Злость, тревога, раздражение на своих детей. несколько историй из жизни

Злость, тревога, раздражение на своих детей. Несколько историй из жизни

В данной статье мы затронем одни из самых сокровенных тем для молодых мамочек — те, в которых они порой боятся признаться не только друзьям и близким, а даже сами себе.

А именно — речь пойдёт о том, почему вы иногда испытываете злость и раздражение по отношению к своему ребёнку.

Мы расскажем об основных причинах подобных негативных эмоций и способах их устранения по мнению детского психолога Дарьи Селивановой.

Мамочки рассуждают на такую тему с неохотой. Это абсолютно не удивительно, ведь подобных эмоций по отношению к своему ребёнку, по идее, испытывать нельзя. Например, злость, тревога, раздражение — всё это приносит вам дискомфорт, но признаться в этом бывает очень сложно даже самой себе.

Немного жизненных историй

Однажды на приём пришла молодая мамочка. Назовём её Александра. Сыну Александре исполнилось 2 года на тот момент. Женщина столкнулась с тем, что не может ни с кем оставить своего малыша, даже с близкими родственниками. Даже под присмотром отца она оставляла сына неохотно. Причина крылась в ней самой — ей просто было очень боязно за своего малыша, внутри было чувство тревоги за него.

Беременность и роды были сложными. Мальчик довольно часто болел. А в 11 месяцев его вообще увезли в больницу на скорой. После этого у Александры появилось постоянное чувство тревоги за сына, от которого она не в состоянии избавиться до сих пор.

Когда она уходит куда-нибудь даже ненадолго, начинает звонить домой каждые 15 минут и спрашивать о ребёнке. Женщину преследует постоянный страх, что может что-то произойти в её отсутствие с сыном. Ребёнок это тоже чувствует и никуда не хочет её отпускать от себя. Он постоянно просится на руки и стремится проводить всё время рядом с Александрой.

Женщину это саму очень напрягает, ей стыдно за свои необоснованные опасения, но ничего поделать она не может.

Вторая мамочка — назовём её Вероника — обратилась к психологу с немного другой проблемой. Её дочке на тот момент исполнилось 3 года, и с возрастом её характер становился всё несноснее. Вероника и раньше ощущала чувство гнева и раздражения в ответ на непослушание девочки.

Но раньше это не казалось такой проблемой, так как в целом малышка была послушной. Но постепенно ситуация стала выходить из-под контроля. У ребёнка начался «кризис 3-летнего возраста«, она стала проявлять характер, что очень злило Веронику.

Женщина часто срывалась на крик, шлёпала дочку, но ощутимых результатов это не приносило. Вероника уже почти отчаялась, ведь адекватных мыслей, что делать в такой ситуации, в голове не появлялось.

Одновременно она стыдила саму себя за эти срывы, старалась держать себя в руках, но это не всегда получалось.

Как поступить в данной ситуации?

Вышеперечисленные примеры объединены в этой статье не случайно. Это два разных человека, две разные ситуации, две отличающиеся друг от друга семьи. Однако у них есть кое-что общее — обе мамочки считают себя невменяемыми. Каждая из них сама загоняет себя в эти рамки, и получается «замкнутый круг».

Каждая из этих двух женщин имеет представление о том, что значит быть хорошей матерью. Это представление формируется самого детства и остаётся с нами в дальнейшем.

Причём мы переделываем его под себя: какие-то моменты берём на заметку, а какие-то меняем. Большая часть подобных представлений формируется неосознанно.

То есть, мы не задумываемся, так ли мы на самом деле считаем, а воспринимаем это как должное.

Частично ваши взгляды по этому вопросу формирует общественное мнение. Порой даже замечание врача-педиатра или случайного человека может отложиться в мозгу и влиять на ваше мнение в дальнейшем.

Любая мамочка осознанно или неосознанно считает, что есть «правильные» и «неправильные» чувства по отношению к своему ребёнку. К «правильным» относятся любовь, забота, гордость, умиление, восторг.

А «неправильные» — это злость, раздражение, необоснованная тревога.

Когда «неправильных» чувств становится слишком много, молодая мамочка начинает ощущать себя невменяемой, особенно если она сама по себе легко поддаётся возникающим чувствам вины и стыда.

Кстати, подумайте — а к какой «копилке» относятся эти чувства по вашему мнению? Ведь каждый человек считает по-своему. Возьмём, например, чувство стыда. С одной стороны, оно неприятное. А с другой — если мамочке стыдно за своё поведение — может, это нормально?

А теперь возвращаемся к теме «невменяемых мамочек», о которых говорилось в начале статьи. Обе женщины ходят по замкнутому кругу, в который сами же себя и загнали.

Причина — в собственных представлениях о нормальных мыслях, противостоящих возникающим негативным чувствам. Обе они пытались взять себя в руки, контролируя эмоции, что являлось в корне неправильной позицией.

Этот способ борьбы с собой не только не принесёт результата — он ещё и вреден. Обратите на это внимание, чтобы не наступить на те же грабли.

Любые «неправильные» эмоции возникают в ответ на то, что вас что-то не устраивает в вашей жизни. И когда вы эту эмоцию пытаетесь запрятать поглубже, вы лишь пытаетесь убежать от проблемы. А ведь она есть, поэтому попытки её «не заметить» не означают, что она перестала вас беспокоить. Из-за этого происходят ваши срывы. Игнор проблемы не решает её, а просто откладывает на время.

Вспомните пример с кипящим чайником. Внутри него кипят ваши «неправильные» эмоции. Вместо того, чтобы снять чайник с плиты, вы зачем-то затыкаете ему пробкой носик. Долго пробка вряд ли выдержит — если долго не снимать чайник с огня, пробку просто выбьет, а вода выльется на плиту.

Если вы считаете, что становитесь «невменяемы», не пытайтесь убежать от своих эмоций и, тем более, не подавляйте их.

Лучше проанализируйте ситуацию — почему так происходит, в чём проблема? Если не можете найти ответ самостоятельно — обратитесь к психологу. Не бойтесь признаваться в своих чувствах открыто. Это сначала может быть страшно, а потом вы почувствуете облегчение.

Две мамочки, о которых мы говорили — вполне нормальные люди. Просто им нужно было немного поменять отношение к собственным ощущениям.

(текст для публикации взят из Интернета)

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13252616/

Почему раздражает собственный ребенок? — Круглосуточная психологическая помощь онлайн «Точка опоры»

Почему раздражает собственный ребенок?

 

Навигация по статье: «Почему раздражает собственный ребенок?»

Можно ли раздражаться на ребенка?

Тема раздражения по отношению к детям волнует тех родителей, которые любят своих детей и не хотят к ним испытывать негативных чувств, но подобные чувства, тем не менее, появляются и собственный ребенок начинает раздражать.

Для таких родителей, факт того, что их раздражает собственный ребенок, является одним из самых болезненных. Одна часть в человеке говорит, что с ребенком все в порядке, он просто маленький, а вторая часть личности родителя взрывается яростью, гневом, агрессией.

Одновременно с этим родитель испытывает чувство вины. Как же так, как можно так злиться и раздражаться на собственного ребенка, на это беззащитное существо? Родитель начинает себя ругать последними словами. «Если я так чувствую и поступаю, значит, я не люблю его?» Ненависть к себе, возмущение и негодование за подобные чувства растет.

Проблема раздражения и агрессии по отношению к детям касается многих родителей. По своему родительскому опыту, а так же по опыту общения с другими родителями я знаю, что эти чувства возникают почти у всех.

Многие пытаются разобраться, почему раздражает собственный ребенок? Большинству родителей трудно переживать свои негативные чувства в отношении ребенка. Многие даже не решаются в этом признаться.

Достаточно тяжело сказать: «мой ребенок меня раздражает!». Хорошо, если у вас есть близкий человек, с которым вы можете поделиться, тот, кто вас не будет обвинять.

Негативные чувства к ребенку, родительская агрессия возникает так же, как илюбое другое человеческое чувство. То, что у родителя возникает раздражение, злость, а иногда даже ярость по отношению к ребенку, не означает отсутствия любви. Часто все эти чувства присутствуют одновременно.

Почему и как возникает родительская агрессия?

Раздражение (фрустрация) возникает, когда что-то идет не так, как ожидалось, не складывается.

«Фрустра́ция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям».

Раздражение (фрустрация) это базовая примитивная эмоция, существующая у всех млекопитающих. Эта эмоция не задействует кору больших полушарий, поэтому мы часто не можем объяснить причину нашего раздражения. Мы просто раздражены.

Раздражение рождается в лимбической системе, функции которой сформировались на начальном этапе эволюции животного мира. Раздражение несет с собой огромный заряд энергии — агрессии, которой необходимо куда-то выйти.

Эта энергия агрессии предназначена для того, чтобы изменить раздражающую и не удовлетворяющую нас ситуацию, получить то, чего не хватает, удовлетворить потребность, которая не удовлетворена. Если изменить ситуацию и получить желаемое удается, энергия уходит в сторону изменений. Если изменить ситуацию не удается, энергия агрессии раздражения растет.

В жизни мы часто оказываемся бессильны изменить существующую реальность. В момент осознания невозможности изменений бывает особенно тяжело признаться в своей беспомощности.

Так как чувствовать свою уязвимость и беспомощность больно и «не правильно» по некоторым представлениям – человек отключает свои чувства. Но одно чувство беспомощности отключить невозможно, при исключении одного чувства, онемевают и все остальные.

Тогда человек становится не способен плакать, испытывать чувство уязвимости, а агрессия увеличивается многократно. Последнее, что останавливает ее внешние проявления в виде агрессивных действий, это смешанные чувства.

Чувства, сильно отличающиеся по своему диапазону, например, и ненависть и любовь одновременно, и злость и бережность одновременно. Когда, например, хочется, с одной стороны, разбить что-то ценное, с другой – не хочется потом убирать обломки и покупать новое. Порой одновременно хочется и заорать на ребенка, и защитить его от своих пугающих проявлений.

Чем сильнее чувства, тем тяжелее переживать их смешение. Маленькие дети не умеют выдерживать противоречивые чувства. Но и взрослым тяжело это делать. Ребенок, которого в детстве не учат проживать смешанные чувства, признавать свою беспомощность и уязвимость, вырастая, тоже этого делать не может.

Почему детей не учат проживать противоречивые чувства и оплакивать свою беспомощность? Потому что в момент проживания смешанных чувств ребенок часто сердится и плачет. А в нашей культуре принято запрещать сердиться и плакать.

Ребенку не разрешают испытывать горе по поводу невозможности осуществления его желаний, его отвлекают, веселят или ругают, прививают чувство вины за слезы и злость.

Жизнь часто делает нам неприятные сюрпризы, и мы часто бываем раздражены. А дети – это особенный источник таких «сюрпризов». Поэтому ситуации, когда раздражает собственный ребенок, могут возникать достаточно часто.

Каждый раз, когда что-то идет не так, когда ребенок не соответствует ожиданиям, возникает раздражение и вслед за ним – агрессия. Если энергия агрессии не перешла в изменения или в скорбь по поводу их невозможности, если защищаясь от чувства уязвимости, человек заморозил свои чувства, и навык осознавания смешанных чувств не удержал агрессию, то она выходит наружу.

Испытываете ли вы чувство вины, когда вас раздражает собственный ребенок?

Некоторые люди считают, что раздражаться на детей не допустимо, относитесь ли вы к ним? Например, говорить о раздражении на собственных родителей или об агрессии по отношению к мужу не так сложно. Говорить об агрессии к ребенку – тяжело.

Он же самый любимый, самый лучший, малыш! Я его обожаю. Ребенок – это святое. И вдруг в душе возникают чувства, которых там быть «не должно». Человек не может понять, почему раздражает собственный ребенок, испытывает чувство вины, сначала пытается игнорировать подобные чувства, потом сдерживать, потом отвлекаться.

Хорошо, если у него получается. А если не получается, он не может справиться с подступающим раздражением на собственного ребенка и взрывается, начинает кричать, бить ребенка. Потом испытывает стыд или во всем винит ребенка, пытается ему объяснить, что это он сам виноват, и так делать больше не надо, чтобы не злить маму (папу).

Когда в следующий раз ребенок не слушается снова, человек чувствует справедливое негодование на непонятливость ребенка, «сколько раз тебе можно повторять?», и все начинается сначала.

Каждый раз человек верит, что этого больше не повторится, дает себе обещание начать все заново, лучше объяснять ребенку, как правильно себя вести. Причину того, почему раздражает собственный ребенок, такой взрослый видит в ребенке.

Он сдерживается, отвлекается, пробует ругать себя последними словами до такой степени, чтобы было уже не повадно повторять свое поведение, крик или битье.

Убеждение в недопустимости агрессивных чувств к ребенку побуждает взрослого не оставлять попыток их игнорировать и подавлять. Такие способы избавления от раздражения на собственного ребенка не всегда работают. Теоретические познания в психологии и теории возникновения агрессивных чувств чаще всего не дают практического результата.

Родители, которые действительно беспокоятся о своих детях, часто достаточно хорошо изучают эту тему, читают книги и соответствующие статьи. К сожалению, эти знания тоже не всегда помогают им преодолеть свои реакции и собственный ребенок всё равно раздражает их..

Раздражение и агрессия в отношении ребенка может возникнуть у любого человека. Вопрос в том, что потом взрослый делает с этими чувствами, как на его поведении и действиях сказывается его раздражение, злость?

Агрессивные чувства в отношении ребенка становятся проблемой тогда, когда в результате их возникновения родители начинают применять физическое и психологическое насилие. Правда, родительская агрессия в насилие переходит не всегда.

Если вы не хотите кричать и бить ребенка, если не хотите раздражаться на него, если вы считаете, что детей нельзя бить, но у вас не получается остановиться, на вас «что-то находит», вы испытываете чувство вины, а ваш ребенок – старше 2-х лет, то самому преодолеть свои реакции может оказаться практически невозможно.

Если родители хотят решить проблему со своими негативными эмоциями и действиями в отношении ребенка, им важно принять тот факт, что самостоятельно справиться они пока не могут.

Признать, что им нужна помощь для того, чтобы справиться, не ждать, а обратиться за консультацией к психологу. Случается, что уже через несколько встреч человек может изменить свои действия в ситуациях, когда раздражает собственный ребенок, и остановить свои срывы на ребенка.

Читайте также:  10 идей для необычного уик-энда с детьми

Что такое физическое и психологическое насилие?

Большинству знакомо понятие «физическое насилие», оно подразумевает вполне конкретные вещи, а вот смысл понятия «психологическое насилие» очевиден не многим.

«Психологическое насилие, также эмоциональное или моральное насилие — это форма насилия, которая может приводить к психологической травме, в том числе тревожности, депрессии и посттравматическому стрессовому расстройству».

Психологическое насилие – это оскорбления, унижение достоинства, крик, угрозы, шантаж, игнорирование, клевета, все виды ограничения свободы, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, изоляция, систематическая необоснованная критика, демонстративное негативное отношение, частые конфликты в семье, непредсказуемое поведение родителей.

Физическое и психологическое насилие по отношению к ребенку тормозит его развитие. Оно вредит формированию и обогащению интеллекта, способности адаптироваться к разным обстоятельствам и ситуациям, познавательным процессам.

В результате насилия, ребенок становится легко ранимым, снижается его самооценка. Снижается способность к социализации, он становится конфликтным и, скорее всего, может быть отвергаем ровесниками.

Когда родительская агрессия переходит в физическое и психологическое насилие?

Есть некоторые ситуации и состояния, когда перейти от агрессии к насилию достаточно легко. Как правило, если взрослый находится в состоянии общего физического и психического истощения, сложнее удержаться от агрессивных проявлений, когда раздражает собственный ребенок.

Причины такого истощения могут быть разными: усталость, тяжелое финансовое положение, хронический стресс, долгая болезнь ребенка или самого взрослого, период адаптации ребенка в приемной семье.

В подобные периоды взрослый нередко применяет насилие в отношении ребенка, импульсивно копируя поведение собственных родителей. Это случается даже тогда, когда он не доволен поведением своих родителей и не хочет быть на них похожим.

Применение насилия свойственно взрослому, когда он находится в тревожном состоянии, очень мнителен, боится, что с ребенком что-то случится, очень хочет уберечь ребенка от любых неприятных происшествий, страданий, не может переносить детский плач.

Также применение насилия происходит, когда взрослый испытывает сильное чувство вины за то, что его раздражает собственный ребенок, что он «плохой» родитель, у него «плохой» ребенок.

Такое чувство вины, повышенная чувствительность к критике (в том числе воображаемой), часто сопровождают различные фантазии об осуждении окружающими его как родителя, о том, что ребенка могут отобрать или причинить ему вред, о том, что кто-то решит, что лучше бы их с ребенком не было.

Этот страх, что кто-то «отменит» взрослого с его ребенком довольно распространен, т.к. исторически вживлен в основы самоощущения в нашей стране.

В нашей стране выросло несколько поколений людей, прошедших войну, репрессии, тюрьмы, лагеря, насилие. Их дети были воспитаны преимущественно эмоционально холодными от постоянного стресса женщинами, полные семьи были редкостью, а если были полные, то в основном – с травмированными отцами, дети часто рано были разлучены с родителями.

Женщины нередко воспитывают в своих детях выученную беспомощность, психологию жертвы, веру в то, что от них ничего не зависит, что кто-то сильный может прийти и отобрать все.

В семьях и по сей день часто считают, что хвалить детей нельзя, воспитывают только критикой, криками, физическими наказаниями, игнорированием потому, что так быстрее и эффективнее, времени нет разбираться.

Для быстрого и действенного контроля над поведением ребенка используются фразы:

  • «Ты плохой, ты мне такой не нужен»
  • «Меня не волнует, чего ты хочешь»
  • «Я отдам тебя чужому дяде (тете)»
  • «Я уйду от тебя»
  • «Все будут над тобой смеяться»
  • «Как же ты мне надоел»
  • «За что мне такой ребенок»

Все эти слова и действия ребенок для себя переводит так:

  • «Лучше бы меня не было»
  • «Меня можно отменить»
  • «Я не достоин любви»
  • «Всем плохо от того, что я есть»

Ребенок в такие моменты испытывает не страх наказания, он испытывает ужас не-существования, смерти, отмены.

Такое воспитание лишает ребенка внутреннего стержня — ощущения безопасности и уверенности в себе, представления о себе как о хорошем, правильном, важном и существующем. Человек уже не может спокойно относиться к критике, если он испытывал в детстве такой страх регулярно.

Любая критика, малейшая ошибка, реальная или воображаемая, воспринимается им как доказательство того, что он не имеет права на существование, вызывает ужас, вину и агрессию.

Человек с непрочным внутренним стержнем очень уязвим. Он всегда пребывает в состоянии страха, что его кто-то может «отменить», и постоянно вынужден защищать свое уязвленное достоинство и право на жизнь.

Таковы были формы поведения, которые большинство современных родителей впитывала с детства. Другие формы поведения родителей по отношению к своим детям, не впитанные с детства, нуждаются в значительном сознательном контроле, не всегда получается их осуществлять автоматически.

Формам поведения, которым не получилось естественным образом выучиться у своих родителей, можно научиться самостоятельно или с помощью психолога. Для этого нужны знания о своих сложностях, признание факта, что вас раздражает собственный ребенок, осознанные усилия по «выращиванию» новых форм поведения и ежедневная работа над собой.

Во второй части статьи мы поговорим о том, что происходит, когда родители не могут справиться со своей агрессией, о формах физического и психологического насилия в семье и их последствиях: https://psyhelp24.org/mozhno-li-bit-detej/

Читайте также третью часть цикла статей:  https://psyhelp24.org/razdrazhaet-rebenok-chto-delat/

Если у Вас возникли вопросы по статье:

«Почему раздражает собственный ребенок?»

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

«Почему раздражает собственный ребенок?»
https://psyhelp24.org/razdrajaet-sobstvenniy-rebenok/

Источник: https://PsyHelp24.org/razdrajaet-sobstvenniy-rebenok/

Про раздражение от собственных детей

Психолог Катя Бойдек и мама 5-летнего Паши продолжает рассказывать о самых волнующих родителей темах и щедро делится своим опытом и переживаниями.

Катя, нам в редакцию поступило несколько вопросов об одном и том же, что мне как маме тоже было бы важно обсудить. Дети так ловко копируют поведение своих друзей, бабушек, воспитателей.

Мой сын научился от одного мальчика шепелявить, от другого кривляться, от еще кого-то начинать плакать по незначительному поводу.

Давай поговорим вообще про то, что нас в наших детях раздражает, и как быть с этим раздражением. Раздражать может что угодно. Что-то, что они приносят от других, или, наоборот, что-то, что похоже на нас (просто нам и в самих себе это не нравится).

Думаю, первый вопрос, которой стоит задать себе, почувствовав раздражение или злость на какое-то проявление ребенка: «Это действительно меня касается?» В прямом смысле: это чем-то меня задевает, обижает, оскорбляет, угрожает мне лично?Очевидно, если ребенок имеет привычку кидать в тебя тупые и колюще-режущие предметы — это точно угрожает твоей безопасности, и это надо остановить. Или, может быть не физическая угроза, но что-то, что для тебя неприемлимо.Паша, например, научился в свое время у приятеля словам «дебил» и «идиот». И стал активно употреблять их в семье в наш адрес. Я лично, да и муж тоже, большие любители «крепких словечек», только для усиления эмоциональности рассказа, а не в качестве личных оскорблений. Поэтому у нас не было идеи рассказывать про то, какие это «плохие слова», и что их ни в коем случае нельзя говорить. Но мне и мужу было важно, чтобы в наш адрес они не звучали, потому что для нас это — оскорбления.Поэтому мы поговорили с Пашей вообще о том, что эти слова значат, о том, что у них есть грубый, обидный смысл, и сказали, что в семье друг к другу мы так не обращаемся и не будем. С друзьями он пусть сам устанавливает правила.К чему я все это? Злость, раздражение, ощущение «не нравится» — может быть показателем того, что ребенок нарушает наши границы. И тогда эти границы стоит обозначить.Но очень часто бывает так, что нас что-то раздражает в ребенке, что никакого отношения к нам не имеет, на самом деле. Например, кривляние, плаксивость, медлительность, неопрятность и т.п. Что-то, что относится только к ребенку. И тогда это будет означать, что наше раздражение, наша злость — это то, что относится только к нам самим.И тогда хотя бы на 5 минут неплохо бы остановить «воспитательный процесс» и попытку что-то сделать с «раздражающим фактором», то есть с ребенком, и заняться собой. Много интересного, кстати, можно узнать о себе, «отцепившись» от ребенка.Например, задавая себе вопрос: «И что это тогда означает для меня?». Помню, меня очень раздражала осторожность Паши, когда ему было года полтора-два. Что он не кидается «безбашенно» кататься с любых гор, а постоит, посмотрит, отойдет. И очень мне уж хотелось с этой его осторожностью что-то поделать. Но это как-то меня касалось напрямую? Нет. Речь явно не о нарушении моих границ.Тогда что это значило для меня, что он слишком осторожный? Для меня это означало тогда, что он не «слишком мужественный» (в два-то года!). А что означало для меня, что он не «слишком мужественный»? Что он не сможет защитить себя в случае угрозы. И это приводило меня в состояние сильнейшей тревоги, что жизнь моего сына может оказаться в опасности, что с ним может что-то случиться и т.д. и т.п. Но это моя тревога, основанная на моем опыте, когда со мной «что-то случалось». А Паша, еще раз, здесь ни при чем.

Очень понимаю тебя. Меня еще очень волнует на площадках «а что подумают люди?». Но признаться себе в этом бывает очень сложно. Это очень пересекается с нашим прошлым разговором — тут всплывает ощущение подросткового протеста против родителей. Как будто я тут подросток, а остальные на площадке родители против меня. Какая ерунда все-таки живет внутри нас!

Да, это очень, на мой взгляд, распространенная у нас в обществе тема — страх того, что подумают люди, и стыд за то, что я не такой. В частности, не такой родитель. И от этого и сравнения, и родительская конкуренция, и страх, что ребенок будет недостаточно хорош.

Это ведь значит, что я буду недостаточно хорошим родителям. И это все увидят и осудят. И будет стыдно, и будет страшно. И тогда, конечно, тоже в ребенке много раздражает.

Он же, гад такой, прямо выдает всем своим поведением мое родительское несовершенство!Тревога и стыд — наиболее частые чувства, от которых мы бежим. Мы заслоняем их раздражением на ребенка и кидаемся что-то с ним делать.

Что делать с этим стыдом, который возникает в моменты, когда хочется вмешаться в жизнь ребенка просто из-за того, «что подумают» обо мне или «выяснится» другими людьми, какая я ужасная мать.

Да много вариантов есть. Если вокруг люди, и люди на самом деле (а не только в нашем воображении) стыдят или какие-то непрошенные оценки выдают, то, мне кажется, важно как-то выйти из этой стыдящей ситуации. Уйти или каким-то образом прервать этот «народный суд».

Ведь что происходит с ребенком, когда он что-то делает для себя интересное, а его резко обрывают стыжением, окриком, нотацией и т.д.? Ему больно, обидно и страшно.

И он в полной растерянности и недоумении от того, что произошло, что он сделал не так, чем он плох?И, когда стыдят нашего ребенка, часто внутри нас самих тоже активизируется такой «ребенок», которому обидно, страшно и больно, и он тоже не понимает, чем же он плох и как же стать хорошим.

Поэтому, выйдя физически из ситуации стыжения, можно хотя бы взять себя время на то, чтобы вернуться во взрослое состояние и понять: что это было? А как я сама оцениваю действия ребенка? А что я сама хочу ему сказать? Без нависающих над тобой оценщиков и критиков как-то проще думается, и реакции уже могут быть адекватней.

А непосредственно в отношениях с ребенком тоже можно выбрать разные пути. Можно продолжать все равно исправлять ребенка. Потому что кругом же люди, все что-то про нас могут подумать, могут сказать. И нам же, как родителям, стыдно. Я сейчас не шучу про то, что есть такой вариант.

Если хотя бы осознавать, честно себе признаваться, что «да, я не справляюсь сама со стыдом, поэтому дергаю своего ребенка» — это уже большой шаг. Из него вызреет какой-то следующий способ, когда можно будет справляться со стыдом как-то по-другому.Другой вариант — тоже вовлечь ребенка, но уже не манипулятивным способом. Например, попросить что-то не делать, что тебя раздражает.

Не важно почему, не важно, что это вообще твоя какая-то «заморочка» — ты можешь попросить. Например, попросить при тебе не кривляться. Сказать, что сама не знаешь почему, но очень злишься на это. И позаботиться о себе таким образом. Более честный, и более «рисковый» вариант, потому как ребенок может и не согласиться выполнять просьбу.

Еще один вариант — это как-то разбираться без вовлечения ребенка со своими сильными чувствами. Потому что ребенок-то здесь не причем. И мы сделаем ему большой подарок, если хотя быть чуточку освободим от груза наших страхов, стыда, вины, ожиданий. В этом варианте мы берем ответственность за то, что происходит с нами, и не перекладываем ее на ребенка.

Как разбираться? Мне бы хотелось дать простой рецепт, но его нет. Этот вариант самый сложный и самый долгий. Помогать себе справляться со всем ворохом чувств и ожиданий гораздо труднее, чем что-то делать с ребенком. Помощь психолога здесь может быть хорошим подспорьем.

Читайте также:  12 странных привычек, которыми «болеют» молодые мамы

Важно, что, когда я начинаю больше понимать про себя, про то, что меня тревожит, что мне стыдно, что мне страшно, чего я жду — тогда мне легче понять и про другого человека. Как будто расширяется угол зрения. Если до этого я смотрю на ребенка через «призму» тревоги, стыда, ожиданий и еще кучи всяких «призм», то когда я начинаю разбираться со своей тревогой и прочим, то мой взгляд на ребенка очень меняется. Меньше желания его исправлять и что-то из него лепить. Больше интереса, к тому, какой он есть, больше удивления, больше принятия. Но еще раз, чтобы без иллюзий: этот путь наиболее долгий и трудный.

Так что все эти варианты «реагирования на то, что не устраивает» — возможны. Я бы сказала, что важнее всего осознанность выбора. Почему я это делаю, и какие последствия это имеет для меня и моего ребенка.

Источник: https://materinstvo.ru/art/8379

А вы бьете своего ребенка? | социум | наша психология

Я не только детский и семейный психолог, я еще и мать троих детей. Представьте себе розовощекого младенца, семилетнего мальчика с хитрющими глазищами и подростка, который уже перерос свою маму.

Умилительная картина, верно? А теперь тот же младенец, только бьющийся полчаса в истерике из-за того, что вы не хотите давать ему свой телефон. Глаза у семилетки хитрые потому, что он во время художественных прыжков с дивана сломал пульт.

А подросток вернулся домой в девять вечера как ни в чем не бывало, когда вы уже допивали третий пузырек валерьянки и заканчивали обзванивать его класс с вопросом «Где он может быть?». Правда, совсем другая картина?

В нашем обществе не принято признаваться, что мы сердимся на детей. До сих пор еще считается, что со злостью родителей обязательно нужно бороться.

«Неужели нельзя быть спокойнее? Все-таки ты здесь взрослый». Написано множество статей, отчего нельзя на детей кричать и тем более бить их.

Читаешь и начинаешь верить, что хотя бы автор книги действительно всегда сохраняет ангельскую невозмутимость.

Иллюзии, что я буду походить на мать из рекламного ролика, с улыбкой встречающую любые шалости ребенка, разбились в первые же месяцы после рождения моего первенца. Как пишут американские педагоги Адель Фабер и Элейн Мазлиш: «Я была идеальной матерью, пока у меня не появились дети» (1).

Для меня было большим открытием, когда я впервые не чувствовала ни нежности, ни желания приласкать, а лишь раздражение: «Тепло, сухо, накормлен, на руках таскаю уже час, на больного не похож, чего орать-то?» Обычно я выходила из себя, если сын долго плакал.

Уже потом я поняла, что плач – один из основных способов общения в возрасте до года. Чем сильнее я «заводилась», тем больше беспокоился сын. Самым трудным периодом для меня был кризис трех лет. Сложно сохранять спокойствие, сталкиваясь с бесконечным упрямством и непослушанием.

Это сейчас я знаю, что по-другому ребенок не станет самостоятельным. Но даже потом мне все равно было непросто себя контролировать, когда среднему сыну пошел четвертый год.

Все люди делают это

Приглядевшись к своим знакомым, я обратила внимание, что раздражение испытывают все, только выражают его по-разному. В Интернете я нашла множество ссылок на тему «Я бью своего ребенка». И вот что интересно: раз за разом материнские признания находят отклик у пользователей форумов в стиле «Как мы тебя понимаем».

Хотя осуждения тоже звучит немало, вслед за одной историей рассказывают другую, и вот уже исповедь становится коллективной. Участники форумов отмечают, что им стало легче, когда они узнали: на детей сердятся все.

Начав консультировать родителей в детском саду, я поняла, что для многих постоянное недовольство своим ребенком – серьезная помеха и проблема не меньшая, чем его капризы.

Но сама постановка вопроса неверна. Отрицательные эмоции – неотъемлемая часть работы здоровой психики. Эмоции и чувства нельзя оценивать с точки зрения морали или этики. Вопрос лишь в том, что мы с ними делаем потом.

Стимул – реакция

Раздражение, злость, гнев осуждаются именно потому, что люди зачастую не способны распорядиться их энергией во благо, разрушая отношения с близкими или портя собственное здоровье. Вот как может проявляться родительский гнев:

«Очень злюсь, когда слышу капризы и нытье. Завожусь почти сразу. До рукоприкладства не дохожу, но закричать на ребенка могу очень громко»;

«Когда капризы или истерика продолжаются долго и он никак не успокаивается, несмотря на мои мирные действия, я затаскиваю сына в ванную и закрываю дверь»;

«Когда сержусь, могу в гневе сломать его игрушку»;

«Дошло до того, что шлепаю его со всей своей силы, вкладывая всю злость, и, прости господи, в такие моменты думаю, что даже убила бы! Да, верю, что жутко даже читать, но… сколько себя осуждаю, а какое громадное чувство вины, и… страх (и за него, и за себя)».

Все это выглядит малопривлекательно, особенно если учесть, что некоторые высказавшиеся – мамы грудничков. Чтобы разобраться, что делать, и не доводить себя до греха, давайте задумаемся, с какой цепочкой реакций мы имеем дело.

Первоначальное состояние

Оно может быть благостным: выспался, отдохнул, посмотрел хорошую комедию. А может – и не очень: усталость после бессонной ночи или рабочего дня, неприятности, просто «замотанность» от большого количества дел или чувство голода.

Мы только в начале цепочки, но, поверьте, все эти факторы очень влияют на то, ударим мы ребенка или нет. А значит, можно лечь пораньше спать, вовремя поесть, найти возможности себя порадовать.

И, конечно, внимательно следить за собой, чтобы ребенок не стал громоотводом.

СТИМУЛ

Ребенок что-то натворил и тем самым вызвал у вас раздражение, которое, как внутренний барометр, сообщает нам: «Обрати на это свое внимание!» В противном случае мы никогда бы не поняли, что детей нужно воспитывать. На силу раздражения влияют неожиданность стимула и его продолжительность.

Если старший лупит малыша, мы возмутимся гораздо больше, чем если он обольется супом. Вы будете сильно разгневаны, если, считая ребенка кристально честным, вдруг узнаете, что он что-то украл у одноклассника. Важно, продолжается «плохое поведение» или нет.

Если у вас при этом и первоначальное состояние было не слишком радужным, то шансы у ребенка испытать на себе всю силу вашей ярости повышаются.

Оценка ситуации и первая реакция

Дальше вы задаете себе два вопроса: «Что делать?» и «Что делать прямо сейчас?». Некоторые стимулы могут быть заметны, но не слишком значимы, и взрослый скажет: «Ничего страшного». В этом случае реакция раздражения, едва зародившись, затухает.

Но если стимул серьезен, то вы возмущены поступком своего отпрыска. Отрицательная эмоция снова имеет большое значение: она помогает «удержать» ситуацию, не отвлекаясь на что-то другое.

И вот на этом этапе нужно сказать ему: «Я тобой недоволен!» Если вы осознаете свои чувства и говорите о них ребенку, то, скорее всего, до рукоприкладства вы не дойдете.

НАКОПЛЕНИЕ

Если вы не смогли справиться с ситуацией, то велика вероятность того, что скоро вы взбеситесь, особенно если ребенок продолжает делать вам назло. На этом этапе вы еще можете с ним разговаривать, и в этом половина успеха.

Неэффективно бросаться обвинениями: «Ты что, дурак так себя вести?» – или требовать «прекратить немедленно». Но накал страстей можно снизить, если выразить то, что чувствует, по вашему мнению, ребенок, и отрыться ему в том, что испытываете вы.

Как ни крути, все-таки лучше напряженный разговор, чем порка.

Разрядка и спад раздражения

Если же вы не смогли совладать с собой, то вы «разрядитесь» в сильном крике, поломанных вещах или в драке. А будете затем испытывать чувство вины, понимая, что снова направили силу своей эмоции не против проблемы, а против ребенка.

Помните: на каждом этапе из этой цепочки вы можете остановиться, чтобы снизить интенсивность своего раздражения, не позволив перейти ему в трудно контролируемый гнев. Злость, негодование и бешенство – это нормальная реакция на провоцирующее поведение ребенка, но не перейти через грань – вам вполне по силам.

ВНИМАНИЕ: «ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ»!

Когда раздражение становится постоянным фоном общения родителя и ребенка, оно перестает нести свою положительную нагрузку. Мною было замечено, что после агрессивной разрядки родители испытывают вину, начинают себя корить, обещают «больше никогда». Но только до следующего раза.

Все это очень напоминает «круг насилия»: период нарастания напряжения – агрессивная разрядка – чувство вины – «медовый месяц» – нарастание напряжения. Во время «медового месяца» мамы стараются вести себя особенно ласково, задаривают ребенка подарками и разрешаю больше, чем следовало бы.

Но напряжение начинает накапливаться с каждым разом все быстрее, периоды «медового месяца» сокращаются, и вот уже эпизоды избиений ребенка перестают быть эпизодами. А чувство вины с каждым разом все уменьшается.

Для домашнего насильника (будь то родитель, бьющий ребенка, или муж, издевающийся над женой) характерна позиция «сам виноват».

Родитель-агрессор может часами рассказывать обо всех «злодеяниях» ребенка, за которые он не заслуживает ничего, кроме порки. Удары, тычки, толчки, оскорбления становятся привычным делом.

И если от мужа, избивающего жену, можно уйти и развестись, то куда деться ребенку?

Помните: круг насилия замыкается лишь тогда, когда родитель ищет себе оправдание («слишком устаю», «никто не помогает», «меня тоже били») и перекладывает ответственность на ребенка («заслужил»), причем «заслужить» ребенок может в любом возрасте, даже не достигнув года.

Эмоции, раздражение, злость и гнев стеничны, иначе говоря связаны со значительной выработкой энергии. Они дают силу, которую нам нужно куда-то израсходовать. Раздражение, злость и гнев плохи лишь неверным способом их применения. Они дают нам энергию, и нам вполне по силам направить ее для решения проблемы, а не против ребенка.

(1) Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. М. : Эксмо, 2010.

Каждый раз, когда ребенок плохо себя ведет, вспоминайте эту простую истину.Часто проказы ребенка оказываются почти анекдотами из жизни. Но ваша задача – посмотреть на его поведение глазами юмориста-сатирика сразу. В этом случае вы не станете драматизировать ситуацию и не «сорветесь».

Если чувствуете, что «заводитесь», уйдите на несколько минут в ванную комнату, включите воду и просто лейте ее на руки. Это позволит переключиться, а также разорвет цепочку «ваше раздражение – его капризы».

Подойдите к зеркалу и посмотрите на свое перекошенное лицо: вы себе нравитесь?Помогает: чистить ванну до блеска, рубить дрова, резать салат, полоть грядки, гладить белье, мыть посуду. Вы получаете шанс обдумать, как именно поговорить с ребенком, чтобы он вас понял.

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей8 800 2000-122, www.ya-roditel.ruМосковская служба психологической помощи населениюБесплатные консультации не только онлайн, по телефону, но и очно.Бесплатные психологические тренинги: «Современные родители: конструктивное взаимодействие с подростком»; «Отцы и дети: психологические основы взаимопонимания».

Татьяна Попова,
детский психологРодители оправдывают физическое насилие необходимостью наказаний. Я согласна, что наказания – это очень важно, но наказания и рукоприкладство не имеют ничего общего. Чаще всего родители бьют детей от бессилия. Бессилия перед собственными невыносимыми чувствами (гнев, злость, обида, разочарование), ощущением беспомощности в попытках оказать воздействие на ребенка. Беспомощность вообще невыносимое чувство, и часто оно не осознается. Поэтому родители объясняют свои срывы чем угодно (чаще особенностями ребенка), но только не тем, что им самим не хватает психических ресурсов, чтобы совладать со своим состоянием. Проблема не в том, что человек злится на ребенка и чувствует, что готов его «прибить», а в том, что не справляется с задачей переработки этих чувств. Ему не хватает терпения, выдержки, эмоциональной зрелости. Важный момент: если родитель, будучи ребенком, подвергался физическому насилию, то ему будет сложно избежать повторения этого в воспитании своих детей.агрессиявоспитание ребенказапретные чувствазлостьнасилиераздражение

Источник: https://www.psyh.ru/a-vy-bete-svoego-rebenka/

Как справиться с агрессией к своим детям?

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, мне советом, как справиться с агрессией и раздражением на своих детей.

Бывает, что когда один из моих двоих детей (им по 3 года) начинает истерить/кричать/швырять игрушки или другие предметы, я тоже начинаю заводиться и могу наорать на ребенка, сильно встряхнуть за плечи, сказать, что я не буду так с ним разговаривать.

В такие моменты у меня даже нет жалости к ребенку, его крик сильно выводит меня из себя. Иногда у меня получается не обращать на истерику внимания и я занимаюсь своими делами, но в это время ребенок надрывается от крика. Я не уверена, правильно ли я себя веду.

Меня очень беспокоит, как моя агрессия влияет на ребенка.

Запоминает ли трехлетний ребенок мамин крик, резкость, порой грубое отношение, злость? Как обижается ребенок в таком возрасте? Или быстро все забывает? Я очень стараюсь работать над собой, но у меня не всегда получается и я переживаю, как это переживают мои дети. Я понимаю, что сама подаю детям плохой пример, они кричат, потому что мама кричит, ругается. Больше всего меня беспокоит, что запоминает ребенок в таком возрасте? Может случится так, что лет в 10 кто-нибудь скажет: «Я помню, как ты меня наказала!»? Спасибо

Ответ психолога theSolution:

В первую очередь необходимо позаботиться о психологическом благополучии, а не о том, что может вспомнить или не вспомнить ребенок
Память человека напрямую связана со степенью развития речи. Если сказать иначе, то человек запоминает в основном то, что может назвать.

Воспоминания содержат в себе большой эмоциональный заряд и легко видоизменяются в зависимости от того, какие эмоции человек в данный момент испытывает, какие убеждения были сформированы в процессе развития.

Читайте также:  Первая улыбка малыша маме

Не стоит в настоящий момент думать о том, какие воспоминания будут у ваших детей когда они подрастут, большее внимание стоит уделять формированию атмосферы любви и принятия, своему и их психологическому благополучию.

Восприятие себя у ребенка формируется на основании единицы транзакции — родительского поглаживания

Каждый человек нуждается в поглаживаниях. Поглаживания по Э. Берну – это основная структурная единица общения между людьми. Ребенку необходимы поглаживания, как доказательства его существования.

Их отсутствие вызывает чувство тревоги у ребенка и он стремится получить поглаживание любой ценой, не важно как и какое (позитивное или негативное). Часто бывает так, что получить негативные поглаживания оказывается намного проще и быстрее, чем позитивные.

Маленькие дети нуждаются в позитивных безусловных поглаживаниях намного больше, чем взрослые люди. Таким образом, он получает информацию о себе и формирует позитивный образ своей личности, здоровую самооценку.

При избытке негативных поглаживаний соответственно формируется негативный образ себя, появляется чувство своей никчемности и низкая самооценка. То есть ребенок может и не запомнить то что вы его ругали, но происходит формирование негативного мнения о себе, восприятие мира как враждебного и опасного.

Модели поведения усваиваются в детстве

Возможно, что именно такую модель поведения с маленькими детьми вы усвоили в своем детстве.

Ваши родители могли точно так же общаться с вами, и в силу несформированности критического мышления, вы приняли такой стиль общения как единственно возможный.

Многие родители просто не знают, как иначе можно общаться с детьми, так как этому их никто не смог научить. Очень хорошо, что вы смогли осознать свои модели поведения с детьми, это может стать первым шагом к их исправлению и гармонизации отношений.

Вы проявляете агрессию, когда ребенок не подчиняется вам

Ваша агрессия появляется при неподчинении ребенка требованиям, при его «неудобном» поведении. Такая реакция проистекает из убежденности что «ребенок должен!» (хорошо себя вести, быть тихим и спокойным).

Однако капризы, усталость, непослушание это нормальное, хотя и крайне неудобное поведение. Восприятие окружающих с позиции долженствования один из признаков невротической личности.

Вместо принятия ребенка с его особенностями, происходит попытка подстроить его под ваш внутренний идеал.

Корни бессознательной жестокости к своим детям находятся в ваших отношениях с собственными родителями

Чтобы научиться справляться со своей агрессией к своим детям, вы можете проанализировать убеждения относительно них, то откуда они взялись, почему появились.

 Скорее всего, вы осознаете свои разрушительные установки, связанные с жестокостью и ненавистью к собственному ребенку.

Если вы начнете осознавать истоки этих эмоций, то поймете, что в отношениях с собственными детьми пытаетесь разрешить невротический конфликт с собственными родителями.

https://www.youtube.com/watch?v=TwpttRBDvwE

Обычно за агрессией в отношение собственных детей скрываются негативные детско-родительские программы, вредные установки- убеждения. Следующим этапом станет исправление этих убеждений.

Проработайте тему подавленной внутренней агрессивности при неврозах

Когда придет осознание, что ребенок ничего не «должен», тогда сможете принять его поведение и научитесь спокойно реагировать, оказывать эмоциональную поддержку.

Также вам необходимо научиться распознавать свои эмоции, конструктивно их выражать, научиться выстраивать психологические границы, создать атмосферу любви и безусловного принятия в отношениях с детьми.

Занятия с психологом в рамках курса «Коррекции негативных детско-родительских программ» и курс «Управление гневом» может вам в этом помочь.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

Задать вопрос психологу

Источник: http://thesolution.ru/kak-spravitsya-s-agressiey-k-svoim-detyam/

Злость на ребенка

Если среди тех, кто читает этот текст, есть те, кто ни разу не злился на собственного ребенка — они могут смело его пропустить.

Остальные могут согласитьcя, что чаще всего, конечно, возникает не злость, а раздражение — но и оно имеет обыкновение накапливаться, усиливаться и требовать разрядки.

Если разрядки нет — рано или поздно последует вспышка, которая заденет — кого? Правильно, того, кто ближе всего к эпицентру.

Чувство раздражения, едва зародившись, может превратиться в желание накричать, ударить, бросить что-то тяжелое, и это желание, в свою очередь, стремится немедленно реализоваться.

Для ребенка подобное поведение нормально, поскольку чувства захватывают его целиком и он еще не умеет контролировать и останавливать себя.

Но у взрослого человека всегда должен быть зазор между желанием и действием, возможность прислушаться к своим чувствам и только после этого решить, стоит ли делать то, что пришло на ум… 

Вообще-то злость — вполне нормальное и иногда даже полезное чувство, особенно если вы умеете правильно обращаться с ним. Оно говорит о необходимости перемен (перезагрузки) и дает силы для действий. Попробуем разобраться, что же такое материнская злость, откуда она берется и что с ней делать.

Злость от бессилия и отчаяния

Наиболее необъяснимые и пугающие приступы ярости вызывают, как ни странно, самые маленькие дети. Новорожденный выглядит беспомощно и беззащитно, а его поведение зачастую бывает непонятно молодым мамам, которые хотят во что бы то ни стало прекратить крик и слезы малыша, но обычно не знают как.  Не всегда удается понять, чего же не хватает ребенку в данный момент.

Как только ребенок начинает надрываться от крика, а вы не в силах его успокоить, вы теряете уверенность в собственных силах («Я никогда не смогу этого прекратить!») и думаете лишь о том, что этот крик никогда не закончится. Именно в эти моменты вы рискуете встретиться с собственной яростью, что, вероятнее всего, расстроит вас окончательно.

«Я плохая мать», « Мне нельзя было становиться матерью!» — эти нелицеприятные «открытия» выбивают вас из колеи, в эти минуты вам хочется, чтобы пришел кто-то и успокоил вас обоих. А от понимания, что этого не произойдет и вам придется самой справляться с пока неподвластными вам обстоятельствами, отчаяние лишь усиливается. 

Поскольку раздражение не имеет никакого отношения к ребенку, а вызвано вашим собственным бессилием, вам лучше отойти от ребенка.

Нельзя дать другому больше, чем имеешь: вы не сможете успокоить ребенка, пока не успокоитесь сами.

Пытаясь «подстроиться» под малыша, чтобы понять, чего он хочет, вы невольно «заразились» его беспомощностью, страхом, беспокойством, что и вызвало эмоциональную вспышку.

Возможно, чтобы прийти в себя, вам достаточно выйти из комнаты (в ванну, на балкон, в другую комнату), остаться одной, несколько минут не видеть сморщенного личика и отдохнуть от пронзительного крика.

Нет ничего плохого в том, чтобы позвонить кому-то, кто поможет, если не советом (советовать в таких ситуациях сложно), то хотя бы добрым словом. Не торопитесь к ребенку, подождите, пока к вам вернутся силы и уверенность.

Даже если младенец кричит и плачет, ему лучше побыть одному, чем рядом с напряженной, находящейся на грани вспышки мамой.

Успокоиться, слыша крик из соседней комнаты бывает довольно трудно, но это все равно происходит быстрее, чем если продолжать находиться в одном помещении с непрерывно орущим младенцем.

Такие же сильные вспышки злости могут быть вызваны усталостью. Чем младше ребенок, тем больше ему требуется вашего присутствия, однако вам тоже необходимо где-то брать силы. Возможно, вы проводите с ребенком больше времени, чем хотелось бы, и не можете общаться с друзьями, заняться любимым делом, отдохнуть, почувствовать радость жизни.

В результате вы чувствуете себя узницей, прикованной кандалами к детской кроватке. Вас начинает раздражать все: ребенок делает все не так, не умеет есть, плохо говорит и совсем не радует своими успехами. Ваши эмоции вполне понятны — малыш действительно «захватил» огромную часть вашей жизни, но есть ли у него выбор?

Такое раздражение — сигнал к тому, что нужно реорганизовать жизнь и уделить себе больше внимания. Вы лишаете себя личной жизни, считая, что ребенку лучше, если вы все время рядом? Ребенку гораздо больше удовольствия доставят десять минут радостной игры, чем ваше постоянное, но тоскливое и вынужденное присутствие.

Если есть возможность, оставляйте ребенка с бабушкой, папой, няней, тем более если чувствуете, что вам нужен отдых. Вернувшись, вы будете счастливы видеть ребенка, и радость от встречи полностью компенсирует ему горечь расставания (если она была). Кроме того, расставания — неизбежная часть даже самой сильной любви, и маленькому человечку не вредно поучиться этой науке.

Если вам не с кем оставить ребенка, пожертвуйте какими-то бытовыми хлопотами, чтобы иметь возможность отдохнуть, хотя бы когда он спит.

Злость из-за непослушания

На рубеже трехлетнего возраста ребенок начинает быстро взрослеть, и вы замечаете, что он уже прекрасно понимает вашу речь и знает большинство «можно» и «нельзя».

Кроме того, вам кажется, что он уже вполне в состоянии делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Видя возросшие возможности маленького человека, вы начинаете требовать от него все больше и ждете, что он будет этим требованиям соответствовать.

Если же что-то происходит не так, как того хотелось бы, появляется раздражение, которое кажется вам вполне оправданным.

Вспышки злости из-за непослушания требуют особого внимания. Они опасны, поскольку мама знает, что она совершенно права в своих требованиях к ребенку, и ей может показаться, что она имеет право резко отчитывать или наказывать его за то, что он отстаивает свою точку зрения.

Что делать маме?

Даже если ребенок знает правила и готов им подчиняться, ему необходимы как минимум два года, чтобы научиться управлять своим поведением, поскольку знание норм и умение останавливать себя — не одно и то же. Он уже прекрасно понимает, что нельзя бить яйца на полу в кухне, но удержаться не может, ведь ему этого очень хочется.

Повнимательнее присмотритесь к своим отношениям с ребенком.

Может, ему удалось втянуть вас в борьбу за власть и ваше раздражение идет от ощущения, что в этой борьбе он пока лидирует? Вам кажется, что он вас не уважает? В таком случае вы требуете от него подтверждения того, чего сами в себе не ощущаете — собственного авторитета. Это бесполезно. Лучше, если вы сами покажете, что вас есть за что уважать. А может, вы выдвигаете требования, непосильные для ребенка?

Взрослым трудно оценить, насколько сильно впечатление, которое они производят на детей. Маме может показаться, что она и не кричит вовсе, а просто убеждает сына в необходимости одеться перед прогулкой. На самом деле ее громкий сердитый голос, резкие порывистые движения могут напугать.

Иногда негодующая мама не замечает того, что происходит с ребенком. Тем более, что, испугавшись, он чаще всего просто замирает на месте, инстинктивно прибегая к одному из природных способов защиты: затаиться.

И если вы на секунду остановите взгляд на его лице или фигурке, вы увидите, что он напуган. Бывает, что маме этого достаточно, чтобы остановиться. Покажите ребенку, что вы заметили его страх, и прокомментируйте это нейтральными словами: «Мне жаль, что я тебя напугала, я не хотела.

Просто мне неудобно тебя одевать, когда ты бегаешь». Здоровая злость

Подрастая, ребенок становится постепенно равноправным членом общества. И, как любой человек, он может вас чем-то обидеть, разозлить или огорчить. Но если вы не будете показывать ему свои чувства, в том числе и отрицательные, ему будет трудно научиться считаться с другими людьми.

Как правильно злиться?

Не превращайте свое недовольство в обвинение: «Ты сделал не так, ты не такой, ты плохой». Иногда наши близкие, в том числе и дети, делают то, что нам не нравится, но это совсем не значит, что они поступают плохо.

Возможно, вы замечали, что одно и то же может сегодня оставить вас равнодушной, а завтра вывести из себя.

Чем быстрее ребенок поймет, что ваша злость — сигнал того, что вас не устраивает ситуация, а не он сам, тем терпимее к людям он будет.

Не стоит сдерживать свое недовольство, напротив, нужно обязательно сказать, что именно вам не нравится. Обязательно защитите свою территорию, не осуждая сам факт вторжения.

Фраза: «Мне не нравится, что ты портишь мои вещи, пожалуйста, не трогай их без моего разрешения», — произнесенная с раздражением, не испугает и не унизит малыша, а позволит ему понять, чем вы недовольны и что вы не собираетесь с этим мириться.

Ребенок поймет вас — у него самого есть вещи, которыми он дорожит.

Если вам трудно сдержать «первобытную» ярость, не мучайте себя: поколотите подушку, разорвите полотенце… Но лучше — выбейте ковер или помойте пол.

Моя бабушка в минуты наивысшего накала раздражения (по любому поводу) начинала двигать мебель.

На самом деле за маминым раздражением скрывается неспособность сделать окружение таким, каким хочется его видеть. Само стремление сделать окружение таким, как вам хочется — это хорошее стремление.

Поэтому именно вам нужно немного изменить свое мировоззрение, а не пытаться изменить своего ребенка, злиться и срываться на нем. Ведь чем чаще вы будете находиться в раздраженном состоянии или состоянии злости, тем чаще будете притягивать к себе такое же отношение от окружающих вас людей.

И здесь снятие стресса или напряжения будет как нельзя к стати, любыми возможными для вас способами.

Все мы знаем закономерность: подобное всегда притягивает подобное. Так, например люди, находящиеся в состоянии злости, встречают в своей жизни подобных людей. Или же такие люди чаще других попадают в неприятные ситуации.

Дети отражают наше эмоциональное состояние. Так, например, они чаще вредничают и хулиганят именно тогда, когда мама занята другими делами или обеспокоена чем-то. Так же дети чувствуют, как к ним относятся родители.

И важно не количество проведенного времени с ребенком, а уровень эмоционального участия.

Будьте спокойнее и доброжелательнее к людям вокруг – и тогда действительность с большой долей вероятности повернется к вам своей светлой стороной!

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались

Источник: https://deti.mail.ru/article/zlosty_na_rebenka/

Ссылка на основную публикацию