Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

Воображаемые друзья у ребенка: стоит ли беспокоиться родителям?

Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.

Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.

Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.

Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.

Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетних детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.

Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.

Воображаемые друзья: кто они?

Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.

Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.

Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.

Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.

Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.

Причины появления воображаемых друзей

Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.

Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?

  1. Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
  2. Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
  3. Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
  4. Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
  5. Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.

Как общаться с воображаемыми друзьями детей?

Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам взаимодействовать с воображаемым другом малыша.

  1. Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
  2. Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
  3. В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
  4. Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
  5. Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
  6. Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.

Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.

Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.

Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.

Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.

Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/voobrazhaemye-druzya-u-rebenka

Воображаемые друзья у вашего ребенка: кто они и есть ли повод для беспокойства?

Для многих трехлетних детей воображаемые друзья – это неотъемлемая часть взросления. Однако родители часто волнуются, что уход в мир фантазий может привести к отрыву от реальности и даже проблемам в психологическом развитии. Стоит ли беспокоиться, если в жизни вашего ребенка появился вымышленный приятель?

Воображаемые друзья: кто они?

К трем годам у ребенка складывается идеальный образ друга для игр и общения. Если такого друга он не находит в реальности, то с легкостью выдумывает. Так появляется вымышленный друг, который может быть похожим на человека (вспомните Карлсона), супергероя, персонажа сказки, мультфильма. «Внешний вид», привычки и особенности выдуманного приятеля будут зависеть только от фантазии малыша.

Воображаемый друг может быть постоянным спутником ребенка или всего лишь приходящим партнером для совместных игр. Он может существовать только в определенном месте: на даче у бабушки или в детской комнате. Никто не знает, когда он появится или исчезнет.

Причины появления вымышленного друга

Задумайтесь на минуту, каково это – быть маленьким ребенком? Вам постоянно говорят, что и когда делать, старшие братья и сестры (если они есть) забирают игрушки и конкурируют за внимание взрослых.

Кто бы в такой ситуации не хотел друга, который никогда не берет вашу машинку, делает то, что говорите вы, и всегда приходит на помощь? Воображаемый приятель может защитить, когда малыш напуган, станет «козлом отпущения», когда нужно будет кого-то обвинить, и станет отдушиной, когда ему хочется посмеяться или поплакать.

Можно выделить несколько причин, почему ребенок выдумывает друзей и предпочитает играть с ними.

Если ваш малыш является единственным ребенком в семье, то вероятность появления придуманного персонажа резко возрастает. Ребенок может стать более зависимым от своих воображаемых друзей, если ему трудно найти приятелей своего возраста.

Если единственный друг старше и к тому же любит командовать, то ребенок, вполне возможно, придумает приятеля, чтобы найти утешение. Часто дети, которыми помыкают, создают воображаемых друзей, с которыми легко общаться и которые всегда позволят им победить или взять на себя инициативу в любой игре. Воображаемый друг – часть выдуманного мира, где ребенок является победителем.

Ребенок тоже может испытывать стресс по разным причинам – у него проблемы в детском саду или школе, ему трудно завести друзей, ему сложно жить в тени старшего брата, которого другие считают лучше его.

Часто эти затруднения мы неправильно истолковываем, отметаем в сторону, так как слишком заняты, чтобы замечать потребности ребенка.

Во всех таких ситуациях ребенок придумывает воображаемого друга и рассказывает ему обо всех проблемах.

Как общаться с воображаемыми друзьями

Вот несколько советов, как общаться и взаимодействовать с выдуманными приятелями вашего ребенка.

  • Принимайте фантазию ребенка

Не стоит постоянно указывать малышу, что его друзья не являются настоящими. Будьте добры и приветливы и откликайтесь на детские просьбы. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы налить дополнительную кружку чая или открыть дверь перед невидимым другом.

  • Не подавляйте его фантазию

Воображение очень важно для ребенка. Не стоит смеяться над несуществующими друзьями. Неправильная реакция родителей может заставить ребенку уйти еще глубже в выдуманный мир. Или же он просто перестанет фантазировать.

  • Не выступайте инициатором общения

Не спрашивайте у ребенка, собирается ли его выдуманный друг пойти с вами за мороженым. Ждите, пока ваш ребенок сам вспомнит о нем и уже потом поиграйте вместе. В то же время дайте малышу возможность выразить свои чувства. Когда он не знает, с кем поделиться переживаниями, то использует воображаемого друга.

  • Не позволяйте ребенку перекладывать ответственность

Не разрешайте ребенку винить воображаемого друга в том, что он сам делает неправильно. Дети по-прежнему должны нести ответственность за свои поступки, а задача родителей – напомнить о последствиях. Если ребенок обвиняет выдуманного персонажа в беспорядке в детской, попросите убраться в комнате вместе с ним. Если малыш откажется, то игра окончена, и пусть он сам убирает разбросанные игрушки.

  • Не используйте друга в «корыстных» целях

Не очень хорошо говорить ребенку: «Дима хочет, чтобы ты съел манную кашу». Малыш может понять, что вы им манипулируете.

Проводите больше времени с ребенком. Пусть ваш малыш притворяется, играет в куклы, надевает костюмы супергероев, читает приключенческие книги. И делайте это вместе с ним. Ребенок выдумывает приятеля еще из-за того, что не получает достаточного внимания со стороны родителей. Не позволяйте воображаемому другу заменить настоящих друзей и ваше внимание.

Воображаемые друзья могут дать вам понимание того, что ребенок чувствует на самом деле. Если его приятель Дима боится темноты, то, возможно, именно ваш малыш испытывает этот страх. Следите за другом и учитесь у него.

Наличие выдуманного приятеля – это совершенно нормально. Часто детям он помогает справляться с переменами в жизни или приобретением социальных навыков. Отнеситесь к нему как к еще одному этапу взросления ребенка.

(Текст для публикации взят из интернета)

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13293562/

Воображаемый друг: есть ли повод для беспокойства?

У многих дошкольников в возрасте трех-пяти лет появляется воображаемый друг, и некоторые родители начинают бить тревогу, думая, что у ребенка не все в порядке с психикой.

Так ли плохи воображаемые друзья, как кажется? Возможно, они приносят ребенку пользу?<\p>

Воображаемый друг позволяет ребенку справляться с эмоциональными проблемами, к примеру, одиночеством. Скажем, вы переехали в другой район, или ребенок пошел в детский сад и еще не успел там адаптироваться, или в семье появился младший брат и сестра.

Ребенок чувствует себя одиноким, и у него появляется друг, который всегда рядом. С ним можно поделиться своими переживаниями, поговорить по душам. Иногда роль такого воображаемого друга выполняет игрушка.

Иногда воображаемый друг играет роль своеобразного «мальчика для битья». Это случается, если у ребенка строгие родители или воспитатель в детском саду.

Когда ребенка наказывают (пусть даже за дело), он не всегда понимает взрослых — жизненного опыта не хватает. Но проблему он чувствует, поэтому пытается инсценировать неприятную ситуацию, ставя на место взрослого себя, а на свое место — воображаемого друга.

Читайте также:  Режим (примерный распорядок) дня ребенка в 7 месяцев

Если у вашего ребенка есть такой друг, понаблюдайте: возможно, вы чего-то не знаете о воспитателе вашего ребенка… или о себе.

В некоторых случаях ребенок сваливает на воображаемого друга свои провинности, боясь потерять вашу любовь и расположение. Причем чем сильнее ребенок боится наказания, тем больше искушение свалить все на выдуманного друга.

Еще воображаемый друг может выполнять роль защитника. Если ребенка обижают в реальной жизни, он может искать защиты хотя бы в воображении (часто дети не спешат делится со взрослыми своими проблемами). Вот в таком случае нельзя пускать ситуацию на самотек: нужно найти реальных обидчиков и, возможно, обратиться к психологу.

А иногда воображаемый друг появляется у ребенка просто потому, что ему скучно. В таком случае подумайте, возможно, ребенку просто не хватает вашего внимания?

Чем может быть полезен воображаемый друг? Во-первых, его появление свидетельствует о том, что у вашего ребенка хорошо развиты фантазия и творческие способности. Во-вторых, как уже было сказано выше, воображаемый друг помогает справляться с эмоциональными проблемами: бороться с одиночеством, выплескивать агрессию.

В-третьих, воображаемый друг часто помогает ребенку приспосабливаться к окружающему миру. С ним ребенок может общаться так, как хочет (в жизни этому часто мешает стеснительность).

С воображаемым другом можно вести себя так, как хочется, а не так, как требуют — это первый шаг к самостоятельности.

Наконец, с воображаемым другом ребенок «проигрывает» жизненные ситуации, систематизируя знания, полученные о жизни.

Стоит ли подыгрывать ребенку? Если воображаемый друг не причиняет никаких видимых проблем, можно подыграть ребенку до определенной степени — например, поставить во время обеда лишний стул или дать печенье для воображаемого друга. Но не давайте ребенку перекладывать вину на воображаемого друга. Запрещать общаться с другом нежелательно — ребенок все равно продолжит это делать, только втайне от вас.

И подумайте, для чего ребенку нужен воображаемый друг, какая проблема за этим стоит. Если ребенок одинок — попробуйте проводить с ним больше времени и найти ему новых друзей.

Если ребенок придумал «мальчика для битья», возможно, вам нужно быть с ним чуть мягче.

В общем, лучшее, что вы можете сделать, если у вашего чада завелся воображаемый друг — это уделять ребенку больше внимания и делать выводы из его игр.

Когда стоит начинать беспокоиться? Если истории ребенка о его выдуманном друге мрачные и жестокие. Если ребенок настолько увлекся игрой, что потерял аппетит или сон, забыл о других играх и неохотно идет с вами на контакт.

Если ребенок начал путать игру и реальности, ссорится со своим воображаемым другом и впадает из-за этого в депрессивное состояние, если он стал слишком зависим от придуманного друга. В этих случаях стоит обратиться к психологу.

Годам к 6-7 потребность в выдуманном друге отпадет, у ребенка появится достаточно реальных друзей, и он научиться брать на себя ответственность за свои поступки, а не перекладывать их на вымышленного друга.

Воображаемый друг — это не норма, он есть не у всех, но и не отклонение.

Поэтому не стоит поднимать панику раньше времени, дайте ребенку возможность пофантазировать, но при этом следите, чтобы фантазия не зашла слишком далеко.

Источник: http://strana-sovetov.com/kids/1-6/4838-imaginary-friend.html

Воображаемые друзья у ребенка — это нормально?

Редакция The Village с помощью экспертов продолжает отвечать на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

Дарья Грошева

психолог

В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно.

Игра — естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей.

Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть.

Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность.

Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события — смерть близкого, переезд, развод родителей.

Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку.

Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

Александр Покрышкин

детский психолог

Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка — это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико.

Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях.

Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет.

В ряде случаев такие друзья — это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы.

Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, — не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children/262438-voobrazhaemyy-drug

Воображаемый друг у ребенка: стоит ли беспокоиться?

Дружба – это прекрасно, но как быть, если в вашем доме завелся Карлсон – друг, которого не видит никто, кроме ребенка? Чего уж точно не следует делать, так это пугаться и паниковать, ведь в большинстве случаев воображаемые друзья у детей – явление абсолютно нормальное и проходящее само по себе со временем. Почему они появляются и что с этим делать – читайте далее в статье.

Откуда берутся воображаемые друзья?

Взрослые люди до безобразия скучные. Они верят лишь в то, что видят или, в крайнем случае, узнали из своих умных книжек без картинок. Когда рассказываешь им о вещах, которые существуют на самом деле, они не воспринимают всерьез, ругаются или с обеспокоенно-ласковым лицом предлагают сходить в гости к «доброму дяде» – детскому психиатру.

Мы часто забываем, что дети живут в абсолютно другом, волшебном мире, где Карлсон не менее реален, чем домомучительница Фрекен Бок, где Чеширский Кот умеет растворяться в воздухе, оставляя только улыбку, а варежка может превратиться в преданного щенка. Обычно воображаемые друзья появляются у малышей в возрасте 3-5 лет. Такой феномен обусловлен развитием творческих способностей и, как ни странно, не считается отклонением от нормы.

Воображаемые друзья бывают разными: игрушка, которой ребенок приписывает человеческие качества; призрачный товарищ, которому чадо требует ставить дополнительные приборы во время обеда и подтыкать одеяло перед сном… Друг может быть взрослым и сильным, как Супермен; нуждающимся в заботе и опеке, как домовенок Кузя; вполне себе обычным «мальчишкой Вовкой» или «девчонкой Наташкой». Выдуманный товарищ вовсе не обязательно является человеком – почти в половине случаев это зверушка.

Если вы заметили, что ребенок разговаривает с воображаемым другом, не стоит торопиться на прием к специалисту. В том, что ваш малыш обладает очень живой фантазией, нет ничего плохого.

Более того, невидимый компаньон может стать отличным диагностическим материалом для родителей.

Наблюдая за поведением карапуза, можно узнать много нового для себя, ведь в общении с воображаемым другом отражаются не только проблемы самого чада, но и семьи в целом.

Самое главное – не запрещайте ребенку проводить время с вымышленным товарищем, иначе он будет встречаться с ним тайно. Правильное решение – постараться выяснить причину такого явления и устранить ее. Чаще всего к появлению воображаемых друзей приводит:

  1. Фантазия. Некоторые дети общаются с игрушками, а другие, более творческие, обзаводятся воображаемыми друзьями. Не одергивайте малыша и уж тем более не ругайте за «вранье», иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, а главное – может потерять доверие к взрослым. Лучше направьте его способности в другое русло: сочините вместе сказку, попросите придумать продолжение рассказа, нарисовать несуществующее животное и т. д.
  2. Одиночество. Если вы услышали, как ребенок разговаривает с воображаемым другом, это может свидетельствовать о нехватке общения и чувстве одиночества. Несмотря на загруженный график, постарайтесь больше внимания уделять малышу, и проблема со временем разрешится.
  3. Подражание. Прислушайтесь к тому, что говорит карапуз. Наверняка он поучает или отчитывает несуществующего товарища. Кого-то напоминает, не так ли? Скорее всего, ребенок будет использовать ваши фразы или реплики воспитателя в детском саду. Это нормально: все дети подражают старшим, хотят казаться большими и иметь влияние на кого-то. Если чадо не проявляет агрессии, поводов для беспокойства нет. Просто предложите поиграть в дочки-матери, где роль последней будет исполнять ребенок.
  4. Страх. Нередко дети ищут у своих воображаемых друзей поддержки: вдвоем не так страшно, как одному. Особенно часто так бывает, если рассказать о своих тревогах родителям не получается (вспомните, как вы отмахивались от ребенка, считая его страхи глупыми). Относитесь ко всему, что беспокоит малыша, серьезно – для него это не ерунда, а настоящие кошмары. Раз за разом терпеливо объясняйте ребенку, почему бояться не нужно, расскажите, как вы справлялись со своими страхами в детстве, проверяйте все темные уголки в его спальне, купите ночник и т. д.
  5. Боязнь наказания. Если чадо ломает игрушки или устраивает беспорядок, утверждая, что во всем виноват воображаемый друг, стоит задуматься: быть может, вы слишком часто ругаете его по поводу и без. Спокойно скажите ребенку, что поведение его друга вас огорчает, но устранять последствия случившегося все равно придется хозяину.

К сожалению, не всегда родителям удается заметить, что у чада появился невидимый товарищ. Если ребенок намеренно скрывает от вас своих воображаемых друзей, это свидетельствует о недоверии и страхе.

Читайте также:  3 греха, о которых молчат многие молодые мамы: личная история

Однако может быть и так, что вы просто не обратили внимания на то, как малыш обзавелся новой компанией.

И в самом деле, кто бы мог подумать, что милейший Сережка, фигурирующий во всех историях карапуза, в действительности всего лишь плюшевый заяц с оторванным ухом?

Воображаемый друг у ребенка: советы родителям

Воображаемые друзья, как правило, «самоликвидируются» к 7-9 годам. Если этого не произошло или поведение ребенка стало подозрительным (он не играет в другие игры, проявляет агрессию, плохо ест и спит, путает реальность и вымысел), имеет смысл записаться на консультацию к психологу.

Так или иначе, прежде чем бить тревогу, вспомните самих себя в детстве.

Вы ведь тоже делили секреты с игрушками, скакали на метле, представляя под собой коня, устраивали чаепития с куклами, не так ли? Да что там детство… Сколько раз, уже будучи в сознательном возрасте, вы разговаривали перед зеркалом или мысленно вели диалог с самим собой? Помните, как читали доклад своему шкафу или стулу, писали о своих проблемах некому «Дорогому Дневнику»? Ну а если вам все же кажется, что вымышленный товарищ вашего карапуза – призрак, существующий на самом деле, прекращайте смотреть фильмы ужасов на ночь.

Источник: https://lady7.net/voobrazhaemyj-drug-u-rebenka-stoit-li-bespokoitsja.html

Шпаргалка для родителей: что делать, если ребёнок дружит с фантомом. У ребенка воображаемый друг – это норма или нет?

Как отмечают исследователи в области детского поведения, для малышей в возрасте 3-5 лет свойственно придумывать себе воображаемых друзей, это вполне естественное явление, ведь в это время у них бурно развивается воображение.

Подобное поведение указывает на то, что ребенок активно фантазирует, развивает творческий потенциал в особый период психологического формирования личности.

https://www.youtube.com/watch?v=KaeDXwZGqJs

Как показывают результаты последних исследований, более чем у 50% детей дошкольного возраста (до 7 лет) имеются воображаемые друзья, ими могут быть обычные люди, супергерой, фантастическое существо, животные, персонажи сказок.

 Доказано, что такие дети опережают в развитии (интеллектуальном, творческом) своих сверстников; они более общительны, менее застенчивы, имеющие высокий уровень социальной перцепции (предполагающей самопознание, восприятие и оценку окружающих людей, налаживание контактов в коллективе во время совместной деятельности).

Ученые из Великобритании выявили интересную особенность: у ребенка, вступающего в диалог со своим воображаемым другом, развивается часть мозга, отвечающая за решение трудных задач, головоломок, а также за планирование и преодоление жизненных трудностей.

И это вполне объяснимо, ведь подобная вовлеченность малыша в ролевую игру сказывается благоприятным образом на многих аспектах развития.

 Почему появляются воображаемые друзья

 В большинстве случаев ребенок обзаводится воображаемым компаньоном в конкретных ситуациях: когда скучает, ему одиноко, либо пришлось на продолжительное время расстаться со своими реальными друзьями; так малыш компенсирует недостаток общения.

Известны случаи, когда воображаемый друг появлялся у ребенка (даже в подростковом возрасте) как реакция на травмирующее событие: смерть близкого человека, вынужденный переезд, развод родителей, рождение брата или сестры.

Некоторые мамочки отмечали, что воображаемый друг сопровождал малыша повсюду.

Посредством вымышленной дружбы происходит удовлетворение множества детских потребностей, так чадо может поделиться сокровенным: обидами или радостями, доверить секрет, признаться в чем-либо; он учится экспериментировать с различными моделями поведения, а это в свою очередь способствует уменьшению тревожности, чувства вины.

Внимание! Если ребенок не рассказывает вам о своем герое, это свидетельствует о том, что он вам не доверяет, а может даже боится.

 Обращение к воображаемому другу может служить некой «репетицией» того, что он хочет сказать своим родителям, близким; в этом случае он проговаривает слова, понимая, что «друг» не будет его перебивать, останавливать, спорить (до тех пор, пока сам этого не пожелает). Обвиняя «друга» в своих неудачах, неприятностях, он тем самым дает выход своим эмоциям, не зная другой возможности их выразить.

Некоторые дети видят в воображаемом приятеле свое второе «Я», к примеру, у застенчивого малыша «друг» будет веселым, шумным, смелым, уверенным в себе, в то время как решительный, энергичный ребенок напротив, выдумает пугливого «друга», которого станет защищать.

Если у ребенка слишком строгие и требовательные родители, он придумывает «друга», который с ним отлично ладит и всегда им доволен.

 Эмоции и впечатления, получаемые детьми в общении со своими «особенными друзьями» схожи с теми, которые мы испытываем в процессе прочтения хорошей книги, просмотра захватывающего блокбастера.

По ходу развития событий мы сопереживаем герою, волнуемся, сможет ли он выпутаться из сложной ситуации; однако в этот момент мы осознаем, что все события, разворачивающиеся в фильме — вымышленные, а реальность заключается в том, что надо досматривать его и отправляться спать, потому, как завтра вновь рано утром отогревать машину и ехать на работу (у каждого свое начало дня!)

 В семьях с одним ребенком подобное явление (или синдром Карлсона) встречается чаще, по сравнению с теми семьями, где воспитываются двое и более детей. Однако в обществе до сих пор принято считать, что появление невидимых друзей – серьезный повод для беспокойства, и чуть ли не симптом расстройства психики, даже шизофрении.

Между тем, заметив нечто необычное в поведении чада, не спешите впадать в панику, бить тревогу, отправляться на поиски психолога, ведь, как правило, малыш осознает, что сам выдумал друга.

Важно понимать, что через определенное время потребность в подобных отношениях исчезнет, он ее перерастет, когда начнет посещать школу, но при условии, что вы не будете торопить этот процесс, вмешиваться в него, диктовать свои правила.

Пусть события развиваются своим чередом.

Психологи настоятельно советуют не запрещать чаду общаться с вымышленным приятелем, в противном случае подобные встречи будут происходить тайно, ребенок станет тщательно скрывать это.

У малыша «синдром карлсона»: что делать?

 Если у вас возникнет желание принять участие в игре своего чада и потренировать собственное воображение, не забудьте спросить у него разрешение; если в ваш адрес последует отказ, предоставьте ребенку возможность играть одному.

Многие родители признавались, что у них периодически возникало сильное желание подразнить своего малыша, они даже пытались управлять его несуществующим другом, но это крайне нежелательно делать. Важно понимать, что неправильная реакция родителей способна заставить чадо уйти еще глубже в выдуманный мир. Ребенку достаточно дать понять, что вы знаете, что его друг – ненастоящий.

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

Общаясь с ребенком на эту тему, избегайте упреков, говорите мягким, ободряющим тоном, без наигранности, ребенок может почувствовать, что вы его обманываете или манипулируете им; уместно похвалить чадо: «Это здорово, что у тебя есть такая возможность придумать себе друга, в любой ситуации, когда захочешь!».

Игнорировать внезапное возникновение вымышленного приятеля, ругать ребенка, одергивать не желательно, иначе он замкнется в себе, разучится мечтать, перестанет вам доверять. Однако и выступать инициатором игр с невидимым другом не стоит.

Тем более подключать воображаемого героя к совместным занятиям, которые вы периодически проводите с чадом (чтение книг, просмотр мультфильмов, настольные игры, прогулка в парке); малыш сам должен вспомнить о нем.

Не допускайте, чтобы дети перекладывали ответственность за свои неправильные действия, провинности на вымышленных друзей. Всякий раз напоминайте им о том, что только они должны отвечать за недостойное поведение.

 У ребёнка воображаемый друг: когда бить тревогу

 Наблюдая за тем, как ребенок играет в воображаемого друга, вы можете выявить его эмоциональную проблему, переживания, страхи. Так, например, если его несуществующий друг расстроен и даже плачет из-за того, что кто-то его обидел, велика вероятность, что не этот «друг», но сам малыш оказался в непростой ситуации, спасовал перед обидчиком.

В этом случае вы можете посоветовать воображаемому другу: поведать эту проблему родителям. После того, как малыш с вами поделится переживаниями, не выдавайте себя, но заверьте его: «Я знаю, ты поступил бы также, оказавшись на месте своего «друга».

Тем самым у вас появится возможность давать рекомендации своему ребенку опосредованно, через выдуманного приятеля, при этом, если ребенок не будет готов, ему не придется раскрывать свои чувства.

Обращаться к специалисту, за квалифицированной помощью, следует лишь в определенных ситуациях:

 1) в отношениях вашего малыша и его воображаемого друга появился деструктивный момент (он стал с ним ссориться, выражать агрессию, жестокость);

 2) у ребенка сформировалась зависимость от «друга», он стал плохо кушать и тревожно спать;

 3) эти отношения стали препятствовать настоящей дружбе ребенка со сверстниками;

 4) он начал путать реальность и игру.

 Иногда синдром Карлсона плавно перекочевывает во взрослую жизнь, и уже психически здоровый человек заводит дружбу с новым, более зрелым персонажем, либо «прихватывает» с собой старого воображаемого приятеля.

Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/shpargalka-dlia-roditelei-chto-delat-esli-rebenok-druzhit-s-fantomom-u-rebenka-poiavilsia-voobrazhaemyi-drug-eto-norma-ili-patologiia/

Зачем дети придумывают себе друзей?

В отличие от имеющегося у большинства из нас мнения об одиноких, погруженных в себя детях, мечтающих о воображаемых друзьях, исследования детских психологов показывают, что большинство детей, выдумывающих себе друзей, являются социально активными и коммуникабельными. Они также очень изобретательны: в отсутствие реальных друзей для игр они создают своих собственных, воображаемых друзей.

Детские психологи продемонстрировали, что дети в возрасте полутора лет играют в воображаемые игры: возможно, вы видели это у себя дома — ваш ребенок делает вид, что ест воображаемую пищу или гуляет с воображаемым домашним животным. Удивительно, но в возрасте двух с половиной лет многие дети уже обладают достаточным воображением, чтобы создавать выдуманных друзей.

Дети, которые придумывают себе друзей, находятся в очень хорошей компании. Трудно точно определить число детей, у которых совершенно точно есть выдуманные друзья, по предварительным оценкам психологов, они имеются у примерно 65% детей.

Не следует сильно удивляться, если вы видите, что ваш ребенок играет с воображаемыми персонажами.

Культура страны, в которых мы живем, предлагает детям окунуться в мир фантазий с самого раннего детства — в виде говорящих мягких игрушек, созданных по подобию персонажей мультфильмов или сказок — дети окружены ими еще до того, как начнут говорить, и они в полном восторге от того, что могут видеть, нюхать и трогать сказочных персонажей.

Причины, по которым дети выдумывают воображаемых друзей, различны, как утверждают детские психологи, однако в большинстве случаев они стремятся заполнить эмоциональную пустоту или реализовать невыполненное желание.

У некоторых детей воображаемые друзья появляются в моменты тоски или одиночества — эта причина, по которой они особенно распространены среди детей, у которых нет братьев или сестер.

У других детей воображаемые друзья играют роль наперсников, с которыми можно поговорить, когда ребенок напуган, так как воображаемые друзья могут подбодрить и поддержать его.

Некоторые воображаемые друзья даже «хотят» занять место своих двойников из плоти и крови, появляясь в тот момент, когда ребенку необходим кто-то, чтобы свалить на него вину за разбитую тарелку или сломанную свечу, выполняя таким образом, по мнению психологов, защитную функцию.

Воображаемые друзья в некоторой степени могут быть полезны, они помогают ребенку разрешать некоторые вопросы в безопасном режиме — от чувства разочарования по поводу приучения к туалету до гнева матери или отца, вплоть до его беспокойства по отношению к больным дедушке или бабушке. Когда ребенок говорит вам, что его воображаемый друг вас ненавидит, он таким образом выражает свой гнев, который направлен не против вас, а выражен только с тем, чтобы достичь эмоциональной разрядки.

Способ, при помощи которого дети используют своих воображаемых друзей, похож на разновидность психологической работы со страхами у взрослых, известную как систематическая десенсибилизация.

При этой разновидности психологической помощи пациент начинает воображать то, что внушает ему страх, и затем вступает в процесс обшения с ним.

Ребенок может пройти через подобный процесс психологической помощи, подвергая воображаемого друга воздействию самых худших своих страхов — при этом ребенок наблюдает, каким образом воображаемый друг противостоит им.

Воображаемые друзья зачастую изменяются по мере роста самого ребенка. Двухлетний ребенок относится к воображаемому другу как к товарищу по играм. Четырехлетний может конфликтовать с ним, чтобы доказать свою силу в новом дошкольном учреждении. Шестилетнему может потребоваться наперсник, чтобы излить свой гнев в отношении матери или друзей.

Часто родителей беспокоит то, что общение ребенка с воображаемыми друзьями может оторвать его от действительной реальности. Исследования психологов в этой области и опросы сотен детей свидетельствуют о том, что воображаемые друзья крайне редко переступают свои границы.

Читайте также:  Как воспитать ребенка лидером. сборник персонализированных сказок №3

Дети становятся эмоциональным образом причастными к своим приключениям с воображаемыми друзьями, однако этот опыт похож на то, что происходит со взрослым человеком, который испытывает эмоции при чтении книги или просмотре кинофильма, то есть, эмоции реальны, однако, даже если вы плачете, вы крепко привязаны к действительности, и подобные фантазии вас ни к чему не обязывают. Работая с детьми, я много раз беседовала с ними о их воображаемом друге, но ребенок замечает, что я делаю записи. В какой-то момент беседы многие дети напоминали мне: «Знаете, я все это придумал».

Советы детского психолога примерным родителям.

Вы и воображаемый друг ребенка. На самом деле вопрос о наличии у ребенка воображаемых друзей зачастую связан с возможностью родителей находиться рядом с детьми и общаться с ними.

Некоторые родители относятся к воображаемым друзьям как к священным коровам, свидетельствам того, что у их детей хорошо развиты воображение и креативность. Некоторые игнорируют их, поскольку постоянно заняты и не имеют времени для общения с детьми.

Большинство детей рады, когда родители играют с ними. Однако нет причин, чтобы позволить манипулировать собой воображаемому ребенку только потому, что у вас есть один настоящий.

Одним словом, пока воображаемый друг не начнет вмешиваться в дела вашей семьи или неуважительно относиться к правилам, установленным в вашем доме, нет необходимости обращать на него особое внимание.

Перекладывание ответственности. Воображаемые друзья обычно бывают нарушителями спокойствия, и это вас раздражает. Кто съел все печенье? Конечно, это был Коля.

Кто сломал папину модель аэроплана? Опять Коля.

Родителям не следует беспокоиться по поводу этих друзей, в таких случаях просто сядьте рядом с ребенком и объясните ему, что это то, что мы не будем делать, мы не собираемся помогать Коле не делать этого.

Если проблема так и останется нерешенной, попробуйте разрешить ситуацию таким образом, как если бы речь шла о брате малыша или его реальном друге. Например: «Я знаю, что Коля этого не делал. Давай уберем». И в этом возрасте подобного будет достаточно, чтобы ребенок понял, что вы не допускаете мысли о том, что вымышленный друг может быть козлом отпущения вместо него.

Друзья на всю жизнь? Многие из нас думают, что вымышленные друзья являются созданиями, которых выдумывают маленькие дети и дети дошкольного возраста.

Однако вымышленные друзья могут существовать как в течение нескольких дней, так и на протяжении нескольких лет.

По своей природе дети стараются, чтобы вымышленные друзья были только их друзьями, поэтому большинство родителей даже и не подозревают об их присутствии.

У вымышленных друзей есть свои правила. Иногда они говорят или делают то, что огорчает детей.

Ну и друзья! Если ваш ребенок напуган или расстроен тем, что сделал воображаемый друг, наиболее эффективный способ поддержать его — наложить «дисциплинарное» наказание на воображаемого друга, как если бы это касалось вашего собственного ребенка.

«Теперь, Коля, мы не разрешим тебе приходить к нам играть, потому что ты не соблюдаешь правил, установленных у нас дома. Мы здесь не кричим друг на друга». Или что-то в этом духе, так чтобы в некоторой степени это касалось и вашего ребенка.

Проверка в реальных условиях. В то время как дети с действительными эмоциональными проблемами зачастую имеют вымышленных друзей, наличие воображаемого товарища вовсе не означает, что у ребенка какая- то проблема.

Если ваш ребенок здоров и комфортно себя чувствует в «реальном» мире своей жизни, нет никаких причин считать, что наличие воображаемых друзей связано с какими-либо проблемами.

Если у вашего ребенка есть вымышленный друг, который попадает в трудные ситуации в других сферах, или если воображаемый друг действительно огорчает вашего малыша, возможно, будет не лишним обсудить эту ситуацию с детским психологом.

Интересные статьи по этой теме

Источник: http://www.elena-psyholog.ru/articles/33-zachem-deti-pridumyvayut-sebe-druzej

Воображаемый друг

Все начинается так: из детской слышатся обрывки разговора. Вы идете на голос сына или дочери, зная точно, что ребенок в комнате один, но он определенно с кем-то разговаривает.

Увидев вас, он может замолчать и сделать вид, что ничего не происходит. Если задать ребенку вопрос, с кем он только что говорил, скорее всего, он ответит: «Ни с кем». Или соскочит с места и начнет заниматься другим делом.

В редких случаях признается: с медвежонком Барни. Или с Добрым Драконом. С Лунтиком. С девочкой Аней. Растерявшись, вы, может быть, не сразу догадаетесь, в чем дело, и спросите, где же эта девочка, где Лунтик и Добрый Дракон.

И ребенок искренне покажет: вот же, здесь сидит, мы вместе играем.

Скорее всего, вашему ребенку от трех до семи лет, и он вступил в пору фантазий и ролевых игр. Почему-то считается, что воображаемые друзья – явление западной культуры, и будто мы узнали о существовании таковых из американских фильмов. Но так ли это на самом деле? Или может, в наших реалиях об этом явлении просто не принято говорить?

Из двадцати опрошенных мной знакомых девять человек признались: у них в детстве были воображаемые друзья. Эта цифра близка к статистике, озвученной западными исследованиями: 65% американских и 46% британских детей в возрасте до семи лет ответили, что у них есть или был воображаемый друг. Среди 12-летних школьников лишь 9% признались в том, что такой друг существует до сих пор.

Кто становится воображаемыми друзьями детей?

Кто угодно, на самом деле. Воображаемые друзья могут появиться по следам прочитанного, просмотренного и очень полюбившегося. Мой сын сейчас увлечен персонажем из мультфильма «Тачки-2» по имени Финн Макмиссл.

Сыну нравится образ Макмиссла-героя, обладателя множества хитрых приспособлений, позволяющих ему плавать под водой или ездить по крышам. Финн привлекает моего сына как некто, умеющий выбраться из любых сложных ситуаций.

Знаю ребенка, который мечтал о собаке, но родители были против животных в доме.

И на несколько лет воображаемым другом мальчика стал пес породы немецкая овчарка, которого он воспринимал как самое близкое существо, делился переживаниями, проживал в игре параллельную жизнь с питомцем, которого в настоящей жизни не было.  А вспомните фильм «Шоколад», в котором дочь главной героини, Анук, общалась с невидимым кенгуру Пантуфлем.

Воображаемый друг может существовать лишь в фантазии, но при этом ребенок будет  вести с ним диалог и утверждать, что его друг сидит сейчас вместе с семьей за обеденным столом. Но он может быть и вполне осязаемым: любимой игрушкой или героем рисунка, которого ребенок одушевляет.

Многие из моих взрослых друзей сказали, что одного воображаемого друга у них не было, зато почти все играли в воображаемую реальность, к которой сочиняли декорации и сценарий. Мы населяли придуманные миры персонажами и играли с ними днями, месяцами, даже годами – эта сказка не надоедала. И все это происходило еще до того, как была прочитана прекрасная «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.

Иногда воображаемый друг – это своеобразное альтер-эго, которое берет на себя ответственность за сломанную ребенком игрушку или пролитый на пол сок. «Это барашек Рассел нарисовал на обоях черточки» – разводит руками ребенок. Некоторым стеснительным детям «Рассел» позволяет побаловаться и совершить что-то из ряда вон выходящее. Не зря Карлсон, друг застенчивого Малыша, так любил пошалить.

У ребенка могут появиться не только воображаемые друзья, но и воображаемые враги. Таким образом дети борются с волнующими их ситуациями, происходящими дома, в школе или детском саду. Дети противостоят врагу в игре и тем самым оттачивают мастерство реакции на раздражающие жизненные моменты.

Есть ли повод для беспокойства?

Если ребенок сажает за стол игрушку и говорит, что медвежонок тоже просит котлету, родители воспринимают все как шутку и игру.

Но когда дело касается невидимых друзей, начинаются волнения: нормально ли так погружаться в несуществующий мир и отождествлять нереальное существо со своим другом? Взрослых настораживает то, как искренен ребенок в своей игре и вере в воображаемого собеседника.

Появление воображаемых друзей действительно может быть реакцией на стресс. Часто такие друзья появляются у детей, в чьих семьях недавно произошли значимые перемены: рождение младшего ребенка, переезд, поход в школу или детский сад.

Некоторые дети могут «заменить» придуманным кем-то ушедшего из семьи родителя. Но для того, чтобы считать подобное поведение отклонением от нормы, нужно внимательно исследовать другие признаки в поведении ребенка и окружающей его среде.

Однозначно стоит обратить внимание, если воображаемый некто становится источником страхов. Или если ребенок уже достиг школьного возраста, но испытывает трудности в общении и знакомстве с другими детьми, проводит много времени в одиночестве и культивирует образ воображаемого друга. Тогда, возможно, стоит рассказать о своих волнениях детскому психологу.

В большинстве же случаев воображаемые друзья – это часть естественного детского развития и игры. Просто некоторые обходятся без этой игры, а у кого-то она органично вписывается в детство.

Чем могут быть полезны воображаемые друзья? 

Часто воображаемый друг ребенка – его пример для подражания: кто-то более храбрый, смелый, всегда готовый к приключениям. С ним можно отправиться в фантазиях на Северный полюс, не испугаться грозы, спасти забравшегося на дерево котенка. Он и защитник, и поверенный тайн, и союзник.

Воображаемые друзья могут помочь справиться со страхами, проговорить тревожащие ребенка моменты, развить фантазию и коммуникативные навыки. Взрослые точно знают, что, озвучив мысль в разговоре или на письме, можно разобраться в проблеме. Ребенок постигает это на доступном ему игровом опыте.

Играя в придуманный мир, ребенок берет на себя различные роли, учится рассказывать истории, выражать любые свои эмоции, как радостные, так и негативные, не боясь последствий. К тому же в этой игре реализуется роль ведущего, ведь воображаемым другом можно управлять, он сделает все, что только ни придумает ребенок.

Воображаемый друг может озвучить желания, о которых ребенок стесняется сказать сам. Так от лица невидимого товарища ребенок может попросить купить ему новую игрушку, мороженое, поехать в гости.

Ну и, в конце концов, это просто веселое, занимательное времяпрепровождение. Дети, которые могут придумать себе сказочную реальность, способны развлечь себя, богатая фантазия не позволяет им скучать

Что делать и чего не делать родителям?

Воображаемый мир – это интимное, сокровенное. Чего не стоит делать родителям, так это вмешиваться, задавать слишком много вопросов, допытываться у ребенка, как выглядят его воображаемые собеседники, делать акцент на том, что все, о чем говорит малыш – ненастоящее. Лучше дождаться момента, когда ребенок сам захочет рассказать о своих фантазиях.

Дети раскрывают большую потребность делиться, если не настаивать и быть внимательным слушателем.

Это не значит, что нужно игнорировать все, чем занимается ребенок в уединении, это всего лишь правило стука в дверь: прежде чем войти на чью-то личную территорию, нужно спросить разрешения.

Но в целом выдуманный мир – это мир ребенка, и родителям всего-то и нужно, что позволить ему играть с воображаемым кем-то, разговаривать с ним по телефону, приглашать слушать вместе вечернюю сказку, брать с собой в путешествия.

Родители даже могут извлечь определенный бонус из наличия воображаемых друзей и подключить, например, соревновательный момент:

– Кто быстрее оденется, Барни или ты?

– Ого, кажется, твой друг от тебя отстает, а ты первым съел свой обед! 

Они уходят

Вырастает ребенок, и чаще всего уходят его воображаемые друзья. Их место занимают друзья настоящие, те, что идут с нами с детства и остаются близкими на всю жизнь.

Но бывает, что те, первые придуманные друзья, помнятся и во взрослом возрасте, как сильное переживание детства. В фильме «Шоколад» кенгуру Пантуфль исчезает, когда взрослеет девочка Анук. Хотя недавно моя подруга призналась, что ее воображаемый друг вырос вместе с ней. «Я до сих пор с ним дружу – знаю, как он повзрослел».

Редкий взрослый найдет в себе смелость в этом признаться. И только детям этой смелости не занимать. 

Источник: letidor.ru

Источник: https://rb7.ru/lady/baby/99691

Ссылка на основную публикацию