Что делать, если ваш ребенок боится громких звуков

Ребёнок боится громких звуков — почему, как помочь преодолеть страх, советы специалистов

Детские страхи — это важная составляющая развития малыша именно потому, что преодолевая их, ребёнок взрослеет, его нервная система укрепляется.

Однако для родителей появление тех или иных фобий у крохи, в частности если малыш боится громких звуков, вызывают массу вопросов, суть которых сводится к следующему: а всё ли нормально с карапузом? Разберёмся с причинами и методами борьбы с боязнью громких шумов у детей разного возраста.

Почему малыш боится громких резких звуков

Здоровые нормально развивающиеся новорождённые дети спокойно переносят любые шумы, не нервничают и даже не просыпаются, если окружающие, не ограничивая себя, шумят. Но с 2–4 месяцев у малышей может появиться боязнь резких звуков, таких как:

  • телефонные звонки;
  • громкий смех или кашель, храп отца;
  • жужжание кофемолки, дрели;
  • пение заводной игрушки;
  • лай собаки;
  • игра на гитаре;
  • звук работающего пылесоса, фена и пр.

Эти проявления не должны вызывать беспокойства у родителей: до 1–2 лет почти все страхи заложены у детей природой для правильного развития нервной системы крохи.

Такая реакция проверяется рефлексом Моро — его ещё называют рефлексом испуга. В ответ на внешний раздражитель малыш вскидывает ручки и словно пытается за что-то ухватиться.

Рефлекс Моро проявляется сразу после рождения и является важным показателем развития нервной системы ребёнка, угасает к 4–5 месяцу жизни.

Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — I фаза рефлекса Моро

Если же к 3 годам страх громких и внезапных звуков не прошёл, то это может говорить о том, что нервная система вашего ребёнка слишком чувствительная. И в этом случае нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом.

Или же страх стал приобретённым из-за того, что родители не помогают исправить ситуацию, а, наоборот, только усугубляют её порицаниями, насмешками, криком и излишней эмоциональностью.

Да, крик «Не ходи туда — упадёшь!» будет в эту секунду действенным, но не факт, что ребёнок снова туда не полезет — это раз, а второе — такая реакция близкого человека точно вызовет стресс, тормозящий всякую борьбу со страхами.

Нередко описываемый страх развивается на почве негативных воспоминаний: малыш слышал разговор родителей на повышенных тонах, и теперь любое изменение голоса в сторону крика воспринимает как угрозу спокойствию и безопасности.

Иногда даже разговор на повышенных тонах может заставить страх прогрессировать

Если маленький трусишка вздрагивает от малейшего шороха, мама и папа должны понимать, что на этом этапе развития малыш так воспринимает окружающий мир, и это пройдёт. Гораздо более опасно, если родители наказывают или резко отвечают на проявление такой реакции у крохи: малыш может начать скрывать свой страх, но от этого он никуда не денется, наоборот, только усилится.

Тактильный контакт с мамой очень важен, чтобы успокоить ребёнка

Подойдите к решению проблемы комплексно. Для этого нужно:

  • Как можно больше разговаривать с ребёнком, используя одну спокойную интонацию. Очень полезно, если с младенчества кроха слышит мужские голоса, которые помогут ему привыкнуть к непривычному тону звука.
  • Периодически включать ребёнку красивую и мелодичную музыку (лучше классику, например, Моцарта, Бетховена и др.). Кстати, такое сопровождение поможет справиться и с другими видами страха, например, боязни воды на раннем этапе развития.
  • Успокаивая, тихо напевать песенки.
  • Ни в коем случае не создавать идеальные условия для сна, то есть выключать все приборы и самим «ходить по воздуху». Так вы защитите кроху от пробуждения в случае резкого звука, например, скрипа открывающейся двери или звонка в дверь. Так что скажите «да» включённому телевизору на небольшой громкости или спокойному разговору.

Как помочь ребёнку от 1 до 3 лет: приучаем к музыке и бытовым приборам

К тем приёмам, которые описаны выше, добавляется ещё несколько способов исправить ситуацию:

  • Если вы слышите громкий звук, не нужно резко вскакивать или вскрикивать — старайтесь себя контролировать. Мало того, что сохраните свою нервную систему, так ещё и не покажите неправильный пример малышу. Ведь в 2–3 года у карапузов начинается возраст подражания взрослым.
  • По возможности демонстрируйте ребёнку источник шума, например, гудящий пылесос или сигналивший автомобиль. Ещё лучше — дать подержать вибрирующий и «поющий» телефон, работающий фен.Дети должны понимать, что бытовые приборы шумят, но в этом нет ничего страшного
  • Научите ребёнка шуметь. В смысле кричать, по-волчьи выть, по-медвежьи рычать, по-кошачьи мурчать и т. д. Позвольте ему любимое занятие всех детей — погреметь кастрюлями. Эти звуки произносятся с разной высотой, то есть, увлёкшись игрой, малыш будет спокойнее реагировать на шумы разной силы.Все дети любят пошуметь, и это правильно
  • Придумайте сказку. Если карапуз боится какого-то конкретно шума, например, работающего фена, придумайте вместе с ним сказку о заколдованном звуке, который вынужден прятаться в приборе от злой колдуньи и только при включённом фене может выйти спокойно погулять. То есть этот шум не страшный, наоборот, его нужно пожалеть. Можно также нарисовать иллюстрацию к придуманной истории.
  • Позаботьтесь о спокойствии ребёнка. Возможно, малыш часто бывает перевозбуждён, гиперактивен. В этом случае нелишними будут ванночки с успокаивающим сбором. Хотя и эта безобидная, казалось бы, мера должна быть согласована с доктором.

Родители должны с пониманием и терпением отнестись к своему трусишке: не кричать, а успокаивать и приободрять

Мнение Комаровского: покажите бытовой прибор — источник шума

Евгений Олегович Комаровский, педиатр со стажем, автор книг о воспитании детей, считает, что самый лучший способ избавить нормально развивающегося малыша от страха громкого шума — показать источник этого шума. Только так можно вернуть ребёнку чувство защищённости, которое он, по его мнению, может потерять вследствие таких сильных шумов.

Чтобы развеять детский страх, обязательно покажите им источник шума, чтобы было ясно, что «дело-то житейское»

Боязнь сильного шума у детей с органическими поражениями головного мозга

Органические поражения головного мозга — это группа заболеваний, при которых происходят структурные патологические изменения в тканях головного мозга. Неврологи доказывают, что такой диагноз можно поставить 9 из 10 пациентам разного возраста.

Но если изменения в тканях затронули больше 20–50% мозга, то начинают проявляться симптомы той или иной болезни или опухоли. У детей органические поражения связаны с перинатальными повреждениями головного мозга.

К ним относятся заболевания матери, в том числе различные инфекции, генетическая патология, гипоксия или ишемия при родах, действие радиации и т. д. При осложнениях эти нарушения могут перерастать в ДЦП, гидроцефалию, олигофрению и эпилепсию.

У детей с такими диагнозами боязнь громких звуков является одним из характерных признаков.

Страх громких звуков — характерный признак аутизма

Для оказания помощи необходимо точно следовать рекомендациям специалиста, касающихся терапии, в том числе и физиотерапии, а также использовать рекомендованные психологами приёмы, помогающие малышу преодолеть лигирофобию. Однако помните, что у детей с особенностями развития применение любых методов коррекции поведения должно быть обязательно согласовано с наблюдающим малыша врачом.

Боязнь громких звуков — естественное проявление развития нервной системы здорового ребёнка до 3 лет.

Задача родителей найти правильный подход для успокоения малыша, для возвращения ему чувства уверенности в безопасности, полностью гарантировать которую могут только мама и папа.

Так что не стоит паниковать, если маленький трусишка вздрагивает от вибрирующего телефона или гудения пылесоса. Просто терпеливо помогите своему карапузу пережить этот этап взросления.

Источник: https://moy-kroha.info/rebenok-boitsya-gromkih-zvukov

Ребенок боится громких звуков и шума: причины страха и советы психолога

Конечно, слишком острая реакция на любой более-менее громкий звук может быть спровоцирована определенными заболеваниями, однако не спешите паниковать: страх внезапных шумов – это естественно для малышей.

Интересно! Некоторые дети, у которых слишком шумные соседи, даже засыпают под шум дрели!

Если вы заметили, что ребенок боится громких звуков и шума, хотя раньше такого не было – это повод начать беспокоиться и попытаться разобраться, что же спровоцировало внезапный страх.

Основные причины возникновения страха

Итак, почему ребенок боится громких звуков:

  • Слишком чувствительный ребенок;

Обычно к трем-четырем годам страх шумов проходит, если же ребенок в 5 лет боится громких звуков, это говорит о слишком чувствительной нервной системе. Гиперактивные, легковозбудимые дети вздрагивают от любого внешнего воздействия.

Ребенка напугала собака своим лаем или кто-то резко прикрикнул на него. Или, допустим, он спал и внезапно проснулся от громкого шума рядом. Даже Наполеон боялся кошек, потому что в детстве к нему в кроватку неожиданно запрыгнула одна из них! Поэтому такие шоковые ситуации надо исправлять обязательно, чтобы неоправданный страх не перешел во взрослую жизнь.

  • Заболевания, связанные с ушами;

Обязательно сходите к ЛОРу, чтобы он проверил, нет ли воспаления. Особенно, если ребенок стал бояться громких звуков после перенесенной болезни. Бронхит, ларингит, отит – любое заболевание, связанное с ЛОР-органами.

  • Ребенок может бояться не самих звуков, а того, что их сопровождает.

Не криков как таковых, а того, что потом у родителей плохое настроение, которое дети чувствуют. Не музыки, а чувства усталости после длительного ее прослушивания. Понаблюдайте. Например, я заметила, что мой ребенок боится звука пылесоса после того, как ему приснился сон, что пылесос взорвался.

Возрастные особенности страха

Малыши до 2 месяцев могут вообще не реагировать на шумы, какими  бы сильными они ни были, это особенности развития (что происходит на втором месяце жизни ребенка, узнайте из статьи: Что должен уметь ребенок в 2 месяца?>>>)

Есть перечень звуков, на которые большое количество детей испытывают непонятный страх. Непонятным он является с нашей точки зрения, а вот биологически все вполне объяснимо. Это — агрессивные звуки, которые могут сигнализировать об опасности.

Не смейтесь и не запугивайте еще больше, каждый раз объясняйте происхождение тревожащих звуков и обязательно успокаивайте. Дети боятся больше всего потерять маму, и любое волнение связано, прямо или косвенно, именно с этим.

Итак, вот список «тревожных» звуков для ребенка любого возраста.

  1. Шум бытовых приборов: пылесоса, миксера, фена;
  2. Громкие голоса, ругань, крики;
  3. Резкий сигнал автомобиля, звук заводящегося мотора, шум мотоцикла;
  4. Музыка с басами, включенная на полную громкость. Дочка моей подруги боялась вообще определенной песни и плакала только на нее;
  5. Салюты, петарды;
  6. Громкие стуки падающих предметов дома или у соседей;
  7. Жужжание насекомых;
  8. Некоторые музыкальные игрушки звучат по-настоящему зловеще;
  9. Гром;
  10. Собачий лай и другие голоса животных.

И помните, если ваш ребенок в 2 года боится громких звуков – не страшно. Главное: не ругать его за это. Вряд ли вы сможете уговорить его или своим примером показать, что стиральная машинка совсем не опасная. Отнеситесь с пониманием к маленькому человечку! С возрастом это действительно пройдет само собой.

Страхи до 3 лет – заложены в каждом человеке природой. Для чего? Для нормального развития нервной системы. Страхи у детей бывают разные, например, некоторые вдруг начинают бояться ложиться спать, читайте об этом подробнее в статье: Ребенок боится темноты>>>

Советы психолога: как справится со страхом громкого шума

Раз вы заметили проявления страха у своего любимого малыша, то уже сделали шаг к созданию спокойной атмосферы дома, стараетесь не травмировать ребенка нелюбимыми звуками и объясняли ему их причину. Но вам кажется, что этого мало, что можно сделать больше для любимого ребенка.

Ваш ребенок боится шума. Что делать, чтобы ему помочь?

  • Покажите своим поведением, что опасности нет. Звук, хоть и громкий, но вполне обычный. Если есть возможность – продемонстрируйте источник шума в тот момент, когда он спокоен – выключенный пылесос, дрель или комбайн. Расскажите, как предмет работает, для чего он нужен. Если показать невозможно – салют или гром – включите видео, убавив звук, в замедленной съемке;
  • Поиграйте в ролевую сказку:

Пусть ребенок сам будет в роли шумящего предмета. А вы делайте вид сначала, что боитесь. Потом пусть малыш скажет, что он – полезный предмет, расскажет про «себя», и почему не надо его бояться. Когда он сам проговорит это, то страх начнет отступать. А вы подыграйте – скажите что-нибудь типа: «Действительно, ничего страшного. Я совсем не боюсь!»

  • Сходите в лес и покричите;

Пусть ребенок кричит столько, сколько ему хочется. От собственного крика, во-первых, становится легче воспринимать другие громкие шумы, во-вторых, это — в принципе хороший психологический прием для борьбы со страхами. Если кричать – не вариант, пусть просто пошумит – прыгать, топать ногами, стучать по кастрюлям ложками – разрешается.

  • Дети с чувствительной нервной системой остро реагируют на повышение громкости. И в школе им потом тяжело от шумов. Просто не любят шум. Тут главное, чтобы дома было спокойно, и ребенок мог отдыхать от раздражителей;
Читайте также:  Что умеет ребенок в 5 месяцев

Да и многие взрослые болезненно относятся к громким звукам. С этим ничего не сделаешь, можно только успокаивать нервы – травяные сборы очень хорошо помогают, ванны с морской солью плюс череда с ромашкой, лаванда, трава пустырника.

  • Ни в коем случае не высмеивайте страхи ребенка, какими бы они ни были;

Вы – его защита и опора, однажды посмеетесь, покажете, что его переживания не важные и глупые, и потеряете доверие надолго – а то и навсегда.

  • Включайте дома спокойную умиротворяющую музыку, чем мелодичнее – тем лучше;

Но только не на весь день. Это тоже утомляет, даже если тихо.

  • Укладывая спать, гладьте малыша по голове, напевайте колыбельную (о том, как правильно организовать процесс отхода ко сну, читайте в статье: Ритуалы перед сном>>>);

Каждый раз, когда он проявляет страх и беспокойство, обнимайте, нашептывайте успокаивающие слова.

  • Если кроха боится чего-то из бытовых приборов, купите это в игрушечном варианте. Неважно, мальчик у вас или девочка, игра с игрушечным пылесосом или стиральной машинкой захватит любого!

Важно! Тактильный контакт очень важен, даже на научном уровне доказано, что люди, которые получают несколько объятий в день, увереннее, успешнее, легче справляются с трудностями. У них в целом лучше настроение и больше вдохновения на что-то новое. А депрессивные и даже суицидальные состояния чаще у тех людей, которые долгое время вообще не получают объятий.

Налаживайте контакт со своим ребенком. В этом вам сможет помочь курс Мама-главная!>>>

Когда вы являетесь опорой и авторитетом своему ребенку, ему будет в разы легче поверить вашим объяснениям и примерам.

Читайте также:

Источник: https://uroki4mam.ru/rebenok-boitsya-gromkih-zvukov

Ребенок боится громких звуков, или Мама, подари мне тишину

Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше.

Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет.

Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте здесь.

Не кричите громко, я все слышу

Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.

Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите — он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно.

Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения.

Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, — закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом — почему он стал бояться громких звуков?

Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым.

Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить.

Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.

А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.

Почему гений растет в тишине

Таких детишек, для которых самое комфортное состояние — тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему.

Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему».

Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.

Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход — это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.

Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне — слуховому сенсору.

Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его.

Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто — способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.

Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще — и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.

Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:

— говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся; — включайте негромко, фоном, классическую музыку; — отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения; — никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений; — не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;

— дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.

Что делать, если малыш боится громких звуков

Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и узнать все его тайны.

Вопрос, почему ребенок боится громких звуков, перестанет вас беспокоить, а процесс воспитания станет приносить удовольствие и радость. Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по ссылке.

Автор Ирина Серова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Поделитесь этим с другими:

Источник: http://xn—-7sbfghublmqkebkluk6dzkk.xn--p1ai/sistemno-vektornaja-psihologija-jurija-burlana/rebenok-boitsya-gromkix-zvukov-ili-mama-podari-mne-tishinu/

Ребёнок боится громких звуков — почему, как помочь преодолеть страх, советы специалистов

В природе не так много пугающих звуков, и, как правило, они непродолжительны.

Цивилизация же к раскатам грома и собачьему лаю добавила целую массу подобных прелестей: слишком громкая музыка, шум бытовых приборов, пронзительный звонок, хлопающая дверь, резкий скрежет тормозов и прочее.

Однако если взрослые понимают причину шума, умеют контролировать свои страхи и жить с ними, то дети начинают бояться, ведь зачастую они беззащитны перед неизвестными и пугающими их вещами.

Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения

Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.

Естественная реакция психики на шум

Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться.

Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки.

Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.

Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач

На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.

Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети. Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью.

Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.

Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца.

Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается.

Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.

Приобретённый жизненный опыт как причина боязни

Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.

  1. Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
  2. Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
  3. Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
  4. Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
  5. Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
  6. Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
  7. Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
  8. Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
  9. Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.

Громкий гул работающего пылесоса пугает ребёнкаДети, как и взрослые, часто панически боятся раскатов грома во время грозыМногие интерактивные игрушки способны издавать громкие пронзительные звукиЧасто страх громких звуков провоцирует лопнувший шарикМногие малыши боятся громких звуков, которые сопровождают салют на праздникеСтрашные сцены по телевизору, сопровождающиеся истошным криком, надолго откладываются в детской памяти, вызывая страхи

Иногда излишняя боязнь громких звуков у ребёнка может быть спровоцирована определёнными заболеваниями:

  • патологии уха (отиты);
  • травмы и особенности строения органа слуха;
  • перенесённые инфекции (грипп, менингит и прочее);
  • синдром повышенной усталости.

Нередко страх наблюдается у малышей, которые имеют органические поражения головного мозга. Фонофобия часто сопровождается болью в голове, нервозностью, скачками внутричерепного давления.

Читайте также:  Состав и полезные свойства грудного молока

Кроха постоянно возбуждён, периодически у него возникают приступы беспричинной боязни. Данная патология в лёгкой и средней степени поддаётся лечению, которое призвано улучшить мозговое кровообращение, в результате чего остаются лишь незначительные изменения.

Дополнительно больному назначаются успокоительные средства для уменьшения возбудимости.

Если малыш боится громких звуков, то взрослые должны проявить к нему повышенное внимание и всю свою чуткость.

Тактика поведения по отношению к младенцу и ребёнку в год

Характерные реакции на резкие шумы у маленького ребёнка (до года) – не повод для излишних волнений. При возникновении беспокойства и плача родители могут прибегнуть к следующим мерам:

  • успокойте кроху, разговаривая с ним ласково, негромко и без скачков интонации. Причём малышу очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к непривычному тембру (по сравнению с мамой);
  • при резком звуке или шуме ведите себя как обычно, не вздрагивайте и не вскакивайте, в противном случае младенец почувствует, что опасность и правда существует. Негромко включите красивую музыку, спойте тихую успокаивающую песенку;
  • если карапуза напугал какой-то бытовой прибор (например, пылесос), выключите его, а затем рассмотрите вместе с ребёнком, дайте подержать неожиданно зазвонивший телефон, покажите из окошка громко сигналивший автомобиль;Нужно показать ребёнку, что напугавший его предмет не представляет опасности
  • научите своё чадо произносить различные звуки: и тихие, и громкие. Многие дети увлекаются этим занятием, забывая про внешние шумы. Познакомьте малыша с игрой гитары, стуком металлических ложек, каблуков мамы, звоном ключей, шорохом шагов. Всё это обогатит детский слуховой опыт;
  • не создавайте в доме идеальную тишину для спящего крохи: он должен привыкать засыпать под негромкие шумы (спокойный разговор взрослых, включённый в соседней комнате телевизор). В таком случае резкий звук (телефонный звонок) не вызовет бурной реакции.

Если же все указанные меры не имеют ощутимого действия, то стоит своевременно обратиться к детскому невропатологу: возможно, он порекомендует успокаивающие средства, например, ванночки с лекарственными травами.

Как помочь малышу постарше

Если ребёнок более старшего возраста (после двух лет) опасается громких звуков, то родители должны, прежде всего, проанализировать истоки такой реакции, вспомнить, что первоначально её вызвало.

Например, малыш испугался во дворе собаки, которая неожиданно громко залаяла, или увидел страшный фильм, где были истошные крики.

Следует обсудить с крохой этот момент, объяснить, что не нужно его бояться.

Взрослые должны присмотреться к себе. Возможно, испуг у сына или дочери возникает, когда мама разговаривает на повышенных тонах. Иногда родители сами провоцируют беспокойство детей, слишком эмоционально предупреждая их об опасности.

Различные запреты нужно свести к минимуму, оставив только самые необходимые: не играть с огнём, не совать пальчики в розетку, не открывать дверь чужим людям, не есть немытыми руками и пр.

У малыша не должно быть боязни перед окружающим миром, важно, чтобы он получал собственный сенсорный опыт и расширял кругозор.

К детским страхам всегда нужно относиться с пониманием. Если что-то напугало ребёнка (например, от грома зазвенело стекло), обнимите его и успокойте. Кроха должен чувствовать близость мамы и папы, их готовность защитить его в любую минуту. Это поможет испугу не превратиться в навязчивую боязнь.

В объятиях родного человека ребёнок почувствует себя защищённым

Игровая, сказочная и художественная терапия в борьбе с детским страхом

Часто отвлечь детей от страха и даже полностью преодолеть его помогает игра (игротерапия — популярный психологический метод лечебного воздействия на психику).

  1. Предложите малышу вообразить себя зверем, который громко рычит в лесу. При этом кроха должен выполнять характерные движения, прочувствовать свою энергию, и тогда резкий звук со стороны уже не будет вызывать столько негативных чувств.

    Перевоплотившись в рычащего хищника, ребёнок почувствует свою силу и энергию

  2. Организовывайте шумные игры — громко хлопайте вместе с сыном или дочерью в ладоши, дайте постучать металлическими ложками, кастрюлями, позвенеть погремушками. Постепенно реакция ребёнка на неожиданный звуковой раздражитель станет спокойнее.
  3. Если ваше чадо боится гула работающей дрели, то проиграйте данную ситуацию. Пусть кроха побудет рабочим, а папа — маленьким спящим мальчиком, который проснулся и испугался громкого звука. Дядя с дрелью извинится, объяснит, что ему необходимо повесить полку или картину, и попросит малыша помочь ему. Потом следует поменяться ролями.
    Другой вариант решения проблемы — дайте ребёнку сперва настоящий молоток (конечно же, под строгим родительским присмотром), научите забивать гвозди, а затем предложите поработать дрелью (но без сверла). Полный трудового энтузиазма, маленький строитель быстро привыкнет к шуму, ведь громкие звуки будет издавать он сам.

    Чтобы перестать бояться, полезно проиграть свой страх

  4. Поиграйте с сыном или дочкой в магазин, но особенный. В нём за страхи можно купить игрушки и конфеты. Таким образом, происходит внушение того, что боязнь ушла и её нельзя вернуть.

Какими бы ни были результаты игры, в конце ребёнка нужно обязательно похвалить, подчеркнув момент, где он проявил себя наилучшим образом.

Замечательный метод борьбы со страхами — арт-терапия: рисунок поможет выплеснуть негативные эмоции. Поскольку боязнь превратится в нечто материальное, её можно уничтожить — порвать, сжечь или запереть в шкафу.

Многим детям помогает сказкотерапия. Родители вместе со своим отпрыском придумывают небольшую забавную историю о том, как маленький герой чего-то опасается, а затем успешно преодолевает свой страх.

Как вариант можно сочинить песенку или волшебное заклинание, охраняющее ребёнка.

Хорошая идея — придумать сказочного помощника, рассказать про него и его чудесные способности (например, мягкие и красивые наушники, которые и на самом деле уменьшают громкость звуков).

Видео: как помочь ребёнку преодолеть страх громких звуков

Чего делать нельзя

Нередко родители ребёнка совершают непростительные ошибки, которые и заставляют его замыкаться в своих тревогах и усугубляют страх.

  1. Ни в коем случае нельзя смеяться над реакцией малыша, стыдить его, ведь это не проявление трусости, а особенность мировосприятия. Чтобы избежать насмешек, кроха будет скрывать свою боязнь, но она никуда не денется.
  2. Если у ребёнка не получается преодолеть страх, то маме и папе не стоит опускать руки: вероятно, сыну или дочери просто нужно для этого чуть больше времени.
  3. Не стоит всячески ограждать своё чадо от громких звуков, ограничивать его передвижения и круг общения: дефицит жизненного опыта не избавит от проблемы.
  4. Нельзя допускать фиксации страха, заостряя на нём внимание. Наоборот, к боязни нужно относиться без внешнего беспокойства, стараться отвлечь карапуза играми, прогулками, новыми открытиями.
  5. Огромная ошибка — пытаться решить проблему методом «клин клином вышибают», например, заставлять ребёнка, который боится громких звуков на детском празднике или спектакле, идти на подобное мероприятие. Страх от этого только усилится, малыш может замкнуться в себе и вообще не захочет ни с кем общаться.

Взгляд доктора Комаровского на проблему боязни громких звуков у детей

По мнению педиатра Е. Комаровского, истинная причина боязни громких звуков у ребёнка — отсутствие чувства защищённости.

Если малыш слышит, к примеру, храп за стенкой, то воображение рисует ему образ страшного дяди, который хочет его забрать.

Правильным поведением родителей в подобной ситуации будет объяснить своему чаду, откуда берётся шум. Важно здесь и то, чтобы кроха понял, что мама и папа никогда не дадут его в обиду.

Детская психика в ходе своего развития переживает определённые этапы, один из которых — боязнь громких звуков. С этой проблемой сталкиваются, как правило, слишком чувствительные и тревожные малыши.

Если данный страх не осложняется тревожностью и нежеланием общаться с людьми, то при чутком отношении родителей он постепенно уйдёт.

Но при нарастающем чувстве паники следует обязательно показать кроху специалистам, которые подберут эффективные методы коррекции.

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/19681.html

Ребенок боится громких звуков

Летом была со своим ребенком 6-ти лет на фестивале анимации. Ребенок был счастлив и доволен посещением. Весело грохотало все кругом и громко призывало к действию: поучаствовать, попробовать свои силы во всем. Однако наблюдала и противоположную картину — когда ребенок боится громких звуков.

Когда ребенок боится громких звуков — наша реакция

Везде шум, гам, детский смех и детский плач. Можно было наблюдать детей, которым явно не нравилось данное мероприятие. Они плакали, кричали, устраивали истерики, топая ножками. И при этом многие закрывали уши руками. Громкий, неприятный для них звук явно приводил их в состояние дискомфорта.

Задаешься невольно вопросом, почему дети так реагируют на громкий звук? Если ребенок боится громких звуков, что делать? Почему они боятся громких звуков не только на таких мероприятиях, но и дома. Фен, пылесос, блендер — стоит их включить, как ребенок начинает плакать или кричит от страха. Другие закрывают уши или прячутся туда, где потише.

Объясняешь ребенку, что бояться нечего, обнимаешь, вроде успокаивается, но стоит вновь услышать громкий звук, как все повторяется.

Почему ребенок боится громких звуков

Родители не знают истинной причины такой реакции. Бывает, начинают приучать малыша к громким звукам через постепенное знакомство с источником шума, проводят беседы, разъясняют, почему это устройство так гудит. Как правильно действовать на самом деле?

Ответы я получила на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Есть дети, которые в силу своих психических свойств определенным образом реагируют на громкие звуки.

Это дети со звуковым или зрительным векторами. Дети со зрительным вектором открытые, общительные, ярко выражают свои эмоции.

Замечают красоту окружающего мира, то, что не увидели другие — красивую капельку росы на травинке, необычные лепестки цветочка…

Дети со зрительным вектором наиболее подвержены страху и особо восприимчивы к любой опасности. Страх может принимать разный вид — темноты, пирата, волка, громких звуков. Услышав грохот, гром, звук перфоратора, они вздрагивают, пугаются, плачут, плохо спят по ночам.

Совет: Пугать и приучать такого ребенка к громким звукам не стоит. Дело в том, что если ребенка со зрительным вектором пугать, то можно остановить его развитие.

Он еще мал и не способен справиться со стрессом. Наоборот, для правильного развития ему необходимо ощущение защищенности и безопасности, которое передается детям от матери.

 Подробнее о детях со зрительным вектором читайте здесь. 

А вот дети со звуковым вектором обладают чувствительными ушками и ощущают сильный дискомфорт от громких звуков. Они закрывают уши руками и зажмуривают глаза. Им больно.

С самого рождения такой малыш наделен определенным даром — лучше слышать, различать множество разных звуков, воспринимать их более громкими и отчетливыми. В то время как для других детей звуки не будут такими оглушительными или резкими, не причинят им боль.

Ребенок со звуковым вектором может пугаться звука работающего пылесоса, любой другой бытовой техники, шума хлопающих дверей. Но в отличие от ребенка со зрительным вектором испуг происходит из-за причиненных ему дискомфорта и боли. 

Именно такой ребенок может иметь прекрасный слух, ему самой судьбой предначертано развиваться музыкально. У него от природы есть способность тонко чувствовать интонации, звучание речи, распознавать волшебство музыки. Ему легко даются иностранные языки и точные науки.

Совет: Подойти к воспитанию такого ребенка с учетом его психических свойств. На самом раннем этапе его развития создать ему условия для комфортного времяпрепровождения.

Это значит:

— обеспечить дома моменты тишины, возможности уединения;— разговаривать с ним тихим голосом;— избегать посещения шумных мероприятий;

— подобрать ему подходящие развивающие занятия.

Источник: http://neobhodimo.com/zv/1024-ir-rebenok-boitsya-gromkikh-zvukov

Ребенок боится громких звуков, что делать?

Если ребенок боится громких звуков, существует несколько способов, чтобы избавить его от страхов. Но иногда стоит к врачу обратиться, если ребенок боится 

Если ребенок боится громких звуков, это говорит о том, что ранее произошла ситуация,  напугавшая его. Раньше он все время был у вас на руках и чувствовал себя в полной безопасности, а теперь, получив больше свободы, он получил и больше поводов для страха.

Как вести себя родителям?

Если вы совсем недавно заметили  боязнь резких звуков у своего ребенка, постарайтесь проанализировать его поведение:

— вспомните, когда ребенок стал реагировать подобным образом, что было перед  этим (возможно, малыш смотрел боевик со стрельбой, криками и воплями либо новости о месте боевых действий)

— проанализируйте, может быть  ребенок боится громких звуков, которые издаете именно вы, определите, реагирует ли он на тон голоса или на слова

— с детьми постарше можно использовать рисование или сказки для выяснения его настоящих чувств (спрашивать напрямик не стоит, так как он вряд ли сможет объяснить причину своих страхов)

Читайте также:  О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания

Как успокоить малыша?

Рисунок помогает детям освободиться от негативных эмоций. Попробуйте сначала нарисовать и раскрасить эмоцию, когда ребенок испугался, а потом переделайте рисунок или нарисуйте вместо плохого настроения хорошее: «Давай теперь все переделаем! Посмотри, теперь, все стало зеленым с солнышком на небе. Солнышко  далеко от нас, потому и гром гремит так громко, и птички поют тоже громко…»

Если ребенок боится звуков, используйте то, что ему нравится больше всего.

Поиграйте с ним в прятки: сначала пусть спрячется папа, а вы громко его позовете, приговаривая какой-нибудь стишок, например: «Папа, папа, к нам иди, где ты был, нам расскажи».

Сходите вместе с  ребенком на какой-нибудь шумный детский праздник, на котором клоуны громко кричат и дети визжат и прыгают. Такой веселый и радостный шум не несет в себе никакой угрозы.

Но бывает и так, что малыш боится даже звуков праздника. Поэтому перед тем, как вести ребенка на праздник, определите причину его испуга. Проанализируйте ситуацию и, в зависимости от своих выводов, решайте, как отучить ребенка от страха перед громкими звуками. В некоторых ситуациях стоит ограничиться только работой с раскрашиванием.

Что делать, чтобы ребенок не боялся?

Дети постоянно испытывают потребность в прикосновении любящих родителей. Поэтому, когда вы хотите успокоить ребенка, погладьте его по голове, посадите к себе на колени и возьмите в свои ладони его лицо. Глядя в глаза ребенку, нежно расспросите, о чем он думает. 

Утром обязательно дайте почувствовать малышу, что он замечен вами и вы ему рады. Поцелуйте его и улыбнитесь. 

Если вам не удается справиться с детскими страхами самостоятельно, не стоит тянуть, нужно срочно обратиться к детскому психотерапевту. Возрастной страх дошкольника сохранится у ребенка и после 10 лет.

Этот фактор может послужить причиной развития тяжелого невроза или предрасположенности к алкоголизму и наркомании. Но если ребенок совсем ничего не боится, это тоже плохо.

Родители запредельно бесстрашных детей должны показать своего ребенка врачу.

Источник: http://www.webkarapuz.ru/article/rebenok-boitsya-gromkih-zvukov-chto-delat

Почему ребенок боится громких звуков и что делать в этом случае

Ребенок первого месяца жизни достаточно крепко спит и ночью, и днем: его сон не нарушается ни громкими звуками, ни речью, ни фоновым шумом. Однако со второго месяца жизни крохи ситуация может резко поменяться.

Некоторые малыши начинают бояться звонка телефона, вздрагивать от жужжания кофемолки, плакать, слыша пение заводной игрушки. Родители, понимая, что их ребенок боится громких звуков, не могут выяснить причину этого и не знают, что делать.

Когда и почему возникает страх малыша?

Страх громких звуков проявляется почти у всех детей на раннем этапе их развития (развитие от рождения и до года). Мама может заметить что двух-трехмесячного малыша пугают смех, гул работающего пылесоса, громкий разговор и другие резкие звуки. Ребенок может вздрагивать при раздражающем шуме или плакать, заходясь в истерике.

Почему же все таки ребенок боится (или только начал боятся) громкого шумазвуков? Почти все страхи младенцев заложены самой природой.

Исключение составляет боязнь конкретного пережитого малышом случая, например, боязнь воды после неудачного купания. Причина страха громких звуков — не в неправильном воспитании ребенка и не в недосмотре родителей.

Это реакция естественно развивающейся нервной системы крохи. К подобным страхам ребенка относится боязнь остаться без мамы, страх перед незнакомыми людьми.

Боязнь шума и резких звуков чаще всего наблюдается у малышей недолго. Такой страх может сохраняться до года или двух лет. Если ребенок и после этого возраста продолжает бояться, возможно, его нервная система имеет проблемы, которые требуют консультации специалиста. Насколько сильно и долго малыш испытывает чувство страха при шуме зависит от поведения его родителей.

Как поступать родителям?

Мама и папа часто не могут понять, что делать если малыш боится. Некоторые родители способны закричать на ребенка или даже шлепнуть его. Однако с малышом до года такое поведение не допустимо, оно может лишь ухудшить ситуацию и превратить ее в настоящую проблему для ребенка в будущем.

Чтобы успокоить кроху и постепенно избавить его от страха громких звуков, родители должны:

  • чаще разговаривать с ребенком спокойно и ласково, используя постоянную интонацию и силу голоса. Хорошо, если кроха может слышать мужские голоса: так он быстрее научится воспринимать непривычный для него баритон;
  • услышав резкий или громкий звук, шум, вести себя, как обычно, не вскакивать или вскрикивать иначе ребенок посчитает, что опасность действительно есть;
  • иногда включать малышу красивую мелодичную музыку;
  • показывать крохе источник звука, напугавшего его. Например, вместе рассмотреть гудящий пылесос (читаемребенок боится пылесоса — что делать?), дать подержать зазвонивший телефон, посмотреть в окно на сигналившую машину;
  • научить ребенка издавать разные звуки: тихие и громкие. Увлекшись новой забавой, малыш станет спокойней реагировать на внешний шум;
  • успокаивать и расслаблять кроху, напевая ему тихие песенки;
  • не хранить абсолютную тишину во время сна ребенка. Лучше, если он будет засыпать в обстановке негромких звуков: при работающем телевизоре или спокойном разговоре. В этом случае резкое нарушение тишины, например, звонок в дверь, не напугает и даже не разбудит малыша;
  • когда ребенок боится громких звуков постоянно, закатывает истерику каждый раз при резком шуме, плохо успокаивается, его необходимо показать невропатологу. Своевременное обращение к этому детскому специалисту поможет выявить нарушение в работе нервной системы крохи и найти способ успокоить его. Вместе с назначением врача можно применять ежедневные ванночки с успокаивающим сбором.

Для малыша, который боится громкого и резкого шума, самое главное — это спокойные родители и благоприятная атмосфера в семье.

Взрослые должны понимать, что такая проблема у детей до 12 месяцев — не редкость, она не говорит об отклонении или нарушении развития ребенка.

Чтобы кроха быстрее привык к шумному миру, важно окружать его улыбками, ласковыми взглядами, тихими песнями и спокойной речью.

Дети боятся звуков. Смешные дети пугаются звуков

Источник: https://hokkei-klub.ru/rebenok/pochemu-rebenok-boitsya-gromkix-zvukov-i-chto-delat-v-etom-sluchae

Тревожный ребенок: как помочь ему стать смелее

ФОТО Getty Images 

Тревожное расстройство диагностируют у 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет – то есть у каждого десятого ребенка! «Об этом не пишут в учебниках, но мы знаем из опыта: это самое частое из всех видов психических расстройств у детей», – замечает клинический психолог Сильвия Шнайдер. Она приехала в Москву из Германии, чтобы провести семинар по когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков1,где мы задали ей несколько вопросов.

Psychologies: 

Родители часто замечают отклонения в поведении ребенка, когда речь идет об аутизме или, например, синдроме гиперактивности, и сразу обращаются к специалистам. Но тревожные расстройства не так заметны. Тревога, кажется, растворена в нашей среде, и ее проявления не привлекают внимания взрослых. Как понять, что ребенку нужна помощь?

Сильвия Шнайдер: 

Причина невнимания к тревожным расстройствам у детей отчасти заключается в том, что проблема переживается ребенком внутри, она не так заметна при его взаимодействии с внешним миром, как при расстройствах аутистического спектра или синдроме гиперактивности.

И поэтому тревожное расстройство труднее распознать и диагностировать. Часто оно вырастает из самых обычных, естественных страхов. Например, страх разлучиться с матерью и боязнь незнакомых людей совершенно нормальны для ребенка от 8-9 месяцев до 2-3 лет.

Но к трем-четырем годам 95% детей преодолевают эту тревогу. И тогда они спокойно ходят в детский сад, общаются с другими детьми и без скандалов остаются ночевать у бабушек-дедушек. Но если ребенок и после 4-5 лет испытывает эту тревогу, тогда ее можно назвать патологической.

Кроме того, что она не соответствует возрасту ребенка, нездоровая тревога длится долгое время – от месяца до нескольких месяцев или лет.

Psychologies: 

Какие страхи ребенка явно не соответствуют его возрасту?

С. Ш.: 

Родителей должно насторожить нежелание ребенка пяти лет и старше спать в своей кровати. Причем речь не о тех двух-трех днях, когда в семье что-то происходит (переезд или ссора) и ребенок боится идти в свою комнату, потому что очень возбужден.

Нет, я говорю о длительном периоде времени, когда и сами родители уже хотели бы отправить ребенка спать отдельно, но не могут ничего поделать. Или когда ребенок старше 5 лет долгое время боится громких звуков. Это типичная фобия.

У меня был клинический случай, когда трехлетний ребенок, оказавшись на детском празднике, испугался лопнувшего шарика и с тех пор стал бояться громких звуков. А потом уже и хлопушек, фейерверков, грозы и многих других ситуаций, которые связаны с резким шумом. Он стал отказываться выходить на улицу играть с детьми.

Его семья живет в Швейцарии, где 1 августа отмечается национальный праздник. Так вот, они стали каждый год на этот день уезжать в Германию, чтобы избавить ребенка от шума и фейерверков. Вся семья участвовала в этой ситуации. Словом, нездоровая тревога ярко выражена и мешает ребенку и его семье в повседневной жизни.

Psychologies 

А что такой ребенок чувствует? И чего он боится на самом деле?

С. Ш.: 

Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе – это самая распространенная жалоба. У них учащается сердцебиение, они чувствуют слабость в коленях (ноги становятся как будто ватные).

И больше всего в такой момент они хотят убежать к маме или другому близкому человеку, рядом с которым чувствуют себя в безопасности. А предмет страха зависит от типа тревожного расстройства. При тревоге, связанной с разлукой (мы называем это сепарационным тревожным расстройством), ребенок боится, что его мама уйдет и не вернется к нему.

Ребенок с социальной фобией не может громко говорить в присутствии чужих людей и отвечать на уроке, когда учитель его спрашивает. В эту минуту он может думать: «я сейчас скажу какую-нибудь глупость, весь класс будет смеяться надо мной, и я сюда больше не смогу прийти».

А тот ребенок, который избегал громких звуков, боялся, что из-за них он может сойти с ума, и это было бы ужасно, потому что мальчик не мог себе позволить проявить такую слабость. В любом случае, тревожные расстройства нарушают гармоничное развитие.

Ведь ребенок, который испытывает такой сильный страх, старается избегать тех ситуаций, в которых эта тревога может возникнуть. А потому перестает ходить в детский садик или в школу, не общается со сверстниками и вообще не занимается тем, чем обычно занимаются дети в его возрасте.

Psychologies: 

О чем нужно знать родителям, чтобы помочь своим детям? Или, по крайней мере, не навредить им?

С. Ш.: 

Прежде всего, важно показать ребенку, что они действительно понимают, как ему сложно жить в такой ситуации. А затем – поощрять и поддерживать все те способы, которые выбирает их сын или дочь, чтобы справиться с ситуацией.

Например, когда ребенка с социальной фобией спрашивают, как его зовут и он очень тихим, робким голосом отвечает, то необходимо похвалить и поддержать его («молодец, что ответил!»), вместо того чтобы заставлять его повторить громче! А родители обычно поступают ровно наоборот: они часами готовы обсуждать и критиковать избегающее поведение ребенка, заставлять его быть смелее, но только не поддерживать его малейшие попытки быть смелее.

Psychologies: 

Значит, семье швейцарского мальчика не стоило идти на поводу у страхов ребенка и уезжать в Германию?

С. Ш.: 

Ошибка этих родителей заключалась в том, что они с самого начала поддерживали тактику избегания ребенка (перестали покупать ему шарики, увозили подальше от громких звуков).

Вместо этого они должны были разговаривать с ребенком и терпеливо, настойчиво, спокойно предлагать: давай попробуем шарик немножко надуть и лопнем, проверим, какой будет звук… Шаг за шагом пробовать.

И это общий принцип поведения родителей с такими детьми: не поощрять избегающее поведение и всячески показывать, что ребенок сильный, что он справится, что родители в него верят.

Сильвия Шнайдер (Silvia Schneider), детский и подростковый психолог, психиатр, профессор факультета психологии Рурского университета в Бохуме (Германия), специалист в области психических расстройств у детей и подростков.

1 Семинар состоялся 6 июля 2015 года и был организован Ассоциацией когнитивно-бихевиоральных терапевтов и Центром когнитивной терапии.

Источник: http://www.psychologies.ru/people/razgovor-s-ekspertom/trevojnyie-deti-kak-pomoch-im-stat-smelee/

Ссылка на основную публикацию