Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Развиваем коммуникативные способности ребенка: 6 советов для родителей

Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации.

Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительной, да и умение взаимодействовать является залогом успешного развития личности.

Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.

Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой.

На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Начало формирования коммуникативных способностей у детей

Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова.

Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя:

  • умение с пониманием относиться к окружающим;
  • способность встать на место другого человека;
  • негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника;
  • желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

Развитие коммуникативных навыков: 6 советов для взрослых

О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но мы не будем повторять сложные связи и схемы ученых-психологов и постараемся конкретно поговорить о том, как сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.

  1. Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовалому крохе было достаточно играть и взаимодействовать с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
  2. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
  3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
  4. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
  5. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
  6. Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

И еще один важный совет – не перегните палку с коммуникабельностью.

Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.

Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Формируем коммуникативные способности в игре

Развитие коммуникативных навыков у ребенка – это процесс, который включает активное взаимодействие между ребятишками.

Самым лучшим способом налаживания коммуникации психологи считают игровую деятельность.

Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?

1. Игры-драматизации

Они идеально подходят для совершенствования коммуникативных умений у детей.

Устраивайте дома театрализованные представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают – сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером».

Привлекайте к действу и других детей, ведь вместе гораздо интереснее покорять сцену!

2. Ролевые игры

Недаром педагоги считают умение принимать сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста.

Ребенок, надевая разные «маски», учится оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками.

Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери», «сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.

3. Игры по правилам

Эти упражнения учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, результат, игровые правила.

Наверняка вы замечали, что малыши не любят проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде единомышленников.

4. Пластические этюды

Застенчивые и замкнутые дети часто скованы в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения на жестикуляцию и мимику.

Расскажите, что общение происходит не только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся, хмуримся).

Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами.

Некоторые читатели могут поинтересоваться, а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействовать с большим числом собеседников.

Безусловно, переступать через индивидуальные особенности своего чада нельзя, но помогать выстраивать отношения с окружающим миром чрезвычайно важно.

Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/razvivaem-kommunikativnye-sposobnosti-rebenka

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста.

Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров.

Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений.

После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Читайте также:  Топ-100 полезных советов кормящей маме

Настольный театр — способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей.

Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор.

Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Условия для развития коммуникативных способностей

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с признаками одаренности

Погосян Ани Завеновна , учитель начальных классов
Россия, Тюменская область, город Тюмень

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации

Погосян Ани Завеновна, учитель начальных

классов МАОУ СОШ №27, г.Тюмени

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с признаками одаренности

Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков.

Все больше у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение авторитетных людей, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Однако, одаренному ребенку порой очень сложно учиться в классе обычной школы.

Ребенок, проявляющий незаурядные способности, демонстрирующий выдающиеся результаты в определенной области знаний, также как и другие нуждается в общении с одноклассниками, но ярко проявляющиеся способности и чувство особенности могут порождать целый ряд проблем в нахождении контакта с другими детьми.

В образовательной среде необходимо создавать условия, в которых любой ребёнок мог бы активно взаимодействовать со всеми учениками, не имея при этом коммуникативных проблем.

Зарубежные и отечественные психологи, проводившие различные исследования в области психологии одаренности (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор, Ж. Брюно, А.М. Матюшкин., Н.Б. Шумакова, М.А Холодная и др.

) единодушны в утверждениях о том, что наряду со специфическими способностями, одаренные дети обладают и особенностями развития личностных характеристик.

Отмечается, что одаренные дети зачастую имеют проблемы во взаимодействии и общении со сверстниками.

Отечественными педагогами Д.Б. Богоявленской, Н.С. Лейтесом, А.М. Матюшкиным, В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлевой, В.А. Ясвиным, А.И.

Савенковым проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение педагогов к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

В работе с одаренными детьми мы опираемся на коммуникативно-ориентированную модель образовательной среды, разработанной В.В.Рубцовым.

Образовательная среда понимается им как форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), которое создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися.

Исходным основанием такого подхода к образовательной среде является понимание того, что необходимым условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса.

Образовательная среда по-прежнему нуждается в практических разработках, способных создать благоприятные условия для обучения, развития и общения каждого школьника.

Цель проекта ‒ создание условий, способствующих развитию коммуникативных способностей одаренных детей.

Задачи проекта:

1. Изучение признаков одаренности младших школьников с помощью диагностического инструментария.

2. Создание внеклассных занятий, направленных на совместную деятельность учащихся.

3. Включение младших школьников в совместную деятельность, направленную на развитие коммуникативных способностей.

Объект исследования ‒ процесс развития коммуникативных способностей учащихся в начальной школе.

Предмет исследования ‒ совместная деятельность учащихся, способствующая развитию коммуникативных способностей детей с признаками одаренности.

Целевая аудитория – 3 класс.

Для выявления одаренных детей можно использовать следующий инструментарий:

А.И. Савенков «Методика оценки общей одаренности»;

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления.

Юркевич В.С. «Определение уровня познавательной потребности ребенка» и другие.

Нами была разработана программа «Хочу. Могу. Умею», целью которой является создание условий для развития коммуникативных способностей младших школьников с признаками одаренности.

Программа включает внеклассные занятия, содержащие элементы артпедагогики, проектной деятельности, а также проведение занятий в виде квест-игры, выбор которых позволяет учесть различные сферы и проявления одаренности в младшем школьном возрасте.

Артпедагогика (по определению Е.А.

Медведевой) – это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Артпедагогика охватывает область интересов младших школьников с признаками творческой и художественной одаренности.

Метод проектов – способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, увидеть и сформулировать проблему.

Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.

Данный метод очень хорошо подходит для активизации детей с признаками интеллектуальной и академической одаренности.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) —жанровая игра, представляющая собой историю с главным героем, управляемым игроком.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Игроки становятся первооткрывателями тайн, участниками расследования, искателями утерянных знаний. Каждый квест – это приключение со своим сюжетом и атмосферой. К игрокам попадает секретная или обрывочная информация.

Используя ее, а также логику, сообразительность, эрудицию и внимательность, игроки движутся по сюжету к разгадке тайны. Квесты могут быт интересны детям, имеющим признаки различных видов одаренности, в силу возможности компиляции заданий и актуализации возрастных интересов.

Содержание программы

Программа создана для 3 класса и состоит из 8 занятий. Каждое занятие длится 40 минут.

Занятия включают в себя комплекс упражнений, направленных на совместную деятельность детей. Задания подбираются с учетом интересов детей и их способностей.

План мероприятий

№п/п Кол-во часов Название занятий Форма работы Деятельность Ответ.
I. Поисковый этап
35 Поиск методик по выявлению одаренных детей и развивающих заданий. Учитель
II. Подготовительный этап
21 Выявление одаренных детей и создание квест-игр
III. Занятия (организационный этап)
1 1 «Коснутьсядуши» Практическое занятие Выполнение заданий, способствующих переходу от органов чувств к внутренним чувствам, от внешнего к внутреннему. В ходе занятия дети начнут прислушиваться друг к другу, научаться выражать свои чувства, поймут, насколько важно то, что у нас в душе. Одаренные дети включатся в коллективную работу и смогут показать свои достоинства.
2 1 «По затерянным следам» Квест-игра Поиск ответов на вопросы от следа к следу, решая ряд творческих задач. Основная цель – научить детей прислушиваться друг другу, сотрудничать, уважать мнения других, быть командой.
3 1 «Волшебное путешествие» Практическая, парная работа, включающая элементы артпедагогики. На данном занятии будет организована работа в паре. Дети совместно будут создавать музей любимых мест своими руками. Кроме умения договариваться, устанавливать контакт и работать в паре, у детей также развиваются творческие способности.
4 1 «Комната поэзии» Квест-игра Поиск ключа от выхода из школьной библиотеки путем изучения поэзии. Квест включает в себя 5 ключей, каждая из которых ведет к подсказкам, отгадав все подсказки, дети найдут выход. Все задания связаны с литературой.
5 1 «Загадки искусства» Парное занятие практического типа, включающая элементы артпедагогики. Изучение интересных фактов построения скульптур, создание своей мини-скульптуры в парах.
6 1 «Тайное сообщество пиратов» Квест-игра Выполнение упражнений, развивающие речь детей, а также знания о русском языке, например, путем расшифровки писем пиратов. Действия происходят на искусственно созданном корабле пиратов.
7 2 «Исследуя наш мир» Групповая проектная деятельность Парная работа по проектной деятельности, целью которой является исследование необычных краев нашей планеты. Дети смогут сами провести исследование и защитить его на конференции.
8 1 «Лабиринт приключений» Квест-игра Квест включает в себя различные места, обозначающие различные страны. Стран всего 6, одна из них Россия, куда детям необходимо прибыть. Путешествуя по странам, дети изучают их культуру, решая логические задачи, которые приведут в родной домой.
IV. Заключительный этап
5 Оценка качества выполнения проекта и планирование новых шагов реализации проекта.
Читайте также:  Волшебство речи, или какое слово гарантированно помогает сотрудничать с ребёнком

Ожидаемые результаты:

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других.

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, способны работать в парной и групповой форме.

Младшие школьники, имеющие различные признаки одаренности, в общении используют различные способы разрешения спорных ситуаций, конфликтов, применяя практический опыт преодоления сложных ситуаций, случавшихся в группе.

Рост познавательного интереса учащихся.

Источник: http://edu-time.ru/pub/106205

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков

Некоторые люди очень легко заводят новые знакомства, имеют много друзей и быстро вливаются в непривычный коллектив при смене рабочего места.

Другие же могут общаться лишь с узким кругом самых близких, а справиться со сменой работы и поговорить с кем-то малознакомым становится для них сложной задачей, сравнимой со страшным сном. Все зависит от того, насколько человек коммуникабелен.

Именно поэтому в детсадах все дети много времени проводят вместе, развивая способность общаться. При нехватке общительности не стоит расстраиваться, ведь существуют специальные методы, как развить коммуникативные навыки у взрослого или ребенка.

Особенности коммуникации

Под коммуникабельностью понимают способность установки контакта с другими людьми, поддержание любого разговора и эмоционального взаимодействия.

Ее наличие является необходимостью для реализации человека, создания полноценной семьи и достижения успеха.

Во многом качество коммуникации зависит от темперамента, из-за чего для многих даже попытки развить в себе общительность приносят массу трудностей.

Зачатки коммуникативных навыков появляются еще в момент, когда ребенок находится в утробе матери.

После появления малыша на свет они развиваются от мимики и жестов окружающих, при этом не меньшее влияние оказывает общение между родителями.

Если взрослые мало разговаривают с ребенком и не пытаются его обучить коммуникабельности, то высока вероятность появления застенчивости, сочетающейся с отсутствием разговорных навыков.

Общение может быть вербальным или невербальным. В первом случае подразумевается полноценный речевой контакт между людьми. Во втором – общение с помощью жестов, мимики или языка тела. Коммуникацию также делят на несколько навыков, из которых состоит любое общение. Всего их 5:

  1. Активное слушание.
  2. Невербальная коммуникация.
  3. Задавание вопросов.
  4. Прояснение.
  5. Осознанность.

Все они важны и высоко ценятся окружающими. При этом многие компании предпочитают нанимать на работу коммуникабельных людей, что связано с их личными качествами.

Любой общительный человек умеет быстро налаживать контакт с деловыми партнерами, легко находит общий язык с клиентами, умеет убеждать и оказывать необходимое влияние. Чтобы определить, насколько кандидат на должность коммуникабелен, собеседованию уделяют особое внимание.

Если он будет иметь все нужные навыки, то вероятность принятия на работу и продвижения по карьерной лестнице будет очень большой, а начальник будет характеризовать его исключительно с положительной стороны.

Простые правила

Хорошие коммуникативные навыки можно развить даже без применения каких-либо упражнений или тренировок. Для этого достаточно взять на вооружение несколько простых правил, касающихся общения с другими людьми. Однако все не так просто. Достичь результата удастся только при наличии силы воли и крепкой выдержки. Если их нет, то улучшать навыки таким способом будет крайне тяжело.

Нужно следовать следующим правилам:

  1. Не уходить от общения. Многие необщительные люди стараются избегать разговоров, но делать этого нельзя ни при каких обстоятельствах. Нужно побороть это желание.
  2. Проявлять инициативу. Попытки уйти от общения, упомянутые выше, следует заменить полной противоположностью и проявлять инициативу к разговору.
  3. Отказаться от формальных ответов. Не нужно реагировать на вопросы формально или сухо. Будет гораздо правильнее отвечать подробно и с интересом.
  4. Быть артистичным человеком. Проявление артистизма вызывает приятные эмоции у окружающих и помогает более открыто общаться с людьми.
  5. Приобрести позитивный настрой. При негативном восприятии мира нет ничего удивительного в отсутствии общения. Позитивный же настрой может все изменить.
  6. Получать удовольствие от разговора. Нужно научиться находить хорошее в любом разговоре и получать от него приятные эмоции, что напрямую скажется на навыках.
  7. Выражать дружелюбие. Во время беседы важно следить за своей мимикой и жестами, чтобы они показывали исключительно положительное отношение к человеку.
  8. Убирать мобильный. Использование мобильного устройства при разговоре для многих покажется неуважительным и показательным жестом против общения.
  9. Всегда слушать. Если хорошо слушать собеседника, получится полностью вникнуть в суть разговора, забыть о недостатке своей коммуникабельности, а также стать приятнее.
  10. Показывать уверенность. Развитие уверенности в себе – важная составляющая коммуникативных навыков. Без нее не получится добиться никаких результатов.
  11. Придерживаться искренности. Не стоит придумывать вымышленные истории и путаться в своих же словах. Лучше честно признать незнание того или иного факта.
  12. Смотреть в глаза. Во время разговора очень важно смотреть в глаза своему собеседнику. Это не только усилит контакт, но также позволит повысить свою уверенность.
  13. Исключать слова-паразиты. Нужно убрать из своего лексикона абсолютно все слова-паразиты и ругательства. От этого зависит как привлекательность, так и навык общения.

Дополнительно для повышения навыков общения можно прочитать различные книги. К примеру, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Д. Карнеги), «Никогда не ешьте в одиночку» (К. Феррацци) или «Как разговаривать с кем угодно» (М. Роудз).

Упражнения

Развить в себе коммуникативные навыки получится также с помощью специальных упражнений.

Большинство из них требует присутствие одного или нескольких собеседников, что очень важно при улучшении умения общаться. Выполнять их рекомендуется каждый день. Поначалу может показаться трудно, т.к.

вырабатывать навыки коммуникации крайне тяжело. Особенно это касается взрослых людей, которые давно приняли свою необщительность.

Какие упражнения стоит использовать:

  1. Визуализация. Суть упражнения будет заключаться в том, чтобы мысленно представить общение с другим человеком. Собеседником должен быть реальный знакомый, а не вымышленный герой, что важно учитывать. Во время представленного диалога нужно внимательно проследить за своими движениями, выделить особенности тембра и скорости речи в разные моменты, а также выявить для себя сильные и слабые стороны этого разговора.
  2. Общение с зеркалом. Очень простая методика развития коммуникабельности с обаянием, которым пользуются многие успешные люди. После нескольких недель тренировок получится правильнее передавать свои эмоции и мысли, а также красиво разговаривать. Для выполнения упражнения нужно просто встать перед зеркалом и поочередно показывать различные эмоции, а также разговаривать с собой.
  3. Выполнение желаний. Такое упражнение можно выполнять только в паре с другими человеком, причем делать это желательно в обе стороны. Один человек пишет свое желание на листочке и без разговоров о нем пытается объяснить второму участнику, чего именно он хочет. Рекомендуется выбирать желание так, чтобы от партнера потребовалось какое-либо активное действие для его выполнения.
  4. Разговор песнями. Для тренировки понадобится разделиться на 2 равные команды от 1 до 5 человек. Суть упражнения в том, что первая группа задает вопрос, являющийся строкой из песни, а вторая на него отвечает тоже частью любой музыкальной композиции. Делать это нужно поочередно, а на обдумывание ответа дается не более 30 секунд.
  5. Выход из круга. Один человек встает в центр круга, состоящего из других участников. Он должен оставаться там, а целью других людей станет выманивание его любыми средствами убеждения. При этом рекомендуется снимать все на видео, чтобы затем проанализировать поведение главного участника.
  6. Разговор на чистоту. Выполнять упражнение можно внутри целой группы участников. Желательно, чтобы все они имели неразвитые коммуникативные способности. Суть метода заключается в написании своего портрета на листочке. Нужно указать свои плюсы и минусы, касающиеся общительности, а потом сделать такой же анализ других участников. Когда все портреты будут готовы, потребуется сравнить свой личный взгляд на себя со мнением всех других участников.
  7. Завершение предложений. Занятия такого типа можно проводить регулярно, для этого потребуется лишь присутствие нескольких человек. Четыре человека должны встать рядом, а их целью будет создание рассказа. Каждое предложение начинает первый участник, обрывая после пары слов, а остальные трое поочередно добавляют к нему несколько словосочетаний, завершая его. В итоге должен получиться интересный рассказ, который рекомендуется совместно обсудить.

Существуют и другие упражнения, которые помогают повышать навыки общения. Их очень часто применяют в группах, которые созданы для того, чтобы незнакомые люди могли встретиться и в приятной атмосфере потренироваться, улучшив свои способности. Иногда достаточно пары таких занятий, чтобы раскрыть себя и избавиться от скованности.

Игры

Хорошим способом добиться высоких коммуникативных навыков являются тренировки в игровой форме. Они помогают каждому участнику открыться для других людей, почувствовать себя свободно и полностью расслабиться. В таких условиях развивать коммуникабельность проще всего. Некоторые игры можно применять даже в домашних условиях для совместных тренировок родителей с детьми.

Как играть:

  1. Повторения. В игре участвуют от 5 человек. Один из них становится ведущим и показывает остальным определенные движения (хлопки ладонями, движения руками и т.п.), озвучивая каждое из них. Все должны повторять. Для усложнения ведущий может называть не то действие, что выполняет, а участники должны правильно сориентироваться и повторить именно сказанное.
  2. Угадывание эмоций. Для игры нужно разделиться на 2 команды. Все участники первой группы поочередно показывают разные эмоции, которые нужно вытянуть из колоды специальных карточек, а вторая должна их угадывать. Затем команды меняются ролями.
  3. Театральные сценки. Играть можно вдвоем, а целью станет разыгрывание какой-либо ситуации. Можно придумать абсолютно любые события, но они должны устраивать обоих участников. Желательно разыгрывать сцены различных конфликтов, пока они не будут полностью решены.
  4. Оригами. В игре нужно присутствие нескольких участников. Все они закрывают глаза, взяв в руки лист A4. Ведущий дает инструкции, как именно складывать лист, при этом ему следует несколько раз попросить разорвать его. В конце нужно сравнить результат у всех присутствующих.

Такие простые игры отлично помогут в достижении цели. Однако не стоит рассчитывать, что только их применения будет достаточно. Использовать их лучше всего в качестве дополнительной меры или первой ступени развития навыков.

Коммуникабельность у детей

Самое большое значение для человека в плане развития умственных способностей и коммуникативных навыков имеет период детства. В первые годы жизни ребенок приобретает первые отличительные черты, у него начинает формироваться характер, появляются свои вкусы. В детсаде и младших классах особенно активно развивается коммуникабельность, после чего она становится окончательно сформированной.

Чтобы ребенок мог полноценно общаться, родители должны придерживаться ряда рекомендаций, направленных на развитие коммуникабельности. Они довольно просты, но не учитываются многими взрослыми. Что именно нужно делать:

  • Подавать правильный пример, общаться при ребенке;
  • Чаще задавать ребенку вопросы, что особенно важно для учащихся младших классов;
  • Обсуждать с малышом все свои действия, объяснять их суть;
  • Поощрять дошкольника за общение со сверстниками;
  • Учить ребенка выражать мысли устными словами и письменным текстом;
  • Просить малыша показывать желания словесно, а не невербальным образом;
  • Обучать ребенка вежливости, пониманию, сочувствию;
  • Спокойно реагировать на конфликты;
  • Не ругать школьника прилюдно, т.к. подросток может почувствовать себя униженным;
  • Объяснять ребенку, что все люди имеют свои интересы, которые следует учитывать;
  • Стараться поддержать у ребенка высокую самооценку, отказаться от жесткой критики.
Читайте также:  Как выбрать кроватку для новорожденного - какими бываю детские кроватки

Дополнительно рекомендуется играть с ребенком в разные игры. Например, «Море волнуется раз». Также можно попросить его изобразить любимого персонажа из сказок или вжиться в роль спасителя Царевны-Несмеяны, пытающегося рассмешить ее.

Достижение цели

Знать, как улучшить коммуникативные навыки, недостаточно. Даже ежедневные тренировки не гарантируют их развития. Важнее всего в достижении этой цели становится качество занятий. Очень важно не давать себе поблажек и выполнять все правила, а также никогда не отказываться от общения. Только так удастся добиться результата.

Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/kak-razvit-kommunikativnye-navyki

Со мной никто не дружит! Как развивать коммуникативные способности ребёнка

Когда родитель слышит такие слова от своего ребенка, то часто пребывает в растерянности и отчаянье. Ведь каждый взрослый понимает, что уговорить и, уж тем более, заставить с кем-то дружить детей невозможно. Почему ребенок оказывается не принятым в игру или не имеет друзей? Можно ли изменить ситуацию?

Часто в подобных случаях педагоги и психологи говорят о нарушении развития коммуникативных навыков у детей. Такими навыками является желание ребенка вступить в контакт, умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать ему, а также умение разрешать конфликтные ситуации.

Коммуникативные способности ребенка развиваются при общении с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками.

Причины коммуникативных проблем у ребенка могут быть разными: это и противоречивость, и непоследовательность в воспитании, темперамент ребенка, психофизиологические и наследственные особенности его здоровья.

Если родители видят, что у ребенка есть проблемы в общении ,конечно, необходимо обратиться к психологу. А дома в игру с ребенком можно включить развивающие игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей .

Это такие игры, которые развивают мимику и пантомимику, умение распознавать эмоции человека и адекватно передавать свое эмоциональное состояние; упражнения, помогающие ребенку обратить внимание на свои чувства, переживания и самооценку, направленные на формирование навыков коллективной деятельности, развитие чувства общности.

Рассмотрим некоторые игры, в которые можно поиграть со своими детьми и их друзьями.

Игра-пантомима «Кто живет в деревне?». Перед игрой взрослый выкладывает иллюстрации с изображением домашних животных и кратко рассказывает о них (либо расспрашивает детей).

—Представьте себе, что вы попали в деревню и превратились в этих животных. Вы не говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать.

Дети имитируют движения выбранного животного, а взрослый пытается отгадать.

«Охота на мышь». Необходимые приспособления: маленькая игрушка (мышка).

Дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до десяти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает игрушку ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти мышь.

«Улитка». Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Особенно полезно играть эту игру с конфликтными, агрессивными детьми. Также в нее можно играть и с гиперактивными детьми, но тогда она должна быть завершающей.

«Быстрая юла». Игра развивает умение сотрудничать. Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, раскручивает юлу, называет имя другого ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до юлы, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до юлы и подхватить её, выбывает из игры.

«Сундучок» . На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Взрослый – водящий. Дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Потом можно поменяться. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

«Внимательный художник». Ребенок рисует все, что ему захочет​ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добав​ляет одну или несколько деталей и возвращает рису​нок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями. Если в игре принимают участие не​сколько человек, то передавать рисунок можно по кругу.

После завершения игры взрослый предлагает поговорить о рисунках.

“Закончи предложение”. Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

— Моя любимая игрушка…, Мой лучший друг…., Моё любимое занятие…., Мой любимый праздник…., Мой любимый мультфильм…., Моя любимая сказка…, Моя любимая песня….

«Удержи шарик». Веселая игра, в которой может быть сколько угодно участников.

Правило игры: удержать воздушный шарик в воздухе и не дать ему упасть. Можно разделиться на команды и устроить между ними соревнования на удержание шарика.

«Дотрагивалки». Играя с малышами, ведущий выкрикивает: «Дотронься до…

мягкого (далее следует любой другой признак предмета, предмет)»! Ребенок должен мгновенно сориентироваться и пока звучит колокольчик, обнаружить в помещении что-то мягкое и дотронуться до этого предмета.

Игра может быть модифицирована под большое количество участников старшего возраста, когда дотрагиваться нужно, например, до цвета одежды игроков.

Или: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до … (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета пока звучит колокольчик, водит.

«Цепочка нежности». Все участники сидят рядом, друг за другом, взрослый – организатор игры. Он показывает сидящему рядом с ним ребенку движение, например, гладит по головке. Сидящий рядом с ним ребенок начинает гладить того, кто впереди. Так поглаживание по головке, как цепная реакция, доходит до конца цепочки. Потом исполняется другое ласковое движение. Например, гладят животик.

Подобные игры будут полноценными даже если будет всего два или три участника, а хорошим настроением обменяются мама и ребенок или родители и дети.

Играя с ребенком, взрослый дарит ему бесценный, счастливый опыт добра и чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.

Источники:

1.Н.В.Клюева, Ю.В. Филиппова . Общение . Дети 5-7 лет . — Ярославль: Академия развития, 2001.

2.Е.К.Лютова, Г.Б.Монина. Тренинг общения с ребенком. СПб.: Речь, 2001.

3. Л.М. Шипицина, О.В. Защринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. Азбука общения. – СПб.: Детство –пресс, 2004.

4.О.В.Хухлаева. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.

Материал подготовила Юрченко И.В., педагог-психолог БДОУ г. Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»

Источник: http://rid-omsk.irooo.ru/sovetuyut-spetsialisty/81-ot-3-do-7-let/157-so-mnoj-nikto-ne-druzhit-kak-razvivat-kommunikativnye-sposobnosti-rebjonka

Развиваем коммуникативные способности детей: 5 советов родителям

Арт-терапевт Наталия Грабовская даст несколько советов родителям, применив которые,  мы сможем развить коммуникативные способности наших детей.

Думаю, о важности и нужности социализации для ребенка говорить не нужно – каждый современный родитель хорошо понимает, что многие вещи в судьбе ребенка напрямую зависят от того, какое место в обществе он для себя определит, насколько эффективно научится общаться с окружающими, находить компромиссы, доносить свои мысли, договариваться, отстаивать свое мнение . И что немаловажно – просто дружить.

Со стороны может показаться, что процесс социализации должен, как бы, пойти сам собой, однако на практике ребенок встречается с огромным количеством трудностей, начиная от элементарного желания быть во всем лидером и заканчивая классической подростковой сложностью – попаданием под неадекватное и даже опасное влияние.

О социализации написано немало трудов, но оставим, пожалуй, сложные схемы психологам и попробуем рассмотреть на практике, как же сама мама может помочь социализации своего ребенка в домашних условиях.

Первый совет – учить учиться. У всех и всего, что окружает.

Важно систематически пояснять ребенку, что у каждого собеседника можно найти что-то полезное для себя, просто необходимо обращать внимание не на «минусы», а на «плюсы».

Например, не: «этот мальчик отвратительно ковыряется в носу», а: «он очень громко и четко говорит, поэтому все его сразу понимают и обращают на него больше внимания».

Из первого совета плавно вытекает второй – слушать и наблюдать. Вот за такими «плюсами» нужно наблюдать очень внимательно и «присваивать» их, по возможности. А еще – слушать других (особенно, взрослых), больше молчать и замечать, о чем говорят другие – вдруг будет что-то очень полезное?

Третья подсказка – введение правила авторитета. Детям часто не понятно, почему они должны слушаться старших? И, если более раннему поколению, еще лет десять назад, достаточно было получить аргумент, «потому, что взрослые знают лучше», но сейчас на этот крючок ребенка не возьмешь: важно предельно подробно, честно и обстоятельно объяснить ему суть понятия «авторитет».

Читай также: Воспитание подростка: как отцу заслужить авторитет?

Авторитет – это тот, к кому надо прислушиваться, потому, что он умнее, мудрее, больше успевает и делает что-то хорошее, правильное. Это вполне конкретный и обычный человек, просто благодаря своему опыту и деятельности он заслуживает особого внимания… Старайтесь не нагромождать понятия – для детей (не зависимо от возраста) важна простота и доступность.

Четвертый момент – разделение социальных зон. Нет ничего страшного, что в пределах разных зон ребенок играет, как бы, разные роли: дома он один, в школе – другой, с близкими друзьями – третий. И роли эти могут быть настолько противоположными, что даже трудно поверить, что их играет один и тот же человек.

Это все оттого, что дети любят пробовать пределы границ социальных зон и своих собственных возможностей. Важно доходчиво объяснять ребенку, почему в данной социальной группе его воспринимают таким, а в другой – нет.

Например, мама хорошо знает и любит ребенка, поэтому многое ему прощает, воспитательница и учительница ждет выполнения правил и определенных результатов – поэтому проявляет больше строгости, в коллективе сверстников ребенок может баловаться, но если кого-то обидит – может лишиться друзей и любви коллектива и т.д.

Читай также: Уроки воспитания: прививаем ребенку хорошие манеры

Можно объяснять на простом примере: лев в цирке, в клетке и в живой природе. На воле он свободен, более сосредоточен и агрессивен, так как должен прокормить себя, в цирке за ним ухаживают, кормят, но взамен он работает, поддается дрессировке, в зоопарке он тоже не свободен, но с другой стороны, от него не ожидают слишком многого.

И, наконец, пятый совет – понимание правила партнерства и дистанции. Чем раньше ребенок усвоит правила этой игры, тем легче ему будет в процессе коммуникации. Люди разные. У них разные желания и ожидания, понятия правил и восприятие окружающего мира.

Это важно уважать и принимать, даже если временами нам кажется, что это странно. Кто-то, например, обожает, когда его берут за руку, обнимают, называют ласковым словом, а кто-то хочет держаться на расстоянии.

И это совсем не значит, что с таким человеком не нужно общаться и сотрудничать! Просто к каждому необходим свой подход. Тот, который станет комфортным для всех!

Удачи вам и родительского терпения!  

Читай также: Творческий потенциал ребенка: как помочь детям развивать способности

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-31392-razvivaem-kommunikativnye-sposobnosti-detey-5-sovetov-roditelyam/

Ссылка на основную публикацию