О чем говорит детский рисунок

Психология детского рисунка с примером

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/moda/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

О чем говорят детские рисунки?

Дети обожают рисовать. Детские рисунки ценны тем, что содержат информацию не только о художественных способностях ребенка и его технических навыках в изодеятельности, но и о эмоционально-психологическом состоянии.

Чтобы интерпретировать детские рисунки не обязательно быть психологом.

При желании основами анализа может овладеть любой родитель или близкий ребенку человек, для которого необходимо понять, что чувствует малыш, что для него особенно важно в его мировосприятии, какие проблемы его беспокоят.

Цвет в рисунке

Наиболее важным показателем настроения и ощущения ребенка является цвет. Нормой считается, если малыш использует в рисунке 5 – 6 цветов.

Если ребенок использует большее количество красок, то это свидетельствует о его эмоциональности и, возможно, о художественной одаренности.

Если палитра рисунка бедна, то ребенок испытывает негативное воздействие или в его жизни недостаточно ярких впечатлений.

Преобладание желтого и фиолетового говорит о том, что ребенок очень позитивно воспринимает окружающий мир. Красный цвет — показатель гиперактивности и даже агрессивности.

В рисунке много синего – малыш испытывает внутреннее напряжение, зеленого – ребенок ощущает неуверенность и переживает за свою безопасность.

Коричневый сигнализирует о переживаемом дискомфорте, а черный отражает подавленность, негативизм, полное отсутствие понимания и принятия со стороны близких.

Изображение людей и животных

То как изображает ребенок людей, а иногда и животных красноречиво говорит о том, какие чувства он испытывает к близким, как воспринимает существующие взаимоотношения. Предложив нарисовать дошкольнику или младшему школьнику семью, вы проведете несложный тест.

Если ребенок кого-либо из домочадцев не нарисовал, то это является свидетельством того, что родственник несимпатичен ему. Самый близкий к автору рисунка человек будет нарисован рядом, а цвет его одежды, скорее всего, будет совпадать с цветом костюма малыша.

Хороший знак, когда размеры каждого изображенного соотносятся с ростом реальных людей. Если же папа горой нависает над крошечным ребенком на рисунке, то в реальности малыш боится своего родителя.

Когда же ребенок изображает себя больше всех, даже взрослых членов семьи, то это тревожный сигнал: растет махровый эгоист! Нередко ребенок изображает семейство животных. Интерпретировать данный рисунок необходимо аналогично рисунку с изображением людей. Важно также как нарисованы черты лица, части тела.

Поднятые руки, большие кисти, оскаленные зубы, волосы дыбом – все это проявление агрессии. Маленькие глазки символизируют страх, отсутствие рта – невозможность высказаться. Если у кого-то отсутствуют уши, то этот член семьи не слышит окружающих.

Детали рисунка

Многие детали рисунка очень показательны. Так, если ребенок рисует темные тучи, черных птиц, то он тяжело переживает негативные процессы, происходящие в семье.

На рисунке имеются стены или какие-либо предметы между изображаемыми человечками? Значит, существуют значительные трудности во взаимопонимании между членами семьи. Яркие цветы, бабочки, разноцветные птицы – ребенок настроен оптимистично, в его жизни преобладают радостные события.

Ведутся споры, как объяснить изображение солнца. Ведь в рисунках детей, которые воспитываются в детском доме, это самый часто встречающийся элемент.

Большинство психологов полагают, что если солнце появляется в рисунках, где его присутствие оправдано, да и размеры изображаемого светила реалистичны, то ребенок чувствует себя вполне комфортно. Чрезмерная величина солнца и появление его в рисунках, где не должно быть (например, в комнате), указывает на то, что малыш ощущает нехватку материнского тепла.

Характер линий

Слабый нажим свидетельствует о психологической неустойчивости, чрезмерный нажим вкупе с тем, что изображение «не помещается» в границах рисунка, – ребенок агрессивен, размашистая и небрежная линия сигнализирует о том, что малыш импульсивен, склонен к эмоциональным взрывам. Аккуратные линии со средней степенью нажима говорят об уравновешенности и стабильном состоянии ребенка.

Единичный рисунок не может полностью раскрыть состояние ребенка. Только рассмотрев несколько изоработ, сделанных с небольшими временными интервалами, можно сделать вывод о психологическом состоянии малыша. Если в рисунках много тревожных деталей, постарайтесь переосмыслить отношения в семье, направить взаимоотношения между членами семьи в позитивное русло.

Источник: https://womanadvice.ru/o-chem-govoryat-detskie-risunki

О чем говорит детский рисунок

Все статьи на Bebeshka.info » Разное

2661 (15 за неделю) / 19.12.14 11:13

Ни один из родителей до конца не знает, с какими страхами и волнениями сталкивается его ребенок ежедневно, быть может, даже во сне.

Для того чтобы понять внутренний мир ребенка, так сказать, узнать его изнутри, поможет тщательный анализ его рисунков.

Здесь основное внимание нужно уделять не только тому, что рисует ребенок, но и тому, какими цветами он преимущественно пользуется.

Вы никогда не задумывались, почему дети в дошкольных учреждениях зачастую рисуют одни и те же рисунки по заданию воспитателя, но, тем не менее, получаются они у всех все равно разные. Ту же самую матрешку, машинку или пейзаж все видят и представляют себе по-своему. Каждый малыш воспринимает этот мир созвучно своим ощущениям и эмоциям.

Вообще, существует такой метод в психотерапии, именуемый гештальт-терапией, который направлен на то, чтобы посредством рисунков определить состояние человека, его переживания, а также помочь ему избавиться от различных комплексов и страхов. Но мы не будем заходить так далеко. Научимся просто правильно «трактовать» то, что мы видим и понимать, что с этим делать.

Итак, рассмотрим рисунки вашего малыша более подробно. На стандартных детских рисунках обычно присутствуют дома, деревья, цветы, трава, насекомые, животные и люди.

Если на всех просмотренных вами рисунках вы нигде не обнаружили изображения человека, вам стоит задуматься. Возможно, у вашего малыша имеются некоторые проблемы в общении.

Читайте также:  Режим дня ребенка в 6 месяцев

Если основную часть рисунков составляют агрессивные по виду животные или некие рогатые, зубастые, клыкастые существа – ваш ребенок явно напряжен или испытывает некоторую тревогу. Не стоит придавать значения лишь рисункам подобных героев из мультипликационных фильмов. Это говорит только о том, что он рисует то, что недавно видел.

Мальчики 6-7 лет часто рисуют воинов, оружие, динозавров или опасных змей, скорпионов и пауков. Повода для беспокойства здесь не ищите. Таким образом они приучают себя к мысли защитников слабых, готовят себя к роли мужчины в обществе. Это абсолютно соответствует их возрасту и полу.

То же самое можно сказать и про девочек этого возраста. Рисунки с принцессами, королевами, каретами, бантиками и цветочками говорят, что они в полной мере ощущают себя будущими женщинами, роль которых быть красивыми и привлекательными.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы все рисунки были, если можно так сказать, адекватными. Что это означает? Например, нарисован человек, но у него не хватает руки, ноги или голова расположена не в том месте, где должна быть.

Быть может, ваш малыш еще слишком мал и не умеет передавать на бумаге то, что хочет. Но и не стоит исключать наличия некоторых проблем в его развитии.

В любом случае сразу пугаться и паниковать не нужно, присмотритесь к его поведению и только потом делайте выводы.

Цвета

Существует мнение, что цвета на рисунках передают эмоции. Так это или нет, доподлинно неизвестно никому. Но при анализе рисунков вашего малыша цвета играют не самую последнюю роль. Особое внимание заслуживает чрезмерное закрашивание предметов или явное несоответствие реальным цветам.

Например, зеленое солнце. Такого в природе не существует, но малыш нарисовал его зеленым. Спросите его, почему. Возможно, ответ ребенка на ваш вопрос окажется вполне логичным и обоснованным (солнце глазами жителей страны Гудвина – убедительно, не так ли?).

  • Синий цвет считается цветом спокойствия и уверенности. Если ребенок нарисовал школу такого цвета (а она не синяя, а серая), не переживайте – это признак того, что ему там спокойно и учебный процесс не доставляет ему неприятных эмоций.
  • Желтый цвет – цвет жизнерадостности, активности и положительного настроя.
  • Зеленый цвет – означает стабильность, надежность и комфорт. То есть, если вас нарисовали в зеленой одежде, можно расценивать это едва ли не за комплимент. Значит, ребенку с вами хорошо или же вы все время носите одежду только такого цвета.
  • Серый цвет – неосознанная тревога или смутное беспокойство.
  • Коричневый цвет – сигнализирует о некотором дискомфорте (возможно, физическом) у ребенка, незащищенности и даже попытке загородиться от внешнего мира.
  • Красный цвет во все времена считался цветом любви, крови и агрессии. Если в рисунке очень много предметов, раскрашенных в красный цвет, это означает наличие раздражения на что-то или кого-то. Если один из членов семьи «одет» в красный цвет, значит, у ребенка с этим человеком связан определенный конфликт. По возможности, стоит поговорить с тем, кого нарисовали, и попытаться наладить отношение между ним и ребенком.
  • Розовый цвет передает ощущение нежности, легкости и чувствительности.
  • Черный цвет указывает на тревогу, переживания или подавленное состояние, особенно, если его очень много. Конечно, не стоит бить тревогу на основании нескольких рисунков, выполненных в черном цвете. Это просто напросто мог быть единственный фломастер или карандаш под рукой в тот момент. Не бойтесь задавать вопросы ребенку – ответы на них бывают гораздо лучше и оптимистичнее наших мыслей.

И помните, если предметы на рисунках сильно закрашены, заштрихованы или замазаны, это может говорить о сильных душевных волнениях и переживаниях.

Непосредственно то, на чем акцентировал свое внимание ребенок и должно послужить вам своеобразным звоночком «обрати на это внимание!».

Это может быть боязнь врачей (несколько раз обведенный карандашом шприц), страх потерять близкого родственника (мама болеет, и поэтому она на рисунках выделена более жирной линией) или соседская злая собака.

Размеры и расположение деталей рисунка

Детали рисунка имеют не меньшее значение, чем форма и цвет. Например, если ребенок рисует очень мелко и неразборчиво, это говорит о его неуверенности в себе и застенчивости. Совсем маленький рисунок и едва различимые фигуры на нем дают понять, что малыша что-то тревожит или он чего-то боится.

Самые важные и значимые фигуры всегда больше остальных по размеру. Имейте это в виду, когда рассматривая рисунок с изображенными на нем друзьями вашего ребенка, самым высоким окажется именно тот, который пользуется большей его симпатией и уважением.

  • Отсутствие рук у человека на рисунке свидетельствует о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками, нехватке общения.
  • Тоненькие ноги – о неуверенности.
  • Огромная по сравнению с туловищем голова – ребенок обращает особое внимание на умственные способности человека.
  • Большие уши – говорят о восприимчивости к чужому мнению.

Главное в рисунках – это общее восприятие. Постарайтесь прочувствовать свое состояние от увиденного. Страшные лица, выражающие ужас, боль, одиночество или испуг должны насторожить вас. Возможно, у вас появится еще один повод обнять вашего малыша, сказать ему о том, как он вам дорог и постараться собственными усилиями развеять все его страхи и волнения.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/raznoe/o-chem-govorit-detskiy-risunok/

Психология детского рисунка: Значение рисунка семьи, человека, дом

Оценить психологическое состояние ребёнка, порой очень сложная задача, ведь маленьких детей многое происходит исключительно на уровне подсознания, например, ребёнок боится отца, а может и ненавидит его в глубине души, но он слишком мал, чтобы понимать эти ощущения и, на вопрос об этом, наверняка ничего не ответит. Под внешней беспечностью, может скрываться целая буря эмоций. Как же определить, что на самом деле происходит с малышом? Всё очень просто – для этого существует психология детского рисунка, детский рисунок расскажет обо всём, что творится на душе у малыша.

Психология детского рисунка

Расшифровка детского рисунка семьи

Рисуем семью.Расшифровка детского рисунка семьи даёт представление о том, какребёнок относится к тому или иному члену семьи. Достаточно просто дать ему карандаши, листок бумаги и попросить нарисовать свою семью. Дети любят рисовать и малыш охотно возьмётся за выполнение задания. Остаётся лишь узнать значение детских рисунков в психологии.

Желательно потихоньку наблюдать за процессом рисования. Чаще всего малыш начинает рисовать свою семью с человека, который для него наиболее авторитетен и значим.

Если все нарисованные люди крохотного роста, это означает, что у ребёнка крайне низкая самооценка, если фигурки нарисованы вверху листа, это говорить о том, что малыш не доволен своим положением в семье и, подсознательно, стремиться исправить ситуацию.

Если напротив, все нарисованы внизу, это свидетельствует о низком уровне притязаний ребёнка. Любимый член семьи, обычно, рисуется не только первым, но и прорисован лучше остальных.

Расстояние между нарисованными людьми, символизирует близость в семье.

Если все люди расположены рядом друг с другом, значит в семье царят дружеские, доверительные отношения, особенно это очевидно, если между фигурками нет предметов и они держатся за руки.

Если же расстояние большое, между людьми имеются различные предметы или все заняты чем-то своим, это говорит о том, что семья разобщена и в ней нет особой близости и теплоты.

Изображение самого малыша, поведает о нём практически всё, что нужно знать. Итак, если ребёнок изобразил себя ростом наравне, а то и выше чем взрослые, он чувствует себя особенным, уникальным и очень важным. Излишне маленький рост свидетельствует об ощущении униженности. Наличие шляпы, говорит о необходимости защиты.

О закрытости ребёнка говорят не прорисованные черты его лица. Внутренняя агрессия изображается открытым ртом с зубами, а страхи, большими глазами. Широко расставленные ноги, говорят о том, что малыш уверен в себе, а убранные за спину или в карманы руки, напротив, о неуверенности.

Дети редко рисуют уши, но если они всё же изображены, это значит, что малыш и правда слушается родителей и их слова для него имеют большой вес.

На детских рисунках почти всегда есть солнце, это символ тепла и благополучия. Но если на рисунке изображён кто-то, кто отгораживает малыша от солнца, скорее всего этот человек в жизни лишает его комфорта и теплоты.

Преобладание на рисунке всевозможных предметов, говорит о том, что семья ориентирована на материальное, а не духовное.

Очень плохо, если на рисунке нет кого-то из членов семьи, а ещё хуже, когда нет самого ребёнка. В первом случае это означает безразличие или неприязнь к отсутствующему члену семьи, а во втором, что ребёнок чувствует себя ненужным в этой семье.

Присутствие на рисунке лишних людей, говорит о том, что ребёнку не комфортно и он желает что-нибудь поменять.

Фигурка нарисованная резкими и прерывистыми линиями, изображает самого неприятного для ребёнка члена семьи, в то время как все те, кого малыш люби, будут нарисованы мягкими и плавными линиями.

Нарисованный домик

Ещё одним тестом в психологии детского рисунка является рисунок дома.

Если дом нарисован большой, значит ребёнок открытый, гостеприимный, общительный. Если имеется лестница, ведущая в глухую стену, значит в семье есть скрытый конфликт. Нарисованный где-то вдалеке дом, говорит о том, что ребёнок ощущает себя отверженным и одиноким. Если вокруг дома много разных построек – ребёнок находится в тревожном состоянии.

В домике прорисована задняя стена – ребёнок стремиться держать себя в руках, контролируя эмоции. Если у стен нет основы, ребёнок витает в облаках, связь с реальностью слаба. У стен нижние конуры прорисованы особо чётко – малыш испытывает тревогу, затруднения. Прозрачные стены говорят о жажде лидерства, а тонкие боковые линии о нервном истощении.

Большие открытые двери – признак общительности, но если они очень большие, это может говорить о зависимости от других. Маленькие двери, говорят о неуверенности в себе. Если дверей много, нарисованы и задние и боковые – ребёнок стремится к одиночеству, а если их и вовсе нет, у ребёнка трудности с общением.

Много окон, означает жажду общения, а большое окно – символ общительности. Занавески на окнах – закрытость, а решётки – закомплексованность. Если окна нарисованы лишь на верхнем этаже, ребёнок живёт в мире фантазий и далёк от реальности.

Крыша, представляющая собой жирную линию, говорит о том, что ребёнок фантазёр. Если крыша не сочетается с основной стеной, ребёнок не может отыскать своего места в жизни. Карниз, выведенный за пределы крыши, означает, что ребёнок стремиться защититься от собственных страхов.

Спрятанная с другой стороны крыши труба, означает, что ребёнок стремится избегать эмоционального сближения с родными. Тонкая струйка дыма, говорит о недостатки общения с родителями, а густой дым о внутреннем напряжении.

Расшифровка детского рисунка дом, даёт понимание того, насколько ребёнок общительный, что ему ближе, фантазии или реальность и т. д.

Развитие ребёнка определяется рисунком человека

Расшифровывая детский рисунок человека в полный рост, можно определить насколькоребёнок соответствует по уровню развития своему возрасту.

Ребёнку даётся задание, в котором он должен нарисовать человека в полный рост, после чего проводится подсчёт баллов.

По 1 баллу начисляют за наличие шеи, бровей, ушей, пальцев, одежды, ступней или обуви, волос или шапки. Если пальцев по 5 штук, то добавляется ещё 1 балл. За пластичность человека добавляют 8 баллов, если же пластичность изображена частично, то 4 балла.  В случае, когда руки и ноги изображены 2мя линиями, начисляется ещё 2 балла.

В итоге получается результат от 0 и до 30. Для каждого возраста, свой идеальный результат. Данный тест говорит об умственном развитии ребёнка и выявляет отстающих детей.

Итак, детский рисунок способен о многом рассказать и всё же, здесь очень много допущений.

Например, ребёнок живущий в частном доме и наблюдавший дым из трубы, может рисовать густой дым, лишь повторяя увиденное.

Тем не менее, детский рисунок практически единственный способ узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека, именно поэтому придаётся особое значение детским рисункам в психологии.

Источник: http://razvitiedetei.info/tvorcheskoe-razvitie/psixologiya-detskogo-risunka.html

Как понять ребенка через его рисунки? Психология детского рисунка

В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях.

Читайте также:  Как вести себя с женщиной, потерявшей ребенка: распространенные ошибки. мнение психолога

Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет.

Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.

Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка.

Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников.

Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».

Педагог-психолог Ирина Уточкина

Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам.

Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние.

По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.

Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок.

А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника.

Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.

Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности

В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности.

Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка.

Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».

Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги

Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично.

Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка.

Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений

Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.

Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые.

Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно.

Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.

Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:

  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)

Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания.

Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок.

Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Источник: https://parent-portal.ru/2018/08/17/kak-ponyat-rebenka-cherez-ego-risunki-psihologiya-detskogo-risunka/

Психология детского рисунка: все, что не сказано вслух

Содержание

Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания. Ребенок тем более ограничен недостаточностью словарного запаса и психологическими барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в таком явном виде. Эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно прочитать по рисункам ребенка.

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать.

Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны.

Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность достаточно часто проводить мини-анализ и срочно принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы.

Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  • соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  • симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  • приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  • страхи и скрываемые переживания;
  • тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка.

Оценка соответствия уровня развития ребенка его возрасту через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Читайте также:  Как наладить отношения между ребенком и его бабушками и дедушками?

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок.

Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти.

Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.

Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного.

Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков.

К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.

Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее.

Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации.

Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.

О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.

Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.

Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.

Фиолетовый – цвет фантазеров.

Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного.

Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек. Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением.

Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны.

Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры. Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком.

Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.

Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.

Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.

Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.

Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.

Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  • Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера.
  • Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим.
  • Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Что еще почитать

Ведущая деятельность младенческого возраста

Когда дети начинают говорить агу

Адаптация ребенка к детскому саду

Источник: http://SZabotoi.ru/detskaya-psihologiya/risunok

О чем нам могут рассказать детские рисунки?

Многие молодые родители знают, как их дети любят рисовать. В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться.

Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Дети дошкольного возраста стремятся выразить свои потребности посредством игры.

Поэтому в психологии для диагностики детей часто используют невербальные методы. Наиболее информативными являются рисунок человека, рисунок семьи.

Ребенок в игровой форме сообщает о своих потребностях, переживаниях, страхах и стремлениях.

Вспомните, при поступлении в школу, ребенку дают лист бумаги, и просят нарисовать человека. Это делается не только для смягчения процедуры оценивания знаний, но и для определения уровня умственного развития и изучения личностных особенностей ребенка.

Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы.

Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой, руки прорисовываются от середины туловища.

В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда.

Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный). Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках.

Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе:

– в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;

– в нижней части листа – заниженная самооценка;

– в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;

– выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.

Важным показателем являться сила нажатия на карандаш:

– сильный нажим указывает на эмоциональное напряжение, затрудненные при переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на конкретных переживаниях и действиях;

– сверхсильный – гиперактивность, иногда агрессивное поведение;

– слабый нажим, линии едва видны (нитевидные) – уменьшение активности, нервное истощение, сниженное настроение, застенчивость, неуверенность в себе;

– нажим изменяется – перепады настроения, нестабильное состояние;

Обратите внимание на размер рисунка:

– значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности;

– меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.

Наличие однообразных деталей, чрезмерная аккуратность рисунка, подчеркнутый контур указывают на высокий самоконтроль (стремление скрыть от окружающих свои переживания и проблемы).

На наличие тревоги у ребенка может указывать множественность линий, штриховка, частое исправление, не доведенные до конца линии.

Плотная штриховка глаз (зачеркивание) или изображение глаз без зрачков (пустые круги) говорит о наличии навязчивых страхов.

Плотно прижатые к телу руки, угловатость и худоба изображенной фигуры, грустное лицо изображаемого персонажа свидетельствуют о замкнутости, необщительности, концентрации на своих переживаниях.

О наличии проблем в сфере общения могут свидетельствовать слабо прорисованные черты лица, маленькие кисти рук, руки в карманах, скрещенные руки на груди или руки за спиной.

Если кисти рук прорисованы и подчеркнуты, это указывает на сильную потребность в общении, которая по разным причинам не удовлетворена.

Широко расставленные в сторону руки (как будто человечек хочет кого-то обнять) и ноги, улыбка изображаемого персонажа свидетельствует о коммуникабельности, уверенности в себе, веселом характере, отсутствии проблем с общением.

Демонстративность проявляется в вырисовывании дополнительных деталей: прически, наряда (надписи на одежде), украшений, ресниц. Такие дети любят быть на виду, им присуща большая потребность во внимании и похвале.

Это они с огромным удовольствием декламируют стихи, стоя на табурете, участвуют в школьных спектаклях.

Родителям нужно уделять, таким детям, больше внимания, когда они ведут себя хорошо и как можно менее эмоционально реагировать на негативные моменты.

Преувеличенный размер головы человечка, может указывать на особо ценное значение умственных способностей для ребенка, склонность к фантазированию и мечтанию. Сильно уменьшенный размер головы, наоборот, свидетельствует о низком значении интеллекта для ребенка.

Чересчур увеличенные ступни ног на рисунке могут указывать на потребность в опоре и поддержке, а уменьшенное их изображение свидетельствует о слабой бытовой ориентации ребенка, о неумелости в социальных контактах.

На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как: особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества.

Изображение зубов и острых элементов в рисунке указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства); агрессивные позы и поднятая вверх рука – о склонности к применению физической силы.

При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента: 1) по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики); 2) интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.

Любите и берегите себя!

Автор Виктория Жовтюк

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/detskie-risunki/

Ссылка на основную публикацию