Свободное воспитание: плюсы и минусы

Свободное воспитание ребенка: особенности, плюсы и минусы

Воспитание ребенка достаточно сложный процесс. Практически все мамы и папы не знают, что и как правильно делать.

Интересной является методика свободного воспитания, которая дает возможность ребенку полностью наслаждаться своей свободой.

Педагоги, разрабатывая эту теорию уверены, только с ее помощью ребенок будет по-настоящему независим и счастлив. Так он сможет легко накопить себе жизненный опыт.

Основные принципы

Теория развита философом Жан-Жаком Руссо. Он считал: настоящий педагог не должен что-то указывать ученику, необходимо обращать на его природные, индивидуальные особенности, потребности. Только так дитя будет радостным, счастливым, сможет удовлетворить все свои интересы. Во время наблюдения за миром ребенок получит необходимый опыт, знания.

Когда ребенок постоянно контактирует с природой, формируется полноценная личность. Именно за счет этого у малыша развиваются способности, некоторые чувства. Особенно хорошо проживать рядом с природой – около озера, леса.

Ж. Руссо рекомендует: забыть за любые ограничения. Если ваше дитя будет слепо повиноваться воспитателю, постепенно будет разрушена его личность. По этой причине стоит отказаться от любых физических наказаний, при этом не забывать нести ответственность за то, что совершили.

Очень важно всегда помнить об индивидуальности малыша, его возможности, интересах. Если ребенок слаб, для него нужен наставник, который всегда защитит, поддержит.

Много внимания Руссо уделял физическому воспитанию. Именно за счет него можно усовершенствовать детский организм. Физическое воспитание должно присутствовать каждый день, а с духовным, умственным развитием можно немного подождать.

Возрастная периодизация (Ж. Руссо)

Первый период (рождение – 2 года)

В это время пора заняться физическим здоровьем малыша. Особенно положительно сказывается плаванье, зарядка.

Второй период (2 – 12 лет)

Лучшее время для распознавания ощущений, чувств. Ж. Руссо уверен: ребенок не может логически рассуждать, мыслить, но он накапливает силы, чтобы все выплеснуть в более зрелом возрасте.

Третий период (12 – 15 лет)

В это время активно развивается умственная сфера. За счет получения опыта, подросток может удовлетворить свои потребности, получить необходимые знания.

Четвертый период (15 лет – совершеннолетие)

Именно в это время развивается нравственность. Ж. Ж. Руссо этот период назвал «страстью, бурей». В это время родители, воспитатели должны внимательно относиться к интересам детей. Только он не должен замечать вашего влияние. Педагог советует все делать так, чтобы немного подталкивать подростка к решениям. Таким образом можно добиться естественного развития.

Особенности воспитания свободой Александра Нилла

Известный педагог считал: знания, учения должны быть на втором месте, главное учитывать личность, характер дитя. Педагог создал собственную школу в Великобритании – «Самерхилл». Идея заключается в том, что ребенок рождается мудрым, может сам познавать реальность. Поэтому не нужно ничего внушать детям, они смогут развиться сами.

Если у ребенка есть свобода, для него окружающая реальность интересна. А вот в обычной школе к познанию вызывают чувство отвращения. В школе «Самерхил» все детки сгруппированы не только по возрасту, но и по интересам. Они выбирают занятия, соответствующие их интересам. Ребенок не хочет учиться? Ему можно заниматься своими делами: играть с другими детками, которые тоже отдыхают.

Методика свободы – это жесткие требования к родителям и преподавателям. В случае авторитарного отношения к ребенку воспитатели наказываются.

Как насчет дисциплины? Многие не согласны с этим видом обучения, потому что отсутствует дисциплина, другие познавательные процессы. Конечно же, дитя отдаст предпочтению играм, отдыху.

Александр Нилл не согласен с этим! Во время анализа опыта школы исследователи заметили: детям нравилось посещать уроки, развиваться. Тяжело было адаптироваться тем, кто переходил с обычной школы.

Они говорили, что не будут ходить на занятия, отдавали предпочтение свободному времени, мешали остальным. Несмотря на это, через несколько месяцев адаптировались и учились.

Японская методика воспитания

В отличие от двух описанных выше методик, японская предусматривает отдельное воспитание для девочек и мальчиков. При этом обязательно нужно придерживаться возрастной последовательности:

  • До 5 лет вседозволенность, безграничность.
  • С 5-15 лет нужно повиноваться родителям.
  • После 15 лет происходит общение на равных.

Только девочек подготавливают к воспитанию детей, а вот мужчин к хозяйственным целям, умению зарабатывать деньги.

В Японии для маленьких деток специально создаются условия, чтобы можно было развить интерес к познанию, творческие навыки. В детский сад сдают дитя не ранее 3 лет, при этом в группу не по 30 человек, как у нас, а по 8 человек. Чтобы ребенок проходил определенный уровень социализации, группу специально переформировывают, постоянно меняют воспитателей. Так можно избежать привыкания.

Мальчикам после рождения нельзя находиться на кухне, они вообще не должны выполнять домашние дела. Их учат быть самураями, поддержкой семьи. К мальчикам после 5 лет больше требований:

  • Должны получить дополнительное образование.
  • Обязаны записаться в разные кружки.

Девочкам в Японии легче. Они должны научиться выполнять всю работу по дому, уметь хранить семейные ценности. Если мальчики посещают кружки, у девочек в это время встречи с подружками.

Важно! Несмотря на то, что японским малышам все разрешается, они знают, что такое дисциплина.

Итак, свободное воспитание означает полноценное, природное развитие детей. Родители не должны за него что-то делать, навязывать свое мнение, предпочтения, интересы, требовать невозможное. Но это не значит, что нужно безразлично относиться к своему чаду. Главное правильно поставить цели, выстроить границы, за которые ребенок не будет выходить, научить быть самоорганизованным.

Источник: https://medportal.su/svobodnoe-vospitanie-rebenka-osobennosti-plyusy-i-minusy/

Вольным стилем. Плюсы и минусы основных методов воспитания ребенка

Понятное дело,  что в воспитании детей мы чаще всего придерживаемся того стиля, который сами усвоил с детства.

Некоторые, правда, из чувства протеста перед родительским воспитанием,   отзывающимся болью и комплексами, стараются всё делать наоборот, нежели папа с мамой.

И в том и другом случае, порой возникают перекосы, которые оказываются чреваты всё теми же ненавистными комплексами.

 Так какой же стиль воспитания лучше выбрать для собственного чада?

Современные специалисты по детской психологии различают четыре  основных стиля воспитания. Каждый стиль имеет свои плюсы и минусы.

Я сказал.  

Родители, придерживающиеся авторитарного стиля в воспитании, заставляют своих детей неукоснительно следовать  установленным ими правилам и указаниям. Вопрос зарабатывания авторитета для них не стоит. Взрослый заслуживает уважения    уже за то,  что он взрослый.

Правила для детей в таких семьях устанавливаются, как само собой разумеющийся факт («Делай, что  тебе говорят, и не задавать глупых вопросов»). Из-за чего дети не понимают, почему надо поступать так, а не иначе.

Отношения с ребёнком основываются на позиции силы.

Мнение ребёнка в лучшем случае просто не учитывается. В худшем ему вообще запрещено высказывать это мнение и тем более спорить с родителями.

Чувства ребёнка и желания в расчёт вообще не берутся – мал ещё.

Главное в воспитании, по мнению таких родителей  — строгость. Поэтому, если ребёнок не выполняет волю или указания родителей,  он  заслуживает наказания.

В лучшем случае это просто лишение его чего-либо приятного – сладкого, прогулки с друзьями, любимых игрушек и даже подаренных подарков. В худшем что-нибудь предполагающее моральное унижение и даже рукоприкладство.

Сторонники подобного стиля воспитания, как правило, с симпатией относятся к телесным наказаниям, считая, что удержать ребёнка в узде можно только с помощью страха.  

Плюсы

Дети,  под воздействием авторитарного воспитания бывают довольно послушными и даже старательными. Повзрослев, они  становятся хорошими исполнителями. Что нередко помогает им добиться определённых успехов в работе.

Минусы

Поскольку неукоснительное выполнение родительских правил (суть которых при этом ребенку и не ясна) редко кому под силу, дети в таких семьях рано приучаются к вранью. Ведь именно оно позволяет им избежать наказания. Вместо того чтобы не совершать запрещённого поступка, или исправить его последствия,  ребёнок прикладывает усилия, чтобы не попасться.

Многие из них демонстрируя внешнюю покорность, тем не менее (особенно в подростковом возрасте) норовят шкодить исподтишка и стремятся всё делать по-своему.

В таких семьях нет места тёплым и доверительным отношениям.  

  Физические наказания и унижения , как в один голос уверяют специалисты, сказываются на психике ребёнка. И в дальнейшем из него вырастает озлобленный человек, с заниженной самооценкой.

 Такой человек всегда старается доказать окружающим, что он лучший, важный, что его мнение единственное правильное. Он всегда будет стремиться  заставить всех вокруг следовать установленным им правилам. Часто именно дети авторитарных родителей становятся семейными тиранами.

Хотя возможен и другой вариант – безынициативный, слабый, неспособный на решительные действия.  Именно у авторитарных мам вырастают маменькины сынки и подкаблучники.

Большинство хулиганов происходят именно из этой группы детей, так как авторитарный стили воспитания вызывают гнев и горечь. Таким образом, дети реагируют очень агрессивно на все то, что им не нравится или чего они не понимают.

Будет так, как ты захочешь.

Другая крайность, получившая в последнее время немалую популярность среди пап и мам – полная вседозволенность, как стиль воспитания.

Родители, придерживающиеся такого стиля, основываются на, в общем то вполне правильном, постулате, что ребёнок это личность. И на этом основании они с самого раннего детства позволяют этой личности выражаться, как ей вздумается. Они не устанавливают для любимого чада никаких правил и ограничений.  Правила здесь устанавливает ребенок. Родители  же пытаются их выполнять.

Здесь чувства и желания ребенка  на первом месте.  И родители стараются по возможности исполнить любое пожелание ребёнка

Плюсы

Ребёнок с детства не знает, что такое унижение. Он вырастает достаточно жизнерадостным человеком, не испытывающим осознанной потребности кого-либо унижать.

Минусы.

 Однако такие дети  часто чувствуют себя одинокими и несчастными. Ведь внешний мир не настроен к ним столь же благосклонно, как и родители.  

Любая маломальская неудача вызывает  у них панику и обиду. Они не умеют чего-либо добиваться – ведь родители, не жалея ранить ребёнка  ничего от него не требуют, и хвалят за любые, даже незначительные мелочи.

Растущий вне запретов ребёнок плохо себе представляет, что можно делать,  а что нельзя. И это часто становится причиной его конфликтов с окружающими.

В результате вседозволенности дети становятся не организованными, у них отсутствует независимость, и очень часто они не имеют никакого авторитета.

Очень часто, повзрослев, такие люди норовят  ставить свои интересы и желания превыше всего.  Что осложняет его   социальную адаптацию.

Среди других возможных последствий этого стиля воспитания для детей, эгоизм, агрессия и страх взять на себя ответственность.

Такие дети часто относятся к родителям довольно потребительски.    

 А мне по барабану

Определённая категория родителей вообще не сильно заморачиваются по поводу стилей воспитания ребенка. Своей главной задачей они видят обеспечение ребёнка всем необходимым – едой, одеждой, хорошими условиями. Понимание и душевное тепло в этот список попросту не попадают.

Такие родители  слишком заняты своими собственными делами – карьерой, просто зарабатыванием денег и т.д.,  у них совсем нет ни времени, ни желания заниматься своим ребенком.

Они   абсолютно не интересуются его жизнью, не вникают в его проблемы и имеют отдаленное представление о его  интересах. Сыт, обут – что ему ещё надо?

Определённые правила поведения, конечно же, устанавливаются, но за их соблюдением никто особенно не следит. По крайней мере, до тех пор, пока ребёнок не вытворит что-то из ряда вон выходящее.

Плюсы.

Разве что свобода родителей на определенном этапе развития ребёнка. Никаких других положительных моментов в таком стиле воспитания не обнаружено.

Минусы

В таких семьях дети либо вообще не следуют общепринятым правилам, либо соблюдают их с очень большим трудом. Из-за этого они, как никто другой, склонны к   асоциальному поведению.

Ни о каком общем языке между детьми и родителями говорить не приходится.   Они только всё больше и больше отдаляются друг от друга и со временем становятся совершенно чужими людьми.

Такие дети не любят свой дом, и при первой возможности стремятся его покинуть – рано жениться, выйти замуж, переехать к подруге или другу и т.д.

Агрессия одна из отличительных черт таких детей. Они, как правило, враждебны по отношению к другим. У них отсутствует самоорганизация и самоконтроль.

Читайте также:  У ребенка в ухе или носу инородное тело – правила первой помощи

Самое главное ребенок, выросший в такой семье, обычно очень одинок и несчастлив, и обладает чрезвычайно низкой самооценкой.

Не имея опыта взаимодействия между близкими людьми, они часто не могут  построить отношения во взрослой жизни. Из таких детей часто вырастают люди, склонные к созависимым отношениям и несчастной любви.

Пойми меня

Так называемый авторитетный стиль с одной стороны предполагает выстраивание для ребёнка чётких границ поведения. Но при этом родители должны объяснять ребенку, почему необходимо выполнять те или иные правила, и почему нельзя совершать тот или иной поступок. Причём объяснять надо до тех пор, пока ребёнок не поймет, почему надо поступать именно таким образом.

Ни в коем случае не стоит решать конфликты с позиции силы

Желания и мнение ребёнка должны учитываться в обязательном порядке. Ну, если только они не представляют угрозы для его здоровья или не противоречат общепринятым нормам поведения. Например, нельзя ходить без шапки в мороз, брать чужие вещи, грубить  взрослым и т.д. Но и в этом случае ребёнку надо объяснить причину запрета.

Если ребёнок, несмотря на все старания, всё же упорно игнорирует установленные правила, родители могут его  и наказать. Но без унижений  и подчёркивания   зависимости ребёнка от родителей.

Вообще уважительное отношение друг к другу одна из главных особенностей подобного стиля воспитания.

Понятное дело, что при таком подходе предполагается постоянное общение родителей со своими детьми и установление  доверительных отношений  между ними.

Плюсы

 Такие дети вырастают независимыми, открытыми для нового и уверенными в себе.  Они принимают общественные моральные нормы без каких-либо трудностей и хорошо вписываются в любой коллектив.

Из таких людей  получаются  самостоятельные и ответственные, руководители.

А главное, им чаще остальных удаётся построить по-настоящему счастливые отношения. В которых нет места взаимному унижению, агрессии и отыгрыванию комплексов.

Минусы.

Ну, разве что необходимость тратить на ребёнка больше времени и душевных сил, нежели при других способах воспитания. Впрочем, некоторым папам и мамам подобное только в радость.

…Помните, что в воспитании главное соблюдать последовательность. Хуже нет, чем когда родители сегодня требуют от ребёнка неукоснительного соблюдения правил, а завтра из-за занятости или лени об этом уже забывают. Сегодня что-то настрого запрещают, а потом об этом запрете забывают напрочь.

Или, наоборот – ещё вчера ребёнку всё было дозволено, а  сегодня папа с мамой решили включить авторитарный стиль.

Неврозы при таком подходе ребёнку обеспечены.

Будьте внимательны к своим детям, уважайте их, не жалейте на них времени и души.  И тогда вы сможете предать им по наследству достойный стиль воспитания.

Нелла Прибутковская

Источник: http://www.devochkivgorode.ru/deti/1215.html

Как сделать из ребенка человека: плюсы и минусы разных стилей воспитания

Самые влиятельные люди в жизни ребенка – это его родители. От того, как они себе представляют идею воспитания, каким они видят ребенка и его будущее, зависит их стиль общения в системе “родитель – ребенок”.

Именно это во многом формирует личность ребенка, его успехи или поражения, пристрастия или увлечения.

Все остальное – среда, гены, культура, финансовое положение – играет важную, но второстепенную роль в судьбе ребенка.

Психолог Ирина Млодик рассматривает 3 самых основных стиля родительского воспитания, а также их плюсы и минусы.

«Я из тебя человека сделаю…» 

— Как вам удалось воспитать такого прекрасного, послушного ребенка? — Все просто: насилие, угрозы, шантаж, манипуляции.

(анекдот из Интернета)

Полагаю, вынесенную в заголовок фразу вы слышали не раз, и большая удача, если это звучало не в ваш адрес, когда вы были малышом.

Сделать из ребенка человека — миссия понятная и великая, если предположить, что ребенок изначально не человек и без активного участия взрослого им никогда не станет.

Неужели дети рождаются какими-то недоделанными природой, а наша родительская задача — их «доделать»? И чем заниматься родителям с детьми, если не воспитывать? Рассмотрим разные стили воздействия, главным образом, связанные с родительской властью.

Авторитарный стиль воспитания

Предполагает абсолютную родительскую власть. Есть ряд иногда ясных, иногда не очень ясных требований, которым дети должны подчиняться. Их желания, нежелания, чувства, мысли, идеи, намерения авторитарному родителю не особо интересны и не нужны.

От ребенка просто требуется полное и безоговорочное послушание. Есть система жестких требований и наказаний за непослушание. Строгая вертикальная субординация «я, родитель, главный и буду таким всегда», «ты — маленький и подчиненный, тоже таким останешься всегда».

Формируется отчетливая субординационная линия, согласно которой ребенок либо всегда остается подчиненным, либо, вырастая, сам становится авторитарным властителем, когда у него появляются собственные дети или подчиненные.

Таким детям негде приобрести опыт бытия равным, свободным в своих решениях, и отвечающим за их последствия. Нет возможности занять лидирующую позицию, повести за собой людей.

Плюсы: детям не нужно выбирать, хотеть, принимать решения. Они избавлены от тревоги неопределенности, тревоги выбора и сложностей самоопределения. Дети умеют уважать старших либо боятся перечить. Они всегда соблюдают границы и правила либо выдерживают их дома, где ориентиры очень строги, и нарушают их там, где нет такого авторитаризма.

Из ребенка получается отлично функционирующий исполнитель в любой системе либо бунтарь, всю жизнь пытающийся свергать чужие авторитеты и правила и навязывать свои.

Взрослым в авторитарных семьях проще выполнять свои родительские обязанности: достаточно убедительно утвердить свою власть, и «все работает», сама система жестких правил задает «русло», в котором протекает все воспитание нового человека.

Минусы: ребенок, даже вырастая, ищет и находит себе подобные авторитарные фигуры (остается надеяться, что они не будут криминальным образом использовать его в своих целях), поскольку опыт подчинения и неспособность формировать свою позицию требуют поиска ориентира и опоры на сильную фигуру. У детей — да и взрослых, из них получившихся — не появляется иных желаний, кроме потребности выполнить все, что требуется, чтобы избежать наказания или недовольства властных фигур, либо смоделировать жесткое и авторитарное подчинение в общении с собственными детьми, подчиненными или теми людьми, которые позволят им делать это с собой. У них часто нет шанса понять, кто они такие и чего хотят, за исключением ярких и понятных в их случае желаний: быть в безопасности или обладать безграничной властью.

Воспитание, центрированное на ребенке (или родительское безвластие) 

Характерно для родителей, воспитанных в авторитарной или непоследовательной манере. Родитель, будучи раненым жестким, негуманистичным отношением к себе, помнит свое напряженное и безрадостное детство и, не желая повторять его, боится проявлять хоть какую-то власть в отношении своих детей.

Любое принуждение, требование или даже просто постановка ребенку границы воспринимается взрослым как возможное насилие и попытка навязать свою волю. В результате дети в таких семьях растут без родительского требования, без границ, ясности и структуры.

Поскольку отсутствие границ и ранняя свобода сильно повышает тревогу, то дети волей-неволей провоцируют своих родителей на сильную реакцию, которую они могли бы счесть за проявление хоть какой-то родительской власти.

Родитель, эту реакцию выдающий (часто совсем неадекватно и совсем не так гуманистично, как ему хотелось), потом сильно винит себя за «срыв», и старается сдерживаться еще больше, чтобы не уподобляться своему авторитарному родителю, от которого он так несправедливо пострадал в своем детстве. В результате взрослые еще больше попустительствуют, дети еще больше провоцируют или тревожатся.

Плюсы: ребенок вынужден рано взрослеть, чтобы распоряжаться свалившейся на него свободой. Он учится управлять своими взрослыми, диктовать им свою волю.

Его силы уходят не на переживание страха неподчинения или борьбу с границами и правилами, а на переживание тревоги и растерянности, на попытки научиться распоряжаться этой свободой.

Дети вырастают ответственными и рано взрослыми, что иногда привлекательно для безвластного, слабого родителя.

Минусы: ребенок «пропускает» детство и возможность быть беспечным. Беспечность возникает у ребенка, знающего, что есть родители, которые его остановят, научат, подстрахуют, прореагируют, настоят, потребуют.

Поскольку этих границ никто не ставит, то их приходится искать самому, натыкаться на последствия своих неудачных детских выборов и решений. Ориентиров у ребенка нет, это рождает тревогу, с которой непросто обходиться.

Дети растут с ощущением отсутствия опоры, чувствуют собственную раннюю взрослость, а также инфантильность и слабость родительских фигур.

Они перегружены ранней ответственностью, измучены родительскими непоследовательными реакциями, им труднее расслабиться, довериться, снять избыточный контроль, вырастая, они иногда не хотят создавать семью и иметь детей.

Либеральное воспитание

В либеральном воспитании (либерализм, от лат. liberalis — свободный, — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека) в основе лежит уважение к правам и свободам человека.

Причем важно понимать, что и родитель, и ребенок — оба члена иерархической системы — те люди, чьи права и свободы являются важными. Либеральный родитель не отказывается от своей родительской роли и от своих прав как члена семьи и человека, обладающего потребностями.

Осознает и выполняет функцию родительской власти, ставит ребенку границы, создает ему структуру из ценностей, традиций, законов и основ.

По мере возможностей понимает чувства, потребности и желания ребенка, при этом не ставит их в центр, а сопоставляет с внешним контекстом — ситуацией, семейными задачами, задачами безопасности, развития, с внутренним контекстом — со своей способностью и возможностью выполнить желания и нужды детей.

В идеале, либеральное воспитание дает детям три важных опыта:

  • подчинение (в идеале родительская власть транслируется твердо, ясно, с уважением, осуществляется справедливо). Подчинение требует принятия иерархии сверху вниз. «Отец сказал, все выполнили»;
  • сотрудничество — когда решения обсуждаются, в семье советуются, обсуждают то, что ребенку возможно обсуждать по возрасту;
  • лидерство — ребенок иногда может придумать и возглавить, при помощи родителей, какой-то семейный проект — праздник, поход, день рождения, детский спектакль.

Плюсы: дети вырастают, получая три разных способа взаимодействия с родительской властью, которые потом переносят во взрослую жизнь — подчиняться (в школе и с начальниками), где есть возможность сотрудничать и договориться с любым человеком, а также придумывать идеи, организовывать свои проекты или бизнес. Дети получают в семье разный опыт, что делает широкими возможности приспособления. При этом они сохраняют уважение к себе и другому — с кем сотрудничают, кого ведут за собой или кому подчиняются. В семье достаточно уважения, нет страха, есть возможность договориться или послушать старших.

Минусы: достаточно затратно для родителей, особенно не имевших этого опыта в своих детских семьях. Самим родителям приходится быть гибкими и выбирать, какой из трех стратегий пользоваться в данный момент.

Требует достаточной осознанности, практики взаимного уважения, умения признавать свои ошибки, хорошо ощущать собственные границы и границы других людей.

Требует твердости в решениях при одновременной способности сомневаться, тогда, когда это возможно, перепоручать, отдавать ответственность, верить в то, что дети адекватно распорядятся тем куском свободы и власти, который на какой-то момент предоставил им родитель.

Всегда удивлялась родителям, которые жалуются на то, что у них «какие-то не такие дети», на мой взгляд, поведение и особенности наших детей являются достаточно прямым следствием того, что мы, родители, в них заложили как генотипически, так и нашими моделями воспитания. Особенно в этом упорствуют родители, желавшие сделать из ребенка «человека», они убеждены, что именно он, ребенок, является причиной их неспособности это сделать.

По-моему, выгоднее и приятнее гордиться своими детьми. А если вдруг «дети не нравятся», то нужно иметь смелость пересмотреть родительские стратегии и внимательно разобраться с собственным детством, для того, чтобы появилось больше возможностей выбирать именно те стратегии, которые считаете важными и хотите воплощать в жизнь.

Источник: https://ihappymama.ru/kak-sdelat-iz-rebenka-cheloveka-plyusy-i-minusy-raznyh-stilej-vospitaniya/

Как найти баланс в воспитании ребенка

Многие родители контролируют своего ребенка до совершеннолетия. Это до определенных пределов правильно, но лишняя строгость может повредить детской психике.

С другой стороны, с каждым годом становится все больше и больше родителей, дающих своим детям значительную свободу. Либеральное воспитание набирает популярность.

Читайте также:  7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

Однако дети не могут правильно развиваться, получая абсолютную свободу действий, даже малыши нуждаются в определенных ограничениях и правилах.

Плюсы и минусы свободного воспитания детей

У детей, которым предоставляли больше свободы, вырабатывается много положительных качеств. Они ставят цели и добиваются их, чувствуют уверенность в себе. Их уважают сверстники, потому что они не боятся своих родителей. Такие молодые люди раньше становятся независимыми в финансовом плане.

Дети, правильно воспитанные с минимумом ограничений, не знают стеснительности и комплексов. Они самостоятельно умеют принимать решения, не зависят от мнения других людей.

Но у свободного воспитания есть и минусы. Ребенок при отсутствии контроля может избаловаться, приобрести вредные привычки. У него может сложиться завышенная самооценка, может развиться склонность к истерикам, агрессии.

Чем опасно строгое воспитание подростков

В наше время уже нет такого жесткого воспитания, которое было нормой 100-200 лет назад. Редко кто воспитывает своих детей в страхе. Но ведь и исполнение всех прихотей может плохо отразиться на характере ребенка.

Строгость гарантирует отсутствие избалованности, формирует дисциплину, умение ограничивать свои желания.

Но контроль каждого шага, строгие наказания порождают зависимость от родителей, ведь без советов и поучений ребенок уже не может сам делать выбор, принимать решения, жить самостоятельно.

И это может отразиться и на его дальнейшей жизни. Уже став взрослым, человек, воспитанный в строгости, будет постоянно оборачиваться на тех, кто кажется старше и опытнее.

Это может быть как начальник на работе, так и будущий супруг или супруга.

Ребенок, воспитанный в строгости, в подростковом возрасте или старше может стать бунтарем, все будет делать наперекор родителям, чтобы освободиться от их власти и доказать, что он сам все умеет.

Подростки тяжелее принимают полный контроль старшего поколения. О доверии и уважении между ребенком и родителями в этом случае говорить не приходится.

Дети все больше отдаляются и стараются уйти из семьи.

Слишком строгое воспитание, чрезмерный контроль могут повлиять и на будущую карьеру молодого человека.

Если родители в него не верят, постоянно указывают, что делать и как поступить, то и во взрослой жизни он не будет ставить высоких целей.

Он будет искать легкие пути, простую низкооплачиваемую работу, считая себя неудачником. Страшно выйти из-под родительской гиперопеки и быть самостоятельным.

Как найти баланс в воспитании ребенка?

Оптимальное воспитание — это баланс между полной свободой и строгостью. Чтобы найти золотую середину в воспитании, нужно периодически задавать себе вопросы: нужно ли ребенку больше помощи или можно дать ребенку справиться с проблемой самостоятельно? Например, при выполнении домашнего задания, при решении конфликтов с одноклассниками, во время уборки комнаты.

Очень важно суметь гармонично соединить в воспитании строгость и мягкость. Родители должны полностью доверять своему малышу, позволять ему самому принимать некоторые решения, но при этом регулярно давать ненавязчивые советы и рекомендации.

Многие удивляются тому, что их подросшие дети не могут самостоятельно принять ни одного решения, сетуют на инфантильность молодого поколения.

И при этом забывают о том, что сами же и не давали этой самостоятельности своему ребенку, когда он был еще маленьким.

Забота и контроль бывают иногда совершенно незаметными для детей. Мама может сделать вид, что спит, пока ребенок сам собирается в школу. А потом можно проверить по расписанию занятий, все ли он правильно собрал. Или вместо того, чтобы делать уроки вместе с ребенком, мама может заниматься домашними делами, а потом просто проверить выполнение задания.

Но при этом всегда нужно ориентироваться на индивидуальные особенности малыша. Есть дети, которые без строгого контроля сделанных уроков просто запустят учебу. В этом случае родители должны подбирать ту модель поведения, которая окажется наиболее оптимальной в данной ситуации.

В старших классах стоит ограничиться максимум проверкой дневника, передав полностью ответственность за выполнение домашнего задания ребенку.

Что могут сделать родители?

Независимо от того, какой стиль воспитания присутствует в семье, родителям нужно знать несколько основных моментов, которые помогут сохранить хорошие отношения со своим ребенком.

  • Не оставаться равнодушным. Либерализм в семье может развиваться из-за чересчур большой занятости родителей, они становятся равнодушными к жизни своего ребенка. Для них уже хорошо, что их ребенок сыт, одет, обут. Дети, выросшие в таких семьях, часто отдаляются от родителей и редко делятся с ними своими переживаниями и проблемами.
  • Не позволять ребенку управлять собой. Если родители не могут подействовать на ребенка из-за переизбытка чувств, значит, время упущено. Необходимо понять, что определенные запреты и ограничения в воспитании ребенка важны как воздух. Было бы неплохо создать небольшую систему несложных правил, и всей семьей придерживаться их.
  • Не следовать модным тенденциям в воспитании. Либеральное воспитание имеет ряд преимуществ, однако не существует стиля воспитания, подходящего для всех семей. Не стоит четко следовать программам воспитания, прочитанным где-нибудь в интернете или в женском журнале, для каждого ребенка придется разрабатывать индивидуальную программу, основанную на его характере и способностях. Потому что все дети разные и развиваются в своем темпе по своим правилам.

Золотая середина между строгим контролем и абсолютной свободой — это единственно правильное решение в воспитании детей. Заботу и внимание малыш должен чувствовать всегда. Но постепенно родители должны передавать ему право самому решать вопросы, самому отвечать за свои поступки. Тогда ребенок вырастет самостоятельной личностью и не растеряется перед трудностями.

Пройдите тестТревожность ребенка Ребенок проявляет беспокойство и жалуется на страшные сны? Не может сосредоточиться на занятии, волнуется и часто жалуется на больной живот? Наш тест поможет определить уровень тревожности у ребенка и подскажет дальнейшую тактику поведения.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/kak_nayti_balans_v_vospitanii_rebenka/

Стили воспитания детей: как они влияют на детское развитие / Mama66.ru

Семья — это первичная ячейка воспитания. Очень много в будущем ребенка зависит от нее. То, какой стиль воспитания предпочтут взрослые по отношению к малышу, определит его дальнейшую жизнь.

Важно осознавать уместность тех или иных требований, наказаний и поощрений. Нужно знать плюсы и минусы применяемых в воспитании стилей. Это поможет выстроить наиболее благоприятные взаимоотношения с ребенком.

Семья — начальная ступень в развитии ребенка

Семья — это первичная ячейка общества, в которой начинается воспитание и развитие малыша. Она настолько многогранна, что может как создать здоровую личность, так и разрушить её. Потребности и влечения ребенка либо поощряются, либо создается барьер, мешающий самореализации.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания.

Родители как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитие ребенка.

В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам.

Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье. Родители могут влиять на своих детей при помощи подкрепления, когда становление правильного поведения зависит от поощрения тех действий своего чада, которые им кажутся правильными. Во второй ситуации всё основано на подражании.

Ребенок копирует поведение родителей с целью стать таким же, как они, не отдавая отчета тому, правильно это или нет. И, наконец, семья, в которой главным механизмом воспитания является понимание.

Здесь родители уважают интересы и потребности своего малыша, отзываются на его проблемы, воспитывая таким образом коммуникативную и осознанную личность.

Многое ли зависит от стиля семейного воспитания?

Стиль воспитания ребенка в семье подразумевает поведение и установки родителей по отношению к детям. Выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

Авторитарный

В авторитарном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний.

Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно. Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и неуверены в себе.

Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции.

Совет родителям

Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.

Демократический

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей.

В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно.

Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов.

Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть у детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне.

Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Однако есть и черты, которые встречаются лишь у небольшой части подрастающего поколения в семьях с демократическим стилем воспитания.

Это сензитивность, умение поставить себя на место другого человека, и альтруизм.

Совет родителям

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

Либеральный

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений. Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Совет родителям

Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе.

Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно.

Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.

По результатам воспитания в семье можно выделить детей, которые уверены в себе, способны контролировать собственное поведение, не избегают новых ситуаций и практически всегда пребывают в хорошем настроении.

Более тяжело устанавливать контакты со сверстниками избегающим общения детям. Они боятся новых событий, пытаются убежать от них, а их настроение можно назвать унылым. Отказы от напряженных ситуаций чаще можно наблюдать у детей незрелых.

Как правило, они обладают плохим самоконтролем и неуверены в себе.

Таким образом, чтобы воспитать самодостаточных, уверенных в себе детей, нужно уметь правильно сочетать контроль и демократичность в семейном воспитании. И тот и другой показатель должны быть оптимальными. При этом нужно принимать ребенка и его интересы такими, какие они есть.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Читайте также:  Ребенку надоели игрушки - почему надоели и что делать

Немного о типах воспитания

В каждой семье складывается определенная система воспитания. Она основывается на взаимоотношениях ребенка и родителей. Так, можно выделить 4 типа воспитания детей в семье: невмешательство, диктат, сотрудничество и опека.

В семье с диктатом достоинство и самостоятельность ребенка систематически подавляются. Если такие решения оправданы, то родители вправе предъявлять некие требования к своим детям, но только тогда, когда этого требует ситуация.

Однако если родители воздействуют на ребенка, унижая его самолюбие, то встречают резкий протест. Так, дети становятся лицемерными, грубыми, часто обманывают, а иногда и ненавидят своих родителей.

Если это сопротивление ломается, то подавляется активность, самостоятельность, вера в себя.

Семья, в которой ведущим типом воспитания является опека, ограждает своих чад от внешних трудностей и забот. Родители стараются удовлетворить любые потребности малыша. Дети, как правило, не готовы столкнуться с реальностью. Им трудно наладить контакт с людьми, в них неразвита самостоятельность, они не способны принимать решения.

Невмешательство строится на независимом существовании родителей и детей. Таким образом выстраивается два мира, между которыми проведена черта, и заступать за неё обе стороны не имеют права. В этой ситуации родители пассивны, как воспитатели.

Иначе строится сотрудничество. В такой семье существуют общие цели и ценности, её по-другому можно назвать коллективом. Плюсом этого типа воспитания является то, что ребенок никогда не вырастет эгоистом.

К чему приводит тот или иной тип воспитания

Придерживаясь демократического стиля воспитания, родители могут наладить хорошее взаимоотношение с детьми. Дети вырастают самостоятельными, ответственными, активными, проявляют инициативу. Демократический стиль позволяет направлять поведение ребенка гибко и последовательно.

Требования родителя всегда объясняются, а обсуждение их ребенком только поощряется. Что касается власти, то она тоже присутствует, но только в тех случаях, где она наиболее уместна. В таких семьях ценится не только послушание ребенка, но и его независимость.

Здесь есть правила, по которым действуют родители, при этом прислушиваясь к мнению малыша, но не исходя из него.

Оставшиеся стили воспитания дают не очень хорошие результаты. Так, авторитарный тип отношений отчуждает детей от родителей, вызывает у них чувство незначительности. Дети чувствуют себя нежеланными в семье.

Необоснованные требования родителей в первом случае вызывают агрессивное поведение и протест, а во втором — пассивность и апатию. Если дети воспитываются в семьях с либеральным типом отношений, они чувствуют себя никому не нужными.

Такие родители не могут стать предметом подражания для ребенка, и образовавшийся пробел в воспитании не сможет заполнить никто другой. «Я» таких детей очень слабое.

Несмотря на все негативные стороны, авторитарный метод продолжает жить и существовать в семьях. Это обуславливается, во-первых, опытом, который передается из поколения в поколение.

Такие родители помнят о том, как трудно им было, но всё же выстраивают подобные отношения со своими детьми. Во-вторых, свою роль играют общественные отношения. В-третьих, весь негатив, испытанный за день в транспорте, очередях и прочем, родители вымещают на детях.

И, наконец, в-четвертых, это понимание силы, как способа решения любых конфликтов.

Авторитарность в отношении малыша не встречает никаких протестов, а вот со стороны подростка можно ожидать конфликты. При этом родители расплачиваются за свои старые промахи. Важно помнить, что формировать личность нужно с малых лет, а не ждать переходного возраста. К этому времени стиль отношений уже складывается, поэтому переиграть его не представляется возможным.

Зависимое поведение как последствие стилей воспитания

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка.

К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом.

В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения. Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка.

Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери.

Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения. На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи». Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

И, наконец, прикосновение и удержание окружающих ребенком. Такое поведение проявляется в том случае, когда родители проявляют невысокую требовательность и напрочь лишены тревожности за малыша.

Как сегодня воспитывают детей

Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми.

Всё чаще современные родители прибегают к помощи других людей из-за собственной занятости. Дети, которые воспитываются няней, недополучают нужной теплоты и любви. Допускается оставлять малыша у родственников или с кем-либо ещё на непродолжительный период. Ребенку будет полезна смена обстановки, к тому же он получит новый опыт общения.

Стоит поговорить о родительской ответственности в современной семье. Все чаще наблюдаются такие ситуации, когда дети предоставлены самим себе. Заблуждением является и то убеждение родителей, что дети получают нужное воспитание в дошкольном учреждении или школе. Сегодня родители ограничивают свои обязанности проверкой дневника или посещением школьных собраний.

Родители не должны забывать о своих детях. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время.

Если вы будете спокойны в предъявлении своих требований и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам. Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении.

Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.

Источник: http://mama66.ru/child/stili-vospitaniya-detejj

Системное воспитание — Психологос

Системное воспитание — воспитание, меняющие стили и подходы в воспитании ребенка в зависимости от уровня его развития и готовности справляться с трудностями в конкретной ситуации.

Системное воспитание (термин предложен Владимиром Виноградовым, ведущим тренером Центра «Синтон») практикуется в синтон-подходе для воспитания свободного и разумного человека, живущего в направлении высоких ценностей.

Сегодня в подготовке руководителей уже не ставится вопрос, какой стиль руководства лучше: авторитарный, демократический или либеральный.

Стало понятно, что каждый из этих стилей имеет свои плюсы и минусы, а главное, каждый из них является необходимым на каком-то этапе развития коллектива или в какой-то период обучения сотрудника.

Как правило, на первых этапах самым адекватным является директивный подход — подход деловой (без поддержки, ничего личного) в сочетании с плотным инструктажем и подробными распоряжениями.

Когда сотрудник разобрался с основами, наступает период наставничества, то есть теплый, личный подход (высокий уровень поддержки, личные отношения) в сочетании с плотным инструктажем и подробными распоряжениями.

На следующем этапе, когда сотрудник уже приобрел достаточной опыт, возникает возможность партнерства, где теплый, личный подход (высокий уровень поддержки, личные отношения) сочетается с доверием и совместными обсуждениями. А последний этап — это делегирование, мечта любого руководителя. Это деловой подход (без поддержки, ничего личного) в сочетании с доверием и совместными обсуждениями. «Позвонил интересный клиент, возьми его на себя!» — и все, руководитель может быть уверен, что сотрудник сделает все без него и наилучшим образом.

Похожие этапы в той или иной форме могут и должны присутствовать в процессе воспитания ребенка. Совсем маленький ребенок, пока не способен понимать человеческую речь и не владеет азами культуры, естественнее всего развивается и осваивает необходимые навыки в режиме дрессировки.

Пока у ребенка не развита воля и он демонстрирует скорее полевое поведение, естественно направлять его поведение с помощью управления его вниманием, через увлечение и вовлечение, организуя ему развивающую среду.

Когда ребенок пытается проверить родителей на прочность, либо в ситуациях, к которым ребенок не готов ни интеллектуально, ни морально, лучшие результаты показывает авторитарный стиль воспитания.

Однако через какое время с ребенком можно и нужно разговаривать, объяснять, советоваться; ребенок уже многое может понимать и делать сам, соответственно взаимодействие с ребенком меняется с авторитарного на авторитетное воспитание, все больше возможен режим сотрудничества и поддержки. В идеале ребенок должен развивать и воспитывать себя уже сам, только используя родителей и окружающее его общество как ресурс в его собственной познавательной и социальной деятельности.

Этап директивного (авторитарного) воспитания — важный момент в формировании волевой сферы ребенка. В системном воспитании ребенка вначале учат подчиняться внешним распоряжениям, а потом передают руководство собой в его собственные руки.

Кажется, что именно такие механизмы формирования волевых качеств имел в виду Лев Семенович Выготский, когда формулировал закон формирования высших психических функций: «Всякая высшая психическая функция появляется на сцене жизненного развития человека дважды: сперва как функция внешняя, социальная, как функция интерпсихическая, потом – как функция внутренняя, регулятивная, как внутренний способ мышления ребенка». Вначале ВПФ разделена между ребенком и взрослым, а после этого интериоризируется, осуществляется ребенком самостоятельно. Вначале командует взрослый, ребенок учится выполнять команды, потом начинает командовать собой сам. Аналогично, по выводам А.Н. Леонтьева, «генетически произвольные действия возникают… скорее в социальном подчинении, чем в подчинении объективным предметным условиям».

Леонтьев любил анекдот об офицере и денщике. Денщик у себя возится и все время кряхтит и стонет. Офицер спрашивает: «Иван, что ты там кряхтишь?» — «Пить очень хочется».— «Поди, напейся».— «Идти не хочется».

Прошло некоторое время, офицер служебным тоном говорит ему: «Иван». «Слушаю, ваше благородие»,— отвечает денщик. «Поди принеси стакан воды». Бежит, приносит стакан воды. Офицер говорит: «Пей».

Тот выпил и успокоился.

Если офицер добьется, что денщик будет слушаться его беспрекословно, то ему достаточно будет дать команду: «Не ленись, проявляй активность и самостоятельность!» — и денщик изменит свой стиль поведения. Возможно, и на всю жизнь.

Действительно, откуда у маленьких детей появляется воля? Трудно отрицать биологические предпосылки, однако воля в большей степени — продукт социального научения. Волю воспитывают (или не воспитывают) в детях их родители. Воля — это звучащий в нас требовательный, сильный голос отца.

Мама может просить, увещевать, уговаривать — отец говорит то, что нужно сделать. В семьях, где папа и мама поменялись гендерными ролями, где отец мягкий, а мама командует, носителем воли является мама.

Если у вас в детстве или юности был такой голос (иногда это может быть голос тренера или сержанта), если этот голос стал вашим законом и стал организовывать вашу жизнь и поведение, вы знаете, что такое воля. Если этим голосом вы сами стали говорить с собой и другими — вы стали волевым человеком.

Если же ребенок рос в окружении только мягких людей, признающих только демократический стиль и не практикующих решительные и энергичные интонации, волевое поведение у ребенка будет затруднено.

С другой стороны, важен своевременный переход от директивного к партнерскому взаимодействию, перед от практики подчинения ребенка к сотрудничеству с ним. Авторитарное воспитание бывает удобно для родителей, но оно имеет смысл только тогда, когда через какое-то время наши дети действительно становятся свободными и разумными людьми, умеющими строить свою жизнь самостоятельно.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/sistemnoe-vospitanie

Ссылка на основную публикацию