Методика монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Методика Марии Монтессори заслуженно пользуется большой популярностью среди родителей. Подтверждение этому является большое количество специализированных садиков и школ.

Если у мам и пап нет возможности отправить ребенка в такой детский сад, но есть желание воспитывать его с помощью монтессори-педагогики, можно организовать развивающую среду у себя дома.

Сегодня мы расскажем, как лучше это сделать.

Домашний монтессори-класс предназначен для детей от трех лет. Основные принципы и идеи классического метода Монтессори можно воплотить только с этого возраста. Именно трехлетний ребенок начинает осознавать собственную самостоятельность, а взрослые должны не указывать, а мягко помогать его развитию. Отсюда и знаменитый лозунг: «Помоги мне это сделать самому!»

Разделяем детскую комнату на зоны

1. Практическая жизнь

Здесь следует собрать материалы, которые помогают развитию у детей навыков самообслуживания – застегивание пуговиц, завязывание шнурков, чистка одежды и обуви, мытье посуды. В классический набор входят:

  • рамки с различными типами застежек (шнуровка, пуговицы, липучка);
  • посуда;
  • щетки, тазы, прищепки;
  • баночки для перекладывания и переливания;
  • наборы для уборки – губки, совок и веник.

Список вещей, как видим, прост и незамысловат. В обычном хозяйственном магазине вы сможете купить почти все, кроме рамочек с застежками. Их можно сделать и самим – в Интернете много схем для изготовления. Ну вот как пример рамки (эта развивающая доска называется бизиборд).

2. Сенсорное развитие

Пособия в этой зоне помогают малышам познакомиться основными свойствами предметов: цветом, формой, весом, звуками, запахами и температурой. Возможно, в вашем доме найдутся следующие предметы:

  • матрешки, пирамидки;
  • саше (подушечки с ароматизированными наполнителями);
  • бусины, детали лего, пуговицы, отличающиеся по форме и цвету;
  • отрезки тканей (шелк, атлас, трикотаж и т. д.);
  • цветной картон различный оттенков;
  • шумовые баночки, наполненные крупой, солью;
  • разные по объему бутылочки с крышками;
  • волшебные мешочки с мелкими безделушками.

3. Математическая зона

Упражнения и предметы в этой зоне предназначены для формирования у детей знаний о цифрах, об основных операциях – сложении, вычитании. Готовим следующие материалы:

  • шероховатые цифры;
  • деревянные или пластиковые счеты;
  • дощечки или картонки с простейшими математическими вычислениями;
  • счетные палочки;
  • крупные бусинки или фишки;
  • лото с цифрами.

4. Языковая зона

Сюда должны войти материалы, которые показывают форму и вид написания букв русского языка. Эти предметы помогут детям научиться писать и читать. Итак, размещаем здесь:

  • кассы букв и слогов;
  • комплекты прописных и печатных букв;
  • шероховатые буквы;
  • детская литература, например, из серии «Мои первые книжки»;
  • ящичек с манкой для тренировки пальцев (сжимать и разжимать кулачки с крупой; кончиком пальчика рисовать сначала волнистые линии, кружочки, а затем и буквы);
  • карандаши;
  • карточки со словами, лото, домино для развития речи.

5. Зона космоса

В этой зоне находятся предметы, отвечающие за формирование представлений ребенка о нашем мире, природе. Вы можете помочь детям, предоставив следующие материалы:

  • географические карты;
  • детские энциклопедии о животных, растениях, звездах, человеке;
  • книги о природе;
  • набор камней (речная галька, красивые камушки, которые можно привезти из поездок на озеро и море);
  • ракушки;
  • фигурки и картинки диких и домашних зверей.

Создаем монтессори-среду дома – несколько конкретных шагов

Для занятий по методике необходимо так разделить детскую, чтобы малыш смог легко найти и достать необходимый предмет без вашего указания. Для этого нужно каждое пособие поставить на правильное место, тем самым поделив помещение и обеспечив зонирование комнаты.

  1. Сортировка. Разберите все игрушки и рассортируйте их по назначению – на совершенствование мелкой моторики, ощущений, речевых, математических навыков и т.д. После этой сортировки вы увидите, каких материалов много, а каких – слишком мало.
  2. Оборудование зон. Вам необходимо так разместить пособия, чтобы они всегда были доступны для детей. Лучший вариант – полочки или пластиковые этажерки под рост малыша. Однако не забывайте про правила безопасности – с мелкими предметами, которые ребенок может проглотить, следует играть под вашим контролем.
  3. Комплектование. Безусловно, материалов потребуется много. Вы можете приобрести готовые пособия (это достаточно дорого), подобрать аналоги в хозяйственных магазинах или изготовить самостоятельно.

Монтессори-материалы своими руками

Изготовление развивающих пособий в домашних условиях занимает не очень много времени, экономит значительные суммы денег, потому что выполняется из подручных или даже ненужных материалов. Вот всего лишь несколько простых вариантов.

  • Коробочка с тканями. Подберите по два лоскутка различных по фактуре тканей. Положите их в коробку, предварительно продемонстрировав и дав потрогать ребенку. Цель задания – на ощупь доставать из коробочки одинаковые лоскуты.
  • Волшебный мешочек. Сшейте небольшой мешочек, поместите туда 10 знакомых малышу небольших предметов и попросите с закрытыми глазками определить, что он вытаскивает из тактильного мешочка. Еще один вариант задания – предложите достать определенную вещь: ложечку, пуговицу, бочонок от лото.
  • Ароматное саше. Сделайте саше с наполнением из аптечных травок, высушенной цедры апельсинов, зерен кофе. Для подушечек подойдут детские хлопчатобумажные носочки. Учите малышей распознавать и узнавать разные ароматы.
  • Крышечки. Возьмите шесть разных по величине и объему баночек с крышками. Откройте крышечки и положите все предметы в одну большую емкость. Пусть дети подбирают к каждой банке соответствующую крышку.
  • Шероховатые буквы. Распечатайте алфавит – гласные буквы на красной бумаге, а согласные на синей. Приклейте их на плотный картон и поместите под пресс. По контуру обмажьте клеем ПВА, насыпьте сверху манкой, а затем просушите. После высыхания нанесите еще один слой ПВА для закрепления манки. По этой же схеме можно сделать шероховатые цифры.

Итак, вы провели работу по зонированию комнаты и созданию домашней развивающей среды, но не стоит останавливаться на достигнутом.

И еще одно важное замечание. Занимаясь с малышом дома, не забывайте, дети должны переходить к новому заданию, только завершив предыдущее и вернув рабочий материал на свое место!

Источник: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2017/03/28/metodika-montessori-svoimi-rukami-organizuem-razvivayushchuyu-sredu

Монтессори среда: что нужно ребенку для самостоятельности

Главная Монтессори дома Среда и материалы Советы Монтессори-гида: подготовленная среда у вас дома

Родители часто спрашивают, какие материалы нужны для Монтессори-среды дома.

Но создание Монтессори-среды дома прежде всего заключается не в самих материалах, а в создании такой обстановки для малыша, где он мог бы сам, без посторонней помощи, выполнять как можно больше ежедневных действий: сам одеваться, самостоятельно есть и убирать свою посуду, мыть руки, чистить зубы и так далее.

Поэтому Монтессори-среда дома не ограничивается полочкой с Монтессори-материалами и даже детской комнатой. Родителям, следующим Монтессори-методу, следует продумать всю домашнюю обстановку. Чем же вы можете дополнить вашу прихожую, ванную комнату, кухню, детскую, гостиную, чтобы помочь ребёнку чувствовать себя самостоятельным?

Вот некоторые идеи:

– Прихожая.

  • Низкие крючки для одежды.
  • Полочка для ботинок ребёнка.

– Комната ребёнка или гостиная с местом, где ребёнок может заниматься с материалами и играть.

  • Низкие полочки с Монтессори-материалами (или игрушками, материалами для творчества). Все материалы должны находиться на подносах, игрушки – в корзинках или коробках и быть разложены по группам (например, корзиночка с животными, коробка с «Лего» и т. п.).
  • Столик и стул по росту ребёнка для работы с материалами или для творчества.
  • Низкая полочка с книгами. В комнате ребёнка должны находится только книги, соответствующие его возрасту. Не ставьте слишком много книг, лучше меняйте их время от времени. Книги должны быть красиво расставлены.
  • Небольшое креслице для просматривания книг.
  • Низкая кровать для сна. В педагогике Монтессори отдают предпочтение низкой кроватке, в которую ребёнок может сам лечь по своему желанию.
  • Низко подвешенное зеркало. В педагогике Монтессори рекомендуют зеркало с рождения. Ребёнок смотрит на себя и учится координировать движения. Старшим детям также полезно иметь зеркало в комнате, возможно, несколько меньшее по размеру. Зеркало поможет ребёнку самостоятельно одеваться и расчёсываться.
  • Низко повешенные картины и украшения комнаты. Родители часто вешают картины в детскую, не замечая, что ребёнок их не видит, так как не смотрит так высоко. Старайтесь украшать комнату так, чтобы это было заметно ребёнку. Красота и гармония дома очень полезны для малыша с самого рождения. Отдавайте предпочтения картинкам с животными или цветами в спокойных тонах, а также семейным фотографиям или фотографиям ребёнка.
  • Низкие шкафчики или полочки с одеждой ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог сам достать до своей одежды, поэтому отдавайте предпочтение низким полочкам. Не выкладывайте сразу всю одежду, ребёнок можете выбирать из 3–4 комплектов, подходящих по погоде.
  • Прикреплённая к стене доска для рисования мелом либо мольберт для рисования. Это необязательное, но очень приятное и полезное дополнение. Прекрасно, если вы сможете сделать такой уголок для творчества в комнате ребёнка или в гостиной.

– Ванная комната и туалет.

  • Высокая скамейка для того, чтобы ребёнок мог сам доставать до крана, мыть руки и умываться.
  • Туалетный принадлежности (расчёска, зубная щётка и полотенце) в досягаемости ребёнка. Вы можете использовать отдельную корзиночку для туалетных принадлежностей малыша.
  • Игрушки для купания. Конечно, необязательно иметь такие игрушки, но детки обычно очень любят купаться в ванне. И если есть такая возможность, разрешите малышу играть с водой. Вы можете предлагать как небольшие фигурки для свободной игры, так и несколько баночек для переливаний.
  • Горшок по возможности должен находится в туалете. Тогда ребёнок с самого начала приучения к горшку будет понимать, что для него существует специальное место. К сожалению, возможность разместить горшок в туалете бывает не всегда. В любом случае нужно как можно раньше переходить от горшка к детскому сидению и подставочке в обычном туалете.

– Кухня.

  • Высокий стул для участия в трапезе со взрослыми.
  • Высокая скамейка или подставка, чтобы ребёнок мог доставать до рабочих поверхностей на кухне или до высоких полок. Такую подставку ребёнок должен иметь возможность переносить сам. Поэтому убедитесь, чтобы она была достаточно легкой.
  • Столовые приборы ребёнка должны быть расположены на нижних полках или шкафчиках так, чтобы ребёнок мог сам накрыть на стол.
  • Губки, тряпочки, швабра по росту ребёнка. Ребёнок должен иметь возможность сам убрать за собой.
  • Вода, сок, фрукты, печенья (или любые другие продукты, которые выбирают родители для того, чтобы ребёнок мог перекусить, когда ему захочется), расположенные так, чтобы ребёнок мог сам достать до них.

– Участок или терраса.

Если вы являетесь счастливым обладателем участка, то ребёнку будет очень полезно проводить там как можно больше времени. Многие родители используют балкон для некоторых из этих материалов:

  • Доска для рисования.
  • Сенсорные дорожки и коврики.
  • Место для игр с водой.
  • Песочница.
  • Всевозможные спортивные снаряды.
  • Инструменты (молоток и гвозди, гвоздодёр, отвертки и т. п.).
  • «Кухня»: место для игры в кухню с природными материалами.
  • Место для стирки и развешивания одежды.
  • Растения и цветы. Очень полезным будет для ребёнка опыт разведения небольшого огорода.

Монтессори-пространство своими руками От 0 до 3 лет От 3 до 6 летДобавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/sovety-montessori-gida-podgotovlennaya-sreda-u-vas-doma/

Методика Монтессори дома. С чего начать?

Итальянка Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила детям. Результатом ее работы стала методика, которая успешно практикуется больше ста лет. Это впечатляет многих родителей и вдохновляет на ее применение в домашних условиях.

Не секрет, что Монтессори-садики очень дорогие, впрочем, как и любое хорошее учреждение для детей.

Как верно и то, что педагогика Монтессори – это целостная система, наиболее успешно реализующаяся именно в подготовленной среде со специально обученными воспитателями.

Однако самый лучший эффект от методики Монтессори получается при симбиозе семьи и детского сада. Родители должны сами следовать философии этого метода, придерживаться похожих взглядов на воспитание, обучение и жизнь ребенка. Сама Мария Монтессори подчеркивала важную роль семьи в жизни ребенка.

Она убеждала взрослых, что это не ребенок должен приспосабливаться к их миру, а именно взрослые должны сделать шаг навстречу маленькому существу. Задача родителей – создавать такую домашнюю среду, в которой он был бы полноправным членом семьи и самостоятельной личностью.

Монтессори писала: “Убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха должно быть создано именно для того, чтобы гарантировать здоровое развитие ребенка”.

Сегодня мы видим активный интерес родителей к методикам раннего развития и к психологии ребенка. Они хотят вырастить успешных и счастливых детей и многие находят ответы на свои вопросы в Монтессорианском подходе к воспитанию. К сожалению, не всем везет на Монтессори-садики, в лучшем случае элементы этого метода применяются в группах раннего развития. И как же быть в такой ситуации?

Монтессори дома – это реальность

Читайте также:  У ребенка в ухе или носу инородное тело – правила первой помощи

Несмотря на всю важность применения Монтессори-материала и способ подачи знаний, самым главным достоянием этой методики является гуманистический взгляд на ребенка, признание его личности и право быть собой.

Монтессори-метод не диктует условий, но дает ориентиры, как действовать взрослому в той или иной ситуации. И это с успехом может использоваться родителями в семье, вернее, с этого все и должно начинаться.

Облегчает жизнь родителям и то, что сегодня появляется все больше информации о методике Марии Монтессори: печатаются книги, создаются сайты и блоги, мамы и воспитатели снимают видео и пишут статьи, где делятся опытом, есть курсы для родителей. Эта говорит о том, что метод не покрылся пылью, он идет в ногу со временем.

Первые шаги

Никаких секретов, чтобы начать нет. Есть только желание дать ребенку лучшее, что только можно.

  1. Начните с себя. Про Монтессори-метод нередко говорят, что он подходит всем детям, но не всем родителям. Мы все росли в разных семьях, в разных условиях, и модель воспитания нам передается по наследству. Даже если нам и не нравилось, как с нами обращались родители, мы повторяем их путь со своими детьми. Но педагогика Монтессори далека от традиционной, поэтому родители сами должны менять свои взгляды и подходы к воспитанию. Что для этого делать? Читать. Книги самой Марии Монтессори. Самая лучшая для начала – “Дети – другие”. Книги известных педагогов: Паула Лилльярд и Линн Лилльярд Джессен “Монтессори-педагогика с самого начала. Раннее развитие ребенка дома от рождения и до 3 лет”, книги К. Сумнительного, Е. Хилтунен, Е. Тимошенко, Т. Селдин “Энциклопедия Монтессори”. Вдохновляться блогами мам, которые практикуют Монтессори дома. Там много полезной информации и абсолютно бесплатно. Можно пройти курсы для родителей, даже сидя дома, имея доступ к Интернету.
  2. Дом должен быть удобным для ребенка: низкие полки с игрушками, маленький стол и стул, подставка, чтобы самому можно было дотянуться до умывальника, крючки для одежды на доступном уровне. Игрушки – только самые необходимые, выбранные с учетом возраста и потребностей ребенка. В домашней Монтессори-среде соблюдается порядок, вещи разложены по местам, нет нагромождений ненужных или поломанных вещей. В доме уютно и комфортно. Ребенок приходит в мир, который кажется ему большим и хаотичным, он становится на путь его изучения, поэтому, чем больше понятного и привычного, тем ему легче.
  3. В Монтессори-педагогике придерживаются уважительного отношения к ребенку. У него всегда есть выбор, с ним общаются без криков, оскорблений, телесных наказаний и запугиваний. В нем поддерживают его тягу к самостоятельности, приобщают к обычным повседневным делам, следуют за его потребностями и интересами. Детей не сравнивают между собой, не ставят в пример. Каждый ребенок развивается в своем темпе и с учетом его возможностей.
  4. О дисциплине в Монтессори-классе написано много. Несмотря на то, что поощряется свобода ребенка, у него есть правила, которых он должен придерживаться. Эти правила нужны, чтобы всем было комфортно сосуществовать и взаимодействовать. Так же стоит действовать и дома. Семья такой же коллектив, где свобода для детей должна сочетаться с разумными границами и ограничениями.
  5. Наблюдать за своим ребенком, смотреть, что ему в данный момент важно, чем он заинтересован. Помнить, что у детей дошкольного возраста есть сензитивные периоды развития. Сензитивный – значит чувствительный, т.е. ребенок в определенные периоды становится чувствительным к освоению того или иного навыка. Эти периоды не повторяются, и заметить их начало может только тот, кто знает ребенка, например, мама или воспитатель.
  6. Если вы не ходите в Монтессори-группу, то занятием с Монтессори-материалом можно проводить дома. Конечно, не стоит скупать все развивающие пособия, в этом нет необходимости для домашних занятий. Монтессори-материал довольно дорогой, поэтому дома его частично можно заменять альтернативными пособиями, а что-то делать и самому.

Мария Монтессори утверждала, что ребенок сам знает свой путь, а задача воспитателя или родителя – помочь ему организовать свою деятельность, использовать то, что заложила в нем природа. Если взрослый сможет создать комфортную и благоприятную среду (не только материальную, но и воспитательную, обучающую), то ребенок сможет раскрыть все свои способности и потенциал.

Источник: https://ihappymama.ru/metodika-montessori-doma-s-chego-nachat/

Развиваем малыша дома по методике Монтессори

Девиз методики Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».

Это значит, что взрослым необходимо только создать специальные условия, в которых ребенок сможет самостоятельно познавать окружающий мир, то есть взрослым надо: создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения – специально подобранные игрушки, материалы, инструменты, пособия, мебель и т.д.;

не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам об этом попросит.

Как считают специалисты, метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.

Итак, что нужно для того, чтобы организовать у себя дома развивающую среду по этому методу.

1. Предоставить малышу свободный доступ ко всем игрушкам, пособиям, наборам для творчества. Для этого расположить их на удобной для него высоте. 2. Разрешить ребенку участвовать в жизни семьи: помогать стирать – в зависимости от возраста, полоскать, складывать белье в тазик, помогать развешивать его или просто стирать рядом в игрушечном тазике кукольную одежду; помогать на кухне – мыть посуду настоящую или игрушечную, вытирать со стола (можно даже выделить ребенку специальную тряпочку), играть с посудой, с крупой (под присмотром); помогать убираться – вытирать пыль, подметать, пылесосить, когда игрушечными бытовыми приборами, когда настоящими; помогать ухаживать за растениями, животными и т.д. 3. По возможности подобрать и расположить все игрушки и пособия по зонам развития – специально отведенным «тематическим» местам в квартире:

Зона практического развития. В ней можно организовать, например, кукольный домик – поставить кукольную мебель, игрушечные бытовые приборы, посуду и т.д.

Зона сенсорного развития. Здесь расположатся игрушки, развивающие органы чувств малыша, например:

музыкальные инструменты и коробочки с разными наполнителями – развиваем слух, пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши – развиваем глазомер, цветовосприятие, шитые мячики или мешочки с разными наполнителями, развивающие коврики – развиваем тактильные ощущения, флакончики, в которых лежат специи, кофе, ватные тампоны с разнообразными отдушками – развиваем обоняние.

Языковая зона развития. В этой зоне можно разместить детскую библиотечку, пособия, с помощью которых вы учитесь читать.

М. Монтессори предложила, например, такие пособия: Буквы, вырезанные из шершавой бумаги (бархатной или наждачной) и приклеенные на картон, чтобы малыш обводил их и запоминал очертания.

Буквы, вырезанные из крагиса, чтобы с их помощью составлять слова.

Математическая зона развития.В ней можно разместить те же пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных.

То есть такие игрушки, которые учат считать, сравнивать размер, форму, количество и т.д.

Естественнонаучная зона развития. Здесь могут находиться домашние растения и домашние животные, за которыми ухаживает ребенок, всевозможные карты, глобус, игры и пособия по ботанике, зоологии, анатомии, географии и другим естественным наукам. Например, лото «Листья деревьев», часы-календарь «Времена года», календарь наблюдения за природой и др.

Зон развития может быть много, ведь ребенку для общего развития необходимы еще спорт, музыка, творчество, иностранные языки. 4. Как играть. Предоставьте ребенку самому выбирать, во что играть. Если видите, что малыш не знает, чем заняться, заскучал, предложите ему поиграть вместе, но не навязывайтесь.

Не торопитесь помогать и подсказывать ребенку, если у него не получаются какие-то действия, с задания. Дайте ему возможность справиться самостоятельно – преодоление сложностей развивает характер и интеллект. Хвалите малыша, когда он справился с заданием, и подбадривайте, если у него не получается.

Если на одну игрушку претендует двое детей, учите их договариваться об очередности. В Монтессори-садиках и группах действуют такие правила:

«Хочешь работать вместе – договорись об этом». «Можно наблюдать за работой других, не мешая им». «После работы приводим материал и рабочее место в порядок».

«Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее».

Этими же правила можно ввести и дома. Они обязательны и для детей, и для взрослых. Таким образом воспитывается внутренняя дисциплина, основанная на признании прав другого человека, на уважении к нему и его работе.

Игры по методу Монтессори просты и эффективны. Многие игры-пособия Монтессори рассчитаны на работу детских пальчиков, а развитие мелкой моторики, как известно, напрямую влияет на развитие речи и интеллекта ребенка.

Монтессори-материалы для детей до года

Ребёнку до года необходимо разнообразие сенсорных ощущений. Главная особенность этого возраста – знакомство с многообразием окружающего мира. Поэтому и игрушки ему нужны простые, но функциональные – шуршащие, шумящие, видоизменяющиеся предметы: — мешочки с наполнением. Ощущения – тактильные и зрительные.

Сами мешочки различной фактуры (гладкие и шершавые, из грубой и мягкой, яркой и однотонной ткани, с рисунком и без него) и наполнение разное (крупы, гранулы, фасоль и горох, пенопласт и камушки) – тогда они будут различными по внешнему виду, тактильным ощущениям и весу. Единственное требование к мешочкам – удобство и безопасность для малыша.

— баночки-коробочки с наполнением. Ощущения – слуховые. Ёмкости должны плотно закрываться и не открываться. Основная цель – создать гамму разных звуков. Для этого в разные по размеру и материалу ёмкости (баночки, флаконы, коробочки, бутылочки) насыпают разные наполнители (крупы, песок, гранулы, фасоль, пенопласт, гальку). — мелкие предметы.

Многие родители замечают интерес ребёнка шести-восьми месяцев, а затем полутора-двух лет к мелким предметам. Это вполне естественный интерес, и, если его не пресекать, а развивать, у ребёнка позже будет гораздо меньше сложностей с развитием речи и мелкой моторики – на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, связанных с корой головного мозга.

Пусть малыш играет под вашим присмотром с мелкими предметами: игрушками из киндер-сюрпризов, бусинами разных цветов и размеров, фасолью и макаронами, перекладывая их из одной посуды в другую. Пальцевый захват (двумя и тремя пальцами, а не горстью) развивается у малышей именно в процессе таких занятий, и очень поможет в подготовке руки к письму и рукоделию.

Детям до года интересны именно свойства предметов, а не результат действий с ними, поэтому действие с предметом должно быть простым и нацеленным именно на его исследование, а не на завершённый цикл.

И ещё одна деталь: помните о том, что предметы и игрушки могут быть брошены в вас или на пол, могут быть покусаны и пожёваны ребёнком, а потому должны быть достаточно лёгкими и безопасными для вас, малыша и окружающей обстановки.

Система Монтессори для детей от года до двух

Годовалый ребёнок, а особенно по достижению 1,5-2 лет, уже нацеливается на правильную последовательность в любой работе, подражая взрослым и сверстникам: он понимает, что определённая последовательность действий приводит к определённому результату.

Он уже более самостоятелен, способен концентрировать внимание на процессе работы, завершать несложный цикл действий и добиваться результата для похвалы от окружающих. Главная особенность этого возраста – познание особенностей окружающего мира на собственном опыте, и монтессори-материалы должны соответствовать способностям ребенка.

В развитии этих малышей помогут следующие занятия по системе Монтессори: — «Сундучок с секретами». Возьмите большую коробку, в неё соберите все ненужные вам баночки, флаконы, коробочки с крышками. В каждый из них положите подходящий по размеру сюрприз – мелкую игрушку или предмет.

Так ребёнок удовлетворит свой интерес к открыванию различных ёмкостей и разовьёт пальчики и кисти. — «Кормление». Возьмите ненужную пластиковую игрушку (хорошо, если это будет фигура животного) с полым корпусом и прорежьте в районе рта небольшое отверстие – чуть больше диаметра пальца ребёнка (чтобы пальчики не застревали).

Тренажёр готов – можете кормить питомца небольшими предметами – фасолью или макаронами – их достаточно сложно взять пальцами, и ещё сложнее просунуть в маленькое отверстие. По мере умения ребёнка питомца можно заменить другим – с более маленьким ртом, и кормить его более мелкими предметами – горохом или бусинками.

Это занятие тренирует не только мелкую моторику малыша, но и глазомер, и внимание, и терпение. — «Сенсорный таз». В большую миску или тазик насыпьте несколько видов круп, макарон, в глубину спрячьте несколько предметов (мелких игрушек или брелоков, ракушек, шишек, каштанов и пр.). Этот тазик будет любимой игрушкой ребёнка 9-15 месяцев.

Читайте также:  9 простых привычек, которые помогут похудеть

Правда, делать это лучше всего на кухне – там, где легче производить уборку. И первое время нужно учить малыша играть аккуратно – не разбрасывать, а перебирать содержимое, и научить его убирать за собой крупы с помощью щётки и совка. — «Игры с крупами».

Пересыпание круп (предпочтительнее гороха, мелких бобов) из одной емкости в другую с помощью ложки обязательно увлечет вашего малыша. Интересным является процесс засыпания крупы в обычную игрушечную мельницу, это лучше делать в большом тазу.

— «Банка с шариками». Возьмите банку или любую закрытую ёмкость с отверстием в крышке.

Задача простая – просовывать в отверстие подходящие по размеру предметы (это могут быть шарики, резиновые ёжики, каштаны, жёлуди), отверстие должно быть чуть меньше самого предмета, для того, чтобы ребенку необходимо было приложить усилие, просовывая предмет в банку. Для усложнения подойдёт обычная копилка с крупными и мелкими монетами. Помимо копилки можно сделать прорези в крышке банки под монеты разного диаметра, или в одной крышке несколько отверстий под различным углом.

— Резание. Дети 14-15 месяцев уже вполне способны резать ножницами, если их этому научить. Особенность в том, что учить резать их нужно обеими руками – так легче действовать и понять способ действий. Малышу несколько раз показывают, как открыть и закрыть ножницы, затем взрослый держит узкую полосу бумаги, а ребёнок разрезает её. Малышам полутора лет это удаётся со второго-третьего раза, и им это очень интересно – своими руками делить неделимое целое на части.

— Пальчиковые краски. Поскольку многие дети отрицательно относятся к краске на руках, лучше использовать тычки – скрученные рулончиком полоски поролона, перевязанные ниткой – и удобно и интересно.

— Пластилин. Попробуйте вместе с малышом слепить простые фигуры животных, фруктов, овощей, научите его катать шарики из пластилина между ладошками, используйте подручные средства для создания законченного образа (спички, палочки от листиков, яблок, груш). Обязательно показывайте ребенку образец, например, можно взять простую игрушку и, глядя на нее, лепить из пластилина задуманное.

— Водные игры. Понадобится поднос, различные чашки и кувшины, тазики, мисочки. Можно переливать воду из одной емкости в другую, учиться наливать воду через воронку в баночку, очень увлекает детей производство пены из мыльного раствора с помощью маленького венчика. Еще один интересный процесс — это отжимание небольших кусочков губок для посуды с помощью чеснокодавки. Так же не оставляет равнодушными извлечение предметов со дна тазика, наполненного водой, это могут быть, например, ракушки или камешки. — Аппликации. Нарисуйте на бумаге предварительно основу для будущего шедевра (или распечатайте на принтере), подготовьте заранее то, что ребенку предстоит приклеивать. Вместе с малышом нанесите клей на бумагу, помогите ему прилепить задуманное и вместе внимательно рассмотрите оригинал и получившееся творение.

Занятия по системе Монтессори ребятишек 2-3 лет

Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухлеткам нравится процесс работы и обучения, поскольку он приводит к результату. Они уже понимают, что нужно и можно чему-то учиться, и им это нравится.

Главная особенность этого возраста – творчество, изменение мира собственными силами. — Конструирование. Предоставьте детям многофункциональные предметы: камушки, деревянные брусочки, ткань, солому, верёвочки, – и они начнут творить.

Такие монтессори-материалы дают простор для творчества, готовят к ролевым играм, и при этом не ограничивают мышления ребёнка, что очень важно. — Разрезные картинки. Это ещё не паззлы, но похоже. Разрежьте картинку/открытку пополам, и покажите ребёнку, как можно её собрать.

Одновременно малышу можно дать две-три картинки, разрезанных пополам, если он понял способ действия. Затем эти же или другие картинки можно разрезать на три-четыре части и снова собирать. — Предметы определённых групп.

Разложите по корзинкам или коробочкам предметы и игрушки разных групп: домашние и дикие животные, ряд предметов от большого к маленькому, от узкого к широкому, от длинного к короткому, фрукты и овощи, предметы быта. Это могут быть сами предметы, их фигурки или карточки, объединённые общим признаком: цвет, форма, размер, способ, количество и пр.

Такие занятия по системе Монтессори развивают умение систематизировать, функции анализа и синтеза, мышление и речь.

Наблюдайте за своим ребёнком – что ему нравится, что не получается? На основе этих наблюдений и была создана система Монтессори. На основе своих наблюдений с использованием предлагаемых монтессори-материалов вы можете создать развивающую среду для собственного ребёнка.

Источник: https://mamuli.club/razvivaem-malysha-doma-po-metodike-montessori

Материалы Монтессори своими руками: игрушки, пособия, занятия

В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных… Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями…

[ads-for-wp ads-id=»9157″][ads-for-wp ads-id=»9158″]

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи.

Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию.

Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Аналоги классических Монтессори-игрушек

Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

Рамки-вкладыши

Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

Пирамидка из подушек

Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше — меньше».

Цветные ёжики

Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

Шнуровки

Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

Вместо деревянной основы можно воспользоваться фанерой или плотным картоном. Делаем в заготовке отверстия, если используете картон, подойдёт даже обычный дырокол.

Форма заготовки зависит от вашей фантазии, это может быть имитация обуви, которую кроха будет шнуровать, пуговицы, кораблики и т. д. Если времени совсем нет, за одну минуту можно проделать дыроколом отверстия в обычной картонной картинке, которая найдётся у любого ребёнка.

Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

Читайте также:  Как уговорить малыша есть овощи: 7 советов родителям

Скользящие мягкие шарики

Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

Источник: http://RearChildren.ru/metodiki/materialy-montessori-svoimi-rukami/

Создание монтессори-среды дома: стоит ли?

Стоит ли покупать монтессори-материалы домой?

Можно ли организовать монтессори-пространство дома?

В сообществе недавно уже была выложена статья на тему «Стоит ли покупать монтессори-материалы домой», но если кто не видел, то почитать можно здесь.

Я немного не согласна с написанным в статье с точки зрения расстановки акцентов.

Во-первых, я предлагаю упустить финансовый вопрос, поскольку дешево/дорого — это довольно оценочные суждения. Да и есть на рынке детских товаров игры и развивающие материалы тоже стоящие отнюдь не пол-копейки. Поэтому здесь не будем рассуждать о деньгах.

Во-вторых, не представляется мне первостепенно важным вопрос о габаритах детской комнаты. Это все частности.

Я хочу поговорить о целесообразности монтессори-среды в домашних условиях как таковой.

И вот что я думаю.

В первую очередь хочу разочаровать, полноценную монтессори-среду дома организовать не получится. Даже если родитель монтессори-педагог. Хотя бы потому, что монтессори-среда — это среда детского сада или школы.

Я нигде не встречала, чтобы Мария Монтессори говорила об устройстве детских комнат именно дома. А коллектив разновозрастных детей очень и очень важная составляющая процесса обучения в монтессори-системе.

Да и обученный монтессори-педагог (а правильнее даже сказать «наставница») необходим(а). (Я писала здесь эссе на эту тему, но очень неудобоваримо читать, это учебная работа).

Но, допустим, что родитель, имеющий знания в монтессори-педагогике, создал упорядоченное монтессори-пространство дома. Все по правилам! Полочки, коврики, детская мебель, зональное разделение (практика, математика, сенсорика, развитие речи, космос), подносы … Вот все как в монтессори-детском саду, только для своего ребенка/детей.

Вот как это может выглядеть (взяла из пинтереста несколько фотографий):

Насколько это необходимо? (Повторяюсь, речь не идет о стоимости и помещениях. Пусть у нас есть миллион и мы живем в ангаре )) ).

Я бы очень хотела услышать в комментариях ваши мнения.

Я же сомневаюсь в целесообразности этого.

Дом — это дом, своя «нора», с любимым медвежонком на кровати, тапочками и завалами книжек у кровати. А такое упорядоченное монтессори-пространство — это класс по сути. Пусть и сделанный дома. Когда в игровой комнате, где ребенок должен играть и отдыхать, перманентно 24/7 класс для занятий, то это мне не кажется правильным.

Если же «монтессори-пространство» в одной части комнаты, а медведи и тапочки в другой? Тоже сомнительно! Правила в монтессори-среде довольно определенные (убирать на место, в среде не игрушки, а определенные материалы). Как провести «демаркационную линию» между пространствами? Хотя, наверное, решения есть.

Ну хорошо. У нас же ангар да? Есть монтессори-класс, есть комната-спалья с игрушками. Кажется, разумно.

Но это если мы миллионеры и у нас ангар ) Хотя тут уж овчинка выделки не стоит: куда проще отдать ребенка в монтессори-сад.

Или уж открыть свой собственный в этом самом помещении ))) Напомню, что именно в коллективе монтессори-среда наиболее эффективна (причем не в абы каком коллективе, а в прошедшем адаптацию).

С другой стороны моих сомнений красивые картинки ) И тема хоумскулинга. Так может в этом случае домашняя монтессори-среда вполне эффективна и целесообразна?

Но это лишь мое мнение. Очень было бы интересно услышать ваше!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/montessoridoma/3132811

Методика монтессори для детей 1-3 в домашних условиях

29 Сентября 2016

Монтессори методика раннего развития. Основные принципы методики. Тематическое разделение класса по зонам. Какие материалы необходимы для занятий. Монтессори для детей от 1 до 3 лет в домашних условиях.

Система воспитания Монтессори, основанная в начале 20 века итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори, является на сегодняшний день одной из популярнейших теорий развития ребенка.

Монтессори педагогика, базирующаяся на принципах индивидуального подхода к ребенку, максимальной свободы и невмешательства в деятельность маленького человека, ставит своей целью полное раскрытие потенциала, заложенного в каждом индивидууме. 

Основные принципы системы Монтессори

Основой системы Монтессори является правильно организованное пространство вокруг ребенка, позволяющее ему действовать самостоятельно, находить себе интересные занятия независимо от взрослого и постепенно развиваться.

Все оборудование в Монтессори классе соответствует размерам ребенка и изготовлено из легких материалов, чтобы малыш мог передвигать мебель и выбирать удобное ему место для занятий.

Передвижение мебели и умение обращаться с хрупкими предметами, которые также присутствуют в классе, развивает моторику и координацию движений.

Обучающая среда Монтессори состоит не только из правильно организованного пространства, но и из специально подобранных обучающих материалов, которые расположены на уровне зрения малыша и одним своим видом призывают ребенка к действию.

Материалы отобраны по принципу максимальной привлекательности и, одновременно, пользы для развития логики, мелкой моторики и пространственного мышления. Ребенок выбирает себе материал для работы и, сам того не замечая, обучается в игровой форме, ставит себе цель и достигает её методом проб и ошибок.

Материалы представлены в единственном экземпляре, с целью научить детей взаимодействовать друг с другом и приходить к компромиссу.

Важная особенность системы Монтессори — это разный возраст детей в группе, например, совместные группы детей от 3 до 6 лет.

Эта особенность связана с тем, что дети гораздо быстрее обучаются на примере других, более старших детей, нежели взрослых.

Другой важный принцип педагогики Монтессори — отсутствие поощрений и наказаний, основной наградой и побудителем к получению новых знаний является сам процесс познания и совершенные в процессе открытия.

Роль взрослого в системе Монтессори

С самого рождения происходит абсолютно естественный процесс отделения ребенка от родителя, в Монтессори педагогике очень важна роль взрослого (родителя или воспитателя) и его правильного поведения, позволяющего малышу постепенно полностью избавиться от родительской опеки и действовать самостоятельно.

На пути детского познания взрослый становится не столько учителем, сколько помощником и наблюдателем.

Роль воспитателя состоит в том, чтобы подготовить и сформировать правильную среду, основанную на индивидуальных особенностях и интересах ребенка, позволяющую ему развиваться и сосредотачиваться на интересующих его видах деятельности.

В конечном итоге, малыш всегда сам решает, чем ему интересно заниматься именно сейчас, а Монтессори педагог может лишь помочь ему выбрать материал или показать, как с ним работать, если малыш в замешательстве и просит о помощи. Основная задача преподавателя — не мешать малышу и не прерывать его процесс познания.

Еще одна из функций взрослого в системе Монтессори — это поддержание порядка в мире, окружающем ребенка. Изначально именно взрослый расставляет учебные материалы по своим местам, постепенно малыш научится делать это сам, родители же следят за исполнением распорядка дня.

Именно порядок позволяет ребенку разобраться во всем многообразии устройства мира и обрести, таким образом, порядок внутри себя.

Взрослый же отвечает за нейтрализацию и направление в конструктивное русло действий тех детей, поведение которых мешает развитию и процессу познания остальных малышей.

Тематическое разделение Монтессори класса и материалы

Отказавшись от традиционной системы классов с партами и кафедрой для учителя, Монтессори предложила разделить учебное помещение на тематические зоны, наполненные дидактическими материалами, взаимодействовать с которыми дети могут самостоятельно в своем индивидуальном ритме.

Такое разделение классов помогает им быстрее ориентироваться в пространстве, легче обобщать получаемую информацию и поддерживать порядок.<\p>

Принято выделять 5 тематических зон, на самом же деле их количество может быть неограниченно и зависит лишь от фантазии преподавателя.

 

Первая из них — это зона практической жизни, где ребенок совершенствует навыки самообслуживания и заботы об окружающем мире.

Здесь малыши учатся пользоваться столовыми приборами, щипцами, ножницами, пересыпать крупы, переливать воду, чистить зубы, расчёсываться, завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и другие замочки на одежде, ухаживать за растениями, поддерживать чистоту с помощью щетки и совочка.

Дети постоянно упражняются со специально приготовленными материалами: кувшинчиками, ложками, губками, тем самым не только совершенствуя мелкую моторику и навыки самообслуживания, но и получая огромное удовольствие от взаимодействия с запрещенными дома, «взрослыми» предметами.

Зона развития сенсорики посвящена совершенствованию органов чувств, ведь именно с их помощью происходит процесс познания у детей.

Здесь собраны монтессори материалы для развития зрения, слуха (шумовые цилиндры, колокольчики), осязания (материалы с различными поверхностями и текстурами), обоняния (баночки с запахами), понятия веса и геометрических фигур и другие.

Малыши не только развивают конкретные органы чувств, но и одновременно осваивают понятия величины, формы, цвета, длины, различают шершавые и гладкие поверхности, громкие и тихие звуки, учатся сравнивать и обобщать. В этой же зоне представлены различные материалы для творчества: краски, кисти, пластилин, воск, цветная бумага и клей, мелки и т.д.

Зона космического воспитания предоставляет материалы для формирования у детей понимания времени, пространства и окружающего мира.

Дети знакомятся с природой, животными и растениями, узнают про времена года, профессии, части тела, географические понятия, учатся обобщать и классифицировать, например, что такое овощи и фрукты, насекомые и птицы и т.д.

Важна и зона языка, где малыши могут изучать алфавит и слоги, учиться читать и писать. 

Выделяют также специальную зону для двигательной активности, оснащенную спортивным комплексом с лесенками, кольцами, качелями, турниками, где малыши могут лазить, прыгать, висеть, качаться, развивать равновесие.

Система Монтессори получила признание по всему миру благодаря своей простоте и универсальности, ведь для следования ей совсем не обязательно идти в специальную школу, тематические зоны можно организовать и дома, а материалы сделать своими руками. Главное, помнить, что ребенок — это первооткрыватель, способный на многое, если превратить его развитие в увлекательный процесс.

Система Монтессори в домашних условиях

Данную систему не сложно реализовать в домашних условиях. Основная задача родителей — создать безопасное пространство для ребенка, разделить на тематические зоны. Хочу показать вам нашу игровую комнату.

Зону практической жизни я не стала выносить в игровую, Максим знает где находятся тряпки, совок и щетка, при необходимости идет в ванную комнату и берет все необходимое. Точно так же и с кухней, иногда помогает мыть посуду, готовить и т. д.

Я контролирую все эти процессы, и не запрещаю ему получать навыки бытовой жизни на реальных предметах. А это наша игровая и спальня.

На нижних полках шкафа книги по возрасту Максима, на верхних — на вырост и мои. Нижние полочки — это гараж, машины мы очень любим. Также есть полочка с логическими игрушками, музыкальными инструментами и полка с животными, продуктами и кассой (здесь масса ролевых игр «магазин», «покорми зверей», «кто что ест», «чаепитие» и т. д.). 

Спортивная зона с комплексом.
Творческая зона. На столике всегда лежат листочки, стоят фломастеры, карандаши и мелки, рядом кинетический песок и формочки. Максим часто подходит и самостоятельно садится рисовать или лепить.

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/development/montessori-early-development-method.html

Ссылка на основную публикацию