Что умеет ребенок в первый месяц своей жизни

Что умеет ребенок в 1 месяц жизни?

Знание того, что должен уметь ребенок в 1 месяц, поможет родителям заложить правильную основу физического и психологического развития малыша. Многие папы и мамы удивляются, что такой крохотный человечек уже обладает определенными навыками.

Несмотря на то, что в первые недели после своего рождения грудничок много спит, с ним необходимо заниматься специальными упражнениями, чтобы развивать его умения. Короткие моменты активности ребенка можно провести с огромной для него пользой.

В этом возрасте малыш должен набираться сил, и делает он это в основном во сне, проводя в активном состоянии всего лишь около 4 часов в сутки

Физическое развитие

Большую часть времени первого месяца (около 20 часов в сутки) новорожденный спит. Чаще всего во сне младенец находится в позе «лягушки» – лежит на спине, подняв вверх ручки, согнув их в локтях и раздвинув в стороны согнутые ножки.

Некоторые дети спят на животе, подтянув колени к груди и повернув голову набок. Педиатры рекомендуют именно так укладывать малышей, потому что в таком положении сон ребенка протекает значительно спокойней, а также реже возникают колики.

Во время бодрствования грудничок совершает ручками и ножками некоординированные движения. Это происходит потому, что мышцы младенца находятся в физиологическом гипертонусе, который обычно проходит к концу третьего месяца.

Если малыша во время бодрствования положить на животик, он приподнимет головку и будет пытаться удерживать ее несколько секунд.

Зрение крохи еще несовершенно, но к концу первого месяца жизни он уже может различать лица, улыбки, следить взглядом за яркой игрушкой

Как развивается зрение, мимика, слух и речь?

Органы зрения новорожденного малыша являются незрелыми, поэтому он видит окружающий мир нечетким и не может сконцентрировать взгляд на конкретном предмете.

Однако если вы на расстоянии 60 см от лица ребенка поместите яркую игрушку, то увидите, как взгляд малыша задержится на ней. К концу месяца грудничок научится следить глазками за медленно перемещаемым предметом.

В этот период можно подвешивать над детской кроваткой яркие вращающиеся игрушки.

Новорожденный  обладает хорошим слухом. Уже в первый месяц своей жизни малыш пытается найти источник звука, поворачивая во все стороны голову. Ребенок умеет выделять знакомый и приятный ему мамин голос.

Женщина может успокоить плачущего младенца, ласково заговорив с ним: малыш притихнет и станет прислушиваться. Месячный ребенок отлично различает и эмоции. Если мама раздражена или расстроена, ему тоже некомфортно.
Все свои желания грудничок выражает плачем.

Со временем вы сможете понять, что именно «говорит» малыш. Ребенок по-разному плачет, когда голоден, требует сменить пеленки, испытывает холод или жару, чувствует боль или усталость. К концу первого месяца малыш начинает издавать различные звуки: пищать, фыркать и даже имитировать слоги.

В этот период грудничок может порадовать родителей первой осознанной улыбкой, которая является эмоциональной реакцией на обращение к нему человека.

Так называемый хватательный рефлекс — один из показателей нормального развития вашего малыша

Важные рефлексы

Природа наделила новорожденного безусловными рефлексами, чтобы он мог адаптироваться к окружающему миру и подготовиться к осознанным движениям. Их оценка должна проводиться в теплой комнате, на ровной поверхности. При этом малыш не должен быть усталым, голодным или мокрым. У ребенка, имеющего здоровую нервную систему, на первом месяце жизни должны присутствовать следующие рефлексы:

  1. Сосательный. Если в ротовую полость младенца попадет какой-либо предмет (соска, сосок), он начнет совершать ритмичные сосательные движения. Доношенный малыш рождается с этим важным рефлексом и сохраняет его на протяжении первого года жизни.
  2. Поисковый. Если нежно коснуться уголка рта ребенка, он опустит нижнюю губу и станет активно искать материнскую грудь. При этом более грубое касание рта малыша может вызвать другую реакцию: ребенок почувствует раздражение и отвернет голову в противоположную сторону.
  3. Ладонно-ротовой. Если умеренно надавить на ладонь младенца, он откроет рот и наклонит голову вперед.
  4. Хватательный. Грудничок ухватывает и прочно удерживает пальцы взрослого, вложенные в его ладонь.
  5. Защитный. При выкладывании на живот малыш незамедлительно поворачивает головку набок. Этот рефлекс обеспечивает ребенку возможность дышать в этом положении. Именно поэтому во время сна на животике здоровый ребенок не задохнется.
  6. Ползания. Если выложить малыша на живот и прикоснуться к его стопам, он будет пытаться оттолкнуться от ладоней взрослого.
  7. Автоматической ходьбы. Если придать ребенку вертикальное положение таким образом, чтобы он «опирался» ножками о твердую поверхность, и немного наклонить вперед, младенец начнет «ходить».

Детки в первый месяц жизни любят спать на спине в позе лягушки и уже могут проснуться от резких звуков

Что должен делать месячный малыш?

Все дети развиваются по-разному. Однако к концу 4-й недели своей жизни они должны овладеть определенными навыками. Родителям необходимо не только правильно ухаживать за младенцем, но и следить за его развитием. Ребенок, достигший 1 месяца, умеет:

  • В положении на животе приподнимать и непродолжительно удерживать голову

Источник: http://agushkin.ru/razvitie/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-1-mesyac.html

Развитие ребенка в 1 месяц: первые достижения

Одни родители уверены, что месяц — слишком короткий срок для того, чтобы их младенец освоил какую-либо иную науку, кроме как есть, какать и кричать круглые сутки.

Другие, наоборот, с влажным блеском в глазах, готовы доказывать, что их месячный малыш практически уже готов к зачислению в ВУЗ — ведь он уже так «внимательно слушает», «кивает в ответ», «машет ручкой на прощание» и даже «все-все понимает».

В действительности, от правды жизни далеки и те и другие. Что же на самом деле умеет ребенок в 1 месяц, и должен ли он вообще что-либо уметь?

Родиться – это тяжелая работа! Но и период новорожденности (первые 28 дней) для крохи – ничуть не легче: ведь мир вокруг такой большой и сложный… Как происходит развитие ребенка в самом начале жизни, и что уже умеет малыш на рубеже в 1 месяц?

Ребенку 1 месяц: новый мир, новое расписание

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера.

Но у этого «восхождения» — 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень — стартовая — заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия».

Но это отнюдь не значит, что ребенку в 1 месяц совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес.

Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю.

После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Что умеет ребенок в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов.

Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен — пусть и с вашей помощью — захватывать грудь и есть.

А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска — крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел — пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги.

Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время — не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки.

Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо маминой груди — это крепкий здоровый и продолжительный сон. На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Развитие ребенка в 1 месяц: что видит, как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом.

Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица.

Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе.

Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки.

Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском — до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца — любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус.

Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое.

А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому составу и жирности грудного молока) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Ребенку 1 месяц: общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез.

Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал».

В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать правильный способ успокаивать малыша.

Достижения не велики, но воля к победе — огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего — это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.
Читайте также:  5 типов мам, которые раздражают всех в интернете

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год — все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» — по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз — уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

Источник: http://www.woman.ru/kids/newborns/article/136511/

Что умеет ребенок в 1 месяц жизни

Наконец ваша встреча с ребенком состоялась. Новая жизнь, новый человек, новый характер появился в вашем доме. Так что же нужно учесть, чтобы встреча нового члена семьи произошла радостно, беззаботно и счастливо.

Первые 4 недели происходит знакомство с внешним миром. Новорождённый привыкает к среде, в которой ему предстоит жить, адаптируется к новым звукам и ощущениям. В этот период жизни очень важно отрегулировать сон и кормление ребенка.

 Новорождённый проводит во сне до 20 часов в сутки. За первый месяц малыш подрастет примерно на 3 см и прибавит в весе около 300 г. Очевидно, что для вскармливания ребенка, наилучшим вариантом является материнское молоко.

Когда у мамы молока не достаточно, следует обратиться к врачу для рекомендаций по стимулированию лактации.

Со стороны развития нервной системы помогут врожденные рефлексы. Некоторые из них исчезнут в процессе взросления, другие преобразуются в приобретенные рефлексы. В первый месяц у малыша различают 7 рефлексов:

— хватательный (можно наблюдать при поглаживании ладошки, ребенок пытается, как бы держать все, что оказывается у него в ручке);

— поисковый (малыш поворачивается, если дотрагиваться до его щечки, как бы ищет грудь);

— сосательный (проявляется, если провести около губ соской);

— рефлекс Мора (ребенок разводит ручки и ножки в ответ на громкий звук);

— рефлекс Бабкина (при нажимании ребенку на ладошку он поворачивает головку и приоткрывает рот);

— плавательный рефлекс (проявляется при выкладывании ребенка на живот, малыш делает движения, похожие на плавательные);

 — рефлекс ходьбы (при поддерживании его под руки малыш делает движения, похожие на ходьбу).

В первый месяц жизни у новорождённых активно развиваются органы чувств. Ребенок может наблюдать за предметом. Например, если ребенок лежит на спине и показывать ему яркую игрушку или погремушку, при этом очень медленно ее двигать, малыш фиксирует на ней свой взгляд. К 4 неделе жизни движения глазных яблок становятся все более координированными.

Во время второй недели жизни ребенок уже реагирует на различные звуки. На неожиданный звук ваш малыш отреагирует вздрагиванием или морганием.

А уже к концу 4 недели жизни, ребенок способен реагировать на родителей, он может улыбаться! Скорее всего, первая улыбка вашего малыша будет его ответом на ваше ласковое обращение или поглаживание.

Чем больше вы будете произносить  ласковых, добрых слов в адрес ребенка, тем быстрее он вам ответит взаимностью. Очень важно в семье иметь и сохранять все время положительный фон ваших эмоций. В эмоционально благополучных семьях ребенку гораздо легче вырасти уравновешенным, уверенным в себе  человеком!

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-926671-chto-umeet-rebenok-v-1-mesyac-zhizni

Что умеет ребенок в 1 месяц и как оценить его навыки

Большую часть времени грудничок первого месяца жизни будет спать. Это он умеет делать в совершенстве. Но в перерывах между сном и кормлением бывают небольшие периоды бодрствования. Это время можно использовать для общения с крохой, а также для наблюдения за его развитием, рефлексами, новыми навыками.

Какие навыки можно наблюдать

Что может уметь ребенок в 1 месяц?

  • Малыш лежит на спине. В этом положении голова повернута вправо или влево. По центру малыш научится держать голову лишь к концу первого месяца и сможет ее удерживать около 10 секунд.
  • Положение конечностей. Руки у грудничка согнуты, прижаты к телу. Ноги разведены в коленках и поджаты к животу, стопы согнуты. Ладошки сжаты в кулачок. Такое положение конечностей наблюдается в состоянии покоя. Можно проверить здоровый рефлекс: когда грудничка берут за голову, он рефлекторно и попеременно начнет вытягивать ножки.
  • Малыш лежит на животе. Выкладывать грудничка на живот педиатры рекомендуют с первых дней жизни. В этом положении малыш поворачивает голову набок, но поднять ее пока не может. О том, когда ребенок начинает держать голову самостоятельно, читайте в другой нашей статье. Иногда грудничок при сильном рывке способен поднять голову и удержать в срединном положении. Примерно на 4 неделе кроха уже умеет удерживать голову в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Реагирование на свет и звук. Если громко хлопнуть в ладоши или включить лампу перед лицом младенца, он отреагирует вздрагиванием, морганием, гримасами, иногда криком. При неожиданном шуме и свете грудничок вскидывает ручки, открывает рот на короткое время. Эти реакции говорят о нормальном развитии крохи. В этом возрасте именно так дети реагируют на звуковые и световые раздражители.
  • Фиксация взгляда. Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, если говорить о развитии зрительных навыков? Малыш уже способен водить взглядом за яркой игрушкой. Можно провести маленький эксперимент. Грудничку, лежащему на спине, нужно показать игрушку на расстоянии не более 20 см. Пусть ребенок зафиксирует на ней взгляд. Затем нужно медленно отводить игрушку влево, потом вправо — ребенок будет следить за ней глазами.
  • Различение цветов. Новорожденные видят мир в черно-белом цвете. Первые цвета, которые может различить грудничок, — красный и желтый. Также он может увидеть клетки и линии на рисунке. Лишь к 5 месяцам малыш начинает распознавать основные цвета спектра.
  • Вкус, осязание, обоняние. С первых дней жизни кроха узнает маму именно по запаху, чувствителен к прикосновениям. У него остро развито обоняние, вкусовые рецепторы, тактильные ощущения. В отличие от слуха и зрения, эти органы чувств у грудничка работают в совершенстве. Есть мнение, что вкусовые предпочтения появляются в период внутриутробного развития.
  • Узнавание лица близкого человека. Биологически зрение малыша настроено на восприятие сложных объектов. Одним из самых важных предметов внешнего мира является мамино лицо, контакт с глазами. Психологи считают, что поиск родного лица в таком неосознанном возрасте предопределен природой. При фиксировании взгляда на лице грудничок замирает: прекращаются движения рук, ног, глаз, рта, лицевой мимики.
  • Первая осознанная улыбка. Уже в первые дни жизни кроха может улыбаться, но это пока еще неосознанная, рефлекторная улыбка. Осознанно улыбаться грудничок начнет к концу первого месяца (но чаще в 2 месяца), в этой мимике уже будут зачатки эмоционального контакта, радости.
  • Попытки копировать мимику близких людей. Это наблюдение может показаться удивительным: если показать крохе язык, он может ответить тем же. Этот факт еще раз подчеркивает, что человек — существо социальное.

Врожденные рефлексы и их значение

Рефлексы — наследство наших древних предков. Многие рефлексы исчезают к 4 месяцам, но некоторые, очень важные, остаются на всю жизнь. Например: чихательный, кашлевой, глотательный, дыхательный. Рефлексы новорожденного проверяет неонатолог. Что может увидеть мама?

  • Ползательный рефлекс. Если грудничка уложить на живот и слегка надавить ему на стопу, он рефлекторно выпрямит ногу, а туловище при этом продвинется вперед. Так проявляется ползательный рефлекс. Если нажимать на стопы поочередно, грудничок будет пробовать ползти.
  • Опорный рефлекс. В вертикальном положении с опорой на стопы (мама держит младенца спиной к себе) ноги грудничка должны выпрямляться в коленях. При этом на короткое время поднимается голова, а верхняя часть туловища наклоняется вперед. Эти двигательные навыки ребенка в 1 месяц важны, поскольку указывают на простейшую реакцию опоры ног, возможность вертикального положения тела и развития навыка хождения в будущем.
  • Шаговый рефлекс. Если малыша взять под мышки и удерживать в вертикальном положении с опорой на твердую поверхность, он начнет совершать шаговые движения. При этом ручки у крохи остаются неподвижными. Шаговые движения должны быть симметричными, совершаться с одинаковым импульсом.
  • Верхний хватательный рефлекс. Если вложить большие пальцы в ладошки, малыш крепко сожмет их. Если слегка приподнять кроху за ручки, он подтянется, при этом голова не удерживается, запрокидывается назад. За пальцы взрослого грудничок может держаться около 5 секунд, затем расслабляет руки.
  • Закрытая ладонь. Большой палец прижат к ладони, другие пальчики плотно лежат сверху. Такое положение ладошек чаще бывает у малышей во время бодрствования, при поиске груди. Во время сна пальцы более расслаблены.
  • Нижний хватательный рефлекс. Если нажать пальцем немного выше центра стопы, у грудничка согнутся пальчики на ноге. При отпускании пальца, стопа тут же расслабляется, пальчики разгибаются.
  • Сосательный рефлекс. Можно провести эксперимент: положить палец в рот малыша, он начнет активно его сосать. При этом грудничок не обязательно будет голодным. Сосательный рефлекс — жизненно необходим.

Рефлексы помогают развивать моторные навыки и являются фундаментом для ползания, переворачивания на живот, ходьбы. Также их отсутствие или слабое проявление помогает распознать какую-либо проблему в развитии.

Если же у крохи еще не развит какой-то навык, не стоит заранее бить тревогу. Нужно учитывать индивидуальные особенности. У маловесных и недоношенных детей навыки развиваются позже.

Насторожить должно, когда малыш все время вялый, не реагирует на звук и свет.

Сигналы о помощи

Взаимодействие с внешним миром происходит при помощи гримас, крика, кряхтения, двигательной активности, улыбки. Эти способы общения необходимы крохе, который пока что не владеет коммуникативными навыками.

  • Крик. Если малыш испытывает голод, холод, дискомфорт, боль, то сигнализирует об этом громким криком. Кричать в этом возрасте малыши могут часто из-за начинающихся колик. Крик младенца характеризуется сдавленными, носовыми звуками.
  • Успокаивается, когда берут на руки. Если грудничок не голоден и у него ничего не болит, то на руках у родного человека он, как правило, быстро затихает. Важно прижимать кроху к себе, именно тепло тела успокаивает младенцев.
  • Звуки. В первый месяц жизни грудничок уже может «разговаривать»: издает звуки «э», «а», что-то среднее между ними. Также гласные звуки могут уже сочетаться с согласными «х», «г».
  • Кряхтение. Кряхтящие звуки, которые издает малыш, могут говорить о каком-то дискомфорте, чаще в кишечнике. Сопение и хрюкание носом в этом возрасте считается нормальным и объясняется узкими носовыми ходами.
  • Выгибание тела. Если выгибание тела не сопровождается постоянным плачем, это может быть тренировочным упражнением для мышечного аппарата, переворота на живот. Но если ребенок плачет, это может говорить о кишечных коликах. Также выгибание спины может указывать на гипертонус мышц шеи и спины. В этом случае нужна консультация невролога.

Во время бодрствования у грудничка 1 месяца жизни наблюдается много хаотичных движений руками и ногами. Это нормально. Если кроху взять на руки, движения исчезают.

Двигательная активность конечностей объясняется тем, что ребенок инстинктивно ищет те границы, которые были у него раньше, в утробе матери.

В течение трех первых месяцев жизни грудничок будет постепенно привыкать к новым условиям внешней среды.

Что может грудничок в 1 месяц? Важнейшие навыки этого периода: кратковременное поднимание головы в положении лежа; реакция на свет и звук; различение контрастных цветов; фиксация взгляда на неподвижном и движущемся объекте; зачатки ползательного навыка.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!

Источник: http://kids365.ru/chto-umeet-rebenok-v-1-mesyac/

Что должен уметь ребенок после 1 месяца жизни

Первый месяц жизни ребенка – это первая важная дата малыша. У крохи уже проходит период новорожденности – щечки и тельце округлилось, отчетливее вырисовываются черты лица, кожа стала светлее, шапочки из роддома и распашонки стали малы. Ваш малыш значительно подрос и прибавил в весе. Пришла пора первого официального выхода в свет – похода в поликлинику.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Педиатр измерит рост, вес малыша, проверит насколько развитие ребенка соответствует его возрасту. Проверит наличие рефлексов и умений.

С самого рождения мозг ребенка постоянно активно развивается, все, что малыш видит, слышит, осязает – все это развивает его нервную систему.

Кроха ещё не может управлять своим телом – его движения все ещё хаотичные, но уже в 1 месяц ребенок многое может. Что умеет ребенок в 1 месяц:

  • Ребенок должен уметь удерживать головку. В положении лежа на животе кроха может приподнять голову и некоторое время оставаться в таком положении.
  • Малыш уже может узнавать маму, следить за ней взглядом. Отличать её от других родственников и посторонних людей.
  • Ребенок должен уметь фиксировать взгляд на неподвижном предмете и следить за вертикально движущейся игрушкой.
  • В 1 месяц кроха начинает осознанно улыбаться в ответ на улыбку матери. Это очень важный показатель правильного развития ребенка.
  • Малыш может пытаться произносить какие-то звуки, в ответ на речь взрослого. Так начинается гуление – первые зачатки полноценной речи.
  • В 1 месяц малыш уже может отличать знакомые звуки, слушать стихи, песенки. Узнает голоса родителей.
  • Резкие, незнакомые звуки пугают малыша. Ребенок вздрагивает, вскидывает руки.
  • Малыш узнает прикосновения матери, успокаивается у неё на руках и может испугаться, попав на руки к незнакомому человеку.
  • Руки и ноги малыша начинают принимать более расслабленное положение. Согнутые руки и ноги, сжатые кулачки – все это проявление гипертонуса новорожденных. С взрослением малыша все эти признаки должны проходить.
  • В 1 месяц ребенок привыкает к определенному распорядку дня. Еда, бодрствование и сон происходят примерно в одно и то же время.
  • Рефлексы новорожденных всё ещё сохраняются. Педиатр обязательно их проверит.

В 1 месяц ребенок начинает активно двигать руками и ногами, поворачивает голову. Необходимо давать малышу свободно двигаться, надевать на него свободную одежду. В это время уже не стоит туго пеленать ребенка во время бодрствования. Руки малыша должны быть свободными.

Читайте также:  Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Развитие новорожденного: Что умеет ребенок в 1 месяц? (видео):

В этом возрасте малыш с интересом наблюдает за яркими погремушками. Можно вложить ребенку в руку игрушку – и он сможет недолго удерживать её. Малыш будет пытаться схватить рукой, заинтересовавший его предмет, формируя таким образом нейронные связи, необходимые для согласованных движений конечностей ребенка.

В первый месяц жизни ребенка ему всё ещё необходим тактильный контакт с матерью, чаще берите его на руки, делайте массаж, гимнастику. Эти занятия укрепляют мышцы малыша, ведь ему предстоит ещё научиться делать много разных сложных движений – переворачиваться, подниматься на руках, садиться, ползать.

Чем можно заниматься с малышом в таком возрасте

Во время бодрствования активно общайтесь с малышом. Для крохи это общение стимулирует активное развитие всех органов чувств, а для родителей эмоционально очень важно и радостно получать ответную реакцию малыша – улыбка, взгляд крохи, оживление при виде знакомых лиц.

Включайте ненадолго классическую и инструментальную музыку. Можно найти готовые подборки классической музыки для малышей. Если в первый месяц жизни ребенка приучить малыша засыпать под записи колыбельных песен, то в будущем кроха привыкнет и будет быстрее засыпать, как только вы ему включите знакомые мелодии. Читайте ребенку народные песенки, стихи, прибаутки.

Совершая какие-либо действия с малышом (умывание, массаж, гимнастику) проговаривайте все свои действия. Это хорошо стимулирует развитие речи малыша. Часто бывает так, что мамы молча пеленают, кормят ребенка, т.к. малыш все равно не понимает, что ему говорят, да и вообще, о чем разговаривать с ребенком.

Если не знаете, о чем говорить, можно просто комментировать все свои действия (я пошла, я взяла и т.д.), ходить по комнате с крохой на руках и показывать различные предметы, называть их и объяснять, зачем они нужны и как их использовать. Такое поведение может быть непривычным, но в последствии это позволит малышу быстрее заговорить.

Всё, что вы делаете вместе с ребенком начиная с рождения – обязательно благотворно скажется на развитии малыша в более старшем возрасте.

Основные игрушки малыша в таком возрасте – погремушки, их может быть несколько разных форм и цветов, с разными фактурами. Погремушки играют важную роль в развитии ребенка в 1 месяц.

Вешайте на кроватку мобили, различные подвески контрастных цветов – малыш с интересом будет наблюдать за движущимися игрушками, следить за ними взглядом.

В первый месяц жизни ребенка чаще выкладывайте малыша на живот. Это будет стимулировать его поднимать голову и тренировать мышцы спины и шеи, чтобы вскоре научиться уверенно держать голову.

Мама делится личным опытом о развитии малыша в первый месяц (видео):

Если здоровый доношенный ребенок в 1 месяц жизни ещё не имеет таких навыков – это не повод переживать. Обязательно проверьте слух и зрение ребенка у врача, покажите малыша неврологу. Если всё в порядке – просто уделяйте крохе больше внимания, занимайтесь с ним – чуть позже ребенок всему этому научиться.

Что должен уметь ребенок в 2 месяца →

Источник: http://ritty.ru/baby/chto-dolzhen-umet-rebenok-posle-1-mesyatsa-zhizni/

Развитие ребенка: 1 месяц жизни

  • совершает микродвижения и издает звуки в такт речи говорящего;
  • различает цвета (красный, желтый, черный и белый), линии и клетку;
  • фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
  • различает особенности звуков;
  • узнает мамин голос, запах, прикосновение рук;
  • сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и при плавном его перемещении;
  • лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.

Самое главное, что нужно новорожденному младенцу – ощущать покой, тепло и безопасность. Все это он получает от мамы, если чувствует, что она рядом, если вы разговариваете с крохой нежным голосом, ласково прижимая к груди (ведь стук вашего сердца он слышал все 9 месяцев – это родной, знакомый звук, свидетельствующий о безопасности).

Когда малыш бодрствует, создавайте контакт взглядов, разговаривайте с младенцем так, как будто он равноправный собеседник. Перепеленывая или переодевая кроху, не стоит делать это холодными или потными руками – малыши отличаются тактильной чувствительностью.

Уже на третьей неделе после рождения на базе безусловных рефлексов у ребенка начинают формироваться условные, способствующие адаптации к внешнему миру. Это значит, что малыш «готов к обучению». Читать, считать и писать пока рановато. А вот науку «правильного» поведения (т.е. такого, которое сможет наиболее полно удовлетворить его нужды) маленький человечек освоит довольно быстро.

Если для того, чтобы мама появилась, надо громко и долго кричать – он будет надрываться и орать на «радость» вам и соседям. А если достаточно пискнуть – и мама появиться, повода для крика – никакого.

Может получиться так, что малыш твердо усвоит: мир, в который он пришел, не готов «откликаться» на его желания.

Подобное, как правило, имеет место, если младенца кормят, не когда он проголодался, а когда это «нужно» взрослым; если ребенка готовы бросить одного, потому что «пришло время», например, сна.

Развитие ребенка: мимика и речь

В 2-3 недели малыш постепенно осваивает науку копирования. Из всего окружения его больше всего привлекает человеческое лицо – в первую очередь, мамино. Поэтому он постоянно рассматривает склонившиеся над ним или разговаривающие с ним лица (остальное пока тонет в туманной дымке – это зрение только начинает формироваться).

Если в процессе общения вы будете совершать активные мимические движения, вскоре ребенок начнет повторять их, «отвечая» вам. Мама высовывает язык – и между губами появляется крохотный язычок. Мама улыбается – младенческое личико тоже расплывается в улыбке. Мама выпячивает губки – кроха ей вторит…

Также интуитивно, малыш чувствует эмоции, исходящие от взрослого. Если мама довольна и спокойна, ребенку тоже комфортно. Если мама раздражена, злится, ругается, младенец мгновенно реагирует протестующим плачем.

К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ, издают пищащие, фыркающие звуки. Те, кто поактивнее, «разговаривают» всем телом – тянутся к маме ручками и ножками, приподнимают попку, выгибают спинку. Действия эти еще не осознанны, но они прекрасно тренируют мышечный аппарат крохи.

О своем эмоциональном состоянии новорожденный сигнализирует плачем или улыбкой. Плач выражает недовольство, дискомфорт, испуг, боль, холод ил жару. Улыбка в первые недели жизни – признак спокойного довольства.

Поначалу малыш улыбается непроизвольно, практически только во сне. Позднее улыбку можно наблюдать и после кормления, и во время купания. Во всех этих случаях говорят о физиологической или гастрической улыбке.

Но к концу 1 месяца улыбка крохи начинает наполняться социальным содержанием, появляясь в ответ на контакт со стороны ближнего человека. А вскоре появится и так называемый «комплекс оживления» — яркая эмоциональная реакция малыша на обращение к нему взрослого.

Залог нормального развития ребенка

Главное условие – наличие мамы в «полном его распоряжении». Не бойтесь избаловать ребенка или вырастить эгоиста.

Наоборот, ваш мгновенный отклик на все потребности и желания поможет чаду стать уверенным в себе, сильным и добрым человеком.

Зная, что мама всегда рядом, младенец не станет тревожить и требовать вашего внимания «просто так», «про запас» — подобное поведение как раз таки свойственно детям, испытывающим постоянный дефицит материнской ласки.

В 1 месяц следует сосредоточить внимание на физиологическом развитии сынишки или дочурки. Промежутки бодрствования очень малы. Постарайтесь распределить их так, чтобы у вас хватило времени и для зарядки, и для массажа, и для плавания и игр в воде. Очень полезно поддерживать данные малышам от природы безусловные рефлексы: ползания, хождения, хватательный.

Ребенок еще не научился хорошо и внимательно слушать. Для развития слуха, во-первых, обязательно разговаривайте с крохой. Малыш различает звуки по высоте, предпочитает осмысленную речь набору слов. Когда мама говорит с ним, он может замереть, прислушиваясь – это первый опыт звукового сосредоточения.

Во-вторых, давайте чаду слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше.

Как показывают исследования, произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна способствуют нормализации различных физиологических процессов в младенческом организме.

Так что, если есть возможность, включайте малышу произведения этих композиторов. Прелестная музыка может негромко звучать, когда ребенок бодрствует, и когда спит.

Занятия в воде

Чтобы малыш не испугался воды, опускайте его в воду аккуратно, начиная с пяточек. Ведь дети очень чувствительны к изменению «физических данных» окружающего мира – им только предстоит освоиться со своей невесомостью в воде.

Замечательно, если первые дни вы будете купаться вместе, присутствие мамы сразу снимает все возможные негативные эмоции. Если вы в ванной вместе, положите малыша так, чтобы он спинкой и затылком опирался на вашу грудь и плечо, а левой рукой поддерживайте его под животик. Правой в этот момент можно поливать кроху водичкой или показывать ему игрушки.

Кстати, купаться «вместе» можно и с папой. Это даже еще интереснее – из папиных коленей и длинных ног получатся потрясающие горки для малютки! Если вы стоите «за бортом», положите ребенка на животик, поддерживая под подбородок и грудь или просто под подбородок, и катайте по всей ванне, покачивайте вверх-вниз, слегка поворачивайте с боку на бок.

Наверняка крохе понравится отталкиваться ногами от бортика ванны. Для этого поверните малыша у самого края так, чтобы он упирался в стенку согнутыми ножками.

Ребенок должен самостоятельно оттолкнуться и немного проскользить по поверхности воды. Когда вы доведете его до противоположного края, повторите действия.

Если малыш сразу не понял, чего вы от него хотите, сделайте несколько пружинящих движений, имитирующих толчки от бортика.

Еще одно забавное, и полезное упражнение для тех, кто только начинает осваивать водное пространство – хождение по дну ванны. Чтобы младенец мог свободно двигаться, держите его под мышки, чуть-чуть наклоняя вперед, стимулируя рефлекторные шаговые движения. После того как ребенок «походил» — желательно на спинке (если, конечно, ваше чадо не предпочитает плавать исключительно на животе).

Кстати, плавание на спине, когда малыш слегка покачивается на ваших руках из стороны в сторону, прекрасно развивает вестибулярный аппарат и чувство равновесия. Такая «морская качка» является великолепной профилактикой будущих «транспортных» проблем.

Развитие ребенка: зрение и слух

Яркую игрушку (шарик, погремушку, кольцо) поместите на вытянутой руке в поле зрения ребенка на расстоянии 60-70 см над его лицом и подождите, когда взгляд малыша задержатся на игрушке. После этого начинайте покачивать ею вправо и влево с амплитудой 5-7 см и частотой примерно 2 раза в секунду.

В дальнейшем перемещайте игрушку в разных направлениях (вправо, влево, вверх, вниз), приближая к малышу на 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Продолжительность занятия – 1-2 минуты, частота – 1-2 раза в день. Аналогично следует заниматься с игрушкой, издающей негромкий, мягкий звук.

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/rebenok_do_1_goda/stati/razvitie_rebenka_1_mesyats_zhizni

Что должен уметь ребенок в первый месяц жизни

Жизнь Вашего ребенка будет наполнена сотнями месяцев и десятками лет, но в самый первый месяц родителям необходимо быть с ним особенно внимательными. Столько первых впечатлений и ощущений ожидают малыша и столько переживаний со стороны родителей! Этот тот самый месяц, когда новая жизнь заполняет ваш дом.

Во время первого месяца после рождения ребенка его называют новорожденным. Как только он рождается, совершает свой первый нелегкий вдох, начинает кричать, а системы органов малыша адаптируются к жизни по ту сторону утробы.

В родильном доме на протяжении первых 12 часов жизни малыша, ему проводят вакцинацию против гепатита, а затем ставят прививку от туберкулеза. В следующий раз ребенка вакцинируют от гепатита второго типа, когда ему исполнится 1 месяц. В организме перестраивается кровеносная система.

С высокой скоростью разрушаются клетки крови с фетальным типом гемоглобина. Постепенно становится активной иммунная система ребенка, кожа, кишечник и дыхательные пути малыша впервые встречаются с микробами. На первой неделе после родов малыш может потерять 10 процентов от массы своего тела.

Таким образом, организм адаптируется к жизни вне утробы. Не нужно паниковать и переживать по этому поводу. Со временем ребенок восстановит массу тела. На первой неделе организм малыша работает, сильно напрягаясь.

Более стабильное состояние наступает, когда начинается вторая неделя.

На первом месяце своей жизни новорожденный проводит около двадцати часов в день во сне. Чаще всего он спит в позе лягушки – лежит на спине, его локти согнуты, руки и ноги подняты кверху, ноги согнуты в коленках и раздвинуты.

    В это время новорожденный испытывает пять основных состояний:

  1. сон глубокий – кроха полностью расслаблен, его дыхание ровное и медленное, лицо расслаблено, а глаза закрыты;
  2. сон неглубокий – состояние, когда у малыша дыхание учащено, дыхание не ровное, руки подергиваются, двигаются глазные яблоки.
  3. состояние дремоты – оно появляется, когда ребенка кормят или перед тем, как он засыпает, его глаза полузакрыты;
  4. бодрствование – ребенок активен, он двигает ногами, руками, туловищем;
  5. плач — означает, что новорожденный испытывает дискомфорт, обычно это происходит, когда дети напуганы, голодны или мокрые.

Особенности моторики детей в возрасте до 1 месяца – малыш лежит на животе, он старается поднять голову, а порой ему удается удержать ее в этом состоянии пару секунд.

За первый месяц ребенок прибавит в весе примерно 600 грамм, его рост увеличится на три сантиметра, а окружность головы станет больше на полтора или два сантиметра.

Во время первого месяца жизни крайне важно наладить кормление малыша.

Лучшим питанием для него сейчас выступает грудное молоко матери. Когда ребенок живет первые дни, молоко у матери увеличивается, но не у всех молока достаточно.

В связи с этим необходимо послушать советы врачей по стимулированию лактации. Самым главным способом является прикладывание ребенка к материнской груди, если Вы заметили первые признаки беспокойства малыша. Такой способ носит название режима свободного вскармливания.

За счет него некоторые мамы кормят детей по десять-двенадцать раз за сутки. Очень важно класть сосок в рот младенца. Весь околососковый кружок должен находиться во рту у ребенка. Основной объем молока грудничок высасывает за пять или десять минут вскармливания. Но некоторые дети засыпают возле груди, их побуждают, тихонько похлопывая по щеке.

Читайте также:  8 советов при выборе няни

Сосок вынимают изо рта и вновь вкладывают в него. Малыш глотает не только молоко, также в рот попадает воздух. Ребенок пытается избавиться от него. Из-за этого срыгивание является важным процессом. Оно происходит каждые пять минут, либо при смене грудей. Если кормите из бутылочки – каждые 50 грамм.

Срыгивает ребенок, лежа вниз лицом у Вас на коленях, в положении сидя, вертикально лежа у Вас на плече. Можете попробовать все способы для определения оптимального для Вас. Спазмы кишечника, вздутие живота и колики являются частыми спутниками здоровых детей.

Помочь ему в домашних условиях справиться с этим можно, сделав аккуратный массаж живота, который выполняется по часовой стрелке.Малыша кладут животом на голую грудь мамы, которая сидит в кресле полулежа. Сверху их накрывают одеялом, мать гладит кроху по спине. Очередной важный момент – пупочная рана должна зажить.

Когда ребенка выписывают из роддома на 5 или 7 день, рана пупка полностью не успевает зажить. Ее необходимо обрабатывать бриллиантовой зеленью. Делают это каждый день, пока рана не станет абсолютно сухой. Обычно утром и вечером после купания.

Пока корочка еще есть, можно добавлять в воду для купания слегка розоватый раствор марганцовки, ромашковый настой или настой зверобоя.
При появлении выделений из пупочной раны, припухлости и покраснении нужно проконсультироваться с врачом. Обратитесь к нему, если корка с пупка не отпадает, когда ребенку уже две недели и более.

Психическое развитие

Малыш адаптируется к жизни вне утробы за счет рефлексов. Некоторые рефлексы пропадают со временем, другие переходят в приобретенные.

Рефлекс чихания, моргания, вздрагивания, зевоты, рефлексы коленей остаются с детьми навсегда.

    На первом месяце жизни у малышей есть 7 главных рефлексов:

  • Хватательный — когда ладони ребенка касаются или его поглаживают. Он хватает и держит все, что коснется его.
  • Поисковый — ребенок поворачивает голову при касании и поглаживании щечек. Данный рефлекс – необходимая составляющая инстинкта поиска питания.
  • Сосательный — малыш делает сосательные движения губами, когда Вы проводите вокруг его рта соской или пальцем. Этот рефлекс связан с инстинктом потребления пищи.
  • Рефлекс Бабинского — необходимо провести пальцем по внешней стороне стопы, ее пальцы разойдутся по сторонам, а стопа повернется.
  • Рефлекс Мора — грудничок сводит и разводит ноги и руки, когда слышит неожиданный громкий звук.
  • Рефлекс Бабкина — надавите ребенку на ладонь, он повернет голову и откроет рот.
  • Плавательный рефлекс — положите ребенка на живот, тогда он будет совершать движения, напоминающие плавание.
  • Рефлекс ходьбы — малыш имитирует ходьбу, если Вы поддержите его под руки таким образом, чтобы он касался поверхности.

Развитие органов чувств у новорожденных на первом месяце

На середине 2 недели жизни множество детей уже знают, как удерживать в поле своего зрения предмет, который движется. Это может быть, к примеру, яркая погремушка около 10 см. Малыш лежит на спине.

На расстоянии сорока сантиметров положите яркий предмет, затем вращайте им медленно в разные стороны. Ребенок вскоре начнет фиксировать предмет взглядом. Ребенок, возраст которого 3 недели, может фиксировать взглядом лица папы и мамы.

Если начать разговаривать с крохой, а затем молчать и не двигаться, ребенок тоже перестанет шевелиться, он будет внимательно смотреть на лицо родителя.

На 4 неделе глазные яблоки ребенка более координированы.

Органы слуха

На середине 2 недели ребенок реагирует на резкие звуки вне поля зрения миганием и вздрагиванием. На 3 неделе ребенок все больше реагирует на звуки. Они интенсивно учат мозг ребенка принимать решения. По истечении 4 недели дети радуют родителей улучшением работы органов слуха и зрения.

Приятно обнаруживать положительные реакции ребенка на присутствие родителей. В этом возрасте ребенок может улыбаться. Возможно, первая улыбка станет реакцией на Ваши ласковые слова и обещания чаду. Улыбайтесь ребенку чаще, а он Вам будет отвечать тем же. Эмоциональный фон в семье должен быть положительным.

При нем нельзя конфликтовать. Он все впитывает, словно губка.

Источник: http://puzikkarapuzik.com/kalendar-razvitiya-rebenka/chto-umeet-rebenok-v-1-mesyats.html

Что в 1 месяц должен уметь ребенок, физическое, эмоциональное и психологическое развитие

Что должен уметь ребенок в 1 месяц — ведь он совсем еще кроха. Весь мир заключается для него в еде и сне.

Так ли важно следить за его своевременным развитием в этом возрасте? Но малютка приобретает определенные навыки. Они определяют интенсивность его дальнейшего развития.

И выявленные проблемы компенсируются быстро и безболезненно. Именно поэтому так важно знать контрольные точки развития месячного крохи.

Рост и вес новорожденного

Эти показатели за первый месяц жизни крохи меняются внушительно. В среднем малютка прибавляет 1-1,2 кг. Нормы веса составляют при этом 4,2-4,5 кг. Вырастает кроха на 4-5 см за один месяц жизни. Средний рост крохи составляет 54-55 см. Значения показателей для мальчиков и девочек различаются на 7-10%.

Как ребенок познает окружающий мир в месячном возрасте

В этом возрасте развитие малютки имеет свои особенности. Зная их, внимательная мама всегда ответит на вопрос: как растет ее малыш.

Тактильные ощущения

Грудничок очень чувствителен. Для формирования контакта мамочки и младенца рекомендуется создавать для него комфортную среду:

  1. Прикасаться к тельцу крохи следует предварительно согретыми руками.
  2. Одежда, которую надевают, должна быть сухой и теплой.
  3. В комнате должен быть свежий воздух.
  4. Но сквозняки при этом исключены.
  5. Температура в помещении, где живет младенец, должна быть 20-22 градуса.

При смене подгузников, одевании для прогулки маме следует ласково поглаживать кроху и разговаривать с ним.

Когнитивные навыки

Младенцу в один месяц свойственны импульсивные рефлексы. Они формируются автоматически при воздействии раздражителя. Для месячного крохи к таким навыкам относятся:

  • способность кратковременной фиксации взгляда;
  • различие контрастных цветов;
  • сосредоточие взгляда на лице матери;
  • способность различать громкость звуков;
  • возможность отличать и выделять голос мамы.

Впоследствии у крохи развивается хватательный рефлекс. Малютка способен связать лицо и голос матери, то есть создать образ.

Основные рефлексы малыша

В течение первого месяца жизни малыш проявляет основные рефлексы. Некоторые при дальнейшем развитии исчезают. Остальные преобразуются в условные и остаются до конца жизни. Малютка умеет:

  1. Хватать за поставленный палец взрослого и крепко сжимать его.
  2. Поворачивать головку в сторону той щечки, которую погладит мама. Так кроха находит пищу.
  3. Делать сосательные движения при контакте предмета с губками. Так кроха реагирует на появление еды.
  4. Разводить ручки в стороны и разгибать пальчики при однократном ударе по плоскости, на которой лежит кроха. Это эффект Моро.
  5. Поворачивать головку и открывать ротик при нажатии на бугор ладошки под большим пальчиком. Головка повернется в сторону ручки, с которой проводят манипуляции. Это рефлекс Бабкина.
  6. Разводить пальчики ножки в стороны при поглаживании тыльной стороны стопы. Это рефлекс Бабинского.
  7. Отталкиваться от плотно прижатой к ножкам ладони взрослого при положении лежа на животике.
  8. Отталкиваться стопами от горизонтальной поверхности при поддержке под мышки.

Развивая последние 2 пункта, можно добиться того, что кроха быстрее поползет и начнет ходить.

Вкусовые и обонятельные рефлексы

В этот период кроха различает вкус пищи. Он отличает соленое, кислое и сладкое: морщится и кряхтит. Если мама съедает что-то неподходящее, малыш отказывается от грудного молока. Резкие запахи вызывают у малютки гримасы и плач.

Что может услышать малыш в месячном возрасте

Слышит кроха в один месяц превосходно. Он различает издаваемые звуки и поворачивает головку для поиска их источника. Малютка уже узнает мамочкин голос. Именно ее ласковые уговоры помогают ему успокоиться. Голоса других членов семьи такого эффекта не вызывают.

Зрение в первый месяц жизни

Малютка пока не научился фокусировать зрение. Все окружающие предметы кажутся ему размытыми. Больше всего он интересуется лицами.

Эмоциональное и социальное развитие

Малютка в один месяц отлично чувствует эмоциональное состояние мамочки. Если она спокойна, он радуется. При огорчении мамы — начинает громко плакать. Кроха реагирует на разговоры с ним.

Он начинает издавать радостные звуки при ласковом обращении к нему.

В это время в периоды бодрствования рекомендуется как можно больше разговаривать с карапузом: это наладит контакты с мамой и поможет социализироваться впоследствии.

Психическое развитие

Неопытные родители считают, что в первый месяц малютка еще ничего не умеет. Однако кроха способен:

  • различать голоса домашних, выделять мамочкин голос;
  • фокусировать взгляд на несколько секунд на ярких предметах;
  • вздрагивать при резких звуках;
  • различать контрастные цвета.

Спокойная обстановка в семье способствует обретению чувства защищенности у крохи: малютка начинает развиваться быстрее.

Двигательная и физическая активность

Кроха пока проводит время лежа. Но он уже умеет:

  • поворачивать головку в сторону в положении лежа на животике;
  • вращает шеей в поисках источника звука;
  • во время бодрствования шевелит ручками и ножками (пока эти движения непроизвольные);
  • пытается поднять и удержать головку при положении лежа на животике или находясь вертикально столбиком.

В конце первого месяца жизни кроха научится одновременно приподнимать головку и попу в положении лежа на животике.

От чего зависит нормальное развитие

Без активного участия членов семьи кроха не сможет развиваться нормальными темпами. Близкие должны выполнять несложные правила ухода за крохотулей.

Правильный уход

Новорожденному для быстрого и успешного развития требуется грамотный уход. Он заключается в соблюдении несложных правил. Рекомендуется:

  • выполнять гигиенические процедуры: умывание, подмывание, стрижку ноготков, причесывание (при необходимости), увлажнение кожи;
  • делать гимнастику и массаж;
  • гулять с крохой на свежем воздухе;
  • купать крохотулю;
  • грамотно кормить;
  • играть с малюткой в развивающие игры;
  • придерживаться режима дня;
  • ласково разговаривать с ним.

Важно понимать: весь комплекс по уходу за малышом следует выполнять постоянно.

Здоровый продолжительный сон

Большую часть своей жизни месячный малыш проводит во сне. Это необходимо для правильного развития. Малютка бодрствует ¾-1 час. Остальное время кроха спит. Днем кроха должен иметь до 8 сонных периодов. Длительность каждого до 2-3 часов. Ночной сон продолжается 8 часов. Для высыпания малютке требуется создать комфортные условия:

  • свежий воздух в комнате;
  • удобную постель;
  • температуру 20-22 градуса;
  • приглушенный свет.

Важно помнить: голодный малыш крепко и долго спать не станет.

Питание ребенка в 1 месяц

Идеальная пища для месячного малютки — грудное молоко. За один прием он высасывает до 60 мл. Кормить крошку рекомендуется при первых признаках беспокойства. Такой процесс называется режимом свободного вскармливания.

В сутки у мамы может получиться до 12 кормлений. Частое прикладывание ребенка к груди стимулирует увеличение лактации. Молочко вырабатывается в требуемых малютке количествах. Если молока достаточно, давать прикорм в один месяц не следует.

Не рекомендуется допаивать малютку водой.

При недостатке молочка следует сообщить о проблеме участковому педиатру. Он назначит адаптированную смесь.

Что характерно для поведения новорожденного

Большую часть жизни месячный младенец спит. Но во время короткого бодрствования он совершенствует полученные при рождении навыки:

  • активно двигает ручками и ножками;
  • охотно слушает песенки, потешки, заклички;
  • ненадолго фиксирует взгляд на лице мамы и ярких предметах;
  • пытается поднять головку.

Важно поощрять такие занятия крохотули.

Физиологические показатели к концу первого месяца

Физиологические показатели отличаются от зафиксированных при появлении малютки на свет:

  1. К концу первого месяца кроха перестает спать в позе эмбриона.
  2. Даже при сне на животике он поворачивает головку в сторону (проявляется защитный инстинкт).
  3. Нормально развивающийся младенец может одновременно приподнять головку и попу.
  4. Кровообращение малыша перестраивается: мозг, почки, печень снабжаются интенсивнее.
  5. Формируется иммунная система.
  6. Начинают зарастать роднички.
  7. Затягивается пупочная ранка.
  8. Кожа перестает быть слишком сухой, но еще нуждается в увлажнении специальными средствами.
  9. Исчезают белые пятнышки (милиумы) с лица малютки.
  10. Почки выполняют назначение, но они еще незрелы.

В этот период от родителей требуется обеспечить должную гигиену. Это поможет быстрее сформироваться физиологическим особенностям.

Что делать, если возникли отклонения

При несоответствии нескольких показателей нормам рекомендуется сообщить о проблеме участковому педиатру. Он осмотрит малютку, назначит консультацию профильных специалистов. По результатам будут проведены коррекционные процедуры.

Осмотр ребенка медицинскими работниками

Кроме контрольного осмотра у участкового педиатра, малышу понадобится осмотр:

  • хирурга;
  • ортопеда;
  • офтальмолога;
  • невролога.

Пренебрегать обследованием не рекомендуется: выявленные в раннем возрасте патологии легче поддаются лечению.

Как способствовать развитию младенца

Неопытным родителям кажется: в 1 месяц ребенок слишком мал для игр. Но для успешного развития рекомендуется знать, как играть с месячным малышом.

Игры в 1 месяц

Для развития слуха и речи следует почаще разговаривать с крохотулей. В ответ на слова мамочки он произносит свое «агу». Для развития цветового зрения следует развесить над кроваткой разноцветные погремушки. Гирлянды рекомендуется менять. Крошку следует часто брать на ручки, гладить, нежничать. Это формирует чувство защищенности.

Занятия в воде

Начиная с 3-4 недель малютку можно начать учить плавать. Такие занятия укрепляют организм. К тому же они пока естественны для крошки: ведь он долго жил в жидкой среде. Все упражнения требуется сопровождать голосом: это способствует развитию слуха и речи.

Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/chto-dolzhen-umet-v-1-mesyats.html

Ссылка на основную публикацию