8 мифов о педагогическом виде прикорма

Все «за» и «против» педагогического прикорма

У каждой женщины, которая только недавно родила своего первенца, возникает множество вопросов по уходу за младенцем.

Конечно, есть мамочки, которые четко знают, чего хотят они и их дети, и как надо добиваться желаемого.

Например, некоторые женщины признают грудное вскармливание только до полугода и после того, как их кроха переступает рубеж в 6 месяцев, мамы начинают давать ребенку прикорм.

Другие дамы, напротив, считают, что малыша нужно кормить грудью так долго, как это возможно. Кто в этой ситуации прав, а кто нет – решать не нам, каждая мама знает, что для ее ребенка лучше.

Но женщине рано или поздно придется столкнуться с проблемой расширения рациона чада. И тут важно правильно выбрать схему введения новых продуктов.

В последнее время у молодых мамочек большой популярностью пользуется педагогический прикорм (педприкорм), при этом их детки находятся на грудном вскармливании.

Давайте обсудим эту методику и также вспомним про педиатрический прикорм. Может быть, все-таки по старинке лучше?

Содержание статьи

Педприкорм предполагает знакомство ребенка с пищей, которую кушают его родители. То есть мама или папа берут малыша на руки во время трапезы и показывают чаду, чем питаются сами. Такое поведение должно вызвать у малыша интерес к еде, цели накормить кроху сейчас не ставится.

Конечно, если грудничок захочет, то может попробовать продукты, которые лежат на тарелке у родителей, но, безусловно, пищу для малыша нужно подготовить: измельчить в блендере, потолочь до пюреобразного состояния (хотя некоторые специалисты говорят, что этого делать не нужно). Все, что пробует ребенок в это время должно ограничиваться минимальными дозами.

Начинать педагогический прикорм ребенку можно, если выполнены следующие условия:

  • Малышу исполнилось полгода;
  • Грудничок умеет сидеть;
  • Проявляет интерес к новым продуктам и пище;
  • У вашего чада появился зубик.

Если мама при грудном вскармливании вводит педагогический прикорм, то женщина должна соблюдать определенные правила:

  • Первое время при знакомстве с новой едой ребенок должен быть на руках у одного из родителей, лучше на коленках у мамы. Позже кроха «переедет» в собственный стульчик для кормления;
  • Как утверждают некоторые специалисты (а другие с ними отчаянно спорят), готовить еду отдельно для малыша не нужно. Конечно, пища должна быть не слишком острой и соленой, но вот измельчать до состояния пюре не нужно, можно просто дать кусочек из тарелки мамы;
  • Попробовать новую еду маленький член семьи должен микродозами. Определяется это на глаз, например, твердая пища дается в размере не более рисового зернышка, а напиток наливается на один глоток малыша. Постепенно допустимая «порция» увеличивается. При этом мама должна помнить, что в течение 7 дней можно вводить только 3 новых продукта;
  • Очень важно давать еду крохе только из тарелки. Класть на стол кусочки нельзя, так как такие действия сформируют неверную культуру поведения при приеме пищи;
  • Стоит сказать, что начало педприкорма не отменяет грудное вскармливание. Угощать ребенка «взрослой» едой можно до, во время и после кормления грудью;
  • Родители не должны заставлять малыша есть. У крохи должен проснуться собственный интерес к пище, поэтому если чадо капризничает и не хочет пробовать вкусный, по вашему мнению, кусочек, то настаивать не нужно.

Вот такие несложные правила начала педагогического прикорма существуют. Стоит отметить, что все больше мам, особенно тех, у кого в семье появился второй и последующий ребенок, стараются приучать кроху к новой пище именно за общим столом. Родители отмечают, что совместная трапеза намного удобнее для всех членов семьи.

Как и любая методика, педприкорм имеет своих сторонников и недоброжелателей, а также положительные и отрицательные стороны.

Сперва рассмотрим плюсы расширения рациона малыша таким способом:

  • Те родители, которые выбирают педприкорм, с малых лет приобщают кроху к пищевым привычкам семьи. Ребенок учится правильно обращаться с приборами, видит шаблон поведения за столом;
  • Ребенок начинает кушать те продукты, которые он хочет и только тогда, когда у него есть желание и появился интерес к еде;
  • Глядя на людей, собравшихся за одним столом для трапезы, грудничок перенимает и развивает навыки жевания и глотания. Это позволяет ЖКТ привыкать к работе и перевариванию пищи, отличной от грудного молока мамы;
  • Привыкание к «взрослой» еде происходит быстро;
  • Скорее всего, после взросления кроха будет обладать отменным аппетитом;
  • Маме не нужно готовить отдельные блюда для маленького члена семьи, что значительно экономит время;
  • Нет нужды покупать баночное пюре и готовые кашки. Это сберегает семейный бюджет;
  • После девятимесячного возраста, когда рацион ребенка будет весьма обширен, кроху можно оставить с папой, бабушкой или другими родственниками на длительное время.

В общем, педпрекорм – естественный метод расширения меню ребенка и приучения крохи к «взрослой» еде.

Правда, при всех плюсах существуют и минусы этой методики, поговорим о них:

  • Некоторым мамочкам очень сложно уследить, на что организм их крохи среагировал отрицательно: появилась аллергия или диарея. Хотя с этой проблемой поможет справиться постепенное расширение рациона и таблица (дневник) педагогического прикорма, где женщина должна записывать продукты, съеденные ребенком и реакцию на них. Желательно указывать примерное количество грамм и дату, когда опробована новая еда;
  • Первые дни при семейной трапезе грудничок может давиться кусочками «взрослой» еды. Это, безусловно, вызовет у родителей тревогу и страх;
  • Всем домочадцам придется перейти на правильное питание: отказаться от соленой и острой пищи, жаренных и копченых блюд. Конечно, семья, где взрослые давно питаются правильно, не заметит никаких неудобств;

Женщинам, которые отдают предпочтение педприкорму, стоит особенно тщательно следить за ребенком, если он подвержен аллергии. И еще, если мама имеет какой-то вирусный недуг, проблемы с зубами или хронические болячки, которые могут передаваться через слюну, кормить грудничка со своей тарелки она не должна. Иначе есть риск инфицировать кроху.

Наиболее традиционной формой расширения рациона для маленького человечка считается педиатрический прикорм. Здесь новые продукты (в основном производственного изготовления) вводятся по специальным схемам, существует педиатрическая таблица, где прописано, сколько грамм и какой еды можно давать малышу в определенном возрасте.

Такая методика расширения рациона удобна, в первую очередь, врачам. Так как они могут отслеживать сроки введения новой еды в рацион и реакцию на эти продукты одновременно у сотни пациентов, забывая, к сожалению, об индивидуальных особенностях детей.

У педиатрического метода расширения рациона существуют свои плюсы и минусы.

Из положительных моментов можно отметить следующие:

  • Спокойствие мамы, так как делает все по советам педиатра;
  • Возможность отследить, на что у малыша аллергия и изменение стула;
  • Возможна замена грудного вскармливания прикормом, так как малыш потребляет необходимое количество еды (спорный плюс).

Стоит отметить и минусы:

  • Маме нужно готовить грудничку отдельно, а это утомляет;
  • Крохе трудно научиться правилам поведения за столом, так как он ест отдельно;
  • Сложно начинать жевать и глотать, так как вся еда измельчена до состояния пюре;
  • Часто у крох теряется аппетит, так как мама постоянно «заталкивает» то количество еды, которое рекомендовал врач;
  • Есть мнение, что пюре прилипает к стенкам кишечника, это не позволяет ему нормально функционировать и может спровоцировать хронические недуги.

Вот так обстоит дело с педиатрическим методом расширения рациона крохи. Конечно, способы введения прикорма педиатрический и педагогический отличаются друг от друга, каждый имеет свои плюсы и минусы. А какой выбрать – личное дело каждой мамочки. Только женщина может знать, что лучше для ее малыша, тут советчиков нет.

А если дама не может определиться сама, то всегда можно попросить помощи у педиатра, он подскажет верное решение. Берегите себя и своих деток!

Источник: https://mjusli.ru/ja_mama/vospitanie_rebenka/pedagogicheskij-prikorm

Педприкорм. Что это такое?

Питание как воспитание

Прикорм бывает педагогический — и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно.

Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол.

Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола. 

· постепенная замена грудного молока на другую пищу · адаптирование ребенка к пищевой нише семьи
· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; — пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; — постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь. · ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;· ничего специально для него не готовят;· мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; — на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.
· маме так спокойнее;· возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);· можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);· возможно, кормить более качественными продуктами;· замена кормлений грудью на прикормы. · ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.· не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); — грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; — ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; — после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.
· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;· ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. — ребенок труднее научается глотать и жевать; — часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;· пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям. · первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;· бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);· ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).· возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

Источник таблицы: http://www.nnmama.ru

Основные правила педприкорма:

— Ребенок ест ТОЛЬКО вместе с мамой (вместе с родителями).

— Ребенку должно быть интересно. Пока он тянется за едой – ему предлагают разные микродозы. Перестал тянуться – убираем от стола.

— В прикорм сразу вводятся кусочки (плотная пища), но очень маленькие.

— Во время еды на столе находится ограниченное количество пищи.

— На период педприкорма обязательно поддерживать грудное вскармливание.

— Еда для прикорма выдается в руку или из тарелки, никогда – со стола кусочками. Таким образом, прививается культура питания.

— Педприкорм начинают вводить не ранее 5,5 месяцев в микродозах равных количеству пищи, помещающейся в маминой щепотке.

Для начала выдают только монопродукты (один овощ), через неделю ребенок может попробовать до трех монопродуктов за один раз.

На это время мама должна перевести семью на еду, удобную для всех – и для начала прикорма: например, готовить гарниры из отдельных овощей, риса и других круп.

— Никто не акцентирует внимание на ребенке. Никто не говорит ему, сколько и как нужно съедать, не подсовывают кусочки побольше, не уговаривают съесть еще.

Читайте также:  Вреден ли слинг для ребенка: правда и вымысел

Для этого ребенок садится кушать за стол вместе с мамой 5-6 раз в день (можно так: в первый день – один раз, во второй – два раза, и далее). Никакой особой последовательности во вводе продуктов нет – мы не едим, мы знакомимся. Можно начинать педприкорм с творога или каши, с йогурта или… сыра.

За один раз даем не более двух-трех микродоз величиной с 1-2 зернышка риса, через неделю  — величиной с 1-2 горошины, и т.д. Допустимо выдать кусок (достаточно большой) в руки: морковку, сушку, яблоко. Через 3-4 недели микропробы увеличиваются, за это время ребенок уже перепробовал много видов пищи.

Важно: не увеличивать дозы, даже если ребенок «не наелся» и просит еще, в этом случае дают попробовать что-то другое. К 8-ми месяцам ребенок может съедать до 50 г одного блюда за один прием пищи. В этом возрасте его усаживают за стол на отдельное кресло-стульчик.

Можно сделать это и раньше, но в принципах педприкорма – кормление на коленях у мамы.

Термин «педприкорм – питание как воспитание» был придуман центром перинатального воспитания «Рожана». Никаких заменителей питания раньше не существовало, и детей прикармливали с общего стола. С годами наше питание не улучшилось, как и не улучшилась экология на планете.

Нам все труднее найти пищу натуральную и качественную. Считается, что именно поэтому детей нужно прикармливать «чистой» едой – баночной стерилизованной или исключительно со своей грядки.

У сторонников педприкорма свое мнение: если ребенка сразу приучать к стерильному пюре – а ведь период до года официально назван периодом с высоким адаптационным потенциалом, известны случаи, когда новорожденные выживали в мороз на оленьем мясе – он потом будет долго привыкать к пище с нитратами и другой химией. Может даже заболеть от нее. Придется отказаться от суррогатов  — полуфабрикатов, соусов и приправ типа вегеты, бульонных кубиков, пищи жирной и жареной.

его сторонники считают, что прикорм по схемам не приучает ребенка ни к чему: пресный вкус блюд, отдельный от семьи рацион. Ребенок видит, что его родители питаются другой едой, у него может быть реакция протеста. Не прививается культура питания, теряется связь  с семейными ритуалами.

После года ребенка переводят на общий стол, и он – после баночных и безвкусных (перетертых) пюре – начинает заново учиться питанию. Многие дети не могут из-за этого приучиться к детсадовской пище, им нужно, чтобы вся еда была перетертая, пюреобразная, они не воспринимают яркие вкусы.

Вплоть до того, что многие продукты воспринимаются детским организмом как отрава. Велика опасность «неожиданных» аллергий, пищевой непереносимости.

Дети, которым вводили педприкорм, редко становятся малоешками, и маме не приходится тратить силы на уговоры за столом: ребенок с малых месяцев понимает важность приема пищи, а главное – отсутствует давление, его никогда не принуждали к еде.

Эта точка зрения не претендует на абсолютную истину, она принадлежит последователям системы педприкорма.

Как вводить педприкорм, если ребенок…

…склонен к аллергии

Здесь потребуются все резервы материнской интуиции. Редкий врач (бывают приятные исключения) сможет объяснить вам, как прикармливать на фоне диатеза. Известно, что детский организм очень чувствителен, и щечки могут краснеть без видимых поводов. При вводе педприкорма не обращают внимания на покраснение щек.

Тревожным сигналом будет мокнущий диатез, коросты, обширная сыпь, а также превращение обычного румянца в багровые пятна. Если щеки всего лишь розовеют – продолжаем вводить педприкорм. Используется метод «приучения к аллергенам», организм приспосабливается к неудобной еде. Например, у ребенка аллергия на грушу.

Ему дают компот, сваренный из одной груши на 3 литра воды. Чуть ли не гомеопатия получается: подобное лечим подобным. Если выявилась аллергия на гречку – давайте по 1-2 крупинки гречки. Недостаточно для проявления аллергии, для привыкания – в самый раз.

Нельзя запускать реакцию: розовые щечки – нормально, но усугубляющиеся признаки означают, что прикорм надо отменить. 

Ответ выше: «розовая» реакция не считается тревожным сигналом, как и небольшая сухость кожи. Если симптомы остаются прежними – продолжаем процесс. Если симптомы усугубились – перекраиваем рацион, оставляем только продукты с низким аллергенным потенциалом. Если симптомы ухудшились и не проходят в течение двух недель после перехода на строго гипоаллергенную пищу — отменяем прикорм.

…давится кусочками

У ребенка в 5,5-6 месяцев еще проявляется рефлекс выталкивания языком. Поэтому нужно различать: не может справиться и пытается справиться – или давится. Опыт мам, вводивших педприкорм, показывает, что в подавляющих случаях ребенок сам прекрасно учиться одолевать кусочки, если не кидаться к нему с криками ужаса.

Внимательно следите за процессом поглощения пищи. Вы сумеете отличить трудности пережевывания от попадания куска в дыхательное горло. Если вы видите, что ребенок всего лишь пытается привыкнуть к новой пище – не мешайте ему.

Не давайте больших кусков, от которых легко «отмусолить» другой немаленький кусок. Пища (которую можно держать в руке) должна быть твердой или размокающей от слюны. Микродозы от вареных блюд изначально выдаются в количестве «край чайной ложки».

В том случае, если малыш давится несколько раз подряд – прикорм сворачивают и выжидают 3-5 дней. Не превышайте дозу.<\p>

Если ребенок не может откашляться, поднимите ему руки вверх и слегка наклоните вперед.

Лишнюю еду убирайте изо рта пальцем – и предлагайте свежую дозу. И никогда не оставляйте ребенка наедине с едой без присмотра.

…на искусственном вскармливании

Нежелательно. Основная идея педприкорма – это поддержка детского организма ферментами из грудного молока. Но опыт мам искусственников показывает, что и дети на ИВ прекрасно справляются с педприкормом, только вводить его нужно попозже, чтобы организм был покрепче.

…мало весит

Как и в случае с аллергией, проблема должна быть конкретизирована. Если ребенок к полугоду удвоил свой вес после рождения, ему можно вводить любой прикорм. Если не удвоил, и потери веса значительны, проблема решается индивидуально с врачом.

Детям со сниженным аппетитом педприкорм предпочтительнее, он сразу формирует правильное отношение к еде.

Маме в будущем не придется устраивать танцы с бубнами, чтобы ребенок, сидящий в отдельном кресле с индивидуальным пюре, отличным от питания других членов семьи, заинтересовался этой массой.

И другие вопросы о педприкорме

Желательно пресекать. Почему ребенок крошит хлеб – возможно, вы дали ему слишком большой кусок.

До года в качестве педприкорма дают еды ровно столько, сколько ребенок способен съесть за один прием пищи. Если малыш играет – значит, он не голоден. Еда должна быть в тарелке или в руке, еда – не игрушка.

Впрочем, некоторые считают, что и размазывать можно, и кусочничать на полу, и такая точка зрения есть.

Либо вы принимаете идею педприкорма – либо нет. Если да, то с этого дня вы готовите только здоровую еду. К неполезной еде не относятся молочные каши или домашние блины.

Не страшно, если ребенок раз-два в неделю попробует что-то совсем не полезное в микродозе. Главное, чтобы это не вошло в привычку, и вредные вещества не накапливались в организме.

Педприкорм не означает, что ребенку дают пробовать колбасу, шоколад, чипсы и алкоголь. Но если маме важно съесть шоколадку на десерт, она дает и ребенку попробовать.

В таких же ознакомительных дозах. Если мама пьет чай, компот или сок, она может познакомить ребенка со своим питьем, но оно должно быть некрепким (разведенным).

Это нормально. Кишечник тренируется, достаточное количество ферментов вырабатывается только к полутора годам, а то и позже. Не закармливайте ребенка, введение педприкорма не означает, что к году ваше сокровище обязано кушать взрослую еду тарелками.

Педприкорм – это такое же знакомство с едой, как и педиатрический прикорм, а не полноценная еда. В нем нет строгих правил, отсчитывания граммов.

Сколько съел, столько и съел, но желательно выдавать не более 150 г любой пищи за один раз с девяти месяцев до года, до девяти месяцев ребенок питается только микродозами, постепенно увеличивающимися.

Нет. Готовьте из привычных продуктов. В этой статье содержатся советы, как удалить из овощей «нитратные» части: http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2776

Грудное молоко до года (и более) полностью покрывает потребности ребенка в полезных веществах, а после года дети, привыкшие к педприкорму, легко потребляют пищу в достаточном объеме.

Нет. Если мама употребляет эти продукты, они все равно попадают ребенку через грудное молоко, и он должен привыкнуть к ним.

Все, чем питается мама, отражается на грудном молоке – следовательно, ребенок с рождения уже попробовал всю ее пищу, ему осталось только научиться пережевывать ее и усваивать в плотном виде. Все микродозы на начальном этапе обязательно запиваются грудным молоком. И микродозы – это действительно МИКРО, они крайне малы. Нет цели накормить, цель —  мягкая адаптация.

Да. Маме не следует усложнять себе жизнь с вводом прикорма. Если она иногда сама ест вчерашнюю пищу, значит, ребенок тоже будет ее пробовать.

Наилучшее время для педприкорма – это период возникновения пищевого интереса, по нему и нужно ориентироваться. Для стимула ребенка берут за стол с 3-4 месяцев, он наблюдает, как принимают пищу взрослые.

Нет, нельзя. Нужно переключить внимание на другой продукт.

Не до фанатизма. Например, овощи в супе желательно размять вилкой.

Все мамы, практикующие педприкорм, наоборот признаются, что жизнь стала проще. Они не гоняются за баночками определенной фирмы, не перетирают, не блендерят, и, в конце концов, они никогда не уговаривают ребенка поесть, а это дорогого стоит. Что касается жестких ограничений: как правило, кормящая мама соблюдает диету, не увлекаясь вредными продуктами, а больше ничего не требуется.

На фотографиях: 1. Яночка (мама ), 2. Алиса (мама ), 3. Дима (мама ), 4. Костя (мама ), 5. Дуся (мама ).

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/feed/lure/4498.html

Педприкорм: что это такое и как его организовать

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки.

Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят.

Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому.

Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки.

Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам!

  • Не нужно готовить ребенку еду отдельно от себя
  • Не нужно тратиться на дорогое детское питание
  • Не нужно беспокоиться, что ребенок не поел, и теперь останется голодным, и вообще не вырастет
  • Не нужно трепать себе нервы, что ребенок не съел пюре, на приготовление которого вы угробили полдня и кило продуктов

Кроме того, педприкорм полезен для детей:

  • Ребенок получает микродозы взрослой еды, которые ему гораздо легче переварить с помощью ферментов, которые он получает из материнского молока.
  • Ребенок сразу учится жевать и глотать, и вообще обращаться с кусочками пищи (если кусочек слишком большой, выплюнет)
  • Мусоля кусочки пищи во рту, ребенок пропитывает их слюной, что способствует их дальнейшему перевариванию.
  • У ребенка формируется здоровое отношение к еде и в дальнейшем нет проблем с аппетитом (не переедает, меньше проблем с пищеварительной системой).
  • Ребенок учится самостоятельно есть.

Когда уже можно вводить педприкорм

Вообще, ВОЗ не рекомендует вводить какой бы то ни было прикорм раньше 6 месяцев. Кроме того, критериями введения педприкорма являются:

  • Готовность желудочно-кишечного тракта. У ребенка начинают вырабатываться ферменты для переваривания взрослой пищи. Это проявляется тем, что при попадании в организм ребенка взрослой еды, у него нет отрицательных реакций (учащение или урежение стула, вздутие живота, рвота и аллергические реакции). Кроме того, с выработкой ферментов кал ребенка приобретает неприятный запах, как у взрослых.
  • Готовность головного мозга. Проявляется возникновением пищевого интереса. Ребенок внимательно следит, как кусочки еды исчезают во рту родителей, тянет ручки к еде. Если ребенка можно отвлечь от еды, дав ему ложку или салфетку, это еще не пищевой интерес, а если ребенок четко нацелен именно на еду, и салфетка его не устраивает, можно смело начинать педприкорм.

Как организовать педприкорм?

Организация педприкорма – дело несложное, но, как и организация педиатрического прикорма, отмечает сайт для мам supermams.ru, может потребовать от мамы некоторой самоотверженности и терпения.

  • Каждый раз садясь есть, мама берет с собой за стол ребенка. Поэтому начать лучше с простой еды, с которой она сможет справиться одной рукой (если это кусок мяса, заранее порезать его на кусочки). Кроме того, желательно чтобы на тарелке не было ничего такого, чего мама не могла бы дать ребенку (повод для мамы перейти на здоровую пищу).
  • За столом не должно быть ничего отвлекающего от процесса еды: ни телевизора, ни интернета, ни книг. Ребенок не должен ни на что отвлекаться, тогда снижается риск того, что он подавится, а кроме того, не отвлекаясь, мама сможет внимательнее следить за ребенком и помочь ему, если он откусил слишком большой кусок, или поймать чашку, летящую на пол.
  • Если что-то упало на пол, мама не обращает на это внимания до конца еды. Иначе начнется веселая игра «в собачку»: я кидаю, а мама приносит.
  • Мама-правша сажает ребенка к себе на левую коленку, максимально придвигая его к столу (чтобы если еда будет падать, падала она на стол). Если ребенок еще не сидит, его устраивают на коленях полулежа, придерживая левой рукой. Обе руки ребенка должны быть свободны.
  • Тарелку с едой мама-правша ставит справа от себя так, чтобы ребенок не мог ее достать.
  • Вся еда на тарелке – мамина. Мама ее ест сама, но если ребенок активно просит, она дает маленькие кусочки пищи (микродозы) ребенку. Мама в любой момент может забрать у ребенка еду, в частности, согнув указательный палец крючком, выгрести изо рта ребенка слишком большой кусок, если считает нужным.
  • Чтобы познакомить ребенка с напитками, лучше всего подойдут небольшие пиалообразные чашки (желательно, одинаковые у мамы и ребенка). Если ребенок просит пить, ему дается чашка, в которую налита чайная ложка жидкости, и возможность самостоятельно донести ее до рта. Если вода пролилась, мама вытирает со стола и наливает еще каплю воды, а если ребенок вылил воду целенаправленно, или бросил чашку, больше в этот раз он не получает ни чашки, ни воды.
  • Подозрительные продукты (на которые у мамы аллергия, или на которые ребенок реагировал через грудное молоко) лучше давать в первой половине дня, чтобы проконтролировать реакцию ребенка.
  • По мере освоения ребенком навыков питания, он постепенно переселяется на соседний с мамой стул (можно в детский стульчик), и получает в свое распоряжение отдельную тарелку, на которую мама выкладывает кусочки еды из своей тарелки, а также ложку, а позже и вилку.
  • Если ребенок ест руками, не стоит акцентировать на этом его внимание. Но если он начал есть ложкой или вилкой, обязательно обрадуйтесь и похвалите: «молодец, кушаешь ложкой, как мама!»
  • Если ребенок потерял интерес к еде и начал баловаться – немедленно заберите у него еду и отпустите его на пол.
  • Мама не предлагает ребенку еду, и тем более, не уговаривает его, если он не хочет есть. Ребенок должен быть заинтересован в получении еды больше мамы, прямо-таки добывать себе кусочки.
  • Ребенка также может прикармливать папа, бабушка или другой родственник, но прежде чем дать ребенку кусочек пищи, нужно спросить маму, можно ли. Это нужно, чтобы в дальнейшем ребенок меньше ел без вашего ведома. Это особенно актуально, если у ребенка появится аллергия на какие-либо продукты.

Педприкорм в цифрах

Всем мамам, особенно молодым и неопытным, придают уверенности конкретные цифры. Конечно, введение педприкорма подразумевает отсутствие четко регламентированных сроков, продуктов и доз. Тем не менее, вот основные закономерности.

  • 5,5-6 месяцев – возникает пищевой интерес
  • До 1,5 лет – ребенок и мама едят одну пищу (ребенок ест то же самое, что и мама)
  • Микродоза – объем пищи, умещающийся на кончике ложки, или между подушечками большого и указательного пальцев мамы, или глоток жидкости
  • До 5 видов продуктов – можно дать ребенку за один прием пищи
  • До 3 микродоз – одного продукта за прием пищи
  • 3-4 недели – даются микропробы нового продукта, мама следит за реакцией ребенка
  • 2 чайные ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком младше 8 месяцев за один прием
  • 2 столовые ложки – максимальный объем пищи, съеденной ребенком старше 8 месяцев за один прием
  • После 12-14 месяцев объем съеденного мы не контролируем, ребенок знает свою норму сам
  • С 9 месяцев до 1 года 4 месяцев – усваиваются продукты, богатые белками
  • После 1 года – начинается полноценное усвоение пищи, отличной от грудного молока

И главное, необходимо помнить, что, практикуя педприкорм, мы кормим ребенка грудью, желательно после каждого приема пищи. Все питательные вещества для роста и развития ребенок по-прежнему получает из грудного молока. Мы же создаем ребенку такие условия, в которых он бы научился кормить себя сам взрослой едой.

Автор – Best!Я, сайт supermams.ru – Супермамы

(6

Источник: https://supermams.ru/pedprikorm.htm

Мифы о прикорме

Молоко на завтрак, молоко на обед, молоко на ужин. Первые 4-6 месяцев жизни, диета новорожденного состоит исключительно из молока, поступающего из маминой груди или адаптированная молочная смесь из бутылочки.

Однако, в возрасте примерно 6 месяцев, потребности малыша резко возрастают и пора вводить прикорм. Для некоторых родителей это – радостное событие, они празднуют начало прикорма, записывают на видео первые «ложечные» достижения.

Но есть и те, для которых это своего рода испытание.

Многочисленные источники информации приводят часто противоречивые советы. Даже доброжелательный совет от одного из членов семьи может ввести новоиспеченных родителей в заблуждение, ввиду того что рекомендации диетологов и педиатров значительно изменились со времен родительства предыдущего поколения.

Доктор Рональд Клейнман, заведующий отделением Детской гастроэнтерологии в одной из клиник штата Массачусетс, говорит «Несколько поколений назад, порядок введения прикормовых продуктов был достаточно жестким. Например, педиатр говорил вводить рисовую кашу, затем горох, а после любой овощ желтого цвета. И в этих жестких рекомендациях часто не было здравого смысла».

Но с другой стороны, некоторым родителям по душе такой догматичный подход; по крайней мере, они знают, что и за чем вводить, у них есть полный список. Мысль о некоторых вольностях в плане введения продуктов в рацион питания малыша несколько щекочет нервы.

Возникает много вопросов и страхов.

С какого продукта начать? Сколько мой малыш должен съедать в день? А что если у него появится аллергия на какой-нибудь продукт, который я ему дам? И огромное количество мифов, бытующих в сети и среди мам, вовсе не помогают взять себя в руки и разобраться что к чему.

Ниже мы приведем образчики «укоренившейся мудрости», многие из которых на самом деле не более чем мифы, в то время как другие нуждаются в некоторых поправках.

Миф №1: Первый прикорм должен состоять только из рисовой каши

В Американском медицинском сообществе это утверждение является фактически аксиомой. С точки зрения консистенции и питательности этот продукт практически идеален. Согласно Американской Академии Педиатров рисовая каша – идеальный продукт для начала прикорма в возрасте около 6 месяцев.

«Злаковые каши – традиционное питание для младенцев, а повышенное содержание железа и, иногда, цинка, делает их более богатыми в плане питательности», утверждает доктор Клейнман. «Однако, подход к прикорму изменился за последние годы – другие продукты, которые вводят в более позднем возрасте, также являются отличными претендентами на кандидатуру первого продукта для прикорма.

Когда малышу исполняется 6 месяцев любая мягкая и гипоаллергенная пища подойдет для прикорма, включая мясные продукты». Если Вы хотите ввести первым мясо или картофельное пюре – почему бы и нет? Главное – убедиться в том, что у малыша нет аллергии на этот продукт – внимательно следите за малышом последующие 3-4 дня после введения этого продукта и можете смело вводить следующий.

Миф №2: у малышей высокий риск возникновения пищевых аллергий

Многих новоиспеченных родителей беспокоит вопрос, связанный с пищевой аллергией. Куда ни глянь – предостережения о возможной пищевой аллергии и не зря. Пищевая аллергия может спровоцировать ряд серьезных реакций организма, от самых безобидных до более тяжелых, включая анафилактический шок.

Так или иначе, сложилось впечатление, что огромное количество младенцев обладают аллергией на те или иные продукты питания. Однако, на самом деле это не так.

Американская Академия Аллергий, Астмы и Иммунологии сообщает, что только 8% малышей возрастом до 6ти лет имели неблагоприятную реакцию на употребленные продукты и только 2-5% случаев подтвердили наличие аллергии.

Люди часто путают реакцию на продукт с аллергией. Например, у малыша какая-либо желудочная инфекция и вследствие этого у него может появится непереносимость лактозы, сроком на 1 неделю. Это – негативная реакция, но никак не аллергия. «Существует уйма негативных реакций на продукты питания и аллергия входит в их число как подгруппа», говорит доктор Клейнман.

В медицинском сообществе все еще не утихают пылкие споры по поводу возраста, в котором можно вводить продукты с высоким риском аллергических реакций. Но в одном все сходятся во мнении – для семей, члены которых имеют аллергические реакции на любые продукты, лучше подождать трехлетия малыша для введения следующих наиболее аллергенных продуктов:

  • арахис и арахисовое масло;
  • белок куриного яйца;
  • ракообразные (крабы, креветки, лобстеры, раки, устрицы);
  • рыба;
  • орехи (включая грецкие орехи и кешью).

Что касается семей с низким риском развития аллергий – здесь царит разногласие. Особенно досталось арахису и продуктам с его содержанием. Арахис – наиболее распространенный аллерген и реакция на него одна из самых опасных. Большинство аллергологов считают, что лучше отсрочить знакомство с этим продуктом до 3х лет.

Миф №3: Малыш отказывается есть этот продукт, значит ему он не по душе

Одно дело аллергия, а другое – отказ от того или иного продукта. Что делать, если маленький кулинарный путешественник наотрез отказывается есть, к примеру, овощи зеленого цвета.

«Существует огромное количество исследований, который показывают, что дети оказываются невероятно упрямыми что касается новых продуктов», утверждает доктор Клейнман. Очень часто необходимо предлагать отвергаемый продукт снова и снова.

Линн Берч, исследователь в области физической антропологии, опубликовала научную работу по пищевым предпочтениям у детей.

В своем труде она неоднократно подчеркивает тот факт, что часто приходится предлагать новый продукт 6-8 раз чтобы малыш принял его.

Не запихивайте силком, но и не сдавайтесь легко. Вам-то больше известно о питательных компонентах, витаминах и калориях, чем Вашему чаду и оно ожидает от Вас настойчивости.

Миф №4: Малыши точно знают что им нужно есть

Этот распространенный миф вызывает доктора Клейнмана смех. Дети вовсе не обладают никакой мистическим знанием или чувством относительно продуктов питания и не способны выбрать из всего ассортимента именно те, которые будут лучше всего удовлетворять потребности их организма. Именно по этой причине Ваш малыш полностью рассчитывает на Вас – именно Вы должны сделать выбор что касается еды

На протяжении первых несколько месяцев прикорма, большую часть процесса кормления, скорей всего, придется выполнять Вам. С увеличением количества прикорма, моторные навыки малышей возрастают и они способны есть сами.

Эми Лану, автор книги «Здоровое питание в жизни ребенка», советует начать предлагать еду, которую можно есть руками.

Лану, которой ближе всего рацион питания, основанный на продуктах растительного происхождения, предлагает следующие продукты:

  • кусочек слегка поджаренного овсяного хлеба;
  • небольшие кусочки хорошо отваренного сладкого картофеля;
  • кусочки спелого банана; авокадо;
  • бобовое пюре.

Такие продукты внесут нотки разнообразие в рацион малыша, вместе с тем поставят необходимые элементы быстро растущему организму. Не рассчитывайте на выбор Вашего малыша – предлагайте ему разнообразную еду.

Миф №5: Готовая еда для малыша предпочтительнее еды, приготовленной в домашних условиях

Прогуляйтесь с малышом мимо полок с детским питанием и Вы будете просто ошеломлены ассортиментом! Родители склонны полагать, что в таком питании есть что-то особенное, говорит доктор Браун. Это миф, на самом деле, те же продукты у Вас дома нисколько не хуже.

Родители боятся кормить малышей тем, что лежит у них самих в тарелках. Доктор Браун утверждает: «Предлагать малышу попробовать те или иные блюда с собственной тарелки, со специями, приготовленные так как это любите Вы, совершенно нормально. Малыш потихоньку приучится к вкусовым предпочтениям семьи».

Когда дома Вы измельчаете в блендере отваренный на пару кабачок или брокколи, Вы совершенно уверены что Ваш малыш получит именно то, что Вы ему приготовили. «Ни один производитель детского питания не будет честным на 100% что касается состава, происхождения сырья и способа приготовления этого самого питания», предупреждает доктор Чарльз Шубин, директор Центра Детского Здоровья.

Просто будьте осторожны и внимательны во время приготовления еды для Вашего малыша; тщательно промывайте сырье, а также посуду, ввиду того, что пищеварительная система детей очень восприимчива. Всегда тщательно мойте руки, следите за тем, чтобы еда была тщательно приготовлена, храните согласно требуемым условиям хранения.

Следите за консистенцией пюре и размером кусочков еды, которую можно есть руками во избежание удушья. «Начните с овощей или фруктов, тщательно проваренных и размолотых до кремообразной консистенции», говорит Лану.

Доктор Браун согласен с этим советом и предлагает родителям еще одну формулу: «Консистенция с пюреобразной становится более густой, с небольшими комочками, и доходит до небольших кусочков, которые можно легко прожевать – по мере взросления малыша».

Миф №6: Родителям следует предлагать небольшой ассортимент пресных на вкус продуктов

Доктор Клейнман уверен, что во второй половине первого года жизни малыша, лучше всего предлагать разнообразные виды блюд. Нет необходимости избегать введения насыщенных вкусом продуктов. Если мама, будучи беременной и в период грудного вскармливания, наслаждалась этнической кухней, то велика вероятность, что и малыш, развил определенные вкусовые предпочтения.

Многие медики отмечают, что американские родители склонны кормить своих малышей однообразными пресными продуктами, в то время как в других странах, в которых чеснок, карри и тмин являются чуть ли не самыми главными ингредиентами национальных блюд, малыши имеют более разнообразный рацион и более широкие вкусовые предпочтения.

Миф №7: Если я кормлю своего малыша хорошо, то вовсе не важно, что ем я

Дети очень быстро подозревают неладное, когда им дают здоровое питание, а остальные члены семьи употребляют фаст-фуд. И пройдет не так уж и много времени, пока Ваш малыш сообразит, что жареная курица или мороженое вкуснее, чем пюре из брокколи в его тарелке.

«Одна из главных причин детского ожирения – неправильные привычки питания семьи в целом», утверждает доктор Шубин. Делайте все возможное, чтобы подавать своему чаду здоровый пример для подражания, чтобы в будущем он питался правильно.

Ранние годы жизни Вашего малыша во многом определяют его здоровье в будущем. «Предлагая широкий ассортимент полезной и здоровой пищи, Вы усиливаете природный интерес ребенка к еде», говорит доктор Браун.

Таким образом, в будущем у Вашего ребенка будет правильный рацион питания, только не забывайте и сами употреблять в пищу то, что Вы хотите, чтобы Ваш ребенок употреблял.

И помните, мы то, что мы едим и то, что мы думаем.

Источник: http://krohi.net/mify-o-prikorme.html

Мифы и правда о прикорме

Введение прикорма ребенку – процесс долгий. Делать это надо последовательно и очень осторожно. По поводу первой еды малыша существует немало предубеждений.

Мифы и правда о прикорме

Наш эксперт, детский диетолог Адиля Сафронова:

Одна из самых распространенных маминых ошибок, связанных с введением прикорма – это прекращение естественного вскармливания. В интересах своего ребенка сделайте все для того, чтобы не допустить этого и не лишить кроху самого ценного питания!

Каждый раз после того, как ваш ребенок съел немного супчика, пюре или кашки, прикладывайте его к груди. Первое время это поможет предупредить у грудничка аллергию, нарушение пищеварения в период адаптации ко «взрослому» питанию.

Грудное молоко также понадобится для разведения приготовленных вам каш. Знакомый вкус маминого молока вначале поможет крохе привыкнуть к новому блюду. Позже, когда это произойдет, оно уже не потребуется.

Чтобы ребенок не отказывался от груди, прикорм маленькому гурману старайтесь давать не из бутылочки с соской, а с чайной ложки по чуть-чуть (половину чайной ложки за раз).

Осторожно кладите еду на середину язычка, тогда он легко ее проглотит. Во время кормления располагайте ребенка только вертикально. А еще лучше, если он будет сидеть в специальном детском стульчике.

Мнений по поводу сроков знакомства с новой пищей и последовательности введения продуктов в рацион грудничка множество. Причем как среди педиатров, так и среди бывалых мамочек. Одни советуют с трехнедельного возраста давать малютке сок.

Другие полагают, что лучше начинать прикорм с мяса. И при этом, мол, нет необходимости докармливать ребенка грудью.

Кого же слушать маме? Какую точку зрения стоит принять? Оптимальный вариант – довериться диетологам, придерживающимся рекомендаций ВОЗ, которые учитывают интересы ребенка.

Вводить прикорм нужно летом

По-видимому, данный миф основан на том, что кормить ребенка лучше всем свеженьким, только что снятым с грядки или дерева. В принципе, с этим не поспоришь.

Но разве у каждой мамы есть такая возможность? Поэтому начало введения прикорма связывают не с каким-либо временем года, а с желанием крохи (он интересуется взрослой едой), его физиологической готовностью (уже не выталкивает пищу язычком). И, конечно же, с возрастом.

Малышей-искусственников знакомят с первым новым блюдом примерно в 4 месяца. Деток на естественном вскармливании – с 4 до 6 месяцев. 

Начинать  лучше с манки

В полгода ребенку предложите овощное пюре (сначала из одного компонента). Но если кроха слабенький, плохо набирает вес, то пусть попробует кашку. Она ему не понравилась? Не нервничайте, дайте попробовать другую. В дальнейшем будьте внимательны к его вкусовым пристрастиям.

Злаки лучше начать вводить в рацион с «безглютеновой троицы» (рисовой, гречневой или кукурузной каши). Конечно, питательная манка вкусна. И готовится она быстро. Но она содержит глютен, что может спровоцировать развитие тяжелого заболевания целиакии либо развитие пищевой аллергии.

Перед приготовлением каши измельчите любую крупу в кофемолке. Сначала достаточно 1 ч. ложку крупы на 100 мл воды. Через неделю увеличьте дозировку до 2 ч. ложек.

Специи навредят ребенку

Маленький никак не хочет есть пресное фруктовое пюре и овощной супчик. И так продолжается довольно долго. «А почему бы не добавить в блюдо чуточку сахара или соли?» – думаете вы.

В данном случае вы правы. Иначе ребенок может надолго отказаться от того или иного продукта. Только не переборщите. Соли и сахара достаточно класть в блюдо самую малость. Пища должна казаться вам несоленой на вкус.

В сутки годовалому ребенку требуется 0,5 г соли. Сахар лучше не давать.  Достаточное количество глюкозы он получит из каш и фруктов. Необходимо подсластить пищу? Используйте не более 4 г сахара в сутки.

Детское блюдо можно повторно подогревать

Вы встали пораньше, чтобы приготовить малышу на завтрак мясо кролика, витаминный супчик или рыбу. Но старания не были оценены – блюдо осталось нетронутым. Жаль? Ничего, такое тоже случается. Помните поговорку: «На вкус и цвет…» Отнеситесь к отказу ребенка спокойно.

Можете просто самим съесть то, что вы приготовили для карапуза. Полезные вещества передадутся ему с маминым молоком (вы ведь не перестали кормить грудью с началом прикорма?). А вот хранить и потом разогревать блюдо крайне нежелательно.

При повторном нагреве продукт теряет практически все ценные свойства.

 Материал предоставлен журналом<\p>

Источник: https://domashniy.ru/semya_i_dety/mify_i_pravda_o_prikorme/

Опять наткнулась на «прелестное» у Комаровского

Просматривая в инете, что пишут про естественный/педагогический прикорм (для вебинара), наткнулась на очередной шедевр от Комаровского:

По большому счету, педагогический прикорм — это методика, разработанная фанатами кормления по требованию до естественной инволюции.

Сплошь и рядом ребенок отказывается от любой другой еды, кроме мамы, и приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище.

В целом это один из способов времяпровождения для мамы, никакой биологической целесообразности в нем нет, поскольку представить себе, как в естественных условиях малыш поедает некие «микродозы», совершенно невозможно, это просто смешно.

Резюме. Я не вижу в педагогическом прикорме ничего вредного.

Но еще раз обращаю внимание: пока не было модным кормить ребенка грудью до трех лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах.

Само собой разумеется, что данная схема не удовлетворяет фанатичных сторонников длительного грудного вскармливания, и отсюда — придумки, одной из которых является методика педагогического прикорма. Я, тем не менее, не имею ничего против этой методики, поскольку она абсолютно безопасна — всего лишь один из способов развлечения родителей.

http://www.komarovskiy.net/faq/peda…ij-prikorm.html

Феерический бред!

педагогический прикорм — это методика, разработанная фанатами кормления по требованию до естественной инволюции — на минутку, именно по методу естественного прикорма детей кормили на протяжении тысяч лет, т.к. все эти педиатрические схемы и детское питания появилось только в 20 веке!

Сплошь и рядом ребенок отказывается от любой другой еды, кроме мамы, и приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище.

— как показывает практика, мамы, которые кормят своих детей по методу естественного прикорма, как раз и не испытывают проблем «мой ребенок не хочет есть».

Эта проблема исключительно явление 20 века и появилась как раз после рождения на свет педиатрического прикорма — очень подробно об этом описано в книге Карлоса Гонсалеса.

никакой биологической целесообразности в нем нет, поскольку представить себе, как в естественных условиях малыш поедает некие «микродозы», совершенно невозможно, это просто смешно любопытно узнать, где в естественных условиях малыш поедает кефирчик :-)) а если отбросить смех и вспомнить, что у 70% современных детей непереносимость коровьего белка, то схема введения прикорма с кефирчика, которую проповедует доктор Комаровский — это чистой воды вредительство и угроза для здоровья ребенка.

пока не было модным кормить ребенка грудью до трех лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах это просто апофегей! модным кормить до 3х лет ))) тысячи лет женщины кормили детей грудью, не глядя на календарь и средняя продолжительность ГВ была 3-7 лет. Тысячи лет! Модным стало как раз кормить детей смесью, укладывать спать в отдельной комнате и кормить пюрешками из баночки и моде этой чуть меньше 100 лет. Как-то совсем плохо с историей у доктора Комаровского.

безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах ох, как лукавит доктор Комаровский! ох, как лукавит! Ибо любой, кто как раз начнет смотреть эти схемы по книгам, первым делом сталкнется с тем, что все эти схемы разные! причем иногда просто диаметрально противоположные! нет и никогда не было ОДНОЙ системы педиатрического прикорма. И безопасной ее назвать — это очень сильно.

Педиатрический прикорм был разработан специально для детей не смеси. И предназначен только для них.Доктор Комаровский, видимо, совершенно не в курсе разницы между детьми на смеси и детьми, которые вскармливаются естественным путем ((

Опять убедилась, что от деятельности этого персонажа вреда больше, чем пользы.

Источник: https://shakti-osher.livejournal.com/46583.html

Ссылка на основную публикацию