Домашнее воспитание как альтернатива детскому саду: преимущества и недостатки

Домашнее воспитание: как жить без детского сада

Порой «домашнее воспитание» продиктовано суровой необходимостью: состоянием здоровья малыша или отсутствием мест в детском саду; а порой — исключительно «идеологическими» соображениями. Но, чем бы ни было вызвано такое решение, ситуации, в которых оказываются «домашние» дети и их родители, примерно одинаковые.

Итак, решено: ваш ребенок в сад не пойдет. Стало быть, вам придется общаться с ним 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Конечно, при наличии няни или бабушки ситуация выглядит не так серьезно, но ведь и им, и мамам, сидящим с детьми, самостоятельно придется задаваться одними и теми же вопросами.

Мы попробуем ответить на самые распространенные из них.

Где искать друзей?

Ребенку, безусловно, нужно общение со сверстниками. В садике он его получит так или иначе, а вот дома надо что-то придумывать. Прежде всего, маме следует знать, что активная коммуникация ребенка с другими детьми начинается ближе к трем годам. Возможно, позже, но никак не раньше.

Первым и главным кругом общения для ребенка станут ваши друзья, у которых есть дети.

Компания, скорее всего, окажется разновозрастной, но это и к лучшему: младшие тянутся за старшими и в результате не только быстрее осваивают многие навыки, но и учатся быть более компромиссными и гибкими.

Второй важный круг общения — детская площадка. Родители здесь объединены исключительно по территориальному признаку, и детки могут встретиться всякие, как и в группе детского сада.

Отлично! Именно в этой разнородной «песочнице» ребенок научится разрешать конфликты и преодолевать сложные моменты в общении.

На детской площадке малыш получает бесценный опыт самого различного свойства: от совместной лепки куличиков до умения отстаивать собственные интересы и защиты более слабых.

Третий круг — различные кружки и детские развивающие центры. Тут ребенок уже сам находит себе друзей с такими же, как у него, интересами, и решает, с кем сидеть за одной партой и гулять после занятий.

Важный момент, который стоит учитывать в выборе развивающих студий для малыша, — будущее поступление в школу (если вы, конечно, не собираетесь обучать ребенка на дому).

Довольно часто домашние дети чувствуют себя неуютно среди первоклашек, пришедших в школу из одной группы детского сада и хорошо знакомых между собой.

Дискомфорт, правда, обычно длится не больше пары недель — дети очень контактны и легко заводят новые знакомства, — но лучше постараться его избежать. Проблема решается просто — ребенок идет заниматься на подготовительные курсы к школе и там заранее знакомится с будущими одноклассниками.

Как найти время на себя?

Каждому знакома ситуация: родители мечтают о пятиминутке тишины и покоя, а ребенок ноет, требуя уделить ему внимание — поиграть или просто поговорить. Это случается сплошь и рядом, даже когда дети ходят в сад, а уж если они сидят дома, такие требования носят практически круглосуточный характер.

Проблему необходимо научиться разрешать ко взаимному удовольствию, иначе родителям (бабушкам и даже няням) грозит быстрое и почти необратимое умопомешательство. Ключевые слова здесь — совместная деятельность. Даже младенец, пока мама моет посуду, может стучать ложкой по кастрюле или перебирать безопасные пластиковые стаканы.

А уж для трехлетки найдется масса дел, которые могут действительно оказаться подспорьем матери.

Договоритесь с ребенком, что, если вы заняты каким-то делом, он помогает вам поскорее с ним справиться, а потом вы вместе читаете или играете в машинки с куклами.

Впрочем, если вам просто хочется поваляться на диване с журналом, с чадом тоже можно договориться: вы ему книжку с большими картинками или задание нарисовать кита в море, а он вам — 20 минут вожделенного покоя.

При этом, конечно, надо попытаться максимально обезопасить квартиру: острые, режущие, колючие и прочие опасные для детского здоровья предметы не должны находиться в зоне досягаемости малыша.

Отдельная проблема — телефонные разговоры. Практика показывает, что, как только мама берет в руки трубку и звонит подруге, она немедленно становится необходима малышу. И он не успокоится до тех пор, пока не прервет разговор.

Выход есть! Дети ведут себя так не из вредности, а из ревности (как это кто-то в телефоне может быть интересней, чем я) и из любопытства (о чем это мама с ним разговаривает?). Протяните малышу трубку, пусть он пару минут поговорит с вашими друзьями — этого, как правило, оказывается вполне достаточно, чтобы он потерял интерес к процессу.

Чем спокойнее и адекватнее вы будете относиться к «приставаниям» наследника, тем проще договориться с ним о том, чтобы он выделил вам свободное время.

Как развивать ребенка? Что он должен знать к школе?

Как развивать?

Требования к уровню развития детей растут год от года, и переживания мам по поводу того, достаточно ли «образован» их малыш для своего возраста, постоянно повышают эту планку. Не поддавайтесь этой так называемой «родительской лихорадке».

Исходить здесь нужно не из собственных представлений об идеальном и, естественно, гениальном малыше, не из того, что говорят умные люди в книжках и продвинутые мамы на детской площадке, а исключительно из потребностей и возможностей вашего ребенка.

В сознании малыша любящая мама ни в коем случае не должна слиться с образом строгой и требовательной учительницы.

Поэтому, если в процессе обучения чтению, счету или, например, рисованию у вас регулярно возникают конфликты из серии «Ну как же ты не понимаешь такую ерунду?! Немедленно сделай, как я говорю!», то раннее образование чада лучше передоверить профессионалам. Чем дольше ребенок будет думать, что учиться — это приятно, тем с наименьшими потерями он потом переживет школу.

В деле дошкольного образования очень кстати придутся всевозможные развивающие центры и кружки. Отдельное внимание обратите на те семейные и детские центры, которые предлагают совместные занятия родителей и детей.

Это, кроме прочего, отличный способ проведения семейного досуга, да и ребенку полезно посмотреть на маму, у которой никак не получается вылепить мало-мальски похожую на настоящую лошадь.

Именно в таких ситуациях доверие детей к родителям значительно возрастает и они хорошо понимают, что не уметь чего-то делать совсем не страшно.

Ну и наконец, важным аргументом за развивающие центры является подготовка к школе (как в виде знакомства с будущими одноклассниками, так и в виде приобретения необходимых навыков). Постарайтесь выбрать занятия, где ребенок не только научится чтению, письму или счету, но и сможет постепенно, без стресса привыкнуть к школьному распорядку: домашним заданиям, урокам по расписанию.

Как не избаловать?

Распространенный страх, что «домашние» мальчики и девочки вырастут слишком изнеженными и неприспособленными к жизни на самом деле абсолютно беспочвенен.

То, каким будет ребенок, зависит не от того, ходит ли он в садик, а от того, как ведут себя воспитывающие его взрослые.

Если вы не будете трястись над каждой царапинкой, вмешиваться в его отношения с другими детьми и сломя голову выполнять каждую просьбу наследника, то никакой синдром «мимозы из ботанического сада» ему не грозит.

Теперь о дисциплине

Сторонники детского сада в качестве главного козыря говорят о том, что там малыш живет по определенному расписанию и волей-неволей, но организуется. Дома же выстроить четкий распорядок дня якобы невозможно. Утверждение, согласитесь, крайне спорное.

Если вы хорошо умеете организовывать собственное время, то и с самым непослушным ребенком справитесь. Менее ответственным мамам придется посложнее, но и тут особенных проблем не будет. На самом деле с «домашним» ребенком можно жить по любому расписанию, важно только, чтобы оно устраивало всех обитателей дома.

Главное — соблюдать последовательность действий, а не точное время их выполнения.

Просто обозначьте себе определенный промежуток, в который нужно уложиться: пусть дневной сон у ребенка будет не в два, а «в районе двух», а в магазин будет нужно успеть «до десяти». Маленькие дети очень любят ритуализацию бытовой жизни, и этим можно воспользоваться.

Например, если малыш плохо засыпает, придумайте предсонный ритуал и строго его выполняйте, не забывая про мелочи: любимая пижама или игрушка, определенное печенье, вечерний сок в одной и той же кружке и т. д.

Подобным образом можно регламентировать что угодно: выход на прогулку, семейные обеды, домашние дела, игры и развивающие занятия.

Воспитательницы, заставляющие «садовских» детей съесть весь суп без остатка и нервно загоняющие их на дневной сон, вряд ли таким образом сумеют повлиять на организованность малышей. А вот «домашняя» мама, применив капельку фантазии, добьется в этом деле если не больших, то уж точно не меньших успехов.

Как, впрочем, и во всех аспектах «дошкольного» воспитания. Подводя итоги, можно с абсолютной уверенностью сказать, что в детсадовской системе нет ничего такого, чему нельзя было научить ребенка дома. Разве что мамам и папам «домашних детей» понадобится чуть больше терпения и выдержки, которых мы им искренне и желаем.

Надо знать

На данный момент в России нет единого государственного образовательного стандарта для детских садов.

Существует специальное приложение к приказу Министерства образования под длинным названием «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях».

Списка «Что должен уметь мой ребенок в возрасте *** лет», который страстно желают иметь многие родители, увы, нет. Текст документа состоит из множества рекомендаций воспитателям. Впрочем, из них сообразительный человек тоже может почерпнуть массу нужных родителю сведений.

К моменту окончания детского сада ребенок должен уметь:

  • Играть. Вместе с другими детьми и самостоятельно; признавать и соблюдать правила той или иной игры; фантазировать и придумывать игровые сюжеты
  • Социализироваться. Уметь работать в команде, строить отношения с другими детьми и самостоятельно разрешать несложные конфликты; знать правила поведения в общественном месте и уметь их соблюдать; знать основы безопасности
  • «Художничать». Различать цвета, вырезать ножницами заданные простые фигуры, рисовать карандашами, фломастерами и красками; творчески сотрудничать с другими детьми; понимать пропорции изображаемых предметов, выстраивать композицию рисунка
  • «Музицировать». Петь, играть на простых инструментах, танцевать, различать музыку по жанрам. Также ребенок должен иметь представление о том, что такое чувство ритма, слух и тембр голоса
  • Конструировать. Изучать простые геометрические формы, их использование в различных конструкциях; строить из кубиков и конструкторов по простейшим схемам; мастерить из природных материалов
  • Разговаривать. Уметь грамотно строить предложения, описывать ситуации, пересказывать истории, читать легкие (детские) стихи наизусть, понимать речь взрослых
  • Двигаться. Бегать, прыгать, играть в подвижные игры
  • Логически мыслить и считать. Различать простые предметы по качественным признакам: форме, цвету, величине, категориям (мебель, растения, еда); понимать количественные характеристики: счет до 10, умение посчитать, на сколько частей разделили яблоки; развивать пространственные представления (верх-низ, лево-право, спереди-сзади); уметь двигаться в заданном направлении; определять время
  • Источник: https://www.GoodHouse.ru/family_and_children/education/domashnee-vospitanie-kak-zhit-bez-detskogo-sada/

    » Альтернативы детскому саду. Часть 1

    Даже самые ярые противники детских садов не станут спорить, что есть в них и свои преимущества. Желая найти разумную альтернативу дошкольным образовательным учреждениям, имеет смысл в первую очередь ответить на вопрос: а что дает детский сад, чему, собственно, следует искать замену?

    Несколько причин, в силу которых родители выбирают детский сад

    • Ребенок получает первые знания о мире, природе, науках на специальных занятиях и прогулках, которые организует воспитатель;
    • Играя со всевозможными конструкторами, материалами, принадлежностями для творческой работы, дети открывают свои таланты, развивают креативное мышление, учатся рисовать, петь, танцевать;
    • В повседневной жизни без постоянного контроля родителей дошкольники становятся более самостоятельными, осваивают навыки самообслуживания;
    • Именно общение в группе и на прогулках максимально приближено к реальной жизни, которая ожидает детей в недалеком будущем. Здесь они получают первый опыт взаимодействия в обществе, проходят необходимую социализацию.

    Исходя из приведенных выше неоспоримых преимуществ детских садов, можно подобрать им подходящую альтернативу, проанализировав положительные и отрицательные моменты каждого из вариантов.

    Вариант прекрасно подойдет для противников садиковской пищи из-за состояния здоровья ребенка или потому что не нравится меню, для тех, кто по каким-либо причинам против сна вне дома или просто не хочет, чтобы малыш долго находился с чужими людьми. Определить ребенка в детский садик только до обеда не составит труда, так как в настоящее время уж активно функционируют целые группы неполного дня или, в крайнем случае, можно договориться с воспитателем в частном порядке.

    Преимущества посещения детского сада неполный день:

    • Находясь всего несколько часов в день в детском садике, ребенок получает в достаточной мере все необходимое для успешной социализации, начиная с общения с одногодками на свежем воздухе, заканчивая ролевыми играми в группе.
    • Все занятия, включая творческие задания, воспитатель проводит в первой половине дня. Поэтому ребенок, посещающий детский сад только на это время, получит все необходимые навыки для развития творческих способностей, а также знания для последующей успешной интеграции в систему школьного обучения.
    • Водить ребенка в государственное дошкольное образовательное учреждение было и остается самым бюджетным вариантом времяпрепровождения и обучения детей, следовательно, если родители ограничены в средствах или предпочитают потратить деньги там, где это, по их мнению, более разумно, то вариант с посещением ребенком детского сада неполный день также подойдет идеально.

    Недостатки такого выбора:

    • Родителям необходимо разбить свой день для того, чтобы в первой половине дня успевать делать все свои «взрослые» дела, а остальное время посвящать своему ребенку. Это не всегда удобно, особенно если мать собирается вернуться на работу.
    • Качество знаний, почерпнутых в группе детей, где больше двадцати человек, оставляет желать лучшего. Поэтому если родители хотят, чтобы их ребенок получил лучшее согласно своему темпераменту и способностям, скорее всего, это не самый подходящий вариант.

    Частный детсад

    Платные негосударственные дошкольные учреждения стали панацеей во времена огромных очередей в обычные детские сады. В настоящий момент они незаменимы в том случае, если родители хотели бы отдать своего ребенка в группу наполняемостью не больше 10 человек.

    Если у семьи достаточно средств, то у такой формы организации времяпрепровождения ребенка есть огромное количество плюсов:

    • Получая необходимое общение в среде сверстников, ребенок также постоянно находится в поле зрения педагога, который придет к нему на помощь или ответит на вопрос, поможет включиться в игру или наладить контакт с другими детьми.
    • Родители могут быть уверены, что с их ребенком занимается грамотный специалист, ведь уважающий себя директор платного дошкольного учреждения, работающий на перспективу и добрую репутацию, тщательно подбирает персонал.
    • Платный детский сад предоставляет тот же спектр развивающих и готовящих к школе занятий и ролевых игр, что и государственный, поэтому находясь в таком учреждении, дети получают еще и всестороннее развитие, азы счета и письма, открывают свои способности и таланты, а также приобретают навыки самообслуживания.
    • При желании программу ребенка можно расширить дополнительными уроками иностранного языка или, скажем, плавания, в зависимости от желаний и склонностей малыша, а также финансовых возможностей родителей. Чаще всего администрация частного детского сада готова предоставить факультативные занятия по просьбе родителей, так как это положительно сказывается и на репутации заведения, и на его доходах.
    • Мать, отдавая ребенка в группу частного детского сада, может со спокойной душой возвращаться к своей прежней жизни, выходить на работу, будучи уверенной, что ее малыш в надежных руках и получает все необходимое.
    Читайте также:  Идеальное время для появления второго ребенка

    Недостатки частного детского сада:

    • К сожалению, высокую вероятность заболеть во время сезонных эпидемий не отменяет даже то, что детей в группе не так много, как в обычном детском саду. Поэтому родители, выходя на работу в том числе и с целью оплачивать занятия своего ребенка, должны быть готовы периодически подключать и няню, ведь, как правило, работодатель не стремится сотрудничать с тем, кто в любой момент может сесть на больничный.
    • Частный детский сад несет с собой большое количество расходов, ведь все, начиная с аренды помещения и зарплаты персонала, заканчивая посудой и канцелярскими принадлежностями, оплачивается из кармана родителей.

    Группа раннего развития

    В так называемых «развивашках» дети в небольших группах, обычно до 10 человек, в игровой форме под руководством квалифицированного педагога ни много, ни мало познают мир.

    После посещения таких занятий ребенок с восторгом расскажет, как он самостоятельно выяснил, что лед — это твердая вода, а свечи горят, пока есть воздух.

    Кроме знаний о природе и окружающем мире, в группах раннего развития ребятишки изучают языки, поют и танцуют, рисуют и лепят, все это от двух до четырех часов в день по выбранной родителями программе и в определенном ими же режиме.

    Группы раннего развития имеют ряд неоспоримых преимуществ перед остальными государственными и платными формами пребывания дошкольника:

    • При организации групп учитывается индивидуальность и склонности каждого ребенка — не только его возраст, но и пол, особенности темперамента и восприятия информации.
    • Небольшие по наполняемости группы несут также огромное количество плюсов:

    — легче соблюдать дисциплину, проще отвлечь, успокоить или привести «в чувства» возбужденных детей;

    — во время занятия воспитатель может уделить внимание каждому ребенку, помочь ему, ответить на его вопросы.

    • Родители вправе выбирать не только направление обучения, но и время проведения занятий. Это позволяет подстроить детское расписание под свое собственное, а также не нарушать биоритмы ребенка, например, заставляя его рано вставать и куда-то идти в любую погоду и при любом настроении.
    • Меньше вариантов заболеть, несмотря на постоянное общение детей друг с другом. В группах раннего развития в отличие от детских садов дети никогда не кушают, не бегают на улице с не завязанными шарфами, не переодеваются перед сном и т. д.
    • «Развивалок» огромное количество, и если по каким-то причинам не устроила одна, довольно легко найти другую. В тому же не стоит забывать, что в отличие от государственных образовательных учреждений, между любыми частными кампаниями существует конкуренция, так как они функционируют за счет вложений клиентов. Это означает, что организация, предоставляющая услуги по развитию дошкольников постарается сделать все, чтобы вы выбрали ее, а это дает большую возможность родителям налаживать необходимые опции, подстраивая все, что только возможно, под свои нужды.

    «Развивалки» предоставляют сильную и грамотную подготовку к школе в силe ряда причин

    • Делается упор на познание, развитие, узнавание и усвоение нового, а не на труд и самообслуживание. То есть условия на занятиях групп раннего развития максимально приближены к урокам в школе, что несомненно прекрасно готовит и адаптирует к атмосфере и системе дальнейшего обучения в более старшем возрасте;
    • Отличные разработанные и опробованные специалистами программы обучения использует грамотный педагог;
    • В квалификации преподавательского состава не приходится сомневаться, так как в подобные учебные заведения на каждое рабочее место огромный конкурс, педагоги имеют приличную зарплату, а потому и спрос с них серьезный.

    К сожалению, в муниципальных детских садах родителям и их детям в большинстве случаев приходится сталкиваться с обратной картиной: либо воспитатель с тридцати-сорокалетним стажем уже устал, считает дни до пенсии и ему совсем не хочется пробовать ничего нового, внедрять современные технологии, либо молодой специалист, только что окончивший институт, которому самому требуется адаптация к новым условиям работы.

    Комплексное занятие для детей 1,5-2 лет в группе раннего развития (видео)

    Недостаток у групп раннего развития один — стоимость.

    Закономерно, что за повышенное внимание педагога, специальные методики и классы, оборудованные по последнему слову техники, родителям придется соразмерно платить. Кроме того, оставшиеся после занятий часы нужно суметь заполнить либо за счет собственного свободного времени, либо вновь оплачивая услуги няни или гувернантки, а это еще большие расходы.

    Какой вариант предпочтительнее

    Каждая форма организации времяпрепровождения ребенка имеет свои плюсы и минусы, а потому родителям, прежде всего, нужно определиться, чего именно они хотели бы от дошкольного образовательного учреждения.

    Если упор делается на социализацию, то семье следует исходить из собственного бюджета, потому что как государственные детские сады, так и частные, предоставляют практически равные возможности для малыша в этой области.

    Если первостепенным видится получение новых знаний и формирование навыков у ребенка, то неоспоримое преимущество у групп раннего развития, а на втором месте — частные детские сады. К сожалению, муниципальные образовательные учреждения не выдерживают конкуренции в том, что касается качества образования дошкольников.

    Если у родителей нет времени вникать в тонкости процесса обучения или они очень заняты в течение рабочего дня, то частный детский сад, где ребенок находится с утра до вечера, учится и играет под руководством грамотного педагога, снимет головную боль в решении всех вопросов.

    Если же мама с папой хотят постоянно присутствовать в поле зрения ребенка, регулировать его жизнь и занимать в ней свое вполне определенное и значимое место, то полдня в детском садике или посещение «развивашек» дадут им такую возможность.

    Каждый вариант призван решать свои задачи, каждый приемлем и идеально впишется в чью-то конкретную ситуацию.

    Источник: https://paidagogos.com/alternativyi-detskomu-sadu-chast-1.html

    Альтернатива детскому саду

    Итак, допустим, чтовашему чуду нахождение в садике нежелательно, а у вас есть возможности избавить его от этого. Какие можно предложить альтернативы?

    И как мама, и как психолог могу порекомендовать в этом случае школу раннего развития – так называемую «развивалку».

    Группы раннего развития – это такие заведения, где вашего ребенка на 2-4 часа займут интересными и полезными делами в форме игровых занятий: детки в таких группах учатся общаться, познавать закономерности окружающего мира, ставят «опыты», изучают родной и иностранный язык, считают, готовят ручку к письму, занимаются музыкой и танцами – словом, овладевают всем понемножку.

    Каковы плюсы «развивалки» в сравнении с детским садом? 1) индивидуальный подход и внимание к особенностям личности ребенка (что легко соблюсти, когда в группе 5-7 человек); 2) небольшие группы (что является нормой для хорошей «развивалки»);

    3) ;

    4) хорошие программы в грамотных руках; 5) имеют квалифицированные кадры, поскольку оплата за обучение немалая, и, соответственно, зарплата у сотрудников – не в пример воспитателям садов, а значит – конкурсный отбор и обязательное профсоответствие. А если нет – родители голосуют рублем, всегда можно ребенка перевести в другую «школку», благо их сейчас множество; 6) предоставляют возможность выбора времени посещения – а значит, отсутствует необходимость ломки биоритмов ребенка; 7) меньше грузят иммунную систему, поскольку: — в развивалки, за редчайшим исключением, в отличие от садов, не допускаются дети даже с легким недомоганием, — дети не едят и не спят совместно, — в развивалках дети не гуляют – а значит не переодеваются.

    Минусы:

    1) неполный день – маме придется нанимать няню на остальное время или работать на полставки; 2) нередко школы раннего развития или «группы неполного дня» – очень дорогое удовольствие. Как видим, минусов ощутимо меньше и все они упираются в финансы. Поэтому, если только есть возможность заменить сад развивалкой и финансы позволяют (то есть разница не катастрофична для вашего бюджета) – лучше выбрать именно этот вариант.

    С чем же можно сочетать такие группы – ведь пребывание ребенка в них краткосрочно, и несколько часов занятий в день не снимают вопроса о «занятости», наполненности его дня. Другими словами, что можно посоветовать дополнительно?

    В первую очередь, занятия спортом (конечно, если и здоровье в порядке, и возраст уже позволяет). Идеально – плавание, причем лет до 6 идет речь об «адаптации к воде и обучении навыкам поведения в воде и элементам плавания», а о серьезных тренировках вопрос может встать лишь лет с 6-7. С этого же возраста рекомендуется большой теннис.

    Это – то, что можно практически любому здоровому ребенку. По остальным видам нужна консультация с врачом – все зависит от специфики спорта и состояния здоровья малыша. А что делать, если ребенок увлекается чем-то еще, помимо активного движения? Для пластичных в этом случае можно порекомендовать гимнастические и танцевальные группы.

    Для любителей лицедейства – группы актерского мастерства для малышей. Для интеллектуалов – шахматы (моего сына взяли в неполных 5 лет; тут главное, чтобы ребенок умел хорошо считать и понимал основы геометрии – имел понятия о линии, площади, расстояния и т.д.). Для прикладных талантов – рисование, скульптура (лепка), музыка, бисероплетение, народные промыслы – кому что дано.

    Ну а если речь идет о 2-3 летних малышах, то главное – это неленивое и небестолковое внимание родителей.

    И любовь, конечно!

    Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/448210284-181805786/

    Детсад или домашнее воспитание?

    28 февраля 2013 2161

    Поделиться:

    Ваш малыш подрастает и уже следует задуматься стоит ли его определить в детский сад или все же воспитываться ребенок будет дома. У каждого из способов воспитания есть свои плюсы и минусы. В данной статье мы попытаемся разобраться и озвучить все достоинства и недостатки  домашнего и детсадовского воспитания.

    Детский сад обычно рассматривался, как заведение обязательное и у родителей даже мысли не возникает, что ребенок не будет ходит в садик, ведь мама и папа работают, и финансовое состояние семьи часто не позволяют сидеть маме дома и воспитывать ребенка. Редкий ребенок находится дома до школы и не знает, что такое ходить в сад.  Хорошо это или плохо?

                      Плюсы детского сада:

    1. Конечно же, самый главный плюс детских садов это то, что вы можете оставить ребенка под присмотром. Он будет под наблюдением воспитателей и нянек, плюс ко всему приятно будет проводить время, играя с детьми своего возраста.
    2. Относительно хорошее питание, хотя в наше время хорошее питание могут предоставить далеко не все детские сады.
    3. При посещении детского сада у ребенка формируется режим питания, сна и бодрствования, что полезно для здоровья и позволяет верно распределить силы. Кроме того, в саду проводят развивающие , обучающие занятия (в том числе, подготовка к школе), занимаются гимнастикой и физкультурой. Не в каждой семье есть время и возможность дать все это ребенку в течении дня.
    4. В детском саду ребенок учится социальному взаимодействию со сверстниками и взрослыми (воспитателями), что несомненно отличается от общения  в семье. Взаимоотношения детей в группе детского сада никогда не сравнятся с общением дома, в гостях или на детской площадке, поскольку в саду ребенок вовлекается в многообразие вариантов ситуаций (бытовых, личных и общественных). Это колоссальный опыт, ведь он попадает в условия, где рядом находятся совершенно разные люди, не такие как он сам  или его семья, с другими взглядами и желаниями, с другим поведением и способами общения. Такой опыт получить в домашних условиях просто не возможно.
    5. Кроме того, ребенок учится принимать решения самостоятельно, отстаивать свою позицию, идти на компромисс или защищаться, при этом дети не только играют друг с другом, они учатся совместно обедать или собираться на прогулку, делать домашние дела  (застилать постель, убирать посуду со стола, собирать игрушки, поливать цветы). Все это положительно отражается на формировании личности ребенка, поскольку он находится в среде сверстников, таких как он и таких непохожих на него.
    6. В саду у ребенка появляется возможность проявить себя, он более самостоятельный, так как рядом нет мамы (бабушки),  которая за него уберет игрушки или покормит с ложечки, в саду ребенок выполняет все то, что необходимо согласно его возрасту, в том числе и ухаживает за собой.
    Читайте также:  Детские молочные смеси нутрилон (nutrilon)

    Минусы детского сада:

    1. Самый главный минус детских садов – это с многолетние очереди в него. К сожалению, в нашей стране зарабатывают абсолютно на всем, даже на таких заведениях, как детские сады. Что бы не стоять долгие очереди в детские заведения нам приходится платить так называемую «спонсорскую помощь», которая в свою очередь стоит немалых денег, а если этих денег нет, то приходится стоять в этой очереди по 3 – 4 года.
    2. Длительное пребывание ребенка в саду, целый день без матери (которая еще очень необходима ребенку для благополучного развития) может отрицательно сказаться на психическом состоянии малыша. Часто дети тяжело переживают отрыв от дома и в частности от мамы, плачут, грустят и отказываются ходить в сад. Выходом зачастую является неполный день, когда дети практически поровну находятся в саду и дома. Конечно, не всегда это возможно, но по-крайней мере в самом начале ребенка лучше оставлять на неполный день и то после того, как некоторое время малыш будет ходить в сад совместно с мамой. Обычно такой вариант адаптации к саду предлагают в так называемых, ясельных группах с 1, 5 лет. Однако и дети старше 1,5 лет могут испытывать те же отрицательные эмоции и чувства, что и малыши. Поэтому следует очень серьезно отнестись к адаптационному периоду в детском саду, со всех сторон продумать выбор детского учреждения, познакомиться с персоналом, с условиями воспитания детей в данном саду, ведь те люди, с которыми Вы оставляете своего ребенка должны вызывать и оправдывать Ваше доверие, кроме того, воспитатель должен расположить к себе ребенка, найти к нему подход, заинтересовать и отвлечь (при необходимости) от грустных мыслей. Именно воспитатели организовывают ту среду, в которой находятся дети.
    3. Еще одним минусом я считаю то, что когда за ним присматривает «чужая тетя», она, конечно же, будет смотреть за ним, но она будет к нему относиться не более как просто к ребенку, и может сделать то, чего бы вы себе не позволили сделать с вашим чадом, например, накричать на него или ударить, что в настоящее время не редкость! (Хотя и няня может принести не меньше вреда).
    4. Еще из минусов можно назвать частые заболевания ребенка, особенно, в первое время посещения сада. Это связано не только с тем, что ребенок может простудиться или заразиться от других детей, но и с психологическим дискомфортом.  Если малышу очень плохо в саду, это скажется на его здоровье.
    5. В детском садике дети «набираются» разных плохих слов и привычек от новых друзей. Воспитатели не следят за этим, а вот родителям придется разгребать эту кашу. Детки все впитывают, как губка, и хорошее, и плохое. Поэтому садик, в этом случае, не лучшее место пребывания для вашего ребенка.
    6. Как бы не противоречило, но питание это тоже существенный минус детских садиков. Согласитесь, даже хорошо приготовленная еда не заменитеду домашенго приготовления. Что уже говорить о качестве продуктов и прочих прелестях общепита. Родители порой не хотят отдавать малыша в детское учреждение, потому что сами прошли эту непростую школу детского коллектива и отношения педагога к воспитанникам. Родители боятся, что их ребёнок останется без внимания, без поддержки, когда они будут далеко от него. Но все ли так просто? Разберемся.

    Плюсы домашнего воспитания:

    1. Дома малыш чувствует себя всегда спокойно, он соблюдает привычный ему режим, вокруг него – родные люди, которые вовремя ободрят, помогут, подскажут.
    2. Малыш в семье не испытывает стресса, он ежедневно просыпается в хорошем расположении духа, его не расталкивают в семь часов утра, чтобы тащить к детскому саду по дождливой холодной погоде. Бабушка сделает ему вкусный завтрак, потом они вместе пойдут на прогулку, а заодно – по магазинам.
    3. После обеда малыш может поспать, а если спать не хочет – бабушка или мама почитают ему книжку, поиграют с ним. В жизни малыша нет перегрузок, лишних волнений и тревог – когда его заберут домой, рано или поздно придут за ним его родители?
    4. Малышу, находящемуся дома, полное внимание со стороны других членов семьи, а в группе детей воспитатель даже может не заметить затруднений или проблем у одного ребёнка, когда их всего двадцать пять.
    5. Безусловно, семейное воспитание, основанное на стабильных традициях и семейных ценностях – это очень важно, это – первая школа малыша, которая сформирует его взгляды на роль семьи для себя, и на свою роль в семье.
    6. К одним из безусловных плюсов домашнего воспитания детей относится исчезновение из семейного бюджета такой статьи расходов, как детсад. А ведь это экономия как минимум 2 500 тысяч рублей ежемесячно. Ну, если не считать еще размеров единоразовой взятки, которую некоторые вынуждены давать за то, чтобы их ребенок вообще попал в дошкольное учреждение. Кроме того, мамы и папы навсегда забывают также о дополнительных «поборах» в течение года (на подарки воспитателям, на костюмы для детского утренника, на игрушки и материалы для поделок и так далее).
    7. Если же у родителей есть желание и главное — позволяют возможности, они могут заниматься с малышом не только самостоятельно, но и могут нанять себе для подмоги гувернантку или репетиторов. В этом случае домашнее обучение может проходить на основах более профессионального подхода.
    8. Кроме того, домашнее воспитание подразумевает то, что ребенок будет получать исключительно домашнее питание, которое будет составлено исключительно с учетом традиции семьи и индивидуальных особенностей ребенка.

    Минусы домашнего воспитания:

    1. Жизнь не ограничивается семейными рамками, и когда-нибудь малыш встретит людей грубых, заносчивых, более активных, чем он, и не сможет противостоять негативным натискам, потому что получил совершенно тепличное воспитание, изолированное от всех моделей социума, которые существуют вне его семьи. Исключительно семейное воспитание – очень сложный вопрос, обрастающий большими проблемами, которые не в силах разрешить даже родители высокого статуса, с большими доходами.
    2. Общение исключительно с членами своей семьи, ну или на худой конец еще и с гувернером или репетитором, ограничивает возможности ребенка овладеть навыками общения со сверстниками. Это не самым лучшим образом может сказаться на его умении в дальнейшем взаимодействовать с окружающими. Может также пострадать детская способность уверенно чувствовать себя в школьном коллективе — в частности, и в социуме — в целом.
    3. Оградив детский иммунитет от неизбежных детских «болячек», которыми он может переболеть в детском саду, Вы рискуете по полной огрести себе эти же проблемы в период школы.
    4. При обучении в группе и во время пребывания в детском садике у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников. Как говорят психологи, это положительным образом влияет на формирование детской самооценки и «прививает» способность критично относиться к своим успехам.
    5. Детсадовский ребенок лучше овладевает столь необходимыми навыками самообучения, которые, несомненно, помогут ему по жизни. Ведь не секрет, что для успеха во взрослой жизни нужны не столько сами знания, которые мы приобретаем в процессе дошкольного и школьного обучения, сколько умение добывать их самостоятельно из различных источников.
    6. Не всегда есть дедушки и бабушки, которым можно оставить ребенка, чтобы оба родителя работали.

    Наверное, невозможно в проблеме воспитания дать один готовый рецепт для всех семей, всех детей. Все дети разные, и одни, пройдя школу только домашнего обучения и воспитания, становятся открытыми и адекватными членами общества, не испытывают проблем и трудностей в общении, имеют адекватную самооценку.

    Другие же дети остро недобирают опыт общения, и становятся «белыми воронами», резко отличаясь от тех членов коллектива, в который попали. Хорошо, если при этом малыш не чувствует своей ущербности, и ему нравится быть не таким, как все.

    Но если самооценка у ребёнка сильно снижена – он может стать настоящим изгоем, и не сможет добиться чего-либо значимого в своей жизни.

    https://www.youtube.com/watch?v=EnZ_qYrB4KA

    Вместо того чтобы «запирать» малыша в четырёх стенах, может быть, родителям стоит более серьёзно и обдуманно подойти к вопросу выбора школы для ребёнка, планировать период подготовки ребёнка к школе, чтобы не поставить малыша в неравные условия со своими сверстниками, когда они получат иммунитет против социальной несправедливости, а он – нет. Как можно раньше, ребёнка необходимо знакомить с другими детьми, играть с ними вместе на детской площадке на прогулках, приглашать их в гости, показывая, как им образом нужно взаимодействовать с окружающими, как решать возникающие проблемы в общении.

    Взаимоотношения ребёнка со взрослым строятся совсем по и ному принципу, чем взаимоотношения между сверстниками, и поэтому в семье, даже самой положительной, ребёнок не может почерпнут нужного ему опыта гибкости, лабильности, терпимости в отношениях, умения дружить на равных, учиться друг у друга и учить приятеля чему-то.

    Семейное, «домашнее» воспитание и обучение очень ценно, но при его выборе, при принятии решения о нём родители должны ориентироваться на самого ребёнка, его потребности – и возрастные, в том числе. Как мы уже помним, самое недопустимое в воспитании – упустить время, и поэтому к вопросу выбора домашнего обучения нужно подходить очень обдуманно, объективно и взвешенно.

    Источник: http://MamaGo.ru/pages/mybaby/ot-1-do-3/detsad-ili-domashnee-vospitanie.html

    Детский сад или домашнее воспитание детей

    На фото детский сад

    Что лучше: детский сад или домашнее воспитание детей?

    Все родители (а так же те, кто только собираются ими стать) обязательно задаются одним из самых важных вопросов, на котором строится все воспитание детей дошкольного возраста, а также особенности жизни самой семьи.

    Отдавать ли ребенка в детский сад? В государственный или в частный? А может лучше оставить ребенка дома и воспитывать самим? В этой статье мы постараемся разобраться с плюсами и минусами каждого варианта дошкольного воспитания и поможем вам найти ответ на этот важный вопрос.

    Государственный детский сад. Итак, государственный детский сад, казалось бы, очень удобно.

    Отвел ребенка с утра в садик, там его воспитывают профессиональные воспитатели, ребенок постоянно находится под их присмотром, готовится к школе, всесторонне развивается по стандартной педагогической программе, которая не упустит ничего важного, общается и играет с другими детьми, гуляет, полноценно питается. Родители в это время занимаются домашними делами или идут на работу и только вечером забирают ребенка домой.

    Несомненно, положительных моментов немало, но давайте разберем и отрицательные.

    Вам приходилось будить своего больше жизни любимого, единственного, самого дорогого сыночка или дочку в 6-7 часов утра, наспех умывать и одевать и всего в слезах (от раннего подъема и предстоящей разлуки с родителями на целый день) вести в этот самый детский сад сквозь дождь, снег, мороз и прочую непогоду, а потом уже в самом детском саду пытаться хоть как-то уговорить и успокоить, обещая прийти за ним как можно скорее? А потом стоять за дверью и ждать, когда ребенок перестанет плакать. А потом бежать, опаздывая, на свою работу…

    Исследования ученых доказали, что ни один ребенок до 5-летнего возраста не готов к расставанию с родителями на целый день, и каждый раз, когда мы отдаем утром ребенка в садик, мы наносим ему психологическую травму в той или иной степени.

    Читайте также:  Вредны ли подгузники для мальчиков

    Не нужно забывать и о том, что в детском саду на одного воспитателя приходится до 20 детей (стандартная численность группы), поэтому при всем желании, при всем педагогическом опыте и доброте воспитатель не сможет уделить столько внимания и заботы конкретному ребенку, как мама и папа дома, не сможет подойти к нему настолько индивидуально, как это смогут родители. А если воспитатель недостаточно квалифицированный? А если не смог найти подход к вашему ребенку? Тогда ситуация еще хуже.

    Далее. Все дети приходят в детский сад из различных семей с разными моральными нормами и устоями, некоторые семьи откровенно неблагополучные. Для каких-то детей вполне естественно с 5 лет нецензурно выражаться, ударить другого ребенка, отобрать игрушку. Кто-то с рождения обладает навыками коммуникабельности, кому-то знакомиться, общаться и играть вместе с другими сложно.

    Детский сад становится первой школой жизни для ребенка, учит его приспосабливаться к ситуации или самому влиять на нее, общаться с другими детьми, справляться с проблемами в этом общении. Здесь очень важна роль воспитателя как регулирующего звена отношений между детьми.

    Иначе дети страдают не только от расставания с родителями, но и от обид и конфликтов, а то и унижений в своей группе.

    Что касается питания в детском саду, то оно тоже часто оставляет желать лучшего, несмотря на постоянное повышение платы за него. Некоторые дети отказываются питаться в детском саду, а это, понятное дело, негативно сказывается на их здоровье.

    Также вашего ребенка в садике вполне могут накормить продуктами, которые ему не рекомендуется употреблять в пищу (например, по причине аллергии).

    Тут уже родителям необходимо тщательно изучить меню на день и предупредить воспитателя заранее, а лучше еще раз позвонить перед самым приемом пищи. Возможны и случаи массовых отравлений.

    Нередкими бывают случаи, когда ребенок, придя в детский сад, постоянно болеет инфекционными и простудными заболеваниями.

    С одной стороны, любой ребенок, впервые попав из домашней среды в коллективную, проходит своеобразную адаптацию, его организм сталкивается с новыми вирусами и бактериями, учится от них защищаться, укрепляя свой иммунитет.

    Некоторые дети хорошо адаптируются в новой среде и не болеют, для других этот процесс происходит более сложно и сопровождается частыми заболеваниями. Если не пройти через это в дошкольном возрасте, адаптация будет происходить уже в школе, где будет связана с частыми пропусками занятий и возможным отставанием.

    Да и детскими инфекциями (ветряная оспа, краснуха и др.) тоже лучше переболеть в раннем возрасте. С другой стороны, слишком часто переносимые инфекционные заболевания (ОРЗ, грипп и др.) подрывают иммунитет и ослабляют организм, и для восстановления защитных сил требуется уже медицинское вмешательство, которое тоже не всегда помогает.

    И наконец, нельзя не отметить и самую первую проблему, стоящую перед родителями – трудности с получением места в детском саду для ребенка.

    Детям до 3 лет попасть в государственный детский сад просто практически невозможно, после 3 лет есть вероятность получения места в детском саду далеко от места проживания, тогда придется самостоятельно искать обмен, а во время поиска добираться с ребенком до детского сада, стоя в пробках часами.

    Частный детский сад. Альтернативой государственному является частный детский сад. Рассмотрим эту форму дошкольного воспитания детей.

    По сравнению с государственным у частного детского сада есть немало преимуществ:

    — не надо занимать очередь за местом в такой садик, детей туда принимают после 1 года, всегда можно подобрать понравившийся частный детский сад, чтобы было удобно туда добираться;

    — только квалифицированные, опытные, доброжелательно относящиеся к вашим детям воспитатели, наличие врача, психолога, логопеда и других специалистов к вашим услугам;

    — одно из важнейших преимуществ – меньшее число детей в группе, это уже 10-15 детей или даже меньше, иногда разных возрастов, семейная дружеская атмосфера, которая в меньшей степени травмирует ребенка при расставании с родителями, более индивидуальный подход к вашему ребенку, больше внимания воспитателя достается каждому;

    — платность услуг косвенным образом сказывается на более благоприятных взаимоотношениях детей в группе (хотя с полной определенностью сказать, что это факт, нельзя);

    — более качественное питание.

    Но в противовес этим преимуществам – высокая плата за детский сад, которая составляет примерно 2 минимальных размера оплаты труда или даже более того, что для большинства родителей просто не по карману.

    Домашнее воспитание детей. Некоторые родители не пользуются услугами детских садов и воспитывают своих детей дома. Домашнее дошкольное воспитание детей также имеет свои достоинства и недостатки, противоположные тем, которые характерны для детских садов.

    Положительного в домашнем воспитании много. Ребенок не расстается со своими родителями и близкими, он дома в привычной для себя обстановке, поэтому спокоен и не переживает стрессов. Внимание родителей уделяется только ему.

    За качество питания ребенка несут ответственность только его родители. Дома ребенка не обижают другие дети, они не окажут на него отрицательного влияния, не заразят инфекционными заболеваниями.

    Вроде бы все замечательно, но есть ряд факторов, на которые родителям обязательно нужно обратить внимание:

    — нельзя упустить важные моменты при подготовке ребенка к школе, в ознакомлении его с окружающим миром, необходимо дать ребенку первые навыки чтения, письма и счета, научить его быть самостоятельным и ответственным;

    — ребенку необходимо получить навыки коммуникации в обществе, он должен обязательно общаться со сверстниками, а не только со взрослыми людьми, у ребенка должны быть друзья и знакомые – дети его возраста, для этого можно посещать спортивные секции, кружки, студии развития, играть во дворе с другими детьми, так произойдет и адаптация иммунной системы ребенка;

    — родителям необходимо решить вопрос достаточного финансового обеспечения семьи в этом случае.

    Конечно, форму дошкольного воспитания ребенка родители выбирают сами, исходя из финансовой обеспеченности семьи, количества времени, которое они готовы посвятить своему ребенку, своих взглядов на воспитание и других факторов, но в любом случае в этом выборе определяющими должны быть интересы самого ребенка, за которого вы несете ответственность и который является для вас самым близким, любимым и дорогим.

    Источник: http://30r.biz/dom-semya-deti/760-detskij-sad-ili-domashnee-vospitanie-detej

    Детский сад или домашнее воспитание?

    Многих родителей, когда их ребенку исполняется 1,5-2 года, начинают задумываться о том, как дальше будет проходить обучение и воспитание их чада. Отправлять ли ребенка в детский сад или же оставить на домашнем воспитании?

    Раньше, у наших мам или бабушек даже сомнений подобных не возникало. Однозначно – в детский сад. Причем очень часто детей отдавали в детский сад уже в год-полтора. Теперь же у современных родителей есть выбор. Тенденция оставлять ребенка на домашнем воспитании появилась, во многом, из-за того, что детские сады не справляются со своей задачей.

    Несомненно, главным плюсом детского сада была и остается социализация. Ребенку предстоит жить в обществе и еще с самых малых лет он должен усвоить нормы общественного поведения.

    В детском саду ребенок общается со сверстниками, с воспитателями и нянечками. Он учится уважать старших, слушаться их, выполнять поручения и требования, соблюдать дисциплину.

    Все это – крайне необходимые навыки социального поведения.

    Кроме того, детский сад – это еще и режим. Обычно распорядок дня ребенка в садике включает в себя: завтрак, занятие, прогулку перед обедом, обед, дневной сон, полдник и вечернюю прогулку. И уж если обед у детей в садике должен быть ровно в 12, то он – ровно в 12, никаких отклонений.

    Но минусы воспитания ребенка в детском саду тоже очень существенны. Ребенок в детском саду более подвержен разным инфекционным заболеваниям. Психологический климат в садике не всегда благоприятный. Даже хороший воспитатель не в состоянии индивидуально работать с двадцатью-тридцатью детьми сразу. За кем-то не углядел, кому-то не уделил достаточно внимания…

    В то же время, работа воспитателя детского дошкольного учжреждения – сейчас одна из самых низкооплачиваемых. Это привело к тому, что по-настоящему талантливых и профессиональных воспитателей практически не осталось, а новое поколение не стремиться осваивать такую непопулярную профессию.

    Современные родители просто боятся отдавать ребенка в детский сад, ведь низкоквалифицированные воспитатели ничему хорошему малыша не научат, да еще и методы их воздействия на детей бывают до ужаса не педагогичны. Бывают даже случаи когда детей бьют, оскорбляют.

    К тому же, количество отечественных детских садов существенно сократилось из-за их приватизации и перепрофилирования. Поэтому часто даже желающие отдать ребенка в детский сад родители вынуждены подолгу стоять на очереди в садик и потому занимаются обучением ребенка на дому.

    А чем же хорошо домашнее воспитание? Во-первых, только домашнее воспитание может быть полностью индивидуальным.

    Ведь программа обучения и распорядок дня в детском саду рассчитаны на среднестатистического ребенка, но никак не учитываются индивидуальные особенности и склонности ребенка.

    Дома можно развивать в ребенке те качества и навыки, которые по мнению родителей ему больше всего необходимы, например, делая упор на раскрытии творческих способностей ребенка.

    Дома ребенок под надежным присмотром. Родители всегда контролируют где ребенок находится и что он делает. Качество питания ребенка дома тоже, намного лучше, чем в детском саду. Это особенно важно для детей, подверженных пищевым аллергиям.

    Если ребенок находится на домашнем воспитании, то он намного меньше рискует подхватить от сверстников вши, инфекцию.

    При домашнем воспитании родители могут установить такой режим занятий, прогулок и приемов пищи, который учитывает индивидуальные особенности ребенка.

    Но, в то же время, некоторые плюсы домашнего воспитания могут обернуться и минусами. Есть определенные болезни, которые легче переносятся именно в детском возрасте. Ветрянка, краснуха, свинка… В более старшем возрасте эти болезни могут дать большие осложнения. Поэтому иммунитет, который ребенок приобретает при общении с другими детьми, очень ценен.

    Индивидуальный режим занятий – это, конечно, хорошо, но если малыша заранее не приучать к определенным ограничениям, то ему будет трудно в дальнейшем приспособиться к школе. Ведь в школу придется ходить не тогда, когда это удобно ребенку, а по строгому расписанию. Чем позже начнется у ребенка «ломка», тем сложнее будет протекать этот период.

    Чтобы, воспитываясь в домашних условиях, ребенок приобрел те же социальные навыки, что и в детском саду, родителям придется приложить максимум усилий.

    То, что в детском садике происходит само по себе, дома требует определенной тренировки и настойчивости со стороны родителей.

    Общаясь между собой в садике, дети учатся делиться друг с другом игрушками, уступать, идти на компромисс, сочувствовать. Они учатся умерять свои желания и свой эгоцентризм.

    Если же ребенок находится на домашнем воспитании, то и навыки эти он усваивает несколько позднее. Так, учеными подмечено, что если ребенок ходит в садик, то уже к 4 годам его эгоцентризм сильно уменьшается или даже исчезает. В домашних условиях это происходит только к 6 годам, а у некоторых детей эгоцентризм сохраняется и до 7-8 лет.

    Так, все-таки, что же лучше для ребенка? Детский сад или домашнее воспитание? Как видите, и тот, и другой подход к дошкольному воспитанию ребенка имеет как плюсы, так и минусы. Что подойдет именно Вашему ребенку, решить можете только Вы.

    В последнее время все большую популярность приобретает некий компромисс между садиком и домом. До четырех лет ребенок находится на домашнем воспитании, при этом примерно с 3 лет он посещает несколько раз в неделю развивающие кружки. А после 4 лет такой ребенок переходит в детский сад.

    Такой подход сохраняет в себе плюсы обеих систем воспитания ребенка.

    Источник: http://strana-sovetov.com/kids/1-6/1740-kindergarten-home-education.html

    Ссылка на основную публикацию