Застенчивый ребенок: что делать родителям? как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Застенчивый ребёнок: что делать и как ему помочь

Маленькие дети испытывают застенчивость даже в безопасной, по мнению родителей, обстановке. Застенчивый человек — а тем более ребёнок — чересчур чувствителен к неприятию его другими людьми.

Он предпочитает оставаться в тени, не проявлять себя. Эту особенность личности американский социальный психолог Филип Зимбардо сравнивает с добровольным лишением себя свободы.

Феномену застенчивости он посвятил книгу «Застенчивый ребёнок», которую написал в соавторстве с Ширли Рэдлом.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Причины возникновения застенчивости

Есть гипотеза о том, что застенчивость — это качество, передающееся по наследству. Но точно выделить факторы, которые влияют на формирование застенчивой личности, достаточно сложно. С уверенностью можно утверждать лишь то, что, если родители своим примером не научат детей легко общаться и знакомиться с разными людьми, — дети вырастут застенчивыми.

Другие факторы, которые могут оказаться пусковым механизмов к проявлению застенчивости:

1. Развитие навыков и умений, которые ребёнок часто не может освоить в маленьком возрасте (например, чтение в два года), вызывают недовольство родителей, а ребёнок замыкается в себе и воспринимает любовь близких как заслугу за хорошее поведение.

2. Неумение вести себя в разных ситуациях в слишком раннем возрасте, когда взрослые просто не научили и не объяснили, как и где принято заводить беседу, вызывает сильный страх любых контактов у ребёнка, склонного к застенчивости.

3. Контроль и чрезмерная дисциплина, когда ребёнку просто не дают право голоса.

4. И слишком разное воспитание девочек и мальчиков, когда ребёнок не понимает, как общаться с людьми противоположного пола.

Застенчивость в дошкольном возрасте

Окружающая обстановка, в которой находится застенчивый ребёнок, плохо влияет на его эмоциональное состояние. Задача родителей научить его подстраивать мир под собственные нужды вместо того, чтобы пассивно принимать негативное влияние от контактов. Однажды в своём телешоу американский журналист Фил Донахью провёл эксперимент.

Двух застенчивых незнакомцев посадили на соседние стулья лицом к зрительному залу. Им было дискомфортно, наладить контакт никак не получалось, их глаза испуганно блуждали по залу. Все изменилось, когда кресла незнакомцев отвернули от толпы и поставили напротив друг друга.

Этим двоим стало заметно легче находиться в телестудии, и они смогли начать знакомство между собой.

Родители могут помочь даже самому робкому ребёнку. Старайтесь, чтобы он общался с незнакомыми людьми

Если должны прийти гости или мастер по ремонту, заранее подготовьте ребёнка: расскажите о цели визита, что человек будет делать у вас дома. А с пришедшими гостями не стоит обсуждать застенчивое поведение, выставляя робость недостатком.

Создавайте ситуации, когда у ребёнка будет возможность общаться со сверстниками. Например, в детском саду, на игровой площадке или в танцевальной студии. Не вмешивайтесь в то, каким способом ребёнок знакомится с другими детьми.

Старайтесь не одевать своего застенчивого ребёнка в одежду, которая может сильно отличаться от той, что принята в группе сверстников. Поддерживайте его потребность иногда быть в одиночестве, но специально не изолируйте от общества.

Начало дружбы в привычной домашней обстановке даётся таким детям намного проще.

Зимбардо настаивает на активном физическом развитии.

Уверенность в собственном теле, развитая физическая выносливость и ловкость помогают ребёнку чувствовать себя комфортно и легче заводить дружбу со сверстниками.

Зимбардо утверждает, что «ребёнок, имеющий представление о собственных физических возможностях, может здраво судить о том, на что он способен, а на что — нет, он никогда не пойдёт на сумасбродство.

Воспитатели усугубляют застенчивость тем, что «хорошесть» девочек и мальчиков воспринимается как положительное качество. Активные дети, не боящиеся проявить себя, напротив, заслуживают порицания взрослых. Но также стоит понимать, что негативное отношение значимого взрослого к спокойному характеру делает рассудительного ребёнка забитым и робким.

Как развивать общительность

С раннего возраста рассказывайте ребёнку истории, в которых реальность переплетается с фантазией. Их главным героем должен быть ваш ребёнок. Пусть история начинается в каком-то знакомом месте, но приукрасьте действительность.

За высокими горами, через которые не может перелететь ни один орёл, за широкими морями, в которых плавают белые акулы и сирены, лежит город… Пусть другие члены семьи станут участниками сказки, просто слегка измените их имена. В истории должна случиться большая неприятность, которую ваш сильный, смелый, сообразительный и красивый ребёнок в итоге решит.

Совместное сочинение таких историй помогает ребёнку поверить в себя, учит быть в центре внимания и не бояться действовать.

Вторым способом, который развивает общительность, становится игра застенчивого ребёнка с ребёнком младшим по возрасту. Это доказывает эксперимент, который проводили психологи университета Миннесоты. Учёные пришли к выводу, что игра с маленькими детьми позволяет робкому ребёнку проявить и осознать свои лидерские качества.

Застенчивость в школе

Даже уверенные в себе и общительные дети зависят от обстановки в школе и отношения к ним учителя. Застенчивые дети должны понимать, что они не отличаются от других ребят в коллективе.

Не каждый учитель знает, что к таким детям надо правильно проявлять внимание: говорить на бытовые темы, но не касаться тем, которые могут вызвать смущение.

Если застенчивость влияет на учёбу, с таким ребёнком лучше наладить контакт во внеурочное время. Например, попросить его о помощи после уроков.

Необходимо в спокойной обстановке уверить его, что задавать вопросы по учёбе он может не боясь. В детских коллективах, где соревновательный элемент сведён к минимуму, а помощь и внимание друг к другу стоят на первом месте, обычно не возникает проблем даже у очень робких школьников.

Каким бы мудрым ни был учитель вашего ребёнка, с началом учёбы застенчивость (если она есть) становится доминирующим качеством личности

Причём, если учитель предпочитает, чтобы «детей было видно, но не слышно», застенчивость будет проявляться всё сильнее, так как она будет одобрена учителем.

Сегодня школа — это то место, где от детей требуют многого, критикуя за промахи. Главным недостатком здесь считается то, что ребёнок ведёт себя как ребёнок. Очень часто для первоклассника такая обстановка становится шоком.

Иногда учителя пытаются перевоспитать тихоню и делают это самым худшим из способов.

Зимбардо критикует школьное устройство. Он утверждает, что школа настроена воспитать пассивных и послушных граждан. Внимание детей из естественного состояния «здесь и сейчас» постоянно направляется в неопределённое будущее, ради которого надо хорошо учиться.

Застенчивый ребёнок и так слишком много думает о последствиях своих действий. Его лёгкое беспокойство быстро перерастает в страх и тревогу, такому ребёнку тяжело наслаждаться моментом.

Удовольствие от учёбы подменяется системой внешних наград за выполнение чужого задания на чужих условиях, что никак не способствует формированию у ребёнка объективного и благополучного отношения к самому себе.

Для успеха в школе, родителям надо всегда быть на стороне ребёнка. Не употреблять слово «застенчивый» в разговоре с учителем, а называть своего ребёнка спокойным, рассудительным, внимательным. Никогда не соглашаться с ярлыком «отстающий» и уж тем более «отсталый». И всегда помнить о том, что учитель может ошибаться.

Застенчивый подросток

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/6508421-shy_child

Консультация на тему: Как помочь ребёнку справиться с застенчивостью?

        Как помочь ребёнку справиться

                  с застенчивостью?

        Как помочь ребёнку научиться свободно и раскрепощённо выражать свои эмоции, желания, чувства? Предлагаю ряд рекомендаций для решения проблемы застенчивости ребёнка.

Пожалуй, самое главное – это понять самооценку ребёнка в той части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Проанализируйте своё отношение к ребёнку. Безусловно, вы любите его.

Но всегда ли вы выражаете эту любовь? Часто ли вы говорите своему ребёнку о том, как вы его любите? Взгляните на ситуацию в семье глазами ребёнка.

Может быть, ему не хватает выражения вашей любви, похвалы и поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений!

У застенчивых детей очень сильно развита потребность в доброжелательном внимании, уважении к своей личности.

Без удовлетворения этой потребности у ребёнка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития,- доверие к людям, позволяющее активно входить и творчески осваивать окружающий мир.

Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребёнку не только в случае, когда тот обращается за помощью или поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

Следующая задача – помочь ребёнку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Делая что-то с ребёнком, выразите убеждённость в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности.

Например, если ребёнку не удаётся собрать пирамидку или фигурку из «лего», сделайте их одушевлёнными и наделите вредным характером, который мешает ребёнку справиться с задачей. Поговорите с ребёнком от имени придуманного вместе персонажа, разыграйте смешную сценку.

Это разрядит напряжённость, отвлечёт малыша от самого себя, придаст ему смелости.

         У застенчивых детей в большей мере сформирован запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребёнка, его любознательность. Помните: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности.

Не менее важно помочь ребёнку научиться свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры.

Часто ли вы играете с ребёнком в подвижные игры? Подвижные игры со взрослыми помогут ребёнку не только выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, но и установить непосредственные отношения с вами на основе равенства, сопереживания.

А игры – соревнования, которые сопровождаются громкими возгласами, смехом, также помогут ребёнку снять торможение, почувствовать себя увереннее, получить похвалу и признание себя как личности.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, например, такие как «угадай эмоцию», «Кто к нам пришёл», «Куклы пляшут», «Фанты» и др.

Часто родители застенчивых детей стараются объяснить им, что бояться людей не надо, уговаривают их прочитать стишок или спеть песню. Такое прямое воздействие малоэффективно. Ребёнок весь зажимается, не может произнести ни слова, прячется и опасается ситуаций публичности.

Гораздо более действенным приёмом борьбы со стеснительностью являются игры- фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу и страх.

Такие игры помогают малышу в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения.

Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них.

Персонажами игры могут стать также знакомые детям герои сказок, животные.

Поочерёдно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребёнок невольно находит в них отголоски своей собственной жизни и овладевает приёмами борьбы со своими страхами и тревогами.

Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретённый в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/07/22/kak-pomoch-rebyonku-spravitsya-s-zastenchivostyu

Застенчивый ребенок — Как помочь ребенку повысить самооценку

Эту черту можно назвать, наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей.

Застенчивость может быть душевным недугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Быть застенчивым – значит бояться общения.

Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша.  Наблюдения показали, что возникновение застенчивости может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, – родителям, воспитателям, психологам.

Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше

С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём “недостатке”, и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера.

Читайте также:  Если мало грудного молока, что делать? мои советы

Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении?

Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков.

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно.

Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития – доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать.

Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна.

 Cледующий этап – помочь ребенку повысить самооценку

В конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе.

Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности.

Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности.

Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

 Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники, подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

 По моим наблюдениям, у застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность.

Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила: ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд, «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие.

Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

 Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например такие, как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, чтобы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

 Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

 Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями. По моему мнению, главная задача – это какой стиль поведения вы выбираете с детьми.

Стиль поведения с застенчивыми детьми:

  1. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.

  2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его. Дайте малышу возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определённую меру свободы действий. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах.

  3. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением.

  4. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми. Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, это происходит не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых.

Упражнения для застенчивых детей:

  1. Расскажи стихи руками. Ребенок старается без слов с помощью рук и пантомимы рассказать известное стихотворение или сказку. Остальные пытаются угадать, что он рассказывает.

  2. Сказка. Ребенку предлагается придумывать сказку о человеке, которого зовут также как его, опираясь на значение имени. Например: «Марина-морская», сказка о девочке, которая живет в море.

  3. Рисунок «Какой я есть, и каким бы хотел быть». Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хотел бы быть. После рисования проводится обсуждение. В заключении ребенок сам должен сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

 

Калинина Наталья Юрьевна

социальный педагог, воспитатель Центра развития и реабилитации детей “Светлый город”

Источник: http://SvetlyjGorod.ru/zastenchivyj-rebenok-kak-pomoch/

Помочь стеснительному ребёнку справиться с застенчивостью

Главная Психология воспитания Как помочь ребёнку справиться с застенчивостью?

Низкая самооценка – главная причина застенчивости у детей от трёх лет. Всего одно грубое замечание родителей – и ребёнок уже не уверен в собственных силах. Психологи считают, что чрезмерная застенчивость может спровоцировать у детей развитие психологических проблем. Самые распространённые из них – позднее раскрытие творческих способностей и медленная социальная адаптация.

Детские психологи предупреждают, что постоянное одёргивание малыша, регулярные упрёки и ругательства в его сторону развивают застенчивость.

Родителям не стоит забывать, что любые формы проявления застенчивости являются признаками защитного поведения. Вдруг по какой-то причине ребёнок начинает чувствовать себя некомфортно в совершенно обычных ситуациях.

Детские психологи предупреждают, что постоянное одёргивание малыша, регулярные упрёки и ругательства в его сторону развивают застенчивость.

Именно поэтому малыш хочет скрыться от новых неприятностей, предпочитая свести к минимуму любые контакты с окружающими.

Дети очень ранимы. Даже если вы сделали вроде бы безобидное замечание, велик риск того, что ребёнок начнёт себя сравнивать с другими малышами не в свою пользу.

«Посмотри, какие все дети чистенькие и аккуратненькие, а ты у меня, как свинья!» – говорит мама маленькой девочке, которая может принять эти слова всерьёз.

Любое обидное замечание родителей, сказанное даже вскользь, между делом, обязательно запомнится ребёнком и родит в нём психологические комплексы.

Детский психолог Анастасия Пащенко уверена, что застенчивость очень часто становится причиной агрессивного поведения. Некоторые дети начинают мстить окружающим за свою обиду. Парадоксально, но факт.

Если спокойный ребёнок вдруг начинает вести себя очень дерзко с ровесниками или взрослыми, то он таким способом стремится заявить о своей «нормальности».

Только родительские внимание и забота помогут малышу справиться с последствиями застенчивости.

Во-первых, дайте понять ребёнку, что стесняться – это нормально.

Ребёнок должен понять, что имеет право поступать так, как сам считает нужным. Малыш начнёт прислушиваться к своим интересам только тогда, когда перестанет бояться получить очередной укор в свой адрес.

Родителям не стоит подталкивать своего малыша к общению с детьми. Пусть ребёнок, если ему это необходимо, сначала присмотрится к окружению, а затем сам выберет детей, с которыми ему будет комфортно. Также родителям стоит прекратить сравнивать малыша с другими ровесниками. Помните, что любой укор только усугубит застенчивость.

Во-вторых, заранее сообщайте ребёнку о тех мероприятиях, которые вы собираетесь с ним посетить.

Неизвестность тревожит любого человека, а застенчивого ребёнка и вовсе способна привести к панике. Если вы собираетесь пойти на новогодний праздник, то расскажите обо всём, что ждёт малыша. Предварительно познакомившись с грядущим событием, ребёнок быстрее справится с волнением в окружении незнакомых людей.

В-третьих, предоставьте право выбора: хочешь – играй с друзьями, хочешь – посиди рядом со мной.

Ребёнок должен понять, что имеет право поступать так, как сам считает нужным. Малыш начнёт прислушиваться к своим интересам только тогда, когда перестанет бояться получить очередной укор в свой адрес. Родителям, в свою очередь, стоит прислушаться к рассказам ребёнка о своих переживаниях. Помните, что только доверие между вами и малышом способно победить чрезмерную застенчивость.

Добавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/children-shyness/

Как «бороться» с застенчивостью ребенка

Задумайтесь о домашних питомцах, они смогут Вам помочь

Все дети разные, поэтому одни могут ничего не бояться и решительно подходить пообщаться к взрослым людям или одногодкам, а другие имеют большие проблемы с коммуникацией в обществе, так как боятся незнакомых людей.

Вполне естественно, что определенная степень недоверия к незнакомым взрослым людям должна присутствовать, так как среди них имеются и не совсем хорошие личности. Однако, излишняя застенчивость и боязнь ребенка должны насторожить родителей.

По словам психологов, детские страхи, связанные с социальными контактами, могут негативно сказаться на умении общаться и во взрослом возрасте.

Впервые проявятся проблемы, когда малыш пойдет в школу – там к замкнутым и стеснительным ребятам зачастую относятся не очень положительно, поэтому принимать меры для решения проблем необходимо как можно раньше, пока еще не поздно.

Родителям необходимо для начала разобраться в причинах замкнутости характера малыша, которые могут иметь различные корни. Вполне вероятно, что малыша в раннем детстве кто-то из взрослых сильно напугал.

Также случается, что родители, бабушки , дедушки, либо воспитательница в детском саду долгое время учили ребенка тому, что следует бояться незнакомых «плохих» взрослых, и малыш автоматически перевел подобное отношение на всех людей.

Негативно сказывается на ребенке и недостаточное количество общения в раннем возрасте, при котором он проводил все свое время только с родителями, либо когда мама малыша старалась не оставлять его в одиночестве при первых признаках плача или недовольства.

В таком случае, у малыша укрепилось чувство страха одиночества и новизны. Избавиться от подобных страхов могут помочь консультации у детского психолога и увеличение круга общения малыша. Его желательно записать в детский сад, кружок либо центр развития.

Родители должны стимулировать любое стремление малыша играть с одногодками – организовывать для него большой праздник на день рождения, пригласив его друзей и одногруппников из детского сада. В процессе игр рекомендуется следить за тем, чтобы более старшие ребята не обижали малышей.

  Кроме этого, взрослым важно понимать, что дети всегда копируют их поведение, именно поэтому у закомплексованной мамы дети не будут чувствовать себя уютно в окружении ровесников. Необходимо всегда следить за собственным поведением и работать над собой, чтобы дети не перенимали негативный опыт.

Специалисты отмечают, что в некоторых ситуациях застенчивые дети могут быть шумными и агрессивными, так как это – тоже своего рода проявление неких страхов и неумения налаживать общение.

Родителям важно постараться деликатно объяснить малышу то, как можно решить многие проблемы мирно, без драки и скандала.

Утихомирить неуравновешенного ребенка либо расшевелить застенчивого могут домашние питомцы, которые станут отличными терапевтами. Например, лошадей, собак и дельфинов используют для лечения различных психологических заболеваний у детей.

Более того, домашние животные отлично объединяют ребят, помогая им сдружиться. Психологи уверяют, что застенчивый ребенок может с легкостью найти себе новых друзей, регулярно выгуливая свою собаку.

Важно напомнить, что помогая ребенку научиться общаться в обществе, на него нельзя давить, заставляя выполнять то, что он не желает делать. Застенчивость уйдет, если к малышу подобрать грамотный подход, и при этом не упустить время, когда он еще маленький и может легко всему обучаться.

В подростковом возрасте на характер ребенка повлиять гораздо сложнее, так как у него в этот период меняются жизненные приоритеты и мнение родителей отходит на второй план.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/kak-borotsya-s-zastenchivostyu-rebenka/

Как бороться с застенчивостью ребёнка и нужно ли это делать?

Все дети разные, у каждого свой характер, свои особенности. Есть очень активные дети, которые практически не испытывают чувства стеснения, они могут говорить то, что думают, могут в любой ситуации завести новые знакомства и т.п.

Порой родители таких детей устают от их поведения, им кажется, что уж лучше бы малыш был застенчивым, тогда не пришлось бы за него так часто краснеть. Но это две крайности, у каждой из которых есть определённые минусы и плюсы.

Почему с застенчивостью тоже стоит бороться и как это делать? В этом помочь может только правильное воспитание.

Как отличить правильную застенчивость от неправильной?

Как это ни удивительно, но застенчивость бывает разной. Она может быть уместной и правильной или неуместной вовсе. И нужно уметь их отличать.

В детстве дети часто, вступая в более сознательный возраст, становятся застенчивыми, это определённый период взросления. Здоровой такую застенчивость можно считать до тех пор, пока она не приносит ребёнку проблемы.

Если малыш излишне замыкается в себе, боится общаться с другими людьми, то это может быть опасно для него, поэтому нужно принять меры.

Излишняя скромность может породить:

— сильную неуверенность в себе;- огромное количество комплексов;

— проблемы, связанные с коммуникабельностью.

Борьба с застенчивостью

Прежде чем начать знакомить ребёнка со своим другом, которого он видит впервые, нужно подготовить его. Не следует торопиться, малыш должен понять, что родителям с этим человеком комфортно, что они ему доверяют, тогда и ребёнку будет проще пойти на разговор.

Также с ребёнком нужно репетировать различные разговоры в игровой форме, пусть он знает несколько фраз, которые всегда сможет употребить в разговоре с одноклассниками, учителями и т.п., так ему будет проще.

Нужно учить своё чадо проявлять инициативу в общении, знакомиться, стоит ему один раз попробовать это, и он поймёт, что в общении нет ничего страшного, наоборот, очень приятно заводить новые знакомства.

Порой родители сами виноваты в том, что их ребёнок начинает излишне стесняться. Например, часто мамы и папы приводят ребёнка на шумное мероприятие, к которому он просто оказывается психологически не готов, поэтому сразу же замыкается. Следует подготовить своё чадо к походу куда-либо, подробно рассказать ему, что его будет ожидать, чтобы малышу было проще сориентироваться.

Иногда родители на глазах у других людей часто ругают ребёнка, пристыжают его и т.п. Естественно у малыша возникает комплекс, который просто Не даёт ему быть раскрепощенным, поэтому следует воспитывать своего ребёнка и уж тем более наказывать наедине.

Нельзя обсуждать поведение ребёнка с другими людьми, будь то родственники или друзья. Если ребёнок будет слышать, как мама или папа жалуются на него или смеются над ним, в нем поселится обида, которая опять-таки повлечёт за собой излишнюю застенчивость.

Ребёнок должен расти в правильной атмосфере, брать пример с правильных людей. Если родители будут внимательны к своему чаду, то у него не будет возникать проблем в общении со сверстниками.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/psy/5715-kak-borotsya-s-zastenchivostyu

3 способа, как помочь застенчивому ребенку

Застенчивость – широко распространенное у детей явление, которое часто не воспринимают как проблему (особенно те, кто ей не страдают). Однако застенчивость может по-настоящему отравлять жизнь вашему ребенку, способствуя развитию тревожности, стыдливости, обостряя панические реакции.

Большинство родителей стараются помочь своим детям справиться с застенчивостью, но зачастую не знают, как следует поступать.

Французский психолог и детский психиатр Клод Альмос (Claude Halmos) в своей книге «Почему одной любви недостаточно» («Pourquoi l'amour ne suffit pas») выдвигает три основных тезиса борьбы с застенчивостью.

Следует избегать таких, казалось бы, безобидных фраз как «ты застенчив», «ты стеснительный». Почему? Называя своего ребенка застенчивым, вы «вешаете ярлык» на его характер, закладывая в его голову идею о том, что эта его черта – нечто прирожденное. А если стеснительность – это его неотъемлемая характеристика, то ее становится невозможно изменить.

Как можно по-другому говорить на эту тему? Попробуйте передать свою мысль ребенку так: «Ты знаешь, в твоем возрасте я тоже ощущал застенчивость. Мне было так же страшно рассказывать стихи перед публикой». Ведь действительно, вряд ли найдутся люди, никогда в жизни не испытавшие застенчивости.

Также, можно продолжить свою мысль: «А затем, я стал тренироваться, чтобы избавиться от застенчивости. И у меня вышло. Я тебе сейчас объясню, как я это сделал…».

Таким образом, застенчивость из неотъемлемой части характера превращается во внешнего врага, с которым можно бороться и которого – самое главное – можно победить.

Второй аспект борьбы с застенчивостью – это, разумеется, поддержка и похвала. Необходимо проявлять внимание к каждому успеху или достижению, даже если вам они кажутся незначительными, чтобы сформировать у ребенка чувство уверенности в себе.

«Вот видишь, ты так боялся учиться ездить на велосипеде, а теперь ты умеешь кататься на двухколесном, и хорошо поворачиваешь в обе стороны.

Ты не верил, что у тебя все получится, а как сейчас все здорово выходит!», или же «Ты боялся попросить у тети хлеб в булочной, но пока я была рядом с тобой, ты смог сделать это. И даже не забыл сказать «Спасибо!»».

Про слова вежливости нужно сказать отдельно, ведь зачастую многие дети забывают о правилах вежливости не из вредности и нежелания говорить «Здравствуйте», или «Спасибо», а просто потому что они стесняются незнакомых взрослых людей.

Ведь застенчивость – это зачастую именно страх неудачи, того, что другие плохо подумают о нас или будут нас осуждать и что, в конечном счете, другие окажутся лучше нас.

Поэтому каждый шаг в сторону достижения уверенности в себе – это еще один удар по застенчивости.   

Поддерживать ребенка означает также не делать ему обидных замечаний. Естественно, быть родителем – тяжелый труд; можно регулярно поддерживать и подбадривать ребенка, но, в то же время, в моменты раздраженности и гнева вести себя противоположным образом – язвить, подтрунивать над ним, и даже обижать.

Такие слова, как: «Ты никогда не был таким же сообразительным, как твой брат», или же «Я так и знала, что у тебя ничего не получится, у тебя никогда ничего не выходит» — останутся в сознании вашего ребенка на долгие годы.

И чем чаще вы будете их произносить, тем больше потребуется положительных эмоций и похвалы вашему ребенку, чтобы противопоставить их многочисленным замечаниям и обвинениям.

То, что вы говорите своему ребенку, важно, но, возможно, еще важнее то, как вы себя с ним ведете. Слишком опекая стеснительного ребенка, вы можете поступать вопреки тому, чего бы он хотел на самом деле.

Так, многие родители из лучших побуждений пытаются защитить своих детей от ситуаций, в которых бы он страдал от своей застенчивости: «Я не стала отдавать сына в музыкальную школу, потому что знаю, что он боялся бы играть, даже перед преподавателем».

На самом деле, уход от реальности лишь увеличивает страх перед ней. В такой ситуации ребенка как будто заставляют думать: «Если я не могу играть на фортепиано, значит я действительно очень застенчив и ничего с этим сделать не могу. Нет никакого способа побороть этот страх. Нужно смириться.

Мои родители правы, играть на пианино было бы ужасно страшно, и хорошо, что они меня не повели в музыкальную школу, это был бы кошмар».

Таким образом ребенок укрепляется в своей застенчивости и смиряется с этим, поскольку избавиться от нее не представляется возможным.

Но что еще хуже, порой родители убеждают ребенка в том, что окружающий мир – недружелюбный и опасный, что люди будут его осуждать и что жизнь трудна. Вывод, который может сделать ребенок: если он замыкается в себе и держится на расстоянии – ему же лучше.

Такой скрытый негативный посыл может укорениться в его сознании на всю жизнь. Родители, которые с ответственностью относятся к своей роли воспитателя ребенка, должны, напротив, помогать ему бороться со страхами и преодолевать их.

Это не значит, что нужно заставлять детей делать то, что приводит их в ужас; важно постепенно усложнять задачи, учить их превозмогать все новые трудности. Каждый маленький шаг ведет к следующему.

Итак, поддержите своего ребенка в его нелегкой борьбе, выслушивая его, принимая его заботы, не высмеивая их.

Затем, помогите ему с практикой: пусть ребенок читает вам стихи наизусть, попросите его узнать который час у прохожего, когда вы вдвоем идете по улице.

И, в конце концов, хвалите его за каждый маленький успех. Тогда, однажды и ваш ребенок сможет сказать «Я тоже, когда был маленьким, очень стеснялся».

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/3-sposoba-kak-pomoch-zastenchivomu-rebenku.htm?full

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

В уютной домашней обстановке малыш-дошкольник активен, не дает покоя родным и близким, но, как только оказывается в незнакомой среде, среди чужих детей — его не узнать. Из активиста он превращается в пугливого и абсолютно пассивного ребенка. Родителей интересует причина такого поведения и как с ним бороться.

Причины детской застенчивости

Часто малыши стесняются себя, даже когда их хвалят: детям стеснительным лучше убежать или спрятаться где-то в это время. Они не любят привлекать лишнее внимание, им страшно переступить через себя, заняться новым делом, сесть на велосипед.

Дети более ранимы, чем взрослые, поэтому стеснительность им свойственна больше. Застенчивость обостряется в возрасте от 3 до 5 лет, т. к. нет достаточного коммуникативного опыта. Задача родителей — это проигрывать различные ситуации, чтобы кроха мог к ним привыкнуть.

Причинами развития стеснительности могут быть различные факторы.

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей (а то и двое) раньше были или так и остались в какой-то степени стеснительными и робкими, очень высока вероятность воспитать застенчивого ребенка. Дети всегда берут пример с родителей.
  2. Легко восприимчивая нервная система. Дети, у которых обострена чувствительность, очень нежные, поэтому пытаются выстроить вокруг себя барьер, не подпускают чужих близко.
  3. Физические особенности. Когда малыш перенес в детстве болезнь, получил ожог или обморожение, рубцы, которые хорошо видно — он стесняется своей внешности и замыкается в себе. Ему страшно выйти в общество. Ему кажется, что он привлекает всеобщее внимание и на него все смотрят. Так возникают комплексы неполноценности, неуверенность в себе. Такому ребенку нужна поддержка и умение принять себя таким, какой есть, почувствовать свою красоту и особенность, уметь постоять за себя.
  4. Стрессовая ситуация. Если взрослый (например, воспитатель) часто унижает малыша, он это запоминает и боится общения с другими взрослыми. В таком случае стоит обратиться за помощью специалиста по детской безопасности.
  5. Если малыш в семье появился первым. Когда он начинает отдаляться от родителей, ему становится страшно, он боится выходить в мир. Стеснительность помогает ему избежать опасности.
  6. Оценка родителей. Дети дошкольного возраста воспринимают свою личность так, как им это преподносят родители, поэтому важно в воспитании детей использовать похвалу, дарить «крылья» — тогда уверенность в себе вырабатывается быстрее.
  7. Страх сделать ошибку. Ребенок стесняется, потому что боится сделать что-то не так и быть наказанным родителями, боится неизвестности. Разрешите ошибаться и помочь ему самому обнаружить недочеты, стимулируйте его активность.

Признаки чрезмерной стеснительности у ребенка

В детстве практически все малыши страдают стеснительностью. Вспомните себя: были и в вашем детстве случаи, когда было жутко страшно обращаться к незнакомой женщине, первый раз купить что-то в магазине. Мелочи, которых не понимали взрослые, казались очень важными, было много разных страхов. Есть характерные признаки, по которым можно точно определить, что ребенок слишком стесняется:

  • резкое перевоплощение активного малыша в напуганного зверька при виде чужого человека, группы незнакомых детей и другой опасности;
  • желание убежать от боязни, а не преодолевать ее;
  • осторожность во всех делах;
  • сильная реакция тела на стресс (учащенное дыхание, расширение зрачков, повышенный пульс, потоотделение, тихий голос, переходящий в шепот);
  • самокритичность, скрытность, представление себя плохим по сравнению с другими, неуверенность в себе.

Положительные стороны застенчивости

Стеснительность указывает на то, что ребенок имеет:

  • тонкие грани характера и души;
  • нежный и ранимый характер;
  • он ответственный, аккуратный, чистоплотный, порядочный и чуткий.

Такими и должны быть воспитанные и порядочные дети. Подобными качествами чаще обладают флегматики и меланхолики. Родители отмечают, что малыш имеет склонность к творчеству, выплескиванию фантазии и воображения, мечтательности.

Хорошо, что поскольку так развивается внутренний мир, дитя не скучает в одиночестве. Ему для счастья не нужна большая шумная компания — достаточно собственного маленького мира и буйной фантазии. Взрослым нужно поучиться у таких детей.

Из них часто вырастают талантливые художники, музыканты, писатели, научные деятели.

Но родителям стоит быть начеку. Наследник может быть безумно талантливым, но никогда этого не показать обществу. Он станет стесняться других людей, ему страшно будет показать себя, боясь быть осмеянным.

Такая ситуация может напомнить сказку о гадком утенке, который прекрасен, но сидит, спрятавшись от всех в темной укромной пещере. Удел родителей — не допускать такого во благо ребенка.

Позвольте цветку побыть в бутоне то время, пока он зреет, но заставьте его однажды распуститься в пышном цвету.

Рекомендации психологов

Многие родители считают, что стеснительный ребенок — это хорошо. С одной стороны — да, они могут не переживать, что малыш попадет в проблемную ситуацию, он всего боится.

Но более глубокая форма застенчивости может засесть в мозгу и мышлении человека, мешает ему развиваться, становится серьезной помехой в дальнейшей взрослой жизни. Родители должны вовремя обращать на это внимание и воспитывать в детях уверенность.

Если к вам подошла ваша давняя знакомая, что-то спрашивает у ребенка, а он прячется у вас за спиной от страха — не торопите его. Пообщайтесь с женщиной, улыбайтесь, покажите, что вы дружелюбно относитесь к этому человеку и он не причинит зла.

Только когда малыша покинет страх и чувство собственной неполноценности, и он хоть немного проникнется доверием к новому знакомому, он сможет с ним поговорить или хотя-бы не прятаться за спиной у мамы.

Что нельзя делать родителям в воспитании стеснительного ребенка.

  1. Нельзя относиться к малышу слишком требовательно, строго, твердо. Такое отношение влияет на становление личности и характера. Появляются комплексы, занижается самооценка. Дети учатся на своих ошибках, нужно понимать их и делать иногда поблажки, быть мягче.
  2. Не нужно очень сильно опекать дитя, изолировать его от вредоносного общества, решать все проблемы за него. Есть риск развития неправильного мировоззрения и стеснительность вместе с замкнутостью перейдет с ним во взрослую жизнь.
  3. Нельзя заставлять ребенка делать то, что он не хочет. Он уже тоже сформированная личность, индивидуальность со своими желаниями и требованиями. Позвольте ему стать немножко самостоятельным, дайте окрепнуть молодому ростку. Не ругайте его за стеснительность, не стыдите при всех. Это не решит проблему, а только усугубит ее.
  4. Не сравнивайте малыша с другими детьми в плохом аспекте. Это понижает его самооценку, усугубляет застенчивость, уверенность в своих силах заметно падает. Обычная стеснительность перерастает в привычную застенчивость, а она уже в стойкую черту характера, которую уже не изменить.

Основы воспитания для родителей скромных малышей

Добавить уверенности под силу любому родителю. Только родные знают истинную природу личности своего ребенка, могут найти к нему подход и вселить веру в себя. Сделать это можно несколькими способами.

  1. Метод проблемной ситуации. Вы создаете искусственную коммуникативную ситуацию и просите малыша рассказать, как он будет поступать в таком случае. Пускай чадо сначала предложит свои варианты, а потом вы — свои. Выберите совместно, чей вариант будет лучше и проиграйте диалог, в котором кроха обязательно должен иметь главную роль. Так вы пробудете в нем уверенность, опыт и навыки общения будут развиваться, страхи будут ослабевать.
  2. Выйдите на игровую площадку и попытайтесь подружиться с другими детьми. Если ребенок боится сам — помогите, подскажите ему, как это лучше сделать. Вы же его опора, он вам доверяет. Дайте ему время, если он сразу боится это сделать. Он понаблюдает сам, поймет, что другие дети безопасны и не причинят вреда, и сам подойдет к ним. Вы заведете друзей, с которыми малыш сможет общаться и вместе гулять.
  3. Детский сад — первый социум, в который попадает малыш. Главное, чтобы ему там было комфортно в группе или классе. Общение со сверстниками поможет преодолеть психологический барьер, стеснительность, разовьет речи.
  4. Проводите с малышом больше времени вместе, играйте в шумные, веселые, активные игры, ходите в зоопарк, парк аттракционов, где много детей, на батуты — позвольте ему выплеснуть собственные эмоции.
  5. Разыгрывайте дома спектакли, сценки из любимых мультиков и сказок — позвольте ему быть собой и не стесняться этого.
  6. Если ничего не помогает, кроха так и страдает — обратитесь за помощью к детскому психологу. Он поможет найти источник проблем и преодолеть их.

Детская стеснительность — это абсолютно нормальное психологическое явление. Для родителей главное — это забота о своем ребенке. Развивайте его возможности, таланты, приучите к творчеству. Здоровое отношение к ситуации родителей поможет незаметно решить все проблемы.

Источник: https://psyhoday.ru/skromnost/zastenchivyj-rebenok-rekomendacii-roditelyam.html

Стеснительный ребенок: что делать родителям?

Что делать, если ребенок боится выступить на утреннике? Стесняется малознакомых людей, прячась за маму? Или в возрасте постарше робеет, когда его просят выйти к доске и ответить на уроке? Или избегает новых знакомств? Не волнуйтесь, в сегодняшней статье вы узнаете, как вы можете помочь своему стеснительному ребенку обрести уверенность.

Откуда берется стеснительность у детей?

Стеснительность (застенчивость или робость) появляется результате неуверенности в себе. Ребенок боится получить отрицательную оценку и услышать критику в свой адрес от окружающих: учителей, воспитателей, ровесников, незнакомых или малознакомых людей. В этой ситуации ребенок не верит в свои силы, постоянно волнуется, что у него что-то не получится, и он будет осмеян.

Можно сказать, что стеснительность – это свойство характера, ведь даже у близнецов, воспитанных в одной семье в одинаковых условиях, характеры, как и «уровень застенчивости», бывают разными. Чем эмоциональнее и чувствительнее характер, тем более восприимчив он к критике, тем более робким окажется ребенок.

Ребенок боится попасть в неловкое положение, поэтому всеми силами пытается уйти от ситуаций, вызывающих у него волнение и стресс.

Стеснительный ребенок: что делать родителям?

Главные помощники в преодолении застенчивости – это родители. Их задача – заложить у ребенка фундамент самоуважения.

Основные задачи родителей:

  • развить положительное отношение к себе и к жизни;
  • развить адекватное и уверенное отношение к себе;
  • привить чувство собственного достоинства.

Положительное отношение к себе и к жизни

Вы — главный помощник в преодолении застенчивости!

  • Не позволяйте ребенку плохо говорить о себе. Создайте в доме доверительную атмосферу, чтобы он мог поделиться с вами своими переживаниями, проблемами, проявляйте сочувствие.
  • Чтобы побороть свою неуверенность, ребенку важно чувствовать себя защищенным, что его принимают и понимают таким, какой он есть.
  • Это не значит, что нужно хвалить ребенка и за проступки, но к замечаниям окружающих и даже учителей стоит отнестись осторожно. Прежде, чем высказывать свое отношение, внимательно разберитесь в ситуации, что могло вызвать нежелательное поведение ребенка. Стеснительный ребенок боится быть высмеянным, критику и замечания в свой адрес расценивает как предательство.

Адекватное и уверенное отношение к себе

  • Похвала повышает самооценку. Важно ребенка правильно хвалить и правильно критиковать.
  • Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха. Только постепенное приобретение положительного опыта «от простого к сложному» в разных областях поможет преодолеть застенчивость. Можно начать с решения несложных житейских задач. Давайте ребенку небольшие поручения (например, самостоятельно что-то купить в магазине), предварительно детально объяснив ему что и как нужно сделать, кому и что нужно сказать – это уменьшит страх. Если удалось ребенку успешно справиться, похвалите и поощрите его. По мере накопления позитивного опыта будет увеличиваться уверенность в себе.
  • Оценивайте не ребенка, а его поступки. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Возможно, ребенок еще не успел приобрести необходимые навыки – помогите ему в этом, это поможет снизить уровень тревожности.
  • Обучайте ребенка навыкам общения. Расширяйте кругозор – это позволит легче найти общие интересы и точки соприкосновения с другими людьми.
  • Помогите ребенку решить вопросы, которые могут вызвать критику со стороны окружающих. Например, если появился лишний вес, помогите привести его в норму, организовав правильное питание; если зубы выросли кривыми, обратитесь к врачу-ортодонту – это можно исправить; более внимательно отнеситесь к одежде, которую носит ребенок.
  • Не позволяйте никому насмехаться над вашим ребенком!

Уверенность в себе появляется, когда есть опыт успеха.

Чувство собственного достоинства

  • Научите ребенка спокойно относиться к ошибкам: от них никто не застрахован, на них мы учимся всю жизнь.
  • В каждом человеке сочетаются сильные и слабые стороны. Ребенку важно увидеть свои достоинства, научиться ими пользоваться и не зацикливаться на недостатках: «Пусть я не очень хороший спортсмен, но отлично играю на гитаре».
  • Воспитывайте детей активными и самостоятельными. Пусть ребенок имеет свое мнение, пусть аргументированно отстаивает его. Послушные и согласные дети – это так удобно для родителей и учителей, но этим мы губим самостоятельную личность.
  • Как можно раньше приучайте ребенка принятию решений и к ответственности за свои поступки – только так можно развить уверенность и самостоятельность.

Робкие дети не ощущают всю полноту жизни, много сил отбирает борьба с тревожностью и неуверенность. Оказав своему ребенку помощь в преодолении болезненной стеснительности в раннем возрасте, вы окажете ему неоценимую услугу. Со взрослением проблема застенчивости может больше усугубляться, преодолеть ее будет еще сложнее.

Ведь мы, родители, счастливы, когда ребенок успешен, радостен и чувствует вкус жизни.

  • Дети от 3 до 5 лет, Дети от 5 до 7 лет, Дети старше 7 лет

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/problemy-s-povedeniem/stesnitelnyj-rebenok/

Ссылка на основную публикацию