Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее

Как помочь ребенку стать уверенным в себе — советы психолога

Вера в себя, убежденность в собственных силах (стоит подчеркнуть, что адекватная и оправданная убежденность) – условие, обеспечивающее жизнеспособность индивида, успешное становление человека как личности и активного члена (субъекта) общества, профессионала, супруга, родителя.

Детский возраст наиболее подвержен упадническим тенденциям. Ребенок с самого рождения начинает знакомиться с собой и миром. Он пробует, ошибается, познает законы общества, правила общения, закономерности дружбы, любви и других отношений.

На каждом возрастном этапе велик риск потерять веру в собственные силы: неудачи в учебе, непринятие в коллективе, «разбитое» сердце и другое. Задача грамотного родителя – помочь ребенку или подростку пережить момент неудачи, найти силы верить в себя и действовать.

Суть веры в себя

Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.

Самооценка

Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:

  • самостоятельное сравнение себя с окружением;
  • чужая оценка;
  • убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
  • сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).

Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.

Что касается ценностей, то чем младше ребенок, тем этот фактор менее выражен. В плане ценностей при рождении дитя – «чистый лист», только от окружения зависит то, какие у малыша будут складываться ориентиры.

У развитой взрослой личности самооценка устойчивая, адекватная и нормальная. То есть человек знает все свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. При этом умеет пользоваться ими в свою пользу и всегда видит несколько ходов в каком-либо вопросе. Он знает, что справится, если будет делать «то-то» и не будет «то-то». По крайней мере так должно быть при благоприятном развитии.

Воля

Воля – второй элемент веры в себя.

  • Во-первых, она обеспечивает то самое «что должен, а чего не должен».
  • Во-вторых, развитая саморегуляция (самоконтроль) позволяет ограничивать влияние внешних факторов на самооценку.

Тревожность – черта личности, склонная к изменениям. То есть ее можно регулировать. Однако иногда это особенность психики, которая требует серьезной коррекции.

Если речь идет о тревожности, сформировавшейся на фоне негативных факторов (переход в новую школу, поступление на учебу, ссоры с друзьями, неблагополучие семьи), то с ней можно легко справиться.

Тем не менее в каждом случае из-за тревожности снижается вера в себя. Вместе с этим нередко тревожность – следствие неуверенности.

Мотивация

Мотивация – стимул к какому-либо действию, жизни. «Тебе нужно поверить в себя», – говорит один человек другому. «А зачем?» – встречный вопрос. Вот наглядный пример роли мотивации в вере в себя. То есть мотивация – это своеобразное согласие на принятие помощи, стимул для веры в себя.

Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.

Чем опасна неуверенность в себе:

  • замкнутостью;
  • агрессивностью;
  • пассивностью;
  • застенчивостью;
  • чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
  • страхом;
  • отсутствием целей;
  • неумением строить свою жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.

Практические рекомендации для родителей

До 6-7 лет самооценка ребенка базируется на мнении о нем взрослых, на их репликах в адрес малыша. Потому в такой период проще скорректировать веру ребенка.

Стоит отметить, что зарождение веры в себя происходит в раннем детском возрасте (до трех лет). Это база, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка.

Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поспособствовать формированию его веры в собственные силы?

Ранний возраст – период самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам. В психологии существует даже понятие кризиса 3 лет под названием «Я сам». Со стороны родителей важно предоставлять эту возможность. Фразы типа «Нет, ты еще маленький», «Тебе нельзя», «Ты не сможешь» порой оказываются губительны для уверенности ребенка. Конечно, нужно при этом учитывать безопасность.

Важно создавать ситуации, при которых вы сможете сказать ребенку: «Смотри, как у тебя хорошо получилось. Какой ты молодец. Я тебе даже не помогала» (на самом деле поможете, но незаметно). Например, нарисовать что-то вложив руку ребенка в свою или иначе направляя руку ребенка. Впрочем, непонятные «каляки» тоже должны удостаиваться похвал.

В быту это может быть открывание двери и даже банальное обучение ходьбе. Пожалуйста, наберитесь терпения, и позвольте ребенку учиться на собственных ошибках, вместе с тем приобретать веру в себя.

К другим общим правилам по взаимодействию с ребенком любого возраста для формирования его уверенности относятся следующие.

  1. Прививайте ценность жизни и чувство собственной уникальности. Хорошо бы каждый день произносить ребенку наставления. Например, «Ты хорош тем, что ты есть. Ты уникален. С тобой моя жизнь приобретает ценность. Я знаю, что сегодня в школе ты добьешься больших успехов. Я верю в тебя».
  2. Будьте логичны и последовательны в своих требованиях и поступках (сегодня ребенку можно гулять до 22:00, а на другой день его за это наругали, потому что мама устала на работе – так дело не пойдет).
  3. Проговаривайте успехи ребенка, отмечайте даже маленькие продвижения. Сравнивайте его с ним же (в хорошем смысле). Уместны также реплики типа «Ты молодец. Как хорошо получилось. А завтра будет еще лучше, да?».
  4. Примите тот факт, что ваш ребенок с рождения – уникальная личность. Не сравнивайте его с другими детьми, собой, героями фильмов. Он – это он. Тем и прекрасен.
  5. Всегда реагируйте на ребенка. Важно обращать внимание на каждое действие (плач, крик, улыбка, прямое обращение в позднем возрасте). «Мам, посмотри, что я сделал», – кричит радостный ребенок. «Мне некогда», – ворчит мама. Итог: пониженная уверенность ребенка (отвергли, не приняли, не поняли) и снижение авторитета мамы и доверия к ней.
  6. Составляйте с ребенком пошаговый план действий (актуально для всех возрастов начиная с дошкольного). Это может быть как график на каждый день, так и план достижения какой-то важной цели (потребности). Уверенный в себе человек умеет строить планы.
  7. Не делайте ничего за ребенка, но делайте все вместе с ним. Речь не только о материальных вещах, но и об эмоциях, ситуациях.
  8. Не «добивайте» ребенка оскорбительными репликами. Замените их на «Ничего, мы с тобой поработаем, и в следующий раз ты справишься. Это решаемо», «Смелее, у тебя получится».
  9. Изучайте своего ребенка. В эпоху развитого интернета не составит труда скачать сборник анкет для диагностик. Или можно обратиться к школьному психологу, классному руководителю и узнать о своем ребенке чуть больше. Способствуйте раскрытию его способностей. Забудьте про собственные мечты или оценки в школе, тем более про грезы о круглом отличнике. Далеко не все люди одинаково хороши во всем. Особенно остро это вскрывается в подростковом возрасте и при выборе профессии. Пример: ваша дочь получила два по химии, но она моментально заучивает стихи (ей это интересно), выигрывает олимпиады по литературе, пишет прекрасные работы. Поспособствуете раскрытию артистического или филологического таланта – получите уверенного успешного писателя, ученого. Отругаете за химию и станете требовать идеалов в этой сфере, игнорируя литературу – получите неуверенного и недовольного своей жизнью и профессией человека.
  10. Не разбрасывайтесь страшными возгласами «Это бред!», «Перестань, это ерунда и твои фантазии!» Часто такое возникает в подростковый период, когда дети самовыражаются, пробуют себя, ищут свой путь, полны идей. Всегда старайтесь найти рациональный элемент в идее ребенка или в крайнем случае говорите: «Твоя идея хорошая, но я пока не вижу инструментов и путей ее решения. Давай еще вместе подумаем и позже вернемся к этому».
  11. Любите своего ребенка и действительно верьте в него. Недостаточно прочитать сейчас эти рекомендации и начать потом «сухо», как по бумажке, их выполнять. Нужно жить идей веры в собственное дитя.

Общее для всех рекомендаций правило – не «перегибать». Не бросайтесь в крайность требовательности.

Избыток похвалы на будущее («будет лучше, да?») иногда может спровоцировать чувство ответственности со стороны ребенка, ощущение отсутствия права на ошибку.

Опять же важно улавливать тонкую грань между «Будет лучше, да, мой хороший?» и «Чтобы в следующий раз было лучше». Второй вариант не годится.

Нередко корень неуверенности кроется в чрезмерных наказаниях или порицаниях со стороны родителей. Итак, не нужно ругать детей, но иногда нужно наказывать. Притом следует знать, что наказание – целая наука. Оно не должно «уничтожать» ребенка. Оно должно играть уместную педагогическую роль. При наказании важно:

  • четко и спокойно обсудить с ребенком предмет наказания (за что, почему и насколько; причина и следствие);
  • избегать общеличностных суждений («Ты ужасный сын») и заменять их на локальные в отношении ситуации или поступка («Я люблю тебя, но меня расстраивает, когда ты дерешься. Это нехороший поступок, а ты же у меня хороший сын»);
  • не предпринимайте действий и решений в гневе (все мы люди, а ребенок порой может и самого спокойного человека разозлить; нужно успокоиться и только затем переходить к первому пункту);
  • нельзя наказывать дважды за одно и то же, вместо этого можно сказать: «У нас с тобой уже был похожий случай, помнишь? Мне очень жаль, что он снова повторился».

Если кратко подытожить весь материал статьи, то можно сказать, что становлению уверенности ребенка в собственных силах способствует:

  • любовь родителей;
  • их личный пример;
  • предоставление свободы;
  • помощь и поддержка;
  • выслушивание;
  • четкое объяснение требований и ожиданий;
  • адекватные и понятные поощрения и наказания (продуманная, единая система);
  • единство воспитательных позиций родителей («мама запретила, но папа разрешил, а, значит, можно» недопустимо).

Примеры тренинговых упражнений

В работе с подростками можно использовать тренинговые техники.

Поиск причины поступков

Существует один метод, который позволяет разобраться в себе, повысить уровень самоконтроля и самооценки, обнаружить истинные мотивы поступков, то есть поработать с тем, о чем говорилось в начале этой статьи.

Задача родителей – ознакомить сына или дочь с этим методом. Проводить методику можно наедине или с кем-то (при желании). Также по желанию можно потом обсудить результаты.

Итак, проводится упражнение в конце дня. На большом листе бумаги фиксируются все действия, осуществляемые за день (да, до банального «поел»). Далее от них пишутся причины (Почему я это сделал?). После чего фиксируются причины для причин и так далее. В итоге все действия всегда сводятся к нескольким основным причинам:

  • я должен это делать (обязанность);
  • случайность (сам не знаю и не понимаю, как так вышло);
  • это моя потребность;
  • это моя привычка, от которой я не хочу/не могу избавиться.

Если нет точной формулировки причины, то пишется «я так захотел, и я несу за это ответственность». Чем больше таких формулировок получается на выходе, тем более волевым и уверенным в своих силах можно назвать человека.

Самовнушение

Можно также попробовать использовать самовнушение. Это тренинговое упражнение, подтвердившее свою пользу во многих сферах психологии. Его суть в проговаривании (лучше вслух) словесных установок.

  1. Нужно занять удобное положение, расслабиться. Тут нет жестких требований по позе или окружающей обстановке, так как комфорт у каждого свой: кто-то расслабляется только с музыкой, кто-то в тишине.
  2. После чего нужно произнести: «Я имею право на успех. Я имею право на счастье. Я имею право на независимость. Я имею право быть замеченным и выслушанным. Я имею право получать то, что хочу и то, что заслуживаю. Я имею право совершать ошибки и отвечать за них. Именно поэтому я верю в себя».

Спор с собой

Еще одна хорошая методика по повышению уверенности – спор с самим собой.

  • На листе бумаги пишутся видимые человеком недостатки, а затем в противовес подбираются ответные аргументы. Например, «мне сложно принимать быстрые решения, но зато я взвешиваю и обдумываю каждый свой поступок».
  • Можно модифицировать этот метод и применять в отношении маленьких детей. Например, если маленький ребенок жалуется вам на то, что его называют «тугим», «скучным», «нудным» (зависит от ситуации), ответьте, что он рассудительный, а это хорошее качество, полезное для жизни.
Читайте также:  Детские молочные смеси нутрилон (nutrilon)

Визуализация успехов

Следующая методика – визуализация успехов. Памятные фото с важных событий, грамоты, почетные письма, просто описание собственных успехов или положительных качеств в любой творческой форме оформляются в коллаж, который крепится на видное место.

На самом деле поспособствовать уверенности ребенка просто. Важно разговаривать с ним, быть самим открытыми, подавать личный пример.

  • Для уверенного в собственных силах человека нет границ. Предыдущие победы вдохновляют на новые.
  • Неуверенный человек напротив боится пробовать что-то новое и всегда ждет неуспеха в привычном.

В итоге получаются совершенно разные подходы к жизни и способы взаимодействия с миром. Неуверенный человек не бывает счастливым. Потому, дорогие родители, делайте счастливыми своих детей! Инвестируйте в их будущую уверенностью.

Источник: https://psychologist.tips/44-kak-pomoch-rebenku-stat-uverennym-v-sebe-sovety-psihologa.html

13 способов помочь ребенку стать увереннее в себе

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.

Любовь

Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.

И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.

Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.

Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто. Вернитесь мысленно к своей беременности, например.

Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй. И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.

Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три». Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям. Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв — и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность. Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их. Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями. Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!

Принятие решений

Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.

Не сравнивайте с другими детьми

Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка. А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще.

Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное… Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами.

Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.

Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками. «Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова.

Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись. Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит.

Будьте вдохновлены сами.

Не перехваливайте

Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть.

Лень и самодовольство – не наша цель. Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.

Не унижайте

Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ. Главное – захотеть и постоянно стараться.

Внешность и другие проблемы

Если ребенок комплексует из-за внешности и заикания, например, можете приложить усилия, чтобы исправить недостаток, если это реально сделать. Это упростит жизнь вашего ребенка и сфокусирует его на нужных вещах. Если же это трудно сделать, то на самом деле это еще один шанс научить сына или дочь понимать, что он/она не просто «очкарик» или «заика», а намного больше. У него есть внутренний мир, цели, увлечения… наконец, не все сосредоточилось на нем! Расширяйте кругозор вашего стеснительного школьника. Вспомните о физике-теоретике Стивене Хокинге! Вот кому, казалось бы, только и унывать – но он вместо того, чтобы циклиться только на себе, думал о Космосе.

Поиск единомышленников

Возможно, в школе ребенок – ботаник, или же учителя вешают на него ярлык «троечника» (хотя в каких-то предметах он может быть очень одарен). А может, против него на данный момент кто-то ополчился (как в фильме «Чучело»).

Где-то его проблемы – ключик для вас самих в плане того, что нужно поработать над его характером, возможно, обратиться к психологу. Критика часто указывает нам на существенные проблемы. И ученикам, и родителям. Возможно, мы сами упускаем что-то в воспитании.

Тем не менее, найдите для него общество близких ему по интересам людей, такое, где он сможет играть в шахматы, заниматься музыкой, создавать что-то – и ценить его будут не по банальным показателям, а за деятельность, которой он занимается.

ВНИМАНИЕ: очень часто дети стесняются рассказать родителям о своей непопулярности в школе или даже о том, что их попросту травят. Они боятся поделиться именно из-за неуверенности, боязни неодобрения и некрасивости ситуации.

Поэтому поиск интересного общества детей, альтернативного школьному, где ребенок мог бы «разгружаться» и вдохновляться – очень хороший шаг для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя радостнее и увереннее.

Еще о расширении горизонтов

Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе. И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества. Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно. Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество. Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь. Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.

Искусство «маленьких шагов»

Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах. Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть.

Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз. Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.

Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать. Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим! Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.

Будьте мамой и папой, а не одноклассниками

Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни.

То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.

Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.

Источник: http://malyutka.net/2015/09/13-sposobov-pomoch-rebenku-stat-uverennee-v-sebe.html

Как помочь ребенку стать увереннее в себе: дельные советы

Вы наверняка замечали: одни детки активные, бойкие, заводилы и лидеры, а другие — робкие и застенчивые.

Читайте также:  Как будить ребенка в детский сад

Почему один ребенок сразу становится душой компании, а другой боится с кем-то подружиться или просто открыто улыбнуться?

Неуверенность в себе – гораздо более распространенная черта, чем думают многие, просто обычно ее тщательно скрывают.

Почему ребенок робеет

Робость и стыдливость возникают у ребенка, в основном, из-за чувства беспокойства и неуверенности в собственной безопасности. Причиной такого поведения часто становятся неправильные методы воспитания.

Иногда (кто-то даже очень часто) родители могут не заметить, что критикуют свое чадо, придираются к нему, ищут в его поведении ошибки. Ни одному ребенку еще нее помогали крик и ругательства, чтобы стать увереннее в себе.

Почему так важна уверенность в себе

Доказано, что мальчики лучше читают в том классе, где учитель верит, что они действительно быстрее учатся читать. А девочки, соответственно, лучше читают в том классе, где верят в их способности.

Чтобы передать ребенку свою веру в него, нужно постоянно говорить ему, что он – особенный, что у него все получится. Например, «Конечно, это непростая задача, но я уверена, что ты справишься».

Необходимо обязательно ценить старания своего отпрыска, даже если у него не все получилось, акцентируйте внимание на хорошем. «Это на самом деле было трудно, и я знаю, что ты очень старался. Молодец!» или «Этот пояс не подходит к твоей одежде, но ты прекрасно скомбинировал брюки и рубашку».

Рассчитывайте на силы своего чада, благодарите его за то, что он выполняет ваши просьбы. «Я думаю, ты сможешь сам сварить макароны» и «Спасибо, что расставил все игрушки по местам».

Вырабатывайте у ребенка устойчивую самооценку

Обращайте внимание на хорошее поведение своего отпрыска, улыбайтесь, гладьте его по голове или похвалите за то, что он такой послушный.

Игнорируйте плохое поведение. Не нужно кричать на ребенка, лучше сделайте серьезное лицо и выведите его из комнаты. Когда он вернется (по разрешению родителей), скажите, что очень рады его решению вести себя хорошо.

Критикуйте не самого ребенка, а его поведение. Например, говорите, что щипаться плохо, а не что сын – плохой мальчик. Второй вариант резко снизит самооценку отпрыска, тогда как первый ее не затронет.

Контролируйте влияние «кнута и пряника». Следите за тем, чтобы похвала звучала чаще, чем критика. Пряники прекрасно повышают самооценку, а кнут лишь снижает ее.

Если чаще хвалить ребенка, в будущем он будет уверен в своих силах, будет лучше себя вести и сполна реализует себя в жизни. При этом важно правильно хвалить ребенка: избегайте оценочных похвал (Ты – самый лучший).

Такие фразы формируют представление ребенка и зависимость от ожиданий родителей. Если что-то не получается, он становится неуверенным в себе.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д.

Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера.

Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Ни в коем случае нельзя:

  • оскорблять и унижать ребенка;
  • позволять другим унижать или оскорблять вашего отпрыска;
  • забывать говорить ребенку о своей любви.

Мамочка-форумчанка Евгения делится своей проблемой: «Моей дочери 9 лет. Она очень неуверенная в себе и закомплексованная. И это очень отражается на учебе, на ее общении с родственниками и сверстниками. В классе она ни с кем не дружит, ее обижают. Что делать?»

Мама Галина считает так: «Неуверенность у детей очень часто появляется из-за недостатка свободы в принятии решений. Помните, что именно взрослые устанавливают правила игры, но не стоит диктовать, как именно должен вести себя ребенок в рамках этих самых правил.

Стремитесь к «золотой середине»: не делайте за свое чадо то, что ему хочется сделать самому, но пока не хватает решительности.

Как агрессивное доминирование (кнут без пряника), так и слишком нежное (я сама сделаю, ты не справишься) отношение воспитывают детей инфантильными с заниженной самооценкой».

Читай также: Мамы UAUA.info обсуждают, почему с ребенком не дружат в школе

Как помочь ребенку проявлять свои способности и знания

Всегда ожидайте от чада, что он – способен на все, хвалите его за это. Перед событием подбадривайте: «Я знаю, что ты будешь стараться изо всех сил», после – тоже поддерживайте: «Я знаю, что ты очень старался».

Ставьте такие задачи и таким образом, чтобы ребенок мог с ними справиться. Не бойтесь помогать ему в случае необходимости, но пусть эта помощь будет ненавязчивой.

Направляйте его на нужные действия, но осторожно. Когда ребенок соберет пазл из 50 элементов, предложите ему пазл из 70, потом – из 100. Если с новой «ступенькой» он справляется не очень, найдите более простую картинку пазла.

Дайте понять отпрыску, что мама тоже может ошибаться: «Эхх… что же я наделала. Теперь придется начинать все заново». Скажите ему, что Вам тоже нужна поддержка: «Сережа, мне сейчас так нужна твоя поддержка. Обними меня».

Главная ошибка родителей: можно откупиться

Очень часто родители даже не догадываются, что пытаются повысить самооценку своих детей при помощи материальных вещей.

Психологи  провели исследование, в котором участвовало 250 детей и подростков 8-18 лет. Эксперты попросили их составить коллаж из слов и изображений на тему «Что делает меня счастливым».

Оказалось, что дети с более низкой самооценкой выбирали определенные предметы, например, новые гаджеты или одежду.

Участники с более высокой самооценкой выбирали слова и картинки с нематериальными составляющими.

Подтверждают результаты исследования и маркетологи: существует прямая связь низкой самооценкой и зависимостью от брендовых товаров. И чем меньше ребенок/подросток уверен в себе, тем сильнее эта зависимость. Так что, если ребенок просит купить Вас на Новый год дорогую игрушку, знайте, что таким образом он хочет получить дозу самоуважения.

Конечно, не обязательно дорогие вещи являются признаком низкой самооценки, но они всегда придают уверенность. Поэтому учитывайте это, когда ребенок просит важную для него вещь. Но не стоит делать деньги средством для манипуляции. Просто отпрыску важно знать: если есть возможность, родители не пожалеют для него финансов.

Уделяйте чаду как можно больше времени, окружите его заботой, любовью и своим хорошим настроением – и тогда он совсем скоро забудет о своей неуверенности.

Читай также: Самооценка мамы влияет на психологическое здоровье ребенка

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-31090-kak-pomoch-rebenku-stat-uverennee-v-sebe-delnye-sovety/

Как помочь неуверенному в себе ребенку

Заниженная самооценка у ребенка делает его очень уязвимым и часто приводит к тому, что он попадает в затруднительные или неприятные ситуации. Родители же, в свою очередь, не всегда осознают, что именно их стиль поведения и манера общения с сыном или дочерью являются одними из первых причин появления у их ребенка робости, застенчивости и неумения отстаивать свое мнение.

Перед родителями часто стоит непростой вопрос: “Как добиться послушания?” И не каждый готов следовать советам о разумных границах и предоставлении ребенку свободы действий.

Мы так боимся вырастить непослушных детей, что растим неуверенных в себе и зажатых личностей.

Такой ребенок не сможет раскрыть весь свой природный потенциал и не будет стремиться к успеху, так как у него не будет веры в свои силы и возможности.

Что делать, если вы заметили, что вашего ребенка обижают, потому что он боится высказать свою точку зрения, зависим от чужого мнения и не умеет отказывать? Начать с себя и своего отношения к ребенку, считает Ольга Уткина.

7 советов, как повысить самооценку у неуверенных в себе детей

С тех пор как я осознала свои ошибки и стала налаживать отношения со старшей дочерью, меня мучил один вопрос: а что если все, что я сейчас делаю, – уже бесполезно? Что, если все мои окрики, критика и невнимание первых лет ее жизни уже сделали свое черное дело, и она так и останется неуверенным ребенком?

Ни одна книга по детской психологии меня в этом вопросе не поддерживала: везде говорилось, что первые годы являются самыми важными для вырабатывания и укрепления уверенности в себе и доверительных отношений с родителями и миром.

Выходит, если я опомнилась слишком поздно, то ничего уже исправить нельзя, какой бы вовлеченной, сочувствующей и мягкой я ни стала?

Именно в момент этих яростных моих самокопаний у Киры в школе начались проблемы: она все чаще приходила домой грустная. Выяснилось, что она крепко подружилась с одноклассницей, которая вдруг стала ее гнобить.

Это не было школьной травлей, скорее, классические унизительные близкие отношения. Вот девочки играют в настольную игру, Кира проигрывает. Бывает. Но вдруг подружка говорит: «Кира, ты так плохо играешь, а я болею только за тех, кто выигрывает». Встает и отодвигается от нее.

На следующий день они играют в куклы, у Киры хорошее настроение, она начинает петь.

Подружка тут же изрекает: «Замолчи! Я не могу это слушать, ты ужасно поешь!» Эта подруга вполне симпатичная и умная, вежливая девочка из хорошей семьи, могла в один день играть с Кирой на каждой перемене, а на другой день демонстративно ее игнорировать.

Почти каждый день моя дочь жаловалась и страдала, а также постоянно рассказывала, какой неуклюжей и тупой она чувствует себя рядом с этой подружкой и как ей хочется добиться от нее похвалы.

Меня же разрывало на части: я чувствовала себя страшно виноватой, ведь в подобные отношения может попасть лишь человек с крайне низкой самооценкой.

А от чего зависит детская самооценка? Понятное дело: в первую очередь от отношений дома. Орала на ребенка, критиковала, не принимала в расчет ее мнение и чувства – вот, получи.

Я решила попробовать повысить самооценку дочери экспресс-методом. И стала ее постоянно и много хвалить. Словно пытаясь восполнить все упущенное на критику время, я стала просто-таки петь соловьем: умница, красавица, как прекрасно ты делаешь и то и се, да ты гораздо лучше всех этих злобных подружек! Однако никакого эффекта это не дало.

Кира продолжала ощущать себя глупой и никчемной и все так же страдала от критики и пыталась выслужиться, добиваясь похвалы. Я давно перестала повышать голос, стала проводить с ней почти все свободное время, справилась с ее ревностью к младшей сестре (и они стали одной прекрасной командой), обстановка дома была спокойная — без ссор, криков и скандалов.

Но Кира продолжала быть неуверенным ребенком, зависимым от чужого мнения.

На нужный лад меня настроила книга о школе Саммерхилл — это британская частная школа, исповедующая принципы демократического образования.

Ее основатель Александр Нилл довольно подробно описал свой преподавательский путь и рассказал, как именно он общался со своими учениками. В Саммерхилл, как правило, отправляли учиться «трудных» детей – тех, с кем не могли справиться родители и обычные школы. Причем воспитанники Саммерхилла были детьми из зажиточных и образованных семей – обучение там стоило больших денег.

Я читала и понимала: все можно исправить, нужно просто пересмотреть свое поведение и принципы общения с дочерью.

Нилл описывал тяжелейшие случаи: к нему отправляли детей-поджигателей и драчунов, одни были склонны мучить котят, другие месяцами не хотели мыться, третьи были патологические вруны, четвертые – воры, из кого-то постоянными розгами напрочь выбили желание учиться.

За всю историю существования школы Нилл помнит лишь два или три случая, когда ему не удалось помочь. Все остальные дети у него непременно становились спокойными, счастливыми и уверенными (конечно, если их родители впоследствии также были готовы пересмотреть свои методы воспитания).

По сути, все, что делал Александр Нилл в Саммерхилле, описано у Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и еще в десятках классических книг по детской психологии: полное принятие, стопроцентное доверие, мягкая, но четкая постановка границ, контроль раздражения и обидной критики, заслуженная похвала, свобода выбора, позитивное мышление. Всего этого мне катастрофически не хватало, и я решила начать понемногу вырабатывать в себе эти линии поведения.

Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне.

В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Читайте также:  Топ-25 правил для папы, который воспитывает дочь

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются».

Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак.

Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности.

Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

 Я перестала использовать глагол «виновата»

Понятие «вина» я заменила на слово «ответственность». И если «вина» предполагает наказание и угрызения совести, то ответственность предполагает умение разрешить возникшую проблему, попросить помощи или принять неудачу, сделав выводы.

Порой непросто не орать обидные слова, если ребенок разлил на пол стакан липкого сладкого сока, а просто предложить тряпку и помощь.

А если ребенок полез на забор и упал, то ни к чему добивать его фразами типа «За что боролись, на то и напоролись» или “Я же тебе говорила – сама виновата теперь”.

Человеку уже плохо, он уже осознал последствия своего поведения. Теперь ему нужна лишь поддержка.

 Я не требую от дочери больше, чем она может сделать

Однажды, когда младшая дочь только научилась сидеть, я оставила ее на стуле рядом с Кирой и решила на минуту выйти из комнаты. «Последи за сестрой», – сказала я Кире, которая в этот момент увлеченно смотрела мультфильм.

Через секунду младшая со стула упала-таки. Я прибежала на крик и начала отчитывать Киру: «Как ты могла, почему ты не уследила за сестрой, я же просила!» Теперь я понимаю, что я просто переложила на нее свою ответственность.

Шестилетний ребенок, безусловно, может последить за малышом, но это не входит в набор его непременных умений и обязанностей. Если она это делает, то это бонус, подарок, но никак не данность.

То есть я требовала от нее того, к чему она еще не была готова, вызывая таким образом в ней чувство вины и неполноценности.

Сейчас я четко соизмеряю ее возможности со своими желаниями и стараюсь не требовать большего.

Я научилась отпускать ситуацию и смиряться с последствиями

Кира очень любит готовить. В школе у них оборудована большая кухня, детям с первого класса разрешают резать салаты настоящими ножами, они все вместе готовят пиццу, крутят роллы и варят супы. Дома же готовка всегда превращалась в неприятность: Кира хотела насыпать муку, взбивать яйца, отмерять сахар, а я же думала только о горе посуды и часе уборки.

И начинала нудить и критиковать: “Ну как ты сыплешь, все же мимо, дай я, отойди”. Веселья не получалось. Теперь я думаю так: твоему ребенку искренне нравится печь эти пироги, да, после этого куча уборки, но ведь это происходит не каждый день! Можно сидеть на чистой кухне и пялиться в гаджеты или можно как следует повеселиться, измазавшись в муке.

Час бардака, во время которого ребенок может заняться тем, что у него действительно хорошо получается. Неужели это не стоит небольших усилий? Я вдруг поняла, что проблема не в том, что моя дочь ничем, как мне казалось, кроме айпада не интересуется.

А в том, что то, чем она интересуется, слишком неудобно для меня. Поэтому все, что ей остается, это смотреть айпад. Готовка? Ой, нет, слишком много уборки. Химические опыты? Ой, у нас нет уксуса и соды, а в магазин идти лень. Ну что же – будем смотреть айпад.

Маме удобно, инициатива и азарт ребенка на нуле.

Я научила дочь говорить «нет» и отстаивать свои границы

Как-то мы гуляли в парке большой детской компанией, и Кирин друг позвал ее после прогулки в гости. Мы уже собирались уходить, друг ждал у машины, но тут у Киры разболелся живот.

Ее буквально скрутило, но она сказала со слезами: «Я не могу не поехать, он же обидится, я же пообещала!» Вот он, этот распространенный механизм в действии: «Если я откажусь – неважно, что в данный момент мне плохо, – я стану для своего друга/мужа/мамы плохой и меня больше не будут любить. Поэтому я поползу, но сделаю то, чего от меня ждут».

С того момента я мягко и ненавязчиво стала объяснять Кире, что, да, обещания, договоренности и помощь близким – это очень важно.

Но если ты хочешь сегодня вечером посидеть одна дома, а друзья настойчиво зовут тебя гулять, ты выходить не обязана.

И если у тебя есть свои планы, ты не должна их менять (если, конечно, это не вопрос жизни и смерти). Сначала подумай – хочу ли я, удобно ли мне? И лишь затем принимай решение.

Каждый раз, как только возникала ситуация выбора, я говорила: «Подумай сама и оцени, хочется ли и есть ли у тебя силы делать то, о чем тебя просят». Если не хочется – это нормально, ты можешь отказаться.

Сама я научилась проделывать это лишь к 30 годам, потратив кучу времени на ненужные разговоры, неинтересные компании, негативные эмоции и обиды, совершая какие-то лишние действия лишь из боязни «не угодить».

И это, конечно, печальный опыт, которого стоило бы избежать.

Я начала вырабатывать уверенность в самой себе

Как только я начала анализировать поведение дочери, стало ясно, что она моя копия.

Ведь это я не умею радоваться, это я чувствую себя хуже других, это я не умею говорить «нет», не берегу свои границы, критикую сама себя и постоянно добиваюсь чьей-то похвалы.

Как я могу сделать свою дочь счастливым уверенным человеком, если сама такой не являюсь? Невозможно описать тут весь долгий путь моих размышлений и самоанализа.

Мне помог такой метод: я стала нарочно пересиливать себя в ситуациях, когда мне хотелось действовать не в своих интересах. Я начала тренировать мышцу «своего интереса», и с каждым днем такое поведение становится для меня все более естественным.

Да, я все еще время от времени проваливаюсь в неуверенность, но я все чаще нравлюсь себе в зеркале, я перестала вслух и даже мысленно критиковать себя и терпеть подобную критику от других, я научилась отказывать без вины и оправданий.

Можно сказать, что мы с Кирой вместе проходим этот путь – и уже изрядно продвинулись.

Месяц назад я заметила, что Кира больше не рассказывает мне ничего про ту подружку, которая ее так часто обижала. Я решила спросить сама, и она ответила так: «Знаешь, в дружбе с ней мне все время было плохо. И мне перестало это нравиться».

Они все еще общаются, но уже не как угнетатель и жертва, а как обычные одноклассницы – эти отношения перестали быть для Киры важными, ей перестало хотеться добиваться расположения и похвалы.

Она постепенно учится получать все это изнутри, я же буду пытаться ей в этом помочь.

Автор Ольга Уткина

Источник

Источник: https://ihappymama.ru/kak-pomoch-neuverennomu-v-sebe-rebenku/

Как помочь ребенку быть уверенным в себе?

Казалось бы, что проще? Хвалите ребенка, и его самооценка поднимется. Будь это правдой, мир не был бы полон людей, не способных на простое действие без поддержки психоаналитика.

Смотрите также: Время экзаменов: как помочь ребенку?

Чтобы ребенок успешно справился с экзаменами, родителям тоже придется постараться. От вашего поведения многое зависит. Как же помочь ребенку преодолеть очередные испытания в жизни? Во-первых, важно обеспечить чаду правильный режим дня.

Его выстраивают так, чтобы ребенок не только готовился к экзаменам, но и имел возможность поиграть и подвигаться (активный отдых дает организму силы бороться со стрессом). Немаловажен и здоровый сон, помогающий быстрее воспринимать и обрабатывать данные.

<\p>

Слово «самооценка» предполагает, что человек сам оценивает себя. Но разве родители, воспитатели и учителя позволят это сделать? Они сами расскажут ребенку, каким они хотят его видеть – умным, послушным, талантливым.

Проблема в том, что родители не принимают ребенка таким, какой он есть. Не то чтобы хотят другого, а хотят этого подправить.

Вредная похвала

Психотерапевты советуют родителям избегать оценочных похвал.

Казалось бы, где логика? Хочешь вселить в ребенка уверенность и говоришь: «Ты хороший мальчик», «Ты лучше всех знаешь математику», «Ты самая красивая», «У тебя все получится, стоит только захотеть» и т. д.

Потом выясняется, что девочка не самая красивая, мальчик поступает отвратительно, по математике тройка, а простое задание не получается. Ребенок не соответствует заданной установке и начинает переживать, что он не такой хороший.

В чем опасность такого подхода? Оценочная похвала формирует представление ребенка о себе и формирует зависимость от ожиданий родителей.

Желая соответствовать представлению старших, ребенок боится разрушить положительный образ и становится неуверенным – вдруг не получится? Более того, может возникнуть зависимость от одобрения. Иногда дети, сопротивляясь оценочной похвале, начинают защищаться.

Например, ребенок не согласен с установкой и начинает вести себя плохо: «Вот, смотри, я не такой хороший, как ты сказала». Так он хочет удержать родителей от хвастовства, показывает, что он не заслужил похвалу или не согласен с ней.

Правильная похвала

Хаим Гиннот, автор бестселлера «Ребенок – родитель: мир отношений» пишет: «На самом деле чем больше ребенка хвалят, тем хуже он себя ведет – с целью продемонстрировать свою «настоящую суть»… Нередко хваленные за сообразительность и ум дети избегают участия в новых проектах, поскольку им не хочется рисковать своим высоким статусом.

И наоборот, когда ребенка хвалят за активность и старание, он проявляет усердие и больший интерес именно к сложным заданиям». Хвалить нужно за поступок, результат, старание, но не за способности и черты характера. Если девочка вымыла посуду или мальчик навел порядок в комнате, нужно похвалить за усилия и помощь. Фраза «Какой ты у меня замечательный!» отношения к делу не имеет.

Покажите, что вы тоже цените его труд, а не его самого.

Если постоянно хвалить ребенка в стиле «умный, добрый, скромный, чудесный», он начнет сомневаться в ваших умственных способностях. Если вы действительно так считаете, то вы совсем его не знаете или хотите его обмануть.

Дети (как все нормальные люди) подозрительно относятся к похвале, затрагивающей их личность или внешность. Им, как всем нормальным людям, не нравится, когда их оценивают.

Но они оценят себя сами, когда вы поблагодарите их и отметите старание – быстро пробежал, удачно поймал мяч, помог бабушке, сходил в магазин или нарисовал красивую картинку.

Критика и сравнение

Источник: http://odnako.su/women/mama/kids/-256308-kak-pomoch-rebenku-byt-uverennym-v-sebe/

Ссылка на основную публикацию