Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Карманные деньги детям: за и против

Сколько карманных денег давать ребенку? В каждой семье по-разному относятся к вопросу детских денег. И обычно, чем состоятельнее родители, тем большими суммами может похвастаться отпрыск во дворе или школе.

Но все-таки возникает много вопросов по поводу этой проблемы. Например, нельзя заранее рассчитать: как и сколько выдавать средств своему чаду да так, чтобы оно не стало слишком капризным, но и не испытывало стесненность. Давайте попробуем вместе подробно изучить всё, что касается темы карманных денег детям: как и сколько их выдавать.

В чем суть карманных денег

В мире важно уметь обращаться с финансами. И, по мнению психологов и финансистов, этому нужно начинать учиться с малых лет. Именно в этом и заключается суть выделения суммы родителями детям на карманные расходы. Выдавать или нет, решают сами взрослые. Но если уже выделять часть из бюджета, то нужно четко понимать, для чего вы это делаете и на что ребенок потратит их.

Сторонники спонсирования детских расходов считают, что такие дополнительные деньги помогают формировать в крохе самостоятельную ответственную личность, сумеющую в дальнейшем правильно распоряжаться финансами. Собственные деньги научат планировать расходы.

Но есть и обратная сторона медали – противники считают дополнительные поощрения вредными для формирования детского характера.

Они объясняют это тем, что выданные суммы избалуют детей, сделают их корыстными и жадными.

Они считают, что карманные деньги ребенок не в состоянии потратить на то, что ему необходимо, а будет только покупать сладости и потакать прихотям. Вот так доводят на видео правоту противники.

В их доводах действительно есть рациональное зерно. Риск сделать ребенка жадным или вымогателем действительно присутствует, если постоянно поощрять мелким прихотям и покупать то, в чем потребности у него нет.

Избаловать можно и выдавая денежные средства на расходы бессистемно или в большем количестве, чем это необходимо. К этому может привести хаотичная выдача детям крупных сумм.

Ребенок не научится разумно пользоваться финансами если родители не обсуждают его нужды, а ругают за бесконтрольные траты.

Детские карманные деньги в разных странах

Отношение к дополнительным финансам для детей в странах ощутимо разнятся. Самыми экстраординарными оказались родители в Германии. Немцы, конечно же, выдают детишкам сумму, но изымают из нее 20 % в качестве налога. Таким образом, родители воспитывают в детях послушных налогоплательщиков.

А в Турции дают карманные деньги за поцелуи. Это происходит по праздникам: дети приветствуют родных и близких, целуя руку и прикладывая ее ко лбу. Чем старше ребенок – тем крупнее сумма вознаграждения.

А в целом, там очень серьезное отношение к расходам. Детей обучают экономить и зарабатывать.

В большей степени это касается мальчиков: их часто берут отцы на рабочее место, чтобы показать каким трудом достаются деньги в семейный бюджет.

Как ни странно, самыми строгими родителями оказались французы – за серьезные провинности из карманных денег дети выплачивают штрафы. А самыми странными оказались родители американской детворы.

Они с уверенностью полагают, что доплачивая чаду за любое сделанное домашнее дело: за хорошую учебу, прививают им строгую финансовую дисциплину. В США дети берут кредиты на учебу.

А в последнее время в Америке популярны детские финансовые лагеря, где с юного возраста дети постигают особенности финансовой культуры.

В Швеции бюджет детям дает государство. Правда, до 16 лет эту сумму получают родители. По меркам России, шведские дети получают довольно крупную сумму – в месяц по 1 050 крон (это 152 американских доллара!).

К тому же, шведские родители поощряют желание детей накапливать. А делают они это так: если ребенок хочет купить какую-то игру, родители за каждые сэкономленные 100 крон дают еще такую же сумму.

В Швеции уже с 15 лет разрешено заниматься мелким бизнесом и это всячески поддерживается государством.

В России нет четко установленных правил выдачи детям средств. В каждой семье индивидуальный подход. В основном дети получают деньги по мере необходимости, то есть у выделенных средств есть определенное целевое использование (покупка обедов или проезд в общественном транспорте). Размер сумм на расходы зависят от состоятельности каждой отдельно взятой семьи.

Финансовая премудрость

Рано или поздно у каждого родителя возникнет вопрос о финансовом воспитании ребенка. И вообще, нужны ли ему «свои» деньги? Как показывает практика – чем раньше «подковать» малыша в финансовом плане, тем лучше это скажется на всей семье.

Основная проблема не в суммах, а в необходимости обучения планированию своих расходов. А монетки — только инструмент для практики. В финансовом воспитании очень важно уделить должное место теории. Не откладывайте это на «лучшие времена», а попробуйте терпеливо объяснить детям: откуда берутся деньги, для чего они и как их правильно тратить.

Источник: https://myfinpress.ru/articles/lichnye-finansy/karmannye-dengi-detyam-za-i-protiv.html

Давать ли ребенку карманные деньги и сколько. Как научить ребенка разумно обращаться с деньгами

автор Заботливый папа | 28 Май, 2012

Проблема «ребенок и деньги» имеет несколько граней. Карманные деньги являются одной из них. Нужны ли ребенку деньги на карманные расходы? Выдавать их или нет?

Тут можно увидеть абсолютно противоположные мнения.

Вот основные доводы родителей против:

  • неразумно — ребенок еще не может сам расходовать деньги, ему все должны приобретать родители;
  • постоянное акцентирование внимания на деньгах сделает ребенка корыстолюбивым и скупым;
  • если часто давать ребенку деньги — он вырастет требовательным и своенравным;
  • не работает — не знает, сколько усилий вложено в зарабатывание денег;
  • держать ребенку при себе деньги рискованно: могут возникнуть осложнения (хорошо, если ребенку просто позавидуют, но могут же и забрать или вообще побить и т. д.).

Доводы за:

  • для уверенного ощущения себя в этом мире, ведь, что ни говорите, но деньги есть у всех — родителей, братьев и сестер, друзей;
  • ребенку надо с детства учиться правильно тратить деньги и планировать свои расходы; если и возникнут проблемы, то родители всегда могут подсказать, да и потери в случае чего будут небольшие; поймет, что у любых действий есть результат и не будет в дальнейшем понапрасну рисковать;
  • если ребенка лишить денег — он расстроится, начнет завидовать своим друзьям, станет жадным, будет завышать ценность денег и может даже начать воровать и т. д.

Таким образом, родители могут иметь абсолютно противоположные взгляды на этот вопрос, и поэтому каждая семья выбирает свой вариант. Но, может быть, ознакомившись с воспитательным моментом денежного вопроса, родители сделают правильный выбор.

Когда следует начинать давать деньги ребенку на карманные, а затем и более крупные расходы?

Существует две версии: когда ребенок уже умеет считать или же после его зачисления в школу. Правда, эти события довольно часто происходят в одно и то же время.

Поручайте иногда ребенку ходить за покупками в магазин. Приносит ли он сдачу, может ли распределить полученные деньги на необходимые покупки? Если же вы полагаете, что ребенок еще не в состоянии правильно расходовать деньги, то следует объяснить ему причину своего отказа.

Намекните, что он должен сделать, чтобы получить деньги. Конечно, начав выдавать ребенку средства на карманные расходы, вы должны поручить (или усложнить) ему работу по дому.

А в каждый день рождения можно повышать сумму, но ребенку при этом нужно увеличивать количество домашней работы.

Какую сумму давать на карманные расходы?

Тут необходимо здраво смотреть на ваши финансовые возможности. И не надо огорчаться, если сумма, которую вы можете позволить себе дать своему ребенку, меньше, чем у его друзей. Следует настойчиво объяснить, что пока вы можете дать только эту сумму.

Если же ребенок начнет просить больше, то стоит вместе с ним детально рассмотреть, как распределен общий бюджет семьи. Может быть, через некоторое время вам удастся удовлетворить запросы малыша, например, после осуществления крупной покупки.

Назовите точный срок, но помните, то обещанное надо обязательно выполнить.

Возможно, у вашей семьи довольно ограниченный бюджет. Какую максимальную сумму вы можете выделить ребенку? Здесь опять же следует руководствоваться здравым смыслом. Однако, если ваш семейный доход растет, то повышать количество денег на карманные расходы ребенка вовсе не обязательно.

Кажется, в одном вопросе мнения специалистов схожи — давать ребенку деньги необходимо постоянно. Для детей младшего возраста — каждую неделю, а постарше — каждый месяц.

Как следует выдавать?

По мнению американских специалистов, существует 4 способа выдачи денег, хотя хорошим можно назвать только один:

  • по первому требованию ребенка, несмотря на наличие договоренности о регулярности выплат;
  • только в качестве награды за какое-либо достижение или домашнюю работу;
  • регулярно строго оговоренную сумму, без каких-либо ограничений;
  • тоже регулярно, но при условии, что расходовать деньги ребенок будет разумно.

Наверное, каждому понятно, что самый лучший способ — последний.

Что подразумевает условие? Во-первых, обсуждается цель расходов (канцелярские товары, вкусности, отдых), а также вещи, которые ни в коем случае нельзя покупать (спиртные напитки, сигареты и т. д.).

Во-вторых, родители обещают, что деньги будут выдавать даже при плохом поведении ребенка, но выполнять работу по дому необходимо в любом случае.

Стоит ли контролировать личные расходы ребенка?

Наблюдательные родители обычно всегда в курсе, на что их дети тратят свои деньги. Но допрашивать ребенка о его расходах нельзя, тем более подростка. Если вы постоянно проверяете траты ребенка, то значение денег на карманные расходы пропадает.

Ребенок никогда не сможет стать самостоятельным в финансовом вопросе. А уж о радости от таких покупок не может быть и речи.

Контролировать можно только в том случае, если вы точно знаете, что ребенок тратит деньги на запрещенные цели (спиртное, сигареты и т. д.).

Как реагировать на просьбу ребенка выдать ему большую сумму, хотя при этом он отказывается называть причину? Родители начинают представлять себе самое ужасное. Возможно, стоит вспомнить свое детство? Подростки зачастую максималисты и верны друзьям, и для них это может быть очень важно.

По мнению психологов, лучше выдать деньги, а потом узнать цель ребенка, чем не дать и мучиться, что не выручили его. Настораживать родителей должны «незаметные» расходы, когда воочию вы не видите результата (ребенок придумывает какие-то дискотеки, непонятно где скушанную еду и т. д.).

Стоит ли использовать деньги как инструмент поощрения или наказания?

Именно на этот вопрос существуют самые противоречивые ответы.

К примеру, многие считают, что учеба в школе является довольно трудной работой, и почему бы не поддержать ребенка? Другие считают, что если ребенок сделал действительно что-то неординарное или показал лучший результат, то надо дать ему понять, что его усилия не напрасны, а очень даже важны. Однако достижение должно быть очень значительным, например, победа на конкурсе, сдача экзамена по тяжелому предмету и т. д.

Если же говорить о домашних делах, то их выполнение должно быть бескорыстным. Вся семья, включая ребенка, заботится о домашнем хозяйстве. Хотя и в этом случае он может сделать сложную работу.

Например, помочь построить дачу, отремонтировать автомобиль. Тогда денежное поощрение будет очень даже кстати.

Но, выдавая ребенку деньги, следует акцентировать внимание не на факте поощрения, а на его достижении в освоении новой и трудной деятельности.

По поводу наказания следует отметить, что оставлять ребенка без денег на карманные расходы не стоит. Можно, конечно, несколько уменьшить их количество, но только при действительно значительном проступке.

Как научить ребенка разумно тратить деньги?

Если ребенок потерял свои деньги или потратил их на всякую ерунду, то не стоит компенсировать ему эту сумму — он должен осознать серьезность ситуации.

Периодически следует увеличивать сумму, чтобы ребенок мог тратить ее не только на карманные расходы, но и на нужные вещи. Так он со временем начнет планировать свой бюджет.

К примеру, в начале месяца надо запланировать покупку тетрадок, а в конце — проездного билета. Возможно, поначалу ребенок израсходует эти деньги неправильно, и их не хватит на все необходимые предметы.

Тогда вам нужно будет дать ему недостающую сумму, но только «в долг», чтобы ее вычесть в следующий раз из суммы на карманные расходы.

Часто дети, которые получили карманные деньги, быстро их тратят. Тогда лучше поделить сумму на небольшие части и давать их несколько раз в неделю. Со временем эти части можно увеличивать.

Если ваш ребенок хочет самостоятельно сделать большую покупку, помогите ему сделать правильный выбор, подскажите, где он может купить вещь со скидкой.

В странах Европы родители иногда открывают на ребенка отдельный банковский счет. Так он учится различным банковским операциям, к примеру, как пользоваться кредиткой, высчитывать проценты со вклада. Сумму, лежащую на банковском счете, он может тратить на приобретение одежды, товаров для школы, оплату каких-либо кружков и т. д.

Важно учить ребенка и планированию семейного бюджета. К тому же, нужно говорить не только о тратах. В семьях, где ребенок не знает о доходах своих родителей, отсутствует доверие. Необходимо давать возможность ребенку обсуждать семейные расходы, вносить свои предложения касательно планируемых покупок или отдыха.

Если в семье возникают тяжелые времена, то можно ли привлечь личные деньги ребенка в общий бюджет? Можно, это позволит ему почувствовать свою значимость в семье и решении ее проблем. Конечно же, после того, как проблемы исчезнут, деньги следует вернуть ребенку.

Схожие статьи:

Источник: http://www.zpapa.ru/journal/rebenok-i-dengi.html

Карманные деньги ребенка: воспитываем правильное отношение

Вопрос о том, как научить ребенка правильно пользоваться карманными деньгами считается самым сложным. Причем малыш уже к 10 годам, только начинает понимать их значение. К тому же деньги для него являются налетом взрослости, а главное, крутости. Так как дают возможность приобретать все, что ему хочется и чувствовать себя при этом уверенным в компании сверстников.

Читайте также:  Неловкие вопросы детей - как отвечать?

Воспитывайте правильное отношение к деньгам

При этом отличительным признаком всех денег является то, что их всегда мало и часто не хватает.

И когда дошкольник, получив деньги на мороженое, очень этому рад, то ребенку постарше, данной суммы явно очень мало.

Потому что невозможно купить все, что задумано: шоколадку, журнал, ручку либо другие важные для него вещи. Более того, он часто для этого экономит на школьном питании. В итоге деньги тратятся не по назначению.

Следовательно, чтобы избежать подобных трат, родители обязательно должны подсказать своему отпрыску, как правильно пользоваться карманными деньгами. К тому же они не должны забывать, что для ребенка это является самым серьезным общественным опытом, который никогда правильно не сформируется без их поддержки и подсказки.

Главное, взрослым нужно постоянно придерживаться некоторых принципов:

  1. Сразу же подарить кошелек, куда ребенок начнет складывать деньги, которыми он будет сам распоряжаться. А главное, следует научить ценить каждую копейку, которая достается родителям благодаря тяжкому труду. Кстати в случае, если ребенок матерится, можно вычитать из его карманных денег условное количество за бранные слова.
  2. Ежедневно выдавать отпрыску определенную сумму, которая должна быть больше того, сколько стоит булка либо бургер. Необходимо давать столько, чтобы после покупки у него что-то осталось. И в конце недели на сумму, которая у него скопилась, он мог бы себе приобрести то, что ему очень нужно.
  3. Следует заранее договориться с ребенком о том, что если он не станет каждую неделю тратить деньги, то в конце месяца сможет приобрести что-нибудь более существенное. И даже если ему не будет хватать денег, то взрослые помогут, предложив нужную сумму.
  4. Можно, конечно, сразу выдать месячную сумму. Однако желательно, это делать после окончания учебной четверти, семестра либо года, а возможно, после успешного выступления на конкурсе, либо олимпиаде.
  5. По мере того как ребенок взрослеет, родители должны расширять его круг обязанностей и прав. К тому же денежная сумма должна давать ему возможность приобретать все необходимое, иначе, в этом не будет никакой ценности. Но главное, денег не должно быть сильно много, чтобы любимое чадо могло научиться их откладывать. Более того, по мере того как ребенок взрослеет, сумма карманных денег постепенно увеличивается. Либо методично, либо это связывать с определенным моментом.
  6. Никогда нельзя давать деньги авансом, чтобы он не привыкал к тому, что их можно получить заранее, до того, как он их заработал. Можно даже организовать метод вознаграждения. Для этого на видное место прикрепить список необходимых заданий, выполнение которых отмечать с помощью звездочек, а внизу указать вознаграждения, с указанием их цены в звездочках. И чем больше малыш получит звезд, тем оплата будет выше.

Можно немного пофантазировать: одна звезда для легкого задания, три звезды – сложное задание. Да и доход может быть разный:

  • приобрести шоколадку либо мороженое – 1 звезда;
  • пригласить к себе друга с ночевкой – 2 звезды;
  • сходить на аттракционы – 3 звезды;
  • провести весь день с любимыми родителями – 4 звезды.

К тому же подобная система научит малыша планировать и откладывать карманные деньги. И при этом обязательно объяснять, если мало копил, то мало получит, станет копить дольше, следовательно, то получит намного больше. Это к тому же, научит ребенка экономить деньги, что в свою очередь замечательная привычка.

К тому же взрослые обязаны помнить и о том, что если какой-то нюанс такого воспитания не подходит, то обязательно следует попробовать что-то иное. Потому как к каждому ребенку необходим собственный подход.

Причем он не всегда останется маленьким, и родители обязаны помочь ему войти во взрослую жизнь с багажом необходимых знаний. А верное использование карманных денег является одним из главных умений во взрослой жизни. Поэтому нужно научить ребенка правильно обращаться с любыми суммами.

И тогда не будет никаких проблем. А он всегда будет родителям за это очень благодарен.

Источник: http://torise.ru/family/kids/karmannye-dengi-rebenka/

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Содержание

  • Чему учить ребенка, пока он еще мал?
  • Карманные деньги
  • Научились тратить — учимся копить
  • Школьник и деньги
  • Как относиться к рекламе
  • Подросток и финансовая грамотность

Викиум

Любой родитель считает, что ребенка нужно учить обращаться с деньгами, но далеко не каждый знает, как именно это делать правильно. И сложностей тут много. Во-первых, не всегда родитель сам смог получить подобные знания в детстве.

Во-вторых, в обществе развит культ потребления, и денежный вопрос становится слишком значимым, особенно при нестабильной экономике. И, в-третьих, потому что подходов к обучению обращению с деньгами существует великое множество, и все они, с точки зрения их авторов, — самые правильные.

Что же делать родителям? Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Нужно учитывать, что никакие теоретические знания и специально созданные игровые ситуации не принесут пользы, если ребенок не будет видеть правильного отношения к деньгам на конкретных примерах, которые будут постоянно демонстрировать родители в магазине, в банке или при планировании расходов дома.

В возрасте 4-6 лет ребенок еще не в состоянии понять абстрактный смысл денег. Можно учить его каким-то конкретным и простым действиям, связанным с деньгами, например, различать монетки, передать деньги кассиру при совершении покупки.

Полезно объяснить малышу, что родители ходят на работу, получают за свою работу деньги и покупают на них разные вещи.

Полезным навыком будет рассматривание вместе с малышом рекламного буклета магазина — с объяснениями, что, покупая товары, на которые предлагается скидка, можно потратить меньше денег.

Ребенка в 6-8 лет следует учить, что если деньги потрачены, их больше не будет, и просто так им взяться неоткуда. Наглядно это видно в магазине, когда деньги за покупки отдаются кассиру. Менее нагляден урок, если на кассе расплачиваются с помощью карты. Малыш часто воспринимает карту как способ исполнить любое желание.

Еще один обязательный урок для малыша в магазине: разделение трат на обязательные и необязательные. Следует научить ребенка пользоваться заранее составленным списком покупок, правильно выбирать нужные продукты. Чуть позже к этим умениям нужно добавить способность ориентироваться в ценах.

Если ребенок просит купить ему еще одну игрушку или конфету, нужно объяснить, что делать это нецелесообразно: она окажется лишней.

Имеет смысл объяснить ребенку, как именно стоит потратить имеющуюся сумму, чтобы были приобретены все необходимые запланированные вещи.

Западные психологи при этом не рекомендуют употреблять выражения «нам это не по карману, мы не можем этого купить». У ребенка в этом возрасте такая фраза вызовет беспокойство и страх.

К моменту поступления в школу ребенок должен знать, откуда берутся деньги и куда они затем тратятся: деньгами оплачиваются счета, продукты, спортивные секции для него и родителей, поездки и тому подобное.

Родители маленького Ильюши пожаловались, что их сын устраивает истерики в магазине, если ему что-то не купили.

Психолог, к которому они попали на прием, выяснил, что в семье есть бабушка, которая всегда идет на поводу у внука и покупает ему то, что он хочет: с бабушкой пришлось провести беседу.

В семье должны быть единые представления о том, что ребенку можно, а что нельзя. Со временем ребенок перестал капризничать.

Карманные деньги

Когда малыш научится хорошо считать и ориентироваться в достоинствах купюр (а происходит это, как правило, в возрасте 7-9 лет), можно начинать выделять ему карманные деньги.

Конкретная сумма при этом определяется благосостоянием семьи, но, в любом случае, она не должна оказаться слишком значимой для семейного бюджета. Чем младше ребенок, тем чаще должна быть периодичность выдачи карманных денег.

Например, семилетке можно выдавать сумму на неделю, в 10 лет — на две недели, а подростку целесообразно выдавать всю запланированную сумму раз в месяц, чтобы он учился рассчитывать свои средства в течение всего этого периода.

Карманные деньги ребенок должен тратить сам и решать, на что именно, тоже сам. Осуждая малыша за якобы нерациональные траты, мы искажаем сам смысл выдачи карманных денег.

Это не значит, что с ним не стоит обсуждать предстоящие траты: стоит, и советовать, безусловно, нужно, а вот осуждать и запрещать — нет.

Однако если ребенку денег не хватило, и он просит дополнительную сумму, не стоит сразу спешить ему на помощь: ответственность за траты ребенок должен нести сам.

Выдавая ребенку деньги на карманные расходы, имеет смысл придерживаться следующих правил:

  1. Сумма не должна зависеть от того, как ребенок себя вел или учился в школе, если, конечно, вы заранее не договорились о каких-то «премиях».
  2. Ребенок должен чувствовать определенность, поэтому деньги должны выдаваться регулярно.
  3. Теперь больше не стоит покупать ребенку всякие мелочи, пусть он это делает из собственных средств, и таким образом учится рассчитывать свои траты.

Не все родители считают, что ребенку следует давать карманные деньги. Объяснений и причин здесь сразу несколько. Иногда маме или папе кажется, что, имея деньги в кармане, дети будут слишком свободны: могут уехать на другой конец города, гулять по магазинам без конкретной цели, покупать ненужные мелочи.

Родителей, которым такое поведение кажется недопустимым, можно понять, но их дети при этом часто чувствуют себя обделенными, ведь у их приятелей таких проблем нет.

Нередко родители отказом в карманных деньгах пытаются сохранить полный контроль над ребенком и влияние на него: им психологически комфортнее купить все, что он захочет, но только после конкретной просьбы.

Родители 12-летней Ани обратились к психологу после того, что выяснилось: девочка не тратит выдаваемые деньги сама, а дает их в кредит под проценты одноклассницам. В результате этих кредитов одноклассницы возненавидели Аню.

Психологу пришлось разъяснять Ане, что иногда можно помогать друзьям деньгами, но зарабатывать этим в детском возрасте нельзя.

Родители взяли с Ани слово, что в ближайшие полгода она будет отчитываться о том, куда тратит карманные деньги.

Научились тратить — учимся копить

Ребенок уже научился самостоятельно тратить карманные деньги, но постепенно стал понимать, что их постоянно не хватает? Самое время поговорить о накоплении денег.

Рекомендуется такое простое упражнение: выкладывать башенку из монеток одного достоинства и спрашивать малыша, много ли в башенке денег. Сначала ребенок будет отвечать «нет», но потом башенка станет больше, и ответ будет «да». Очень наглядное упражнение, показывающее, что если не тратить все сразу, а копить, можно купить что-то большое и ценное.

Кстати, упражнение можно продолжить, выстраивая башенку до тех пор, пока она не упадет. Ведь копить до бесконечности действительно не имеет смысла, не правда ли? Теперь ребенку можно подарить кошелек или красивую копилочку, чтобы он мог копить деньги.

Школьник и деньги

В западных странах ребенку, которому исполнилось 10 лет, открывают собственный счет в банке и доверяют управлять им самостоятельно. Иногда такая практика может оказаться полезной и в нашей стране. Но, в любом случае, посещение школьником банка, разумеется, вместе с родителями, будет полезно в плане его общего развития.

Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть информация о способах обращения с деньгами. Младшему школьнику вполне доступны знания об ипотеке, зарплатных картах, банковских депозитах и кредитах. Полезно показывать школьнику свои записи о доходах и расходах.

Для этого можно нарисовать денежные поступления и траты на бумаге или воспользоваться специальными компьютерными программами.

Одно из наиболее важных умений, которое научит ребенка обращаться с деньгами, и которое обязательно следует объяснить школьнику — это формировать финансовые цели. Ребенок должен уметь четко сформулировать, что именно хочет приобрести, а затем посчитать, сколько на это потребуется денег и в какой срок возможно на эту цель их накопить.

Школьника следует научить заполнять квитанции, следить за балансом. Удобно использовать для обучения электронный кошелек. Заинтересовать ребенка накоплением можно рассказом о процентных ставках и накопительных счетах.

Обучая школьника обращению с деньгами, нужно не забывать, что человек, у которого недостаточно такого опыта, с трудом сможет определить соотношение цены покупки и ее качества, поэтому его приобретения часто будут оказываться невыгодными.

Родители 14-летнего Коли рассказали психологу историю о том, как мальчик не оправдал их доверие. Они просили его ходить в Сбербанк и платить за коммунальные платежи.

Вместо этого Коля брал деньги себе, а родителям говорил, что квитанцию оплатил. Через несколько месяцев выяснилось, что Коля обманывал родителей и накопился большой долг.

С Колей пришлось провести беседу: как копить деньги, никого не обманывая.

Как относиться к рекламе

Особый и очень важный вопрос, напрямую касающийся финансовой грамотности — отношение детей к рекламе, которая требует покупать все больше и больше.

Защитить детей от потока рекламы мы не можем, но можем научить относиться к ней с некоей дозой скептицизма. Можно периодически обсуждать с ребенком те хитрости и недомолвки, которые используют авторы рекламы.

Может быть, в ней не упомянуты отрицательные качества товара? Может быть, цена, которую хотят за этот товар, не слишком разумна? А может быть, существуют товары с лучшими качествами и по более приемлемой цене? Полезно объяснять ребенку, что реклама для того и создается, чтобы человек при ее просмотре захотел купить рекламируемую вещь, и чтобы ему показалось, что как раз без нее-то ему не обойтись.

Подросток и финансовая грамотность

В среднем и старшем школьном возрасте ребенок должен хорошо представлять себе, что такое налоги и необходимость их выплаты.

Кроме того, он должен иметь представление об осторожности при хранении финансовой информации, например пин-кодах, паспортных данных.

Подростку стоит объяснить, что не следует выбрасывать финансовые документы в мусорные корзины: они могут привлечь внимание не слишком добропорядочных людей.

Читайте также:  Какие витамины нужны ребенку?

Не стоит спорить, что можно сэкономить немалую сумму, если приучить себя не совершать импульсивных покупок. Прежде чем купить что-то, следует ответить себе на несколько простых вопросов:

  • на самом ли деле мне нужна эта вещь?
  • может быть, я смогу ее купить дешевле?
  • достаточно ли у меня денег, чтобы покупка не пробила брешь в бюджете?
  • а, может быть, на эти деньги можно купить что-то другое?

Если честно отвечать на них, от многих покупок удается безболезненно отказаться.

Эффективная техника — отложенная покупка. Что это значит? Если у подростка есть нужная сумма на приобретение понравившейся вещи, порекомендуйте ему повременить с покупкой. Если желание не попадет через 1-2 дня, значит, вещь действительно стоит того, чтобы ее купили.

Еще одно совсем маленькое дополнение. Деньги — вещь очень важная, делающая жизнь намного комфортнее. Когда человек зарабатывает много, это намного лучше, чем небольшая зарплата. Все так, и все же, деньги — это только часть жизни, а не самое главное в ней: это ребенку придется как-то объяснить.

Источник: https://constructorus.ru/finansy/kak-nauchit-rebenka-obrashhatsya-s-dengami.html

Как научить детей правильно обращаться с деньгами

Думаю, вы со мной согласитесь, что каждый родитель хочет вырастить ребёнка щедрым, но не расточительным, экономным, но не жадным.

Правильное отношение к финансам не сложится само – фундамент денежной грамоты закладываются именно в детстве.

Современные дети часто говорят о деньгах. Но не потому, что они на них зациклены, а потому что часто слышат подобные разговоры от взрослых: зарплата, кредит, ипотека, премия, финансирование. И поэтому от родителей зависит, как их ребёнок будет относиться к заработанным деньгам.

Карманные деньги нужны ребёнку не для «баловства». Они являются инструментом обучения, при помощи которого ребёнок может осваивать те умения и навыки, которые потребуются ему в самостоятельной взрослой жизни.

Дайте ребёнку деньги, чтобы он понял, что они его. При этом ребёнка надо научить пользоваться капиталом разумно и с умом.

Кто может научить? Только тот, кто сам разумно и с умом распоряжается своими деньгами. Поэтому очень важно, чтобы родители повышали свою финансовую грамотность.

Давайте рассмотрим несколько правил, которые помогут нашему ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Универсальных правил нет, но есть несколько действенных.

Правило 1: Деньги ценны не сами по себе. Деньги не цель, а средство

Объясняйте ребёнку, для чего нужны деньги: покупать еду, одежду, лекарства и другие необходимые вещи.

Деньги не являются целью, деньги являются средством для достижения цели, для решения конкретных задач, для исполнения желаний. Ребёнок должен понимать, что деньги — лишь промежуточная ступенька, и вы должны показать ему это на собственном примере.

Правило 2: Деньги любят счёт

Заведите тетрадь для учёта карманных денег.

Как пример: разделите тетрадь на 2 части. В одной части ребёнок зелёным цветом будет вносить доходы, а красным — расходы. Ведение такого финансового дневника станет его привычкой, тогда он сможет легче проконтролировать приход и уход карманных денег. Можете скачать ему приложение для смартфона – так даже удобнее.

Ребёнку необходимо объяснить, что нужно всегда понимать, какой суммой ты располагаешь, планировать, сколько можешь потратить на ту или иную покупку, как рассчитать дневной бюджет и т.д. Ведение такого учёта позволит ребёнку сохранить деньги от ненужных трат.

Семейный бюджет планируйте вместе с ребёнком. Покажите, как можно экономить, всего лишь выключая за собой свет или отключая воду, когда чистишь зубы. Можно заинтересовать ребёнка, объявив, что сэкономленные на коммунальных услугах средства в следующем месяце могут пойти в его личный бюджет. Попутно отметьте, что экономия не должна быть бездумной и приносить вред себе или окружающим.

Правило 3: Бережливость

Это то, что сохранит деньги от потерь. Всё начинается с мелочи, «копейка рубль бережёт».

Нужно формировать бережное отношение к деньгам: не бросать мелочь на тумбочку в коридоре, а убирать её в кошелёк или в копилку, не распихивать купюры по карманам. Объясните, как вы экономите, сравнивая цены в разных магазинах. Попросите ребёнка найти наиболее выгодные, на его взгляд, предложения.

Когда ребёнок подрастет, можно познакомить его со специальными программами, которые помогут контролировать расходы и доходы, чтобы ребёнок мог наглядно видеть, на что и сколько денег он тратит в месяц.

Эта информация обычно бывает не только интересной, но и полезной.

Например, если ребёнок копит на новую игрушку, и увидит, что он много тратит на лишние шоколадки в школьной столовой, он сможет сделать выводы и с вашей помощью оптимизировать расходы на следующий месяц.

Правило 4: По доходу и расход

Привлекайте ребёнка к планированию семейного бюджета. Пускай ваш ребёнок видит, что надо платить за коммунальные услуги, нужны деньги на продукты и одежду. Сколько денег остаётся на удовольствия и развлечения. Пусть он подумает о том, какие его желания для него важны сегодня, а какие можно отложить.

Помогите ему спланировать его расходы, обсудите с ребёнком, как он может распределить свои карманные деньги.

Например, на подаренную бабушкой тысячу можно купить игрушку, а можно потратить её на шоколадки. Пусть ребёнок сам выбирает, на что потратить их: на сувениры, развлечения, а может быть подарки для кого-то.

Расскажите, как тратите деньги вы, и что взрослым тоже приходится выбирать. Объясните, что, если отказаться от ненужных мелочей, можно накопить денег на что-то полезное.

Правило 4: Определите желания и цели

Научите ребенка устанавливать контроль за собственными желаниями и побуждениями. Научите его разбираться в своих желаниях, делать выбор самостоятельно.

Ребёнок постепенно научится осознавать свои желания и понимать, какие из них важны для него, а какие являются просто каким-то капризом. В дальнейшем ребёнок научится уже чётко формулировать свои цели.

А это очень важный навык – ставить перед собой цели.

И как следствие – это сохранит личные, карманные деньги от потерь и ненужных трат.

Правило 5: Деньги – это ответственность

Ответственное отношение к деньгам также позволит ребёнку не потерять свои карманные деньги.

Ребёнок должен знать о работе взрослых. О том, что за работу они получают деньги, что деньги не берутся из ниоткуда. А пройдёт ещё немного времени, и ребёнок начнёт задумываться о том, каким образом сам будет зарабатывать деньги, когда подрастёт.

Дайте ребёнку почувствовать ответственность за свои карманные деньги, ведь они не являются зарплатой, не являются способом наказания и поощрения.

Правило 6: Заведите копилку

Купите малышу копилку и объясните, что собирать деньги можно не только на новую игрушку, о которой он давно мечтает, но и на подарок бабушке ко дню рождения.

Ребёнку необходимо мягко передать идею накопления — например, подарить на день рождения не игрушку, а небольшую денежную сумму. А если так сделали не только вы, родители, но и родственники или друзья, тогда у малыша появляется выбор: сложить все подаренные деньги вместе и купить себе что-то ценное. Или потратить порознь на что-то более обыденное.

Используйте накопления как стимул. То, что ребёнок накопил, нужно тратить только на то, что он хочет сам.
Такой навык сбережения сохранит карманные деньги.

Правило 7: Выдаём карманные деньги на неделю на конкретных условиях

Например: все деньги, которые ребёнок сэкономил до конца недели, будут удваиваться. Таким образом, у ребёнка будет выбор – потратить на мелочи или накопить и приумножить свои средства. При этом, если ребёнок не может экономить, мы не ругаем его, а объясняем, что исполнение его желания отодвигается на неопределенный срок. И ребёнок сам решает, как ему поступать.

Каждый раз, прежде чем выдать деньги, обсуждайте с ребёнком, чему он научился и собирается ли в этот раз потратить деньги как-нибудь по-другому. Именно разумный подход к деньгам позволит избежать их потери.

Правило 8: Поход в магазин со списком покупок

Когда отправляетесь с ребёнком за покупками, ставьте его перед выбором: игрушка или сладости, новая куртка или велосипед? Желательно рассказать ему, из чего состоит ваш семейный бюджет, и привлекать его к обсуждениям по сокращению расходов и увеличению доходов. Таким образом, ребёнок узнает, почему ему не купили новый телефон, а также научится правильно расходовать свои деньги и строить свой собственный бюджетный план.

Правило 9: Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам)

Деньги — это не только возможность покупать нужные вещи, а ещё некоторая опасность. Ребёнок должен чётко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Банальная опасность просто потерять деньги всегда имеет место. Поэтому при себе нужно иметь только необходимую сумму.

Правило 10: Подавайте хороший личный пример

Маленькие умы учатся подражая. Дети всегда будут копировать ваше поведение, является ли оно хорошим или плохим. Если они видят, что вы относитесь к деньгам небрежно и легко тратите их направо и налево, очевидно, что они будут поступать таким же образом.

Вам будет очень трудно научить ребёнка самостоятельно распоряжаться деньгами, если вы сами будете давать деньги просто так. Ребёнок не будет их ценить.

Найдите литературу о финансовом планировании, желательно для подростков, и читайте её вместе. Так вы и сами подтяните свой уровень финансовой грамотности, и научите ребёнка обращаться с деньгами, поясняя неизвестные термины.

Подробнее тему карманных денег раскрывают и известные писатели. Из относительно современной литературы можно прочитать книгу Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Из классики — «Самый богатый человек в Вавилоне» – ей уже почти 90 лет, но советы Джорджа Клэйсона актуальны по сей день.

Источник: http://YarMalysh.ru/stati/sovety/kak-nauchit-detej-pravilno-obrashhatsya-s-dengami

Как научить ребенка правильно распоряжаться деньгами?

На прошлой неделе мы рассказывали о том, что важно принимать во внимание при планировании семейного бюджета.

Помимо того что супругам стоит задуматься, как делить их доходы и расходы, на их плечи ложится еще одна непростая задача. Современные родители должны показать пример рационального отношения к деньгам.

Хочется, чтобы дети не только знали, что папина машина стоит кучу денег, но и понимали, что деньги зарабатываются тяжелым трудом и они не растут на деревьях.

Вот только не стоит забывать: к вопросу о деньгах надо подходить на доступном для детей языке.

Не стоит надеяться на то, что ребенок будет обладать «денежным чутьем» с рождения. Дети учатся и приобретают опыт, исходя из увиденного и услышанного. Именно поэтому на родителей ложится такая непростая задача — воспитать в детях разумный подход к деньгам. Поэтому семейные советы — лучший способ объяснить детям, что такое деньги.

Как правильно принимать мудрые решения и делать правильный выбор, как использовать средства, чтобы получить то, что нужно, и как сберечь необходимую сумму на повседневные нужды и на «черный день»?

Посвящая детей в таинства управления финансами, не забывайте о том, что дети разные. Они отличаются темпераментом, уровнем развития, способностью к обучению, уровнем восприятия, любознательностью. Следовательно, будут отличаться как их отношение к деньгам, так и способности управлять деньгами.

Финансовая колыбельная

Найдите время, когда семья собирается вместе, чтобы обсудить успехи и неудачи, поделиться планами. Именно тогда стоит завести разговор о семейном бюджете. О том, какие нужды первостепенны, к чему следует отнестись с должным вниманием, а с чем можно подождать.

Стоит ли покупать сыну роликовые коньки сейчас? Может, есть нечто более важное, не терпящее отлагательств? В таком случае роликовые коньки можно будет купить в следующем месяце. Обсуждать следует как траты, так и поступления в бюджет. Пусть дети поучаствуют в планировании семейного бюджета на равных.

Позвольте им почувствовать себя равноправными партнерами. Плюсы таких семейных советов очевидны.

«А Тимуру родители купили приставку…», — что-то подобное часто слышат родители. Как объяснить ребенку финансовое положение вашей семьи?

Ребенок сможет понять, что расходы вашей семьи зависят в первую очередь от семейных доходов, ситуации и личных нужд и в вопросах планирования семейного бюджета вы ни в коем случае не ориентируетесь на чужих дядей и тетей.

Семейные советы должны проходить открыто. Дети должны иметь возможность высказать свою точку зрения и быть уверены, что к их заявлениям прислушаются. Быть может, есть смысл в этом месяце выделить дочке на 100 сомов больше? Девочка сходит с подругами на концерт. Зато в следующем месяце вы перераспределите карманные деньги.

Может быть, сын, накопивший большую часть суммы, которую он планировал потратить на роликовые коньки, может попросить недостающие деньги у родителей? Тогда покупка очередной игрушки будет не просто прихотью. Ваш ребенок сможет понять, почему в данный момент его желание невыполнимо. Может быть, желаемое он сможет получить позже.

Лучше будет, если такие советы будут проходить весело, в свободной атмосфере. Все-таки вы обсуждаете денежные вопросы с детьми, а не с финансистом или банкиром.

Поэтому не следует взваливать на детей ответственность за решения, принимать которые в конечном счете будете вы. Достаточно ввести их в курс дела, не углубляясь в детали и не усугубляя проблему. Делайте это в шутливой форме, не напрягая…

И помните: нет двух похожих семей. Каждая решает денежный вопрос по-своему. Поэтому каких-либо общих правил нет и быть не может.

Конечно, родители должны сами хорошо разбираться в денежных вопросах и умело вести семейный бюджет. Пример, который покажете вы, как специалисты по планированию семейного бюджета, во многом определит отношение к деньгам ваших взрослеющих детей.

На семейном совете можно воспользоваться случаем и объяснить детям, почему предпочтительнее копить деньги с определенной целью. Вы вполне можете объяснить детям, что несрочную покупку можно отложить. Зато удовлетворение, когда вещь окажется в руках, будет несоизмеримо выше, чем в случае сиюминутного удовлетворения потребности.

Читайте также:  Ребенок в первый месяц своей жизни - важные особенности развития и правильный уход

В качестве примера можно обсудить вещи, которые семья хотела бы приобрести или сделать в ближайшем будущем. Это может быть все, что угодно, — от нового компьютера до похода в кафе или поездки на курорт. Затем можно обсудить и способы достижения желаемого.

Например, купить новый телевизор можно, если уменьшить текущие расходы (отказаться от походов в кафе) или увеличить доходы (найти дополнительную работу).

Как работают карманные деньги?

Очевидно, что у ребенка должны быть деньги на карманные расходы. Но главное — к вопросу о карманных деньгах следует подходить не менее рационально, чем к вопросу о планировании семейного бюджета. Именно карманным деньгам отводится главная роль в финансовом воспитании ребенка.

Карманные деньги – это всегда определенная сумма, которая выплачивается регулярно. Она не зависит от требований родителей или обязанностей ребенка. Сумму карманных денег проще всего определить, обсудив с ребенком его потребности.

Сумма должна быть достаточной, чтобы ребенку не приходилось просить у вас дополнительную сумму или брать деньги в долг у сверстников. Деньги не должны быть связаны с дисциплинарными взысканиями. Некоторые родители используют деньги как поощрение за хорошие оценки, за своевременное и качественное исполнение домашних обязанностей.

Некоторые, но только не вы. Не стоит внушать чадам, что все продается и покупается. Ведь это далеко не так.

Родители должны хвалить ребенка всякий раз, когда он рационально распоряжается карманными деньгами. Ребенок должен знать, что он делает хорошо, а что мог бы сделать лучше.

Не стоит пересматривать размер суммы на карманные расходы, если ребенок допустил ошибку и денег на что-то не хватает. Пусть лучше он учится на своих ошибках, пока речь идет о пакетике чипсов, жвачке, походе в кино или парк.

А не о невыплаченном кредите, неоплаченном долге и т. д.

На детей ни в коем случае нельзя давить. Вы можете дать совет, но приказывать не должны. Строгий контроль рано или поздно приведет к тому, что дети станут относиться к деньгам слишком серьезно, потеряют уверенность в себе, станут скрытничать и врать.

Не стоит постоянно напоминать детям о допущенных ошибках. А вот ознакомить детей с финансовым положением семьи нужно обязательно.

Копилка желаний

Учите детей копить, а не тратить. Объясните детям, что деньги могут зарабатывать деньги. Можете даже назначить символический процент за те деньги, которые дети не истратили и продолжают копить. Помогите детям вести счет деньгам. Например, вы можете копить чеки от покупок (для этих целей подойдет обыкновенный конверт), чтобы дети видели, как и куда уходят накопленные ими деньги.

Научить ребенка правильному отношению к деньгам — это ваша обязанность. От того, насколько успешно вы с нею справитесь, зависит ваше будущее, будущее ваших детей, внуков и даже правнуков. Так что вам, как говорится, и карты в руки.

Помните, что родители, которые откладывают решение этой проблемы на потом, могут расплачиваться (как материально, так и морально) за ошибки своих детей всю оставшуюся жизнь.

На следующей неделе мы расскажем о том, как можно накопить на квартиру.

Источник: https://www.vb.kg/doc/209384_kak_naychit_rebenka_pravilno_rasporiajatsia_dengami_.html

Как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Неумение распоряжаться деньгами в зрелом возрасте порой приводит к печальным последствиям. Люди не могут приобрести автомобиль и жилье или того хуже – постоянно находятся в кредитной кабале. Чтобы ребенок, повзрослев, не столкнулся с такими проблемами, нужно с детства приучать его распоряжаться финансами. Делается это постепенно, в качестве примера приведем следующую схему.

6-10 лет

В младшем школьном возрасте дети уже умеют считать, им можно давать деньги в школу на всякие вкусности. Для этого нужно купить ребенку кошелек и выдавать ежедневно небольшую сумму, достаточную, чтобы купить, к примеру, сок с булочкой.

В этот период школьник начинает ориентироваться в покупательной способности денег, начинает понимать, что 50 рублей хватит на что-нибудь сладенькое, но будет недостаточно для покупки куклы или машинки.

В столь нежном возрасте дети уже в состоянии научиться копить деньги, однако планировать расходы на длительный период они пока не могут.

11-13 лет

Со временем деньги начинают играть в жизни детей более заметную роль. Появляются новые потребности, на смену примитивным игрушкам приходят различные продвинутые электронные устройства. Соответственно периодически возникает желание уговорить родителей на достаточно дорогую покупку.

В это время можно начинать приучать ребенка потихоньку зарабатывать: давать ему какие-нибудь несложные домашние задания и, в случае успешного выполнения работы, выдавать определенную сумму в копилку. Чтобы школьник при этом не отучился бесплатно помогать родителям, не стоит полностью переводить домашнюю работу на финансовые рельсы. Во всем нужна мера.

Дети в этом возрасте хорошо усваивают правильную последовательность действий:

1. Зарабатывание денег.
2. Получение суммы, соответствующей вложенному труду.
3. Осуществление желания (покупка игрушки, гаджета и проч.).

14-16 лет

В этом возрасте подростка уже можно постепенно вовлекать в домашнюю экономику. Путь имеет представление о доходах и расходах семьи, принимает участие хотя бы в части заполнения квитанций на оплату коммунальных услуг.

Возможно, подросток захочет где-то подрабатывать в период летних каникул. Не надо запрещать ему, лучше помочь подобрать наиболее подходящий вариант.

Заработанные деньги пусть тратит на себя, но будет здорово, если что-то купит и для семьи или сводит куда-нибудь развлечься родителей.

Прививая правильное отношение к деньгам, стоит придерживаться сбалансированного подхода. Бережливость конечно важна, но чрезмерное внимание к финансовым вопросам может превратить ребенка в скрягу.

Также нужно помнить, что самый эффективный метод обучения – личный пример. Родители должны сами грамотно распоряжаться деньгами, объяснять подрастающему поколению на основании каких приоритетов расходуются средства.

Тогда и у детей не будет проблем с финансами.

Спасибо за внимание !

Источник: https://freevest.net/finansovaya-gramotnost/kak-nauchit-rebenka-pravilno-otnositsya-k-dengam.html

Когда и как выдавать карманные деньги для ребенка

«Купи вторую машинку», «Это же дешево!», «Я десять рублей потерял, дашь еще?» Наши дети так легко относятся к финансам, что только диву даешься и не понимаешь, радоваться этому или огорчаться… К счастью, правильное отношение к «материальному» хорошо поддается тренировке. И лучшим тренажером для этого станут карманные деньги.

Мы сами не всегда можем похвастаться вдумчивым отношением к финансовым вопросам, что уж говорить о детях. В возрасте примерно с 3 до 7 лет дети лишь отчасти понимают, что такое деньги и зачем они нужны. Для них все просто: им или купили то, что хочется, или не купили.

Первое знакомство с миром финансов

Чтобы обезопасить себя от притязаний маленького шопоголика, запросы которого растут не по дням, а по часам, как можно раньше начинайте объяснять малышу, что деньги не возникают из ниоткуда.

  • Расскажите, что такое зарплата, и почему в магазине нужно платить за продукты и игрушки.
  • Объясните, что значит «дешево» и «дорого», и какими последствиями для вашей семьи может обернуться та или иная покупка.
  • Заинтересовать ребенка деньгами можно, если с малолетства просить его помогать расплачиваться в супермаркете или набирать пин-код при снятии денег в банкомате.
  • Стройте вместе пирамидки из монеток разного достоинства, а в процессе игры объясняйте ребенку, что это за деньги и зачем они нужны.
  • Купите копилку и начните выдавать ребенку определенную сумму на карманные расходы.

Первая «зарплата»? А надо ли?

Почти во всех европейских странах выдача карманных денег детям – стандартная практика.

В некоторых она даже регламентирована законом (например, в Германии Министерство по делам несовершеннолетних ежегодно дает родителям рекомендации, в каком возрасте какую сумму должен получать ребенок на руки).

В России этот процесс до сих пор носит стихийный характер: одни родители дают детям деньги от случая к случаю, другие – за особые успехи, третьи – вообще не дают, пока их об этом не попросят.

«Зачем?» – первый вопрос, возникающий у родителей по поводу детских карманных денег. Отвечаем!

  1. Во-первых, собственные деньги для ребенка – это самостоятельность и уверенность в себе.
    Когда у него появляются карманные деньги, он чувствует себя взрослым. Проще говоря, ребенок перестает клянчить у родителей деньги «на шоколадку», «на жвачку», «на журнал», а начинает сам ими распоряжаться и думать, что купить и когда.
  2. Во-вторых, выдача карманных денег формирует реальный навык правильного обращения с ними. 
    Когда сумма ограничена, это вынуждает ребенка сравнивать разные варианты ее траты и выбирать самый предпочтительный. Так оттачивается умение расставлять приоритеты. 
  3. А еще карманные деньги учат ребенка считать, планировать и экономить.

Совет от Parents.ru

Тренировать у ребенка навыки управления финансами можно с помощью настольных игр: «Монополия для детей» (Hasbro), «Финансовая академия» («Звезда»), «Большой бизнес» («Лапландия»), «Веселый

Тариф «детский»

Итак, вы пришли к мысли, что деньги «в кармане» вашего ребенка всё-таки должны быть. В каком количестве? Это зависит от нескольких объективных факторов.

1) Возраст. Считается, что в 6–7 лет дети уже начинают понимать значение денег, поэтому выдавать карманные деньги психологи советуют, когда ребенок пошел в школу или немного загодя. Конечно, можно начинать и раньше. Только учтите, что запросы и потребности детей растут вместе с ними, поэтому сумму нужно будет своевременно индексировать.

2) Семейный бюджет. Даже если он четко распланирован и «свободных» денег немного, постарайтесь все-таки выделить ребенку символическую сумму – это будет лучше, чем ничего.

3) Средняя сумма, выделяемая на карманные расходы в окружении ребенка. Дети, особенно школьники, не любят сильно отличаться друг от друга, но при этом обожают хвастаться и саморекламироваться. Большое количество денег, выдаваемое родителями, может стать поводом для зависти, а слишком маленькое – для насмешек.

4) То, на что он будет тратить карманные деньги. Подумайте и решите, будут ли входить в карманные расходы, например, оплата мобильной связи, покупка дополнительных школьных обедов, ручек и тетрадок, подарков друзьям и родственникам, или вы будете компенсировать ребенку эти траты сверху. 

Финансы поют…

Как правильно выдавать карманные деньги? Придерживайтесь правила: чем меньше возраст ребенка, тем чаще он должен получать «зарплату». До 6–7 лет лучше выдавать ее раз в неделю, но не раз в месяц, ведь дети по-другому воспринимают время.

Если для нас рабочая неделя пролетает быстро, то для шестилетки она кажется целой вечностью.

Если вы осчастливите его полной суммой месячного содержания, скорее всего, от нее ничего не останется в первые же дни, после чего ребенок вновь появится перед вами с протянутой рукой.

Младшим школьникам можно выдавать карманные деньги раз в месяц – это поможет осознать такие понятия, как «бюджет» и «планирование».

Переходя на выдачу карманных денег раз в месяц, объясните ребенку, что раньше срока он больше ничего не получит, и предложите спланировать расходы в специально отведенной для этого тетрадке.

Правила, которых нужно придерживаться, выдавая ребенку карманные деньги

  • Объясните, что такое карманные деньги, зачем и когда вы будете их ему выдавать. Определитесь с точной суммой, прикинув возможные ежедневные/еженедельные детские траты.
  • Не задерживайте выплату карманных денег и не выдавайте их от случая к случаю: получение ребенком денег не должно зависеть от вашей памяти, настроения, полученных им оценок или плохого поведения.
  • Напоминайте, что деньги – это не только приятные возможности, но и ответственность. Купюры или монеты, неаккуратно рассованные по карманам, могут отнять или украсть, а потерять их можно даже дома!
  • Поощряйте ребенка не тратить деньги просто так, а копить на более серьезную покупку.

Совет от Parents.ru

Стимулировать детскую бережливость можно, платя символические проценты (например, добавляя «сверху» 10 или 20 рублей за каждую накопленную сотню).

  • Не делайте поблажек. Сорвались и накричали на малыша, а потом об этом пожалели? Ваша вина не должна искупаться денежным эквивалентом! 

Интересное наблюдение сделали психологи: оказывается, матери легче идут на финансовые уступки, нежели отцы.

  • Рекомендуйте, а не контролируйте. Мягко направляйте или советуйте, тактично высказывайте свое мнение, но воздержитесь от категоричности, пытаясь убедить его не тратить деньги на ерунду. Принятие окончательного решения должно оставаться за ним самим! Скорее всего, в начале средства будут расходоваться нерационально. Смиритесь с этим. После того как эйфория от легких денег схлынет и первые несколько «зарплат» будут потрачены впустую, ребенок охотнее прислушается к вашим советам.  

Штрафные санкции

Обладание карманной суммой, пусть даже небольшой, очень важно для детей. Осознавая это, родители не удерживаются от того, чтобы не сделать деньги средством наказания за какую-нибудь провинность, плохое поведение или капризы.

Увы, стратегия урезания или полного лишения карманных денег опасна, потому что она лишает ребенка чувства уверенности и безопасности. Кроме того, это сильно подрывает доверие ребенка к родителям.

Запомните: деньги не должны являться средством ни поощрения, ни наказания! Но если вы знаете себя и не исключаете вероятность «штрафов», предупредите ребенка об этом заранее, четко проговорив, в каких случаях он может лишиться части карманных денег.

Без полного лишения карманных денег лучше обойтись: вы можете сильно обидеть ребенка, а в худшем случае спровоцировать на то, что он возьмет нужную ему сумму втихаря из вашего кошелька.

Товарно-денежные отношения с ребенком

Карманные деньги – вовсе не плата за то, что ребенок делает в повседневной жизни! Выдача денег (пусть даже чисто символической суммы в пять или десять рублей) «за помощь по хозяйству» или «за посещение детского сада» отучает ребенка от ответственности за свои прямые обязанности.

Убирать кровать, мыть за собой посуду, помогать на кухне он должен не потому, что вы ему за это платите, а потому что является членом семьи.

Но вы можете разработать свою собственную систему финансовых поощрений – например, за успехи в учебе, как это делают многие родители в западных странах.

Источник: http://www.parents.ru/article/kogda-i-kak-vydavat-karmannye-dengi-dlya-rebenka/

Ссылка на основную публикацию