Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык.

Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-detej-1-2-let

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

2015-11-05

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит).

Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать.

Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи.

Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша.

Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу.

Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка.

Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору.

Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные.

Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!

Как мы дверь закроем? Хлоп!

Кошка к нам с крылечка: Прыг!

Воробьишки: Чик-чирик!

Кошка рада птичкам: Мурр!

Воробьи взлетели: Фурр!

Дальше ножками: Топ-топ!

И теперь калиткой: хлоп!

Как трава шумит? Ш-ш-ш!

Кто в траве шныряет? Мышь!

На цветке пчела: Жу-жу!

Ветер листьями: Шу-шу!

Речка струйками: Трень-брень!

Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у

Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з

Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф

Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь

Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с

Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх

Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль

И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж, ж-ж-ж

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов.

В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет).

Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно.

Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.).

Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий).

Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

Источник: https://jili-blog.ru/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-u-detej-1-2-let.html

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание

Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым.

Читайте также:  Как выбрать коляску для новорожденного? на что нужно обратить внимание при выборе детской коляски

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику.

 Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»).

Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля».

Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.

Поиграем с игрушкой

Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д.

Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы.

Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».

Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.

Мохнатый щенок

Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.

Едем на паровозе

Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку.

«Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.

Изучаем животных

Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.

Разговор по телефону

Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.

Накорми зверушек

Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу.

Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех.

Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.

Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться.

Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься.

Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.

Игра с прищепками

Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.

Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).

Мамины помощники

Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.

Что любит кушать?

Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки.

Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д.

Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.

Теремок

Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи».

Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь.

Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.

Прячем части тела

Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка».

«А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра.

Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела

Покорми птичку

Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку.

Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона.

Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.

Успехов Вам!

Источник: https://KinderBoo.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi-rebenka/

Игры для развития речи ребенка в 1, 2, 3 года, развивающая методика Мерсибо

В возрасте 2-3 лет происходит активное развитие речевой моторики у малышей, хотя, конечно, не у всех. И в этом случае на помощь крохе должна прийти любящая мама, у которой должны быть на вооружении различные развивающие игры для детей, направленные на ускорение этого процесса.

Чтобы малышу было весело играть, нужно создать вокруг него непринужденную атмосферу и сделать занятия максимально интересными. Главное – привлечь его внимание, а потом процесс обучения пойдет намного проще и быстрее.

Эффективные игры для развития речи

Начинать проводить развивающие игры необходимо после того, как кроха достиг годовалого возраста. В это время все новое познается крохой намного быстрее, поэтому упускать такой шанс нельзя. Следующие игры отлично помогают овладеть первыми, самыми тяжелыми, речевыми навыками. Подробнее про развитие речи у детей →

«Кто дольше?»

Суть игры довольно проста. Мама называет любую гласную или согласную букву. Задание крохи – переиграть маму, протянув подольше названный звук.

Играть в «Кто дольше?» можно всей семьей – этим вы только заинтересуете своего ребенка. Заниматься разрешается хоть каждый день, но лучше чередовать забаву с другой, чтобы она не наскучила малышу. Данное упражнение развивает не только речь, но и дыхательную систему ребенка.

«Повторяшки»

Очень веселая и интересная игра, формирующая навыки правильного произношения, и тренирующая артикуляционный аппарат крохи. Она предполагает чтение мамой небольших предложений, а задачей малыша является повтор последнего слога каждой строчки. Например:

«Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Такие рифмовки может придумывать каждый день – так крохе будет намного интереснее играть. Такой творческий подход ускорит процесс развития речи малыша. Играть в «Повторяшки» нужно с детьми в 1-2 года.

«Проводи зайку»

Такая игра улучшает не только речевую моторику крохи, но также учит его ориентироваться в пространстве. Для проведения такого мероприятия вам понадобится любимая игрушка вашего малыша (в данном случае – плюшевый зайчик).

Задача мамы: возьмите игрушку в руки и скажите ее голосом своему ребенку, что она хочет познакомиться с домом. Попросите малыша взять зайчика в руки и показать ему все самое интересное в доме. Но не только показать – кроха должен попытаться рассказать своему плюшевому другу обо всем, что его может заинтересовать.

После осмотра детской и гостиной, пройдите с ребенком на кухню, где все тем же «игрушечным» голосом спрашивайте у него название различных кухонных принадлежностей и предметов, которые там находятся. Обязательно интересуйтесь тем, для чего они необходимы.

Не засыпайте малыша всеми вопросами сразу – лучше играйте с ним в эту забаву каждый день, постепенно «разговаривая» его. Если вы станете спрашивать у него обо всем сразу, он запутается, и даже потеряет интерес к игре.

Игра «Проводи зайку» предназначена для детей, которым уже исполнилось хотя бы 1,5 года. Но если ваш ребенок в 1 годик уже вовсю учится связывать слова и словосочетания в предложения, вы вполне можете заниматься с ним до достижения им двухлетнего возраста.

«Спящая кукла»

Данная игра направлена на развитие речевого и слухового аппарата. Для ее проведения вам понадобится кукла, резиновый пупсик или мягкая игрушка. Далее все нужно делать по нижеприведенному алгоритму:

  1. Попросите своего ребенка уложить куколку спать, спев ей колыбельную песню.
  2. Когда игрушка «уснет», пусть кроха аккуратно уложит ее в кроватку и укроет одеялом.
  3. Пока кукла «спит», скажите ребенку, что разговаривать нужно шепотом, чтобы ее не «разбудить.

Во время «сна» игрушки говорите с крохой, спросите его о том, чем они будут заниматься, когда куколка «проснется», во что будут играть и т. д. Ваша цель – научить малыша связному разговору. Это будет непросто, но не давите на кроху, и уж тем более не кричите на него. Подобные действия могут надолго отбить у него желание играть в подобные игры.

Пальчиковые игры для развития речевой моторики

Пальчиковые игры предназначены для развития речи у детей в возрасте 10 месяцев. За счет проведения таких занятий развивается мелкая моторика, что положительно влияет на артикуляционный аппарат крохи. Они подразумевают выполнение так называемой «пальчиковой гимнастики», основанной на использовании забавных детских стишков.

Вовсе не обязательно делать все по шаблону. Мама вполне может сама подобрать рифмовки, и к каждой строчке придумать движения пальцами, которые будут передавать смысл сказанного.

Такое обучение делится на несколько этапов:

  1. Мама показывает малышу сценку только своими пальчиками.
  2. Под заранее заготовленные стишки мама двигает и своими пальчиками, и пальчиками малыша.
  3. Взрослый и малыш выполняют пальчиковые движения синхронно.
  4. Кроха выполняет движения самостоятельно, взрослый проговаривает стих, а при необходимости помогает ребенку правильно делать пальчиковую гимнастику.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает стишок, мама только немного ему подсказывает и помогает.

Маленьким деткам, не достигшим хотя бы годовалого возраста, нужно только показывать пальчиковые «спектакли». Разучивать их вместе следует уже тогда, когда кроха научится проговаривать словосочетания. Отлично поддаются обучению полуторагодовалые малыши и детки постарше.

Для начала маме нужно будет потренироваться, самостоятельно разучив одну детскую потешку, и придумав к ней интересные пальчиковые движения. Например:

«Спозаранку Петушок

Песенки поет,

Чистит хвостик, гребешок,

Хоровод ведет.

Любят дети с ним играть,

Песни петь и танцевать».

К каждой строчке придумайте движение, потренируйтесь несколько дней, и уже потом переходите к занятиям с ребенком. От таких упражнений многие детишки просто в восторге, особенно если ежедневно им предлагают новые стишата.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-3 лет

Занятия артикуляционной гимнастикой с маленьким ребенком особенно необходимы, если имеет место ярко выраженная задержка развития речи (ЗРР). Существует целый комплекс упражнений, которые выполняются с целью укрепления и улучшения работы всех элементов артикуляционного аппарата (языка, щек, уздечки, губ).

Занятия с ребенком нужно сделать красочными, занимательными, необычными. Следует вызвать у малыша восторг и желание упражняться каждый день. Тогда и процесс развития речевого аппарата начнет продвигаться намного быстрее.

Читайте также:  5 вопросов мам про магазинное детское пюре

Вот несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять ежедневно. Заниматься нужно с ребенком, который достиг полуторагодовалого (или хотя бы годовалого) возраста.

Упражнение «Блин»

Широко улыбнуться и высунуть язык. Поместить его на нижнюю губу и держать на протяжении 5-7 секунд. При этом необходимо следить, чтобы губа была расслаблена и не терлась о зубы. Даже легкое напряжение является показанием для повторного проведения манипуляции.

«Улыбка»

Это одно из простейших упражнений для развития артикуляционного аппарата у ребенка. Крохе всего лишь нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

Упражнение «Пятачок»

Вытянуть губы трубочкой, а затем двигать ими вправо, влево и по кругу. Выполнять процедуру на протяжении 1-3 минут.

Игра «Маятник»

Рот немного приоткрыть, губы растянуть в широкой улыбке и высунуть наружу кончик языка. Под счет мамы ребенок должен касаться попеременно каждого уголка рта кончиком языка. Повторять движения следует не менее 10 раз, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика для развития речи у детей

Такие упражнения играют особенно большое значение, поскольку тренируют дыхательную систему ребенка. Принцип прост: вдох выполняется через нос, выдох – через рот. Именно на выдохе и выполняется большая часть таких упражнений.

Упражнение «Лети, бабочка!»

Для выполнения такого упражнения вам нужно будет вырезать несколько бабочек из разноцветной бумаги. Каждую бабочку прикрепить к не очень длинной нитке, а затем все фигурки вместе приделать к шнурку или тонкому деревянному бруску. Заготовку для игры повесить таким образом, чтобы она висела на уровне лица малыша.

Покажите ребенку бабочек, после чего скажите что-то вроде: «Смотри, какие красивые бабочки – разноцветные, маленькие, интересные. А как они умеют летать»!

После этого легонько подуйте на бабочек, чтобы показать ребенку, что от него требуется. Скажите ему: «Погляди, как далеко они улетели! А ну-ка, давай и ты попробуй. Полетят ли они у тебя так же далеко?»

Задача малыша – набрать как можно больше воздуха через нос, и со всей силой подуть на бумажных бабочек. Вы же должны следить за тем, чтобы его плечи оставались прямыми, он не поднимался на носочки, не добирал даже немного воздуха в легкие, и не надувал щеки. Дуть следует осторожно, чтобы не спровоцировать головокружение.

Упражнение «И пошел первый снег»

Данная игра потребует от вас небольшого куска ваты, разделенного на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе, скажите: «Посмотри, как много снежинок. Все они напоминают о зиме, и если ты любишь эту пору, давай вместе подуем на них».

Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение, после чего он сам должен повторить процедуру. Проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Такие упражнения должны выполнять только при желании ребенка, поэтому не заставляйте их учиться против воли. Этим вы можете добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Развивающие игры для детей от 2 лет

Дети от 2 лет и старше уже имеют кое-какие навыки общения, поэтому задача родителей заключается в их закреплении и развитии.

С этой целью был создан интерактивный обучающий комплекс «Мерсибо», который состоит из упражнений, направленных на:

  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • развитие фонематического слуха;
  • проведение звуко-буквенного анализа;
  • улучшение неречевого слуха;
  • обучения основам грамматики (деткам от 3 лет и старше);
  • развитие логического мышления;
  • улучшение внимания;
  • стимуляция полноценного мышления и др.

Все игры, из которых состоит учебный курс «Мерсибо», проводятся в визуальном режиме. Это обеспечивают наборы картинок, которые выводятся на экран специальной мультимедийной доски.

Для кого предназначен обучающий комплекс?

Сборник упражнений «Мерсибо» используется в основном в дошкольных учебных заведениях, не имеющих доступа к сети интернет. Это платный курс, однако, программа обучения довольно обширная, поэтому она приобрела огромную популярность не только у воспитателей детских садов, но также у родителей.

Занятия по методике «Мерсибо» помогают развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, укрепляют память, вырабатывают смекалку, учат фантазировать и мыслить логически. Такие игры способствуют значительному пополнению словарного запаса малыша, подготавливают его к школе.

Интерактивный комплекс «Мерсибо» можно установить на домашний ПК, чтобы в любой момент вы могли открыть ту или иную игру и начать заниматься с ребенком. Но если вы придерживаетесь мнения, что обучать ребенка должны родители, тогда варианты домашних игр, представленных выше, выручат вас в любое время и любую погоду.

Источник: https://moirody.ru/rebenok/igry-dlya-razvitiya-rechi-detej.html

Развитие речи ребенка от года до двух

Становление речи — один из важных показателей в общем процессе развития ребенка. До достижения трехлетнего возраста у крохи происходит формирование мышления, самосознания, памяти, речи. Все знания и навыки малыша в большинстве случаев зависят от окружающих его взрослых, а также от того, сколько времени и внимания ему уделяется.

Сейчас часто можно встретить родителей, жалующихся на то, что их ребенок плохо и мало говорит. На эту актуальную во все времена тему мы решили сделать краткий обзор, содержащий рекомендации для родителей по развитию речи у детей. Он будет полезен для тех, кто заинтересован во всестороннем формировании ребенка как полноценного члена общества.

Раннее речевое развитие ребенка зависит от соблюдения определенных условий:

  1. Он должен быть здоров как физически, так и психически.
  2. Развитие зрения и слуха крохи должно быть полноценным.
  3. К определенному возрасту он должен самостоятельно выражать потребность в речевом общении.
  4. Речевое окружение ребенка должно быть постоянным.

Последний пункт особенно важен, поскольку способность к овладению языком у малыша формируется лишь в процессе общения с окружающими его взрослыми, а также в соответствии с условиями, в которых он проживает.

Без нормальной языковой среды своевременное становление речи невозможно. Так, например, в семьях с глухонемыми родителями полностью здоровые дети начинают разговаривать значительно позже своих сверстников.

Чем больше с малышом общаются и объясняют, что происходит в данный момент, тем раньше он начинает разговаривать.

Процесс формирования речи у всех детей происходит в несколько этапов. Несмотря на то что не существует четко определенных возрастных границ речевого развития, исследователи выделяют основные вехи, которые преодолевает каждый малыш.

Многие дети свои первые слова произносят в промежутке от девяти месяцев до полутора лет. Эти ранние слова малыша чаще всего предназначены для обозначения ближайшего к нему окружения: мамы, папы, бабушки и дедушки (баба, деда) и т. д.

Дети довольно легко воспроизводят звуки и короткие слова, например, «тик-так» обозначает часы, «ав-ав» — собаку, «ам-ам» — кушать, а «на!» — требование дать что-то в руки. Бывает, что дети используют первые или ударные слоги для обозначения предмета.

Например, «ко» может быть кошкой, а «абá» — собакой.

Очень часто слова, произносимые впервые, могут иметь расширенное значение. Например, слово «мячик» может обозначать, как сам предмет, так и желание в него поиграть или указание на других детей, играющих в мяч.

Или, например, под словом «гав-гав» может подразумеваться собака, любые меховые изделия, мохнатые домашние тапочки и все мягкие игрушки в доме, а «би-би» может означать не только машину, но и поездку в ней.

Примерно в одно время с активным «внедрением» в речь первых слов у ребенка может появиться указательный жест в направлении интересующего предмета с вопросительным звуком «Ы?». Психологи утверждают, что это очень важный этап в период развития речи.

Считается, что таким образом малыш задает вопрос «Что это?» и, получая ответ взрослых, он выясняет, что каждый окружающий его предмет имеет свое название. Активное включение взрослых в эту игру дает мощный толчок развитию пассивного словаря крохи — когда ребенок знает и понимает, но воспроизвести вслух пока еще не может.

Любые же ограничения малыша в этой познавательной активности, а тем более запрет на тыканье пальчиком в предметы тормозят формирование пассивного словаря, а следовательно, и общее развитие речи.

Примерно с полутора лет в процессе становления речи наблюдается освоение двух-трехсловных предложений. В этот период активный словарь малыша расширяется стремительными темпами.

Практически каждый день родителям удается услышать одну-две новые фразы, которые постепенно прочно закрепляются в лексиконе крохи.

Начинается все с простого «это мое» или «мама, дай», но примерно к двум годам ребенок уже не только воспроизводит, но и вполне осмысленно озвучивает более сложные конструкции: пытается объяснить свои желания или намерения; рассказать, что чувствует или сообщить о своих планах.

Выглядеть это может примерно так: «Ой, упал. Ножка бобо» — кроха упал и больно ударился ножкой. «Пойдем гулять, качели катà» — пойдем гулять и будем качаться на качелях. «Какой мультик? Нет, не буду» — ему не нравится этот мультик и он не хочет его смотреть.

Пассивный словарь детей к полутора-двум годам развит уже настолько, что они практически полностью понимают родителей.Это дает возможность вступать с ребенком в диалог и получать информацию о его желаниях или намерениях.

Например:

  • Тема, ты хочешь кушать?
  • Да.
  • А что ты будешь есть: суп или кашу?
  • Суп.
  • А пить хочешь?
  • Да. Дай сок.

При этом вполне нормальным является то, что ребенок к двум годам еще не полностью осваивает произношения всех букв и звуков. Поэтому практически все дети многие звуки произносят неправильно или вовсе пропускают их. Так, например «дя» = «да», «госок» = «горшок», «коее» = «скорее», а «будю» = «буду» и т. д.

В это время очень важно всячески демонстрировать малышу, что его понимают, при этом тактично поправляя его произношение и повторяя снова и снова, как должно быть произнесено слово или фраза в правильном «взрослом» варианте.

Чтобы речь ребенка развивалась в хорошем темпе, нужно предоставить ему такие условия, при которых формирование речевых навыков происходило бы как бы само собой, легко и непринужденно. Эти условия довольно просты, и их без особого труда можно создать в пределах каждой семьи. А хорошо организованная развивающая среда приводит к успешному формированию речевой деятельности малыша.

Существуют специальные упражнения для развития речи у детей.

  1. Одним из лучших упражнений для развития коммуникативно-речевого потенциала является комментирование своих действий взрослым человеком в присутствии ребенка. Делать это можно (и даже нужно!) с любого возраста малыша.

    Младенцев такие упражнения стимулируют на ответную реакцию, а для детей от полугода и старше польза активного слушания заключается в том, что они не только начинают улавливать мелодику родной речи, но и учатся выстраивать ассоциативный ряд между тем, какие слова взрослый произносит вслух и какими предметами он при этом пользуется или какие действия совершает. То есть происходит механическое освоение слов и их значений.

    Выглядеть это может, например, так: «Сейчас мама будет мыть пол. Нальем водичку в таз, возьмем тряпку, намочим ее. Пол будет чистым, блестящим. Митя будет ползать по полу, где захочет!» Или так: «Мама варит суп. Почистим картошку, морковку, лучок, порежем капусту. Возьмем нож. Ножик острый! Ну вот, скоро будет готов вкусный суп. Саша будет кушать, скоро обед».

Важно, чтобы речь взрослого была разборчивой и простой для понимания малыша.

  1. Еще одно эффективное упражнение — проговаривание ребенку всего того, что он видит во время прогулки или дома. Суть упражнения такая же, как и в первом случае, только в данном случае речь взрослого должна быть обращена непосредственно к малышу. Например: «Вот цветочек растет, посмотри. Какой цветочек? Желтый. Это одуванчик. Давай-ка сорвем. Понюхай, как пахнет. Вкусно? На, держи крепко, неси домой. Подарим одуванчик бабушке».
  2. Метод провокации. Суть метода заключается в том, что взрослый делает вид, что не понимает ребенка. Если малыш просит игрушку, то ему предлагается сразу несколько на выбор, но в ручки игрушки не даются — кроха должен озвучить, какую именно игрушку он хочет получить. Если во время прогулки ребенок тянет сопровождающего в «неизвестном» направлении, то взрослому следует поинтересоваться, куда это малыш так спешит: на площадку, в песочницу, на качели или играть в мяч. Такое упражнение побуждает малыша к речевой активности.
  3. Дополнение и расширение произнесенной ребенком фразы. Согласно этой методике взрослые дополняют другими словами все, что скажет кроха. Например, если он произносит «масина», то взрослый продолжает: «Да, машина. Большая машина, быстрая, громкая. Вон как рычит». Расширяя таким образом детские фразы, взрослые создают благоприятную среду для овладения малышом связанной и развернутой речи.
  4. Возможность выбора. Хорошая тренировка для активизации речи — позволять ребенку делать самостоятельный выбор. «Мы почитаем книжку или будем рисовать?», «Что ты хочешь: покормить птичек или посмотреть на лошадок?», «Ты пойдешь со мной в магазин или останешься дома с папой?»
  5. Чтение книг — также один из лучших способов развития разговорных навыков малыша в возрасте до двух лет. Во-первых, пока ребенок не начнет интересоваться книжками самостоятельно, чтение — это совместное препровождение времени. А во-вторых, во время совместного просмотра книг у ребенка пополняется словарный запас, тренируются навыки активного слушания, развивается внимание, память. Детей очень увлекают яркие, красочные рисунки, веселые и простые стихотворения, диалоги персонажей, особенно когда их читают с выражением и по ролям. Со временем у малыша появляются любимые книги, а ближе к двум годам, дети начинают самостоятельно рассматривать картинки, находить знакомые предметы, называть их. Некоторые дети умудряются даже придумывать свои истории «по мотивам» и рассказывать их самому себе, пусть даже на своем, никому не понятном языке. Все это как нельзя лучше способствует активному освоению речи.
  6. Занятия с карточками. Отличное пособие для развития речи у детей до двух лет — развивающие карточки. Обычно на них изображены яркие картинки, объединенные в группу по одному признаку: изображения животных, предметов одежды, машин и т. д. Во время занятий родители показывают малышу карточку, рассказывают, что на ней изображено и просят малыша повторить услышанное. С помощью таких карточек не только расширяется активный словарь ребенка, но и появляется возможность изучать различные характеристики и свойства предметов: маленький — большой, круглый — квадратный и т. д.
Читайте также:  Вводим в рацион ребенка супы на мясном бульоне

О роли мелкой моторики в процессе формирования психических процессов у малышей и о ее значении в общем развитии речи стали говорить уже в середине прошлого века. Научно доказано, что от двигательной активности детских пальчиков напрямую зависит то, как будет происходить интеллектуальное развитие ребенка, а также способности к освоению и воспроизведению родного языка.

Чем раньше родители «увлекутся» пальчиковыми играми, тем раньше малыш заговорит. Сделать это несложно, учитывая, что большинство детей любит игры с собственными ручками. К тому же пальчиковые игры — это самый простой способ отвлечь малыша, развеселить или просто занять на некоторое время.

Сегодня в продаже можно найти массу самых современных игрушек для развития мелкой моторики. Но для успешных и увлекательных игр вовсе не обязательно что-то покупать: практически всегда можно найти что-нибудь подходящее в привычных бытовых условиях.

Например, в качестве пальчиковых игр можно:

  • завязывать и развязывать шнурки, ленты, банты;
  • нанизывать на веревочку бусины;
  • рвать бумагу на мелкие кусочки и скатывать их в шарики;
  • прицеплять и отцеплять прищепки;
  • отвинчивать и завинчивать крышки на бутылках и банках;
  • перебирать крупу или просто «шебуршить» в ней пальчиками, отыскивая зарытую мелкую игрушку;
  • разбирать разноцветные пуговки по размерам и цветам;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • стучать пальчиками по клавиатуре;
  • рисовать мелом, красками, карандашами;
  • лепить из пластилина.
  1. Сюжетные игры. Свой первый жизненный опыт большинство малышей получают в процессе игры, поэтому следует включить в нее очень ненавязчивую стимуляцию речевой активности. В то время пока малыш играет в сюжетно-ролевые игры, он приобретает и закрепляет коммуникативные навыки, развивает воображение, познает мир, испытывая и переживая эмоции. Малышам не нужны сложные театрализованные постановки, достаточно научить его элементарным сюжетно-ролевым играм:
    • поговорить по телефону с любимым персонажем или с бабушкой;
    • пожалеть упавшего мишку, успокоить его, убаюкать и положить спать;
    • усадить зайца на горшок и похвалить его за успешное мероприятие или поругать за то, что зайка не успел добежать и «надул» в штаны;
    • покормить куклу кашей и похвалить ее за то, что кукла съела свою порцию и т.д.
  2. Подражание — воспроизведение звуков или фраз, произнесенных кем-то из взрослых. Если ребенка заинтересовала эта игра, то на первых порах он практически сразу начнет повторять все, что произносят домашние. Позже эти повторения приобретают отсроченный по времени характер и становятся осмысленными. То есть, играя в одиночестве, кроха способен без подсказки воспроизводить знакомые ему звуки и слова (как урчит двигатель машины, как гудит самолет, как звонит телефон и т.д.). Детям в возрасте чуть старше года рекомендуется предлагать самые простые звуки для подражания: как чирикает птичка, как мяукает кошка или гавкает собака, как баюкают малыша. Детям в возрасте от полутора до двух лет можно предлагать более сложные варианты для подражания. К примеру:
    • ворона каркает «кар-кар», а воробушек чирикает «чик-чирик»;
    • поезд едет «чух-чух-чух», а автобус гудит «у-у-у-у-у»;
    • колокольчик звенит «дилинь-дилинь», а звоночек — «дзынь-дзынь» и т.д.
  3. Музыкальные игры. Малыши обожают играть в народные игры, слушать детские песни и даже подпевать, узнавая некоторые слова. Поэтому совместное распевание песен и потешек способствует ускорению развития речи. Ближе к двум годам многие дети с радостью включаются в известные всем подвижные игры, например, такие, как «Каравай-каравай» и «По кочкам, по кочкам». Описание и примеры других музыкальных игр можно в большом количестве найти в интернете, да и придумать самостоятельно подобную игру по силам каждому родителю.

Формирование речи у маленького ребенка начинается практически с первых дней его жизни. Для того чтобы она развивалась планомерно, гармонично и своевременно, без активного участия родителей и ближайшего окружения не обойтись.

Становление речи — это целенаправленный и ежедневный педагогический труд, предполагающий применение целого арсенала методик и упражнений. Но все усилия родителей, направленные на обучение малыша родному языку, окупятся в тот момент, когда кроха превратится в настоящего собеседника, наравне со взрослыми рассуждающего на всевозможные темы.

Источник: http://detiyasli.ru/deti/ot-goda-do-treh/razvitie-rechi-ot-goda-do-dvuh.html

Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет

Вы совсем недавно отпраздновали первый день Рождения вашего малыша. Этот год был не простой. Хоть карапуз еще и совсем маленький, но так стремительно вошел в жизнь всей семьи, что весь обычный уклад жизни пошел трамтарарам. Мама с папой уставшие и не выспавшиеся сутками напролет пытаются понять, что на этот раз хочет этот крикливый комочек.

И вот к концу первого года мама с папой приноровились и научились понимать свое чадо.

Слов ребенок говорит немного, но как много хочет сказать! На втором году жизни речевое развитие ребенка идет стремительными темпами, именно в этом году ребенок освоит около 100-150 слов, будет активно взаимодействовать со взрослыми и впитывать информацию извне. Поэтому родителям важно целенаправленно развивать речь ребенка.

Давайте разберемся как развивать речь ребенка на втором году жизни.

Стадия первая – первые слова

В годик – полтора ребенок начинает осваивать новые горизонты, изучать все предметы, попадающие в поле его зрения и зону досягаемости. Все, казалось бы, простые манипуляции с предметами для ребенка играют важную роль, это накопление нового опыта. Этот опыт всенепременно способствует речевому развитию.

Обычно, первыми словами ребенок радует родителей в возрасте от 10 месяцев до полутора года. Первые слова, которые ребенок говорит олицетворяют членов семьи (мама, папа, дядя, деда) или слова подражательного характера (мяу – котик, ку-ку – кукушка, ме-ме – козочка).

Часто малыш, с целью упростить произношение целого длинного слова говорит только первый слог или слог под ударением (ко – корова, бука – букашка).

Детям свойственно обобщать

Еще одна группа слов свойственная малышам, это слова с широким обобщенным значением. Например, говоря «ням-ням!» ребенок может попросить покушать, может сказать это слово, увидев кошечку лакающую молочко, может называть все съедобное этим словом. Как вы поняли, дети исходя из своей логики объединяют одним образом целую группу слов.

«Ы-Ы-Ы!»

Приблизительно в это же время у деток появляется новый жест, дети с требовательным и одновременно вопросительным выражением лица указывают пальчиком на какой-то предмет.

Мол, дайте мне и покажите что это такое! Родителей может пугать такой жест, но он вполне закономерный и более того такое поведение говорит о нормальном познавательном интересе ребенка.

Не препятствуйте, а напротив помогайте ребенку, взаимодействуйте с ним.

Каждый новый предмет это новые открытия для карапуза. Маленький человечек вдруг понимает, что у всего вокруг есть свое название. Жест пальчиком и восклицание «Ы_Ы!» — это жадный вопрос: «А это что такое?».

Это – собачка, это мышка, а это большая машина грузовик… Все новые слова формируют пассивный словарь малыша, то есть он понимает смысл слова, но сам его сказать пока не может.

Именно пассивный словарь является фундаментом активного словаря, чем больше ребенок получит извне, тем богаче его словарь будет в будущем.

Действия взрослых:

  • Разговаривайте с вашим ребенком. Откликайтесь на любое проявление заинтересованности малыша, если ребенок указывает на что-то, назовите этот предмет, сопровождайте свои действия комментариями.

    Старайтесь сопровождать свои комментарии тактильным закреплением, например, указывая на снег, можно дать ребенку его потрогать, какой он холодный, тает от тепла, вместе рассмотреть снежинку.

  • Называйте разные предметы в разных ситуациях, в разном контексте.

    Например, слово компот, покажите как он выглядит в стакане или банке, прокомментируйте свои действия: «Мама сейчас сварит вкусный компотик из вишен, м-м-м, какой вкусный компотик получится!».

  • Очень хорошо рассматривать дидактические картинки с изображением животных, игрушек, транспорта.

    Дети уже могут идентифицировать реальный предмет и его изображение на бумаге.

  • Используйте в вашем общении с малышом потешки и прибаутки. Очень много прибауток посвященных конкретным действиям, проговаривайте их в о время режимных моментов, когда кушаете, умываетесь, расчесываетесь и т.д.

Стадия вторая — первые фразы

Когда вы уже счастливый родитель полуторогодовалого карапуза, скорее всего именно сейчас вы услышите первые фразы, то есть речь ребенка переходит на новый уровень – фразовая речь. Малыш с полной серьезностью может выдать: «Мама, дай!», «Папа, пошли!». Именно в этом возрасте усваивается повелительное наклонение, множественное число, некоторые падежи имен существительных.

Девчонки раньше начинают образовывать фразы и на несколько месяцев опережают мальчишек. После появления первых фраз дальнейшее речевое развитие идет стремительнее. Но малыши по прежнему нуждаются в активном речевом контакте взрослых, если родители будут отвечать односложно и мало эмоционально, то ребенок теряет интерес к речевой деятельности.

Ребенок должен чувствовать, что его понимают. «Переводите» и называйте правильно неправильно произнесенные детские словечки. Ошибочные действие совершают те родители, которые начинают называть предметы детским языком. Ребенок должен слышать к какому произношению нужно стремиться.
Например, ребенок на прогулке указывает пальчиком и говорит «сына». «Да, это машина», — подтверждает мама.

«Сая» — добавляет кроха.

«Большая машина» — дополняет мама, косвенно объединяя слова в словосочетание. «Большая машина едет на базар». Этот «перевод», дополненный описанием способствует развитию речи и появлению в речи малыша первых предложений.

Сюжетная игра и речь малыша

Иногда, детки в этом возрасте уперто молчат, а присмотревшись, можно увидеть, что игра тоже отсутствует в его жизни. Научите малыша играть! Проделайте вместе с ребенком простые манипуляции с игрушками, эмоционально сопровождайте свои действия диалогами персонажей. Сюжетная игра является мощнейшим толчком речевого развития.

Продемонстрируйте крохе, как можно играть с игрушками, непременно ребенок примет на заметку такую модель. Все знакомые ребенку на слух стишки можно продекламировать маленьким игрушечным друзьям и включить в игру.

Веселые пальчики

Сейчас найдется мало людей, которые станут оспаривать прямое влияние развития мелкой моторики рук на речевое развитие. Об этом неустанно говорят логопеды и психологи.

Развивать мелкую моторику помогают игры с сыпучими материалами, пересыпать, перекладывать фасоль, горох, лесные орешки, рвать, комкать бумагу, мять тесто и т.д.

Если включить фантазию и посмотреть на окружающие предметы исходя из соображений «как и что можно включить в игру», то вы найдете много интересного в вашем доме.

Занимайтесь с вашем малышом и проводите с ним больше времени и он непременно порадует вас новыми успехами.

Видео: Развитие ребенка от 1 до 2 лет

Источник: http://logoped24.com/logoped/razvitie-rechi-u-detej/razvitie-rechi-rebenka-ot-1-do-2-let

Ссылка на основную публикацию