) Помните, что ежедневные прогулки на природе, подвижные игры на свежем воздухе очень будут полезны для ребёнка и укрепят его нервную систему.      

10) Матери необходимо освободиться от чрезмерной тревожности и научиться радоваться жизни и своему малышу.

11) И еще возьмите на заметку: выражения с частицей «не» («не заберет», «не обидит», «не съест») чаще всего имеют для детей противоположный смысл. Равно как и слова «не трогай, не делай» побуждают ребенка действовать наоборот. Лучше использовать в речи такие позитивные формулировки как «добрый», «хороший», «любит», «нравится», и подобные.                                     Со временем всё изменится и вы увидите как  ребёнок привыкает к другим людям и он безболезненно пойдёт в дальнейшем в другие воспитательные учреждения  (детский сад, школа). К этому надо относиться осторожно. Необходимо приучать так, что бы постепенно ребёнок начинал видеть себя в кругу других людей, привыкать к другим людям. Болезненная зависимость ребенка от матери проходит сама по себе, если родители и другие члены семьи начинают правильно себя вести, удовлетворяя естественные потребности ребёнка в любви, уверенности и защищённости.        

.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/02/rebyonok-ne-priznayot-nikogo-krome-materi

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

«Психологическая мозаика» – новая рубрика семейного психолога Екатерины Бурмистровой. Это короткий и понятный рассказ о разных аспектах детского воспитания с точки зрения возрастной психологии. Сегодня предлагаем вам прочитать о том, как реагировать маме, если ребенок именно с ней ведет себя хуже всего.

Екатерина Бурмистрова. Фото Ивана Джабира

Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях.

Няня говорит: «У нас с ним нет никаких проблем». И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно.

Часто родители, особенно если это первенец, не понимают, в чем же тут дело.

Есть одно простое правило в психологии детско-родительских отношений: ребенок ведет себя хуже всего именно с тем, кого больше всего любит. Вернее, с кем наиболее близкие и доверительные отношения.

Если вы столкнулись с феноменом, когда ваш ребенок ведет себя хуже всего именно с вами – радуйтесь, вы создали ему тот самый базовый уровень доверия, о котором так модно упоминать в современной теории привязанности.

Это, действительно, здоровые отношения с мамой.

Если ребенок при маме ходит по струнке, а всё плохое поведение выдает, скажем, няне или бабушке, то вот это поведение должно вызывать гораздо большее напряжение. Значит, он с мамой собран, он с мамой, что называется, «в офисном костюме». Но это редкий случай, для этого нужно работать не просто full time, а вообще всё время. И совсем мало видеть ребенка.

Такой тип поведения бывает у ребенка в тех семьях, где есть две няни, которые работают через сутки, а родители его видят по выходным. С моей точки зрения, к счастью, в России таких семей не очень много. Наша же стандартная ситуация обычно такая: мама самый близкий ребенку человек, а ребенок с ней хуже всего себя ведет.

Объяснение такое: да, ребенок с мамой ведет себя хуже, потому что может позволить себе не контролировать свое поведение и эмоции, хотя с другими людьми он уже научился себя контролировать и даже делает это систематически. Это первая причина.

Ребенок – это хамелеон

Вторая причина, по которой дети могут хуже себя вести, и опять же именно с мамой, такая: ребенок – это универсальный радар и стопроцентный хамелеон в плане эмоциональных реакций. Мы сейчас говорим о дошкольнике, вернее, о ребенке до шести лет, потому что ближе к этому возрасту начинают вызревать другие механизмы, и такое поведение отходит на задний план.

Ребенок – это хамелеон, и это один из механизмов развития, совершенствования и обучения. Пока ребенок мал, 80% обучения для него – это имитация: ребенок имитирует мамину походку, движение взрослого ложкой, отцовское поведение.

Иногда от этой имитации большие разрушения в хозяйстве, потому что ребенок сымитировал, скажем, работу на компьютере и “отрубил” вам системный блок. Или что-нибудь кулинарное – и рассыпал по всей кухне муку.

Именно этот уровень поведенческой имитации мы видим и даже можем над этим посмеяться, если не слишком перегружены и не очень нервничаем.

Скажем, ребенок весь день был с бабушкой, у них всё было прекрасно. За это время ребенок подстроился под бабушкин тип реакций, ее требования, скорость, речевые обороты, под то, чем бабушка довольна и недовольна.

Он стал фиолетовый в крапинку. Это происходит не на уровне понимания, а на уровне ощущений. Он это делает без мысли, как растение поворачивается к свету, как собака или кот приходят жалеть или лечить хозяина.

Вот он подстроился, и тут пришла мама, а вместе с ней и другая система координат, требований и эмоциональных ожиданий, другая система реакций на то или иное поведение, на те или другие слова. А ребенок всё еще фиолетовый в крапинку, он не успел стать снова красненьким в полосочку.

У ребенка на какое-то время включается просто клин: одновременно работают две системы координат. Поэтому он теряется, и одна из возможностей выйти из этой растерянности – провокативное поведение. Это всё происходит не на уровне осознавания, это истерика, поведенческий сбой.

Читайте также:  5 самых распространенных ошибок в уходе за новорожденным ребенком

Я – плохая мама

Как только родители перестанут думать, что это поведение ребенка обращено на них, и что именно они виноваты в том, что произошло, откроется огромный арсенал возможностей и реакций.

Потому что типичная внутренняя логика: я – плохая мама.

Еще бабушка может подлить масла в огонь: «Я же прекрасно с ним справлялась», «У нас так мило прошел день», «Мы с ним всегда ладим, ну что же ты делаешь такое, что у тебя ребенок сразу заплакал?»

В некоторых случаях нужно просто пропускать эту эмоциональную волну. Эта метафора связана для меня с образом из детства, когда маленькими мы прыгали на волнах.

(Большие тоже любят прыгать на безопасных волнах внутреннего моря, когда слегка штормит). Для того, чтобы начать прыгать, нужно переждать одну волну и под нее поднырнуть.

И дальше уже оказываешься в комфортном, вполне безопасном пространстве.

То же самое с эмоциональными реакциями ребенка. Если только мы чуть-чуть подождем и не опасно отстранимся, не станем холодными, а отойдем на пару шагов, то ребенок перестроится.

Скорее всего, из поведенческого сбоя он выйдет сам, а даже если и застрянет в нем, мы можем ему помочь словами: «Ты так сейчас шалишь, что я понимаю, что ты по мне очень скучал».

Переждать волну и сделать возможной перемену в цвете – ребенок из фиолетового в крапинку станет вновь красненьким в полосочку.

Если контраст между бабушкой и мамой слишком большой, то реакции такого типа бывают очень сильными. Тогда нужно устраивать так, чтобы ребенка буквально моментально передавать с рук на руки. Потому что ребенка так и будет клинить, если мама с бабушкой сядут пить чай.

Выделенная линия общения с каждым взрослым

Бывает, нужно смириться с тем, что какой-то период времени поведение ребенка будет неконтролируемым и непрогнозируемым. Лучше дверь в дверь – один пришел, другой вышел. И мама еще какое-то время должна подождать, пока ребенок вернется в норму, превратится в свой цвет.

У ребенка должна быть выделенная линия общения с бабушкой, с няней. В основном это бывает с бабушками и дедушками, но и разведенные папы тоже на выделенной линии висят. Это свои особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой, которые развиваются по другим законам, в которых ребенок другой, ведь в каждых близких отношениях человек проявляется по-разному.

Такие отношения не будут опасными, при условии, что со стороны мамы они не будут вызывать ревности, отпора, агрессии, диктата. Ведь если мама достаточно времени проводит с ребенком, отношения с ней останутся для него самыми главными и доверительными, в них больше всего можно. Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими в каком-то пространстве, это только пойдет всем на пользу.

В отношениях с разведенным папой, конечно, всё не настолько спокойно и безопасно, тут гораздо сложнее дать выделенную линию.

Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях вы не сомневаетесь, вполне просто позволить отдельный формат.

Выделенная линия общения будет с первым учителем, если он окажется человечным. А потом ребенок сможет сформировать свою историю общения с друзьями.

Подготовила Тамара Амелина

Источник: https://www.pravmir.ru/kogda-rebenok-huzhe-vsego-vedet-sebya-s-mamoy/

«Чтобы мы помирились, должно произойти что-то плохое». Почему дети перестают общаться с родителями

Бывает так, что из жизни ребёнка исчезает один из родителей, как будто его никогда не было. Или нет эмоциональной привязанности, и ребёнок сам прерывает общение. Соня Болотина поговорила с людьми, которые по разным причинам не общаются с кем-то из родителей. При этом никто из них не живёт с чувством страшной обиды.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Анна, 34 года, дизайнер украшений, мама двоих сыновей. Не общается с отцом больше десяти лет

Детские воспоминания о папе у меня хорошие. Помню, он читал мне книги, помогал делать уроки, забирал из садика. Не помню, чтобы это делала мама, хотя, возможно, дело в моей дырявой памяти. Потом, в подростковом возрасте, начались какие-то проблемы, когда мы съехались с бабушкой, маминой мамой.

Отец стал пить. Не запойно, конечно, но уходил куда-нибудь и терялся. Мы его искали, было неприятно. Он приходил с работы, садился перед телевизором на диван или с книжкой в угол — и молчал. Мама тоже с ним не говорила.

Она такой человек: если что-то не по ней — надуется и молчит. Её явно многое не устраивало. С бабушкой у папы тоже было напряжённо, она авторитарная была женщина. Мне кажется, именно она повлияла на наши отношения.

Не надо съезжаться с родителями, если ты живёшь своей семьёй.

У отца были золотые руки: он часто мастерил что-то, паял. Причём делал это в туалете, потому что в других местах (в четырёхкомнатной квартире) ему это делать не давали. Это же унизительно — паять на унитазе.

Наверное, на прекращение моих с ним отношений повлияло то, что я не пошла на похороны его матери. Мне было 13, с его родственниками я связь не поддерживала, с отцом тоже уже не общалась. Я была обижена и напугана: как там буду одна? Сейчас понимаю, что это было не очень правильно.

Сначала мы встречались, просто гуляли, болтали. Иногда я просила у него деньги, но совсем немного. Окончательно мы перестали общаться после встречи в кафе. Я, как пубертатная дурочка, хотела доказать ему, что взрослая и крутая, и попросила купить пива, чтобы вместе выпить. Как я потом узнала, он закодировался, перестал пить, женился.

Уже когда я была беременна, мне захотелось позвонить, я нашла его рабочий телефон, предложила встретиться. Он не захотел

Сказал, что у него семья, взрослый ребёнок и всё отлично. Я много плакала.

Отец определяет отношения девочки с мужчинами. Если тебя любят оба родителя, у тебя меньше тараканов и комплексов, легче живётся. Я боялась, что у меня из-за этого будут проблемы с мужчинами. Думала, именно из-за отца мне нравятся мужчины постарше, много копалась в этом.

Когда рассказываю об этом, комок в горле, но раньше я и вовсе сразу начинала рыдать. Понимаю, что отец не один виноват. Мы его обидели: я не поддержала, когда умерла бабушка, а тёща попрекала деньгами и квартирой.

Мои сыновья ещё маленькие, но они смотрят на моего мужа и говорят: мы вырастем папами. Надеюсь, они будут адекватными и хорошими людьми.

Лиза, 24 года, СММ-специалист. Не общается с отцом около трёх лет

В какой-то момент отношение отца ко мне стало меняться в худшую сторону. Возможно, причина в его новой семье и жене — женщине с сильным характером. Она требует повышенного внимания к себе, если с ней не согласиться во взглядах на жизнь, можно попасть под огонь.

Звоночки долго накапливались. Раньше мы часто ездили за границу на машине. Мы с папой походники, а она привыкла к комфортным путешествиям. На этой почве были споры: искать в ночи до упора отель или разбить палатку. В последней поездке мы совсем разругались, я уехала раньше времени, а его жена стала говорить отцу про меня неприятные вещи. Однажды папа сказал мне: из-за тебя мы разведёмся.

У меня есть сестра-двойняшка. Когда родители развелись, нам было по 13 лет, папа переехал к родителям, а мама к новому мужу. Мы с сестрой остались жить вдвоём в таком козлином возрасте, когда ты ребёнок, но всё можно.

Пьянки, алкоголь, много непонятных взрослых мужчин вокруг. Я ушла в учёбу, а сестра стала бунтовать. В очередной раз, когда она заявила, что уже взрослая, папа сказал ей: «Ок, разбирайся сама».

Два года ни звонков, ни денег, ничего.

Сложно наладить отношения с тем, кого ты уже не знаешь. Папа стал другим. Долгое время он платил за мой институт, а потом давал мне деньги, когда я училась в магистратуре. Но в какой-то момент я сказала: деньги мне твои не нужны, давай не будем больше разговаривать.

Мы иногда видимся на семейных праздниках у бабушки и дедушки. Два раза в год изображаем семейную идиллию

Я папина дочка. В детстве он водил нас с сестрой по музеям, показывал кино, всё свободное время проводил с нами. После развода тоже. Все деньги тратил на нас — на образование, подарки. Я ему безумно за всё благодарна. Не знаю, как мы можем помириться. Возможно, должно случиться что-то плохое.

Лёля, 27 лет, маркетолог. Живёт в Израиле. С детства не дружит с отцом

Моя мама ушла от папы, когда мне было два с половиной. Это был её выбор, но она всегда говорила об отце хорошо и против не настраивала. Но отец думал иначе. В какой-то момент он стал религиозным христианином и крестил меня, никого не спросив.

До пяти моих лет каждое воскресенье он приезжал, чтобы отвести меня в воскресную школу и в церковь. Потом мы ходили в зоопарк или палеонтологический музей, на большее у него фантазии не хватало. Каждое воскресенье! Я знаю всё в московском зоопарке.

В шесть лет мне сказали, что я уже большая, теперь мне нужно исповедоваться у священника. Я подумала: ну нет, это слишком

Пришла домой и сказала, что больше туда не пойду. Папа пообещал всё равно прийти в следующее воскресенье, но оно так и не наступило. Я даже спросила у бабушки, не случилось ли чего, что отец перестал приходить? Видимо, он решил, что ему больше некуда меня водить.

Потом он долго не разрешал моей маме вывозить меня за границу. То есть он даже не виделся со мной, но при этом не хотел, чтобы меня увезли. Иногда звонил и спрашивал, как в школе. Я говорю: «Четвёрку получила». А он: «Почему не пятёрку?» Раз в год в день рождения звонил и желал мне стать серьёзнее через год.

Полгода назад я ему наконец сказала то, что давно хотела. «Папа, мне кажется, твоя религия плохо влияет на твою жизнь и особенно на отношения со мной». Он меня не понял, но мне стало легче.

Каждый редкий разговор заканчивается экзистенциальным спором — есть ли бог и почему я в него не верю. Когда я первый раз уехала в Израиль, он спросил, была ли я в христианских местах. Я сказала, что нет. Ты ведь знаешь, что моя мама еврейка? На что он ответил, что знает, что в моей крови это есть и это не вытащить. Ну спасибо, что не пытался вытащить, папа.

У меня нет к нему эмоциональной привязанности. Даже фамилия у меня мамина, потому что я никогда не чувствовала себя частью его семьи

В детстве у меня был образ киношного папы, который всегда готов защитить дочку. Мне такого не хватало, конечно. Моя любимая книга была «Пеппи Длинный чулок», я представляла, что мой папа где-то плавает по морям, по островам, может, стал королём. 1 сентября на линейке все стояли с папами, даже дети разведённых родителей. На выпускном тоже. Моего не было.

Я готова к тому, что в принципе любой мужчина может, как мой папа, уйти из моей жизни без объяснения причины. В шесть лет я думала, что виновата, хотя не была плохим ребёнком. Пытаюсь бороться с этим страхом. Понимаю, что все мужчины — это не мой папа.

Нормальные люди просто так, даже не сказав «пока», не уходят. Ещё понимаю, что людей нельзя переучить. Если я вижу, что в человеке есть что-то, что противоречит моей картине мира, я не буду пытаться с ним строить отношения.

Я уже пробовала с папой в течение 25 лет, хватит.

Татьяна Шамаилова, семейный психолог:

Какие бы ни были отношения с родителем, в любом случае это травматичная ситуация. Не всегда родители могут договориться и нормально общаться, чтобы не прерывалась связь кого-то одного из них с ребёнком. Иногда со временем всё равно отец отдаляется. Важна позиция мамы, что она транслирует ребёнку.

У ребёнка был привычный нормальный мир, который в какой-то момент разрушился. И неважно, сколько ему лет — пять, 10 или 21. У него развалилась привычная схема жизни. Важно, чтобы была поддержка. Во взрослом возрасте проще, можно обратиться за помощью. Маленьким детям тяжелее. Часто ребёнок чувствует себя виноватым, думает, что его бросили, потому что он какой-то плохой.

Хорошо, если уже во взрослом возрасте человек понимает, что у него есть такая проблема, и как-то справляется с этим — идёт на терапию, к психологу.

Хорошо, если он осознаёт, что это нужно проработать, чтобы потом в своих отношениях построить гармоничные партнёрские отношения.

Если во взрослую жизнь мужчина или женщина вышли с обидой на отца, с негативным восприятием, это скажется на выстраивании личных отношений. Иногда негативный опыт шлейфом тянется за человеком всю жизнь.

Роман, 29 лет, технический директор. Почти не видится с отцом

В детстве я часто оставался или с папой или с мамой, потому что папа жил в Сирии. Чаще я был с мамой, а с папой общался удалённо. Изначально у родителей был конфликт, они так и не смогли договориться, в какой стране мне жить. Я остался в России, а отец в Сирии.

Папа учился здесь, и мы года три-четыре прожили все вместе, когда я был совсем маленький. Я мало что помню из нашего общения в детстве — парки, зоопарки, музеи, автомобильные выставки. Когда я пошёл в школу, он приезжал уже редко.

Конечно, звал к себе, но я не мог принимать решения, а мама была резко против. Пожалуй, я рад, что остался в России. Несмотря на то, что мне нравилось в Сирии, основной круг общения у меня здесь.

И я считаю себя скорее русским, нежели сирийцем.

Я много раз анализировал эту ситуацию, видел, как это происходит в других семьях. У меня есть ощущение, что, возможно, я что-то недополучил от отца, особенно в подростковом возрасте. Я воспитан мамой. С другой стороны, я доволен своей жизнью, тем, какой я, своими достижениями. У меня нет обиды или недосказанности.

Когда у меня будут дети, я буду стараться на своём примере показывать, что семья — это важно. Вообще, я считаю, что ребёнку надо меньше говорить, что делать, а больше показывать. Всё равно он будет подражать, вопрос, что он возьмёт — плохое или хорошее.

Нурия, 29 лет, преподаватель (имя изменено). Не общается с матерью

Мама очень авторитарный человек. Всё наше общение сводилось к тому, что я выполняла её приказы. Вообще, вся моя жизнь подчинялась её целям. У меня не было своих желаний, я хотела только то, чего хочет мама. Когда у меня появилась своя семья, конфликтов стало больше. До этого я думала только о ней, а тут стала заботиться ещё о ком-то. Конечно, ей это не понравилось.

Мама растила меня без мужа. С детства она внушала, что я должна любить только её, потому что она столько для меня делает

Подружкам своим говорила: я живу только ради неё, только ради неё замуж не вышла. Мне не нужно было такой жертвы, наоборот, я хотела, чтобы она была счастлива.

Когда она заболела раком, мы с мужем делали для неё всё и ничего не жалели, поддерживали и лечили, покупали лекарства. Кажется, она это не особенно оценила.

Когда мне нужна была помощь, она разворачивалась и уходила к косметологу: «Это твои проблемы». И так всю жизнь. Когда ей что-то надо, мы всё бросаем и летим к ней.

А когда у моего мужа случилась онкология, и мне нужны были деньги, она сказала «это мои деньги». Было очень больно.

Сейчас я перестала с ней общаться, и меня это очень тяготит. Я мусульманка, для нас почтение к родителям — на первом месте. Хоть они убивать тебя будут — нужно уважать и заботиться. Я верующий человек, поэтому нахожусь в конфликте с собой. Но когда я начинаю с ней говорить, мне становится плохо. Вот недавно ездила в магазин и купила ей обувь, а как передать — не знаю.

Источник: https://mel.fm/roditeli-i-deti/1372504-stop_communication

Ссылка на основную публикацию