Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью?

Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью?

Родители часто сталкиваются с детской ленью.

Однако за нежеланием что-то делать могут скрываться особенности темперамента, переутомление, неуверенность в себе, излишняя опека и просто недостаток мотивации.

Очень важно помочь ребенку найти тот интерес, который мотивирует его, поможет справиться с апатией. Это задача взрослых. Советы родителям, как справиться с детской ленью.

Наверное, каждый родитель сталкивался с ленью собственного ребенка. Такие ситуации очень огорчают нас и вызывают гнев и обиду. Как же, мы так стараемся для него, а он даже посуду за собой помыть не хочет! Мы платим деньги за секцию, а он отказывается туда ходить! Часто родители срываются и бросают в сердцах: «Какой же ты лентяй!», «Совсем ничего не хочешь делать!», «Лодырь!».

Говоря так, взрослые дополнительно подкрепляют ребенка в его нежелании что-то делать. Лентяй так лентяй, ну и ладно. Зачем еще стараться? Мы сами навешиваем на чадо ярлык, которому он постарается в дальнейшем соответствовать.

На самом же деле среди детей просто не может быть лентяев, потому что каждый маленький человек – это сгусток всевозможных желаний и кипучей энергии. Просто есть ребята, к которым взрослые пока не нашли нужный подход.

За тем, что мы называем детской ленью, может скрываться много разных причин, в которых необходимо разобраться. Зная истинную причину, можно оказать неоценимую помощь растущей личности.

Причины детской лени

  1. Темперамент. Врожденные свойства нервной системы влияют на черты характера, определяют индивидуальные особенности человека. Ребенку-сангвинику или холерику очень тяжело даются занятия, требующие длительной сосредоточенности и усидчивости. Такое больше по душе флегматичным и меланхоличным деткам. Зато спокойным и уравновешенным флегматикам не захочется выполнять задание, где нужно быстро реагировать и активно общаться.
  2. Неуверенность в себе и страх возможной неудачи. Бывает, что ребенок отказывается от выполнения какого-то задания из-за страха возможной неудачи. Например, не хочет готовить доклад, с которым надо будет выступить, потому что у него был отрицательный опыт публичного выступления, или просто он боится внимания к себе, страдает от застенчивости. Здесь причина уже психологическая и кроется в низкой самооценке, неуверенности в собственных силах
  3. Переутомление. Может быть, ваше чадо настолько загружено учебой, дополнительными занятиями, спортивными секциями, что просто не успевает физически восстановиться? В конце концов, он взбунтуется и откажется заниматься ставшей непосильной деятельностью. Кроме того, это грозит болезнью, в которой организм ищет возможность отдохнуть. Не сравнивайте своего ребенка с другими, которые успевают заниматься везде. Все дети разные, и гнаться за кем-то — верный путь отбить желание у собственного чада.
  4. Излишняя опека. Часто сами взрослые приучают малыша лениться, не давая возможности самому потрудиться. Мамы и бабушки убирают за ребенка в комнате, складывают одежду, моют за ним посуду. Когда кроха 3-4 лет делает попытки помочь по дому, мы часто говорим ему: «Ты еще мал, дай я сделаю». Или карапуз хочет одеться сам, а мы, боясь опоздать, одеваем и обуваем его. Такая родительская тактика постепенно гасит у ребенка стремление к самостоятельности, а мы потом удивляемся, в кого он такой лентяй.
  5. И, наконец, самая распространенная причина: недостаток мотивации. И малыш, и взрослый, не захочет заниматься тем, что не вызывает у него никакого интереса. Интерес мотивирует чадо изнутри, вызывает желание что-то делать, помогает ставить цели и достигать результата, получая удовольствие от самого процесса. Задача взрослых: помочь ребенку найти такой интерес и создать условия для его проявления.

Чтобы ребенок перестал лениться, помогите найти сферу деятельности, интересную для него. Увлечение станет стержнем, на который дитя может опираться в повседневной жизни, даст стимул справляться с учебой, домашними обязанностями. Наконец, это повысит уверенность в себе и общую успешность маленького человека.

(текст для публикации взят из Интернета)

Источник: https://subscribe.ru/group/psihologiya-bez-demagogii/13230794/

Бывают ли ленивые дети?

ОТВЕТ ОБЫЧНО МОЛНИЕНОСНЫЙ. ОДНОЗНАЧНО БЫВАЮТ! ЗДЕСЬ, НАВЕРНОЕ, НИКТО НЕ ИМЕЕТ В ВИДУ ОБЩЕИЗВЕСТНУЮ «ОБЛОМОВЩИНУ». ЭТО, КОНЕЧНО, КРАЙНОСТЬ, ДОВЕДЕННАЯ ДО АБСУРДА. БОРОТЬСЯ С ДЕТСКОЙ ЛЕНЬЮ ПРИХОДИТСЯ АБСОЛЮТНО ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ, ПОТОМУ И ОТВЕТ ТАКОЙ.

Лень у детей обычно проявляется в некоторых эпизодах, она не повсеместна. Ребенок может с удовольствием помогать папе разбираться с машиной, но на просьбу матери помыть посуду отреагирует негативно. «Ну, ты и лентяй», — не без основания воскликнет мама. Она и права, и нет.

Просто большинство людей с удовольствием делают то, что хочется, и не делают то, что совсем не хочется. Это не зависит ни от воспитания, ни от национальности. Нет ни одного человека на этой земле, который бы не был подвержен лени, каким бы трудолюбивым он не слыл.

Есть еще чувство долга, когда ты вынужден делать то или иное, не важно, хочется или нет. Надо, значит, надо!

Мы, родители, частенько через повышение тона и угрозы различного наказания добиваемся результатов послушания и «трудолюбия». Да, у ребенка выбора не остается, как сделать то, что просят. К сожалению, по-другому иногда не получается. Что поделаешь?

Лень! А борьба с ленью — это дело благородное. Мы же хотим, чтобы дитя выросло трудолюбивым.

Боюсь, через это трудолюбие не воспитаешь. Заставлять детей, конечно, нужно. Без такого способа вообще ничего не добьешься. Сидеть и ждать, что твой ребенок сам везде проявит инициативу-абсурд. Образ трудолюбивого человека такой же яркий, как и образ лентяя.

Трудолюбивый-это безотказный человек, делающий любую работу старательно и с душой. Образ лентяя многих просто раздражает. Некий лежебока, не желающий даже «пальца о палец» ударить, чтобы что-то сделать для себя, не говоря уж о помощи ближнему.

Никто не хочет, чтобы его ребенок походил на второго персонажа.

Психологи считают, что лень — это отсутствие самомотивации, а также отсутствие энергетической активности и отсутствие целей.

Что хотят ленивые дети? Испытывать как можно меньше нагрузки, иметь как можно больше времени для отдыха. Все дети в той или иной степени ленятся, но есть настоящие лентяи.

От чего это зависит? Если вышеописанные причины стали твердой привычкой, то диагноз — лодырь. Однако все поправимо.

Некоторые родители отмечают. Когда Колечка или Танечка на каникулах — ну такой активный ребенок. Откуда энергия берется? Как только настает период занятий или «светит» серьезное поручение, так сразу сил нет, будто заболел (а). Здесь явно видна детская волевая реакция. То, что интересно, делает, а, что не интересно, отвергает. От чего же зависит трудолюбие или леность большинства детей?

Некоторые факторы:

  • Физическая усталость, плохое самочувствие.
  • Потеря мотивации и интереса к деятельности.
  • Внутренние противоречия, которые изматывают и съедают энергию.
  • Страх неудачи и неуверенность в себе.
  • Эмоциональное выгорание.

Вы спросите, все это может быть у ребенка? Вполне вероятно. Поэтому прежде нужно установить причину лени. Ведь ситуации меняются и отношение детей к вещам тоже. Есть и устойчивое нежелание к какой-то деятельности.

Дело в том, что и мы, и наши дети движимы определенными потребностями, актуальными в данный период времени. Не зря говорят: «Самый целеустремленный человек — это тот, кто хочет в туалет».

В детях необходимо развивать эту самую целеустремленность, но не ту, которая двигает их на улицу, к планшету, смартфону, к друзьям. Это в них как-то само собой складывается. Если еще раз задать вопрос: Бывают ли ленивые дети? Ответ очевиден. Все дети в чем-то ленивы.

Сколько живу, не видел ни одного супертрудолюбивого ребенка. Можно сказать и по-другому. Ленивых детей вообще нет, просто они следуют тому, что их захватывает в данный момент. Это как из серии анекдотов.

Ребенок учится во вторую смену. Еще утро. Возмущенная мама упрекает: «Максим! Ты почему развалился с телефоном на диване? Помог бы мне. Полы пропылесосил, игрушки у себя в комнате разобрал. У тебя же там кошмар!». На что Максим отвечает: «Скоро в школу. Ты же не хочешь, чтобы я был уставшим и двойку словил».

Лень как порок признается в ситуации, связанной с решением между ХОЧУ и ДОЛЖЕН. Хочется одного, а должен другое. То, что не хочу, обязан сделать. Вопрос глубокий. Лень и трудолюбие не только две противоположности, но и две стороны жизни наших детей. Главный вопрос — как воспламенить в них интерес к важному и полезному? Несомненно, прививание хороших привычек — главная задача родителей.

Очень рекомендую посмотреть вместе с ребенком российский мультфильм из серии «Гора самоцветов» «Шейдулла-лентяй». После мультфильма рассудить, поговорить. Таких способов немало.

Ребенок усвоит истину, если она преподнесена не в бесконечных нотациях, а в интересной форме. Родители предпочитают нотации. Это проще и соответствует состоянию негодования.

В итоге мы сами виноваты, что у нас не хватает терпения и изобретательности.

Источник: https://MilaLink.ru/psihreb/716-byvayut-li-lenivye-deti.html

Лень и ленивые дети

«Все знают, как воспитывать чужих детей и никто не знает – как своих»

 …

Предлагаю взять для обсуждения на собрании тему: «Лень и ленивые дети».

Прошу прочитать, поделиться при встрече, с чем согласны или не согласны. Может, у кого есть свои интересные наблюдения.

Итак, почему дети ленятся?

Среди ленивых детей есть дети с отсутствием необходимых для учебы способностей либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах с большим количеством обучающихся преимущественно фронтальными методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностей психики не могут овладеть программным материалом.

Есть дети, которые плохо учатся только из-за своей лености, отсутствия воли. И таких большинство. Мы таких детей чаще ругаем, критикуем, однако, забываем, что леность ученика рождается не на пустом месте. Лень любого человека, тем более ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему необходимо помочь.

Работа с таким детьми состоит из нескольких этапов.

 Первый этап.

Установление причин лени конкретного ребенка. Причины безволия. Лень и ее причины. Усталость.

 Многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно.
Отсутствие смысла работы.С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца.
Отсутствие умения работать.

В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ученику нормально учиться .
Непосильность работы. Многие учебные задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями.

Вот почему ставить перед учеником непосильные для него задачи – значит заведомо обрекать его на неудачу .
Отсутствие интереса к работе.Такие дети не могут делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт.
Лень как проявление страхов.Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки.

Страх предстоящих усилий – физических, умственных ил душевных, при высоком уровне притязаний может вылиться в отказ от любой работы вообще.
Особенности душевного состояния. В жизни каждого человека, в том числе и ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия.

Это может быть конфликт, неудовлетворенность, скверное воспоминание, ревность, зависть, двусмысленное положение, ложь …К этому перечню можно что-то добавить, а что-то убрать.
Отсутствие уверенности в себе. Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему непреодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции.
Астенический тип личности.

Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо».
Гедоническая лень. Попросту говоря- сибаритство. Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу.

Источник: http://lyuceum7-1a.ucoz.ru/publ/len_i_lenivye_deti/1-1-0-2

Ленивый ребенок?

Интересно было бы провести опрос среди родителей на тему: «Когда они впервые заметили проявления лени в своем ребенке?». Кто-то датирует первые ростки лени возрастом поступления в школу.

Кто-то – начинает замечать такие проявления в ребенке в детсадовском периоде развития. И, наверняка, найдутся родители, которые найдут проявления лености даже у малыша 2-3 лет.

Читайте также:  20 продуктов для усиления лактации: лучший выбор молодой мамы

Но, скорее всего, день рождения лени у конкретного ребенка будет совпадать с тем днем, когда у него появись обязанности.

То, что лень – это вредное свойство человеческой натуры знают все. О вредных последствиях лени в жизни человека тоже никому не нужно рассказывать – это все взрослые отлично знают по собственному опыту. А вот откуда лень берется, и что делать для профилактики ее возникновения задумываются немногие родители.

Чаще, проблема лени встает пред родителями в полный рост в подростковый период развития ребенка, когда уже непросто что-либо изменить, да и менять это «что-либо» должны уже не родители, а сам взрослеющий человек. Поэтому, как и при решении многих других педагогических проблем: лучше профилактика, чем лечение.

Сначала разберемся в самом явлении. Итак, что же такое лень? Википедия пишет о лени следующее: «Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности».

Другие определения лени: «лень – это потребность в экономии энергии», «лень – это стойкое нежелание совершать волевое усилие», «это стремление отказаться от преодоления трудностей».

Традиционно в обществе лень рассматривается, как порок.

Все эти представления о лени хорошо нами усвоены, поэтому взрослые могут считать ленивым ребенка тогда, когда он борется за свое свободное время, отлынивает от дел, порученные дела выполняет вполсилы, не желает напрягаться и пытается избегать трудностей.

Вроде бы все понятно. Есть порок, — надо найти способы его искоренить (подавить, вылечить, заменить, перевоспитать и т.д.). Но если копнуть глубже и посмотреть на внутренние причины, которые скрываются за проявлениями лени, то вопрос окажется гораздо сложнее.

Попробуйте посмотреть на лень, как на симптом. Симптом, за которым скрывается сложная запутанная причинно-следственная цепочка ситуаций, состояний и последствий.

Итак, что скрывается за ленью?

Первое, это – недостаток мотивации. Известный космонавт Герман Титов говорил: «Отношение к работе как к обязанности, а не как к творческому процессу приводит к тому, что работа становится в тягость…». Действительно, принуждение может испортить отношение к любому делу даже у взрослых.

Что же говорить про ребенка, у которого только происходит становление волевых процессов? Очень грустно, когда ребенок имеет мало опыта взаимодействия с людьми, которые могут увлечь, заинтересовать, вдохновить его на творческое отношение к делу. Обычно, такими педагогическими талантами обладают люди, которые сами умеют зажечь в себе творческий огонь.

При недостатке такого опыта происходит снижение мотивационной энергии: человеку становится трудно ставить цели и стремиться к ним, а иногда  даже трудно порадоваться результату, потому что очень много сил уходит на процесс.

Ребенок, редко испытывающий вдохновение, часто говорит о том, что ему скучно, что он не знает чем заняться, и ждет от взрослых, чтобы те придумают ему какое-то дело или развлечение.

Мотивация может быть не только недостаточной, она может быть отрицательной. Т.е. ребенок может сознательно не хотеть что-либо делать. Часто это происходит в семьях, где  взрослые делают свои дела потому, что «надо», а не потому, что им этого «хочется».

С детства наблюдая эту картину, ребенок вообще может отказаться от такого стиля жизни, как вредного для себя: «я так жить не хочу и не буду!». А чего «хочу и буду» он еще не придумал, поэтому зависает в состоянии бездействия, а иногда и активного безделья.

Родителям такого ребенка полезно чаще задавать себе вопросы: «а чего я действительно хочу?», «хочу ли я делать то, что делаю?», «часто ли я испытываю состояние радости, счастья?». И если ответы не удовлетворяют, значит, пора  что-то менять.

Нежелание что-либо делать может быть бессознательным. Т.е. ребенок говорит: «я хочу это уметь», «я буду это делать», но на практике не доводит дело до конца, забывает об обещаниях, просыпает, опаздывает, а потом не может объяснить, почему такое произошло. В таких ситуациях за ленью скрывается сопротивление.

Сопротивление – это такая форма психологической защиты, которая неявным способом выводит человека из нежелательной для него ситуации и позволяет ему быть самим собой. Сопротивление помогает ребенку не вступать в открытый конфликт со взрослыми, потому что все видят, что он – хороший, он не хотел, просто так случайно вышло.

Сопротивление может проявляться даже в форме болезней и травм: «только действительно собрался это сделать, но… заболел». Один из самых ярких примеров сопротивления – это частые заболевания ребенка при поступлении в детский сад. Т.е.

ребенок болеет не потому, что у него слабый иммунитет или непривычная нервная нагрузка, а потому что он действительно не хочет туда ходить. Снять сопротивление может только искренний диалог с ребенком о его настоящих побуждениях.

Понять малыша, позволить ему испытывать и выражать отрицательные эмоции, рассказать о своих переживаниях, найти вместе общее решение – это тот путь, который не только гасит сопротивление, но и развивает способность к самоанализу и эмпатии.

За ленью может скрываться мотивация избегания неудач. Если малыш не уверен в себе, застенчив, психологически сильно зависим от родителей, то он может по-настоящему бояться каких-то дел, поступков и обязанностей.

Родители, которые злоупотребляют выражениями типа «ты, что такое простое дело не можешь сделать – это же элементарно!» рискуют создать условия для развития заниженной самооценки у ребенка.

Даже нам взрослым не хочется браться за дела, в которых мы чувствуем себя «слабаками», «троечниками» и «неспособными». А избегание ребенком таких дел влечет за собой последствия в виде приклеивания родителями к нему ярлыка лентяя: «ничего делать не хочет – вот лентяй!»  Великий русский психолог П.Я.

Гальперин говорил о том, что вначале развития любого умения (способности) стоит формирование мотивации, и это проблема педагога, а не ребенка.

Именно родители должны заинтересовать ребенка каким-то занятием, и помочь ему пройти несколько кризисов падения мотивации, чтобы у него сформировалась настоящее собственное внутреннее желание этим заниматься. Если это получиться, то ребенка не просто не надо будет заставлять – вы его оттянуть от этого занятия не сможете.

Такую проблему как неорганизованность и неумение планировать тоже нередко называют ленью, а это разные вещи! Способность к организации своего пространства и времени, умение планировать дела не являются врожденными и наследственными качествами.

Эти качества ребенок может демонстрировать самостоятельно, только если он подражает любимому взрослому или его кто-то этому обучил. Неорганизованность действительно может быть очень похожа на лень. Дело в том, что в жизни каждого человека всегда присутствует конкуренция дел и занятий.

Взрослые разбираются с этой проблемой путем построения иерархии и планирования своих дел. Если не иметь в голове этой иерархии и не строить планы, то нас уведут в сторону более легкие занятия, которые приносят удовольствие прямо сейчас. Каждому знакомо, когда вместо того, чтобы писать работу, делать генеральную уборку и т.д.

мы пьем кофе с шоколадкой, сидим за компьютером, вяжем, лежим в ванне, готовим еду, а потом уже и времени ни на что не остается.

В некоторых случаях лень может выполнять действительно полезную – защитную функцию для нашего организма. Т.е. лень становится защитой от перегрузок, усталости и плохого самочувствия.

Чаще такое бывает со взрослыми, но встречаются дети, которым свойственны гиперответственность, контроль, честолюбие и перфекционизм. Такой ребенок тоже может перегружаться и «загонять» себя, не замечая потери сил. Неожиданный «приступ лени» может накрыть такого ребенка в самый неподходящий момент.

Если перегрузки  — обычное явление в жизни ребенка, то его «лень» может быть даже похожа на апатию или депрессию.

Лень может быть следствием игрового и двигательного дефицита в жизни ребенка. Такое случается, когда из ребенка слишком рано делают взрослого, не давая малышу насытить свои нормальные возрастные потребности в игре и движении.

Лень заразительна. Поэтому ребенок может просто впитывать подобный жизненный стиль в своей собственной семье. Если это так, то это – не его лень.

И, наконец, лень – это нормальное состояние всех живых организмов, преодолеть которое можно только по очень уважительным причинам. Именно о создании таких причин (мотивов) родителям и следует позаботиться.

Слово «мотивация» происходит от латинского корня  «двигать» и означает внутреннее побуждение, интерес, стремление к чему-либо. Существует и обратный процесс – демотивация, что значит уменьшение мотивации вплоть до ее исчезновения.

Итак, чтобы победить лень – надо, во-первых, не мешать развитию мотивов к действию у ребенка, а во-вторых, помогать ему развивать такие мотивы. И существуют особо вредные ошибки родителей на этом пути:

  1. Такой родительский стиль, как потворствующая гиперопека создает для ребенка почти «внутриутробные условия»: ешь, пей, расти, а остальное мы за тебя сделаем. Несколько лет такого воспитания потребуют и несколько лет перевоспитания.
  2. Контролирующая гиперопека – тоже приводит к развитию лени, только другим путем. Когда родители не прислушиваются к желаниям ребенка, а руководствуются принципом «надо и все!», ребенок учится что-либо делать по принуждению, а не по собственной инициативе.
  3. В период раннего детства, когда у всех детей горят глаза, их личную инициативу нередко тормозит лень родителей. Если ребенок хочет помочь маме вымыть посуду, постучать вместе с папой молотком, покопаться на огороде вместе с бабушкой – не стоит прогонять его словами «если хочешь мне помочь – не мешай!» или «мал еще!». Пусть в малыше зреют ростки активности, инициативы и трудолюбия.
  4. Безрадостный и изнуряющий труд родителей – тоже не лучший пример для подражания. Более того, это скорее, антипример.
  5. Иногда родители просто не знают, как развиваются волевые качества у ребенка. Поэтому поиск знаний для повышения своей родительской компетенции в этой области – хороший опыт для развития собственных волевых качеств.
  6. Типичной ошибкой родителей является недостаточное понимание ими возрастных особенностей и возможностей ребенка. Переоценка и недооценка родителями детских возможностей дезориентирует ребенка – он не понимает своих задач и путей их решения.
  7. В  процессе обучения ребенка у родителей всегда возникают поводы для критики и недовольства. Иногда полезно представить на месте своего ребенка какого-нибудь чужого малыша, чтобы ваша критика стала более тактичной и деликатной.
  8. Избыток в педагогическом арсенале родителей «кнутов» и «пряников» тоже приводит к угасанию мотивации. Совместные дела, чувство юмора, интерес и творческий подход – отлично заменяют подачки и наказания.
  9. Родителям важно научиться творчески подходить к задаче организации семейного досуга, потому что «ленивые» способы заполнения свободного времени усваиваются ребенком, как жизненная норма.
  10. Приклеивание ярлыков типа «ты такой же ленивый как твой отец» совсем не стимулируют ребенка к тому, чтобы срочно начать с ленью бороться, а наоборот, создают внутреннюю уверенность в том, что бороться бесполезно, потому что «такой же».

В лени есть и позитивные свойства. Например:

— Лень – двигатель прогресса: «Если ты ленив и упорен – ты непременно чего-нибудь добьешься» — Фейдо Ж.

— Честность: «Лентяй – человек, который не делает вид, что работает» — Альфонс.

— Изобретательность: «Особенно трудную задачу поручи лентяю – он найдет наиболее легкое решение» — закон Хлади.

— Средство психологической защиты: «Лень простого русского человека — это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков» — С. Янковский.

— Внимание к собственным желаниям: «Лучше ничем не заниматься, чем заниматься ничем» — Тацит.

— Умение мечтать: «Глупо думать про лень негативно, и надменно над нею смеяться: лень умеет мечтать так активно, что мечты начинают сбываться» — И.Губерман.

— Умение оставаться ребенком: «Безделье – счастье детей и несчастье стариков» — В.Гюго.

Используйте позитивные свойства лени для того, чтобы даже из этого вроде бы вредного качества выжать максимум пользы. И, в своем обращении к ребенку, заменяйте слово «ленивый» на все что имеет более позитивное значение: изобретательный, мечтательный, честный, хитрый и т.д..

А подход к проблеме лени, как и всегда в родительской практике, начинайте с себя. Не осуждайте ребенка за леность, дайте ему понять, что и вам и всем другим людям это качество знакомо не понаслышке. С ленью не надо бороться – из нее надо вырастать. Для этого существуют некоторые полезные родительские приемы:

Читайте также:  Когда дети начинают спать всю ночь

— не доделывать дела за ребенка,

— не гасить его инициативу,

— не прилеплять к нему ярлык лентяя,

— включать соревновательные моменты,

— выделять специальное время для лени,

— не злоупотреблять такими ленивыми видами отдыха, как компьютер и телевизор.

— закрепить за ребенком ряд посильных дел,

— не использовать труд в качестве наказания,

— помогать ребенку искать и находить интересные для него занятия.

И если ваш ребенок с головой «ушел» в решение какой-то важной задачи, забросив на время другие дела – не переживайте, потому что вы уже победили лень.

«Ленью очень часто оборачивается душевное бездорожье: необретение или потеря жизненного направления, когда человек не знает, ради чего и к чему стремиться, куда жить и зачем делать то, что вроде бы делать надо».

В. Леви «Лекарство от лени»

Литература:

  1. Амонашвиили «Гуманно-личностная педагогика»
  2. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
  3. Леви В. «Лекарство от лени»
  4. Соловейчик С. «Учение с увлечением»

Источник: http://we-family.ru/statyi/lenivyiy-rebenok/

Лень и ленивые дети

Вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагаются материалы статьи директора московской гимназии на Юго-Западе № 1543 г.Москвы Завельского Ю.В. «Лень и ленивые дети», опубликованной в журнале «Управление современной школой» № 5 2009.

Разумеется, это разные дети. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей либо со способностями недостаточно развитыми.

Есть дети, которым трудно учиться в группах с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальными методами обучения.

Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностей психики не могут овладеть программным материалом.

Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за своей лености, отсутствия воли. Увы, таких большинство. Вот на них стоит обратить особое внимание педагогического совета при подведении итогов минувшего учебного года.

Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, что, разумеется, правильно, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месте. Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.

Учитель, который готов заниматься этой работой, должен хорошо представлять себе весь ее предстоящий объем. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап — установление причин лени конкретного ребенка.

Мы предлагаем вам перечень некоторых причин лености детей. Без знания их невозможно заниматься формированием волевых усилий детей

Второй этап — создание учителем и родителями условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься.

Причины безволия. Лень и ее причины

Усталость – Многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно

Отсутствие смысла работы – С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца

Отсутствие умения работать – В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ученику нормально учиться

Непосильность работы – Многие учебные задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед учеником непосильные для него задачи — значит заведомо обрекать его на неудачу

Отсутствие интереса к работе – Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт

Лень как проявление страхов – Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки. Страх предстоящих усилий — физических,

Особенности душевного состояния – В жизни каждого человека, в том числе ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, скверное воспоминание, ревность, зависть, двусмысленное положение, ложь… К этому перечню можно что-то добавить, а что-то убрать

Отсутствие уверенности в себе – Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции

Астенический тип личности – Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»

Гедоническая лень, попросту говоря – сибаритство  Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу

Нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в нужности ею заниматься и в возможности ее решения. Образно выражаясь, надо чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела ее пить.

В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.

Третий этап. Этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы ее преодоления.

Разумеется, если лень связана с отсутствием у ученика необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать.

Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть, и т.д.

Но есть две категории людей, о которых необходимо сказать отдельно.

Речь по сути идет о двух типах лени – лени астенической и лени гедонической.

Астенический тип личности переживает лень как физическое препятствие жизни — будто гири внутри: трудно что-либо начать делать, трудно даже думать об этом, а едва начав, трудно продолжить. Только бы отдыхать, и чтобы тебя не трогали.

Такое состояние иногда может быть признаком надвигающейся болезни или ее осложнениями, результатом гипотонии. Слишком большое принуждение может привести к слому. Но нельзя ей излишне поддаваться. Коварное свойство астенической лени — саморазвивающаяся инерция.

Сначала перестаем двигаться, чтобы сохранить силы, а потом их теряем оттого, что перестали двигаться. Такому ребенку надо помочь, и эту помощь должны оказать родители по рекомендации учителя. Их задача – помочь обрести ребенку нужное физическое и психическое самочувствие.

Чем? Правильным режимом, питанием, движением. Наконец, некоторыми правилами, которые изложены в книге известного психолога Владимира Леви «Лекарство от лени».

Гедоническая лень. Она от избалованности, от привычки жить в свое удовольствие. По-видимому, Илюша Обломов с нее начинал. Помощь в этой ситуации возможна, если все взрослые, заинтересованные в воспитании, договорятся о едином подходе. В любом случае в этой тактике важную роль играет императив, жесткое требование, смысл которого заложен в словах «ДОЛЖЕН», «НАДО».

 Назад

Источник: http://www.lyceum8.nnov.ru/nms/virtual%20method/lenivye%20deti/

У вас ленивый ребенок?

Как часто родители жалуются на своих ленивых детей.

Забывая о том, какими сами были в детстве, они требуют от детей постоянной и энергичной деятельности, немедленного выполнения всех распоряжений, высокой активности и постоянной занятости.

А сидящий без дела ребенок, который, не спеша, словно нехотя пытается что-то сделать, забывает, копается, раздражает и вызывает массу упреков в свой адрес.

Безусловно, ленивые дети есть, но ведь есть и ленивые взрослые. Всегда ли именно лень – причина вашего недовольства? Во многом причины кажущейся детской лени нужно поискать в возрасте ребенка.

Если вашему малышу от 3 до 6 лет, и он ходит в детский сад, то большую часть своего дня он проводит в подвижных играх, кроме того, много детей, шум, эмоциональные нагрузки тоже оказывают на него влияние.

И не нужно считать малыша ленивым, если дома у него сниженная активность, если он не спешит убирать свои игрушки или капризничает, когда вы пытаетесь его заставить это сделать.

Для малыша в таком возрасте время, проведенное в детском саду, своего рода работа.

И, как вы за свой рабочий день, он тоже устает, а накопленное за день раздражение и усталость – как раз и причина того, что родители считают ленью.

Дети в возрасте 7-10 лет в силу возрастных особенностей просто не могут заниматься одним и тем же, особенно неинтересным для них, делом больше часа подряд. И стоит задуматься, какие внеклассные занятия есть у вашего школьника? Ведь одной учебой в школе в наше время родители редко ограничиваются.

Дети в этом возрасте начинают посещать всевозможные кружки, секции, заниматься музыкой, иностранными языками и пр. Так что не удивительно, что дома ребенок не хочет садиться за инструмент или твердить иностранные слова – он просто устал, и его нежелание – это не лень, а, скорее, признак переутомления.

Когда ребенок становится старше, то, начиная с 10-11 лет, он начинает активнее общаться, растет круг его интересов и друзей.

И понятно, что детям гораздо приятнее и интереснее общаться, чем разучивать гаммы или заниматься уборкой комнаты.

Потому, чтобы не накалять атмосферу в семье, составьте вместе с ребенком четкий распорядок дня и объясните ему, что, кроме развлечений, существуют еще и обязанности, от которых не свободен ни один человек на свете.

Но случается и так, что ребенок целыми днями сидит дома, и друзей вроде нет, а как что-то сделать — не допросишься. Возможно, это свидетельство того, что у ребёнка появились проблемы. Если он с неохотой ходит в школу, отказывается делать уроки, дерзит, когда его посылают в магазин, — это может означать, что у него не сложные отношения с учителями или другими детьми.

Может быть, одноклассники его обижают или не позволяют учиться в полную силу. А, возможно, у ребенка не складывается взаимопонимание с собственными родителями, то есть, с вами. А это уже очень серьезно, и требует принятия срочных мер. Поэтому так важно разобраться, что же именно происходит с детьми, а уж потом решать, лень это или более глубокие проблемы.

С маленькими детьми, безусловно, проще. Родители часто обращаются к чувствам ребенка и, желая его что-то заставить делать, говорят, что иначе мама расстроится, или папа будет недоволен. Как правило, этот прием срабатывает, поскольку для всех малышей мамы и папы – главные люди в их жизни.

Но гораздо охотнее малыш будет заниматься делами, если в их выполнение привнести элемент игры или соревнования. Это касается и занятий музыкой, и рисования, и уборки. Какие приемы вы будете использовать, зависит от того, что интересно вашему ребенку, на что он больше обращает внимание. Ну и, конечно, от вашего воображения и терпения.

С детьми постарше легче договариваться, если подчеркивать значимость их поступков для семьи, а также обращать внимание на их успехи в заданной работе. Не стесняйтесь сказать ребенку: «Ты делаешь это лучше всех», «Ты мне очень помог, иначе я бы не успела!» «Надо же, как ты быстро научился». С одной стороны, это похвала, с другой — ребенок понимает, что его труд замечен и оценен.

Особенно важно не отбить желание у ребенка что-то делать. Понятно, что сразу не все получается, но будьте терпимы и терпеливы.

Куда как важнее похвалить ребенка за приготовленный пирог, даже, если он не удался, чем отругать за перевод продуктов, иначе желание что-то приготовить в следующий раз у него точно пропадет.

А тактичный совет, как испечь пирог вкуснее, он обязательно учтет в будущем. Ведь, в конечном итоге, важен не пирог, а стремление ребенка что-то сделать самостоятельно, порадовать вас.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него должно быть развито чувство ответственности за выполнение возложенных на него обязанностей.

Если он не сделал того, что должен был, например, не вымыл посуду или не позанимался музыкой, то справедливо будет наказать его, лишив возможности поиграть в компьютерную игрушку или отменить поход в кино.

Но наказание должно быть адекватным провинности, да и злоупотреблять ими не стоит — любой человек возненавидит того, от кого видит только плохое.

Ну и, конечно же, не стоит постоянно говорить о недостатках. Ежедневная ругань и скандалы только испортят ваши отношения.

У ребенка может пропасть желание даже вообще приходить домой, не говоря уже о том, чтобы что-либо сделать.

Читайте также:  6 советов для мам, которым не хватает времени

Более того, если вы с трех лет начнете твердить малышу: мол, он такой ленивый, и только это мешает ему достичь грандиозных результатов — ребенок и вырастет с уверенностью, что он – никчемный неудачник.

Дети воспринимают себя через свое отражение в глазах любимых родителей. И если его постоянно упрекать и ругать, то он перестанет верить, что его любят. А это уже проблема с тяжелыми последствиями и для детей, и для родителей.

Источник: http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2010-07-30-18328.html

Так ли ленивы ленивые дети

ТАК ЛИ ЛЕНИВЫ “ЛЕНИВЫЕ” ДЕТИ?

Вы ни разу не говорили своему ребенку, мол, «какой же ты лодырь!» или «что ж ты за лентяй такой?», ну или что-то в этом роде? Нет? Тогда вы невероятно мудрый и сдержанный родитель. К сожалению, такой сдержанностью обладают не все мамы и папы, особенно когда дело касается учебы или ожидаемой помощи от ребенка по дому.

Но так действительно нельзя говорить! Услышав однажды о себе, что он лентяй, ребенок примет это и не попытается доказать обратное, как родители должно быть ожидают. Это наоборот запрограммирует его на подобное поведение в рамках нормы. Лентяй и лентяй, как скажете…

Раздача таких ярлыков только отдалит ребенка от родителей, отобьет желание не то, что делать что-то, но и даже искренне поговорить. Поэтому давайте сразу, вот прямо сейчас, дадим себе обещание не называть больше наших детей ленивыми, никогда. Это обидно. Это несправедливо. Это неправда.

Потому что лентяев среди детей не существует, есть просто дети, к которым родители еще не нашли свой подход. Как правило, за “ленью” прячется вовсе не лень…

Для начала — и это главное — давайте убедимся, что за симптомами “лени” не скрываются симптомы какой-либо не очевидной болезни.

Далее, анализируя ситуацию, в которой проявилась “лень”, могло ли случиться так, что ребенок не стал проявлять себя из страха перед будущей неудачей? Например, не стал готовить доклад не потому, что лень, а потому что не уверен в хорошем выступлении? Это уже проблема заниженной самооценки или завышенного ожидания.

Возможно, нежелание что-то делать выращено в вашей же собственной семье самим взрослыми.

Если старшие относятся к учебе как к непомерному труду (а ребенок слышит все беседы в ключе “бедный ребенок, столько задают, озверели эти учителя, тут и взрослый-то не справится”), то и ребенок будет учиться с нежеланием, с убеждением, что учеба не может приносить радость.

Или если к такому бытовому моменту как мытье посуды в семье относятся как к неизбежному мучению, то с какой стати ребенок захочет добровольно выполнять эту ненавистную обязанность?

И, наконец, еще одна причина “лени”, весьма распространенная: ребенок просто не нашел еще своего интереса, который бы мотивировал его изнутри, который вызывал бы собственное желание что-то делать, делать больше и лучше, который бы заставлял гореть глаза и доставлял удовольствие от процесса. Ребенок, увлеченный чем-либо по-настоящему никогда не выглядит ленивым, он может быть уставшим, он может быть неготовым оторваться от любимого занятия, он может быть возбужденным от собственного успеха или разозленным на неудачу, но не ленивым.

Я предложила бы родителям, решившим, что нужно как-то “вытрясти из ребенка лень”, в первую очередь помочь ему определиться с миром своих увлечений. Найти тот стержень позитива, на который он будет опираться в своей повседневной жизни. И это поможет ему легче справляться с учебой, охотнее выполнять свои домашние обязанности, в конце концов, поможет чувствовать себя более уверенным.

Перечисленные ниже шаги я предлагаю вам в качестве такой стратегии.

1. Сфокусируйтесь на получении как можно большей информации о мире увлечений вашего ребенка. Они наверняка существуют! Беседуйте с ним целенаправленно уточняя его любимые фильмы, мультфильмы, игрушки, занятия, чем бы он хотел заниматься, почему, что ему нравится и не нравится в самых разных сферах. Соберите эдакое досье на внутренний мир ребенка и попытайтесь его проанализировать.

2. Предположим, вам кажется, что ребенку нравятся танцы, но он не может этого до конца осознать, так как не было возможности попробовать в танцах свои силы (занятые родители, в школе нет танцевальных кружков, нет знакомого тренера.

..). Найдите время и запланируйте ознакомительные посещения танцевальных кружков разных направлений. То же самое — с робкими художниками и музыкантами, дзюдоистами и шахматистами, смотря кого вы подозреваете прячущимся в ребенке.

3. Не критикуйте ребенка, не выказывайте разочарования или раздражения, если у него не получилось что-то или оказалось, как говорится, не его. Пусть он ищет свой мир интересов столько, сколько нужно.

Обычно очень быстро становится ясным, нравится ребенку макраме или компьютерная графика.

Отметьте в своем досье быстро потухшие интересы и проявите внимание к устойчивым и даже упорным склонностям (даже если они вам кажутся странными как, например, мне кажется странной склонность моего сына к созданию костюмов из бумаги).

4. Покажите свой активный интерес к его увлечению, даже к самому маленькому. Активный — то есть, настоящий. “Какая интересная поделка из пластилина у тебя вышла. Научи меня лепить таких улиток…”. “Мне понравился твой рассказ.

Если ты не против, давай вышлем его в детскую газету, мне кажется, он достоин публикации”. “Сынок, какие краски и кисточку лучше взять, чтобы нарисовать осенний лес? Я тоже хочу рисовать как ты”.

“Сегодня я узнала про нового динозавра, такого еще нет в твоей коллекции. Он жил…”.

Ваше активно-позитивное участие в его мире даст ребенку чувство безопасности и уверенности в правильности своего выбора.

Если что-то пойдет не так, он не будет переживать неудачу молча, распространяя “ленивое” поведение, за которым прячется депрессия, обида, невыраженная просьба пожалеть.

И, конечно же, он охотно будет откликаться на ваши просьбы о помощи, ведь будет мотив сделать приятное и вам, как делаете ему приятное вы, поддерживая в любых начинаниях и продолжениях.

Источник: https://roditelidetei.ru/tak-li-lenivy-lenivye-deti-1412866

Как воспитать самостоятельного ребёнка: метод ленивой мамы

Сколько мы слышали смешных и печальных историй о том, как взрослых дяденек и тётенек приводят на собеседование мамы? Как выпускники идут в приёмную комиссию за ручку с бабушкой? Все эти проблемы растут из детства, в котором родители трясутся над детьми, не спят ночами, устают от огромного количества дел.

Анна Быкова уверена: можно обойтись и без бессонных ночей, и без скандалов и капризов. Для этого нужно вырастить самостоятельных детей, таких, которые не будут нуждаться в помощи родителей.

Как быть ленивым родителем

Вообще-то лень при таком подходе — это лукавство. Истинной ленью тут и не пахнет. Воспитание детей, которым не нужен постоянный контроль, требует от родителей огромнейших трудозатрат.

Ребёнок может стать самостоятельным только потому, что приходится. Например, если он всё время предоставлен сам себе и о нём некогда позаботиться. Но такая самостоятельность проигрывает по уровню развития сознательно воспитанной, когда родители делают всё, чтобы ребёнок перестал в них нуждаться как можно раньше.

Разберём основные принципы ленивой мамы.

Никогда не делайте за ребёнка то, что он может сам

Не делать за ребёнка то, что он уже может, — это, по сути, не мешать. Например, в полтора года ребёнок может справиться с ложкой, а в три — одеться, убрать на место игрушки, в пять — разогреть в микроволновке завтрак, в семь — вернуться из школы и самостоятельно делать уроки. Почему ребёнок этого не делает?

Дети на самом деле умнее, чем кажется. И голодный ребёнок не будет отказываться от каши, а уставший не будет засыпать со скандалом. Дело родителей — только помочь: дать кашу, почитать сказку, подсказать, какая на улице погода и что лучше надеть.

Как узнать, что может ребёнок

Поскольку все дети разные, то и сроки развития индивидуальны. Нигде не опубликованы таблицы, в которых указано, в каком возрасте ребёнку можно вручать нож, а в каком — посылать в магазин за хлебом.

Когда руки тянутся сделать что-то за малыша, задайте себе вопрос: почему ребёнок не может сделать это сам? Одно дело — не может физически, потому что не развита моторика, потому что устал, потому что болеет. Тут нужны родительские действия.

Другое дело — не может, потому что не хочет, требует внимания, капризничает. В таком случае нужно поговорить, успокоить, подсказать, но не делать ничего лишнего.

И, наконец, если ребёнок просто пока не умеет, его надо научить.

Учите ребёнка, а не делайте за него

Учить ребёнка нужно по схеме «показать → сделать вместе → дать сделать с подсказкой → дать сделать самому». Причём пункты «сделать вместе» или «сделать с подсказкой» придётся повторять далеко не один раз.

Прежде чем восьмимесячный сын стал правильно сползать с высокого дивана, я разворачивала его в нужную сторону, наверное, раз пятьсот.

В три года достаточно было десять раз показать, как работает швабра, и один раз проконтролировать, чтобы ребёнок с энтузиазмом натирал полы.

В пять лет, глядя, как папа работает бокорезами, ребёнок проскакивает этап «сделаем вместе» и правильно пользуется инструментом.

Зато потом он будет наслаждаться возможностью выспаться в выходные, потому что ребёнок не станет кидаться к маме и папе сразу после подъёма.

Помогите решить задачу, а не решайте за ребёнка

Когда перед маленьким человеком ставят большие задачи, логично услышать в ответ, что он «не может». Как можно нарезать миску салата, когда тут целая гора овощей? Обычные родители нарежут сами, ленивые пойдут другим путём.

Они помогут разбить задачу на более мелкие. Например, сначала нарезать только огурцы, потом — только помидоры, а потом останется только зелень.

Разрешите ребёнку ошибаться

Ребёнок, осваивая новое дело, совершит массу ошибок, даже если занятие кажется взрослому ерундовым. Придётся отыскать внутри себя кнопку, которая отключит критику. Конечно, трёхлетний малыш со шваброй не намоет пол, а разве что намочит его.

Ленивые родители не станут отнимать ведро с водой. Они похвалят ребёнка, поблагодарят за помощь. А пока ребёнок смотрит мультфильм, незаметно вытрут лужи. Ленивые не станут ругать ребёнка за неправильно выбранный в магазине сорт чая или за слишком лёгкую, не по погоде, куртку.

Дайте ребёнку выбор

Чтобы ребёнок был самостоятельным, ему нужно выбирать. Причём выбирать по-настоящему, без обмана. Попросите ребёнка выбрать самостоятельно одежду, в которой он пойдёт гулять. Купить хлопья на завтрак. Решить, как провести выходной и в какую секцию отправиться после занятий.

Придётся присматриваться к ребёнку и доверять ему, быть рядом и подставлять плечо.

Это труднее, чем всё сделать своими силами. Но при таком подходе с каждым днём быть родителями будет легче.

Думайте над каждым «нельзя»

Часть запретов необходима, потому что мы заботимся о безопасности ребёнка. Но иногда за словом «нельзя» стоит забота о собственном удобстве. Проще запретить ребёнку брать в руки лейку, чем научить его поливать.

Поэтому «нельзя» может быть только то, что небезопасно. Например, есть грязными руками или переходить дорогу в неположенном месте.

Если нельзя потому, что вам так удобнее, то счастья ленивого родителя вы не увидите ещё долго.

Заинтересуйте ребёнка

Для ребёнка любой процесс — это игра. Как только он перестаёт играть, заставить его что-то делать можно только с угрозами, наказаниями, запугиваниями и прочей нечистью, которую лучше не тащить в семейные отношения.

Когда ребёнок может что-то делать, но не хочет, заинтересуйте его. Разлил воду? Берём швабру, чтобы драить палубу вашего корабля, как настоящий матрос. Одна и та же игра надоедает быстро, так что придётся напрячь фантазию и предлагать разные варианты.

Мы не можем быть идеальными родителями, но наша задача — сделать так, чтобы ребёнок перестал в нас нуждаться. Этого, пожалуй, хватит.

Конкретные советы и примеры из педагогического опыта есть в книге. Прочитайте и ленитесь с пользой.

Купить на Litres.ru

Источник: https://lifehacker.ru/lenivaja-mama/

Ссылка на основную публикацию