Когда фантазии ребенка становятся опасными

Когда фантазии ребенка становятся опасными

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт.

Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки.

Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей.

Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь.

И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может  приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра.

И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек — Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность.

Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Когда фантазии ребенка становятся опасными <\p>

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт.

Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки.

Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Агрессивные фантазии

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей.

Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь.

И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может  приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра.

И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек — Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность.

Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от неподходящих мультфильмов, видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (10 игр на преодоление детской агрессии), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

Ложь

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать.  Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи.

Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников.

Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость.

Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» — такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

(текст для публикации взят из Интернета)

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13207104/

Когда фантазии ребенка становятся опасными

Мечты и фантазии свойственны всем детям с самого раннего возраста. Такой интересный способ мышления с годами постепенно сходит на «нет», так как с возрастом человек мыслит рациональнее и уже не дает воли воображению.

На самом деле, чтобы мышление малыша развивалось нестандартно, появлялись творческие способности и задатки, фантазировать просто необходимо. Ребенок, который умеет выдумывать и мечтать, растет раскрепощенным, открытым, добрым, легко идет на контакт.

Развитое мышление – неотъемлемая часть психологического развития ребенка. Вспомните свое детство, когда лежа на траве, вы придумывали образы для проплывающих облаков, или могли устроить настоящее сражение без единой игрушки.

Все взрослые тоже когда-то были маленькими выдумщиками.

Но, тем не менее, родителей часто волнует вопрос, где увидеть ту черту детских выдумок, когда они уже граничат с опасностью для психики.

Очень часто встречаются ситуации, когда еще вчера ребенок ассоциировал себя с добрым доктором, пловцом-спасателем, а сегодня с яростным криком «летает» по комнате и крушит все вокруг, а в детском саду обижает других детей.

Фантазии внезапно переходят черту дозволенного и становятся агрессивными. Ребенок все чаще увлекается войнушками, крушит, ломает, уничтожает под видом монстров и злодеев, перенося враждебный настрой в обыденную жизнь.

И вот он уже ассоциирует со Злом другого человека и может начать бороться против него физически.

Если с вашим ребенком начало происходить подобное, стоит сразу выявить причины такого поведения. Зачастую в игру могут переноситься травмирующие психику реальные переживания.

Увиденное насилие, скандалы в семье, обиды и ожидание наказания – все это может приводить к агрессивным фантазиям. Ребенок, способный на насилие, чаще всего убежден, что его не любят.

Кроме того к агрессивной форме воображения приводит просмотр фильмов и мультфильмов, не подходящих малышу по возрастной категории. Дошкольник еще не может четко разграничивать образ добра.

И если, например, вроде бы положительный герой мультфильма (Бетмен, Супермен, Человек — Паук) в борьбе со злом и несправедливостью уничтожает физически своих противников, несозревшая психика ребенка воспринимает это как данность.

Происходит подмена понятий Зла и Добра, в голове ребенка они просто смешиваются.

Действия родителей при такой проблеме понятны: нужно ограничить ребенка от неподходящих мультфильмов, видеороликов и фильмов, не стоит привлекать чадо к просмотру взрослых фильмов, казалось бы, самого безобидного содержания, не зря существует возрастной ценз.

Если воображение вашего малыша стало агрессивным, проявляйте к чаду больше нежности и ласки, играйте в добрые игры (10 игр на преодоление детской агрессии), объясните разницу между хорошими и плохими персонажами, пересмотрите собственную систему наказаний и поощрений. Только любящие родители смогут найти компромисс, научить детей справлять с негативными эмоциями.

https://www.youtube.com/watch?v=9maXzf7BiTY

Воображение ребенок может начать использовать в неестественной форме и начать откровенно лгать. Чаще всего ложь ребенку нужна для личной выгоды и может стать привычкой, поэтому нужно выявить причину лжи.

Ребенок может банально бояться наказания, поэтому перекладывать вину за проступок на вымышленного персонажа, животных, родственников.

Если ребенок обманывает, приумножая свои реальные заслуги, говорит, что в чем-то победил, что его хвалили или награждали, а этого на самом деле не происходило, то проблема лежит в неуверенности и желании почувствовать поддержку и собственную значимость.

Иногда ложью дети пытаются самооправдаться. «Я ушел сам, меня не выгоняли», «Он первый начал» — такие фразы характеризуют неуверенность в себе. Ребенок может начать рассказывать другим неправду о собственной семье, это первый тревожный сигнал о нарушении отношений среди родственников.

Не пытайтесь наказаниями и криками искоренить ложь из ребенка, научите его доверять вам, покажите на личном примере последствия лжи, расскажите, как важно доверие в семье и дружбе. Подходите к ситуации с умом. Сами не проявляйте лжи и осуждайте ее у других.

Практически все дети подвержены самым различным страхам: замкнутых пространств, одиночества, темноты. Малыши пугаются неестественных звуков и даже слишком ярких предметов.

Если ваш малыш выдумал подкроватное чудище, или монстра в шкафу, это не проявление больной фантазии, а проекция детских страхов. Чтобы состояние не стало патологическим, помогите ребенку преодолеть страхи. Рисуйте монстриков добрыми, придумайте волшебное заклинание или супермеч от всех злодеев, разговаривайте и объясняйте.

Часто детские страхи вызваны незнанием, если малыш не может объяснить себе какое-либо явление, он драматизирует происходящие и выдумывает опасность. Объясняйте детям обычные явления, показывайте, как и что работает, происходит.

Появление нереального товарища – явление частое.

С одной стороны такой друг помогает ребенку пережить и принять какую-либо ситуацию, выразить свои эмоции, проявить лидерство, с другой – это показатель недостатка общения.

Причем общение здесь измеряется качественными показателями, дело не в общем времени, проводимом с малышом, а в том, какие эмоции ребенок при этом испытывает, может ли он самовыражаться и быть откровенным.

Если фантазия с вымышленным товарищем здорова, то ребенок точно осознает грань с реальностью, понимает и сам говорит, что правда, а что понарошку.

Если же ребенок переходит грань и не осознает разницы между миром придуманным и реальным, то стоит обратиться к психологу, пока такая форма воображения не повлияла негативным образом на психику.

Фантазии нельзя и ненужно искоренять, важно, напротив, помогать ребенку развивать воображение: играть, придумывать, мастерить, не выбрасывать собранные сокровища в виде камушек и палочек, а всячески способствовать развитию творчества и индивидуальности ребенка.

Все дети не похожи друг на друга, каждый индивидуален и уникален по-своему.

Мой 3-летний сын почему-то становится агрессивным и неуправляемым после просмотра любых мультфильмов. Дерётся, защищает свою территорию, только и слышно: «отдай, отойди, моё». Наверное, нужно включать добрые мультики или ограничить время у телевизора.

Не думаю, что рисование добрых монстриков поможет ребенку избавится от страха перед ними, лучше как можно меньше упоминать при малыше о них. Когда мы заметили, что сын стал бояться темноты и живущих в ней чудовищ, объясняли ему, что их не существует в жизни. Стали смотреть с ним мультфильмы про добро. Постарались переключить его внимание на добрых персонажей и со временем эти страхи прошли.

Наши паблики в соц сетях. Подпишись:

Источник: https://w6x.ru/rebenok-do-goda/kogda-fantazii-rebenka-stanovjatsja-opasnymi

Фантазирование

В играх наших детей выдумка занимает такое большое место, что порой очень трудно понять, где кончается нормальное воображение, а где начинается не совсем здоровый процесс «сновидений с открытыми глазами». Разница между воображением и фантазированием состоит главным образом в их интенсивности и в степени отрыва ребенка от реальной жизни.

Читайте также:  Воспитание ребенка в тибетских традициях

Когда двое или трое ребят строят крепость или ведут сражение с помощью игрушечных солдатиков, ясно, что они включают в игру свое воображение. Ребенок и без товарищей может играть час или два подобным образом. Ни в одном из этих случаев и речи нет о фантазировании, поскольку игры эти социально значимы.

Даже когда малыш развлекается в одиночку, он воплощает в игре своей реальный жизненный опыт, следуя правилам, предложенным другими детьми, или придерживается условий игры. Короче, каким бы богатым ни было его воображение, он все время находится в тесной связи с реальностью и воспроизводит ее в игре.

Несмотря на активную работу воображения и увлеченность, занятием, ребенок тем не менее не перестает относиться к нему именно как к игре. И потом, перестав играть, он не испытывает, разочарований от действительности.

Когда же, напротив, речь идет о безудержном фантазировании, ребенок переносится на какую-то неведомую землю, которую он воспринимает не как ДОПОЛНЕНИЕ к реальной жизни, а как ЗАМЕНУ действительности.

Он может начать свои фантазии с людей, которых знает, с самого себя, например, но вскоре позволяет вымыслу превратиться в подлинный факт и, что еще хуже, считает выполнимыми самые нелепые желания и надежды. Он создает свои фантазии, «стирает» их и вновь создает с полным пренебрежением к действительности.

Он наделяет самого себя и других персонажей собственных фантазий самыми преувеличенными качествами. Чувство реальности почти совершенно отсутствует в таком случае.

Опасность здесь таится в том, что ребенок может получать от всего этого столь полное удовлетворение, что его совсем перестанут привлекать радости реальной жизни.

Он может при этом отказаться от других игр и состязаний с детьми и с удовольствием будет проводить время в одиночестве, лишая себя опыта общения, своего места в реальной жизни.

Перестав принимать участие в соревнованиях, не научившись играть со сверстниками или что-то делать в обществе других детей, он начинает ненавидеть любую коллективную деятельность. Ему нравится быть одному и все делать самому.

Другая опасность состоит в том, что некоторые элементы своих фантазий он переносит в реальный мир, и они как бы делаются составной его частью. Мэри Д.

, например, в 3,5 года, куда бы ни шла, любила носить в сумочке тряпочную куклу, которую наделила чертами живого человека и стала относиться к ней как к настоящей подруге. Даже в 9 лет девочка ничего не делала, не посоветовавшись сначала со своей куклой.

Она громко беседовала с ней в магазине, куда приходила делать покупки, чем, естественно, вызывала у окружающих такие комментарии, что ее мать смущалась и старалась тут же придумать какую-нибудь благовидную причину, объясняющую поведение дочери.

Родители девочки поняли наконец, что не могут сами разрешить проблему, тем более что Мэри все больше и больше отставала в развитии от сверстников. Тогда они обратились к психологу и вернули девочку на твердую почву реальности, заменив неодушевленную куклу «надежности» живым, активным товарищем по играм.

Чем чаще фантазирует ребенок, тем более опасна эта его склонность. Все мы, смею сказать, иногда увлекаемся какой-нибудь немыслимой или неосуществимой идеей, можем живо развивать ее и уделять ей много времени, — это зависит от уровня нашей общей психологической уравновешенности.

Робкий, неуверенный в себе ребенок с еще большей легкостью увлекается какими-нибудь собственными фантазиями и особенно склонен включать их в свою личную игру. Напротив, ребенок, который хорошо чувствует себя среди других детей и взрослых, не находит удовлетворения в фантазировании.

Это же относится и к детям, в поведении которых отсутствуют признаки инфантилизма.

Подобные наблюдения дают нам два важных ключа, которые помогают понять происхождение этого феномена. Не обращать внимания на фантазирование — это все равно что отворачиваться от реальной жизни, а мы должны видеть в таком поведении негативную реакцию ребенка на окружающий мир.

Если бы действительность, в которой он живет, была более радостна для него, очень возможно, у малыша возникло бы гораздо меньше поводов уходить от нее.

Можно назвать две основные причины этого, проявляющиеся в раннем детстве, но свойственные детям и в более старшем возрасте: во-первых, это опасение ребенка, что его отвергнут в реальном мире, во-вторых, нежелание переходить на следующую стадию развития.

Такая боязнь чаще всего возникает после того, как он уже пережил тяжелые минуты разлада отношений с родителями. Малыш, чувствуя, что утратил контакты со взрослыми, сразу же невольно уходит в себя, замыкается в своем мирке. Он становится недоверчивым, у него появляется немотивированный страх.

А нежелание переходить на следующую стадию развития обычно связано либо с тем же ощущением отвергнутости, либо, напротив, чрезмерной заласканности. Крайности, как известно, сходятся. Такой ребенок склонен сохранять свое детское положение — ему кажется, что тогда у него останутся и все его детские привилегии.

В 5—6 лет он оказывается совершенно неподготовленным к гораздо менее ласковому, чем родительское, обращению с ним товарищей по играм, и, поскольку в их отношении к нему не будет и такой же горячей симпатии, какую он привык получать от родителей, в семье, у него все меньше будет оставаться желания общаться с другими детьми. Разочаровавшись в товарищах по играм, он будет искать убежища дома и по-прежнему останется «маминым любимчиком» или уйдет в собственный мир фантазий.

Есть, разумеется, и особые причины гипертрофированного фантазирования, которые, однако, не так уж часто встречаются у детей.

Какой-нибудь серьезный физический недостаток, например, может наложить тяжелый отпечаток на психику ребенка, не позволит ему радоваться общению с другими людьми и вынудит уйти от действительности.

Подобная же реакция может возникнуть и в том случае, если ребенок живет в какой-нибудь изолированной среде или часто переезжает с места на место.

Важно вовремя понять, много или мало фантазирует наш ребенок. И лучшее «лекарство» от избытка фантазирования — сделать так, чтобы у него было много друзей-сверстников. И совершенно очевидно, надо всячески показывать ребенку, что нас глубоко интересует его жизнь.

Источник: http://www.child-psy.ru/azbuka/109.html

Выдумка и ложь: детские фантазии

Фантазируют все дети. Зачастую это огорчает их родителей, поскольку иногда отличить фантазию от реальности очень сложно. Что же такое фантазии? Нужно ли их поощрять? Запрещать? Как определить где ложь, а где выдумка?

Мир детской фантазии невероятно многообразен. Из таких мечтателей вырастают скульпторы, художники, дизайнеры, писатели, композиторы. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и нашим уделом был бы каменный век. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером.

А наши сказки? Ковер-самолет, печка-самоходка… Ну, чем не космический корабль и автомобиль? Не имея воображения, нынешний школьник не усвоит ни одного предмета, поскольку не смог бы оперировать абстрактными понятиями. Однако в мире детской фантазии не все радужно. Есть у нее и «темная» сторона. Это ложь, фантазии, растущие из агрессии, детских страхов.

В светлой головке дошкольников живет много того, что способно сильно удивить родителей. Речь идет о двух сторонах фантазии и разделяющей их грани.

Светлая сторона

Фантазия начинает развиваться еще в дошкольном возрасте, как правило, после 2,5 лет. А до этого идет интенсивная подготовка. Насколько у малыша развито воображение, зависит периода жизни с года до трех лет.

Это период манипулирования предметами и изучения их свойств. Оказать помощь в познании предметного мира должны близкие малыша.

В этом возрасте ребенок познает мир через мамины руки: ведь именно она показывает, как играть куклой или машинкой, собирать пирамидку. Чтобы развивалось воображение необходимо:

— читать ребенку различные книги: рассказы, стихи, сказки. К двум годам он должен знать кто такие: «Курочка Ряба» или «Колобок». Сказочные образы служат «кирпичиками» фундамента фантазии.

— играть с предметами-заместителями. Пусть стулья станут машиной, крышка от кастрюли — рулем. Одеяло — гаражом для машины, а детский носочек — танцующим человечком. Проявите свою фантазию и дайте старт развитию детского воображения.

— предлагайте образы-заместители. Пусть малыш будет собачкой или киской. Имитируйте их движения, говорите «гав-гав» или «мяу-мяу». Выбор огромен: лошадки, курочки, лягушки. Это прекрасно развивает воображение и влияет на развитие моторики. Из такой игры ребенок получит представление о профессиях: строитель, няня, водитель.

Маленькие фантазеры

3-7 лет. Следующий этап развития фантазии. Главенствует здесь Игра. В игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект, воображение. Она является ведущей деятельностью. Здесь важны сюжетно-ролевые игры: «войнушка», «дочки-матери». В игре дети пользуются двумя «реальностями» — настоящей, где они дети, и выдуманной, фантазийной, где они полицейские, индейцы, учителя или ковбои.

Здоровые дети способны различать выдумку и реальность. Однако чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Поэтому трехлетние малыши, захваченные театральным представлением или игрой, способны всерьез испугаться, к примеру, Деда Мороза или Бабу-Ягу. То, что малыш стал фантазировать и научился отделять вымысел от реальности можно понять по появившимся в его речи словам «как будто» и «понарошку».

Игрушки

Они необходимы для игр. К сожалению, предельная реалистичность современных игрушек мешает развитию фантазии. Практически настоящие мечи, пистолеты, чайники воображение не будят, поскольку додумывать тут нечего, ведь чайник он и есть чайник. Дети быстро теряют интерес к таким игрушкам.

Зато бьются палками, делают куколок из травы и «ездят» камушками. Эти предметы дают простор фантазии. Ведь простой камушек может стать машиной, поездом, самолетом, стулом, а палка — мечом, ружьем и посохом. Не ругайтесь за приносимый домой и такой важный для ребенка мусор. Пусть он складывает его в коробку. Сделайте игрушки самостоятельно.

Вырежьте из картона или сшейте из тряпочек. Малышу понравится.

Темная сторона

Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явственно видны агрессия, детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям. И, очень часто родители не могут отличить фантазия это или ребенок их обманывает.

По статистике, каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков, сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Потом появляется страх смерти. Дети боятся чудовищ под кроватью, темноты, огромных монстров в шкафу.

Это не «больное» воображение. Подобные фантазии даже полезны. Все дети проходят через такие страхи. Более того, они необходимы, будучи переработанными психикой, они помогают развить осторожность, предусмотрительность, инстинкт самосохранения.

Со страхами можно и нужно бороться тогда, когда они приобретают определенную форму. В этом могут помочь рисунки. Пусть малыш добавит страшному монстру бантик и это лишит его устрашающей силы. Пусть слепит его из пластилина и добавит смешных деталей. Сделайте волшебную палочку или всесильный меч.

Заведите кошку и убедите малыша, что там, где она живет, монстров нет.

Ложь или фантазия?

Ложь, является преднамеренным искажением фактов для приобретения личной выгоды, тогда как фантазия — свободный полет воображения, причем безвредный. Обман начинает процветать с 3,5 лет. Зачастую он становится привычкой, однако понятие «лжи» и «правды» приходит позже, в школьном возрасте. Часто ложь является средством самообороны.

Каковы основные причины лжи?

Боязнь наказания. Ребенок, которого за разбитую нечаянно чашку могут лишить прогулки постарается утаить случившееся. Может быть вы слишком строги? Подумайте. Если малыш будет знать, что, за разбившуюся чашку нужно извиниться и убрать осколки, то необходимость во лжи вряд ли появится. Множество запретов.

«Пирожное дала бабушка», «пуговицы рассыпала влетевшая в окно птичка»… Подумайте, возможно, вы злоупотребляете запретами. Если ребенок будет знать, что с пуговицами можно поиграть в мамином присутствии, а пирожное съесть после обеда, то необходимость во лжи отпадет. Желание показаться лучше, чем он есть. Это означает неудовлетворенность ребенка своим положением.

Для этого приумножаются успехи и преувеличиваются заслуги. Это должно вас встревожить. Наверно, ребенку недостаточно признания, заинтересованности, поддержки, тепла. Для самооправдания. «Она/он первым начал(а)!». Такую ложь искоренить труднее всего. Это ложь, поднимающая самооценку, и используется и во взрослой жизни (меня не увольняли, я сама ушла, а шеф глупец).

Дайте ребенку понять, что вы любите его, даже если он «первый начал». Обсудите ситуацию в спокойном, дружеском ключе и обмана стане меньше.

https://www.youtube.com/watch?v=p5lPIQ7V9G8

Фантазии же друзья детей. У них под креслом живут чудесные гномики, малыши летают на чудо-паровозах и владеют волшебными палочками, танцуют с феями и спасают от беды лисичек. Радуйтесь. У малыша прекрасное воображение. Не пугайтесь, если ребенок солгал. Все решаемо, главное подойти к этому рассудительно и с умом.

Читайте также:  Во сколько месяцев дети начинают сидеть

Источник: https://azbyka.ru/deti/vy-dumka-i-lozh-detskie-fantazii

Детские фантазии и их роль в развитии ребенка

Различия между реальным и воображаемым ребенок постигает по мере развития, постепенно.

Совсем маленькому, младенцу, кажется, будто он и его мама — одно целое, потому что мама всегда тут и всегда готова удовлетворить его малейшие потребности.

После пяти-шести месяцев младенец начинает относиться к матери как к независимому существу, и это позволяет ему воспринимать и внешнюю реальность. Он обнаруживает, что не все его желания могут исполняться мгновенно, но ему понадобится некоторое время на то, чтобы принять эту ситуацию. Хорошее тому доказательство — приступы гнева и оппозиции между двумя и тремя годами.

Слушаясь взрослых, ребенок учится дисциплине, но ощущение, что он обладает властью над миром, живет в нем по-прежнему, и именно это позволяет им говорить о «магическом мышлении»*.

В четыре года малыш еще может верить, будто все, что он подумает, сбудется на самом деле.

Хорошо освоив речь, он начинает более ясно понимать, где область воображаемого, а где — реального.

Если оставить в стороне патологии и ситуации, связанные со сновидениями, можно сказать, что у детей — особые отношения с миром фантазии.

Этим объясняется их способность к играм и удовольствие, которое они получают от игры, — для взрослых большей частью утерянное. Они прекрасно понимают, что все делают «понарошку», и уже трехлетние дети не принимают свою игру за реальность.

Тем не менее дети остаются зависимыми от взрослых и во многих обстоятельствах нуждаются в помощи с их стороны, чтобы отделить реальное от нереального.

Вот почему надо быть чрезвычайно внимательными к тому, что мы говорим детям — даже с самыми лучшими на свете намерениями или желая их защитить (см. «Детская ложь»).

Такая зависимость ребенка от слов взрослого позволяет родителям находить способ успокоить малыша во время ночных кошмаров или иррациональных страхов.

Она же позволяет на основе общих для детей и взрослых, вернее — разделенных родителями детских фантазий, сочинять сказки, но она же и порождает верования, с которыми позже приходится расстаться.

Есть ли риск, что ребенок смешает фантазии с реальностью?

Иногда родителей беспокоит слишком, на их взгляд, бурное, бьющее через край воображение подрастающего ребенка. Они опасаются, как бы он не перепутал свои фантазии с реальностью, как бы не поверил в то, что сам же и придумал.

До трех лет

Овладевая языком, речью, дети очень рано начинают понимать разницу между «по правде» и «понарошку», но опоры у этого их понимания до поры до времени не слишком надежны: ребенок еще во власти магического мышления, которое дает любой выдумке статус реальности.

— Такое смешение понятий не должно тревожить родителей, но им нужно внимательнее относиться к тому, что они сами говорят ребенку, ибо малыш иногда вкладывает в услышанные слова свой, не похожий на настоящий смысл.

— В этом возрасте малыш еще не может критически относиться к увиденному по телевизору: смотрите передачи вместе с ним и комментируйте те кадры и эпизоды, которые в этом нуждаются.

В четыре года

Четыре года — возраст воображаемых друзей, «проживающих» между двумя мирами: ребенок прекрасно понимает, что сам сочинил того или иного друга, но ведет себя так, как будто друг этот существует на самом деле.

В разгар эдиповой стадии четырех-пятилетние дети нередко придумывают себе семью, родителей. Некоторые могут сочинить даже длинную «семейную сагу» (см. «Усыновление/Удочерение»).

— Не слишком огорчайтесь, если ребенок дома вас не идеализирует — родители становятся необыкновенными только в разговорах с друзьями.

— Выдумки такого рода — ведут свое происхождение из нарциссической фазы развития, и это совершенно нормально.

— Ребенок «набивает себе цену» главным образом с помощью хвастовства, фанфаронства, но в глубине души сам по-настоящему в свои россказни не верит.

Если сочинительство продолжается чересчур долго, это может свидетельствовать о недостатке уверенности в себе.

Поощряйте фантазирование ребенка, играйте с ним, сочиняя разные истории вместе, но не содействуйте тому, чтобы он уходил от реальности слишком далеко.

По мере формирования структуры речи ребенку будет все легче отличать воображаемое от реального.

— Дело тут не только в умении выражать свои мысли, но еще и в том, чтобы ребенок мог играть словами.

— Хороший критерий способности не путать фантазии с реальностью — умение понимать метафоры и переносный смысл слов.

— Это дается не сразу, поначалу малышу еще трудно освоиться с многочисленными смыслами одного слова, но постепенно именно познание «многомерности» речи позволит ему приобщиться к поэтическим свойствам языка.

— Начиная с четырех лет ребенок уже способен конструировать свои выдумки, строить рассказ, и впоследствии это поможет ему критически относиться к попыткам заставить его во что-то поверить.

Выдумки отражают тревожность вашего ребенка Воображение помогает ребенку канализировать, то есть «перенаправлять», тревоги и страхи. Именно поэтому и надо рассказывать детям сказки.

С помощью волшебных сказок можно найти решение внутреннего конфликта.

Здесь было бы сложно останавливаться на всех деталях, поэтому скажем только, что для этого могут использоваться истории, герои которых не всемогущи и потому, не будучи способны выйти из положения самостоятельно, принимают помощь со стороны, в случае необходимости — волшебную. В образах выручающих героя волшебника или волшебницы ребенок видит отца или мать, иными словами — родительскую фигуру, показывающую пример доброжелательного к нему отношения.

Однако для того, чтобы одолеть все страхи, особенно — вечерние и ночные, одних только сказок недостаточно.

Родители должны научиться различать вечерние страхи, которые появляются при укладывании и отражают боязнь разлуки, и кошмары или ночные ужасы, возникающие уже во время сна.

Когда наступает вечер и пора ложиться спать, дети часто вспоминают свои страхи перед чудовищами, привидениями или ворами

— Не нужно ловиться на удочку, вступать в игру и по-настоящему искать чудовищ под кроватью или в шкафу. Просто успокойте ребенка, посидите рядом. Не создавайте у него впечатления, будто вы и сами верите в чудовищ или в призраков.

— Полутьма, тени на стенах могут возбудить воображение малыша и усилить его тревогу. Решить проблему способен обычный ночник.

— Никогда не прибегайте к фантастическим угрозам, чтобы заставить ребенка слушаться! Никакая колдунья не придет за ним, если он отказывается есть, и никакой людоед его не сожрет, если он будет плохо себя вести в детском саду.

— Расспрашивайте его: умело поставленные вопросы помогут вам узнать, чего ваш малыш особенно боится.

Детское воображение — это воображение разделенное: в детском саду ребятишки рассказывают друг другу «страшилки», обсуждают телепередачи, хвастаются проступками.

— Следите за тем, чтобы до трех лет ваш ребенок не смотрел телевизор (см.

«Телевизор и видеоигры»), а если уж тянется к голубому экрану — чтобы не смотрел пока ничего, кроме мультфильмов для своего возраста.

При этом надо учитывать, что некоторые, даже предназначенные «самым маленьким» программы могут возбуждать в детях тревогу, в частности если тематика передач отражает их собственные фантазмы, мир их воображения.

— С четырех-пяти лет ребенку иногда начинают нравиться именно те истории, которые вызывают у него страх.

— Если у вашего малыша кошмары или его по вечерам одолевает тревога, нужно запретить ему «страшилки».

Если ребенок все еще верит в Деда Мороза

Вашему ребенку пять или шесть лет… Скорее всего, окажется, что веры его в Деда Мороза хватит ненадолго.

Но что вообще означает для ребенка вера?

Когда он совсем маленький, он верит всему, что говорят взрослые. Потом начинает понимать, что у других могут быть мнения, отличные от его мнения, и убеждения, не такие, как у него самого.

Если в этом возрасте он все еще верит в Деда Мороза, эта вера отражает теперь его собственное желание, но уже никак не то, что он присоединяется к верованиям взрослых.

— Если малыш задает вопросы, отвечайте на них честно, даже если вам жаль, что сын или дочка частично утеряет свою ребяческую наивность.

— Помните, что Дед Мороз приходит не затем, чтобы подкрепить ваш родительский авторитет, принося подарки одним только послушным детям.

— Дети, которые больше не верят в то, что Дед Мороз существует на самом деле, все еще верят в сказки и легенды: они продолжают рисовать Деда Мороза и даже пишут ему письма — «понарошку».

— Постепенно благодаря всему этому Дед Мороз превращается в поэтическую метафору родительской любви (и родительского авторитета).

В работе психоаналитика Октава Маннони**, посвященной вере и верованиям, показано, что мы по-настоящему верим в Деда Мороза только тогда, когда знаем, что «его не бывает».

Здесь нет парадокса: вера — это средство удержать при себе наиболее прекрасную часть реальности, зная, что ее не существует. Вероятно, поэтому родители так дорожат верой ребенка в Деда Мороза и стремятся сохранить ее надолго.

* Есть даже такое специальное понятие — «период магически-галлюцинаторного всемогущества».

**Октав Маннони (1899-1989) — французский психоаналитик и философ- культуролог, объяснял, например, популярность фильмов ужасов и других подобных жанров так: несмотря на то что основные ходы и приемы известны зрителю заранее и он прекрасно осознает нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского», анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, тем не менее…»

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/detskie-fantazii.html

Как воспитать ребенка с богатой фантазией?

Многих родителей крайне интересует детское воображение. Одни волнуются по поводу слишком бедной фантазии своего малыша, другие не знают, как обуздать ребёнка, который постоянно что-то придумывает буквально на каждом шагу. А что говорят специалисты по данному поводу?

Как развивать фантазию у детей?

Воображение присуще каждому человеку. Оно позволяет придумывать разные выходы из ситуации, полезно далеко не только творческим людям.

Бытует мнение, что развитие воображения необходимо будущим
писателям, художникам, скульпторам, поэтам, одним словом, людям соответствующих профессий.

Поэтому родители, по разным причинам негативно или несерьёзно относящиеся к такого рода занятиям, могут недооценивать важность воображения.

Отрицательная оценка профессий, между прочим, может серьёзно сказаться не в лучшую сторону на будущем самого ребёнка, формировании его ценностей, породить в дальнейшем внутрисемейный конфликт.

Поэтому родителям желательно пересмотреть свои взгляды (если они именно таковы), чтобы избежать недопонимания. Возможно, стоит обратиться к семейному психологу, поработать над собственными установками.

Ответственное отношение к себе способно стать примером детям.

Возвращаясь к теме детского воображения, стоит отметить: хорошо развитая фантазия помогает инженерам найти выход из ситуации, что-то придумать, разрешить проблему.

Бизнесмены создают оригинальные предложения, основываясь на деловой хватке, личном опыте и воображении! Менеджер по продажам креативно предлагает товар покупателям, специалист в области рекламы – оформляет новый стенд.

Примеров можно привести очень много, хорошая фантазия помогает найти выход из любой ситуации, причём достаточно быстро. Благодаря этому человек оказывается находчивым и более счастливым.

Благодаря фантазии развиваются такие полезные человеческие качества как предприимчивость, находчивость, креативность. Понимания этого достаточно, чтобы перестать недооценивать важность развития детского воображения.

Показатели нормы

Родителей традиционно волнует: нормально ли развивается отпрыск? Наличие отклонений мнительным мамам и папам нередко мерещится повсюду.

В действительности отсутствие особых проявлений фантазии до 3 лет может быть вполне нормальным, особенно если ребёнку не хватает жизненного опыта.

Малыш вряд ли сможет представить, что стул – это лошадь, кресло – трон, простая палочка – волшебный посох, способный творить чудесные заклинания, если ребёнок не будет посещать зоопарки, гулять, общаться с другими детьми, животными, смотреть мультфильмы, слушать сказки.

Богатый опыт – это прекрасный багаж имеющихся знаний, которые можно впоследствии использовать для развития воображения. Слушающий сказки малыш начнёт постепенно сочинять свои. Знакомство со страшной историей может обернуться кошмарами. Поэтому родителям желательно критично относиться к тому, что выдаётся ребёнку, какую информацию получает отпрыск.

Нехватка фантазии

Если малыш не начинает в три года что-то сочинять, фантазировать, выдавать одни предметы за другие – повод насторожиться. Вполне возможно, что с ребёнком недостаточно общаются, слишком маленький накопленный багаж информации.

Иногда причина в нехватке интереса, скуке, нередко дети боятся проявлять фантазию дома, например, когда кто-то из родственников пристыдил, поругал, даже, возможно, напугал. Малыши в этом возрасте могут бояться рассказать родителям, решить, что мама и папа тоже так считают, забыть о причине своего страха (а внутренний запрет на проявление фантазии остаётся).

Читайте также:  Стишки-загадки для детей (транспорт)

Не надо оценивать его творчество, строго судить: первые попытки могут показаться достаточно примитивными, но здоровый, активный ребёнок будет развиваться. Дальнейшие выражения фантазии уже станут значительно лучше, ярче.

Избыток фантазии

Крайности всегда беспокоят. Живой, активно фантазирующий ребёнок, постоянно играющий с окружающими предметами, придумывающий сценарии для развлечения и игр – это здорово. В каких случаях стоит бить тревогу? Признаки возможных нарушений:

  1. Ребёнок слишком сильно ударился в мир фантазий. Он постоянно что-то придумывает, каждый день, причём предложение «остаться в реальном мире» заставляет его нервничать и напрягаться. При попытках обсудить что-то реальное малыш замыкается, становится неразговорчивым.
  2. Ребёнок болезненно реагирует на любое напоминание о нереальном характере фантазий, настаивает на том, что его воображаемые друзья настоящие, может устроить истерику при использовании стула по назначению, потому что «лошадке больно». Важно: данные случаи повторяются неоднократно, становятся системой, мешают нормальной социализации.
  3. Малыш начинает путать воображаемое и настоящее, уверен, что выдуманные события действительно происходили.
  4. Ребёнок продолжает фантазировать по поводу реальных событий, придумывает окружающим несуществующие профессии, от него трудно добиться правды. Ложь становится гораздо привлекательнее и интереснее.
  5. Важность выдуманного мира намного больше, чем происходящее вокруг. Ребёнок очень ярко реагирует на собственные фантазии, но при этом крайне слабо – на родителей, бабушек, братьев, сестёр, других родственников, няню, домашних питомцев, друзей.

Описанные признаки нарушений способны пересекаться между собой. Причины отклонений в поведении могут быть во внутренних конфликтах в семье, страхе ребёнка, который малышу трудно выразить по-другому. Но иногда это свидетельствует о серьёзных отклонениях развития, нарушениях работы мозга. Поэтому ребёнка следует показать педиатру.

Источник: http://KabinetDoktora.com/deti/razvitie-rebenka/detskoe-voobrazhenie.html

Фантазировать – вредно?

Психолог и психотерапевт Анастасия Бондарук – о том, как пользоваться фантазией с пользой для себя и не давать воображению управлять нами.

Многих людей сегодня волнует вопрос о пользе и вреде фантазирования. Действительно, в фантазии можно «уйти», они способны поглотить, привести к тому, что человек может возомнить о себе. Однако фантазия может перерасти в проект, произведение искусства и даже может быть использована в науке.

Например, в своих дневниках инженер-физик Никола Тесла писал: «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему».

Так в чём полезность и вредность фантазии?

Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то встретим высказывание святителя Феофана Затворника: «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».

В практике духовничества работа с образом, фантазией широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника.

Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями…».

Да, для современника звучит немного пугающе, но суть примера в том, что воображение как таковое не считалось чем-то душевредным. Душевредным считалось его неправильное использование.

Образы часто встречаются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по святителю Феофану Затворнику.

Интересно пишет о работе фантазии преподобный Никодим Святогорец в своём труде «О хранении чувств»: «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своём воображении?..».

Святитель Феофан Затворник указывал, что «низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память…».

Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…».

Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать «в мирных целях».

Зачем ребёнку фантазировать?

Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.

Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.

Психолог Лев Выготский пишет:

Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.

…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.

Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми.

Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку.

В ходе игры собачка всё время хотела рассказать корове сказки, которые сочиняла сама. Корова ей запрещала, и собачка очень расстраивалась.

Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.

Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.

Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались.

Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал.

Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.

Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем.

Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека.

Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны.

Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события.

Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения.

Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями.

В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.

Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.

В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.

В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.

Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами.

Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Здоровье и патология

Исследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.

И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:

Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки, что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина: «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность».

Вот между этими полюсами и находится наша возможность управлять своим воображением и не давать воображению управлять нами.

Анастасия Бондарук

Источник: https://www.pravmir.ru/voobrazhenie-mezhdu-tvorchestvom-i-boleznyu-1/

Ссылка на основную публикацию