Вопросы к детскому неврологу: что важно знать родителям ребенка до года

Как подготовиться МАМЕ к приему детского невролога

Комментирует Лебедева Елена Леонидовна

врач-невролог первой категории (детский), врач-неонатолог высшей категории, врач-педиатр

Кто же такой детский невролог? Это врач, который, так же, как и педиатр, наблюдает за развитием и созреванием нервной системы малыша. Невролог оценивает психомоторное развитие, соответствует ли оно возрастному периоду, наблюдает вместе с родителями за ростом ребенка, за обретением необходимых навыков.

Основная задача детского врача-невролога — это вовремя увидеть, даже незначительные отклонения от нормального развития и назначить эффективный курс лечения и профилактики.

Детский невролог обязательно взаимодействует с другими специалистами для уточнения диагноза и подбора индивидуальной программы наблюдения и лечения ребенка.

Наблюдаемся регулярно

Наблюдаться у детского невролога необходимо регулярно. Специалисты рекомендуют начать посещение этого врача сразу после рождения и осмотра педиатра. Если невролог не выявил никаких отклонений, то следующий визит должен состояться, когда малышу исполнится 3 месяца, затем – в полгода. Таким образом, здоровый ребенок в течение первого года жизни должен показываться неврологу каждые три месяца.

Далее малыш до 3 лет должен посещать специалиста раз в полгода, а до 6 лет – хотя бы один раз в год. Такие сроки оптимальны для тех детей, у которых все идет нормально, без отклонений.

Однако если родителей что-то      беспокоит, то нужно, не дожидаясь планового визита, показать кроху врачу. Неврологические заболевания, как и многие другие, легче диагностировать и лечить на ранней стадии.

На приеме у врача

Хорошо, когда родители приходят на плановый прием к неврологу подготовленными. Это означает, что они внимательно наблюдают за крохой и готовы ответить на все его вопросы. Важно родителям вести дневник психомоторного, психоречевого развития ребенка, согласно возрастным шкалам развития.

Прием детского невролога проходит аналогично приему педиатра. Первоначально врач задает вопросы родителям о том, как проходила беременность, роды, как родился малыш, что уже умеет к данному возрасту, замечали ли родители какие-то особенности в поведении сына или дочки, что беспокоит родителей и тому подобное.

Далее врач осматривает ребенка, проверяет его основные рефлексы, двигательные навыки и проводит необходимые диагностические тесты. После чего доктор устанавливает соответствие возраста и развития ребенка, дает заключение и рекомендации родителям.

Если у врача возникают сомнения по тому или иному поводу, он может назначить дополнительное обследование крохи, по результатам которого впоследствии назначит нужное лечение.

Когда идти к неврологу

Малыш весел и активен, ведет себя хорошо и непринужденно? В этом случае нет повода для беспокойства, и посещать невролога необходимо лишь по плану. Однако существуют состояния, когда нужно, не откладывая, обращаться к специалисту.

Если ребенок: — плохо спит,  — теряет аппетит, — имеет изменение в поведении (быстро утомляется или чрезмерно активен, возбудим, плачет, замыкается в себе) — имеет нарушение двигательного или речевого развития, — наблюдается недержание мочи, — испытывает затруднения при общении и в обучении, — жалуется на головные боли, — приступы необоснованного плача (особенно ночью).

Во всех этих случаях необходимо обратиться к детскому неврологу. Также специалисты советуют внимательно следить за ребенком, и если что-то      настораживает – сразу же идти к врачу.

Если не обнаружить и не предупредить любые отклонения от нормы вовремя, то это может привести к тяжелым последствиям: от задержки развития психомоторного и речевого аппарата до нарушений поведения, формирования навыков письма, счета, чтения, эмоциональной неустойчивости. 

Источник: http://www.kosma63.ru/detskaya-poliklinika/poleznaya-informaciya/788/

Вопросы детскому неврологу

Мы уже давно перестали бояться неврологов и разобрались, какие грани нашего здоровья лежат в его епархии, но стоит педиатру направить к этому специалисту малыша, у родителей начинают трястись поджилки. А зря. Главное — вовремя задать волнующий вопрос, тогда многих проблем удастся избежать.

Сыну 4 года. Часто по утрам просыпается мокрым. Слышала, что до 5 лет это считается нормальным, но все равно беспокоюсь. Надо ли лечить ребенка сейчас или стоит подождать до 5 лет? Слышала, что при такой проблеме необходимо посетить невролога. Это действительно так? Почему это надо сделать?

Юлия, г. Муром

Если количество «мокрых» ночей постепенно уменьшается, для четырехлеток это считается нормальным явлением. Энурез принято диагностировать у детей старше 5 лет. При этом необходимо обследование у невролога, нефролога/уролога и психолога, так как в основе заболевания – несколько причин.

Проблемы могут вызвать как одна из них, так и сочетание нескольких. Пока же постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций. Чтобы выработалась привычка контролировать наполненный мочевой пузырь, ребенок должен в течение дня выпивать достаточное количество жидкости.

За 3 часа до сна и особенно на ночь лучше ничего не пить. Убедитесь, что у малыша нет запоров, так как это приводит к раздражению мочевого пузыря и более частым мочеиспусканиям. Следите, чтобы перед сном ребенок ходил в туалет.

Откажитесь от подгузников: они тормозят развитие привычки следить за мочеиспусканием; лучше пользоваться впитывающей пеленкой.

https://www.youtube.com/watch?v=aLXssmgNKBA

Дочке 2 года 5 месяцев. Примерно месяц назад начала заикаться (много раз повторяет первый слог слова). Подскажите, пожалуйста, надо ли ждать, когда она повзрослеет, или следует начать лечиться уже сейчас.

Елизавета, г. Красногорск

Чаще всего дети начинают заикаться тогда, когда у них активно развивается речь. Уже сейчас можно проконсультироваться у невролога, логопеда и психолога. Заикание корректируется с помощью дыхательных упражнений, логопедических занятий, медикаментозной терапии.

Надо обязательно обеспечить малышке щадящий психологический режим: ограничить ее «общение» с гаджетами, телевизором, исключить походы в развлекательные центры и не усердствовать с занятиями. Больше рисуйте, лепите из пластилина, конструируйте, плавайте, играйте с водой.

В присутствии ребенка будьте немногословны, говорите медленно и спокойно. Следует соблюдать режим дня, дочка должна высыпаться, больше гулять.

У ребенка 2 лет на фоне высокой температуры (выше 39 °C) были судороги. Какие исследования после этого надо сделать? Участковый педиатр сказала, что у маленьких детей такое часто бывает и дополнительные обследования не нужны. Надо ли теперь ребенку оформлять отвод от прививок? Если да, то кто это должен делать – педиатр или невролог? Должен ли ребенок теперь наблюдаться у невролога?

Оксана, г. Вологда

Судороги при высокой температуре, возникающие в возрасте от 6 месяцев до 5 лет и не связанные с нейроинфекцией, называются фебрильными. Дополнительные обследования обычно не требуются, так как специфических изменений при этом не бывает.

Ребенку надо наблюдаться у невролога только при одном из следующих условий: судороги были у малыша младше 1 года или старше 5 лет, продолжались дольше 15 минут или за сутки повторились несколько раз, преобладали в одной части тела, при осмотре врач заподозрил нарушения в работе структур нервной системы.

В таком случае потребуется сделать электроэнцефалограмму и МРТ головного мозга; до установки диагноза невролог оформит отвод от вакцинации. Во всех других случаях отвод от вакцинации на время болезни дает педиатр.

Источник: http://www.parents.ru/article/voprosy-detskomu-nevrologu/

Будущее вашего ребенка напрямую зависит от того, что видит невролог в 1 месяц

Контроль развития ребенка в первый год его жизни имеет решающее значение для его благополучия в дальнейшем. Если грудничок здоров, развивается «по плану», то визиты к неврологу будут профилактическими. Если у малыша обнаружат патологические изменения, то своевременная коррекция предотвратит серьезные отклонения физического, когнитивного и психического развития.

На осмотре у невролога оцениваются основные показатели нервно-психического развития малыша посредством проверки его врожденных рефлексов. Необходимость ранней диагностики обусловлена особой гибкостью формирования структур мозга и чувствительностью ЦНС грудничка к внешним воздействиям (и негативным).

Прием невролога преследует несколько целей:

  • контроль развития малыша
  • информирование родителей о состоянии ребенка, потенциальных опасностей для здоровья, методах лечения или профилактики отклонений от нормы, о принципах и приемах развивающих занятий для здорового грудничка
  • лечение выявленных патологий

Диагностика показателей отставания развития в возрасте до 3 месяцев особенно важна. С большой точностью она помогает предсказать будущие проблемы в формировании у ребенка определенных навыков до года, а иногда и на весь дошкольный период его жизни.

Обратите внимание!

На приеме у невролога можно и нужно задавать все интересующие вас вопросы. Любые. Чтобы не забыть важные моменты – предварительно продумайте их дома и запишите. Активность родителя является действенной помощью работе врача!

Именно семья оказывает на малыша первого года жизни то влияние, которое становится основой его здоровья или патологии в будущем. Роль матери неоценима – постоянное взаимодействие ее и ребенка есть основное условие стимуляции развития.

Первый визит к неврологу – как подготовиться?

Осмотр новорожденного неврологом происходит еще в роддоме. Там грудничку делают ультрасонографию головного мозга через родничок.

Позже, когда родничок зарастет, УЗИ головного мозга сделать будет невозможно – кости черепа не пропускают ультразвуковые лучи. Обследование проводят с целью обнаружения аномалий.

Часто выявляют кисты головного мозга, но на сегодня нет объяснений их появлению. Небольшие, до 5 мм образования проходят самостоятельно. Если киста больше – за ней наблюдают в динамике.

Второй визит к неврологу должен состояться через месяц жизни грудничка. К нему следует подготовиться заранее. На чем необходимо акцентировать внимание маме при ежедневном уходе за малышом? Что смотрит невролог в 1 прием?

Беспокойство должны вызывать следующие вещи:

  • Слишком кратковременные периоды сна. Если малыш накормлен, то он обычно спит. Поводом проснуться для него: голод, холод, сильный шум, боль в животе. Желудочные колики заставляют ребенка плакать «сквозь сон», не просыпаясь. Здоровый ребенок спит большую часть суток.
  • Задержка психического развития. К концу первого месяца своей жизни малыш научается: фокусировать взгляд на лице матери, яркой игрушке. Поворачивать голову на звук. Если он остается безучастным к внешним раздражителям, то это серьезный повод для тревоги.
  • Дрожание (тремор) подбородка и рук, посинение носогубного треугольника, судороги.
  • Частые срыгивания, рвота после кормления. Все груднички часто срыгивают. Причиной тому служит воздух, попадаемый в желудок с молоком. Особенно этому подвержены дети на искусственном вскармливании. Грудничок отрыгивает воздух в первые минуты после кормления, с воздухом выходит немного пищи – это нормально. Тревогу должны вызывать обильные срыгивания, которые не связаны по времени с кормлением.
  • Фиксация ребенка в определенной позе. Здоровый грудничок постоянно двигает ногами и руками хаотично, не принимая определенной позы. При выкладывании на живот не может долго удерживать голову. Обязательно сообщите врачу, если ваш малыш «научился» хорошо держать голову или предпочитает определенную позу – это свидетельствует о гипертонусе его мышц.

Читайте так же:  Мышечная невралгия: самые эффективные препараты

Чего маме делать не нужно, так это пытаться самостоятельно проверять рефлексы. Это должен делать только специалист. Мама должна накормить дитя перед приемом за полчаса минимум и рассказать врачу о нем как можно больше подробностей.

Что смотрит врач на приеме?

Осмотр невролога в 1 месяц начинается с визуальной оценки малыша, его позы, движений.

Затем доктор последовательно проверяет:

  1. Развитие нервной системы. Испытывает все врожденные (безусловные) рефлексы, оценивает их сохранность и силу.
  2. Физическое развитие. Проводит посредством оценки формы и размера черепа, соответствия роста головы нормативным параметрам.

Оральные безусловные рефлексы

  • Сосательный. Малышу вкладывают соску, которую он принимается активно сосать. Автоматизм угасает к году. В это время необходимо отучать ребенка от соски и бутылочки, чтобы не переводить сосательный рефлекс в категорию условных (специально сформированных).
  • Поисковый. Этот рефлекс хорошо знаком внимательным родителям – любое прикосновение ко рту или щекам ребенка заставляет его поворачивать голову в эту сторону и открытым ртом искать грудь. Особенно ярко это выражено у голодного младенца.
  • Хоботковый. Автоматизм связан с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта при легком хлопке по губам – грудничок тут же вытягивает губы трубочкой.
  • Ладонно-ротовой – сложный автоматизм, относящийся к спинально-оральным. При надавливании на ладони малыша в районе большого пальца он «группируется» вперед в грудном отделе, наклоняет голову и открывает рот.

Позотонические рефлексы

  • Шейный тонический ассиметричный. Если повернуть ребенку голову в сторону без его участия, то у него автоматически разгибаются на этой стороне рука и нога, на противоположной стороне тела конечности сгибаются. Срабатывают сгибатели-разгибатели, малыш «встает» в позу фехтовальщика.
  • Лабиринтный тонический. При выкладывании малыша на живот он автоматически вначале все подбирает под себя (сгибатели), затем совершает как бы плавательные движения. Завершается цикл элементами спонтанного ползания.
  • Шейный тонический симметричный. При пассивном наклоне головы ребенка вперед, он разгибает ноги и сгибает обе руки. При запрокидывании головы в обратном направлении, конечности действуют наоборот – ноги сгибаются, руки разгибаются.

Обратите внимание!

Только специалист знает куда и как следует нажать для проверки работы автоматизмов. Самостоятельная проверка рефлекторных реакций малыша вызовет у него как минимум дискомфорт, как максимум непроизвольное мочеиспускание, дефекацию (рефлексы Переса, Таланта).

Спинальные рефлексы

  • Нижний и верхний хватательные рефлексы – непроизвольное сгибание ладоней и стоп при нажатии на определенные точки. Верхний знаком родителям по тому, как крепко хватается ребенок при вкладывании в его ладошку пальца взрослого.
  • Верхний защитный рефлекс. Поскольку все врожденные рефлексы «даны» грудничку для выживания, то при выкладывании на живот малыш поворачивает голову в сторону. Его цель – не задохнуться. Проходит автоматизм к полутора месяцам.
  • Рефлексы Переса, Таланта и Объятий проверяют при помощи манипуляций на спине, ударов по пеленальному столику.
  • Рефлекс опоры, выпрямления, паттерн ходьбы. При касании опоры в положении «стоя» ноги грудничка непроизвольно выпрямляются, наклон его тела вперед провоцирует автоматическое вышагивание. К 3 месяцам эти «умения» угасают и появляются вновь к году, когда ребенок учится стоять и ходить самостоятельно. У малыша с отклонениями в развитии паттерн ходьбы сохраняется надолго.

Нарушение или угнетение спинальных рефлексов является тревожным симптомом, который может свидетельствовать о нарушении работы спинного мозга.

Следует понимать, что на выраженность рефлексов оказывает значительное влияние состояние грудничка, то, как давно он ел и спал. Об этом мама должна сообщить врачу.

Оценка физического развития

Что проверяет детский невролог на приеме, так это рост головы малыша. В норме за первый месяц жизни голова увеличивается в окружности на 1,5 см.

Вариативность размеров имеет место быть (девочка меньше мальчика), но слишком быстрый рост головы, как и слишком медленный, свидетельствует о возможных патологиях – гидроцефалии или микроцефалии.

Обе патологии чреваты умственной отсталостью, задержкой физического развития.

Обследует невролог и состояние родничков. У здорового малыша роднички закрываются: большой (теменной) к 8-10 месяцам, малый (затылочный) к 2-3. Более быстрое закрытие родничков не дает голове нормально расти, более медленное – говорит о возможном внутричерепном давлении. Оценивается не только размер, но и форма головы.

Невролог оценивает общее состояние ребенка, его настроение, эмоциональные реакции, типичное выражение лица. Результаты обследования сообщает родителям.

Следующий осмотр невролога в 3 месяца и в 6. Эти осмотры отличаются от того, что смотрит невролог в 1 раз.

Читайте также:  Методика монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Визит к неврологу в 3 месяца

Если на первом приеме отклонений не выявлено, то осмотр невролога в 3 месяца носит больше профилактический характер.

Врач оценивает навыки грудничка, которые у него сформировались:

  • умение держать голову
  • умение поворачиваться на спину с живота
  • комплекс оживления по отношению к близкому человеку
  • реакции на речь, ласковый голос

В три месяца ребенок более расслаблен, быстро фокусируется на движущих предметах, проходящих людях. Поворачивает голову на мамин голос, отзывается на речь улыбкой, смехом, быстрыми движениями рук и ног. Начинает агукать.

Обратите внимание! Важный момент этого визита – получение допуска на проведение прививок. Доктор либо дает на это разрешение, либо грудничок получает медотвод – временное освобождение от прививок по медицинским показаниям.

Визит к неврологу в полгода

Что проверяет невролог в полгода? Это умения, которых уже очень много, если родители занимались их развитием.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев:

  • сидеть, переворачиваться с живота на спину и обратно, пытаться встать с поддержкой, играть с ногами, руками
  • самостоятельно брать игрушки, перекладывать их из руки в руку
  • кушать с ложки прикорм в виде полужидкой субстанции
  • держать бутылочку с водой, самостоятельно пить
  • произносить некоторые слоги, выражать эмоции мимикой, жестами, звуками
  • отличать «своих» от «чужих», выделять маму или одного значимого человека, который осуществляет постоянный уход

Этот визит впервые может принести трудности в обследовании ребенка, поскольку он научился реагировать на обстановку и незнакомых людей.

Маме важно выбрать время для посещения врача так, чтобы ребенок не был сонным, уставшим или голодным.

Стремитесь построить доверительные отношения с врачом, не игнорируйте даже профилактические визиты к доктору – это поможет избежать многих сложностей в воспитании и развитии ребенка.

Источник: https://spinous.ru/neurology/budushhee-vashego-rebenka-napryamuyu-zavisit-ot-togo-chto-vidit-nevrolog-v-1-mesyac.html

Что смотрит невролог у детей

Даже у детей первого года жизни может обнаруживаться патология нервной системы, причинами которой являются нарушения в периоде внутриутробного развития плода (инфекции, гипоксия плода) или тяжелое течение родов.

Последствиями поражения нервной системы может стать задержка умственного и физического развития ребенка, нарушение речи и др. Наблюдение врача-невролога, таким образом, показано каждому ребенку с определенной периодичностью.

В данной статье ответим на возможные вопросы родителей и устраним их беспокойство по поводу того, что же смотрит врач-невролог у детей.

Поражение нервной системы у грудничков встречается достаточно часто. Но заболевания эти могут иметь скрытую форму, поэтому на первом году жизни малыши неоднократно осматриваются невропатологом: при рождении, в 1 мес., в 3, 6, 9 мес. и по достижении года. Иногда врачи назначают и более частое наблюдение за младенцем по индивидуальному графику. Особое внимание уделяется недоношенным деткам.

В некоторых случаях, помимо осмотра невролога, назначается дополнительное аппаратное обследование.  Раннее выявление и своевременное лечение могут значительно снизить или даже исключить последствия неврологической патологии у детей старшего возраста.

Осмотры невролога грудничкам следует обязательно проводить даже при отсутствии жалоб у родителей.  Именно на первом году жизни малыш интенсивно развивается, и врачу легче выявить отклонения.

При осмотре малыша невролог проводит осмотр головы, определяет размеры ее, состояние и величину родничка. Обращает внимание на симметричность лица и глазных щелей, размер зрачков, движения глазных яблок (выявление косоглазия). При каждом осмотре проверяются рефлексы, мышечный тонус, объем движений в суставах, чувствительность, наличие навыков и коммуникабельность ребенка.

Еще в родильном доме младенцу проводят УЗИ головного мозга для исключения кист, которые часто появляются при гипоксии плода. Если обнаружены кисты, то такое обследование проводится в динамике.   Кисты размером до 3-4 мм должны исчезать бесследно.

Осмотр в 1 месяц

Врач обращает внимание на позу ребенка (она еще напоминает внутриутробную), проверяет наличие и симметричность безусловных рефлексов у малыша, мышечный тонус (преобладание тонуса сгибателей – согнуты ручки и ножки, кулачки сжаты) – он обязательно должен быть симметричным.

Движения малыша еще хаотичны, координация их отсутствует. Дитя в месячном возрасте может на какое-то время задерживать взгляд на предмете и следить за его движением. Кроха уже улыбается, услышав ласковую речь.

Невролог измеряет окружность головы малыша и проверяет размеры и состояние большого родничка. На первом полугодии ежемесячно размер головы увеличивается на 1,5 см (средняя окружность при рождении 34-35 см), а на втором полугодии – на 1 см.

Осмотр в 3 месяца

Поза малыша более расслаблена, так как тонус сгибателей уже снизился. Ребенок может брать в рот кулачки, захватывать ручками предметы. Он хорошо удерживает головку. Если младенец головку не держит – это может указывать на отставание в развитии. Кроха уже может смеяться, проявляет оживление при контакте и показе игрушки.

Осмотр в 6 месяцев

Малыш должен самостоятельно переворачиваться на живот и на спинку, поднимать головку, опираясь  на ручки.  В положении на спине дитя может поднимать стопы и играть с ними.

К 6 месяцам ребенок сидит, может не только держать игрушку, но и перекладывать из ручки в ручку. Полугодовалый ребенок узнает близких, особенно маму. На чужих людей может реагировать плачем.

  Иногда малыш в 6 месяцев произносит слоги.

Осмотр в 9 месяцев

Некоторые детки уже ползают, с поддержкой встают на ножки.  Ребенок может переступать ножками, удерживаясь за опору. Врач оценивает и мелкую моторику: способность взять предмет двумя пальчиками и удержать его. Малыш подражает движениям взрослого: умеет при прощании помахать ручкой, хлопает в ладошки и т.д.

Кроха хорошо знает родителей, понимает значение многих слов и слово «нельзя», находит (по просьбе) знакомый ему предмет из числа других. Если родничок у ребенка остается открытым, то назначается дополнительное обследование (УЗИ головного мозга, МРТ).

Осмотр в год

Врач оценивает развитие малыша, его навыки и умения.  Ребенок должен уметь подняться на ножки, стоять, ходить за ручку.  Окружность головы за год увеличивается на 12 см. Грудничок хорошо пьет из чашки, должен правильно держать ложку и кушать из нее. Малыш узнает всех членов семьи, знает названия и показывает части тела (ушко, носик, глазки и т.д.), произносит некоторые слова.

Внеплановое посещение невролога

Родители должны насторожиться и посетить врача внепланово при таких симптомах:

  • частые или обильные срыгивания;
  • беспокойный сон малыша;
  • повышенная возбудимость, частые вздрагивания;
  • дрожание подбородка или конечностей (в покое или при плаче);
  • судороги при повышенной температуре;
  • выбухание и пульсация родничка;
  • нарушения в походке: малыш не встает на стопу полностью, ходит на пальчиках или поджимает их;
  • задержка развития.

Осмотры после года

Осмотр и помощь невролога может понадобиться ребенку в любом возрасте.

График осмотров таков: невролог в плановом порядке должен осмотреть детей в 3, 6, 7, 10, 14, 15, 16, 17 лет.

При осмотрах оценивается физическое развитие, мышечный тонус, наличие и симметричность рефлексов, координация движений, цвет и тургор кожных покровов, чувствительность, речь, умственное развитие, наличие или отсутствие очаговых неврологических симптомов.

При необходимости врач может назначить дообследование: осмотр окулиста с осмотром глазного дна, УЗИ головного мозга, ультразвуковую допплерографию, рентгенографию черепа, МРТ мозга, электроэнцефалографию.

Родители должны обратиться внепланово к неврологу при таких симптомах:

  • нарушение речи (заикание, задержка речевого развития);
  • недержание мочи (энурез);
  • нарушения сна;
  • тики (повторяющиеся, часто непроизвольные, движения или высказывания, подергивания мимической мускулатуры, гримасничанье, моргание, сопение, ощупывание вещей, отбрасывание волос, повторение слов или фраз и др.);
  • головные боли и головокружение;
  • обмороки;
  • укачивание в транспорте;
  • повышенная активность, неусидчивость, рассеянное внимание;
  • черепно-мозговые травмы.

Резюме для родителей

В зависимости от течения беременности и родов, наследственных факторов ребенок может иметь неврологическую патологию даже в самом раннем возрасте. Осмотры врача-невролога дают возможность выявить изменения со стороны нервной системы на ранних сроках, что позволит провести своевременное лечение.

Источник: https://myfamilydoctor.ru/chto-smotrit-nevrolog-u-detej/

Зачем маме нужно регулярно на протяжении первого года жизни показывать грудничка неврологу? Ответы на самые частые вопросы родителей

Невролог – это врач, который должен наблюдать за состоянием здоровья вашего ребенка на каждом этапе развития, давать советы о том, как правильно ухаживать за малышом, лечить в том случае, если ребенок заболел. Посещение доктора необходимо почти каждый месяц.

Осмотр обязателен даже в том случае, если младенец абсолютно здоров, тем более, что это может быть не так. Только специалист может выявить отклонения от нормы. Проводится осмотр раз в квартал, так как статус новорождённого меняется почти каждый месяц. Каждый отрезок знаменуется формированием каких-либо навыков, происходит это из-за непрерывного роста и развития организма.

В роддоме

Когда маму и грудничка выписывают из роддома, то малышу делают ультрасонографию головного мозга. Киста головного мозга – частый диагноз у новорождённых.

Почему возникает данная патология медицине до конца неизвестно. Если размер опухоли не более 5 мм, то причин для беспокойства нет, и опухоль рассосётся к трем месяцам.

Если киста была обнаружена, то необходимо каждый месяц следить за динамикой её развития.

Причинами заболевания ЦНС становятся:

  1. Патологическая беременность;
  2. Осложнения во время родов;
  3. Врождённые инфекции;
  4. Травмы, недоношенность.
  5. Не стоит откладывать осмотр у невролога, если вы заметили:
  6. Беспокойный сон;
  7. Синдром срыгивания и рвоты;
  8. ЗПР;
  9. Тремор рук, ног и подбородка;
  10. Пароксизмы различной продолжительности.

Давайте детально остановимся на том, каков неврологический осмотр на каждом этапе жизни.

При достижении одного месяца

В один месяц невролог на осмотре обращает внимание на рефлексы и на позу ребёнка. В месячном возрасте врождённые рефлексы наиболее явны.

Невролог обращает внимание на состояние мышц, так как новорожденным свойственен гипертонус, положение их тела схоже с тем, что было в утробе матери: малыш поджимает ноги, сжимает кулачки.

Мышцы должны быть симметричны с обеих сторон. Разный тонус мышц сигнализирует о наличии патологий. Новорождённый способен потягиваться после сна, когда ему исполняется один месяц.

Телодвижения маленького человека отличаются хаотичностью и неупорядоченностью. В первый месяц жизни младенец начинает фокусироваться на предмете, внимательно его осматривает, даже способен проследить за его перемещениями.

Если в две недели кроха может удерживать голову, то это говорит о внутричерепной гипертензии, которую лечит врач. В этот период ребёнок начинает выражать эмоции, например, улыбаться слыша мамин голос. Категорически нельзя игнорировать посещение невролога именно в этом возрасте.

При достижении трех месяцев

На этом этапе малыш учится обращаться со своими ручками. Малыш начинает их изучать, засовывать пальцы в рот. К трем месяцам практически исчезают рефлексы новорождённого, так как уже кора головного мозга начинает отвечать за регуляцию. На смену хватательному рефлексу приходит осознанное хватание предметов.

Трехмесячный малыш должен уметь держать головку в вертикальном положении. Если этого не происходит, то вероятна у ребенка задержка физического развития или гипотонус. Это будет выявлено на осмотре.

В этом возрасте появляется эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Возникает она при общении или при попадании в поле зрения нового объекта. В доме всё чаще раздаётся детский смех. Тонус и напряжённость сгибателей уменьшается, позы становятся более непринуждёнными.

В полугодовалом возрасте

В этот период невролог на осмотре смотрит на умения ребенка. В полгода малыш должен уметь переворачиваться на спину и на живот, поднимать голову, опираться на локотки.

Ребёнок начинает признавать родителей, выделять их среди остальных людей. Реакция на посторонних совершенно непредсказуема: от улыбки до сильного плача.

В полгода кроха способна совершать нехитрые манипуляции с игрушками, например, перекладывать предмет из одной руки в другую. Телодвижения приобретают точность и уверенность. Эмоциональные реакции становятся менее однообразны, ребенок начинает пытаться повторять несложные сочетания звуков.

После полугода окружность головы увеличивается на один см. Появляются попытки принять сидячее положение тела, пусть даже при помощи взрослых.

Дети постарше

На осмотре невролог обращает внимание на умение малыша сидеть без поддержки, оценивает физическое развитие. Дети в этом возрасте начинают ползать и вставать.

Что касается мелкой моторики, то ребенок уже способен удерживать двумя пальцами предмет. Ребенок пародирует движения взрослых: машет рукой, хлопает в ладошки. Малыш хорошо знает, кто его мама и папа, с настороженностью относится к незнакомцам. Малыш понимает, что такое нельзя, может найти нужный предмет среди прочих, понимает значение произносимых слов.

Осмотр в годовалом возрасте нельзя игнорировать, ведь малыш начинает становиться полноценным человеком. В год многие дети уже способны самостоятельно передвигаться, некоторые делают первые шаги, держась за руку родителя.

В год и третий месяц каждый здоровый ребенок должен уметь ходить. Становится лучше умение держаться за столом: малыш держит столовые приборы, ест при помощи них, умеет пить из кружки.

Развитие познавательной сферы происходит семимильными шагами: ребенок знает наименования предметов, части тела человека, звуки, которые произносят животные. Окружность головы к этому времени увеличивается на десять см.

Самые частые вопросы родителей к неврологу

С чем связано постоянное напряжение в конечностях?

Гипертонус – это нормальное явление, присущее всем новорождённым до определённого возраста. Младенцы сгибают руки, прижимают их к груди, пальцы крепко сжимают в кулак, притом большой палец лежит под другими. Нижние конечности тоже согнуты, но меньше чем в руки.

Папы и мамы могут заметить, что тонус меняется, если повернуть голову влево или вправо, то мышечный тонус станет выше с одной стороны. Эта особенность детского организма называется мышечной дистонией. Но не стоит пугаться медицинской терминологии, такое состояние считается абсолютно нормальным.

К четырем месяцам тонус мышц становится всё меньше, при движении задействуются многие группы мышц. Гипертонус никак не лечат, но допустимо делать массаж, способствующий гармоничному развитию тела. Советы о том, как делать массаж должен давать только квалифицированный специалист. На осмотре врач скажет, если причины для беспокойства.

Читайте также:  Как все успевать в декрете: топ 10 правил молодой мамы

Тремор конечностей и подбородка — это признак того, что ребёнок замёрз или что-то не так с нервной системой? Необходимо ли посещение врача?

Дрожь в теле, или по-научному тремор, возникает на первых этапах жизни. Причиной этому становится не до конца сформированная ЦНС. Тремор возникает вследствие эмоционального потрясения, физического напряжения, но иногда приступ начинается внезапно.

Дрожание может быть как с обеих сторон, так и с одной. Молодые мамы понапрасну беспокоятся, замечая дрожь в теле ребенка. Если тремор повторяется периодически, с каждым разом всё продолжительнее и интенсивнее, то это повод сходить на приём к неврологу.

Что такое сосательный рефлекс? Почему ребенок постоянно что-то сосёт: пальцы, пустышку, грудь? Может быть он хочет есть?

Сосательный рефлекс является одним из основных у детей до года, он является врождённым. Любое раздражение рта вызывает сосательные движения у новорождённого. Рефлекс перестаёт себя проявлять при достижении четырёх лет. У младенцев встречается поисковый рефлекс, а также хоботковый. Во время приёма пищи эти рефлексы усиливаются, но это не говорит о том, что ребенок хочет есть.

Почему ребенок дергается и раскидывает руки в стороны? Необходимо ли обратиться к неврологу на прием?

Такое поведение ребенка объясняется рефлексом Мора. Он сохраняется до полугода, часто возникает при перемене положения тела или при громких звуках. Если ребенка поднять на руки из кроватки, а потом положить обратно, то младенец непроизвольно поднимет руки вверх.

Иногда рефлекс Мора возникает непроизвольно или как ответная реакция на стук, крик или хлопок. Подобные движения руками свойственным всем малышам, не их наличие, а отсутствие должно вызывать опасение. Но при достижении 5 месяцев рефлекс должен исчезнуть.

С чем связаны частые срыгивания? Есть ли необходимость обращаться за помощью к специалистам?

Срыгивание до пяти раз в сутки – это норма, а не неврологическое нарушение. Особенно часто оно наблюдается в первый месяц жизни.

Срыгивание связано с особенностями строения ЖКТ, его функционирования: желудочек расположен по горизонтали, имеет форму круга и очень маленький объем, не более десяти мм. Поэтому младенцы могут наедаться небольшим количеством молока.

Кардиальный сфинктер желудка невелик по размеру, а вход в желудок имеет больший диаметр. Из-за этого пища медленно движется по ЖКТ.

Срыгиванию также способствуют:

  • Излишнее количество пищи;
  • Недоношенность;
  • Дефицит массы тела;
  • Ещё несовершенный процесс дыхания;
  • Отсутствие ферментов пищеварения;
  • Заглатывание воздуха во время еды;
  • Малые промежутки между кормлениями.

Что за белая полосочка у малыша на глазу? Почему она появляется?

Это явление называется синдромом Грефе. Наличие полосочки между радужной оболочкой и веком не свидетельствует о наличии каких-либо патологий, встречается у новорождённых довольно часто.

Она возникает из-за перемены положения тела, смены освещения, а также просто из-за индивидуальных особенностей организма. Способствует её образованию и незрелость нервной системы.

Симптом Грефе проходит самостоятельно в течение полугода. Но если симптом сопровождается косоглазием, высокой возбудимостью, ЗПР, то стоит немедленно посетить невролога с целью осмотра.

Почему ребенок бьётся головой?

Маленькие дети иногда начинают биться головой об окружающие предметы. Учёные до конца не знают, с чем связано раскачивание головой у детей до 3 лет. Считаются, что таким образом малыши тренируют вестибулярный аппарат и успокаиваются. Наверняка вы замечали, что покачивания головой заканчиваются засыпанием.

Иногда дети бьются головой, чтобы привлечь к себе внимание, выражают протест. В психологии этот синдром называется «самонаказанием». Ребенок стукается головой, чтобы его пожалели мама и папа. Подобное поведение можно избежать, если не делать прямых запретов. Чтобы битьё головой не причиняло серьёзный физический вред, то стоит убирать опасные предметы подальше от малыша.

Лекарственные средства, прописываемые невропатологом

Микстура с цитралью — это препарат, который врач-невролог назначает новорождённым. Микстура получила от родителей самые разные отзывы: кто-то негативно отзывается о её лечебном эффекте, а кто-то же хвалит целебные свойства препарата.

Если доктор назначил это лекарство, то перед приёмом необходимо прочитать отзывы. Микстура имеет в своём составе компоненты идентичные тем, что есть в цитрусовых, эвкалипте и в мелиссе лекарственной. Микстура действует успокаивающе на ребенка, нормализует артериальное давление.

Отзывы говорят о том, что микстура даже снижает ВЧД.

Микстура часто имеет в своём составе пустырник и валериану, которые славятся своими успокаивающими свойствами. Но отзывы свидетельствуют о том, что следует осторожно относиться к этим растениям, ведь они очень сильно угнетают нервную систему. Микстура имеет в своём составе:

  • Дифенгидрамин;
  • Глюкозу;
  • Очищенную вода, не имеющую каких-либо примесей;
  • Натрия бромид.

Врачи прописывают малышам препараты, содержащие Магне В6. Отзывы мам и пап говорят о том, что эти лекарства благотворно влияют на неокрепшую нервную систему малыша. Если детский невролог назначил новорождённому приём Магне В6, то учитывайте, что он обладает слабительным эффектом.

Источник: http://ogrudnichke.ru/razvitie/chto-proveryaet-nevrolog-u-novorozhdennyh.html

Когда нужно обращение к детскому неврологу?

Нервная система детей повержена серьезным воздействиям в период как новорожденности, так последующего детства. Если эта система страдает, может нарушаться согласованность в работе внутренних органов и адекватные реакции на внешние стимулы и раздражители.

Далеко не всегда родители могут сами заметить, что имеются проблемы в работе нервной системы и формируются серьезные проблемы.

Кроме того, только врач при уже развившемся заболевании у детей знает, как правильно его корректировать при помощи медикаментов или немедикаментозных способов.

Зачем родителям обращаться к врачу вне плана

Если есть сомнения в неврологическом здоровье детей, возникают тревожные симптомы, родителям важно обратиться к неврологу для консультации. Многие отклонения отлично можно исправить без медикаментозного вмешательства, обычно лекарства применяют при тяжелых и запущенных патологиях.

Кроме того, своевременное обращение родителей к врачу поможет избежать многих осложнений у детей. Если дети требуют внимания, врач порекомендует проведение дополнительных обследований для подтверждения диагноза или исключения тех или иных патологий.

Если это дети раннего возраста, с открытым родничком, им показано проведение УЗИ головного мозга, его проводят как при скрининговых обследованиях, так и дополнительно.

У детей более старшего возраста применимы другие методы обследования, которые помогут в определении локализации поражения, степени его тяжести и объема лечебных мероприятий.

Тревожные проявления у детей: нарушение сна, тонуса и тремор

У детей раннего возраста есть определенные отклонения в работе нервной системы, которые часто замечают сами родители , и с которыми нужно проконсультироваться у невролога. Прежде всего — это плохой сон, частые вздрагивания и беспричинные плачи, сложности с засыпанием.

Это могут быть как физиологические особенности ребенка и влияние внешних факторов, так и избыточная возбудимость нервной системы, органические поражения головного мозга и даже резкое повышение внутричерепного давления.

Нередко при нарушении сна врачи изначально назначают изменение режима, создание комфортного климата и сонные ритуалы. Если это не помогает и сон не нормализуется, его расстройства влияют на другие функции организма, возможно применение более серьезных, как травяных, так и медикаментозных средств.

Изначально назначают травяные отвары и препараты для нормализации сна, если это не помогает, тогда в ход идут более серьезные средства.

Родителям стоит посетить врача, если у детей старше 3-4 месяцев возникает тремор (дрожание) подбородка при волнении, плаче, капризах или физической нагрузке.

Обычно это говорит о незрелости нервной системы, но может быть первым признаком и органических поражений мозга.

Также стоит поступать, если дети слишком часто срыгивают, капризничают, есть нарушения в развитии детей, чтобы исключить различные патологии.

Нарушения в развитии детей: повод для консультации

В определенном возрасте малыши должны обладать разнообразными навыками, которые говорят о полноценном развитии детей. Если же они к определенному сроку не обладают определенными умениями, стоит проконсультироваться с неврологом.

Изначально это удержание головки, затем приподнимание на предплечьях, а также перевороты со спины на бочок и обратно. Затем развитие детей подразумевает освоение навыка сидения, ползания и стояния. И венцом освоения навыков становятся первые самостоятельные шаги, переходящие в самостоятельное передвижение.

Если же возникают отклонения в работе нервной системы, тогда закономерно страдает и развитие детей, как физическое, так и психомоторное.

В результате освоение навыков запаздывает, а из-за проблем с мышечным тонусом малыш может неправильно осваивать движения (ползет боком, переворачивается только в одну сторону, припадает на одну ножку). Помочь в полноценном развитии детей могут массажи и гимнастика, прием некоторых медикаментозных препаратов и ванны с травами.

Когда нужна помощь невролога? Неврозы, энурез, травмы

Есть ситуации, при которых нужно не откладывать обращение к неврологу надолго, а иногда и немедленно обращаться к врачу. К ним относят головные боли, при которых дети лежат с запрокидыванием головки назад, или в вынужденном положении, или те, что локализованы в одной половине головы.

Важно немедленно показаться врачу, если головная боль возникла после простудных заболеваний, при этом есть проблемы со зрением или слухом, расстроена координация, имеется невроз (навязчивые движения, действия).

Важна консультация врача после травм головы, которые сопровождались потерями сознания, головокружениями или рвотой.

Нужен осмотр ребенка, если родничок у младенца западает или выбухает, если ребенок постоянно кричит или слишком вялый. Также опасно, если у ребенка есть судороги или кровотечения из носа, если его развитие отстает от сверстников в физическом или речевом развитии.

Стоит пойти к врачу, если у детей выявляются неврозы, а также энурез, дергается глазик (нервный тик) или есть логоневроз (заикание).

Поводом для обращения будут такие неврозы, как навязчивые движения, истерия, неврастения и многие иные.

Они могут существенно осложнять состояние ребенка, но самым тяжелым будет невроз, связанный с физиологическими отправлениями — энурез и энкопрез (недержание мочи и стула).

Также важно пойти к неврологу с жалобами на боли в области спины и шеи, онемение конечностей, нарушения чувствительности, если сильно садится зрение.

Что еще станет поводом?

Немедленно нужно вызывать врача, обращаться к неврологу или вызывать неотложку, если ребенок теряет сознание. Если это происходит при родителях, нужно расположить ребенка на боку, вытащить соску изо рта, расстегнуть на нем одежду.

Важно определить — хорошо ли он дышит, может ли шевелить конечностями, каково его общее состояние, цвет кожных покровов и причины потери сознания. Если состояние ребенка нормализовалось, важно показать его неврологу.

Он выяснит причины такого нарушения и определится с лечением.

Источник: http://IllnessNews.ru/kogda-nyjno-obrashenie-k-detskomy-nevrology/

Вопросы к детскому неврологу

Что является главным проявлением любви и творчества человека? На мой взгляд, это процесс воспитания и творения (взращивания) ребенка. В этом он уподобляется творцу, в этом он несет ответственность перед ним.

Что определяет счастье, полноту и правильность жизни?

На мой взгляд, во многом это радость общения с детьми.

Что самое главное в ребенке?

На мой взгляд, это его духовное, ментальное и физическое здоровье и его правильное развитие.

Что из этого самое главное?

Это разум ребенка. Разум является самым ценным подарком человеку. Он является определяющим в многогранности его жизни.

Ментальное развитие человека напрямую зависит от состояния нервной системы. Нервная система управляет всеми функциями человека.

Любое движение (осознанное или неосознанное), любая мысль, восприятие любой информации, поступающей к человеку через органы чувств, невозможны без нервной системы.

  Изучением нервной системы, диагностикой и лечением ее заболеваний у детей занимается врач-невролог. Он досконально должен знать анатомию и физиологию нервной системы, особенности развития ребенка. 

С какими проблемами, с какими жалобами приходят родители со своими детьми?    Часто, особенно на профилактических осмотрах, врачи сталкиваются с вполне понятной некомпетентностью родителей пациентов. Взрослые люди не всегда разбираются, какими проблемами занимается врач-специалист, какие жалобы предъявлять конкретному специалисту. А на профилактических осмотрах в школе или детском садике (без родителей) анализ состояния ребенка сводится к простому осмотру, способному выявить только грубую патологию. Поэтому важно, чтобы старшее поколение хотя бы немного разбиралось в вопросах здоровья своих детей и понимало, на что обращать внимание. Врачам часто приходится сталкиваться с банальным невниманием взрослых к состоянию ребенка. Мне было не совсем обычно и приятно видеть в Италии, где я проводил научную работу по гранту в 2007 году, как на прием к врачу нейропедиатру всегда приходила целая семья, часто с бабушками или дедушками. Очень поучительно было смотреть, как все члены семьи обсуждали проблемы здоровья, поведения и развития ребенка, как все внимательно относились к рекомендациям доктора. Родителям совсем не помешает хотя бы поверхностно знать вопросы, которыми занимается врач-специалист, на что стоит обратить внимание. Такая грамотность позволяет осознано относиться к состоянию ребенка и его развитию.

Деятельность детского невролога занимает довольно обширный пласт — это диагностика и лечение таких заболеваний, как:

— нейроинфекции (менингит, менигоэцефалит, энцефалит, полирадикулоневрит), — опухоли нервной системы, — травмы нервной системы, — судорожные состояния, — поражения нервной системы в околородовом периоде, — задержка развития речи и психики, задержка развития и нарушение двигательных функций, — нарушения поведения, гиперактивность, снижение успеваемости в школе, — головные боли, головокружения. Все это входит в компетенцию детского невролога. Также часто заболевания внутренних органов, особенно функционального характера, нарушения осанки у ребенка напрямую связаны с состоянием нервной системы.

Невролог должен разбираться в методах функционального исследования нервной системы, таких как:

— электроэнцефалография (исследование функции нейронов головного мозга), — ультразвуковая доплерография (исследование сосудов головного мозга), — электронейромиография (исследование функции мышц и нервов).

Врач должен знать методы нейровизуализации:

— магнитнорезонансная томография, — нейросонография (УЗИ головного мозга). Несмотря на то, что эти методы абсолютно или практически безвредны для пациента, все эти обследования должны назначаться обосновано и целесообразно диагнозу.

Читайте также:  Как повысить и укрепить иммунитет беременной женщине

В методах лечения детей с неврологической патологией часто применяются методы нейрореабилитации:

— массаж, — лечебная гимнастика, — рефлексотерапия. Компетентность в этих вопросах обязательна для детского невролога.

Уважаемые родители, осведомленность в наиболее актуальных вопросах детской неврологии и вопросах развития ребенка поможет вам вырастить здоровых детей.

Источник: http://dar-baby.ru/content/article/4417

Интервью с детским неврологом. Алексеем Сулимовым

Сон, засыпание и возбудимость

Да, такая грань есть. Но слово «плохой» должно уйти. Давайте будем говорить, например, «измененный». Чем меньше у нас будет таких четких определений, тем нам легче будет жить. Новорожденный ребенок сам по себе много спит. Во время сна ребенок растет. И в то же время, сон 12-летнего ребенка по своей сути отличается от сна новорожденного.

Сон новорожденного менее глубокий и менее продолжительный, это обусловлено физиологическими особенностями. И когда по ночам мы начинаем кормить малыша, исходя из принципов свободного вскармливания, мы закладываем эндокринные механизмы нарушения сна.

Допустим, в два месяца мы кормим ребенка ночью, но в более взрослом возрасте ночью он просыпается уже не от голода. Его будит не голод, а колебание уровня инсулина, падение глюкозы – то, что мы ему заложили, когда кормили ночью.

И в два-три года, когда ребенок ночью уже не ест, эти колебания уровня глюкозы, которые были заложены ранее, фактически делают сон беспокойным. Поэтому здесь слишком много механизмов, которые закладываем мы сами, толкая к развитию патологии. Следующее.

Качество сна может не зависеть от самого ребенка, если есть изъяны со стороны органов и систем, которые вызывают беспокойство. Да, нормы сна существуют, но, прежде всего, если ребенок во время сна начинает вскрикивать, дергаться, просыпаться необоснованно с позиции мамы, нужно лечить не сон, а искать причину (например, больного с аллергодерматозом будит зуд).

Абсолютно правильно. Отвлечемся от нервной системы. Мы ходим к стоматологу, хотя можем прекрасно снять боль анальгином. Но мы идем лечить зуб, так? Вот и в случае со сном, сама природа кричит: что-то неблагополучно.

И если какие-то вещи беспокоят, усыплять силой не нужно. Нужно искать причину. А причина, чаще всего, лежит сверху. Уровень влажности в комнате, еда, шум и так далее.

Эти моменты порой до такой степени на поверхности, что нет необходимости идти с проблемой сна к неврологу.

Ребенок всегда говорит то, что думает, и верит в то, что говорит. В отличие от взрослого: мы можем говорить одно, думать о другом, а верить в третье. Весь мозг у ребенка всегда охватывается одной идеей, так что само по себе перевозбуждение перед сном охватывает весь мозг.

И если мы потихонечку попытаемся лишить ребенка двигательной активности («Положи ручки под щечку»), фактически зона лба уже работать не будет. «Закрой глазки и послушай сказку» — этой фразой мы автоматически «выключаем» зону затылка. И таким образом, «гася свет», как в театре, мы можем спровоцировать ребенка на то, что он уснет.

Само по себе длительное засыпание не является поводом для беспокойства. Это специфика детского организма: он может бороться со сном до тех пор, пока уже совсем не истощится. Поэтому первое правило: нужно принять, что ребенок – не такой, как мы. Второе. Качество засыпания определяется тем, что ребенок испытывает.

Есть такая фраза, что для 4-5-летнего ребенка сон – это маленькая смерть. И в этом отношении ребенок действительно прощается на время сна с этим миром, у него слишком богатые эмоции; в отличие от нас, принимающих мир таким, какой он есть, ребенок каждый день видит в нем что-то новое, фантазирует, дорисовывает. И здесь нужно четко для себя определить грань.

Если мы соблюли все условия – у ребенка есть отдельная кроватка, ночник, за два часа до сна мы перестаем с ним прыгать, бегать, прогулялись перед сном, на балконе постояли, ворон посчитали, — то есть если мы все делаем, как положено, но не видим результата, то, конечно, нужно вмешиваться, и вмешиваться профессионально.

Чтобы вам была понятна позиция невролога: мы делаем энцефалограмму – запись активности мозга. И, скажем, может выясниться, что у пятилетнего ребенка энцефалограмма трехлетнего ребенка.

И в этом случае нашей тактикой будет не успокаивать его, а помогать ему ноотропными и сосудистыми средствами догнать своих сверстников именно в смысле формирования биоритмов мозга. И если мы такого малыша будем усыплять, он еще больше будет отставать. Так что тактика здесь слишком неординарная, требующая постоянного участия специалиста и дополнительных методов исследования.

Прежде всего, ближе к школе мы должны навязывать ребенку определенный режим, ведь потом он будет вставать утром в четко обозначенный час, так что элемент социализации должен присутствовать. А то, что каждый ребенок индивидуален, – в этом вы правы.

И если он отличен в школе или садике, у него не находят никаких отклонений, а спит он, допустим, действительно немного, то это индивидуальная особенность человека.

Но к этому выводу мы должны прийти только тогда, когда уберем факторы, которые могут мешать ребенку спать, чтобы не получилось так,  что мы чего-то лишаем ребенка. – ни с эндокринной системой, ни со стороны других систем и органов.

А как бы мы тогда узнали, что ребенок малоспящий? Для того чтобы знать, что ребенок спит достаточное количество времени, мы должны от чего-то отталкиваться.

На сегодняшний день никто не отменял дневной сон у детей до 5 лет включительно и ночной сон, начиная с 9 вечера и заканчивая 8 утра. Есть физиологические нормы, выработанные еще в советское время.

Мы также должны всегда помнить, что есть и возрастозависимые режимы, нарушая которые, мы нарушаем что-то важное, выверенное годами. Если ребенок высыпается, значит, он веселый и бодрый.

Если ребенок капризный и вялый, а мы видим нарушенный режим, то сам по себе ввод режимности является одним из самых важных моментов помощи. И, наконец, если мы не видим нарушенного режима, но видим проблему, мы можем предположить какое-то неблагополучие не только со стороны мозга, но и со стороны органов и систем.

Гиперактивность

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ – прим. автора) во всей Европе лечится только у психиатров. Но менталитет нашего человека не позволяет всем идти к психиатру, поэтому мы придумали аналог: гипердинамические расстройства детства (ГРД – прим.

автора). Диагноз наш, региональный, под него попадают наиболее легкие формы СДВГ, и он позволяет применять современные виды лечения тех или иных состояний современными препаратами. Есть очень четкий критерий, по которому можно определить, здоров ли ребенок.

Если дома он деспот, а в школе нравится всем, то это здоровый ребенок. Если он дома лапочка, а в школе он всех на уши ставит – это здоровый ребенок. (по классификации психиатров), или ГРД (по неврологической классификации).

Доказано, что это хроническое заболевание, требующее лечения.

Аффективное поведение при нулевой продуктивности – то, что мы можем получить.

И это состояние может перетекать, например, в инфантилизм тридцатилетних людей – моменты псевдозадач и псевдомероприятий, вытекающих в пустое топтание на месте.

В каждом возрасте есть свои признаки СДВГ или ГРД, и в каждом случае это по-своему ведется – где психотерапевтами, где психиатрами, где неврологическими вмешательствами.

Эта проблема есть, но она не столь значима. Самые «продвинутые» в этой области американцы, потом идут французы, австрийцы и испанцы. У нас под этот диагноз попадают 15-20% детей.

Развитие речи

Речь – это высшая сигнальная система, сама по себе она – сложный механизм. Мысль рождается, потом обрекается в определенную систему знаков, потом лоб как двигательная зона заставляет говорить, стимулируя речевую функцию, движение речевых мышц, языка и носоглотки, речь становится внятной, без картавости, без каши во рту.

И такая стройная система выстраивается не сразу и не вдруг, а ломается – очень легко. И в развитии этой хрупкой и тонкой системы мы должны действительно учитывать все:   когда заговорил папа, когда заговорила мама, какие есть зоны страдания (например, киста в проекции лба, и в этом случае у ребенка уже заложена пострадавшая речевая зона).

Замечено, что у больных после инсульта отнимается рука и отнимается речь из-за совместной локализации этих двух зон. Поэтому мы смотрим и на физическое развитие ребенка. А если проблема только в речи, но при этом мы знаем, что в этой семье по жизни все финно-угорского происхождения [смеется], то сравнивать этого ребенка с кавказцами за стеной нет смысла.

Совокупность всех этих моментов и позволяет нам оценивать состояние развития речи.

Есть четкая шкала развития речевых навыков. Если их нет, мы это допускаем. Например, недавно на обходе мы решали, ставить ли задержку развития речи трехъязычному ребенку, который говорит по-русски, по-азербайджански и еще на каком-то своем наречии, от каждого по пять слов. И здесь мы решили речь пока не трогать.

Почему логопеды не будут заниматься ребенком до трех лет? Потому что они считают, что если эта длительная цепочка развития центров сенсорной, моторной речи, речевой функции со стороны носоглотки не замкнулась, то не с чем работать. Но, тем не менее, определенные упражнения существуют.

Поэтому надо знать ориентиры и советоваться, не считается ли этот ориентир уже пройденным. Зачем себя обманывать? Конечно, свой ребенок любимый и лучший. Но ведь в три года ребенок пойдет в садик, а в 7 лет – в школу, и нет смысла рапортовать всем, что у него все хорошо, в то время как сам ребенок не может двух слов связать.

Вмешательство невролога необходимо, если проблема больше, чем просто речь.

Приучение к горшку, ночные мочеиспускания и энурез

Начнем с того, что с введением памперсов ребенку не объяснить, зачем нужен горшок. Когда мокрые трусы и колготки, тогда присутствует элемент дискомфорта. А если в памперсе сухо, то ребенку не понять, зачем садиться на горшок. Поэтому с введением памперсов мы уже закладываем несколько нарушенную культуру опорожнения.

Проблема энуреза – это не неврологическая и не психиатрическая проблема. Это урологическая проблема. Корней у нее может быть очень много, начиная от неправильной закладки мочевого пузыря и заканчивая многим другим.

Например,  мочевой пузырь у пятилетнего малыша соответствует трехлетнему возрасту и не может за ночь пропустить через себя весь объем мочи, поэтому ему проще опорожниться. Почему такое может иметь место? В садике ему могут не давать пить, чтобы он не нарушал распорядок дня, в школе – чтобы, скажем, не срывал уроки своим «можно выйти».

И в результате в мочевом пузыре заложен гипертонус. На сегодняшний день доказано, что если у ребенка есть проблемы с ночным мочеиспусканием, Таким образом, мы увеличим потенциальный резерв. Визит к нефрологу позволяет исключить какой-то очевидный нефрологический дефицит, который может потребовать специфического лечения.

Только после того как нефролог исключит патологию, имеет смысл подключать невролога, и на сегодняшний день неврологическая составляющая проблем с мочеиспусканием составляет очень маленький процент.

Есть четкая грань – это пять лет. Формально получается, что к этому возрасту мы должны ответить на все вопросы. Чтоб речь была, чтоб мыл руки, чтоб все понимал, чтоб не писался ночью. Если проблемы есть, то у нас остается два года до школы, чтобы помочь ребенку.

И в пять лет вы уже приходите к специалистам, чтобы лечить энурез. Но если в 2,5-3 года ребенок писает 3-4 раза за ночь, то есть чуть больше, чем другой ребенок, то лучше не ждать пяти лет, а сходить к нефрологу раньше, чтобы узнать, не его ли это патология.

Если специалист не увидит проблем, тогда действительно нужно подождать.

Сосание пальцев и другие навязчивые движения

До трех лет формально это проблема невролога: именно до этого возраста нам доверена оценка работы мозга и с неврологических, и с психиатрических позиций. Всем тем явлениям, о которых вы сказали, придуманы названия: онихофагия (привычка грызть ногти), хейломания (привычка сосать палец) и так далее.

Сюда же мы можем отнести и ранний детский онанизм, и еще массу всего – проще не называть, чем называть. И до трех лет это может допускаться, но ребенка нужно отвлекать. С трех лет наши исследования должны быть более жесткого характера.

Если мы видим, что обычные формы убеждения и воспитания не помогают, то это уже болезнь: ребенок не отвлекается, значит, присутствует очаг перевозбуждения. Поэтому когда мы видим, что какое-то движение становится стереотипным, навязчивым, необходимо обращаться к врачу. Само по себе это не пройдет.

Пусть сначала это будет педиатр, который может убрать очевидные причины (скажем, дерматит как причину постоянного перебирания ножками), а следующим будет невролог.

А у всех нас это так. В периоды волнения у всех нас появляется огромное количество разных посторонних движений. Почему? Возбуждение с одного участка начинает охватывать весь мозг. Отвлечемся от проблемы.

Когда мы долго учим, скажем, стихотворение, что мы делаем, когда уже не остается сил? Мы начинаем раскачиваться, мы включаем другие зоны, чтобы они помогали той зоне, которая уже истощилась. Здесь то же самое. Возбуждение начинает «перебегать» на другие зоны, и возникают все эти движения.

Это физиология, и мы с ней миримся до тех пор, пока не увидим, что это повторяется из раза в раз: тогда такое состояние возбуждения будет считаться патологией.

Другие вопросы с форума

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/babyhealth/3305.html

Ссылка на основную публикацию