Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы.

Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык.

Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/razvitie-rechi-detej-1-2-let

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

2015-11-05

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит).

Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать.

Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи.

Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша.

Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)
  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу.

Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка.

Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору.

Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные.

Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!

Как мы дверь закроем? Хлоп!

Кошка к нам с крылечка: Прыг!

Воробьишки: Чик-чирик!

Кошка рада птичкам: Мурр!

Воробьи взлетели: Фурр!

Дальше ножками: Топ-топ!

И теперь калиткой: хлоп!

Как трава шумит? Ш-ш-ш!

Кто в траве шныряет? Мышь!

На цветке пчела: Жу-жу!

Ветер листьями: Шу-шу!

Речка струйками: Трень-брень!

Здравствуй, яркий летний день!

***

На лугу паслась корова: Му-у, му-у

Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з

Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф

Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь

Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с

Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх

Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль

И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж, ж-ж-ж

В книжке «Стихи-болтушки» (Ozon, Лабиринт, My-shop) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов.

В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет).

Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно.

Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.).

Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий).

Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Читайте также:  Поход к педиатру: 7 важных правил

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

Источник: https://jili-blog.ru/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-u-detej-1-2-let.html

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание

Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику.

 Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»).

Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля».

Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.

Поиграем с игрушкой

Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д.

Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы.

Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».

Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.

Мохнатый щенок

Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.

Едем на паровозе

Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку.

«Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.

Изучаем животных

Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.

Разговор по телефону

Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.

Накорми зверушек

Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу.

Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех.

Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.

Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться.

Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься.

Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.

Игра с прищепками

Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.

Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).

Мамины помощники

Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.

Что любит кушать?

Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки.

Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д.

Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.

Теремок

Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи».

Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь.

Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.

Прячем части тела

Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка».

«А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра.

Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела

Покорми птичку

Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку.

Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона.

Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.

Успехов Вам!

Источник: https://KinderBoo.ru/igry-dlya-razvitiya-rechi-rebenka/

Игры для развития речи ребенка в 1, 2, 3 года, развивающая методика Мерсибо

В возрасте 2-3 лет происходит активное развитие речевой моторики у малышей, хотя, конечно, не у всех. И в этом случае на помощь крохе должна прийти любящая мама, у которой должны быть на вооружении различные развивающие игры для детей, направленные на ускорение этого процесса.

Чтобы малышу было весело играть, нужно создать вокруг него непринужденную атмосферу и сделать занятия максимально интересными. Главное – привлечь его внимание, а потом процесс обучения пойдет намного проще и быстрее.

Эффективные игры для развития речи

Начинать проводить развивающие игры необходимо после того, как кроха достиг годовалого возраста. В это время все новое познается крохой намного быстрее, поэтому упускать такой шанс нельзя. Следующие игры отлично помогают овладеть первыми, самыми тяжелыми, речевыми навыками. Подробнее про развитие речи у детей →

«Кто дольше?»

Суть игры довольно проста. Мама называет любую гласную или согласную букву. Задание крохи – переиграть маму, протянув подольше названный звук.

Играть в «Кто дольше?» можно всей семьей – этим вы только заинтересуете своего ребенка. Заниматься разрешается хоть каждый день, но лучше чередовать забаву с другой, чтобы она не наскучила малышу. Данное упражнение развивает не только речь, но и дыхательную систему ребенка.

«Повторяшки»

Очень веселая и интересная игра, формирующая навыки правильного произношения, и тренирующая артикуляционный аппарат крохи. Она предполагает чтение мамой небольших предложений, а задачей малыша является повтор последнего слога каждой строчки. Например:

«Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Такие рифмовки может придумывать каждый день – так крохе будет намного интереснее играть. Такой творческий подход ускорит процесс развития речи малыша. Играть в «Повторяшки» нужно с детьми в 1-2 года.

«Проводи зайку»

Такая игра улучшает не только речевую моторику крохи, но также учит его ориентироваться в пространстве. Для проведения такого мероприятия вам понадобится любимая игрушка вашего малыша (в данном случае – плюшевый зайчик).

Задача мамы: возьмите игрушку в руки и скажите ее голосом своему ребенку, что она хочет познакомиться с домом. Попросите малыша взять зайчика в руки и показать ему все самое интересное в доме. Но не только показать – кроха должен попытаться рассказать своему плюшевому другу обо всем, что его может заинтересовать.

После осмотра детской и гостиной, пройдите с ребенком на кухню, где все тем же «игрушечным» голосом спрашивайте у него название различных кухонных принадлежностей и предметов, которые там находятся. Обязательно интересуйтесь тем, для чего они необходимы.

Не засыпайте малыша всеми вопросами сразу – лучше играйте с ним в эту забаву каждый день, постепенно «разговаривая» его. Если вы станете спрашивать у него обо всем сразу, он запутается, и даже потеряет интерес к игре.

Игра «Проводи зайку» предназначена для детей, которым уже исполнилось хотя бы 1,5 года. Но если ваш ребенок в 1 годик уже вовсю учится связывать слова и словосочетания в предложения, вы вполне можете заниматься с ним до достижения им двухлетнего возраста.

«Спящая кукла»

Данная игра направлена на развитие речевого и слухового аппарата. Для ее проведения вам понадобится кукла, резиновый пупсик или мягкая игрушка. Далее все нужно делать по нижеприведенному алгоритму:

  1. Попросите своего ребенка уложить куколку спать, спев ей колыбельную песню.
  2. Когда игрушка «уснет», пусть кроха аккуратно уложит ее в кроватку и укроет одеялом.
  3. Пока кукла «спит», скажите ребенку, что разговаривать нужно шепотом, чтобы ее не «разбудить.

Во время «сна» игрушки говорите с крохой, спросите его о том, чем они будут заниматься, когда куколка «проснется», во что будут играть и т. д. Ваша цель – научить малыша связному разговору. Это будет непросто, но не давите на кроху, и уж тем более не кричите на него. Подобные действия могут надолго отбить у него желание играть в подобные игры.

Пальчиковые игры для развития речевой моторики

Пальчиковые игры предназначены для развития речи у детей в возрасте 10 месяцев. За счет проведения таких занятий развивается мелкая моторика, что положительно влияет на артикуляционный аппарат крохи. Они подразумевают выполнение так называемой «пальчиковой гимнастики», основанной на использовании забавных детских стишков.

Читайте также:  Ребенок и хобби: что нужно об этом знать взрослым

Вовсе не обязательно делать все по шаблону. Мама вполне может сама подобрать рифмовки, и к каждой строчке придумать движения пальцами, которые будут передавать смысл сказанного.

Такое обучение делится на несколько этапов:

  1. Мама показывает малышу сценку только своими пальчиками.
  2. Под заранее заготовленные стишки мама двигает и своими пальчиками, и пальчиками малыша.
  3. Взрослый и малыш выполняют пальчиковые движения синхронно.
  4. Кроха выполняет движения самостоятельно, взрослый проговаривает стих, а при необходимости помогает ребенку правильно делать пальчиковую гимнастику.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает стишок, мама только немного ему подсказывает и помогает.

Маленьким деткам, не достигшим хотя бы годовалого возраста, нужно только показывать пальчиковые «спектакли». Разучивать их вместе следует уже тогда, когда кроха научится проговаривать словосочетания. Отлично поддаются обучению полуторагодовалые малыши и детки постарше.

Для начала маме нужно будет потренироваться, самостоятельно разучив одну детскую потешку, и придумав к ней интересные пальчиковые движения. Например:

«Спозаранку Петушок

Песенки поет,

Чистит хвостик, гребешок,

Хоровод ведет.

Любят дети с ним играть,

Песни петь и танцевать».

К каждой строчке придумайте движение, потренируйтесь несколько дней, и уже потом переходите к занятиям с ребенком. От таких упражнений многие детишки просто в восторге, особенно если ежедневно им предлагают новые стишата.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-3 лет

Занятия артикуляционной гимнастикой с маленьким ребенком особенно необходимы, если имеет место ярко выраженная задержка развития речи (ЗРР). Существует целый комплекс упражнений, которые выполняются с целью укрепления и улучшения работы всех элементов артикуляционного аппарата (языка, щек, уздечки, губ).

Занятия с ребенком нужно сделать красочными, занимательными, необычными. Следует вызвать у малыша восторг и желание упражняться каждый день. Тогда и процесс развития речевого аппарата начнет продвигаться намного быстрее.

Вот несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять ежедневно. Заниматься нужно с ребенком, который достиг полуторагодовалого (или хотя бы годовалого) возраста.

Упражнение «Блин»

Широко улыбнуться и высунуть язык. Поместить его на нижнюю губу и держать на протяжении 5-7 секунд. При этом необходимо следить, чтобы губа была расслаблена и не терлась о зубы. Даже легкое напряжение является показанием для повторного проведения манипуляции.

«Улыбка»

Это одно из простейших упражнений для развития артикуляционного аппарата у ребенка. Крохе всего лишь нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

Упражнение «Пятачок»

Вытянуть губы трубочкой, а затем двигать ими вправо, влево и по кругу. Выполнять процедуру на протяжении 1-3 минут.

Игра «Маятник»

Рот немного приоткрыть, губы растянуть в широкой улыбке и высунуть наружу кончик языка. Под счет мамы ребенок должен касаться попеременно каждого уголка рта кончиком языка. Повторять движения следует не менее 10 раз, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика для развития речи у детей

Такие упражнения играют особенно большое значение, поскольку тренируют дыхательную систему ребенка. Принцип прост: вдох выполняется через нос, выдох – через рот. Именно на выдохе и выполняется большая часть таких упражнений.

Упражнение «Лети, бабочка!»

Для выполнения такого упражнения вам нужно будет вырезать несколько бабочек из разноцветной бумаги. Каждую бабочку прикрепить к не очень длинной нитке, а затем все фигурки вместе приделать к шнурку или тонкому деревянному бруску. Заготовку для игры повесить таким образом, чтобы она висела на уровне лица малыша.

Покажите ребенку бабочек, после чего скажите что-то вроде: «Смотри, какие красивые бабочки – разноцветные, маленькие, интересные. А как они умеют летать»!

После этого легонько подуйте на бабочек, чтобы показать ребенку, что от него требуется. Скажите ему: «Погляди, как далеко они улетели! А ну-ка, давай и ты попробуй. Полетят ли они у тебя так же далеко?»

Задача малыша – набрать как можно больше воздуха через нос, и со всей силой подуть на бумажных бабочек. Вы же должны следить за тем, чтобы его плечи оставались прямыми, он не поднимался на носочки, не добирал даже немного воздуха в легкие, и не надувал щеки. Дуть следует осторожно, чтобы не спровоцировать головокружение.

Упражнение «И пошел первый снег»

Данная игра потребует от вас небольшого куска ваты, разделенного на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе, скажите: «Посмотри, как много снежинок. Все они напоминают о зиме, и если ты любишь эту пору, давай вместе подуем на них».

Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение, после чего он сам должен повторить процедуру. Проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Такие упражнения должны выполнять только при желании ребенка, поэтому не заставляйте их учиться против воли. Этим вы можете добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Развивающие игры для детей от 2 лет

Дети от 2 лет и старше уже имеют кое-какие навыки общения, поэтому задача родителей заключается в их закреплении и развитии.

С этой целью был создан интерактивный обучающий комплекс «Мерсибо», который состоит из упражнений, направленных на:

  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • развитие фонематического слуха;
  • проведение звуко-буквенного анализа;
  • улучшение неречевого слуха;
  • обучения основам грамматики (деткам от 3 лет и старше);
  • развитие логического мышления;
  • улучшение внимания;
  • стимуляция полноценного мышления и др.

Все игры, из которых состоит учебный курс «Мерсибо», проводятся в визуальном режиме. Это обеспечивают наборы картинок, которые выводятся на экран специальной мультимедийной доски.

Для кого предназначен обучающий комплекс?

Сборник упражнений «Мерсибо» используется в основном в дошкольных учебных заведениях, не имеющих доступа к сети интернет. Это платный курс, однако, программа обучения довольно обширная, поэтому она приобрела огромную популярность не только у воспитателей детских садов, но также у родителей.

Занятия по методике «Мерсибо» помогают развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, укрепляют память, вырабатывают смекалку, учат фантазировать и мыслить логически. Такие игры способствуют значительному пополнению словарного запаса малыша, подготавливают его к школе.

Интерактивный комплекс «Мерсибо» можно установить на домашний ПК, чтобы в любой момент вы могли открыть ту или иную игру и начать заниматься с ребенком. Но если вы придерживаетесь мнения, что обучать ребенка должны родители, тогда варианты домашних игр, представленных выше, выручат вас в любое время и любую погоду.

Источник: https://moirody.ru/rebenok/igry-dlya-razvitiya-rechi-detej.html

Статья по развитию речи на тему: Развитие речи детей от 1 до 2-х лет жизни

Так как же организовать игру с плюшевым мишкой? Именно взрослый должен наглядно показать различные способы игры с мишкой и превратить его в настоящего друга для малыша, так как ребенку раннего возраста трудно этому научиться самостоятельно.

Малыш, которому не показали, как можно играть с сюжетной игрушкой, перенесет на нее те элементарные предметные действия, которые он освоил, играя с погремушками. Скорее всего, он потрясет мишку, переложит его из одной руки в другую, бросит, потом вновь возьмет и т. д.

Подобные манипуляции нельзя назвать полноценной игрой, это всего лишь игровые действия, которые осваивает малыш, ведомый исследовательским интересом. Чтобы ребенок начал воспринимать мишку как живое существо, необходимо максимальное участие взрослого.

Нужно не только показать мишку ребенку, но и продемонстрировать возможные его действия:
мишка ест, спит, пьет из чашки, плачет… Ребенок должен понять, что мишку можно кормить, укладывать спать, утешать и т. д. Предлагаю вашему вниманию некоторые варианты игр, которые помогут познакомить вашего малыша с этой замечательной игрушкой.

 ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ, МИШКА!»

Покажите малышу мишку, предоставьте возможность его потрогать, погладить; покажите ребенку, где у мишки глазки, ротик, ушки, побуждая его внимательно рассмотреть игрушку.

Пусть мишка походит перед ним, порычит, потанцует, спрячется под платочек и вновь покажется, а потом упадет, протянет малышу лапы.
Показывая малышу действия с игрушкой, рассказывайте ему стишок:

Мишка милый,

Мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

ИГРА «МИШКА СПРЯТАЛСЯ»

Спрячьте игрушку за спину, сказав: «Ой! Нет мишки, спрятался». Покажите ее из-за своего плеча, воскликнув: «Вот, вот мишка!» Вновь продемонстрируйте, как мишка «ходит», «падает», «дает лапку».

Посадите мишку недалеко от ребенка и прикройте его платочком, сказан: «Нет мишки, спрятался.

Где мишка? Найди мишку!« Каждый раз прячьте игрушку на глазах малыша, но в разные места, побуждая его потянуться, чтобы найти игрушку.

ИГРА « МИША НА МАШИНЕ»

Вам понадобятся игрушечный грузовик и плюшевый мишка. Привезите игрушечный грузовик и попросите малыша посадить мишку в машину и покатать его. Вначале помогите малышу, а потом побуждайте его подражать вам, сажая мишку в кузов. Катайте мишку вместе с малышом, приговаривая:

Мишка едет на машине, би-би!.

ИГРА  «МИШКА ИДЕТ»

Возьмите мишку за лапки и водите его, приговаривая:

Вперевалочку идет Косолапый мишка. Он принес в подарок мед И большую шишку. Топ—топ—топ—топ, Топ—топ—топ—топ, Вот как мишка идет! Бах! Упал! Уроните мишку, а потом пожалейте его, продолжая: Вот как мишка идет! Топ-топ, топ-топ, Топ-топ, топ-топ!

дайте мишку малышу, пусть он попробует выполнить первые сюжетные действия: водить, ронять, жалеть игрушку.

ИГРА  «МИШКА МИЛЫЙ»

Если ваш малыш до этого много раз играл с куклой, кошкой, мишкой, то эти игрушки ему уже знакомы. Высыпьте из коробки на пол игрушки, среди которых будет находиться и знакомый малышу мишка. Расскажите малышу стишок и попросите среди игрушек найти мишку.

Если малыш не может найти игрушку, помогите ему, перебирая и рассматривая вместе с ним все игрушки. Не забывайте спрашивать малыша: Это миша? Если вы взяли в руки другую игрушку, скажите,

покачав головой: Нет, не миша. Где миша?».

Учите малыша самостоятельно находить одну знакомую игрушку на полу среди других предметов и игрушек.

ИГРА  «МИШКА С КУКЛОЙ» 

Сделайте из стульев ширму, накрыв их покрывалом. Приготовьте для игры куклу и мишку. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая ее стихотворением :Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают: раз, два, три! Мишке весело, мишке весело, Вертит мишенька головой.

Кукле весело, тоже весело, Ой, как весело, ой, ой, ой! Передайте одну из игрушек малышу, попросив его вам помочь. Научите вначале малыша выполнять игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А уже потом разыграйте эту сцену за ширмой.

Самыми благодарными зрителями станут папа, бабушка и дедушка.

ИГРА «МИШКА КРУЖИТСЯ»
Возьмите двух мишек для себя и вашего ребенка. Крепко прижмите к себе мишку и кружитесь с ним. Попросите малыша покружиться, прижимая к себе мишку. Рассказывайте стишок, действуя в соответствии с его содержанием, и пусть малыш повторяет за вами действия:

Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

ИГРА «АХ, ВЫ СЕНИ…»

Вам понадобятся два мишки. Напевайте веселую плясовую мелодию, приподнимая и опуская мишку: «Мишка пляшет! Вот как пляшет!. дайте малышу мишку и предложите показать, как он пляшет. Выполняйте движение вместе. Ах вы, сени, мои сени, Сени новые мои, Сени новые, кленовые, Решетчатые. (Русская

Читайте также:  5 альтернативных вариантов сказать ребенку «нет»

народная песня)

ИГРА «НАКОРМИМ МИШКУ»

Для этой игры понадобятся игрушечная посуда (ложка, тарелка, чашка) и мишка. Объясните, что мишка проголодался и нужно его накормить. Принесите посуду и вместе с ребенком накройте на стол.

Не спеша кормите мишку игрушечной ложкой, одновременно причмокивая за мишку, разговаривайте с ним по поводу еды, поблагодарите за обед от его имени.
Предложите малышу повторить ваши действия, а сами продолжайте озвучивать мишку. А теперь сообщите, что мишка хочет пить.

Подождите немного, вдруг ваш ребенок сам потянется за чашкой. А если ребенок не проявит инициативу, сами возьмите чашку и дайте мишке попить. Ребенок с интересом повторит ваши действия.

Медвежаток я взяла, Посадила у стола: Угощайтесь, медвежатки, Ешьте мед хороший, сладкий! А они себе сидят И ни капли не едят:

Хоть они и любят мед, Но раскрыть не могут рот.

ИГРА «НАЙДИ МИШКУ»

Покажите малышу, что еще можно делать с мишкой: водить на прогулку, в гости, укладывать спать, причесывать, умывать, купать, лечить. По мере освоения малышом новых игровых действий сюжеты таких игр можно усложнять, постепенно включая в игру все новые и новые предметы.

ИГРА «МИШКА СПИТ»

для игры понадобятся кроватка или коробка, игрушечное постельное белье и мишка. Возьмите мишку и скажите, что он долго гулял, устал и хочет спать. Предложите малышу уложить игрушку в кроватку.

Если ребенок затрудняется выполнить просьбу, возьмите мишку, покачайте его немного на руках, положите в кроватку, накройте одеялом и спойте колыбельную песенку:
Баю-баю, баю-бай, Спи, мой мишка, засыпай.

Гулен ьки — гул ен ь ки, Сели к мишке в люленьку, Стали люленьку качать, Стали мишку величать.

 ИГРА «МИШКА НА КАРТИНКЕ»

Найдите картинку с изображением мишки (размером не менее 30х20 см). Покажите малышу игрушечного мишку, а затем спрячьте его.

После этого обратите внимание малыша на картинку: Где мишка на картинке?) Выдержите паузу и, если малыш не пытается сам искать игрушку, поводите его пальчиком по картинке, указан на мишку.

Спрячьте картинку и вновь покажите игрушку, спросив: Где мишка? Эта игра поможет вам научить малыша соотносить игрушку и картинку с ее изображением.

ИГРА «МИШКА НА ПРОГУЛКЕ»

Сообщите малышу, что мишка хочет погулять. Возьмите мишку за лапки и поводите его по комнате, приговаривая: «Топ—топ—топ. Топ— топ—топ». Предложите малышу сделать и проговорить то же самое.

С помощью комментариев (например, «Вот как ты хорошо водишь мишку, как мама«) помогите малышу осознать его роль  в данной игре- роль мамы или папы
и наделить ролью игрушку. Мишка будет малышом.

Когда он устанет, посадите его в коляску и покатайте вместе с малышом по комнате, рас сказывая, что интересного встретилось им по пути.

Потом в контекст игры можно вводить сезонную одежду (шапочку и кофточку, сарафан и панамку). Также «на прогулк» мишке можно дать формочки, мячик, совочек и ведерко (вместо реальных игрушек можно использовать и предметы-заместители). Можно возить мишку на санках или в коляске.

Предложите малышу одеть мишку на прогулку, собрать для него игрушки. В игре можно инсценировать различные ситуации, часто происходящие на площадке: мишка и кукла не могут поделить лопатку, не хотят вовремя уходить домой, отбирают игрушки друг у друг а.

В такой игре могут использоваться две игрушки: пусть одна будет у малыша, а другая у вас; старайтесь озвучивать и свою игрушку, и игрушку ребенка.

Игру можно начинать с того, что мишка гулял, не слушаясь маму, ходил по лужам, промочил ноги и заболел. давай мишку лечить! Разденьте и уложите мишку в постель, повяжите на шею шарф, укройте потеплее одеялом. К больному мишке обязательно нужно вызвать врача.

Помогите ребенку взять на себя роль врача и наделить ролью больного мишку. Позвоните по игрушечному телефону и попросите, чтобы доктор (ваш малыш) срочно приехал к больному. Покажите, как надо пользоваться градусником, как послушать мишку, посмотреть ему горлышко, положить холодный компресс на голову.

Предложите ребенку приготовить для мишки теплый чай. В следующий раз внесите в игру элементы новизны. Пусть больного мишку навестят его друзья: кукла, зайчонок, другие игрушки. Каждый из них будет приходить в гости, справляться о здоровье мишки, задавать доктору вопросы, приносить мишке подарки и гостинцы.

Если вашего малыша увлекла роль доктора, то тогда больными могут по очереди становиться кукла, у которой болит живот, зайка с больной лапкой, кошка с больным ушком и другие игрушки.

Можно приглашать игрушки в поликлинику, к доктору на профилактический осмотр, и тогда доктор будет задавать игрушкам вопросы, осматривать их горлышки, лапки, ушки и хвосты, каждого по очереди слушать фонендоскопом, измерять температуру и прописывать витамины.

А возможно, в игрушечной стране раз- разится эпидемия игрушечного гриппа.

Все будут кашлять и чихать. И тогда придется развернуть настоящий полевой госпиталь.

         Старайтесь направлять игру малыша таким образом, чтобы в ней отражались последовательность реальных событий его жизни, его пока еще не большой прошлый опыт, например, посещения поликлиники, пребывания в больнице или прихода доктора к вам на дом. Обязательно адресуйтесь в игре к этому опыту малыша: «Помнишь, как доктор прикладывал к тебе фонендоскоп, говоря «дыши — не дыши!», а теперь ты доктор, и нужно обязательно послушать, как мишка дышит.

Помните, ребенок еще не умеет планировать свою деятельность. Его действия сиюминутны, они диктуются обстоятельствами и теми предметами, которые попадаются малышу на глаза: взял ложку — начал кормить мишку, увидел машину—стал катать в ней мишку и другие игрушки.

Поэтому обязательно перед началом игры договаривайтесь с ребенком о том, как вы будете играть. Если малыш примет ваше предложение, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой вы договорились.

Однако не надо жестко настаивать на том, чтобы ребенок обязательно следовал вашим указаниям.

ИГРА «БОЛЬШАЯ СТИРКА»

Принесите малышу коробку с одеждой для мишки и скажите, что вчера мишка гулял и испачкал свою одежду. Предложите малышу постирать, высушить и погладить вещи мишки. Завяжите ребенку фартук, предложите ему найти подходящий тазик, запастись кусочком мыла, взять кувшин и понарошку влить в него воду. Стирая вместе с малышом белье, приговаривайте: Ай, сколько пены! Забрызганы стены,

Тазик

пи щит,
Вода болтается, Катюша пыхтит, Табурет качается. Красные лапки Полощут тряпки, Над водою мыльной Выжимают сильно-пресильно — И в воду снова!

Готово!

,‚

 ИГРА «У МИШКИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Объявите малышу, что у мишки сегодня день рождения. Напомните ему, что нужно приготовить мишке подарок (это может быть конфетка, бантик и т. п.). Говорите за мишку, как он рад подарку. На празднике танцуйте вместе с мишкой, напевайте песенки, веселитесь.

А в конце праздника поблагодарите ребенка за чудесный день рождения. Затем усложните сюжет игры: можно наряжать мишку, позвать гостей. Каждый гость может прийти с подарком (обсудите это с ребенком).

Заранее можно приготовить для гостей праздничное угощение, рассадить кукол, мишек, зайчиков за столом, обдумать, как все будут веселиться и что делать.

Играя с ребенком, старайтесь вводить в игру предметы-заместители, предлагайте малышу использовать вместо кусочков торта кубики или кирпичики из строительного набора, вместо пирожного — ватный диск с цветным ватным шариком сверху, вместо печенья — собранные на прогулке каштаны, вместо ножа и ложки — деревянные шпатели.

Не забывайте включать в игру условные действия с отсутствующим предметом, ведь ваш малыш уже готов понять смысл действия взрослого, который протягивает кукле щепотку, объясняя, что это конфетка. Ребенок обязательно повторит подобные действия в игровой ситуации, когда игрушки-гости будут дарить подарки, а мишка- хозяин — угощать их конфетами.

Но помните, что ваша помощь в подборе предметов-заместителей не должна быть навязчивой. Предоставляйте ребенку возможность самому находить замещение недостающему предмету и называть его.

Не настаивайте, если малыш не принимает ваше предложение; может быть,

он воспользуется вашей подсказкой позже, а возможно, самостоятельно подберет нужный предмет-заместитель.

ИГ РА  «МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Устройте для ребенка магазин игрушек — для этого можно использовать стол или несколько стульев в виде длинного прилавка, а если у малыша есть игрушечный пластиковый домик, то прилавок можно сделать у окна домика.

Заранее определите роли: пусть малыш будет продавцом, для этого сделайте ему бейдж, а вы с мишкой будете покупателями.

Подберите для продажи» ассортимент небольших игрушек, а для мишки-покупателя найдите кошелек, где у него будут лежать деньги, и корзинку или сумку для покупок, Начните игру с вывешивания таблички с надписью «Открыто» и со стихотворения:

Вот открыл я магазин игрушек:

Ленты, куклы, маски, мишура.

Я заморских плюшевых зверушек

Завожу в витрине с раннего утра.

И с утра толпятся у окошка

Старички, старушки, детвора…

(В. Ходасевич)

От имени мишки придирчиво выбирайте игрушки, расспрашивайте продавца об их качествах (большие, маленькие, их цвет) и игровых возможностях, просите завести ключиком курочку или зайчика, показать, как катается и прыгает мяч, и т. д. Обязательно расплатитесь и, уходя из магазина, попрощайтесь с продавцом.

Расширяйте сюжет за счет прихода в магазин других покупателей. Вот вслед за мишкой в магазин приходит кукла, здоровается с продавцом и начинает выбирать мячик, а затем просит продавца показать, как можно завести юлу; потом приходит Пятачок, ему нужны воздушные шарики для подарка Ослику, а вслед за ними прилетает Сова, ей срочно нужны ленты и т. д.

Привносите в сюжет элементы неожиданности и новизны: например, в магазин возвращается мишка, он плачет — у него сломалась игрушечная машина, которую он только что купил; у Пятачка улетел шарик, а Сова никак не может привязать ленту к колокольчику. Всем им нужны помощь, поддержка и сочувствие малыша.

Заканчивать игру можно определенным ритуалом: малыш закрывает платком прилавок с игрушками, вешает табличку Закрыто, говоря: Магазин закрыт.

Через некоторое время, когда малыш хорошо освоит роль продавца, можно попытаться поменяться ролями. Тогда уже малыш станет покупателем и будет действовать от своего имени или от имени игрушек, а вы будете приветливым и учтивым продавцом.

Когда интерес к игре в магазин игрушек начнет угасать, откройте кондитерскую, в которой будут печь> пирожные, торты, пирожки, печенье и даже хлеб и тут же продавать все это покупателям.

ИГРА «САМОЛЕТ» 

Сделайте самолет с кабиной летчика и салоном для пассажиров из подручного материала: коробок, стульев или подушек. Распределите роли: конечно же, ваш малыш захочет стать летчиком, Вы будете стюардессой, а пассажирами станут игрушки.

Летчик будет осуществлять взлет, пилотирование и посадку самолета, стюардесса — разносить воду, интересоваться самочувствием пассажиров. Летчик сообщит пассажирам о месте их при- лета, температуре воздуха за бортом и наборе высоты самолетом. Сюжет игры обязательно соотносите с интересами и опытом самого ребенка.

Возможно, первый полет ваш самолет совершит в Африку, где путешественники посмотрят на слона, льва или крокодила, а потом полетят на север в гости к белым медведям.

Возможно, вы полетите в гости к бабушке или дедушке — все будет зависеть от вашего умения актуализировать прошлый опыт ребенка и умения привнести его в игровое пространство: Самолеты загудели, На полянку тихо сели,

Самолеты полетели, да и снова полетели.

    Число сюжетов для игры ребенка практически безгранично. Важно дать ему почувствовать, что неожиданный поворот игры, новый персонаж способны до неузнаваемости изменить ее первоначальны вариант, придан ей неповторимую новизну. Так постепенно, исподволь вы будете демонстрировать ребенку безграничные возможности игры.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/06/18/razvitie-rechi-detey-ot-1-do-2-kh-let-zhizni

Ссылка на основную публикацию