Роль куклы в развитии детей

Роль куклы в развитии ребенка дошкольного возраста

Уникальный период жизни человека – детство, время формирования личности. В дошкольном возрасте закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Одним из факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, является игра с куклой.

«Маленькая тряпичная кукла – это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день» (О. Рудометова, Каргопольский музей).

Так отзывались о традиционной тряпичной кукле наши предки.  Меняются времена, видоизменяются куклы, превращаясь из тряпичных в куклы из пластика и прочих материалов, теперь их изготавливают не вручную, а на различных заводах, но эти куклы так же привносят радость и тепло в жизнь детей и взрослых.

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дается следующее определение куклы:

«Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.  Фигура человека или животного, сделанная из какого-либо материала, как действующее лицо специальных театральных представлений» [6]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод – куклы предназначены для игры детям, они могут быть изготовлены из различных материалов, также кукла служит действующим лицом театрального представления.

Игра в жизни ребенка – это активное средство познания мира и воспитания чувств, а хорошая кукла  способствует образному восприятию мира ребенком.

Существует классификация кукол, разделяющая их на куклы – обереги, обрядовые, игровые.

К куклам – оберегам относятся куклы «Куватка», отгоняющая злую силу; «Ангелочек», которую в старину делали в подарок на именины.

Обрядовые куклы в давние времена изготавливались для совершения обрядов и имели ритуальное значение. Это куклы «Покосница», изображавшая женщину во время сенокоса; «Купавка», олицетворявшая собой начало купаний; «Крупеничка», наполненная зерном и дарившаяся на праздники.

Игровые куклы предназначаются для забавы детям. В старину они делались из тряпок и прочего подручного материала, сворачивались, сшивались взрослыми или самими детьми.

У современных детей появилось больше возможностей – куклу не только можно сделать самому, но и купить готовую в магазине.

Несмотря на такое разнообразие и доступность кукол сегодня, они продолжают выполнять свои первозданные функции – радовать ребенка, приучать его к труду, снимать эмоциональное напряжение, помогать проигрывать различные социальные роли, развивать творческие способности.

Так, тряпичная кукла хороша тем, что ей может играть даже самый маленький ребенок – ведь она мягкая и приятная на ощупь. Тряпичная кукла является нянькой для ребенка — обнимая такую игрушку, малыш чувствует себя защищенным и засыпает быстрее. Для изготовления такой куклы используются различные материалы: хлопок, бархат, фланель, шерсть.

  А при прикосновении к разным тканям у ребенка развивается сенсорика и познавательные способности. Внутрь тряпичной игрушки иногда вшиваются мелкие предметы, крупы, что полезно для тренировки моторики рук [3]. Тряпичная кукла успокаивает ребенка, снимает эмоциональное напряжение, помогает расслабиться и уснуть.

Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно изготовить куклу. В процессе изготовления дети подбирают ткани, украшения для игрушки, тем самым развивается эстетический вкус и творческие способности. Ребенок может проявить свое творчество – сделать куклу такой, какой ее рисуют собственные воображение и фантазия.

Кукла приучает к труду и бережному отношению к предметам  – самодельную куклу ребенок не будет портить, так как в нее вложены его силы, старание и частичка души.

При изготовлении ребенком народной куклы осуществляется передача традиций и опыта предков. Ребенок изучает костюм, обряды и праздники, связанные с изготавливаемой куклой. Каждый элемент народной куклы, ее одежды несет определенное значение.

Так, красный цвет в одежде служит оберегом, символом жизни и производительной силы природы.  Кукольная одежда точно передает  особенности местных костюмов [1].

Таким образом, при помощи изготовления народной куклы, игры с нею реализуется  преемственность поколений, передача бесценного опыта предков.

Современная кукла – девочка похожа на ребенка 3–6 лет. Дети с интересом её переодевают, завязывают ей банты, поят  чаем за кукольным столиком, кормят  с ложечки. Такая кукла воспринимается детьми  не только как «дочка», но и как подружка, которая учит дружить, общаться, помогает запомнить правила этикета. Разыгрывая разные жизненные ситуации, девочка приучается к труду.

В процессе одевания и раздевания кукол, представляющем интерес для ребёнка, он запоминает, в каком порядке должны надеваться вещи, и какая вещь, для какой ситуации предназначена. Эти полученные навыки в дальнейшем применяются в жизни.

Кукла формирует понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле, оставляя простор для фантазий и возможности реализации своих идей.

Кукла для ребенка является настоящей подружкой,  с ней он  разговаривает, делится заботами, переживаниями, радостями. Ребенок, играя с куклой,  в зависимости от настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами, присущими ему самому. 

Таким образом, через игру с куклой приобретенные детьми знания лучше усваиваются. Ведь когда дети «учат» чему — то свою куклу, сами уже никогда не поступят наоборот [2]. Через игру девочка идентифицирует себя с мамой, копируя и усваивая присущие женщинам черты.

Примеряя на себя роль матери, она не только получает социальные навыки, но и отчасти компенсирует свое зависимое от взрослых положение, утверждая свое превосходство над куклой — дочкой. Через игру в куклы ребенок выражает свои чувства, порой скрытые от глаз взрослых, потребности, свое отношение к той или иной жизненной ситуации.

По этой причине куклы могут использоваться как детектор неблагополучия,  и как средство, с помощью которого ребенок может поведать о своих сложностях и секретах.

Игры с театральными куклами, к которым относятся пальчиковые, теневые, куклы на руку, марионетки, влияют на развитие артистичности – того качества личности, которое помогает ребенку приспособиться к условиям окружающей среды, принять на себя ту или иную социальную роль, управлять своими чувствами и эмоциями [7]. Участие ребенка в кукольном театре помогает раскрыть его внутренний потенциал, развивает фантазию, воображение, побуждает импровизировать и проявлять творчество.

Порой одушевленные ребенком куклы и предметы лучше, чем живой собеседник, потому что они не могут нарушить течения его мысли, его игры.

Ребенок способен управлять своим персонажем и действовать так, как хочется ему – иногда пошалить, ведь кукле это разрешено, то есть воплотить свои желания. Прежде, чем начать игру дети продумывают, какого образа будут придерживаться их куклы, наделяют их характерными чертами, манерами. Затем словесные образы кукол оживляются, воплощаются в игре.

Таким образом, игра с куклой выполняет одну из важнейших ролей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Кукла, будь то народная тряпичная или современная из пластика, несомненно, приносит радость ребенку, приучает его к труду, снимает эмоциональное напряжение, помогает проигрывать различные социальные роли и развивать творческие способности.

Кукла – доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых; элемент культуры, обеспечивающий связь поколений; фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxxix/98798

Роль куклы в развитии ребёнка

Выбирая куклу, следует учитывать возраст ребёнка. Например, для годовалой малышки подойдёт небольшой пупс небольшого размера. Такая игрушка должна быть простой, без лишних деталей и выполнена из экологически чистых материалов, так как малышка обязательно попробует куклу на вкус. Пупса можно купать и переодевать.

Раздевая и одевая куклу, ребёнок запоминает назначение и порядок надевания вещей. По мере взросления ребёнка можно приобрести пупса с различными функциями. Такие игрушки являются точной копией маленьких детей. Они умеют агукать, плакать, смеяться, кушать.

Девочки обожают играть с ними: кормить, сажать на горшок и катать в коляске.

Ребёнку в возрасте пяти лет можно купить куклу, напоминающую девочку. Такие куклы имеют демисезонные комплекты одежды, длинные красивые волосы, которые можно расчёсывать. Девочка воспринимает куклу своей подругой, и в то же время ассоциирует себя с такой куклой.

Юные барышни лет десяти обожают кукол, напоминающих девушек типа Барби. Часто к таким куклам продаются целые комплекты аксессуаров: дома, машины, мебель, домашние животные. Таким образом, играя, девочка создаёт свой кукольный мир.

Не так давно в продаже появились целые наборы кукол-семей: мама, папа и дети. Такие игрушки развивают в ребёнке представление о семейных ценностях и социальной роли каждого члена семьи. Ниже представлен обзор приведённых примеров кукол.

Обзор видов кукол

    • Кукла Paola Reina Горди — виниловый пупс от известного европейского производителя. Кукла представлена в виде мальчика и девочки, имеет половые признаки.Визуально анатомически это копия малыша с двигающимися ручками и ножками. У пупса приятное детское личико. Батарейки отсутствуют, поэтому куклу можно купать. Пупс имеет ванильный запах и приятный на ощупь. Для ребёнка такие куклы в игре могут быть детками, младшими братишкой и сестрёнкой.
    • Кукла Весна Инна 57 (высота 44 см) — игрушка от известного российского производителя. Инна выполнена из качественного мягкого пластика и имеет красивые прошитые волосы, которые можно причёсывать и делать из них причёски. Если куклу положить, она закрывает глазки.Данная функция встречается далеко не во всех моделях. Инна произносит 10 фраз, надо лишь слегка нажать кнопку на спине. Отдельно стоит отметить, что кукла одобрена педиатрами и детским психологами, что подтверждено сертификатами качества.
    • Кукла Штеффи-няня. В набор входит сама Штеффи – красивая кукла-девушка, а так же пупс-ребёночек с аксессуарами: сумкой-кенгуру, ванночкой, стульчиком для кормления, коляской, кроваткой (возможны варианты). Всё выполнено из качественной пластмассы.Благодаря представленным комплектам девочка может проигрывать множество жизненных ситуаций по уходу за ребёнком и организации быта. Игра с Штеффи и её малышом помогает воспитать чувство ответственности, заботы и внимательном отношении к близким.

Источник: http://LadySpecial.ru/materinstvo/razvitie-rebenka/rol-kukly-v-razvitii-rebyonka

Роль куклы в воспитании дошкольников

Опубликовано: 15:04:11 22-11-2015

«Роль куклы в воспитании дошкольников»

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что «дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого и т.д. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра, а любая игра немыслима без игрушки».

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Она больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Игровая кукла – это часть культурного наследия России. Куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. В древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями.

В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу.

Куклу «Стригушку» использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат.

Кукол, сделанных своими руками, бережно хранили, передавали из поколения в поколение. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте — символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды.

Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой.

Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее смысл. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Далеко не каждая из кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д.

Читайте также:  Что делать, если ребенок кривляется?

То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами — это, как правило, погоня, битва, пожирание.

Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Существует мнение, что кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Кукла социального успеха, взрослая, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, не  развивает воображение ребёнка.

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию.

Оживляя куклу, ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от собственного поведения и опыта, ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание.

В дошкольной педагогике широко применяется метод — Куклотерапия (метод воспитания, развития и коррекции поведения с помощью кукол). Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

В заключение хочу сказать, что кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.

Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребёнок — существо социальное и многому обучается по подражанию.

Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка и поможет обогатить духовный мир ребенка, через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя.

Источник: http://a2b2.ru/methods/12849_rol_kukly_v_vospitanii_doshkolnikov/

Роль куклы в развитии ребенка

21 октября 2014

Все дети независимо от пола играют в куклы. У девочек это — нарядные роскошные барби, плюшевые зайки, у мальчиков — роботы-трансформеры, машинки и солдатики. Подрастая, девочки и мальчики продолжают играть, постигая психологию человеческих отношений. Однако для достижения своих целей дети всё более используют «живых кукол» — окружающих их людей.

Время идёт, в определённый момент роль детских игрушек исчерпывается окончательно — они в одночасье становятся не нужными, и интерес к ним пропадает. Но кто-то «прикипает» к любимым образам настолько, что не в силах «предать» плюшевых, резиновых и прочих химер, не может выбросить пупсов и «лялек» как мусор, ненужный в предстоящей жизни.

Те из нас, кто в детстве узнал радость творчества, мастеря «маленьких друзей» самостоятельно, как правило, проносит любовь к сотворённой кукле через всю жизнь.

Кое-кто и в дальнейшем не отказывает себе в удовольствии изготовить оригинальную игрушку, превращая увлекательное занятие в хобби.

Те же, кому судьбой предназначено быть состоятельным и чутким человеком с добрым сердцем, охотно коллекционируют авторские экземпляры красавиц hand-made.

Магическую-обрядовую куклу язык не поворачивается назвать игрушкой, она собрана руками автора, одухотворена его мыслью.

Чем кукла реалистичней, чем более схожа с прообразом, точней отвечает замыслу, мыслям и желаниям создателя, тем сильнее пигмалионовское желание оживить творение, наделить его сознанием, волшебной способностью осуществлять тайные желания и изменять реальность. Не здесь ли кроются глубинные корни популярности кукол вуду и новейших кукол-реборнов?

Культурологами подмечено, что развитие человека повторяет черты различных стадий эволюции человечества в целом. Новорожденный младенец использует звуковое общение совершенно так же как первобытный человек, а маленький ребёнок полутора-двух лет от роду уже способен изготовить для своих нужд примитивные орудия и игрушки.

Развитие интеллекта малыша сопровождается усложнением речи, поиском различных способов взаимодействия с окружающим миром и постижением основ мироздания.

Маленькие дети играют в куклы и верят безоговорочно в высшие тёмные и светлые силы.

Тогда как подростки на определённом этапе взросления начинают сомневаться буквально во всём, таким образом учась проверять свои ощущения и представления (в полном соответствии с мудрым принципом «не верь глазам своим»), и проявляют нигилизм.

Источник: http://zhenskoe-vremya.ru/deti-igrayut-v-kukly.html

Роль куклы в воспитании ребенка

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Перемены, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о будущем наших детей.  Настоящее подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

Но самая большая опасность —  разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме.

Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема социально — нравственного воспитания дошкольников.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений.

 Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай.

А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу.

У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»).
«Стригушку» порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода.

Традиционные народные куклы давно привлекали этнографов, которые рассматривали их как предметы материальной культуры, воплотившие в себе самобытные традиции создания и бытования

https://detsad-shop.ru/rol-traditsionnoj-narodnoj-kukly-v-vospitanii-devochek.html

 Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Ходило предание, что на Руси жили два брата – погодка. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел похоронить их после смерти в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

Были и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой.

Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку.

Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто. Основой кукол – пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском — это сильный оберег, повязывался платок – и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы – «свертки».

Примером может послужить мастер класс на сайте

 http://woman-v.ru/master-klass-po-kuklam-svoimi-rukami.html

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали.

Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками.

Надо отметить, что Малышок – голышок, изображающий мальчика, — достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей.

За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали — грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни.

На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде.

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

 Итак, кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте — символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды.

Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой.

Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла — это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности.

Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Куклы имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла-подруга, кукла, имитирующая какую-либо профессию; кукла – воин, родитель, герой произведения, супермен и др.

Далеко не каждая из этих кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д.

То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами — это, как правило, погоня, битва, пожирание. 

Читайте также:  Режим дня ребенка в 9 месяцев - таблица по часам и советы родителям

 Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием.

Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Столь популярная сейчас кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Существует мнение, что Барби –это кукла социального успеха, взрослая, шикарная, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, так сказать «идеал» для современных девочек.

Она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей. Ее неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак», ее даже не накажешь. Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится.

Получается, что играть с Барби никак нельзя.

Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых. Вершиной которых таких на сегодняшний день является «беременная» Барби.

Она «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть его назад.

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.

И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию. Оживляя куклу, ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от собственного поведения и опыта. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают самого дошкольника.

Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств.

Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств.

Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.

В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры.

Так, например, академик Е. А.

Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях.

Л. В. Артёмова отмечала, что кукла является целью игры, так как дети выполняющие роль строителей, охотно строят для кукол удобный дом, водитель заботится о том, чтобы вовремя доставить пассажиров, врач бережно лечит больных и так далее.

Игра с живым партнёром – другим ребёнком требует, как правило, соблюдения правил и согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы.

Кроме этого игры с куклами позволяют ребёнку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.

Необходимое взаимодействие с партнёром требует от ребёнка актуализации следующих способностей: умения договориться, межролевой согласованности и так далее. Ситуация значительно упрощается, если партнёром по игре является кукла.

Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребёнок научился видеть в кукле живого, требующего неустанного внимания и заботы человека [3].

Игры с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь.

В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол.

Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного поведения. Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Для взрослого – это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.

Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребёнок — существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

Источник: http://igra-doschkolnik.blogspot.com/2015/11/blog-post_21.html

Народная кукла как источник развития ребёнка

Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2011»

Номинация «Работа с родителями»

Игра – ведущая деятельность детей, а игрушка – незаменимый спутник этих игр.

Очень часто значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Большинство родителей не понимают, насколько это важно – правильно выбрать игрушку.

Производство большинства современных игрушек поставлено на «поток». Приобретая их в магазинах, родители зачастую руководствуются, прежде всего, ценой и / или яркими красками.

Немаловажным фактором также являются капризы и желания детей, формируемые, как правило, рекламными роликами.

Изготовленные из искусственных материалов, порой непонятного назначения, сомнительного качества и происхождения такие игрушки отрицательно влияют на развитие ребёнка.

Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.

Самой известной и любимой игрушкой русского народа была тряпичная кукла. Её делали по разным поводам и для разных случаев. Она сопровождала ребенка с первых дней рождения и была распространена на всей огромной территории Руси.

В куклы играли все дети примерно до 7 – 8 лет. Пока они были маленькими, кукол им делали взрослые члены семьи. С пяти лет такую игрушку могла сделать любая девочка.

Традиционная тряпичная кукла считалась эталоном рукоделия. Это материальное воплощение вдохновения, проявления творчества, фантазии и мастерства. По ней судили о хозяйке.

Несмотря на традиционные приёмы изготовления, каждая кукла имела свой характер, была особенно – индивидуальной. Она становилась зеркалом своего создателя, отображая его внутренний мир.

Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Кукла для ребёнка была близким человеком, с которым он мог поделиться своими бедами и радостями. Играя с ней, он перенимал опыт старшего поколения, знакомился с прошлым своей родины, мечтал о будущем.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

А «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, она несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствоватьизменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Приложение: Презентация

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/8871.html

Роль куклы в развитии ребёнка

Роль куклы в развитии ребёнка.1.Какую роль в воспитании детей играют куклы?Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать.

Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка.

Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.

Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры.

В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать.

Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка.2.

На что надо обращать внимание при покупке?Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся сколько пользы они могут принести, а сколько вреда.

Для маленького ребенка:- детская внешность;

— экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;

— игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;- волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;- телесные признаки пола отсутствуют;- куклу можно переодевать без расчленения тела;

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

— у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;- девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие полов и социальных ролей;- для ребенка не важна цена куклы, кому –то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы.

Читайте также:  Пять распространенных ошибок родителей, которые мешают ребенку спать

Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше

Родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.3. Плюсы и минусы куклы Барби.Барби – феномен нашего времени. Она прочно вошла в нашу жизнь и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу.

Поэтому исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Но следует помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста и игра с ней не должна превращаться в коллекционирование.

К этой кукле у психологов неоднозначное отношение.

Кто – то считает, что эта кукла подменяет настоящую игру, наполненную фантазией, примитивным внешним позёрством. А ведь игра – это работа фантазии. А тут все готово – дом, хозяйство, бассейн, телефон, предметы одежды, даже друг. Ничего не нужно самостоятельно создавать. Т.е.

кукла сама диктует ребенку – что с ней надо делать. Ни о какой свободе и творчестве в такой «игре» не может быть и речи. Как сказал Жванецкий: «В ней всё, чтобы потреблять…И ничего, чтобы думать».

Также, недоброжелатели Барби считают, что она порождает:- культ красоты и материальных ценностей;

— стремление к потребительству;

— низкую самооценку -обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.- отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.Сторонники Барби считают, что она – образец женской красоты, в отличии от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые признаки взрослой девушки. Она – не «дочка», не «мама», а красавица принцесса. И это позволяет осуществить девочке мечту – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях.Преимущества этой куклы и в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.Здесь единого мнения нет и у каждого есть свой выбор – как к ней относиться.4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?Единственно, что я могу сказать — существует куклотерапия. (Она входит в состав Арт-терапии). С помощью неё психологи работают с детскими страхами.5. Есть мнение, что игры с куклами – младенцами вредны. Обоснованы ли такие опасения?Я считаю, что не обоснованы. Пупсы – голыши – самые популярные и традиционные куклы. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами. Что делать?

Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений.

Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках.

К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д. Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке.

Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно необходимо.7. Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?

В процессе развития у детей бывают разные периоды, когда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети.

Например, машинки могут быть интересны не только мальчикам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, стоит ли препятствовать?

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки? Существуют причины и поводы для этого феномена:- если игрушка не соответствует возрасту (например, слишком хрупкая);- детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;- двигательная неловкость. Малыш, вовремя не научившийся манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно. Если ребенка приучали к игрушкам с рождения, но он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;

— внутренняя агрессия – когда ребенок расстроен, возбужден. Он снимает стресс, ломая игрушки;

— досада – если у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;- игрушка просто не нравится. Стремление нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;- игрушка низкого качества – некоторые изделия рассыпаются прямо в руках;- ребенок болен – любое недомогание делает его раздражительным, неловким, нетерпеливым.Не торопитесь наказывать детей за поломки – сначала выясните причину.9. Полезны ли кукольные домики?

Скорее полезны, чем вредны. Все зависит от финансовых возможностей родителей и их мастерства.

Источник: http://psiholik.ru/role-kukli-v-razvitii-rebenka/index.html

Роль театральной куклы в развитии речи детей младшего возраста | Современный детский сад | Сертификаты для воспитателей / Академия дошкольного образования

Конференция: Современный детский сад

Автор: Муравьева Елена Геннадьевна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида 58

Населенный пункт: Мурманская область, город Апатиты

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления.

Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе педагога по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Дошкольники очень любят смотреть представления кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен, Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще интереснее.

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. В дошкольный период у детей начинает формироваться отношение к окружающему миру, формироваться характер и интересы ребенка. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия и правдивости. Поэтому моим помощником в работе с детьми сделала театральную куклу – Петрушку.

Польза театрализованной деятельности на развитие дошкольников отражена во многих образовательных программах, в том числе таких как: «Программа по театральному воспитанию дошкольников» автор Н.А.Ветлугина; Программа М.А.

Васильевой «Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства. Многие программы разработаны в соответствии с задачами, направленными на всестороннее развитие личности ребенка.

Задачи:

* Побуждать интерес к театрализованной деятельности и создать для этого все условия.

* Поощрять детей за участие в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.

* Воспитывать бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, развивать умение действовать с ними.

* Развивать речь детей: обогащать словарь детей,

* Формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов; звуков.

* Систематически проводить игровые упражнения направленные, на выработку мимики, жестов и пантомимики.

Перед собой поставила задачу, чтобы кукольный театр прочно вошел в жизнь детей и способствовал развитию художественно – творческой деятельности.

Работу с детьми я начала во второй младшей группе с внесения Петрушки. Когда Петрушка появился в группе, дети с большим интересом стали его рассматривать, протягивали ему ручки поздороваться, знакомились, называли свои имена.

Петрушка разговаривал с детьми, они слушали его внимательно, сразу затихали. Наблюдая за детьми в процессе режимных моментов, Петрушка хвалил аккуратных, расторопных детей.

В течение нескольких дней Петрушка был другом детей, которому дети рассказывали о своих делах, о своем настроении и переживаниях.

В последующие дни Петрушка пришел не один, а с куклой – девочкой. В первое время знакомства детей с куклами, специально не ставила ширму, чтобы дети видели мои руки, мои действия с куклами.

Первые игры с театрализованной куклой появились у девочек. Они брали кукол в уголок, там беседовали с ними, укладывали их спать. Действия с куклами дети проводили без ширмы, использовали ее неверно. Для обучения детей правильному действию с театральными куклами, я принесла ширму и показала детям инсценировку с двумя куклами, прочла потешку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Дети с большим интересом смотрели за моими действиями. Мое предложение одеть куклу на руку и прочитать любое стихотворение дети восприняли оживленно. Объяснила, что кукла должна наклонять голову на слова стихотворения, тогда она кажется живой. Не все сразу у всех получалось. При совместной работе с детьми, мы смогли научиться управлять куклами.

В группе постоянно находились ширма и куклы, дети в любое время могли одевать их на руки и повторять любые стихи, сказки. Постепенно они овладели навыками вождения кукол.

После того как у детей появился интерес к кукольному театру, я решила использовать театральную куклу на занятии. Внести куклу можно разными способами, используя загадку, создав сюрпризный момент.

На занятии «Лесные жители» на мой вопрос: «Каких лесных зверей вы знаете?», дети отвечали и появлялись куклы – животные. Куклы задавали детям вопросы, оценивали ответы детей. Такие занятия увлекают детей, дети активны и внимательны.

Внесение театральных кукол является удачным на такие занятия, как рассказывание, беседа, составление рассказа. И здесь внесение кукол необходимо в конце занятия, когда снижается умственная работоспособность, а появление кукол вызывает активность детей.

На занятиях художественно – эстетического развития куклы начинали занятия с просьбы слепить или нарисовать что-то.

Вне занятий дети сами устраивали кукольный театр, повторяли ранее услышанное, импровизировали. Дети полюбили кукол, но сценки были однообразны и речь невыразительна. Для решения этой проблемы необходимо было обучить детей различным видам выразительности.

Для этого я давала подгруппе детей задание, где в основе лежал какой-либо способ выразительности (интонация, жест, мимика, походка). Например, сказка «Заюшкина избушка», предложила детям разыграть эпизод: лиса выгнала зайца.

Детям поочередно с помощью куклы нужно было изобразить зайца. Затем все вместе сравнивали и делали выводы. В работе по развитию выразительности речи вела индивидуальную работу для использования в речи вопросительно – ответных интонаций.

К середине года у детей старшей группы появилось умение выполнять ту или иную роль.

Однажды, наблюдая за играми детей, я заметила, что они пытаются поставить сказку «Колобок». Дети подобрали атрибуты, распределили роли, но в речевом отношении спектакль у детей получился не эмоциональным. Я пришла к выводу, что детей надо учить драматизировать сказку.

Как – то вечером я прочитала детям русскую народную сказку «Пых» и мы решили попробовать ее показать в кукольном театре. Итогом нашей работы был показ сказки «Пых» на совместном с родителями празднике «Моя большая семья».

Показ прошел успешно, дети и родители были в восторге от увиденного.

Дети часто брали кукол и придумывали свои истории, зрителями этих представлений могли быть игрушки и куклы. Каждая игра в театр постоянно чем – то обновлялась. Театрализованная кукла полюбилась детям и прочно вошла в их жизнь.

Большое внимание уделяла процессу приобщения родителей к теме развития речи детей, повышение заинтересованности в результате совместной работы педагога и семьи по данной теме. В работе использовала разные формы: анкетирование, консультации, проекты, конкурс рисунков и поделок «Театральная кукла».

Во время встречи с родителями за круглым столом рассказала родителям о том, как можно играть с куклой Петрушкой в домашних условиях, как правильно с ней действовать, помогла им понять, что эта кукла может стать их помощником в любых ситуациях. Предложила родителям «поиграть» с театральными куклами.

Для родителей подготовила консультации на темы: «Развиваем речь детей через театрализованную деятельность», «Кукольный театр – дома», «Свой кукольный театр» и другие.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Здесь можно использовать коммуникативные формы (общение – диалог, инсценировка по ролям, разговор по телефону, игры – драматизации, чтение, рассказывание). Общение родителей и детей должно быть постоянно.

Источник: http://www.adou.ru/conference_notes/32

Ссылка на основную публикацию