Дети и деньги: 10 ошибок финансового воспитания

Финансовое воспитание детей

Деньги, кроме исполнения чисто финансовых функций (мера стоимости, средство оборота, платежа, накопления), являются также фактором формирования психики человека в выживании, существовании, удовлетворенности, восседании на той или иной общественной ступени и т.д.

Исследования свидетельствуют о том, что люди дольше сохраняют здоровье, остаются более уравновешенными психически, а также крепкими физически, имея возможность не отказывать себе в удовольствии тратить деньги. У личностей, вынужденных ограничить себе в этом, развивается пессимистичность. Попадая в условия безденежья, нужды даже в питании, – их психика начинает деградировать.

Актуальность финансового воспитания состоит в том, что «правильно» сформированное отношение к деньгам у детей существенно влияет на процесс их экономической социализации и формирования фундамента «психического здоровья».

Родители часто нивелируют проблему финансового воспитания ребенка. Этот вопрос чаще всего или замалчивается (поскольку ребенок еще слишком мал, чтобы распоряжаться деньгами), или же родители формируют неверное отношение ребенка к деньгам.

Негативно окрашенные отзывы родителей относительно денег, якобы «все богатые – жулики», «деньги – причина всех бедствий», формируют неправильное восприятие этой категории.

Деньги – это реалия, которую не следует утаивать от детей. Ребенок должен знать, как их зарабатывают родители, а как тратят. Следовательно, у него формируется собственное мировоззрение относительно того, на что стоит или не стоит тратить деньги, как их экономить, сберегать, каким путем формировать доход и пр.

Воспитательный процесс отношения к деньгам следует начинать с того момента, когда ребенок учится различать купюры разного номинала.

Отвечая на вопросы ребенка, необходимо давать только правдивую информацию.

Если семья претерпевает некоторые материальные трудности – не следует скрывать их от ребенка, а рассказать о них и объяснить, почему возникла такая ситуация и как родители намерены с ней бороться.

Не следует также забывать, что родители являются основным эталоном, влияющим на ребенка в восприятии денег. Поэтому именно на последних возлагается ответственность за правильную и обоснованную подачу этой экономической категории своим воспитанникам.

В общем, финансовое воспитание сводится не только к разговорам, но и к реальным действиям. Доверие ребенку денег в том возрасте, когда он уже умеет считать – это один из наилучших способов привить ему такое желание.

Разговаривая с детьми относительно будущей покупки, квартплаты, коммунальных услуг, обговаривая с ним финансовые стороны отдыха, развлечений, родители, тем самым, создают для них возможность научиться накапливать, тратить, рассчитывать деньги. Также можно определить обязанность ребенка, например, покупать продукты питания. Благодаря этому, ребенок научится считать, правильно формулировать обращение к продавцу, формировать финансовую бережность.

Важно также объяснить ребенку, что существует нечто такое, что невозможно купить за деньги, например, честь, достоинство, любовь, ум.

Когда ребенок идет в школу, перед родителями возникает вопрос целесообразности доверия ему карманных денег. Последние нужны хотя бы для того, чтобы удовлетворить нужды, не всегда предвиденные взрослыми. В то же время, их количество не может определяться отношением к доходу родителей, а, скорее, должно базироваться на объективных потребностях ребенка.

Выделяя деньги на карманные расходы, взрослым следует разрешать принимать детям самостоятельные решения относительно распоряжения ими. В то же время нужно помнить, что ребенку следует объяснить, к примеру, что все деньги не следует тратить на сладости, их можно накапливать, например, для покупки интересной книги.

Родители могут помочь ребенку определить некоторую цель, то есть вещь, которую он желает приобрести, тем самым мотивируя к откладыванию денег. При этом важно не подталкивать к покупке слишком дорогих вещей, поскольку далекие перспективы снижают интерес ребенка.

Также важно давать ребенку деньги не на один день, а, например, на неделю, с постепенным увеличением этого периода. Благодаря этому, ребенок научится планировать свои средства на будущее. Если же ребенок сразу потратит выделенные родителями на всю неделю деньги, – важно больше не давать их до начала следующей недели. Это должно воспитать его ответственность за свои финансовые поступки.

Чтобы избежать конфликтов, всем членам семьи следует знать правила распределения денег. Детям необходимо понимать, принадлежат ли эти деньги им по праву, или же благодаря их послушности, хорошо выполненной работе, успехам в учебе.

Иногда родители намереваются покупать оценки или работу по дому у собственных детей. Но, как известно, вознаграждение за то, что люди и так делают с удовольствием, способствует уменьшению их внутренней мотивации. А значит у детей со временем исчезнет желание учиться или работать бесплатно.

Еще один важный момент финансового воспитания ребенка состоит в том, чтобы не следовать всем его материальным прихотям, поскольку, воспитываясь в такой среде, ребенок растет эгоистом, не способным самостоятельно зарабатывать деньги. Балованные подарками и деньгами дети сживаются с мыслью, что все на свете оценивается лишь материальными критериями.

Следовательно, позволяя ребенку принимать самостоятельные решения относительно распоряжения карманными деньгами, помогая ему в затруднительных для него финансовых ситуациях, обсуждая вопросы семейного бюджета, возлагая на него ответственность за собственные финансовые действия, мы формируем гармоничную личность. При этом, ребенок должен четко усвоить, что деньги – это всего лишь экономическая категория, а не духовная потребность.

Автор Татьяна Завада

Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/finansovoe-vospitanie-detej/

Дети и деньги. Финансовое воспитание ребенка

Наши дети – это наше будущее. Любой родитель хочет, чтобы у его ребенка было успешное и счастливое будущее.

Правда? Мы хотим, чтобы наши дети жили лучше, чем мы, не так ли? Финансовое воспитание, думаю многие задумывались «Как научить детей обращаться с деньгами?».

Деньги – это зло или нет? Как научить ценить труд родителей? Воспитывать детей сложно, а научить их обращаться с деньгами порой тоже нелегкая задача.

Дети и деньги.

Для меня деньги – это не зло, почему? Потому что, благодаря своему благосостоянию и хорошему финансовому положению мы можем себе позволить многое.

«Счастье не в деньгах», но без денег невозможно иметь материальные блага, купить дом, в котором ваша семья будет счастлива, правда? Лично для меня давно встал вопрос о том, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами и заложить правильную парадигму на финансовый успех.

Как это возможно? Дело в том, что с детства учат детей тому как вкладывать, распределять финансы и просто на просто брать на себя финансовую ответственность. Хотите успеха для ребенка в будущем, то начинайте сейчас.

Финансовое или денежное воспитание ребенка, что делать? Давайте попробуем представить ситуацию: «Ребенку с детства разрешалось тратить деньги на все желаемое, ограничений не было. Захотел, значит купили. Ребенок растет, взрослеет. Вот он уже взрослый молодой мужчина, который хочет создать свой бизнес. Чтобы бизнес процветал нужно вкладывать, то инвестировать, но изначально ему родители сформировали парадигму, которая будет тянуть вниз, а не наоборот»

Что важно при финансовом воспитании:

  • Ребенку нельзя давать установки на будущее из разряда: «работать на другого человека – правильно», «ты не можешь себе позволить это купить», «покупать нужно дешевое» и т д. Дело в том, что ваш ребенок сможет потом это себе купить, сможет жить лучше, сможет быть успешным. Для этого важно акцентировать внимание на временных рамках «Сейчас, мы, это не может купить так как у нас пока что немного денег».
  • Идея. Поощряйте идеи ваших детей (в рамках разумного). Пусть он мечтает, строит планы, ведь у него есть «идея». Помогите вашему чаду быть в числе тех «на кого работают». Богатые и успешные не работают на других, это как привязать себя. Ты подчиняешься другому, а не самому себе.
  • Не стоит откладывать деньги на черный день, их нужно инвестировать
  • Осознанно ребенок учится обращаться с деньгами уже в осознанном возрасте 4-5 лет (из личного опыта). Поэтому не требуйте у ребенка 2 лет понимания фраз «это дорого», «мы не можем купить». Одной этой фразы «дорого» недостаточно для понимания «почему это нельзя купить». Тут нужно соблюдать алгоритм, последовательно и регулярно не сходя с проторённой тропинки.
  • Разговаривайте о деньгах с ребенком. Если ребенку интересно узнать откуда берутся деньги, то отвечайте. На любые вопросы необходимо получить ответы.
  • Доверяйте вашему ребенку. Личная ответственность – это много значит, верьте в вашего ребенка, и он вас удивит.
  • Учите ценить деньги и заботиться о них (об этом подробнее напишу)
  • Позвольте ошибаться. Пусть ребенок несколько раз потратит деньги на мелкие покупки, если у него период проработки себя в роли транжиры. Представьте, себе, вы, хотите купить холодильник. Но поддались сиюминутному желанию и купили всякую мелочевку. Все, денег на холодильник нет. Выводы? Вот и ваш ребенок должен сделать выводы, побывать в разных ролях. Это не значит все пустить на самотек! Потом можно поговорить с ребенком и придумать план, выход из ситуации.
  • Карманные деньги не должны быть под запретом иначе ваш ребенок не научиться пользоваться деньгами
  • В семье нельзя мерить все деньгами. В любой сфере ваш ребенок сможет добиться успеха, главное идея, четкий план, правильные инвестирования, характер и не только
  • Очень прошу обратить внимание на то, что деньги – это не способ похвалы, не способ поощрения и тем более манипулировать деньгами нельзя, ни в коем случае!

Получается, что мы закладываем с детства уже детям «установку на финансовый успех». Но это не значит, что до 4-ех лет нужно тратить деньги на все, что хочет ребенок, позволять с ними играть и просто заниматься попустительством.

Как научить ребенка ценить деньги:

Важный момент, на которой хочу обратить внимание – это ВОЗРАСТ РЕБЕНКА. Не требуйте от ребенка мгновенного результата, такого не бывает.

  • Деньги- это труд. Да, именно так. Наш ребёнок уже с 2 лет знал, что монетка — это папин или мамин труд. С настоящими деньгами мы не играли в этом возрасте. И вообще лично я не воспринимаю перевод денег в игру. Но, будучи мамой старшего дошкольника сразу скажу — деньги в игру не ввела и не буду. Это в первую очередь труд! Итак, ребенку не нужно ходить и постоянно говорить — это наш труд, а ты такой плохой. Ребенку нужно показать (сводить на работу, показать как вы работаете) и объяснять, как эти деньги достаются, без лекций и критики. Чтобы он понял, он должен увидеть. Важный момент. Не поощряйте детский труд деньгами. Под трудом в данном контексте я подразумеваю дела и обязанности в зоне влияния ребенка, например, помочь маме убрать со стола, развесить вещи, сложить игрушки. Если, вы, даете ребенку работу (например, помочь маме разложить и отсканировать документы), то тогда должна последовать и оплата. Вот здесь статья на тему поощрений.
  • Смотреть игрушки и другие желанные предметы в магазине можно, а трогать с разрешения родителей и продавцов. Иногда страшно ходить рядом с детскими магазинами?! Так вы заходите внутрь, чего около них стоять. Итак, мы в магазины ходим, ребенку с раннего детства в этом не отказывали. Он смотрит, выбирает, приглядывается. Но при этом я сразу говорю, что мы зашли посмотреть, если что-то захочешь, то давай копить. Итог: истерик нет, бабушка не боится, что он что-то схватит и начнётся — «купи, моё, купи». Все начиналось с раннего детства, прошу заметить. Нельзя за одну секунду ребенку объяснять, это ваш труд. Вкладывайте раньше и будет вам отдача.
  • Копилка. Выше я написала слово «копим». Да, именно так. Копить сын может и три месяца, притом каждую монетку он кладёт с нашего разрешения. Точнее так, он подходит и просит монетку, если мы можем её дать, то даем.
  • Выбор. Не лишайте ребёнка выбора. Копите на одно, но передумал и решил копить на другое более желаемое. Поддержите
  • Дорогое и недорогое. Чтобы осознать стоимость вещи, надо понимать значение слово дорого и недорого
  • Не все можно купить, но нужно стремиться. Самолёт личный как-то довольно сложно купить, но мечту не нужно уничтожать. Объясняйте, что важно стремиться и прикладывать усилия. И вполне возможно, что он потом его купит.
  • Кошелёк и сумки родителей. Эта уже другая тема, но лгут дети и воруют не просто так. Некоторые закрывают на это глаза, взял монету и взял. Нет, дорогие, это не приведёт вас к хорошему результату
  • Мечтайте и планируйте с ребёнком. Хотите куда-то где пока финансы не позволяют? Может сейчас, вы, этого не можете. Но потом все будет. Мечтайте вместе. Не нужно сразу отрезать «это дорого, и мы туда никогда не поедем». Ребенку заранее нужно говорить о планах и тратах. Ибо не всегда вы можете пойди на 20 экскурсий и купить билеты на все аттракционы.
Читайте также:  Hatchimals - мировая детская игрушка с сюрпризом внутри

Источник: http://babyday24.ru/publ/psikhologija/detskaja_psikhologija/deti_i_dengi_finansovoe_vospitanie_rebenka/25-1-0-76

Как разговаривать с детьми о деньгах

25 апреля 2018 года в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоится бесплатная лекция «Как разговаривать с детьми о деньгах».

Ксения Падерина и Евгения Блискавка научат прививать чадам финансовую грамотность. По просьбе Лайфхакера спикеры кратко рассказали, почему нужно говорить с детьми о деньгах и с какого возраста начинать.

Дети знакомятся с деньгами в 2–3 года. Обычно их просто привлекает яркая банкнота. Малыши пересчитывают количество купюр, а не номинал.

В 5–6 лет у детей появляются первые собственные деньги: бабушка прислала 1 000 на день рождения, мама дала 100 рублей на мороженое, крёстный поощрил за хорошую учёбу. С каждым годом количество карманных денег и свобода в распоряжении ими возрастают.

При этом получение карманных денег обычно не подчинено каким-либо правилам. Дети не планируют свои доходы и расходы, не умеют копить или вкладывать деньги.

73% россиян не привлекают ребёнка к планированию семейного бюджета. Отсутствие знаний оборачивается высокими финансовыми и личными рисками не только для подростка, но и для всей семьи. Значит ли это, что детям нельзя давать деньги? Конечно, нет!

Исследования показывают, что люди, у которых с детства есть карманные деньги, становятся более успешными и удовлетворёнными жизнью взрослыми. Те, кто в юном возрасте освоил правила управления бюджетом и получил опыт достижения целей, в последствии гораздо лучше справляются с управлением своей взрослой финансовой жизнью.

Таймлайн финансовой грамотности

Чем раньше дети получают опыт управления деньгами, тем они более разумны и устойчивы к экономическим потрясениям во взрослом возрасте. Но это не означает, что беременная женщина вместо классики должна слушать финансовые сводки, а вместо сказок читать новорождённому Уоррена Баффетта. Для каждого возраста — свой подход.

3–4 года

  • Объясните ребёнку понятия «дорого» и «дёшево». «В этой коробке пять кубиков, они дешевле вон тех десяти кубиков».
  • Объясните азы товарно-денежных отношений: все вещи имеют стоимость; сначала платим за товар, потом забираем его и так далее.
  • Научитесь договариваться. Например, перед походом в магазин условьтесь, что вы купите только одну игрушку, зато ребёнок сможет её выбрать сам.

5–7 лет

  • Приучайте ребёнка к самостоятельным покупкам. Сначала позвольте пройти через кассу под вашим присмотром, затем дайте точную сумму и отправьте в магазин одного, наконец, поручите купить товары по списку, уложившись в определённый бюджет.
  • Приучайте ребёнка копить деньги. Заведите копилку для мелочи и установите правила пользования ей. Например, вынимать деньги из копилки не чаще, чем раз в месяц. Время от времени предоставляйте дошкольнику право выбора между дорогой вещью и дешёвой. Объясните, что дорогостоящая вещь требует накоплений.
  • Показывайте пример, как расставлять приоритеты в тратах. «Я купила литр молока, а не один маленький сладкий йогурт, потому что из молока получится каша, которую будешь есть ты, твой младший брат и бабушка с дедушкой».

7–10 лет

  • Регулярно отправляйте ребёнка за покупками. Это не только развивает самостоятельность и ответственность, но и приучает составлять списки покупок, брать и проверять чеки.
  • Развивайте навык обращения с карманными деньгами. Если родственники или друзья подарили ребёнку небольшую сумму денег, посмотрите, как он ей распорядится. Спустил всё на шоколадки? Вам ещё следует поработать над навыком накопления и приоретизации.
  • Знакомьте ребёнка с финансовыми понятиями: «квартплата», «семейный бюджет», «скидки», «распродажи», «кредиты». Не надо читать лекции. Просто поясняйте эти термины, когда они возникают в разговоре.

11–14 лет

  • Регламентируйте оборот карманных денег. Например, договоритесь, что в неделю ребёнок будет получать 1 000 рублей. Из них он должен выделить средства на проезд и школьные обеды. Остальные может тратить на своё усмотрение.
  • Привлекайте ребёнка к посильному оплачиваемому труду. Подросток должен прочувствовать разницу между ценой и ценностью.

15–18 лет

  • Подыщите подростку подработку. В старшем школьном возрасте ребята уже должны получить первый опыт самостоятельного заработка. Это поможет не только окончательно сформировать представление о ценности денег, но и определиться с будущей профессией.
  • Не вмешивайтесь в личный бюджет подростка. Деньги, заработанные самостоятельно, подросток должен тратить сам. Пусть на глупости — это его личный опыт. В противном случае, став взрослым, он будет продолжать совершать детские финансовые ошибки.

Больше советов по воспитанию финансовой грамотности у детей разных возрастов вы сможете получить на лекции Ксении Падериной и Евгении Блискавки.

На ней вы узнаете приёмы воспитания, которые заложат фундамент обеспеченной жизни вашего ребёнка.

Тема: как разговаривать с детьми о деньгах.
Дата: 25 апреля 2018 года.
Время: 19:00.
Место: Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова (г. Москва, станция метро «Бауманская»).

Занятие бесплатное, но количество мест ограниченно. Спешите зарегистрироваться.

Записаться на лекцию

Источник: https://lifehacker.ru/deti-i-dengi/

Мнение психолога: 10 основных финансовых ошибок в воспитании детей

В воспитании ребенка финансовый аспект играет не последнюю роль. Естественно, любящие родители хотят, чтобы у их малыша было все самое лучшее. Но иногда в этом стремлении они упускают важные детали. Финансовый консультант Наталья Смирнова перечислила типичные ошибки родителей, которых необходимо избегать, чтобы не испортить ребенку жизнь.

Стоит отметить, что ответственность за поднятые ниже проблемы целиком лежит на родителях, дети в них не виноваты.

И, хотя взрослые действуют, исходя из лучших побуждений, они не должны забывать, что воспитание детей – дело более ответственное, чем бизнес. Это самая серьезная финансовая цель.

Счастье вашего малыша во многом зависит от того, насколько вы финансово готовы к его появлению на свет и воспитанию.

Итак, в чем чаще всего ошибаются родители?

Это крайне безответственный подход некоторых родителей, не заботящихся заранее о финансовой стороне воспитания ребенка. Если вы планируете в ближайшем будущем заводить детей, вы должны позаботиться о том, чтобы денег хватило и на беременность, и на роды, и на обеспечение его полноценной жизни в первые годы.

У вас должны быть накопления для ДМС на время беременности и родов, ДМС на первые годы жизни малыша, а после того, как он родится, следует начать копить на его образование.

Если у вас еще нет резервного фонда в размере, как минимум, трех месячных доходов семьи, необходимо его создать, так как вероятность непредвиденных расходов с появлением ребенка возрастает.

2. «Муж будет нас обеспечивать»

Во время декретного отпуска женщина обычно не работает. Многие мамы и вовсе уходят с должности и привыкают к жизни домохозяек. При этом они не особо переживают по поводу отсутствия собственного дохода, надеясь на заработок мужа. Однако статистика показывает, что 60% российских семей разводятся, и это без учета гражданских браков.

Тем не менее, мало кто из будущих мам задумывается о создании накоплений перед уходом в декрет. А ведь деньги могут понадобиться в случае развода, чтобы обеспечить жизнь себе и ребенку хотя бы на пару лет, до возвращения к обычному рабочему графику.

Важно использовать для этого инструменты, которые не будут разделены между супругами при разводе, например, вклады, открытые на имя родителей женщины, различные страховые программы и т.д.

3. «У ребенка должно быть счастливое детство»

Некоторые папы и мамы задаривают своего малыша безделушками, не жалея денег на то, чтобы радовать его каждый день чем-нибудь новеньким.

Проблема в том, что мимолетные радости быстро забываются, игрушки надоедают, а несколько потраченных тысяч в месяц образуют за год приличную сумму, которая в дальнейшем пригодилась бы на образование ребенка.

Конечно, баловать малышей можно и нужно, но выбирать для подарка следует только те вещи, которые долго используются и не устаревают. Если купленная игрушка или одежда оказались ненужными, не стесняйтесь их продать, даже если удастся компенсировать только часть потраченных денег.

4. «Нам еще рано обсуждать финансовые вопросы»

Родители, которые не любят говорить с детьми о финансах, потом часто удивляются, почему те отказываются понимать, что значит «нет денег».

Надо с ранних лет показывать детям личный пример ответственного отношения к деньгам: ставить долгосрочные финансовые цели, пересматривать состав портфеля, анализировать расходы и доходы за месяц.

И все это делать в присутствии детей, чтобы они усвоили, что рациональное управление финансами является неотъемлемой частью жизни любого человека.

Когда ребенок приблизится к школьному возрасту, можно начать привлекать его к планированию расходов семьи, включать в них его собственные финансовые цели, копить вместе на желанные покупки, ежемесячно устраивать ревизию плана. В это же время следует познакомить ребенка с его самыми первыми финансовыми инструментами – картой или депозитом. Старшеклассников уже можно начинать знакомить с фондовым рынком.

5. «Кружков должно быть как можно больше»

Есть родители, которые записывают своих чад во всевозможные секции, нанимают репетиторов по нескольким предметам. На все это, конечно, уходит много денег. А когда приходит время поступать в вуз, родителям с трудом удается расплатиться за обучение.

А ведь если задуматься, не такой большой процент выпускников высших учебных заведений работает по специальности. Угадать свое призвание в совсем юном возрасте непросто. Поэтому многие молодые люди начинают осваивать новую специальность уже в сознательный период жизни – окончив вуз и начав работать.

Тогда же становится ясно, знание каких иностранных языков ему требуется для развития. Может оказаться, что кружки рисования и французского, на которые ушло столько денег, ему вообще были не нужны. Поэтому основные затраты на обучение ребенка лучше планировать на возраст 18+, когда он сможет осознанно делать выбор своего будущего пути.

А пока ребенок мал, ему достаточно самых необходимых навыков: физической подготовки, базового английского, основ экономических знаний и т.п.

6. «В налоговых вычетах слишком сложно разобраться»

Родители оплачивают детям различные кружки и клубы, обучение в дорогих детсадах и лицеях. Немалые суммы уходят на медицинские услуги. При этом часто не используются стандартные налоговые вычеты на детей: 1400 руб. в месяц на первого и второго ребенка и 3000 руб.

– начиная с третьего (пока нарастающий итог не достигнет суммы 350000 руб.). А ведь для этого нужно всего лишь сдать в бухгалтерию необходимые документы. Есть также вычеты на образование, лечение и ДМС ребенка.

Если использовать все возможности, к совершеннолетию чада вполне можно набрать неплохую сумму, достаточную, например, чтобы достойно отметить его выпускной.

Если у вас 2 ребенка, вам полагается материнский капитал, а это почти полмиллиона рублей. Вы можете потратить деньги на обучение или улучшение жилищных условий. Есть еще вариант пустить маткапитал на накопительную часть пенсии мамы, но при неопределенном состоянии пенсионной системы сегодня его лучше не использовать.

7. «С нами ничего не может случиться»

Как минимум до наступления совершеннолетия детей все заботы о них ложатся на плечи родителей. И если с папой и мамой что-то случится, благополучие ребенка окажется под угрозой.

Поэтому крайне важно, чтобы родители были застрахованы по программам, покрытие которых не ниже их трехлетнего дохода. Эти деньги могут потребоваться на лечение в случае травм или тяжелых заболеваний.

Страховая сумма также поможет ребенку адаптироваться к новой ситуации, если одного или обоих родителей не станет.

8. «С ребенком все будет в порядке»

Другая частая ошибка: родители не задумываются о том, что ребенок может серьезно заболеть, и на лечение потребуются деньги. В то же время детские программы страхования предусматривают хорошую финансовую поддержку семьи при наступлении подобных страховых случаев.

Как уже говорилось, родители предпочитают думать, что с ними ничего не случится, однако обстоятельства могут сложиться так, что ребенок рано останется один и может попасть в детский дом, без какой-либо поддержки со стороны близких.

Если же родители заранее позаботятся о кандидатуре опекуна, который смог бы взять на себя заботу о ребенке в случае ухода из жизни родителей, семейный капитал останется в надежных руках, и ребенок будет иметь финансовую стабильность.

10. «Нужно воспитать ребенка, чтобы было кому обеспечивать меня в старости»

Очень многие родители вкладывают все в своих детей: оплачивают их образование, дарят квартиру и машину, организуют свадьбу и т.п. В итоге к пенсии у них не остается никаких накоплений.

Рассчитываете, что ребенок будет содержать вас, когда вырастет? Далеко не факт, что получится так, как вам хочется. У взрослых детей уровень дохода не всегда позволяет полностью содержать родителей.

А когда у них появляются собственные семьи, мамам и папам остаются лишь скромные остатки, так как основные средства тратятся на обеспечение собственных детей.

Считаете, что ребенок вырос эгоистом, если не думает о своих родителях? Как бы то ни было, дети – это не актив, в который вкладываются в ожидании хорошей рентабельности, и заводят их не для того, чтобы они содержали вас в старости. Поэтому, когда станете родителями, параллельно позаботьтесь о создании своего пенсионного портфеля, чтобы ваше будущее не зависело от уровня дохода ваших детей.

Источник: https://www.exocur.ru/mnenie-psihologa-10-osnovnyih-finansovyih-oshibok-v-vospitanii-detey/

«Не проси, денег нет»: главные ошибки финансового воспитания — Статьи на Pandaland

Практически каждому родителю знакома такая ситуация: оказавшись в очередной раз в отделе игрушек, ребенок начинает выпрашивать дорогущую игрушку, и в ответ вы заявляете, что лишних денег нет. В этот момент ребенок делает для себя опасный вывод — «наверное, мы бедные…».

Читайте также:  3 весенних образа для девочки

Такие мимолетные фразы и поступки приводят к тому, что дети растут с неправильным восприятием денег, а родители даже этого не замечают. Чтобы избежать серьезных ошибок, присмотритесь к поведению своих детей – ведь они сами могут показать, что не знают, как правильно относиться к деньгам.

Задумайтесь сами: иногда детки растут слишком капризными, считают, что можно купить абсолютно все, и родители обязаны исполнять все желания. В других случаях ребята растут чересчур наивными, не понимают, откуда берутся деньги, им сложно ориентироваться даже в простом магазине. А что будет дальше?..

Чтобы дети росли успешными и уверенными в себе, мы решили обсудить ТОП-5 главных ошибок финансового воспитания.

ОШИБКА №1. Делать акцент на том, что в семье нет средств

Многие родители не знают, как объяснить ребенку, почему они не покупают ему очередную игрушку, планшет или самокат. В таком случае они прибегают к маленькой хитрости – говорят своему дитя, что сейчас семейный бюджет ограничен, денег нет.

Но если это повторяется раз за разом, и ребенок регулярно слышит о том, что «надо экономить, финансы ограничены», то он может решить, у семьи серьезные финансовые проблемы, будет переживать об этом, и во многом чувствовать себя ущемленным.

Такие дети вырастают с чувством вечной нехватки денег, для этого даже есть специальный термин – «психология бедности».

ОШИБКА №2. Внушить, что деньги – это зло

Нередко родители, стремясь воспитать доброго и честного человека, внушают ребенку, что деньги портят людей, и постоянно мечтать об очередной покупке – это неправильно.

В такой семье ребенок растет зажатым, боится высказать свои желания и нужды, так как знает, что родители будут злиться из-за очередной просьбы.

В будущем он не будет стремиться к успеху, к тому, чтобы быть финансово обеспеченным – так как будет уверен, что богатство — это черта только плохих людей.

ОШИБКА №3. Покупать ребенку все, что он хочет

Также существует такая модель поведения, когда родители чрезмерно балуют своих детей – либо из-за того, что в детстве им тоже чего-то не хватало, либо потому, что у них долгожданный ребенок, и они всеми способами хотят дать ему все, что могут.

В обоих случаях потакание во всем, в том числе, в покупке всех вещей и игрушек, приведет к воспитанию неправильного восприятия денег. В таких семьях ребенок привыкает к тому, что у него все есть, не знает истинной ценности денег, считает, что родители обязаны давать ему все, что он хочет.

В будущем он вырастет в человека, который будет готов на все (в том числе, регулярно брать в долг), чтобы купить себе очередную новомодную вещь.

ОШИБКА №4. Контролировать все детские покупки

Каждый родитель желает своему ребенку лучшего – чтобы у него были качественные, а главное, полезные игрушки, самые безопасные велосипеды, именно развивающие игрушки и прочее.

Однако лишая ребенка выбора, вы воспитываете в нем неуверенность в себе и стремление к тому, чтобы за него все решил кто-то другой.

В будущем такому ребенку будет очень сложно – безынициативный, нерешительный, с низкой самооценкой – он вряд ли добьется больших успехов, и будет принимать решения только после одобрения другими людьми.

ОШИБКА №5. Исключить основы финансовой грамотности

Если ваш ребенок никогда не задумывался о том, что какие-то игрушки стоят дороже, а какие-то дешевле, если он никогда не пробовал накопить на игрушку мечты, и карманные деньги предоставляются ему в неограниченном количестве – значит, вы забыли уделить внимание очень важному пункту развития – изучению финансовой грамотности.

Одна из главных ошибок родителей — считать, что дети не должны думать о деньгах, так как нет такой надобности. На самом деле каждому современному ребенку просто необходимо знать цену деньгам, уметь экономить, знать, откуда они деньги, и почему иногда мама и папа категорически отказывают в очередной покупке.

Самый простой и одновременно самый интересный способ донести до ребенка главные принципы финансовой грамотности – это изучение на практике. Дать ребенку основы финграмотности помогут платежные карты для детей от Банка Астаны.

Это очень удобная система, которая, несмотря на свою новизну, уже получила большое количество положительных откликов от родителей.

Детская платежная карта Angry Birds напрямую связана с картой родителей, благодаря чему все пополнения и траты ребенка находятся под их контролем. Продуманная система включает как привычные нам функции, так и открывает удивительные возможности для детей.

Как и всегда, с помощью такой карты можно осуществлять переводы средств, оплату покупок и каких-либо услуг, и другие функции обычных карт. Но есть и огромный бонус – умная обучающая система для детей.

Речь идет о том, что с помощью детской карты у родителей появляется уникальная возможность поощрять ребенка весьма интересным способом – начисляя определенную сумму карманных денег за успеваемость, выполнение домашних дел и прочее.

Удобство системы также отражается в том, что для оценки поведения ребенка родители могут завести детский профиль на сайте www.kidcard.

kz, где есть возможность указывать персональные задания.

Ребенок тоже имеет доступ к системе – там он может отмечать свои заслуги, планировать расходы и будущие траты, а также научиться экономить и откладывать определённый процент под покупку мечты.

Дорогие родители, помните, что именно вы даете своему ребенку правильное восприятие к деньгам, и от вас зависит – будет ли он в будущем страдать чрезмерным накопительством, станет транжирой, или вырастет успешным и целеустремленным человеком, который будет знать истинную цену труду и деньгам

*На правах рекламы

Источник: https://pandaland.kz/articles/nashi-deti/vospitanie/ne-prosi-deneg-net-glavnye-oshibki-finansovogo-vospitaniya

Дети и деньги — Психологос

Деньги у ребенка могут быть и хорошим, и плохим решением.

Самое главное, от чего это зависит: какие отношения в семье? Если хорошие, все дружно, родители умные и родители в авторитете, то в такой семье любые эксперименты хороши.

И эксперимент с деньгами в такой семье будет кстати — ребенок с его помощью будет учиться обращению с деньгами и многим другим полезным вещам.

Если же с ребенком конфликты, ребенок не слушается, то попытки «купить» нормальное поведение ребенка деньгами — глупость и вред.

Не менее важный вопрос: сохраняется ли в вашем эксперименте с деньгами родительская власть и понимает ли ребенок, под какую задачу родители разрешают ему подобные заработки? Если ребенок думает, что теперь родители ему что-то «должны» и он теперь будет требовать себе положенное — такой эксперимент прекращайте сразу. Если же он понимает, что у него две задачи — 1) учиться хорошо и радостно вести себя в садике и 2) учиться правильно обращаться с деньгами, — то всё в порядке. Как эти задачи будут решены, деньги он перестанет получать. И пусть тогда думает, чем он еще хочет себя научить, если хочет зарабатывать деньги?

Дети и деньги — у этой проблемы несколько сторон. Есть деньги, которые ребенок может зарабатывать, есть деньги, которые ему родители выдают (карманные деньги).

Карманные деньги

По поводу карманных денег аргументы ЗА и ПРОТИВ следующие.

Аргументы против, которые приводят некоторые родители:

  • нецелесообразно — ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;
  • слишком много внимания денежным вопросам — будет жадным, алчным;
  • если регулярно снабжать деньгами — станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает — не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;
  • носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае — зависть других детей, в худшем — отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).

Аргументы за:

  • ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;
  • пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков — не станет рисковать во взрослой жизни;
  • если не давать — возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Вывод: не торопитесь высказываться на эту тему категорично. Бывают разные дети, разные семьи, разные ситуации, всегда нужно думать. Подумаем?

С какого возраста стоит давать ребенку деньги на мелкие (а потом и не очень мелкие) расходы?

Есть две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или с момента поступления в школу. Хотя ведь нередко эти два момента в жизни ребенка совпадают!

Как определить, можно ли уже дать ему какую-то сумму, чтобы тратил по своему усмотрению? Просите малыша-дошкольника время от времени сходить в магазин.

Не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки? Если считаете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, объясните, почему отказываете. Подскажите, чему стоит научиться, чтобы получить желаемое.

Естественно, что с началом финансирования у ребенка появятся (или усложнятся) домашние обязанности. Каждый год в день рождения можно повышать сумму выплат — и соответственно договариваться с ребенком об увеличении его вклада в работы по дому.

Сколько давать карманных денег?

Это определяется вашими реальными семейными возможностями и здравым смыслом. И не стоит сокрушаться, если вы не можете дать сыну или дочери ту же сумму, что получают их одноклассники. Просто и твердо скажите: «Извини, это то, что я могу давать тебе на данный момент».

Просит больше? Обсудить вместе с ним или с ней семейный бюджет с цифрами в руках. Возможно, через какое-то время вы сможете выполнить просьбу (после выплаты ссуды или после запланированной крупной покупки). Договоритесь о сроках, и если уж обещали — выполните свое обещание.

Может быть и так, что вы не стеснены в средствах. Как определить верхнюю границу выдач на ребячьи расходы? Подскажет опять же здравый смысл. Причем совершенно не обязательно суммы карманных денег вашего ребенка должны расти пропорционально увеличению вашего семейного бюджета.

Кажется, в одном вопросе специалисты сходятся. Выдавать карманные деньги нужно регулярно. Тем, кто помладше — раз в неделю; более взрослым — ежемесячно.

Как выдавать?

Американские специалисты говорят, что есть четыре системы «выдавания» денег (причем хорошая из них — только одна):

  • в любое время по его прихоти (даже если есть договоренность с ребенком о регулярных выплатах);
  • исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
  • регулярно в определенном объеме, при этом безо всяких условий и оговорок;
  • также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.

Нетрудно догадаться, что оптимальной из них можно назвать последнюю по счету.

Что значит «с условием»? Первое — оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.).

Второе — родители договариваются с сыном или дочерью, что не будут лишать карманных денег из-за проступков, но всегда будут требовать выполнения определенных домашних обязанностей.

Контролировать ли самостоятельные траты ребенка?

Нужно ли контролировать, куда ребенок тратит свои карманные деньги? Конечно. Вначале вы договариваетесь с ребенком, на что вы ему деньги даете (столько на транспорт, столько на еду, столько на развлечения), после вы должны понимать, насколько удачно вашему ребенка удается тратить деньги правильно.

При этом умный контроль — всегда дифференцированный контроль.

Что-то вы будете отслеживать (а вдруг?) как абсолютно недопустимое (деньги на булочки с маком потрачены на гашиш), что-то как допустимое (деньги на булочки с маком потрачены на булочки с повидлом), а что-то — как возможность радости (деньги на булочки с маком ваш ребенок сэкономил и купил маме на день рождения букет прекрасных цветов).

У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами.

Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться, не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. Например, на сигареты, выпивку и т. п.

А как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить, на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. Вспомните себя в этом возрасте. Для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти.

Читайте также:  Давать ли младенцу воду при грудном вскармливании?

Психолог Юрис Блумбергс считает, что лучше дать и затем разбираться в ситуации, чем отказать и потом мучиться, что не поддержали сына или дочь. Настораживать должны «неуловимые» траты, когда нет никакого материального воплощения этих расходов (отговорки, что на дискотеки, на неизвестно где съеденные сладости и т. п.).

Стоит ли поощрять или наказывать деньгами?

Платить ли ребенку за то, что он выносит мусор? А за пятерки в школе? Решать этот вопрос помогает следующий принцип: «Если в семье здоровые отношения, где родители и дети близки и любят друг друга, в такие платы играть можно.

Они воспринимаются как игра, где дети учатся зарабатывать, а родители обозначают направления, где дети могут их порадовать.

Но если семья другая, где отношений между родителями и детьми по сути нет, где человеческие отношения заменяются деньгами, — это плохие игры в деньги, и этого делать не стоит.

Поощрять хорошую учебу деньгами — скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений.

Впрочем, награждать за выдающие результаты (победа на олимпиаде по трудному предмету, сдача трудного экзамена) — можно, но и здесь лучше срабатывает не просто выдать сумму денег, а подарить то, о чем ваш ребенок давно мечтал.

Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители — помочь могут!

За что деньги платить можно — это платить детям 7-8 лет за прочитанные книги. Здесь понятно, за что конкретно платятся деньги, это создает ребенку базу для учебы, расширяет его кругозор и вызывает интерес к чтению. Начиная с 9 лет, он будет с удовольствием читать уже сам, без денег. Заметим при этом, что многим родителям удается вызвать интерес к чтению и без денег…

За постоянные обязанности по дому также платить деньги — нельзя: это наша общая жизнь, каждый член семьи вносит (должен вносить) свой вклад в домашнее хозяйство.

Маме же никто не платит, за то что она готовит всем завтрак? При этом можно оплатить серьезные работы, которые обычно дети не делают (строительство дома, ремонт квартиры, освоение дачного участка) и для выполнения которых вы готовы были вызвать мастера.

Зачем же тогда платить мастеру, если это может сделать ваш сын? Тем более, если вы подчеркнете, что главное в этом случае — не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо — в зависимости от серьезности проступка.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему потерю — пусть ответит за последствия своего легкомыслия.

Постепенно в сумму на мороженое и развлечения добавлять деньги на необходимые траты. Так ребенок будет учиться рассчитывать свой бюджет.

Например, в конце месяца нужно купить проездной билет, в начале четверти предусмотреть покупку тетрадей и т. д. Да, может случиться, что ребенок потратит эти деньги не по назначению.

Тогда придется добавить сумму на неотложную покупку (например, на проездной) как бы в долг. А потом вычесть ее из карманных денег.

Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. В таком случае попробуйте разделить общую сумму на мелкие части и выдавать их ребенку дважды или трижды в неделю. Постепенно можно увеличивать эти части.

Если сын или дочь собираются самостоятельно сделать «крупную» покупку, помогите выбрать вещь, подскажите, где можно получить скидку.

В европейских странах некоторые родители открывают ребенку самостоятельный счет в банке. Он учится совершать какие-то банковские операции, например обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада. Из положенной на его имя суммы может брать деньги на покупку одежды, школьных принадлежностей, на ежемесячную оплату дополнительных занятий и т. д.

​​​​​​​Конечно, вы будете знакомить ребенка и со своей семейной бухгалтерией. Причем информировать не только о расходах. Если ребенок не знает, сколько получают родители, значит, в семье нет доверительности в отношениях друг с другом. Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение по поводу семейных трат, участвовать в планировании покупок, поездок.

Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи? Не исключено, что это поможет ему ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Разумеется, потом детские деньги должны быть возвращены (с процентами или без — решается индивидуально).

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/deti-i-dengi

Ошибки финансового воспитания детей и подростков

Знакомство с деньгами и первые самостоятельные покупки

Ребенок сталкивается с миром денег достаточно рано. В один прекрасный день папа или мама отказываются покупать своему отпрыску дорогую игрушку.

Мальчики и девочки впервые слышат про “какие-то деньги”, которых не хватает для приобретения красивой куклы или маленького радиоуправляемого автомобиля.

Многие взрослые никак не комментируют свои решения относительно покупки игрушек. Это заставляет маленького человека бояться нехватки денег.

Со временем детские интересы начинают смещаться от игрушек к банкнотам. Мальчики и девочки хотят получать и самостоятельно тратить карманные деньги, которые им вручают папа и мама. Родители, которые не дают ребенку “зарплату”, совершают большую ошибку.

Они лишают свое чадо ценного опыта, который приобретается во время самостоятельных походов по магазинам. Кто-то пытается учитывать каждую копейку, которую потратил ребенок. Чрезмерный контроль так же вреден, как и полное отсутствие такового.

Не стоит чрезмерно наказывать детей за “неправильные” траты и навязывать им собственные финансовые привычки. У маленького человека должна быть известная свобода выбора.

Материальное стимулирование может стать мощным инструментом воспитания. Ребенка можно поощрять деньгами за хорошее поведение и прилежную учебу. Финансовое подкрепление поможет родителям сформировать и закрепить у детей необходимые модели поведения.

“Откуп” от детей и низкая финансовая грамотность родителей

Распространенной проблемой является предоставление мальчикам и девочкам чрезмерно крупных сумм. Такая “денежная политика” обязательно испортит характер и разбалует маленького человека. Богатые родители часто пытаются “откупиться” от подростка.

Они отдают все свое свободное время бизнесу, коммерции и деловым переговорам. Дети остаются предоставленными сами себе. “Внезапно разбогатевший” ребенок становится мотом и транжирой.

Он пытается компенсировать отсутствие родительской ласки и любви удовольствием от дорогих покупок.

Многие родители обладают низким уровнем финансовой грамотности. Они формируют у своих детей неправильное отношение к деньгам.

Папа и мама говорят своим отпрыскам, что большие деньги можно заработать только криминальным путем. Капиталисты, предприниматели и инвесторы начинают ассоциироваться у ребенка с чем-то грязным и нехорошим.

Экономическое невежество папы и мамы лишает детей светлого финансового будущего.

“Оранжерейные растения” и беспризорники

В некоторых семьях родители пытаются вырастить “оранжерейный цветок”. Все инициативы ребенка относительно самостоятельного заработка и траты денег пресекаются на корню. Папа и мама всячески пытаются оградить свое чадо от “жестокого капиталистического мира”. Такое воспитание делает ребенка беспомощным и полностью зависимым от родителей.

Наиболее жестокую финансовую школу приходится проходить сиротам и детям из неблагополучных семей. Многие из них вынуждены воровать и заниматься попрошайничеством для того, чтобы купить себе еды. Подавляющее большинство “уличных” детей рано или поздно попадает в колонию. Уголовная среда формирует у них неправильное отношение к деньгам и окружающим людям.

Уважаемые родители!

Уделяйте время своему финансовому образованию, повышайте финансовую грамотность. Самый лучший вариант – обучение на собственном примере. Дети и подростки очень внимательно следят за вами.

Копируют, пусть и неосознанно, ваши привычки. Привлекайте детей к составлению семейного бюджета, планированию крупных покупок и отпуска.

С полученными знаниями и навыками маленькому человеку в будущем будет намного проще шагать по взрослой жизни.

Источник: https://ihappymama.ru/oshibki-finansovogo-vospitaniya-detej-i-podrostkov/

Дети и деньги: ошибки финансового воспитания | Дети в городе Украина

Опубликовано 08 Май 2018 в 11:50

Блог Дети в городе >  Дети и деньги: ошибки финансового воспитания

Photo: Pixabay

Если трехлетний малыш устраивает истерики в магазине, потому что вы отказали ему в покупке очередной конфеты-куклы-машинки, вам следует остановиться, выдохнуть и начать объяснять ребёнку, что мамин кошелек не резиновый, и чтобы заработать деньги, маме и папе нужно работать. Если с раннего возраста не научить кроху базовым принципам товарно-денежных отношений, под угрозой окажется его материальное благополучие и успешность во взрослой, самостоятельной жизни.

К сожалению, в школах не учат финансовой грамотности, поэтому детям приходится учиться на примере родителей, а это не всегда хорошо, ведь взрослые сами часто допускают типичные ошибки, которые отрицательно влияют на поведение ребёнка с деньгами.

Некоторые родители не обсуждают семейный бюджет при детях, считая, что таким образом они защищают их детство от жизненных трудностей взрослой жизни.

Но есть и другая сторона такой опеки — дети, которые не имеют никакого представления о том, сколько денег зарабатывают мама и папа и сколько они тратят на необходимые вещи, не понимают почему им отказывают в покупке игрушек или сладостей.


Не зная причину отказа, ребёнок устраивает истерику в магазине, обижается на родителей, и сам придумывает возможные основания, которые, в основном, гораздо хуже, чем нехватка средств. Например, безразличие к потребностям ребёнка или наказание за что-то. Это может негативно повлиять на детскую психику.

Photo by Joseph Chan on Unsplash

Лишая ребёнка собственных средств, вы рискуете сформировать у него комплекс неполноценности: ведь у сверстников есть карманные деньги, поэтому он может подумать, что с ним что-то не так, что он хуже других. Кроме того, школьник может интерпретировать отказ, как проявление недоверия к нему.

Взрослые обычно слишком серьезно относятся к деньгам и требуют такого же обращения от детей. Но малыши ещё не умеют сравнивать, оценивать выгоды и копить средства.

Для ребёнка важно здесь и сейчас, поэтому задача родителей — долго и старательно учить его планированию и экономии, а не наказывать за зря потраченные или потерянные деньги и упрекать пресловутым «я же тебе говорила».

Такое поведение только травмирует ребёнка и сделает его неуверенным в себе.

Photo: Pixabay

Другая сторона вопроса — вседозволенность. Дети должны знать, что такое финансовая ответственность: если все карманные деньги потрачены раньше, чем было обусловлено, не стоит сразу же давать ещё. Ребёнок так ничему не научится, а лишь потребует больше денег.

Photo: Pixabay

Деньги — едва ли не самый плохой стимул для ребёнка, который ещё не сформировал правильное отношение к финансовой стороне взрослой жизни. Школьники, которые мотивированы деньгами, забывают, что хорошие оценки — это прежде всего «билет» в успешную жизнь, их обязанность и личная ответственность.

Это касается и домашней работы. Если в обязанность ребёнка входит уборка собственной комнаты и выгул собаки — не стоит платить ему за это. Вам же никто не платит за мытье посуды? Дети быстро привыкают к таким отношениям и однажды просто откажутся что-либо делать без финансового вознаграждения.

У такой разновидности наказания может быть больше негативных последствий, чем преимуществ, например, лишение средств может подтолкнуть ребёнка к краже.

Photo: Pixabay

Вряд ли семилетний школьник найдет себе работу, а вот подросток с удовольствием пойдет раздавать листовки или выгуливать собак. Запрещая ему работать, вы проявляете недоверие к нему и снижаете самооценку, ведь считаете его недостаточно взрослым и ответственным. Школьник, возможно, откажется работать, поддавшись вашему влиянию, или просто станет скрывать от вас свою работу.

Система поощрений и наказаний должна быть четкой и понятной ребёнку. Манипулируя, вы научите его только одному — манипулировать, причем и вами, и окружающими. Карманные деньги не должны влиять на отношения между родителями и детьми.

Поступки — пример для подражания. Как бы сильно родители не пытались привить ребёнку правильную модель финансового поведения, если взрослые не следуют своим же советам, результата не будет.

Источник: https://detivgorode.ua/blog/4963-deti-i-dengi-oshibki-finansovogo-vospitaniia/

Ссылка на основную публикацию