7 советов, как превратиться из обычного родителя в мудрого. часто упускаемые детали воспитания

​Девять правил мудрого родителя!

Быть хорошим родителем – настоящая наука. А быть мудрым родителем сложнее вдвойне. Есть множество вопросов сложных, на которые должен ответить каждый, кто воспитывает маленького человека.

Как не потерять связь со своим малышом во время переходного возраста? Что делать, если не знаешь, прав ли твой ребенок? Как успокоить детскую истерику? Ответ на эти вопросы кроется в девяти правилах мудрого родителя.

Правило 1. Не только ребенок

В момент рождения вашего чада и по мере его взросления велик соблазн полностью посвятить себя ему. Мудрый родитель никогда не будет уделять ребенку 100% родительского времени. И это не случайно.

Во-первых, очень важно приучать малыша к самостоятельности. Даже если вам кажется, что ребенку постоянно нужно ваше внимание, это не так. Младенец вполне может заняться какое-то время игрой с погремушками. Нужно только показать ему, что они могут быть интересны.

Во-вторых, самопожертвование не есть самое лучшее качество человека. Нужно учить ребенка заботе о других, но не приучать к тому, что свои интересы нужно задвигать. Кроме того, подход «все лучшее – ребенку» – это большой риск воспитать эгоиста в семье.

Правило 2. У каждого свои обязанности

С возрастом у малыша появляются определенные задачи: делать домашние задания в школе, прибираться в своей комнате, ходить в ларек за хлебом и так далее. Некоторые родители стремятся «не загружать» ребенка такой мелочевкой, мол, пусть будет у него беззаботное детство. Но на деле они лишают малыша важного аспекта взросления.

Без решения собственных задач и выполнения обязанностей, ребенок не сталкивается с трудностями: все за него делают взрослые. Так он не учится принимать ответственность, ничего не запоминает в школе, растет с ожиданиями, что всегда появится добрый волшебник-папа или мама и решат все его проблемы.

Правило 3. Ограничения – в меру

Соблазнов в жизни маленького ребенка очень много. Мультики, вредная пища, компьютер и различные девайсы. Все это притягивает внимание и нередко вредит здоровью. Обычный родитель сочтет за лучшее просто запретить вещи, которые могут негативно повлиять на малыша. Мудрый родитель не будет так поступать: он понимает, что запретный плод всегда сладок.

Напротив, мудрый родитель постарается извлечь пользу из предметов, которые могут навредить. Взять, например, компьютерные игры. Определенная их часть очень опасна для ребенка, но если подобрать приложения с умом, они могут стать помощником в развитии малыша.

Специально для мудрых родителей сайт Playshake.ru составил подборку развивающих игр, где можно найти логические загадки, игры на реакцию и другие полезные приложения.

А чтобы не нанести вреда здоровью, достаточно составить график занятий за компьютером, где будут перерывы и ограничения по времени.

Правило 4. Некоторые вещи остаются недоступными

Мудрый родитель никогда не покупает и не достает ребенку все, что он хочет. Если малыш на самом деле старается, например, сам копит на что-то или учится чему-то без секции, взрослые должны его поддержать. Но исполнять любую «хотелку» значит культивировать эгоизм и неконтролируемое желание получить больше. Это идет только во вред.

Правило 5. Деньги – не зло

Многие родители стараются оградить детей от «общения» с деньгами, считая, что они портят людей. Или, наоборот, не дают ни копейки на расходы. Мудрый родитель вместе с ребенком учится считать деньги, распределять их, тратить и зарабатывать.

Правило 6. У всего есть причина

Когда на ребенка жалуется учитель, каждому родителю хочется, чтобы подобные ситуации более не повторялись.

Ошибкой обычных родителей становится то, что они заминают ситуацию: наказывают ребенка, стараясь его усмирить угрозой. Мудрые же взрослые не наказывают просто так.

Они подходят к проблеме основательно, узнают причины плохого поведения и, если ребенок не виноват, становятся на его сторону.

Правило 7. Правило есть правило

Если ребенок закатывает истерику, с ним сложно справиться. Часто взрослые просто стараются угодить малышу, чтобы тот успокоился. Мудрый родитель всегда придерживается установленных правил и не дает ребенку нарушать чужие интересы, а также отстаивает его интересы.

Правило 8. Идеальных людей не бывает

Как ни хочется сделать из ребенка самого-самого идеального, мудрый родитель понимает, что у всех свои недостатки. Он старается фокусироваться на достоинствах своих детей, относясь спокойно к тому, что у них не получается.

Правило 9. Все сложные вопросы – без свидетелей

Мудрый взрослый помнит, что у ребенка также есть чувство собственного достоинства, как и у взрослого. Он бережет самооценку малыша, и все его ошибки обсуждает только наедине. Никаких свидетелей во время разговора по душам – вот главная заповедь мудрых родителей.

Источник: https://rostovmama.ru/articles/vospitanie-i-razvitie/-devjat-pravil-mudrogo-roditelja.html

Из царя – в рабы Советы восточных мудрецов

О восточной психологии вспоминают реже, но принципы такого воспитания используются в азиатских странах с древности и до сих пор, ведь эти знания несут в себе мудрость веков.

Главный принцип: люби

Основным принципом воспитания в любой стране, религии и в любое время была и есть любовь. А любовь означает внимание. Однако современные родители не могут достаточно времени уделять малышу, ведь необходимость работать, обеспечивать семью, заниматься саморазвитием еще никто не отменял.

Древние мудрецы знали: государство, где нарушен институт семьи, однажды перестанет существовать, поэтому на Востоке большое значение придавали семье.

Поэтому и детей в восточных семьях всегда много, несмотря на тяжелое порой материальное положение.

Дело в том, что люди, рожденные в малообеспеченных многодетных семьях, более талантливы, им легче развивать талант и характер, а отсутствие материальных благ – прекрасный стимул добиться их. Однако же родительской любви хватало на всех.

Далай-лама призывал: «Женщины, кормите детей грудью». Время, проведенное с малышом, пока он сосет грудь, способствует эмоциональному сближению матери и ребенка, это то время, когда мама принадлежит только ему.

Ему вторят и медики, убеждая, что кормить ребенка грудью не только нужно, но желательно и продлить лактационный период как можно дольше.

В более старшем возрасте, когда грудное кормление уже закончено, да и в младенчестве тоже, детей важно как можно чаще обнимать, целовать, носить на руках. Это подтверждает и любая современная методика воспитания.

Ближе к маме

Индийская система аюрведа предписывала матери находиться рядом с ребенком в течение двух месяцев. В это время нельзя показывать малыша никому, даже близким и друзьям.

В этот период матери рекомендовали контролировать мысли и чувства, так как считалось, что ребенок все впитывает.

Действительно, настроение женщины влияет на малыша: если нервничает мама, то и кроха чувствует себя некомфортно, капризничает, плачет.

Что касается запрета на посещение младенца родственниками и друзьями семьи – это объяснялось тем, что в таком возрасте ребенок еще не имеет достаточно сильного иммунитета, способного защитить его от инфекций и болезней, которые могут «принести с собой» гости. Недаром и у казахского народа не принято показывать новорожденного до 40 дней его жизни.

Согласно аюрведе, ребенку и матери также предписывалось находиться восемь месяцев в непосредственной близости с матерью – чтобы сохранить ощущение защищенности на всю жизнь. Как раз именно это позволяет делать грудное вскармливание – нахождение ребенка с матерью «тело к телу». В наше время этому способствуют еще и такие удобные изобретения, как… слинг!

До пяти – царь, после пяти – раб

Восточные мудрецы считали, что ребенка в первую очередь нужно уважать как личность, до пяти лет обращаться с ним как с царем: ничего не запрещать и ни коем случае не наказывать. В этот период формируется базовое доверие к миру.

Наказание считается подавлением воли, и урок, который может вынести ребенок: нужно подчиняться тому, кто сильнее. Наказание в это время может подавить интерес к жизни и интеллект. Ребенок ведь трогает все подряд лишь потому, что познает мир.

Например, в японской методике воспитания, если ребенок уронил что-то, разбил или сломал, мама винит себя.

Если вам не хотелось бы, чтобы малыш трогал вещи, которые он нечаянно может разбить, поломать или которые могут нанести ему какой-то вред, травмировать, лучше не запрещать их трогать, а отвлечь его внимание. Например, если ребенок делает что-то опасное, то просто испуганный отклик он поймет лучше, чем шлепок по попе или ругань.

Наказывать за проступок или невыполнение поставленной перед ребенком задачи восточные мудрецы считали позволительным лишь после пяти лет.

Возраст с 5 до 10 лет они называли возрастом «раба», то есть с ребенком предписывалось обращаться «как с рабом». Перед ним нужно ставить задачи и требовать их выполнения.

Например, работа по дому – в этом возрасте дитя уже может взять на себя небольшие обязанности, уметь хотя бы убирать за собой; учеба.

Наказывать за невыполнение можно, согласно восточной мудрости, но не физически. В этот период ребенок должен научиться предугадывать реакцию на свои поступки: за что будут ругать, а за что похвалят, накажут или, наоборот, поощрят.

В этом возрасте ребенка можно нагружать знаниями. Считалось, что если время с 5 до 15 лет для воспитания упущено, то потом воспитывать уже поздно.

А вот обращаться по-прежнему «как с царем», сюсюкать после пяти лет грозит тем, что ребенок вырастет инфантильным и неспособным к труду.

С десятилетнего возраста с ребенком следует общаться на равных: советоваться по важным вопросам, давать ему проявлять самостоятельность, принимать решения, касающегося его самого. Поощряйте инициативу.

Не стоит навязывать свою волю, лучше давать советы или подсказки. Опекать десятилетнего ребенка чрезмерно не стоит – иначе он вырастет неуверенным в себе и будет слушаться более самостоятельных друзей.

Однако, так же как и в раннем детстве, не запрещайте прямо. Лучше укажите на негативные последствия, которые могут быть в том или ином случае. Правильное отношение к ребенку с 10 до 15 лет его жизни поможет вырасти ему самостоятельным и независимым.

В 15 лет к ребенку, точнее, уже подростку и практически взрослой личности нужно относиться с уважением, прекратить наказывать и контролировать его. Иначе он будет воспринимать это как унижение. Если вы не будете уважать ребенка в этом возрасте, то и он не станет делать этого позже.

Восточные мудрецы считали, что не стоит матери предлагать помощь сыну – это может оскорбить его. А вот отцу предложить помощь девочке не только можно, но и нужно – это будет означать проявление любви и заботы. Воспитывать ребенка уже поздно – осталось только получить то, что вы сами же в него и вложили.

Советы родителям от восточных мудрецов

Восточная педагогика рекомендует родителям научиться слушать своего ребенка. Уметь выслушать означает проявить уважение. Важно не только раздавать задания или контролировать, например сделал ли ребенок уроки, а внимательно выслушать то, что он рассказывает, даже если это вам это не слишком интересно и хочется поскорее заняться другими делами или спокойно отдохнуть.

Необходимо быть наставником своему ребенку, подавать пример собственным поведением.

Хорошо иметь семейные традиции, например собираться семьей по воскресеньям за завтраком, а по субботам кататься на велосипедах вместе, беседовать на темы о будущем или смысле жизни, научить ребенка участвовать в благотворительных мероприятиях.

Теория собственного примера активно используется и в современных методиках воспитания. А традиция собираться всей семьей хороша еще и тем, что ребенок учится уважать старших, почитать родителей, бабушек и дедушек.

Мама должна учить дочь женским премудростям – хорошо готовить, уметь шить, вязать или вышивать; а отец – передать сыну знания и навыки, чтобы будущий мужчина умел сам ремонтировать сломанные вещи.

Читайте также:  Как исправить плохое поведение у ребенка за 7 дней: поэтапная инструкция

По сути, нормы восточного воспитания просты в исполнении – нужно любить и уважать своего ребенка, и тогда он ответит взаимностью. А точнее, научится этой взаимности, беря пример с вас. Если что-то в поведении ребенка вам кажется неправильным – проанализируйте свое поведение и свое отношение к нему. И вы увидите истоки.

Юлия Абрамова
Журнал «Клуб родителей Детки.kz» № 11 (65) Ноябрь 2014

Источник: http://detki.kz/kids/edu/izcariavrabisovetivostochnihmurecov

7 различий между обычным и мудрым родителем

Воспитание ребенка – долгий путь, который сулит массу трудностей. От того, что родители вложат в сердца и умы своих чад в раннем возрасте зависит вся будущая жизнь детей.

Часто все старания идут насмарку из-за недопонимания, что выливается во взаимные претензии и упреки. Каждый хочет, чтобы его ребенок видел в нем в первую очередь друга, но удается осуществить такое желание, к сожалению, лишь, единицам.

В статье мы расскажем о том, чем обычный родитель отличается от мудрого родителя.

  1. Обычный родитель уверен, что вес его свободное время должно полностью посвящаться ребенку, при этом свои интересы он отодвигает на второй план.

Мудрый родитель способен самостоятельно о себе заботиться, этому он учит и своих детей.

  1. Обычный родитель посвящает вечера выполнению домашних заданий своего чада.

Мудрый родитель в воспитании ребенка придерживается такой стратегии: ребенок от и до отвечает за выполненное и невыполненное задание сам и несет за это ответственность.

  1. Обычный родитель пытается искупить чувство вины, используя различные подарки и денежные средства.

Мудрый родитель регулярно выдает ребенку деньги на карманные расходы, которые тот должен научиться распределять таким образом, чтобы самостоятельно приобретать определенные вещи и игрушки, которые не входят в семейный бюджет.

  1. Обычный родитель не пытается разобраться, почему ребенок плохо себя ведет, ему достаточно устранить непослушание в данный момент.

Мудрый родитель изо всех сил пытается услышать ребенка, чтобы разобраться, что стоит за его плохим поведением и как возможно ему помочь.

  1. Обычный родитель при воспитании ребенка преследует цель вырастить из него достойного человека.

Мудрый родитель делает все, ради того, чтобы построить близкие отношения со своим ребенком.

  1. Обычный родитель растит ребенка в атмосфере вседозволенности, разрешая ему садиться себе на шею.

Мудрый родитель осознает, что у него есть полное право на личное пространство, увлечения и время, проведенное без ребенка. Он уважает как свои границы, так и границы своего чада.

  1. Обычный родитель пытается уберечь своего ребенка от всех жизненных невзгод, из-за чего делает даже то, о чем его не просят.

Мудрый родитель позволяет ребенку совершать ошибки, а затем вместе с ним рассуждает над тем, какой позитивный урок можно вынести из сложившейся ситуации.

В воспитании ребенка на первом месте всегда остается любовь, которую Вы дарите своему чаду. Самое ценное в семейных отношениях – абсолютное доверие, а им мы награждаем лишь тех, кто не препятствует нам следовать своему пути и помогает мудрым советом, когда мы время от времени спотыкаемся и набиваем шишки.

Источник: https://estet-portal.com/statyi/7-razlichij-mezhdu-obychnym-i-mudrym-roditelem

25 мудрых советов о воспитании детей

Существование множества подходов к воспитанию детей обусловлено индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. В таком ворохе педагогической информации современному родителю легко запутаться. Рекомендуем взять на заметку обобщенные правила воспитания детей, оформленные в виде мудрых советов.

1

Давайте положительные характеристики

Обращаясь к ребенку, давайте ему такие качественные характеристики, которые вы в нем хотите видеть (способный, трудолюбивый, послушный). Дети легко поддаются внушению. Никогда не акцентируйте внимание ребенка на его отрицательных чертах характера, вешая обидные ярлыки “Неумеха”, “Бездарь” и т.д.

2

Не запугивайте ребенка

Прекратите запугивать ребенка выдуманными чудовищами, хищниками, злодеями. Не стоит подменять недостаток родительского авторитета, заставляя ребенка бояться.

3

Будьте уверенными родителями

В глазах ребенка его родитель всегда должен оставаться уверенным взрослым человеком. Не показывайте ребенку свою беззащитность, детей это дезориентирует.

4

Не ссорьтесь при ребенке

Старайтесь выяснять отношения без присутствия ребенка. Частые ссоры родителей могут спровоцировать у ребенка чувство потерянности или агрессивности.

5

Наказывайте без гнева

Принимайте решение о наказании ребенка за проступок, находясь в уравновешенном состоянии, а не под влиянием гнева.

6

Подавайте пример

Подавайте пример детям собственными поступками и не злоупотребляйте нотациями.

7

Следите за соблюдением режима дня

Время сна должно полностью обеспечивать восстановление сил ребенка, а список дел на день должен быть легко выполнимым.

8

Прививайте правильное отношение к порядку

Любой труд должен поощряться похвалой, вызывать радость и уважение к его результатам.

9

Обеспечивайте ежедневное гигиеническое воспитание

Ребенок всегда должен быть чистым и опрятным.

10

Поощряйте занятия спортом

Ежедневное выполнение утренней гимнастики обеспечит хорошую осанку и крепкое здоровье вашему ребенку. А занятия конкретным видом спорта помогут ребенку стать выносливым и уверенным в своих силах.

11

Любите ребенка

Любите своего ребенка, разделяя отношение к нему и к его поступкам.

12

Уважайте, верьте и доверяйте

В конфликтной ситуации принимайте сторону ребенка. Потом наедине вы сможете обсудить нюансы конфликта.

13

Обнимайте и целуйте ребенка

Чаще обнимайте и целуйте своего ребенка, даже если у вас мальчик. Этим вы его не разбалуете. Отец может гладить мальчика по голове в качестве поощрения за хорошее поведение.

14

Не вынуждайте врать

Не задавайте вопросов, на которые ребенок не хочет отвечать. Не вынуждайте ребенка врать.

15

Реагируйте на запросы

Всегда реагируйте на вопрос или проблему, с которой к вам обратился ребенок.

16

Объясняйте причины запретов

Объясняйте ребенку причины ваших запретов с помощью понятий причины и следствия.

17

Запрещайте правильно

Старайтесь запрещать что-либо ребенку без использования частицы “не”. Скажите “будь аккуратен” вместо фразы “не сори”.

18

Общайтесь качественно

Выделяйте ежедневно 30 минут времени на качественное общение со своим ребенком.

19

Побуждайте к самостоятельности

Создавайте условия, в которых ребенок сможет проявлять самостоятельность в поступках или решениях. Лучше это делать в форме игры.

20

Советуйтесь с ребенком

Советуйтесь с ребенком по поводу решения вопросов, касающихся всех членов семьи, будь то планирование обеденного меню или переезд.

21

Выполняйте обещания

Выполняйте обещания, данные ребенку. Напоминайте ребенку об его обещаниях.

22

Научите ребенка правилам общения

Научите ребенка задавать вопросы старшим, отказывать в общении чужим. Обучайте ребенка вежливости и правилам этикета.

23

Помогайте раскрепоститься

Не заставляйте ребенка демонстрировать свои таланты на публике. Ребенок может стесняться. Мотивируйте, просите, но не принуждайте.

24

Поощряйте активное взаимодействие отца и ребенка

Роль отца в жизни ребенка не менее важна, чем влияние матери. Отец должен быть в меру строгим, а мать – добрая.

25

Помните, без доверия не существует послушания!

Если ребенок будет вам доверять, он всегда будет прислушиваться к вам. Завоюйте авторитет у малыша своим поведением и отношением к нему.

Источник: https://sovetclub.ru/25-mudryh-sovetov-o-vospitanii-detej

7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире.

 Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу.

 Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они.

Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером.

Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Источник: https://lifehacker.ru/kak-vyrastit-rebenka/

Родительская мудрость

Идеальных родителей не бывает! И это хорошо, иначе бы все дети вырастали роботами. А как же тогда индивидуальные особенности, и вообще — Личность?

Тщеславие родителей

Все родители тщеславны, все мы хотим, чтобы ребенок рос чуть-чуть умнее, чем сынок у подруги, чуть-чуть быстрее начал ходить, говорить, читать и рисовать… И мечтаем, чтобы поступило дитятко в престижный вуз, чтобы наш ребенок на олимпиаде занял первое место и т.д.

И все это для того, чтобы мы, родители, могли гордиться им! И гордимся,что в 5 лет рассуждает уже так, как будто ему 25! И наоборот, когда не удается добиться вот такой преждевременной «зрелости» малыша, то чувствуем себя настолько не в своей тарелке, что даже злимся, обижаемся на ребенка. Родителям не хватает терпения! Не хватает мудрости понять, что всему свое время.

Родителям важно «не отстать», быть как все. О ребенке тут речь не идет как о Личности. Если бы мы подмечали, как дети порой протестуют нашему желанию научить их чему-то против их воли! Можно, конечно, заниматься ранним развитием малыша, и он будет умненьким, но вот будет ли счастливым — большой вопрос. Мы думаем, что счастливый ребенок — это очень воспитанный ребенок.

Но примерное поведение не делает ребенка счастливым. И раннее развитие — тоже. Нельзя лишать малыша детства, с ним надо много играть, а не заниматься!

Чего хочет ребенок и чего хотят родители?

Всем нам хочется дать ребенку лучшее: и уютный дом, и хорошую одежду, и полезную еду, и замечательную школу, где есть все для развития его способностей. Что же здесь плохого? Тем не менее, чаще всего это наши амбиции, наши несбывшиеся мечты и надежды. В детях мы видим новую возможность достичь тех целей, к которым не сумели приблизиться сами.

Вот и считаем себя обязанными дать своим детям все то, чем сами были обделены в детстве. Обрушиваем на чадо всю силу своей родительской любви и все, что оно делает, нам кажется исключительным. Записываем во всякие кружки, студии, частные гимназии, даже не особо задумываясь: а хочет ли этого ребенок? Дети, живущие в изобилии всего, не очень счастливы.

Пожалуй, точнее всех об этом сказал А. Фромм: «Единственное, что мы не можем сделать для наших детей — дать им больше того, что у нас есть. Мысль довольно простая, но мы легко забываем о ней, когда собираемся предоставить нашим чадам все самое лучшее. Ни в коем случае не надо этого делать.

Гораздо проще и полезнее постараться вселить в них желание жить в достатке, чем в изобилии».

Найти золотую середину

Всегда мерилом должна быть золотая середина. Нельзя делать из детей маленьких умненьких старичков, отнимая у них детство и заставляя их делать то, чему они отчаянно противятся. Главное — научить ребенка жить рядом с людьми, общаться, быть внимательным к нуждам близких.

Проявлять свою любовь и заботу родители могут не только в планах на будущее, но и терпением и мудростью в настоящей жизни. Необходимо помнить, что ребенку очень важно, как мы проявляем к нему нашу родительскую любовь. Или мы постоянно давим на него, или все делаем за него? По большому счету, и то, и другое — это все любовь.

Ведь в первом случае мы хотим, чтобы он вырос всесторонне развитым, а во втором — бережем его психику и здоровье. Вот почему так важно чувство меры и та самая золотая середина. Надо понять и то, что каждый из нас – и ребенок, и родитель — имеет право на ошибку.

Иногда мы можем рассердиться, накричать и даже шлепнуть — но если это не повторяется систематически и если мы, все таки понимаем, что бываем иногда неправы — то еще не все потеряно. Тогда и ребенок поймет, что его все равно любят таким, какой он есть, а не хотят слепить из него идеальный образ.

«Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский.

По материалам журнала «Зимняя вишня»,
№ 1, январь 2011 года

Источник: http://pravotnosheniya.info/Roditelskaya-mudrost-519.html

Советы мудрецов по воспитанию детей. Воспитываем родителей

Быть матерью или отцом – одна из распространенных общественных ролей. Однако люди нередко, погружаясь в эту роль, забывают, что функция истинного родителя не выполняется.

Обеспечивая потребности ребенка, оберегая его от опасности и планируя время, родители часто отождествляют себя с этой частью функции, в результате чего она становится гипертрофированной и переходит в роль.

Удовлетворение детских потребностей превращается в баловство, стремление оградить от опасностей – в излишнюю опеку. Разъяснения, что нужно делать, а что нет, приобретают форму жесткого контроля и давления.

Далай-лама: «Женщины, кормите своих детей грудью!»

На протяжении тысячелетий родители воспитывают своих детей так, как когда-то воспитывали их. Самой важной составляющей воспитания во все времена и в разных странах была любовь. Но времена меняются, меняется и качество любви.

Восточные духовные практики причину изменений видят в неверной расстановке приоритетов. Людьми обуревают страсти и привязанности. Страсть заработать много денег, добиться признания, славы, обрести власть.

Многие женщины привязаны к работе, не жалеют себя даже будучи беременными, выходят на работу сразу после родов, хотя для полноценного развития малютки его необходимо кормить грудью и как можно больше держать на руках.

В конечном итоге вырастают дети, которые почему-то не любят своих родителей, начинают мстить и сдают их в дом престарелых. Это может быть следствием того, что вместо того, чтобы общаться с ребенком, мама много работала.

В один из приездов Далай-ламы в Америку на вопрос журналистов «Какое ваше главное послание?» он ответил: «Женщины, кормите своих детей грудью!» Кормление грудью не только способствует эмоциональному сближению матери и младенца, но очень важно для психического здоровья женщины, оно завершает процесс психо-эмоциональных изменений в организме.

Если этот процесс не завершился нормально, то у мамы может развиться некорректируемое нарушение в психике, называется «продолжающиеся роды». И даже когда ребенок вырастет, женщина продолжает как бы его «рожать», относится как к маленькому и чрезмерно опекать. Такое отношение может нанести непоправимый вред ребенку.

Вот почему так важно естественным путем завершить роды.

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о смысле жизни, о своем предназначении, а к старости подводит некоторые итоги. Часто поиски счастья не увенчаются успехом, но, оказывается, счастье всегда рядом, а самый большой вклад в развитие человечества – это воспитание счастливого потомства.

Еще Бернард Шоу сказал: «Самая большая услуга, которую человек может оказать стране и обществу, – это, пожалуй, вырастить детей». Когда в одной семье много детей – это счастье. Люди, рожденные в бедных многодетных семьях, обычно очень талантливы.

Поскольку ребенку легче развивать неординарные способности и характер в том доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого. А отсутствие материальных средств как нельзя лучше подталкивает обрести их. Дети – это будущее, а здоровое потомство – гарантия мира и благополучия в обществе.

Государство, в котором разрушается институт семьи, неизбежно погибнет. Об этом знали древние мудрецы во времена ведической цивилизации, поэтому огромное значение придавали семье.

Аюрведа: как оградить, но не подавить

Древнейшая из медицинских систем аюрведа особое внимание уделяла здоровью и воспитанию детей.

Чтобы ребенок родился физически и психически здоровым, родителям необходимо задолго до зачатия готовиться к физическому и ментальному очищению. Примерно за год родители начинают чистить свой организм от шлаков, а сознание – от гнева и обид.

В дальнейшем здоровье женщины во время беременности играет главную роль в развитии полноценного ребенка.

Матери на протяжении всей беременности и в первые 2-3 месяца жизни ребенка рекомендуется контролировать не только образ жизни, но и мысли и чувства, так как ребенок все впитывает. Несмотря на любые жизненные трудности нужно сохранять спокойствие и целостность.

Лучшим лекарством для малыша с момента зачатия является внимание матери. Поэтому в ведические времена после родов мать оставалась наедине с младенцем на протяжении двух месяцев. Не разрешалось показывать дитя даже близким родственникам и друзьям.

Так как в первые месяцы жизни иммунная система человека еще не сформирована и не может защитить от разных инфекций и энергоинформационных заражений.

Сразу после рождения и в ближайшие восемь месяцев ребенок должен находиться с матерью в непосредственной близости, тело к телу, чтобы сохранить вакуум защищенности на всю оставшуюся жизнь. Аюрведическая наука в отношении детского здоровья придерживается принципов целостности, индивидуальности и естественности.

Нельзя ломать малыша и переделывать его программу под свои нереализованные желания и мечты. Человек приходит уже со своей заложенной программой, и задача родителей – помочь эту программу оптимально выполнить. Одной из главных причин, почему у ребенка закрывается будущее, является излишняя опека и страх за него.

Если родитель не занимается своими детьми, то у него также будущее закрыто. Например, отец много работает, с детьми общается мало или видит их только спящими. Материальное благополучие семьи не может быть его оправданием, так как детям отцовская любовь нужна не меньше материнской.

Сосредоточенность только на одной сфере жизни не позволяет мужчине развиваться гармонично. Природа не прощает пренебрежительного отношения к детям, включаются защитные механизмы, и у отца могут возникнуть проблемы со здоровьем, трудности в общении с близкими или финансовый крах.

Ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит матери, но гармоничной атмосферы в семье нельзя достичь только материнскими усилиями. Поэтому воспитанием детей должны заниматься оба родителя, тогда ребенок получит мужскую и женскую энергии. От отца отпрыску необходимо получить здоровую строгость и дисциплину, а от матери – ласку, заботу и поддержку.

Неосознанно дети видят в своих родителях пример для подражания, поэтому последние должны проявлять уважение друг к другу. Для девочки необходимо видеть уважение матери к отцу, так вырабатывается уважение к противоположному полу. Мальчику важно видеть готовность и желание отца защищать семью и нести ответственность.

Сидя за обеденным столом, например, семья не начинает трапезу, пока не начнет отец (эта традиция существовала и в древней Руси). Если родители разведены, то они не должны говорить плохо друг о друге при детях. Иначе в подсознание детей будет заложена программа, что противоположный пол плох. Многим может показаться, что эти знания старомодны, но это естественные мужские и женские качества.

Выбирая путь сопротивления своей природе, человек приходит к дисгармонии и проблемам.

Осознанное родительство

В различных мировых религиях, будь то христианство, буддизм, иудаизм, суфизм или ислам, семье и взаимоотношениям внутри ячейки общества отводится центральное место. Семья должна быть крепкой супружеской любовью, священной родительской властью, детской почтительностью и послушанием.

Из чистой семейной жизни складываются столь же чистые начала государства. Поэтому воспитание детей начинается с воспитания самих родителей. Дети являются всего лишь зеркалом семейных отношений.

Знания о правильном подходе в воспитании в том или ином возрасте помогут родителям пройти этот удивительный процесс легко и радостно.

Восточные мудрецы говорили, что к ребенку до пяти лет нужно относиться как к царю и не наказывать его. В этот период формируется базовое доверие к миру и тип нервной деятельности. Поэтому в этот период нужно как можно чаще брать малыша на руки, садить на колени, проявляя максимум любви и заботы.

Но с пяти до пятнадцати лет нужно использовать «палку для воспитания». Это относится только к мальчикам, девочек бить запрещено. Этот же подход практиковался в английской системе воспитания.

До 15 лет с мальчиками обращались очень строго, даже секли розгами, но после 15, когда ребенок сформировался как личность, с ним общались как с джентльменом. Если подходящее для верного воспитания время с 5 до 15 лет упущено, воспитывать потом будет уже поздно. Тогда ребенок сам начнет воспитывать родителей.

После 15 лет к отроку нужно относиться, как к другу, прекратить наказывать и контролировать. Иначе он воспримет это как унижение. Предложить помощь мальчику со стороны матери, если он о ней не просил, рассматривается как оскорбление и признание его некомпетентным и несостоятельным.

Для девочки, напротив, предложение помощи, особенно со стороны отца, означает заботу и проявление любви. Так она будет больше доверять мужчинам.

Родители, особенно мать, ставит воспитание детей на первое место. В любом возрасте ребенок получает много любви, если даже ошибается, ему указывают на неправильное действие, а не на то, что он плохой.

Дети развиваются в соответствии со своими талантами и желаниями, а не в угоду эгоистичным мотивам родителей: «Мой ребенок должен быть артистом или бизнесменом».

Главное, чтобы он состоялся как гармоничная личность.

Как не превратить функцию родителя в роль?

Восточная психология дает несколько советов родителям:

Нужно научиться выслушивать своего ребенка. Слушать – значит отдавать. Уделяя человеку время, мы проявляем уважение к нему. Существует два типа внимания: бесформенное и имеющее форму.

Внимание, основанное на форме, связано с действием: «Ты сделал домашнее задание? Убери со стола. Помой посуду». Такое внимание тоже должно быть, но, если в отношениях с ребенком нет ничего другого, это говорит об отсутствии жизненно важного измерения.

Бесформенное внимание основано на присутствии. Когда вы слушаете своего ребенка, прикасаетесь или помогаете ему, вы спокойны и предельно внимательны, вы присутствуете в настоящем моменте и не хотите ничего другого. Вы принимаете своего ребенка и создаете пространство любви.

В этот момент вы словно не отец и не мать, а сам покой. От умения слушать зависит половина успеха.

Быть духовным наставником для детей. Родители на собственном примере задают ребенку нужное направление. Просто делать – всегда мало, если родитель забывает быть.

Хорошо, когда в семье есть традиции, например, кататься на велосипедах по выходным, петь караоке или по вечерам читать и обсуждать книгу (или смотреть фильм). Пример родителей вдохновит детей с удовольствием заниматься в творческих студиях или спортивных секциях.

Важно беседовать с детьми на духовные темы о будущем и смысле жизни, научить отдавать и бескорыстно служить людям. Вместе участвовать в благотворительных мероприятиях.

Почаще выбираться на природу. Никакие компьютеры не сравнятся с костром у палатки и подвижными играми. Такие выезды расширяют кругозор, прививают любовь ко всему живому, помогают выйти негативной энергии и объединяют семью.

Максимально оградить подростка от телевизора и компьютерных игр. Не надо бояться слова «нет», ведь любая нормальная мать запретит ребенку наркотики, а компьютерные игры сродни зависимости.

В большинстве компьютерных игр каждый жестокий поступок совершается множество раз. Научные исследования подтвердили, что неоднократно совершенная жестокость в виртуальном мире не остановит человека от совершения ее в реальном,  автоматически.

В период 11-15 лет, когда формируется личность, очень важно уберечь подростка от пагубного влияния жестоких игр и агрессивных фильмов.

Позже, когда он окрепнет и сформируется, он сам сможет противостоять злу, но если ребенок в этом возрасте будет надломлен, ему будет труднее жить в будущем и приносить добрые плоды людям.

Мама должна учить дочерей женским секретам, кулинарии, рукоделию, а папа обучать сына разным ремеслам и навыкам, чтобы будущий мужчина мог строить и чинить сломанные вещи.

Очень важно научить ребенка уважать старших, почитать родителей и бабушку с дедушкой. Хорошо, когда все члены семьи собираются за ужином каждый день и обсуждают текущие вопросы. Без уважения к старшему поколению, без благодарности за появление на свет невозможно дальнейшее счастливое существования.

Любой ребенок всей душой хочет, чтобы мать и отец были для него, прежде всего, людьми, а не играли хоть и добросовестно роли родителей. Заработанные деньги, слава и власть – явления временные, после смерти они вряд ли кому-то понадобятся.

По-настоящему бесценным, тем, что можно оставить после себя на земле является заложенное в детях свое продолжение. Когда зерно выращено на ниве воспитания бережно, оно приносит богатый урожай. Так и хорошо воспитанный ребенок принесет пользу людям и зародит новое зерно.

Много хорошо проросших зерен даст счастливый род, счастливую страну, счастливую нацию и счастливую планету.

Автор Юлия Савельева

Источник Сибирский медицинский портал

Источник: https://krsk.sibnovosti.ru/health/252447-sovety-mudretsov-po-vospitaniyu-detey-vospityvaem-roditeley

Вот как поступает мудрый родитель при воспитании своего ребенка! Основные правила

Все мы в теории знаем, как правильно воспитывать детей.

Но из-за нехватки времени, мудрости и терпения часто поступаем по-другому.

Говорят, что, воспитывая ребёнка, родители развивают сами себя.

Отличие №1
Что делает обычный родитель: целиком и полностью отдаёт себя ребёнку, забывая о собственных мечтах, желаниях и потребностях.

Он совсем не оставляет времени на себя, буквально растворяется в жизни своего чада, чтобы, когда тот подрастёт, в порыве эмоций выдать в эфир сокровенное: «Ради тебя я о себе забыла, во всём отказывала – и вот, благодарность!»

Как поступает мудрый родитель:

грамотно распределяет своё время и «воспитательную нагрузку» среди близких и родственников, находя возможность выделить некоторое время на себя.

Таким образом, родитель продолжает заботиться о себе, и приучает к этому навыку ребёнка, показывая личный пример.

Отличие №2

Что делает обычный родитель: в незнакомой, сложной для ребёнка ситуации выдаёт готовый «правильный», по его мнению, ответ.

Как поступает мудрый родитель: объясняет ребёнку, что далеко не всегда можно иметь готовый ответ, и бывают ситуации, когда вполне уместно сказать «я не знаю» — и не стоит этого стыдиться или стесняться.

Но и это ещё не всё: если такая ситуация происходит, то мудрый родитель учит искать и находить ответы.

Отличие №3
Что делает обычный родитель: в каждой ситуации выдаёт категоричные суждения, оценивая событие или действие с позиции «правильно»/«неправильно». Не упустит случая повесить ярлык и осудить поступок того или иного человека.

Как поступает мудрый родитель: избегает радикальных суждений и оценок.

Старается не акцентировать внимание на ошибках, мягко корректируя действия ребёнка.

К примеру, вместо оценки «ты не прав», он скажет «ты почти прав / почти угадал».

Отличие №4
Что делает обычный родитель: в сложной ситуации все силы бросает на устранение последствий возникшей проблемы, не вникая в источник конфликта / проблемы.
Как поступает мудрый родитель: работает не со следствием проблемы, а старается выяснить причины её появления – чтобы в будущем предотвратить её повторное появление.

Отличие №5 Что делает обычный родитель: не даёт права на ошибку, всеми силами ограждая ребёнка от рискованного опыта, проявляя тем самым повышенную тревожность или тотальный контроль.

Как поступает мудрый родитель: допускает в жизни ситуации, связанные с неким риском, при этом считает неудачный опыт не ошибкой, а очередным полезным опытом.

Отличие №6 
Что делает обычный родитель: укрепляет в сознании ребёнка систему запретов, которую активно практикует в воспитании – не тратя время на объяснение того или иного правила.

Как поступает мудрый родитель: знакомит малыша с системой ценностей и норм поведения, доступно объясняя, почему не стоит совершать то или иное действие.

Таким образом, ребёнок будет понимать негативные последствия определенных поступков.

Отличие №7
Что делает обычный родитель: пытается переделать ребёнка, подгоняя его поведение и характер под свой «идеал». Постоянно приводит пример правильного поведения.

Как поступает мудрый родитель: учитывает индивидуальные особенности детского характера. Старается развивать положительные черты, мягко направляет ребёнка, обучая вести себя уважительно и доброжелательно с окружающими.

Отличие №8
Что делает обычный родитель: формирует чувство вины, требуя от ребёнка выполнять обещания.
Как поступает мудрый родитель: собственными действиями показывает, как нужно держать данное слово и соблюдать договоренности.

Отличие №9
Что делает обычный родитель: активно играет роль воспитателя, реализуя в воспитании крохи позицию «я здесь главный».
Как поступает мудрый родитель: старается быть другом ребёнку, с которым он может как посоветоваться и поделиться новостями, так и попросить о помощи.

Отличие №10
Что делает обычный родитель: хочет быть всегда хорошим папой или мамой. А при возникающих трудностях или ошибках такой родитель начинает злиться сам на себя, а потом и на ребёнка.

Как поступает мудрый родитель: старается быть естественным, проявляя свои истинные чувства. Мудрый родитель не боится показаться уставшим или расстроенным – при этом он объясняет причину своего настроения.

Отличие №11
Что делает обычный родитель: считает, что только он один знает, что нужно делать. При этом такой родитель ожидает, что малыш должен принять полученную информацию как единственно верное решение и даже — руководство к действию.

Как поступает мудрый родитель: старается разобрать ситуацию и предложить несколько вариантов её решения.

При этом мудрый родитель объясняет, почему стоит поступить определённым образом.

Источник

Источник: http://ladylike.su/vot-kak-postupaet-mudryj-roditel-pri-vospitanii-svoego-rebenka-osnovnye-pravila/

Ссылка на основную публикацию