Пересечение интересов или как утихомирить маленьких драчунов?

Давайте жить дружно, или Как обуздать драчуна

«Опять подрался!» И вот уже возмущенная мама и насупленный малыш уходят с детской площадки, потому что игры в одиночестве безопаснее для окружающих детей… Почему ребенок дерется? И как с этим бороться?

Согласно утверждениям психологов, на том или ином этапе взросления дерутся, кусаются и раздают тычки-щипки окружающим почти все дети. Детская агрессия может проявляться в двух вариантах: ребенок дерется с мамой или близкими родственниками (толкается, кусается, щипается, пинается) или ребенок дерется с другими детьми.

Драки – это один из вариантов познания мира, определения и защиты своих личных границ, попросту говоря, это так же нормально, как стремление засунуть все предметы в зоне видимости в рот или попытки согреть кошку в микроволновке (чтобы посмотреть, что из этого выйдет).

Если правильно реагировать на «неправильное» поведение драчуна, то этап будет пройден (возможно, даже не один раз), и либо стремление выяснять проблемы с помощью кулаков у ребенка пропадет, либо он найдет другие способы проявлять эмоции и добиваться справедливости.

Кто виноват?

Прежде чем переходить к решению проблемы, важно выяснить ее причины – они могут быть различными. В раннем возрасте, до 1 года, попытки укусить маму или дать приятелю из песочницы лопаткой по голове носят характер обычного любопытства: «А что из этого получится?» Попутно малыш уяснит для себя, вкусная ли у мамы рука, и громко ли будет плакать приятель.

От года до двух драки часто являются для ребенка способом выразить те эмоции, которые он пока не умеет выразить словами. В некоторых случаях (чаще во время баталий с мамой и близкими родственниками) малыш размахивает кулаками для снятия напряжения и воспринимает драку как веселую игру, не осознавая пока негативных последствий, в частности, что причиняет кому-то боль.

В возрасте от трех до пяти лет малыш уже неосознанно ищет границы допустимого поведения – «что такое хорошо и что такое плохо». Это период, когда дети активно взаимодействуют на детской площадке в процессе игры: конфликты возникают неизбежно – но ребенок не всегда знает, как их разрешать мирно.

В возрасте от пяти лет драки становятся способом самоутверждения, особенно для мальчиков. Конкуренция в мужском мире существует даже на уровне дошкольников. Как выделиться на фоне других? Как добиться авторитета и внимания к своим словам и поступкам? Впрочем, к дракам прибегают далеко не все ребята, так как многие из них к этому возрасту успевают научиться мирному разрешению споров.

Можно также выделить несколько причин детской агрессии, не имеющих отношения к возрасту ребенка. Они могут провоцировать малыша на драки практически в любом возрасте, кроме, возможно, самого младшего:

  • состояние здоровья, например болезнь (она вызывает чувство дискомфорта, которое, в свою очередь, выливается в неоправданную агрессию);
  • особенности характера (вспыльчивый, нетерпеливый);
  • подражание кому-либо из близких родственников (либо отцу, который часто ввязывается в «выяснение отношений», либо маме, которая склонна выплескивать раздражение на окружающих);
  • протест против жесткого воспитания или против гиперопеки;
  • способ привлечь внимание взрослых;
  • неумеренная самооборона;
  • конфликты в семье (даже если ребенок не видит их своими глазами, он чувствует напряжение);
  • ревность (ко второму ребенку или новому мужу мамы);
  • практика телесных наказаний в семье (вырабатывается установка «бить других можно»);
  • воспитание (мама и папа убеждают ребенка в его исключительности и внушают, что необходимо любыми способами, в том числе кулаками, отстаивать свои права).

Канадские ученые, совместно со специалистами больницы Сэн-Жюстин, в ходе наблюдений доказали, что агрессивное поведение ребенка является генетически наследственным явлением. Исследователи попросили родителей 667 пар близнецов оценить уровень агрессии детей в разные возрастные промежутки: 20, 32 и 50 месяцев.

Практика подтвердила теорию: агрессия наиболее характерна для детей раннего возраста. По мнению ученых, «роль» генов в агрессивности детей составляет 50%. Остальными факторами, приводящими к повышенной агрессивности, исследователи называют окружающую среду и ролевые модели в семье.

К счастью, несмотря на «давление» генов, большинство детей эту проблему перерастают.

Что делать?

Зачастую больше всего волнуются об «агрессивности» своего малыша мамы, у которых для таких волнений меньше всего поводов. Прежде чем задумываться о визите к психологу или жестких мерах наказания, стоит проанализировать, как часто ребенок дерется, что в большинстве случаев становится причиной или поводом для драки, какова динамика возникновения драк.

Когда действительно необходимо обратиться к врачу? Если вы видите в своем малыше признаки «патологического драчуна»: ребенок не столько пытается дракой решить какие-то проблемы и отстоять свои права, сколько самоутверждается или даже просто развлекается, обижая и задирая других детей. Этот драчун точно знает, что нужно сделать, чтобы спровоцировать драку.

И все же, как вести себя маме, если ее ребенок подрался, более того – стал инициатором драки, «первым начал»?

  1. Выразить недовольство поведением ребенка

Особенно это важно для малышей, которые пока не понимают, что поступают плохо и для которых реакция мамы – ориентир для дальнейших действий.

Если ваш малыш вас ударил или укусил, желательно сделать недовольное лицо, спустить ребенка с рук, отойти от него недалеко. При повторении таких действий малыш осознает следственную связь: «я дерусь – мама отдаляется».

Зачастую уже этого достаточно, чтобы в дальнейшем ребенок не проявлял агрессию ни по отношению к вам, ни по отношению к другим детям.

  1. Сказать коротко и ясно, что «драться нельзя»

От длинных рассуждений и нотаций толку будет немного, особенно если эмоции малыша еще не утихли. Для разговоров время наступит позднее.

  1. Дать ребенку время на осознание поступка

Ваше неодобрительное молчание станет для ребенка поводом задуматься о своем поведении. Вынужденный «тайм-аут» даст ему возможность немного «остыть».

Если драка произошла на детской площадке, обязательно нужно увести ребенка от места «стычки»: это не позволит небольшому конфликту перерасти в побоище (причем с участием взрослых), а также станет воспитательным элементом.

Малыш осознает, что драка может привести к уходу оттуда, откуда уходить не хотелось. Однако не стоит откладывать разговор в долгий ящик: дети забывают быстрее взрослых, и обсуждать вечером драку, произошедшую утром, нет смысла.

  1. Обсудить конфликт спокойно и в более благоприятных обстоятельствах

Когда ваш ребенок перестанет плакать, размахивать кулаками, у него выровняется дыхание, и вы поймете, что он готов вас слушать, а главное – услышит, необходимо выяснить причины драки и объяснить ребенку, что драться – плохо, так как он делает больно другим, что существуют мирные способы решения конфликта. Если ваш малыш еще плохо говорит, полезно будет проговорить его эмоции вслух и объяснить ему самому, почему он поступил так, как поступил. И как поступить следовало.

 

Ученые из Колумбийского и Принстонского университетов (США) провели масштабное исследование и обнаружили  взаимосвязь между потреблением детьми сладких газированных напитков и их агрессивным поведением. Результаты этого исследования были опубликованы в американском журнале по педиатрии (Journal of Pediatrics).

Исследователи проанализировали данные 2 929 пар матерей и детей и выявили, что 43% детей выпивали хотя бы 1 порцию газированных напитков в день, а 4% детей выпивали свыше 4 порций. При этом была замечена взаимосвязь: чем больше газированных напитков в день употреблял ребенок, тем выше был его уровень агрессии и замыкания в себе.

Дети, выпивавшие свыше 4 порций газировки в день, в 2 раза чаще ломали вещи и участвовали в драках, чем дети, не пьющие таких напитков. Результаты были относительно неизменными даже с учетом таких параметров, как социально-экономический статус семьи, случаи домашнего насилия и наличие послеродовой депрессии у матери.

В целом, врачи давно советуют родителям ограничивать употребление газированных напитков детьми, так как оно увеличивает риск возникновения зубных и сердечнососудистых заболеваний; более того, избыток сахара и кофеина в составе таких напитков влияет на химический состав крови и может спровоцировать всплеск гормонов адреналина и кортизола, отвечающих за стресс и сумбурное поведение.

О каких принципах стоит помнить, если ваш ребенок часто дерется?

  • Нельзя шлепать и наказывать ребенка, если он подрался – это закрепит у него агрессивную модель решения проблем, и драка станет способом выражения негативных эмоций. В случае телесного наказания возникает парадокс: «драться нельзя, но мама бьет меня, значит, драться можно».
  • Важно помнить о нейтралитете: во время детских конфликтов сложно «с ходу» разобраться, кто прав – кто виноват, и кто «первый начал». Если вы подозреваете, что зачинщик драки – чужой ребенок, не пытайтесь его «воспитывать»: для этого у него есть своя мама, а ваша критика будет воспринята в штыки. Если же первым ударил ваш ребенок, держитесь спокойно и уверенно, не бросайтесь защищать его или осуждать, тем более осуждать за компанию с другими мамами-свидетелями инцидента.
  • Оценивайте не ребенка, а его поступки. Не обобщайте («вечно ты лезешь в драку!»), не характеризуйте («почему ты такой драчун?»), не преувеличивайте и не драматизируйте. Но обязательно давайте понять ребенку, что он поступил плохо. Впрочем, это не мешает ему поступить «хорошо» в следующий раз.
  • Будьте примером – прозвучит банально, но это самый лучший способ воспитания. Если вы стремитесь разрешить противоречия мирным путем, прийти к компромиссу и учесть желания всех конфликтующих сторон; если вы уважительно относитесь к оппонентам, не переходите на личности, то этот способ разрешения конфликтов обязательно закрепится в сознании и привычках вашего ребенка. Достаточно лишь быть последовательными.
  • Будьте бдительны. Многие конфликты проще предотвратить, чем разрешить. Вовремя вмешивайтесь, если видите, что ребенок замахивается на соперника, готовится к драке,  пытайтесь отвлечь или предлагайте способ договориться. И все же психологи утверждают: нежелательно вмешиваться преждевременно и без веских причин, иначе ребенку будет сложно научиться искать выход из ситуации самостоятельно.
  • Будьте последовательны и единодушны: все взрослые в вашей семье должны выступать «единым фронтом», придерживаться одинаковых принципов разрешения конфликтов и одинаковых формулировок при обсуждении проявлений агрессии.
  • Закрепляйте успех похвалой: если ребенок сумел сдержаться или постарался договориться, за это обязательно нужно похвалить. Одобрение мамы – лучший стимул для самосовершенствования.

«Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других»

А если без драк?.

Возможно ли в принципе избежать драк и детской агрессии? Скорее всего, нет. Как мы уже упоминали, это неизбежный этап взросления. Однако детские психологи и педагоги предлагают несколько вариантов профилактики детских драк.

  1. Сократите количество агрессивных игр и возбудителей дома

Исследователями давно доказано: некоторые фильмы, передачи и мультфильмы, а также компьютерные игры провоцируют людей на агрессию.

Что уж говорить о детях, психика которых гораздо более чувствительна? Постарайтесь сделать так, чтобы дома ребенок слушал добрые детские песенки, смотрел полезные советские мультфильмы, читал не комиксы о супергероях, а книги о подвигах, приключениях и взаимопомощи.

  1. Подберите ребенку подходящий вид спорта

Чешский психолог Зденек Матейчик однажды сказал: «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других». Если ваш ребенок эмоциональный, подвижный и склонен к агрессии, возможно, ему просто нужен выход для эмоций и энергии.

Совсем не обязательно отправлять ребенка в секцию боевых искусств (в этом случае важен правильный выбор тренера), достаточно начать заниматься плаванием, легкой атлетикой или футболом. Занятия этими видами спорта способны снизить агрессивность, укрепить самооценку, научить ребенка адаптироваться в коллективе.

Если по каким-либо причинам вы не хотите или не можете отдать ребенка в спортивную секцию, предоставьте ему возможность много двигаться: займитесь физкультурой дома, чаще играйте в активные, подвижные игры.

  1. Обсудите с ребенком способы контролировать гнев

Не запрещайте ему выражать негативные эмоции, просто научите «выпускать пар» без вреда и телесных повреждений для окружающих. Помогут соответствующие игры, широко распространенные практики битья подушки или отражения своих эмоций на бумаге.

  1. Обучайте ребенка другим способам взаимодействия

Иногда наилучший выход – договориться, например, поменяться игрушками.

В некоторых случаях эффективно четкое словесное выражение недовольства (полезно будет выучить с ребенком подходящую фразу) и так называемое «предупреждение».

Чаще проигрывайте конфликтные ситуации с помощью игрушек, обращайте внимание ребенка на мирные выходы из конфликтов при чтении сказок и детских литературных произведений.

  1. Повышайте самооценку ребенка

Чтобы драка не стала способом малыша привлечь к себе ваше внимание, уделяйте его чаще и без повода.

Помните: настоящих драчунов очень мало, а ваш ребенок, при правильной реакции и разумных действиях с вашей стороны, очень скоро «перерастет» желание решить проблему с помощью кулаков.

***

Игры, обучающие управлять своими эмоциями:

«Сварливый жук»

Скажите малышу, что на нем спрятался сварливый жук. Этого жука нужно срочно найти! Проверьте в ушах, посмотрите в подмышках, поищите на рубашке и в карманах. А когда «найдете» — поймайте и выбросьте в окно.

«Мешочек со злостью»

Покажите мешочек ребенку и объясните, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится в душе, можно класть в него. Введите в обиход обязательное условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции «остаются в нем».

Читайте также:  Абрикосы и курага при грудном вскармливании

«Злая подушка» («Подушка для битья»)

Выберите отдельную подушку, которую можно бить, кусать, топтать, пинать, когда кто-то злится. Можно даже покричать прямо в подушку. Потом на этой подушке ни в коем случае нельзя спать или лежать, а хранить ее нужно в специальном месте.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 09.02.2017

Источник: https://materinstvo.ru/art/12809

Ваш ребенок – драчун? Рекомендации и советы

Дорогие родители, сегодня в ответ на письма нескольких мам с похожими вопросами даю эту статью, которую я писала для журнала «Няня». Это было еще до того момента, как у меня  появился свой сайт «Ваш детский психолог». Да-да… много времени уже прошло :))

Но тем не менее ее содержание остается актуальным, особенно, когда близятся теплые весенние и летние деньки и ваше любимое дитятко отправится в более широкий круг общения. Будь это садик, песочница, игровая в развивающих центрах и т.д. Словом, туда, где есть и другие дети.

А вот и сама статья.

Знакомая ситуация, не правда ли? Тот, кто имеет дело с детьми, будь это воспитатели, няни, учителя и сами родители – обязательно может вспомнить несколько похожих эпизодов, когда приходилось мирить дерущихся детей и втолковывать им о недопустимости подобного безобразного поведения. Время проходило и все повторялось, только уже в другой ситуации и с другими детьми.

Дети-драчуны…Как понять их? Как правильно вести себя с ними? Что делать, если в вашей семье растет такой ребенок?

В настоящей статье мы постараемся проиллюстрировать несколько распространенных ситуаций и дать рекомендации родителям, которые находятся в тупике и не знают, как им поступить дальше.

Откуда берутся драчуны?

Драчливость в большей степени обусловлена особенностями семейного воспитания или окружения, в котором находится ребенок, нежели от его генетических особенностей.

Агрессия, как предпосылка к решительным действиям (драка, битье) также проявляется, когда по тем или иным причинам малышу дискомфортно нахождение в этом незнакомом мире.

Ведь еще недавно он лежал в животике у мамы, уютно свернувшись клубочком, и ему не надо было беспокоиться о чем-то, отстаивать свои права. А теперь, увидев свою любимую игрушку в руках у другого ребенка, двухлетний малыш вполне может пристукнуть нарушителя собственности.

Для лучшего понимания внутреннего мира драчуна проследим, как формируется негативная реакция на происходящее у дошкольника, начиная с рождения. В этом периоде закладываются особенности характера, привычки и стереотипы поведения ребенка.

Агрессия в возрасте до 2-3 лет

Первые признаки недовольства и протеста младенец выражает буквально с первых недель: громко плачет, если его потревожили и дрыгает ручками-ножками, когда ему хотят почистить нос или обработать пуповину.

Подрастая, малыш с помощью невербальных средств общения (мимика лица, телодвижения и т.д.) выражает свое отношение к происходящему. И это считается нормой, показывающей уровень психомоторного состояния ребенка.

  Если же он беспокойный и часто без видимой причины заходится в крике, следует насторожиться и немедленно проконсультироваться с педиатром.

В возрасте до года родители с удивлением могут обнаружить, что их ненаглядный карапуз, оказывается, умеет кусаться, царапаться, а то и колотить даже маму.

Одни впадают в ступор, другие начинают бить в ответ по ручкам или попе, а третьи не обращают внимания, считая это временным явлением.

Но вот проходит несколько месяцев, а он не прекращает подобное поведение, от которого уже страдают и другие дети:

Чтобы разобраться с причиной такого поведения, нужно принять во внимание несколько факторов. Этот период сопровождается активным познанием окружающего мира через органы чувств – ребенок буквально все ощупывает ручками и тащит в рот.

  Идет прорезывание зубов — он может больно ухватиться за сосок во время кормления, укусить маму за палец, руку, или даже плечо, когда она его прижимает к себе.  Для нас понятна реакция укушенной мамы, а ребенок же подчас все воспринимает как игру, позволяющую ему получить дополнительную порцию ее внимания.

Если мать в ответ начинает ругать или шлепать, поведение может невольно закрепиться, что и произошло в данном случае.

Родителям нужно посоветовать, во-первых, своевременно купить прорезыватель для зубов которые продаются в форме забавных зверюшек или фруктов-овощей в детском магазине или аптеке. Во-вторых, не наказывать физически, иначе ребенок будет полагать, что раз мама ведет себя так же, значит можно.

Если инцидент произошел во время кормления грудью – нужно перервать его и, посмотрев ему в глаза, твердым голосом сказать, что так нельзя, затем устроить его удобнее и продолжить.

Когда для ребенка устраняются дискомфорт в виде плохо поступающего молока, неудобного положения, и он видит, что мама спокойна и уравновешена – желание кусаться проходит.

Если же мама начинает сердиться и нервничать, ее состояние передается и ему, начинаются капризы и выплескивается негативная реакция, как способ для малыша разрядить накопившееся раздражение и тревогу. Поэтому обязательно приведите свои чувства в порядок и будьте с ним ласковы.

Эта проблема знакома практически каждой маме. Только вот не всякой удавалось мирным путем изменить эту ситуацию, поскольку беспокойство о безопасности карапуза часто брало вверх над другими соображениями.

Между тем, решить ее можно простым отвлечением на что-либо нестандартное, с чем ребенок редко сталкивался: красивый цветок, веточка с листиками.

Можно обратить его внимание на червячка или на собаку, бегущую по дорожке или восторженно воскликнуть: «Ах, какая машинка проехала!» «Вот посмотри: у троллейбуса…большие усы!»

Если отвлекающие меры не помогают, а он продолжает упрямо тянуться к колесам, разрешите ему их потрогать, после чего тщательно вытрите ручки влажной салфеткой. Удовлетворив свое любопытство, малыш переключится на менее опасные объекты, а вы обойдетесь без бессмысленной войны с собственным ребенком.

Важно помнить о последовательности. По мере подрастания ребенка становится больше запретов что-либо трогать или брать.

Если ребенок получает слишком много одергиваний – он будет протестовать против ограничения свободы, что даст предпосылку к гневному всплеску эмоций и формированию агрессивности.

Выберите несколько основных запретов и следуйте им неукоснительно, а остальные опасные предметы постарайтесь убрать из поля зрения ребенка. Меньше соблазнов – меньше истерик.

Также следует учесть одну вещь. Наказывая, родители часто необдуманно бьют по рукам малыша – это также недопустимо. Получая столь чувствительный удар, ребенок может либо потерять интерес к исследованию окружающего мира, либо делать все назло, чтобы вывести своих родных из равновесия.

Что делать в этой ситуации? Очевидно, здесь ощущается нехватка теплоты в отношениях между родителем и ребенком. И как реагируют на такие откровения некоторые мамы: «Ах, ты паршивая девчонка! Иди в свою комнату и подумай, что ты сказала!» или «Я не верю, что ты меня не любишь…». Поскольку и первая и вторая реплика только осложняют и без того непростую ситуацию, т.к.

ставят под сомнение право ребенка испытывать негативные эмоции, лучшим вариантом будет присесть рядом и проговорить вслух чувства малыша: «Ты очень сердишься на маму. Я тоже огорчена и мне очень больно слышать такие слова. Давай больше не будем так и помиримся? Я люблю тебя».

Естественно и тон голоса и поза тела мамы должны быть располагающими, готовыми обнять взволнованного ребенка и успокоить.

Агрессия в детском саду

Многие дети в возрасте от полутора-двух лет посещают детские садики. В этом периоде начинается интенсивное общение со сверстниками, расширяются пространственные границы.

От того, как ребенок будет себя вести с ними – очень многое зависит от сложившегося стиля воспитания.

Агрессивное поведение у драчунов часто закрепляется в семьях, где родителями физическое наказание считается нормой и нарушен эмоциональный  контакт между ними и ребенком.

Когда  малыш с раннего детства наказывается по малейшему поводу, видит сцены насилия и жестокости не только во взаимоотношениях родителей, но и по телевизору, когда его поведение поощряется или игнорируется, тогда эта черта закрепляется и становится ведущей в формирующемся характере малыша. Это приводит к  осложнению контактов со сверстниками, поскольку других способов привлечения внимания к себе, помимо драки, у ребенка просто нет.

Чтобы помочь такому малышу, требуется, прежде всего, работа с родителями.

  Им предлагается пересмотреть свой стиль воспитания, исключить все, что может способствовать  проявлению агрессивных черт характера (запрет некоторых программ по телевизору, не покупать злых игрушек в виде разных монстриков, инопланетян, детское оружие и т.д.

) увеличить время, отведенное для общения и игр со своим ребенком, проиграть ситуации общения в разных вариантах и постараться научить его приемлемым способам установления контактов с другими детьми.

Трудности в общении  также могут быть вызваны и особенностями характера ребенка: по натуре он может быть боязливым, робким, а агрессивность для него служит своего рода маской. Здесь необходимы коррекционные занятия с психологом (релаксационные занятия, лепка, рисование детских страхов, специальные сказки).

Следует помнить, практически в каждом случае, когда приходится искать причины  агрессивного поведения драчунов, истоки проблем находятся в дефиците родительского тепла, внимания и заботы.

Такие дети одиноки, хотя могут постоянно находиться в коллективе или быть на виду у взрослых.

Поэтому, чтобы ваш ребенок не стал неуправляемым, с раннего детства любите его, интересуйтесь его жизнью, дайте ему почувствовать, что вы готовы уделить ему столько внимания и времени, сколько ему потребуется.

Источник: https://detpsycholog.ru/vash-rebenok-drachun-rekomendacii-i-sovety/

Ваш ребенок – драчун? Рекомендации и советы

12.05.2009

В песочнице стоял невообразимый крик, на который сбежались мамаши. Тщетно стараясь понять причину драки, они торопливо уводили своих малышей от двух яростно дерущихся пацанов, на вид которым было не больше четырех-пяти лет…

Знакомая ситуация, не правда ли? Тот, кто имеет дело с детьми, будь это воспитатели, няни, учителя и сами родители

обязательно может вспомнить несколько похожих эпизодов, когда приходилось мирить дерущихся детей и втолковывать им о недопустимости подобного безобразного поведения. Время проходило и все повторялось, только уже в другой ситуации и с другими детьми.

Дети-драчуны… Как понять их? Как правильно вести себя с ними? Что делать, если в вашей семье растет такой ребенок?

Драчливость в большей степени обусловлена особенностями семейного воспитания или окружения, в котором находится ребенок, нежели от его генетических особенностей.

Агрессия, как предпосылка к решительным действиям также проявляется, когда по тем или иным причинам малышу дискомфортно нахождение в этом незнакомом мире. Ведь еще недавно он лежал в животике у мамы, уютно свернувшись клубочком, и ему не надо было беспокоиться о чем-то, отстаивать свои права.

А теперь, увидев свою любимую игрушку в руках у другого ребенка, двухлетний малыш вполне может пристукнуть нарушителя собственности.

Для лучшего понимания внутреннего мира драчуна проследим, как формируется негативная реакция на происходящее у дошкольника, начиная с рождения.

Первые признаки недовольства и протеста младенец выражает буквально с первых недель: громко плачет, если его потревожили и дрыгает ручками-ножками, когда ему хотят почистить нос или обработать пуповину.

Подрастая, малыш с помощью невербальных средств общения (мимика лица, телодвижения и т.д.) выражает свое отношение к происходящему.

И это считается нормой, показывающей уровень психомоторного состояния ребенка.

Если же он беспокойный и часто без видимой причины заходится в крике, следует насторожиться и немедленно проконсультироваться с педиатром.

В возрасте до года родители с удивлением могут обнаружить, что их ненаглядный карапуз, оказывается, умеет кусаться, царапаться, а то и колотить маму.

Одни впадают в ступор, другие начинают бить в ответ по ручкам или попе, а третьи не обращают внимания, считая это временным явлением. Но вот проходит несколько месяцев, а он не прекращает подобное поведение, от которого уже страдают и другие дети:

Нашему Егорке было 4 месяца, когда он уже пытался ущипнуть или ударить маму. Прошлополгода, начался ужас стал всех подряд кусать, как бульдожек и драться.

Ни наказания не помогали, ни окрики… Сейчас ему 3 годика, а проблема осталась

Чтобы разобраться с причиной такого поведения, нужно принять во внимание несколько факторов.

Этот период сопровождается активным познанием окружающего мира через органы чувств

ребенок буквально все ощупывает ручками и тащит в рот.Идет прорезывание зубов он может больно ухватиться за сосок во время кормления, укусить маму за палец, руку, или даже плечо, когда она его прижимает к себе.

Для нас понятна реакция укушенной мамы, а ребенок же подчас все воспринимает как игру, позволяющую ему получить дополнительную порцию ее внимания. Если мать в ответ начинает ругать или шлепать, поведение может невольно закрепиться, что и произошло в данном случае.

Читайте также:  Ребенок на даче: правила безопасности

Родителям можно посоветовать, во-первых, своевременно купить прорезыватель для зубов которые продаются в форме забавных зверюшек или фруктов-овощей в детском магазине или аптеке.

Во-вторых, не наказывать физически, иначе ребенок будет полагать, что раз мама ведет себя так же, значит можно. Если инцидент произошел во время кормления грудью

нужно перервать его и, посмотрев ему в глаза, твердым голосом сказать, что так нельзя, затем устроить его удобнее и продолжить. Когда для ребенка устраняются дискомфорт в виде плохо поступающего молока, неудобного положения, и он видит, что мама спокойна и уравновешенажелание кусаться проходит.

Если же мама начинает сердиться и нервничать, ее состояние передается и ему, начинаются капризы и выплескивается негативная реакция, как способ для малыша разрядить накопившееся раздражение и тревогу. Поэтому обязательно приведите свои чувства в порядок и будьте с ним ласковы.

Коляска едет по тротуару, едва не заваливаясь набок. Сердитая мама

пытается удержать ее в равновесии. Она уже исчерпала все способы воздействия на извивающегося и орущего полуторагодовалого малыша, который хочет непременно дотронуться до вращающихся колес. На попытки мамы усадить обратно, бьет ее руками и ногами.

Ни шлепки, ни яркая игрушка не действуют Ах, какая машинка проехала!Вот посмотри: у троллейбуса…большие усы!Если отвлекающие меры не помогают, а он продолжает упрямо тянуться к колесам, разрешите ему их потрогать, после чего тщательно вытрите ручки влажной салфеткой.

Удовлетворив свое любопытство, малыш переключится на менее опасные объекты, а вы обойдетесь без бессмысленной войны с собственным ребенком.

Важно помнить о последовательности. По мере подрастания ребенка становится больше запретов что-либо трогать или брать.

Если ребенок получает слишком много одергиваний

он будет протестовать против ограничения свободы, что даст предпосылку к гневному всплеску эмоций и формированию агрессивности.

Выберите несколько основных запретов и следуйте им неукоснительно, а остальные опасные предметы постарайтесь убрать из поля зрения ребенка.

Также следует учесть одну вещь. Наказывая, родители часто необдуманно бьют по рукам малыша

это также недопустимо. Получая столь чувствительный удар, ребенок может либо потерять интерес к исследованию окружающего мира, либо делать все назло, чтобы вывести своих родных из равновесия.

Ты плохая! Я не люблю тебя!кричит ошарашенной маме трехлетняя Ника и пытается швырнуть в нее куклой. Затем она садится на пол и плачет.

Что делать в этой ситуации? Очевидно, здесь ощущается нехватка теплоты в отношениях между родителем и ребенком.

И как реагируют на такие откровения некоторые мамы:

Ах, ты паршивая девчонка! Иди в свою комнату и подумай, что ты сказала!или Я не верю, что ты меня не любишь…Поскольку и первая и вторая реплика только осложняют и без того непростую ситуацию, т.к.

ставят под сомнение право ребенка испытывать негативные эмоции, лучшим вариантом будет присесть рядом и проговорить вслух чувства малыша: Ты очень сердишься на маму. Я тоже огорчена и мне очень больно слышать такие слова.

Давай больше не будем так и помиримся? Я люблю тебяЕстественно и тон голоса и поза тела мамы должны быть располагающими, готовыми обнять взволнованного ребенка и успокоить.

Многие дети в возрасте от полутора-двух лет посещают детские садики.

В этом периоде начинается интенсивное общение со сверстниками, расширяются пространственные границы. От того, как ребенок будет себя вести с ними

очень многое зависит от сложившегося стиля воспитания. Агрессивное поведение у драчунов часто закрепляется в семьях, где родителями физическое наказание считается нормой и нарушен эмоциональный контакт между ними и ребенком.

Мой сын с раннего детства был забиякой, я надеялась, что в детском саду он научится вести себя прилично. Куда там… Не прошло и 2 месяцев, как нас попросили забрать документы и уйти.

Мы переводили ребенка в другой детсад, но история повторилась: никто не хотел иметь проблемного ребенка, даже психолог не стала с ним работать, мотивировав свой отказ тем, что она не может создать ему нужные семейные условия. Я-то признаю, мы ведем себя с ребенком строго, часто наказываем.

Иначе он вообще на голову сядет… Но теперь детсад для нас закрыт.

Что нам делать?Когдамалыш с раннего детства наказывается по малейшему поводу, видит сцены насилия и жестокости не только во взаимоотношениях родителей, но и по телевизору, когда его поведение поощряется или игнорируется, тогда эта черта закрепляется и становится ведущей в формирующемся характере малыша. Это приводит косложнению контактов со сверстниками, поскольку других способов привлечения внимания к себе, помимо драки, у ребенка просто нет.

Чтобы помочь такому малышу, требуется, прежде всего, работа с родителями.

Им предлагается пересмотреть свой стиль воспитания, исключить все, что может способствоватьпроявлению агрессивных черт характера (запрет некоторых программ по телевизору, не покупать злых игрушек в виде разных монстриков, инопланетян, детское оружие и т.д.

) увеличить время, отведенное для общения и игр со своим ребенком, проиграть ситуации общения в разных вариантах и постараться научить его приемлемым способам установления контактов с другими детьми.

Трудности в общениитакже могут быть вызваны и особенностями характера ребенка: по натуре он может быть боязливым, робким, а агрессивность для него служит своего рода маской.

Здесь необходимы коррекционные занятия с психологом (релаксационные занятия, лепка, рисование детских страхов, специальные сказки).

Следует помнить, практически в каждом случае, когда приходится искать причины

агрессивного поведения драчунов, истоки проблем находятся в дефиците родительского тепла, внимания и заботы. Такие дети одиноки, хотя могут постоянно находиться в коллективе или быть на виду у взрослых.

Поэтому, чтобы ваш ребенок не стал неуправляемым, с раннего детства любите его, интересуйтесь его жизнью, дайте ему почувствовать, что вы готовы уделить ему столько внимания и времени, сколько ему потребуется.

Источник: http://www.nanya.ru/stati/2009/05/12/464598-vash-rebenok—drachun-rekomendatsii-i-sove/

Драчливость. Четыре шага к избавлению от драчливости

Мы серьезно обеспокоены тем, что наш сын может превратиться в восьмилетнего Майка Тайсона. Каждый раз, когда он чем-либо расстроен, он прибегает к толчкам, ударам и пинкам. Только в этом месяце он участвовал в двух школьных драках. Мы понятия не имеем, как остановить эту агрессивность.
—Уилл, отец троих детей, Торонто, Канада

«Я должен был ударить его. Он обозвал меня». «Я ударил его не так уж сильно». «Она первая меня ударила».

Коротко о главном
Дети, прибегающие к дракам, не знают, как поступить иначе, когда огорчены или разозлены. Поэтому научите ребенка положительной альтернативной реакции.

Большинство детей время от времени дерутся. Возможно, драка — это единственное известное им средство взять ситуацию под свой контроль. Безусловно, злость и огорчение — нормальные чувства, однако выражать их дракой — ненормально.

Это очень быстро становится привычкой, от которой крайне трудно избавиться. Исследования показывают, что из драчливых детей очень часто вырастают хулиганы, люди, дурно ведущие себя в семье, или жестокие родители.

Остановите подобное поведение немедленно.

Воспользуйтесь следующими шагами как руководством, чтобы искоренить драчливость в ребенке.

Шаг 1. Введите правило абсолютной нетерпимости к дракам

Выберите время, чтобы спокойно поговорить о своем беспокойстве по поводу драк. Говорите серьезно и твердо, чтобы ребенок понял, что вам не нравится его поведение, и объясните, почему вы этого не одобряете.

Если ребенок постарше, обсудите с ним возможные серьезные последствия такого поведения: телесные повреждения участников драки, неприятности, временное исключение из школы, плохая репутация, потеря друзей. Терпеливо выслушайте объяснения ребенка по поводу мотивов такого поведения. Не осуждайте, а просто выслушайте.

Возможно, вы услышите о причинах, о которых не знали. Предложите помощь в разрешении серьезных проблем. Затем заявите о недопустимости драк и о штрафных санкциях, которые будут применяться, если он не прекратит драться: «Если я еще раз увижу, что ты бьешь сестру, ты перестанешь играть и отправишься на 15 минут в угол».

Просмотрите в части IV перечень возможных штрафных санкций и выберите те из них, которые соответствуют возрасту и темпераменту ребенка.

Шаг 2. Научите ребенка приемлемым альтернативам

Сказанные ребенку слова, что драться нельзя, не подскажут ему, что же можно сделать вместо этого. Помогите ребенку найти подходящие средства, чтобы справиться со своими фрустрациями (Фрустрация (от лат. frustratio— обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызываемое невозможностью удовлетворить некую потребность или желание.

Состояние фрустрации сопровождается различными негативными переживаниями: раздражением, тревогой, разочарованием и т.д. — Прим.ред.), не прибегая к драке. Придумайте вместе несколько приемлемых альтернатив: «Давай подумаем, что можно предпринять вместо драки». Затем выберите какой-либо вариант и обучите ему ребенка.

Повторяйте его снова и снова, пока ребенок не научится. Вот несколько вариантов.
•     Разрядить свои эмоции на нейтральном объекте. Раздробить кусок глины, бить по подушке или наносить удары по подвесной груше.
•    Использовать формулу «Я хочу, чтобы…». Ребенок должен сказать, что он хочет от другого человека.

Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать недопустимо.
• Выражать свои чувства. Дети с ограниченными речевыми способностями могут сказать обидчику: «Я сержусь» или «Я очень и очень зол».
• Уединиться и успокоиться.

Попросите ребенка помочь вам организовать ему место, где он может уединиться и успокоиться. Принесите туда несколько вещей, которые помогут ребенку вернуться в нормальное состояние, например книги, музыкальные диски, карандаши и бумагу, и поощряйте ребенка приходить туда, чтобы успокоиться.
•    Вовремя уйти.

Порекомендуйте ребенку уходить каждый раз, когда он испытывает желание подраться. Это всегда безопаснее.

Шаг 3. Закрепляйте «мирное» поведение

Один из самых простых способов изменить поведение ребенка — это поймать его на хорошем поведении. Однако большинство родителей меньше всего пользуются этим.

Каждый раз, замечая, что ребенок справляется со сложной ситуацией спокойно, выражает огорчение, не затевая драки, и держит себя в руках, отметьте его поведение и дайте понять, как вы цените его старания: «Я заметила, что ты был очень зол, но отошел в сторону, чтобы успокоиться.

Это хороший знак», «Ты словами объяснил другу, что ты не в себе. Очень хорошо!». Помните, что дети будут стремиться повторять поощряемое поведение. Это также одно из лучших средств сделать желаемые поступки привычкой.

Шаг 4. Применяйте штрафные санкции, если ребенок продолжает драться

Итак, что вы предпримете, если ребенок продолжает драться? Остановитесь, глубоко вдохните и остыньте, прежде чем реагировать, а затем примените ранее оговоренные штрафные санкции.

Не читайте нотаций и, самое главное, не бейте своего агрессивного ребенка, поскольку он может понять это так: «Ага! Взрослым можно драться, а детям нельзя!» Вместо этого возьмите маленького забияку за руки и скажите: «Нельзя бить людей. Тебе следует постоять пять минут в углу». Ребенку постарше твердо объявите: «Мы договорились, что драки непозволительны.

Ты не будешь смотреть телевизор сегодня вечером». Ребенок должен послушаться. Если нет — штрафные санкции удваиваются.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Арнольд Голдштейн, автор книги Violence, inAmerica (''Насилие в Америке»), утверждает, что дети-драчуны стали в США привычным явлением.

В 90% случаев родители в США периодически, a зачастую и регулярно, бьют детей. Больше всего достается трех- и четырехлетним. Однако для четверти всех детей физические наказания продолжают применяться и в более старшем возрасте.

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Американская академия педиатрии недавно опубликовала тревожный факт: из 26 наиболее развитых стран самые агрессивные дети — в США. В чем причина этой тенденции? Как родители могут помочь детям стать миролюбивее? Специалисты считают, что агрессивность — это приобретенное поведение.

Где же ваш ребенок мог научиться агрессии? Подумайте о том, какой пример вы сами ему подаете.

Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»? Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии? Как вы и ваш супруг (супруга) обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Например, сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете pro? Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка? Если это так, что вы предпримете, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? Составьте план изменений и придерживайтесь его. Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений. 1. Серьезно оцените агрессивное поведение ребенка. Как часто он ввязывается в драки или демонстрирует взрывное поведение? Отмечайте в календаре, когда это происходит. Обратите также внимание на время дня. Прослеживается ли система в месте, времени и детях, с которыми ребенок дерется? Проявляет ли он такое поведение еще где-нибудь? Если да, то поговорите с другими людьми, которые заботятся о ребенке. 2. Когда началось такое поведение? Что могло инициировать его? Составьте перечень возможных причин и перечитайте его. Что вы можете сделать, чтобы улучшить условия жизни ребенка и снизить вероятность стрессов и фрустраций? 3.  Обратитесь к шагу 1 и установите те или иные штрафные санкции за следующую драку. Продумайте, как вы объясните ребенку, что вас беспокоит и какие последствия его ждут. 4. Обратитесь к шагу 2. Что вы можете предпринять, чтобы помочь ребенку научиться заменять драку приемлемыми формами выражения эмоций? Выберите один или два варианта поведения, научите ребенка и возьмите на себя обязательство всячески поддерживать такое поведение до тех пор, пока он не перестанет драться. 5. Обратитесь к шагу 3 и продумайте, как вы станете поощрять дружелюбное поведение ребенка. 6. Будьте готовы к рецидивам драчливости. Чем дольше ребенок прибегал к дракам, тем больше времени потребуется для изменения такого поведения. Поэтому обратитесь к шагу 4 и подумайте, как вы отреагируете, если ваш ребенок опять подерется.

7.    Если в течение нескольких недель вы не заметите в поведении ребенка изменений к лучшему, обратитесь за помощью к специалисту.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Читайте также:  Можно ли забеременеть в период грудного вскармливания

Как вы будете использовать четыре шага и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы  начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результаты поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Исправление поведения — это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении результатов через родительское поощрение. Движение ребенка к изменениям может быть медленным, но обязательно отмечайте и поощряйте каждый его шажок на этом пути.

Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не спешите сдаваться. Помните, что если не сработает один подход, то сработает другой. Еженедельно фиксируйте прогресс в поведении ребенка, пользуясь приведенным ниже образцом.

Ежедневно отмечайте успехи в Дневнике поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Источник: Мишель Борба «Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться». Компьютерное издательство «Диалектика» Зав. редакцией Н.М. Макарова Перевод с английского Ю.А. Григорец, С.В. Меркуловой Под редакцией Э.В. Крайникова

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/51-interviews-advice-for-parents/770-pugnacity-four-steps-to-get-rid-of-pugnacity

Консультация на тему: Консультация для родителей «Драчуны – как исправить ситуацию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №32

г. Каменск-Шахтинский

Консультация для родителей

«Драчуны – как исправить ситуацию».

Подготовила воспитатель:

Горчева Е.С.

Как научить ребенка не драться с другими детьми.
Различные методы, их достоинства и недостатки.

 Ваши дети все еще находятся в той возрастной стадии, когда они осознают свои интересы, но не осознают, что интересы могут быть и у других, а столкновения интересов решают путем силы.Существует несколько вариантов поведения в данной ситуации, одни из них приемлемы, другие нет.Порка. Многие родители испытывают желание отшлепать ребенка за какой-либо проступок, некоторые, возможно, это и делают. Порка дает ребенку понять, что его поведение неприемлемо, но лишь на короткий срок, потом он понимает, что бить и быть битым нормально. Ребенок учится, подражая родителям, и если папа или мама имеют право отшлепать малыша, то почему он не может ударить папу или маму (и вообще кого бы то ни было)?»Тайм аут».Короткая передышка между совершением проступка и реакцией родителей дает ребенку возможность осмыслить свое поведение, а родителям подавить вспышку гнева и действовать более разумно. Рекомендуется давать ребенку время на обдумывание соразмерно его возрасту (4 минуты для четырехлетнего и т. д.). Использовать данную систему с детьми младше 3 лет не рекомендуется.Недостатком этого метода является то, что ребенок ставиться вне ситуации и лишается ценного жизненного опыта. Например, видя реакцию обиженного, обидчик может научиться состраданию, а также может научиться извиняться за совершенное и исправлять то, что сделал.Разговор с ребенком.Дает возможность ребенку узнать какие-то другие способы решения проблем, кроме физической силы. Иногда необходимо дать ребенку несколько специфических (приличных) выражений, с помощью которых он может выражать свои сильные чувства. Иногда совет «используй слова вместо силы» не дает ребенку представления о том как поступать. Вот несколько советов о том, как разъяснить ребенку словами, что хорошо делать, что плохо.Выслушайте, что хочет сказать о своих чувствах ребенок. Зачастую дети, которые обижают других детей сами чувствуют себя обиженными в чем-то. Если вы поймете и примете его обиду, он может перестать обижать других детей.Объясните, что чувствуют другие дети, когда их обижают. Дети не знают, что чувствует обиженный. Объяснив ему это спокойно, вы начнете воспитывать в нем сочувствие к другим. Например, вы можете сказать в такой форме. «Я хочу, чтобы ты посмотрел на Сашу, он плачет потому, что ему больно, когда его бьют». Это нужно делать спокойно иначе ребенок будут концентрироваться на том, что вы злитесь, а не на том, что испытывает другой ребенок.Объясните ребенку, как можно словами выразить свое желание, например, поиграть с машинкой или выразить недовольство, что другой ребенок забирает у вас вашу машинку. Например, «Я хочу назад свою машинку, мне не нравится когда ты берешь мою машинку».Помогите ребенку научиться находить другие варианты. Когда дети забирают друг у друга игрушки, все чего они хотят — это поиграть вместе. Помогите ребенку научиться предлагать различные варианты совместных игр. Например, «Саша хочет поиграть с твоей машинкой, не мог бы ты найти для него еще одну, чтобы вы смогли играть вместе. Саше кажется очень интересно то, что ты делаешь со своей машинкой. Может быть, он может тебе помочь построить дорогу для машин».Установите ограничения.Кроме разговоров с ребенком на тему, что хорошо, что плохо необходимо также четко дать понять, что драться и бить других детей нельзя. Например, если ваш ребенок не может перестать драться, даже после того как вы ему все объяснили, показали ему как можно играть и без драк, то нужно прибегнуть к жесткой политике. Например, можно сказать: «Хорошо. Если ты не умеешь спокойно играть с Сашей, значит мы не будем пока ходить к нему в гости, пока ты не научишься играть с ним и не драться.». Или вы можете сказать ребенку, что отведете его играть одного в другую комнату, если конфликт происходит между двумя братьями, братом и сестрой и т.д.

В итоге, нужно сказать, что для того, чтобы чему-то ребенка научить, нужно много раз повторять одно и тоже, постоянно объяснять, как можно найти выход из спора, как можно построить игру, чтобы не драться, чем ему это «грозит», если он не будут себя вести, так как надо. Постепенно он научится искусству общения. 

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/11/22/konsultatsiya-dlya-roditeley-drachuny-kak-ispravit

Дети дерутся. 16 практических рекомендаций родителям

Автор: Роман Левыкин<\p>

Ярлыки: 0 — 3, 3 — 5, 5 — 7<\p>

Конфликты между сиблингами (т.е. между братьями и сёстрами) — это неизбежно, а значит нормально. Какими бы ни были их причины, в основе всегда лежит конфликт. А значит есть потребность, и она не удовлетворяется. А значит есть обиды.

У этих конфликтов есть и некоторая позитивная черта — пройдя через такую «школу выживания» ребёнок вырастает более подготовленным для решения конфликтов. Этот опыт, усвоенный в детстве, будет помогать в решении как производственных, так и семейных конфликтов.

Такой человек будет лучше подготовлен к вступлению в брак и ко взрослой жизни.

  • Ревность
  • Борьба за любовь родителей
  • Детям запрещено ссориться
  • У родителей есть ребёнок-любимчик. Ему достаётся больше внимания и эмоционального тепла. Второй ребёнок будет драться и конфликтовать для привлечения к себе дополнительного внимания
  • Трудно поделить игрушки. Старший считает, что у него отнимают игрушки; младший считает, что ему недодают игрушки
  • Ребёнок-агрессор хочет продемонстрировать свою власть
  • Ребёнок-агрессор демонстрирует поведение, которое видит у родителей (если родители дерутся между собой или прибегают к физическим наказаниям)
  • Дети дерутся от скуки
  • Соперничество детей
  • В ситуации конфликта не вмешиваться. Вмешиваться только в крайнем случае. Это позволит вам не усугубить ситуацию, а детям научиться решать такой конфликт самостоятельно
  • Старайтесь не выступать в роли судьи во время конфликтов. Вместо роли судьи постарайтесь помочь детям разрешить конфликт. Пусть каждый из них выскажется и будет услышанным. Пусть они попробуют найти совместное решение. Если оно не находится, — помогите им. Основная идея — разрешить конфликт, а не искать и наказывать виновного. 
  • Предложите направить детям свою энергию в другое русло. Пусть попробуют выразить свои негативные чувства другим способом. Например, можно порисовать или сделать гимнастику. Вместо драки можно устроить бой на подушках или записатьзарисовать взаимные обвинения друг на друга
  • Приучите детей спрашивать разрешение, прежде чем брать вещи друг друга
  • Чаще показывайте каждому ребёнку, что вы очень любите их, независимо ни от чего
  • Не стоит запрещать ссоры между детьми. Раз они возникли, значит на то был повод. Запрещая ссоры и конфликты, вы только будете усиливать желание проявить агрессию
  • Перестать принуждать детей любить друг друга. Не стоит требовать любви. Если назрел конфликт, то вы можете сказать детям, что они не обязаны всегда любить друг друга. Иногда они могут испытывать и другие чувства (постарайтесь понять и назвать, что испытывают дети, например, обида или гнев). В этом случае внутреннее напряжение ребёнка немного ослабнет. Ему будет спокойнее и увереннее (ведь теперь он будет знать, что его понимают)
  • Имеет смысл не запрещать драки совсем (всё равно не получится), а запрещать отдельные действия во время драки (например, не бить друг друга по голове или не использовать предметы для нанесения удара)
  • Обеспечьте каждому ребёнку его личное пространство
  • Пусть у каждого ребёнка будут свои персональные вещи (другими словами, не стоит абсолютно все вещи делать общими. Некоторые вещи могут принадлежать только одному ребёнку. Второй может их взять только с разрешения хозяина)
  • В течение дня старайтесь найти и уделить время каждому из детей
  • Старайтесь учитывать потребности каждого ребёнка
  • Хвалите и подкрепляйте проявления любви детей друг к другу
  • Периодически подчёркивайте уникальность каждого ребёнка. Дайте им понять, что вы любите каждого из них независимо ни от чего и что цените уникальность и неповторимость каждого из них
  • Относитесь к детям справедливо. Это не значит, что нужно всё время покупать одинаковые вещи, по одной для каждого ребёнка. Иногда обстоятельства диктуют свои условия. Иногда нужно сейчас купить что-то дорогое только одному. Второму ребёнку достаточно пообещать, что вы ему тоже что-то купите, когда будет нужно (не забудьте сразу сказать, когда это произойдёт, и что он получит). Родителям стоит строго следить за соблюдением этого «общего баланса»
  • Обеспечьте занятость детей в течение дня

Основной причиной стычек между детьми является конфликт, популярными причинами которого являются:

  • У кого-то не реализована какая-то потребность
  • Борьба за ресурсы
  • Взаимозависимость задач (когда какое-то дело зависит и от одного ребёнка и от другого)
  • Различия в целях. Один хочет одно, а второй другое
  • Различия в способах достижения целей. Один хочет это сделать так, а другой иначе

Если вы видите, что у детей регулярно возникают конфликты по одному и тому же поводу, то стоит задуматься или об обучении детей самостоятельному решению такого типа конфликтов или о предотвращении причины, вызывающей конфликт (т.е. сделать так, чтобы при данных обстоятельствах такой конфликт не возникал)

Помните, что человек способен испытывать разные эмоции и чувства. Если его научить всё время задавливать какую-либо эмоцию, то он задавит и её и ещё несколько других. В результате он вырастет человеком, который мало чего чувствует, который не может в полной мере устанавливать отношения.

Поэтому, если у вас в доме живёт несколько детей, то они неизбежно будут иногда проявлять «плохие» эмоции друг к другу. Но с вашей помощью, если вы не будете настаивать на подавлении этих эмоций, они смогут научиться справляться с ними. Будут направлять их в нужное русло.

Психологи уже давно занимаются исследованием успешных, счастливых людей. Одним из их отличительных качеств является открытость всем эмоциям. У них нет эмоций, которые они всё время подавляют. Это позволяет им лучше взаимодействовать с миром и не тратить свою энергию на подавление.

Открытость всем эмоциям приводит к тому, что у них есть опыт взаимодействия с ними. Они умеют контролировать эти эмоции. Поэтому разрешая ребёнку испытывать те эмоции, которые он уже испытывает и помогая ему с ними справиться, вы помогаете ему не сбиваться с пути счастливого человека.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Психологические консультации для взрослых в Санкт-Петербурге)

Источник: http://deti.zazzy.ru/2012/11/16.html

Ссылка на основную публикацию